Во сколько мес ребенок должен ползать. Упражнение «достань погремушку»

Ребенок начинает ползать в возрасте 5 месяцев. Обычно он пятится назад, а спустя еще месяц делает попытки ползания с продвижением вперед. Чаще этот навык дети осваивают после того, как научились переворачиваться на бок и живот. Но развитие каждого ребенка индивидуально. Вот почему несоответствие принятым стандартам не является поводом для паники. Скорее всего, кроха догонит сверстников по развитию, но это произойдет несколько позже.

Когда наступает подходящее время?

Когда малыш начинает переворачиваться, он смотрит на мир по-новому. Все вокруг предстает перед ним в новом ракурсе. Умение лежать на животе, опершись на локотки, дает ему возможность тянуться к находящимся рядом предметам. Это стимулирует малыша к попыткам ползания, первые признаки которого заметны еще с рождения. Об этом свидетельствуют врожденные рефлексы. Уложив младенца на животик и подставив ладонь ему под пяточки, можно немного надавить на них. Малыш рефлекторно оттолкнется от ваших рук. Эти неосознанные движения к 3-4 месяцам станут полноценным навыком.

С 5 месяцев дети учатся ползать. Завершается этот процесс примерно к девятимесячному возрасту. Однако, точного времени нет. Это зависит от нескольких факторов:

  • когда ребенок стал держать голову;
  • когда малыш стал переворачиваться;
  • когда стал подтягиваться, чтобы сесть.

Иногда, достаточно редко, дети могут пренебречь одним из этапов на пути к хождению, например, пропустить ползание.

Есть некоторые малыши, которые запаздывают с освоением навыков движения. Но это не зависит от пола ребенка. Девочки не всегда развиваются быстрее мальчиков, а мальчики, наоборот, редко отстают от девочек. Чтобы стимулировать"ленивых" детей, можно сделать им курс массажа. Это укрепит необходимые для данных навыков мышцы и поможет грудничку научиться нужному движению. Но делать это необходимо только после консультации с педиатром, поскольку ребенок должен быть здоров и подготовлен к нему.

Как дети учатся ползать?

Этот процесс осуществляется в несколько этапов в соответствии с развитием и укреплением мышц. Их порядок заложен природой. Некоторые малыши пропускают одну из ступеней, переходя сразу к следующей. Но для этого мускулатура ребенка должна быть хорошо подготовлена. Иначе добиться успеха у него не получится. Бывает, что дети возвращаются к пропущенному этапу - сначала садятся, а потом ползают.

Первый этап начинается с того момента, когда ребенок учится ползать на животе. Этот процесс оттачивается примерно в 5-6 месяцев. Стараясь дотянуться до лежащих рядом предметов, малыш протягивает вперед руки и подтягивается на них, двигаясь вперед или вбок. Если при этом ребенок не подтягивается, а отталкивается – он ползет назад.

В возрасте около 6 месяцев ребенок понимает, что, приподняв корпус, ползать гораздо удобнее. С этого момента он перемещается по-пластунски, отталкиваясь ногами. Это уже следующий шаг к настоящему ползанию на четвереньках.

С 7 месяцев ребенок уже может ползти на ладошках, подтягивая ноги. В это время его движения неуверенные и неловкие, но и это огромный труд для малыша для того, чтобы освоить новые навыки. Мозг старается правильно скоординировать тело ребенка, основываясь на команде вестибулярного аппарата. Потом он дает команду мышцам, и малыш старается ползти на четвереньках.

Из-за того что младенец еще путает, когда нужно передвинуть руку, а когда ногу, он перемещается часто не в ту сторону, куда хочет. А порой и вовсе падает на бок. Но это не мешает ему упорно следовать к своей цели. Со временем малыш учиться правильно чередовать конечности, переходя к перекрестному ползанию, название которого говорит само за себя. Для того чтобы быстро передвигаться, дети одновременно выставляют противоположную руку и ногу вперед. Например, сначала идет пара"правая рука/левая нога", а затем следует"левая рука/правая нога". Малышу не приходится балансировать, поскольку нагрузка на позвоночник распределяется одинаково.

Иногда дети придумывают необычные способы ползания. Так, мальчик или девочка передвигаются сидя, а порой и лежа на спине, помогая себе ногами. Часто малыши ползают вбок, так как им так проще. Необходимо ненавязчиво переучить ребенка ползать правильно.

Можно заметить, как младенец учится ползать даже во сне. Это происходит непроизвольно, поскольку в это время малыши обрабатывают всю информацию, полученную за день, и могут повторять некоторые движения. Именно поэтому необходимо сделать максимально безопасным место его отдыха, чтобы он нечаянно не навредил себе: не упал или не застрял между прутьями детской кроватки.

В девять месяцев ребенок уже достаточно уверенно стоит и ползает на четвереньках. Данный навык подготавливает мышцы ребенка к прямохождению. И уже в период с 10 месяцев малыш способен синхронно передвигать ручками и ножками.

Упражнения

Справиться с нелегкой задачей освоения новых навыков малыш способен и самостоятельно. Но для более быстрого процесса обучения можно делать с ним специальные упражнения. Они помогут укрепить необходимые для ползания мышцы, натренируют вестибулярный аппарат и улучшат координацию движений. Укрепив все необходимые группы мышц, можно быстро научить ребенка ползать.

Когда малыш сможет самостоятельно переворачиваться и уверенно держать предплечья, лежа на животе, можно заниматься с ним специальными упражнениями. Делать это надо каждый день в комфортной обстановке и по мере возможностей ребенка. Упражнения с фитболом хорошо развивают спинные мышцы, подготавливая малыша к ползанию и хождению. Для этого, положив ребенка животом на мяч, следует покачивать его из стороны в сторону. Во время занятия тренируются мышцы корсета. Нужно выполнять, пока малыш не устанет.

Внимание следует уделять и рукам. Вкладывают большие пальцы в ручки ребенка и тянут его к себе, помогая подняться. Кладут его обратно на стол и повторяют упражнение несколько раз. При этом укрепляются не только мышцы рук, тренируется пресс, разрабатываются мышцы спины. Малышу полезно еще и ходить на руках. Держа малыша за животик одной рукой, а другой придерживая спинку, наклоняют его над столом, чтобы его руки едва касались поверхности стола. Дают ребенку передвигать ими по столу, как бы делая шаги. Это помогает малышу быстрее научиться ползать.

Разработать мышцы плечевого пояса можно и при помощи следующего упражнения. Удерживают яркий предмет выше уровня глаз малыша, лежащего на животе. Приподнимаясь и протягивая руки к заинтересовавшей его вещи, он тем самым тренирует мышцы верхних конечностей.

Двигательные навыки неразрывно связаны. Для того чтобы младенец скорее научился ползать, нужно вовремя освоить переворачивание. Делать это следует в 3-4 месяца. Взяв малыша за правую руку и убрав левую ногу под правую, легонько подталкивают малыша влево, заставляя перевернуться на живот. Такое же упражнение делают и в другую сторону. Малыш очень быстро осваивается. Он понимает, как выполнять данное упражнение и правильно двигать ножками и ручками, а потому начинает проделывать его самостоятельно.

Чтобы натренировать ноги, делают малышу упражнение"лягушка". Суть его заключается в освоении врожденного рефлекса, о котором говорилось выше. Запустить его можно, приложив ладони рук к ступням ребенка. Слегка надавив на них, удастся заставить малыша оттолкнуться, уползая вперед. Это следует делать уже с рождения. Тогда неосознанное движение перейдет в сознательный навык.

Освоение двигательным навыком ползания играет огромную роль в развитии малыша. Оно оказывает непосредственное влияние на развитие речи, моторики, полноценную работу мозга. Во время ползания тренируются такие качества, как настойчивость, выносливость и целеустремленность. Когда ребенок освоит ползание, необходимо обезопасить окружающее его пространство, убрав все опасные предметы.

«Топ, топ, топает малыш», – поется в веселой детской песенке. Это событие произойдет примерно через год после появления ребенка на свет, а к тому времени он успеет освоить много других полезных умений.

Прежде чем начать ходить, дети пытаются перемещаться, переползая с места на место. Почему и когда ребенок начинает ползать? Обязательно ли это должны уметь делать все детки?

Когда начинает ползать?

Новорожденный младенец с первых минут жизни начинает познавать окружающий мир. Он рассматривает все вокруг, прислушивается, трогает и пробует на вкус любую вещь, к которой может дотянуться. И вот, когда в зоне досягаемости руки не остается неизученных секретов, естественная пытливость побуждает малыша проявить интерес и к другим предметам.

Этот период активной познавательной деятельности начинается несколько раньше, чем дети учатся ходить. Поэтому, чтобы дотянуться до яркой игрушки или маминого мобильного телефона, малыш пробует двигаться вперед другими доступными ему способами.

Сначала у него начинает хорошо получатся перекатываться на бок и на живот. Потом он сможет, отталкиваясь ножкой или ручкой, развернуться в другую сторону, передвинуться вперед или назад. А когда малыш окончательно поймет и освоит свои новые возможности – он научится ползать в нужном ему направлении.

Обычно первые попытки ползти отмечаются у детей уже с пятимесячного возраста. Самые активные и настойчивые малыши к семи месяцам умеют ползком преодолевать довольно большие расстояния.

Такие данные о том, во сколько месяцев ребенок начинает ползать, нельзя считать нормой, поскольку в младенческом возрасте развитие детей происходит сугубо индивидуально.

Период, когда малыш станет ползать, зависит от нескольких критериев:

  1. Степень развития опорно-двигательного аппарата . Чем быстрее окрепнут мышцы рук и спины, тем увереннее будет чувствовать себя ребенок, опираясь на ручки, и в скором времени начнет ползать.
  2. Степень развития нервной системы . Осмысление принципа передвижения путем переползания – результат напряженной работы головного мозга. К этому моменту у младенца должны быть сформированы нейронные связи, отвечающие за координацию движений, развитие чувства пространства и расстояния.
  3. Особенности развития . Каждый малыш осваивает окружающий мир в своем ритме. Некоторые отдают предпочтения тактильным ощущениям и тогда они раньше начинают ползать. Другие сразу хотят понаблюдать и только потом пытаются потрогать.

Кроме этого, считается, что временной период, во сколько начинают ползать девочки, наступает немного раньше, чем у мальчиков. Также установлено, что недоношенные дети делают это немного позже, примерно в десятимесячном возрасте.

  1. Телосложение . Обычно пухленьким карапузам тяжелее научиться передвигаться ползком, поэтому у них данный процесс может занимать больше времени.
  2. Стимулирование . Создание благоприятных условий для формирования умения ползать может поспособствовать более раннему развитию этого навыка.

Таким образом, нельзя точно спрогнозировать, когда малыш научится ползанию. Нередко бывает, что ребенок в 8 месяцев еще не ползает, а уже начинает учиться стоять, перешагивать от предмета к предмету. У него потребность в перемещении ползком может не появиться совсем.

Способы ползания

Способ передвижения карапуз выбирает сам в зависимости от того, как ему удобнее или как больше нравится. Различают три основные манеры ползать:

  • на животе;
  • по-пластунски;
  • на четвереньках.

Однако младенец не может приподняться, а, наоборот, прижимается животом к полу. Это, скорее, можно назвать сованием.

При таком способе малыш не может быстро перемещаться. Часто, ползая на животе, он движется не вперед, а назад. Умение ползать таким образом хорошо укрепляет мышцы спины и шеи, помогает избавиться от кишечных колик и улучшает работу ЖКТ. О других методах избавления от коликов смотрите в курсе Мягкий животик >>>

Способ, когда ребенок начинает ползать по-пластунски, очень похож на то, как это делают взрослые.


Основные отличия от предыдущей модели ползания заключаются в движении ног. Младенец, лежа на животе, широко расставляет ноги и сгибает их в коленях. А затем, отталкиваясь от пола, выпрямляет ножки и таким образом продвигается вперед. При этом он приподнимается на руках, подтягивая тело.

Ползание по-пластунски помогает формировать у детей навыки чередования движений и является отличной профилактикой дисплазии тазобедренных суставов.

Ползание на четвереньках считается самым сложным способом, ведь ребенок должен удерживать свое тело в приподнятом положении. Кроме этого ему необходимо уметь держать равновесие, координировать свои движения.

«На четвереньках»

Сначала младенец выполняет все движения не очень уверенно, часто стоит на одном месте, покачиваясь вперед и назад. Однако когда он полностью освоит технику ползания на четвереньках, то будет передвигаться довольно быстро. Такой способ очень полезен для формирования изгибов позвоночника, умения правильно распределять нагрузку на тело во время движения и управлять направлением перемещения.

Малыш может сразу научиться самому элементарному способу ползания, а потом перейти к другой технике. Наиболее сложным считается умение ползать «перекрестным» методом.

Отказ от ползания: есть ли повод насторожиться

Умение двигаться ползком очень важно для развития младенца. Если ребенок не хочет ползать, не стоит пропускать это мимо внимания, рассматривая ползание просто как переходный этап между сидением и ходьбой.

Ведь когда малыш начинает ползать, формируются первые признаки самостоятельности, он располагает большей свободой и возможностями.

Кроме этого ползание очень полезно для:

  • тренировки мышц спины и конечностей;
  • формирования скелета и развития опорно-двигательного аппарата;
  • развития координации движений и умения ориентироваться в пространстве;
  • подготовки к прямостоячей ходьбе;
  • улучшения психомоторного развития (при ползании с опорой на ладошки ребенок получает большое количество тактильных ощущений);
  • развития нервной системы, головного мозга.

Умение ползать влияет на развитие полушарий головного мозга, между ними устанавливается прочная взаимосвязь и не наблюдается преобладания одного из них над другим. Дети, научившиеся перемещаться ползком, обладают способностями, как к точным, так и к гуманитарным наукам, имеют творческие задатки.

Невропатологи считают, что период ползания более важен для развития нервной системы ребенка, чем первые шаги.

Также умение ползать положительно влияет на своевременное развитие речи, отсутствие логопедических проблем.

Поэтому при отсутствии у малыша желания ползать в возрасте 8 месяцев, желательно установить причину такого поведения и постараться исправить ситуацию (нужно помнить, что период, во сколько начинают ползать мальчики, может наступить немного позже).

Нежелание двигаться ползком может быть вызвано несколькими факторами.

  1. Проблемы со здоровьем . Может наблюдаться слабость мышц, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, нервной системы.
  2. Темперамент . Дети в разной степени проявляют свою любознательность и активность. Некоторым больше нравится наблюдать, чем пытаться достать и потрогать предмет. Такой малыш не выражает особого интереса к ползанию.
  3. Нахождение в закрытом пространстве . Проводя большую часть времени в кроватке, малыш просто не понимает, что за ее пределами есть большой и интересный мир, который он может изучать.
  4. Ребенку не дают полежать на животе. Выкладывать ребенка на живот специально - не нужно, а вот стимулировать его активность нужно любыми способами.
  5. Вес . Даже полные детки будут стараться двигаться всеми доступными способами. Чаще всего крупный ребенок не ползает на четвереньках, поскольку ему трудно удерживать свое тело.
  6. Нет потребности в ползании . Слишком старательные родители настолько опекают свое чадо, что спешат помогать ему в любой ситуации. У младенца просто нет необходимости пытаться что-то достать, ведь мама услужливо преподносит все, к чему только он проявляет интерес.

В большинстве случаев причина нежелания ползать не является очень серьезной и проблему можно решить. Главное знать, как научить ребенка ползать и проявить немного терпения.

Ползание – это естественный рефлекс , который присутствует у детей с самого рождения, но со временем угасает. Поэтому родителям не нужно пытаться учить своего карапуза ползать. Достаточно создать для него необходимые условия и просто наблюдать за поведением малыша лишь слегка направляя его действия.

Важно помнить! Прежде, чем пытаться учить ребенка ползать, убедитесь, что ребенок развивается нормально, и у него нет проблем со здоровьем.

Помощь родителей должна заключаться в следующем.

  1. Вызывать у ребенка желание ползти:
  • почаще класть его на пол, окружая интересными вещами и движущимися предметами;
  • нужно заинтересовать, поманить его яркой игрушкой или звонкой погремушкой;
  • в процессе попыток научиться ползти важно почаще хвалить ребеночка и подбадривать;
  • в качестве примера для подражания продемонстрировать ему, как нужно ползать.
  1. Развивать опорно-двигательный аппарат:
  • делать укрепляющий массаж (если у ребенка проблемы с физическим развитием следует обратиться к услугам профессионального массажиста);
  • делать с малышом гимнастику (самые простые упражнения нужно начинать делать с первого месяца после рождения);
  • правильно носить на руках.
  1. Учить ориентироваться в пространстве и управлять своим телом:
  • разучивать специальные упражнения (перевороты, «лягушка», и т.д.);
  • занятия с фитболом, упражнения с валиком (наиболее эффективный способ, как научить ребенка ползать на четвереньках);
  1. Обеспечить соблюдение мер предосторожности и гигиенических требований:
  • класть малыша на чистый пол, покрытый ковриком или пледом (не нужно учить ползать по кровати или стелить матрас на полу);
  • убрать предметы, которые малыш может стянуть на пол, укоротить длинные шторы;
  • убрать мелкие и острые предметы;
  • убрать шнуры от электроприборов, сетевые удлинители и переноски;
  • одевать младенцу одежду, которая не будет стеснять его движений.

Соблюдение всех этих пунктов в скором времени приведет к положительным результатам. Самое главное для родителей – понять: чтобы начать ползать, малыш должен сам этого захотеть, а от обычных тренировок никакого эффекта ждать не стоит.

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

Когда ребенок начинает ползать

В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

— от чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,

— в чем его значение ползания в развитии младенца.

Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

Какой должна быть поверхность для ползания

Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :

1) они новые или явно привлекательные для малыша,

2) игрушка должна быть устойчивой,

3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

— Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

После этого сделайте небольшую паузу.

Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

— Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

— Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

— Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

— Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

— В случае повышенной утомляемости ребенка.

В продолжении этой статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Педиатры утверждают, что ползание – очень важный этап в развитии детей. Ползание разрабатывает мышцы спины и укрепляет позвоночник, подготавливает малыша к вертикальному хождению. Давайте узнаем, когда ребенок начинает ползать, и как подготовить грудничка к этому этапу.

Чем полезно ползание

  • Укрепляет позвоночник, мышцы ног, рук и спины;
  • Формирует естественные изгибы позвоночника, которые помогут в дальнейшем выдерживать нагрузку при нахождении в вертикальном положении;
  • Помогает устранить нарушения в работе опорно-двигательного аппарата естественным путем. К таким нарушениям относятся кривошея, асимметрия в теле, повышенный или пониженный тонус;
  • Развивает координацию, что позволит выполнять различные движения. Кроме того, развитая координация поможет чувствовать ритм, сохранять равновесие и ориентироваться в пространстве;
  • Развивает интеллект. Чем активнее и мобильнее малыш, тем лучше кровоснабжение и эффективнее работа мозга. Кроме того, движение влияет на развитие речи ребенка, так как оно обеспечивает связь между полушариями;
  • Дает ребенку свободу в передвижении и уверенность в силах, ведь ползание – самостоятельный и осознанный процесс с выбранным направлением и целью.

Когда грудничок начинает ползать

Многих родителей волнует, во сколько месяцев ребенок начинает ползать. Этот процесс наступает постепенно и не ранее трех месяцев. Трехмесячный карапуз учится переворачиваться, поэтому в этот период кругозор малыша становится шире. Он замечает игрушки или интересные предметы, пытается дотянуться до вещи и даже делает первые попытки подползти.

В 4-5 месяцев малыш уже может подползать к интересующим предметам на животике. Причем делают дети это по-разному. Одни ползают по-пластунски, другие – назад и вперед, а третьи – вбок. А вот ползание на четвереньках малыши осваивают только после полугода. Кстати, именно передвижение на четвереньках педиатры считают настоящим полноценным ползанием.

Во сколько дети начинают ползать, зависит от индивидуального развития каждого ребенка. Некоторые ползают на четвереньках уже в 5-6 месяцев, но чаще это происходит в 7-8 месяцев. Позднее ползание часто встречается у крупных малышей и детей с лишним весом. Подробнее о норме веса для детей до года, читайте . В любом случае, грудничок не будет ползать, пока мышцы не окрепнут в достаточной мере.

Ни в коем случае не пропускайте этап ползания и не поощряйте попытки малыша сразу встать на ножки и идти! Это может привести к серьезным проблемам в функционировании позвоночника, мышцах и связках спины. Дайте ребенку свободу и пространство для ползания, откажитесь от манежа и ходунков. Ходунки могут вовсе навредить ребенку, ведь действие этого изделия сравнимо с костылями.

Если ребенок так и не ползает на четвереньках к 9-10 месяцам, обратитесь к педиатру! Такое поведение не говорит о каких-то серьезных отклонениях. Врач просто подберет подходящие упражнения и массаж, чтобы малыш быстрее освоил ползание.

Упражнения

Выкладывание на живот с первого дня жизни – главное условие того, чтобы малыш начал ползать по-пластунски. Так он наберет силы и освоит полезные навыки, а уже потом научится стоять на четвереньках и ползти соответствующим образом. Когда ребенок научился переворачиваться со спины на живот и обратно, ненадолго приподниматься на ручках и держать при этом голову, с малышом делают специальные упражнения:

  • Для детей, которые еще не полностью освоили перевороты, используют следующие упражнения. Большой палец одной руки вкладывают ладошку малыша и крепко сжимают кисть. Затем тело ребенка направляют на переворот, а второй рукой придерживают ножку, чтобы перевернуть таз;
  • Упражнения с использованием фитбола (большого мяча) развивают мышцы спины. Кроме того, они облегчат , если они еще не закончились. Для выполнения задания малыша кладут на мяч животом вниз и придерживают в области подмышек. Пока мяч слегка покачивается, ребенок научится выгибать спину и напрягать мышцы, которые нужны для ползания;
  • Упражнение “лягушка” заключается в том, что ножки ребенка обхватывают за голени, когда тот лежит на спине. Ножки плавно сгибают в позу лягушки и плавно разгибают обратно. Затем переворачивают грудничка на живот, чтобы он попробовал оттолкнуться согнутыми ногами от сложенных ладоней взрослого человека и продвинуться вперед;
  • Гимнастика для рук укрепит мышцы не только рук, но и спины. Малыш лежит на спине, а взрослый берет его за руки. При этом важно, чтобы ребенок крепко схватил большие пальцы взрослого. Затем нужно плавно поднять ручки вверх и отпустить, развести руки в стороны и скрестить на груди. Повторите упражнения два-три раза.

Занятия с ребенком нужно проводить только ласково и спокойно. Не кричите и не ругайте малыша, если у того что-то не получается! Во время занятий важно соблюдать правила безопасности, чтобы случайно не навредить грудничку. В доме должно быть чисто, ведь пыль и шерсть домашних животных часто вызывают аллергию у грудничка. Кроме того, шерсть и мусор могут просто оказаться у малыша во рту.

В помещении не должно быть открытых розеток, для этого используйте специальные заглушки. Спрячьте электрические шнуры на полу и уберите острые предметы, которые находятся по близости. Закройте батареи отопления и задвиньте ящики, проверьте мебель на устойчивость. Для полной безопасности можно использовать накладки на углы и блокираторы для дверей. Если малыш ползает на кровати, внимательно следите за тем, чтобы он не упал. Не оставляйте его одного!

Массаж

Кроме упражнений педиатры часто рекомендуют делать лечебный массаж. Конечно, такую процедуру следует доверять только профессиональному детскому массажисту! Но мама может сделать малышу легкий общеукрепляющий массаж и в домашних условиях. Массаж укрепляет кости и мышцы, улучшает кровообращение и нормализует тонус, повышает иммунитет и формирует положительный эмоциональный фон.

Перед массажем обязательно помойте руки, снимите кольца и подстригите ногти, чтобы не поцарапать нежную кожу младенца. Заранее подготовьте пеленальный столик. По желанию можно использовать детское гипоаллергенное массажное масло, но педиатры рекомендуют в первые полгода обходиться без специальных средств. Ни в коем случае нельзя брать ароматические масла и присыпки, так как они нередко провоцируют аллергическую реакцию! Кроме того, такие средства забивают поры и нарушают дыхание кожи.

Проводя параллель между животным миром и миром людей можно сделать заключение, что человеческий детеныш, пожалуй, самое беспомощное создание в мире. Связанно это со способностью человека к прямохождению, а именно с особенностями строения позвоночника, ведь, чтобы заслужить такую привилегию ходить прямо необходимо иметь хорошо развитую мускулатуру и навыки которые развиваются постепенно в течение первого года жизни. В период развития малыша этап, когда ребенок начинает ползать, является одним из самых важных для укрепления мускулатуры спины и развития его мозговой деятельности. Именно ползание позволяет ребенку делать новые открытия, и само-совершенствоваться в своих достижениях.

Многие родители совершают ошибку, ограничивая дитя в его стремлениях ползать, мотивируя тем, что это опасно и пересаживают в ходунки, тем самым создавая дополнительную нагрузку на осанку и тазобедренные суставы. Несомненно, стремление к тому, чтобы ребенок поскорее начал , это хорошо, но и пропускать этап ползания, ни в коем случае не следует.

Рефлекс ползания, отмечается у новорожденных сразу после рождения. Если перевернуть ребенка на животик и предоставить ему под пяточки опору в виде своих ладоней, он начинает отталкиваться и продвигаться вперед. Такие движения еще не осознанны и производятся рефлекторно без участия мозговой деятельности. К трем, четырем месяцам такой рефлекс исчезает .

После трех месяцев дети проявляют способности к самостоятельному переворачиванию со спины на живот, в этот период многие уже начинают , что способствует развитию мускулатуры спины и брюшных мышц. Период, когда дети начинают ползать напрямую зависит от того , и проявлять интерес к окружающему миру.

Первые попытки могут проявляться в пять шесть месяцев. С каждым месяцем мышцы все больше развиваются, самостоятельно перебирать в руках предметы и дотягиваться до игрушек происходит развитие синхронизации движений и активное развитие моторики. Движения становятся все более осознанными, а не произвольными. К семи месяцам малышу становиться не достаточным, ограниченное пространство и он проявляет первые попытки передвигаться по-пластунски. Полноценное же ползание на четвереньках у большинства детей начинается в 8-9 месяцев.

Различают следующие этапы ползания

До того, как ребенок начинает полноценно передвигаться на четвереньках, ему необходимо пройти несколько этапов, которые способствуют закреплению приобретенных навыков.

  1. Ползание на животе. На этом этапе малыш передвигается за счет подтягивания туловища, опираясь на руки. Основная нагрузка идет на сгибающие мышцы рук и локтевые суставы.
  2. Промежуточный этап, в котором участвуют ноги, которые до этого являлись просто балластом. Ребенок начинает по-очереди подтягивать к рукам сначала одну потом вторую ногу стоя на коленках и опираясь на ладони. В этот период многие дети начинают передвигаться задом наперед, отползая в обратном направлении, или совершать неуверенные, но правильные движения, с задействованием перекрестных движений ног и рук.
  3. Третьим этапом можно назвать уверенное передвижение на четвереньках, когда движение одной руки вперед сопровождается перекрестным движением ноги, при этом все движения производятся четко и слажено.

Какие можно применять упражнения

В ребенке природой заложено стремление к развитию и познанию окружающей среды, это то, что заставляет малыша преодолевать трудности и неустанно тренировать свое тело. Чтобы помочь ему поскорее научиться ползать, можно выполнять с ним некоторые упражнения направленные на улучшение координации движений и умения управлять своим телом.

Упражнения на развитие мускулатуры рук

  • Очень полезна ходьба на руках. Для этого выкладываем малыша на сгиб своего локтя, фиксируя другой рукой, и держим под небольшим уклоном над столом. Ребенок начинает искать опору руками, передвигая ладонями.
  • Малыша выкладываем на живот, яркую игрушку подвешиваем на уровне чуть выше его глаз. Малышу, для того, чтобы до нее дотянуться, придется делать упор на одну руку, а второй захватить игрушку.

Занятие на фитоболе

  • Выкладываем малыша на мяч, спинкой вверх, придерживая за подмышки. Легко покачиваем мяч взад – вперед, при этом спинка малыша начинает немного выгибаться, укрепляя мышцы необходимые для процесса ползания.
  • Не меняя положения на мяче, перехватываем ребенка за стопы одной рукой, и придерживаем спинку второй. На пол выкладываем игрушку, и опускаем ребенка на мяче так, что бы он пытался дотянуться до нее, передвигая ручками.

Упражнение ходунки

Это упражнение способствует закреплению навыков ползания на коленях. На открытом пространстве, лучше на полу выкладываем высокий валик или подушку. Укладываем ребенка грудью на подушку, а колени в согнутом состоянии ставим на пол. Становясь с противоположного конца подушки, понемногу подтягиваем ее к себе, при этом малыш вынужден передвигать коленями, поспевая за своим туловищем.

Упражнение лучше делать на нескользкой поверхности или надеть защитные наколенники для ползания.

Провоцируем малыша к ползанию

Нежелание ребенка ползать можно объяснить природной апатичностью, или неблагоприятной обстановкой в семье. В то же время данное действие является естественным процессом на пути к становлению личности и, ограничивая ребенка в возможностях проявить свои способности, мы наносим непоправимый вред его развитию .

Для того чтобы у ребенка была возможность безопасно ползать, почаще выкладывайте его на ровное открытое пространство, лучше пол, покрытый теплым пледом или одеялом, который не собирается в ком при движении. Для стимуляции ползания необходимо заинтересовать его яркими предметами, игрушками, главное, что бы объектов желания не было слишком много.

Сконцентрируйте его внимание на чем-то одном, провоцируя к ползанию.

Если игрушек будет слишком много, ребенок может просто растеряться, и остаться на месте, созерцая их на расстоянии.

Хорошо действует метод собственного примера, покажите, как легко можно передвигаться по пространству стоя на четвереньках. В то же время можно посмотреть на мир глазами ребенка, а заодно и приметить небезопасные в процессе такого вида передвижения предметы, которые вы раньше не замечали.

При каждом новом продвижении крохи, одобряйте его словами и всячески подбадривайте, это, несомненно, придаст ему уверенности и рассеет все страхи, если таковые имелись.