Свадебные обряды древней руси, которых уже нет. Как проводился свадебный обряд на руси

С древних времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и самобытных. В них проявляются этнические и религиозные особенности, традиции того или иного народа. Ведь день свадьбы - это начало новой жизни для молодых, создание новой семьи для общности людей.

К сожалению, сегодня многие свадебные обряды и традиции на Руси позабыты, хотя интерес к ним в последнее время возрождается.

Древние летописи свидетельствуют о том, что общепринятых свадебных традиций изначально не существовало, у разных племен были и обычаи разные. Поляне, например, очень уважали святость брачных уз, супругам вменялась в обязанность сохранение мира в семье, взаимоуважение. А вот у древлян и северян можно было просто похитить понравившуюся девушку в своем или другом племени и без каких-либо обрядов жить с ней, причем и в полигамном браке.

Постепенное объединение племен в единое государство сближало и их традиции, в том числе и свадебные. Вплоть до крещения Руси все сферы жизни древних славян были пропитаны язычеством, и свадебные обряды не были исключением: у языческих божеств вымаливали расположение к новой семье, танцевали вокруг костров, обливались водой.

С крещением Руси начали зарождаться и новые обычаи, что существенно отразилось и на порядке проведения свадьбы, но на протяжении многих веков, вплоть до наших дней, отголоски язычества ещё слышны в русских обрядах и традициях. Произошло слияние двух верований, что создало своеобразную, характерную только для Руси, культуру.

Главная перемена в обряде бракосочетания состояла в необходимости освящения брака церковью. В остальном свадьба носила былой характер: массовые гуляния, развлечения, «пир горой», нередко длившийся 3-4 дня. К XVI веку на Руси сложился порядок проведения свадебного обряда, который четко регламентировал роль каждого его участника, свадебную одежду, этапы свадьбы и даже подаваемые на стол блюда.

Свадебные русские обряды были религиозно-магическими действиями, призванными подарить новой семье здоровье, достаток, гармонию в отношениях, детей. Кроме того, одной из главных задач такого обряда была защита молодой пары от сглаза и порчи, поскольку полагалось, что именно в этот день она наиболее уязвима. Охранять молодоженов были призваны как люди, так свадебные атрибуты. Так, фата невесты должна была скрывать ее от злых духов. Друг жениха и подружка невесты должны постоянно находиться с ними рядом, чтобы «запутать» духов. Свадебные обряды овдовевших людей уже проходили в более упрощенном порядке.

Традиционно самым подходящим для свадьбы временем на Руси считались осень и зима. Это было время, свободное от сельскохозяйственных работ. Весной и летом заключались лишь браки по обстоятельствам, например, беременность невесты, а в мае браки вообще почти не заключались.
Кроме того, подходящих для свадьбы дней было не так много: венчание запрещалось в пост, на Масленицу, Пасхальную Седмицу, Святки, накануне православных двунадесятых праздников, а ещё накануне среды, пятницы и воскресенья, в день, предшествующий перед престольными праздниками того храма, в котором планировалось совершить Таинство венчания.

Подготовка к свадьбе

Готовились к браку с первых лет жизни: девочки учились вести хозяйство, готовили приданое. Свадебный обряд на Руси обязывал невесту преподнести в день свадьбы каждому родственнику жениха в дар полотенце, жениху - вышитую рубаху и кальсоны, а его матери - три рубашки, отрез на сарафан, платок на голову.

Невест выбирали на смотринах, которые устраивались во время весенне-летних гуляний или престольных праздников. Выбирали невесту родители жениха, согласуя выбор со всей родней, мнения парня обычно не спрашивали. Без благословения родителей браки заключались крайне редко, считались несчастливыми и осуждались общественностью.

Поскольку обычно девушки не имели права на выбор, они часто прибегали к гаданиям, стараясь предугадать, каким будет их суженый, когда будет свадьба. Гадали чаще всего на святки или на Покров день, - по снам, зеркалу, отражению в воде, на свечах.

Возвращаясь к свадебному русскому обряду, скажем о том, что после того, как родственники жениха согласовали кандидатуру невесты, они выбирали посредника, - сваху или свата, шустрых на язык односельчан, умевших улаживать подобные дела.

Сватовство

День, время и путь сватов, держали в тайне. Обряд сватовства был обставлен множеством магических действий. Переговоры велись либо с отцом невесты, либо с её старшим братом или матерью. На второе, «официальное» сватовство родители невесты уже ждали сватов и готовили стол, зажигали свечи и лампады. Если родители невесты соглашались на замужество дочери, составлялся брачный договор – «рядная запись», оговаривающая весь круг вопросов, имеющих отношение к заключаемому браку.

Невеста давала жениху залог, - платок, имевший большую правовую силу. Через несколько дней после этого отец невесты или её старший брат приходили в дом жениха для осмотра его хозяйства.

Если родители невесты оставались довольны осмотром хозяйства жениха, они приглашали его родителей на смотрины в доме невесты. Для девушки это было первое свадебное испытанием. Её наряжали, на лицо набрасывали покрывало. Сватья заводила с ней беседу, нередко девушку заставляли продемонстрировать свои умения, заставляли пройтись, проверяя, не хромает ли она, отец жениха мог посмотреть на ее лицо. Если он целовал девушку в обе щеки, это был знак того, что девушка понравилась.

В этом случае смотрины заканчивались «пиром хмельным». Вскоре устраивали сговор, во время которого заканчивалось составление рядной записи, и устанавливались сроки венчания. Сговор имел юридическую силу, он завершался обрядом рукобития: отцы молодых били рука об руку, затем подавали руки, обернутыми платками, друг другу руки, а затем обменивались деловым рукопожатием. Затем они обменивались пирогами, обнимали друг друга с пожеланиями: «Будь ты мне сват да нова родня».

Обручение

За рукобитием шёл обряд обручения (или богомолья), в это время молодые троекратно целовались, затем обменивались кольцами. Обручение подкреплялось запоем или пропоем, - совместным пиршеством. Невеста в это время раздавала будущим родственникам приготовленные подарки (полотенца, рубахи, полотенца), угощала гостей вином, кланяясь им до земли. После сговора невеста нарекалась «сговоренкой».

С этого момента она не выходила из дома, оплакивала свою девичью жизнь. Жених, наоборот, дома не сидел, каждый день наведывался в дом невесты с подарками. Вечер накануне венчания назывался «девичником», невеста прощалась с семьей, девичьей жизнью, свободой. Звучали её причитания и печальные песни подружек. Одновременно совершался обряд расплетания девичьей косы. Вплетенную ранее в косу ленту девушка отдавала подружкам. С причитанием подружки провожали ее в баню, где парили присланными женихом вениками.

Венчание

В старину обряд венчания, который обычно проводили вечером, называли Судом Божьим. С утра подружки невесты снаряжали виновницу торжества: умывали, одевали, навешивали украшения. В воду для умывания клали серебро. После этого невесту усаживали под иконы, пели ей свадебные песни. Затем, когда к приезду жениха всё было готово, невесте на голову возлагали символ девичества – венец и торжественно выводили под руки две свахи.

Впереди шли женщины-плясицы, за ними следовали каравайники, затем свечники с массивной венчальной свечой. Далее несли обручальные кольца. Гости рассаживались за столом, и сваха просила родителей благословения невесту крутить и чесать, затем снимала с неё покрывало и венец, расчесывала гребнем в меду невесту, скручивала ей волосы и надевала кику, после чего снова накрывала невесту покрывалом. Во время этого обряда свечники держали кусок материи между женихом и невестой. Пир продолжался.

После третьего блюда сваха просила родителей благословения, и молодых везли в церковь. Гости вставали, родители невесты держали в руках образа. Новобрачные кланялись священнику, родители невесты передавали ее жениху. Отец ударял невесту плетью. приказывая слушаться мужа, и передавал новобрачному эту плеть.

После венчания покрывало с невесты снимали. Весь обряд венчания сопровождался массой сложившихся в народе веками примет: кто выше свечу держит, кто первый ступит к аналою и т.п.
При выходе из церкви молодоженов осыпали семенами конопли и льна.

Родители жениха встречали их у околицы или ворот дома, свекор - с иконкой, а свекровь - с хлебом-солью. Хлеб разламывали над новобрачными на 2 половинки. Молодые кланялись родителям в ноги, а те благословляли их. Пара трижды обходила вокруг свадебного стола, затем начинался свадебный пир.

Свадебный пир

Молодые за свадебным столом ничего не ели, не пили, а лишь принимали поздравления. Когда к столу выносили третье блюдо, молодых выводили в сенник, к брачному ложу.

С уходом молодоженов пир разгорался, - накрывали «горный» стол, к которому обычно подъезжали гости со стороны невесты. За ночь молодых несколько раз бесцеремонно поднимали с постели, выводили к гостям, которые не прекращали веселья.

Ранним утром молодых снова будили. Их одевали и провожали к столу, где продолжалось веселье. Правда, это уже был, как у нас сейчас принято говорить, «сладкий стол». Немного погодя, поскольку хмельным гостям было уже не до молодых, те, не выспавшиеся и усталые, могли незаметно покинуть застолье и уйти отдыхать.

В этот же день молодым готовили обрядовую баню. Мыться их провожали с песнями, разметая дорогу вениками. В бане сваха проверяла рубашку новобрачной для обнаружения следов девства. Часто факт невинности молодой демонстрировали и односельчанам.

На третий день свадьбы молодой устраивали испытания, - она должна была показать свои умения работницы и хозяйки. Молодая жена топила печь, мела полы, готовила обед, а гости должны были ей всячески мешать.

Традиционно русская свадьба длилась три дня.

Свадьба – это всегда радостное событие в жизни каждой влюбленной пары. Этот день связан с моментом создания новой семьи. На сегодняшний день у всех разные взгляды на это событие: кто-то предпочитает отметить на современный лад; кто-то хочет уединения и отправляется в отдаленные уголки Земли, чтобы связать себя узами брака с любимыми; кто-то думает о рациональности и просто «расписывается» в ЗАГСе; последняя же категория молодоженов пытается соблюсти все тонкости данного праздника и поэтому следует всем существующим традициям (выкупы, кража невесты и т.д.). А какие же на самом деле существовали традиции на Руси, и соблюдает ли их нынешняя молодежь?

Кто был инициатором свадьбы на Руси

В настоящее время свадьба состоится по обоюдному желанию двух людей – мужчины и женщины, и довольно сложно представить ситуацию, когда молодую девушку заставляют выходить замуж за нелюбимого мужчину. Представили? А теперь давайте узнаем, как же было все на самом деле.

Старшие по возрасту, т.е. родители, имели больше прав на своих детей, нежели сегодня. Так и вопрос замужества (женитьбы) напрямую зависел от них. Слово «сватовство» пошло еще с тех времен, когда ребенок уже становился взрослым, и родители начинали «присматриваться» к парням (девушкам), которые могли бы потенциально стать мужем (женой) для их ребенка. Зачастую инициатива исходила от родителей жениха – если им понравилась девушка, то они шли договариваться с родителями девушки (невесты).

Если обе стороны все устраивало, то они договаривались о свадьбе. Мнения брачующихся людей никто не спрашивал. Нередко были случаи, когда девушка была влюблена в одного мужчину, но была вынуждена выходить замуж за другого. Угрозы родителям, просьбы о любимом (любимой), побеги редко увенчивались успехом. Браки без одобрения со стороны родителей заключались крайне редко. Право выбора имели только взрослые мужчины, которые искали себе спутницу жизни. Такой спутницей могла стать даже очень молодая девушка, которая совершенно не желала себе мужа-старика. Свадьбу на Руси играли совершенно без согласия на то молодоженов.

Какие традиции, связанные со свадьбой, существовали на Руси

Должно быть всем известно, что раньше заключение брачного союза происходило преимущественно в церкви, а не в ЗАГСе как сегодня. Поэтому и свадьбой, заключением брачного союза считалось венчание. Союз перед Богом и перед людьми заключался священником в присутствии всех приглашенных гостей.

Перед поездкой в церковь, жениха с невестой сажали на меха. Это делалось с целью привлечения богатства и достатка в создающуюся семью. Сваха расчесывала невесте волосы, предварительно смачивая расческу (в то время гребень) в вине либо в крепком меде. После этого, молодоженов осыпали зерном с деньгами или хмелем, тем самым привлекая к ним жизнь в достатке. Далее брачные свечи зажились церковной свечою.

В церковь с собою привозили хлебное вино, которое было нужно для церемонии, когда жених и невеста должны были испить его (традиция идентична современному венчанию в церкви). Согласно обряду жених и невесты должны трижды испить вина из поданного священником бокала. После третьего глотка, жених должен был бросить бокал на пол и топтать его. Брачные свечи после свадебного дня ставили у изголовья кровати новобрачных вместе с горсткой пшеницы. Эти свечи оставались там в течение целого года.

Брачное ложе новобрачных обустраивалось тоже согласно традициям. Помещение, где проходила первая брачная ночь молодоженов, носило название сенник. Сенник предварительно убирался и обустраивался по-особенному: в обязательном порядке на стенах вешались иконы, по углам втыкались стрелы, на которые в свою очередь вешались куница либо соболь. Лавки были уставлены чашами с медом. Само же брачное ложе выстраивалось на 21м снопе. Перед тем как молодожены уходили в отведенное для них помещение, они слушали наставления посаженного отца.

Во время самой свадьбы или как в те времена говорилось свадебного пира, молодоженов ограничивали в выпивке и еде. Они могли лишь пригубить вина из одного бокала и закусить одним куском пирога. Связано это с тем, что молодожены в первую брачную ночь должны были начать заводить потомство. Жених в свадебный день должен был держать невесту за руку, иначе ему предрекались неприятности.

Утром, после брачной ночи, в сенник приходили старейшины и проверяли простыни новобрачной, чтобы проверить ее непорочность. Если же выяснялось, что невеста (уже жена) не девственница, то дружка (в настоящее время свидетель) брал стакан с вином, на дне которого была дырка. Эту дырку он затыкал пальцем, и, поднеся стакан к матери невесты, он отпускал палец, и она соответственно обливалась. Таким образом, высмеивали семью невесты и стыдили ее саму.
После свадебного дня новобрачных вели в баню. Туда жениху теща передавала платье, а позже кормила кашей.

Таким образом, свадьба на Руси состояла из трех частей: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. А давайте сравним, чем отличается современная традиционная свадьба в России?

Свадьба в России: традиции или пережитки прошлого

В России конечно во многом отличается от свадьбы в прошлом, однако многие «отголоски прошлого» все же существуют. Многие сегодня считают «не модным» соблюдать традиции, особенно, когда это касается свадьбы. Но все же, несмотря на все предрассудки, сегодня еще остались такие молодожены, которые готовы соблюдать свадебные традиции.

Начнем с предсвадебного этапа. В современном мире еще осталось так называемое «сватовство», когда родители жениха и невеста знакомятся. Происходит это обычно еще задолго до свадьбы, когда влюбленная пара решила познакомить своих родителей и рассказать о своих намерениях пожениться. Этот вечер знакомств в народе принято называть сватовством. Родители знакомятся, узнают интересующие их вопросы о семьях, говорят о своих детях (молодоженах) и обговаривают детали предстоящей свадьбы. После «ознакомительной» встречи, родители со стороны жениха и со стороны невесты могут встречаться для решения «свадебных вопросов».

Другие традиции, которые многие соблюдают перед свадьбой: покупка нарядов по раздельности (жених не должен видеть невесту в свадебном платье до свадьбы), невеста в предсвадебную ночь должна ночевать в родительском доме (отдельно от жениха) и другие.

В свадебный день также существует множество традиций: выкуп невесты, обувь невесты должна быть обязательно закрытой, украшение машины, поедание каравая, битье бокалов на счастье, запуск голубей, повязание ленточек и вешание замочков, бросание букета и повязки и т.д. Осыпание пшеном и монетками – это та традиция, которая пришла в современность еще с давних времен. Это основные традиции, которые соблюдаются современными молодоженами.

Свадьба издревле считалась самым главным событием в жизни. Православие не предусматривает возможности развода, поэтому женились люди лишь один раз. И хотя наша религия продвигает целомудрие и воспевает непорочность, во время празднования молодежи разрешались некоторые веселые вольности.

В дохристианскую эпоху обряд женитьбы символизировал расцвет природы и плодородие. После Крещения Руси некоторые языческие элементы сохранились, к ним добавились новые традиции. И в богатых семьях, и у простых крестьян, решение важного вопроса выбора спутника жизни главы семейств оставляли за собой. Но не все было так плохо. Молодые понимали сложившийся порядок и находили свои способы склонить отца к выбору полюбившегося суженного или суженой.

Русская свадебная традиция

Во все времена обряд женитьбы делился на несколько частей, растянутых во времени. Каждый этап требовал не только определенных слов и действий, но и других обязательных атрибутов – костюмов, подарков, украшения помещений или средств передвижения. Основные этапы:

  • Обручение
  • Подготовка
  • Свадебный поезд
  • «Покупка» невесты
  • Гуляние и пир
  • Второй день свадьбы – блинный

Весь процесс занимал от одной недели до трех месяцев. У крестьян даты расставлялись в соответствии с церковным и сельскохозяйственным календарями. Участие принимали не только родственники, но и друзья жениха и невесты.

Особенной красотой, торжественностью и великолепием отличался центральный этап – венчание.

Свадебные костюмы

Важная роль отводилась одежде участников церемоний. Главные цвета – красный и белый. Красный символизировал мужскую силу и богатство, а белый – женскую чистоту, непорочность и красоту. Тканые вещи украшались причудливой вышивкой с символическими узорами.

Интересно, что в Древнем Риме и Средневековой Европе красный цвет одежды могли позволить себе только очень богатые люди. Краситель добывался из раковин средиземноморских моллюсков и стоил дорого. На Руси красная краска делалась из кармина, вещества, добываемого из насекомых кошенили. Поэтому русская невеста, даже из бедняков, могла позволить себе шикарный наряд красивого, темно-красного цвета.

Наряд невесты

Молодая обувала на ноги сандалии, лапти или шерстяные валенки, в зависимости от сезона. Ближе к началу ХХ века часто стали использоваться кожаные сапожки.

Под одежду невеста надевала рубаху из домотканого полотна. В те времена еще не существовало нижнего белья, его функции выполняла эта деталь гардероба. Повседневные рубахи были простыми и грубыми. Другое дело – свадебная. Невеста начинала украшать и вышивать свои наряды еще до того, как определялась дата венчания. Чаще всего применялись нитки красного и желтого цветов.

На рубаху надевался сарафан – платье с лямками, не без рукавов. Он мог состоять сразу из нескольких частей и обычно имел клиноподобную форму. Портные в те времена не уделяли внимания женской талии, самое узкое место сарафана находилось вверху, в районе груди. А самое широкое – у земли. Цвет почти всегда был красным, в редких случаях – белый или черный с обилием разноцветной вышивки.

Поверх сарафана надевали передник, который служил своеобразной «визиткой» невесты. Девушки тратили годы на украшение его вышивкой. Весь костюм стягивался одним или несколькими поясами.

Отдельно стоит отметить головной убор новобрачной. Практически во всех регионах России женщины носили кокошники. Могла отличаться только форма или декоративные элементы. По традиции, невеста должна была снять кокошник только перед своим будущим мужем, на церемонии венчания. Священник возлагал на склоненные головы молодоженов венцы и начинал обряд. В разных губерниях кокошник называли сорокой, кичкой, повойников. Но суть всегда была одна и та же – твердый околыш и цветастая ткань, украшенная бисером.

Наряд жениха

Если в западных странах молодой надевает невзрачный костюм и теряется в пестрой толпе, то на русской свадьбе его одежда выделяется сред других. Главный элемент – красная рубаха или косоворотка. В холодное время года ее мог заменить кафтан того же цвета. Часто для пошива костюма использовалось не грубое сукно, а тонкая и изящная льняная ткань. Рубаха жениха тоже украшалась вышивкой, но в меньшем количестве, чем у невесты. Чаще всего тонкий слой вышитой ткани покрывал только ворот. Богатые люди зимой надевали шубы.

На ноги жених надевал штаны или как говорили на Руси – портки, часто черного цвета, и сапоги. Нижняя часть мужского костюма не имела особого значения.

Головной убор жениха – обязательно шапка, вне зависимости от сезона. Меха всегда стоили дорого и являлись признаком достатка. Поэтому жених мог надеть меховую шапку, украшенную бархатом или жемчугом, даже летом. Простые люди носили шапки из войлока.

Русский свадебный обряд в деталях

Интересно, что многие традиции дожили до наших дней. Но, хотя форма их осталась почти прежней, суть полностью изменилась.

Если сейчас сваты приходят добиваться согласия молодой, то раньше они шли за благословением отца. Приходили обычно не родители жениха, а его родственники или знакомые, обладающие самым высоким социальным статусом. Весь процесс мог проходить без невесты, ее желание мало интересовало участников церемонии.

Что характерно, на сватовстве было не принято говорить прямо, использовались косвенные выражения. «У вас товар, у нас купец» или «У вас курочка, у нас петушок». Сваты заводили разговор издалека, ведь отец молодой первый раз должен был ответить отказом. Хотя во многих случаях, именно он был больше всех заинтересован в браке. Поэтому церемония отдаленно напоминала торговлю – будущий тесть расхваливал свою дочь и приданное, а сваты хвалили жениха и его род.

Смотрины

Во время сватания вопрос женитьбы еще не решался положительно. Поэтому следующий этап – это смотрины, визит родителей невесты к жениху. По старой православной традиции муж забирал жену к себе домой. Поэтому отец будущей новобрачной ехал смотреть на хозяйство, в котором будет жить и работать его дочь.

Формально именно во время смотрин родители жениха впервые могли посмотреть на невесту и пообщаться с ней. В некоторых регионах обряд смотрин проходил иначе – родители жениха ехали (после сватов) к родителям невесты.

В любом случае, именно на смотринах семьи принимали окончательное решение о браке и о размере приданного. Для невесты этот день был самым важным. Понятно, что формально решение принимал всегда глава семьи. Но мы то знаем, что решение вместо мужчины часто принимает женщина, будущая свекровь.

Обручение в русской традиции

Помолвка в православном мире сильно отличалась от западного. Хотя наши предки тоже использовали кольца для венчания, этот аксессуар не играл главенствующей роли. Самым важным было официальное объявление согласий отцов каждой из стороны и объявление даты. Стороны как бы заключали «свадебный договор», который скреплялся привселюдным «рукобитием» – отцы семейств пожимали друг другу руки. Именно отсюда пошло крылатое выражение «ударить по рукам».

Интересно, что в процессе обручения окончательно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада». Этим словом называли гарантии материального обеспечения невесты со стороны семьи жениха. В том случае, если будущий муж не справится со своими новыми обязанностями, жена должна была какое-то время жить за счет этих средств.

Подготовка

(Подготовка невесты к свадьбе )

Дальнейшие действия в русской свадебной традиции сильно менялись, в зависимости от эпохи и региона. В целом, их суть сводилась к подготовке торжественной церемонии венчания. Будущая невеста носила уже другую одежду чем сообщала окружающим о предстоящем событии. Иногда проводился девичник, только суть его отличалась от современных гуляний женской компании. Молодая собирала незамужних девушек, чтобы они помогли ей вышить свадебную одежду и подготовить приданное.

Жених тоже не бил баклуши. Ему нужно было позаботиться о выкупе, свадебном поезде и месте для пира. А уже перед самой церемонией венчания, молодой вместе с друзьями шел в баню, чтобы очиститься от всех грехов холостяцкой жизни.

«Свадебный поезд»

Под этим термином в старину подразумевался кортеж из лошадей и подвод, на котором жених и невеста ехали в церковь. Пешая свадебная процессия была только у самых бедных слоев населения.

Сбруя лошадей украшалась цветами и лентами, участники процессии пели песни и желали здоровья и благополучия новобрачным. Мужчины, участвовавшие со стороны жениха, надевали красные рубахи либо украшали свой наряд красными поясами и лентами.

«Выкуп» за невесту

В нашей православной традиции всевозможные ритуалы, связанные с «покупкой» невесты или права проезда жениха, могли проходить на всех этапах свадебной церемонии. В некоторых селах символическую плату брали даже со сватов, которые только шли с предложением.

В большинстве случаев размер платы был символичным или взимался в виде совершения какого-то действия. Иногда предметом выкупа могла быть не сама невеста, а что-то из ее вещей или часть свадебных угощений. Эта часть церемонии во все времена была самой веселой и интересной. Наши предки тоже любили подшутить над женихом, например, предлагая ему другую девушку.

Венчание в церкви

Самое важное таинство во всем свадебном ритуале. Именно тут невеста становилась женой, а жених – мужем. На церковный обряд бракосочетания священнослужитель надевал самые красивые и торжественные одежды. На головы молодоженом возлагались венцы, часто имеющие форму короны.

Ряд ритуальных действий во время венчания символизировал единение молодоженам. Им связывали руки одним полотенцем или поясом, они пили из одной чаши или ели один кусок хлеба. На севере России было принято давать молодым один платок, они должны были, держась за него, войти в церковь.

Только сейчас церковный обряд венчания обрел одинаковую форму по всей стране. В старину священники старались следовать традициям той местности, в которой служили. Они могли накрывать головы молодых тканью или «сталкивать их лбами». Иногда молодые обходили алтарь, становились на одно полотенце, платок или пояс. Вы удивитесь, но традиция после выхода из церкви закрывать символический замок на ключ и бросать его в реку, существует уже несколько столетий.

Гулянья, пир и второй день свадьбы

Сразу после завершения обряда в церкви начинались гулянья. Проходили они, как правило, в доме жениха. Из-за обилия красного цвета в одежде новобрачных, в некоторых регионах России традиционное застолье еще называют «красным обедом».

Свадебных столов могло быть сразу несколько. Гости делились по полу, социальному статусу либо родственным связям. В любом случае, самой важной деталью обряда был процесс рассаживания гостей. Молодые как бы обозначали свое отношение к каждому из гостей. Тут впервые молодожены могли вместе сесть за стол, на самое почетное место, под иконами.

Почти во всех регионах России принято продолжать гуляния и на второй день после свадьбы. Только на эту церемонию приглашают уже не всех гостей, а только самую близкую родню и друзей.

В конце 16 века традиционный свадебный обряд на Руси представлял собой симбиоз языческих ритуалов и нововведений новой религии (христианства), которое заключалось в обязательном освящении брака церковью. Так как испокон веков свадьба представляла собой игровое действо, то невозможно было сыскать и двух мест на Руси, где обряд проходил бы одинаково.

Но несмотря на это существовал общий стержень, который прослеживался во всех свадьбах, всех деревень и городов.

Любой свадебный ритуал начинался со сватовства. Далее происходили: осмотр хозяйства жениха, смотрины невесты, сговора, обручения (богомолья)и запоя. После девичника и молодечника следовало венчание, завершающееся свадебными столами. Полностью исполнялись свадебные ритуалы лишь тогда, когда для любого из молодоженов брак был первым, либо кто то являлся вдовцом. Для последующих браков обряд значительно упрощался. Хотелось бы отметить, что даже третий брак был большой редкостью на Руси и проходил без венчания, последующие же были и вовсе запрещены.

Значительная часть обрядов была заимствована у других народов. Так обручальные кольца, свадебные дары, соединение рук, а так же обычай посыпать зерном и деньгами было позаимствовано из античных брачных обрядов. Каравай у древних римлян (молодые в Риме должны были поесть пирога, приготовленного из муки, соленой воды и меда).

Большое значение придавалось различного рода оберегам от сглаза, так как свадьба считалась самым удобным местом для этого. Молодые считались особенно уязвимы именно в этот день, поэтому существовал даже особый свадебный чин - ясельничий (конюший), который должен был охранять молодых от колдовства.

Одним из атрибутов свадебного ритуалы являются собольи меха, по количеству которых определялся достаток семьи.

Свадьбы и знакомства как правило начинали назначать когда прекращались работы в поле и огороде, где то начиная с Покрова (14 октября). Так же на выбор даты свадьбы большое влияние оказывал православный календарь, так как запрещено венчание во время постов и некоторых других праздничных дней (см. Венчание - для тех кто верует!).

Таким образом для женитьбы оставалось не много дней в году.

Женили на Руси рано, в 12-13 лет. К возрасту вступления в брак девушки и юноши подходили уже будучи подготовленными, так как заниматься этим родители начинали с раннего детства. Девушек на выданье одевали лучше младших детей и разносили о ней хорошую молву. Выдавали замуж по старшинству. Девушка не вышедшая замуж к 20 годам называлась «вековухой» и считалось, что она с пороком. Молодца же величали «бобылем» и он так же вызывал осуждение.

Перед свадьбой у девушек было принято гадать.

Жених и невеста до свадьбы как правило не были знакомы и свадьбой целиком занимались родители. Мнения ни жениха ни невесты спрашивать принято не было. Часто девушек принуждали к браку силой и угрозами. Браки без согласия родителей были большой редкостью так как считались противозаконными.

Проведение

Свадебный обряд представляет собой своеобразный народный спектакль, где расписаны все роли и даже есть режиссеры — сват или сваха. Особенная масштабность и значительность этого обряда должна показать значение события, проиграть смысл происходящей перемены в жизни человека.
Обряд воспитывает поведение невесты в будущей супружеской жизни и воспитывает всех присутствующих участников обряда. Он показывает патриархальный характер семейной жизни, ее уклад. Он содержит некие постулаты, формулы человеческого бытия.

Женщина уходит в дом мужа, в чужую семью и должна быть готова к жесткому отношению новых родственников, к лишению любви и поддержки от своей семьи. Крестьянский уклад складывался по принципам выживания. «Спектакль» не зависит от чувств, которые испытывают участники.

Существует основа обряда, неизменная во всех областях, но в каждой местности привносятся свои детали. В нем всегда присутствует доля импровизации. В северных районах Китежа и Архангельска молодые договариваются между собой.

Первое действие — сватовство. По классическому сценарию главное лицо обряда — сват, то есть человек, берущий на себя миссию ухаживания и представительства.
При старом жизненном укладе его роль была определяющей. Зрители находятся всегда — это дети. При приходе сваты не говорят прямо о своем намерении, а объясняются иносказательно. Затем зовут невесту, но она уходит и не соглашается сразу.
Происходит сговор и «рукобитье», которое завершает договоренность о приданом и условных жизни, якобы не зная молодых.
По северным традициям, как только парня и девушку объявляют женихом и невестой, невесту накрывают платком и она начинает причитать до самого венца.
Подруги помогают ей плакать своим пением, она жалуется каждой. Смысл ее плача состоит в том, что она сетует на родителей, просит заступиться за нее братьев или подруг.

Следующий этап — «смотрины» или «белилы», перед чем происходит обряд расплетания кос. С ним связано приготовление — все имеет символический смысл. После бани невесту обряжают в сарафан, кацавейки, варежки и тулуп; за лямки сарафана вдевались платки. Расплетание косы могло состояться и перед венцом, тогда оно становилось своеобразной кульминацией драматической части обряда.

Третий этап — «встреча поезжан». Поезжанами назывался кортеж, сопровождающий жениха.
Главная фигура этого этапа — дружка. Жених сохраняет достоинство, он не принимает участие в «театре». По маршруту поезжан заранее строят завалы, преграды, им не отворяют ворот, и девушки, подруги невесты требуют выкупа. Дружка должен заговорить их, обаять. Едут венчаться на тройке лошадей, и этим заканчивается основная часть свадебного обряда.
Вторая часть обряда происходит в доме жениха. Основной ее раздел — свадебный пир.
После венчания жениха с невестой, все встречаются у него в доме. На пороге выходит мать и осыпает молодых зерном. На свадебном пиру жениха и невесту величают, поют свадебные песни.

В славлениях жениха и невесту зовут лебедем и лебедушкой, голубем и голубкой.

На свадьбе предусмотрены эпизоды открытой веселости: сват — человек солидный, здесь играет роль шута.

Сегодняшнее бракосочетание и свадьба на Руси, игравшаяся несколько веков назад, заметно отличаются друг от друга. Но все же ряд традиций, приняв более современные черты и потеряв свой исконный смысл, смог дойти до нас из глубины веков. Например, такие обряды, как благословение родителей, сватовство и смотрины стали для молодоженов формальностью, а ведь еще столетие-два тому назад без этих этапов о свадьбе не стоило и мечтать!

Свадебные обряды на Руси отличались между собой в зависимости от региона, социального статуса брачующихся, исторического периода. Однако между традициями русского Севера и центральной части России все же отмечается очень много общих черт. Давайте рассмотрим их, чтобы иметь представление, как проходило у славян одно из величайших таинств в истории человечества - свадьба.

Таинство свадебного обряда на Руси

Основой древнерусских свадебных традиций является идея перехода девушки в категорию «женщина», с учетом сакрального смысла, связанного с этой трансформацией. Наши предки искренне верили, что в отцовском доме девица умирала, чтобы возродиться в семье своего мужа. Считая ее в этот период «мертвой», невесту с головы до ног накрывали плотной тканью, чтобы никто не смог увидеть ее лица и даже линий силуэта. В таком одеянии девушку вели на венчание, и только после скрепления брака священником покровы снимались, и новоиспеченная жена самостоятельно шла в свой новый дом.

Несмотря на принятие христианства, славяне в глубине души были очень суеверными, поэтому во многих обрядах можно проследить языческую магическую основу. Так, например, период после венчания и до первой брачной ночи считался крайне опасным для молодоженов, поскольку на них охотились злые силы. Молодая семья должна была принять участие в ряде обрядов, призванных уберечь ее от порчи, дурного глаза, колдовства. К примеру, на свадьбе был человек, подметавший дорогу перед молодыми, чтобы им под ноги не положили подклад на ссоры или смерть. Он также следил, чтобы супругам никто не перешел дорогу.

За столом молодые ели и пили очень мало, чисто символически отпивая из общей чаши после каждого тоста, чтобы не обидеть гостей. Спать молодожены должны были в сеннике, украшенном иконами и стрелами с куницами, расположенными в углах помещения. Постель была сформирована из снопов жита или пшеницы. Утром гости заходили толпой к молодым, чтобы поднять одеяло и проверить, была ли невеста чистой девушкой или нет. Иногда простыни могла к столу вынести мать молодой, доказав, что вырастила честную дочь.

Даже в бедных крестьянских семьях торжества длились несколько дней. В первый день подружки готовили невесту к встрече с женихом, который затем забирал приданое и перевозил его в свой дом. После родительского благословения близкие родственники будущих молодоженов сбивали столы, расставляли посуду и еду. А на второй день происходило венчание и длительное застолье, которое оканчивалось брачной ночью. Кстати, жених в эти дни должен был молчать, чтобы копить силы зачатия ребенка. Поэтому на дружку возлагалась обязанность следить за тем, чтобы свадьба прошла согласно обычаям и правилам.

Сватовство и подготовка к свадьбе

Свадебные обряды на Руси открывала традиция сватовства — церемонии, во время которой жених с друзьями и родственниками приходили в дом невесты. Там свита, нахваливая парня перед родными девушки, просила ее руки. Для того чтобы следом не увязались черти, сваты должны были приехать в дом разными окольными дорогами, а родителям девушки следовало отказать, даже если молодые были помолвлены с детства.

Когда сватовство оканчивалось положительно, назначалась дата смотрин, обряда, во время которого рассматривалось материально-финансовое состояние жениха и оговаривались его доходы.

Если сваты со стороны невесты оставались недовольны имуществом жениха, они имели полное право взять свои слова назад, поскольку их главная задача заключалась в том, чтобы обеспечить будущее своей дочери. Если же смотрины были удачными, назначалась дата официального оглашения дня свадьбы, после которого изменить данное решение было невозможно, конечно, если не случалось какой-либо форс-мажорной ситуации. Обручение обязательно отмечалось пышным застольем.

Девичник организовывался за два дня до свадьбы. Девушки проводили эту ночь в разговорах и песнопениях. Вначале они шли в баню, чтобы как следует вымыться и провести обряды, призванные укрепить любовные отношения между парой, а затем отправлялись гулять, либо заходили в гости к невесте. На девичнике обязательно проводились специальные обряды для защиты будущей молодой семьи, во время которых подруги рассказывали, что новобрачную ожидает ужасная, несчастливая жизнь, а также гадали и хороводили. Говоря вслух о плохом будущем, славянки верили, что отпугивают от дома нечистые силы.

Свадьбы на Руси невозможно представить и без традиционного обряда с косой, проводимого накануне венчания. Так, невеста с подружками расплетали ее косу, приговаривая заговоры, и заплетали ей две косички. Это символизировало факт прощания с девичеством и готовность стать женой, женщиной, матерью.

По славянским традициям жених мальчишник не устраивал. Он должен был провести этот вечер в одиночестве и молчании, хотя, как и невесте, ему следовало посетить баню.

Старинная церемония благословения

Обряд благословения на Руси считался не менее важным, чем само венчание. Во время него молодые люди перед поездкой в церковь приезжали во двор, где проживала невеста, а там их встречали родители, преподнося хлеб и соль, а затем окрестив семейной иконой, обернутой рушником. Если родители не давали благословения, молодые пары могли даже расстаться.

Свадебный пир

Новобрачные за свадебным столом практически не ели, тем более, не пили, а только принимали поздравления и подарки от гостей. Подача последнего горячего блюда, жаркого, сопровождалась уходом пары в сенник, где по традиции проходила их первая ночь. Но остаться одним им не всегда удавалось, так как приглашенные имели право вызывать молодоженов к столу, где продолжалось празднование.

Утром, когда подавали сладкое, молодые вставали и шли в баню, а мать невесты демонстрировала оставшимся захмелевшим гостям простыни и рубашки, доказывавшие невинность молодой супруги.

На этом торжество не оканчивалось. На третий день супруга обязана была проявить себя и показать свои умения. Она топила печь, мыла полы, готовила обед, причем гости в это время шутили над ней, пытаясь вывести из равновесия.

Традиционные свадебные песни

Интересно, что даже во время крестьянской свадьбы молодоженов называли князем и княгиней, приравнивая, таким образом, таинство брака к возведению царя на престол. А еще, ни одна исконно русская свадьба не обходилась без песнопений, сопровождавших все праздничные дни.

Конечно, большинство традиций и ритуалов уже утратили свое сакральное значение. Кроме того, современные люди уже не относятся к браку так серьезно, ограничиваясь поездкой в ЗАГС или организовывая типично европейскую либо тематическую свадьбу. Но все же, есть молодожены, предпочитающие оформлять свой брак в соответствии со старинными традициями, отдавая дань своему прошлому и сохраняя для потомков память о вековых традициях нашего народа.