Откуда пришла новогодняя ёлка? История традиции украшения новогодней елки.

Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Откуда пошла традиция украшать ель, разбиралась Валентина Новикова.

Может кому-то это показаться странным, но, пожалуй, нет другого дерева, вызывающего столько споров, как… елка. Да, да эта праздничная радость всех маленьких и не очень ребятишек, вокруг которой они водят хороводы под известный детский шлягер «В лесу родилась елочка», частенько вызывает споры взрослых, особенно в новогодние и рождественские дни. Откуда такое внимание к этой представительнице хвойного мира?

"Подпорченная репутация"

В течение многих веков отношение к дереву менялось, порой достаточно радикально. Одни народы считали ель символом смерти, другие, наоборот, учитывая ее вечнозеленую крону, – символом жизни. То ее ветвями украшали дома и помещения, а то погребальные костры. Одно время елка, как один из символов религиозной пропаганды, находилась даже под запретом. А чуть позже передумали и решили сделать ее бессменным атрибутом детских советских новогодних праздников, чем существенно «подпортили» елке репутацию. В результате многие подзабыли о ее первоначальном предназначении и о том, что в дореволюционной России эта зеленая красавица наряжалась к Рождеству. Правда, в настоящее время все чаще и чаще ведутся разговоры о том, что такой обычай, пришедший к нам из лютеранской Германии, чужд исконным православным традициям и даже имеет языческие корни. Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Ее можно увидеть как в детских учреждениях, так и в храмах.

Колючая елочка и маленький глупый ослик

Но имеется ли на самом деле хоть какая-то взаимосвязь между Рождеством Христовым и обычаем ставить елку? Сейчас трудно судить об этом наверняка. Существующие различные легенды и истории кажутся слишком фантастичными, чтобы в них можно было хоть немного поверить. Одно из таких сказаний повествует нам о том, что когда родился Христос, то не только волхвы и пастухи пришли воздать поклонение чудесному Богомладенцу, но и представители животного и растительного мира. Оказалось, что среди животных и растений все, как и среди людей. Кто-то, расталкивая других, торопился стать первым, чтобы увидеть Новорожденного, кто-то пытался чрезмерно проявить свою почтительность, считая себя лучше других. В результате лишь колючую елочку и маленького глупого ослика, которые больше всех желали увидеть Христа, зрелые деревья и твари к Нему не допустили. И те смиренно, считая себя недостойными, стояли позади всех. Но именно на них и обратил свое внимание маленький Иисус. Так елочка стала символом Рождества, а о дальнейшей судьбе ослика легенда умалчивает. Но, зная определенные евангельские повествования, связанные с Входом Господним в Иерусалим, нетрудно догадаться, почему именно на этом трудолюбивом простом животном Спаситель въехал в город, где Его ожидала крестная смерть.

Можно по-разному относиться к таким наивным и неправдоподобным историям, однако они содержат в себе определенный поучительный смысл, задуматься над которым стоит не только детям, но и взрослым. Можно улыбнуться по-доброму, а можно, как один знакомый молодой православный папа, сказать со всей серьезностью: «Нечего детям забивать головы такими несусветными выдумками и глупостями, тем более что в стране, где родился Христос, и елки-то не растут».

Но такой наш чересчур взрослый и строгий подход к подобным легендам свидетельствует скорее о чрезмерной рациональности нашей веры и отсутствии той детской непосредственности, чистоты и простодушия, о которых говорил Христос Своим ученикам (Мф. 18: 3). Может быть, именно поэтому мы разучились воспринимать Рождество как единственное и неповторимое чудо, а к празднованию относимся как к еще одному поводу собраться для застолья и отдохнуть от работы. Лично у меня эта история про елочку и ослика вызывает определенные евангельские ассоциации, и невольно вспоминаются слова из Послания апостола Павла к коринфянам о том, что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…» (1 Кор. 1:27–28). Соединяя такие незамысловатые рассказы с евангельским повествованием, можно донести ребенку суть событий, произошедших много веков назад и изменивших ход всей человеческой истории, а также дать ему представление о таких христианских добродетелях, как скромность и смирение.

Германские племена и елка

Некоторые исследователи связывают обычай ставить в домах ель или сосну с именем святого Бонифация, просветителя германских племен, принесшего им в VIII веке весть о Христе. Проповедуя язычникам, которые, между прочим, поклонялись еще и деревьям, полагая, что в них живут духи, св. Бонифаций, чтобы доказать бессилие языческих богов, срубил самое главное из них – дуб, посвященный богу грома Тору. Падая, могучее дерево повалило на своем пути все остальные деревья, кроме маленькой, едва заметной елочки. Она и стала деревом Младенца Христа.

Трудно сказать, имеет ли под собой какие-то основания еще одна история с рождественской елкой, в которой фигурирует имя основателя Реформации Мартина Лютера. Но среди немцев ходит легенда, что в одну из рождественских ночей, проходя по лесу, Лютер увидел в небе звезду, которая внезапно опустилась на макушку одной из елей и затем погасла. Лютер срубил эту ель и принес домой. Так это было или нет, но именно с XVI века немцы начали повсеместно ставить в своих жилищах елки вместо пирамидок, под которые они раньше клали подарки. Первоначально елки ставили или же подвешивали к потолку без убранств. Потом, до появления игрушек, стали украшать яблоками, орехами и цветами.

Чудо из чудес

Как видим, действительно традиция наряжать елку на Рождество не совсем православная. Но это вовсе не означает, что она была насильно навязана православному народу лишь вследствие чрезмерного увлечения царя Петра I всем иностранным. Ведь именно при нем в России стали появляться первые елочки. Хотя вначале этот обычай не очень прижился, но к концу XIX – началу XX веков стал повсеместным. Кстати, тогда же, в 1903 году, появилась и всем известная детская новогодняя песенка «В лесу родилась елочка», которую многие по незнанию считают творческим продуктом советского периода. Автор этого шлягера не одного поколения – скромная детская поэтесса Раиса Кудашева (1878–1964). Признание и известность к ней пришли почти в самом конце ее жизни, потому что она долгие годы скрывала свое имя под различными псевдонимами. А веселую и незатейливую мелодию к песенке про елочку написал агроном и биолог по профессии, кандидат естественных наук, Л. К. Бекман в 1905 году. В настоящее время возрождается традиция наряжать елку именно к Рождеству. Это радостное занятие не только создает праздничное настроение детям и взрослым, но предоставляет еще одну возможность вспомнить удивительные события и прикоснуться к чуду из чудес, которое открывает нам глубокую онтологическую тайну воплощения Сына Божия.

Без нарядной ёлки в доме трудно представить Новый год и Рождество. Когда же появилась традиция ставить в домах и наряжать в новогодний праздник ель, и как эта традиция развивалась?

Еще первобытные люди относились к деревьям с уважением, считая, что в них переселяются души умерших и оберегают людей от злых сил, болезней и разрушительных погодных явлений - бурь, гроз. Ель с давних времен почиталась особо, считалась магическим деревом: древние люди считали это дерево любимицей бога - Солнца, которое позволяет ей всегда оставаться зелёной, в то время как лиственные деревья сбрасывают листву на зиму. Поэтому ель олицетворяла собой бессмертие, вечную молодость, а также была символом бесстрашия, верности, достоинства. Таким образом, традиция делать приношения ели, украшая ее ветви подарками, берет свое начало с незапамятных времен.

Новогодним, а затем рождественским деревом ель стала в Германии, где это вечнозелёное дерево издавна почитали как символ неумирающей природы и бессмертия. Выбору ели в качестве новогоднего дерева способствовал и её вечнозелёный покров, который позволял ей оставаться зелёной и в зимнее время. Ведь лиственные деревья, которые стоят зимой обнаженными, не могут символизировать своим видом бессмертие, возрождение. Другие хвойные деревья, кроме ели, тоже почитались и даже использовались в качестве новогоднего декора, но ель, кроме того, в отличие от той же сосны, пихты или можжевельника имеет удачную пирамидальную форму.

У древних германцев был обычай на Новый год идти в лес к выбранной заранее самой высокой и красивой ёлке и украшать её свечами и цветными тряпочками, а затем водить вокруг неё хороводы и петь обрядовые песни. Позже ёлки стали срубать и приносить в дома. Ёлочку ставили на стол, вешали на неё яблоки, сахарные изделия, прикрепляли к ветвям свечи.

После того, как германские народы крестились (приняли христианство), они не отказались от этого обряда, а придали ему новый смысл: ёлка стала рождественским деревом. Сейчас невозможно точно установить, когда и где ель впервые была использована в качестве рождественского дерева. Это событие произошло примерно в начале XVI века. В XVII веке вместо маленьких ёлочек, которые ставятся на стол, стали ставить в домах большие ёлки, а в начале XIX века высокие рождественские ели стали украшать площади немецких городов.

Ещё через полвека обычай установки рождественских елей перешагнул границы Германии и постепенно стал распространяться во всех странах Европы, а также в Америке.

Каждое из традиционных ёлочных украшений тоже имеет свою историю. Звезда, которая венчает верхушку рождественской ёлки, символизирует Вифлеемскую звезду - ту самую, которая загорелась над местом рождения младенца Иисуса. Эта звезда стала путеводной для жрецов-волхвов: они пошли к ней, когда она загорелась на восходе (востоке), чтобы поклониться рожденному «царю Иудейскому». И звезда привела их к месту, где находились Мария и Младенец Иисус. В нашей стране в советские годы, когда шла активная борьба с религией, рождественскую звезду заменили красной пятиконечной звездой, похожей на рубиновые звезды, венчающие башни Кремля.

Одним из непременных атрибутов рождественской ёлки поначалу были яблоки - символ плодов с Древа познания Добра и Зла. Позже на ёлку стали вешать сладости, орехи, фрукты, которые заворачивали в фольгу.

Время изобретения стеклянных ёлочных украшений точно неизвестно, но установлено, что произошло это в Германии, где уже в середине XIX века их производство приобрело массовый характер.

Большинство ёлочных украшений поначалу было съедобными. Кроме плодов, на ёлку вешали сахарные пряники и печенье. Они были призваны напоминать об обряде причащения, во время которого вкушают специальные хлебцы.

Нередко в магазинах под Новый год можно видеть искусственные ёлочки и венки, украшенные алыми ягодами. Это имитация ягод падуба остролистного, который растет в Западной и Южной Европе. Это тоже вечнозеленое дерево, ярко-красные ягоды которого висят на деревьях до февраля. Идея использовать их в качестве новогоднего украшения пришла к нам из кельтской традиции.

Свечи в качестве ёлочного украшения символизировали ангельскую чистоту. Легенда связывает украшение рождественской ели восковыми свечами с именем знаменитого немецкого реформатора Мартина Лютера. Кстати, ему же некоторые приписывают идею установки рождественской ели в доме. Согласно легенде, Мартин Лютер однажды в Сочельник шел домой через лес. Взглянув на небо, он увидел звёзды, ярко сверкавшие сквозь ветви елей. Эта картина напомнила ему о событиях ночи рождения Христа в Вифлееме. Лютер стал размышлять о безграничной любви Бога, пославшего в мир своего единственного сына Спасителем грешного человечества. Эти думы не покидали его и тогда, когда он вернулся домой, и он поделился ими со своими домочадцами. Для иллюстрации своих мыслей Лютер вышел в сад, срезал маленькую ёлочку, принес её в дом, прикрепил к ней свечи и зажег их. После этого случая каждый год на Рождество Лютер устанавливал в доме рождественское дерево с горящими на нем свечами как напоминание о благости Божией.

Огоньки свечей на пушистых ветвях смотрятся очень красиво, но это украшение чрезвычайно пожароопасно. Поэтому со временем горящие свечи уступили место электрическим гирляндам. Автор этой идеи - американский телеграфист Ральф Моррис. Нити сигнальных лампочек использовались на телефонных пультах, и Моррису пришла в голову мысль развесить подобные нити на рождественской ёлке. Это произошло в 70-х годах XIX века, а уже в 1895 году электрическая гирлянда украшала новогоднюю ель перед Белым домом в Вашингтоне. После этого традиция украшать рождественские ели электрическими гирляндами быстро распространилась по всему миру.

Скоро Новый Год. Мандарины, шампанское, оливье, бенгальские огни, красавица-ёлочка. Все эти неотъемлемые атрибуты любимого праздника знакомы всем с детства. Пробьют Куранты, и старый год под песни с хоровод ами уступит новому дорогу. С утра ребятишки побегут доставать из-под елочки подарки. В нашей стране традиции празднования Нового года известны каждому. А известно ли, откуда к нам пришла традиция наряжать елку?

Нарядная, сверкающая огнями, игрушками, пушистая красавица. Кто может представить себе новогодние праздники без главного символа? Но кто же придумал наряжать елку на Новый Год? Откуда к нам пришел обычай украшать елку?

Красивая традиция имеет несколько легенд возникновения.

Германия

Большинство людей склоняется к версии, что традиция наряжать елку пришла к нам из Германии. Э то неудивительно, оттуда к нам пришли многие сказочные персонажи, легенды о ведьмах и вурдалаках, вампирах и русалках. Средневековые германские замки хранят тысячи тайн. Одной из таких тайн, исследователи считают и традицию наряжать елку.

Согласно одному старому поверью, ель способна расцвести в ночь перед Рождеством и принести плоды. Древнегерманские племена верили в силу духов, которые, по их мнению, жили на верхушках вечнозеленых деревьев. А потому старались задобрить их, украсив священное дерево фруктами и орехами. Только в дом такое дерево никто не носил, наряжали прямо в лесу.

Позднее, Мартин Лютер пытался искоренить в населении привычку бегать по лесам перед Рождеством, поскольку это более подходило язычникам, нежели чем христианам. Легенда гласит, что однажды ночью Лютер увидел на поляне ель, освященную лунным светом. О на напомнила ему о Вифлеемской звезде, что привела волхвов к Иисусу. Тогда он первым принес ель в дом и украсил ее свечками, а наверху водрузил символ Рождества - звезду. Это было в 1513 году.

Потом традиция распространилась по Европе. Немецкие принцессы выходили замуж за принцев других династий и увозили с собой и традицию наряжать елку . Документально подтверждено, что первая елки в Англии и Франции были наряжены именно по приказу немецких невест.

Потом к массовой традиции подключились США, Российская империя.

Египет

Часть людей склоняется к мнению, что прародительницей нашего новогоднего символа, стала древнеегипетская пальма.

Египтяне с древних времен украшали пальму на зимнее солнцестояние. Они возносили благодарность своим богам за урожай, за осадки, за все добрые дела, в которых боги проявили участие в минувший год. Они приносили богатые дары, восхваляя верховных духов.

Кельты - самый воинствующий народ в Европе. Они обладали жестоким нравом. И жестокими традициями. Они искренне верили, что смерть наступает только тогда, когда у врага отрублена голова. Только тогда душа покидает этот мир.

Ель была для кельтов обителью злых сил, которые помогают им в сражениях и налетах. Дерево жертвоприношений. Человеческих и животных жертв. Друиды развешивали на елях внутренности с тем, чтобы задобрить духов.

Когда жертвоприношения стали запрещены, то на ветвях ели появились шары и гирлянды, как знак уважения к покровительствующим духам.

Кельты считали, что недополучив свою порцию жертвоприношений, к ним на порог придет Великий Старец Севера с мешком, чтобы получить новый труп. Поэтому жители поселка в праздничную ночь приносили ему в жертву одну юную девушку. Раздевали ее и привязывали на морозе к столбу. Обледенелый труп считался хорошим знаком, принятым божеством.

Некоторые источники утверждают, что старец и юная девушка являются прообразами современных Деда Мороза и Снегурочки.

Древняя Греция и Древний Рим

Обычай наряжать елку у древних римлян и греков возник еще на заре цивилизаций. Э то опять же связано с желанием задобрить духов. Но в этой легенде, дерево ассоциируется исключительно со здоровьем.

Вечнозеленым деревьям приписывалось свершение самых смелых ожиданий. Украшенная веточка могла подарить обитателям дома вечную молодость, здоровье, смысл жизни, исцеление, прибавление в семье.

Елочку благодарили за помощь в уходящем году и просили о помощи в наступающем.

Распространению такого обычая очень способствовали лекари, которые убеждали людей, что хвойный лес - это источник долголетия и здоровья. И они не ошибались.

Сказочная притча Северной Европы

В ночь, когда на свет появился младенец Иисус, на небе загорелась звезда. Та самая, что привела к Вифлеему волхвов. Согласно легенде, растения тоже двинулись в путь, чтобы выказать Божьему Сыну почтение.

С севера последней пришла ель. Она не решалась подойти ближе, поэтому стояла в стороне. Она так спешила взглянуть на Спасителя, что позабыла о подарке. А когда все растения уже преподнесли свои дары, елочка вдруг преобразилась, похорошела, заискрилась. Младенец заулыбался, и на макушке елочки засияла звезда.

Другая легенда говорит о том, что к младенцу елочку не подпустила пальма. Она указала ей на колючки и смолу. Елочка засмущалась и скромно отошла в сторонку. Ангел-хранитель, видя разговор, пожалел ее и наградил яркими звездочками, чтобы в это Рождество она сияла и искрилась, неся доброту и тепло.

Бонифаций и Дуб Тора

Бонифаций - миссионер, несущий Слово Божье к языческим племенам. Он совершил много экспедиций, много прошел дорог с тем, чтобы образумить язычников и донести до них правду. В пути с ним следовали воины и ремесленники. Они обустраивали места стоянок великого Апостола всех немцев.

Бонифаций слыл реформатором франков. Однажды он оказался на границе франков и германцев, у самого дуба Бога Тора. Дуб был величайшей святыней язычников. Бонифаций срубил дерево, желая доказать, что никакого гнева богов за этим не последует.

Согласно поверью, падая, дуб сломал все, что находилось под ним. Не тронул только ель. Тогда язычники, присутствующие при «казни» дуба, сразу же возвели ель в ранг священных деревьев.

И сегодня есть люди, считающие, что обычай наряжать елку пришел от франко-немецких язычников, как наследство от павшего Дуба Тора.

Российская Империя

В России традиция наряжать елку появилась с Петром Великим в 1700 году. Однако, не прижилась, и после смерти государя, быстренько сошла на нет. В России с древних времен ветками ели устилалась дорога покойника, и люди не хотели встречать с таким деревом праздник.

Еще одну попытку возобновить традицию наряжать елку к Новому Году предприняла урожденная немка Александра Федоровна, приказав в канун 1819 года украсить елку.

Потом снова попытался Николай I, уже в тридцатых годах. Публично приняты народом елки стали только к 1852 году, когда пушистые красавицы стали повсеместно появляться на улицах и площадях.

Так было до 1918 года. Потом Советская власть «приговорила» елку к бездействию до 1935 года. Поскольку обычай украшать елку был связан с церковными легендами, значит, ему не было места в «новой жизни».

Через 17 лет в газете появился призыв украсить ель для детей к новогоднему празднику. Советские власти смилостивились к вечнозеленой пленнице и вернули ее. Правда, Вифлеемскую звезду на верхушке сразу заменили на пятиконечную Красную Звезду - символ власти, чтобы в каждом доме помнили про великую силу великой державы. Но ель стала символом только Нового Года, поскольку коммунистическая партия не признавала такого праздника как Рождество.

Однако, и годы Советов прошли. А елочка-красавица и по сей день является символом Нового Года и Рождества Христова.

Новогодние праздники у нас прочно ассоциируются с наряженной елкой, на которой сияют разноцветные огни, таинственно переливаются стеклянные шары, мерцают бусы и нити гирлянды. Нам кажется, что так было всегда. Но так ли это на самом деле?

Древние истоки обычая

Традиция наряжать елку пришла к нам из Германии. А появилась она задолго до возникновения христианства. Древние германские племена наделяли природу божественными силами. Они верили в существование лесных духов. Также считалось, что на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. И особенно сильными эти духи становятся в длинные и темные зимние ночи. Поэтому, чтобы умилостивить лесных существ и попросить у них помощи, люди старались их задобрить. Ели, на которых якобы обитали духи, украшали плодами и различными лакомствами, жрецы произносили особые заговоры и совершали обряды. У некоторых племен ель была символом жизни, благотворных сил природы, так что обычаи эти были призваны обеспечить людям здоровье и процветание.

Рождественская ель и Мартин Лютер

Прошло много лет, в Европе уже давно повсеместно было принято христианство. Но люди, как и в языческие времена, по-прежнему в рождественскую ночь уходили в лес, дабы украсить ели цветными лоскутками и плодами. Все это беспокоило священника и реформатора Мартина Лютера. Существует предание о том, что однажды в канун Рождества он шел по заснеженному лесу, печалясь такому поведению своей паствы. И тут он увидел высокую пушистую ель, на ветвях которой иней сверкал, подобно звездам на ночном небе. А самая яркая морозная звезда украшал верхушку, подобно Вифлеемской звезде, которая привела волхвов к младенцу Иисусу. Лютеру понравилась такая аналогия - он нашел решение проблемы. Елку доставили в дом священника, и он украсил ее свечами, чтобы их огоньки напоминали мерцание звезд. Так и появилась эта традиция.

Новогодние елки в Европе и России

На самом деле, нельзя точно сказать, откуда пошла традиция наряжать елку. Хотя легенда и приписывает ее Мартину Лютеру, первые письменные упоминания о рождественских елях датированы 1605 годом. В те времена их украшали розами из цветной бумаги, яблоками, орехами и другими подобными вещами. И только в начале 19 века этот обычай распространился по всем европейским странам. А в Америке украшенные ели стали повсеместным атрибутом Рождества к середине 19 века.

Откуда взялась эта традиция в России?

Хотя Петр I повелел праздновать Новый год и ставить перед воротами украшения из еловых, сосновых и можжевеловых ветвей еще в 1700 г., по-настоящему обычай украшать домашнюю ель повсеместно распространился только в конце 1830-х годов. Первым рождественскую ель приказал украсить царь Николай I, а затем и вся знать последовала его примеру. В те времена в моду вошла немецкая романтическая литература, и это поспособствовало распространению традиции. Любопытно, что в это же время швейцарские и немецкие кондитеры в Петербурге стали предлагать своим клиентам готовые деревца, украшенные сладостями.

Елка в Советском Союзе

Однако следует отметить, что наряженная елка была атрибутом Рождества, то есть религиозного праздника. И естественно, Октябрьская революция упразднила все − и Рождество, и празднование Нового года, и елку. В конце 1920-х годов все это было под запретом. Впрочем, в стране, разоренной революцией и Гражданской войной, и возможностей для всего этого не было. Но время шло, жизнь налаживалась, а праздники людям нужны всегда. И в 1936 году елка вернулась именно как атрибут новогодних праздников. Ее украшали гирляндами из цветной бумаги, флажками с советской символикой, яркими шарами. К счастью, идеологические мотивы вскоре были забыты, а у нас и сегодня есть возможность наряжать новогоднюю елку.

Обычай украшать новогоднюю елку пришел к нам из Германии. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

В XVIII-XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.

В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек - яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило . Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.

В нем предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых...».

После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.

В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.

Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.

Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.

После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.

Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.

В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года - Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью «СССР», снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

В наши дни появилось немало стилей украшения новогодней елки. Наиболее традиционный из них - украшение елки разноцветными игрушками из стекла, электрическими лампочками и мишурой. В прошлом столетии натуральные деревца начали заменять искусственными, некоторые из них весьма искусно имитировали живые ели и украшались обычным способом, другие были стилизованными, не требующими украшений. Возникла мода на оформление новогодних елок в определенном цвете - серебристом, золотистом, красном, синем, в моду прочно вошел минималистский стиль в оформлении елки. Неизменным атрибутом украшения елки остались лишь гирлянды из разноцветных огней, но и здесь на смену электрическим лампочкам уже приходят светодиоды.