Нетрадиц рисование в средней группе. Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе

Согласовано Утверждаю

Старший воспитатель Директор ГБОУ «Школа №2073»

Балашова И.Ю. _____________Марасанова О.А.

«____» _____________2015 г. «____» _______________ 2015 г.

Рабочая программа

по дополнительному образованию

детей 2-й средней группы №1

«Детские фантазии»

2015 – 2016 учебный год

Руководитель кружка :

Сурова Ульяна Владимировна

Пояснительная записка

Данная программа базируется на положениях ФГОС о художественно – эстетической развитии детей среднего дошкольного возраста. Создание программы способствовало желание оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

Активность: кружок «Детские фантазии»

Цель данного кружка : создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

    Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)

    Обучать основам создания художественных образов.

    Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

    Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

    Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.

    Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.

Направление программы:

Для осуществления программной задачи необходимо выполнение следующих педагогических условий:

    построение развивающей предметно-пространственной среды

    обеспечение материалами для художественного творчества

    закрепление умений и навыков, развитие творческих способностей в организованной совместной с воспитателем и в самостоятельной детской деятельности

В основе лежат принципы:

    принцип доступности изучаемого материала

    проблемно-ситуативный характер занятий

    вариативно - дифференцированное содержание заданий

    опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального творчества

    привлекательность, занимательность, образность содержания занятий

    доброжелательное отношение между членами детского коллектива и педагогом

Форма обучения: групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут.

Форма проведения занятий: практическое занятие

Вид занятий: аудиторный

Образовательные технологии: комплексные

Программа предусматривает обучение детей работе с различными видами материалами: (природный материал, крупы, восковые мелки, ватные диски и ватные палочки и т.п.); использование различных техник рисования (кляксография, монотипия, печатание растениями и т.п.).

Особенное внимание уделяется эмоционально – эстетическому аспекту развития ребенка.

Нетрадиционные художественные техники:

Рисование пальчиками : ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Рисование ладошкой : ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

«Тычок» жесткой полусухой кистью : ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Печатание растениями : ребенок окрашивает гуашью засушенное растение, листок и наносит оттиск на бумагу, аккуратно прижимает «печатку» и снимает с поверхности листа, образуя композицию из листьев и др. частей растений.

Значение нетрадиционных техник рисования для детского развития в саду Нетрадиционное рисование интересно тем, что изображения у детей всегда получаются разными. Как правило, это простые и доступные техники, тем не менее, играющие очень важную роль в психическом развитии дошкольника. Их использование предполагает атмосферу непринужденности, дает возможность малышу проявить инициативу, выразить в рисунке чувства и эмоции. Главным в такой деятельности является не конечный продукт, а формирование уверенной в себе личности. Использование нетрадиционных техник развивает исследовательские способности малышей 4-5 лет. Ведь, они предоставляют возможность поэкспериментировать (например, смешать гуашь с мыльной пеной, нанести краску на природные материалы). Нетрадиционное рисование совершенствует мелкую моторику рук дошкольников средней группы, что в свою очередь, способствует становлению правильной речи. Развиваются такие психические процессы, как мышление, внимание, зрительная память, воображение. Повышается тактильная чувствительность — кончики пальцев непосредственно контактируют с краской, ощущают ее густоту, вязкость. Работа с необычными материалами заставляет ребят удивляться, совершенствует их социально-коммуникативные навыки: дети задают больше вопросов педагогу, друг другу, обогащается и активизируется словарный запас. Разнообразие методов и техник (ладошки, тычок, печатание, ниткография и др.). Используемые материалы В средней группе уже возможно успешное применение самых разнообразных техник нетрадиционного рисования. Рассмотрим основные направления. Детям очень нравится печатание различными предметами. Это могут быть пенопластовые формы: педагог наносит на них углубленный рисунок острым предметом. Ребенок окунает такую «печатку» в краску, а затем прикладывает к листу бумаги — получается красивое изображение. Аналогично можно печатать овощами и фруктами: для этой цели особо подходят картофель, яблоки, морковь. Для этого им придается нужная форма и подбирается подходящая по цвету краска. Печатать также можно с помощью поролона, смятого комка бумаги, ватного диска. Интересное изображение получается из отпечатков листьев (таким способом можно рисовать деревья или бабочку). Сторона с прожилками покрывается краской и прикладывается к основе окрашенной стороной. Черешки у листика можно аккуратно дорисовать кисточкой. Интересный градиентный эффект получается, если на поверхности листа смешать несколько красок.
Более сложное занятие для дошкольников средней группы — рисование тычком жесткой кистью. По предварительно нарисованному контуру ребенок ударяет кистью с гуашевой краской. Причем, кисточка не смачивается водой. Получается имитация пушистой либо колючей поверхности, что идеально подходит для изображения животных, например, ежика, медведя или зайца. В процессе работы кисть нужно держать вертикально — тогда тычки будут ровным.

Малыши обожают рисовать ладошками. Вся кисть ребенка погружается в гуашь либо окрашивается кисточкой, а затем он оставляет отпечаток на основе. Рисовать можно одновременно двумя ручками, окрашенными в разные цвета. Таким способом часто рисуют солнышко, травку, дерево, птичку. После работы ладошки вытираются салфеткой, затем гуашь без труда смывается водой.

При рисовании пальчиками малыш опускает в гуашь не всю ладонь, а только кончик пальца. На бумагу наносятся точки или пятнышки. На каждый пальчик можно набрать краску разного цвета. Аналогичное изображение получается при использовании ватных палочек.

Причудливые узоры на листе бумаги можно создавать с помощью манки (для этой цели также можно использовать соль и песок). Такая техника хороша для создания пейзажей — манная крупа придает композиции красивую текстуру. Фон посыпается крупой, пока еще не высохла краска. Через небольшой промежуток времени манка просто стряхивается, а на ее месте остаются светлые пятнышки. Другой вариант — предмет прорисовывается и закрашивается клеем-карандашом (обязательно на цыетном фоне), а затем посыпается манной крупой.

Ниткография — это техника рисования обычной ниткой. Малыш складывает лист бумаги пополам, погружает нитку в краску. На одной стороне основы выкладывается изображение из нитки, при этом один ее конец остается свободным. Рисунок закрывается сверху второй половинкой бумаги и прижимается. После этого нитка вытягивается за кончик. Получается изображение, которое дорисовывается кистью до желаемого образа.

Дети в средней группе любят рисовать поролоном. Это удобное средство для создания фона рисунка, кроме того, поролон имеет большие возможности воплощать фантазии ребенка. Например, это идеальный способ изобразить снежные сугробы в зимнем пейзаже.
Необычное изображение получается при применении техники кляксографии. Малыш зачерпывает гуашевую краску ложечкой, а затем выливает ее на основу. Получаются пятна самой разной формы. Основа накрывается другим листом — на нем появляется изображение, которое дорисовывается до нужного образа. На пятно можно также подуть из трубочки, чтобы оно стало больше.

Необычный инструмент для рисования — зубная щетка. Густые жестковатые щетинки позволяют наносить детали рисунка с различной плотностью. За счет этого возникает эффект объема, можно сочетать разные оттенки. Например, таким способом можно очень реалистично изобразить елочку.

Для рисования в средней группе воспитатель может предложить ребятам свечи или восковые мелки. С помощью этих материалов малыш создает изображение на бумаге, а потом закрашивает его акварельными красками. Рисунок свечой или мелками остаётся белого цвета, поскольку жирная основа не вступает во взаимодействие с акварелью.

Нетрадиционное рисование отдельных предметов и объектов (примеры работ с комментариями) Некоторые темы особенно располагают к нетрадиционным способам рисования. Например, дерево можно оригинально изобразить с помощью отпечатка листьями, дорисовывая недостающие части (композиция «Осенние деревья»). Другой интересный способ — оттиск капустным листом («Зимнее дерево»). С помощью ладошки можно изобразить заснеженную кроны («Заснеженное дерево»). Листья и плоды дерева часто изображаются пальчиками либо ватными палочками («Яблоня»).
Падающие осенние листья аналогично можно изобразить с помощью настоящих листьев. Для этого лучше подобрать экземпляры небольшого размера («Разноцветные листья»). Другой способ — рисование ватными палочками, пальчиками, тычком. Листочки можно также напечатать картофелем, предварительно нарисовав на овоще соответствующий силуэт.

Валентина Богатикова

МБДОУ № 87 «Улыбка»

Воспитатель : Богатикова В. А.

Мастер – класс

Рисование с помощью поролоновой губки

(старший возраст)

Для развития воображения и художественного творчества важно, чтобы ребенок был знаком с разнообразными изобразительными материалами и средствами. Поролоновая губка – прекрасное средство для детского рисования доступно даже малышам, т. к. позволяет быстро получить выразительное изображение. Использование оттиска губкой дает возможность получить необычное изображение, что нельзя выполнить только кистью. Также развивает творческие возможности детей.

Для получения следующих рисунков использовались акварельные краски, т. к. в отличие от гуаши акварель обладает прозрачностью и большим цветовым спектром, доступностью. Для рисования необходимы : бумага, кисти № 2, 3, акварельные краски, вода, салфетки, поролоновая губка . Важное условие : губку не мочить в воде, акварельную краску «оживлять» с помощью толстой кисти и губкой вращательными движениями набрать желаемый цвет, затем набивать или проводить определенные линии рисунка. Иногда результат превосходит все ожидания, например : этот рисунок по теме «Птицы на кормушке» , но если посмотреть внимательно, то видно и кошку. Так что, уважаемые коллеги, желаю удачи!












Публикации по теме:

Не так давно, на одном из сайтов, подсмотрела очень интересный вид работы. Как правильно называется эта техника, я не знаю, но с детьми.

Гуляя по берегу Черного моря, я пристально вглядывалась в камешки, лежащие под ногами. Один не похожий на другой, каждый особенный и.

1 января 2016 года. Рисование акварельными красками с детьми среднего дошкольного возраста. Программное содержание: 1. Учить детей передавать.

Конспект занятия по рисованию по трафарету или поролоном «Репка» Конспект занятия на тему «Репка» (рисование по трафарету или поролоном) Цель: закрепить навыки рисования по трафарету или поролоном. Задачи:.

В начале занятия воспитатель ставит фланограф, на который прикреплен лист бумаги. И Рассказывает детям историю о курочке, которая снесла.

Очень люблю лошадей. Я решила нарисовать лошадь. Рисовала под руководством преподавателя в школе креативного рисования. Вот такая лошадка.

Данный мастер-класс предназначен для воспитателей детских садов, родителей и детей. Возраст детей 5-7 лет. Цель: знакомство детей с техникой.

Конспект открытого интегрированного НОД по нетрадиционным методам рисования в средней группе «Солнышко».

Программное содержание:

    Воспитывать любовь к красоте родной природы, уважение друг к другу и взаимопомощь.

    Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.

    Вызвать интерес к созданию образа снежных кружев различными нетрадиционными техниками.

    Развивать творческое воображение, фантазию.

Оборудование и материалы: Проектор , цветная картон темных тонов, клей ПВА, поваренная соль, снежинка с загадкой, посылка, письмо от Деда Мороза.

Предварительная работа.

Знакомство с кружевоплетением. Наблюдение на прогулке за формой и структурой снежинок с помощью лупы. Сравнение вологодских кружев с морозными узорами и снежинками.

Ход занятия:

1.Орг. момент. (Дети заходят в группу, встают в кружок)

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное рисование. И еще, к нам пришли гости. Давайте все посмотрим на наших гостей и улыбнемся им, и больше отвлекаться не будем. (Дети поворачиваются к гостям и улыбаются). А теперь посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь.

Психогимнастика: «Лучик»

К солнышку потянулись

Лучик взяли,

К сердцу прижали

И друг другу отдали. (Дети выполняют действия по тексту) Дети садятся на стульчики.

2.Сюрпризный момент.

Воспитатель уточняет у детей какое сейчас время года.(Выслушивает ответы детей)

Воспитатель : Сейчас последние дни поздней осени, но уже в воскресенье наступит Зима. Зима – замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила небольшую посылку. Кто же ее нам прислал?. Давайте посмотрим, что же в ней лежит, может мы узнаем от кого она.

(Читает прикрепленную бумажку к посылке). Ее нельзя открывать, здесь написано…. «Можно открывать тогда, когда вы прочитаете 3 стихотворения о зиме». (Дети читают стихотворения).

(Воспитатель открывает посылку)

Воспитатель: - Молодцы, ребята!..... Ребята, а здесь лежит снежинка со стихотворением-загадкой. Слушайте внимательно, что бы ее отгадать. Кто отгадает- поднимет руку:

Невидимкой, осторожно Он является ко мне,

И рисует, как художник, Он узоры на окне.

Это – клен, а это – ива, Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво Белой краскою одной!

Воспитатель :- Ребята, кто же этот художник?

Дети:- Конечно, Мороз.

3.Введение в тему .

Воспитатель :- Посмотрим, что же еще лежит в посылке?

(Воспитатель достает из посылки картинки - с изображением морозных узоров) Дети вместе с воспитателем рассматривают их.

Воспитатель:- Ребята, скажите пожалуйста, как на стеклах получаются такие красивые узоры-кружева? (ответы детей)

Воспитатель подводит детей к выводу, что мороз рисует узоры прозрачным водяным паром, который, всегда есть в воздухе и в комнате. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Таких ледяных кристалликов много, они соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца!

Воспитатель :- Ребята, к сожалению, мы можем любоваться такими снежными кружевами только зимой. Но, чтобы частичка зимы была с нами всегда, мы создадим снежные кружева на бумаге.

Воспитатель : Я приготовила краски вот на этом столе…… Но где же они? Ребята, Это вы их убрали? Куда же они подевались? Ну, ладно, давайте тогда возьмем краски из нашего уголка ИЗО-студии. Их там тоже нет? А как же мы тогда будем рисовать?

Воспитатель: Подождите-ка, в нашей посылке еще что-то лежит, надо посмотреть, что там. (Достает клей ПВА с дозатором, и соль).

Воспитатель : Ребята, нам соль пригодится для рисования? А клей? ….Затем –(Удивленно смотрит)….Я что то придумала….

Воспитатель : А пока, я предлагаю вам посмотреть - какие бывают узоры на зимнем окне. Садитесь на коврик поудобней. И посмотрите внимательно.

Включается проектор, идет показ презентации «Зимние узоры»

4. Основная часть. (Встают на ноги в круг)

Перед началом работы проводится пальчиковая гимнастика: «Вот помощники мои».

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни:

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть.

Постучали, повертели

И опять обратно в путь.

Воспитатель: - А теперь, я предлагаю вам сесть за столы. На столах лежит соль, и клей. Как вы думаете, они могут нам пригодиться для рисования? (Выслушивает ответы детей)

Воспитатель : Раз уж у нас не осталось красок, то мы попробуем нарисовать тем, что у нас есть. Оказывается, с помощью клея и соли тоже можно рисовать. И сейчас мы узнаем как, и попробуем вместе.

Воспитатель знакомит детей с техникой «солевого» рисования и предлагает детям самостоятельно украсить листы темной цветной бумаги произвольными узорами-кружевами. Дети сами выбирают материал. Рисование манной крупой и мукой делается по типу солевого рисования. На листе клеящим карандашом наноситься рисунок «морозного узора», затем сверху засыпается разными материалами. Частички соли прилипают к клею и образуют «морозные узоры.

Воспитатель: - Молодцы! Какие красивые морозные кружева получились у вас. Нужно некоторое время, чтобы клей высох. А мы пока с вами отдохнем.

Физкультминутка «Снежинка»

Мы веселые снежинки,

В воздухе кружимся.

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И снежинки все поднял.

Закружились, полетели,

И на землю снова сели.

5.Подведение итогов.

Ребята, вот теперь ваши узоры готовы. Надо смахнуть аккуратно с них соль в тарелочки, посмотрите, как это делаю я.

Воспитатель : А у меня для вас есть сюрприз! (воспитатель открывает посылку) Это письмо! Как вы думаете, от кого оно? (от Деда Мороза) Дед Мороз напоминает вам, что ждет ваших писем с заявками на новогодние подарки от него. Он же не знает, кто что хочет получить себе на праздник. А так же, он напоминает, что бы вы всегда вели себя хорошо, слушались взрослых и не обижали других ребят….. А вы, ребята, догадались от кого была наша посылка? (От Деда Мороза)

Рефлексия: Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего? О чем расскажете дома? А научите родителей тоже рисовать солью?

инна колесникова
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Конспект открытого занятия в средней группе

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе нетрадиционным методом тычком

Цель:

учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура;

Задачи:

Учить детей рисовать животных методом тычка. Закрепить умение рисовать кисточкой разными способами.

Образовательные:

формировать умения рисовать гуашью используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида медведя

Развивающие:

развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательных способностей. Способствовать развитию любознательности. Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения

Воспитательные:

воспитывать заботливое отношение к живой природе. Воспитывать аккуратность во время работы.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Чтение сказки «Маша и медведь».

Материал:

альбомный лист с нарисованным контуром медведя; кисточки (жесткая, гуашь, стакан с водой, подставка для кисточки, салфетки). Два образца: на одном контур медведя на другом медведь нарисованный методом тычка.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Загадываю детям загадку:

«Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает». (Медведь)

Воспитатель: - Правильно! А как выглядит мишка? Он пушистый, у него четыре лапы, маленький хвостик, а сам он большой. Я сейчас прочитаю сказку «Маша и медведь»

Скажите как поступил Мишка с Машей плохо или хорошо!

Дети: Плохо, он не пускал Машу домой.

Воспитатель: Да Миша не пускал Машу домой, и что сделала Маша?

Дети: Она обхитрила его.

Воспитатель: Да она его обхитрила, и таким образом попала домой к дедушке и бабушке.

Воспитатель: А теперь нам нужно внимательно рассмотреть медведя. Какой формы туловище у медведя?

Дети: Туловище – овальное.

Воспитатель: А голова?

Дети: Круглая.

Воспитатель: - А кто знает, как нарисовать пушистого медведя? Каким способом, приёмом будем пользоваться?

Дети: Тычком

Воспитатель: - Правильно. Тычком. Давайте я вам покажу, как надо рисовать.

/ Показ / - Тычком сначала по контуру медведя – голова, туловище, хвост, лапы, а затем внутри.

Воспитатель: - Вот какой пушистый получился медведь. А что я ещё забыла дорисовать медведю?

Дети: Глаза и нос.

Воспитатель: - Правильно, глазки и носик. А я их не нарисую, а приклею. Посмотрите, какой замечательный получился медведь!

Запомнили, как рисовать? Надо стараться не выходить за линию контура.

Вы, ребята, постарайтесь, чтоб медвежонок получился красивый и пушистый.

/Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь /

А теперь садитесь за столы и приступаем рисовать.

По мере завершения детьми работ, провожу анализ, отмечая наиболее удавшиеся работы и отмечая ошибки, которые сделали дети.