Что делать, если ребёнок замыкается в себе. Работа с замкнутыми детьми в доу

Замкнутый ребенок - отчужденный, сдержанный, это ребенок «отдаленный», испытывающий потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира в свою внутреннюю «скорлупку». Узнала своего ребенка? Читай и действуй!

Какие они эти дети?

Взрослые довольны такими детьми, потому что они причиняют мало беспокойства и хлопот. Проблемы становятся очевидными только в том случае, когда ребенок начинает проявлять чрезмерную замкнутость: разговаривает только в случае необходимости или вообще не разговаривает; говорит очень тихо, почти шепотом; держится в стороне от всех, боится присоединиться к группе детей или предпринять что-то новое; часто проводит время в одиночестве, даже когда вокруг много детей. Замкнутые дети все и всегда таят внутри себя. В каком-то отношении они научились держать язык за зубами. Такие дети охотно замолкают, храня про себя свои чувства и переживания. Ты можешь говорить сколько угодно, но ребенок не будет принимать в этом активного участия.

Симтомы

В определенной степени многие дети испытывают эти чувства. Но более тревожат те, кто уже явно проявляет симптомы замкнутости:

  • ребенок может вообще не разговаривать, говорить в крайнем случае, произносить слова шепотом;
  • держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
  • у него друзей очень мало или нет совсем;
  • он боится начать что-то новое;
  • не решается выразить свое мнение;
  • таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
  • часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
  • излишняя осторожность в словах и поступках;
  • отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности);
  • неглубокое дыхание;
  • психосоматические проявления (боли в желудке, например);
  • желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
  • часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).

При всем этом ребенок может вполне нормально успевать в школе, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор. Такой ребенок не слишком хочет покидать свой мир. Он использует укрытие в острые для себя моменты, но окружающие могут видеть в этом застенчивость, подавленность, кротость, боязливость, скуку, невоспитанность. Поэтому очень часто замкнутость характерна для приемных детей. Не стоит путать замкнутого ребенка с интровертом.

Негативные проявления и последствия

У замкнутости есть негативные последствия и если ничего не предпринимать, то ребенок:

  • не будет решаться на выбор, доводить все до конца, сворачивая с пути;
  • будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников;
  • ему будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
  • не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни);
  • не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
  • постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
  • будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
  • не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
  • сохранит неуверенность в себе на многие годы;
  • не будет решать сложные проблемные ситуации;
  • будет в одиночестве;
  • возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).

Что делать?

Самое важное, чего не следует допускать по отношении к замкнутому ребенку – это применение силы (моральной и физической). Психологи рекомендуют следующие подходы:

  • воспринимать ребенка таким, каков он есть;
  • меньше говорить самому в общении с ним;
  • рассказать о том, что беспокоитесь о нем (любых его сложностях);
  • в разговоре с ребенком не выставлять замкнутость как проблему;
  • научить его осознавать свои страхи, обиды;
  • выявлять и прорабатывать страхи через игру, рисование (можно предложить нарисовать мальчика или девочку – соответственно своему полу; сначала эти рисунки будут слишком правильными, без эмоций; ребенку нужно предложить рассказывать о герое рисунка (игры), но не стоит ждать результата сразу);
  • в раннем возрасте стоит научить ребенка знакомиться, общаться, решать проблемные ситуации;
  • подкреплять, хвалить решительность ребенка;
  • постараться узнать причины, проблемы и помочь их разрешить, подсказать стратегию (самому решать только при угрозе жизни и здоровью ребенку);
  • помочь справиться с комплексами и страхами.

Если самостоятельная работа над проблемой не дает результатов, тогда ребенку сможет помочь психолог. Он в работе с такими детьми часто используют экспрессивные техники. Применяется рисование, лепка, упражнение с предложениями, начинающиеся с «Я…», подход «здесь и сейчас» также является очень действенной помощью. Сначала происходит осознание своих страхов, огорчений и обид, далее проводится психокоррекция.

В целом, замкнутость – это всего лишь сигнал. Справившись с причинами, ты непременно освободишь своего ребенка. Главное, вовремя обнаружить и исправить. Разбей «скорлупку» ребенка, но очень, очень бережно.

Ксения Чужа

Это сигнал тревоги, случилась какая-то неприятность в жизни сына или дочери. Но ведь многие дети, как только у них что-то происходит, сообщают об этом папе или маме. SOS – молчаливо требует ребенок, но, не доверяя родителям, боится рассказать, что у него случилось.

Итак, главная причина, почему ребенок замкнулся в себе недоверие к родителям .

Оно может быть вызвано:

  • чрезмерной (с точки зрения ребенка) строгостью – ребенок боится наказания и поэтому молчит;
  • безразличием – ребенок не верит, что родители могут воспринять его проблему всерьез;
  • гиперопекой – в жизнь ребенка родители слишком вмешиваются и не дают ему самостоятельно решать хоть что-то;
  • непредсказуемостью – на одни и те же поступки родители реагируют по-разному, поэтому ребенок не знает, чего можно ожидать на сей раз.

Исходя из этих причин, нужно и действовать. Заметим, что разговорить замкнувшегося ребенка бывает трудно. Иногда для этого нужны дни, а то и недели. Но игнорировать ситуацию нельзя.

Доверие – основа открытости

Первое, что нужно сделать, это наладить доверие. Родителям стоит адекватно и трезво оценить ситуацию, чтобы понять причину недоверчивости. Если самостоятельно не получается, можно проконсультироваться у психолога. Разовая беседа поможет разобраться.

Когда причина установлена, нужно найти возможность поговорить о ней с ребенком. Легче пройдет беседа, если разговор будет вести одни из родителей. Когда человек остается один, он меняется иногда до неузнаваемости. Тем более, если ребенок поймет, что им искренне интересуются, он обязательно это оценит.

При этом разговор лучше проводить, занимаясь чем-то. Необходимость смотреть в глаза часто напрягает и детей, и родителей. Это может быть поездка в машине. Папа или мама ведет автомобиль и смотрит на дорогу, нет нужды пересекаться взглядами. Можно также устроить вечернюю прогулку. В темноте говорить легче.

Когда начинать разговор?

Родители на интуитивном уровне должны почувствовать, что ребенок готов раскрыться. Иногда подсказки дает все тело: плечи менее напряженные, руки и ноги открыты. Но так бывает не всегда. Стоит просто присмотреться к ребенку. Особо внимательный взгляд или наоборот рассеянное блуждание глазами – все зависит от индивидуальных особенностей и отношений.

О чем говорить?

Разговор стоит начинать с того, что чувствует родитель. Это так называемые «я-сообщения» , когда в беседе человек говорит только о себе и своих переживаниях, решениях, стараясь обходить слово «ты».

Такие сообщения не обвинительны, они не настораживают, не провоцируют и не требуют ответа или защиты.

Когда ребенок услышит заветное: «я, наверное, не всегда достаточно внимателен к тебе» или «наверное, мне стоит позволить тебе быть более самостоятельным, а я только буду выражать свое мнение без навязывания», – то, скорее всего, он начнет больше доверять родителям.

Но не стоит ожидать, что сын или дочь сразу расскажет, что случилось. Нужно доказать, что слова не расходятся с делом и подтвердить сказанное на практике.

Когда станет понятно, что доверие снова вернулось, можно, например, вечером перед сном наедине в темноте попробовать осторожно спросить, не случилось ли чего. Обычно дети отвечают, что все в порядке, многих родителей это расстраивает, и они начинают «атаковать». Зря.

А стоит просто на прощание сказать что-то в духе: «Возможно, мне показалось. Но если вдруг у тебя что-то произойдет, я готов тебя выслушать». И пообещать, что не будет наказаний, насмешек, безразличия или вмешательства – зависит от причины прежнего недоверия.

Самое главное – сдержать обещание, когда ребенок расскажет, что случилось (а он это сделает, если будут все условия), иначе вера в родительское слово может быть потеряна надолго, если не навсегда.

В беседе не стоит использовать власть или сразу давать советы. Родитель в таком разговоре пока только слушатель.

Стоит также подготовиться к возможным слезам. Стыдить или подтрунивать нельзя категорически. Этим можно очень больно ранить ребенка. Не стоит также говорить, что проблема пустяковая или смешная. Это взрослым так кажется. В детстве все гораздо серьезнее, об этом тоже нужно помнить.

Особый случай

А если между родителем и ребенком хорошие отношения, нет ни одной из перечисленных причин для недоверия? Таким случаям следует уделять особое внимание. За молчанием может стоять серьезная психологическая травма.

Часто дети не хотят рассказывать о чем-то плохом, что касается других взрослых. Жертвы педофилов, например, молчат, если их запугали, или им просто стыдно говорить о «плохом поведении» других. Это немного нелогично выглядит с точки зрения взрослых, но в детской психике все складывается именно так.

Поэтому если ребенок, такой искренний раньше, вдруг резко замкнулся, нужно очень осторожно с ним говорить. Лучше, если это будет не беседа вопрос-ответ, а монолог родителя.

Например, начать можно в таком направлении: «Мне показалось, ты, наверное, сейчас чем-то расстроен. Я так решил, потому что последние дни ты не бежишь меня встречать с работы. Если я прав, просто кивни головой».

Если ребенок замкнулся в себе из-за ссоры родителей или развода

Этот случай тоже особый, поскольку причина известна. Здесь нужно поговорить с ребенком, откровенно, признать вину и постараться ее загладить. Часто дети в таких ситуациях просто нуждаются в разговоре-монологе одного из родителей. Иногда они считают себя причиной ссор. Об этом тоже нужно побеседовать.

Но бывают ситуации, когда поговорить не удается. Тогда стоит обратиться за помощью к тем, кому доверяет ребенок. Возможно, близкая подруга, тренер или одноклассник смогут вызвать молчуна на откровенность.

Сайт Все права защищены. Перепечатка статьи допускается только с разрешения администрации сайта и указанием автора и активной ссылки на сайт

Частая причина обращения за консультацией психолога для подростков – отчуждение от родителей, ребёнок замыкается в себе. Это вызывает беспокойство, ведь в жизни ребенка происходит что-то, о чем взрослые не имеют понятия. Родители готовы вкладывать время и силы в восстановление контакта. Нередко они справляются с задачей самостоятельно, но в некоторых случаях консультация психолога ребенку и родителям просто жизненно необходима, чтобы восстановить отношения.

Почему ребенок замыкается в себе?

Стремление к общению естественно для подростков. Как правило, они легко заводят новых друзей, устраивают посиделки в компаниях, придумывают общие развлечения. Даже попадая в новый коллектив, многие дети без проблем адаптируются.

А вот желание остаться в полном одиночестве – это тревожный сигнал. Значит, ребенок страдает от повышенной эмоциональности, низкой самооценки, агрессии или стеснительности.

Причины замкнутости могут быть любыми – от психологического или физического насилия до к какому-то члену семьи. Разобраться в этом поможет доверительная беседа с ребенком. Если же он не готов открыться, стоит обратиться к .

В каких формах может выражаться замкнутость?

Само понятие «замкнутость» означает, что человек заключает себя в некие рамки и ограждает от общения с другими людьми. Это состояние сопровождается одним или несколькими признаками:

  1. Молчаливость. Люди разные: кто-то общается больше, а кто-то меньше. У каждого свои привычки и манеры. Если ребенок стал менее общительным, гораздо , стал чаще молчать, отвечает на вопросы кратко и односложно, не вступает в диалоги без крайней необходимости, на это стоит обратить внимание. Есть смысл записаться на психологическую консультацию с ребенком.
  2. Скрытность. Далеко не каждый человек (независимо от возраста) стремится рассказывать о себе. Некоторые люди настолько скрытны, так редко проявляют эмоции, что кажутся неспособными к сопереживанию. Возможно, то, что ребенок не делится информацией с окружающими, было б не так уж плохо, если бы не одно «но». Сами дети и подростки могут испытывать страх. Они не могут преодолеть барьер и рассказать о своих переживаниях родителям, хотя очень нуждаются в этом.
  3. Агрессия. Ограничивая общение, ребенок испытывает потребность в нем, страдает. Свои неудовлетворенные желания он может выражать в агрессивной форме – грубости, несдержанности, недоброжелательности, стремлении ломать, уничтожать вещи, бить сверстников. Ребенок начинает ненавидеть мир за равнодушие к нему. Таким детям и подросткам психологическая помощь нужна обязательно.
  4. Страх. Самый опасный признак, который может проявлять замкнутый ребенок, это страх. Он способен полностью завладеть подростком и нередко толкает на неадекватные поступки. Их реакции на любые раздражители становятся непредсказуемыми. Маленькие дети могут прятаться или плакать. В подобных случаях необходима помощь психолога ребенку.

Когда нужна психологическая помощь детям?

Если вы отметили один или несколько признаков, перечисленных выше, постарайтесь : больше гуляйте, делайте домашнюю работу вместе, общайтесь. Не критикуйте и не ругайте ребенка или подростка за его «странные» реакции. Постарайтесь понять, какие мотивы им движут.

Помните, вам не помогут «проверенные временем» жесткие методы – наказания или нотации. Самое лучшее, что вы можете сделать, это стать своему ребенку настоящим надежным другом. Старайтесь понять и принять его увлечения, музыку, друзей (если, конечно, речь не идет о «дурной компании», где принято выпивать или курить).

Если видите, что не справляетесь, не паникуйте и не вините себя. Обратитесь в наш психологический центр. Мы поможем вам разобраться в причинах замкнутости ребенка или подростка. Грамотная детская психологическая помощь – это именно то, что нужно, чтобы наладить гармоничные взаимоотношения.

Наши телефоны есть на сайте. Просто позвоните и запишитесь на консультацию!

    Похожие записи

Каждый ребенок адаптируется в социуме по-своему, самостоятельно определяя границы собственной открытости. Одни дети легко общаются с людьми, которых видят впервые, другие нелегко находят общий язык даже со своими близкими. Однако каждый из малышей нуждается в общении. О том, откуда берется детская замкнутость, что отличает ее от природной скромности и как родителям помочь малышу преодолеть внутренние барьеры, расскажет «Я - Родитель».

Замкнутость или скромность?

Для того чтобы понять, что ваш ребенок действительно замкнутый, а не интроверт, скромный и тихий по характеру, нужно внимательно наблюдать за его поведением. О замкнутости говорят следующие признаки:

    Малыш боится всего нового;

    Он практически не жестикулирует, часто держит руки за спиной или прячет их в карманах;

    Ребенок увлекается необычным хобби (замкнутые дети нередко компенсируют этим недостаток общения).

Как уже было сказано, детскую замкнутость легко можно перепутать со скромностью и интровертностью.

Скромность

Скромные дети вполне нормально общаются с хорошо знакомыми людьми, охотно поддерживают беседу с близкими и выглядят «буками» только в незнакомой компании или при неожиданных обстоятельствах.

Интровертность

Интровертность - это особенность характера, которая выражается в том, что ребенок умеет и любит общаться, но все свои эмоции и мысли предпочитает держать при себе.

Причины детской замкнутости

    Неправильное поведение родителей:

    • постоянно ребенка (не так ходит, не так ест, и др.);

      предъявляют к ребенку повышенные требования (такие дети близко к сердцу принимают даже мелкие неудачи, а это сильно бьет по их самооценке, заставляет погружаться в раздумья и запирать на замок собственные эмоции);

      ссорятся между собой (из-за родительских ссор ребенок ищет уединения);

      проявляют равнодушие к переживаниям ребенка (они кажутся им незначительными).

    Психологическая травма, вызванная насмешками близких или приятелей.

    Тяжелое заболевание, причиняющее ребенку неудобства или заставляющее его думать о том, что он не такой, как другие дети.

Как победить детскую замкнутость?

    Никогда не называйте своего ребенка «замкнутым» вслух, поскольку он и так это чувствует и переживает из-за своего душевного состояния.

    Не вынуждайте ребенка отказываться от его увлечений, какими бы странными или бесполезными они вам не казались. Попытайтесь взглянуть на них детскими глазами.

    Помогайте малышу реализовывать себя в хобби. А еще лучше - будьте на шаг впереди. Например, ребенок заинтересовался географией - а вы тут же преподносите ему большой глобус.

    Если у ребенка что-то не получается, и не обвиняйте его, называя «неумехой» или «растяпой». Замкнутый ребенок и так слишком критично относится к самому себе. Лучше пробуйте приободрить его.

    Внимательно слушайте истории своего малыша и никогда не говорите, что вам некогда, задавайте вопросы, интересуйтесь его делами. Если мама с папой отказываются выслушать его, он воспринимает это на свой счет и в следующий раз уже не сделает попытки пообщаться.

    Доверяйте своему ребенку, всегда советуйтесь с ним, учитывайте его мнение. Замкнутым детям не хватает доверия со стороны окружающих, поэтому предложение обсудить что-то вместе даст ему веру, что с его мнением считаются и его уважают.

    Объясните малышу, что страхи есть у всех. Приведите в пример собственную историю или историю из жизни кого-то из знакомых. Когда ребенок поймет, что он не один такой на всем белом свете, ему будет легче бороться со своим страхом быть открытым.

    Почаще говорите со своим ребенком о его страхах и вместе ищите пути их преодоления. Если малышу не удается подружиться с ровесниками, помогите ему - объясните, как это лучше сделать, с чего начать разговор, почему важно интересоваться другим человеком.

    Хвалите и наказывайте ребенка всегда вовремя и только по заслугам. Замкнутый ребенок заслуживает точно такое же отношение, как и самый общительный малыш: не стоит его расхваливать без повода или отменять наказание, когда он совершил серьезный проступок.

Если вы хотите проникнуть в мир замкнутого ребенка и помочь ему наладить контакт с окружающими - в первую очередь распахните двери собственного сердца. Будьте открытыми со своим ребенком, и он обязательно откликнется!

Виктория Котлярова

Неустойчивых, с плохим аппетитом, нарушениями сна на фоне общего снижения настроения при малейших изменениях в его непростой детской жизни..

Такие дети сторонятся чужих людей, они скованно ведут себя, попадая в новую ситуацию. Обычно они сильно привязаны к матери, и даже ее непродолжительное отсутствие могут переносить болезненно. Им достаточно уютно и комфортно в своем замкнутом пространстве, не так-то просто выманить их и разговорить. Но сделать это крайне важно!

От застенчивых детей замкнутые отличаются нежеланием и неумением общаться. Застенчивые же стремятся к общению, не смотря на то, что не умеют. А замкнутый ребенок живет внутри своего собственного маленького мирка, допуская в него лишь самых близких. Родители часто совершают роковую ошибку, считая замкнутость своего чада признаком гениальности. Дескать, моему таланту с обычными детьми неинтересно. И всячески поощряют отказ ребенка общаться с себе подобными. А на самом деле замкнутые дети, как чеховский человек в футляре, личности глубоко несчастные — им невероятно трудно сходиться с людьми, строить отношения и приспосабливаться хоть как-то к чуждому для них миру.

Причины замкнутости

Специалисты утверждают, что на степень замкнутости ребенка непосредственно влияет... продолжительность беременности. Сильно недоношенный ребенок, как правило, становится интровертом (человеком, для которого внутренний мир гораздо важнее мира внешнего). Видимо, виной всему длительное пребывание в кувезе сразу после рождения, где выхаживают недоношенных детей. Но это лишь одна причина из многих.


Ребенок может уйти в себя, когда устал, заболел, . Но такие уходы обычно кратковременны. Гораздо серьезнее обстоит дело, когда причиной замкнутости становятся внешние обстоятельства (насмешки сверстников по поводу внешности, родительские ссоры и др.). В подобных ситуациях большинство детей считает виноватыми себя, поэтому стараются стать как можно менее заметными, тем самым якобы помогают родителям помириться. Частые болезни и связанная с этим изоляция от других детей тоже провоцирует замкнутость. Сначала малыш расстраивается, потом смиряется и привыкает видеть рядом только маму и бабушку.

Как быть родителям с таким ребенком?

Если все время быть внимательными по отношению к своему чаду, то можно вовремя внести коррективы. Если у малыша нет ста друзей, и он может долго играть сам — это еще не признак замкнутости. Особенно, если родители—экстраверты часто ходят в гости и принимают друзей у себя. Для них чуть ли не катастрофа, если их чадо довольно сдержанно реагирует на гостей. Неужели ему неинтересно общаться с людьми? Караул!

На самом деле у их ребенка свой несколько отличный от родительского темперамент. И вовсе не факт, что у экстравертов дети обязательно копируют их характер.

Ребенок может с удовольствием ходить в садик и но дружбу заводить только с избранными — это тоже не замкнутость. Так же как и если все дети гоняют мяч, а ваш сидит и наблюдает за букашками.

Иное дело, если ребенок замыкается в себе, не делится школьными и другими новостями, уходит от общения, и это заметно. Значит, настала пора мягко вмешаться, помочь разобраться в себе, в проблеме, справиться с мнимыми и вполне реальными страхами, наработать уверенность, без которой невозможна полноценная жизнь, учеба, дружба и любовь.

Лучше всего, конечно, обратиться к специалисту. Но даже и без родителям многое по силам.

  • Проявляйте внимание и заботу. Они нужны как воздух и 2-хлетнему и 12-летнему. Тискайтесь, целуйтесь — испортить детей может потакание их желаниям, но не объятья и поцелуи.
  • Щедро хвалите за малейшие успехи! Это укрепляет их самооценку и поднимает уверенность.
  • Регулярно встречайтесь с друзьями, особенно если их дети — сверстники вашим. Детвора в привычной обстановке быстро адаптируется друг к другу, раскрепостится и начнет благополучно общаться.
  • Поощряйте детей при гостях выступать. Стихи, песни, загадки, игры, конкурсы помогут вытащить замкнутого малыша из состояния привычной апатии, если ему помогать почаще выигрывать.
  • Проявляйте такт, не наседайте с вопросами типа «Что случилось? Не молчи, выкладывай!». Вы ведь и сами не захотите откровенничать, если точно так же насесть на вас.
  • Любые новшества добавляйте по чуть-чуть, постепенно. Замкнутые дети нуждаются в четком режиме. Новая еда, мультик вместо привычной сказки не должны быть резкой неожиданностью. Для малыша главное — чтобы он ощущал стабильность. Говорите ему, чем вы собираетесь с ним заняться, заранее и несколько раз, чтобы он морально готовился.
  • Новую еду можно обыграть — вместе купить и приготовить, пусть помогает по мере сил — тогда на тарелке не будет для него неприятной неожиданностью.
  • Страх перед улицей «лечится» интересными любимыми игрушками, лежащими на пороге — и ребенок откроет дверь с интересом, а не испугом. В своем доме это сделать проще, чем в этажке.
  • Постепенно, но терпеливо и настойчиво внедряйте чадо в общество. Даже если он брыкается. Это лучше, чем если он загонит свои эмоции вглубь. Если вы, как родители, сдадитесь, то кто будет помогать детям социально адаптироваться?

Во всех перечисленных рекомендациях ресурса сайт главное — проявлять постепенность. Боится малыш подойти к детской площадке — не уговаривайте, пусть пока привыкнет, поиграет сам, но рядом с детьми. Потом вы его потихонечку начнете сближать со сверстниками, очень мягко и ненавязчиво.

Чтобы преодолеть замкнутость, времени понадобится много. За день, неделю или месяц такие вещи не проходят. Пусть вам помогут мудрость, терпение и здравый смысл.