Что делать, если ребёнок вас не слушается. Трудный ребенок: что делать с детьми, которые не слушаются

Детство — уникальная пора каждого человека, где закладываются его привычки, повадки и особенности характера. Для того, чтобы подросток не ощущал, что весь мир ополчился против него, нужно грамотно подавлять его детские приступы непослушания . Иначе, та пропасть непонимания будет только расти. Чтобы исключить подобное, в первую очередь стоит разобраться в мотивах по которым ребенок не слушается. Ведь решение любой проблемы кроется в её истоках.

Зачастую, чтобы отвлечь непослушного ребенка от шалостей родители пробуют его отвлекать, шутить, запрещать, но ничего не получается. Тогда родители в растерянности и задаются вопросом — что делать, если ребенок не слушается?

Если ваш ребенок не слушается — причины детского непослушания

Главные факторы, влияющие на то, что ребенок не слушается:

  1. Возрастной кризис

Специалистами выделимы определенные возрастные периоды, когда возможен данный кризис (1 год, 3 года, дошкольный и подростковый период, а также переходный возраст.)

Для каждого детского периода взрослые устанавливают определенные рамки поведения и дозволенности. В год малыш овладевает навыками хождения, пытается быть самостоятельным и с любопытством рассматривает мир вокруг. Родители, пытаясь избежать детских травм, многое ему запрещают, вызывая этим недовольство со стороны ребенка.

  1. Взрослые предъявляют много требований и ограничений

Когда ребенок постоянно слышит запреты, то это рано или поздно спровоцирует бунт с его стороны. Обязательно соизмеряйте количество, сказанных вами «нельзя». Проведите исследование, к примеру посчитайте количество запретов, наложенных вами за определенный промежуток времени (это может быть 30 минут или весь день). Если запретов чересчур много, то максимально уменьшите их число. Оставьте только те из запретов, которые ограждают малыша от увечий и несут охрану его жизни (шалости на проезжей части, игры с лекарственными препаратами, исследование розеток и электроприборов). Не нужно постоянно нести запреты на громкий смех, беготню и разбрасывание игрушек. Помните, что перед вами непоседливый ребенок, который с интересом познает мир.

  1. У родителей отсутствует последовательность


Зачастую родители закрывают глаза на маленькие детские шалости, поэтому дети считают, что делают все правильно. Но случаются ситуации, когда у взрослых преобладает плохое настроение в следствии стресса, тяжелого дня на работе или просто головной боли. И когда — наказывают его. Тогда у ребенка возникает внутренний конфликт, он испуган и пребывает в замешательстве. Ребенку сложно проследить цепь событий и выявить, почему всегда «это» было можно, а сейчас за «это» наказывают. Если такие ситуации войдут в привычку, то это вызовет у ребенка непослушание.

  1. Вседозволенность

Когда ребенок не ощущает абсолютно никаких запретов со стороны взрослых, то он привыкает к этому. И в какой-то момент родители начинают замечать, что их ребенок стал неконтролируемым. Тогда они стараются привить ему основные нормы морали и уважения, но время упущено, и единственное, что они получают от чада, это то, что ребенок не слушается.

  1. Слова и поступки взрослого не соответствуют друг другу

Дети являются малыми копиями своих родителей. Поэтому, если взрослые пообещали о чем-то крохе, но не выполнили, и такие случаи происходят часто, то в итоге родители получат непослушного ребенка. Малыш решит, что взрослого слушать не обязательно, он все равно обманет.

  1. Члены семьи предъявляют разные требования

Часто можно наблюдать ситуацию, когда один из взрослых балует малыша, а второй достаточно строг. Эта ситуация может возникнуть как между самими родителями, так и между родителям с бабушками/дедушками. К примеру, строг отец, а мама позволяет вольности. Тогда возможны два варианта. Первый вариант — малыш решит, что раз папа строг, то его слушать нужно обязательно, а маму можно не слушать, она ведь все равно все простит. Второй вариант — ребенок не слушается папу, ведь мама при любом раскладе защитит его от папы-тирана. Это касается и бабушек/дедушек, привыкших баловать внуков, а родители потом страдают от этого, получая непослушного ребенка.

  1. Уважительное отношение к ребенку отсутствует

Некоторые родители думают, что ребенок не может иметь своего мнения. Это большая ошибка с их стороны, ведь каждый кроха — индивид и у него обязательно должно сформироваться личное представление обо всем в мире. При таком раскладе, чувствуя несправедливость в свой адрес, ребенок не слушается.

  1. Нередкие ссоры в семье, развод


Непослушный ребенок может быть следствием того, что ему не хватает внимания и заботы. Если родители слишком увлечены ссорами между собой, то на ребенка уделяется время только лишь затем, чтобы поругать его за шалость. Со временем такая ситуация войдет в привычку и ребенок не будет слушаться родителей только лишь затем, чтобы те обратили на него внимание.

Если говорить о разводе родителей, то для любого ребенка, сколько бы ему не было лет — это большой стресс. У крохи, как правило, развивается вызывающая манера поведения. Ребенок не слушается родителей, так как считает, что тем самым сплотит их.

Как наказать непослушного ребенка


Если ребенок непослушный, то это нужно пресекать. А именно:

  1. Соизмеряйте наказания и поощрения. За тяжелые проступки, которые могут причинить ущерб самочувствию и жизни, ребенка нужно наказать обязательно. На мелкие проступки изредка можно не обращать внимания, и главное не забывать про похвалы и поощрения за послушное поведение.
  2. Контролируйте свое поведение во время предъявляемых запретов. Пытайтесь говорить смирной и ровной интонацией, не переходя на крик. Не утаивайте своих эмоций. Честно признайтесь крохе, что вы ощущаете от его данной шалости.
  3. Привлекайте детское внимание к вашим просьбам иными методами. Случается, что оторвать кроху от какого-либо увлечения бывает просто невозможно. Тогда можно попробовать позвать его шепотом, применить мимику или жесты. Как правило, ребенок сразу прочувствует изменение вашего поведения.
  4. Не нужно повторять одну и ту же просьбу несколько раз. Иначе произойдет привыкание к таким повторениям и ребенок не будет слушать вас с первого раза. Для начала сделайте первое предупреждение, при выполнении которого ребенок избежит наказания. Если же малыш проигнорировал ваши слова, то наказание следует провести незамедлительно. Но бессменно всегда объясняйте ребенку истоки его наказания. С помощью такой отработанной схемы чадо придет к сознанию того, что ему выгоднее сразу откликаться на первое ваше предупреждение.
  5. Старайтесь при разговоре с ребенком исключить частицу «не». Нередко ребенок не слушается, так как не воспринимает слова с негативным смыслом. Попробуйте сменить выражения («не бегай», « » и прочие) на схожие по смыслу («попробуй ходить медленнее», «а ты умеешь говорить тише?»).
  6. Если непослушный ребенок начинает истерику, постарайтесь не нервничать и игнорировать это. После того, как ребенок будет в состоянии выслушать вас, озвучьте свои требования еще раз. Попробуйте перевести детское внимание на другой предмет.
  7. Строго придерживайтесь последовательности в своих высказываниях, поступках, просьбах. Это должно касаться всех членов семьи. Иначе, при малейшем проступке с вашей стороны кроха не будет слушаться.
  8. Не забывайте уделять ребенку должного внимания, как бы заняты вы не были. И речь тут идет не столь о количестве, уделенного вами времени, а о его качестве. Ведь 30 минут увлекательного времяпровождения вместе не сравнить с часами малоэффективного общения. Если ребенок непослушный, то данный совет, как нельзя лучше подойдет вам.
  9. Терпимо воспринимайте взросление своего чада. Ребенок не слушается родителей особо в период взросления. Возможно под давлением друзей или просто, пытаясь выказать свою независимость ребенок становится крайне непослушным. В такой момент главное не потерять доверие ребенка и найти грамотный выход.
  10. Если по каким-либо причинам вы утратили свой авторитет перед ребенком, то постарайтесь вернуть его. Чаще проявляйте заинтересованность к его жизни и чувствам.

Как бороться с причинами детского непослушания?

Если ребенок не слушается, то для начала восстановите доверительные отношения с ним. Основа доверия ни в коей мере не кроется в беспрекословном подчинении вам. Ребенок должен иметь возможность безбоязненно задавать вам вопросы на интересующие его темы. Ребенок должен ощущать, что возникшая дилемма может решиться по-разному. Для этого родителям также необходимо задавать встречные вопросы («Как, ты думаешь?», «Могу я рассматривать твою помощь?»).


При изъявлении своих требований не забывайте физического контакта (обнимите ребенка, поцелуйте, погладьте). Такие движения будут куда действеннее нежели окрики и запугивания. И ребенок при этом прочувствует двухстороннюю заинтересованность в выполнении просьбы. Прикосновениями вы выразите не озвученные слова — «Мы вместе, и это самое важное».

Так же важно соблюдать и зрительный контакт. При строгом взгляде ребенок на подсознательном уровне начнет оборонительный процесс, а любая просьба с вашей стороны будет рассматриваться, как угроза в его адрес.

Помните о поощрениях и благодарностях за уже выполненные просьбы. Так ребенок будет чувствовать свою нужность и значимость.

Ребенок должен осознавать, что в непредвиденных ситуациях при угрозе жизни и здоровью, он неукоснительно должен слушаться старшего.

Среди ошибок, совершаемых родителями при воспитании особо выделяются три из них. А именно:

  1. Идти у ребенка на поводу. Несмотря на то, что каждый ребенок — индивид, нужно осознавать, где необходимо поставить черту вседозволенности.
  2. Обсуждать поведение ребенка между собой при нем. Ребенок смекнет, что если присутствуют обсуждения между родителями по поводу его поведения, то существуют и разногласия. Такого быть не должно.
  3. Крик на ребенка.

Что делать, если ребенок все равно не слушается?

Если ребенок не слушается родителей, то он обязательно должен понести наказание.

Наказывая ребенка, родители должны учесть следующее:

  1. Не опирайтесь на свое настроение. Если по-вашему мнению ребенок совершил проступок, то не зависимо отличное у вас настроение или плохое — накажите чадо. Будьте последовательны в действиях.
  2. Ребенок должен осознавать причины наказания.

Если ребенок не слушается, то наказание не должно для него быть чем-то противоестественным. Этому и нужно научить ребенка, чтобы он понимал, что наказание неизбежно, если он не исправит свое поведение и не будет придерживаться общих правил. Можете сослаться на жизненные примеры (Проехав на красный свет светофора — можно спровоцировать аварию; пойти зимой на прогулку без шапки — легко заболеть).

Перед тем, как наказать , обязательно поведайте ему о последствиях его непослушания. Но разъяснения ведите со спокойной и ровной интонацией. Ваш тон должен выражать твердость, и не терпеть пререканий.

Правильное воспитание и развитие темперамента чада вероятно следованию следующих правил:

  1. При наказании лишайте ребенка именно тех вещей, которые для него действительно важны.
  2. Наказание должно следовать сразу же за свершенным проступком. Откладывать наказание, даже на незначительное время, нельзя. Дети по иному воспринимают временное пространство, и по прошествии какого-то времени соотнести наказание и шалость у них не получится. Что приведет к непониманию со стороны ребенка и затаенной на вас обиды.
  3. Пред тем, как что-то запретить ребенку, обдумайте данный запрет ни один раз, чтобы в дальнейшем не менять свою позицию. Если вы озвучили слово «нет», то это решение должно быть неукоснительным и не поддающимся изменению. Иначе, вскоре ребенок поймет, что вас легко уговорить. Тогда рамки поведения будет ставить он, а не вы.
  4. Чтобы у ребенка не возникло агрессии и не развились комплексы, ни в коем случае не поднимайте на него руку.
  5. Не пытайтесь взять полный контроль над поведением вашего крохи. Это может спровоцировать его несостоятельность во взрослом периоде. К примеру, среди наркозависимых очень много таких личностей, которые не могут сами принимать решения, а подвержены мнению со стороны.

В каких моментах наказания не применимы:

  1. Во время принятия пищи.
  2. При болезни.
  3. После сна или перед ним.
  4. В моменты увлеченности самостоятельными играми.
  5. Если ребенок хотел сделать вам сюрприз, но нечаянно что-то попортил.
  6. При посторонних.

Зачастую причины детского непослушания кроются в оплошностях, допущенных родителями при воспитании.

Например, ребенок захвачен игрой или просмотром передачи, тогда его внимание сложно переключить на что-то еще и зрительный контакт в этот момент потерян. А при озвучивании просьбы взгляд глаза в глаза просто необходим.

Если перед ребенком стоят слишком сложные задачи, то вы будете видеть непослушного ребенка, не выполняющего ваши требования. А в действительности, малыш в тупике и не понимает чего от него хотят. Не требуйте исполнить сразу много поручений. Делите требования на легкие и маленькие этапы.

Ребенок не слушается родителей , если те неправильно формируют просьбу. К примеру, вы подметили, как кроха хулиганит и всюду разбрасывает свои игрушки. В данной ситуации нужно сказать напрямую: «Перестань разбрасывать игрушки» , а не задавать вопрос о том, сколько он еще собирается это проделывать.

Если вы говорите слишком много слов, то ребенок вряд ли вас поймет. Сводите просьбы к простому и понятному для крохи изложению. Не используйте витиеватых фраз.

Непослушный ребенок не сможет успокоиться, если в свой адрес будет слышать крики. Держите под контролем свои эмоции и не позволяйте крику вылезти наружу.

Возможно вы ждете слишком быстрой реакции. Проявите терпение, ведь для дошкольников нужно больше времени для осознания ваших слов.

Непослушному ребенку не пойдут на пользу ваши частые повторения. Это лишь усугубит дело и превратит малыша в безынициативную личность.

Расклейте по дому картинки-напоминалки, ведь у деток очень хорошо развита зрительная память. В ванной повесьте плакат о пользе мытья рук и очистки зубов, в спальне — о пользе чистоты и том, что игрушки должны лежать на местах, а на кухне расположите картинку о том, какими приборами нужно пользоваться во время еды.

Старайтесь искоренить в диалоге с крохой частицу «не» , заменив похожей по смыслу фразой. К примеру, вместо «не ходи в грязь» , скажите «Давай лучше обойдем эту лужу по травке» .

Характер ребенка и вероятность его послушания зависят также от стиля воспитания:

  1. Авторитарный. В этом случае воля ребенка полностью подавляется родительской.
  2. Демократический. Родители общаются с детьми в форме беседы, а не приказов. Не во всех вопросах, но все же ребенок имеет право голоса.
  3. Смешанный. Родители используют методику «кнута и пряника». Дают небольшие послабления ребенку от «порки» до «порки» .

Непослушный ребенок — что советует доктор Комаровский (видео):

Что такое дисциплина и как бороться с детским непослушанием?

Вопрос: Когда я проходила мимо комнаты сына, я увидела, как он сбрасывает все паззлы с полки на пол, разбрасывая их по всей комнате. Я просто вышла из себя! Когда я закричала на него, требуя, чтобы он остановился, он просто повернулся, уставился на меня, затем скрестил на груди руки и произнес: «Ты не можешь заставлять меня это делать. Это моя комната». Господи, как мне в этот момент хотелось всыпать ему! Но я стараюсь не прибегать к негативным реакциям — угрозам, наказанию, критике. Но с другой стороны, я не хочу позволять ему вести себя таким образом. Что вы предложите?

Ответ: Верьте или нет, но существует множество эффективных дисциплинарных стратегий, работающих в таких обескураживающих ситуациях, как эта, но они требуют от вас умений, которые достигаются практикой и самоконтролем. Они не приходят на ум автоматически. Но хорошо то, что эти стратегии не только останавливают нежелательное поведение, но в конечном итоге помогают ребенку почувствовать угрызения совести, а не желание отомстить, и таким образом он постепенно начинает чувствовать ответственность за свое поведение.

В разгар инцидента постарайтесь не «заглотать наживку». Концентрируйтесь не на том, как заставить ребенка подчиниться, а на разборке кусочков и уборке беспорядка. Помните, что тон вашего голоса и тщательный выбор слов могут сильно помочь или помешать достижению «сотрудничества» с ребенком. Начните с признания его права на такие чувства («Да, это твоя комната»), но сохраняйте твердость. («Но твоя комната — часть нашего общего дома, и каждый в нашей семье должен соблюдать установленные у нас правила»). Покажите ребенку, что ему тоже не безразлична проблема поддержания порядка. («Помнишь, как ты огорчился, когда не мог найти нужного тебе кусочка паззла?» Еще раз повторите правило («Вот поэтому правило таково: доставай только одну игру за раз»). Постарайтесь решить проблему вместе («Похоже, тебе нужно помочь рассортировать кусочки и убрать их. Я буду искать кусочки паззла с медведем, а ты — с собакой»). Позже, или перед сном, или во время семейного совета можете напомнить ребенку, что вы не хотите, чтобы с вами разговаривали так грубо.

— Говорите только о том, что должно быть сделано, а не сообщайте ребенку о своих не очень хороших в данный момент мыслях о нем.

Дина обнаружила, что сын слушает гораздо внимательнее, когда она говорит «пальто должны висеть на крючках», а не «какой ты неряха! Сколько раз я говорила тебе, что пальто нужно вешать на крючок?»

— Постарайтесь говорить меньше и использовать односложные просьбы. Крики и ворчание чаще всего отвергаются ребенком.

Когда Дима должен был напомнить дочке надеть варежки перед зимней прогулкой, он просто говорил: «Варежки!», чтобы привлечь ее внимание. Никакого объяснения не требовалось.

— Начинайте свои просьбы словами: «Как только ты…» или «Когда ты…». Эти слова показывают, что вы ожидаете послушания. Избегайте произносить «Если ты…».

Роза заметила, что если она говорит сыну: «Если ты уберешь игрушки, мы пойдем в парк», она как бы дает ему понять, что сомневается в его послушании. (Подчеркните, что вы считаете, что ребенок сделает то, о чем вы просите. Различие тонкое, но результат может быть совсем другим).

— Исключите обычно негативное влияние слова «нет». Вместо того чтобы сказать «нет», скажите «да», не изменяя принятых в семье правил.

Один очень темпераментный папа обнаружил, что значительно более эффективно сказать сыну «да, ты можешь взять бутылочку, но только после того, как мы счистим грязь с твоих ботинок», чем повышать себе давление, отвечая: «Нет! Ни в коем случае. Куда это ты идешь, парень… Посмотри на свои грязные следы по всей кухне!»

— Покажите, что вы оценили то, что ребенок пошел вам навстречу, т. е. его хорошее поведение — это очень важный позитивный момент в воспитании дисциплины. Обращение внимания на хорошее поведение (но без «перебарщивания») действительно очень способствует обучению ребенка отличать плохое от хорошего и тем самым минимизирует плохое поведение.

— Смотрите на вещи с точки зрения вашего ребенка; в таком случае вы, вероятно, сможете в следующий раз использовать для достижения послушания не команды, а стимулы.

Катя определяла время похода в парк и ухода из него с точки зрения детей. «Очень часто, когда мои дети были увлечены игрой и получали от нее огромное удовольствие, я считала неразумным останавливать их, даже если я собиралась пойти с ними поесть мороженого. Я начинала напоминать им заранее, сколько времени мы еще можем остаться в парке, и периодически напоминала о времени ухода. Иногда они устраивали мне настоящий сюрприз, ожидая меня уже в машине. Я никогда не забывала похвалить их, не «перебарщивая». Я просто говорила им: «Спасибо, что вы так быстро, без всякой суеты, забрались в машину».

— Объясните ясные для ребенка правила, это поможет вам установить ограничения и придерживаться их, не ломая характер ребенка.

Света все время ругала своего четырехлетнего сына за то, что он бьет младшего брата. Наконец, осознав, что ее действия абсолютно бесполезны и не приносят никаких положительных результатов, она придумала новый способ осуществления своего намерения — заставить ребенка перестать обижать младшего брата. Однажды, подойдя к нему сзади и крепко обняв, она сказала ему на ухо: «Драться нельзя». И это остановило мальчика, и потом она шутливо отвлекла обоих, сказав: «Давайте возьмем свои пальто и будем маршировать, как я: раз, два, три, четыре. .. Слушаем, как наши ботинки топают по полу! Раз, два, три, четыре… маршируем со мной прямо за дверь!» Прохладный свежий воздух изменил настроение детей, и драки как не бывало. Мать изменила поведение ребенка без крика и обидных слов — и это правильно!

— Напоминайте своему ребенку важные правила, вновь и вновь произнося их, правильно выбрав время, чтобы предотвратить повторения плохого поведения.

Приблизившись к краю тротуара, мама сказала: «Мы собираемся перейти улицу. Как мы должны поступить? Берем маму за руку, смотрим по обе стороны и внимательно и спокойно переходим дорогу».

— Выбирайте соответствующие последствия, относящиеся непосредственно к поведению ребенка, это важно и для вас, и для него, и это поможет ребенку почувствовать угрызения совести из-за своего плохого поведения, а не желание отомстить (это оптимально, но не всегда возможно).

Хотя трехлетний малыш знал, что должен пользоваться пластиковой чашечкой, когда наливает воду из бутылки, тем не менее он однажды схватил стеклянный стакан, и как только наполнил его, стакан выскользнул из его ручек, и вода разлилась по всему полу. Из соседней комнаты прибежала мама, которая выбрала очень правильное поведение. Не крича и не обзывая ребенка, она спокойно сказала: «Дорогой, не двигайся. Вокруг тебя много осколков. Мне нужна твоя помощь, чтобы убрать все». И умная мама дала ребенку задание, соответствующее его возрасту: «Вот тебе бумажный пакет. Держи его открытым для мамы. Стой спокойно, пока я соберу осколки, а затем мы с тобой аккуратно отнесем пакет в мусорный бак на улице.» Позже вечером того же дня они опять заговорили об инциденте, и ребенок без всякой подсказки сказал, что он сожалеет о том, что взял стакан (т. е. почувствовал угрызения совести). Мама повторила правило: «Дети пьют из пластиковых чашечек». Она была горда тем, как справилась с ситуацией, а сын с тех пор придерживался правила «пластиковой чашки».

— Не забывайте, что для маленьких детей (от 2 до 5 лет) последствия обычно наиболее эффективны, если они наступают сразу (или как можно быстрее) после плохого поведения.

Семья Зубовых наметила воскресный завтрак в любимом ресторане. Однако, когда всем уже принесли еду, четырехлетняя дочь и трехлетний сын начали визжать и бросаться едой. Папа сказал им: «Если не перестанете так себя вести, вы сегодня ляжете спать в 7 часов вечера». Дети продолжали шалить, и тогда мама сказала: «Ну все. Сегодня мы ложимся спать в половине седьмого!» (Заметьте, к сожалению, в данном случае последствие было отдалено, но соотносилось с плохим поведением и было выражено угрозой, поэтому оно являлось абсолютно неэффективным для детей 3 и 4 лет. Родители могли выбрать более быстрое последствие, например, поменяться местами за столом так, чтобы один ребенок и один взрослый сидели с одной стороны, а другая пара — с другой, и так, чтобы дети сидели по диагонали. Или семья могла собраться и уйти или расположиться двумя группами в разных частях ресторана и таким образом закончить свой завтрак, не мешая другим посетителям).

— Определите, каковы должны быть соответствующие последствия, непосредственно соотносящиеся с плохим поведением, но не прибегайте к физическому наказанию.

— Подумайте дважды, прежде чем выбрать в качестве последствия слова: «Я тебя не люблю». Маленький ребенок не всегда может разделить свое поведение и свою личность, поэтому он может счесть, что его отвергают из-за него самого, а не из-за того, что он сделал.

Лиля увидела, как обижена и огорчена стала ее дочь, когда она сказала: «Ты меня просто свела с ума сегодня. Поэтому никакого поцелуя на ночь и никакого лежания вместе!», и поклялась себе никогда больше так не говорить. Время, когда они уютно «сворачивались» вместе на кровати, было их самым любимым, оно еще усиливало ее бескорыстную любовь к дочери.

— Постарайтесь, чтобы ребенок понял связь между ограничением и занятием, к которому оно относится; говорите убедительно, но не кричите. Когда ребенок вас слушает и понимает эту связь, ему легче принять правило.

— Тщательно выбирайте, с чем бороться, а что можно отложить на потом; вы и вся ваша семья просто сойдете с ума, если будете бороться со всеми проявлениями недисциплинированного поведения. Спросите себя: «А может, это можно отложить на час? Или на день? Или на неделю? Или на год?»

После нескольких недель утренних баталий с дочкой из-за того, что она плохо одевалась, выдохшаяся мама сделала значок, который прикреплялся дочке на платье. На значке было написано: «Я оделась сама и горжусь этим!»

— Подумайте, что «стоит за» плохим поведением, и постарайтесь учесть эти факторы. (Возможно плохого поведения не будет, если класть ребенка спать пораньше или давать более ясные указания или уделять больше внимания именно ему, а может быть просто, поменять место за столом).

Катя сказала своему трехлетнему ребенку, который вдруг стал вести себя вызывающе: «Я вижу, что ты очень сердишься из-за того, что надо прервать игру и идти есть. Понимаю, что это трудно, когда такая интересная игра! После еды мне тоже хотелось бы посмотреть новые карточки, которые вчера принес тебе папа». Очень сердитая мордашка просветлела, и они пошли вместе на кухню, все время разговаривая о футболе.

— Сделайте паузу, чтобы остыть, когда вы очень сердиты и не можете хладнокровно рассуждать. Честно скажите о своих чувствах: «Мне нужно подумать об этом» или «Мне нужно уйти из комнаты, чтобы успокоиться!».

— Помните, что телесные наказания неэффективны, кроме того, вы можете нанести ребенку увечье.

— Старайтесь объяснять, какое поведение является правильным. Дети более внимательны к словам, не содержащим «истерической критики».

Когда четырехлетний сын Анны вдруг быстро побежал к мостовой, первым ее желанием было закричать: «Что с тобой? Разве ты не знаешь, как опасно перебегать дорогу? Тебя может задавить машина! Ты что, хочешь довести меня до инфаркта?» Но вместо этого она схватила сына за рукав и спокойно, но твердо сказала: «Всегда держи маму за руку, когда мы переходим дорогу».

— Мужайтесь! Вы не единственный родитель, который, пытаясь пользоваться позитивной дисциплинарной стратегией, обнаруживает, что у него с уст срываются слова, которые в нее не укладываются. Не волнуйтесь! Помните, есть одна великая вещь в воспитании детей. Если вы что-то сделали не так, у вас всегда будет еще один шанс, и скорее, чем вы думаете.

— Дайте ребенку возможность самому решить проблему. Поступая так, вы помогаете ему научиться чувствовать ответственность за свои поступки. На семейном совете часто именно ребенок предлагает лучшее последствие, соответствующее проступку.

— Продумайте заранее, как добиться успеха, вместо того чтобы реагировать на неудачу.

Роза должна была повести своих трехлетних двойняшек на прием к врачу. Она знала, что там им, может быть, придется ждать очереди около часа. Поэтому накануне она нашла время, чтобы собрать все, что, по ее мнению, может понадобиться. И на следующий день в приемной врача она была хорошо «вооружена», чтобы сделать свою «армию» счастливой (легкая еда, книжки, карандаши, бумага, игрушки для детей). Она была довольна, что между детьми не произошло ни единой стычки.

— Решите, что «не обсуждается никогда», что «иногда обсуждается» и что «всегда обсуждается». Ваш ребенок будет чувствовать большую уверенность и защищенность, если научится понимать, что его мир предсказуем, а ограничения не изменяются.

— Чтобы остановить нежелательное поведение, используйте методику «тайм-аутов» и «отвлечения».

— Помните, что воспитание дисциплинированности — это длительный процесс; осознайте, что иногда самое значимое приобретается не «в разгар инцидента», а со временем. Когда вы оба, вы и ваш ребенок, расстроены, вам труднее слушать друг друга.

— Пользуйтесь преимуществами «спокойного времени» — время перед сном, семейный совет, — чтобы еще раз обсудить с ребенком его недавнее плохое поведение, повторить правила, порассуждать о дальнейшем его поведении и о возможных последствиях.

— Подумайте, что надо делать, чтобы воспитать дисциплинированного ребенка со здоровым чувством «внутреннего контроля». Постарайтесь вспомнить, как воспитывали вас и обменяйтесь своими воспоминаниями, и положительными, и негативными, со своим супругом (супругой). Вдвоем вы можете лучше справляться с дисциплинарными проблемами, но только точно определите, какие подходы к проблеме больше устраивают вашу семью.

Ольга и Денис помнили, как в детстве им грозили физическим наказанием за плохое поведение. У них были схожие воспоминания о том, что они чувствовали себя неадекватно, помнили не только ощущения замешательства и унижения, но и желание «восстать» и даже поквитаться с родителями. Они также поняли, что подчинялись правилам, установленным их родителями, только из чувства страха или вины. Денис вспомнил, как часто он слышал: «Погоди, вот папа придет домой!… Ты знаешь, как он обычно говорит — «не пользоваться ремнем — испортить ребенка». О господи, неужели ты этого хочешь?» А Ольга вспомнила свой испуг и стыд, когда слышала: «Как ты смеешь так поступать. Бог тебя накажет! Вам надо исправляться, иначе вы ничего в жизни не достигнете!» Они согласились, что не хотят так общаться со своими детьми, и договорились о других возможных подходах к тем же проблемам.

— Поймите, что наказание часто провоцирует вызывающее поведение вашего ребенка.

Специалисты говорят: «Дети, которых часто наказывают, как правило, становятся лживыми, а не более честными и ответственными».

— Не забывайте, что наказание может вызвать у вашего ребенка желание отомстить и «поквитаться». Кроме того, наказание ведет к «борьбе за то, кто сильнее», если ребенок отказывается подчиниться. Если ваши бесконечные угрозы не достигают эффекта, вы в отчаянии начинаете искать еще более тяжелые наказания, когда ребенок опять и опять плохо себя ведет или провоцирует ваше с ним «сражение». Ситуация становится безвыходной.

— Очень сильно наказанный ребенок не чувствует угрызений совести за совершенный проступок, он даже может решить, что ему «досталось» только потому, что вы хотите «поквитаться» с ним.

Алевтина обратила внимание, что некоторые дети даже хотят быть наказанными, чтобы покончить с проступком и более не чувствовать себя виноватыми и получить возможность опять вести себя плохо. Она называет такое поведение «бухгалтерский подход к дурному поведению».

Резюме

Рассматривайте воспитание дисциплины как «дар» чего-то позитивного вашему ребенку, а не лишение чего-то путем наказания; используя позитивные дисциплинарные методики, вы постепенно преподносите ребенку дар внутреннего самоконтроля.

Действительно ли Вам нужен послушный ребенок?

Кто такой – послушный ребенок? Большинство взрослых скажут, что это ребенок, который выполняет то, что ему говорят. Он умеет себя вести дома и в общественных местах, не балуется, не кричит, одним словом, такой малыш удобен! А хорошо ли быть удобным? Для взрослых «удобный» ребенок хорош тем, что с ним не бывает проблем, что скажешь, то и сделает. Послушных детей любят в садике, в школе, да и взрослый послушный человек отлично подходит в качестве трудолюбивого и кропотливого рабочего на предприятии. Быть послушным – для ребенка значит быть хорошим, таким, чтобы родители хвалили и не ругали. Но дело в том, что послушные дети, как правило, не обладают собственным мнением, становятся безвольными, а это само по себе довольно печально.

Прежде чем начать корректировать непослушание ребенка, взрослым стоит задуматься, а какое будущее они хотели бы видеть для своего сына или дочки? Наказания, крики, а иногда и ремень за любое «неправильное» действие – вот, что зачастую терпят дети в семьях. Родителям стоит не просто бездумно карать за каждую провинность, а изо дня в день учиться строить доверительные взаимоотношения со своим сыном или дочкой, пытаться понять, в чем причина их не всегда хорошего поведения.

Только родители смогут взрастить в ребенке понимание, доброжелательность, терпимость, умение заботиться о близких людях. Именно эти качества со временем уберегут детку от плохих поступков. Важно, чтобы ребенок умел вести себя адекватно не потому, что боится наказания и осуждения со стороны взрослых, а потому что понимает, что так делать не хорошо. Необходимо придерживаться «золотой» середины – не становиться деспотичными родителями, но избегать и чрезмерной опеки. Тогда у ребенка будет складываться адекватное отношение к окружающему миру.

Стоит ли наказывать ребенка?

Как же родители чаще всего реагируют на детское непослушание? Ответ прост – наказывают, и, к сожалению, не всегда правильно и адекватно сложившейся ситуации. Наказания бывают разными, но они должны быть соизмеримы сделанному ребенком поступку. Одно из наиболее популярных наказаний – это игнорирование ребенка и его поведения. Например, мама не обращает внимания на детскую истерику в магазине, спокойно поднимает с пола и, несмотря на реплики сердобольных бабушек, уносит сына домой на руках, где он успокаивается и приходит в себя. Когда малыш перестал кричать и угомонился, маме нужно выяснить причину такого поведения, объяснить, почему не купила очередную машинку, но в терпеливом и доброжелательном тоне. То есть мама, проигнорировав крики в магазине, потому что там ребенок был переутомлен, и никакие беседы на тот момент не помогли бы, включилась в контакт, когда он смог ее услышать и вести диалог.

Другой пример, когда молодые родители всю ночь не реагируют на крики младенца в детской кроватке, категорически не берут на руки, чтобы не привыкал «к рукам». Здесь игнорирование является совершено напрасным действием и вызывает у маленького ребенка отчаянье и страх, ведь на его призывы никак не отвечают и не приходят самые важные для него люди.

Если говорить о телесных наказаниях, то детские психологи сегодня бьют тревогу. Они просят родителей хоть на минутку задуматься, что ощущает беззащитный малыш, когда высокий взрослый «зависает» над ним, замахивается и наносит оплеуху, шлепок или пощечину. Сколько страха и обиды в тот момент испытывает? Как страдает его психика? Ни одна детская шалость не заслуживает такого обращения! Поэтому, прежде чем наказать чадо за непослушание, стоит представить себя на его месте и постараться сдержать себя от рукоприкладства.

Словесные наказания также ломают детскую психику, поэтому мамам и папам важно уметь контролировать свою речь. Невзначай брошенные злые слова и оскорбления могут нанести неизгладимую травму на всю жизнь. Часто взрослые обзывают ребенка за то, что он не удержал в руках чашку с водой, но за тот же самый поступок вряд ли будут называть самих себя «неумехой».

Правильная реакция на непослушание

Родителям важно правильно реагировать на детское непослушание:

1) Быть терпеливыми – это один из самых сложных, но при этом очень важный момент. Уметь терпеливо в сотый раз за день объяснять, как надевать футболку, в очередной раз пересказывать сказку, рассказывать, почему так правильно вести себя, а по-другому – нет. Терпение по отношению к ребенку – это самое главное, что могут подарить родители собственному чаду.

2) Уметь объяснять ребенку , почему его поведение в данный момент было неправильным. Важно рассказывать так, чтобы он на самом деле понимал, почему поступок был неверным. Взрослым стоит прибегать к простым словам, коротким предложения, говорить спокойным негромким тоном, задавать наводящие вопросы.

3) Не спешить с наказанием! Если не происходит что-то опасное для жизни вашего или других детей, то, желательно, прежде, чем шлепнуть или окрикнуть детку, взвесить все, дать себе минутку на осмысление происходящего и только потом отреагировать. Важно – наказание должно быть соизмеримым поступку!

4) Научитесь отвлекать ребенка, переключать его «непослушное» поведение. С детками младше 3-х лет это очень просто проделать. Главное проявить фантазию, и любой детский каприз можно быстро купировать, переключив внимание малыша на что-то более интересное.

5) Наконец, умейте хвалить ребенка . Ведь чаще всего взрослым гораздо легче отругать за плохое поведение, чем отметить все хорошее, что сделал ребенок сегодня. Необходимо научиться благодарить детей за помощь, поддерживать положительные детские поступки. Тогда малышам и в следующий раз захочется порадовать родителей, получить их похвалу, а не баловаться и шалить.

Безусловно, что все перечисленные способы реакции на детское непослушание занимают гораздо больше времени, чем наказание. Однако они безболезненны для психики детей и способствуют гармоничным взаимоотношениям в семье.

Спасибо.Я с ней всегда очень строга на людях,и дома как ВЫ правильно написали я её тискаю потому что она хорошенькая,милая,каждые 15 мин лезет целоваться,обнимает и милым голоском говорит ммаааама.юбимая мая.и ВСё прекрасно и послушная и всё такое. Но вот проблема как только в её полезрения появляется моя сестрёнка ей 14 лет или мама или папа,или муж,или мои подруги или детки чужие у неё крышу сносит. Сейчас тк в моём доме идёт ремонт я на 3 мес привезла её к родителям поближе к морю,думала буду ходить с ней воздухом морским дышать и чисто вокруг,деревенька просто чудо. но выйти с ней из дома для меня каторга.как только выходим за двор ей срочно нужно идти по бардюру,окей пошли она начинает падать с него и при этом не хочет держать меня за руку,потом начинает истерить от того,что у неё не получается идти самой падает на землю и орёт я поднимаю идём еле-еле,потом начинает проситься на руки и тоже с истериками пока не возьмёшь,беру на руки начинает раскачиваться и нести её сложно 12 кг всё таки. отпускаю пройтись пешком опять истерики,приходим к месту назначения и у неё срывает крышу,сразу всех толкать с качель,потом с горки потом с песочницы всех выгоняет и всё это с криками.сказать что жадная и эгоистка не могу. Дома всегда со всеми всем делиться даже печеньку одну пополам со мной ломает. Я переживаю хоть бы нас садика не выгнали. Для неё нет авторитетов вообще не дядю не тётю посторонних(кот ей говорят так себя вести нельзя) не слушает только меня дома и только наедине тогда ангелочек. и ещё проблема в том,что моя мама всегда её защищает,только я ей грубо скажу что-то мама сразу в позу не трогай ребёнка ты плохая мать и ищи проблемы в себе.малаячувсвует защиту и садиться на голову ещё больше короче капец...

Ну вот, я вам в начале своих мыслей и написала фразу ’непревзойденный мамин авторитет’, то есть только вы знаете, как правильно, простите, но тут надо всем родственникам рот затыкать. Это важно, психологи все твердят, важно, чтобы все абсолютно родственники придерживались маминых правил, а не шли наперекор при ребенке, что первый звоночек и отправная точка для манипулирования вами вашем же цветочком. Я своим говорю, так, я сказала! Вы не чувствуете себя главной в воспитании, может, из-за того, что не обеспечиваете семью, не знаю. Но вы должны дать понять всем, что повоспитание дочери - приоритет и вы главная именно в этом вопросе.

И еще, мой сын весит больше 16 кг уже и до года уже 11 весил... Так тисканья у нас только сидя, приучала, что девочкам тяжести вредно поднимать, так что истерики с падениями не пройдут.

Причин непослушания может быть множество. И вот некоторые из них.

Борьба за внимание. Непослушание — действенный способ привлечь к себе внимание родителей, даже если оно проявится в форме замечания.
Отстаивание своего «я» — так происходит, когда малыша окружают чрезмерной опекой.
Нанесенная обида — невнимание к ребенку, несправедливое наказание, резкая оценка его поступков.
Неверие в себя. Поводом может быть даже незначительная неудача (ссора с другом, плохая отметка), которая в результате приведет к низкой самооценке.

Родителям надо проанализировать поведение малыша и выяснить причину непослушания. А чтобы впредь между вами не возникали конфликты, выработайте такую манеру взаимоотношений, которая позволит жить в мире и согласии. В этом вам помогут 10 правил.

1. Правило десяти «нельзя». Не терзайте ребенка постоянными запретами. Выберите среди них 10 «нельзя», которым малыш должен неукоснительно следовать («Нельзя драться», «Нельзя грубить». «Нельзя открывать дверь незнакомым людям» и т. п.). Оговорите, какие будут наказания за невыполнение этих правил.
2. Твердость в установлении правил. Не отступайте от собственной линии поведения. Ваше «нет!» должно быть обоснованным и непоколебимым. Не заигрывайте с ребенком, но и не рубите сплеча.
3. Больше позитива! Свои запреты сопровождайте пояснениями: ребенок станет принимать ваши требования, если поймет их смысл. При этом избегайте частицы «не» — ваши правила должны звучать позитивно.
4.Учитывайте возраст. Требования взрослых должны быть понятными ребенку. Дошкольникам время от времени надо напоминать, что можно, а что нельзя.
5. «Один. два. три…» Расшалившегося малыша предупредите: вы считаете до 10, а он за это время должен успокоиться; в противном случае последует наказание.
6. Глаза в глаза. Формулируя свои требования. лучше всего смотреть прямо в глаза ребенку.
7. Правило «тайм-аута». Если слова и уговоры не действуют, изолируйте малыша на некоторое время (каждый год его жизни равен минуте, проведенной в одиночестве: 3 года = 3 минуты, 5 лет = 5 минутам, и т. д.). Когда время наказания истечет, поговорите о проступке.
8. Право на выбор. Там, где это можно, давайте малышу право на выбор.
9. Соблюдайте режим дня. Для ребенка очень важен ритм жизни. Режим снимает тревогу, нервозность и приучает малыша к определенным жизненным правилам.
10. Положительное подкрепление. Не жалейте добрых слов — хвалите ребенка не только за хорошие поступки. но даже за попытку их совершить.

Психологами были выделены четыре основные причины нарушения поведения детей, в том числе и их нежелания выполнять требования взрослых.
Недостаток внимания. Ребенок не получает того количества внимания, в котором нуждается. Родителям часто не хватает времени и сил, чтобы уделить время для игр, разговора, занятий с ребенком, но для того чтобы поругать или наказать, они всегда его найдут.

Папа гуляет с двухлетним сыном. Мальчик играет в песочнице, вдруг берет горсть песку и кидает в отца. «Не делай этого. Нельзя!» Ребенок смеется и кидает снова. «Не делай этого, а то задам!» - повышает голос отец. Малыш повторяет еще раз. Отец с гневом выполняет свою угрозу.

Попробуем представить себе, что чувствует отец. Он обижен, недоумевает, почему ребенок так себя ведет. Еще ему стыдно, что другие родители, гуляющие во дворе, видели, что сделал его сын, и подумали, что ребенка плохо воспитывают. А потом видели, как он сынишку отшлепал, и подумали, что он плохой отец.
А что чувствует ребенок? Сперва он звал папу поиграть вместе, но папа разговаривал с соседкой. Потом кинул песок, и папа сразу перестал разговаривать и обратил на него внимание. Но вместо того, чтобы посмеяться вместе, накричал и отшлепал.
Борьба за самоутверждение. Непослушанием ребенок проявляет свою самостоятельность, свой выбор, протестует против чрезмерной родительской опеки. Это происходит в том случае, когда родители пытаются предупредить каждый шаг ребенка.
Желание отомстить. Мы порой не замечаем, что тот или иной наш поступок пошатнул веру малыша в нас, нанес вред доверию и чистоте наших взаимоотношений. Что-то пообещали и не выполнили, договорились никому не рассказывать, но тут же по телефону: «А мой-то…» Несправедливо наказали, не выслушали его объяснения. И ребенок начинает действовать по принципу «Вы мне сделали плохо, и я вам».
Потеря веры в собственный успех. Если взрослые слишком часто повторяют ребенку, что он тупица, что у него кривые руки и что вообще он в жизни никогда ничего не добьется, ему ничего другого не остается, как только всем своим поведением подтверждать сложившееся о нем мнение.
Самое важное - понять, что ребенок делает что-то «не так» не «вам назло». Его поступок вызван вескими причинами, разобраться в которых - задача взрослого. Отечественный психолог Ю.Б. Гипенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» рекомендует родителям следующее:
Если вы раздражены , то, скорее всего, непослушание вызвано борьбой за ваше внимание.
Если переполнены гневом , то ребенок пытается противостоять вашей воле.
Если поведение ребенка вас обижает , то скрытая причина - месть .
Если вы находитесь во власти безнадежности и отчаянья, то ваш ребенок глубоко переживает свою несостоятельность и неблагополучие.

ВНИМАНИЕ! Если ваш ребенок не слушается, обратитесь к собственным чувствам!

Деты всегда пытаются быть главными, поэтому диктуют свои правила. А особенно ребенок не слушается в 5 лет. Ведь именно тогда он осознает степень своей самостоятельности и прекрасно знает, что он может влиять на ваше решение. Если вы говорите ребенку сделать что-либо, а он противится этому, то это приводит вас в ярость и самое первое средство у всех родителей: угроза. Но сколько бы вы не угрожали, ваш ребенок, скорее всего, уже знает, что вы сделаете, а что нет. Так что будьте внимательны в выборе фраз, с которыми вы обращаетесь к ребенку.

Вот подсказка, как лучше найти подход к вашему 5-летнему чаду с помощью слов:

Вы хотите, что бы ребенок сделал: Вместо фразы Говорите Почему так говорить лучше
Ложился спать и не вставал с кровати Если ты еще раз встанешь, я закричу Надеюсь, ты не будешь вставать, после того, как ляжешь в кровать Ребенку понятны ваши ожидания
Скушал приготовленное вами Ты не встанешь из-за стола, пока все не доешь Помни, после ужина – никаких перекусов Это напоминает ребенку, что кухня будет «закрыта», а за ним остается выбор: кушать или нет
Почистил зубы Если не почистишь зубы, я не почитаю тебе сказку Пора спать. Что нужно сделать в первую очередь? Дает ребенку понять, что пришло время вечерних процедур, без всяких намеков на наказание
Хорошо вел себя в магазине Прекрати бегать, или вечером никаких мультиков Помоги мне найти твой любимый йогурт Это отвлекает от плохого поведения и предлагает позитивную альтернативу
Покормить рыбок Покорми рыбок, или мне придется их ком-то отдать Кажется, рыбки очень голодны, вот их корм! Таким образом, ваш ребенок вспоминает об ответственности
Просите не ныть Будешь ныть, выброшу все игрушки Я бы тебя послушала, но я могу понять только твой нормальный голос Это дает ребенку понять, что вы заинтересованы в том, что он говорит, но его тон неприемлемый
Убрать в комнате Никакого ужина, пока не уберешь в комнате! Я хочу, что бы ты собрал все свои игрушки в ящик. Ты хочешь сделать это до или после ужина? Вы уточняете действия ребенка и при этом оставляете для него выбор
Вести себя тихо в машине Если ты будешь орать, то мы развернемся обратно и поедем домой Папе трудно так вести машину. Мы сейчас остановимся, что бы ты успокоился Это дает вашему ребенку понять, что есть пределы его поведения, которые приводят к определенным последствиям