Что делать если 10 летний ребенок ворует. Ребенок ворует деньги у родителей – что делать

Любой родитель хоть раз в жизни сталкивается, когда его ребенок берет чужое. Итак, что делать если ребенок ворует деньги? Странно, но все родители на эту ситуацию реагируют почти одинаково – остро.

Большинство родителей при такой ситуации начинают задавать себе вопрос: «Почему это произошло именно с моим ребенком? ». Потом наступает растерянность, а затем паника: «Что же теперь подумают знакомые и близкие? ». Потом и наступает время других вопросов и жалоб самому себе: «Я никудышный воспитатель! » или «Наказать его, чтоб все понял! » Каждый из родителей переживает бурю эмоций при такой ситуации. Но важно, как родители отнесутся к этой ситуации. Вообще первый ли это такой случай, или просто это они заметили воровство своего ребенка в первый раз?

Конечно, очень плохо, если ребенок ворует деньги. Понятия «вор», «кража» и «воровство» негативно и неприменимы по отношению к детям. Потому что мир ребенка полный фантазий и реальный мир для него является почти неразделимыми. Ребенок не может самостоятельно понять, что его поступок неправильный. Кроме того, родители должны относиться к этой ситуации исходя из возраста ребенка. Например, если ребенок еще очень маленький и ему нет еще пяти лет, его шаг нельзя назвать воровством. Маленькие вообще не знают таких понятий, как «моя» вещь или «чужая». С пяти или шести лет ребенок будет в состоянии понимать принадлежность предметов кому-либо. Поэтому до пяти лет он не может сдерживать себя или свои желания. Ему захочется взять что-либо он и возьмет эту вещь. Для него не существует такое понятие, как ценность предметов. Но взрослые не обращает внимания на эту сторону ситуации и начинают паниковать, что их ребенок ворует деньги. Интересно, они не будут шокированы, если ребенок возьмет без спроса пластмассовую безделушку, а если возьмет ценную вещь, начинают ругать его. Для ребенка же эти вещи интересны вовсе не из-за их стоимости. Он просто следовал своему порыву.

В таких случаях ребенку просто требуется объяснить, что такое личная собственность. Нельзя брать без разрешения личные вещи. Кроме того, родители должны помнить, что многие дети в маленьком возрасте бывают эгоистичными. Ими движет желание что-то найти или взять, что они хотят. Родители обязаны приучать своего ребенка брать любые вещи с разрешения владельца.

Кстати, бывают разные причины, по которым дети забирают без разрешения чужую вещь.

Видя новую интересную игрушку, ребенок часто испытывает жгучее желание заполучить эту вещь. Вот и подождав удобного случая, он тихо забирает игрушку домой. Причину этого поступка можно объяснить тем, что дети пока не знакомы с разделением вещей на «моё», «твое» или «чужое». Нельзя сразу называть ребенка вором. Просто ему необходимо объяснить, что он взял чужое, а чужие игрушки брать не хорошо. Свои объяснения родители должны сопроводить разбором конкретного случая. Чтобы ребенок понял, как будет страдать другой малыш, потерявший свою игрушку.

Бывают ситуации, когда ребенок берет деньги без разрешения, чтобы сделать подарок маме. Этот поступок связан с отсутствием у ребенка понимания негативной стороны воровства. Ему захотелось сделать родному человеку приятное. Однако он не понимает, что для этого он совершает неправильное действие. Кроме того, ребенок может преподнести так, что «нашел» деньги. Ему нужно объяснить, что термин «нашел» в этом случае неприменим. Деньги, которые он нашел, не принадлежат ему, соответственно, он не может их оставить себе. Детям с юных лет должны объяснить, что «найденные» деньги или вещи не переходят в собственность того человека, который нашел их. Но в реальной жизни даже родители не всегда поступают правильно, обнаружив на улице или где-то еще бесхозные вещи или деньги. Ребенок учится на родительском примере. Если он постоянно видит, что его родители берут вещи с офиса или у соседей, то другого примера и не нужно.

Кстати, дети часто воруют, привлекая к себе внимание. Таким образом, они желают привлечь внимание старших или сверстников в качестве владельца какого-либо предмета.

Иногда ребенок может воровать из-за чувства, что ему будто не хватает того, что имеется у его друзей. Например, сейчас многие дети имеют деньги на карманные расходы. Если у родителей нет денег на такие расходы ребенка, то рано или поздно он сам найдет способы удовлетворить личные потребности. Взрослые дети начинают воровать осознанно, чтобы получить власть или контроль. Бывает, что ребенок крадет, чтобы отомстить кому-то.

Как себя вести, если ребенок ворует деньги? Во-первых, сначала родители должны разобраться в причинах произошедшего. Затем нужно задуматься о том, что привело ребенка к этому поступку. Очень важно тщательно разобраться во всех нюансах этого поступка. Обратите внимание, принес ли ребенок деньги открыто или спрятал их. Может он хотел просто обратить внимание на себя? Может деньги дают ему власть над другими?

Важно понять, испытывает ли ребенок чувство вины? Обнаружив деньги, родители должны высказаться однозначно, деньги должны быть возвращены владельцу. Что все вокруг и близкие, и общество осуждает воровство.

Родители, обнаружив воровство, должны быть строгими, но и нужно пожалеть ребенка. Необходимо пробудить в нем чувство стыда. Затем нужно помочь ему исправить ошибку. Обнаружив негативный поступок, родители должны проявить тактичность и решительность. Когда ребенок поймет свою вину, необходимо перенести акцент на чувствах и переживаниях близких, а также людей, которые потеряли деньги или вещи. Нужно помочь ребенку выйти из положения без унижений. Также надо принять меры по возвращению или возмещению ущерба. Не рекомендуется угрожать ребенку милицией, если он отказывается признать свою вину. Нельзя проявлять агрессию, явная угроза заводит ребенка в тупик. Нельзя ребенка называть оскорбительными словами и вором. Проведите доверительную беседу с ним, а не судилище. Не беседуйте с ребенком при публике. Если родители начнут неправильно вести себя, ребенок перестанет им доверять. Помните, воровство может стать детским демаршем против семейного неблагополучия и ошибок в воспитании.

И ворует? Деньги - неотъемлемая часть нашей жизни. Дети начинают понимать это с младенческих лет. Один ребенок, единожды украв, раскается и больше никогда этого не сделает. Другой, почувствовав «вкус», продолжает так же поступать, несмотря на уговоры и наказание. В этой статье попробуем разобраться в причинах воровства и в поведении родителей, чтобы избежать возможности вырастить из ребенка асоциальную личность.

Причины воровства

Большая проблема в семье, когда дети воруют. Это значит, что они страдают. Дети не всегда сами понимают свои страдания или не думают об этом. Так как слишком болезненно воспринимают свое неадекватное поведение. Если ребенок начал воровать, то этот сигнал тревоги нельзя пропустить. Скрывая или отвергая мысль о том, что появляющиеся в доме вещи, якобы найденные на улице или подаренные другом, ребенок на самом деле просто украл, родители теряют момент искоренения пагубной привычки на корню. Первая задача родителей - узнать, почему дети воруют и как отучить ребенка от этого.

Неправильная модель поведения мам и пап проявляется в отсутствии видения ими плохого поведения малыша. Некоторые считают ничего не значащим поступком, если ребенок взял чужую вещь. За своей работой родители не видят изменения в поведении своего чада, его возросших потребностей. Это проявление общей педагогической неграмотности.

Почему малыш ворует? Вариантов детского воровства несколько:

  • Ребенок делает это только иногда. Он тащит всякую мелочевку, но только в подходящей ситуации.
  • Ребенок, несмотря на скандалы, физическое и моральное наказание, ворует часто, все подряд, в разнообразных ситуациях.

В первом варианте есть возможность, что при благоприятной обстановке воровство сойдет на нет. Во втором - налицо потеря времени в воспитании ребенка. Существует опасность, что ребенок вырастет асоциальной личностью. На практике такие дети уже не совсем контролируют свои позывы украсть. Но проблемы проявляются не только в этом. Не ладится учеба, нет понимания в отношениях с ровесниками, нет желания вообще что-то делать. Это означает, что потерян волевой контроль. Во время школьного кризиса, с 7-8 лет, у ребенка вырастают потребности, неконтролируемое желание иметь определенную вещь усиливается.

Пример взрослых

Ребенок в подростковом возрасте чаще копирует своих «предков». Именно по этой причине дети родителей, находящихся в местах заключения за кражу, лезут в карман рядом стоящего человека. К сожалению, такое случается крайне часто.

Геройский или постыдный поступок?

Как отучить ребенка 8 лет воровать? Чаще всего он ворует отнюдь не потому, что очень нуждается и ему не хватает карманных денег. Причиной может стать желание выделиться среди своих друзей, получить от них одобрение, показаться более крутым. Не секрет, что в воровстве дети не видят криминала. В своей среде это принимается за «ловкость рук». Такое поведение одобряется собравшимися в группу детьми, особенно в подростковом возрасте. Именно стадный инстинкт чаще всего подталкивает ребенка из благополучной в финансовом плане семьи на совершение кражи. Рассказы о «геройском поступке» - воровстве лидера дворового сообщества, провоцируют на эти же подвиги других, более безвольных детей. Детям интересно находиться в окружении сильных ребят. Если самооценка ребенка занижена, он будет воровать и хвастаться этим только по той причине, чтобы не показаться слабаком.

Если ребенку в детстве не объяснили, «что такое хорошо и что такое плохо», не научили нормам морали, подкрепляя все это своим поведением, ребенка как личность можно потерять навсегда. Дети - это сырец, из которого лепится самодостаточная личность. Психологами изучалась ситуация, когда воровством занимается ребенок обеспеченных родителей, семья которого вполне может показаться образцовой, но проблема есть, и ее надо решать. Ошибка родителей в воспитании начинается в тот момент, когда они при принесенной из садика, умиляются его предприимчивости. Родители таким поведением дают ребенку добро на то, что чужое можно брать.

Вымогательство

Не секрет, что старшие дети могут отбирать у младших деньги. Ребенок, который не имеет доверительных отношений с родителями, впоследствии может не только воровать деньги, но и выносить из дома вещи.

Что ребенок стал жертвой вымогательства, можно определить по его поведению. Он изворачивается, обманывает, плачет. Если в семье нет доверительных отношений, он будет скрывать, что его заставляют воровать. С одной стороны, он боится непонимания своих родителей и неправильного реагирования на это, с другой - угроз и избиения со стороны сверстников. Если шантаж все-таки выявится, когда ребенку за непослушание грозит физическая расправа, в ситуацию должны вмешаться правоохранительные органы.

Мотив воровства из лучших побуждений несколько отличается от других причин. Не имея возможности сделать близкому другу или родственнику подарок, он может пойти на неблаговидный поступок. В детстве еще не полностью сформированы нравственные правила жизни. Возникшее желание сделать подарок посредством воровства еще не тормозится жизненными устоями.

Разновидность воровства - импульсивное

О том, как отучить ребенка воровать деньги, мы расскажем далее. Сначала рассмотрим виды данного явления. Несмотря на разные причины возникновения воровства, психологи выявили несколько его разновидностей.

Иногда ребенку сложно устоять перед открыто лежащей, желанной вещью. Это считается импульсивным воровством. Ребенок понимает, что это плохо, что воровать нельзя, но соблазн велик, а психика еще не устоявшаяся. Ребенку трудно сопротивляться возникшему желанию обладать этой вещью. Стыд отходит на второй план.

Протест как причина воровства

Причиной воровства в виде протеса является заброшенность ребенка в семье. Родители мало общаются со своим чадом, увлечены работой, хобби, отдыхом, а ребенок не вписывается в эти планы. Возможно, ребенка любят, но он не чувствует любви. Одиночество становится невыносимым. Ненужность его присутствия в жизни родителей оказывает тяжелое последствие на развитие его психики. Из-за желания обратить внимание мамы или папы на свое существование, ребенок начинает воровать. Чем ярче проявление родителей на его поступок (крики, скандал, слезы, физическое наказание), тем чаще будет возникать потребность украсть, чтобы родители про это узнали. Ведь впоследствии он на какое-то время становится центром внимания своих родителей. Они вспоминают о его существовании. Протестные причины воровства могут быть также от большого количество запретов в семье. Если желание ребенка иметь карманные деньги на свои нужды зарубается на корню, он обязательно начнет воровать. Такие поступки в этом случае являются борьбой за независимость, пусть даже в таком искаженном виде.

Ребенок из бедной семьи не может похвастаться перед сверстниками современным телефоном. Потому может стать предметом насмешек со стороны более обеспеченных детей. Чтобы избежать этого, ребенок может пойти на воровство денег своих родителей, тем самым неосознанно мстить им за отсутствие финансового благополучия в своей жизни. Виновниками этого он считает своих родителей-неудачников.

Клептомания у детей

Единственное воровство, считающееся болезнью - это клептомания. Желание украсть не поддается контролю даже у детей с четко установленными нормами морали. Целью такого воровства не является получение материальной выгоды. Это психическое расстройство, наличие которого может определить только специалист - психиатр. Болезнь требует обязательного медикаментозного лечения вместе с наблюдением психотерапевта за течением патологии.

Как отучить ребенка воровать и врать? Что делать нельзя?

Рассмотрим действия, которые родители не должны делать ни в коем случае. Иногда мамы и папы в своем желании отучить ребенка от пагубной привычки действуют за гранью разумного. Так как отучить ребенка воровать деньги? Совет психолога звучит так: «Нельзя ругать ни в коем случае!» Угрозы посадить ребенка в тюрьму, вызвать полицию, рассказать всем о его поступке ни к чему хорошему не приведут. В этот момент дети, как никогда, нуждаются в любви, понимании и поддержке своих родителей. Не угрожайте, не возмущайтесь, не обзывайте преступником и т. п. словами. Навешивание таких серьезных ярлыков может серьезно нарушить неокрепшую психику ребенка и озлобить его душу. Как отучить ребенка воровать и не навредить ему? Давайте рассмотрим то, что родителям делать нельзя:

  1. Сравнение не в пользу ребенка с другими детьми тоже ничего хорошего не сулит ему для его будущего. Какой ребенок плохой, как противен его поступок, в отличие от соседнего малыша-ангела. Это не те слова, которые ждет от своих родителей малыш. Впоследствии это приведет к стойкому убеждению ребенка в своей никчемности, унизит его самооценку. Это впоследствии скажется на основном выборе направления его жизни. Это также может стать причиной продолжения желания воровать.
  2. Нельзя разбирать проблему воровства при посторонних людях. Если воровство выявилось в гостях или где-то в общественном месте, то не устраивайте разборки прямо там. Такое деяние обсуждается только в привычной для ребенка домашней обстановке, тихим голосом.
  3. Если ребенок сказал, что никогда больше такое не повторится, ни в коем случае нельзя возвращаться к обсуждению проблемы воровства до нового его выявления. Тем самым ребенку дают понять, что ему верят и любят.

Ребенок ворует. Причины и способы борьбы с этим неблаговидным поступком

Выявление причины воровства и краж - одно из самых главных действий для устранения воровства в будущем. В этой статье уже обсуждались причины такого поведения детей. Как отучить ребенка воровать деньги у родителей? Каждая причина требует своего уникального разбирательства:

  1. Если причиной является плохая компания, то, значит, надо мягко подвести ребенка к мысли о том, что таких друзей в его жизни быть не должно.
  2. Ваш ребенок обеспечен материально, но ему не хватает душевного тепла мамы и папы, значит, дайте ему это в достатке. Восполните пробел в любви к нему. Покажите своими действиями, как он дорог именно такой. Его поступок никак не отразится на вашей любви к этому маленькому существу.
  3. Вы поняли сами или в этом признался ребенок, что его шантажируют и вымогают деньги. Что делать? Ваши действия зависят от возраста вашего чада. Если он ученик начальных классов, а вымогатели старшеклассники этой школы, то как поступить? Возможно, будет достаточно обращения к директору школы с претензией на отсутствие безопасности нахождения вашего чада здесь. Если ребенок сам является старшеклассником, а вымогателями являются его одноклассники или сверстники из другого класса или школы, тогда эту проблему может решить старший брат или отец. Взрослый человек должен встретиться с шантажистами и жестко решить проблему. Если и после этого ребенок приходит домой подавленным и побитым, то только обращение в полицию приведет к нужному результату.
  4. Если причиной воровства стало желание сделать подарок маме, а денег на это не было и ребенок выбрал такой способ его покупки, что делать? Ему надо мягко объяснить, как мама рада, что он помнит о ее дне рождения, как она любит такого сына (или дочь). Но в то же время сказать о том, что, если бы презент был сделан своими руками, для не это было бы гораздо приятнее, чем принимать презент, зная, каким способом он приобретен.

Как отучить ребенка воровать? Обязательное выяснение отношения чада к своему поступку является одним из гарантов отсутствия таких его действий в будущем. Вы с вашим ребенком обязательно должны вернуть украденную вещь хозяину. Объяснение его поступка при возврате не должно обсуждаться с посторонними. Ведь это мог быть случайный, импульсивный поступок.

Воровство игрушек

Если ребенок ворует деньги у родителей, как поступить? Реакция на выявление воровства у мамы с папой должна быть адекватной. То есть соизмеримой с поступком и возрастом ребенка.

Например, многим интересно, как отучить ребенка воровать игрушки. В данном случае психологи советуют предоставить ему возможность выйти из создавшегося положения самостоятельно. Например, мы имеем дело с малышом, который первый раз уличен в воровстве. Если мама убеждена, что именно ее ребенок взял чужую игрушку, надо дать возможность ее вернуть незаметно. Малыш интуитивно понимает, что совершил неправильный поступок. Но ему стыдно открыто сказать об этом. Поэтому подскажите ему: «Наверно, домовой захотел поиграть с этой машинкой? Давай уговорим его отдать ее». Также обязательным психологическим приемом является убеждение ребенка рассказать подробно, как это случилось. Вина обязательно должна быть доказана. Нет гарантии, что вашего сына или дочь обвиняют в краже обоснованно. На ребенка благотворно повлияют ваши попытки защитить его. Плохой признак, если при всем доказанном он врет и изворачивается, чтобы уйти от ответственности. В том случае надо донести до него невозможность такого поведения. Обман недопустим по отношению к другим людям. Принципы ответственности за проступки никто не отменял. Ваш ребенок должен усвоить жизненный порядок: если украл - должен вернуть, если нанес вред - возместить его, если обманул человека - сказать правду. Но ни в коем случае нельзя выбивать признание. Тогда установление причины проступка будет невозможным. Раскаяние и признание должны быть добровольными и вызывать удовольствие от сделанного.

В будущем надо добиваться, чтобы ребенок спрашивал разрешения у взрослых перед тем, как брать определенную вещь.

Не отталкивайте ребенка!

По данной теме психологи дают советы. Как отучить ребенка воровать, чтобы это было для него безболезненно? Не отталкивай его от себя. Ситуации, когда стало известно о его неблаговидном поступке, требуют от него мобилизации всех душевных сил. Сейчас ему требуется ваша забота и любовь, как никогда. Душевные беседы о его жизни, стремлениях помогут пережить его «падение» вместе с мамой и папой. Разделение душевной боли с близкими людьми поможет ребенку избежать душевной травмы.

Сейчас никак нельзя оставить сложившуюся ситуацию без присмотра. Как отучить ребенка воровать? Совет психолога по данном вопросу звучит так: внимательно следите за его окружением, больше общайтесь с классным руководителем и воспитателем. Ребенок много времени проводит в школе или детском саду. Поэтому они смогут увидеть изменения в его поведении. Нельзя не реагировать на появление у ребенка чужих вещей. Общеизвестно, что дети младшего возраста имеют привычку меняться игрушками. Но если он приносит из садика дорогие вещи, это служит поводом выяснить причину их появления. Детей старшего возраста надо учить копить деньги на вещь, которую они хотят приобрести. Это могут быть денежные подарки на день рождения и другие праздники. Ребенок прислушается к вашим советам не транжирить полученные средства, если его убедить, что реально их накопить и купить то, что хочется.

Как отучить ребенка воровать у родителей? В семье оба родителя должны вести одну линию воспитания. Отношение ко всем детям в семье должно быть одинаковым. Только в этих случаях вы будете уверены, что в будущем они не будут испытывать негатива друг к другу. Все обиды между близкими родственниками имеют корни из детства.

«Ваш ребенок ворует»! Подобный приговор учителя производит на родителей эффект разорвавшейся бомбы. «Я плохой воспитатель», «а что подумают обо мне другие, если узнают», «как стыдно перед учителем» - эти мысли фейерверком пролетают в голове у растерянных взрослых, и реакция, зачастую, незамедлительна. Отец достает ремень, мать в слезах начинает взывать к совести ребенка. И тут, прежде чем родители применят радикальные методы воспитания, на помощь должен прийти педагог или психолог, который поможет ответить на извечный русский вопрос: «Кто виноват, и что делать?»

Кто виноват?

«Будущее несовершеннолетних преступников сомнительно. Из них еще могут вырасти порядочные люди» - говорил Станислав Ежи Лец. Однако есть одно условие – желание родителей понять первопричину поступков детей.

Основанием для кражи могут служить разные мотивы, исходя из которых, можно выделить следующие типы воровства:

1. Клептомания

Клептомания (с гр. ОС"О»ОВВ­ПР‚П„ОВВµО№ОР... вР‚" воровать, и ОСВ?ОВВ±ОР...ОР‡ОВВ± вР‚" безумие, страсть) – болезненная страсть человека к воровству. У клептомана желание украсть приходит импульсивно, как приступ. Для такого человека не важно, что брать, его привлекает сам акт кражи, который снимает эмоциональное напряжение и внутренний дискомфорт, причем удовлетворение, которое он испытывает при этом, сродни наркотическому кайфу. Вещи, которые берет клептоман, его абсолютно не привлекают, он их складирует, иногда попросту забывая о них. Лечится это заболевание психиатром и встречается довольно редко. Однако если поступки вашего ребенка подходят под данное описание, то выход один – обратиться к специалисту.

2. «Своровать однажды»

В данном случае мы имеем дело со «спонтанной» кражей. Поддавшись искушению, ребенок берет чужую вещь и, будучи разоблаченным, испытывает мощнейший стресс. Как правило, у таких детей сформированы нормы социального поведения, они знают, что такое хорошо и плохо, умеют контролировать свои импульсные порывы. Акт воровства происходит не преднамеренно, и ребенок, впоследствии, искренне раскаивается.

Еще одной причиной спонтанной кражи может стать желание ребенка самоутвердиться и почувствовать свою значимость, завоевать авторитет в группе, и если иных способов реализоваться он не находит, то решается на столь неблаговидный поступок.

Привлечь внимание родителей – следующая причина, по которой ребенок может пойти на воровство. Чаще всего это происходит с детьми младшего школьного возраста. Родители слишком заняты, чтобы уделять ребенку достаточное количество времени. «Как дела в школе? Хорошо. Молодец! Плохо, получил двойку? А, ну, давай рассказывай, что произошло». Постепенно ребенок начинает понимать, что негативные поступки привлекают больше внимания близких людей. И тогда чадо совершает кражу, дабы его «заметили». Ему не нужны эти деньги (вещи), ребенку необходимо общение с родителями, пусть даже это будет и негативный контакт, но направлен он будет на Него.

3. Систематические кражи

Это – наиболее волнующий родителей тип воровства. Ребенок ворует часто и в разных ситуациях. При этом он понимает, что брать чужое – это нехорошо, однако отказаться от порыва «стащить» что-либо не может. Для таких детей характерны проблемы во всех видах деятельности связанных с волевым усилием: вовремя сесть за уроки, держать личные вещи в порядке, почистить зубы. Ему сложно соблюдать правила в коллективных играх, подчиняться ограничениям во времени и пространстве. Именно не зрелость функции самоконтроля, недоразвитие волевой сферы, приводит к тому, что ребенок начинает брать без разрешения вещи, которые ему понравились либо воровать деньги, чтобы приобрести желаемое. Часто сами того не понимая, родители делают «медвежью услугу», пытаясь подменить самоконтроль ребенка собственными контролирующими действиями, привлекая к этому и педагогов: «Он такой неорганизованный, Вы уж за ним проследите». А в результате вырастает человек, у которого отсутствует самодисциплина и волевые качества.

Что делать?

«Если ситуация безвыходная, выходи через вход» - говорит народная мудрость. Зная причины воровства ребенка, можно благополучно с этим явлением бороться.

Так, если в семье дружеская атмосфера и родители достаточно адекватны, то начать нужно с того, что уделять больше внимания и любви ребенку. Общение не должно ограничиваться разговором о том, как прошел день в школе. Быть внимательнее – значит проводить свободное время вместе: читать книги, играть в совместные игры, беседовать на различные «житейские» темы. Делитесь с ребенком своими мыслями, рассказывайте о собственном детстве, и переживаниях юности. Со временем вам откроется внутренний мир вашего чада, вы узнаете: о чем он мечтает, с кем дружит, какова сфера его интересов.

Очень полезно проводить совместные выходные дни, желательно с выездом на природу. При этом не плохо прихватить и парочку друзей вашего отпрыска – дело хлопотное, но оно того стоит. В совместной деятельности да еще рядом с товарищами, ребенок не только проникнется доверием и уважением к вам, но и будет преисполнен гордости за таких родителей.

Чтение на ночь – еще один способ наладить контакт с ребенком. Обсуждая прочитанные книги, обмениваясь впечатлениями, вы раскрываете свой внутренний мир ребенку, тем самым сближаясь с ним. Важно чтобы ребенок проникся доверием к родителям, ощутил искренность их намерений. И тогда в атмосфере любви и взаимопонимания проблема воровства уйдет сама собой.

Однако не всегда достаточно создать благоприятный микроклимат в доме. Дети, у которых наблюдаются расстройства волевых функций, нуждаются в помощи по их формированию. Начните с того, что:

  • 1. Перестаньте подменять волевые усилия ребенка собственными импульсами.
  • 2. Воспитывайте в ребенке ответственность с раннего возраста, например, пусть в его обязанность входит ежедневная покупка свежего хлеба, полив цветов, или присмотр за младшим братиком. Объясните как это важно для вас и для всей семьи.
  • 3. Используйте упражнения по развитию волевых усилий. Например, повесьте в детской комнате две пары одинаковых часов. Одни будут идти соответственно времени суток, а другие оставьте без батареек и внешнего стекла. Давая ребенку задание: убрать в комнате, сложить портфель, обратите его внимание на часы. Уточните, что на выполнение этой работы ему дается 15 минут, при этом на часах, которые «не ходят» переведите стрелки на то время, когда задание должно быть сделано. Ребенок должен получить четкую инструкцию: поручение должно быть выполнено, к тому времени, когда стрелки часов будут показывать одинаковое время. Данное упражнение способствует развитию внутренней дисциплины и организованности.
  • 4. Запишите ребенка в спортивную секцию, ни что как спорт не приучит его к дисциплине и порядку, а также сформирует его внутренние волевые качества.

И наконец, несколько общих правил, о которых должны знать все родители:

  • 1. Профилактику детского воровства начните с доверительной беседы. Только зная причины поступка ребенка, вы сможете успешно бороться с этим явлением.
  • 2. Говорите с ребенком о краже наедине и в спокойной обстановке. Народная мудрость гласит: «Хвали при всех, ругай наедине» .
  • 3. Откажитесь от ярлыков типа «вор», «преступник», и слов «кража», «воровство». Замените их понятиями: «взять чужое», «брать без спроса». Применение подобных определений по отношению к ребенку может понизить его самооценку и в дальнейшем привести к новым правонарушениям.
  • 4. Убедите ребенка, в необходимости вернуть украденную вещь. Если ему будет стыдно или страшно это сделать самостоятельно, пойдите вместе.
  • 5. Не бойтесь давать ребенку карманные деньги, это убережет его от желания воровать и научит экономить.
  • И помните слова американской писательницы Эрмы Бомбек: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» .

Поймать чадо на краже - настоящий шок для родителей. Как реагировать, как исправить, почему вообще он это сделал? Вот что говорит об этом психология.

Почему дети крадут?

Психологи утверждают, что причин может быть несколько:

  • нехватка внимания со стороны родителей, чувство одиночества (нарушив запрет, пусть это будет и негативная реакция);
  • (плохое поведение — естественная реакция детей на эмоциональные перегрузки);
  • желание завладеть вещью, которой у него нет (малышу так сильно понравилась чужая вещь, что он не смог удержаться);
  • тяжёлая финансовая ситуация в семье;
  • подражание друзьям или мультгероям;
  • месть (один из способов насолить обидчику — украсть его любимую игрушку);
  • желание сделать кому-то приятно (подарить украденное любимой маме или другу);
  • наконец, если ребёнок мал, он может в принципе не понимать, что чужие вещи присваивать нельзя.

Что делать, если вы всё-таки поймали ребёнка на краже?

Если вы узнали, что ребёнок что-то украл, ни в коем случае нельзя кричать на него, угрожать, вешать ярлыки («Теперь ты навсегда останешься вором!»), сравнивать с другими детьми или с собой в детстве, отчитывать при свидетелях или припоминать прошлые огрехи. Всё это приведёт к тому, что чадо продолжит красть, потому что поймёт: родители его не любят, он плохой и никогда не исправится, а значит, об этом можно больше не беспокоиться.

Психологи советуют действовать так:

  1. Обсудите с ребёнком, что произошло . Понимает ли он, что это чужая вещь, намеренно ли взял её или по чистой случайности, как он относится к хозяину вещи.
  2. Поддержите ребёнка. Объясните, что эта ситуация была своеобразным испытанием силы воли, и в этот раз он просто не смог сдержаться. Скажите, что многие через это проходят и вырастают прекрасными, честными людьми.
  3. Выясните причины. Попробуйте в разговоре узнать, почему именно ребёнок взял чужое. Говорите мягко и дружелюбно, поддерживайте эмоционально, задавайте наводящие вопросы («Тебе очень понравилась эта игрушка, а мальчик не хотел её давать?», «Тебе не нравится эта девочка, и ты захотела её позлить?», «Тебе кажется, что с тобой никто не дружит?»).
  4. Займитесь исправлением ситуации:

Разъясните, что есть чужое, и это нельзя трогать без разрешения;

Предложите ребёнку подумать, как бы он чувствовал себя, если бы кто-то украл его любимую игрушку;

Расскажите о правильных способах получить желаемое (предложить другому ребёнку поиграть вместе, попросить игрушку у родителей, );

Проанализируйте, что вы можете сделать для того, чтобы малыш чувствовал себя лучше (уделять ему больше внимания, прислушиваться к его желаниям, научить его выражать эмоции и понимать чувства других, чаще дарить ему небольшие подарочки и пр.).

Если малыш украл что-то, это не приговор и не говорит о его ужасном характере. Если ребёнок крадёт не первый раз, вероятно, причины нужно искать в семье. И только если чадо регулярно присваивает чужое в сознательном возрасте, это повод обратиться к психологу. Но у родителей есть все шансы отучить малыша от воровства. Главное — выбрать правильную тактику.

Часто фраза «ребенок ворует деньги» воспринимается сторонними с содроганием. Но если припомнить себя в неоперившемся возрасте, разве не было таких ситуаций, когда «забывалось» отдать маме сдачу с хлеба или незаметно стягивалась пара монеток, оставленных на тумбочке? По карманам, может быть, многие и не шарили, но такие невинные проделки, скорее всего, вспомнит каждый. Так почему же детское воровство с высоты родительного возраста вызывает столько негодования и стыда?

Когда ребенок находится еще в том возрасте, в котором действия могут быть импульсивными, неосознанными – до 6–7 лет, он может не понимать в полной мере разницу между своим, чужим и общим, просто копируя поведение взрослых. И если мама часто говорит папе, отправляя его за покупкой, мол, возьми деньги там-то, эта схема взаимодействия откладывается у ребенка в голове, как типовая: нужно что-то купить – возьми денег. О том, как зарабатываются эти деньги, можно ли брать их по желанию или нужно согласовывать это с кем-то – ему неизвестно. Разве за это можно его укорять? Однако простым объяснением, откуда берутся деньги, и как с ними обращаться, здесь не обойтись. Прежде, следует выяснить, для чего ребенку они понадобились.

Бывает, ребенок просто покупает для друзей сладости. Таким образом он пытается завоевать их признание и любовь. В таком случае придется объяснить ему, что друзей так не приобретают, а уважение зарабатывается иными поступками и качествами.

Также случается, что ребенок чувствует себя неуютно в своей компании, если другим детям уже перепадает какая-то мелочь, которая может быть потрачена ими на свое усмотрение. В семье с авторитарными родителями и жесткими правилами он просто может побояться попросить. Ему проще незаметно взять самому, чтобы не выглядеть белой вороной среди друзей и в то же время не навлечь на себя родительский гнев. Здесь придется чуть сложнее. Родителям предстоит признать, что малыш повзрослел, начать больше интересоваться его жизнью и маленькими желаниями и выдавать периодически небольшие деньги для их удовлетворения.

Но бывают и гораздо более неприятные обстоятельства, когда воровство спровоцировано вымогательствами и угрозами старших детей или более «предприимчивых» сверстников. В этом случае понадобятся правовые меры, а ребенка предстоит научить давать достойный отпор. Но главное в подобных ситуациях – наладить, пока не поздно, доверительные отношения с ним, чтобы о скрытых желаниях и страхах не приходилось узнавать по таким косвенным признакам, как воровство.

Воровство детьми постарше, как правило, уже бывает масштабнее и может иметь разные мотивы. Иногда ребенок, становясь более самостоятельным, оказывается попросту забытым и оставленным на произвол судьбы, и тогда подобным способом он привлекает внимание родителей, ведь для него даже негативная реакция – это уже реакция, в противовес полному безучастию. Если проявить агрессию или угрозы и снова оставить ребенка наедине с собой, он сделает это опять, а потом повторит уже из принципа и чувства противодействия. В этом случае поможет только внимание и принятия подростка в свою «команду», он должен ощутить себя необходимой частью семьи, а не довеском.

Часто воровство порождено нежеланием родителей понимать потребности ребенка, которые на самом деле гораздо шире, нежели еда и кров. Подростковый мир, где правят стереотипы, очень жесткий. «Рейтинг» присваивается по соответствию одежды, техники, аксессуаров принятым эталонам, не всегда понятным родителям. Однако в этом возрасте психика детей очень уязвима, и непризнание обществом многие переносят довольно болезненно. Отсюда проистекают кражи денег на покупку «знаков соответствия», уносятся в школу недешевые родительские телефоны и планшеты и т. д. Родителям стоит вспомнить себя и свои чувства в эти годы: не было ли мучительно обидно, когда мама или бабушка считали лучшей одеждой для подрастающей девочки рейтузы с начесом, в то время как вся прогрессивная молодежь вовсю щеголяла в капроновых лосинах? Не смеялись ли сверстники над старомодным портфелем, таская учебники в маминых поношенных, но «фирмовых» сумках? Если постараться, таких обид припомнится множество. Стоит ли отыгрываться на своем чаде? Если нет возможности совершить желаемую ребенком покупку, можно завести копилку и договориться, что вещь обязательно будет приобретена в перспективе. Либо предложить вносить туда и его лепту, оказав посильную помощь в зарабатывании нужной суммы.

Слабая саморегуляция также становится причиной того, что ребенок ворует деньги. Родителям необходимо умерить свое желание руководить. Такая форма воспитания приводит к тому, что все действия ребенка побуждаются извне, как выполнение чьей-то воли, и в итоге он не приобретает способность самостоятельно принимать решения и контролировать свои поступки, у него остается неразвитым как чувство мотивации, так и внутреннего запрета. Самостоятельные действия (в том числе и воровство) происходят бесконтрольно, и лишь потом ребенок может осознать, что делать этого не следовало. Такой пробел выражается не только в воровстве: подобные дети, если их не заставлять, очень неохотно выполняют и базовые операции, такие, как чистка зубов, уборка за собой или приготовление домашнего задания. Если ребенок привык делать все из-под палки, необходима длительная кропотливая работа по расширению зоны его ответственности. Нужно доверять ему решение несложных дилемм, ненавязчиво обосновывать для него собственные решения, чтобы он научился строить причинно-следственные связи.

Еще одной предпосылкой для воровства могут стать разговоры самих родителей. Часто в обществе детей не следят за сказанным, а вылетевшие слова могут очень прочно откладываться в сознании ребенка, как догма. Это относится и к разговорам о материальном: если периодически сетовать на то, как сложно нынче заработать на жизнь честным трудом, и как хорошо устроились те или эти, воруя у народа и прекрасно при этом себя чувствуя, – у ребенка сложится вполне определенный стереотип, что, во-первых, воровать не плохо, а во-вторых, родители довольно лояльно к этому относятся. А последствия такого мышления вскоре могут вскрыться совсем неожиданно.

Ни в коем случае не стоит называть его вором, вызывать в нем чувство стыда и подавленности, сравнивать его с «положительными» друзьями и вообще устраивать пристрастный суд. Этим можно добиться только того, что ребенок станет еще более замкнутым и скрытным. Важно дать ему понять, что несмотря на его поступок его очень любят, и хотят просто разобраться, чего не хватало ему со стороны родителей. Возможно, они что-то упустили или не заметили? Как правило, такие разговоры не побуждают защищаться, а, наоборот, располагают к искренним эмоциям и конструктивному диалогу.

Также следует с пониманием отнестись к выдаче карманных денег, ведь далеко не обо всех своих потребностях дети могут рассказать родителям, даже если их связывают открытые взаимоотношения. Важно понимать, что деньги сами по себе нейтральны, придает им позитивный или негативный оттенок лишь неумение с ними обращаться. А научиться этому, не имея денег, ребенок вряд ли сможет. Ко всему прочему стоит научить ребенка отличать свои, общие и чужие вещи и средства, чтобы он осознал границы собственности, чем он может распоряжаться на свое усмотрение, а чем нет.