Работа психолога с трудными подростками. Трудный ребенок

Трудный ребенок… Кто это - хулиган, шумный и неуправляемый малыш или неформальный лидер класса, который оказывает не очень хорошее влияние на одноклассников?

В понятие о трудном ребенке вкладываются разные смыслы: ученые причисляют к ним детей одаренных, педагоги - , неуправляемых детей, а родители - любого ребенка, воспитывать которого им трудно. То есть трудный - это ребенок, воспитание которого вызывает трудности у взрослого. Сам для себя ребенок может быть вовсе не трудным…

Конечно, большое счастье для родителей - иметь именно такого малыша, с которым им легко. Спокойным родителям - спокойного, рассудительного, послушного ребенка. Родителям с активной жизненной позицией - такого же активного малыша, который с радостью разделит увлечения мамы и папы. Родителям эмоциональным, ценящим искусство, - такого же тонко чувствующего человечка, который с удовольствием приобщается к миру прекрасного.

Но счастье такое выпадает не так уж часто. И в семье утонченных музыкантов рождается дикий бунтарь. А у трудяг с завода - задумчивый мечтатель, не приспособленный к физическому труду. И становятся такие дети для своих родителей трудными, непонятными, вызывающими растерянность и желание сделать их «нормальными» (а на самом деле - таким же, как сами родители).

Воспитание «трудных» детей: во всем ищем простоту

Однако стараться переделать свое чадо под себя, сделать из него свое подобие - тупиковый путь. Он неминуемо приведет вас к трудностям и конфликтам, проблемам со здоровьем у вашего ребенка, непониманию, а в будущем, возможно, даже к обвинениям вас в том, что вы чего-то недодали, что-то упустили, сделали не так.

Да, заботы об исправлении своего ребенка можно переложить на школьных и , педагогов, психиатров, чья работа с трудными детьми оплачивается государством. И довольно часто сводится к назначению успокоительных средств для детей, по их мнению, слишком подвижных, а также ноотропных препаратов для тех, кто слишком заторможен.

Но перекладывание ответственности за ребенка никогда не станет решением его проблем. А зачастую - даже не его, а своих собственных, которые всплывают именно тогда, когда нужно найти общий язык с маленьким человечком, учесть его мнение, подумать о том, что будет лучше для него, а не для себя, пожертвовать ради этого своими интересами…

Вместо этого мы делаем вид, что он «трудный», и его надо от этого лечить. Приводим к психиатру, ставим на учет. А тот ведет свой план работы с трудными детьми и отмечает нового маленького пациента, за которым теперь всегда будет следовать невидимое клеймо «трудного».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет физической культуры

Кафедра психологии

Трудные дети: кто они, причины появления

(Курсовая работа)

Выполнил студент

________________

(подпись)

Научный руководитель

____________________

(подпись)

Барнаул 2006

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I . Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.

1.1. Девиантное и делинквентное поведение.

1.2. Типизация «трудных» детей и подростков.

1.3. Основные «семейные» причины появления трудного поведения.

ГЛАВА II . Особенности работы с детьми трудного поведения.

2.1. « Трудные дети» в школе и учебной деятельности.

2.2. «Трудные дети» в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

Выражение «трудные дети » очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию.

Для того чтобы рассмотреть его содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить его понимание. «Трудные дети» или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества. Существуют также и другие отдельные группы в обществе. Например, так называемый тип «нормативная личность» - это люди, черты характера и поведения которых лучше всего выражают данную культуру общества, являются идеалом человеческой личности культуры общества. Или «модальная личность» - люди, поведение которых не противоречит ценностям общества . В этом списке «трудные дети» занимают наименее почётное место, являясь самой неблагополучной для общества группой.

Впервые понятие «трудные дети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин существует с научном словаре педагогики и психологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями. Поэтому современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», а то и вовсе запрещает.

Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.

Такой термин можно встретить и в зарубежной психологии, только там он заменяется названием «учащиеся с проблемами».

Однако, как бы ни называли учёные такую категорию детей, она продолжает существовать в нашем обществе, более того, приносить нашему обществу проблемы, и, к сожалению, не становится малочисленнее из года в год. Тот факт, что «трудные дети» существуют, признают без исключения все, но кроме его признания нужно также отдавать себе отчёт в том, что мы должны жить с такими детьми рядом, воспитывать их, готовить для будущей жизни в обществе.

К вопросам воспитания «трудных детей» сейчас приковано особенно пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь», «Особенности молодежных субкультур и их влияние на нынешнее поколение подростков», «Внимание: беспризорные дети» и т. д. Активно обсуждаются проблемы детской проституции, наркомании, снижение возраста преступников. Но это в печати, в Internete, на телевидении, в свете специально организованных дискуссионных «круглых столов». А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен заниматься воспитанием «трудных детей» и как это делать?

Самое красноречивое отношение общества к этим проблемам просматривается, если оценить результаты социологических опросов прохожих на улице. Большинство «первых встречных» недоуменно пожимают плечами. Что тут спрашивать? С их точки зрения в обществе давно существует четко отлаженная система воспитания «трудных детей» в специализированных школах, ПТУ, трудовых лагерях и других учреждениях подобного типа. Все это вроде как год от года совершенствуется, обновляется. Зачем ломать голову? Какие еще могут быть проблемы? И скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания, подростках-правонарушителях, о так как называемых «лицах девиантного поведения» знает только понаслышке. Да, они читали или где-то слышали о рокерах, панках, скинхедах, металлистах. Да, встречали в подъезде неприятную компанию во главе с соседским Петькой. Но им вполне ясно, кто и как должен заниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения проблемы воспитания этих подростков предлагается один: «для таких есть только одно место - тюрьма».

Однако всегда ли это будет единственное и правильное решение?

Объектом исследования в данной работе станет современное общество, а именно дети и подростки современного общества.

Предметом рассмотрения являются проблемы общества, связанные с «трудными» детьми.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы «трудных» детей, выяснение причин их появления, а также поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели автором поставлены следующие задачи:

1. Определить возникновение и современное понимание термина «трудные дети».

2. Рассмотреть основные виды «трудного» поведения детей и подростков.

3. Проанализировать причины возникновения такого поведения.

4. Выявить наиболее эффективные, по мнению современных педагогов и психологов, способы работы с детьми «трудного» поведения.

Для выполнения этих задач и основной цели в работе будут рассмотрены исследовательские работы разных авторов по данной теме, данные из газет и журналов, данные социологических опросов, опубликованных в СМИ и в Интернете.

Работа строится по проблемному принципу: 1-я глава рассматривает различные определения понятия «трудные дети», классификацию отклонений от норм в поведении детей. Параграфы посвящены подробному рассмотрению понятий «девиантное» и «делинквентное» поведение, как формы поведения трудных детей. Глава также раскрывает причины появления «трудных» детей и подростков в нашем обществе. Параграфы посвящены причинам, возникающим в семье, в различных коллективах, в обществе в целом. 2-я глава посвящена особенностям работы с детьми «трудного» поведения, содержит некоторые практические данные. Заключение подводит общий итог работы и дает вывод о еёрезультатах.


ГЛАВА I . Кто такие «трудные дети» и как они такими становятся.

1.1. Девиантное и делинквентное поведение.

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «Трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения .

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины – «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.

Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основным девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику .

Под трудными школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Последние не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.

Трудные дети. В-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников .

Детство – подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство – не всегда самое плохое. Плохое детство – беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь.

Вначале ребёнок становится трудным. Трудный ребёнок – это тот. Кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок – страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.

Практические советы по воспитанию трудных детей.

Чрезмерная привязанность родителей к ребенку, зацикленность на его воспитании, на его моральном облике и здоровье, увы, наказывается. Но наказывается с воспитательной целью, дабы показать родителям, что они неправильно думают, поступают, берут на себя слишком много.

Например, родители страстно мечтают о послушном ребенке, который без них не сделает ни шагу. А в результате получается совсем другое. Он будет самостоятелен в высшей степени, советы будут для него не актуальны, он прекрасно обойдется и без них. Он такой, какой он есть, и он имеет право быть таким!

Здесь очень важно уловить момент, что любой конфликт, недовольство, ссора, проблема являются сигналом: что-то не так, что-то неправильно делается или думается. Произошла зацепка, чему-то придается слишком большое значение. Важно разобраться в себе. При этом отбросить в сторону эмоции и амбиции , иначе сложно трезво оценить проблему.

А решение данной проблемы лежит на поверхности: необходимо изменить отношение к ребенку, принять его такими, какой он есть, позволить ему быть самим собой.

Хвалите, поощряйте ребенка за хорошее поведение.

Уважайте личность ребенка, помогайте его развитию .

Устанавливайте правила и последовательно следите за их соблюдением.

Расширяйте горизонты ребенка.

Повышайте самооценку ребенка. Дайте ему понять, как он для вас важен.

Напоминайте ему, что вы любите его, даже если недовольны его поведением.

Ежедневно обнимайте и целуйте ребенка.

Замечайте и поощряйте проявление способностей ребенка. Говорите ему, какая он уникальная личность.

Уважайте его мнение и право на выбор.

Говорите ребенку, как вы рады, что он часть вашей семьи

Возлагайте на него обязанности . Сотрудничайте с ним.

Дайте ребенку почувствовать его значимость. Пусть он гордится своими достижениями.

Развивайте чувство юмора. Покажите внуку, что умеете смеяться над собой. Смейтесь вместе с ним, но не над ним.

Скажите, что очень цените его уникальность. Обратите внимание на таланты ребенка.

Не зацикливайтесь на ошибках. Лучше обратите внимание на то, что ребенок делает правильно.

Будьте оптимистом. Убеждайте ребенка, что он умеет справляться с трудностями или что вы поможете ему с ними справиться

Если же вы решитесь на это, то, как это ни сложно, вам придется многое поменять в себе: признать, что та самая вещь или явление, которые вы идеализируете, не обладают абсолютной ценностью и не имеют глобального значения в этой жизни . Поэтому все, что не соответствует вашим идеалам, тоже имеет право на существование и, более того, заслуживает уважения.

Модель работы психолога предполагает многообразие методов работы, гибкость, выделение основных приоритетов исходя из возрастных особенностей клиентов.

Принципы работы психологов с трудными подростками:

  • Диагностический;
  • Консультативный;
  • Профилактический;
  • Коррекционно-развивающий с элементами терапевтических техник.

Специфика работы детских психологов:

1. Ребенок не может обнаружить и заявить о своих проблемах, обычно это делает кто-то из взрослых.

2. Необходима заинтересованность ребенка в избавлении от психологических проблем.

3. Ребенок зачастую не обладает достаточной рефлексией, что безусловно усложняет работу психолога.

Если обращение произошло на почве отношений родителя и ребенка, то здесь существует несколько путей работы:

  • работа непосредственно с ребенком;
  • работа с семьей как с единым организмом;
  • повышение социально-психологической компетенции родителей.

Установление терапевтических отношений с большинством подростков является более трудным, чем с детьми младшего возраста и взрослого человека в том числе, в особенности, если подросток пришел к психологу не по собственной инициативе, а по направлению взрослого.

Недоверие подростка к психологу обусловлено отсутствием у него необходимости психологических работ. В отличие от взрослых, его самого устраивают те защитные модели поведения, которые выработаны у него в течение этапа взросления. Нередко для проведения изменений приходится сталкиваться с глубокими, затрагивающими «больную» тему чувствами, из-за чего подросток отказывается от дальнейшей работы с психологом. Потому важным фактором работы, занимающим продолжительное время, является установление согласия подростка на сотрудничество с психологом.

Взрослый может открыто изложить причину своего обращения к специалисту, не согласовываясь с подростком. В некоторых случаях стоит не гнаться за правдой в полном объеме, так как психологу необходимо знать отстраненную позицию ребенка от родителей. В случае упорного отказа со стороны ребенка, имеет смысл попробовать договориться с ним о нескольких встречах для ознакомления, а после принятия решения о продолжении работы.

Методы работы психолога с трудновоспитуемыми детьми включают в себя:

  • Психоаналитическая психотерапия;
  • Принцип диалогического общения;
  • Равноправные отношения, с целью совместного изучения четкой ситуации и ее разрешения.

Все вышеперечисленные аспекты входят в индивидуальное консультирование с подростками, начиная в возрасте от 10-11 лет. Большинство проблем подросткового периода устраняется путем повышения самооценки ребенка и исследование изменений, происходящих в его духовном мире и в отношениях с окружающими.

Самый сложный этап взросления человека - это безусловно подростковый возраст. Данный период начинается с 9-10 лет, и заканчивается к отрочеству. В этот промежуток времени перестраивается психика ребенка, изменяется характер, развивается самосознание и личность подростка.

Признаки, учитываемые при определении трудновоспитуемости ребенка:

1. Наличие исходной моральной и физической полноценности.

2. Отклонения в нравственном развитии и поведении.

3. Постоянное устойчивое сопротивление воспитанию и обучению.

4. Отрицательное влияние со стороны неуправляемых факторов внешней среды, под воздействие которых подросток может легко попасть.

Трудновоспитуемые - это дети, здоровые в психическом и физическом отношении, но при этом с трудом поддающиеся воспитанию вследствие наличия отклонений в нравственном развитии и поведении. Психологическое благополучие ребенка зависит от того, насколько вовремя выявлены проблемы и эффективность помощи.

У психолога имеется своя сфера компетенции, в которую входят те свойства и явления, которые в некоторой степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей, их отклонения в психическом и социальном развитии.

Выявление сильных и слабых сторон личности трудновоспитуемых предполагают, индивидуальные психологические исследования, требования которых заключаются в психолого-педагогической коррекции, а так же в составлении здорового психологического потенциала личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестраиваться, учитывая ориентации, интересы и мотивации ребенка.

Трудности в общении подростков со взрослыми и сверстниками зачастую влияют на успеваемость, поведение, и душевное равновесие. Как правило, такие нарушения остаются незамеченными или же их причина видится совсем в другом. Именно поэтому подросткам необходимы советы психолога.

Диагностическая работа психолога с подростками предполагает:

  • Исследование познавательной сферы школьников;
  • Диагностику способности к обучению;
  • Выявление тревожности у подростков;
  • Исследование самооценки и особенностей личности подростка;
  • Оценка воли и мотивации подростков;
  • Исследования интересов, способностей и склонностей подростка в профессиональном плане.

Психологическое консультирование, в ходе которого используется индивидуальный подход к клиенту/подростку. Цель - разрешение проблем подростка за счет преодоления психологических затруднений.

Подросток хочет обрести свое место в мире, познать себя. Ограничение деятельности подростка в этот период может привести к уходу из дома и депрессии. Взрослым необходимо установить уважительные, партнерские отношения с ребенком, уважать его свободу.

Для проведения коррекционно-развивающей, профилактической работы определяется общее направление коррекции. В настоящее время используется огромное количество способов воздействия: библиотерапия, арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, ролевые игры, коммуникативные игры, телесно-ориентированные техники и тд.

Коррекция поведения трудновоспитуемого предполагает выявление неблагополучия в системе отношений со взрослыми и сверстниками, а также устранении проблем социальной ситуации, укрепление самооценки и уверенности в себе, ориентации на изменения в личностном плане, а так же обучение контролировать свои деструктивные эмоции/чувства и использовать их как ресурс для решение трудных жизненных ситуаций.

Работа психолога с трудными подростками так же должна быть ориентирована и на взрослых. У родителей, у значимых взрослых для подростка так же должно быть желание на изменения себя и своего отношения к трудной семейной ситуации, которая сложилась между взрослым и подростком.

02/12/2016

У детей, которые ведут себя плохо или вызывающе, как правило, есть причины для такого поведения. Например, многие подростки именно дурными манерами и деструктивными действиями скрывают свое волнение или привлекают к себе внимание. Поэтому понимание взрослыми мотивов трудного ребенка – это первый шаг к его исправлению.

Плохое поведение

Плохое поведение, такое как упрямство, неуважительное отношение к взрослым, грубая речь, агрессивные и дерзкие действия или отказ присоединиться к деятельности всего класса, является детской формой отказа от сотрудничества, которая негативно влияет на других учеников и часто приводит к самоизоляции трудного ребенка.

Но плохое поведение бывает разным. И если с некоторыми сложными детьми учителя могут справиться самостоятельно, то другим нужна профессиональная помощь. К примеру, гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания плохо контролируют свои импульсы, часто проказничают или перебивают учителя во время урока. А вот ученики с вызывающим оппозиционным расстройством психики предпочитают демонстрировать свою агрессию, непослушание и враждебность по отношению к авторитетным фигурам.

Почему ребенок становится трудным?

По словам ученых, некоторые причины плохого детского поведения могут быть связаны с чем-то очень простым, таким как питательный завтрак. Согласно последним исследованиям именно правильный баланс белков и углеводов в завтраке стабилизирует уровень сахара в крови и тем самым способствует уравновешенности ребенка в течение дня. Но есть и сложные причины, которые питанием вряд ли исправишь – это симптомы тревоги, недосыпание, плохая успеваемость и т.д.

Дурное поведение, как острая необходимость быть замеченным

Трудные дети, демонстрирующие плохое поведение в школе, делают это потому, что получают своеобразную награду за свои проказы в виде смеха одноклассников или их одобрения за сорванный урок. Более того, такая негативная реакция учителей, как замечания или наказания, может стать для ребенка дополнительным источником желанного внимания.

Идеальные условия для плохого поведения

Для одних детей школа – это идеальное место для избавления от скуки, именно там их непоседливость раскрывается в полной мере. Другие ученики от перевозбуждения и чрезмерного шума становятся раздражительными. Третьи – пытаются избавиться от стрессовой школьной обстановки с помощью капризов.

Так что же получается, во всем виновато само учебное заведение, учителя и сложная программа обучения? Возможно. Но чтобы понять истинные причины плохого поведения того или иного трудного ребенка, нужно обратить особое внимание на обстоятельства и условия, при которых он начинает вести себя неадекватно.