Что такое кризис подросткового возраста.

Воспитание ребенка это непростой повседневный труд. Невозможно заниматься им только с восьми до восьми или по выходным, когда есть свободное время. Парадокс воспитания заключается в том, что даже, когда вам кажется, что вы ничего не делаете для воспитания своего чада в данный момент времени, этот процесс происходит сам собой. Ребенок чутко впитывает в себя манеру поведения родителей, их отношение к миру и жизненные ценности. И если в раннем детстве вы даже не задумываетесь, насколько верно воспитываете своего отпрыска, главное, чтобы он был послушным, то во время кризиса подросткового возраста моментально вскрываются все проблемы и недочеты родительского воспитания.

Что такое кризис подросткового периода?

Подростковый кризис является последним и самым сложным детским кризисом. Это период вступления ребенка во взрослую жизнь, переосмысления заложенных родителями моральных ценностей и собственных жизненных ориентиров. Этот этап всегда тяжело переживается и самим ребенком и его близкими. В некоторых случаях взаимоотношения между родителями и детьми подросткового возраста разрушаются до основания буквально в одночасье, и для того, чтобы восстановить их, требуются долгие десятилетия кропотливой работы над собой. Что нужно знать, чтобы помочь своему ребенку пережить подростковый кризис? Каковы причины кризиса подросткового возраста? Как распознать начало проявления кризиса подросткового периода? Как вести себя в разных ситуациях? Попробуем ответить на волнующие многих родителей вопросы.

Начало кризиса многие родители могут пропустить, но вот его пик трудно не заметить. Ребенок становится раздражительным, плаксивым и неуверенным в себе. У него появляются комплексы по поводу своей внешности, новые друзья и секреты. С подростком трудно договориться, он отвергает любые предложения родителей, даже если очень хочет с ними согласиться. Довольно часто у детей ухудшается успеваемость в школе, и они стараются проводить все свободное время вне стен родного дома в компании сверстников и молодых людей постарше. Время наступления подросткового кризиса колеблется от 11 до 13 лет. Девочки, начинающие созревать раньше своих одноклассников мужского пола, переживают кризис в 11-12 лет. Родители мальчиков сталкиваются со всеми «прелестями» подросткового возраста чуть позже, в 13-14 лет.

Причины кризиса подросткового возраста

В целом психологи выделяют две причины подросткового кризиса:

  • гормональная
  • внутрисемейная

Основной причиной резких изменений в подростке являются гормоны, бушующие в его организме. В этот период выброс их в кровь увеличивается на 40-50%. Уже никогда в будущем организм не будет так активно вырабатывать гормоны, поэтому очень часто подростка называют «гормональной бомбой». Тестостерон у мальчиков и эстроген у девочек заставляют тела подростков ускоренно расти и видоизменяться:

  • ежегодно ребенок прибавляет в росте на 10-20%;
  • сердце тоже увеличивается в размерах и начинает работать с повышенной нагрузкой;
  • быстрый рост провоцирует различные заболевания — от проблем с суставами до временной слепоты;
  • ребенок начинает страдать от повышенной утомляемости;
  • проявляются первичные и вторичные половые признаки;
  • происходит ломка голоса у мальчиков.

Конечно, все эти изменения не могут не повлиять на психоэмоциональное состояние подростка. Каждое новое изменение в его теле ребенок воспринимает в штыки. Ему становится все сложнее принимать себя, к тому же бунтующие гормоны расшатывают и без того ранимую психику, особенно, если отношения в семье далеки от идеальных.

Семья играет в жизни подростка весьма противоречивую роль. С одной стороны он все еще ребенок и очень нуждается в любви, тепле и понимании. А с другой стороны подросток стремится всеми силами оторваться от семейного «гнезда» и смело шагнуть во взрослую жизнь. Поведение родителей в этот период должно смягчать проявления кризиса подросткового возраста, но, к сожалению, большинство родителей бывают не готовы к внезапному взрослению своих детей. Это приводит к серьезным конфликтам в семье вплоть до ухода подростка из дома. Чаще всего именно семья раздувает пожар кризиса, доводя его до полного абсурда. Конечно, весьма сложно оставаться мудрым и терпеливым родителем, когда твой ребенок становится грубым и агрессивным, но без этого очень сложно сохранить теплые отношения с растущим отпрыском.

Особенности кризиса подросткового возраста

Подростковый кризис можно условно разделить на три этапа, каждый из которых имеет ряд особенностей и нюансов:

  1. Предкритический этап

Обычно наступление этого этапа родители как раз пропускают. Ребенок только начинает видоизменяться, но это пока еще не сильно заметно окружающим. Он становится более внимательным ко всему, что происходит вокруг него. Любую проблему, даже самую незначительную, он пытается решить с помощью логики, применяя разные подходы. Подросток испытывает тягу к глубокомысленному философствованию на бытовые темы, любит выводить на долгие разговоры родителей. Горячо оспаривает их мнение и отношение к жизни, делает это категорично и вежливо. В этот период могут появиться первые симптомы ухудшения успеваемости, но чаще всего это единичные случаи низких оценок. Ребенок начинает отстаивать свое мнение внутри семьи, требует, чтобы с ним советовались по различным вопросам. Обычно все эти проявления кризиса подросткового периода воспринимаются родителями слегка снисходительно и даже с некоторым умилением. Они не воспринимают их, как начало трудного периода становления личности ребенка, который им придется пройти вместе на протяжении ближайших двух лет.

  1. Пиковый этап

Он начинается весьма неожиданно для родителей и самого подростка. Внезапно дискуссии в семье сменяются криками и агрессией. Подросток начинает поступать своевольно, доказывая каждым своим действием, что не нуждается в родительских советах и внимании. Он не просто критикует их жизненные цели, а полностью отвергает их, хотя с трудом может представить им какую-либо достойную альтернативу. Особый вес приобретает мнение сверстников, особенно одного пола с собой. Подросток стремится завоевать свое место в коллективе и применяет для этого все возможные и известные ему способы. Параллельно с внешней грубость и агрессией ребенок становится излишне чувствительным и ранимым. Его задевают малейшие просьбы, он болезненно реагирует на любую критику в свой адрес. Известны случаи, когда критика родителей в отношении умственных способностей ребенка, приводила к попыткам суи цида. В этот период общение с подростком становится практически невыносимым испытанием — любой разговор заканчивается слезами и скандалом.

  1. Посткритический этап

Этот период можно считать заключительным в подростковом кризисе. Ребенок пытается заново выстроить свои отношения с окружающим его миром. Девизом этого этапа может стать фраза «Я сам!». Подросток стремится все сделать самостоятельно. Он рвется к свободе, но, зачастую, просто не знает, что с ней делать. И чем больше разумной свободы он получит от родителей, тем быстрее закончится его борьба за свои права. Чаще всего на этот период выпадает и первая любовь, которая закладывает основы отношений с противоположным полом на всю жизнь, и первая сигарета, и первые жизненные победы, которые подросток кладет в свою «копилку». Отношения с родителями начинают постепенно выравниваться и гармонизироваться. Ребенок выстраивает их на правах взрослого человека, требующего уважения к своим жизненным принципам.

Каждый из этапов подросткового кризиса длится определенный период времени. Это зависит от многих факторов:

  • пола подростка;
  • воспитания;
  • отношений с родителями;
  • атмосферы внутри семьи;
  • глубины проявления кризиса в пиковый этап и т.д..

Специалисты отмечают в особо сложных случаях затягивание подросткового кризиса до 18-19 лет. Многие подростки вступают во взрослую жизнь, так и не пройдя все этапы кризиса поочередно. Они останавливаются на каком-либо одном из них и уже в своей самостоятельной жизни пытаются решить ворох накопившихся проблем, мешающих им проявлять себя в роли взрослой личности.

Проблема кризиса подросткового возраста

Взрослым очень часто кажется, что все проблемы подростков надуманны. На самом деле это не так. Ребенок сталкивается с действительно серьезными и непреодолимыми для него ситуациями. Причем сталкивается впервые, не имея опыта и инструментов для их решения. Он только начинает делать робкие шаги во взрослую жизнь, которые закладывают фундамент в его личностное становление. Попробуем выделить несколько основных проблем подросткового кризиса:

  1. Борьба за свободу

Практически на всем этапе своего взросления ребенок борется за свободу. Этот процесс начинается с первых самостоятельных шагов малыша и заканчивается, когда ребенок начинает жить отдельно от своей семьи. Борьба за свободу это самый естественный процесс становления и развития личности, но, к сожалению, родители не всегда разделяют стремление своих детей к самостоятельности. Многие родители так боятся дать некоторую свободу своим детям, что контролируют каждый их шаг: просматривают компьютер, соцсети, телефоны, устанавливают строгие правила и т.д. Все эти методы воспитания только усугубляют отношения в семье и озлобляют подростка. Родителям стоит принять своего ребенка как взрослую личность, которая имеет право на свободу и уединение по своему желанию. Постарайтесь дать подростку так называемую «безопасную» свободу, гармонизируя ее рядом обязанностей. К примеру, не запрещайте ребенку проводить свободное время со сверстниками там, где он хочет, но обяжите его отвечать на любой ваш телефонный звонок немедленно и приходить домой в определенное вами время. Так ребенок приучится быть более ответственным и станет воспринимать взрослую жизнь не только как сказку о неограниченной свободе.

  1. Первая любовь

Скорее всего, каждый взрослый помнит это болезненно-восхитительное чувство первой влюбленности, которое обожгло сердце на всю оставшуюся жизнь. Отношения с противоположным полом в подростковый период манят и пугают одновременно. С одной стороны подросток испытывает сильную тягу к противоположному полу, вызванную всплеском гормонов. А с другой стороны он не имеет опыта в этой сфере, что провоцирует агрессию и замкнутость. Помочь ребенку справиться с этой проблемой очень сложно. К сожалению, он должен «набить свои шишки» и получить свой неоценимый опыт, который будет помогать ему в дальнейшем. Задача родителей просто быть рядом и поддержать в трудный момент советом, а иногда просто сочувствием.

  1. Мнение о себе

Одна из самых главных проблем подросткового кризиса это мнение ребенка о себе. Заниженная самооценка является корнем зла многих поступков подростка. Чаще всего он недоволен абсолютно всем:

  • формой лица;
  • фигурой;
  • волосами;
  • размером ноги;
  • ростом;
  • цветом кожи;
  • тембром голоса;
  • умственными способностями и т.д..

Подросток не замечает в себе плюсов, но усиленно культивирует минусы, как выдуманные, так и реальные. Все попытки переубедить ребенка обычно ни к чему не приводят, и родители чаще всего опускают руки, надеясь, что со временем все изменится. К сожалению, не изменится. Задача родителей постоянно говорить подростку о его положительных качествах, хвалить и помогать в улучшении внешности. С девочкой можно сходить в салон красоты и пройтись по магазинам, чтобы научить ее правильно подбирать одежду. Мальчика хорошо бы записать в спортивный зал или бассейн, физическая нагрузка поможет фигуре быстрее сформироваться по мужскому типу.

Подростковый кризис это сложный этап для любой семьи, пережить который можно только проявляя безграничную любовь и нежность по отношению к своему взрослеющему ребенку. Родителям, которые любят своего ребенка, а также имеют с раннего детства доверительные и теплые отношения с ним, имеют больше шансов благополучно справится с подростковым кризисом своего чада. Да и самому подростку в такой семье будет гораздо проще пережить этот трудный период его жизни.

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе.

Однако взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем – к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердиться мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате в тот момент, когда подростку действительно понадобятся поддержка и помощь старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему.

Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.

Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.

Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.

Подростковый возраст по праву относят к критическим периодам в жизни человека. Многие родители с волнением ожидают, когда их ребёнок войдёт в этот «опасный» возраст. Они знают, что настанет период, когда поведение их сына или дочери каким-то образом изменится. Установленные ранее правила поведения и принятия решений в семье устареют, и нужно будет искать альтернативу. И во многом от того, какие уроки извлечёт подросток из своего кризиса, будет зависеть, что же за личность из него вырастет.

Если бы родители знали заранее, как именно проявит себя их подросток в период взросления, им было бы проще подготовиться к этому нелёгкому этапу. Но очень часто даже сами подростки не понимают, что же происходит с ними и почему они так себя проявляют. Для девочек кризисным принято считать возраст с 11 до 16 лет. Мальчики же сталкиваются с кризисом подростка позже – в 12-18 лет. Возрастной кризис подростка преследует такую цель, как самоутверждение, борьба за статус полноценной личности. И поскольку в современном обществе требования к самостоятельности мужчин более высоки, у мальчиков проблемы кризиса подросткового возраста носят более острый характер.

Характеристика кризиса подросткового возраста

Подростковый кризис нельзя считать исключительно негативным явлением. Да, он представляет собой борьбу за независимость, но борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях. В процессе этой борьбы не только удовлетворяются потребности юноши или девушки в самопознании и самоутверждении, но и оттачиваются модели поведения, которые будут использоваться для выхода из сложных ситуаций во взрослом возрасте.

В психологии кризис подросткового возраста описывается двумя диаметрально противоположными симптомами: кризис зависимости и кризис независимости. Они оба имеют место при взрослении каждого подростка, но какой-то из них всегда доминирует.

  1. Для кризиса независимости характерны упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых и пренебрежительное отношение к их требованиям, протест-бунт и собственничество.
  2. Кризис зависимости проявляется в чрезмерном послушании, зависимом от старших положении, возврате к старым привычкам, формам поведения, вкусам и интересам.

Другими словами, подросток пытается сделать рывок и выйти за пределы установленных ранее норм, из которых он уже «вырос». И в то же время он ждёт, чтобы взрослые обеспечили ему безопасность этого рывка, ведь подросток всё же недостаточно зрел в психологическом и социальном плане.

Нередко доминирование у подростка кризиса зависимости очень импонирует родителям. Они радуются тому, что для их хороших взаимоотношений с ребёнком нет никаких угроз. Но для личностного развития подростка такой вариант менее благоприятен. Позиция «я ребёнок и хочу им оставаться» говорит о неуверенности в себе и тревожности. Зачастую эта модель поведения сохраняется и во взрослом возрасте, мешая человеку быть полноценным членом общества.

Как помочь подростку пережить кризис?

Утешением для родителей «бунтаря» может служить то, что кризисные симптомы проявляются периодически. Но они могут повторяться довольно часто, и модель воспитания всё равно придется корректировать. С учетом особенностей кризиса подросткового возраста наиболее подходящим для родителей считается авторитетный стиль воспитания, который подразумевает твердый контроль поведения ребёнка, не унижающий его достоинства. Правила игры должны устанавливаться в ходе обсуждения всеми членами семьи с учетом мнения повзрослевших детей. Это даст им возможность в достаточной степени проявить инициативу и самостоятельность, повысит самоконтроль и уверенность в себе.

Всем хорошо известно, что в своём развитии ребенок преодолевает несколько серьёзных душевных кризисов:

  • кризис одного года
  • кризис трех лет
  • кризис семи лет
  • подростковый кризис.

Если придерживаться отечественной периодизации этапов развития, то подростковый кризис наступает, когда ребенку исполняется 13 лет, после чего он уже считается старшим подростком. Таковым он будет являться до 15 лет. Возраст 13 лет весьма непростой период для родителей. Для самих детей 13 лет характеризуется связью с болезненным разрывом прежней системы отношений, ознаменованием кардинальных . В подростковый кризис у ребенка резко меняется мировоззрение, отношение к себе и к окружающей действительности. В этот период всё, что было «до» кажется бессмысленным и не правильным.

Подростковый кризис - один из самых тяжёлых кризисов, которые ожидают ребенка в период взросления и полового созревания . А если не дай бог ? Очень часто родители просто перестают узнавать своего подросшего отпрыска и не знают, как себя вести с этим новым, незнакомым им человеком, который становится способен на действия, которые от него ранее никто не ожидал.

Подростковый кризис и его вестники

  • Падение продуктивности. Снижается успешность при выполнении творческих заданий. Подростковый кризис влияет на переход к мышлению посредством дедукции . Теперь подросток учится выводить умозаключения, выявлять закономерности. Хотя, ранее опирался, прежде всего, на полученные знания и наглядность. Школьные оценки уже не всегда радуют взрослых. Подростковый кризис подталкивает подростка к вопросам, не подразумевающим однозначного ответа. Ему нравится философствовать и рассуждать.
  • Негативизм. Состояние подростка амбивалентное. С одной стороны, он отвергает прежнюю систему отношений, тяготится внешними требованиями и правилами, активно их опровергая. С другой стороны, подростковый кризис действует на подростка, и он переживает внутреннее смятение, недовольство, тягу к одиночеству . Сила проявления негативных реакций будет зависеть от конкретного ребенка, семьи.

Взросление идет неравномерно, зависит от массы факторов, которые, так или иначе, влияют на саму специфику перестройки и становления личности . Однако, как бы ни был индивидуален этот процесс, подростковый кризис неизбежен. Это не следствие плохой кармы, напасти, беды, или болезни. Это один из закономерных этапов возрастного развития.

Иногда родителей охватывает просто волна эмоций, и они ощущают безвыходность ситуации, подростковый кризис в лице подростка в очередной раз демонстративно хлопает дверью. Он старается отгородиться от них, а они не принимают его желания и права на уединение . Родители считают, что теряют его, поэтому стремятся как можно больше знать о нем. Подросток воспринимает это в качестве бесцеремонного внедрения в собственное личное пространство. Стоит запастись терпением, пониманием, спокойствием, мудростью, ведь настал нелегкий этап в жизни всей семьи. Родителям нужно понимать, что сейчас их ребенку непросто.

Наиболее часто подростковый кризис проявляется в демонстративном поведении. Ребёнок стремится сделать всё, чтобы его заметили. Подросток с демонстративным поведением может намеренно сообщать родителям важные события своей жизни в самый неподходящий момент, в присутствии большого количества посторонних людей. Такой подросток часто вмешивается в разговор взрослых, в основном с фразами «А я…», «А мне…», «А у меня…». Он не выносит ни малейшего внимания в чью-либо сторону, кроме него самого.

Подросток испытывает гормональный скачок , идут масштабные физиологические преобразования организма. Однако психика и мозг подростка не развиваются столь активно. Хотя, характеристики мышления и меняются разительно, но все же не так быстро. Возникает противопоставление желаемого реальности. Подростковый кризис формирует новые потребности, появляется ярое стремление добиться независимости. Хотя, общество (домочадцы, учителя) не спешат менять к нему свое отношение. Такой подросток может отказать сверстнику в помощи, а когда представится возможность на виду у всех оказать её, громко комментируя свои действия. Например, на просьбу соседа по парте дать запасную ручку он ответит отказом, а потом на виду у всех даст её со словами«Что же ты карандашом пишешь? Вот, возьми лучше мою ручку!»

Это тот же кризис «Я сам», как и в 3 года, только теперь это кризис в социальном контексте. Сейчас им двигает тупиковое желание. Он пытается добиться свободы , но на самом деле не знает, что с ней делать. Модель поведения взрослого человека еще неустойчива, подростковый кризис действует в полной мере. Подросток еще не понимает себя, он только в поиске. В голове все чаще возникают такие вопросы, как «Кто я такой?», «Для чего живу?». Он подводит черту под своим этапом детства и снова делает первые шажки, только уже во взрослую жизнь.

Каждый кризис после выхода из него дарит что-то новое. Подростковый кризис становится новообразованием возникновения самосознания, как особой психологической функции и чувство взрослости. Этим обусловлено, противостояние двух противоборствующих сторон (детей и их родителей). Подросток хочет походить на взрослого и скинуть с себя излишнюю опеку, демонстративно показать, что он уже вырос. Родители, в свою очередь, стремятся огородить его от возможных ошибок. Мнения психологов о том, стоит ли бороться с таким демонстративным поведением подростка расходятся. Одни считают, что раз это не приносит проблем, то не стоит вмешиваться во внутренний мир ребёнка и надо дать ему самому пройти подростковый кризис. Другие возражают, что рано или поздно демонстративное поведение станет приносить проблемы родителям и самому ребёнку, поэтому бороться с кризисом в любом случае нужно.

Подростковый кризис зачастую демонстрирует негативный характер . Начинают поступать жалобы на плохое поведение от учителей школы. Ребёнок может намеренно нарушать дисциплину, лишь бы на него обратили внимание. Он будет перебивать учителя, вставлять своё слово с любой удобный и не удобный момент. В крайних случаях подростки могут намеренно затевать драки. В последствии, при выяснении причин драки, такие дети на вопрос «В чём причина драки?» отвечают «Не знаю» или «Просто так».

Птицу в клетке не удержишь, да и зачем? Тоталитаризм не выход. Подростковый кризис в такой позиции лишь усугубит протекание. Лучше постараться наладить диалог со своим упрямцем. Важно вовремя выстроить с ним доверительные отношения . Расширение зоны его свободы – неизбежный процесс. Это сложно и требует от родителей определенной доли мужества и решимости. Однако если не предоставлять ему должную степень ответственности, как он сумеет научиться держать ответ за свои поступки? Он не может всю жизнь прожить в тепличных условиях и столкновение с реальным миром неотвратимо. В то же время права подростка должны ему даваться наряду с его обязанностями.

Более совершенное самосознание в подростковый кризис помогает успешно познавать и постигать свой внутренний мир. Увеличиваются представления подростка о себе, своих интересах и способностях. Теперь его поведением руководит желание достичь какой-либо цели и воля. Хотя, еще сохраняется слабость целей, а не воли.

У подростков возникает отношение к себе как к полноценному представителю мужского или женского пола. Внешность приобретает особое значение . Она служит презентацией себя во внешнем мире. Подросток старается вывести собственное представление о себе. Сопоставляет свою позицию с оценками других, их идеалами и стандартами.

Наряду со своей тягой к независимости, свободе подростки весьма внушаемые. Подростковый кризис действует на их самооценку, которая стоит на очень зыбких основах, а внутренняя позиция не зрела. Общение со сверстниками продолжает оставаться важным. Они стремятся найти себе единомышленников, утвердиться в молодежной среде. Так формируются группы, например, всяческие субкультуры. Нужно следить, как влияет на подростка круг его общения. Если у вас имеются опасения относительно его знакомых, попытайтесь с ним обсудить эту тему и рассказать о своих переживаниях. Он не прекратит сразу дружбу с ними, но станет осторожнее. Это подействует только, если у вас выстроены доверительные отношения.

Причиной отсутствия доверительных отношений может является недостаток внимания . Присмотритесь к своей семье - подростковый кризис берет начало от отношений с родителями. Сколько часов в день Вы проводите с ребёнком? Знаете ли Вы друзей своего чада? Пытаетесь ли наладить отношения с своим подростком? Как давно Вы проводили время всей семьёй? Знаете ли Вы чем увлекается ваш ребенок? Нет?

Тогда именно общение с ровесниками становится для него первостепенным. Это при подростковом кризисе его ведущая деятельность на данном этапе возрастного развития. Общение необходимо для его полноценного становления.

Не стоит бить тревогу и запирать его дома, если падает успеваемость . Подобная ситуация становится вполне закономерной, постарайтесь просто его мягко ввести в нужное русло. Здесь важен авторитет не только вас, как личности, но и восприятие личности конкретного педагога. Сохраняйте спокойствие, следующим этапом станет его желание утвердиться в этом мире, а ведущей будет учебно-профессиональная деятельность.

Ребенку, проживающему подростковый кризис важна помощь, поддержка, участие, вера и доверие родных и близких людей. Он нуждается в советах, потому что часто еще не знает, как поступить. Постарайтесь быть для него таким человеком.

Уделяйте больше времени общению с ребёнком, особенно когда у него настал подростковый кризис. У мальчиков обычно он протекает в период с 12 до 18 лет, у девочек пораньше с 11 до 16 лет. Возьмите за правило вместе ужинать, обсуждать события минувшего дня всей семьёй. Узнайте, что интересно вашему ребёнку и поощряйте его интерес, обсуждайте с ним его успехи в этой области. Сын увлекается дзюдо? Посещайте все его соревнования, будьте всегда в первом ряду. Дочь всерьёз занялась изучением китайского языка? Запишитесь вместе с ней на языковые курсы.

Будьте всегда в курсе дел вашего ребёнка, и он это обязательно оценит!
А какими в 13 лет были вы?

Сохраните информацию.

Для большинства родителей каждый этап развития ребенка — своеобразный урок жизни. Особенно проблемным для всей семьи считается время, когда любимое чадо вступает в сложную стадию подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста по психологическим особенностям напоминает кризис 3-х лет с установкой «Я сам», но на новом этапе имеет большую социальную направленность. Мы рассмотрим в статье, что такое кризис подросткового возраста, какие причины его проявления и как помочь ребенку?

Что такое кризис подросткового возраста?

Возрастная периодизация в науке отводит подростковому возрасту период с 11 до 16 лет. Кризис продолжается на протяжении всего этапа. Возраст этот характеризуется тем, что понимающий, целеустремленный, коммуникабельный подросток вдруг становится замкнутым, капризным, трудноуправляемым, склонным к конфликтам. Взрослые перестают понимать, как же поступать со своим ребенком и каким образом выстраивать с ним отношения.

Что же случилось с подростком? А случилось то, что наступил тот сложный период, когда детство осталось позади, а взросление только начинается. Подросток часто совершает необдуманные поступки, принимает необычные решения, конфликтует, пытается остаться в одиночестве со своими мыслями.

Кризис подросткового возраста обусловлен множеством факторов:

  • формируются жизненные принципы и идеалы;
  • развивается процесс самосознания и определения собственного «Я»;
  • происходит сознательный выбор будущей профессии;
  • наступает пора первой влюбленности, которая зачастую оказывает сильное влияние на дальнейшую жизнь;
  • начинается процесс полового созревания и гормональной перестройки организма.

Формирование личности подростка требует осознания своего места в жизни, понимания собственной значимости, правильной расстановки приоритетов и определения идеалов.

Как проявляется кризис: причины и симптоматика

Кризис подросткового периода считается острым, поскольку происходит резкое разделение личности и окружающего мира, сопровождающееся проявлением дисгармонии в психическом развитии, понижением успеваемости и работоспособности.

Следует отметить также и позитивные изменения этого возрастного этапа. Вступая в борьбу за личностную независимость, подросток реализует свои потребности в самоутверждении, самопознании и выработке уверенности в собственных силах. Появляется способность рассчитывать на себя, свои умения и способности, что становится надежной базой для дальнейшей борьбы с трудностями.

Физиологические и психологические изменения в организме подростка сопровождаются расширением круга увлечений, интересов и проблем. То, что раньше не привлекало внимание подростка сейчас приобретает новый глубокий смысл. Меняется взгляд на вещи, пересматриваются привычки и пристрастия, происходят перемены в сфере общения.

Создаются новые коммуникации вне домашних и школьных стен. Возникает масса новых знакомств, подросток входит в незнакомые, но интересные для него социальные группы, общение в которых помогает ему раскрыть свои способности и черты характера, понять себя и свою мотивацию, получить новые знания.

Причин кризиса личности подростка много:

  • Каково мое предназначение? Этот вопрос на данном этапе развития становится для подростка самым значимым. Он пытается понять, кто он на самом деле, каковы его способности и как сложится его будущее;
  • Самооценка. Подросток пытается понять, какие у него есть возможности для реализации замыслов. Но недостаточный опыт не позволяет дать правильную оценку своей личности, и это также приводит к внутреннему конфликту;
  • Неудовлетворенность взаимоотношениями. В период созревания у подростка возникают новые потребности, собственное понимание окружающей действительности. Часто его взгляды и мнения оказываются непонятыми и не принимаются взрослыми и сверстниками;
  • Самоутверждение. Постигая собственное «Я», не умея давать адекватную оценку своим возможностям в силу отсутствия опыта, подросток встречает непонимание и неприятие со стороны окружающих. Желание выделиться часто приводит к необычным решениям, которые не совпадают с общепринятыми нормами;
  • Недостаточная загруженность полезной и интересной деятельностью. Скука. Подростковый период характерен также тем, что процесс обучения и большой интерес к учению, который был в начальных классах утрачивается. В богатой палитре новых увлечений и интересов подросток может «затеряться», поскольку у него пока недостаточно знаний о себе самом, о потребностях и способностях. Пытаясь познать и раскрыть себя, он увлекается то одним видом деятельности, то, разочаровываясь, переключается на другую деятельность. Не найдя себя, подросток зачастую предается скуке.

Какова симптоматика кризисного состояния подростка:

  • Потеря интереса к учебной деятельности даже в тех областях, которые представляли для него особый интерес. Развивается логическое мышление, на первый план выходят философские вопросы о возникновении мироздания, мышление направляется на самопознание и оценку собственных переживаний, отодвигая на дальний план объективную действительность;
  • Проявление негативизма. Подросток отталкивает от себя внешнюю среду, попадает в конфликтные ситуации, нарушает дисциплину и одновременно чувствует беспокойство, стремится к самоизоляции и одиночеству. Негативизм больше демонстрируется у мальчиков и начинается к 15-16 годам.

Фазы подросткового кризиса у ребенка

Достаточно сложный кризисный процесс протекает неоднородно и претерпевает три фазы:

  • негативную или предкритическую. Происходит переоценка взглядов, перестройка стереотипов и смена привычек;
  • кульминационная. Характерна для возраста тринадцати лет, хотя бывают индивидуальные возрастные особенности. Здесь наиболее ярко проявляются все кризисные симптомы;
  • посткритическая. Период характерен тем, что формируется новое мышление, происходит осознание себя самого и собственного отношения к окружающей действительности, складывается новый тип межличностных отношений.

Что делать родителям

Подростковый кризис наступает не сразу. Это длительный постепенный процесс. Родители должны быть готовы к его проявлениям. Нельзя вести себя так, как будто ничего не происходит и все пройдет спонтанно. Уже к десяти годам у некоторых детей могут проявиться сигналы будущего кризиса.

По мнению психологов, если проблемы возникают ближе к концу подросткового возраста, то их течение и проработка осложняются. Внимательные родители могут заметить, что у ребенка произошли некоторые перемены: он с удовольствием общается в среде сверстников, но потерял интерес к семье, дома подолгу молчит и не хочет вступать в контакт с родными. Это значит, что подросток вступил в фазу кризиса. Родителям необходимо либо обратиться за помощью к специальной литературе, либо посетить психолога.

Важно понять, что кризис несет не только негативные переживания и процессы. Здесь есть позитивная сторона: проявления противоречий, которые вы заметите в поведении ребенка необходимы для раскрытия душевных психических качеств и свойств, для их дальнейшей проработки и гармонизации.

Родителям советуется вооружиться терпением и осознать сложность процессов, происходящих в психике и организме подростка, создать для него благоприятную доверительную атмосферу дома, чтобы он чувствовал, что по-прежнему любим. Мама и папа должны понять, что их ребенок вступил в стадию взросления, и теперь им придется считаться с его новыми взглядами на жизнь.

Кризис может проявляться в виде:

  • независимости;
  • зависимости.

Независимость в отношениях и суждениях выражается в том, что подросток резко начинает отвергать свое окружение и семью, проявляет независимость характера, нарушает общепринятые правила, проявляет своеволие, не считается со мнением взрослых, родителей, игнорирует их требования. Особенно такие симптомы проявляются к 13-15 годам. Прямолинейность и независимость характера не всегда ярко выражены в период кризиса. Поэтому необходимо иметь терпение и выдержку и не обострять отношения с подростком.

Поймите, что ему трудно справиться с эмоциональным потоком и управлять чувствами, детской психике сложно переварить противоречивые переживания. Если вы выберете конфронтационные отношения, это может нарушить его психический фон, что приведет либо к нервному срыву, либо к глухой замкнутости.

Прислушайтесь к «зову души» своего ребенка. Чтение нотаций, поучения, требования такие же, какие вы предъявляли в младшем возрасте сейчас стали непродуктивными и даже вредными. Вместо того, чтобы ухудшить отношения со своим ребенком, постарайтесь выслушать его и поговорить с ним «на равных», серьезно восприняв его доводы и точку зрения.

Другой крайностью кризисного возраста подростка является его склонность к послушанию, стремление все время находиться под опекой взрослых. В силу несовершенства психики и нежелания взрослеть из-за фобий, страха перед трудностями, неуверенности в своей способности принимать самостоятельные решения подросток как бы оттягивает процесс взросления и становится зависимым от родителей. Происходит возврат к детским увлечениям, повторяются детские формы поведения, в поступках и суждениях просматривается инфантилизм.

По сути, зависимый тип поведения опаснее независимости, поскольку такой подход приостанавливает процесс развития личности и возрастает вероятность того, что в будущем сформируется инфантильная, зависимая от других слабая личность.

Какова же роль взрослых? Зная о том, что ребенок копирует поведение родителей, постарайтесь быть примером во всем: в отношении к людям, обстоятельствам, трудностях и т.д. Приучайте детей к самостоятельности, не прибегайте к покровительству, пусть подросток сам решает свои проблемы, а вы помогайте советом и психологической поддержкой.

Мнения специалистов

Помните, какие были проблемы у вашего ребенка в кризисный период 3 лет? Как вы поступали тогда? Почти все советы и рекомендации, которым вы следовали тогда применимы для подросткового возраста. Как необходимо поступать родителям на сложном кризисном этапе взросления подростка

  • Быть внимательными и чуткими к потребностям вашего ребенка: принимать его новых друзей, давая тактичные советы, содействовать в самореализации и самоутверждении, разделять новые интересы, деликатно относиться к романтическим чувствам и переживаниям;
  • Забыть о том, что перед вами ребенок и полностью пересмотреть свое отношение к нему и способ общаться. Понять, что перед вами взрослый, серьезный человек и соответственным образом относиться к его мнению, уметь выслушать, дать дельный ненавязчивый совет, доверять ему и вести себя таким образом, чтобы завоевать его доверие.
  • Решать проблемы посредством поиска компромисса;
  • Обеспечить равные требования к выполнению правил всеми членами семьи;
  • Относиться к подростку как к равноправной личности, учитывая его мнение при принятии семейных решений;
  • Показывать на личном примере, как можно одержать победу над эмоциями и чувствами;
  • Проявлять неподдельный интерес к новым увлечениям;
  • Поощрять и хвалить за успешные начинания и стремление к постижению новых вершин;
  • Не сравнивать с другими, а всемерно оказывать моральную и психологическую поддержку;
  • Не давать критических оценок негативным словам или высказываниям.

Перед родителями стоит непростая задача сделать так, чтобы кризис в жизни ребенка прошел благополучно, чтобы минуя временные трудности в общении, стать своему ребенку настоящим другом. Для этого предоставьте подростку побольше свободы и возможности самостоятельного выбора. Современные молодые люди грамотнее, умнее, намного сильнее. Они мобильны, коммуникабельны и целеустремлены. Им необходимы альтернативы. Они сами в состоянии найти правильное решение, необходимо лишь тонко указать на короткие пути выхода из проблемной ситуации.

Родители, знающие особенности периода взросления подростков, способны помочь своему ребенку в благоприятном преодолении сложного возрастного периода становления личности. При условии внимательного и ответственного отношения родителей подросток вступит во взрослую жизнь с набором прекрасных качеств и черт характера, которые позволят ему правильно сформировать будущее, максимально выразить себя в учебной и профессиональной деятельности, гармонично выстроить личную жизнь, стать полноправным членом общества, самодостаточным счастливым человеком.