Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи «Путешествие дорогою добра. Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Наш красивый, добрый мир

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

«Солнце материнской любви».

Цель: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе пропаганды роли женщины-матери в семье, обществе, её ответственности за рождение, воспитание своих детей, за укрепление семьи.

Задачи:

Способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного осознанного восприятия образа женщины-матери, её роли в воспитании детей;

Воспитать высокие нравственные качества у детей, формирование у них любви и уважения к матери;

Создание условий для активизации интеллектуальной деятельности, содействие духовно-нравственному самовоспитанию.

Оборудование: проектор, компьютер, рисунок солнца, тексты притчи, видеоролик "Поэзия - это живопись, которую надо слушать". (Леонардо Да Винчи).
Виды деятельности: устный рассказ на тему, беседа, комментированное чтение.

Эпиграфы:

«В жизни мне сияньем самых ярких звёзд

Светит, ни на миг не угасая

Образ твой, что так велик и прост,

Мама, дорогая»

Р. Гамзатов.

«Как бы ни манил Вас бег событий

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите.

От обид, от тягот, от забот»

Р. Гамзатов.

Ход занятия.

В начале мероприятия просмотр видеоролика "Поэзия - это живопись, которую надо слушать". (Леонардо Да Винчи)

Воспитатель: - Ребята, вы все знаете, что в ноябре наша страна отмечает День Матери, который принято с 30 января 1998 года отмечать в последнее воскресенье ноября. День Матери - это признание государством той миссии, которую исполняет в обществе мать. В этот день, воздаётся должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради своих детей.

В этот день мы говорим слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Именно вы, дети, должны познать, кем является для вас мама, что сделала она для вас и какого почтения заслуживает.

Чтение притчи о Маме.

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.

Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

Как и когда я должен вернуться к тебе?

Твой ангел скажет тебе всё.

А как зовут моего ангела?

Неважно как его зовут, у него много имён.

Ты будешь называть его «Мама».

Воспитатель: - О чём идёт речь в этой притче?

Воспитанник: - Ребёнок, появляясь на свет, ещё не может быть самостоятельным, ему нужна любовь, поддержка взрослых людей, а такую поддержку может оказать, только мать, так как она ближе всего ребёнку.

Воспитатель: - Каждую минуту на земле происходит чудо. Это чудо - рождение ребенка. Человек рождаясь практически ничего, не знает и не понимает. Зато он точно знает, что где-то рядом должна быть его мама - самый родной и близкий человек. И ребёнок, который только начинает говорить, старательно по слогам, говорит слово «ма-ма». Так как, это самое дорогое то от чего исходит тепло, свет, как от солнца, Мама всегда желает добра своему ребёнку. Любовь к матери заложена самой природой. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет? Мама всегда занимает особое место в нашей жизни.

Именем матери названы самые главные святыни нашей жизни. В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери - Божией матери. Богородице посвящены творения художников, скульпторов, поэтов и композиторов.

О материнской нежности написано в стихотворении Ф.Тютчева.

Чтец 1: «Твой милый образ незабвенный.

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда».

Но особенно сильно и задушевно, искренне о своей матери пишет Сергей

Есенин.

Чтец 2: «Милая, добрая, старая, нежная,

С думами грустными ты не дружись.

Слушай под эту гармонику свежую

Я расскажу про свою тебе жизнь».

Воспитатель: - Какие вызывают эмоции у вас эти стихи?

Воспитанник: - Мать всегда поддержит, согреет, поможет ребёнку, защитит от горестей и страданий.

Воспитатель: - Да, действительно, мама всегда поможет, пока есть Мать, не страшно, она всегда покажет дорогу, осветит её своим светом и теплом, не даст заблудиться и пропасть в этом сложном мире. Мы всегда ощущаем чувство защищённости, когда рядом с нами Мать.

Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье?

Чтение притчи «Глаз и слепота».

"...У моей матери был всего один глаз.
Я ненавидел ее. Потому что ее такое состояние заставляло меня испытывать стыд...
Для того чтобы зарабатывать кусок хлеба для семьи, она работала в школе поварихой.
В один день, когда я учился в начальной школе, моя мать пришла ко мне,
чтобы навестить меня.
Пол ушел из-под моих ног. Как она могла сделать это? Мне стало так стыдно.
Я сделал вид, что я не вижу ее. Я посмотрел на нее с ненавистью и убежал оттуда.
На следующий день мой друг одноклассник сказал мне:
"Ээ, да твоя мать, оказывается, одноглазая"
Я захотел провалиться сквозь землю. Я хотел, чтобы моя мать куда-нибудь пропала.
Поэтому, в тот день, когда я встретился с нею, я ей сказал: "не лучше ли тебе умереть, чтобы не ставить меня в смешное положение?"
Мать ничего не ответила мне.
Я даже не подумал о том, что говорю, потому что я был очень злой.
Меня не интересовали ее чувства.
Я не хотел, чтобы она была дома.
Я очень много работал и уехал в Сингапур на учебу.
Потом я женился. Купил свой дом.. У меня появились собственные дети,
и я был доволен жизнью.
В один день моя мать приехала ко мне.
Столько лет она не видела меня и не знала своих внуков.
Когда она подошла к двери, мои дети стали смеяться над ней.
Как она могла приехать ко мне домой и напугать моих детей?
Я заорал на нее "ВОН ОТСЮДА!"
На это моя мать тихо ответила: "Прости меня. Кажется, я приехала не по тому адресу" и после этих слов скрылась с моих глаз.
Однажды ко мне пришло письмо из школы насчет собрания выпускников школы.
Я сказал жене в качестве предлога, что я еду в деловую поездку.
После встречи выпускников я лишь ради любопытства поехал в свой старый дом.
Соседи сказали, что моя мать умерла.
Я совершенно не опечалился.
Мне дали письмо, которое мать оставила для меня.
"Мой самый любимый сыночек, я всегда думала о тебе.
Я очень сожалею, что приехала в Сингапур и напугала твоих детей.
Я очень обрадовалась, когда услышала, что ты приедешь на встречу выпускников.
Но я не знала, смогу ли я встать с постели, чтобы увидеть тебя.
Я очень сожалею, что тебе, когда рос, было постоянно стыдно из-за меня.
Знаешь, мое дитя, когда ты был маленьким, с тобой произошел несчастный случай, и ты потерял свой глаз.
Я не могла вынести, как твоя мать, что ты вырастешь одноглазым.
Поэтому я отдала тебе свой глаз.
И сейчас я так горжусь тобой, думая, что ты вместо меня видишь этим глазом.
Со всей своей любовью, твоя мама"

Воспитатель: - Чему учит нас эта притча?

Воспитанник: - Она учит нас любить мать за её безграничную, полную самопожертвования, самоотверженности жизнь ради ребёнка.

Воспитатель: - Притча учит нас многому. Речь в притче идёт не про глаз, а о той жертве, которую мать потом принесла, умолчав об этом, лишив себя и сына взаимного общения. Ведь вырос-то злой эгоист, и дети у него такие же.

А как наказала мать, даже не подозревая об этом, своего сына за его жестокость?

Воспитанник: - Наказала его поздней правдой, и с этой правдой и поздним раскаянием ему предстоит жить дальше.

Воспитатель: - Какой вывод надо сделать на основании этой притчи?

Воспитанник: - Надо быть внимательнее к матерям, любить их и уважать, не только в праздники показывать свою любовь, но и каждый день, не допускать, чтобы мать оставалась забытой и обиженной.

Ребята, а действительно ли любовь матери безгранична?

Чтение притчи «Свеча. Любовь матери».

Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом:

Кого она любит больше все на свете?...

Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.

Вот свеча-это я! Её огонь - моя любовь! Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
-Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того, что я дала - огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним...

И так она зажгла столько же свечей сколько у неё было дето и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым...

Воспитатель: - Можно ли сказать на основании этой притчи, что любовь, свет, тепло матери безгранична, её хватит на всех?

Воспитанник: - Огонь свечи матери не стал меньше, когда она поделилась огнём, всем досталось поровну и любовь матери безгранична.

Воспитатель: - Как же велико должно быть сердце, способное вместить столько любви, тепла. Не случайно слово «мать» в народе поставили рядом со словом «Родина». «Родина-Мать» - это самое священное, что есть на земле. Солдат в бою с врагами бьется со словами «За Родину-Мать!». Ведь именно матери вырастили сыновей и дочерей, научили их любить свою родину. В муках, в страданиях человек шепчет «мама», и в этом слове сосредотачивается для него всё, жизнь.

А вы, в каких ситуациях говорите слово «мама»?

Воспитанник: - Когда обращаемся к маме, когда испугаемся, когда страшно и т.д.

Воспитатель: - Ленинградский педагог И.Ф.Гончаров в книге «Слово о матери» пишет: «Редко думал о матери. Иногда даже забывал о её существовании». «Когда уезжал из дому, письма писал неохотно, скупо. Мать страдала». «Времени всегда не хватало. Торопился к приятелям, на свидания, в театр, на работу. Матери отдавал лишь считанные минуты. Ничего теперь не изменишь». О таких стихах говорят: «Написано кровью». Как вы думаете почему?

Воспитанник: - Жизнь прошла, человек теряет мать, осознаёт свои ошибки, но нельзя уже исправить, вернуть всё назад.

Воспитатель: - Значит нужно сейчас любить мать, посвящать ей больше времени, проявлять внимание, чтобы не жалеть потом.

Сегодня, мы всё время куда-то спешим, мы заложники проблем, которые постоянно приходиться решать. Нам тяжело адаптироваться в окружающей сумасшедшей среде, без помощи матери сложно встать на ноги и жить.

Итог занятия: Милые дети, задумайтесь, как вы относитесь к своим матерям, как о них заботитесь и какой любовью вы платите им за счастье? За то, что появились на свет. Что сыты и обуты, накормлены и ухожены, научены навыкам жизни и добрым делам. Стыдно ли вашим матерям нынче за ваши поступки, обливаются ли души матерей слезами от незаслуженных обид и черствости вашей? Надеюсь, после этого занятия вы станете сильнее любить своих матерей, больше проявлять внимания и уважения к ним.

Рефлексия занятия «Солнце материнской любви».

На доске нарисовано солнце материнской любви. Дети перечисляют все прекрасные качества своих мам. Всё перечисленное детьми - это лучи солнца материнской любви. Дети должны на доске написать, какие прекрасные качества появились в них под воздействием лучей этого солнца.

Литература.

1. Жизнь дана на добрые дела: методические рекомендации по проведению Уроков доброты/ под ред. И.В.Скворцовой. - Ульяновск: УИПКПРО,2007.

2. Притчи на каждый урок. Дорогами мудрости. Составитель Андрей Елисов. - Нижний Новгород: Приволжье, 2009.

Конспект внеклассного занятия по нравственному воспитанию для младших школьников «Дружба и что мешает нам дружить?"


Цель: формирование понимания ценности дружбы, закрепление знаний детей о положительных и отрицательных качествах характера человека.
Задачи:
Обучающая: определить сущность понятия «дружба», качества настоящего друга; помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.
Развивающая: развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы и коллективизма в детской среде;
Воспитательная: формировать нравственные качества (умение дружить, беречь дружбу) и доброжелательные отношения в коллективе сверстников, воспитывать коллективизм, взаимовыручку.
Оборудование: презентация power point, педагогические ситуации, музыкальное сопровождение, карточки с пословицами о дружбе, карточки со сказочными героями, иллюстрация с изображением поляны, кружочки, шаблоны цветов.
План занятия
1.1. Настрой учащихся на занятия
2. Вступительная часть занятия
3. Основная часть занятия
3.1. Беседа о дружбе
3.2. Игра «Кто с кем дружит?»
3.3. Игра «Темные и светлые мешочки»
3.4. Игра «Светофорики»
3.5. Игра «Как бы я поступил?»
3.6. Физкультминутка «Дружба
3.7. Викторина «Сказочные герои»
3.8. Игра «Собери пословицу»
3.9. Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
4. Заключительная часть занятия
4.1. Сюрпризный момент
4.2. Рефлексия «Поляна настроения»
4.3. Прощание
Ход занятия
1. Организованное начало занятия
1.1. Настрой учащихся на занятия

Добрый день уважаемые гости! Мы рады видеть вас.(слайд 1)
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, поприветствуем их.
(Дети приветствуют гостей)
Наши гости хотят посмотреть, какие вы ребята. Давайте дружно скажем: (слайд 2)
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы - отлично учимся,
Все у нас получится.
Молодцы, ребята. Теперь можете сесть тихонечко на свои места.
2. Вступительная часть занятия
Сегодня у нас необычное занятие и очень интересная, серьёзная тема, а чтобы узнать, её вам необходимо отгадать кроссворд. (слайд 3)Я вам буду читать загадки, а вы поднимая руки будете отвечать, но я буду спрашивать тех кто правильно поднимает руку.
1. Маленькая девочка
Ростом с ноготок.
Рождена из зернышка,
Родной дом ее цветок.
Кто это? (Дюймовочка)
2.Он весёлый, заводной,
И пропеллер за спиной,
Поднимает настроенье,
Любит сладкое варенье,
Малыша всегда смешит.
Кто же это? Подскажи!
(Карлсон)
3.Она красива и мила.
А имя ее от слова «зола». (Золушка)
4.Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка)
5.У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..
(Буратино)
6.С голубыми волосами
И с огромными глазами.
"Зубы чистить! Руки мыть!"
Любит по руководить! (Мальвина)


Ребята, какое ключевое слово получилось? Верно, сегодня наш разговор посвящён дружбе и друзьям, но еще обсудим, что мешает нам дружить. (слайд 4)
3. Основная часть занятия
3.1. Беседа о дружбе

Как вы считаете, что такое дружба?
Молодцы, ребята, а теперь я вам дам определение дружбы из словаря Ожегова:
Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересов(слайд 5)
А кого считаем друзьями? Выслушиваются ответы детей.
Также вам предлагаю определение из словаря Ожегова:
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. (слайд 6)
Какое прекрасное слово – “дружба”!
Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь весёлых герое мультфильмов: это забавный Чебурашка и Крокодил Гена,(слайд 8) это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.
Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, воспитатель, которые помогут тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это (слайд 9)старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
3.2. Игра «Кто с кем дружит?» (слайд 10)
Мы с вами читаем много разных сказок и я вам предлагаю поиграть в игру «Кто с кем дружит?» У каждого на парте лежит белый листочек на котором изображены сказочные герои. Давайте вспомним, кто из этих сказочных героев с кем дружит.
Винни-Пух-Пятачок,
Малыш-Карлсон,
Кот-Леопольд – мышата,
Баба-Яга
Львенок – черепаха,
Золушка–мыши,
Мальвина – Буратино,
Золушка – мыши,
Чебурашка – крокодил Гена
Мальвина –Буратино
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто здесь лишний? Почему с ним никто не дружит?
Ребята, как Вы думаете, что помогает, а что мешает дружбе? Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
3.3. Игра «Темные и светлые мешочки» (слайд 11)
У меня на доске изображено два мешка, какого цвета мешки. Эти мешочки мы с вами будем сегодня наполнять. В один мешочек мы будем складывать «темные» качества человека, а в другой – «светлые». Но вначале каждый из вас вытянет из мешочка по листочку с написанным качеством. Вы будете называть качества и прикреплять таблички на мешочек.
«Светлые качества» «Темные качества»
Честность Лень
Аккуратность Хитрость
Доброта Непослушание
Заботливость Лживость
Дружелюбие Зависть

Как вы думаете какие качества нам мешают жить дружно? А какие нам помогают?
3.4. Упражнение «Светофорики»
Ребята, у вас на парте зелено-красные «светофорики» - кружочки зеленые и красные, «Да» - зеленый цвет, «нет» - красный. Я вам буду показывать качества помещенные в мешочки. Вам нужно подумать, присутствует ли у вас это качество, и ответить при помощи «светофорика». Ребята, а у кого-нибудь были качества из оного мешка, в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные» и «светлые» качества.
3.5. Игра «Как бы я поступил?» (слайд 12)
Мы с вами поиграем в игру «Как бы я поступил?» У вас на парте лежат желтые карточки на которых написаны ситуации, вы должны прочитать ситуацию и обсудить в парах, как вы бы поступили в данной ситуации.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.(слайд 13)
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. (слайд 14)
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. (слайд 15)
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.(слайд 16)
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. (слайд 17)
3.6. Физкультминутка «Дружба» (слайд 18)
А теперь нам пора немного отдохнуть, нас приглашает потанцевать веселая мышка. Все встали ровненько и повторяем за нашей мышкой.
Молодцы, мы с вами отдохнули, а теперь тихонечко присаживаемся на свои места.
А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях».
3.7. Викторина «Сказочные герои» (слайд 19)
1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.) (слайд 20)
2. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.) (слайд 21)
3. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.) (слайд 22)
4. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их? (Львёнок и черепаха.) (слайд 23)
5. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.) (слайд 24)
Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев.
3.8. Игра «Собери пословицу» (слайд 25)
О дружбе есть много пословиц. Игра «Собери пословицы». Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера вечером, когда я их составляла, то нечаянно уронила и перепутала все слова в пословицах…
Поможете мне их собрать?
У вас на партах розовые карточки подвиньте их к себе поближе. Я предлагаю вам поработать в парах.
Нет друга – ищи, ……………(а нашёл – береги)
Не имей сто рублей, ………..(а имей сто друзей)
Один за всех и ………………(все за одного)
Старый друг лучше …………(новых двух)
Друг познаётся……………….(в беде)
Дружба – как стекло:…………(разобьёшь – не сложишь)
3.9. Игра «Это я, это я, это все мои друзья» (слайд 26)
Давайте проведем игру "Это я, это я, это все мои друзья". Я буду вас спрашивать, а вы хором отвечать: "Это я, это я, это все мои друзья!". Будьте внимательны, возможна ловушка.
Кому из вас я смело поручу любое дело?
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
-Знает кто, чтоб быть счастливым, нужно быть всегда правдивым.?
Это я, это я, это все мои друзья.
- Кто из вас, скажите вслух, на уроках ловит мух?
-Кто умеет не сердится, с другом сразу помириться?
Это я, это я, это все мои друзья.
- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
-Кто из вас дружить умеет, и игрушки не жалеет?
Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто всегда вперед идет, руку дружбы подает?
Это я, это я, это все мои друзья.
Молодцы, ребята, я вижу, вы умеете дружить.
4. Заключительная часть занятия
Наше занятие подходит к завершению. И в заключении я хочу вам предложить законы дружбы, которые вы пообещаете выполнять и соблюдать.
Законы дружбы : (слайд 27)
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
Не обманывай друга.
Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
Не предавай своего друга.
Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

- Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её.
4.1. Сюрпризный момент (слайд 28)
Предлагаю вам посмотреть видеоролик про наш класс "Мы дружные ребята"
4.2. Рефлексия «Поляна настроения»
Ребята, посмотрите это моя поляна настроения. У вас на партах розовые и красные цветочки, кому было интересно, весело наклейте розовые цветочки, у кого настроение плохое и было совсем не интересно, наклейте красные цветочки.
(дети подходят к нарисованной полянке и наклеивают цветы по настроению).
4.3. Прощание
На этом наше занятие подошло к завершению и на последок хочу процитировать вам стихотворение.
«Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,
Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку»
Ребята, давайте поблагодарим наших гостей за присутствие на нашем занятии.

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Впустите в сердце доброту»

Задачи приоритетной образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие»:
Усвоение норм и правил, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка (внимательность, доброжелательность, милосердие, желание помочь)
Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и не красоту злых, дать детям возможность глубже осознать, что каждому человеку дана свобода выбора: творить добро или зло
Задачи ОО в интеграции:
«Познавательное развитие»: ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа,
«Речевое развитие»: развитие свободного общения с взрослым и детьми; обогащение словаря детей.
«Художественно-эстетическое развитие»: развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения; развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения,
Планируемые результаты НОД
Целевые ориентиры: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Предпосылки учебной деятельности:
коммуникативные – умение слушать, договариваться, высказывать свое мнение
познавательные- умение размышлять;
регулятивные- умеет следовать определенным правилам,
личностные – умение видеть и слышать не только себя, но и окружающих.
Оборудование для педагога: Макеты: планета Добра, планета Зла, звездочки 6 шт., кукла – пресонаж Хорплоша,(кукла двухсторонняя-с одной стороны доброе приветливое лицо, с другой стороны злая гримасса) воздушные шары, наполненные гелем-15шт, мультимедийное оборудование
Оборудование для детей: фигурки Хорплошиков
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Ребята, Как вы думаете,что такое добро? (Ответы детей).
Добро бывает разным. Одно добро можно увидеть и даже потрогать руками: это картины, скульптуры, книги, сокровища. Всё это можно увидеть в музеях, на выставках, а что-то в детском саду или у себя дома. Игрушки, ваши поделки, созданные своими руками – это тоже добро.
Есть добро, которое мы можем услышать – это музыка, песни, звуки природы, задушевные стихи, добрые сказки, нежные слова.
Но есть такое добро, которое каждый из нас и взрослый и ребёнок должен носить в себе: это доброе сердце, добрая душа, добрые слова. Именно такой человек и совершает добрые поступки. Он помогает всем, кто попал в беду, будь то человек, или животное, и даже растение. О таких людях говорят: «Добрый человек».
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Чтение авторской сказки о путешествии маленькой Звёздочки.

В далёком-далёком космосе жили весёлые маленькие звёздочки. Вместе они играли, веселились, кружились в стройном хороводе и никогда не скучали. Ведь всю ночь им нужно было светить на небе, освещая космические пути. И вот, однажды, самая озорная звёздочка так раскачалась, что упала с неба и попала прямо на планету зла. Планета эта была холодная, колючая, каменистая, на ней никогда не росли цветы, не пели птицы, вся она была покрыта колючками, шипами и острыми камнями. Маленькая путешественница долго бродила среди колючек и камней, просила помочь ей вернуться на небо, но со всех сторон только и слышалось: «Отстань, мы не хотим помогать тебе, фу какая ты некрасивая – отойди от нас…» все прогоняли Звёздочку, кололи её острыми шипами и отталкивали… маленькая Звёздочка совсем опечалилась. Не просто на такой планете найти друзей, которые были бы рады тебе.
Но тут неожиданно поднялся ветер и, немного покружив, унёс нашу героиню на другую планету. Маленькая Звёздочка согрелась и решила осмотреться, куда она попала. Планета эта была совсем не похожа на планету зла. Вся она утопала в прекрасных цветах, слышалось пение птиц, летали бабочки. Это была планета Добра. Новую гостью сразу заметили обитатели доброй планеты. Они пригласили её остаться здесь навсегда. Ведь Звёздочка была очень добрая как все на планете Добра. Здесь только и было слышно: «Оставайся у нас, милая Звёздочка. Давай поиграем вместе. Побудь у нас ещё немного».
Так и осталась маленькая Звёздочка жить на планете Добра, все обитатели планеты очень полюбили её, играли и веселились вместе с ней. Но иногда ясными звёздными ночами маленькая звёздочка смотрела на небо, где в весёлом хороводе кружились её подружки-сестрички, такие же звёздочки как она сама, и ей очень хотелось вернуться на небо.
Вопросы:
1. Вам понравилась сказка? Кто главная героиня сказки? Какая она?
2. Куда сначала попала Звездочка? Как она себя чувствовала? Почему?
3. Что с ней случилось на планете Добра?
4. На какой планете вы хотели бы жить?
Ребята, вот так и наши с вами слова и поступки создают вокруг себя маленький мир добра или зла. Если мы приветливы, добры, отзывчивы друг к другу, то всё вокруг расцветает, а если грубы, то зарастает злыми холодными колючками.
Д/И « Оцени поступок»
А теперь посмотрите, кто пришел к нам в гости. Правильно Хорплоша. Он всегда помогает нам отличить хорошие поступки от плохих. Одевайте на руку маленьких Хорплошиков, садитесь поудобнее и давайте немного поиграем. Вы вместе с Хорплошами будете оценивать разные ситуации:
Ситуация 1: Дети вышли гулять и увидели старенькую бабушку, помогли донести её сумку до дома. (Хорплоша радуется);
Ситуация 2: мальчик поймал кота и тянет его за хвост (Хорплоша сердится);
Ситуация 3: Девочка идёт мимо магазина и причитает: мама, купи, ну купи мне хоть что-нибудь (Хорплоша сердится)
Ситуация 4: Дети вышли гулять, взяли с собой крошки хлеба и покормили птиц (Хорплоша радуется)
Ситуация 5-8 на экране.
Ситуация 9-10 – музыкальные.
(Убираем Хорплош).
Д/И « Закончи фразу добрым поступком»
Я буду начинать фразу, а вы попробуйте закончить:
- Мальчик нашёл потерянную игрушку и …
- дети слепили красивого снеговика, а Саша проходя мимо…
- мама заболела и прилегла, а дочка……
- бабушка уронила палочку и ………….
- все дети убирали игрушки, а Лиза…..
Создание проблемной ситуации
-Ребята, как же нам помочь звездочке вернуться на небо к своим сестричкам?
(Ответы детей)
Дети, если попробовать привязать звёздочку к шарам может быть она сможет улететь на них к своим сестричкам. Давайте попробуем. Вам не жалко отдать свои шары для доброго дела?
Давайте на прощание скажем звездочке ласковые слова! Д/И « Скажи ласковое слово»
(передаём звёздочку по кругу и придумываем ласковые слова и выражения)
Привязываем шары и звёздочка улетает.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
-Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым - значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней,
И все же посмотри,
Как много у него друзей
А злой всегда один.
Подведение итога: Дети, вам понравилось сегодня наше занятие? Что вам понравилось больше всего? Наше занятие называется
«Впустите в сердце доброту», как вы думаете мы впустили в наши сердца доброту? Что хорошее и доброе мы сделали?
Мы помогли сегодня маленькой сказочной звездочке, но ведь в нашей реальной не сказочной жизни каждый день бывают моменты, когда мы выбираем, как поступить: помочь или отказать, пожалеть или пройти мимо, отнять игрушку или уступить, сделать добро или зло? Какой ваш выбор?
Молодцы. Мы выбираем добро и будем всегда стараться идти дорогою добра.
Танец «Дорогою добра».

Цель: накопление положительного субъектного опыта каждым ребенком через участие в специально запланированных и организованных педагогом воспитательных ситуациях.

Задачи:

  • расширять представление детей об эмоции «радость»;
  • способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими);
  • раскрыть значение слов-приветствий.

Материал:

Ход занятия

Педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Какие слова говорят люди друг другу когда встречаются? (Ответы детей.)

Педагог. Слово «здравствуйте» - очень интересное слово. Послушайте: «Здравствуйте» - мы желаем вам здоровья (здравия). Поэтому людям приятно это слово – приветствие.

Педагог читает стихотворение В.Солоухина:

- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку роднее сделалась жизнь?

Дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.

Педагог говорит, что для того, чтобы людям было радостнее, приятнее, мы добавляем к словам-приветствиям улыбку и слова, которые делают наше обращение к собеседнику более теплым и доброжелательным. Мы говорим: «Здравствуй, мамочка!».

Педагог спрашивает, какие еще вежливые слова знают дети и говорят их при встрече с друзьями и родными.

Педагог: Давайте вспомним, как изображается радость на лице и на схеме (обсуждение мимики; показ пиктограммы «радость»).

Игра «Маски»

А теперь попробуйте сделать маску «Радость». Вы должны щипковыми движениями сделать отверстия в этих салфетках так, чтобы получилась маска, выражающая чувство радости. (Дети выполняют задание.)

Беседа «Относительность радости»

Педагог: Один и тот же ребенок может совершать и плохие поступки, и замечательные, например… (Приводятся примеры знакомых детям ситуаций). То же самое характерно и для чувства радости. Послушайте внимательно мой рассказ, а потом мы побеседуем о нем.

В одном городе жила семья: папа, мама и двое детей – Леша и Аня. Дети любили, когда родители им что-нибудь покупали и очень этому радовались. И родители старались порадовать детей, часто покупая им игрушки и сладости. И вот настал день, когда комната заполнилась игрушками настолько, что в ней стало трудно передвигаться. А дети посмотрели на игрушки, и им стало скучно. «С кем бы поиграть», - подумали они, взяли игрушки и побежали на улицу. Там кто-то играл в прятки, кто-то – в футбол. Никому из детей не интересны были дорогие игрушки Ани и Алеши. Дети загрустили.

Ребята, как вы думаете, что можно или нужно сделать детям, чтобы у детей стало хорошее настроение? (Предположения детей о способах улучшения настроения). Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы неожиданно не приехала бабушка и не увезла их в деревню.

В деревне было весело и без игрушек. Днем они помогали бабушке в огороде, гоняли кур, ловили в пруду головастиков, а вечером смотрели на звезды.

Через месяц приехали их навестить родители и не смогли узнать своих детей: такие веселые они стали. На это Аня и Алеша сказали: «Когда ты можешь сделать что-то своими руками, это для тебя большая радость».

Как понимали радость родители этих детей? А что стало для ребят настоящей радостью?

(Педагог помогает детям сделать вывод: не бывает хороших или плохих чувств. Но любое чувство может быть полезно как самому человеку, так и окружающим его людям, а может и навредить.)

Игра «Изобрази»

Педагог: Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему клубок и попрошу, например, так: «Сережа, изобрази медвежонка». Сережа должен будет поймать клубок и сказать: «Я – медвежонок. Я радуюсь, когда …».

Сережа расскажет нам, когда медвежонок радуется, изобразит его, а затем бросит клубок кому-нибудь из вас и, назвав его по имени, в свою очередь скажет: «Изобрази …» и назовет любое животное, что птицу или предмет. (Дети выполняют задание.)

Этюд «Встреча с другом»

Послушайте историю, а потом мы попробуем ее разыграть.

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды шел мальчик по улице и вдруг увидел, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ.

Как же обрадовались они друг другу! (Дети разыгрывают этюд. Выразительные движения: объятия, улыбка.)

Педагог: А теперь, ребята, представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле…

Например:

  • Пусть избавятся от болезней;
  • Пусть никогда не умирают;
  • Пусть у всех будет дом;
  • Пусть все дружно живут;
  • Пусть все будут счастливы…

И тогда все люди станут радостными!!!

А теперь, ребята, я вам предлагаю нарисовать те слова, которыми вы бы хотели, чтобы вас называли ваши близкие люди. (Рисунок 1)