Воспитание в рабовладельческом обществе кратко. Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе

Важнейшим этапом развития воспитания, школы и педагогической мысли стала эпоха античности. Педагогические учения и система воспитательных институтов достигли высокого уровня в Древней Греции к IV в. до н.э. и в Риме к концу I в. до н.э.

Именно в античности сложились педагогические идеалы, послужившие образцом для последующих эпох.

В период расцвета Древней Греции ведущую роль играли два государства-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике.

Здесь возникли две системы воспитания (спартанская и афинская), ставшие первоисточниками развития западной педагогической теории и практики. Задача обучения и воспитания детей свободного населения впервые была поставлена в Древней Греции. Причем воспитание рассматривалось как одна из функций государства. Основным методом стало подражание образцам, в качестве которых зачастую выступали мифические герои и персонажи поэм античных авторов.

В Спарте идеалом воспитания был физически развитый, сильный духом, разбирающийся в военном деле человек. Необходимость постоянно поддерживать господство небольшой группы спартиатов над массой угнетенных рабов (илотов) привела к созданию и консервации на три столетия военного государства со специфической системой воспитания. Главное направление спартанской системы воспитания нравственное, цель которого – полное подчинение личности интересам социальной группы. Государство жестко регламентировало все стороны жизни, а особенно воспитание и образование детей. В первые дни жизни новорожденного ребенка осматривали старейшины. Слабых и больных детей лишали жизни. Сильные и здоровые передавались в руки кормилиц, пользовавшихся заслуженной славой лучших воспитательниц по всей Греции. Процесс обучения начинался с 7 лет, когда детей отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах), и проходил поэтапно.

На первом этапе (7–14 лет) юные спартиаты постигали азы чтения, грамоты, счета. Однако интеллектуатьное воспитание сводилось к минимуму. Первоочередное внимание обращалось на физическое воспитание и закалку подростков: дети учились бегу, Прыжкам, метанию диска, копья, приемам рукопашного боя. На характер физической подготовки оказывала влияние программа общегреческих (Олимпийских, Истмийских и др.) игр и местных состязаний: бег, борьба, пятиборье, конские скачки, колесничный бег.

Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы дети выросли сильными, бесстрашными, послушными. Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили, вызывая драку, и следили, ктo в драке ловчее и смелее. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость.



На втором этапе (15–20 лет) к обучению грамоте добавлялись пение и музыка, религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственный характер. Подростки упражнялись в военном искусстве, участвовали в учебных походах и сражениях, а также в состязаниях, где демонстрировали успехи в военной подготовке, в пении и игре на флейте.

Возмужавших юношей после 16 лет подвергали суровому испытанию у алтаря богини Артемиды. Их жестоко бичевали, но они должны были молчать. Еще одним испытанием для юношей были криптии – массовые убийства рабов. Нравственно-политическое воспитание давалось во время специальных бесед представителей старшего поколения с молодежью, которые рассказывали о героях прошлого, их мужестве в борьбе с врагами. Беседы проводились в форме вопросов и ответов и должны были приучить молодых спартиатов к немногословию, краткости и ясности речи (лаконичности) .

В течение третьего этапа (20–30 лет) юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Спартанская система воспитания готовила стойких, закаленных воинов, свободно владеющих различными видами оружия и находящихся в состоянии постоянной боевой готовности к войне. По меткому замечанию Плутарха, «воспитание спартанцев преследовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать».

Благодаря государственному устройству и системе воспитания Спарта не знала смут и распрей, была на редкость сплоченной гражданской общиной. Но цена за это была заплачена дорогая. Суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости по сравнению с другими греческими полисами. Спарта не дала миру ни одного художника, философа, оратора, скульптора.

Если Спарта продемонстрировала миру образец военно-физического воспитания, то Афины – систему всестороннего и гармоничного развития личности (табл.).

В системе афинского воспитания идеалом считался всесторонне развитый человек, прекрасный в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. Этот идеал распространялся лишь на класс рабовладельцев.

Таблица – Сравнительная характеристика спартанской и афинской систем воспитания

До 7 лет дети получали традиционное семейное воспитание. С 7 лет мальчики начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье. Ребенка из состоятельной семьи в школу сопровождал раб-педагог (т.н. «детоводитель»). На него была возложена обязанность заботиться о ребенке-школьнике. Постепенно из обычного раба он превращался в воспитателя, оказывал влияние на развитие личности ребенка. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы.

Начальное обучение (7–16 лет) осуществляли школы, которые условно можно разделить на два типа:

мусическая;

гимнастическая (палестра)

В мусической школе преподавали учитель-грамматист и учитель-кифарист. Здесь обучали чтению, письму, счету, давали музыкальное и литературное образование. Дети заучивали отрывки из произведений Гомера, Эзопа, Софокла, Еврипида, обучадась игре на лире и кифаре.

В палестре дети упражнялись в прыжках, беге, метании диска и копья, получали военно-спортивное воспитание.

Завершив обучение в мусических и гимнастических школах, наиболее состоятельная часть молодежи продолжала образование в государственных учреждениях – гимнасиях, где изучала философию, риторику, диалектику, политику. Самыми известными гимнасиями в Афинах V–IV вв. до н.э. считались Академия, Ликей, Киносарг. В этих учебных заведениях умственным и нравственным развитием молодежи занимались известные философы, риторы, музыканты.

С 18-летнего возраста юноши состояли в эфебиях – государственных учреждениях по совершенствованию военного мастерства. В течение двух лет они проходили военную подготовку в воинских формированиях, изучали морское дело, несли службу в городских гарнизонах.

К IV в. до н.э. в городах Эллады появляются частные школы, которые открывались странствующими учителями мудрости – софистами. Эти школы готовили политиков, ораторов; обучали диалектике (искусству спора) и риторике (искусству красноречия), истории, мифологии, законодательству.

Считается, что ссофистов начинается становление высшего образования: появились соответствующие программы и учебники, но еще отсутствовали постоянные высшие школы. Софисты профессионально занимались воспитанием и пытались сформулировать основные идеи эллинской педагогической мысли.

В IV в. до н.э. в Древней Греции складываются философские школы, в рамках которых идет осмысление такого важного явления социальной жизни, как воспитание. Одна из самых известных – пифагорейская, у истоков которой стоял Пифагор.

В пифагорейском братстве было хорошо поставлено обучение и воспитание молодежи. Пифагорейцы предложили возрастную периодизацию развития человека, в основу которой положили цифру семь. Выбор числа семь был мотивирован тем, что в первую седмицу меняются зубы, во вторую – наступает половая зрелость, в третью – отрастает борода.

Огромное влияние на развитие педагогической мысли в эпоху античности оказал греческий философ Демокрит (460–370 гг. до н.э). Особое место в его философском наследии занимают вопросы воспитания личности. Он первым выдвинул принцип природосообразности воспитания, понимая под ним следование природе ребенка. Демокрит в воспитании отводил большую роль окружающей среде, положительному примеру взрослых, труду, упражнениям в нравственных поступках. Он рассматривал различные виды воспитания в единстве, тесно увязывал умственное и нравственное воспитание, полагая, что систематические занятия умственным трудом создают основу для формирования нравственных идей и представлений. Вместе с тем признавал, что воспитание всегда содержит элемент риска и его результаты зачастую непредсказуемы. В качестве метода воспитания допускал использование принуждения. Д.З.

Вершин педагогического мастерства в Древней Греции достиг известный философ Сократ (ок. 470–399 до н.э.). Он не оставил после себя трактатов и книг. В своей практической деятельности широко использовал диалог с учеником в целях нахождения истины. Смысл его метода – с помощью определенным образом подобранных вопросов помогать собеседнику найти истину и тем Самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию (т.н. сократический метод). Считал, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет.

Создаются философские школы и учениками Сократа – Евклидом, Антисфеном, Платоном. В рамках этих философских школ происходит осмысление такого важного явления социальной жизни, как воспитание.

Ученик Сократа Ксенофонт (ок. 430–355 до н.э.) написал первый педагогический роман античности «Воспитание Кира», в котором изложил свои взгляды на образование и воспитание правителя. Был сторонником государственной системы образования и считал, что дело воспитания молодежи нельзя отдавать частным лицам. Огромную роль в образовании отводил риторике, полагая, что образованный человек должен в совершенстве владеть искусством спора, убеждения.

Крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа Платон (ок. 427 – ок. 347 до н.э.) в 387 г. до н.э. основал философскою школу – Академию, где помимо философии, включавшей диалектику, антропологию, этику, изучались математические дисциплины (арифметика, геометрия, стереометрия), риторика и астрономия. Академия представляла собой не только высшее учебное заведение, но и своего рода клуб, подчеркнуто не принимавший участия в политической жизни Афин. Основной задачей своей философской и педагогической деятельности Платон считал создание проекта идеального государства и воспитание философа, способного к государственной деятельности. Политические и социальные воззрения Платона, а также его педагогическая система изложены в работе «Государство». Правильно устроенное государство, по Платону, состоит из трех групп: правителей (им принадлежит вся полнота государственной власти), стражей (в их обязанности входит защита государства) и ремесленников (они трудятся и содержат два господствующих класса). Каждому сословию соответствует определенная добродетель, которую необходимо формировать у его представителей: мудрость у правителей, храбрость у воинов, умеренность у ремесленников.

Кастовый характер государства влечет за собой кастовое воспитание. Наиболее подробно в своих трудах Платон освещает вопросы воспитания стражей и философов, из числа которых избираются правители государства.

В идеальном государстве воспитание детей находится под неусыпным государственным контролем, школьное обучение Платон рекомендовал начинать с 7 лет. Он отдавал предпочтение не частным, а государственным школам. Содержание образования должно быть аналогичным принятому в Афинах того времени.

Педагогические воззрения Платона в значительной степени объясняются кризисом афинской демократии, которой он хотел противопоставить систему воспитания стражей и правителей-философов, ответственных за судьбы страны.

Продолжателем идей Платона был его ученик и крупнейший ученый Древней Греции Аристотель (384–322 до н.э.). Вопросы воспитания и обучения затрагивались практически во всех его трудах. Он упорядочил возрастную периодизацию, предложенную пифагорейцами, и выделил три этапа развития ребенка и молодого человека (табл. 1.3).

Дилемму – общественное или частное воспитание – Аристотель решает в пользу первого. Он неоднократно подчеркивал огромную роль воспитания в сохранении незыблемости государственного строя. Все граждане должны получить одинаковое воспитание, о чем обязано заботиться государство. В воспитании необходимо следовать за природой. Согласно философским взглядам Аристотеля, трем видам души (животная, волевая, растительная) соответствуют три вида воспитания (физическое, нравственное, умственное).

В работах Аристотеля тщательно обосновано содержание образования. Он выделяет четыре основных блока:

· подготовительный (чтение, письмо, счет, гимнастика, рисование, музыка);

· основной (науки о природе и обществе);

· знания, необходимые для жизни в семье и обществе (этика, политика);

· знания, являющиеся основой для практической и творческой деятельности (риторика, поэтика).

Аристотель уделял огромное внимание эстетическому воспитанию – оно, по его мнению, не только развивает чувство прекрасного, но и способствует формированию нравственных качеств – умеренности, благоразумия. Эстетическое воспитание не имеет целью готовить профессионалов в той или иной области искусства, поскольку благородная молодежь из высших сословий не должна приобщаться к труду и ремеслу.

В области нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение выработке привычек и навыков нравственного поведения через систему продуманных упражнений. Во всяком желании, по Аристотелю, есть недостаток, середина и излишек. Во всем хороша только середина. Поэтому добродетельно лишь поведение, избегающее крайностей. Упражнения в таком поведении и составляют сущность нравственного воспитания.

Аристотель известен как создатель первого лицея (Ликей, 334 до н.э.) – учебного заведения, созданного с целью духовного совершенствования человека, изучения природы, космоса, философского осмысления мироустройства и человеческого общества.

Ликей являлся чем-то вроде университета, где помимо лекций и бесед велись исследования естественно-научного характера. Учебные занятия проводились в утренние часы, а в вечернее время лицей был открыт для всех желающих. Известность Аристотеля как философа и педагога в Древней Греции была столь велика, что он был приглашен в качестве воспитателя (343–341 гг. до н.э.) для сына македонского царя Филиппа – будущего великого полководца Античности Александра Македонского.

Аристотель был первым профессором в истории Европы. Он оставил после себя трактаты – лекторские конспекты, которые служили учебниками в Средние века. Им были созданы курсы этики, логики, зоологии, ботаники, анатомии. Университетское образование в Западной Европе вплоть до XVIII в. было основано на идеях Аристотеля. Его влияние на дальнейшее развитие теории и практики образования было огромно.

Эллинистическое воспитание оказало существенное воздействие на становление образования в Древнем Риме. В III в. до н.э. Рим – ведущее в военном отношении государство Средиземноморья. В Риме существовала смешанная греко-римская культура.

Образованный римлянин, как правило, одинаково владел как латинским, так и греческим языком. Греческое образование почиталось в качестве эталона, греческие учителя преподавали в школах. Однако далеко не все из греческой воспитательной традиции было усвоено римлянами. Так, у римлян не привились элементы греческого воспитания: гимнастика, обучение музыке, пению, танцу. Римляне отвергли спорт и палестру, предпочитая конные состязания и бои гладиаторов. Римская система воспитания носила более приземленный практический характер. Доминирующее влияние на воспитание юных римлян оказывала семья, которая несла ответственность за их нравственное и гражданское воспитание. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни. Мальчики получали практическое воспитание: под наблюдением отца знакомились с полевыми и домашними работами, осваивали искусство владения оружием.

Обучение свободных граждан начиналось с 7 лет в тривиальных школах. Эти учебные заведения имели неопределенные сроки обучения и располагались где придется: во дворе, в мастерской, на перекрестке. Отсюда и произошло название «тривиум» – перекресток. Тривиальные школы давали начальное образование, предлагая минимум знаний, необходимых для повседневной жизни. На занятиях дети изучали грамоту, счет, законы Рима. Плата за обучение была небольшой, что делало их доступными для широких слоев населения.

Учебными заведениями повышенного типа считались грамматические школы. Здесь учились подростки 12–15 лет, получившие домашнюю подготовку. Эти школы были частными, размещались в благоустроенных помещениях и имели более основательную программу обучения по сравнению с тривиальными школами. Ученики изучали латынь и греческий язык, основы римского права, риторику, математику. Обучение в грамматической школе делилось на две части. Первая предусматривала безупречное овладение латинским и греческим языками, вторая – теорией словесности с изучением греческих и римских авторов. В условиях высокой цены на книги и их редкости преобладала лекционная система и просто диктовка материала.

Большое внимание уделялось заучиванию наизусть. В грамматических школах отсутствовало физическое воспитание, не преподавались музыка, пение и танцы.

Для молодежи (15–18 лет) аристократического происхождения открывались риторские школы, которые постепенно распространились по всей империи. Эти учебные заведения отличались высокой платой за обучение, элитарным характером, насыщенной программой образования. В основу обучения было положено преподавание основ ораторского искусства. Большое внимание уделялось практическим упражнениям – составлению речей на заданную тему. Параллельно с обучением риторике учащимся давался свод знаний по философии, истории, праву, астрономии.

С 16 лет юноши проходили подготовку в воинских формированиях – легионах. Представители римской аристократии имели возможность завершить свое образование в таких крупных культурных центрах империи, как Родос, Афины, Александрия и др., где брали уроки у знаменитых ораторов и философов.

В первые века нашей эры в Риме установился устойчивый школьный курс, т.н. семь свободных искусств. Этот курс был разделен на тривиум (включал грамматику, риторику и диалектику) и квадриум (включал арифметику, геометрию, астрономию и музыку).

Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в трудах Цицерона, Сенеки, Плутарха, где были высказаны ценные мысли о содержании образования, роли нравственного воспитаний, средствах воспитания. Все они были поклонниками греческий культуры и ее выдающихся представителей (Гомера, Сократа и др.) и соединяли в своей деятельности увлечение политикой, философией и литературой.

В педагогике Древнего Рима особое место занимает Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-96 н. э), который известен как автор первого трактата по педагогике с описанием целостной педагогической системы. Квинтилиан был не только теоретиком ораторского искусства, но и педагогом-практиком. Он содержал риторскую школу, пользовавшуюся популярностью в римском обществе. В учебном заведении не только давалась практическая подготовка по ораторскому мастерству, но и изучалось литературное наследие Рима и Греции в данной области. Его школа стала первой, получавшей деньги из императорской казны.

Свой двадцатилетний педагогический и научный опыт Квинтилиан обобщил в трактате «Об образовании оратора», состоящим из 12 книг. Это сочинение, задуманное как практическое пособие для всестороннего обучения оратора с раннего детства, фактически является обширной энциклопедией по общим вопросам воспитания, в которой автор подвел итог многовековогоразвития греко-римской педагогической мысли. Многие историки (И.Е. Жураковский, А.А. Яворский и др.) считают это произведение настольной книгой по педагогике Древнего Рима.

В трактате содержатся требования индивидуализации обучения, последовательности прохождения учебного материала, чередования учения и досуга, недопущения перегрузки учащихся, раскрываются приемы развития и укрепления памяти.

Вершина образования, по мнению Квинтилиана, овладение искусством оратора. Но далеко не каждый ребенок может стать ритором. На формирование будущего оратора влияют два фактора: природные данные и соответствующее воспитание. Квинтилиан дает ответ на вопрос, как распознать способности в детях. Одаренный ребенок выделяется среди сверстников легкой и быстрой восприимчивостью, долгим удержанием в памяти приобретенного, стремлением к подражанию.

Педагогические идеи, высказанные Квинтилианом, приобрели особую популярность в Средние века, когда был найден полный текст его книги «Об образовании оратора».

В I в. н.э. в Римской империи возникают раннехристианские общины, в которых особое внимание уделялось воспитанию детей и юношества. На фоне упадка ценностей античного мира христианский идеал мученичества, проповедь аскетизма, приверженность вере, моральное сопротивление власти становятся популярными. Идеи христианства быстро распространяются по всей империи, и в 313 г. при императоре Константине I христианство становится равноправной религией.

В раннехристианских общинах обучение носило коллективный характер и посвящалось совместному изучению священных текстов, чтению отрывков из библейских книг, их толкованию, разучиванию молитв, составлению и произнесению проповедей.

Главным источником обучения являлась Библия, состоящая из двух частей (Ветхого и Нового Завета). В некоторых христианских общинах открывались школы.

Одним из видных христианских мыслителей Римской империи был Августин Аврелий (354–430), который соединил воедино христианские идеи в целостное учение о греховности, добре и зле, спасении и покаянии, сформулировал цель воспитания – слияние с Богом.

На закате Римской империи закладываются традиции христианского воспитания: внимание к личности и душе, приоритет веры над знанием и наукой, приобщение с ранних лет к труду, связь обучения с нравственным воспитанием. Идеологи раннего христианства указывали на важность воспитания культуры религиозных чувств, раннего приобщения к христианским заповедям и образу жизни.

Развитие современной мировой школы - многосторонний, масштабный процесс.

Школа меняет свой облик, приближаясь к уровню социальных, политических, педагогических требований эпохи технической и технологической революции. Среди важных позитивных тенденций развития мировой педагогики и школы – 1).курс на демократизацию школьных систем; 2).дифференциация образования; 3).гуманистическая направленность воспитания; 4).модернизация классно-урочной системы.

Во второй половине 1900-х гг. в ведущих зарубежных странах прокатилась волна реформ, в результате которых системы образования претерпели важные изменения. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования, действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школами. По завершении начального и неполного среднего образования учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе; профессиональные учебные заведения.

Для школьных систем характерно наличие частных учебных заведений. Они, как правило, платные, и часть из них дорогие и привилегированные. На Западе почти все частные школы принадлежат конгрегациям различных церквей. В большинстве ведущих стран мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии (США, Франция, Япония). В этих странах обучение религии - частное дело граждан. Но в Англии и Германии богословие включено в стандартные программы общего образования

В ведущих странах мира в последнюю четверть XX столетия произошло резкое расширение сети высшего образования. Заметно переменился социальный состав студенчества, он стал более демократическим. Меняется содержание программ университетского и неуниверситетского высшего образования. Рост числа учебных заведений высшей школы сопровождается и негативными издержками, прежде всего, снижением качества образования. Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля за деятельностью высшей школы. Почти во всех ведущих странах мира школа - приоритетный объект финансирования.

Поддержание школьного обучения на достаточно высоком уровне - важное условие для динамичного развития общества. Зарубежные высокоразвитые индустриальные государства достигли впечатляющих успехов в школьном деле. В них неуклонно поднимается среднестатистический (медианный) уровень образования.

Постоянным изменениям и корректировкам подвергаются школьные программы.

В общеобразовательной школе сосуществуют несколько типов учебных программ. Традиционныйтип – обязательные программы . Обязательных курсов в общеобразовательной школе насчитывается не более десяти. Куда многочисленнее специальные программы , адресованные той или иной части учащихся: факультативы, элективные курсы, программы особых учебных заведений. Отдельные программы могут переходить из обязательных в специальные в зависимости от назначения и ступеней образования, например, программы трудового обучения. Наряду с этим все большее распространение получают так называемые интегративные программы . Классический пример интегративного курса - программа естествознания в элементарной школе, куда включены начала различных знаний.

Во второй половине XX в. мировая школа приступила к реформам программ образования. Эти реформы направлены на то, чтобы сделать обучение более гибким, способным к обновлению "Школьный взрыв" (появление в ведущих странах мира массовой средней школы) подтолкнул к развитию и созданию качественно иной системы дифференциации образования и обучения. Основной формой дифференциации является распределение по разным типам учебных заведений, а также на профили и потоки внутри одной школы, на группировки в классе.

К исходу XX столетия в ведущих странах мира произошло становление неполного среднего учебного заведения, в стенах которого приступили к дифференцированному образованию: младшей средней школы (США и Япония), объединенной школы (Англия), общей школы (Германия), - единого коллежа (Франция).

В мировой школе заметно возрос интерес к обучению одаренных, талантливых детей и подростков. Появились особые школы для одаренных. В них учат по более насыщенным программам. Обучение призвано раскрыть юное дарование, помочь проявить способности. Кроме того, для талантливых детей в обычных школах порой организуют так называемые продвинутые классы. Политика целенаправленного выявления и обучения талантливых школьников объективно необходима, поскольку она способствует формированию будущего цвета нации. Все больше внимания уделяется вопросам обучения детей-инвалидов и детей с отрицательными отклонениями в умственном развитии. Это важное направление деятельности современной школы.

Следует также сказать о компенсирующем обучении . Оно было организовано для ликвидации неуспеваемости, неудовлетворительной подготовки учащихся. Практика компенсирующего обучения предполагает сотрудничество школы и семьи, привлечение специалистов по психологии и ориентации, индивидуальный подход. Особенности такого обучения - дополнительные занятия, малая наполняемость классов, наличие классов адаптации, повторное обучение в одном классе и пр. Основой воспитания в современной школе является духовное, нравственное формирование личности.

На Западе получила распространение так называемая поведенческая методика воспитания . Она предусматривает свободную игровую обстановку, партнерство воспитанников и наставников.

Важное значение для воспитания самостоятельности и активности имеет самоуправление учащихся. Традиционный вид ученического самоуправления - система, при которой ученики помогают учителям поддерживать дисциплину в классе, координируют внеклассную работу. Обычно подобная система имеет форму ученических советов.

Ученическое самоуправление не оправдало надежд на резкое улучшение результатов воспитания. По этой причине его сменяют школьные советы, в состав которых входят ученики, преподаватели, родители, представители администрации и общественности. Преимущественные направления их деятельности - вовлечение учащихся в текущую жизнь школы, развитие у учеников самостоятельности, умения отстаивать собственные взгляды и требования, воспитание культуры общения. Важные перемены в воспитании произошли в связи с планетарными политическими изменениями. Возросли масштабы воспитания в духе мира. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Один из таких проектов - учебные заведения международного бакалавриата, цель которых - воспитание в духе взаимопонимания между народами. В 1996 г. в проекте участвовало более 600 учебных заведений из 83 стран.

Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию ). Для этого в программу включают учебные ролевые игры ("Выборы", "Стачка", "Суд" и пр.), большое место в учебном процессе отводится общественно-политическим дисциплинам. Во Франции, Германии, Японии в 1980-1990-х гг. в программе средней школы появился курс граждановедения.

В школах многих стран проводятся специальные занятия по нравственному воспитанию . Свое место в нравственном воспитании продолжает занимать религия. Запреты на конфессиональное обучение не означают отказа от общечеловеческих идеалов, заложенных в мировых религиях.

В ответ на потребности времени в учебных программах мировой школы появляются новые дисциплины, основу которых составляют антинаркотическая, антиалкогольная, природоохранная тематика. Заметно возросла роль экспериментальных школ как центра поисков иных содержания, форм, методов школьного образования и воспитания. Организация школ - пилотов превратилась в одно из важных направлений государственной школьной политики.

Во второй половине XX в. начался новый важный этап внедрения в школу технических средств, являющихся плодами научно-технической революции, а затем технологической.

Новейшие технические средства превратились в обязательное условие учебного процесса. Среди них приоритетными оказались компьютеры и видеосистемы.

Новые технические средства обучения доказали свою незаменимость. Они являются одной из гарантий модернизации учебного процесса, служат мощным источником информации, а также средством самообразования и корректировки классно-урочной системы.

Громадную роль в воспитании играют в современном мире средства массовой информации - так называемая параллельная школа. Педагоги считают необходимым серьезно учитывать созидательные и разрушительные возможности параллельной школы.

ВВЕДЕНИЕ

На самой ранней ступени развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и, чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом Обществе было коллективным, не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.

В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания -- собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные. и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.

Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, песни и др.

Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых проверялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрослого члена родового общества.

ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

воспитание школа педагогическая мысль

В рабовладельческих государствах Древнего Востока, в Греции и Риме начинают уже складываться первые системы воспитания, семейного и общественного, зарождаться первые педагогические теории.

Древняя Греция -- страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств -- полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса -- Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой -- особенностями развития данной страны.

Воспитание детей в Спарте

Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Население Спарты резко делилось на спартиатов -- господствующий класс (завоеватели), периэков--граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав, и илотов -- порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собственностью всего государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. В связи с этим быт спартиатов имел своеобразную военизированную форму -- все взрослое мужское население спартиатов составляло войско, которое держало рабов-илотов в постоянном страхе и повиновении.

В этих условиях сложилась особенная спартанская государственная система воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Государство контролировало семенное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались (по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть).

Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах.

В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения -- агеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в агеллах руководили педономы, люди, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие -- физический труд, быть беспощадными к рабам. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы (“лаконическая речь”).

Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся.

Важным средством воспитания будущего воина и рабовладельца было участие подростков 14--15 лет в криптиях--ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов.

С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами.

Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.

· Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса взросления. Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание зародилось одновременно как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление человека. Воспитание в первобытных сообществах выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания человека. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

В глубокой древности, когда еще в первобытнообщинном строе не было разделения труда, все члены общины или племени – взрослые и дети – участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл их существования. В связи с этим передача накопленного предшествующими поколениями жизненного опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность, результат которой в конечном итоге – пища как средство выживания. Дети, включаясь в эту деятельность с самого раннего возраста, подражая взрослым, общаясь с ними, усваивали знания обо всем, что касалось вопросов выживания в сложных природных условиях – об охоте и ловле рыбы, о собирательстве съедобных растений и грибов, об устройстве нехитрого быта в пещерах. Они овладевали различными умениями и навыками применения этих знаний в своей жизни.

По мере совершенствования орудий труда, что позволило добывать больше пищи, укрываться от холода и других природных стихий, у людей появилась возможность по мере сил освободить от тяжелого труда старых и малых членов общины. Старикам стали вменять в обязанность быть хранителями очагов, обычаев племени, осуществлять присмотр за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода, самые уважаемые и умудренные жизненным опытом, образовали первую профессионально-социальную группу людей – воспитателей в современном понимании. Их прямой и единственной обязанностью стала передача жизненного опыта детям. Они заботились о физическом и духовном росте подрастающего поколения. Воспитывали нравственность в детях в соответствии с выработанной к этому времени морали как совокупности норм, регулирующих поведение члена племени, его отношения к другим племенам и т.д. Так воспитание уже в первобытном обществе стало сферой целенаправленной деятельности и сознания человека.



· Важнейшим этапом развития воспитания, школы и педагогической мысли стала эпоха античности. Педагогические учения и система воспитательных институтов достигли высокого уровня в Древней Греции к IV в. до н.э. и в Риме к концу I в. до н.э.

Именно в античности сложились педагогические идеалы, послужившие образцом для последующих эпох. В период расцвета Древней Греции ведущую роль играли два государства-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. Здесь возникли две системы воспитания (спартанская и афинская), ставшие первоисточниками развития западной педагогической теории и практики. Задача обучения и воспитания детей свободного населения впервые была поставлена в Древней Греции. Причем воспитание рассматривалось как одна из функций государства. Основным методом стало подражание образцам, в качестве которых зачастую выступали мифические герои и персонажи поэм античных авторов.

В Спарте идеалом воспитания был физически развитый, сильный духом, разбирающийся в военном деле человек. Необходимость постоянно поддерживать господство небольшой группы спартиатов над массой угнетенных рабов (илотов) привела к созданию и консервации на три столетия военного государства со специфической системой воспитания. Главное направление спартанской системы воспитания нравственное, цель которого – полное подчинение личности интересам социальной группы. Государство жестко регламентировало все стороны жизни, а особенно воспитание и образование детей. В первые дни жизни новорожденного ребенка осматривали старейшины. Слабых и больных детей лишали жизни. Сильные и здоровые передавались в руки кормилиц, пользовавшихся заслуженной славой лучших воспитательниц по всей Греции. Процесс обучения начинался с 7 лет, когда детей отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах), и проходил поэтапно.



На первом этапе (7–14 лет) юные спартиаты постигали азы чтения, грамоты, счета. Однако интеллектуатьное воспитание сводилось к минимуму. Первоочередное внимание обращалось на физическое воспитание и закалку подростков: дети учились бегу, Прыжкам, метанию диска, копья, приемам рукопашного боя. На характер физической подготовки оказывала влияние программа общегреческих (Олимпийских, Истмийских и др.) игр и местных состязаний: бег, борьба, пятиборье, конские скачки, колесничный бег. Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы дети выросли сильными, бесстрашными, послушными. Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили, вызывая драку, и следили, ктo в драке ловчее и смелее. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость.

На втором этапе (15–20 лет) к обучению грамоте добавлялись пение и музыка, религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственный характер. Подростки упражнялись в военном искусстве, участвовали в учебных походах и сражениях, а также в состязаниях, где демонстрировали успехи в военной подготовке, в пении и игре на флейте.

Возмужавших юношей после 16 лет подвергали суровому испытанию у алтаря богини Артемиды. Их жестоко бичевали, но они должны были молчать. Еще одним испытанием для юношей были криптии – массовые убийства рабов. Нравственно-политическое воспитание давалось во время специальных бесед представителей старшего поколения с молодежью, которые рассказывали о героях прошлого, их мужестве в борьбе с врагами. Беседы проводились в форме вопросов и ответов и должны были приучить молодых спартиатов к немногословию, краткости и ясности речи (лаконичности).

В течение третьего этапа (20–30 лет) юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Спартанская система воспитания готовила стойких, закаленных воинов, свободно владеющих различными видами оружия и находящихся в состоянии постоянной боевой готовности к войне. По меткому замечанию Плутарха, «воспитание спартанцев преследовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать». Благодаря государственному устройству и системе воспитания Спарта не знала смут и распрей, была на редкость сплоченной гражданской общиной. Но цена за это была заплачена дорогая. Суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости по сравнению с другими греческими полисами. Спарта не дала миру ни одного художника, философа, оратора, скульптора. Если Спарта продемонстрировала миру образец военно-физического воспитания, то Афины – систему всестороннего и гармоничного развития личности.

В системе афинского воспитания идеалом считался всесторонне развитый человек, прекрасный в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. Этот идеал распространялся лишь на класс рабовладельцев.

До 7 лет дети получали традиционное семейное воспитание. С 7 лет мальчики начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье. Ребенка из состоятельной семьи в школу сопровождал раб-педагог (т.н. «детоводитель»). На него была возложена обязанность заботиться о ребенке-школьнике. Постепенно из обычного раба он превращался в воспитателя, оказывал влияние на развитие личности ребенка. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы.

Начальное обучение (7–16 лет) осуществляли школы, которые условно можно разделить на два типа:

мусическая;гимнастическая (палестра)

В мусической школе преподавали учитель-грамматист и учитель-кифарист. Здесь обучали чтению, письму, счету, давали музыкальное и литературное образование. Дети заучивали отрывки из произведений Гомера, Эзопа, Софокла, Еврипида, обучадась игре на лире и кифаре.

В палестре дети упражнялись в прыжках, беге, метании диска и копья, получали военно-спортивное воспитание.

Завершив обучение в мусических и гимнастических школах, наиболее состоятельная часть молодежи продолжала образование в государственных учреждениях – гимнасиях, где изучала философию, риторику, диалектику, политику. Самыми известными гимнасиями в Афинах V–IV вв. до н.э. считались Академия, Ликей, Киносарг. В этих учебных заведениях умственным и нравственным развитием молодежи занимались известные философы, риторы, музыканты.

С 18-летнего возраста юноши состояли в эфебиях – государственных учреждениях по совершенствованию военного мастерства. В течение двух лет они проходили военную подготовку в воинских формированиях, изучали морское дело, несли службу в городских гарнизонах.

К IV в. до н.э. в городах Эллады появляются частные школы, которые открывались странствующими учителями мудрости – софистами.Эти школы готовили политиков, ораторов; обучали диалектике (искусству спора) и риторике (искусству красноречия), истории, мифологии, законодательству. Считается, что ссофистов начинается становление высшего образования: появились соответствующие программы и учебники, но еще отсутствовали постоянные высшие школы. Софисты профессионально занимались воспитанием и пытались сформулировать основные идеи эллинской педагогической мысли.

В IV в. до н.э. в Древней Греции складываются философские школы,в рамках которых идет осмысление такого важного явления социальной жизни, как воспитание. Одна из самых известных – пифагорейская, у истоков которой стоял Пифагор. В пифагорейском братстве было хорошо поставлено обучение и воспитание молодежи. Пифагорейцы предложили возрастную периодизацию развития человека, в основу которой положили цифру семь. Выбор числа семь был мотивирован тем, что в первую седмицу меняются зубы, во вторую – наступает половая зрелость, в третью – отрастает борода.