Вопросы священнику. Составитель ника о безбрачии по христианскому учению

Вимало Кандубода, Шри Ланка

«Я родился в Англии и уже 22 года – буддийский монах. А целибат я принял намного раньше, чем стал монахом. До этого у меня была жена. Я никогда не был импотентом, и наши интимные отношения доставляли мне большое удовольствие.

Тем не менее, однажды я обнаружил, что жизнь в уединении, когда принимаешь её целиком, может подарить совершенно особые отношения с самим собой и остальным миром. Это уже не «одиночество», а, скорее, «единственность». Не пережив на собственном опыте, невозможно понять, что это такое. Целибат легко критиковать со стороны. Но если бы у меня была вторая жизнь, я выбрал бы целибат прямо с юности».

Стефан Бик, Лансинг, США

«Можно ли жить без секса? Разумеется можно. Я молодой католик и живу в воздержании. Это не просто, но секс –не такая необходимость, как еда, вода или сон. Если вы не будете заниматься сексом или мастурбировать – ничего с вами не случится, вы точно не умрёте. Я стараюсь жить в соответствии с католическими правилами (никакого секса до брака, никакого прелюбодеяния), придерживаюсь этих правил последние полгода, и чувствую себя намного счастливее, чем раньше. Однако когда-нибудь я женюсь, и секс станет существенной частью моей жизни».

Джули Москал, Чикаго, США

«Я – привлекательная женщина 46 лет, не замужем, и не занималась сексом последние четыре года. От двадцати до сорока лет у меня было столько секса, что хватило бы на три жизни. Редко, когда за неделю у меня никого не было. Однако с возрастом я стала разборчивей и поняла, что большинство мужчин просто не сто́ит ни моего времени, ни моих сил. Мне не встретился никто, ради кого стоило бы принести в жертву мою индивидуальность и мои собственные приоритеты. Мне нравится моя свобода. Секс не сто́ит того, чтобы ею жертвовать».

Линдон Браун, Кент, Англия

«В 1984 году я стал диаконом, а в 1985-ом – меня рукоположили в сан священника. Я полностью посвятил свою жизнь церкви, отказавшись от возможности жить с женщиной и обзавестись детьми. Я до сих пор считаю, что священник должен быть целибатом, свободным от семейных обязанностей, чтобы посвятить всю жизнь служению людям и Богу».

Эстер Берг, Филлипины

«Я выбрала жизнь без секса и традиционной семьи сознательно. Многие люди в моём положении охотнее бы рассказывали о преимуществах такого образа жизни, если бы наше общество с такой готовностью не набрасывалось на них, и не клеймило их выбор как «противоестественный». Мы устали отвечать на одни и те же вопросы: что с нами «не так» и почему мы не замужем/не женаты».

Кас, Лестер, Англия

«Мне 36 лет, я гетеросексуальная женщина, давшая обет безбрачия. В 18 лет я решила посвятить свою жизнь Богу. Я согласна, что целибат – не лёгкий путь, каждый день приходится бороться с искушениями. Прежде чем я выбрала свою дорогу в жизни, у меня не было сексуальных отношений с противоположным полом. Иногда, я вижу, как счастливы в браке мои друзья или члены моей семьи, и на секунду чувствую боль одиночества. Но та миссионерская деятельность, которую я веду в последние несколько лет (и в Британии, и за границей), с семьёй была бы практически невозможна. Сложнее всего приходится с людьми, по мнению которых либо я лгу (мне говорили об этом много раз), либо я лесбиянка, и просто не хочу в этом признаваться».

Джерри Дейвиес, Малверн, Англия

«Я женился в 28 лет. До этого у меня не было секса, я никогда не мастурбировал. До первой брачной ночи мы оба были девственниками – и я, и моя жена. Сейчас секс доставляет нам большое удовольствие, но иногда мы заключаем соглашение и на какое-то время отказываемся от интимной жизни ради поста и молитвы».

Дерек Коул, Гленротс, Шотландия

«Мне 53 года и я живу без секса уже больше 30 лет. Это не имеет отношения к религии, просто так сложилось. У меня был один сексуальных опыт в 19 лет, и возможностей его повторить как-то не представилось. Не то, чтобы я совсем не думал о сексе, но его отсутствие в моей жизни не особенно меня заботит. До настоящего момента я ни с кем об этом даже не разговаривал».

Хелен, Манчестер, Англия

«Существуют люди, для которых секс не представляет интереса. Не потому, что они закомплексованы или чувствуют себя непривлекательными, а просто потому, что так устроены. Я одна из них. Мне 24 года, и я никогда не испытывала неловкости при разговорах о сексе. Тем не менее, я асексуальна – то есть не испытываю ни к кому сексуального влечения. Я считаю, что принуждать принять целибат людей, которые по своей природе к этому не расположены – очень вредно и разрушительно. Но и настаивать на том, что секс необходим абсолютно всем людям без разбора, тоже не правильно. Я знаю довольно много таких же асексуальных людей, как и я, которые заставляют себя заниматься сексом, потому что не хотят, чтобы их считали «ненормальными».

Польза длительного полового воздержания (православие)

Христианская этика парадоксальна вообще, и в частности, потому, что брак и целибат, предполагающие, казалось бы, различные принципы поведения, основываются на едином богословии Царства Божьего, следовательно, на единой духовности.

В начале этой книги было показано, что особенностью христианского брака является преображение и видоизменение естественных отношений мужчины и женщины в вечные узы любви, не прерываемые смертью. Брак - таинство, потому что в нем - будущее Царство Божие, брак - это пир Агнца (Откр. 19, 7–9), в нем предвкушается и предызображается вся полнота единения между Христом и Церковью (Еф. 5, 32). Христианский брак видит свое завершение не в плотском удовлетворении, не в достижении определенного социального положения, а в эсхатоне - «конце всех вещей», который Господь готовит для Своих избранных.

Целибат - и особенно монашество - основаны на Писании и Предании Церкви, они непосредственно связаны с представлением о будущем Царстве. Сам Господь сказал, что когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как ангелы на небесах (Мк. 12, 25). Но выше уже говорилось, что эти слова не следует понимать в том смысле, будто христианский брак уничтожится в будущем Царстве; они указывают лишь на то, что плотский характер человеческих отношений аннулируется.

Так, Новый Завет неоднократно восхваляет безбрачие как предвкушение «ангельской жизни»: Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного, - говорит Христос (Мф. 19, 12). Великий образ святого Иоанна Крестителя, Апостола Павла и «ста сорока четырех тысяч», упомянутых в Апокалипсисе (Откр. 14, 3–4), служат достойным образцом бесчисленному множеству христианских святых, сохранивших чистоту девства во славу Божию.

Древние христиане и Отцы Церкви обращали особое внимание на девство, вероятно, это было естественной реакцией на половую распущенность языческого мира и отражением христианского эсхатологизма. Можно сказать, что монашество для многих его приверженцев было лучшим разрешением стоящих перед ними этических проблем. Но несмотря на это, Церковь сохранила не знающую компромиссов уникальную ценность христианского брака.

Эта безоговорочность в признании таинства брака говорит сама за себя, если учесть, что лишь немногие церковные писатели признавали сакраментальный характер обряда пострижения в монахи. Эта непреходящая ценность брака нашла прекрасное выражение в творениях Климента Александрийского - одного из создателей христианского богословия (III век), а также великого Иоанна Златоуста (отрывки из их сочинений даны в Приложении).

И брак, и целибат, таким образом, являются путями евангельской жизни, предвкушением Царства, которое уже было явлено во Христе и проявится в своей силе в последний день. Вот почему мы можем признать только брак во Христе, скрепленный Евхаристией, и безбрачие «во имя Христа», несущие в себе эсхатологический смысл, - а не тот брак, что заключен случайно, как некий контракт или результат плотского наслаждения; не тот целибат, который принят по инерции или, что еще хуже, из безответственного эгоизма и самозащиты. Церковь благословляет монахов, аскетов, духовных людей, благословляет и христианские браки, но не имеет необходимости благословлять старых холостяков и старых дев.

Точно так же как христианский брак предполагает жертвенность, ответственность за семью, самоотдачу и зрелость, христианский целибат немыслим без молитвы, поста, послушания, смирения, милосердия и постоянных аскетических упражнений.

Современная психология не обнаружила, что отсутствие сексуальной активности создает какие–либо проблемы; Отцы Церкви знали это очень хорошо и разработали великолепную систему аскетических упражнений, на которых строится монашеская жизнь и которые делают девственность и воздержание не только возможными, но и плодотворными.

Польза длительного полового воздержания (православие)

Они знали, в отличие от некоторых современных психологов, что присущий человеку инстинкт любви и размножения не обособлен от остальных проявлений человеческого бытия, а представляет собой центр его. Он не может быть подавлен, но может быть преображен, видоизменен и при помощи молитвы, поста и послушания во имя Христа направлен в русло любви к Богу и ближнему.

Кризис вокруг вопроса о целибате в католической Церкви вызван его принудительным характером, который лишает это служение одухотворенности и превращает его из естественной потребности в нечто невыносимое и излишнее. Служения, ежедневная месса, особый молитвенный образ жизни в изоляции от мира, в бедности и посте теперь католическим духовенством оставлен.

Современный священник не особенно ограничивает себя в отношении удовлетворения материальных потребностей (пищи, комфорта, денег); он не соблюдает какую–то настоящую дисциплину молитвы. Но в таком случае его безбрачие утрачивает свой духовный смысл, то есть эсхатологический характер, указывающий путь к Царству.

Как отличны от этого Царства обычно комфортабельные дома приходских священников, как несовместимы положения современной теологии - «вживание в мир», «социальная ответственность» - с путями достижения Царства! К чему же тогда целибат?

Но в православном понимании целибат, предпринимаемый исключительно с целью достижения епископского сана, еще более опасен в духовном отношении. Предание Церкви единодушно утверждает, что подлинная чистота и истинная монашеская жизнь осуществимы лишь в монастырском общежитии.

Лишь очень немногие особо сильные личности могут сохранить безбрачие, живя в миру. Смирение - единственная добродетель, которая может облегчить их бремя; но, как мы все знаем, это одна из наиболее трудно достижимых и потому редчайших добродетелей.

Монашество всегда расценивалось православием как подлинное свидетельство Благовестия Христа. Монахи, как в свое время ветхозаветные пророки и первохристианские мученики («свидетели»), внесли достойный вклад в утверждение христианства. Личным примером просветленной, радостной, наполненной высшим содержанием жизни молитвы и служения, независимой от обстоятельств этого мира, монахи дали живое доказательство тому, что Царство Божие воистину внутри нас.

Восстановление этой традиции имело бы совершенно особое значение для окружающего нас воинственно–секуляризованного мира. Нынешнее человечество, претендующее на полную самостоятельность, не просит помощи у христианства в своих поисках «лучшего мира».

Однако оно может вновь заинтересоваться помощью Церкви, если последняя явит миру не только «лучшее», но и действительно новое и высшее бытие. Вот почему сейчас многие молодые люди, занятые поисками этого нового и высшего, находят его, в лучшем случае, в дзэн–буддизме, или, что хуже и чаще всего, - в наркотическом трансе, или других подобных средствах, приближающих к смерти.

Монахи были свидетелями о новой жизни. Если бы среди нас было больше подлинных монашеских общин, наше свидетельство было бы убедительнее. Однако новое творение Христово во всей его красоте остается доступным для всех нас через супружескую любовь, если только мы, вместе с Апостолом Павлом, примем брак «относительно ко Христу и Церкви».

Чем дальше общество продвигается по пути прогресса, тем больше людей попадают в западню одиночества. Опрос 1136 респондентов на одном психологическом форуме показал: 49,65% считают себя одинокими, 26,58 ищут друзей и считают себя одинокими, 10, 74% желают быть одинокими, и лишь 13, 03% не причисляют себя к одиноким людям. Эксперты уверяют в один голос, что одиночество провоцирует депрессию и снижает иммунитет. Одинокие сильнее мерзнут и не чувствуют себя защищенными. Им грозит старческое слабоумие и преждевременная смерть. Даже плодовые мушки, изолированные от своих сородичей, болеют чаще и умирают раньше обычных мушек.

Олег Газманов не обошел в своем творчестве эту болезненную тему:

Одинокие женщины – так случается часто,

Одинокие женщины, кто украл ваше счастье?

Сколько женщин в моей стране с одиночеством венчаны?

Носят в сердце моря любви одинокие женщины.

Даже святым знакома эта проблема!

Пророк Илия жаловался: «…возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее» (3Цар.19:14).

Псалмопевец Давид признавался: «Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен» (Пс.24:16).

Пророк Иеремия молился: «Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился: под тяготеющею на мне рукою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодования» (Иер.15:17).

Библия свидетельствует, что подобно всем прочим бедам, одиночество — это неизбежное следствие грехопадения. Когда Господь создал человека, Он вовсе не хотел, чтобы тот жил в монашеской келье. Или как Симеон-столпник: в течение тридцати семи лет стоял на каменном столпе. Нет! Творец создал человека для общения с Ним и себе подобными. Это общение наполняло первых людей познанием сладостных духовных истин и неизреченной радостью. Даже сейчас супруги, счастливо живущие в браке, понимают друг друга без слов, и нередко один из них высказывает вслух именно то, что хотел произнести второй. Мне кажется, Адам и Ева верно угадывали мысли и желания друг друга. Их отношения не омрачались эгоизмом, эмоциональной глухотой, нежеланием понять друг друга и обидами. Но все кардинально изменилось, едва человек послушался совета змея вкусить от древа познания добра и зла, чтобы лучше понимать друг друга и знать тайну добра и зла. Первым же результатом ослушания заповеди Божией стало осознание разобщенности: супруги, жившие душа в душу, вдруг испытывают стыд друг перед другом, и, скрывшись, мастерят жалкие опоясания из смоковных листьев. Непреодолимая стена отчуждения возникла между ними: Адам обвиняет Еву, Ева своей вины не признает, а перекладывает её на змея. В конце концов, обвинить во всем решили Бога…

С момента грехопадения неустройство и одиночество стали частью трудного жизненного пути. Человек ощущает себя одиноким не только в своей комнате, но и в семье, рабочем коллективе и, к сожалению, даже в церкви. Но более всего страдают те, у кого по каким-то причинам не получилось создать семью. Поэтому я хочу поговорить о безбрачии. При этом у меня нет желания уподобиться храброму путешественнику, решившему доказать, что люди, оказавшиеся в открытом море после кораблекрушения, гибнут из-за страха, а не от невыносимых обстоятельств. Он поставил эксперимент на самом себе: отправился в открытый океан и в течение нескольких дней питался пойманной в нем рыбой и пил океанскую воду и… выжил! Казалось, эксперимент доказал его правоту, но вскоре он умер из-за отказа почек, не вынесших мощного солевого удара. И я не стану доказывать, что одиночество прекрасно. Я просто покажу, что говорит Библия на эту тему. А слово Божие вернее и дороже всех человеческих слов.

Обратимся к седьмой главе первого послания Коринфянам, где апостол Павел дает наставление одиноким. Вы не найдете в его рассуждениях ни единого сетования на свою холостяцкую жизнь и на отсутствие своего угла. Он не жаловался: «Дома меня никто не ждет, никто не прилепит на холодильник записку: «Я тебя очень люблю!» Он никогда не завидовал женатым собратьям-апостолам. Более того, он видел большие преимущества в безбрачии и не стеснялся о них открыто говорить и ими хвалиться.

Безбрачие – дар Божий.

«Ибо желаю, чтобы все люди были как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я» (1 Кор. 7:7,8).

«Желаю, чтобы все люди были, как и я». Значит ли это, что все должны быть апостолами? Значит ли это, что все должны мощно проповедовать и писать послания? Значит ли это, что все должны обладать дарами пророчеств, исцелений и чудотворений? Нет, конечно! Слова «желаю, чтобы все люди были как я» означают «хорошо, если люди не связывают себя брачными узами и при этом не считают себя ущербными».

Апостол уверен, что безбрачие – благословенное состояние, но как трезво мыслящий человек с пророческим дарованием, отмечает, что не все к нему призваны: «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, а другой иначе». Бог является Творцом судьбы человека, определяя кому жить в браке, а кому в безбрачии. К сожалению, очень многие люди не ищут воли Господа в этом вопросе, а поступают, как им заблагорассудится. Так Ирод развелся со своей женой и женился на Иродиаде, следуя своим увлечениям. Но разве Бог одобрил его брак? Ничуть!

Даже некоторые верующие подходят к вопросу вступления в брак, мягко говоря, не совсем серьезно. К примеру, некто решил, что ему пришло время жениться (или выходить замуж). С великим усердием он (или она) начинают просить Бога указать достойную «вторую половину», хотя ранее в других вопросах жизни этот человек никогда и не думал искать воли Божией, а просто шел напролом! Бог ему нужен как предсказатель, а не как Повелитель, и его истинные мотивы – не смиренно принять волю Творца, а избежать горького разочарования в браке. В Писании сказано: «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху» (Ис. 30:1).

Дорогие друзья, если брак — это дар, то вопрошайте Бога, желает ли Он вам его дать. Ищите Его воли и будьте готовы ее принять. Безбрачие – точно такой же дар Божий, и невежливо будет этот дар отвергать, невежливо не благодарить за него!

Дар безбрачия не означает совершенного равнодушия к противоположному полу. Павел писал о себе, что, хотя он и апостол, все-таки плоть в нем не мертва. Он пишет в одном из посланий: «Я каждый день умираю…. Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 15:31, 9:27). Дар безбрачия — это сила контролировать естественные влечения, чтобы дождаться вступления в брак или прожить жизнь, не связывая себя его узами.

Дар безбрачия не обязательно дается на всю жизнь. Он может быть дарован на какое-то время, а потом Господь скажет: «Хорошо, ты поупражнялся в безбрачии, вот тебе служение брака».

Безбрачие дает человеку свободу от тяжелых проблем семейной жизни.

Апостол писал: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботиться о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею» (1 Кор. 7:32,33).

Павел желает верующим быть целеустремленными в посвящении Господу и свободными от мирских забот угождения супругам. От каких именно?

Во-первых, безбрачные освобождены от непростой роли быть главой или помощником в семейном союзе.

Григорий-богослов наставляет мужчин: «Будьте терпеливы и любомудренны, вы, принявшие иго брака (вот как он определяет брак! — ВС) . Видишь ли, что жена приукрасилась и подкрасилась – сотри. Или у нее язык весьма дерзкий – уцеломудри. Или смех неблагопристойный – сделай скромным. Или замечаешь неумеренность в расходах и питие – ограничь. Или не благовременные выходы из дома – положи преграду. Или рассеянный взор – исправь. Но не отсекай, не отлучай от себя поспешно, ибо не известно, кто подвергается опасности отлучающий или отлучаемый».

Перед мужем-христианином стоит трудная задача исправить характер и поведение жены и при этом не утратить ее любви и доверия. Благочестивым женам порой приходится «переступить через себя» и подчиниться не самым разумным требованиям своего «господина». У безбрачных людей этих проблем нет - в житейском смысле они сами себе господа.

Во-вторых, безбрачные освобождены от сложной и болезненной обязанности «притираться» к своей половине.

Благословенны те, кто с первых дней жизни приладились друг к другу, но такое счастье дается не многим, может быть, одной из ста супружеских пар. Остальным же приходится «притираться» к друг с другу, а при трении всегда что-то нагревается, искрит и даже воспламеняется. В наше время особенно трудно наладить взаимоотношения внутри семьи по причине поголовной духовной неустроенности. Как-то я встретил на улице парня под руку с девицей, которая дымила сигаретой и сыпала скверными словами. Я невольно пожалел ее спутника: «Какая жизнь будет у тебя с такой избранницей? Если она сейчас так выражается, что же будет впоследствии?»

Часто супруги мстят друг другу за причиненную эмоциональную боль и порушенные надежды. Я знал одну пару, которые поссорились в первый же вечер после бракосочетания. В суматохе праздника куда-то запропастились деньги, подаренные им на свадьбу, и жена сразу же заподозрила, что новоиспеченный муж их припрятал, и стала обвинять его до кучи во всех смертных грехах. Так и разругались. Потом деньги нашлись, но отношения нарушились навсегда. Воистину, злая жена злее зла!

Вот интересное наблюдение старшего научного сотрудника Института психологии РАН к.м.н. Ольги Маковской: «Формальная власть в мужчине, в нашей стране, но реальная – в женщине (это наблюдения в целом по нашей стране). Наши отношения – психологическая и, часто, физическая схватка. В этой модели мужчина для женщины не просто соперник, но и пожизненный враг. Ни одно достоинство не будет восприниматься женщиной, как окончательное. Трагедия российской женщины в том, что ее глаз пристально и ревниво ищет недостатки, ей объясняющие: почему жить с этим гадом нельзя.

Проводя исследования браков за рубежом, куда наши девушки улетели испытать счастья в объятиях состоявшихся западных мужчин, я наблюдала, как и к ним предъявлялись все те же претензии: невнимателен, жаден, груб и, почти законченный пьяница».

Блаженны неженатые, которые не знают ни кошмарных сцен ревности, не бессчетных раундов выяснения отношений.

Если вы считаете, что безбрачная жизнь полна проблем, вы абсолютно правы. Но отдаете ли вы себе отчет, что в браке эти проблемы удваиваются и даже утраиваются?

В-третьих, безбрачные люди не знают скорбей, которые ведомы женатым.

Тот же Григорий – богослов укорял дрогнувших в житейских проблемах мужчин: «Говорят, что если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Теперь ты узнаешь только, фарисей, что лучше не жениться? А прежде не знал, когда видел вдовство и сиротство, и безвременную смерть, и рукоплескания, сменяемые плачем? И гробы, подле брачных чертогов? И бесчадие, и несчастья от детей? И не разрешившееся рождение? И детей, лишающихся матери при самом рождении?»

Тут есть над чем подумать! Как страшно без Божьего содействия строить семейный очаг! «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126:1). У безбрачных есть повод благодарить Бога за свободу от многих горестей. Однако если Господь дарует дар брака, то Он даст и силы справиться с его проблемами.

Безбрачие позволяет быть более посвященным Господу человеком :

«Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботиться о мирском, как угодить мужу» (1Кор. 7:34).

Безбрачие приносит пользу, если человек настроен служить Господу. Во всех иных случаях оно будет тяжким бременем. Если звучит призыв выполнить какое-то дело, допустим, посетить больных, то в первую очередь откликаются лишенные семейных забот. Они же могут уделять достаточно времени важнейшему служению на свете – непрестанной молитве.

Писание говорит: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла» (1 Тим. 5: 5,6). Одинокая вдовица сосредоточена на Боге и понимает, что Бог освободил ее от многих житейских забот ради служения молитвой. Я боюсь, что многие одинокие люди не осознали важности своего положения. Они день и ночь проводят у телевизора или в разговорах по телефону и пренебрегают дарованной им привилегией посвятить себя молитве. Они теряют благословение не только для себя но и для церкви, упуская возможность вымолить его у Бога!

Я знаю сестер, которые несут молитвенную вахту день и ночь. Они распределили время ночных бдений между собой, и сестра, заканчивающая получасовую молитвенную вахту, звонит по телефону своей подруге, чтобы та приняла у нее эстафету. И так каждую ночь в течение многих лет. Стоит ли удивляться, что церковь, о которой они молятся, имеет благословение?

Безбрачные могут уделять больше времени изучению слова Божия и чтению христианской литературы, чтобы не только удовлетворять свою жажду познаний, но иметь возможность помочь, утешить и поддержать тех, кто в этом нуждается.

Безбрачные могут посвятить свое время и силы добрым делам. Галина Гура когда-то мечтала выйти замуж, но Господь подарил ей безбрачие. Она посвятила себя служению сиротам России, Украины и Белоруссии. Много детей пришло к Господу через ее служение, и сотни людей, вдохновленные ее примером, присоединились к этому благородному труду!

Безбрачным проще быть счастливыми!

«Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а я думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7:38-40).

Один из служителей древности обращался к деве-христианке: «Ты избрала жизнь ангельскую, встала в чин безбрачных. И не спадай же в плотское, не спадай в вещественное, не сочетайся с веществом тогда, как ведешь жизнь безбрачную. Не ангельское ли свойство, душе, связанной с плотью, жить не по плоти и быть выше самой природы». И далее он пишет о других сестрах: «Они сделали выбор свой: стали супругами и дщерями Бога своего. Живут, беседуют с Ним, не оставляют Его ни днем ни ночью. Принесли Ему в приданое молитвы свои. Они ожидают от Него, в брачный подарок, благодати и милости, которых всегда и удостаиваются. Они избрали благую часть, отказавшись от замужества на земле, считаются уже в семействе ангелов».

В первые века христианства неженатые и незамужние не чувствовали себя людьми второго сорта. В то время отказ от брачных уз ради радости общения с Богом признавался великим благословением, а безбрачные почитались славой церкви.

Поэтому не позволяйте миру навязывать вам свои стандарты. Помните, что высоко у людей, то низко у Бога. Помните, что вы живете для вечного, а не для временного. Никогда не завидуйте семейным: у всех христиан один знаменатель – самоотвержение. Никто не имеет права жить для себя и искать только собственной пользы. Всем приходится подобно апостолу Павлу смирять и порабощать свое тело.

У вас есть огромное поле для труда. Всемогущий Бог очень охотно использовал одиноких людей: пророков Илию, Елисея, Иеремию, Иоанна Крестителя, Анну- пророчицу. В конце концов, Иисус Христос не имел семьи, но кто посмеет отпустить в Его адрес снисходительное замечание: «у Него жизнь не сложилась»? Помните, что миллионы душ прошли тем же путем, которым идете сегодня вы и вам дано быть приобщенными к их великой славе

Также знайте, что в наше время ценность целомудрия как никогда высока. Одно дело сохранять целомудрие в викторианскую эпоху, когда любая безнравственность считалась достойной презрения и омерзения и стояла вне закона. Но насколько труднее сохранить чистоту в наше время, когда общественная мораль неприкрыто враждует против Бога, а те, кто отважился заявить о своей преданности библейским стандартам, удостаиваются в лучшем случае известного жеста пальцем у виска. Проявить целомудрие в этой неистово развращенной среде является великим подвигом. Никогда Бог не смотрел с таким довольством на Своих искупленных, как в наше время, поэтому будьте героями!

Вы – Христова невеста. Поверьте, безбрачие — это не самая высокая цена следования за Христом. Вас не бросают в огненную печь, как трех отроков, о которых повествует книга пророка Даниила. Вас не оставляют на растерзание львам, как первых христиан. С вас не сдирали кожу, как это происходило с детьми Божьими во времена жестоких гонений. В свете их подвига является ли безбрачие тяжелым бременем и жизненной неудачей? Ваше довольство судьбой зависит от библейского восприятия преимуществ, данных Богом в безбрачии. Благодарите же Бога за него и ходите, высоко подняв голову. Вы — дети Божии, и вам принадлежит будущее!

Артём, Москва

Вопрос о целибате для мирянина

Я не женат, но пытался найти себе жену. После многих неудачных попыток стал придерживаться идей целомудрия и целибата. Мне не понравилось исповедоваться у женатого батюшки. В своей исповеди я усмотрел насмешки батюшки над моими грехами и некое осуждение того, что я не женат. Кроме того, я постоянно чувствую некое превосходство перед таким батюшкой, т.к. считаю, что целибат - это больший подвиг, чем семейная жизнь. Понимаю, что это уже дополнительный грех - гордыня. Что же мне теперь, у таких батюшек не исповедоваться, дабы новый грех не приобрести? Если я так и не женюсь, то я должен стать монахом?

Сохранение девства — высокая христианская добродетель. Но добро не есть добро, если совершается не с добрым расположением души. Уверен, что вы ошибаетесь относительно вашего духовника. Осуждение может вызывать не сам целибат, а ваше превозношение, в том числе и над ним, ваше гордостное самомнение, что «я́ко нѣ́смь я́коже прóчiи человѣ́цы» (Лк. 18:11 ). Духовник по опыту знает, как Бог смиряет гордецов. Смиряет чаще всего через блудные грехи. К сожалению, падали и не такие, как вы. Вам именно у женатых и надо исповедоваться.

Я глубоко убежден, что неженатому человеку нечего делать в миру, надо идти в монастырь. Почитайте патерики и жития святых, как подвижники избегали городов и соблазнов. И это в те времена! Но тот, кто сомневается, жениться ему или идти в монастырь, должен однозначно жениться. Ищущие иночества не мыслят себе другого пути. В монастырь идут не отталкиваясь от проблем, а притягиваясь любовью к Богу.

Почему вы думаете, что семейный крест легче целибата? Так ли легко побороть свой эгоизм и жить в мире и в любви с другим человеком, стать с ним едина плоть и един дух? А сколько бессонных ночей, сколько трудов и волнений испытывают родители, вынашивая и воспитывая детей! Сколько требуется здесь мудрости, терпения, кротости, жертвенной любви!

Итак, смиритесь пред волей Божией, молитесь Богу и продолжайте с Его помощью искать себе супругу — спутницу на пути ко спасению.

Новом Завете и в учении Церкви существует лишь одно понятие Царства Божия, предвосхищаемого христианским опытом и верой. Это предвосхищение и этот опыт возможны и в браке, и в безбрачии.

Специфически христианский брак заключается в преображении естественной взаимной любви мужа и жены: естественная любовь становится вечным союзом, не расторжимым даже смертью. Брак есть таинство, в котором осуществляется радость будущего Царства, брачный пир Агнца (Откр 19: 7-9), единство Христа и Церкви (Еф 5: 32). Не плотское удовлетворение, не социальное благополучие и даже не обеспечение потомства являются конечным смыслом брака, а предвосхищение вечной радости Царства Божия.

Но безбрачие и, в частности, монашеская жизнь находят в Священном Писании то же самое оправдание и тот же смысл. Сам Христос сказал, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут не жениться, ни замуж выходить, но будут как ангелы на небесах» (Мк 12: 25). Этот евангельский текст не отрицает, что христианский брак, по образу Христа и Церкви, потеряет свою реальность в Царстве Божием, но указывает на то, что человеческие отношения не будут больше «плотяными». Эта «бесплотность» будущей вечной жизни и может предвосхищаться в монашестве, которое и почитается в православном предании как «ангельское житие».

«Есть скопцы, - говорит Христос, - которые из чрева матерного родились так... и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф 19: 12). Бесчисленный собор святых и преподобных, вслед за Иоанном Предтечей, апостолом Павлом и «ста сорока четырьмя тысячами, искупленными от земли» (Откр 14: 3), угодили Богу безбрачием и монашеской жизнью.

В первые века христианства святые отцы и церковные писатели часто призывали к безбрачию и монашеству. В этом раннехристианском превозношении безбрачия, может быть, сыграла роль вновь осознанная очевидность несовместимости христианской этики с нравственной распущенностью Древнего мира: стать христианином означало выход из мира, разрыв со всеми его ценностями. Безбрачие было для многих самым наглядным и верным способом осуществить в личной жизни надмирный и эсхатологический порыв христианства. Но, несмотря на частое превозношение монашества как высшего христианского пути, древняя Церковь всегда сохраняла сознание положительной ценности брака. Она признала повсеместно, что брак есть Таинство, тогда как монашество признавалось таинством только некоторыми церковными писателями.

И брак, и монашество являются жизненными путями, в которых возвещаемое в Евангелии Царство Божие должно стать преобразующей силой, предвосхищающей явление последнего дня. Церковь благословляет как брак «во Христе», запечатленный Евхаристией, так и безбрачие во имя Христово, являющее образ «ангельской» жизни. Она отнюдь не поощряет ни брак, если он заключен только как временный договор или как удовлетворение плотских потребностей, ни безбрачие, основанное на эгоизме и самооборонительной безответственности.

Христианский брак предполагает жертвенность, семейную ответственность, зрелость тела и души. Так и христианское безбрачие невозможно без молитвы, поста, послушания, смирения, любви и подвига. Современная психология не впервые открыла факт, что безбрачие несовместимо с «нормальной» человеческой жизнью; между христианским пониманием человека и заключениями психоанализа есть только одна разница: они по-разному определяют норму человечности. Для христианства эта норма не в падшем эмпирическом человечестве, а в прославленном и преображенном Человеке, явленном во Христе, и эта норма достигается освященной веками монашеской дисциплиной и подвигом. При этих дисциплине и подвиге плотская чистота и безбрачие становятся возможным и радостным образом жизни. Без них безбрачное состояние не может быть ничем иным, как ненужным и противоестественным бременем.

Святые отцы знали - лучше иногда, чем многие современные психологи, - что человеческий инстинкт, влекущий его к любви и деторождению, не может быть выделен из всей совокупности человеческого образа жизни. Его нельзя упразднить, а можно только преобразить и очистить, превращая его в любовь к Богу и ближнему, через молитву, пост и послушание.

Трагедия современного католичества, в связи с вопросом о женатом священстве, заключается как раз в том, что целибат остается обязательным, тогда как вся духовная дисциплина, дававшая ему весь его смысл, целиком отбрасывается. Ежедневное исполнение литургического круга («бревиарий»), ежедневное служение мессы, особая, «священническая» духовность, изолирующая священника от мира, соблюдение постов - все это отброшено. Ежедневная жизнь священника ничем не отличается - ни в еде, ни в питье, ни в форме заработка, ни в молитвенной дисциплине - от жизни рядового мирянина. Пастырская ответственность все больше определяется как включение в борьбу за социальные, политические и, вообще, «мирские» ценности. Все это делается из самых добрых чувств и намерений, но, очевидно, исключает традиционное католическое представление о священстве и связанные с ним духовные ценности.

Но в православии целибат, практикуемый ради карьерных соображений - как ступень к епископству, - был и есть еще большая духовная опасность. Предание Церкви единодушно утверждает, что подлинное безбрачие и чистота достижимы только в рамках монастырского устава. Только отдельные, особо сильные личности способны осуществить монашеский идеал, живя в миру, да и то при условии, что они обладают самой высшей и трудной из добродетелей - смирением.

Утверждая нормальность женатого священства, Православная Церковь всегда признавала монашество как высочайшее свидетельство о силе Царства Божия в человеческой жизни. Вслед за ветхозаветными пророками и мучениками («мартирами» - «свидетелями») раннего христианства монашество всегда понималось как победа человека над злом, как освобождение его от рабства плоти, как высшее служение Богу. Являя образ светящейся, радостной, осмысленной жизни, служа Богу и людям, святые монахи были живыми свидетелями того, что Царство Божие действительно наступило. Именно им удавалось показать, что в христианстве заключена тайна мира, не только лучшего, но поистине нового, радикально иного. Истинное монашество есть, может быть, как раз то служение, в котором - больше, чем в чем-либо другом, - нуждается современный мир.

В религиях мира связь между мужчиной и женщиной не является греховной, если угодна богу и одобрена им. Адепты, посвятившие себя господу, нередко дают обет безбрачия, чтобы отгородиться от мирской суеты. Он носит название целибат, что это такое знают все священнослужители, но не все обязаны его соблюдать.

Целибат – что это?

Целибат – это принятый по религиозным соображениям обязательный обет безбрачия. Термин произошел от латинского слова caelibatus, что значит «неженатый». Подобные клятвы существуют с языческих времен и распространены по всему миру.

  1. Буддистские монахи отказываются от создания семья ради .
  2. В индуизме обет принимает постоянную или временную форму отказа от секса.
  3. Даже древнеримские жрицы богини Весты принимали обеты безбрачия.
  4. Все католики за исключением дьяконов, обязаны быть неженатыми.
  5. Православными епископами могут стать лишь монахи и безбрачные священники.

Целибат для мужчин

По личным причинам или религиозным соображениям мужчина может оставаться холостяком и добровольно вести асексуальный образ жизни. Не обязательно иметь для этого сан священника – принять обет безбрачия может любой, руководствуясь собственным мнением о «правильности» жизни. Целибат для мужчин – это отказ от всех плотских утех, гарантия сохранения энергии организма и (если в деле замешана религия) возможность быть ближе к господу, не ставя на пути к нему семью.

Целибат для женщин

Представительницы слабого пола также могут посвятить себя воздержанию и вести чистую жизнь, жертвуя себя богу или любимому делу. В наше время некоторые европейки и многие индийские женщины добровольно отказываются выходить замуж. Они усмирили плоть, служат Богу и людям: читают лекции, преподают в школах, участвуют в религиозных конференциях и активно познают себя, медитируя и ведя духовные дневники. Важно не подменять понятия, ведь женщина, которая соблюдает целибат, не просто отказывается от бытового рабства и подчинения мужчине. Она находит в своем состоянии.


Целибат в православии

Православие – одна из религий, поощряющая браки и добровольный отказ от них. Парадокс в том, что пропагандируя разные принципы поведения, эти понятия основываются на единой духовности. После Шестого Вселенского Собора (в 680-681 гг) было сформировано особое отношение к брачному союзу. Он предполагает жертвенность, трепетное отношение к семье, зрелость. Православная церковь не подавляет естественный инстинкт любви, размножения, создания семьи, и придерживается следующих правил:

  1. Все духовенство делится на белое (разрешено иметь семью) и черное (не разрешено).
  2. Брак допускается, когда ему предшествует посвящение в священники или дьяконы.
  3. Епископов выбирают исключительно из неженатых (черное духовенство).
  4. Обет безбрачия у православных можно принять как временно, так и пожизненно.

Зачем нужен целибат?

Задаваясь вопросом, что такое целибат, многие люди пытаются понять, какова его основная цель. В одних учениях он является обязательным условиям, в других – нет. Поставленные цели различаются в зависимости от адептов, которые применяют практику, и того, физическое или моральное воздержание подразумевается.

  1. В западных религиях обет целибата дается ради Христа. Он учит человека смирению и открывает путь к Господу.
  2. В восточных учениях он является средством для достижения духовного просветления.
  3. Воздержание – основа йоги. Медитация и похоть несовместимы.

Целибат – польза и вред

Отношение к обету безбрачия во всем мире разное, менялось оно и на протяжении веков. И сегодня находятся сторонники и противники «холостяцкой системы». Католические священники обязаны соблюдать строгий целибат, но в последнее время этот вопрос активно поднимается, так как прихожане утверждают: принудительное воздержание негативно сказывается на работе священнослужителей. Православный целибат более лоялен, но и здесь могут быть разные толкования.

Польза целибата

Целибат – необходимое условие духовного роста. Священники ближе к богу, чем люди, живущие «в миру». Они отгораживают себя от всех благ, желаний, радостей и не ставят никого (ни жену, ни детей) между собой и Господом. Что дает целибат священникам? Время на себя, на молитвы и размышления о высшей сущности. Если рассматривать понятие, как половое воздержание, можно и найти плюсы:

  1. В этом смысле целибат является гарантией сохранения внутренней энергии человека, клеток тела и мозга.
  2. В доказательство того, что удержание семени благотворно действует на ум, приводят таких великих мыслителей, как Платон, Аристотель, Пифагор, Леонардо да Винчи, Ньютон, Бетховен и др. Они вели жизнь воздержания.
  3. Логично избегать беспорядочных половых связей не только в молодости, но и в зрелости. Это сохранит здоровье и моральный облик человека вне зависимости от пола.

Целибат – вред

Ошибочно полагать, что связь между мужчиной и женщиной осуждают все мировые религии. Негативно относится к обету безбрачия иудаизм, ведь еще в Библии прописано – людям надо «плодиться и размножаться». Англикане и большинство протестантов тоже отдают предпочтение женатым священнослужителям. Главный довод, который приводят люди, не приемлющие целибат: что это такое учение, которое противоречит естественным функциям, потребностями человека. Есть и другие минусы:

  1. Отсутствие интимной жизни может привести к заболеваниям половой сферы: простатиту, атрофии мышц таза, раку и пр.
  2. За неимением физической и психологической разрядки становится причиной комплексов, скрытых желаний. Иногда они выливаются в совершение преступлений.
  3. Блюсти целибат могут лишь люди, готовые к этому. Необходимо смирение и собственное волевое решение.
  4. Неправильно растолковывая учение, некоторые священники видят греховной связь с женщиной и становятся мужеложцами. Известно много случаев, когда католические священнослужители совращали детей, лишь бы подавить свое желание.
  5. Некоторые замещают секс мастурбацией, а это тоже грех.

Как принять целибат?

Если человек готов жертвовать личной жизнью ради достижения своих целей, он задается вопросом: как принять обет безбрачия? Не обязательно для этого уходить в монастырь, проводить какие-то обряды. Если концепция жизни такова, что семье и отношениям в ней нет места, человека – женщина или мужчина – может добровольно пойти на эту жертву. Клятва дается перед иконой. Говорящий обращается к Богу, обещая никогда не иметь никаких отношений и остаться непорочным (непорочной) до конца дней своих.