Внеклассное мероприятие обряды мордовская свадьба. Свадебные обряды мордвы

Мордовская свадьба – одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием.

Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха. Жениху и Невесте, заключающим брак по обоюдному согласию и любви, а также родным и близким приходится входить в образный мир народной поэзии. Все это требует специальной подготовки, выучки. Невеста в течение нескольких вечеров причитывает, прощается с родным домом, откуда ей «так не хочется уходить» в дом «ненавистного поработителя», укоряет родителей, «продающих» ее «в рабство ногайскому князю» и т.д.

Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту невесты бывали иногда старше своих женихов.

Оформление брака обычно происходило по полному свадебному обряду. Мордовскую традиционную свадьбу можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имел строго очерченную композиционную завершенность, нередко сопровождаемую древнейшими формами символико-магических мотивов.

Начинался свадебный цикл со сватовства – ладяма (м.), ладямо (э.). Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб. Потом стучал кнутом в окно, говорил хозяину, что приехал сватать дочь, и быстро уезжал. Отец девушки со своими сыновьями или братьями устраивал за ним погоню. Если им удавалось догнать отца жениха, то ему возвращали хлеб с медом, а самого избивали. В противном случае отец девушки, подъехав к его дому, тоже стучал кнутом в окно, соглашаясь выдать дочь за сына хозяина.

Второй этап сватовства, собственно само сватовство – ладяма (м.), ладямо (э.). Во время него договаривались о расходах на свадьбу, о количестве приданого и т.д. В качестве приданого родители обычно давали дочери одежду, а также по молодой матке от каждой породы скота. После успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били по рукам. В доме невесты собирались ее родственники, каждый из них приносил с собой каравай хлеба. Уходя домой, они брали взамен хлеб, испеченный в доме невесты, что символизировало союз двух семей.

Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства – чиямо (э.), прокс симомась (м.). – окончательной пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.

Последним этапом сватовства является назначение дня свадьбы шинь путома (м.), чинь путома (э.). Родители жениха с двумя-тремя родственниками отправлялись к новому свату назначить день свадьбы, то есть день приезда свадебного поезда за невестой. С этого дня до самой свадьбы невеста должна была причитать утром и вечером, прощаясь с родным домом, с вольной девичьей жизнью.

Центральным этапом свадебного цикла была свадьба в доме жениха и невесты. В доме невесты свадебные обряды начинались с угощения невесты её родственницами кашей. Этот обряд называется ям ярхцама (м.), кашань ярсамо (э.).

Широко распространенным предсвадебным обрядом было мытье невесты в бане – стирень баня (м.), тейтерень баня (э.). Во время мытья невеста причитала, свое замужество приравнивала к смерти. Обряд укладки сундука (парьнянь вачкама –м., парень вачкамо – э.) – важный момент мордовской свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был «обеспечить» ей счастливую семейную жизнь. Вначале парь очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». В некоторых местах для невесты клали чашку и ложку для еды. Затем начинали укладывать рубашки, при этом перечисляли назначение каждой рубашки: «на жнитво», «на праздник», «коноплю дергать» и т.д.

Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные пироги, их насчитывалось от 5 до 9. Каждый пирог имел свое название и назначение. Самый большой и важный из пирогов лукш (м.), лувонь кши (э.) преподносили отцу невесты.

Главную роль в свадебном поезде играла сваха (кудава). Ею не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым лицом по почету и важности являлся торонь канды (м.), уредев (э.). Его обязанность охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом. У невесты заступниками (урьвалят) были ее родственники или двоюродные братья.

Первая встреча и знакомство молодых происходила у постели, которая зимою и летом, за неимением отдельных комнат, готовилась обычно в конюшне или амбаре. Туда жених приходил заранее, а затем туда же приводили невесту, которую со словами: «Волк, вот тебе овца!» вталкивали к мужу.

Информацию предоставили и подготовили сотрудники ПОВОЛЖСКОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУР ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

http://zubova-poliana.narod.ru/history-tradition-marriage.htm

Свадьба в Мордовии - действие, достойное полноценного фотоосвещения: красивые кадры и колоритные персонажи гарантированы.

Специально для читателей "Улея" подготовил репортаж о необычных традициях фотоблоггер msserv . Честно говоря, до поездки в Мордовию я ничегошеньки не знал об этой части Земли. Мое представление о ней начиналось и заканчивалось творчеством группы “OYME“. Поэтому приглашение поехать в деревню недалеко от Саранска для записи мордовской свадьбы принял незамедлительно. О дороге ничего сказать не могу. Дорога, тем более шоссе, она и есть дорога. Шоссе, скорость, ГИБДД, штрафы, опять дорога,опять скорость. Исключение, наверное, составляет село Умёт, в котором традиционно останавливаются дальнобойщик и. Там на протяжении нескольких километров по обе стороны дороги стоят несколько сотен столовок - кафешки с убивающими названиями типа "Едок", "Едун", "Энгельс", "МордДональдс" и куча подобного трэша.



2.

Интересное началось тогда, когда, проехав город Саранск с огромным кафедральным собором,



3.

мы в ночи попытались найти деревню Старые Турдаки. И ведь нашли! Но через какие испытания прошел масенький пыжик с автоматом на этих ямах и размокших дорогах… Надо будет потребовать у Пежо премию за успешно пройденный тест-драйв.



4.

Когда мы среди ночи ввалились в хату, хозяева, кажется, были не меньше нашего рады, что мы наконец-то добрались, и выкатили на стол. Вы когда-нибудь пили самогон с мертвыми пчелами и прополисом в 3 часа утра, закусывая это груздями?



5.

Вот! И я тоже нет. Говорят, что этот напиток обладает особенным бодрящим для мужиков свойствами))) так что вполне естественно было, что через 3 часа сна мы уже полетели осматривать деревню и окрестности.


Увы, но как и везде, много пустующих и развалившихся домов.




6.



7.

Да и население в деревне в основном пожилое, да сосланные родителями к бабушкам-дедушкам дети.



8.

Но солнце все выше, и деревня просыпается.



9.



10.

А мы потихоньку начинаем выяснять подробности мероприятия.


Во-первых. Свадьбу нам покажет ансамбль Дома культуры села Старые Турдаки во главе с директором Дома культуры и руководителем ансамбля Натальей.



11.

Во-вторых. Все персонажи будут одеты в настоящие мордовские костюмы, некоторым их которых более 100 лет, а в остальных костюмах только незначительные детали были восстановлены уже в наше время.


12.

Надо было видеть с каким восторгом и гордостью женщины демонстрировали нам эти наряды! "В этом платье выходила замуж моя бабушка!", а кого-то - тетка.


13.

В-третьих. Оказывается, мордовская свадьба играется 3 дня, но, поскольку проводить в застолье 3 дня не входило в наши планы, мы попросили сократить свадьбу до одного дня. Кстати, вы думаете, что только у мусульман жених и невеста встречаются только на свадьбе? Как бы не так! В Мордовии те же правила.



14.

Родители или родственники сватают, и привет. Нравится, не нравится - никого не волнует. Более того, первый день жених вообще где-то может гулять, а невеста сидит в доме с покрытой головой. Они только в брачную ночь и встретятся)). И тут такие варианты случались, что мексиканские сериалы отдыхают))


В-четвертых. Еда и песни тоже будут самые настоящие! Участники ансамбля готовили еду к нашей встрече. Пекли даже в настоящей печи хлеб и пироги!




15.


16.

Ну и, конечно, готовили настоящий самогон, совместным распитием которого сопровождаются все обряды и заполняются паузы между ними))


17.

И вот, в 10 утра началось действие. По деревне к дому жениха с песнями и танцами начала двигаться процессия.



18.

Общими усилиями украсили лошадь и повозку



19.

и поехали выкупать невесту.



20.

Дорога к дому невесты неблизкая,



21.

поэтому и песен свадебных и рассказов о таких свадьбах в пути удалось послушать немало.


22.

После долгих переговоров, которые являются обязательной частью процесса выкупа невесты, удается уговорить родителей,



23.

и они благословляют брак и передают невесту заботам свахи.


24.

И вся процессия возвращается обратно в дом жениха.



25.


На следующее утро гости возвращаются в дом жениха, и начинаются всевозможные обряды, связанные с прошедшей первой ночью и будущим семьи. Короче говоря, глумятся над молодыми по полной. Нам показали один из обрядов: молодые должны каждому на улице давать выпить, а выпивший должен выбросить подальше рюмку, которую молодые ищут, и так до бесконечности, ну то есть пока выпивка не кончится))


А когда мы еще ехали в дом невесты, нам рассказали о случае, когда гости разошлись так, что завели лошадь в дом с уже накрытыми столами. Завести то завели, посмеялись, а вот вывести - это уже оказалось другой большой историей и не такой смешной. У лошадей же нет задней передачи, а развернуться было негде.



26.

Ну, а заканчивается все, как обычно, песнями, разговорами за столом и выяснениями роли мордовского народа в истории России.



27.

А это все, кто участвовал в этой свадьбе, кто сохранил этот красивый обряд и эти песни до наших времен. Здесь же Ежевика Спиркина, руководитель группы "OYME". Она все эти обряды и песни записывала, сохраняя их для потомков, помогая популяризировать народное творчество. Честь вам всем и хвала!



28.

I. Введение……………………………………………………… 3

II. Основная часть……………………………………………… 5 - 13

1. Мордовская семья……………………………………………. 5

2. Свадебный обряд мордвы…………………………………… 8

2.1 Одирьвань кочкамо – выбор невесты………………….... 8

2.2 Ладямо – сватовство……………………………………… 10

2.3 Свадьбантень анокстамось – приготовление к свадьбе… 10

2.4 Чинь путома – назначение дня свадьбы…………………. 11

2.5 Одирьвань банясо шлямось – мытье невесты в бане…… 11

2.6 Эрямо парень вачкамось – укладка сундука……………. 12

2.7 Прякань панема – приготовление пирогов……………… 12

2.8 Женихень самось – свадебный поезд…………………… 13

III . Практическая часть исследования…………………………. 13-15

1.1 Опрос ……………………………………………………... 13

2.1 Интервью………………………………………………….. 13

IV. Заключение………………………………………………… 15

V. Список использованной литературы……………………….. 17

Приложение.

I. Введение.

Каждый народ на Земле, независимо от цвета кожи и расы, имеет свои обычаи и верования, свой язык и свои легенды. Каждый народ имеет свою историю. Каждый народ внес в общечеловеческую культуру свой вклад. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он неповторим. Своя история, свой вклад и у мордовского народа.

Обычаи и обряды являются своего рода хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение.

Тема моей работы выбрана неслучайно. Мои бабушки, и с маминой, и с папиной стороны, - эрзянки. Я очень люблю бывать у них. Мне нравится слушать их рассказы о прошлом, о старине. Когда я была совсем маленькой, бабушка Валя, укачивая меня, вместо колыбельной часто пела надо мной протяжные мордовские песни. Спустя 3-4 года, она мне уже рассказывала об обычаях и праздниках мордвы, разучивала со мной «Колядки». Когда я пошла в школу, стала изучать родной язык, начала посещать кружок «Национальное краеведение» и петь в детском мордовском ансамбле «Лейне», который не раз был победителем и призером различных областных детских фестивалей и конкурсов. А раз, просматривая фотографии в альбоме, я наткнулась на яркие снимки, сделанные на мордовской свадьбе. Я поинтересовалась у бабушки, откуда они у нас. Бабушка поведала мне, что в нашем селе Старая Шентала в 2000 году был большой праздник «Мордовская свадьба», участниками которого стали жители нашего села. Этот обряд проходил по старинному обычаю и был несколько раз показан по телевидению. Оказалось, что в этом празднике приняли участие и мои бабушка и мама. Это стало для меня очень интересно…

Актуальность данной работы заключается в том, что мои исследования в совокупности с другими подобными будут способствовать расширению знаний о национальной культуре, воспитанию патриотизма.

Цель исследования : выяснить сущность мордовской свадьбы, проследить особенности свадебных обрядов мордвы Самарской области.

Задачи исследования:

    Рассмотреть, как строились отношения в мордовских семьях.

    Рассмотреть структуру свадебного обряда мордвы и воссоздать целостную картину бытования свадьбы.

    Провести опрос среди учащихся школы на предмет знания и изучения родного языка, обычаев и традиций мордовского народа.

    Обобщить изученный материал и сделать выводы по изученной литературе.

Объект исследования - мордовская свадьба как историко-культурное и этнографическое явление.

Гипотеза : история мордовского народа, как и любая иная история – часть современной культуры, а не угасший мир. Всё большее число людей приобщается к ней, познавая и осмысливая обряды и обычаи мордвы.

Методы проведения исследования

    Подбор и изучение литературы о свадебном обряде мордовского народа.

    Опрос жителей села и работа с полученным материалом.

    Изучение краеведческого материала местного историко-краеведческого музея им. М.И.Чувашева.

    Презентация проекта на общешкольном мероприятии «День мордовского языка».

    Пополнение материалов школьного музея.

В настоящее время наметилась тенденция возрождения национальных традиций, обычаев и обрядов. К ним относится свадебный обряд - наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба является краеугольным камнем в процессе создания семьи.

I. Основная часть.

1. Мордовская семья.

Семья – древнейший институт человеческого общества. Как же строились семейные отношения в мордовских семьях, например, в 18- 19 веках?

В мордовских языках отсутствует слово семья в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово кудо (эрз.) – дом. В народной традиции дом воспринимается не только как жилище, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Семья и дом – синонимы. Это нашло отражение в пословицах: «Кодамо азорось, истямо и кудонь семиясь»(эрз.) - «Каков хозяин – таков и дом (семья)» ; «Эйкакш марто кудось – уцяскав кудо»(э.) – «Дом с детьми – счастливый дом».

По обычаю, во главе семьи стоял самый старший мужчина – покштя (э.), по отношению к младшим – дед или прадед. После его смерти у эрзи тут же это место переходило к старшему из братьев.

Глава семьи являлся непререкаемым авторитетом для её членов. «И царь хотел, да отец не велел» - говорится в старинной мордовской пословице. Он же был представителем семьи перед властями, общиной и церковью, платил за всю семью подати, одним словом, вёл дела дома. Он же был ответчиком за членов семьи, за их поведение. Все они не смели ослушаться и жены главы семейства. Высокий статус имела жена главы семейства – покштява (э.) (большуха, главная хозяйка). В нороде говорили: «Машты кудазорава марто кудосо рай, а беряненть марто– тоначи» (э.) – «При умелой хозяйке в доме рай, а при плохой – ад» . Её функции были чрезвычайно многообразны. Она ведала всеми женскими делами, управляла и распоряжалась всеми женщинами. Невестки находились в полной зависимости от неё. Работы между женщинами распределяла домохозяйка согласно их наклонностям и возрасту, но поровну. Она была полновластной хозяйкой кладовой. В ряде случаев у неё в руках оказывалась семейная касса.

Хозяйке дома принадлежала огромная роль по уходу за младенцем. Кудазорава нянчила, ласкала, лечила, воспитывала, закладывала основы нравственности и трудолюбия. Народная мудрость утверждает: «Авась чачты, а бабась касты» (э.) – «Мать родит, а бабушка растит. На свадьбе её одаривали равноценным подарком, что и мать. За менее почётный и значимый дар невеста подвергалась осуждению.

Отношения между мужем и женой обычно характеризовались сердечностью. Муж по всем вопросам советовался с женой. Не случайно мордовские пословицы гласят: «С соседом обходись рублём, а с женой – лаской», «Живут – друг другу угождают, друг друга уважают». .

Положение других женщин в большой семье определялось традицией обычного права, а также личными качествами и тем трудом, который вкладывали в общее хозяйство. Сильная, работящая сноха пользовалась уважением. Входя в новый дом, невестка теряла своё имя. По обычаю, её нарекали именем в соответствии с возрастной иерархией её мужа среди других сыновей. Так, жену старшего сына или брата звали Парава (пара (м.) – хорошо), второго сына или брата– Мазава (мазы (м.)–красивая), третьего– Вежава (вежа (э.) – малый). А свёкор и свекровь называли всех снох рьвяня (м.), урьвя (э.) – сноха, невестка .

В мордовских домах не существовало деления на две обособленные половины, не отгораживался специальный женский угол. Мокшанки и эрзянки не знали затворничества, участвовали в семейных и общественных праздниках, посещали женские посиделки, в отсутствие мужа могли принимать гостей.

Незамужние дочери, хотя они во всём зависели от воли родителей и в семейной иерархии находились ниже своих братьев, всё же пользовались относительной свободой и выполняли меньше работ. Большая часть времени у них уходила на подготовку приданого, свадебных подарков.

В мордовской семье каждая девушка имела своё личное имущество, которое включало праздничную одежду, головной убор, украшения. Девочки с ранних лет начинали вышивать себе рубахи, подбирать бусы, пуговицы, жетоны. Из семейного бюджета дочерям выделялась определённая сумма денег для приобретения нужных предметов. Их собственный доход мог складываться также от продажи ягод, грибов, орехов. Нередко девушки нанимались на сторону полоть огород, молотить хлеб, вязать снопы, ощипывать гусей.

Исключительно женским имуществом являлся бабий короб – парь – долблёная кадушка с праздничной одеждой и разнообразными украшениями (бусы, застёжки, бисерные воротники, головные уборы с богатым бисерным шитьём, подвески, поясные украшения). Предметы из короба никогда не продавались, а переходили из поколения в поколение. Парь в раздел никогда не поступал, и женщина могла распоряжаться своей собственностью независимо от мужа, она являлась неприкосновенной, и никто не имел права её растрачивать.

Дети в мордовской семье слушались родителей и повиновались им. Волю родителей мордва ставит чрезвычайно высоко. Непочтительного сына отец мог лишить наследства и выгнать из дома. Это, разумеется, не означает, что отношения между отцами и детьми у мордвы строились лишь на одном страхе. Доказывают это и мордовские пословицы: «Собаку учи дубиной, дитя – любовью», «За каждым ребёнком столько забот, сколько на голове у него волос», «Учи детей, пока малы – хороши будут взрослыми» .

В брак мордовская молодёжь, имевшая в личных делах большую свободу, вступала в большинстве случаев по обоюдному согласию. Но непременно требовалось и согласие родителей, ибо без родительского благословения брак не мыслился .

II . Свадебный обряд мордвы.

Свадьба - одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Традиционные обряды, приуроченные к разным этапам свадьбы, должны были способствовать её благополучному ходу, а также объявлять о событии односельчанам и родственникам. Свадебные обряды отличались большой сложностью и разнообразием.

Мордовская свадьба помогает увидеть красоту обычаев, традиций мордовского народа. Описание мордовской свадьбы сделано мною со слов жительницы села Волковой Татьяны Ивановны (1935 г.р.), Осиповой Нины Михайловны (1928 г.р.) и Ильясовой Валентины Максимовны (1923 г.р.). Всю свою жизнь они прожили в селе Старая Шентала. Здесь они родились, выросли, выходили замуж, растили детей и теперь уже внуков, правнуков и даже праправнуков. Все самые яркие и большие события они хранят в памяти и передают нам, следующим поколениям. Безусловно, обряд мордовской свадьбы запомнился им больше всего, так как это несравнимое ни с чем по своей красоте и великолепию событие в жизни каждого человека.

2.1 Одирьвань кочкамо – выбор невесты.

При выборе невесты родители часто основное внимание обращали на имущественное положение её семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту невесты иногда бывали старше своих женихов. Встречались браки между малолетними мальчиками 8–12 лет и девушками 20 и более лет. Объяснялось это стремлением родителей жениха путём женитьбы сына получить дополнительные рабочие руки, а родители невесты стремились как можно дольше удержать дочь в своём доме. Поэтому их раньше 25 лет не отдавали, это была самая молодая невеста. К 19 веку брачный возраст женихов и невест выровнялся. Как правило, браки заключались в своей этнической среде, но встречались и смешанные брачные союзы, особенно мордовско-русские.

    Корнишина Г.А. Традиционно-обрядовая культура мордвы//Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа/ Гл.редкол.: Н.П.Макаркин, А.С.Лузгин, Н.Ф.Мокшин и др. Сост. С.С.Маркова. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Елена Афанасьева
Конспект фольклорного праздника «Мордовская свадьба» (для детей старшего дошкольного возраста).

Цель : Воспитывать любовь к устному народному творчеству, народным

традициям и обычаям.

Задачи :

1. Развивать интерес устному народному творчеству, раскрывать его

богатство и красоту.

2. Формировать у детей чувство принадлежности к своему народу, его

культуре, чувство родного языка.

3. Воспитывать любовь к своей малой Родине,интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на нём.

Предварительная работа :

Знакомство с мордовским фольклором : старинные народные игры , хороводы, частушки, разучивание народных песен, танцев, знакомство с обычаями, традициями мордовского народа .

Оборудование :

Комната убрана,в стиле- изба (в углу стоит печка с чугунками, ухватом, столы с лавочками, на столах чугунки с кашей, хлеб – соль, сундук с нарядом, колечки для одаривания невестой подружек, музыкальные инструменты).

Ход праздника:

(На середину зала выходит ведущая в эрзянском костюме)

Ведущая : Свадьба - волнующий и трогательный момент. Дети с младшего возраста начинают играть в свадьбы , представляют себя невестами, одевают фату. Сейчас мы забыли свои корни, оторвались и поэтому мы решили показать мордовскую свадьбу , а что же ей предшествует.

Начинался день с обряда «Кашадо ярсамо» - день каши. Это последний день пребывания невесты в родительском доме.

(Под мордовскую музыку в зал заходят дети в национальных костюмах. Идут к двери и приглашают гостей)

Шумбратадо, вечкевикс, ялгат! / Здравствуйте, дорогие, гости!

Моледе кашань кандомо! / Приходите на день каши!

(Заходят девочки с чугунками, исполняют танец, затем чугунки ставят на стол, девочки садятся, едят кашу да нахваливают)

Девочки : Вай, вадря кашась!/ Хороша каша!

Вай, тантей кашась!/ Вкусная каша!

Вай, оев кашась!/ Масляная каша!

Ведущая : Девушки кашу едят, да нахваливают, а невеста грустна сидит, плачет, причитает, с родным домом прощается.

(Невеста идёт на середину избы, кланяется трижды на четыре стороны, под причитание одаривает подружек кольцами)

(Включается фонограмма причитания) :

(Включаются звуки колокольчиков и бубенчиков, поднимается суматоха все кричат):

Кудатне ардыть! / Сваты едут!

Приближается свадебный поезд со свахой , с хлебом (лукш, все здороваются, обмениваются хлебами приговаривая :

Улезэ женихнень ды одирьванень покш вечкема, эйкакшонь- пакшань кастома. Сватнэнень карадо каршо якамс, роднякс тейнемс.

(Чтоб было у молодых большая любовь, детей растили . Сватьям быть родственниками).

Жених берёт невесту под переливы бубенчиков, у входа их встречает

«медведь» , переодетая в шубу девочка, осыпает невесту хмелем, приговаривая :

Тона ёнксось чополгадозо. / Одна сторона темна.

Те енксось валдомгадозо,/ Другая сторона светла

Кодат комулятне шождынеть/ Какая хмель лёгкая

Истя эрядо шождынестэ!/ Пусть жизнь молодых будет лёгкой такой.

Невесту подводят к печке со словами :

Качамосот сувтыка/ Дымом обдай

Пси парнесэть эждика!/ Жарким паром согрей!

Гости усаживаются и начинается веселье.

(исполняется песня «Самсон леляй ков якить?»

Ведущая : - Тейтерть лиседе киштеме. / Девушки- подружки выходите танцевать.

(Танец мордовский «Пряхи» ).

Ведущая : - А какая же свадьба без частушек ! (частушки на эрзянском языке) .

1. Адя, Катя, моратано

Давай, Катя, киштяно

Ломанть оймсеме састь

Кадык минек кунсолыть.

2. И киштеме маштан,

И морамо маштан,

А паксясо роботамо

Теке овто шаштан.

3. Верьга ливти самолёт

Потмосонзо пайге

Моратано мазый моро

Вайгеленек гайги.

4. Ой, сорока- ашо бока,

Тонавтомак ливтнеме,

А верьга- а алга

Миколень вальмалга.

Ведущая : А, бывает ли свадьба без мордовской народной игры ?

Проводится мордовская народная игра " Суркске".

Первый день свадьбы заканчивается , всех зовут – приглашают на второй день свадьбы .

Второй день- «Сюкоро ускомо» - приезд горных. Под весёлую песню «Вай, Ванине, Ванине» приплясывая дети уходят из зала.

Ведущая : Третий день- «Одирьва мельга молема» - приезд за невестой.

Четвёртый день- «Баба ряд» - все женщины и мужчины одевают платки, выносят ведро браги и вязанку соломы, поджигают и прыгают.

Ведущая :На этом кончается эрзянская свадьба . Молодым мы пожелаем :

Кеме вечкема, кувака эрямо.

Шумбра чи ды валдо ки!

Литература

1. А. В. Орлова. Русское народное творчество.

2. Мы в Мордовии живём . Примерный региональный модуль программы

дошкольного образования .

3. Материалы из опыта.

4. Устно- поэтическое творчество мордовского нар

Крепкие многодетные семьи – основа традиционного общества большинства российских народов. Еще 100-200 лет назад устои мордвы однозначно предписывали: семья должна быть большой и патриархальной.

Мордовская свадьба

Любопытно, что вплоть до XVIII-XIX веков браки часто заключались между молодыми людьми с большой разницей в возрасте. Причем, старшей по возрасту в паре и у эрзян, и у мокшан была жена: 25-27 летние невесты выходили замуж за 12-14 летних по сути мальчиков. Такая, невозможная в наши дни ситуация, объяснялась бытовой целесообразностью. С одной стороны, родители девушки старались удержать её в отчем доме как можно дольше в качестве помощницы. С другой - родителям жениха также предпочтительнее было получить в дом лишние женские руки как можно быстрее.

Нередко церемонию обручения предваряло так называемое умыкание невесты: парни похищали девушек из родительского дома, притом за ними устраивалась самая настоящая погоня. Случались у мордвы и браки "уходом" или "самоходкой": убегавшая из отчего дома девушка выходила замуж за приглянувшегося юношу тайно. Такие случаи, как правило, практиковались в бедных семьях и объяснялись неспособностью жениха выплатить выкуп за невесту.

Но большинство свадеб в мордовских селениях, тем не менее, устраивалось по традиционным обрядам. Отец жениха, совершив жертвоприношения мордовским языческим богам, а позже, с принятием христианства, – просто помолившись Богу, мазал свежую хлебную горбушку мёдом и ночью ехал к дому, где жила невеста. Оставив хлеб у ворот, он стучался в окно дома и тут же быстро убегал или уезжал на лошади. Согласно традиции, мужская родня девушки должна была броситься в погоню, и если догоняла свата, то возвращала хлеб, наградив "неудачника" тумаками. Если же погоня оказывалась безуспешной, то преследователи приезжали сами к дому свата и тоже стучали в окно, таким образом символически соглашаясь на свадьбу.

После совершения этого обряда начинался этап формального согласования между семьями всех условий будущей свадьбы: определялись общие расходы, размер приданого. Полноценное утверждение сватовства считалось завершённым после так называемой церемонии "окончательного пропоя", на языке эрзя называемой "чиямо", мокша – "прокс симомась". После определения удобного для молодых и их родственников дня свадьбы для невесты начинались ритуальные дни прощания с вольной жизнью: в течение недели девушка громко причитала и рыдала.

Перед свадьбой подруги водили нареченную в баню. Расплетя косу, они мыли невесту, после чего заплетали ей уже две косы: замужнюю мордовскую женщину отличали от незамужней в том числе по прическе.

Ни одна мордовская свадьба не обходилась без специально выдолбленного свёкром большого липового сундука, называемого у мордвы словом "парь". В него перед церемонией укладывали деньги, хлеб, посуду – на счастье и богатство в будущей супружеской жизни.

В день торжества, сопровождавшие жениха в свадебном поезде люди на пороге дома невесты встречались с её родственниками, которые требовали обязательный выкуп. Затем следовало ритуальное прощание девушки с родным домом, после которого молодые отправлялись на венчание, а уже потом – в дом молодого мужа, где их встречали с хлебом-солью, осыпали зерном и хмелем.

Мордовская свадьба обычно длилась три-четыре дня, включая в себя различные торжественные ритуалы: обряд наречения невестки, представление молодой жены умершим родственникам, "хождение молодухи" по домам друзей и родных мужа и др. Завершением свадебных образов становился ритуал "моление лепёшек": на столе молодая раскладывала хлеба, а все члены семьи просили хранителя дома принять и полюбить ее.

Семейный уклад мордвы

Вплоть до первой половины прошлого века в мордовских сельских регионах существовали понятия "большой" и "малой" семьи. Большая семья – община, включавшая в себя всех родственников, включая самых дальних. Малая – 5-6 непосредственно близких друг другу родных.

Мордовской семьёй традиционно управлял старший глава семейства, мужчина, обозначаемый словом "кудазор" (у мокшан) и покштя (у эрзя). Именно он единолично решал все основные вопросы, касающиеся семьи, и перечить ему родные не имели права. После смерти кудазора (покштя), главенство переходило, как правило, к самому старшему по возрасту мужчине, хотя иногда делались исключения и главой дома становился более молодой, энергичный, смекалистый и ловкий человек.

Домашним хозяйством и внутрисемейными отношениями занималась жена главы дома – кудазорава (покштява). Ей подчинялась женская часть семьи: дочери, невестки, внучки. Все домашние дела – приготовление пищи, уборка, стирка и др. – осуществлялись под строгим контролем главной хозяйки.

Уходом за родившимся младенцем, к слову, занималась тоже кудазорава (покштява), а не его непосредственная мать. Патриархальный уклад особенно ярко проявлялся в воспитании мордовских детей, которым с раннего детства внушалось уважение к старшим и необходимость безоговорочно повиноваться родителям в любой жизненной ситуации.

Интересные факты о мордве и республике Мордовия

Мордву относят к одному из древнейших народов, проживающих на территории РФ: Иордан, один из готских историков, в своей книге "О происхождении и деяниях готов" упоминает среди племён Восточной Европы народ "морденс", представители которого, по мнению современных этнографов были предками современных мордвин.

Поза – слабоалкогольный национальный мордовский напиток, наподобие кваса, – готовят на основе сахарной свеклы. До сих пор все попытки наладить его промышленное производство оканчивались неудачно: уникальная рецептура и технология не предполагает стандартного подхода к приготовлению.

Целых четыре года, преобразованная в 1990 году из автономии в самостоятельную национально-территориальную единицу, Мордовия существовала в статусе Мордовской Советской Социалистической Республики. Только в 1994 году Мордовия потеряла в названии советские "регалии" и стала просто республикой.

Мордовия – водный край. На территории республике около 500 озер и 114 рек.

Самый большой православный храм в Поволжье – кафедральный собор в честь праведного воина Феодора Ушакова – находится в Саранске.

Закон, российская нация, нацполитика, декларация, Тишков