Сжатое изложение по рассказу В.Железникова "Три ветки мимозы". Три ветки мимозы II

Эпиграф к уроку:


И злобной клеветы невидимый кинжал!"
А. С. Пушкин.

Словарная работа:

  1. Зависть- чувство досады, вызывающее благополучием, успехом другого.
  2. Клевета - порочащая кого-нибудь ложь.
  3. Малодушие- отсутствие твёрдости духа, решительности, мужества.
  4. С.И.Ожегов. "Словарь русского языка".

Наш урок мы посвящаем решению нравственных проблем, поиску ответов на вечные вопросы бытия. Эпиграф вводит нас в круг проблем, которые мы можем рассмотреть на сегодняшнем уроке. Отталкиваясь от эпиграфа, попытайтесь сформулировать те вопросы, обсудить которые было бы важно для вас.

Ученики после размышлений над эпиграфом останавливаются на следующих четырёх проблемах: место человека в окружающем мире; предназначение человека; смысл его жизни; формирование или "созидание" человеческой личности; Ответственность человека за свои поступки.

Итак, сегодня мы будем говорить о жизни. Из каких событий она состоит? (Радости, потери, достижения, открытия, победы, страдания.)

Бывают такие моменты, когда человек оказывается в жизненном тупике, обстоятельства складываются так, что выйти из них кажется, очень трудно.

Учащиеся прочитали рассказ дома, теперь они кратко пересказывают его содержание, совершая акт смыслопонимания как "процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления". В данном случае это "процесс смысловой компрессии", в результате которого "образуется мини-текст, воплощающий в себя основное содержание исходного текста".

  1. Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?
  2. Определите тему произведения? (Столкновение подростков.)
  3. Близка ли эта тема вам?
  4. Каким настроением проникнут рассказ?
  5. Когда вы это почувствовали?
  6. Какой эпизод рассказа особенно запомнился вам, быть может, потряс ваше воображение, заставил задуматься? Почему?
  7. Как вы думаете, почему рассказ В.К. Железникова "Три ветки мимозы" трогает нас до глубины души, не оставляет равнодушными? (А причина, безусловно, не только в актуальности проблемы, но и в замечательном таланте писателя. Он находит такие слова, фразы, которые не могут не найти отклика в сердце писателя.)
  8. О чём заставляет задуматься писатель своим рассказом? (О равнодушии подростков к ситуациям, которые несут положительные эмоции, уважение, дружбу.)
  9. Выделите сюжетные линии рассказа и озаглавьте их.
    1. Подарок маме в День 8 Марта.
    2. Совет маме подарить цветы Лене.
    3. В школе.
    4. Отношение ребят к Витиному поступку.
    5. "Это ты виновата!" (Кого же обидел Витя?)
  10. Почему автор выбрал малый жанр? (Ему важно обратить внимание на самые существенные стороны происходящего, выделить наиболее острые моменты школьной жизни, так как именно в таких ситуациях раскрывается человеческая суть.)

Послушайте, как о рассказе говорит В.Акимов: "Рассказ- это сгусток жизни, та её зародышевая клетка, в которой сосредоточена могучая творческая сила. В нём схвачен, пережит и выражен момент истины, когда жизнь предстаёт в своём наиболее выразительном виде, и художник прикасается к её самому острому и чувствительному нерву".

Возникает задача взаимодействия с текстом: на основе осмысления изображённых событий расширить своё представление об окружающем мире, представить один из этапов познания жизни, совершенствование человеческой души.

Анализируем содержание первой и второй сюжетных линий рассказа:

Какое было утро? (Светлое, радостное.)

Что об этом свидетельствует? (Огромный букет мимозы на столе.)

Какими предстают перед нами первые весенние цветы?(Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день. Использование прилагательных усиливает ощущение нежности, тепла, радости.)

Чему была рада мама? (Праздничному дню, подарку от папы.)

О чём забыл Витя? (У него тоже был приготовлен подарок, но вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл.)

Что подарил Витя своей маме? (Открытку, сделанную своими руками с надписью: "Дорогая мамочка, поздравляю тебя с 8 Марта! Обещаю всегда тебя слушаться".)

Одна моя знакомая говорит: "Дарить подарки приятно, так же как и их получать. А вы с этим согласны?

2. "Совет мамы подарить цветы Лене".

Что посоветовала мама Вите перед выходом в школу? (Взять несколько веточек мимозы и подарить Лене Поповой.)

Был ли рад этому Витя? (Нет. Он хмуро спросил: "Зачем?" Ему не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.)

Почему же так? В весенний женский день приятно дарить девочкам- одноклассницам, мамам, бабушкам подарки? Да и папа Вити тоже подарил маме букет цветов?

Переходим к следующему этапу урока - обратим внимание на третью и четвёртую сюжетные линии: 3. "В школе". 4. "Отношение ребят к Витиному поступку".

В какой обстановке Витей были подарены цветы Лене Поповой? (Наспех, у самой школы, на улице, как- будто мимоходом. Витя протянул цветы и сказал: "Это тебе". Он даже не поздравил девочку и не дослушал благодарность. Он повернулся и убежал.)

Как в классе отнеслись к Витиному поступку? (Оказалось, что в этом классе вообще никто из мальчиков ничего не подарил девочкам. Ни один. И, конечно, подарок вызвал удивление. Со стороны учительницы одобрение, а со стороны класса - чувствовалось уже что- то недоброе.)

Когда Витя это почувствовал? (Ещё на уроке все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову. А когда на перемене Витя подошёл к ребятам, они вдруг закричали: "Тили - тили - тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками!" Потом смеялись и показывали на него пальцами.)

Можно ли Витю назвать несчастным человеком? (Нет, он, наверное, слаб душой, не очень смелый, нерешительный.)

Какими предстают перед нами одноклассники Вити? (Чёрствыми людьми.)

Как же это можно - оговорить человека? (Нормальные люди на клевету не способны. Когда вам говорят что-то дурное о человеке, не спешите верить- быть может, это клевета. Больше всего старайтесь не дружить с теми, кто дурно говорит о людях, о товарищах по классу, о дворовых друзьях, об учителях или о своих или о чужих родителях. Замарать честное имя, пустить ложный слух - иным это доставляет удовольствие. Дурной человек не может вынести, что о ком-то говорят хорошо, ему в радость видеть унижение другого. И вот - страдания, мучения, а иногда и настоящие драмы, потому что тот или та, которых оговорили, никак не могут оправдаться. Надо учиться быть стойкими, гордыми, презирать завистников и клеветников. Учиться жить с достоинством.)

А смог ли Витя противостоять оговору? (Нет. В школе он не смог дать отпор одноклассникам. "Он еле досидел до конца уроков, и как только прозвенел урок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.)

В пятой сюжетной линии "Это ты виновата.(Кого же обидел Витя?) чувства героя обострены до предела, мы чутко улавливаем это. За счёт чего это достигается? (Строгий отбор содержания, речевые характеристики героев: он забарабанил изо всех сил по двери; закричал, он почти плакал; вбежал в комнату, топтал цветы ногами и другие.)

На кого же сорвал обиду Витя?(На самого близкого человека, на маму.)

Как вы оцениваете его поступок? (Витя поступил не правильно в том, что он обвинил во всём происходящем маму. Мама хотела своему сыну только хорошего и дала ему правильный совет. Просто Витя не смог найти выход из сложившейся ситуации.)

Как бы вы поступили, если бы попали в похожую ситуацию?

Как вы определите роль страдания в жизни человека на примере этого рассказа?

(Страдания, которые причинил Витя своей маме тем, что топтал цветы, которые папа подарил ей. Доставил маме боль. Омрачил праздничный день. Но в страданиях закаляется человеческая душа, она совершенствуется. Может быть, Витя поймёт, что был не прав и извинится перед мамой.)

Как же Вите приблизиться к осознанию смысла случившегося? (Можно выделить развитие "внутренних" и "внешних" обстоятельств. "Внешние" обстоятельства: это общество, воспитание, религия, школа, семья. "Внутренние" - это развитие природного характера, изначально способного воспринимать мир душой, сердцем. Недаром говорят: "Зорко одно лишь сердце".

Витя должен ещё раз осознать, оценить смысл этой жизненной ситуации и найти правильный ответ.

В чём особенность композиции рассказа? (Кольцевая композиция: в начале текста перед нами предстаёт огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! А в конце рассказа эти жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой Витиных ботинок. Но в конце - опять нежные веточки мимозы. Так же и душа человека, оклеветанная недобрыми людьми, страдает и болит. Но она излечима. Нужно только захотеть. Писатель использовал художественный приём- антитеза: сравнивая предметы в начале текста и в конце (цветы, состояние души мамы.)

Что вы подчеркнули для себя из рассказа? (Быть людьми, заботиться о крепости своего духа, не быть малодушным. Собраться с силами, не падать духом, не унывать. Быть мужественным - долг человека перед жизнью. Беречь близких тебе людей.)

Мы ходим каждый день в школу - зачем? (Главным образом за умом. Мы надеемся развить свой ум, обогатить память, узнать, как устроен мир, научиться писать, читать, считать. Всё это умственные занятия, и постепенно мы учимся ценить людей за один лишь ум. Но всё это неправильно, всё не так! Не ум, а сердце- главное в человеке. Сердце- способность любить, верить, надеяться, глубоко чувствовать. Учёный- это очень хорошо, но как мы все любим сердечных, теплых, расположенных ко всем людей. Каждому из вас придётся делать выбор. Пусть всем повезёт, пусть каждому встретятся умные и сердечные люди. Они обязательно встретятся, если мы будем знать, что же именно должны ценить в людях: сердце и ум.)

И возвращаясь к эпиграфу нашего урока:

"Как рано зависти привлёк я взор кровавый
И злобной клеветы невидимый кинжал".

Будем держаться правила: "Никогда не говори о человеке дурное, никогда никому не передавай дурные слухи или разговоры." У зависти - кровавый взор. А клевета - невидимый кинжал. Боритесь со своим малодушием.

Домашнее задание: выступая в роли "соавторов" писателя подумайте о том, как можно закончить рассказ.

Когда он утром подошёл к столу, то увидал огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
- Это папа подарил мне, - сказала мама. - Ведь сегодня Восьмое марта.
Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. Там было написано: "Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта! Обещаю всегда тебя слушаться". Он вручил ей открытку, а сам стоял рядом и ждал. Мама прочитала открытку в одну секунду. Даже как-то неинтересно - как взрослые быстро читают!
А когда он уже уходил в школу, мама вдруг сказала ему:
- Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.
Лена Попова была его соседкой по парте.
- Зачем? - хмуро спросил он.
- А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.
Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.
По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал:
- Это тебе.
- Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо!
Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.
А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
- Откуда у тебя цветы? - спросила учительница.
- Это мне Витя подарил, - сказала Лена.
Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову.
- Вот как! - сказала учительница. - Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут.
А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали:
- Тили, тили-тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками!
Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.
Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.
Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал:
- Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! - Он почти плакал. Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол. - Ненавижу эти цветы, ненавижу!
Он стал топтать их ногами, и жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.
- Это мне подарил папа, - сказала мама.
А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... Это ведь были первые мимозы в её жизни...

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5» г.Брянска

Сжатое изложение по рассказу

В. Железникова «Три ветки мимозы»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна


Брянск-2011

Цель урока

обучать видам сжатия текста.

Задачи урока:

формировать умение адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письменно передавать обработанную информацию;

развивать навыки определения основной мысли, выделения микротем, сознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими; способы замены прямой речи косвенной.

ХОД УРОКА

1. Целеполагание

Учитель. Сегодня мы продолжаем учиться писать сжатое изложение. Нам предстоит вспомнить, что такое сжатое изложение, в чем его отличие от подробного, какие существуют приемы сжатия текста. И помогут нам в этом материалы для подготовки к экзамену (они в ваших папках на столах), ваши знания, которые всегда с вами, и тексты самой работы. Что же такое сжатое изложение?

Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.

Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?

Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

Учитель. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать, Владимир Железников (на доске – портрет писателя). Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём?

(учащиеся высказываются)

2. Выразительное чтение текста учителем

Три ветки мимозы

Когда он утром подошёл к столу, то увидел огромный букет мимозы. Они были необыкновенно хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

- Это папа подарил мне, - сказала мама. - Ведь сегодня Восьмое марта.

Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. Он со всех ног побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта! Обещаю всегда тебя слушаться и хорошо учиться». Он преподнес ей открытку, а сам застыл рядом в ожидании. Мама прочитала открытку, ярко иллюстрированную и старательно подписанную, в одну секунду. Даже как-то неинтересно - как взрослые быстро читают!

А когда он уже уходил в школу, мама вдруг посоветовала ему:

- Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.

Лена Попова была его соседкой по парте.

- Зачем? - настороженно спросил он.

- А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь непременно подарят девочкам.

Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и отправился в школу.

По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и как бы вскользь сказал:

Это тебе.

- Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо! -расцвела в улыбке Ленка.

Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.

А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

- Откуда у тебя цветы? - полюбопытствовала учительница.

- Это мне Витя подарил, - гордо вскинув брови, ответила Лена.

Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову.

- Вот как! - обрадовано сказала учительница. - Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут.

А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе.

- Тили, тили-тесто, жених и невеста!- сначала исподтишка, а потом все громче загорланили одноклассники.

Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

Он еле-еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал:

- Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! - даже не пытаясь сдерживать себя, он почти плакал. Распахнул комнату настежь, схватил мимозы и ожесточенно швырнул их на пол. - Ненавижу эти цветы, ненавижу!

Он стал топтать их ногами, и жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.

А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... Это ведь были первые мимозы в её жизни...

(По В.Железникову)

3. Беседа по содержанию

Учитель. О чем этот текст? Определите тему и основную мысль текста.

Учащиеся. Этот текст о непростых отношениях между людьми, о поисках ответов на трудные жизненные вопросы, которые нам, подросткам, приходится решать на пути взросления.

Учитель. Как вы относитесь к героям текста?

Учащиеся. Все герои текста обычные люди, добрые, честные, желающие сделать «как лучше».

Учитель. Как бы вы поступили на месте рассказчика? Лены Поповой?

Учащиеся. Всего нельзя предугадать. Может быть, я поступил бы так же, как и герой рассказа, но не так переживал бы из-за насмешек одноклассников. У нас в классе принято поздравлять девочек, и смешно выглядит скорее тот, кто этого не делает, поэтому судить трудно.

4. Составление плана и определение ключевых слов

Учитель. На какие части можно разделить текст? Как вы их выделили? Попробуйте обозначить их на черновике в виде цитатного плана.

Учащиеся.

1. «Сегодня Восьмое Марта».

2. «Она готова была благодарить еще час».

3. «Тили-тили тесто».

4. «Ненавижу эти цветы!»

5. «Это были первые мимозы в ее жизни».

Учитель. А теперь подберем ключевые слова и словосочетания к каждой из микротем.

Учащиеся. (Записывают, учитель обращает внимание на встретившиеся орфограммы)

№ п/п

5. Сжатие текста (работа в группах)

Учитель. Как мы уже сказали, задачей нашего урока является сжатие текста. Вспомним основные приемы сжатия. (Памятка 1). Какой из способов выбрать, вы решите, объединившись в группы и обсудив способы сжатия. Класс делится на четыре группы и выполняет сжатие каждой из микротем по порядку (4 группа-4 и 5 микротемы).

Памятка 1. Три основных способа сжатия (компрессии) текста

Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста:

исключение,

обобщение,

упрощение.

1. Исключение :

исключение повторов подробностей, деталей;

исключение повторов;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение :

замена однородных членов обобщающим наименованием;

замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение :

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложноподчинённого предложения простым;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Приемы компрессии текста :

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

6. Обсуждение полученных результатов

7. Повторное чтение текста и написание сжатого изложения

Учащиеся.

Три ветки мимозы

Утром Витя, увидев огромный букет мимозы, подаренный отцом матери, сразу понял, что сегодня Восьмое марта. Мальчик со всех ног помчался к себе в комнату и достал из портфеля открытку, приготовленную маме к этому дню. Мама быстро прочитала открытку, обрадовалась, а когда Витя уже уходил в школу, предложила ему взять веточку мимозы и подарить соседке по парте Лене Поповой.

Он взял три веточки мимозы и отправился в школу. По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы он встретил Лену Попову, как бы вскользь пробурчал слова поздравления и протянул ей цветы. Лена расцвела в улыбке и готова была благодарить Витю целый час, но он убежал.

Оказалось, что Витя был единственный, кто в этот день поздравил девочку, потому на перемене все шушукались и дразнились: «Тили-тили тесто, жених и невеста!»

Витя еле-еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду. Он распахнул комнату настежь, схватил мимозы и ожесточенно швырнул их на пол, стал топтать их ногами, и жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.

- Это мне подарил папа, - растерянно сказала мама.

А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... Это ведь были первые мимозы в её жизни...

Использованная литература

1. Шапиро Н.А. и др. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика.- М.: «Первое сентября», 2010.

2. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).- М.: «Экзамен», 2010.

Главный герой рассказа Владимира Железникова «Три ветки мимозы» — мальчик по имени Витя. Утром 8 марта он увидел дома на столе букет из веток мимозы. Мама сказала, что мимозы подарил папа. А Витя подарил ей открытку, в которой написал, что будет слушаться маму.

Когда Витя пошел в школу, мама предложила ему взять с собой три ветки мимозы, чтобы подарить их Лене Поповой, Витиной соседке по парте. Витя встретил Лену возле школы и вручил ей мимозы. Лена была очень рада подарку.

Как потом оказалось, Витя был единственным из мальчиков, кто поздравил одноклассницу с праздником. Во время перемены ребята стали его дразнить его женихом и кричать, что он водится с девчонками.

Витя с трудом дождался окончания уроков и побежал домой. Дома он накричал на маму, заявив, что это она во всем виновата. Потом Витя бросил мамины мимозы на пол и стал их топтать. Мама только растерянно сказала, что эти цветы — подарок папы.

А Лена Попова в это время бережно несла домой три ветки мимозы. Это был первый в ее жизни букет.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Железникова «Три ветки мимозы» заключается в том, не следует идти на поводу у мнения большинства, которое порой бывает ошибочным. Витя, по совету мамы подаривший букет однокласснице, болезненно отнесся к насмешкам мальчишек. Он сорвал свою досаду и злость на маме, растоптав букет, который ей подарил папа.

Рассказ учит иметь на все свое мнение и не реагировать на насмешки недалеких сверстников.

Какие выводы можно сделать, прочитав рассказ «Три ветки мимозы»? В рассказе раскрывается характер Вити. Витя — человек неспокойный, несдержанный. Чтобы не случилось, нельзя кричать на маму, женщину. И тем более топтать мимозу, цветы, подаренные папой. Вите нужно учиться выдержке, умению держать удар. Ничего страшного не произошло, когда одноклассники назвали Витю женихом — подразнили и прекратили. А то, что мальчик обидел маму, это действительно крайне неприятно, осадок от этого останется надолго. Матерей нужно беречь, дарить им тепло и любовь.

Какие пословицы подходят к рассказу Железникова «Три ветки мимозы»?

Всем глупцам не терпится осмеять кого-нибудь.
Мы боимся быть смешными и любим смеяться над другими.
Нет милее дружка, чем родная матушка.

Владимир Карпович ЖЕЛЕЗНИКОВ

Три ветки мимозы

В своих произведениях известный детский писатель рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок, о сложных жизненных ситуациях, в которые попадают герои, о том, как важно для людей взаимопонимание.

Когда он утром подошёл к столу, то увидал огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

Это папа подарил мне, - сказала мама. - Ведь сегодня Восьмое марта.

Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. Там было написано: "Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта! Обещаю всегда тебя слушаться". Он вручил ей открытку, а сам стоял рядом и ждал. Мама прочитала открытку в одну секунду. Даже как-то неинтересно - как взрослые быстро читают!

А когда он уже уходил в школу, мама вдруг сказала ему:

Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.

Лена Попова была его соседкой по парте.

Зачем? - хмуро спросил он.

А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.

Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.

По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал:

Это тебе.

Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо!

Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.

А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

Откуда у тебя цветы? - спросила учительница.

Это мне Витя подарил, - сказала Лена.

Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову.

Вот как! - сказала учительница. - Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут.

А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали:

Тили, тили-тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками!

Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал:

Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! - Он почти плакал. Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол. - Ненавижу эти цветы, ненавижу!

Он стал топтать их ногами, и жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.

Это мне подарил папа, - сказала мама.

А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... Это ведь были первые мимозы в её жизни...