Развитие и поведение ребенка в 2 года. Кризис двухлетнего возраста

Возбудимость, упрямство, истерики... Что с этим делать?

Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?

Освоение речи

Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: "что-что?"

Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Нормальные истерики: как с ними справляться?

В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.

Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.

Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка . Что это такое?

Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?

Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.

Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: "Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь... уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но..." А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.

Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения , вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: "Мама , мама хочет полежать". Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.

Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово "я" уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как "переводчик с детского".

Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к , и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Любовь к традициям и важность режима

Нервная система ребенка еще сохраняет черты , склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом "зеленом" диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

Возбудимость — общая особенность возраста

Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

В родителях могут бороться две мысли. Первая: "Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет" — это из репертуара вседозволенности. И вторая: "Как он смеет орать, ведь я же ему сказала..." — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.

Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.

Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого

Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый "закон заражения эмоциями". То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу "успокойся", когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.

Негативизм и упрямство — признаки взросления

Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать "бодаться" с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.

Контакты со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

Подведем итоги:

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально "выключить". Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.


Вот уже позади второй день рождения. Как быстро растет малыш! К двум годам он стал совсем взрослым и приобрел множество новых навыков, которые с радостью демонстрирует. В этот период воспитание ребенка потребует от родителей еще большего терпения, спокойствия и умения.

Кризис в 2 года проявляется агрессией и истериками

Физические изменения

Развитие роста двухлетнего ребенка начинает замедляться и в среднем составляет около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5-3 кг.

  • Изменяются пропорции тела: рост головы приостанавливается, зато начинается развитие и вытягивание нижних конечностей.
  • Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает припухлость щечек и животика.
  • Личико в два года теряет свою округлость, ножки становятся длинными и стройными.
  • Исчезают «подушечки» с внутренней стороны стопы.
  • Благодаря нарастанию упругости в мышцах тело ребенка становится схоже со взрослым.
  • Навыки и умения

    Достигнув , ребенок умеет самостоятельно ходить и постепенно овладевает речью. Эти два навыка являются его главными достижениями. Освоение новых территорий вызывают огромные перемены в физическом и умственном состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия движения вперед не дает покоя малышу. Ему надо все увидеть и потрогать.


    Ребенок в два года уже достаточно самостоятельный

    Развитие подвижности будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет, и обеспечение возможности движения - одна из первых задач для родителей.

    Умения, полученные в раннем возрасте, запомнятся навсегда. В два года мальчики и девочки уже способны:


    Становление речи

    В возрасте двух лет наблюдается активное развитие речи малыша. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз. Теперь ребенок способен не только задавать вопросы, воспользовавшись единственным словом, но и выстраивать небольшие предложения. В этот период очень важно больше разговаривать со своим непоседой, рассказывать истории и сказки. И ни в коем случае не следует коверкать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.

    Ребенок в два года не всегда может ясно выразить свои желания словами. Надо набраться терпения, постараться выслушать его до конца и понять, чего кроха хочет.

    Игры

    Игры занимают одно из первых мест в воспитание. В два года у многих детей формируются навыки обращения с карандашами, пластилином и акварельными красками.

    Чтобы ускорить развитие у детей мелкой моторики пальцев, можно научить свое чадо рисовать кисточкой или просто пальчиком, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном на стену комнаты.


    В два года с малышом можно играть ролевые игры

    В песочнице, девочки и мальчики двух лет уже способны не только копать ямку. Они смогут слепить куличики, если их этому научить, или проложить дорогу для машинки. Дома можно попробовать игру с куклой - купать ее, кормить, укладывать спать. Девочки особенно любят такие игры. В процессе игры происходит воспитание таких качеств, как любовь и забота. Попутно изучаются обычные повседневные предметы: мыло, мочалка, полотенце.

    В возрасте двух лет и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, им нравится вытаскивать из-под стула закатившийся мячик, или играть в прятки. Можно попробовать вместе отгадывать несложные загадки. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им с ответом, хорошо сделать большие рисунки, изображающие предмет или животное, которое требуется отгадать и в случае затруднения показывать. Здесь происходит развитие памяти и смекалки.

    Но, занимаясь с ребенком двух лет, всегда нужно помнить, что в два года дети не могут выполнять одни и те же действия длительное время. Им трудно усидеть на одном месте более получаса, поэтому все занятия должны быть ограничены по времени.

    Кризис двухлетнего возраста

    Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.


    Истерики в два года — обычное явление

    Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.

    Характер поведения в переходный период

    Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.


    Истерика в магазине за игрушкой

    Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.

    Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.

    Причины изменения поведения ребенка

    Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.


    Проверка границы дозволенного

    В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.


    Негативизм в два года

    Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.

    Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.


    Истерика — это требование внимания

    Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.

    Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.

    Разрешение кризисной ситуации

    Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.


    Советы родителям

    Многим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.

    Родителям надо установить, что разрешено и чего, напротив, делать нельзя, и всегда следовать принятым правилам.

    Если возникла кризисная ситуация, и малыш не хочет выполнять просьбы старших, надо успокоиться и твердо пояснить, почему требования не будут выполнены. Если истерика не прекратится, не стоит продолжать спор, а просто надо выйти из комнаты. Оставшись один, ребенок быстро успокоится и снова начнет общение.

    В 2,5 года у малышей начинается «переходный возраст». Дети отрицают очевидные вещи, стараются спорить со взрослыми. Любимые фразы детей в это время: «нет», «не хочу», «не буду». «Как разглядеть за частыми слезами малыша более серьезные проблемы, как отучить ребенка капризничать, почему малыш ноет, психует и истерит по мелочам?» – эти вопросы занимают молодых мам все чаще и чаще.

    В возрасте 2-3 года у малыша начинается так называемый “кризис непослушания”

    Упрямый возраст

    Первые протесты капризный ребенок проявляет в 2-3 года, это важный эмоционального развития. Психологи называют это время «кризисом трех лет». Дети 3-4 лет стараются отделить собственное «я» от мамы. Речь трехлетки еще не развита, поэтому малыши используют иные способы проявления эмоций и упрямства: крик, слезы, падение на пол и порча имущества. Истерики становятся более частыми. Это самое лучшее время, чтобы перестроить систему взаимоотношений в семье и скорректировать методы воспитания.

    Только к 4 годам дети осознают свою самостоятельность, имеют любимые занятия и предпочтения в еде. Малыши – уже довольно самостоятельные личности. Большинство из них посещают детский сад и с помощью речи формулируют свои желания. Дети этого возраста капризничают гораздо реже. Вспышки упрямства – это скорее копирование модели поведения в семье. Именно поэтому не стоит ругаться при малышах и уж тем более включать детей во взрослые конфликты. Капризный четырехлетний ребенок уже должен насторожить родителей, частые истерики – повод для посещения невропатолога и детского психолога.

    В 4-5 лет капризы ребенка свидетельствуют о недопонимании в семье, неумении идти на компромиссы (рекомендуем прочитать: ). Некоторые пятилетние дети привлекают к себе внимание родителей слезами, потому что не знают других способов сообщить взрослым о собственных переживаниях.

    Почему появляется «не хочу»?

    Лучше всего объясняют истерики маленького ребенка бабушки: «Почему ваш ваш ребенок опять капризничает? Избаловали, вот он и вертит вами теперь как хочет!». Некоторые родители и впрямь идут на поводу у чада, чтобы успеть за современным ритмом жизни: «Пойдем уже скорее, а потом купим тебе то, что скажешь» или «Одевай все что хочешь, только не плачь!». В таких ситуациях малыш довольно быстро понимает, что истерикой и упрямством можно добиться от родителей исполнения своих желаний. Для решения проблемы капризов важно понять их истинную причину. Иногда родители принимают за капризы реакцию ребенка на завышенные родительские требования. Часто малыш действительно не знает, как можно выполнить то или иное требование родителя.



    Чаще всего избалованность ребенка – вина самих родителей, которые идут у него на поводу

    Стандартные причины

    Почему же мы так часто сталкиваемся с капризами? Есть несколько видимых причин возникновения истерик у детей:

  • Проверка родителей на прочность. Первые истерики малыша пугают маму и папу. Повторяя их снова и снова, малыш по всем законам психологии проверяет реакцию родителей и определяет границы дозволенного: как отреагирует мама, если перевернуть тарелку с супом, что будет, если укусить папу в гневе? Истерики – это способ проверить авторитет старших и то, насколько серьезны запреты родителей.
  • Боязнь нововведений. К чувствительным и эмоциональным детям необходим особый подход. Такие дети опасаются всего нового. Новое блюдо, или «переезд» в свою кроватку могут сопровождаться слезами и категоричным отрицанием. Капризный двухлетний ребенок не соглашается идти на новую площадку – пообещайте, что будете рядом с ним и вместе поиграете в песочнице. Почувствовав себя в безопасности, малыш обязательно пойдет на компромисс.
  • Обычный отказ. Имеет место в старшем возрасте. За первые несколько лет жизни родители привыкли решать за малыша абсолютно все: что надеть, что поесть, когда нужно пойти ко сну. В четырехлетнем возрасте ребенок уже может определить, нравится ли ему тот или иной наряд или блюдо, а что не нравится совсем. Если мнение малыша и мамы не совпадают, может возникнуть протест. Возможно, пришло время прислушаться к ребенку в некоторых вопросах?
  • Последствия воспитания
  • Результат гиперопеки. Некоторые родители стремятся оградить свое чадо от разных жизненных проблем: мамы и бабушки долго кормят ребенка с ложечки, а для прогулки используют исключительно коляску. Попытки призвать такого малыша к самостоятельности бывают встречены протестом. В этом случае капризы маленького ребенка связаны с тем, что он не понимает, почему мама не выполняет свои «прямые обязанности» – перестала кормить маленького и одевать его.
  • Попытка привлечь внимание. К двум годам дети уже прекрасно понимают, что нужно сделать, чтобы привлечь родительское внимание. Если взрослые каждый раз жалеют малыша после истерик, то в скором времени топанье ногами и крики станут частыми гостями в этом доме. Капризный двухлетний ребенок прекрасно понимает, что своим поведением он моментально привлекает внимание взрослых.


  • Для некоторых деток истерика – лучшая возможность привлечения внимания к себе Как справляться с капризами?

    Победить капризы маленького ребенка бывает непросто. Особенно явно это проявляется, когда мама торопится, а малыш еще чем-то занят и идти никуда не собирается. Ребенок, видя раздражение, будет упрямиться еще сильнее. В большинстве случаев конфликт заканчивается в пользу взрослых, а чадо через слезы и нервы все-таки собирается и идет вслед за мамой. Если такие ситуации повторяются – настало время изменить правила общения в семье и научить малыша выражать свои эмоции более эффективным и взрослым способом – словами. Самое главное в преодолении капризов – родительский самоконтроль. Не стоит повышать голос, это только усилит бунт. Постарайтесь не нервничать, чтобы не демонстрировать сыну или дочери свою беспомощность. Если вы хотите быстрее успокоиться, подумайте, насколько мужественным и решительным стал ваш малыш. Он отстаивает свое мнение и уже ведет спор со взрослым человеком.

    Капризный ребенок в год, в полтора, два и даже три года – нормальное явление, но если пятилетнее чадо устраивает истерики – это уже повод для посещения невропатолога и детского психолога. Врач проверит развитие малыша и даст рекомендации по воспитанию и взаимодействию с ним.

    Существует несколько правил, которые помогут справиться с таким сложным переходным возрастом. Советы помогут мамам «нехочух» бороться со вспышками упрямства:

    • Проверьте свои требования к малышу, возможно, некоторые запросы действительно завышены. Может быть, малыш уже способен решить, какую кофту надеть на улицу, или ему действительно не нравится томатный сок.
    • Необходимо разработать четкую систему запретов. На первое время достаточно 4-5 строгих «нельзя». Например, нельзя подходить к уличным собакам или к зажженной плите, а также другие запреты в соответствии с возрастом. Правила не нарушаются ни под каким предлогом. Эти «нельзя» должны подтверждать все члены семьи, в том числе и бабушка с дедушкой.

    • Малышу сложно каждый день выполнять родительские наставления: чтобы ребенок не взбунтовался, предлагайте ему варианты: «Какую игрушку возьмем на прогулку, слона или машинку?» Попросите у малыша совета и он с удовольствием пойдет на компромисс.
    • Развивайте в детях самостоятельность. Не стоит делать за малыша то, что он сам в состоянии сделать. Вместо того чтобы одевать чадо, поручите ему самостоятельно надеть брюки. Лучше выйти на прогулку на 15 минут позже, но пусть малыш оденется сам.
    • Не реагируйте на капризы ребенка. Лучший способ преодолеть истерику – не обращать на нее внимания. Дома можно оставить чадо в комнате, а самой заняться другими делами. Без повышенного внимания малыш успокоится гораздо быстрее. Если истерика застала вас среди людей, нужно постараться как можно быстрее найти уединенное место подальше от раздражающей обстановки, затем переключить внимание малыша на что-нибудь более интересное.
    • Проводите анализ ситуации. Каждая вспышка упрямства – это нереализованная потребность малыша. В столь юном возрасте дети не могут хотеть чего-то плохого. Может быть, капризному малышу просто не хватает внимания или общения – взрослым стоит об этом задуматься.
    • Хвалите малыша за поведение, которое вам нравится. Хвалите искренне, описывая все хорошее, что сделал малыш.
    Вечерние капризы

    Если ребенок капризничает и плачет в вечернее время, либо истерики начинаются перед отходом ко сну – это свидетельствует об эмоциональном перевозбуждении малыша. Эмоции, накопленные за день, не позволяют быстро расслабиться и уснуть. Особенно это относится к . Часто вечерние слезы возникают у детей, отказывающихся от дневного сна. Для исключения вечерних капризов можно придерживаться следующих рекомендаций:

    • Обязательно гуляйте вместе в течение дня. Благотворно на сон влияют вечерние прогулки (за 1-1,5 часа до сна).
    • Проветривайте детскую комнату перед сном. Оптимальная температура воздуха в детской комнате по мнению доктора Комаровского составляет 18-22 градуса.
    • За три часа до сна не разрешайте ребенку играть в активные игры: прятки, догонялки. Не стоит смотреть на ночь мультфильмы.


    Время перед сном лучше посвятить спокойным занятиям – собрать паззл, почитать книгу
    • Для вечернего времяпровождения хорошо использовать настольные игры или совместное чтение книг. Спокойные игры помогут предотвратить капризы маленького ребенка вечером.
    • Если у малыша нет аллергии, то перед сном можно принимать ванны с добавлением отваров из трав. Хорошо для вечерних ванн применять отвары мяты, череды или ромашки.
    • С разрешения педиатра вместо обычных напитков можно давать травяные чаи. В вечерний чай заваривают фенхель, лимонник или мяту. Готовые сборы можно приобрести в аптеке. Успокоительный чай можно пить не ранее, чем за 2-3 часа до сна.
    Как перехитрить капризулю?

    Большинство родителей пытается отучить своих малышей капризничать. Существует несколько способов перехитрить и успокоить маленького капризулю:

  • Поговори со мной, дружок! Когда все доводы исчерпаны, а ребенок еще капризничает, попробуйте подключить подставное лицо. Любимая игрушка малыша – лучший помощник. Возьмите в руку зайчика или мишку, заговорите от его имени: «Привет, малыш! Ты такой грустный! Мне тоже грустно, пойдем гулять?» После пары предложений малыш начнет прислушиваться. Это самый легкий способ прекратить капризы двухгодовалого ребенка.
  • Меняйте тему. Если вы чувствуете, что назревает протест и малыш отчаянно не хочет что-то делать, не нужно бороться, лучше просто смените тему. Спросите у малыша, с кем он играл на площадке, о новых друзьях, интересных куличиках, вспомните про собаку. Пары минут увлеченного разговора достаточно, чтобы переключить внимание, а потом снова вспомнить о водных процедурах.


  • В роли маминого помощника может оказаться игрушка, которая развеет капризное настроение малыша Альтернативные методы

    Когда стандартные способы успокоить малыша не помогают, можно попробовать что-нибудь новое. Есть и альтернативные методы предотвратить истерики:

  • Все наоборот. Наилучший способ угостить малыша чем-нибудь полезным – сказать, что есть это никак нельзя. Например, как угостить ребенка рыбкой? Под любым предлогом заманить чадо на кухню и сделать вид, что вы его не замечаете, но при этом что-то едите. Увидев малыша, спрячьте тарелку. Такие действия наверняка заинтересуют ребенка и проявят интерес к еде. Хотите повести ребенка в парк – говорите, что в парк сегодня никак нельзя. Так вы сможете предупредить капризы своего ребенка.
  • Праздник непослушания. Тяжело постоянно жить под запретами. Время от времени устраивайте ребенку праздники. В один из выходных сообщите ребенку, что сегодня он может делать все что угодно. В этот день согласуйте с ребенком меню, время и место прогулки, по возможности подарите небольшой презент. Вечером поговорите с малышом по душам, спросите, понравился ли ему сегодняшний день. Пообещайте устраивать такие праздники один раз в неделю, но при условии, что в остальные дни малыш будет слушаться (рекомендуем прочитать: ). Капризы маленького ребенка будут становиться более редкими.
  • Бои подушками. Капризный ребенок не может выплеснуть негативные эмоции. Если выхода из ситуации нет, вызовите ребенка «на бой» Для этого понадобятся 2 небольшие подушки или мягкие игрушки. С помощью пятиминутной «драки» малыш выплеснет агрессию, все обиды будут забыты.
  • Следуя этим правилам и ориентируясь на настроение малыша, мама всегда сможет договориться с маленьким капризулей. Справляться со вспышками упрямства в самом начале гораздо легче, чем успокоить чадо после истерики.

    Не успели оглянуться, а вашему малышу уже два года. За это время он многому научился, подрос и окреп. Теперь это уже не беспомощный карапуз, а маленький помощник и самостоятельная (ну, почти самостоятельная) личность. Последующие этапы развития детей с 2-х до 11 лет направлены на изучение конкретных ситуаций и действий.

    Начинается время нескончаемых вопросов. Необходимо постараться по максимуму ответить на все интересующие ситуации. Не стоит также забывать, что малыш до сих пор получает большинство навыков через подражание. В два годика малыши очень любят копировать действия и поведение близкого взрослого. Чаще всего это обычные бытовые ситуации. Если родители убирают - дайте ему тряпку, пусть помогает. Он уже смышленый для того, чтобы понять необходимость труда. А можно вместе с ним покормить куклу. После двух лет у малыша появляются любимые игрушки, занятия (рисование, музыка, машины, куклы) при правильном подходе к ребенку можно развить у него те или иные способности. Но ни в коем случае нельзя заставлять малыша длительное время заниматься одним и тем же занятием, т.к. можно навсегда оттолкнуть его от данного увлечения.

    Помните, воспитание детей до 3 лет - достаточно кропотливый процесс, поскольку родителям нужно будет научиться правильно реагировать на детские истерики (они случаются даже у спокойных карапузов). В силу узкого диапазона мышления и эгоцентричного нрава малыш непостоянен в действиях и поступках ему быстро надоедают игрушки, однотипные занятия - этот аспект молодым родителям нужно учитывать. Ранние этапы развития ребенка своего рода подготовка к взрослой жизни.

    Как выглядит ребенок в 2 года

    Что новенького Ребёнок 2-х лет проявляет невероятно высокую физическую активность. Нельзя подавлять это стремление и пытаться удержать его в «жёстких рамках» - ведь для нормального развития двухлетнему ребёнку нужно много и часто двигаться. Умение ходить совершенствуется и малыш уже неплохо держит равновесие. Ребёнок 2 лет умеет бегать и, если на более раннем этапе своего развития он уже пытался бежать, то сейчас у него должно получаться гораздо лучше.

    Что обычно уже умеет ребенок в 2 года:


    • Хорошо ходит, умеет бегать, но ещё часто падает.

    • Поднимается и опускается по ступенькам, ступая ногой на каждую ступеньку.

    • Многие дети в 2 года самостоятельно ходят на горшок или просят родителей посадить их.

    • Активно разговаривает, может строить простые предложения, состоящие из 2–3 слов. Использует прилагательные и местоимения.

    • Можно заметить, что ребёнок в 2 года начинает отдавать преимущество доминирующей руке: правша - правой, левша - левой.

    • Двухлетний ребёнок вполне осознанно стремится добиться родительского одобрения, ради чего готов выполнить посильную просьбу. Очень огорчается, если не получает заслуженной похвалы. Например, понимает и запоминает двух-этапные просьбы: «Пойди на кухню и принеси яблоко маме».

    С 2 до 3 лет начинает приходить некоторое понимание абстрактных вещей. В этом возрасте ребенок вероятнее всего начинает строить простые предложения, использует прилагательные. Начинает понимать смысл слов «потом», «завтра», «больше», «меньше». Перед тем, как сделать что-то малыш может представить это в уме. Однако, не стоит забывать, что ребенок 2 лет неспособен еще поставить себе какую-либо цель и достичь ее, также недоступен ему анализ, необходимый для успешного осуществления той или иной деятельности. Ему скорее интересен сам процесс, для него это своего рода игра.Нервная система малыша находится на этапе интенсивного развития. Окончательно понятие абстрактности придет к 4–6 годам, когда нервная система будет достаточно сформирована для этого.

    С 2 до 3 лет начинает отличать живых животных от игрушек, их изображающих. Например, понимает, что игрушка в виде кошки - предмет, а сама кошка - это живое существо. Любит слушать истории, произошедшие в прошлом, сознаёт, что это такое. Возможно ребёнок и раньше любил слушать читаемые мамой вслух детские рассказы, сейчас же он стал достаточно взрослым, чтобы понимать их содержание и, увлёкшись рассказом, будет ждать, когда услышит продолжение.

    Так называемая мелкая моторика становится более развитой, кроха умеет составлять пирамидки, сооружать «замки» из кубиков, брать карандаш и рисовать линии на бумаге. Большая моторика ребёнка в 2 года проявляется в виде улучшившейся координации при беге, умении перешагивать через препятствия, залезать на большие предметы. Согласованность движений стала намного лучше, что можно увидеть в перешагивании через небольшие препятствия во время ходьбы.

    Двухлетние детки помогают взрослому одевать себя: поднимают ножки, чтобы обуться, подставляют руки или даже стараются просунуть их в рукава. Могут самостоятельно надеть шапку или носочек. В состоянии частично раздеться без посторонней помощи. Контролируют физиологические потребности организма, знают, для чего нужен горшок, просят посадить их на него или даже садятся сами.

    Что нужно знать о развитии нервной системыПолезно знать
    Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший её отдел - головной мозг является органом сознания, мышления.

    Немного энциклопедических знаний. В мозговой коре осуществляется психическая деятельность. В коре больших полушарий происходит установление новых, приобретаемых в течение жизни нервных связей, замыкание новых рефлекторных дуг, процесс образования условных рефлексов (дуги врождённых, т.е. безусловных рефлексов, проходят в ниже-расположенных частях головного мозга и в спинном мозгу). В коре больших полушарий складываются понятия и происходит мышление. Здесь осуществляется деятельность сознания. Психика человека зависит от степени развития, состояния и особенностей нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий. Развитие речи и трудовой деятельности человека тесно, связано с усложнением и совершенствованием деятельности мозговой коры, а вместе с тем и психической деятельности.

    В функциональном отношении из всех частей головного мозга у новорождённого наименее развита кора больших полушарий, вследствие чего все жизненные процессы у маленьких детей регулируются главным образом подкорковыми центрами. По мере развития коры больших полушарий у ребёнка совершенствуются как восприятия, так и движения, которые постепенно становятся более дифференцированными и сложными. Вместе с тем всё более и более уточняются, а также усложняются и корковые связи между восприятиями и движениями, всё больше начинает сказываться приобретаемый в течение развития жизненный опыт (знания, умения, двигательные навыки и т.п.).

    Наиболее интенсивно происходит созревание коры больших полушарий у детей в течение ясельного возраста, т.е. в течение первых 3 лет жизни. У 2-летнего ребёнка уже имеются все основные черты развития внутрикорковых систем, и общая картина строения головного мозга относительно мало отличается от головного мозга взрослого. Дальнейшее его развитие выражается в совершенствовании отдельных корковых полей и различных слоев мозговой коры и увеличении общего числа миелиновых и внутрикорковых волокон.

    Во второй половине первого года жизни развитие условных связей у детей происходит со всех воспринимающих органов (глаза, уши, кожа и др.) всё более интенсивно, но всё же медленнее, чем в последующие годы. С развитием коры больших полушарий в этом возрасте увеличивается продолжительность периодов бодрствования, что благоприятствует образованию новых условных связей. В этот же период закладывается основа будущих речевых звуков, которые связываются с определёнными стимуляциями и являются их внешним выражением. Всё формирование речи у детей происходит по законам образования условно-рефлекторных связей.

    В течение 2-го года у детей одновременно с развитием коры больших полушарий и усилением их деятельности образуются всё новые и новые условно-рефлекторные системы и отчасти различные формы торможения. Особенно интенсивно в функциональном отношении развивается кора больших полушарий в течение 3-го года жизни. В этот период у детей значительно развивается речь, и к концу этого года у ребёнка запас слов в среднем достигает 500.

    Физическое развитие ребенка в 2 года К двум годам малыш самостоятельно, уже без опоры о перила или руку взрослого, поднимается и опускается по лестнице, приставляя одну ногу к другой на каждой ступеньке после каждого шага. Делает 3–5 шагов на цыпочках без поддержки.

    Некоторые дети умеют подпрыгивать на месте двумя ногами, не падая. В 1 год и 10 месяцев должен уметь без поддержки не резко ударить ногой мяч так, чтобы он катился. Ударяет по мячу достаточно ловко, не падая и не спотыкаясь о него.

    К двум годам хорошо играет в мяч руками. Удерживает мяч одной или двумя руками. Бросает мяч в горизонтальную цель. Скатывает мяч с горки. Умеет подкидывать его вверх.

    При еде удерживает ложку как положено - между большим и указательным пальцами, самостоятельно ест из тарелки, аккуратно, не обливаясь. Если до сих пор вилку не доверяли, то может быстро научиться есть и вилкой. Во время еды свободно берет чашку, пьет из нее, не расплескивая, и ставит ее на место.

    Бытовые навыки ребенка в 2 года Начинает частично одеваться: натягивает носки, тапки, шапку, рукавицы, обувь, иногда с небольшой помощью взрослого. Может натянуть ботинок, но не всегда на нужную ногу. Частично раздевается: снимает обувь, штаны, носки.

    При умывании трет ладони, часть лица. Сам вытирается полотенцем. С вашей помощью чистит зубы: вы помогаете направить щетку и выдавить немного зубной пасты на нее. Пользуется носовым платком при напоминании. Знает, где находится место для одежды, обуви, посуды, игрушек.

    Растет количество и качество выполнения бытовых навыков. Легко поворачивает дверные ручки. Может вставить ключ в дверную скважину.

    Однако имеется опасное расхождение между новыми возможностями ребенка и отсутствием у него чувства опасности.

    Контролирует физиологические потребности. Остается сухим всю ночь, если его эффективно высаживали на горшок перед сном. Ночью можно воспользоваться горшком в том случае, когда вы заметите, что ребенок во время сна крутится, всхлипывает и проч. Это признаки позыва на мочеиспускание, поэтому можно помочь малышу проснуться и высадить на горшок.

    Однако нельзя высаживать на горшок спящего ребенка - так он привыкнет мочиться во сне.

    Игра ребенка в 2 годаДвухлетний ребенок может самостоятельно построить башню из шести-восьми кубиков. После показа взрослого - паровоз-поезд: несколько кубиков (не менее четырех) в ряд, но пока еще без трубы.

    Собирает по вашему указанию пирамидку по убыванию размера из двух колец. Некоторые дети - из трех, еще реже из четырех (пяти) колец разных величин (после показа). Если ребенок еще этого не делает, то научите ребенка раскладывать снятые кольца справа от стержня по порядку, с учетом размера, и затем брать эти кольца поочередно и надевать их на стержень.

    При игре с вкладышами, используя знакомую доску, ребенок двух лет уже справляется со всем заданием, правильно размещая на доске все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). Если у самого ребенка не получается, помогите ему: на глазах у малыша, сопровождая свои действия словесными комментариями, вложите фигуры обратно в соответствующие ячейки. Затем выньте все три геометрические фигуры из ячеек и предложите ребенку найти место на доске для каждой фигуры. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему. После того как вы вместе с ним вложите все фигуры, вновь выньте их из отверстий и предложите ребенку самостоятельно выполнить задание. В возрасте двух лет результат может достигаться не сразу, ребенок может делать около четырех ошибочных проб.

    Если вы играли вместе с ребенком в складывание матрешек, то сейчас он уже умеет вкладывать одну матрешку в другую. Поскольку малыш уже научился действовать с двумя матрешками, предложите ему более сложный вариант, с тремя и более матрешками. Сначала вынимаете и собираете все три матрешки, выстраиваете их в ряд, подчеркиваете разницу в величине. Попросите ребенка показать, где большая матрешка, где средняя, где маленькая. Затем собираете матрешки вместе с ребенком: в среднюю прячется самая маленькая, теперь осталось две матрешки (большая и поменьше), открываете большую матрешку и прячете в ней среднюю. Постоянно подсказывайте ребенку: «Открой эту матрешку, а теперь эту», «Как закрыть матрешки?», «Давай сделаем, чтобы они стали красивыми, совместим рисунки», «Возьми большую матрешку, вложи в нее среднюю» и т.д.

    Двухлетнему ребенку нравятся куклы, умеющие звучать. У новой куклы должны быть и волосы. Ребенок третьего года жизни будет с удовольствием их расчесывать. Кукла с закрывающимися глазами позволит малышу наполнить игру новым содержанием. Ведь именно на третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что он изображает маму, доктора, шофера. Теперь для игры с куклой малышу необходимы игрушечные кроватка, столик, стулья, посуда и другие предметы.

    Сюжетная игра.
    К двум годам в игре детей должно уже быть воспроизведение последовательности логически связанных действий, то есть сюжетная игра. Малыш чаще всего выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой. Например, сначала купает куклу или мишку, затем вытирает; сначала нагружает машину, а затем возит ее; сначала кормит куклу, а затем моет и вытирает посуду.

    Если вы не замечаете таких действий у ребенка, поиграйте с ним.

    Игра-упражнение
    Положите рядом с ребенком куклу, детскую ванночку или другую достаточно большую емкость, полотенце или салфетку. Скажите ребенку: «Кукла грязная». Ребенок сажает куклу в ванну, может использовать кубик вместо мыла, трет куклу, затем вытирает полотенцем.

    Ребенок сам планирует игровую ситуацию после предъявления ограниченного количества игрового материала: кормит куклу, если рядом тарелочка или миска; строит гараж, если рядом кубики и машинка.

    В игре использует предметы-заместители: вместо тарелки - плоская коробка, вместо машинки - продолговатый предмет из конструктора и т.д. В играх продолжает подражать бытовым действиям взрослого.

    Предпочитает играть рядом с другими детьми, но большую часть времени пока еще не в общей игре. Появляется параллельная игра - малыш смотрит, как играют другие, и играет в ту же игру сам. Хотя иногда с удовольствием играет в догонялки со сверстниками. Периодически эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.

    Начало посещения детского сада в этом возрасте ничего не дает для развития ребенка. Постоянное общение с другими детьми в условиях детского сада становится полезным с 3 лет для девочек, с 3,5 лет для мальчиков.

    Рисует.
    Если уже имеет навык держания карандаша, то к двум годам может повторить нарисованную вами горизонтальную или вертикальную линию, а также закругленную линию. Учите ребенка называть то, что он рисует. Любит сам рассматривать книги с картинками - аккуратно переворачивает по одной странице.

    Общение, понимание речи и эмоции ребенка в 2 года Четко выполняет поручения (инструкции), со стоящие из трех этапов (возьми чашку, пойди в кухню и поставь ее на стол), требующие трех последовательных действий: во-первых, возьми чашку, во-вторых, пойди в кухню и, в-третьих, поставь чашку на стол.

    Половина детей в возрасте 2 года понимают значение слова «тяжелый»: из двух предметов одинакового размера, но разного веса покажет вам или даст по вашей просьбе более тяжелый.

    Попросите показать на кукле нос, глаза, уши, рот, руки, ноги, живот, волосы. К двум годам малыш должен правильно показать шесть из восьми спрошенных частей тела.

    В этом возрасте ребенок хорошо ориентируется в трех цветах. Подбирает их по просьбе взрослого по образцу. Перед ребенком надо положить 6 кубиков (по два кубика синего, красного, зеленого цветов). Затем показать кубик красного цвета и сказать: «Дай мне кубик такого же цвета. Красный кубик». Малыш даст красный кубик. Затем поменяйте расположение кубиков и попросите кубик другого цвета.

    Начинает называть некоторые цвета в ответ на вопрос: «Какого цвета этот кубик?»

    Эмоции и общение становятся богаче: сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям. Однако чаще всего это делает по примеру взрослого, а по собственной инициативе редко. Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы. Может быть эмоционально сдержанным, способным подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «собери игрушки», «это можно», «это нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо». Вместе с тем остается непослушание, злится при ограничении своих действий, в ответ на грубый тон взрослого. Может упрямиться, кричать, капризничать, требуя недозволенного и настаивая на своем. Для предотвращения истерик необходимо выполнять требования воспитания, изложенные в предыдущих разделах по ключевому слову «запрет». Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.

    С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи. Малыш понимает простой рассказ взрослого о событиях, с которыми ребенок сталкивался ранее. Например, о том, что он делал в этот день на прогулке или в гостях.

    Понимает короткий рассказ по серии картинок с незамысловатым сюжетом. Может ответить на вопросы взрослого, касающиеся данного рассказа. Возьмите книгу с простой иллюстрированной сказкой или простенький детский комикс. Рассказ по картинке сопровождайте показом картинок и подробным объяснением сюжета этих картинок. Обратите внимание ребенка на яркие детали (что надето на герое, как его зовут и т.д.). После рассказа, показывая на детали картинок, добейтесь от ребенка ответов на вопросы: кто изображен на картинке? Что он делает? Где происходит действие? В этом возрасте малыш может обозначить словами два-три действия.

    Если выложить перед ребенком несколько картинок с известными ему предметами, животными, то на вопрос взрослого «Где кошка?», а затем на вопрос «Где собака?» и т.д. к двум годам правильно покажет почти все известные ему объекты.

    Активная речь ребенка в 2 года Покажите ребенку несколько хорошо знакомых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Каждый раз спрашивайте, как называется предмет («Что это?»). К двум годам называет 4–5 объектов, причем делает как по просьбе, так и самостоятельно.

    Таким же образом при показе фотографий, на которых в группе с другими людьми изображены родители или другие близкие, не только узнает и находит их среди других, но и называет их.

    В два года активный словарный запас насчитывает не менее 40 слов (30 - у мальчиков, 50 - у девочек). В большинстве случаев намного больше (не сосчитать). Вообще, до трех лет у здоровых детей отмечается большой разброс в темпах развития речи: разный словарный запас, степень коверканья слов, разная скорость освоения фразовой речи и правильности построения предложений. Но каждый ребенок к двум годам должен знать названия и называть некоторых животных, некоторые предметы быта, одежды, посуды. Должен знать и называть имена родителей, близких взрослых, знакомых детей.

    Облегченные слова заменяются правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении, то есть не так четко и правильно, как это делает взрослый.

    Называет свое имя. При разговоре называет себя пока еще в третьем лице: вместо «я пошел» - «Саша пошел».

    При обращении с просьбой все чаще произносит фразы из двух слов. Начинает говорить фразами (предложениями) и из трех слов. Например, «Я хочу гулять». Употребляет в речи прилагательные, а также местоимения: я, меня, ты. Достаточно понятно для родителей выражает свои потребности с помощью речи.

    Может рассказать в двух-трех предложениях о том, что видит в данный момент.

    Начинает задавать вопросы, в том числе первые вопросы о названиях предметов и людей: «Что это?», «Кто это?»

    Какой режим у ребенка в 2 года Чтобы малыш хорошо себя чувствовал, у него было хорошее настроение, старайтесь соблюдать режим дня.

    Двух-трехлетние дети нуждаются приблизительно в 11 часах сна ночью и одном дневном сне продолжительностью 2–2,5 часа.

    Большинство детей в этом возрасте ложится спать между 19:00 и 21:00 и встает между 6:30 и 8:00. Кажется, что сон вашего ребенка, наконец, напоминает ваш, но разница в том, что ребенок младше четырех лет больше времени проводит в, так называемом, «легком» или «быстром» сне. Поскольку он делает больше переходов от одной стадии сна к другой, он просыпается чаще, чем это делаете вы. Именно поэтому так важно, чтобы ребенок умел сам себя успокоить и самостоятельно заснуть.

    Продолжайте следить за гигиеной малыша в 2 года. Умывайтесь по утрам, регулярно чистите с ним зубы специальной детской пастой, мойте ручки перед каждым приёмом пищи, расчесываться. Учите его самостоятельно следить за собой. Объясните, что грязные руки - это плохо, а если не чистить зубы - они со временем могут испортиться. Если ребенка содержать в чистоте, то у него подсознательно вырабатывается потребность в ней.

    Не забывайте гулять с ребёнком в 2 года - свежий воздух очень полезен для его растущего организма, поэтому не пропускайте ни одного дня. Одевайте его всегда по погоде, не переохлаждайте и не допускайте перегрева.

    К двум годам многие малыши завершают освоение горшка. Дети могут проситься как словами, так и знаками (жестами). Если ваш ребенок ещё не ходит на горшок, не расстраивайтесь. Ведущие педиатры уверяют, что-то, что ребенок не просится на горшок до двухлетнего возраста, - физиологическая норма. Это объясняется тем, что человек не может контролировать процессы мочеиспускания и дефекации самостоятельно именно до такого возраста. И если вы только начали приучать малыша к горшку, то у вас есть одно важное преимущество - высокая вероятность того, что ребенок в 2 года уже понимает речь родителей. Большинству детей уже можно все объяснить, рассказать и избежать таким образом лишних истерик.

    Как кормить ребенка в 2 годаПитание малыша 2-х лет отличается от рациона годовалого малыша, но и до взрослого рациона ему еще далеко. К двум годам ребенок становится более активным - он много двигается, разговаривает, поэтому потребность в энергии возрастает. Кроме того, к этому времени у деток нередко завершается прорезывание зубов, и теперь они могут самостоятельно справиться практически с любой пищей. В связи с этим многие родители ошибочно полагают, что ребенка можно смело переводить на «общий стол». Это распространенное представление неверно, ведь в организме ребенка первых трех лет жизни происходят изменения, которых нет у взрослых: продолжается формирование тканей, рост носит неравномерный и порой скачкообразный характер. Поэтому рацион питания ребенка в 2 года должен быть тщательно продуман и сбалансирован.

    Режим кормления в этом возрасте может быть четырех или пяти разовым (в зависимости от личностных предпочтений и семейных устоев). Желательно чтобы примем пищи был регулярно в одно и то же время и между приемами пищи проходили примерно равные промежутки времени.

    Полезно знать

    У двухгодовалого малыша уже должно быть 20 зубов, поэтому старайтесь приучать его к самостоятельному пережёвыванию пищи. В два года ребенок вполне способен справиться с небольшими и не сильно жесткими кусочками пищи. Чем кормить ребенка 2 летМясо
    К нежирным сортам мяса, которые были разрешены ранее, можно иногда добавить баранину. Кроме того, меняется способ приготовления мяса - теперь нет необходимости перемалывать его в фарш, можно резать на небольшие кусочки и варить, тушить, парить.

    Очень полезна для двухлеток печень - в ней содержатся витамины, минералы, легкоусвояемые белки. Она благотворно влияет на пищеварение и кроветворение.

    Кроме того, можно разнообразить перечень блюд для детей 2 лет - теперь к привычным тефтелям и перетертым супам можно добавлять мясные запеканки, рагу, соусы.

    Примерная норма мяса и мясных блюд в день составляет 90 г.

    Рыба
    Начиная с двух лет, рыба на столе ребенка должна быть не реже двух раз в неделю. Ведь в ней содержатся белок и жирные кислоты Омега 3, которые необходимы для развития детей.

    Суточная норма рыбы в рационе питания для ребенка 2 лет - 30 г в день. Лучше всего разделять недельные 210 граммов на 2–3 приема пищи. Это может быть и речная, и морская рыба (кусочки вымоченной селедки уже можно начинать давать понемногу в этом возрасте).

    Предлагайте ее ребенку в виде тефтелей, котлет, зраз, просто приготовленную (запеченную, отварную, на пару) и нарезанную мелкими кусочками с овощами.

    Обязательно проверяйте всю рыбу на предмет мелких костей чистыми руками или двумя вилками, чтобы они не достались с очередным кусочком ребенку. Ведь он сам их выбрать не сможет. Поэтому лучше сразу покупать сорта рыбы с малым количеством костей или рыбное филе. Можно на сваренном бульоне кормить ребенка в 2 года ухой или супами-пюре.

    Молочные продукты, яйца, жиры
    Не обойтись в рационе 2-х летнего малыша без каши, молочных и кисломолочных продуктов. Так как они необходимы для формирования и роста костей ребенка.

    В возрасте 2 лет малыш должен выпивать около 600 мл молока в день, причем 200 из них должны быть в виде кефира. Несколько раз в неделю можно давать вареное яйцо. Также ребенок должен есть сырой творог, иногда можно сделать из него запеканку или сырники. Суточная норма масла возрастает: растительного - до 6 г, сливочного - до 12.

    В питание ребенка в 2 года нужно включать и сырные продукты. Конечно же, они должны быть натуральными и дополнительно необработанные, как плавленные сырки. Самый полезный сорт сыра - это Чеддер. Он содержит больше всего белка и кальция.

    В 1–2 года суточная порция сыра должна составлять всего 3–5 г. К 3 годам ее можно увеличить до 10 г. Оптимально давать этот продукт в первую половину дня. Так как пищеварительные ферменты в этот период наиболее активны.

    Так как сыр довольно специфический продукт в глазах малышей, то сначала можно добавлять его в тертом виде в супы, пюре, омлеты. Обычный бутерброд с сыром у крохи будет пользоваться спросом годам к трем.

    Интересно, что в странах Европы сыр предлагают детям уже с шести месяцев, но наши отечественные педиатры рекомендуют соблюдать осторожность и обезопасить ребенка от возможной аллергии и проблем с желудочно-кишечным трактом.

    Полезно знать

    Разные сорта старых сыров, с плесенью - все это ребенок сможет попробовать, когда у него полностью сформируется пищеварительная и ферментативная система. В случае его употребления высок риск аллергических реакций. Такие продукты ему можно есть примерно после 12 лет.

    Фрукты и овощи
    Это источник витаминов, минералов и клетчатки, столь необходимой для обмена веществ. В сутки ребенок должен потреблять не менее 250 г овощей. Включайте в его рацион все возможные сезонные овощи, зимой можно давать в небольшом количестве квашеную капусту, соленые огурцы и помидоры.

    Что качается фруктов и ягод - в этом возрасте можно уже практически все, важно не допускать переедания, чтобы не вызвать расстройства пищеварения.

    Крупы и хлеб
    Каши для двухлетнего ребенка можно делать более густые и вязкие, чем ранее. Если кроха отказывается от предлагаемого блюда, добавьте туда сухофрукты, орехи, мед.

    Обязательно должен присутствовать в питании ребенка хлеб - около 100 г в день, предпочтительно из муки грубого помола. Что касается режима питания ребенка в 2 года, то теперь следует переходить на четырехкратный прием пищи с интервалом в 4 часа. Ужин - не менее, чем за 2 часа до сна.

    Полезно знать

    Сладости. Сахар и все продукты, в которые он входит: кондитерские изделия, мороженое, подслащенные соки - ребенку до 3 лет давать вообще не рекомендуется. Это относится и к шоколаду. Помимо того, что шоколад содержит очень большое количество сахара, в нем также слишком много какао и различных добавок, которые очень часто вызывают у детей аллергию.

    В качестве альтернативы можно предложить малышу зефир, фруктовый мармелад и пастилу: они не содержат сахара, а сладкий вкус им придает фруктоза (фруктовый сахар, содержащийся во фруктах и овощах), которая для организма полезна.

    Что нельзя давать детям в 2 годаКолбасы.
    Продукты переработки мяса, к которым относятся все колбасы (и вареные, и копченые), а также копченая, вяленая или сушеная рыба, ветчина, копченая грудинка в детском питании тоже недопустимы. В копченостях много раздражающих веществ и соли, они довольно ощутимо «бьют» по пищеварительным и выделительным органам. К тому же, эти продукты содержат большое количество красителей, ароматизаторов, пищевых добавок и уже упомянутых ранее канцерогенов.

    Консервы.
    Мясные и рыбные консервы (если это не специализированные детские продукты, а обычные «взрослые» консервы из ближайшего магазина) насыщены солью, перцем, уксусом и различными консервантами. В питании детей они присутствовать не должны. То же самое относится и к домашним заготовкам, в которые обычно добавляют много специй, соли, уксус или аспирин, которые крайне негативно влияют на работу желудка и кишечника малыша.

    Рецепты:Картофельно-печеночное пюре
    Картофель (2 шт.), куриная печень (80 г.), куриный бульон (150 мл.), морковь (40 г.), репчатый лук (20 г.), соль (по вкусу), растительное масло (1 чайная ложка)

    Промыть печень, порезать на небольшие кусочки. Обжарить с луком на сковороде в течение 15 минут. Добавить тертую морковь, куриный бульон и очищенный, порезанный картофель. Посолить и тушить до готовности (минут 20–25). Затем перемолоть массу в пюре при помощи блендера.

    Овсяные оладьи с яблоком
    Овсяные хлопья (100 г.), 1 свежее яблоко, мука пшеничная (30–40 г.), 1 куриное яйцо, сахар (по вкусу), растительное масло (1–2 столовые ложки)

    Овсяные хлопья перемолоть на кофемолке. Получившуюся овсяную муку смешать с пшеничной мукой и яйцом, добавить тертое яблоко. Сформировать небольшие лепешки и испечь на сковороде. Подавать можно со сметаной или джемом, если у малыша нет аллергии.

    Яблоко, запеченное с творогом
    Яблоко (1 шт.), творог (30 г.), сахар (1 чайная ложка), изюм (1 чайная ложка), сахарная пудра (по вкусу)

    Яблоко помыть, ножом вырезать сердцевину (не насквозь). Смешать творог с изюмом и сахаром, заполнить яблоко. Положить яблоко на противень с небольшим количеством воды. Запекать яблоко в духовке при температуре 180–200 градусов в течение 15–20 минут. Готовое яблоко посыпать сахарной пудрой.

    Как развивать ребенка в 2 годаОсновные правила проведения развивающих занятий с детьми 2 лет.

    • Планируя игру, нужно помнить, что ее длительность не должна превышать 10 минут. Дело в том, что в этом возрасте внимание малыша еще настолько неустойчиво, что он быстро потеряет интерес к затянувшемуся процессу, не дождется его логического конца.

    • Начинать игру не стоит, если скоро обед или подходит время сна. Почему? Можно не успеть доиграть, а восстановить процесс уже не удастся. Да и малыш будет просто в не настроении из-за сонливости или голода.

    • Дидактические материалы должны быть готовы до начала игры и находиться под рукой. Ведь такой маленький ребёнок не будет терпеливо дожидаться, пока взрослый что-то доклеит, дорисует и т.д.

    • Если используются готовые развивающие игры для детей 2 лет, необходимо убирать их каждый раз после занятия, а не оставлять в детских ручках. Складывать карточки и другие материалы можно вместе с малышом, тем самым приучая его к порядку.

    • Каждая игра имеет рекомендации, но это не значит, что им нужно слепо следовать. Родители должны, прежде всего, ориентироваться на уровень развития своего ребенка, учитывать его индивидуальные особенности. Малыш всё равно не в состоянии усвоить больше своих возможностей.

    Ребенок становится очень внимательным к изображению (рисунку). Неслучайно в 2 года некоторые педагоги считают возможным начинать работу по ознакомлению малыша с грамотей (А. Зайцев, Л. Никитина и др.).

    Традиционная педагогика воздерживается от такой жесткой рекомендации, потому что в этом возрасте развитие ребенка протекает очень индивидуально, и что одному на пользу - другому во вред. Но можно приобрести плакат-алфавит и кубики с буквами. Алфавит лучше укрепить на уровне глаз малыша, а кубики, как обычно, использовать для строительной игры. Нужно убедиться, что дитя с интересом будет их разглядывать, и на его вопрос «это что?», называть звуки. Вначале следует познакомить кроху с гласными (а, о, у, и), а потом - и согласными (м, б, п, в, и пр.), он очень скоро их запомнит. Пока этого вполне достаточно.

    Продолжаем пальчиковые игры Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

    Катаем шарик.
    Учим ребёнка катать шарик ладошкой по столу, не теряя его.
    Стих-сопровождение:
    Покатился колобок,
    колобок-румяный бок,
    по дорожке, по тропинке,
    Прямо…
    (имя ребёнка) в корзинку!
    А где колобок?
    (движение останавливается)
    Вот он! (ребёнок берёт шарик в руку и показывает маме)
    Повтор раза 2, для обеих рук.

    Катаем карандашик.
    Ребёнку выдаётся гранёный карандаш. Карандаш зажимается в вертикальном положении, и дети катают его в руках с помощью мам. Цель - не уронить и отработать движение руками «Вперёд-назад».

    Полезно знать

    От рождения ребёнок легко делает то, что требует синхронного движения рук: броски, поднимание предметов. Но движения, где руки движутся автономно, даются тяжело. Поэтому мы начинаем стимулировать автономную работу рук и рук отдельно от ног. Это не только поможет ребёнку лучше развиваться и активнее исследовать мир, но и развивает связи между полушариями, что способствует развитию мышления.

    Дятел.
    Дятел-дятел сел на сук (машем руками-крыльями),
    Тук-тук-тук, тук-тук-тук (одновременно стучать большими пальцами по столу),
    Дятел-дятел сел на сук (машем руками-крыльями),
    Тук-тук-тук, тук-тук-тук (указательными, потом поочерёдно всеми остальными пальцами)

    Игры для развития ребенка 2–3 лет:А где у нас...?
    В эту игру вы начинали играть давно, но она по прежнему может быть интересна ребенку, только усложняйте задания. Попросите его принести большой мячик (мячик красного цвета, один кубик, много кубиков, если освоен счет, то 2 кубика). В игре можно использовать машинку для транспортировки груза. Вы в это время можете заниматься своими делами, и давать ребенку задания.

    Знакомство с окружающей средой.
    Гуляя по парку или просто на улице, всегда обращайте внимание ребенка на что-то новое и интересное, для страх знакомых понятий открывайте новые качества. Например, не просто «Смотри какая елочка», а «Смотри какие иголки, они колючие».

    Что в мешочке?
    Возьмите не прозрачный мешочек и сложите в него знакомые ребенку игрушки. Попросите его просунуть рубку в мешочек и взять одну игрушку. Пусть он попробует угадать, что за игрушка у него в руке.

    Большой, средний, маленький.
    Нужно учить ребенка различать не только понятия большой и маленький, но средний. Для игры удобно использовать матрешку. Возьмите 3 матрешки. Покажите большую и маленькую, спрячьте маленькую в большую. Теперь возьмите среднюю матрешку. Покажите, что она помещаться в большую, но не помещается в маленькую. Скажите: «Это средняя матрешка». Покажите, что маленькая матрешка может спрятаться и в большую, и в среднюю, а средняя только в большую, а в маленькую нет.

    Необходимо постоянно обращать внимание детей на размер предметов. Например, на улице замечать большие и маленькие машины, дома, деревья, людей. Также можно сравнивать одежду: у мамы платье большое, а у дочери - маленькое или посуду: розетка - маленькая, а тарелка - большая, и т.д.

    Покажи картинку.
    Возьмите 3 картинки с любым изображением (можно фотографии), например - кошечку, девочку и собачку. Разложите их перед ребенком, дайте время, чтобы он их рассмотрел и запомнил. Переверните одну картинку и скажите: «Спрячу кошечку». Попросите ребенка показать, где кошечка, куда она спряталась. Теперь переверните 2 картинки: «Спрячу кошечку и девочку». Попросите его теперь показать, где спряталась кошечка, а где девочка. Как только ребенок будет с легкость справляться с 2 картинками, добавляйте еще одну, а потом увеличивайте количество картинок. Обязательно хвалите его.

    Вам понадобятся картинки, на которых выполняется какое-то действие (кто-то спит, кто идет, кто-то смеется и т.д.). Разложите перед ребенком картинки и дайте их рассмотреть. Теперь спросите: «А кто на картинке смеется?». Старайтесь, что ребенок не просто показывал пальчиком, а произносил слова.

    Вам понадобятся картинки, на которых один объект выполняет разные действия (киса кушает, умывается, спит). Разложите картинки перед ребенком, чтобы он их рассмотрел и расскажите, подробно, что дает киса на каждой картинки. Попробуйте поменяться ролями, и попросите, взяв в руку картинку, спросить, что на картинке делает киса. Похвалите его за ответ. Постепенно добавляйте уточняющие вопросы: на чем спит, какая киса и т.д.

    Как развить у ребенка цветовое восприятие?
    Восприятие цветовой палитры при отсутствии нарушений работы органов зрения у всех детей приблизительно одинаково до 3–3,5 лет. В 2 года ребёнок должен уметь различать чётко не менее 4 основных цветов: жёлтый, красный, зелёный, синий. Ещё не умея назвать эти цвета, ребёнок должен уметь отложить отдельно фишки зелёного от фишек красного цвета, сложить пирамидку из кубиков одного цвета. К 3 годам ребёнок должен уметь дифференцировать не менее 10 цветов, при этом чётко различая сходные цвета: оранжевый и жёлтый, голубой и синий.

    Первоначальные упражнения должны начинаться с 4 основных цветов с добавлением постепенно иных, в том числе и сложно-цветовых оттенков. Вводят цвета по принципу добавления наиболее часто встречающихся цветов. Именно поэтому чёрный или белый добавляются в активное изучение, как правило, позже, скажем, оранжевого.

    Стараетесь подчинять игры одному изучаемому цвету, но чтобы не было скучно, в течение обучающих игр оперируете 1–2 цветами, чётко проговаривая окончания: «посмотри, мы берём жёлтый кубик и ставим его на жёлтый кубик. У нас получается желтая башня. А рядом мы строим Красную башню. Вот красный кубик. А вот тебе в руку красный кубик, куда надо поставить этот красный кубик? Правильно, вот на эту красную башню»….

    Игры на дифференциацию цветов:Игры с пробками от бутылок - собирать картинки, разбирать по цветам.

    Игры с кубиками : построить для желтого цыплёнка жёлтую башню из кубиков, а для зелёной лягушки - зелёную. И обратная игра - построили зелёную башню (зелёный домик), кого туда посадим жить? Конечно, зелёную лягушку.

    Игры с мозаикой - в разные углы игрового поля втыкать гвоздики определённого цвета. Сначала втыкаются бессистемно, кучкой, но чтобы в одном углу оказались синие фишки, в другом - жёлтые и т.д. Ребёнок не будет играть в мозаику, если вы ему не поможете облечь процесс обучения в игровую форму. Скажите, что вот тут - грядки с красными ягодками, а вот тут надо посадить зелёные. Или, что здесь солдаты синей армии, а здесь - зелёной.

    Игры с пластилином - слепите колбаску-червячка жёлтого цвета и червяка красного цветов. Сделайте много-много ягодок - шариков и накормите жёлтого червяка жёлтыми ягодками, а красного-красными.

    Нарежьте из картона 8 кругов четыре - желтого цвета, 4 - зелёного цвета, перемешайте и попросите найти вот такие жёлтые круги. Вместе с ребёнком наклейте на лист бумаги в ряд жёлтые круги и отдельно в ряд - зелёные. Нарисуйте глазки и ротик - две весёлые гусеницы поползли по дорожке. А, может, это бусы мамы? Или дорожка на даче, по которой можно пройтись пальчиками - топ-топ!

    Вырежьте из листа цветного картона бабочку, пусть ребёнок украсит крылья пятнышками из цветной бумаги и комочков пластилина. Причём верхние крылья будут только с жёлтыми пятнами, а нижние - только с синими.

    Конечно, игр может быть гораздо больше, главное, чтобы процесс обучения проходил весело.

    Как играть с ребенком в 2 года В два года у малыша активно развиваются самостоятельность и творческие способности. Помогайте ему, стимулируйте его. В этом возрасте так легко отбить желание у малыша что-либо делать, поэтому не ругайте его за мелкие промахи и ошибки. Пусть у него еще не всё получается, но он очень старается. Чаще хвалите и поощряйте своего малыша.

    Активно-подвижные игры:

    • Бег (по нарисованным мелом на асфальте прямой, волнистой, зигзагообразной линиям).

    • Различные игры со сверстниками, где необходимо бегать или быстро ходить (например, организованные родителями соревнования «Кто быстрее добежит?», «Кто скорее дойдет?»).

    • Игры с мячом (катание мяча, ребенок ловит его руками, позже, когда это движение освоено, - ногами, первые попытки поймать мяч и бросить его самому, ведение мяча рукой (впоследствии ногой) в заданном направлении, бег с мячом в руках, впоследствии прыжки с мячом в руках).

    • Игры с кеглями (выбивание мячом кеглей (первоначально мяч катают, потом - бросают), беганье между кеглями так, чтобы их не уронить).

    • Игра в прятки - в этом возрасте дети очень любят играть в прятки. Объясните малышу что нужно делать. Пусть сначала спрячется малыш, а вы его поищите, потом наоборот. Можно спрятать игрушку и поискать ее вместе с ребенком.

    • Игры, требующие умения прыгать (ребенку этого возраста пока еще тяжело приподнять свое туловище над землей, поэтому стоит учить малыша прыгать, держа его за руки, для этого можно предложить попрыгать под веселую считалочку или под счет. Когда прыжки будут чуть-чуть получаться, можно попробовать начертить на асфальте недалеко друг от друга различные несложные рисунки: грибок, домик, матрешку, елочку - и просить ребенка прыгать на то изображение, которое вы называете. Впоследствии вместо изображений, можно использовать геометрические фигуры, цифры и буквы).

    Игрушки для ребенка в 2 года В этом возрасте дети очень любят реалистичные игрушки, которые подходят для сюжетных игр (игрушечная посуда, мебель, инструменты, наборы доктора, парикмахера, магазинчика и другие). Главное чтобы игрушек не было в избытке, лучше время от времени убирать игрушки которые уже надоели малышу, а через какое-то время дать ему их снова.

    Для обучения ребенка хорошо подходят наборы фруктов, овощей, животных.

    Для развития ребенка по прежнему необходимы кубики, пирамидки, элементарные конструкторы, пособия по правильному соотношению геометрических форм. В этом возрасте можно приобрести для малыша динамические игрушки (игрушки-каталки, юлу, неваляшку, лошадку-качалку и другие).

    Для подвижных игр может понадобиться мяч, обруч, кегли и др.

    Нужно ли идти в поликлинику в 2 года В 2 года необходимо посетить педиатра. Врач измерит рост, вес ребенка, оценит на сколько соответствует возрасту нервно-психическое развитие малыша. Даст рекомендации по питанию, гимнастике, закаливанию. В два года следует посетить стоматолога. Также назначают контрольные анализы: клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на яйца гельминтов.

    Истерика у ребенка 2-х лет – это не редкость, к сожалению, данное состояние малыша возникает по причине сильного нервного возбуждения. В этом состоянии ребенок не может совладать со своими эмоциями, и выражает их в крике, плаче, падании на пол и так далее.

    Каждый ребенок проходит свой путь к формированию взрослой самостоятельной личности. Кто-то спокойно перерастает возрастные кризисы, кто-то сложно воспринимает любые родительские правила в воспитании. могут возникать в разные возрастные периоды. Но в 2 года они проявляются специфически, и имеют определенные причины, на которые стоит обратить пристальное внимание.

    Родителям важно понимать, что именно называется истерикой. В медицине принято считать это состояние непроизвольным, то есть не специально организованным явлением. Нервная система малыша не выдерживает стрессовой для него ситуации, и возникает истерическое поведение. В этом состоянии маленький человек не способен адекватно воспринимать слова, обращенные к нему и уговоры. Самостоятельно он успокоиться не может. Иногда даже требуется применение успокоительных препаратов, чтобы вернуть маленького пациента к адекватному поведению.

    Каприз – произвольное поведение, когда малыш самостоятельно решает закатить истерику для осуществления манипулирования над взрослыми. Такое поведение возникает в ответ на отсутствие желаемого предмета или события, поведения родителей.

    Нужно отметить, что каприз иногда возникает и неосознанно, когда данная форма поведения уже закрепилась в сознании ребенка, как путь к достижению цели. Поразительно, но, несмотря на крики, слезы и посинение малыша в случае сильного плача, он сразу же успокаивается после достижения своей цели и получения желаемого.

    Каприз по внешним проявлениям очень похож на настоящую «медицинскую» истерику. Бывают случаи, когда произвольный каприз перерастает в неконтролируемую истерику. Проявляется это состояние через крик, визг, плач, топот ногами, катание по полу. Также могут быть дергание, трепание взрослых за руки, «истерический мост», судороги, царапание лица. Также для истерики характерны длинные периоды между вдохами, в результате чего у ребенка слегка синеет носогубной треугольник, но после вдоха дыхание восстанавливается.

    Причины истерики у детей 2-х лет

    Когда детки достигают 2-хлетнего возраста, у них начинают проявляться определенные желания, навыки, интересы. Но в этом возрасте они еще не могут четко их определить для себя и окружающих. Возникновению истерик способствуют такие причины:


    Причин истерическим проявлениям много, но что же делать, когда все больше развивается истерика у ребенка 2-х лет? Некоторые говорят оставить его в таком состоянии наедине с самим собой, другие утверждают, что обязательно нужно поговорить с ним, успокоить.

    Третьи убеждены, что правильное и своевременное наказание закончит подобное поведение раз и навсегда. Как решить эти проблему и ночные истерики малышей, помогает понять педиатр Е. Комаровский. Рассмотрим его рекомендации, как успокоить ребенка в 2 года от истерики.

    Успокоение истерики у малышей 2-х лет

    По мнению доктора Комаровского существует основных две причины проявления истерического поведения:

    • медицинская – у малыша еще не достаточно сформировалась нервная система;
    • социально-психологическая – у ребенка не выработана привычка выражать свои негативные эмоции социально приемлемым способом.

    Для родителей важно: Ребенок даже в аффективном состоянии хорошо чувствует настроение и эмоциональное состояние родителя. Если родитель взвинчен, готов в ответ кричать на малыша, то успокоения не получится, будет только хуже. Родителям вовремя нужно успокоиться самим, чтобы помочь успокоиться ребенку.

    Для установления контакта с малышом и обеспечения его спокойствия потребуется помнить о нескольких важных моментах:

    Для прекращения показательного выступления эффективными будут психологические техники:

    Важно иногда отрезвлять малыша, чтобы он учился успокаиваться самостоятельно.

    Профилактика истерик

    Истерики перед сном и во время сна заслуживают отдельного внимания. Если перед сном они еще могут быть манипулятивными (чтобы не идти спать, например), то во время сна истерика свидетельствует о нарушениях в работе организма. Это могут быть нарушения в работе нервной системы, а также физиологические отклонения, о которых он сказать не может, но они беспокоят его болевыми ощущениями.

    Чтобы не допустить ночные истерики у детей 2-х лет, важно не показывать перед сном мультиков с плохими, агрессивными героями, не переедать, не кушать много сладкого, не перевозбуждать малыша, активно с ним играя.

    Когда среди ночи просыпается малыш с истерикой, лучшее средство успокоения буде прижимание его к себе и глоточек водички.

    Предотвратить проявление истерического поведения можно:

    • соблюдая режим сна и отдыха;
    • обеспечивая качественный сон;
    • не допуская чрезмерных и ярких эмоций в течение дня;
    • общаясь с ребенком, в этом общении он учится выражать свои желания словами, понимать свои потребности и родителя;
    • пресекая начало истерики, договариваться с малышом, чтобы он понял, что его мнение учитывают, а его самого любят и понимают;
    • беречь психику ребенка от раздражающих факторов.

    Родителям малышей, склонных к истерике, важно сдерживать свои эмоции, чтобы вовремя остановить назревающий эмоциональный всплеск маленького члена семьи.