Презентация на тему одежда разных эпох. "история костюма"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «Воронежский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

История костюма

Разработала учитель технологии:

Комарова О.А.


Одежда первобытных людей

Одежда появилась в далекой древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою. Одежда первобытных людей изготавливалась из шкур животных.


Со временем одежда претерпевала изменения. Появилась необходимость не только в прикрытии тела от непогоды и ненастья. Одновременно с этим, потребности человеческого духа создали необходимость в украшении тела.

На особенности костюма накладывали отпечаток эпохи, нравы и обычаи народов.


Греческий костюм.


Одежда в древнем Египте.

Мужской костюм

Основной одеждой мужчин с древности был передник - «схенти» .

Женская одежда

Египтянки носили «калазарис» - длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой.


Одежда Древней Руси Женский костюм

Сорочица – холщовая рубаха широкого прямого покроя.


Одежда Древней Руси Мужской костюм

Плащ «Корзно» – наряд Киевских князей

Кожух – шуба мехом во внутрь.


Одежда эпохи «Средневековья»

Эннен

женский головной убор, высота которого определялась социальным положением дамы: женщинам королевской крови разрешалось иметь его высотой в 1 м, простым горожанкам – не выше 50 – 60 см. Модными считались «рогатые чепцы», вызывающие особый гнев церкви.



Одежда «Возрождения»

Женская фигура оказалась закованной в корсет с металлическими или деревянными планшетками.

На бедра надевался каркас из нескольких конически уменьшающихся в диаметре кругов, висящих на кожаных ремнях, что сообщало юбке неподвижность и правильную коническую форму – вертугадэн.


Каркас из обручей «Вердуго» Использовался для придания формы юбке. Был очень тяжёлым и неудобным.


Одежда эпохи «Барокко»

Платье-футляр Такое платье невозможно надеть самостоятельно.

В него вступали, перешагнув через юбку, а руки вставляли в неимоверно пышные рукава. Затем служанка стягивала шнуровку на спинке лифа.


Одежда эпохи «Рококо»

Платья с нижними юбками использовались для создания эффекта широких бёдер. Надевалось сразу несколько (до дюжины) юбок. Такие юбки были удобны и динамичны.


Одежда конца 19 века

В моду входят различные приспо - собления, придающие силуэту причудливые формы.


Турнюр

Турнюр или

«парижский зад»

(от франц. tournure - осанка, манера держаться) - подушечка или сборчатая накладка, или общее название каркасного устройства, располагавшегося ниже талии, которое носили под платьем для придания особого силуэта в 1870-80-е годы.


Одежда конца 19 – начала 20 века.

В повседневном костюме женщины всё больше места занимает ансамбль – блузка и юбка. Юбка становится самостоятель - ным поясным изделием.


Современная одежда.

Демократизация жизни современного общества раскрепостила моду, сделала её свободной, удобной, практичной, отвечающей условиям современной жизни.


Спасибо за внимание!

Тема: “История костюма”.

Цель: познакомить учащихся с историей моды.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • дать представление об истории развития моды и изменении стилей, развивать стремление к углублению знаний.
  • Развивающие:
  • расширять кругозор; развивать личностное самообразование.
  • Воспитательные:
  • формировать положительную мотивацию к предмету; воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: рабочие тетради, компьютер, мультимедийный проектор, презентация “История костюма”.

ХОД УРОКА

I. Организация урока.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.

II. Беседа с учащимися по вопросам:

Что такое мода?

(“Мода” - в переводе с латинского для нас означает временное преобладание тех или иных вкусов)

Как вы думаете, мода была всегда или возникла как-то однажды?

Как называются люди, работающие над созданием моделей?

Каких вы знаете известных модельеров?

III. Объяснение нового материала (с демонстрацией слайдов презентации “История костюма”.

История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, что в искусстве одевать людей художником должен быть каждый, от прославленных модельеров до рядовых исполнителей. Без понимания художественной задачи нельзя достигнуть успеха, даже превосходно владея такими необходимыми специальными знаниями, как конструирование, технология. Воспитать в себе художника можно, если, во-первых, искренне хотеть; во-вторых, накапливать знания, - эрудиция и кругозор никогда не помешают. В-третьих, ко всем знаниям подходить творчески - сравнивать, отбирать, соединять.

Для начала необходимо познакомиться с минимумом представлений об истории одежды, о том, как менялась мода (слайд 1).

Определимся с основными понятиями:

Костюм,
Стиль,
Мода (слайд 2).

Принято считать, что мода, как яркая бабочка живет одним днем. Появилась, вскружила головы – и нет ее. Однако это было бы чересчур просто, а мода не признает однолинейной простоты. Каждый раз существуют обстоятельства, которые вызывают необходимость перемен и способствуют возникновению новой моды.

Дополнительная информация к слайдам.

1. Древнегреческий стиль (слайд 3, 4).

По канонам моды того времени платье не кроили. Скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала. Для этого времени характерно выявление пластических свойств тканей в сложных ритмах драпировок. Прямоугольные куски ткани, скрепленные в некоторых местах застежками, не подчеркивали форм тела, слегка проступавшего под одеждой. Эти одеяния назывались по-разному: хитон, гиматий, тога, туника. Уже в античные времена цвета имели своё символическое значение; так, например, белый цвет был закреплён за аристократией, а чёрный, пурпуровый, тёмно-зелёный и серый – выражал печаль. Зелёный и коричневые цвета были обычными цветами сельских жителей. Аристократки имели в своём гардеробе пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья, браслеты. Это свидетельствует не только об утончённом вкусе, но и технической зрелости той эпохи.

2. Готический стиль (слайд 5).

Заключался в подчеркивании вертикальных линий в одежде. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлиненной формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Наиболее выразительным было украшение головы конусообразными “шляпами”, которые напоминали башни готического собора. Мужчины носили короткую куртку, штаны в обтяжку, обрисовывающими фигуру. Дополняла наряд остроносая обувь. Броские одежды той эпохи шились из парчи, сукна, дорогого бархата, которые дополнялись вышивкой и мехами.

3. Ренессанс (слайд 6, 7, 8).

Мода Ренессанса зародилась в Италии – колыбели эпохи Возрождения. Для этого стиля характерна монументальность фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, обнажаются шея и руки. Ренессанская мода, как говорили ее теоретики, прежде всего, должна была быть богатой. И это богатство проявлялось не только в дорогих тканях и узорах, но также и в оформлении рукавов. Узкий элегантный рукав ренессанского платья ХV века, сначала на локтях, а потом и в пройме, был разрезан. Вероятно, эту капризную деталь можно объяснить требованием времени уделить особое внимание ловкости, подвижности. Впервые в этот период женская одежда стала строго делиться выкройкой на длинную юбку и лиф, часто зашнурованный. Женские платья туго натягивались на металлический корсет и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами. Мужской костюм был стилизован под костюм рыцаря. Но средневекового рыцаря сменил кавалер в придворном платье из атласа, парчи, бархата. Короткие штаны мужчин набивались ватой, паклей, соломой. Жёсткие кружевные воротники глубоко защищали шею. Удобством эта одежда не отличалась. Обувь начинают шить из кожи, украшают жемчугом, лентами, шнурками и пряжками.

4. Барокко (слайд 9, 10).

Одежда стиля барокко характеризовалась сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной куполообразной юбкой. Лифы стали шнуроваться. Видную роль в одежде играют рукава они дополнены манжетами с кружевами в виде кулька, которые достигали почти локтя. Женское платье избавилось от широких юбок на обручах, линии стали более мягкими и плавными. У мужчин испанские, короткие дутые штаны в виде трубок удлинились ниже колен, а вместе с ними изменилась и обувь. Высокие военные сапоги, часто выше колен, вытянутые в виде кулька, наполняли кружевами. Кавалеры носят длинные вьющиеся волосы, мягкую плоскую фетровую шляпу, украшенную перьями, и плащ. Кружева используют для своей одежды и мужчины, и женщины. Драгоценности теперь пользуются гораздо меньшей популярностью, нежели раньше. Однако, в целом одежда той поры во многом проще одежды предыдущих эпох.

5. Рококо (слайд 11, 12).

Это был период, когда массовое производство одежды и специализированная торговля модными аксессуарами приобретают большой размах. С этого времени в Англии стало известно слово кринолин. Именно тогда он представляет собой присборенную куполообразную юбку, форма которой поддерживалась многочисленными нижними юбками. Изготовление их, по большей части вручную, требовало бесконечно много времени. С усовершенствованием швейных машин появился искусственный кринолин. Одежда стиля рококо не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали еще более изощренно изящными.

6. Классицизм (слайд 13, 14).

Совершается логический переход всех склонных к классицизму тенденций к античности. Женская мода приняла культ античности почти безоговорочно. Обнажается декольте. Новый стиль характеризуется строгостью линий, четкостью пропорций, простотой форм.

7. Ампир (слайд15, 16).

Освободил женское тело от корсета. Платье легкое прозрачное, из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчеркивая естественную стройность фигуры. Форму головы подчёркивают гладко причёсанные волосы, разделённые посередине пробором, которые укладывались в сеточку или заплетались в косы. Единственным украшением были локоны. Драгоценности в виде камей, ожерелья, колье вызывают большой интерес. На голове носят чепцы и шляпы самых различных форм. В этот период упростились мужские костюмы, главным требованием стали хороший покрой и элегантность, а не великолепие и роскошь. Фрак, как правило, был обычно темных тонов. У рубашек – высокие воротники и галстук, который “подпирает голову согласно надлежащего, достойного положения”. Дневной костюм дополнялся цилиндром. Обувь низкая, плоская, без каблука.

8. Романтизм (слайд 17, 18).

Попадаем в эпоху, когда наступает “распад стилей”. Вновь в платье появляется кринолин – бедра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается. Для подчёркивания талии вновь требуются корсеты. Чтобы оптическое впечатление тонкой талии было еще большим, расширились рукава. Они бывали так велики, что их соответствующий “вздутый вид” необходимо было поддерживать китовым усом. Снова увлекаются драгоценностями; большой популярностью пользовались изделия из жемчуга, ожерелья, броши, декоративные гребни. Шляпы, близкие по форме к чепцу, украшались цветами, лентами и воланами. Сильно открытая шея позволяет “выделить” голову, и тогда опять стали применять сложные причёски. Они бывали весьма искусны, часто напоминая, например, декоративную архитектуру. В зимний период пальто заменяется пальто – образными платьями из толстых шерстяных тканей. Поверх платья одевали только широкие пелерины. Длина юбки сократилась, поэтому стал виден ботинок на более высоком каблуке со шнуровкой. Мужской костюм становится более сдержанным. К фраку полагаются длинные брюки, незаменимый цилиндр и галстук, завязыванию которого теперь уделяется еще большее внимание. Верхняя одежда, пальто, шьется по фигуре. На ногах носили полуботинки, высокие сапоги. Самым большим криком моды стали сюртуки.

9. Модерн (слайд 19, 20, 21).

Стремительное изменение форм платья - от легкого, полуприлегающего к тяжелому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивали нижнюю часть торса. Требованием консервативной моды была стилизованная женщина – цветок, женщина салонов, театров, эта женщина, еще стянутая корсетом. С другой стороны начинается настоящее движение против корсетов, сторонники которого говорили о его вредности и стремились запретить его ношение. В конце XIX мода создает новый тип одежды с юбкой клеш и “ветчинообразными” рукавами, помогающий созданию одежды в стиле модерн (придающий фигуре “S-образную” форму).

10. Гарсон (слайд 22).

В моде наступает коренной перелом – совершенно преобразился силуэт женской фигуры из-за сокращения длины юбки и длины волос. Костюм теперь умышленно разделяется на две части – на лиф и юбку. Длина юбки едва прикрывает колени. Линия талии опускается на бока, поэтому лиф становится длиннее. Глубокий вырез, а руки, спустя много десятилетий, опять обнажены. В моде какая-то полудевичья, полумальчишеская фигура. Женщина - мальчик прилежно занимается спортом, танцует фокстрот и чарльстон. Она борется с лишним весом, ибо идеалом теперь является высокая стройная женщина. Самой большой новостью в истории моды стали открытые ноги, на которых были шелковые прозрачные чулки телесного цвета и элегантные остроконечные туфли. К этим нарядам носили шляпки с широкими полями, глубоко посаженные на голову. Бижутерия и драгоценности играли важную роль в оформлении особенно вечернего туалета. Жемчуга и кораллы, богатые вышивки на шёлке и тончайшем крепдешине в большом выборе предлагались лучшими парижскими салонами, которые и в дальнейшем задавали тон в этой области. Но наряду с модой - люкс, в женскую моду проникают длинные брюки, как спортивные, так и домашние, юбки, свитера, которые до сего времени остаются в ней. Мужская мода, хотя и не даёт возможностей для особых нововведений, но всё-таки и они очевидны. В моде новая одежда – чёрный жакет с жилетом и полосатые брюки. Для торжественных случаев предпочитают смокинг, который по своей линии отвечает современному общественному вкусу. Цилиндр и котелок уступают место мягкой фетровой шляпе. Постепенно стал преобладать спортивный тип одежды в той среде, где раньше был допустим только светский костюм.

Вывод: (слайд 23)

История одежды с древнейших времён до наших дней является “зеркалом”, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. Каждый новый стиль говорит о следующей ступени развития общества.

Кринолин – широкая юбка на каркасе из тонкого стального обруча.
Турнюр – широкая юбка, а также подушечка, подкладываемая под неё для придания пышности фигуре.

IV. Итог урока

Беседа с учащимися по вопросам:

Что вы узнали нового?
- Какие из стилей вам были известны?
- Черты каких стилей вы встречаете сегодня в одежде?

V. Уборка рабочих мест.

Литература

  1. Мельникова Л.В. “Обработка тканей”, учебное пособие для уч-ся 9-10 классов, М., 1986.
  2. Каминская Н.М., “История костюма”, М., 1986.
  3. Колядич Е.К., “Всемирная история костюма, моды и стиля”, Просвещение, 1999.
  4. Орлова Л.В., “Азбука моды”, М., Просвещение,1989.
ИСТОРИЯ
КОСТЮМ
А
Работу выполнила мастер п/о
профиля «Швея»
МАОУ межшкольного учебного комбината
п.Никель, Печенгского района, Мурманской области
Коровина Наталья Александровна

Цель: познакомить учащихся с историей моды.
Задачи урока:
Образовательные: дать представление об
истории развития моды и изменении стилей,
развивать стремление к углублению знаний.
Развивающие: расширять кругозор; развивать
личностное самообразование.
Воспитательные: формировать
положительную мотивацию к предмету;
воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: рабочие тетради, компьютер,
мультимедийный проектор, презентация
“История костюма”.

ХОД УРОКА

1.
2.
3.
4.
Организационный момент
Новый материал
Закрепление нового материала
Вывод

История развития одежды и повседневная практика
убеждают в том, что в искусстве одевать людей художником
должен быть каждый, от прославленных модельеров до
рядовых исполнителей. Без понимания художественной
задачи нельзя достигнуть успеха, даже превосходно владея
такими необходимыми специальными знаниями, как
конструирование, технология. Воспитать в себе художника
можно, если, во-первых, искренне хотеть; во-вторых,
накапливать знания, - эрудиция и кругозор никогда не
помешают. В-третьих, ко всем знаниям подходить творчески сравнивать, отбирать, соединять.
Принято считать, что мода, как яркая бабочка живет
одним днем. Появилась, вскружила головы – и нет ее. Однако
это было бы чересчур просто, а мода не признает
однолинейной
простоты.
Каждый
раз
существуют
обстоятельства, которые вызывают необходимость перемен и
способствуют возникновению новой моды.

Одежда появилась в далекой древности как
средство защиты от неблагоприятного климата, от
укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов
врагов в бою и, что не менее важно, как средство
защиты от злых сил. О том, какой была одежда в
первобытную эпоху, мы можем составить некоторое
представление не только по археологическим
данным, но и на основании сведений об одежде и
образе жизни первобытных племен, до сих пор
живущих на Земле в некоторых труднодоступных и
далеких от современной цивилизации районах: в
Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

Возникновение одежды и моды

Одежда -Одежда
одно из древнейших
- одно из
изобретений
древнейших человека.
изобретений
Уже в
памятниках
человека. позднего
Уже в памятниках
Палеолита
обнаружены
позднего каменные скребки
Палеолита
и
костяные
обнаружены
иглы,каменные
служившие
скребки
для
обработки
и костяные
и иглы,
сшивания
служившие
шкур.
Материалом
для обработки
для одежды,
и сшивания
кроме
шкур,
шкур. были
Материалом
листья,
для одежды,
трава,
древесная
кроме шкур,
кора были
(например,
листья,Тапа
трава,
у
жителей
древесная
Океании).
кора (например,
Охотники
Тапа
и
рыболовы
у жителейиспользовали
Океании). Охотники
рыбью
кожу,
и кишки
рыболовы
сивуча ииспользовали
др. морских
животных,
рыбью кожу,
птичьи
кишки
шкурки.
сивуча и др.
морских животных, птичьи
шкурки.

Первая одежда
состояла из простых
штанов, туник и плащей,
украшенных бусами из
крашенных
камешков,
зубов, ракушек. Носили
также меховую обувь,
привязанную кожаными
шнурками.
Животные
давали шкуру вместо
ткани, сухожилия вместо
ниток и кости вместо
иголок.
Одежда,
сделанная из шкур из
животных, уберегала от
холода и дождя и
позволяла первобытным
людям жить на далёком
севере.

Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом
для изготовления одежды, но все-таки великим изобретением стало
использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти
животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие
народы использовали шерсть. Вероятно, что самым древним способом
обработки шерсти было валяние. Древние шумеры в третьем
тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока.
Множество предметов из войлока (головные уборы, одежда,
попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских
захоронениях в Пазырыкских курганах Горного Алтая (VI-V вв. до
н.э.). Войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти,
шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко
было распространено у кочевых народов Евразии, у которых он
служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у
казахов).
У тех народов, которые занимались собирательством, а затем
стали земледельцами, была известна одежда из специально
обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. У
некоторых народов Африки, Индонезии и Полинезии такая ткань из
коры называется «тапа» и украшается разноцветными узорами с
помощью краски, наносимой специальными штампами.

Научившись в эпоху Неолита искусству прядения и
ткачества, человек использовал первоначально волокна
дикорастущих растений. Происшедший в неолите переход к
скотоводству и земледелию позволил использовать для
изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна
культурных растений (льна, конопли, хлопка).
Для изготовления одежды использовали и различные
волокна растений. Из них сначала плели корзины, навесы,
сети, силки, веревки, а затем простое сплетение стеблей,
лубяных волокон или меховых полосок превратилось в
ткачество. Для ткачества требовалась длинная, тонкая и
равномерная по толщине нить, свитая из различных волокон.
В эпоху неолита появилось великое изобретение -
веретено (принцип его действия - скручивание волокон -
сохраняется и в современных прядильных машинах).
Прядение было занятием женщин, которые занимались и
изготовлением одежды. Поэтому у многих народов веретено
было символом женщины и ее роли хозяйки дома.

Ткачество также было делом женщин, и только с
развитием товарного производства оно стало
уделом
мужчин-ремесленников.
Ткацкий
станок сформировался на основе рамы для
плетения, на которую натягивали нити основы,
сквозь которые с помощью челнока затем
пропускали нити утка. В древности было
известно три вида примитивных ткацких
станков:
1. Вертикальный станок с одним деревянным
брусом (навоем), висящим между двумя
стойками, в которых натяжение нити
обеспечивалось с помощью подвешенных к
нитям основы глиняных грузиков (подобные
станки были у древних греков).
2. Горизонтальный станок с двумя неподвижно
закрепленными брусьями, между которыми
натягивалась основа. На нем ткали ткань
строго определенного размера (такие станки
были у древних египтян).
3. Станок с вращающимися валами-навоями.
Ткани изготавливали из бананового луба,
волокон конопли и крапивы, льна, шерсти,
шелка - в зависимости от региона, климата
и традиций.

У одежды Древней Греции есть
пять
отличительных
особенностей:
закономерность,
организованность,
пропорциональность,
симметричность,
целесообразность.
В античной культуре тело
человека
впервые
стало
рассматриваться как зеркало,
отражающее
единство
и
совершенство мира. Римский
архитектор
Марк
Витрувий
Поллион, 25 г. до н. э„ на примере
человеческого тела стремился
показать особенности любого
совершенного
творения,
созданного человеком.

По канонам моды того времени
платье не кроили. Скроенного
костюма, в современном смысле этого
слова, греческая одежда не знала. Для
этого времени характерно выявление
пластических свойств тканей в
сложных
ритмах
драпировок.
Прямоугольные
куски
ткани,
скрепленные в некоторых местах
застежками, не подчеркивали форм
тела, слегка проступавшего под
одеждой. Эти одеяния назывались поразному: хитон, гиматий, тога,
туника.

Уже в античные времена цвета
имели
своё
символическое
значение; так, например, белый
цвет
был
закреплён
за
аристократией,
а
чёрный,
пурпуровый, тёмно-зелёный и
серый – выражал печаль. Зелёный
и коричневые цвета были
обычными цветами сельских
жителей. Аристократки имели в
своём
гардеробе
пояса
из
драгоценных металлов, булавки
из золота и слоновой кости,
ожерелья,
браслеты.
Это
свидетельствует не только об
утончённом
вкусе,
но
и
технической зрелости той эпохи.

Заключался в подчеркивании
вертикальных
линий
в
одежде.
Платье
средневековых
женщин
имело очень высокую линию
талии, декольте удлиненной
формы,
узкие
длинные
рукава, юбку, собранную в
складки обычно только с
одной
стороны.
Юбка
расширялась
книзу
и
переходила
в
длинный
шлейф.

Наиболее выразительным
было украшение головы
конусообразными
“шляпами”,
которые
напоминали
башни
готического
собора.
Мужчины носили короткую
куртку, штаны в обтяжку,
обрисовывающими фигуру.
Дополняла наряд остроносая
обувь. Броские одежды той
эпохи шились из парчи,
сукна, дорогого бархата,
которые
дополнялись
вышивкой и мехами.

Ренессанс

Мода Ренессанса зародилась в
Италии – колыбели эпохи
Возрождения. Для этого стиля
характерна
монументальность
фигуры.
Женская
одежда
становится широкой и удобной,
обнажаются
шея
и
руки.
Ренессанская мода, как говорили
ее теоретики, прежде всего,
должна была быть богатой. И это
богатство проявлялось не только
в дорогих тканях и узорах, но
также и в оформлении рукавов.
Узкий
элегантный
рукав
ренессанского платья ХV века,
сначала на локтях, а потом и в
пройме, был разрезан.

Вероятно, эту капризную
деталь можно объяснить
требованием времени уделить
особое внимание ловкости,
подвижности. Впервые в этот
период женская одежда стала
строго делиться выкройкой на
длинную юбку и лиф, часто
зашнурованный.
Женские
платья туго натягивались на
металлический
корсет
и
плотную нижнюю юбку с
металлическими обручами.

Мужской костюм был
стилизован под костюм
рыцаря. Но средневекового
рыцаря сменил кавалер в
придворном
платье
из
атласа,
парчи,
бархата.
Короткие штаны мужчин
набивались ватой, паклей,
соломой.
Жёсткие
кружевные
воротники
глубоко защищали шею.
Удобством эта одежда не
отличалась. Обувь начинают
шить из кожи, украшают
жемчугом,
лентами,
шнурками и пряжками.

Барокко

Одежда стиля барокко
характеризовалась сложностью
и многослойностью. Наряд
женщин отличался контрастом
форм: тонкий стройный стан
сочетался
с
пышной
куполообразной юбкой. Лифы
стали шнуроваться. Видную
роль в одежде играют рукава
они дополнены манжетами с
кружевами в виде кулька,
которые достигали почти локтя.
Женское платье избавилось от
широких юбок на обручах,
линии стали более мягкими и
плавными.

У мужчин испанские, короткие дутые штаны в виде трубок
удлинились ниже колен, а вместе с ними изменилась и обувь.
Высокие военные сапоги, часто выше колен, вытянутые в виде
кулька, наполняли кружевами. Кавалеры носят длинные
вьющиеся волосы, мягкую плоскую фетровую шляпу,
украшенную перьями, и плащ. Кружева используют для своей
одежды и мужчины, и женщины. Драгоценности теперь
пользуются гораздо меньшей популярностью, нежели раньше.
Однако, в целом одежда
той поры во многом проще
одежды предыдущих эпох.

Это был период, когда
массовое
производство
одежды
и
специализированная торговля
модными
аксессуарами
приобретают
большой
размах. С этого времени в
Англии стало известно слово
кринолин. Именно тогда он
представляет
собой
присборенную
куполообразную юбку, форма
которой
поддерживалась
многочисленными нижними
юбками. Изготовление их, по
большей части вручную,
требовало бесконечно много
времени.

С усовершенствованием
швейных
машин
появился искусственный
кринолин. Одежда стиля
рококо не претерпела
сильных изменений по
сравнению с одеждой
стиля барокко. Лишь
линии стали еще более
изощренно изящными.

Классицизм

Совершается
логический
переход
всех
склонных
к
классицизму тенденций
к античности. Женская
мода приняла культ
античности
почти
безоговорочно.
Обнажается декольте.
Новый
стиль
характеризуется
строгостью
линий,
четкостью пропорций,
простотой форм.

Освободил женское тело от
корсета.
Платье
легкое
прозрачное,
из
воздушных
муслиновых и батистовых тканей
плотно облегало талию под
грудью,
подчеркивая
естественную стройность фигуры.
Форму головы подчёркивают
гладко
причёсанные
волосы,
разделённые
посередине
пробором, которые укладывались
в сеточку или заплетались в косы.
Единственным украшением были
локоны. Драгоценности в виде
камей, ожерелья, колье вызывают
большой интерес. На голове носят
чепцы и шляпы самых различных
форм.

В этот период
упростились
мужские
костюмы,
главным
требованием
стали
хороший
покрой
и
элегантность,
а
не
великолепие и роскошь.
Фрак, как правило, был
обычно темных тонов. У
рубашек

высокие
воротники
и
галстук,
который
“подпирает
голову
согласно
надлежащего, достойного
положения”.
Дневной
костюм
дополнялся
цилиндром. Обувь низкая,
плоская, без каблука.

Романтизм

Попадаем в эпоху, когда наступает
“распад стилей”. Вновь в платье
появляется
кринолин

бедра
увеличиваются до небывалых размеров,
под пышными формами платья тело
почти скрывается. Для подчёркивания
талии вновь требуются корсеты. Чтобы
оптическое впечатление тонкой талии
было еще большим, расширились
рукава. Они бывали так велики, что их
соответствующий
“вздутый
вид”
необходимо
было
поддерживать
китовым усом. Снова увлекаются
драгоценностями;
большой
популярностью пользовались изделия
из
жемчуга,
ожерелья,
броши,
декоративные гребни. Шляпы, близкие
по форме к чепцу, украшались цветами,
лентами и воланами. Сильно открытая
шея позволяет “выделить” голову, и
тогда опять стали применять сложные
причёски. Они бывали весьма искусны,
часто
напоминая,
например,
декоративную архитектуру.

В зимний период пальто
заменяется пальто – образными
платьями из толстых шерстяных
тканей. Поверх платья одевали
только
широкие
пелерины.
Длина
юбки
сократилась,
поэтому стал виден ботинок на
более высоком каблуке со
шнуровкой. Мужской костюм
становится более сдержанным. К
фраку
полагаются
длинные
брюки, незаменимый цилиндр и
галстук, завязыванию которого
теперь уделяется еще большее
внимание.
Верхняя
одежда,
пальто, шьется по фигуре. На
ногах
носили
полуботинки,
высокие
сапоги.
Самым
большим криком моды стали
сюртуки.

Стремительное
изменение форм платья от
легкого,
полуприлегающего
к
тяжелому, плотному, с
пышными рукавами, с
турнюрами,
которые
зрительно увеличивали
нижнюю часть торса.
Требованием
консервативной
моды
была
стилизованная
женщина

цветок,
женщина
салонов,
театров, эта женщина,
еще стянутая корсетом.

С другой стороны
начинается
настоящее
движение
против
корсетов,
сторонники
которого говорили о его
вредности и стремились
запретить его ношение. В
конце XIX мода создает
новый тип одежды с
юбкой
клеш
и
“ветчинообразными”
рукавами, помогающий
созданию одежды в стиле
модерн
(придающий
фигуре
“S-образную”
форму).

Модная форма одежды XX века

Панки

Закрепление пройденного материала Что такое мода?
(“Мода” - в переводе с латинского для нас означает
временное преобладание тех или иных вкусов)
Как вы думаете, мода была всегда или
возникла как-то однажды?
(Не будет ошибкой считать, что она существует столько
же, сколько и само человечество. Изучая историю
костюма, необходимо помнить, что это часть истории в
самом широком понимании.)
Как называются люди, работающие над
созданием моделей?
Каких вы знаете известных модельеров?

Используемая литература

1. Мельникова Л.В. “Обработка тканей”,
учебное пособие для уч-ся 9-10 классов, М.,
1986.
2. Каминская Н.М., “История костюма”, М.,
1986.
3. Колядич Е.К., “Всемирная история костюма,
моды и стиля”, Просвещение, 1999.
4. Орлова Л.В., “Азбука моды”, М.,
Просвещение,1989.

Маковецкая Светлана

Данная презентация разработана студенткой, обучающейся по специальности «Моделирование и конструирование швейных изделий» на тему: «Русский народный костюм». В презентации раскрыта история русского народного женского и мужского костюм, его декор, показана современная стилизация русского костюма. Поэтому её рекомендуется использовать при изучении темы: «Искусство и костюм России» на дисциплине « История стилей в костюме».

Электронные слайды презентации позволяют объяснить и закрепить изучаемый материал конкретно образными средствами наглядности: слайды с фотографиями являются ценными медиобъектами при знакомстве с внешними характерными чертами русского костюма. Это способствует формированию у обучающихся визуального мышления: позволяют не только смотреть на зрительные образы, но и видеть то, что заложено в образах. Важным средством организации восприятия информационного материала является здесь цветовое оформление. Цвет как бы руководит “ живым созерцанием “ информации, что позволяет обучающимся научиться определять визуально историческую принадлежность костюма, отражающего эстетические идеалы эпохи по его внешнему виду (силуэт, пропорции, конструктивные пояса, художественные особенности и т.д.).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила: Маковецкая Светлана студентка группы 328 КТЛП, под руководством Боон Е.В.

История русского народного костюма У русской национальной одежды – многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Русская народная одежда различалась: По назначению Праздничная Будничная Свадебная или венчальная Траурная

По возрасту. Молодежная одежда Детская одежда Одежда старых крестьян

Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а её цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров). Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Декор Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка. Наиболее распространенные элементы орнаментов: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.

Узоры, тканые и вышитые, выполняются льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочная: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый.

Мужской костюм Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи из домотканного холста.

Рубаха Так как ткань была узкая (до 60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые затем сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Цвет основной ткани, был, как правило, яркий.

Порты Порты шились неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками – оборрами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи.

Верхняя одежда Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканного сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинная нагольная шубы

Зипун Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката.

Кафтан Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Длина кафтана варьировала от коленей до щиколоток. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетенные и шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.

Женский костюм Основными частями женского народного, были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понёва, нагрудник, шушпан.

Женская рубаха Женская рубаха шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины разрезу, низкам рукавов ее украшали вышивкой или обшивали полосой отделочной ткани. Вышивка представляла собой сложные многофигурные композиции с крупным рисунком, достигавшим в ширину 30 см., располагались они по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решени е.

Передник Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Сарафан Холщевые белые рубахи и передники северные крестьяне носили с сарафанами. В XVIII – первой половины XIX в. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани - синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом по середине переда, отделанным узорами лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом силуэт усеченного конуса с большим расширением к низу (до 6 м.), придающий фигуре стройность.

Косоклинный сарафан, украшенный цветной полоской и оловянными пуговицами - основа девичьего костюма – Московской губернии XIX в. Крестьянки Орловской губернии носили: домотканную холщевую рубаху со сплошь вышитыми узорными рукавами; богато украшенный передник-занавеска; синяя клетчатая понёва с цветными нашивками и узорной тесьмой по подолу; головной убор – «сборка» - с платком сверху. Сарафан

Понёва По конструкции понёва представляет собой три – пять полотнища ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вдежки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Последнюю иногда носили «с подтыком подола». В этом случае ее орнаментировали с изнанки.

Верхняя одежда Верхней женской одеждой была запона - накладная накидка типа нарамники из грубого цветного холста, не сшитая по бокам. Запону шили короче рубахи. Носили ее с поясом и скалывали внизу. Запона

Душегрея Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая держалась так же, как и сарафан, на плечевых лямках. Полочки душегреи были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, вверху фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки. Душегреи надевали поверх сарафана, шили их из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Будучи самобытной частью национальной одежды, душегрея неоднократно возвращалась в моду.

Летник Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные русские женщин, был летник. Он имел прямой покрой, расширенный внизу за счет боковых клиньев до 4м. Особенность летника – широкие колоколообрзные рукава, сшитые от проймы до локтя. Ниже они свободно свивали до пола остроугольными полотнищами ткани, которые украшали вошвами- треугольными кусками атласа ли бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь. Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником, подкрашенным обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

Шубка Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук.

Телогрея Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, являлась распашкой одеждой с пуговицами или завязками.

Головной убор В русском народном костюме сохранились старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, а для девушек оставлялась не покрытой. Этим обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки и девичьего – в виде обруча или повязки.

Широко распространены кокошники, «сборки», разнообразные повязки и венцы. Замужняя женщина обычно закрывали волосы повойником их тонкой или шелковой сетки. Повойник состоял из дна околыша, который туго завязывался сзади. Поверх него носили полотняный или шелковый убрус белого или красного цвета. Он имел форму прямоугольника длиной 2 м. и шириной 40-50 см. Один конец его расшивался цветным шелковым узором и свисал на плечо. Другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. Убрус мог иметь и треугольную форму, тогда оба конца его скалывались под подбородком. Сверху богатые женщины надевали еще шапку с меховой оторочкой. Повязка Сорока Сборник

Обувь Женской обувью служили кованые полусапожки, которые, были отороченные вверху красные сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами. Украшения В качестве украшения использовали жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Русский костюм XIX в. В конце XIX в. В народной одежде наряду с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизированные. На смену сарафанам, поневам и рубахам приходит так называемая парочка – приталенная кофта и расклешенная юбка из той же ткани. В ней традиции народной одежды сочатся с требованиями городской моды.

Кофта шьется с воротником-стойкой, кружевной вставкой на груди и пышными рукавами; широкая юбка – иногда с оборкой по подолу. Для будничной одежды использовали ситец и другие фабричные хлопчатобумажные ткани, для праздничной – шелк, шерсть или их смеси.

Мужской костю м состоял их ситцевой рубахи – косоворотки, надеваемой навыпуск и подпоясанной ремнем или кушаком, темных брюк, заправляемых в сапоги, жилета, пиджака или сюртука. Все это шили уже из покупных тканей фабричного производства. Таким образом, традиционная форма костюма, сохраняя народные элементы, все же начинает тяготеть к новым стандартным формам, утверждающим практичность, удобство и целесообразность. Эти особенности одежды и выдвигаются ни первый план в последующие годы.

Стилизация русского народного костюма