Почему в церковные праздники люди ссорятся. Что нельзя делать в церковные праздники и почему

Спрашивает: Александр

православный

Здравствуйте. Все события сложно вспомнить, тем более, что не сразу стал обращать внимание на странные совпадения. Но, так как случайностей не бывает, то пришлось задуматься о том, что происходит в моей жизни. Неприятности связаны с автомобилями и церковными праздниками. Кажется, что в праздник все должно быть светло и радостно, но у меня несколько иначе. У супруги умирает бабушка. И в день похорон, когда ехали на авто, я сделал замечание о плохой погоде и дороге (был снег). Жена только успела мысленно возразить, что дорога вроде нормальная, как нас закрутило (4 оборота, хорошо хоть никто не врезался). Негативная энергетика в этот день – и вот мысли материализовались. На другом авто с женой и дочкой после службы выезжаем на дорогу. Дорога на перекрестке пустая, трогаюсь и как из воздуха появляется машина, и мы чудом сумели разминуться. Очередное авто. Трасса пустая. Церковный праздник, но мы вынуждены ехать рано утром. Результат - тяжелое лобовое столкновение. У меня стаж вождения около 20 лет. Считаю себя аккуратным водителем. Но после этой аварии задумался о неприятностях с авто. Не могут они быть случайными, так как все происходит по воле Божьей. А понять данный урок не могу пока. Выжили чудом. Вылечились после аварии и берем очередное авто. Опять авария не по моей вине, как и предыдущие, к счастью – легкая. Но случается на 40-й день после смерти моего отца. Собираемся семьей на Рождество в храм, подходим к авто – пробито колесо. В другой раз не можем поехать в праздник из-за разногласий дома. Если сумели выехать, то можем опоздать, хотя и выезжаем с большим запасом времени. И таких случаев набралось больше, чем я описал. При этом, в непраздничный день без проблем попадаем в храм. Начали понимать значимость Бога в нашей жизни недавно, особенно после того, как остались живы после аварии и заметили некую связь нас с автомобилями и праздниками. В головах – каша от непонимания Божьей воли в отношении нас. Какие уроки мы должны извлечь из всех этих событий? Если честно, то в праздник подсознательно ждешь какой-либо неприятности. Я, жена, дочь – боимся ездить в автомобилях. Приходится собирать всю волю в кулак во время поездки. Проблема ведь не только психологическая (последствия аварии сказываться будут долго). Как перебороть негатив? Почему такие знаковые события происходят в церковные праздники, или во время траура. Спасибо, что уделили время. С уважением, Александр.

Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Дорогой Александр! В мире духовном, как и в мире физическом, существуют свои законы и закономерности. Законы определяются заповедями Божьими, прежде всего, и нарушение их, как и нарушения всякого закона, как следствие влечёт за собой разрушения порядка жизни, да и самой жизни, так или иначе; закономерности - неким коллективным духовным опытом. Одна из них, между прочим, связывает искушения, которые человеку попускаются Богом, со значимыми событиями, так или иначе касающимися духовной жизни, - например, с церковными праздниками, годовщинами памяти близких умерших людей.

Дело в том, что мир духовный неоднороден. И наряду с Богом существует сила, Ему противоположная, цель которой - гибель души человеческой в вечности. И часто, когда человек обращается к Богу, возникает некое противодействие посредством навязчивых помыслов, внутренних душевных состояний, а иногда - и внешних обстоятельств. Впрочем, необходимо оговориться, всё это, если случается, то только при Божьем попущении, и, как правило, с некоей вразумительной или воспитательной целью. Как сказано в Евангелии, без воли Божьей и волос с головы вашей не пропадёт (Лк. 21:18). Так что, причины своих жизненных потрясений надобно в самой же жизни и искать. Причём, причина и следствие внешне могут быть ничем не связаны. Грубо говоря, человек погрешает в одном, а наказывается в жизненных сферах, по-видимому с его прежним грехом, с прежней жизнью никак не сопряжённых. Так, например, женщина делающая аборт с целью облегчения своей жизни, почти гарантированно делает её несчастной. Ибо, верят в это или не верят, хочется того или нет, - но Господь Бог в жизни людей участвует, не отнимая их свободу, но всё же попуская человеческое зло лишь до определённой степени…

То, что с Вами происходит, смущать Вас не должно. Ибо природа Божьего наказания сродни родительскому,- движется любовью. Образно выражаясь, Господь на вас рукой не махнул, но желает вашего спасения… Может быть, стоило бы теперь серьёзней отнестись к своему прошлому, внимательней исповедоваться, стараться не повторять уже бывших ошибок. Тогда, Бог даст, жизнь вашей семьи наладится, образуется, будет мирной. В чём укрепи и помоги Господь…

Ощутить счастье здоровья как божественного дара легче тому, кто пережил страдания в болезни. Страдания боли, беспомощности, страха.

Болезнь лишает человека беззаботного существования, легкого бытия, безоглядного пользования собою, благами мира сего. Болезнь лишает человека чего-то фундаментального - ощущения ценности и радости бытия.

Болезнь ставит под сомнение, а есть ли эта радость? Не призрачно ли фундаментальное ощущение жизни - ценность бытия, или, как говорят христианские психологи, самоценность. В болезни самоценность неочевидна. Больной пребывает в постоянном сомнении, а есть ли радостная жизнь, если боль и страдания так ощутимы и очевидны, если здоровье так относительно, если возможность быть самим собой прервана, осмеяна, обесценена.

ервое и очевидное духовное испытание, ожидающее человека в болезни - проверка жизнестойкости, жизнелюбия, радости ощущения своего бытия. Болезнь все это подвергает сомнению. Как говорила одна тяжело больная женщина, «неужели есть жизнь, в которой ничего не болит?». Испытание болезнью - это испытание твердости веры в жизнь! Веры в бесценный дар жизни. Веры в Подателя жизни! Болезнь как бы восстает на дар, желает поглотить его, обесценить.

Требуется духовное усилие, духовный подвиг, устойчивость в вере и волевое трезвение, чтобы удержать в себе жизнестойкую веру и жизнелюбивое самоощущение.

Если болезнь - это только испытание, только проверка жизнелюбия, то духовная задача болезни - устоять в «неочевидном», устоять в вере в силу жизни, верить в Божественный дар.

Болезнь для человека - искажение его природного, должного образа жизни. Человек должен быть цел - целен, целостен, исцелен. И потому Иисус, придя в Галилею и позже в Иудею, первым делом исцелял всех, а потом проповедовал им. Потому врач - служение божественное, служение должное, служение праведное. Человек должен быть исцеленным, исцеленным от всех болезней.

Но что делает человека больным. Конечно же, нет возможности перечислить всё множество факторов: биологических, экологических, физиологических, психологических, поведенческих, нравственных. Можно выделить лишь основные источники болезненности человека и человеческого рода в целом. Родовое наследие, искаженная (зараженная) природа, но главное - поведение человека. Последнее есть образ греха, родового и личного.

Грех - одна из самых весомых причин болезней, но причина неочевидная. Нельзя указать конкретный грех, который мог быть причиной конкретной болезни. Причинно-следственная связь греха и болезни опосредованная, причем цепь таких опосредований чаще всего скрыта от сознания, длинна и символически запутанна.

Например, связь алкоголизма и цирроза печени может быть понятной, но нередко болезнь не наступает, потому что на это влияет ещё несколько факторов. Сами факты ненаступления болезни вследствие развитого алкоголизма заставляют сомневаться в связи «грех-болезнь».

Иногда, наоборот, наступление болезни «указывает» на причины, на грехи, однако усмотреть их не представляется возможным. Нередко больному говорят: «Покаяйся и исцелись. Бог не бывает несправедлив!» Так говорили Иову его друзья, но праведник не признал себя виноватым, и причину болезни видел в воле Бога. Это заставляет нас смотреть на связь грех-болезнь как на фундаментальную, но неосознаваемую, невидимую.

Однако некоторые святые, праведники и подвижники, видели в себе эту связь и могли говорить о себе (и только о себе), за что они страдают. Так и каждый больной может о себе предположить, что его болезнь может быть связана с конкретными поступками, делами, выборами и решениями.

Это особенно актуально при заболеваниях души, психических и личностных отклонениях. В этих случаях ещё труднее увидеть, а иногда увидеть и признать, признаться себе в связи избранных стратегий и наступивших изменений психики. Но как бы ни было тяжело найти «корень страстей» своих болезней, задача такая будет оставаться духовно обязательной для зрелого духовного пути. Поиск духовной и житейской причин собственной болезни - задача духовного исцеления.

Грех - как условие, как рыхлая, «благодатная» почва, на которой вырастает болезнь. Болезнь - как симптом и уродец. Как приспособление к почве. Болезнь - как вынужденность.

Болезнь ставит человеку духовную задачу - понять, что скрывается за ней, какое явное, а чаще неявное нарушение, искажение правды, природы вещей, несоответствия Божьему замыслу за ней стоит.

Человек может оказаться в трудном поиске правды о себе, о своем несоответствии, о грехе. Но это возможно только в том случае, если система ценностей включает в себя понятия ответственности за выбор, за поступок и понятие греха как ошибки, неисполнения заповеди, как поступка против Бога. Если же такой системы ценностей у человека нет, он может оказаться перед стеной непонимания. И тогда даже вопрос «за что это мне?» будет неуместным. Духовное измерение открывает здесь перспективу найти смысл, отказ от смысла болезни - закрывает смысловой горизонт.

Итак, можно предположить, что смысл болезни в том, чтобы получить возможность изменить что-то в своей жизни. В противном случае страдания как духовный шанс окажутся напрасны.

Наступление болезни часто связано с болью и страданиями. Страдания изменяют сознание. Нарушается привычный образ жизни. Исчезают многие возможности наслаждаться жизнью, получать удовольствие, радоваться и быть счастливым. Все это еще и еще раз изменяет сознание. Следует сказать, что больной - это человек с измененным состоянием сознания, как человек в трансе или гипнозе. И это объективная трудность для человека, попавшего в болезнь, заболевшего.

Больной воспринимает мир и себя самого сквозь мутную и нечистую призму такого измененного сознания, и его восприятие ошибочно, неверно, искажено. А потому оно может порождать ошибки, грехи, трагедии. Больному человеку очень трудно удерживать себя способным к трезвомыслию, к адекватности и критичности. В противном случае больной становится сущим наказанием для самого себя и близких. Это тем более относится к болезням психическим и духовным. Потому так важно, несмотря на болезнь, сохранить трезвомыслие, адекватность и ответственность.

Итак, третья духовная задача в болезни - адекватность сознания как особая, сверхъестественная духовная работа.

Первое мнение гласит, что, якобы, в любые православные праздники оккультисты "запираются", то есть теряют способности колдовать, заниматься ясновиденьем или ещё как-либо проявлять свою паранормальную деятельность. Основана сия точка зрения на познавательной модели. Своего рода "псевдоправославном монизме" - когда полагают, что Бог против любой магии, в чём бы она не состояла. При этом не столь важно, что именно названо "магией". "Чужие боги суть демоны", апостол Павел. Следовательно, любые оккультисты теряют способность обращаться к своим богам и своим обрядам во время православных праздников в России, Греции и т.д.
Вторая точка зрения утверждает, что никакого влияния церковные и религиозные праздники на магию не оказывают. Мало того, эти вещи никак не связаны между собой.
И третье утверждение говорит, что в период особенно крупных церковных праздников, колдовские способности адептов могут усиливаться.

Где же истина? Попробуем разобраться. Чтобы найти зерно истины, разберём более подробно эти три утверждения. Первая точка зрения греет сердце людям, считающим, де "за порогом церкви одни бесы", на которых Господь, естественно, влияет своей волей, но не выдерживает малейшего критического анализа.

Так, несмотря на то, что православное христианство мало распространено в Японии, представить себе, скажем, сюгедзя - адепта сюгэндо, знающего хоть что-то о великих днях христианского культа ещё можно. Но вот вообразить индийских тантриков, воскрешающих трупы с оглядкой на православные Рождество и Пасху или последователей вамачары и абхичары, сверяющих свои действия с православным календарём, сложновато.
При этом, сила последователей индийской ветви тантрического буддизма в любые дни и месяцы года ни у кого сомнений не вызывает. В Индии довольно популярна поговорка: "Если на тебя разгневался бог, то тебя спасёт тантрик. Но, если на тебя разгневался тантрик, то никакой бог тебя не спасёт!". Будет нелишним добавить, что и первым, и вторым вообще зачастую ничего не говорит само имя Иисуса Христа. Так же отказывает воображение при попытке представить священнослужителя Ифа где-нибудь в районе Нигерии, который не может сделать вольт человека на православную пасху.

Как показывает практика, именно православные праздники и таинства оказывают влияние только на крещёных колдунов и магов. (Притом, что крестят у нас совсем маленьких детей, их согласия не спрашивая, что в рамках чисто японской, для примера, духовной традиции считается чёрной магией, по сути - порчей; это к вопросу об относительности понятий добра и зла в разных культурах). На не крещённых адептов и практиков магии никакой православный календарь праздников ни малейшего влияния не оказывает. Более того, бывают случаи, когда, обряд крещения был проведён неправильно, то есть не полностью по канону церкви.
И если, в дальнейшем, таковой "крещёный", становится колдуном, то его крещение может быть как бы "ненастоящим" для высших сил и духов. Такой человек будет способен колдовать и в самые главные церковные праздники без всяких помех и вреда для себя и близких.
Как видим, оба первых мнения - и то, что в православные праздники из мира исчезает любая магия, и то, что церковные праздники и даты никакого влияния на произвольно взятых ведьм и колдунов не оказывают, на поверку оказываются одинаково неточными. А что же с третьим мнением?

Русское Народное Чернокнижие

Людям, далёким от мира магии, само утверждение о возможности усиления вредоносных, тёмных магических воздействий именно в период церковных праздников, а также постулат о возможности наложения порчи или проклятия тёмным практиком в самой церкви может показаться, как минимум крайне странным. А как максимум - шокирующим.
Крайне распространённой среди людей не только воцерковлённых и верующих, но и предельно далёких от православия является точка зрения, де "колдун в церковь зайти не может". А то и нечистая сила в церковь войти не может. Сила Святого Духа не пустит тёмных духов внутрь здания церкви. Чуть ли не общепризнанным этот постулат является, парадоксальным образом, отнюдь не благодаря пламенным проповедям священнослужителей РПЦ с амвонов, а благодаря тому, что повесть Н.В. Гоголя "Вий" у нас, в бывшем советском союзе читали не только православные христиане, но и католики, протестанты, мусульмане, буддисты, иудеи. Она входит в обязательную школьную программу по литературе. А в этой повести есть очень яркий и образный эпизод, где разнообразная нечистая сила замирает перед порогом церкви, не в силах пересечь его, до того момента, пока не приводят Вия. Но "Вий" произведение хоть и гениальное, но художественное, а как говаривал другой великий гений, Станислав Ежи Лец, "В жизни всё не так, как на самом деле".

Попробуем разобраться. Есть на Руси такая крайне вредная и крайне тёмная колдовская традиция, называемая Русское Народное Чернокнижие. О ней мало что достоверно известно, но de facto идеологическая основа этого колдовского течения ни что иное, как вид крайне экстремистского сатанизма, взращённого не на западной, а на русской почве и направленного исключительно против православного христианства. Хотя, de jure чернокнижники "сатанистами" себя не называют. Точные исторические корни и обстоятельства возникновения этой традиции теряются во тьме веков. Но по тому, что, по некоторым данным, чернокнижники поклоняются падшему ангелу Сатанаилу (или Сатанаэлю в другой транскрипции), именно так, очень характерно, его называя, наиболее логично будет предположить богумильские корни.
Особенность русского народного чернокнижия в том, что его адепты и последователи предпочитают наводить порчи, рассорки, проклятия, вызовы и другие крайне негативные воздействия и вещи именно в крупные церковные праздники. Они научились собирать, преобразовывать в нечто иное и использовать не что-нибудь, а именно мощную энергию православных молитв, генерируемую верующими в эти периоды, так сказать, "налево" во всех смыслах этого слова. Так же чернокнижники ряд своих порч проводят именно в церкви, во время службы. Но, кстати, это свойственно не одним русским чернокнижникам: положить фотографию человека на алтарь с целью определения наличия на человеке порчи, подкупив служку, могут и "белые маги".
Как видим, и мнение, что в церковные праздники и посты магия может не ослабляться, не исчезать, а, напротив, усиливаться, так же имеет право на существование, но только в рамках одной, отдельно взятой магической традиции - Русского Народного Чернокнижия, а вовсе не "для всех".

В заключение

Отсюда очевидно, что все три мнения - и то, что ведьм и колдунов может "запирать" (но не всех!) с утратой способностей; и то, что на магов церковные праздники могут не оказывать никакого влияния (но только на некрещёных и не связанных с христианской культурой!); и то, что самая чёрная магия может производиться, и успешно, как раз в крупные церковные праздники (но только в одной, отдельно взятой традиции!) - в чём-то своём, частном правы, и все три, опять же, в частностях и деталях, ошибаются.