Обрядовый праздник коми-ижемцев "луд". Методический анализ на тему: Традиционный праздник коми-ижемцев "Луд" методическая разработка на тему Под стук оленьих рожек

7 июля в Ижме снова прошел возрожденный народный праздник «Луд», собравший гостей из всех окрестных сел и деревень, разных районов Коми и регионов России. Гулянье, начавшееся в 11 часов дня, завершилось уже под утро следующего дня.

Порядковый номер праздника ижемцев сначала напугал: боялись, что все пойдет не так, как задумывалось, тем более что по прогнозу погоды в этот день в Ижме обещали ливни с грозами. Но природа решила смилостивиться, устроила ясную погоду, а все припасенные дожди и громы с молниями в ускоренном темпе выдала Ижме в ночь накануне «Луда». Вода лила с неба в таких количествах, что боялись уже не за праздник, а за молодежь из других регионов, разместившуюся в палаточном лагере.

– А мы за день так нагулялись, что заснули и даже не слышали, что там снаружи творилось, – рассказала Лариса Камалова из села Краснощелье Мурманской области. – Мы приехали на несколько дней, 10 июля уезжаем, а так хочется побыть здесь подольше.

Лариса Камалова приехала на «Луд» уже в третий раз, секрет ее любви к этому празднику в ее ижемских корнях. Ее прабабушку Ксению Вокуеву из Коми на Кольский полуостров привезли в двухлетнем возрасте. Несколько лет назад девушка начала составлять родословную своей семьи, вышла на музей в Ижме, где ей помогли, теперь надеется найти родственников в Коми. А друзей у нее здесь уже появилось много.

Студентка, библиотекарь из ханты-мансийского поселка Саранпауль Татьяна Караульных рассказала, что изучала коми язык в 1-4 классе, его в поселковой школе преподают факультативно, специально для живущих там коми-ижемцев. Сейчас начали преподавать уже до восьмого класса.

– К сожалению, многие дети хоть и понимают коми язык, говорить на нем не могут, – посетовала девушка. – А это очень плохо, с языком мы можем утратить и нашу самобытность. У нас в поселке в основном ханты-мансийскую культуру продвигают, а коми мало, есть только ансамбль, «Асья кыа» называется, в нем бабушки поют на коми, ездят выступать в разные города нашего округа.

Лариса, Вячеслав и Татьяна были одеты в футболки с надписью «Изьватас», по ним и можно было узнать приезжих с ижемскими корнями из разных городов Коми и из других регионов.

– Тринадцатый раз оказался для нас счастливым, посмотрите, сколько гостей к нам приехало. Только творческих людей, которых мы встречали, на пятьдесят человек больше, чем в прошлом году, – рассказала начальник районного Управления культуры Виктория Вокуева. – И мы всегда очень ждем ижемцев из мест компактного проживания в других регионах. Для нас главная цель, чтобы они приезжали на родину, находили своих родственников, общались, участвовали в возрождении культуры коми-ижемцев. В этот раз, например, прямо на празднике познакомились дальние родственники из Мурманской области и села Бакур. У меня часто спрашивают: «А что будет нового на «Луде» в этом году?» С одной стороны, вроде бы, что может быть нового, тут важно сохранить традиционное. С другой стороны, праздник меняется, потому что мы восстанавливаем утраченные традиции. Добавляются фигуры в шествии «Ворота», детсад №2 провел малый «Луд» среди детей 6 июля. Пока мало мужчин участвует в «Воротах», но есть такие, которые подают хороший пример.

Например, прокурор района, сам приезжий, не только традиционный костюм заказал, но еще постарался и сапоги к нему нашел соответствующие, а не в кроссовках или в ботинках в «Воротах» идет, как многие делают.

– Я сам из Сыктывкара, восемь лет проработал в Воркуте, сюда приехал в апреле 2015 года, а в июле впервые увидел «Луд». И сразу родилась идея сшить костюм и поучаствовать в празднике, в вечерней проходке. Потом приехала моя жена, сначала сшили костюм ей. А в этом году и я в костюме. И все мои сотрудники, в том числе мужчины – тоже, – рассказал прокурор района Алексей Абрамов. – Подчиненные смеются, что до моего приезда они ни в чем таком не участвовали, а тут и костюмы появились, и песни поем, и на «Луд» ходим.

У супруги прокурора, секретаря суда Елены Абрамовой в прошлом году из-за небольшой погрешности в костюме случались казусы. На улице к красавице Елене подходили и интересовались, будет ли она участвовать в конкурсе невест, а узнав, что она замужем, отчитывали: «А почему тогда в платке, а не бабаюре?». В этом году, как положено, надела бабаюр – головной убор, полностью скрывающий волосы, дабы не давать напрасных надежд местным холостякам.

Многие ижемцы нынешний «Луд» назвали особенно счастливым потому, что незадолго до гулянья на старинном храме, который много десятилетий ждал реконструкции, наконец, установили новый купол. Это сочли хорошим знаком – обновляется храм, значит, будет и село обновляться, расцветать.

Руководитель администрации главы Коми Михаил Порядин как только увидел новый сияющий купол с крестом, тут же его сфотографировал и отправил снимок Сергею Гапликову.

– Глава Коми в тот момент находился в Бурятии на вертолетном заводе, и он мне ответил, что душа радуется от того, как возрождается Ижма и вся Коми земля. Я сегодня от всех вокруг слышу, что крест снова засиял над Ижмой, и здесь стало светлее, – рассказал Михаил Порядин журналисту «Республики». – Я сам приехал на «Луд» уже в третий раз, считаю, что это один из самых ярких, самобытных праздников. И все это так хорошо организовано, люди от всей души выкладываются, от души празднуют. Просто здорово, что эта многовековая традиция живет. Я считаю, что Ижма – это российский лидер по сохранению и приумножению традиций замечательного коми народа.

Депутат Госсовета Коми Дмитрий Кологривый, поздравляя ижемцев с праздником, тоже заявил, что красивей и грандиозней праздника он не видел, а заодно напомнил сельчанам, что очень скоро у них появится еще один повод радоваться – наконец установят новый понтонный мост через речку.

Председатель правления Союза писателей России Николай Иванов рассказал, что в Москве перед вылетом ему посочувствовали, что не повезло, кресло в самолете досталось посередине, придется лететь «зажатым».

– А я прилетел сюда и подумал: «Как же мне повезло». Этот праздник – не назначенный, не спущенный сверху, он родовой, он у вас в крови, в сердце. Ижма – это символ России. Потому что, когда здесь сел аварийный самолет, я понял, есть место, где ослабленная, находящаяся в сложной ситуации Россия может благополучно приземлиться. И, более того, отсюда она может взлететь, снова встать на крыло. Мы гордимся вами, ижемцы, – обратился Николай Иванов к собравшимся на празднике.

На «Луд» приехала съемочная группа телеканала «Культура» для съемок передачи из цикла «Россия, любовь моя!». Ведущий этой программы, известный книжный издатель и кинопродюсер, француз Пьер-Кристиан Броше в результате заявил, что после посещения этих мест, ему бы теперь хотелось снять и другой цикл – «Любовь моя, Коми».

Обойти все площадки ижемского праздника – дело практически немыслимое. Гулянье растянулось на весь центр села, артисты кочевали от одной импровизированной сцены к другой, везде угощали шаньгами и ухой – кто с открытых столов, кто в чумах. Ижемцы в национальных костюмах знакомили с местной культурой, проводили мастер-классы. Возле небольшой баньки сидели напоминающие русалок дамы в длинных рубахах, вязали веники и учили всех желающих этой премудрости, а заодно инструктировали, как правильно пользоваться баней. Одна из «русалок» сообщила журналисту «Республики», что в бане нельзя плакать и ругаться.

– Ну и супругам тоже нельзя всякими такими делами тут заниматься, ну вы понимаете, – предупредила «русалка», в миру – учитель математики и информатики Мария Вокуева. – А когда помылись, нужно вылить на себя остатки воды из тазика и сказать одну фразу.

Тут девушка быстро произнесла длинное заклинание на коми языке, пояснив, что общий его смысл – послать все плохое в темный лес. Лично она всегда так делает.

К четырем часам дня торговля на ижемских улицах начала сворачиваться, песни тоже потихоньку замирали, и чуть ли не все село постепенно переместилось за реку, на луг, где проходили конные скачки. На этот раз в состязаниях участвовало 19 лошадей в девяти заездах. Некоторые наездники рискнули заявиться на несколько разных заездов: и верхом, и в тележках-«качалках», и в финальном «чемпионском» этапе, в который выходят все желающие, вне зависимости от породы коня. В результате чемпионом стал мужчина, не принимавший участие ни в одном из восьми первых этапов, а терпеливо дожидавшийся чемпионского. На свежей лошади он легко опередил всех соперников, чем вызвал бурю эмоций у пары участников, которые сочли, что это несправедливо и пошли высказывать претензии к судьям.

– Я каждый год объясняю, что порядок такой: можно заявиться только на последний заезд, но все равно спорят, – пояснил организатор соревнований, начальник районного отдела физкультуры и спорта Валерий Рочев. – Победитель, кстати, на этой лошади уже успешно выступал раньше, а тут, видимо, решил для верности, выйти только в финале.

По словам Валерия Рочева, скачки у ижемцев в первую очередь для души, и для того, чтобы показать, кто чего стоит. Выигранные призы ни стоимость лошади, ни расходы на ее содержание далеко не покрывают. Например, чемпион нынешнего года лошадь специально купил в Москве за 150 тысяч рублей. А выступать на ней он может лишь четыре раза в год: зимой и летом в райцентре, и еще два раза на скачках в других селах.

По завершению скачек ижемцы опять переместились из-за реки в село, чтобы пройти в знаменитых «Воротах» – массовом танцевальном шествии через все село, или хотя бы посмотреть на это действо. Проходка началась в восемь вечера, примерно через полтора часа «Ворота» дошагали до окраины села, а оттуда кто на машинах, кто на конях, а кто и пешком, снова отправились на луг за реку – выбирать самую красивую невесту района, петь и танцевать до самого утра.

Анна ПОТЕХИНА

Народный праздник Луд состоялся в Ижме 8 и 9 июля 2011. Ежегодный традиционный праздник Луд (выгон, пастбище, луг ) имеет статус Коми республиканского, включен в число 11 чудес Коми республики. Возобновленная национальная традиция народного гуляния с элементами современного шоу, исходит еще из древних языческих времен.

Приехали делегации ижемцев, проживающих в Ненецком, Ханты-Мансийском округе - Березов, Мужи, Салехард и из многих городов и районов республики. Каждый год Ижма собирает ижемцев "лудын войлыны". Это заглавный праздник, а еще можно приехать на День охотника в марте или на Праздник оленевода, к началу перекочевки оленьих стад на зимние пастбища.

Главное впечатление - зрелищность и массовость, одних только участников в национальных костюмах в вечерней проходке "Ижемские ворота" было 15 коллективов по 20-23 человека, и постепенно в участие вовлекались многие гости и туристы. Большинство элементов праздника основаны на древних мифологических и этнографических сюжетах и имеют глубокий смысл.

Вторые Ижемские чтения "Северный этнос. Традиции и современность" - межрегиональная научно-практическая конференция, в актовом зале Ижемской администрации, с 9:00 до 14:00. С международным участием, состоялась презентация норвежского научного проекта, .

Выставка декоративно-прикладного творчества и изделий мастеров народных промыслов, ярмарка сельхозтоваров местных производителей на площади Дома культуры, с 13:00 до 17:00. Традиционная кукла "Ижемка" продавалась по цене от 400 руб.

Открытие VI Республиканского народного праздника Луд на площади районного Дома культуры. Приветствия гостей, большой праздничный концерт народных песенных и танцевальных коллективов (с 14:00 до 17:00). Всем народом поздравили молодоженов состоявшейся сегодня свадьбы. Из профессиональных исполнителей следует отметить исполнение песен Альфии Коротаевой и Коми народного артиста Василия Рочева (из Изьва керки в Сыктывкаре). Первую часть концерта исполнила в основном молодежь, ансамбль "Изьваса Кодзувъяс" работает под музыку только ижемских композиторов



Открытие персональной выставки "Национальная кукла" мастера декоративно-прикладного искусства Галины Юркевич в Ижемском историко-краеведческом музее (в старинном доме бывшего купца ), с 15:00 до 16:00. Для желающих также экскурсия по всему музею.
Галина Юркевич - член Коми Союза мастеров, руководит объединением "Национальная кукла" Печорского Дома детского творчества. Лауреат многих творческих конкурсов в номинациях "Авторская кукла" и "Народная кукла", в том числе Коми республиканских конкурсов Мастер года (). Автор бренда - Коми национальная кукла "Зарань", которая выполнена с соблюдением всех традиций и имеет значение оберега, даже паспорт имеется от Коми министерства культуры. Галина Павловна смогла привезти только небольшую коллекцию своих авторских кукол, они слишком быстро продаются

Конные соревнования на левом берегу реки Ижма, с 17:00 до 19:00. В старину на Луде (на лугу ) специально для народного празднования заранее подготавливали место - прогоняли табун лошадей, чтобы они потоптали траву. Кроме того, как священные животные, лошади очищали место от темных сил. Говорят, в старину чтобы разогнать злых духов еще устраивали пальбу, но не теперь. В наше время проводятся лошадинные скачки и сопутствующие развлечения для туристов и гостей, а траву скашивают. Спортивные скачки проведены в несколько забегов. Призы победителям, комплекты конской упряжи, вручал глава Ижемского района. Один из призов вручен единственной девушке - участнице гонки.


Награждение победителей спортивных скачек

Вечерняя проходка "Ижемские ворота". Музыкально-танцевальное шествие участников к месту празднования на Луд (с 20:00 до 22:00). Внешне выглядит как грандиозное многомассовое красочное шоу в Коми национальных костюмах. По легенде народ собирается в центре села и направляется на Луд на празднование. Проходка танцевальная, выполняются ряд разных эпизодов традиционных народных танцев. Музыкальное сопровождение в стиле традиционных запевок, но с ярко выраженным ритмом. В конце шествия запевки сменяются популярными энергичными Коми песнями.
Всем обязательно надо пройти под воротами. Они имеют глобальное значение во всей Коми культуре как национальный символ - защита и очищение от злых темных сил и порчи. Поэтому ворота встречаются повсеместно: это фигура в народном танце; их ставят при входе в святилище и вообще на входе на любое место сбора людей; не так давно было предложение сделать ворота на въезде в каждый населенный пункт Коми республики (разумеется, не реальные, а условные ) в Коми традиционном стиле. К сожалению, такие заколдованные ворота когда-то не спасли от оккупационной армии Стефана Пермского .
Разумеется, внимание гостей обращено на национальные костюмы. Обычно они старинные, переходящие от бабушек и прабабушек. Существуют реальные носимые костюмы с начала XVIII века, но они не парчовые, а холстяные и не такие красочные (см. ижемский традиционный женский костюм ручной работы XVIII века на фестивале Finno-Ugri: Art Style-2006 ).
Следует иметь в виду, что комплект ижемского народного костюма строго регламентирован: разная комплектация для девушек и замужних женщин, в зависимости от статуса, для разных обстоятельств, как например, специальная комплектация для замужней женщины, не желающей иметь детей. Выбор цвета не случайный, зачастую означает ключевое событие в жизни человека, см., например, Алая лента роман Василия Юхнина .
Форма головного убора для соответствующего случая и статуса - это целая отдельная наука. Вот только несколько названий: юр ной, баба юр, юр кöртöд, венеч, сборник, ситка, ныв юр, рогуля-кичка-коклюшка-клобук, патка, чышъян ота, юртыр, треюк (ошувка), вöлосник, сыръя чышъян, повойник, самшура, сорока (кокошник); лента или платок как отдельно, так и в комплекте с другим головным убором. Для примера, в период свадьбы невеста-ижемка должна сменить пять разных по форме головных уборов в соответствии с ситуацией, но в каждом из них может выразить принадлежность к своему роду и свою индивидуальность



См. также видео1 (QuickTime mov 8Mb), видео2 (QuickTime mov 6Mb).


Татьяна Попова,
зав. Ижемским отделом
культуры, организатор
праздника Луд

Непосредственно сам праздник Луд проходит на левом (на другом ) берегу реки Ижма рядом с переправой (с 22:00). Подразумевается, что в эту ночь спать вообще не следует, чтобы встретить и поклониться солнцу. По программе в этом году: Хороводы, луговые игры; "Хоровод невест"; соревнования по национальным видам спорта, торговые ряды; катание на лошадях; молодежная этнодискотека. На самом деле развлечений и зрелищ еще больше. Делегации ижемцев из разных регионов и деревень устраивают свои подворья, жгут костры, участники из Сизябска поставили чум. Ижма славится ценными породами рыб: семга, нельма, омуль, пелядь, а также ягодами: морошка, клюква, брусника, голубика, черника. Ученые говорят, что в мясе оленины содержатся очень редкие и очень полезные аминокислоты. В поисках характерных угощений было интересно обойти все подворья. Традиционного языческого общего моления не было, по крайней мере публично открыто. Не пустовали большущие качели, поставленные для детей и молодежи.
Смысл "Хоровода невест" понятен из названия: парни присматривали себе будущих жен. Девушки демонстрировали свои достоинства, и не только внешние. Разумеется, в девичьем обществе разгоралась конкуренция, и хоровод превращался в первенство. Кстати, ижемская красавица Ирина Терентьева победила на Коми реcпубликанском конкурсе красоты Райда 2010 и ей предстоит участвовать в финно-угорском конкурсе красоты "Звезда Севера" в ноябре 2011 в Кудымкаре.
Каждый из многочисленных хороводов, народных танцев, луговых игр на Луде имеет свой глубокий смысл - это мини театрализованная постановка одного из каких-нибудь важнейших событий из традиционной жизни ижемского народа и рода. Для зрителей и туристов сплошная непрерывная фотосессия, особенно когда многие из них вовлекаются в участие







* * *

В рамках праздника Луд состоялись еще мероприятия :

7 и 8 июля 2011 организован открытый чемпионат и первенство республики по национальным видам спорта (северное многоборье). В программе прыжки через нарты, метание топора и тынзея (аркан на оленя ), виды бега. В традициях народных спортивных игр еще когда-то были популярны борьба, подбрасывание тяжестей, стрельба, но сейчас их не было.

9 июля 2011 с 11:00 Музыкальная встреча и презентация "Ылöдз кылö Изьва сьыланкыв" о Г.В.Семяшкине (1926-1983, в честь 85-летия), ижемском композиторе и организаторе музыкальной культуры. Созданный им Ижемский народный хор когда-то был известен на всю страну, как и его песни. Творчеству композитора по инициативе Изьватас общественного объединения посвящен весь 2011 год. Имени Глеба Семяшкина традиционный фестиваль самодеятельных композиторов проводится в Ижме раз в два года, в этом году состоится в ноябре. См. также : Афиша Ижма центральная библиотека
Выставка-портрет организована в Ижемской центральной библиотеке и будет продемонстрирована во многих уголках района




См. видео (QuickTime mov 69Mb): Коми народный артист Василий Рочев исполняет песню "Печора, Печора, родная Печора" (см. текст )
См. также видео (QuickTime mov 32Mb): Женщины - ветераны Ижемского народного хора исполняют песню "Огонек в ночи":
Ждет меня в чуме подружка,
Чая крепкого кружка...

8 июля 2011 по отдельному плану работы состоялся круглый стол "Развитие малого предпринимательства в Ижемском районе", в актовом зале районной администрации.

Билборд в центре Ижмы

В целом еще необходимо отметить небывалое гостепреимство: я дважды спрашивал местных жителей как пройти на мероприятия, и оба раза меня проводили почти до места, хотя им самим было не совсем по пути.
Кроме того, осталась непонятной процедура изгнания нечистой силы и духов. Перед праздником на Луде изгоняли всю нечистую силу, но духи бывают также и хорошие, например, Пöлöзнича . Еще духи бывают нормальные - то есть поступающие хорошо или плохо в зависимости от обстоятельств. Наверное, хороших духов не надо было бы изгонять? Но как тогда их сортировать?

См. также : отдельный фотоальбом празднования. Афиша и план мероприятий Праздника ЛУД-2012 . Внимание: Дни культуры Ижемского района в Сыктывкаре состоятся 3 и 4 декабря 2011.

Первая публикация статьи 13 июля 2011 на сайте foto11.com - Новости.
Ссылки

Испокон веков ижемцы в одну из белых июльских ночей выходили «гулять на лугах». Праздник так и назывался: Луд, то есть «луг». Луд объединяет ижемцев, проживающих в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, Мурманской и Архангельской областях и в других уголках России. Праздник проводится на коми языке, что подчеркивает национальный колорит Республики Коми.

Праздник Луд сегодня называют брендом Ижемского района Республики Коми. Ему предан статус официального праздника. В настоящее время праздник проходит в последнее воскресенье июня или первое воскресенье июля — в канун начала сенокосной страды. Фиксированное место и время праздника в прошлом — междуречье рек Ижма и Куръя — Дi — «остров», с вечера до восхода солнца, т.е. в переходное время. Таким образом, подобраны переходные место и время действия, которые по поверьям древних, имели наибольшую магическую силу. Се йчас место проведения праздника более доступно - луг, рядом с мостом на зареченские села.

Испокон веков ижемцы в одну из белых летних ночей выходили «лудын войлыны» («гулять на лугах»). В середине 1930-х годов эта традиция прервалась. Возобновили гулянье только шестьдесят лет спустя, в 1997 году.

В начале XX века праздник начинался с того, что на острове собирались молодые всадники, которые прогоняли табун лошадей, тем самым вытаптывали площадку для гуляния, огибая остров. Время внесло свои коррективы в празднование. В настоящее время эта традиция преобразилась в спортивные конные скачки по заливному лугу. Здесь участвуют всадники со всего района, скачки проходят в 5 забегов («рысь», кобылы, жеребцы, мерины, общий забег).

От каждой деревни раньше шло праздничное шествие на место проведения Луда - сейчас из дальних сел приезжают на машинах. Главная особенность Луда в том, что на нем нет зрителей, и каждый становится участником обряда. Удивительно, но даже молодежь специально приезжает из городов на этот праздник, который заканчивается дискотекой при свете костров и восходящего солнца.

Сейчас празднование принято начинать с многокилометрового Ижемского шествия, точнее, дефиле, на которое участвующие женщины надевают старинные парчовые сарафаны, передающиеся по наследству.

В десять часов вечера на свежескошенной части праздничного луга зажигаются родовые и сем ейные костры. К этому моменту все ижемские деревни и села возводят мини-подворья, представляющие особенности местного уклада. Сизябск, исконно оленеводческое село, ставит чум. Мохча и Гам, славящиеся лошадьми, организуют скачки. В красноборском подворье, объединяющем также жителей деревень Вертеп и Диюр, демонстрируют свои ценности: целебную голубую глину, «живую» воду и чудо-веники.

Праздник Луд включает в себя хороводы и хороводные игры, некоторые из них — «Кык ряд», «Орччoн сулалoм», «Кругoн ворсoм», «Куимoн» и т.д. Население чувствует единение в общем хороводе, заводилами которого являются участники самодеятельности.

После общего хоровода начинается «конкурс красоты». Нарядных девушек - невест - выводят на самодельную сцену и расписывают достоинства-таланты, демонстрируют их вышивки и пироги. Спортивная часть праздника включает прыжки через нарты, бросание аркана, метание гири.

С Лудом связан еще один обряд. Потомки оленеводов, разъехавшихся в поисках пастбищ по всему Северу - от Финляндии до Ямала, обязательно берут с малой родины саженец черемухи, чтобы вырастить у себя дома. Деревца раздают в горшках, землю в которые собирают со всего района, а поливают такой же общинной водой.

Праздник Луд сегодня называют брендом Ижемского района Республики Коми. Ему присвоен статус официального праздника. «Луд» в переводе с коми-языка означает «луг» – широкое, открытое место, где проводится праздник.

Коренные жители ижемского района – это особая этнографическая группа коми или как они сами себя называют – изьватас. Ижемские коми имеют языковую и культурно-бытовую специфику, которая столь заметно отличает их от других народностей коми. У коми-ижемцев свой уклад жизни, в отличие от южных коми, живших земледелием и промыслами, ижемцы – оленеводы.

Гостям праздника «Луд» предоставляется возможность принять личное участие в мини-подворьях, представляющие особенности местного уклада. Посетить чум, поучаствовать в конкурсе скачки на лошадях, и пройтись в национальной одежде на традиционной вечерней проходке «Ижемские ворота».

Праздник «ЛУД» проводится в целях сохранения самобытной народной культуры, воспитания уважения к истории и традициям коми-ижемцев.

Достопримечательности: Галфедьские камни Еще одной достопримечательностью Ижемского района являются Галфедьские камни. Данная достопримечательность находится возле деревни Малое Галово. Здесь, на берегу реки Ижмы лежат несколько десятков больших камней правильной сферической формы. Фантастическая картина напоминает кладку яиц динозавров или остатки древней цивилизации. Несколько лет назад «галфедьса изъяс» (так ижемцы называют малогаловские камни) были признаны одним из чудес районного масштаба. Кажется, что какой-то древний великан разбросал по берегу каменные шары. Большая часть камней потрескалась, а некоторые даже полностью разломаны. Но попадаются и целые. Самые маленькие из них около метра в диаметре, а наибольшие достигали трех-четырех метров. Некоторые находятся на берегу, другие скатились в воду. В данный момент разрабатывается туристический маршрут к необычным малогаловским камням. Сизябск Уже 11 лет развивается туристический бизнес в поселке Сизябск. Сначала на холме появился небольшой домик, а затем и настоящий оленеводческий чум. Тут гости могут примерить малицу, прокатиться на ватрушках-тюбингах, сфотографироваться с настоящим оленем. На Базуе (так называется холм) есть свой музей истории и культуры XX века. Здесь собраны атрибуты пионерии и комсомола, граммофон, печатная машинка и другие экспонаты, обнаруженные в домах земляков. Есть в музее школьная форма советской эпохи и лозунги. Под одной крышей с «советским» музеем в сенях находится музей охоты и рыболовства, в котором собраны старинные снасти и современные трофеи: широкие охотничьи лыжи, старый рубанок, деревянные щипцы, используемые при дублении оленьих шкур, в избушке – птичий хвост и старинный пистолет или обрез. Туристы в Сизябске могут попробовать оленину, рыбу, шаньги, прочие местные деликатесы и главное блюдо туристического меню – вареная оленина. Вертепский дом народных традиций Сохраняются и поддерживаются традиционные народные промыслы – изготавливаются изделия из оленьего меха, традиционные ижемские сувениры. МУК «Ижемский районный историко-краеведческий музей» Музей основан в 1992 г. В музее представлена богатая этнографическая коллекция, предметы быта коми-ижемцев, археологические находки, так, в 1951 г. около д. Малое Галово был найден клад железных предметов: 26 топоров, 7 наконечников стрел и другой инвентарь- часть клада экспонируется в музее. В музее хранятся кости мамонта, найденные в разное время недалеко от деревни Мошъюга и на берегу речки Собысь, притока Ижмы.

Объекты размещения: В самом селе находится гостиница «Ижма», номерной фонд – 14 номеров. В 20 км от с. Ижма располагается туркомплекс «Ижемские Черемушки», где туристы размещаются в полностью благоустроенных деревянных коттеджах.

Даты проведения мероприятия:

05.07.2014 - 06.07.2014

Учредители праздника: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Республики Коми, Министерство национальной политики Республики Коми, Администрация муниципального района «Ижемский» Организаторы праздника: исполнительно-организаторские функции выполняет управление культуры администрации муниципального района «Ижемский», отдел физической культуры, спорта и туризма администрации муниципального района «Ижемский».

Место проведения мероприятия:

Площадь и прилегающая территория Центрального дома культуры в с.Ижма, ул. Советская, левый берег р.Ижма.

Общие сведения:

Праздник «ЛУД» проводится в целях сохранения самобытной народной культуры, воспитания уважения к истории и традициям коми-ижемцев. Праздник проводится в с.Ижма Ижемского района Республики Коми ежегодно, в первые выходные дни июля.

Тематика мероприятия:

«Луд» – традиционный массовый праздник коми-ижемцев, сегодня по праву является брендом Ижемского района. «Луд» в переводе с коми-языка означает «луг» – широкое, открытое место, где проводится праздник. Ведь обычно на праздник съезжались жители окрестных сел и деревень, и было важно, чтобы всем участникам веселья хватило места. «Луд» – многожанровое мероприятие, которое включает в себя народные игры, хороводы, песенные, плясовые и спортивные состязания. Своими корнями праздник уходит в глубину веков, во времена языческие, когда люди были едины с природой. Поэтому главные темы праздника – растительность и очистительная сила воды. В этот период лета природа достигает наивысшего расцвета, травы вбирают в себя весь сок и обладают чудодейственной силой, а вода в реке становится целебной. Ижемские старожилы вспоминали, что каждое село, каждая деревня в определенное время, от Ивана Купалы до Петровских дней, выходила гулять на луга. «Гуляли» перед началом сенокоса или поста, то есть праздновали перед предстоящей долгой работой, страдой и петровским постом.

Масштаб проекта, вовлеченная аудитория:

Межрегиональное мероприятие.

Результаты проекта:

С каждым годом увеличивается количество гостей праздника, добавляются новые фольклорные коллективы народного художественного творчества из разных регионов страны. Широкое освещение праздник получает и в СМИ. Так в октябре 2013 года фильм «Человек мира. Коми» с Андреем Понкратовым телеканала «Моя планета», повествующий о двух праздниках – ижемском «Луде» и Усть-Цилемской горке – стал победителем в номинации «Общий дом. Истоки» V пристижной ежегодной национальной премии «СТРАНА».