Национальный костюм марийской женщины. Традиционный костюм горных мари

Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яранском и Уржумском уездах Вятской губернии, а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях.
Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев диалектом, некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой.
Восточные марийцы не составляют особой языковую группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII вв. Однако они все же представляют особенную этногруппу.
Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов.
Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.
Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты. Марийки были и остаются искусными вышивальщицами. Вышивка плотная, ковровая, выполнена стебельчатым швом, сложным крестом, двусторонней гладью. Орнамент геометрический, реже растительный. Чаще узор включает в себя солярные знаки, свастику, ромбы, круги и розетки. Основной цвет – красный, синим и черным выполняются контуры рисунков. Желтый, зеленый, розовый, белый – дополнительные цвета. На вышивку нашивали бисер, блестки, монеты. Также для украшения использовали оборки, тесьму, ленты, кружево. Особенностью марийской вышивки является то, что мастерица вышивала с изнаночной стороны ткани, а узор получался на лицевой стороне.
Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче.
Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок. Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.
Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.
Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шовыр») со сборками типа русской поддевки. Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.
На голове марийцы носили шерстяную домашней вязки шапку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. На ноги надевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые онучи.
Женский костюм был сложнее мужского. Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных.
Женский марийский костюм состоит из длинной холщовой рубахи («тувыр»), служившей одновременно нательной и верхней одеждой. Наиболее старый тип рубахи – из белого холста, позднее использовали красную, синюю в мелкую клетку пестрядь и простейшие хлопчатобумажные ткани. Платье дополняется нагрудным украшением яга, поясом («ӱштӧ») и передником («ончаласакыш»). Верхняя одежда – шовыр, распашной летний из белого домотканого холста кафтан. Головной убор – башлык или шымакш – прямоугольный кусок холста, углы которого на одной из узких сторон скреплены и составляют треугольник, который, образуя колпачок, одевают на голову. Остроконечная часть выставляется надо лбом, нижняя, полотенчатого вида, спускается на затылке до плеч. Бышлык надевали невесте в первый день свадьбы. Треугольный наплечный платок («солык») украшался бахромой, позументом, великолепной вышивкой, подвесками из бисера, блестками на широком конце. Солык надевали только на свадьбы и праздники.
Мужчины носили туникообразные рубахи («тувыр»), которые несколько короче, чем женские. Рубахи также украшались вышивкой, бисером, монетками.
В качестве обуви носили лапти («йыдал») прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Марийские лапти имеют носок с острыми углами, чем отличаются от русских с круглым носком. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна («ыштыр», «вургыштыр»). По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.
В настоящее время национальный костюм среди марийцев не потерял своей актуальности и сохранил свое идентификационное значение.
С 1990-х гг. действуют студии традиционной марийской вышивки в городе Звенигово, поселке Медведево, деревне Чодраял Моркинского района, селе Шоруньжа, где мастера шьют народную одежду, ткут, создают современные костюмы с элементами традиционной вышивки. При этих студиях различными видами прикладного искусства обучаются все желающие.
Современную одежду с национальной вышивкой в Йошкар-Оле можно приобрести в ателье «Сайвер».
Комитет Республики Марий Эл по туризму

Женский костюм

Традиционный марийский женский костюм состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесными подвесками, головного убора и обуви из лыка с шерстяными и холщовыми онучами. Праздничный костюм дополнялся набором украшений.

Нательная одежда. Женская рубаха (тыгыр) из холста, составлявшая основу народного костюма, была туникообразного покроя: кусок холста, перекинутый со спины на грудь составлял стан; в нем делался разрез для ворота. К этой центральной точе по прямой нитке пришивались невырезные рукава (шокш) с ластовицами (кыштек) четырех или треугольной формы; с боков, под рукавами, захватывая их, помещались боковины. Хотя рубаха у всех групп мари была однотипной - туникообразной, существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в характере орнаментации.

Среди горных мари бытовало два варианта женской рубахи: 1) рубаха с центральным грудным разрезом со слегка суженными к кисти рукавами, между станом и боковыми прямыми полотнищами пришивались клинья [Прил. 1]; 2) рубаха с центральным грудным разрезом со слегка суженными рукавами, к стану пришивались скошенные боковые полотнища, каждое из которых состояло из двух раскошенных половинок [Прил.2].

По мнению Т.Л. Молотовой, покрой и орнаментация ранней традиционной женской рубахи горных мариек принципиальных различий не имела, а была во многом сходна с рубахой луговых мари. Предположительно, более старинная рубаха горномариек имела не центральный грудной разрез, а смещенный вправо. По всей вероятности размещение грудного разреза в центре основной точи холста возникло в более поздний период - ко второй половине XIX века. Возможно, этот конструктивный элемент был заимствован у чувашей, рубаха которых имела именно такой разрез в области груди.

Орнаментация рубах различных локальных групп имела специфические особенности, определявшиеся давними традициями.

В конце XIX века у горных мариек рубаха имела скудную орнаментацию, хотя до середины данного столетия она отличалась богатой вышивкой [Прил. 3]. Изменение ее характера объясняется вытеснением конопляного холста тонкой домотканиной из фабричных ниток, на которой вышивка соответственно стала мелкой. В начале XX в. горные марийки нагрудную вышивку (тыгыр мел) стали переносить на заготовку из красной материи, которая пришивалась у грудного разреза. При стирке рубашки эта деталь на время отпарывалась. Современная рубашка горных мариек не имеет нагрудной вышивки. Таким образом, орнаментация возле грудного разреза гономарийской рубашки постепенно исчезает, в настоящее время ее иногда заменяет зигзагообразная строчка из черных ниток. Только небольшая вышивка черными нитками на плече вдоль шва (тыгыр кек), чаще всего с геометрическими мотивами, сохранились на современных рубашках.

Яркой и своеобразной особенностью женской рубахи данной группы были нашивки, пришиваемые вдоль плечевого шва (вочыгач), представляющие собой парные полоски из черной ткани, вышитые черными нитками. При стирке они также отпарывались. В данное время в народном костюме горных мариек парные плечевые нашивки (вочыгач) - обязательная, важная деталь рубашки, которая украшается вышивкой, лентами и блестками.

Отличались рубахи различных территориальных групп и способом ношения, так например: в северной части края она подбиралась поясом так, что складки собирались спереди; в южной части Уржумского уезда складки на рубахе располагались сзади и над бедрами; у горных же мари - напуском.

Штаны (ялаш) у горных мари относились к типу штанов с узким шагом. Они состояли из штанин и клина между ними, который создавал ширину шага [Прил.4]. Традиционные штаны имели 4 завязки: две задние завязывались спереди, две передние - сзади, укреплялись они низко на бедрах. С начала XX века завязки на штанах начинают заменяться гашником [Прил. 5], как на мужских штанах.

Длина штанов у горных мариек доходила до щиколоток. Штаны виднелись из-под рубашки, но это не считалось зазорным. Они скреплялись на поясе при помощи нитяной веревочки, продетой, в верхний край штанов, подшивавшихся широким рубцом.

Верхняя одежда. В традиционном женском костюме она представлена кафтанами: летними из белого холста, осенне-весенними из сукна, зимними суконными утепленными кафтанами и шубами из овчин.

Среди горных мари бытовал кафтан с выкройной проймой со швом на плече, с отрезной талией, сборчатый, с небольшим стоячим воротничком, без орнаментации, напоминающий русскую поддевку [Прил.6]. Такой тип верхней летней одежды появился в их среде в конце XIX века, быстро вытеснив другие формы легкой верхней одежды. До этого периода у горных мари бытовал короткий туникообразный кафтан со слегка приталенной спинкой и боковинами (ала шавыр), богато украшенный вышивкой, лентами на груди и спине. Однако к концу XIX века «ала шавыр» применялся как свадебная принадлежность костюма свахи и невесты. Этот факт дает основание полагать, что кафтан с отрезной спинкой и сборками пришел на смену женской прямоспинной летней верхней одежде у горных мари.

В холодный период осени и весны мари носили теплую верхнюю одежду (мыжар) из грубого домашнего сукна с суженными к кисти рукавами. Характер ворота зависел от назначения верхней теплой одежды. На праздничных кафтанах ворот был открытым, на будничных - закрытым. Праздничные кафтаны шили из белого или серого сукна (ош мыжар, луды мыжар) и украшали по краям фабричной тесьмой. На будничные кафтаны употреблялось сукно коричневого или черного цвета (шим мыжар).

Теплые суконные кафтаны подразделяются на несколько вариантов, одним из которых является прямоспинный кафтан со швом на плече, приталенный, с 1-2 клиньями в боках с шалевым воротником. К нему же относится свадебный зеленый прямоспинный приталенный кафтан из фабричной ткани с 2-3 клиньями в каждом боку, с небольшим четырехугольным воротником, украшенным кумачом, монетами, кисточками из шерсти. Такой кафтан бытовал как среди луговых (уржумских, яранских) так и горных мари. У последних он имел некоторые особенности в покрое: был очень длинным - до пят, сзади в талии кафтана клинья собирались в фалды [Прил. 7]

К концу XIX века среди горных мариек был распространен тип теплого кафтана со швом на плече, отрезной сборчатый кафтан с глухим воротом. Наиболее ценным у данной группы считался кафтан такого покроя из тонкого фабричного сукна (посто мыжар), который стремились справить в приданое девушке-невесте.

По покрою зимние суконные кафтаны не отличались от весенне-осенних. Только зимние кафтаны у горных мари утеплялись в верхней части при помощи ваты. Поскольку по конструкции они не отличались, мы не выделяем зимние кафтаны в особые типы.

Зимой женщины надевали шубы из овчин черного или коричнево-красного цветов. Шили шубы со швом на плече, отрезными в талии, а ниже талии - сборчатыми, нередко края их украшались машинной строчкой, тесьмой, а у горных мариек - желтым мехом - «котик».

Количество шкур, используемых на шубу, зависело от состоятельности заказчика. Богатой считалась шуба с большим количеством сборок, на которую уходило 10-12 овчин. Наиболее ценной у всех групп марийцев считалась шуба, покрытая фабричным сукном.

Традиционные шубы у луговых и горных мариек были аналогичными по покрою, известному марийцам издавна, что подтверждают археологические материалы IX-XI вв.- остатки отрезного в талии, сборчатого кафтана из телячьей кожи.

В зимнее время, отправляясь в дорогу, женщины пользовались мужскими прямоспинными тулупами и чапанами, которые имели шов на плече. Только женщины из богатых семей имели специальные тулупы, которые по покрою не отличались от мужских, но имели воротник из мерлушки.

Пояса, передники и поясные украшения являлись важной частью марийского женского костюма. Различные виды поясов (кожаные, шерстяные и др.) и прикреплявшиеся к ним декоративные и утилитарного назначения элементы - поясные подвески, мешочки для хранения разных вещей - известны по археологическим материалам IX-XX вв.

Пояса подразделяются на два вида - повседневные и праздничные. Будничные пояса (ышты) длиной до 2-2,5 метров и шириной 2-4 см ткали из разноцветной шерстяной, реже шелковой пряжи. К таким поясам привешивались мешочки (янцык) для хранения денег, иголок, ниток и т. д. Празднично-обрядовые пояса украшались монетами, кистями, бусами, пуговицами, поэтому они назывались «шиян ышты » (пояс с серебром).

Для опоясывания верхней одежды применяли самотканные шерстяные кушаки из шерстяных и конопляных ниток, длиной до 2,5-3 метров, шириной - 10-15 см. С конца XIX века в костюме мариек появляются яркие фабричные кушаки.

На поясе женщины носили холщовые вышитые подвески. Специалисты выделяют три типа орнаментированных поясных подвесок: однолопастные; двулопастные парные; узкие поясные полотенца с вышитыми концами. У горной группы бытовал второй тип поясных подвесок. У горных мари раньше, чем в других группах, подвески, выйдя изупотребления (к началу XX в.), были заменены шелковыми поясами (парсын ышты) и поясной завязкой фартука (запон кандыра), представлявшей самостоятельный элемент в костюме. «Запон кандыра» состоял из прямоугольного кусочка холста с нашитой на него лентой в виде банта или куска однотонного ситца или сатина. К фартуку он прикреплялся при помощи булавок.

Пояс играл важную роль в костюме племен и народов, занимавшихся земледелием, охотой и собирательством. Носили его с рубахой туникообразного покроя. Этот элемент одежды был характерен для многих народов Европы. Луговые и горные марийки всегда подпоясывали одежду, только у группы восточных мари можно было встретить женщину в неподпоясанной рубахе, что связано с влиянием соседних татар и башкир.

Передник (анзылвач) по праву считается поздним элементом в общем комплексе марийской народной одежды. В дореволюционной этнографической литературе начала второй половины XIX века отмечалось, что марийские женщины и девушки поверх рубах, «как дома, так и везде во время лета ничего на себя более не надевают», а во время свадеб «вместо фартука черемиски подвязывают большие шелковые платки...» По-видимому, передник в костюмном комплексе мариек появляется не раньше второй половины XIX века.

В начале XX века были распространены два подтипа передников: первый без грудки, второй с нею. Передник с грудкой вошел в состав костюмного комплекса горных мариек в конце XIX века. Форма выреза грудки передника у этой группы мари была треугольной. Передник с грудкой, ставший впоследствии неотъемлемой частью костюма мариек, видимо, был заимствован у русского населения, поскольку термин «запон» («сапон») и покрой говорят сами за себя.

Головные уборы. У мари, как и у других народов России, женский головной убор отличался в зависимости от ее семейного положения. Головные уборы подразделялись на девичьи и женские.

Основным головным убором горномарийских девушек был платок (савыц): будничный - из холста, в праздники - надевался покупной, фабричный. Он складывался по диагонали, а концы его завязывались под подбородком.

Замужние женщины носили головные уборы двух типов: 1) мягкий полотенчатый «шарпан»; 2) платки.

Первый тип головного убора был сложным - составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый «шарпан» из холста, носившийся всегда в комбинации с вышитым начелышем «нашмак». «Шарпан» представлял полотенце (2 м - 0,3 м), богато украшенное по краям вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, лентами, кружевом. Узор вышивки состоял из поперечных полос, в каждой содержались определенные символы, например: первый ряд - большая река, второй - яблоневый сад, третий - девушка идет за водой, четвертый - тропинки, сбегающие в овраг. Для сведущего человека «шарпан» был открытой книгой, в которой можно было прочесть о жизни и мечтах женщины. Узоры-символы нужно было изобрести, поэтому, если кто перенимал узор, то к такому узору пришивалась шелковая ленточка или кисточка. У горных мари «шарпаны» часто подкрашивались в желтоватые цвета.

«Нашмак» - узкая орнаментированная полоска холста, которая прикреплялась с помощью металлических заколок. У горных мариек они были длинной - 45-50 см и шириной 4 см. У разных этнографических групп имелись различия не только в размерах «нашмака», орнаментации, но и в способе ношения головного убора в целом. Так например, луговые марийки (Царевококшайский уезд) закрывали «шарпаном» шею, затылок и косу полностью, а горные марийки им закрывали не голову, а шею и косу. Вероятнее всего, такой способ ношения этого головного убора связан с тем, что в XIX веке у горных мариек существовал и другой головной убор -«ошпу», который закрывал голову. «Опшу» исчез, а способ надевания «шарпана» остался прежним, т. е. он не закрывал все волосы полностью.

Полотенчатый головной убор «шарпан» имеет прямые аналогии с уборами тюркских народов - башкир и татар (тастар), чувашей-анатри (сурпан), с которыми мари жили в близком соседстве и у которых, видимо, его заимствовали.

Обязательной принадлежностью свадебного наряда невесты всех групп мари было богато вышитое покрывало, которое сшивалось из трех полос холста. У горных оно называлось «куку». В начале XX века холщовые покрывала выходят из употребления, на смену им пришли фабричные шелковые платки (парсын савыц).

Шапки (упш) в прошлом широко употреблялись в зимний период. Как свидетельствуют данные археологии, марийки пользовались ими с давних пор. У них бытовали два типа женских шапок. Первый тип, употреблявшийся во второй половине XIX века, в качестве свадебно-обрядовой принадлежности невесты и женщин у луговых и горных мари, является наиболее архаичным. Высокий суконный верх шапки имел четырехугольную форму, для которого употреблялось красное (малиновое) сукно или плис (хлопчатобумажный бархат). У горных мари опушка такой шапки была из бобра (ындыр тыран упш). Верх шапки украшался разноцветной фабричной тесьмой. Подобная шапка у горных мари вышла из употребления к концу XIX в.

Шапка второго типа из мерлушки серого или белого цвета с круглым суконным верхом называлась у горных мариек -«ыслык».

Головной убор в общем комплексе женской одежды занимал одно из самых важных мест. Он был знаком, указывающим на этническую принадлежность, возраст и социальное положение носительницы. У женщин-мариек в прошлом считалось большим грехом показаться на людях без головного убора. Без него могли ходить только девушки.

Обувь. Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная), кожаную (праздничная) и шерстяную (валенки). Самой распространенной обувью мари были лапти. Повседневные лапти плелись из семи лык (шым ниян йыдал), а праздничные - из девяти (индекш ниян йыдал). Они иногда в носовой части украшались лентой, вплетавшейся вместе с лыком. В весенне-осенний период к ним пришивали деревянную подошву высотой 3-4 см., чтобы в обувь не проникала вода.

Оборы лаптей были обычно свиты из лыка или шерсти. Лапти горных мариек имели очень маленькую головку шириной 1,5-2 см, поэтому к ней прикреплялись тонкие веревочки из лыка (ялгач), чтобы они лучше держались на ступне. У горных мариек стопа и голень полностью обертывались черными онучами, но не так толсто, как у луговых.

Способ ношения обуви имел четко разграниченные территориальные особенности, заключавшиеся в украшении шерстяных онучей, а самое главное - в способе завязывания обор (керем). Горные марийки завязывали оборы у колена.

Суконные праздничные онучи луговых мариек украшались тесьмой, бисером, пуговицами, монетами, тогда как у горных мариек не было никаких украшений.

Из липового лыка, а иногда из бересты плели «ступни» (ката). Данный тип обуви использовался редко и только во время домашних работ.

Кожаная обувь ценилась, ее старались надевать только в праздничные дни. У поволжских мариек употреблялся один тип обуви сапоги (кем), нижняя часть голенища которых была собрана в гармошку. Валенки (мижгем) носили представительницы состоятельных семей.

Украшения. Обязательной принадлежностью марийского костюма были съемные украшения. По археологическим материалам, различные украшения богато представлены у марийцев уже в IX-XI вв.: головные, шейные, нагрудные, наручные. Металлическими украшениями отделывалась одежда, головные уборы, обувь, другие части и детали костюма.

В отличие от мужского женский костюм, особенно праздничный, включал целый набор разнообразных украшений: головных, шейно-нагрудных, поясных, для рук.

Наушные украшения «пылыш окса», из узкой полосы кожи или ткани, зашитой с лицевой стороны рядом монет, имели петли, надевавшиеся на ушную раковину и были распространены среди всех групп мари, в том числе и горных. В нижней части петли находятся дополнительные подвески из монет. Некоторые украшения соединены тесьмой, низкой бусин и монет, цепочкой, сплетенной из бисера, которая проходит под подбородком. Также головным украшением горных мариек являлись серьги. Они состояли из металлического крючка, вдеваемого в мочку уха. Приобретались у торговцев-разносчиков или на местных базарах.

«Ошпу» женское украшение, представлявшее собой матерчатую шапочку с отверстием в середине. У горных мариек оно имело небольшую прямоугольную лопасть, спускавшуюся на шею. Из костюма горных мариек оно вышло из употребления к концу XIX века.

Из шейно-нагрудных украшений среди горных мари бытовали: ожерелья (шуаш) из бисера, бус, монет, были очень популярны ажурные серебряные цепочки (цепошка),а также (танганкайтан), представлявший собой полоску кожи или холста с чешуйчатыми рядами монет.

Наиболее древним нагрудным украшением была застежка - сюльгама. У горных мари сюльгама со временем преобразовалась в большое нагрудное украшение из монет, нашитых в виде рыбьей чешуи на косок кожи (почкаму), отделанную бусами и бисером.

Среди горных мариек бытовали черезплечные украшения в виде широкой полосы холста, крытой кумачом (аршаш). Оно зашивалось имитациями монет, раковин каури. К началу XX века вышло из употребления.

Для украшения рук использовались браслеты, кольца и перстни. Браслеты (кидшол), литые из узкой пластинки с незамкнутыми концами, покрыты геометрическим и растительным орнаментом. Они были распространены у всех групп марийцев, включая горных. Кольца и перстни (шаргаш) носили как девушки, так и замужние женщины. Их приобретали на местных рынках или у торговцев-разносчиков.

Женский костюм обязательно дополнялся поясными украшениями. На поясе марийские женщины носили металлические гребешки, игольники, ножи и кожаные сумочки. В начале XX в. общая тенденция упрощения костюма коснулась и украшений: наиболее сложные и неудобные для ношения формы вышли из употребления.

В Волго-Вятском регионе находится автономная республика Марий Эл, заселённая луговыми, горными и восточными группами марийцев. Их менталитет, толерантность к другим народам, мягкий характер основаны на принятии всего сущего в этом мире . Это позволило им до сегодняшнего дня сохранять свою веру и культуру как основу аутентичности и национального колорита. Костюм - составная часть культуры этого народа.

Одежда у марийцев создавалась для нескольких случаев:

  • будней;
  • праздника;
  • свадьбы.

Какие детали марийского костюма существуют?

Мужская одежда марийцев летом включала следующие элементы:

Зимой к этому комплекту добавлялась другая одежда:

  • Тёплый кафтан – из домашнего сукна;
  • Шуба, тулуп – кÿрык, ужга - овчинные, прямого покроя или с отрезом по талии;
  • Шапка – из овечьей шерсти.

Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива

Национальный костюм народности мари белого цвета с красными вышитыми растительными или геометрическими орнаментами. Вышивка дополнялась бордовым, чёрным, синим, зелёным, коричневым цветом. Одежда шилась из холста (вынера), исходным материалом для которого служила конопля или лён. Чтобы соткать его вручную и отбелить, у женщин уходило полгода .

Работа была очень трудоёмкой. С течением времени марийки стали заимствовать белоснежные хлопчатобумажные ткани из русской культуры.

Зимняя одежда

Зимняя одежда марийцев была из овчины: шубу шили из шкуры, а настриженную шерсть баранов пряли и ткали из неё тёплое сукно (штраш) и полусукно для кафтанов. Фасоны одежды были довольно простыми: рубашка выкраивалась как туника с небольшим воротниковым и боковыми разрезами . Рукав вшивался без проймы, просто встык соединялся с основной тканью. Не отличались сложностью фасоны кафтанов, они были прямоспинными либо с отрезной талией.

Чуть сложнее в покрое были женские шубы. У них присутствовали шов на плече и многосборчатость. В такой одежде было удобно работать и отдыхать в праздник, потому что она не стесняла движений.

Важно! По древним верованиям народа, вышивкой нужно было защищать от дурного глаза и болезней все края и отверстия: ворот, рукав, разрез, подол. Марийцы действительно расшивали очень плотно все детали костюма. Особенно много орнаментов в одежде женщин.

Мужской, женский, свадебный костюм

Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – тёплым кафтаном или шубой.

Костюмы для женщин

Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже - с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, чёрный.

Нарядные образы

Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили чёрным, а для праздников – белым, выполняя отделку чёрным домотканым холстом. Шляпы валяли из чёрной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.

Костюмы для свадьбы

Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объёмного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования. Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг. Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трёх полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты .

Важно! Одежда со свадьбы молодожёнами потом никогда не надевалась. Сохраняли её для похорон как погребальный наряд.

Аксессуары и обувь к «марийской» одежде

Особая деталь национального наряда – женский головной убор, который нёс основную информацию о своей хозяйке: социальный статус, возраст, принадлежность к луговым, горным или восточным марийцам . Девичий убор – повязка-венец – мог быть из кожи либо шерсти. Его особенно тщательно украшали монетами, бисером, покрывая ими весь убор и дополняя его подвесками из тех же материалов.

Женский головной убор был достаточно сложным и имел следующие виды:

  1. Каркасный, остроконечный – шымакш, шурка;
  2. Лопатообразный — сорока;
  3. Мягкий полотенечный – шарпан;
  4. Платок.

Шурка, шымакш и сорока – каркасные головные уборы, основой для которых служила береста. Эти уборы и шарпан тоже были богато расшиты и украшены. В ход шла не только вышивка с тесьмой. На каркасных уборах могло быть очень много монет . Шарпан вышивался. Зимой женщины надевали высокие шапки из лисьего или бобрового меха.

Мужчины носили валяные шляпы, картузы, фуражки, зимой - шапки из шерсти или овчины.

На ноги обувались семирядные лыковые лапти. В праздники лапти заменяли ботинками или сапогами из мягкой кожи, в холода утеплялись валенками.

Современный марийский костюм

Марийцы очень трепетно относятся к своим традициям. По сей день здесь живут верования в языческих богов. И пусть эту веру исповедуют лишь некоторые, в символических культовых обрядах участвует большая часть населения республики. Для национальных праздников, проведения традиционной марийской свадьбы шьют и надевают народные костюмы , которые претерпели некоторые изменения, ассимилировались к современным условиям, но сохранили основные свои черты.

В марийском национальном костюме воплотились традиции и особенности многих сторон жизни народа. В нём отразились представления народа мари о красоте и гармонии жизни. Вышивка составляла традиционные занятия марийских женщин. Учили вышивать с детства, чтобы девушка могла приготовить себе приданное.

Вышивка была и мерилом трудолюбия, так как со стороны исполняющих требовала особого терпения и огромных затрат времени, а также являлась критерием оценки художественных навыков мастериц. Одежда всегда была и остается неотделимой частью материальной культуры общества.

Марийская вышивка непонятна только непосвященному человеку. Здесь каждая линия, каждый знак имеют свой сокровенный смысл. Попробуем разобраться в значении орнамента марийской вышивки :

Родовое дерево (Еш пушеηге ). Каждая семья привлекает силы родовых деревьев. Чем они крепче, тем сильнее молодая семья.

Великая матерь (Шочынава) . Человек родился, и его земная жизнь с этого момента находится под покровительством Шочынава. Она способствует реализации предназначения человека.

Оберег мужской силы (Oрма ). Знак зрелости мужчины, его способности воспроизводить.

Сторож дома (Сурт орол ). Квадрат - это земля, дом где ты живешь. Его оберегают от неприятностей множество крестов и задерживающих воронок.

Дерево (Пушеηге ). Символизирует начало жизни, олицетворяет связь верхнего, среднего и низшего миров, дающих дереву магические жизненные силы.

Оберег груди (Чызе орол ). Знак зрелости женщины, Оберег здоровья женщины-матери, символ мужества и плодородия.

Дуб или дубовые листья (Тумо лышташ ). Символ крепкого здоровья и твердой жизненной позиции. Это одно из святых деревьев, среди которых марийцы проводили моления.

Лошадь (Имне ). Символ трудолюбия, благополучия, достатка. Имеет охранное значение, олицетворяет доброе начало.

Бабочка (Лыве ). Символ легкости и нежности, по народному поверью, бабочки являются вместилищем человеческих душ, ушедших в мир иной.

Солнце (Кече ). Знак добра, дающий жизнь всему живому на земле. Символ плодородия, оберег.

Божественная чистота . Символ изначальной божественной чистоты, защищающий мир от силы зла. Орнамент использовался в 18-19 веках в качестве оберега на головных уборах, одежде.

Лебеди (Йÿксö ). Символ любви и верности, добра и красоты, олицетворяющий божественную чистоту.

Данная информация предоставленна с сайта ensaj.aboutmari.com

Приведем стихотворение Т. Сафроновой "Марийский узор ":

Расцветов и закатов ярких краски
И разноцвете луга, пестрота лесов
Загадочною вышитою сказкой
Легли узорами и начистоту холстов.
А тёмно-красный в чёрном обрамленье
Узор марийский радовал века.
Сейчас расцвечен он на удивление -
Как радуга переливаются цвета.
Квадраты, треугольники и ромбы,
Розетты и простые уголки,
Переплетение их торжественно и строго,
И как они на белом льне легки.
На платьях фартуках, рубашках,
Искусно вышит женскою рукой,
Верёвочкой, и крестиком, и гладью -
Ведёт узор волшебный разговор.

Традиционная марийская вышивка становится модной

Марийская вышивка из собрании Далматова

В собрании Далматова имеется несколько страниц посвященный марийской вышивки. На первой фотографии мы видим марийскую рубашку целиком. Как раз подобная ей и экспонируется в этнографическом музее г. Козьмодемьянска. Рубашка эта относится к луговым марийцам, проживающим на другом берегу Волги.

Марийская вышивка подходит к деловому костюму?


Марийская вышивка подходит и к деловому, а также спортивному, повседневному костюму. Смотрите видеосюжет на канале "Марий Эл ТВ".

Бизнес на изготовлении национальных костюмов


Бизнес на изготовлении национальных костюмов – таким видом деятельности занимаются в республике десятки женщин. Причем большинство из них – уже в почтенном возрасте. Доход от продажи марийских костюмов – это хорошая прибавка к пенсии, утверждает каждая. А вот конкуренции - не боятся. Говорят – деньги деньгами, а опыт передавать надо – молодому поколению.

Национальный костюм – это больше, чем одежда. Он рассказывает об особенностях народа, его культуре, ценностях и жизни. Некоторые наряды сродни предметам искусства, например, яркий и колоритный костюм марийского народа.

Немного истории

Марийцы относятся к финно-угорским народам. Их называют последними язычниками в Европе, ведь сложно поверить, но, несмотря на принятое ими христианство, многие остаются верны язычеству и связанными с ним обрядами.

Обряды их, стоит сказать, весьма интересны. Так, все они проходят в священной роще – специально выделенном месте в лесу. Туда в качестве жертвоприношения приносят гусей и уток. Вся жизнь марийцев связана с мистикой. Специфические отпевания умерших и «кормление мертвых» не могли ни отразиться на национальных костюмах и орнаментах.

Особенности

Национальный марийский костюм имеет ряд особенностей, отличающих его от облачений других народов.

Цвета и оттенки

Традиционным цветом для марийского национального костюма считается белый. Однако скучным такой костюм назвать невозможно, ведь украшала белый тон богатая вышивка. В первых образцах шерсть и хлопок для вышивки имела темные оттенки, такие как черный, темно-синий, бардовый и коричневый.

Время шло, и главным в вышивке национального костюма для марийцев стал красный оттенок. Обрамляли его черные и темно-синие оттенки ниток. Красители получали из трав и растений, а цвета варьировались в зависимости от интенсивности смеси.

Позднее с повсеместным распространением анилиновых красителей вышивки на костюмах стали еще ярче. Розовые, оранжевые, желтые и зеленые оттенки умело складывались в интересный орнамент.

Говоря о вышивке, здесь присутствовали половозрастные и социальные символы, растительные и геометрические орнаменты. Каждый из них выполнялся в ярких красках, которые, безусловно, приносили удачу и добро человеку.

Ткани и крой

Одежда для марийцев изготавливалась из холста. Получали его из конопли или льна. Производством занимались женщины. Это было настолько кропотливым делом, что уходило на это ни много ни мало, а целых полгода. Неудивительно, что белоснежный холст был предметом гордости славной хозяйки.

Позднее марийские национальные костюмы подверглись влиянию русского костюма и стали изготавливаться из хлопчатобумажных нитей. Отличаясь при этом особым колоритом и насыщенностью оттенков.

Для теплых вещей использовалась овчина. Умелицы пряли из шерсти и занимались пошивом теплых шуб из овечьих шкур. Процесс выделки шкуры проводился в несколько этапов, а сама шкура в результате отличалась отменным качеством и теплом.

Нательная рубаха марийцев имела туникообразный крой. Холст перегибали, создавая заднюю и лицевую часть изделия. В зависимости от местности проживания каждый вырез имел определенную форму и традиционно скреплялся двумя завязками по центру. Тувыр подпоясывали кожаными и тканевыми поясами, на которых располагались обереги, ножи и прочие необходимые элементы.

Разновидности

Женская и мужская одежда марийцев всегда отличалась друг от друга. Стоит сказать, что марийские женщины любили облачаться в богатые украшения, которые достигали весом до 35 кг.

Но все же начнем с костюма для мужчин. Помимо тувыра (рубахи) с поясом, костюм марийца включал в себя штаны. Изготавливали их также из белого холста, а ширина варьировалась в зависимости от местности, которых проживали народы. Не забывали мужчины и о кафтане, являющемся неотъемлемой частью национального традиционного костюма. Летом его шили из холста, теплые – из белого и черного сукна.

Костюмы для женщин отличались от мужских большим разнообразием. Стоит сказать, что основу одеяния составлял тот же тувыр. Украшали женскую рубаху на славу, нанося вышивку на разрез на груди, на рукава по всей длине и по краям, а также на подол. Дополняли модели и лентами, бисером и пуговицами. Женская рубаха была гордостью женщин, ведь каждая модель была уникальной и хранила в себе обычаи и устои.

Так же как и в мужском костюме, под рубаху марийки надевали штаны из холста. Их широкий и узкий шаг зависел от местности, например, восточные народы облачались в свободные и просторные модели.

Женские кафтаны имели свои вариации. Короткие по линии талии предназначались для летнего ношения, прямые и туникообразные – дарили тепло и комфорт в холодное время года.

Не забывали майки и о переднике. Производился традиционный вариант в двух видах: с грудкой и без грудки. И тот и другой имел богатое украшение вышивкой.

Марийские костюмы для детей напоминали взрослые, однако, для девочек рубахи могли иметь яркие воланы по краю рукавов и подола.

Аксессуары и обувь

Марийцы с вниманием относились к выбору головных уборов. В мужском гардеробе в качестве летнего убора классическими были валяные шляпы. Повседневный образ был дополнен черной шляпой, торжественный – белой. Позднее эти модели вытеснила фуражка. Зимой мужчины облачались в теплые шапки, изготовленные из овечьей шерсти и шапки-ушанки.

Если мужские головные уборы были вполне традиционными для современного человека, то женские отличались разнообразием фасонов, порой удивляющих и непременно запоминающихся. Замужние женщины носили каркасные головные уборы, к краям которых закреплялся платок. Нередкостью были и обычные платки, надеваемые для повседневности. Зимой дамы надевали высокие шапки с опушкой из лисы или бобра.

Говоря об обуви, традиционными моделями для мужчин и женщин считались лапти, кожаные сапоги и валенки. Первые были вариантом для повседневного образа. Кожаные сапоги из мягкой кожи носили совместно с лаптями или отдельно, но только для торжественных случаев, интересным решением было присборивание кожи на сапоге снизу. Валенки же для женщин и мужчин были теплой обувью для зимних холодов. Обеспеченные марийцы приобретали их фабричные варианты, дополненные искусной вышивкой.

Современные модели

До сих пор марийский национальный костюм не утрачивает своей популярности. Становясь частью свадебного или торжественного образа, он привносит самобытные ноты этой богатой культуры.

  1. Белая туника с красным жилетом, дополненная золотой вышивкой, и украшением в виде монет отличается современными формами при национальной цветовой палитре.
  2. Свадебный наряд с укороченной рубахой и туникообразным кафтаном с вышивкой и атласными лентами – яркий образ для невесты, помнящей свои корни и обычаи.
  3. Костюм, состоящий из атласного платья с воланами и передника с грудкой, станет подходящим вариантом для народного торжества. Растительный орнамент украшает праздничный передник.

«Самое важное в женской одежде - женщина, которая ее носит» - Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ