Национальный костюм испании на английском. История женского костюма: Испания

Народный костюм

Испанский народный костюм в том виде, которым он стал фактом изобразительной культуры, сложился в XVIII-XIX веках. Его формированию способствовала культура махо - социального слоя испанских щёголей из простонародья, подчеркивавших свое происхождение.

Мужской костюм

Костюм махо включал следующие элементы:

  • короткий пиджак (который позже французами будет назван «фигаро » )
  • короткий жилет красочной расцветки
  • плотно облегающие декорированные штаны до колен
  • кушак, перехватывающий талию
  • за широким поясом спрятан нож - наваха
  • сетка для волос
  • шляпа - треуголка или монтера
  • обувь - низко вырезанная, с пряжками
  • чулки

В наши дни большинство элементов народного костюма сохранилось в костюме тореадора .

Женский костюм

Женский вариант, костюм махи, использовал те же элементы:

  • пиджак с широкими лацканами был притален, корсет не надевался
  • мантилья - самый известный элемент испанского костюма до наших дней
  • гребень для мантильи

В наши дни примером женского костюма может послужить одежда танцовщицы фламенко .

Регионы

Костюм баскского крестьянина в эпоху Возрождения:

  • много средневековых черт: верхняя короткая одежда имела откидные рукава, капюшон заканчивался длинным хвостом. Ходили с голыми коленями. На ногах - чулки из ткани с кожаной обсоюзкой и сандалии.

Аристократический костюм

Хайме Уге . «Свв. Абдон и Сеннен » , 1460
На св. Абдоне (слева) хубон с узким рукавом и шнуровкой по локтевому шву, поверх него светлая ропилья с откидными рукавами, поверх неё - плащ боэмио («богемский») из парчи на светлой подкладке. Головной убор капирот с жестким бортом имеет длинный конец, называемый «рабо», который спускается с левой стороны и перекинут на правое плечо. Св. Зенон без плаща, в одной ропилье, собранной на талии в складочки. Головной убор - испанский вариант беретто

Эпоха Реконкисты

Ситуация, сложившаяся на Пиренеях в эпоху Реконкисты, является уникальной: в одном котле смешались наследники собственно традиции костюма средневековых испанцев-вестготов, влияние арабского костюма, а также, поскольку в борьбе принимали участие рыцари других стран, распространялись формы итальянского и французского костюма :

Элементы готического костюма:

  • обувь с длинными носками
  • головные уборы, например, капирот (фр. шаперон)
  • длинное сюрко без рукавов

Испанские элементы:

  • собреропа (букв. «на одежду») - мужская верхняя одежда, накидка
  • абриго
  • хубон - род куртки
  • плащ - обычно одна сторона драпировалась на плече, длина зависит от социального положения
    • боэмио - плащ , имевший форму круга, разрез располагался на правом плече и скреплялся пряжкой.
  • касака - торжественная одежда, широкая, длинная, с длинными откидными рукавами.
  • ропилья

Черты своеобразия в женском платье Испании появляются середине XV века. Оно имеет резко подчеркнутую тонкую талию, от которой вверх и вниз расходятся лучеобразные складки. Часто использовалась пелеринка. Волосы гладко причесывались с прямым пробором и одной косой.

  • вестидо (букв. «платье ») - свободное длинное цельнокройное платье. Надевалось на рубашку.
  • кофья-де-папос - традиционный женский головной убор из тонкого белого полотна. Состоял из двух частей, наколки, покрывавшей голову из мелко плоеной ткани, пришитой к металлическому каркасу, обтянутой той же материю, а также своеобразно задрапированного платка
  • трансадо - женский головной убор. Макушку повязывали тканью, в которую затем заворачивали косу, перевитую сверху крестообразно черной лентой. Сохранился до 1520-х гг., на некоторое время заимствовался итальянками. Иногда трансадо соединялся с небольшим тюрбаном.
  • веспайо - головной убор из прозрачной белой ткани, покрывал лоб, голову и сзади спускался на плечи. Сверху покрывала надевали узкий обруч с драгоценностями.

Эпоха Возрождения

С наступлением XVI века происходит изменение в испанской одежде - переход от струящихся готических тканей к «костюму-броне» на каркасе. «Естественности итальянской ренессансной одежды Испания противопоставляет свой идеал человеческой фигуры, стилизованный в духе маньеризма» .

Социально-психологические факторы, влияющие на испанский костюм :

  • идеалы воинствующего рыцарства
  • строгий этикет испанского королевского двора
  • аскетизм католической церкви, отрицание грешной плоти

Форму для хубона и верхних кальсес создавали с помощью туго набитых прокладок (вата, конский волос, пух, мякина или сено). Линия плеча искусственно расширялась плечевыми валиками и посаженной головкой рукава, а голову заставлял держать надменно жесткий воротник . В этом костюме имело место подчеркивание природных форм и пропорций фигуры, типичное для Ренессанса, но при этом с заменой пластичных мягких округлых контуров фигуры угловатыми жесткими линиями. Как пишут исследователи: «По сравнению с гармоничной модой итальянского Ренессанса, уважающего человеческое тело, испанская мода оказалась под сильным влиянием геометрических форм, которые искусственно изменяют естественные линии тела человека, деформируют их» . Взаимоотношения между отдельными частями тела, подчеркиваемыми одеждой, оказались неуравновешенными: мужская одежда стилизуется под конус, основание « основание которого передвинуто на уровень бедер, к плечам конус сужается, ноги производят почти неестественное впечатление, на которые как бы надет конус» . В мужском гардеробе окончательно исчезают длинные одеяния (сохраняясь только в форме) - поэтому происходит окончательное разграничение между мужской и женской одеждой .

Отличительными чертами испанской моды являлось склонность к четким формам и простым поверхностям, от чего элементы живописности, например, итальянской, казались испанцем слишком перегруженными .

Мужской костюм

Простонародье

Костюм горожан XVI века сильно отличается от аристократического. Он более красочен, кроме того:

  • капингот простого и удобного покроя вместо узкого хубона
  • серый капотон с зелеными откидными рукавами, довольно длинной отрезной баской, заложенной кругом глубокими складками. Рукава хубона желтого цвета. Кальсес и берет - красного, белое перо на шляпе. Обувь - короткие башмаки темного цвета. Оружие - пика и меч, на поясе барабан. Также плащ.

Женский костюм

Педро Гарсия де Бенабарре. «Ретабло Иоанна Крестителя» . Саломея одета в платье на обручах. 1470-е гг.

Также как и мужской, потерял плавность линий и приобрел каркасность. По преданию, такой костюм впервые изобрела королева Кастилии, гулящая жена Энрике Бессильного Жуана Португальская, в 1468 году пожелавшая скрыть свою беременность .

Силуэт имеет ясные, четкие линии и своеобразную композиционную схему: два треугольника, малый (лиф) и большой (юбка), расположенные друг напротив друга, с вершинами, пересекающимися на талии. При этом линии, образующие вершину малого треугольника, заканчивают низ лифа. (Отношения ширины юбки к росту 1:1,5, длины лифа к длине юбки 1:2. Голова укладывается в фигуре 7 раз) .

  • вердугос, вертигадо - нижняя юбка из плотной ткани (вертюгаден, райфрок), в которую вшивали металлические обручи. В конце XVI века ширина вердугос внизу значительно увеличивалась.
  • баскинья - юбка из черной тафты, которую надевали сверху предыдущей
  • вестидо, сайо - верхнее платье, надевающееся поверх предыдущих юбок. Имело спереди треугольный разрез или застежку на петли и банты.
    • вакэро - часть вестидо, лиф со съемными или откидными фальшивыми рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой, которая скрывалась под валиком или фистонами. Каркас лифа чаще всего был из металлических прорезных пластин на шарнирах, которые сгибались определённым образом и обтягивались тонкой замшей или бархатом. Лиф спереди заканчивался длинным острым мысом. Крой его был сложным: конструкция с отрезным бочком и выточками. С помощью накладки из конского волоса в лифе создавали плоский конус торса, пряча естественную выпуклость груди.
      • a la jubon - узкий лиф с очень широкими рукавами-крыльями, покрывающими узкие съемные рукава. В 1570-80 гг. появляются изменения - жесткая форма изживает себя: верхние рукава-крылья хубона из жестких и неподвижных превращаются в мягкие «крылья», приобретая подвижность и нарушая жесткую геометричную форму.
    • юбка-клеш - вторая часть вестидо
  • бюска - узкая деревянная или металлическая пластинка, которую прикрепляли к корсету. С её помощью уплощался живот и зрительно зауживалась талия.
  • грангола - воротник. В 1590-х гг. превратились в «воротники-блюда», «маленькие жернова».
  • сорочка , так же как и мужская, почти не виднелась из-под платья.
  • декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой.
  • ропа - верхняя одежда с короткими или длинными рукавами. Возможно, заимствована у мавров.

Горожанки, в отличие от аристократок, не использовали вердугос, нося мягкие пластичные вещи. Они надевали рубашку, узкий (но не всегда облегающий фигуру) лиф со съемными рукавами, юбку (заложенную кругом крупными складками, либо сборенная по талии).

У регионов Испании:

  • Севилья - костюм богатых женщин ближе к итальянскому.

Текстиль

Колористическая гамма тканей, по сравнению с красочной под влиянием арабов готики, блекнет - основными цветами становятся цвета монашеских орденов: черный и коричневый, серый и белый , также красный, фиолетовый, зеленый. Любят гладкие ткани и монохромное решение костюма.

Наиболее распространенными в испанском костюме были узорчатые (тканые, вышитые, набивные) ткани. Характерный рисунок - это большие медальоны-клейма с изображением стилизованных животных, а также символов христианской религии и геральдические мотивы. «В узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона. Узорчатые ткани украшались и разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали» .

Обувь

Мужская обувь

  • в первой половине XVI века - мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками («медвежья лапа»).
  • с середины XVI века - носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка. Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами. На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен, особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.

Женская обувь

  • туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой.
  • конце XVI века появляется каблук.
  • считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны носки туфель, но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве - «чапинес». Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки. Дерево украшали орнаментом из блестящих шляпок медных гвоздей.

Волосы

Мужчины носили короткую стрижку, бороду и усы.

Женщины также причесывались скромно. Чаще всего волосы расчесывали на прямой пробор, спускали пряди вдоль щек, а сзади скалывали их в шиньон. Такая прическа называлась «бандо» . Также продолжали носить трансадо.

Украшения

Испания, хозяйка Нового света со всеми его сокровищами, активно использует в своем костюме множество броских и крупных украшений. Костюм подчас становится для него фоном. Это ожерелья, цепочки, пояса, веера, головные украшения, пряжки, аграфы, перстни, пуговицы, вышивка швов жемчугом и проч.

«Золотой век » (XVII век)

В моде продолжалась традиция прежнего века - костюма-брони. Только со второй половины XVII века в Испанию проникает влияние французской моды, например, декольте.

Мужской костюм

Диего Веласкес. «Портрет Филиппа IV»

  • Поколенные пышные штаны, завязанные под коленями бантом (исчезают «бочонки»)
  • хубон, зачастую с висячими откидными рукавами и наплечными валиками. С середины века удлиняется.
  • крахмальный воротник
  • чулки
  • плащ. С середины века удлиняется

«К середине века форма мужского костюма немного упростилась, а некоторые модники начали носить французский „мушкетерский“ костюм» . Роскошный воротник грангола исчезает, сменившись небольшим отложным воротником (в частности, под влиянием законов о роскоши).

Женский костюм

Сохраняются традиции предыдущего века. Увеличиваются юбки.

«Простые женщины носили юбку яркого цвета, кофту-рубашку, рукава которой засучивали до локтя, и цветной корсаж на шнуровке. Прическа была простой: волосы носили длинные, расчесывали их на пробор, а косу укладывали на затылке „корзиночкой“. Женщины из парода тоже носили мантилью, которая, как и веер, являлась обязательным дополнением костюма» .

Волосы

Волосы стригли коротко; «французские» парики не носили, за исключением считанных щеголей . С середины века волосы чуть удлиняются, но не ниже середины щеки.

Обувь

Носили туфли, часто из бархата, пряжки золотые или серебряные. «Особенной славой пользовались испанские сапоги из белой кожи, узкие и очень высокие, заходившие за колено» .

XVIII век

В 1700 скончался последний король из династии Габсбургов и на престол был возведен внук Людовика XIV. В связи с этим произошло «офранцуживание» испанского костюма с полной переориентацией на актуальную тогда французскую моду, диктуемую Версалем, вернее, как говорят исследователи: «испанская мода слилась с общеевропейской».

Конец XVIII - начало XIX века

Выставляемая напоказ аморальность жизни простонародных щеголей махо, их песни и танцы (с тамбуринами, кастаньетами и гитарами) были чрезвычайно притягательными для высшего общества. Часто аристократы избирали из их среды себе любовниц и любовников. К 1770-м гг. «махаизм» превратился в повальное увлечение в высших кругах. Кроме того, в этот период истории Испании, характерный засильем офрансеадо («офранцуженных», сторонников правящей династии - Испанских Бурбонов , просто галломанов , а затем и Бонапарта), махо своим костюмом и поведением подчеркивали, помимо всего прочего, и национальную самоидентичность. Название этого идеологического феномена сопротивления Просвещению (которое, несмотря на все свои достоинства, пришло все-таки из Франции) - «махизм», «махаизм» (majismo) .

Его можно проследить в сохранившихся портретах аристократии: благородные сеньоры с удовольствием использовали элементы национального костюма в своем гардеробе, и эта тенденция в эпоху, когда в остальной Европе царил ампир , имела достаточно массовый характер. Мода достигла даже королевского двора - например, сохранился ряд портретов королев, позирующих в мантильях.

Примечания

Литература

  • Ruth M. Anderson. Hispanic Costume: 1480-1530.
  • James Laver. Breve Historia Del Traje Y La Moda

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Женский народный испанский костюм сформировался благодаря культуре махо, носители которой были социальными простонародными испанскими щеголями. Жесткие каркасные костюмы вошли в моду в 16 веке при дворе испанских Габсбургов, но до этого модная эстетика была крайне противоречива. Эпоха Возрождения все ещё имела свое влияние на подчеркивание изящных форм, а католическая церковь требовала прятать все изгибы тела – это стало одним из главных определяющих факторов в истории развития испанского народного костюма.

Особенности женского народного испанского костюма

Народный испанский костюм махо для женщин состоял из приталенного пиджака с лацканами, мантильи, которая и поныне является главным элементом в народном наряде, гребня для мантильи, юбки, шали и обязательным аксессуаром был веер.

С наступлением эпохи Возрождения в 16 веке, традиционный наряд немного видоизменился, приобретя форму брони на каркасе. Костюм подчеркивал изящные женские формы, жесткий воротник помогал женщинам держать голову гордо поднятой, тугой корсет скрывал все выпуклости. Женский наряд имел идеальный треугольный силуэт, и в отличие от гармоничной , испанская одежда изображала геометрические формы, которые искажали естественную женскую форму, приводя к деформации. Платья имели закрытый глухой лиф сложного покроя. К лифу присоединяли металлический вертюгаден, который напоминал по форме конус, и на этот вертюгаден надевались юбки, верхняя и нижняя. Верхняя юбка имела глубокий разрез в виде треугольника, который соединялся с острым мысом лифа. Рукава имели узкую форму, достигая длины до запястья. Плечи в нарядах были весьма широкими, и создавался этот эффект объемных плеч специально при помощи валиков.

В наши дни традиционным народным испанским костюмом принято считать наряд танцовщицы фламенко, хотя народных костюмов очень много, в зависимости от местности. К примеру, в центре и на юге традиционным нарядом считается фламенко и коррида, на севере применяются кельтские мотивы.

В Испании можно встретить великое множество разнообразнейших народных костюмов, существующих в рамках единой национальной культуры. Простота и строгость некоторых испанских одеяний удивительным образом сочетаются с роскошью и поражающей взоры красочностью других. Костюмы жителей почти каждой провинции не имеют сходства с нарядами своих соседей. Несмотря на, что общее количество и разнообразие всех испанских национальных костюмов очень велико, однако среди них можно выделить общие традиционные черты.

Махо - испанские щеголи из простонародья

Majos и их подружки majas -- представители низших классов общества. Это -- выходцы из обедневших провинциалов, жители мадридских трущоб. Щегольски одетые majos были настоящими бандитами, которые свысока смотрели не только на своих соседей, но и всем своим видом и манерой поведения подчеркивали свое глубочайшее презрение к мадридскому обществу в целом. Обычной была картина -- выделяясь своей манерой одеваться, надменный махо с важным видом шагает посреди улицы, закутавшись в длинный плащ и вызывающе попыхивая большой черной сигарой.

Их женщины, махи, также выделялись из толпы своей манерой поведения и чувством собственного достоинства. Маха, популярная фигура, образ которой сложился в Андалузии со временем стала восприниматься как квинтэссенция испанки. В ней сочетается романтизм, живописность, а также сильный националистический компонент, благодаря которому данный стиль одежды находил адептов во всех слоях общества.

Отношения между majos и majas согласно ритуалу были бурные. Считалось, что она хочет женить его, а он -- не дать ей уйти, при этом не поддаваясь на ее уговоры. Их встречи всегда сопровождались бурными ссорами, часто рассчитанными на публику и иногда заканчивавшимися физической расправой (и те и другие носили ножи).

Распространение моды на аристократию

Выставляемая напоказ аморальность жизни махос, их песни и танцы (с тамбуринами, кастаньетами и гитарами) были чрезвычайно притягательными для высшего общества. Часто аристократы избирали из их среды себе любовниц и любовников. К 1770-м гг. «махаизм» превратился в повальное увлечение в высших кругах.

Существовал еще один аспект: в этот период истории Испании, характерный засильем офрансеадо («офранцуженных», сторонников правящей династии -- Испанских Бурбонов, просто галломанов, а затем и Бонапарта), махо своим костюмом и поведением подчеркивали, помимо всего прочего, и национальную самоидентичность. Название этого идеологического феномена сопротивления Просвещению (которое, несмотря на все свои достоинства, пришло все-таки из Франции) -- «махизм», «махаизм» (majismo). Гойя. Портрет королевы Марии Луизы Пармской -- монархиня изображена в народной испанской одежде, включая мантилью

Его можно проследить в сохранившихся портретах аристократии: благородные сеньоры с удовольствием использовали элементы национального костюма в своем гардеробе, и эта тенденция в эпоху, когда в остальной Европе царил ампир, имела достаточно массовый характер. Мода достигла даже королевского двора.

Костюм махо

Костюм махо включал три главных элемента: короткий пиджак (который позже французами будет назван «фигаро»), короткий жилет красочной расцветки, плотно облегающие декорированные штаны до колен, чулки, с кушаком, перехватывающим талию, а также сетку для волос. Обувь -- низко вырезанные чулки с пряжками. За широким поясом спрятан нож -- наваха (navaja).

Женский вариант, костюм махи, использовал те же элементы. Пиджак с широкими лацканами был притален, корсет не надевался. Носилось это с традиционными до сих пор компонентами испанского национального костюма -- юбкой и мантильей. Воротник мог быть стоячим высоким. Как правило, махи засовывали под подвязку короткий кинжал, надежно прикрытый пышной юбкой.

Развитие гуманистической культуры в Испании проходило особенно сложно: с VIII в. эта страна находилась под властью мавров. Только в конце XV в. добилась освобождения. Длительная борьба с иноземцами сделала Испанию сильным государством. Особое политическое и экономическое значение страна приобрела после открытия Америки, которое вызвало целый поток награбленного золота. Испания создала мощную армию и флот. И уже в XVI в., при императоре Карле V, она превратилась в королевство, в котором «никогда не заходит солнце». Под ее властью находились Германия, Нидерланды, Италия, а также американские колонии.
В Испании большую роль играла католическая церковь. Испанский католицизм, поддерживавший борьбу против мавров, отличался особой фанатичностью. Культура испанского Возрождения была очень сложной: с одной стороны - влияние итальянского Ренессанса, с другой - религиозная догматичность и аскетизм, борьба «святой инквизиции» с «еретиками». На испанскую культуру также повлияло мавританское иго, что особенно сказалось в языке, архитектуре и костюме.
Испанский костюм был жестким, скрывал формы тела, подчинял их строгой схеме. Так, силуэт женской фигуры напоминал два равнобедренных треугольника, соединенных на линии талии вершинами. Это достигалось путем использования каркасов и искусственных подкладок. Испанская дама в таком костюме приобретала горделивую осанку.
У арабов испанцы научились производству роскошных шелковых тканей. Умели они изготовлять и шерстяные ткани. Простой народ шил одежду из недорогих, ярких одноцветных или полосатых материй. Но с возникновением инквизиции (конец XV в.) основными тонами одежд становятся темные. Испанцы, в основном знатные, одеваются в костюмы черного, коричневого, серого, белого цветов (это цвета главных монашеских орденов). Это считалось признаком благонадежности, отсутствия каких-либо еретических мыслей. Аристократы носили черные бархатные костюмы, украшенные вышивкой золотом и великолепными воротниками. Нарядность создавалась не цветом, а фактурой тканей и их сочетанием.
С конца XVI в. в Испании появились кружева, но уже в начале XVII в. их запретили законами о роскоши, так как стоили они очень дорого.
Испанский костюм не был таким демократичным, как итальянский , он подчеркивал классовую принадлежность.

Мужской костюм

В первой половине XVI в. мужской костюм состоял из рубашки (камиса); штанов-чулок, сшитых по форме ноги (кальсес), поверх которых надевались короткие штаны; узкого жилета - «корпесуэло», надевавшегося поверх рубашки, к которому привязывали тесемками кальсес.
Верхней одеждой был особый вид куртки - «хубон», который в начале XVI в. походил на итальянский джуббоне. У хубона был облегающий лиф, стоячий воротник, пышные широкие рукава, украшенные разрезами. Поверхность ткани, покрытая прорезями, называлась «иссеченной». Этот прием вначале использовался в целях удобства: узкую одежду разрезали в местах сгибов локтей, плечей, колен. Но после иссеченная ткань стала декоративной отделкой дворянского костюма.
Обязательным аксессуаром мужского дворянского костюма были перчатки. На руки их надевали только во время охоты, в остальное время держали в руках. При входе в церковь и во время танцев перчатки закладывали за пояс. Слева на поясной портупее мужчины носили шпагу, а справа - кинжал, подвешенный на цепочке.
К середине XVI в. мужской костюм изменился. Он превратился в костюм-броню, напоминающий рыцарские доспехи. Это была своеобразная дань памяти о героических подвигах времен реконкисты - борьбы с маврами. Испанский костюм воплощает идеал воина. Жесткий, на каркасе, скрывавший формы тела костюм, как бы защищал и внутренний мир человека в сложной исторической обстановке Испании.
Во второй половине XVI в. хубон стал основной частью мужского костюма. Для него, а также для верхних коротких штанов используют прокладки, которые туго набивают ватой, конским волосом, пухом и даже сеном. Хубон становится выпуклым на груди (для этого вставляли куски картона). Стоячий воротник достигал подбородка, а его край украшался рюшем, который постепенно увеличивался и превратился в знаменитый гофрированный испанский воротник - «горгеру». Чаще всего белого цвета.
Этот воротник являлся первым признаком элегантности. Ему уделяли много внимания: крахмалили, подсинивали, плоили щипцами.

На узкие кальсес испанцы надевали вторые - короткие, до середины бедра («грегескос»). Туго набитые, они были похожи на два шара. Эти кальсес могли быть двухслойными: поверх широкого верхнего слоя накладывался второй, из отдельных широких полос другого цвета, соединявшихся бейкой вверху и внизу. В самом конце XVI в. испанские солдаты, а затем и аристократы стали носить кальсес свободные и широкие вверху.
Парадной одеждой аристократов, а также короля был «ропон» - короткий распашной кафтан на меху с большим отложным меховым или вышитым воротником.
Плащ - основная верхняя одежда испанцев, мог иметь разные размеры и форму и позволял носить на боку шпагу. Плащи драпировали на одном плече, набрасывали на плечи, расправляя красивыми складками. Классический испанский плащ - широкий и длинный плащ с капюшоном. В конце XVI в. в моду вошли небольшой плащ «капита» и длинный - «фиельтро», с воротником и капюшоном.
Шпага, кинжал и перчатки по-прежнему были необходимой принадлежностью мужского костюма. Из-за подушкообразных штанов шпагу приходилось прикреплять почти горизонтально.
Простые люди и небогатые горожане чаще носили цветную одежду. Их костюм «капингот» значительно отличался от аристократического - простая свободная одежда длиной до колен, с наплечными валиками, соединенная с мягким головным убором; мягкие полуштаны; плащ квадратной формы.

на женщине: придворное платье с райфроком

на мужчине: вамс и штаны подбитые ватой, плащ-боэмио, цилиндр

Женский костюм

Женский испанский костюм эпохи Возрождения значительно отличался от общеевропейского: использование каркаса делало его жестким и стесняющим движения.
Для женского платья XV в. характерна резко подчеркнутая талия. Расходящиеся от нее вверх и вниз лучеобразные складки делали фигуру особено стройной. Сверху у платья была пелеринка. К XVI в. женский костюм потерял свою пластичность, мягкие ткани заменились тяжелыми парчовыми, он стал похож на жесткий футляр.
Лиф женского платья XVI в. делался на плотном каркасе, был очень узким, плотно закрывал грудь и шею и заканчивался внизу мысом. Декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой. Металлические пластинки или пластины из китового уса, которые вставлялись в лиф, превратили его в стягивающий грудь корсет.
Нижняя юбка плотно натягивалась на каркас из металла или тростника, который представлял собой ряд обручей. Называлась она «вердугос» (французы толковали это слово как «хранитель добродетели»). Носили ее только аристократки. Сверху обтянутая черной парчой и украшенная драгоценностями, эта юбка представляла собой целое сооружение: установив ее на полу, в нее входили, а затем пристегивали к корсету. Сверху надевалось верхнее платье с узким лифом и съемными или откидными рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой. Узкие откидные рукава могли покрываться очень широкими рукавами-крыльями. С середины XVI в. нижние рукава собирались в буфы. Платье дополнял воротник - вначале в виде узкого рюша, затем, к концу XVI в. гофрированный. Юбка доходила до самого пола: согласно этикету, женских ног не должно было быть видно.
Этот официальный придворный женский костюм имел необычайную четкость форм и линий.
В XVI в. «испанская мода» женского каркасного платья распространилась во всей Европе.
Еще одним парадным женским костюмом была «ропа» - верхняя распашная одежда с короткими или длинными рукавами, которая надевалась поверх платья.
Богатые дамы, выходя на улицу, набрасывали на плечи шелковый или шерстяной плащ, чаще всего черного цвета на цветной подкладке.
Во второй половине XVI в. женская одежда стала однотонной, с мелким узором рисунка, лишилась жизнерадостности цвета. Однако появилось больше драгоценностей.
Женский костюм дополнялся веером и перчатками, а также носовыми платками, служившими украшением платья.

на мужчине: вамс, штаны с буфами, плащ-боэмио

на женщине: лиф - "гусиное брюхо", чепец "а-ля-Стюарт"

Обувь

Мужской обувью в первой половине XVI в. были мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками («медвежья лапа»). С середины XVI в. носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка.
Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами.
На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен. Особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.
Испанские женщины носили туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой. В конце XVI в. у женской обуви появляется каблук. У испанок считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны даже носки туфель. Но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве - «чапинес». Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки.

Прически и головные уборы

Испанцы эпохи Возрождения носили короткую стрижку, бороду и усы. Головным убором до середины XVI в. у них был барет с жестким бортиком. Затем его постепенно сменила жесткая высокая шляпа с узкими полями. Вокруг тульи шляпу богато украшали.
Женские прически отличались простотой и строгостью. Чаще всего волосы расчесывали на прямой пробор, спускали пряди вдоль щек, а сзади скалывали их в шиньон. Такая прическа называлась «бандо».
Вплоть до начала XVI в., и даже позже, испанки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали одну косу. Сверху донизу коса крестообразно перевивалась узкой черной лентой и заворачивалась в ткань, которой была повязана макушка головы. Такой головной убор назывался «трансадо». Его носили и женщины, и девушки. Иногда он дополнялся небольшим тюрбаном, перевитым лентой.
Еще один головной убор - «кофья-де-папос» - носили только женщины. Он делался из тонкого белого полотна и состоял из двух частей. Одна из них покрывала голову в виде наколки и была сделана из ткани, заложенной мелкими складками и натянутой на металлический каркас, другая представляла собой своеобразную драпировку в виде платка.
Знатные испанки носили «веспайо» из тонкой прозрачной белой ткани, покрывавшей голову и лоб, а сзади спускавшейся на плечи. Это покрывало удерживалось на голове металлическим обручем с драгоценностями.
Вуали из легкой ткани были распространенным головным убором женщин всех классов. Их накидывали на голову, и они покрывали плечи, окутывали всю фигуру, спускаясь почти до пола.
Все замужние простые женщины, особенно пожилые, носили белые платки или чепцы.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Открывает серию статей о национальных костюмах Испания. Мне встретились на торгах 50 замечательных картинок с точными деталями женского испанского костюма разных регионов, именно этими картинками и я проиллюстрирую публикацию из сборника «Народы зарубежной Европы» в 2-х т., «Наука», Москва, 1965.

Испанская традиционная одежда бытовала во многих деревнях и городах страны вплоть до конца XIX в. Ныне так же, как и во всей Европе, она вытеснена из повседневной жизни стандартным фабричным платьем; однако оно сочетается в деревнях с элементами традиционного костюма (чаще всего это головной убор или обувь). Народную одежду надевают во многих сельских местностях и городах на праздники и для исполнения национальных танцев, на конкурсы и выставки региональной одежды. Однако в Испании еще сохранились селения, в которых надевают традиционный костюм и повседневно. Его носят во многих селах Эстремадуры, Саламанки (Леон), в своеобразном этнографическом районе Марагатерия (Леон), в селе Лагартера (провинция Толедо), в восточной и горной Андалусии, в изолированных горных областях Арагона (Ансо и Эчо), жители долины Пас (пасьегос) и провинции Сантандер (север Кастилии) , а также на Канарских островах.

Народные костюмы, которые сохранились в Испании и описаны этнографами, а также экспонируются в музеях, представляют собой, в сущности, одежду периода приблизительно с 1770 по 1870 г. Этому же периоду соответствует и географическое распределение, принятое у испанских этнографов.

Испания отличается таким разнообразием областных вариантов одежды, что выделить элементы испанского костюма можно только в самых общих чертах. В его основу легла одежда крестьян старинного центра испанского государства — Леонско-Кастильского района. Социальные различия обычно отражаются не столько в покрое одежды, сколько в стоимости тканей и украшений.

Для мужского костюма типичны белая льняная рубаха с вшивными рукавами (camisa), узкие чуть ниже колен темные штаны (calzones), жилет(chaleco), короткая шерстяная куртка на пуговицах и широкий пояс из яркой ткани (faja). На голове — sombrero или montera — шапочка со складкой посредине и отогнутыми наверх краями.

Женский костюм состоит из рубахи на лямках, широкой сборчатой юбки с передничком, светлой блузки, корсажа или обтянутой короткой шерстяной куртки (jubon). На груди — пестрая скрещенная шаль (manton). Голова покрыта платочком или сомбреро.

И мужская и женская обувь — кожаные остроносые zapatas, сыромятные плетеные abarcas, легкие плетеные тапочки (alpargatas) из эспарто. На севере в сырую погоду поверх легкой обуви надевают деревянные almadrenas или zuecos.

В Испании сохраняется больше, чем в других странах Европы, традиция ношения верхней несшитой одежды — плащей (capas), плащеобразных накидок с прорезью, пледов и т. д.

Областные костюмы чрезвычайно своеобразны. Женская одежда жителей Эстремадуры и особенно Саламанки (charras) выделяется богатством отделки, густой, тяжелой вышивкой шелком, серебром, золотом и филигранными украшениями.

Костюм Верхнего Арагона сходен с костюмом Пиренейских областей. Здесь в высоких горах сохранились два села — Ансо и Эчо, в которых еще носят старинную одежду, восходящую к средневековью. Мужчины надевают темные штаны до колен (zaraquelles), чулки и кожаные абаркас, белую камису, а поверх нее просторный чалеко и старинную ангуарину — род кафтана. Подпоясываются в Ансо яркой, в Эчо темной задрапированной фахой. Дополняет этот живописный наряд небольшая круглая темная шляпа, надетая иногда на платок, завязанный сбоку. Женщины Ансо носят льняную белую рубашку с собранными буфами рукавами и высоким воротом и длинную зеленую сборчатую баскину типа русского сарафана. Волосы уложены высокой короной и укутаны накидкой в виде чалмы.

В Нижнем Арагоне надеваемый на праздники и при исполнении хоты наряд схож с одеждой Леванта (Валенсии, Мурсии, Альмерии и части Каталонии).

В Левантинском районе различают в мужском народном костюме два типа — городской и сельский.

Городской костюм составляют белая камиса, чалеко, короткие узкие кальсонес, чулки, альпаргаты или башмаки с пряжками и маленькое круглое сомбреро. Этот костюм надевают иногда на заседания члены Водяного трибунала в Валенсии, алькальды и альгвасилы по торжественным случаям. Сельский костюм состоит из широких до колен полотняных шаровар (сарагуэлес), открытой рубашки с отложным широким воротом, широкого чалеко и открытых сандалий из эспарто. На голове — широкополое соломенное сомбреро или платок, завязанный сбоку. Этот свободный костюм приспособлен для работы в заболоченных уэртах.

В левантинском женском костюме основные элементы — короткая легкая сборчатая юбка, вышитый цветами короткий передничек, блузка с короткими рукавами, скрещенная цветистая, яркая шаль, а на ногах альпаргаты или туфельки на каблучках без задников.

В южной городской Андалусии, испытавшей многообразные этнические влияния, женщины на праздники надевают открытые длинные узкие в горошек платья со множеством оборок, так называемую манильскую тонкую шелковую шаль, в волосах укрепляют высокий черепаховый гребень, на который накидывают кружевную черную или белую мантилью. В руках традиционный веер. Мужчины одеты в узкие черные брюки, короткие обтянутые болеро и так называемые кордовские круглые твердые фетровые шляпы. Этот костюм сравнительно позднего происхождения.

Ныне по всей Испании мужчины охотно носят баскский черный берет, соломенные и фетровые сомбреро, рабочие и крестьяне центра — кепи. На шею часто повязывают узлом яркую косынку.

Среди крестьян широко распространены чалеко — безрукавки поверх рубах. Во многих деревнях старики еще носят короткие штаны с нитяными чулками и широкую черную фаху.

Женщины из народа предпочитают в одежде черный цвет. Голову повязывают платочками различными способами. Широко распространены шали. Из обуви очень популярны, даже в городах, дешевые альпаргатос.

В городах общее впечатление от внешнего вида людей обеспеченного круга — подчеркнутая тщательность костюма, щеголеватость женской и педантичная строгость мужской одежды. Несмотря на сильное влияние американских манер, испанцы в городе даже в сильную жару считают необходимым ходить в застегнутых пиджаках, тщательно отутюженных рубашках с галстуками. В кино, театрах, кафе не принято снимать пиджаки.








































Постоянно будут добавления и обновления в этой статье, т.к. не хватает мужского костюма.

Уважаемые читатели моего блога! если вам понравилась статья и информация показалась нужной и полезной, пожалуйста, порекомендуйте ее прочитать своим друзьям!