Масару ибука о раннем развитии детей. Методика раннего развития масару ибука Методика масару ибука после трех уже поздно

Методика раннего развития. Масару Ибука " После трех уже поздно ".

Масару Ибука родился более 100 лет назад в сложное для его родины время. После смерти отца, мать, чтобы устроить личную жизнь, оставила его на попечение дедушки и бабушки. Маленький Ибука унаследовал от отца пытливый характер и инженерный склад ума. Однажды он разобрал будильник, но собрать его так, чтобы он работал, не смог. Дедушка, воспитывая малыша позволял ему все, что не вредило здоровью. Он купил еще одни часы, которые постигла та же участь. Лишь с третьего раза у Масару Ибука получилось собрать их правильно. Дед, видя способности внука, направил их в нужное русло. Ибука поступил в университет на электротехнический факультет. Успешно отучившись и завоевав славу «гения – изобретателя» среди сокурсников, Масару Ибука продолжил заниматься любимым делом. Позже он основал собственную фирму по изготовлению точных инструментов. Он стал учредителем и главным инженером компании, которая сейчас известна во всем мире и ассоциируется с гарантией качества – «SONY».

Что же подвигло инженера заняться педагогикой? Конечно же, его ребенок. Сын Масару Ибуки страдал заболеванием нервной системы (аутизмом). Масару посвятил много сил изучению различных развивающих педагогических методик. Изучая вопросы воспитания, Ибука много наблюдал за детьми и подростками. Он пришел к выводу (возможно не первый, но еще раз подтвердил теорию), что умственные возможности человека формируется до трех лет. Ведь когда мы начинаем обучать ребенка? Ближе к поступлению в школу. А к этому возрасту динамичное развитие клеток головного мозга завершено на 80%!

Ибука стал основателем школы «Обучение талантам» и ЯПОНСКОЙ АССОЦИАЦИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ. Масару Ибука написал книгу, которая популярна и сейчас. Для многих родителей она стала настольной.

В своей книге, посвященной раннему развитию: « После трех уже поздно », автор призывает родителей направить усилия на развитие детского мозга от рождения до трех лет.

Ибука Масару считает главным в воспитании ребенка – среду, в которой он существует с рождения. Благодаря разному жизненному опыту, дети проявляют разные способности. Ребенок впитывает информацию, как губка, поэтому его запросто можно обучить иностранным языкам, музыке, плаванию, творческому мышлению и т.д.

В книге приведен пример, подтверждающий выводы автора о важности среды воспитания.

К примеру, Моцарт. Мы привыкли считать его гением, ведь он в три года дал свой первый концерт! Но проанализировав его детство, мы увидим, что его очень строго воспитывал отец, который хотел сделать своего ребенка выдающимся. Моцарту с самого раннего детства родители создали благоприятные условия для творчества и дали хорошее образование.

С другой стороны - история о двух девочках, которые жили в волчьей стае и были найдены миссионерами. Они не разговаривали и имели волчьи повадки. Все попытки «очеловечить» их ни к чему не привели, говорить Амала и Камала так и не научились. А то, что «заложила» в них волчья стая, так и осталось с ними на всю жизнь.

Вот, что советует Масару Ибука родителям, которые хотят вырастить разносторонне развитого ребенка:

Нужно подкреплять интерес ребенка. Когда дети маленькие, сложно распознать склонность ребенка к какому – либо виду деятельности. Когда у малыша появляется интерес, важно вовремя среагировать и всячески его поддерживать. Ведь часто интерес перерастает в увлечение, увлечение в хобби, а хобби со временем может стать профессией. А что может быть лучше чем работа, от которой получаешь удовольствие? Поэтому нужно дать шанс ребенку попробовать и проявить себя в разных областях.

Малыша можно и нужно учить иностранному языку . Желательно, чтобы ребенок слышал иностранный язык от его носителя, ведь у детей отличный слух. Не обязательно ехать за границу или нанимать гувернантку – француженку. Сейчас множество курсов языка есть на дисках. Очень хорошо помогают в изучении языка малышам и , которые сопровождаются движениями. Так как задействованы несколько органов чувств, процесс запоминания проходит намного быстрее и осознаннее.

Нужно прививать ребенку музыкальный вкус . В одном из японских детских садов провели исследование, и оказалось, что детские песни нравятся малышам гораздо меньше, чем классическая музыка. Больше всего малышам понравилась пятая симфония Бетховена. Ребенок слушает музыку, которую ему предлагают, поэтому первичное развитие музыкального вкуса лежит на совести родителей.


Ходьба очень полезна . Ходьба и свежий воздух стимулирует умственную деятельность. Поэтому Масару Ибука считал, что как только ребенок научился ходить нужно как можно реже использовать коляску, пусть больше ходит.

Плавание. Цель - не научить ребенка плавать (хотя это тоже благая цель, ведь позже ребенку нужно преодолевать свой страх), а получить общее благоприятное влияние на организм малыша. Плавание укрепляет мышцы, улучшает сон и аппетит. Сейчас грудничковое плавание становится все более популярным, жаль, что не во всех городах есть специализированные бассейны для младенцев, приходится ограничиваться ванной.

Лепка, апликации, рисование карандашами и красками развивает задатки творчества у ребенка. Малыш, освоивший лепку в раннем возрасте, опережает своих сверстников в освоении навыков самообслуживания и пр. Аппликация и рисование способствуют развитию творческих способностей. И не нужно малышу «подсказывать», что небо должно быть синим, а трава зеленой, пусть рисует так, хочется ему.


Обеспечьте ребенка предметами для игр – это не обязательно покупные игрушки, а то, что стимулирует фантазию малыша – различные по форме и фактуре безопасные предметы (проявите фантазию и вы). Если ребенок не может сам, его нужно учить играть.

Но самое главное – окружить ребенка любовью, теплотой и верой в него.

Книга Масару Ибуки написана легко, читается быстро. Встречаются родители, которые не согласны с некоторыми его предложениями, например то, что ребенка до года нужно познакомить с разными вкусами - от сладкого до кислого и горького. Встречаются как противники, так и сторонники его методов воспитания. Но, в любом случае, такой выдающийся человек, как Масару Ибука, заслуживает внимания к своему труду. Методика Масару Ибака популярна не только в Японии, но и во всем мире.

Методика Ибука

Принципы Масару Ибука

Масару Ибука — японский предприниматель, один из основателей корпорации электронной техники «Sony» Ибука стал одним из «первопроходцев» в направлении раннего развития детей. Ибука считал, что умственные способности человека развиваются только в первые три года жизни. Именно в этот период, когда мозг маленьких детей жадно впитывает любую информацию, их можно с легкостью научить говорить на нескольких языках, плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке (по методу Шиничи Сузуки).

Как известно, в более позднем возрасте обучение всему этому отнимает много времени и сил. Углубившись в изучение теоретических и практических исследований на эту тему, Ибука написал ряд книг, посвященных проблеме раскрытия, практически, безграничных возможностей человеческого мозга. Самая известная его книга - «После трех уже поздно» (1971 год).

Биография Масару Ибука (11.04.1908 - 19.12.1997)

Масару Ибука родился в Японии. Он был единственным ребенком в семье. Отец Ибука работал инженером.

В 1933 году Масару закончил электротехнический факультет Университета Васэда, где сокурсники прозвали его «гениальным изобретателем», а его дипломная работа получила приз на Парижской выставке. После окончания университета Масару стал работать в «Фотохимической лаборатории», которая занималась обработкой фильмов. В 1945 году он покинул эту компанию и открыл магазин по радио-ремонту в Токио.

В 1946 году Ибука Масаруи Акио Морита основали корпорацию «Sony». Благодаря инженерным разработкам Масару «Sony» стала одной из лидирующих компаний.

Масару Ибука был президентом «Sony» с 1950 по 1971 год, а затем с 1971 по 1976 год - председателем совета директоров. В 1976 году Ибука покинул свою корпорацию и поддерживал с ней связь лишь в качестве советника

Масару Ибука всегда интересовался образованием и воспитанием детей. В 1969 году Ибука создал организацию "Японская ассоциация раннего развития". Японские и зарубежные ученые, проанализировав различные исследования, пришли к выводу, что к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70 - 80 процентов. На основе этого заключения и возникла новаторская теория о возможности раскрыть потенциал мозга, при помощи соответствующих занятий с ребенком, начиная с самого рождения.

К заслугам Масару Ибука также относится создание Японской ассоциации раннего развития и школы «Обучение талантов».

Масару Ибука умер в Токио в 1997 году от сердечного приступа.

Книга «После трех уже поздно»

Книга «После трех уже поздно» была издана в Японии в 1971 году. Эта книга перевернула традиционные представления о развитии детей.

В 1977 году книга была переведена на английский язык, а затем и на другие языки мира. В 1991 году М. и Н. Перовыми был сделан русский перевод.

В книге «После трех уже поздно» вы не найдете практических советов чем и как заниматься с ребенком. Это фундаментальная книга, рассматривающая основные вопросы воспитания и объясняющая суть и цель раннего развития детей.

«Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым, а не воспитание гениев», - считал Масару Ибука.

«Основная цель этой теории, - пишет Ибука, - предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное - развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. И главное в этом процессе - вовремя ввести новый опыт».

Новаторские тезисы Масару Ибука

Концепции и идеи Масару Ибука подкреплены экспериментами, исследованиями и примерами из жизни.

Одни тезисы для нас с вами будут хорошо известными прописными истинами, о других, возможно, вы интуитивно догадывались или/и применяли их при обучении и воспитании своего ребенка, но есть и такие, которые покажутся вам весьма спорными и даже противоречивыми.

Но, тем не менее, Масару Ибука был одним из первых, кто заговорил о раннем развитии ребенка в связи с проблемой необратимого угасания возможностей развития способностей человека.

. Способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в первые три года его жизни.

Огромное влияние на новорожденного оказывают благоприятные условия, его жизненный опыт и стимулирующее образование в период развития мозговых клеток (т.е. в первые три года жизни). Ведь дети - такие одинаковые при рождении, вырастают с разными способностями и характерами.

Опыт раннего детства крепко отпечатывается в мозгу. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание. Раннее развитие - это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.

У детей нет четких, устоявшихся представлений о том, что "трудно", а что «легко": поэтому учить ребенка английскому или японскому языку, знакомить с музыкой Баха или детскими песенками можно одновременно.

Не надо бояться "перекормить" или перевозбудить нервную систему ребенка: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию.

Ребенок до трех лет очень близок к животному в том плане, что он еще не способен логически мыслить и полагается на свою интуицию и инстинкты.

В раннем возрасте развивается музыкальный слух, физические способности (координация движений и чувство равновесия), основа эстетического восприятия - сенсорная реакция.

Если в первый год баловать ребенка, а потом вдруг стать строгими, это заставит его протестовать. Чтобы ребенок сразу понимал, что такое "хорошо" и что такое "плохо", гораздо результативней сразу показывать ребенку границы дозволенного и создавать у него приятные эмоции, когда он делает что-то хорошо, и неприятные, когда - плохо.

Похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию - открытого неповиновения. Однако, в возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. И, наоборот, 2-З-летний ребенок, когда у него развивается чувство собственного достоинства, его "Я", остро реагирует, если его отшлепать. Итак, шлепать ребенка можно только пока он еще слишком мал, и не может воспринять это как оскорбление.

Когда ребенок гневается и плачет, нужно выяснить причину его поведения. Если вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это сделаетребенка более эгоистичным и упрямым.

Интерес - это лучший стимулятор в воспитании и развитии ребенка. Но здесь естьо дна проблема: интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, посколькул юбопытство его безгранично. Если предоставить его самому себе, его внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Конечно, это свойственно детскому возрасту, и попытки насильно удержать внимание ребенка на чем-то одном могутиметь обратный эффект. Любопытство ребенка - важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его интеллектуального развития.

Повторение - лучший способ стимулировать интерес ребенка. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

Чтобы с самого начала ребенок естественно относился к половому вопросу, эту тему следует обсуждать спокойно,в дружелюбном тоне.

Вкусы ребенка, так же как и другие чувства, формируются почти полностью между годом и тремя. Если вы предлагаете своему ребенку одну и ту же пищу изо дня в день, его вкусы не разовьются, и он будет отказываться от всякой новой пищи. Неследует кормить ребенка только тем, что полезно. Очень важно, чтобы он получал удовольствие от еды, и чтобы еда была как можно более разнообразной.

Знакомьте ребенка с подлинным искусством. Если у него в мозгу, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеются картины Матисса и Пикассо и музыка Моцарта и Бетховена, они и будут влиять на его вкусы.Если же в его мозгу отпечатаются подделки и книжки с примитивными картинками, он будет нечувствителен к подлинному искусству.

Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, а не сосредоточиваться на чем-то одном.С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе, и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Многие психологи считают, что, когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это подавляет его и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой,придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина.

Не стоит убирать подальше все, что может быть опасно для ребенка. Это практически создает вакуум вокруг ребенка и препятствует развитию его тактильных ощущений.

Каждый ребенок, независимо от степени его одаренности,заслуживает внимательного к себе отношения, поощрения и помощи. Тогда он будет максимально развивать все лучшее в себе.

Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Пусть ребенок трудится столько, сколько может.

Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей. Воспитывать ребенка - это значит, все время воспитывать и самого себя. Родителям надо все время учиться и думать. А если надо – то и самообразовываться в области психологии и педагогики.

Чем более обеспокоены родители вопросами воспитания, тем более они подвержены различным влияниям. Они начинают бросаться от одного новшества к другому. Матери должны более полагаться на себя и выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов. Уверенность в себе и твердость характера - очень важны для воспитания ребенка.

Если принцип доверия к людям впитан ребенком с молоком матери, ребенок вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее общества.Даже если ребенок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет многого добиться в жизни.

Самое лучшее воспитание и развитие для ребенка - это материнская любовь и тактильное общение с ней. Самое главное занятие для родителей – это воспитание детей. Не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности. Самое лучшее - это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома.

Если во всех этих тезисах вы не нашли для себя ничего нового, скорее всего, данная книга для вас – пройденный этап. Хотя возможно стоит её и почитать, если вам интересно узнать, на основании каких экспериментов, исследований и жизненных историй Масару Ибука пришел к таким выводам.

Материал к занятию.

Министерство образования и науки Самарской области

ГАОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж

По дисциплине Теоретические основы содержания дошкольного образования и методическое обеспечение образовательного процесса

Ф.И.О. студента Мокина Людмила Валериевна

Тольятти 2014

Введение

1.Масару Ибука. Биография

2. После трех уже поздно. Методика воспитания Масару Ибука

3. Самые ценные советы Масару Ибука

Критика методики Масару Ибука

Заключение

Список используемой литературы

Введение

«Гении падают с неба» утверждал Дидро. Одаренность ребенка - результат целенаправленных усилий родителей и правильной окружающей среды, считает Масару Ибука - инженер, основатель корпорации Sony и автор книг по раннему детскому развитию. Именно о нем пойдет речь в этой работе. Масару Ибука и его оригинальная система раннего физического развития популярна в Японии и далеко за ее пределами. В середине 70-х годов XX века его брошюра с провокационным названием «После трех уже поздно» стала особого рода сенсацией в педагогических кругах всего мира, так как тезисы изложенные в ней выглядели настолько революционно и свежо. При этом автор ее совсем не педагог, и не психолог и даже не многодетный отец. Масару - инженер и бизнесмен, но его интерес к возрастной психологии и физиологии нельзя назвать поверхностным или случайным, так как он продиктован родительской необходимостью. Единственный сын японского гения перенес тяжелую болезнь и начал заметно отставать в развитии. Вот тогда и родилась методика Масару Ибука. Заботливый отец просто искал способы реабилитации для своего ребенка: много читал, общался с философами, педагогами-новаторами и специалистами по детской психологии. Даже будучи президентом компании Sony, он направил все свое внимание на самое главное - на будущее, на детей и создал организацию «Обучение талантов» и Ассоциацию раннего развития в Японии, которая действует и поныне. Занятия в Ассоциации ведутся на основании оригинальных методик и приводят к ошеломляющим результатам.

Малыши, воспитанные «по Ибуке» замечательно рисуют, плавают, свободно владеют иностранными языками, играют и даже сочиняют симфоническую музыку. Эти детки отлично адаптированы к окружающей среде.

Масару Ибука. Биография

Масару Ибука (1908 - 1997)

Масару Ибука - японский инженер и бизнесмен, один из основателей корпорации Sony, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, автор широко известной книги по раннему развитию детей «После трёх уже поздно».

Масару Ибука. После трех уже поздно. Методика воспитания Масару Ибука

Именно такое провокационное название носит нашумевшая во всем мире брошюра Масару Ибука.

Автор считает, что от рождения до своего третьего дня рождения ребенок проходит путь, сопоставимый по многим параметрам со всей последующей жизнью. В первые три года жизни человеческий мозг развивается невероятными темпами. В это время формируется 70-80 % нейронных связей между клетками мозга, благодаря которым он обеспечивает дальнейшее интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие человека. То есть если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам, подобно тому, как маловероятно совершить прорыв, работая на слабом, плохом компьютере.

По сравнению с популярными на Западе методиками (к примеру, Монтессори-педагогикой или методом того же Глена Домана <#"justify">Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.

·Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра или землетрясения. Раннее развитие - это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.

·Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица - это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.

·Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее - это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.

·Если мама простудится, она может постараться не заразить своего ребенка, например, не держать его на руках слишком близко или надеть марлевую повязку. Но не так уж много мам, которые заботятся о том, чтобы не передать детям своих недостатков. Вирус под названием «нервозность» у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда.

Самые ценные советы Масару Ибука

Занимайтесь с ребенком с рождения. Дети удивительно восприимчивы, считает господин Ибука, и способны научиться очень и очень многому с самого раннего возраста. В книге После трех уже поздно он рассказывает об одной семье, в которой сначала родился мальчик, а потом девочка. Младенчество мальчика прошло в постоянном общении с мамой - у молодой семьи была маленькая однокомнатная квартирка, и так получилось, что мама почти не выпускала ребенка из своего поля зрения, постоянно разговаривала с ним. В результате он начал говорить в 8 месяцев и рос очень жизнерадостным и открытым карапузом.

Через несколько лет у него родилась сестренка. Родители к тому времени купили себе трехкомнатную квартиру, и малышке выделили отдельную комнату. Естественно, ее общение с родителями было сильно ограничено, что сказалось и на ее интеллектуальном, и эмоциональном развитии (говорить она научилась намного позже, и была куда менее позитивной, чем ее брат).

Нужно подкреплять интерес ребенка. Когда дети маленькие, сложно распознать склонность ребенка к какому - либо виду деятельности. Когда у малыша появляется интерес, важно вовремя среагировать и всячески его поддерживать. Ведь часто интерес перерастает в увлечение, увлечение в хобби, а хобби со временем может стать профессией.

Не пытайтесь оградить малыша от того, что вам кажется слишком сложным для него.Еще один стереотип западного воспитания - учить ребенка от простого к сложному, чтобы не перегружать его нервную систему. Но Масару Ибука с этим не согласен. Если до чего-то он еще не дорос, значит, он просто не обратит на это особого внимания. Если он заинтересовался чем-то, значит, он готов хотя бы частично эту информацию усвоить. Поэтому родителям не нужно ограничивать познавательную активность ребенка просмотром мультиков и играми в кубики. Не бойтесь говорить с ним на нескольких языках и включать Баха вместо Чунга-Чанги. Развивайте воображение ребенка и склонность к импровизации. В большинстве своем дети обладают прекрасным воображением и способностью выдавать самые неожиданные ассоциации (у людей постарше это качество именуется креативностью и может быть весьма неплохо монетизировано). Тем не менее, родители часто делают все возможное, чтобы впихнуть разгулявшуюся фантазию ребенка в привычные им рамки. Дом не может быть треугольным, а яблоко синим, - поучают они чадо, и со временем карапуз просто утрачивает интерес к экспериментам.

Поэтому, учите ли вы ребенка рисовать <#"justify">Не навязывайте малышу собственные гендерные стереотипы.

Мальчики в голубом, девочки в розовом, мальчики играют в машинки, девочки в куклы, - вот еще одна родительская программа, которая может сильно ограничить развитие мышления ребенка в первые годы жизни. Если для вас так важно гендерное воспитание <#"justify">Если малыш постоянно смотрит телевизор, можно выработать у него некоторые представления о времени с помощью его любимых передач. Он очень быстро усвоит, что то, что до мультиков - это утро, после мультиков мы идем гулять, затем обед и сон (это день), после сна - развивающая программа, после нее уже вечер.

Колыбельные или сказки на ночь <#"justify">Если вы видите, что ваш карапуз с кем-то ссорится - не драматизируйте этот факт, призывает господин Ибука. И здесь, видимо, играет роль даже не столько его японскость, сколько характерное для всех буддийских культур стремление видеть в явлении разные его стороны - и негативные, и позитивные. Без столкновений со сверстниками ребенок не научится сотрудничеству и не усвоит навыки поведения в коллективе, поэтому дайте ему возможности набивать свои шишки и учиться на ошибках. Родителям Масаду Ибука предлагает роль наблюдателей или в крайнем случае - комментаторов конфликта, которые бы разъяснили ребенку его причины и мотивы поведения других участников.

Не игнорируйте эмоциональное развитие ребенка <#"justify">Стереотип о «японском» воспитании гласит, что в Стране восходящего солнца малышам разрешено буквально все, но в какой-то момент гайки закручиваются, и маленькие японцы встраиваются в жесткую иерархическую структуру общества, где авторитет старших является непререкаемым.

Масару Ибука считает такой подход глубоко ошибочным. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним ласковым, но строгим, а по мере развития его личности постепенно «отпускать поводок», выказывать уважение к его воле. И самое главное - окружить ребенка любовью, теплотой и верой в него.

Критика методики Масару Ибука

Больше всего метод Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает физические наказания в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Сам автор объясняет свою позицию так: в 2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, поэтому строго отчитывать кроху в этом возрасте уже проблематично. Чем больше малыша ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится

В любом случае физические наказания не должны унижать личность ребенка и пробуждать жажду мести.

Конечно, и в этой педагогической системе, если поискать, можно найти, к чему придраться. К примеру, совет учить ребенка говорить <#"justify">Заключение

Программа развития для каждого ребенка выстраивается индивидуально. Но следует учитывать парадоксальную, но тем не менее очень точную мысль: для юного пытливого ума нет четких представлений о том, какие мыслительные задачи являются трудными, а какие - легкими. Вопреки нашим стереотипам о последовательности процесса познания, ребенку все в новинку, все интересно. Масару Ибука считал очень важным предлагать детям много разных и сложных, с точки зрения взрослого человека, для восприятия вещей, попутно замечая, что «алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики».

Таким образом, мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания. А в результате формируется навык и потребность к постижению нового, который при поддержке близких людей не угаснет и в дальнейшем.

Масару Ибука весьма придирчив и требователен к качеству дидактического материала. По его убеждению, в качестве наглядных пособий для развивающих занятий должны выступать не игрушки, сделанные ограниченными взрослыми специально для детей, а все сокровища мировой цивилизации. Учить надо на первоклассных образцах! Пусть в самом раннем возрасте ребенок увидит картины великих художников, услышит лучшие образцы классической музыки, полюбит и запомнит стихи гениальных поэтов. С моей точки зрения, основная цель раннего развития - это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Масару Ибука

Список использованных источников

1.

.

.

Http://pesochnizza.ru/rannee-razvitie/masaru-ibuka#ixzz2lYZ3RrjU

Уважаемые родители, если единственная цель вашего раннего развития ребенка — дать ему такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым, тогда ваши цели полностью совпадают с целями раннего развития ребенка Масару Ибука — инженера, основателя корпорации Sony и автора книг по раннему детскому развитию. Масару Ибука не был ни врачом, ни психологом, ни педагогом. Но его методика в буквальном смысле подняла Японию из руин.

Методика Масару Ибука предполагает обучение малыша буквально еще до того, как он родится. Будущей маме нужно едва ли не сразу после зачатия крохи слушать приятную музыку, смотреть на красивые произведения искусства, читать вслух, рисовать, гулять и получать положительные эмоции.

✏ Масару Ибука считает, что раннее развитие не должно ставить перед собой цель — воспитать гениев, что главная цель раннего развития — дать ребенку хорошее образование и воспитание. И с ним может согласиться каждый из вас.

Глен Доман , директор Института ускоренного развития ребенка (Филадельфия, США), считает, что у родителей есть все основания доверять советам Масару Ибука, так как:

Он не специалист в педагогических теориях и в системе образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя по педагогическим канонам, а это необходимое условие для совершения значительного прорыва в достаточно устоявшейся педагогической сфере;

Он, безусловно, гений, так как был одним из первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера;

Он не только говорит — он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото Масару Ибука в настоящее время дает возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в своей книге;

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, может быть, принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Одаренность ребенка — результат усилий родителей

Моцарт исполнил свой первый концерт в три года. В том же возрасте будущий английский мыслитель и экономист Джон Стюарт Милл уже читал классическую литературу по-латыни. В пять лет Том Блинд играл на пианино левой и правой руками одновременно две разные мелодии, насвистывая при этом третью. Физик Л. Ландау стал студентом университета в 13 лет.

«Гении падают с неба» — так утверждал Дидро. «Одаренность ребенка — результат целенаправленных усилий родителей и правильной окружающей среды», — считает Масару Ибука.

Интерес Масару Ибука к методикам детского развития не случаен. Заниматься разработкой методики воспитания он начал, когда его собственный ребенок стал отставать в развитии. Сын был болен аутизмом, поэтому отец посвятил много времени изучению различных корректирующих методик. Кроме того, Масару Ибука видел, что творится в стране — посто-янные бунты и недовольство народа. Он понимал, что корень проблем кроется в системе образования. Заботливый отец тро-их детей, горячо любивший свою родину, стремившийся к тому, чтобы Япония стала по-настоящему передовой страной, Масару Ибука понял, что будущее его родины за детьми.

По мнению Масару Ибука, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он считает, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети го-товы учиться всегда.

Только Масару Ибука убежден, что для всего есть свое время и нужно эти временные рамки соблюдать: «Согласно последним исследованиям, к трехлетнему возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70— 80 %. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?»

Новаторский метод Масару Ибука родился из его собственного опыта воспитания детей и, конечно, выводов таких корифеев педагогики, как Мария Монтессори , Глен Доман и Шиничи Сузуки. Но настоящим вдохновителем Масару Ибука стал японский скрипач Шиничи Сузуки, часто повторявший: «Нет отсталых детей — все зависит от метода обучения». Уче-ники Сузуки уже в возрасте трех лет исполняли сложные скри-пичные произведения и, главное, играли с радостью, интере-сом и удовольствием.

Система Масару Ибука стала популярной не только в Японии, но и далеко за ее пределами. Ибука выпустил книгу «После трех уже поздно», в которой доказывает, что с рождения до трех лет происходит закладывание основ, а усвоенные в этот период знания остаются на всю жизнь.

В книге Масару Ибука сделал упор на важности всестороннего раннего развития ребенка: физического, интеллектуального и нравственного. Он подчеркивает важность связи физических тренировок с интеллектуальным развитием. Благодаря его книге, фраза: «После трех уже поздно» — звучит как утверждение, не тре-бующее доказательств.

Расцвет способностей ребенка — главная задача родителей

Главная задача родителей по Масару Ибука — не дать способностям ребенка зачахнуть, а постараться способствовать их расцвету. «Меня часто спрашивают, — писал Масару Ибука, — помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Я отвечаю: нет. Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».

Автор методики критикует японские принципы воспитания, когда в раннем возрасте ребенку предоставляется полная свобода, которая затем сменяется жестким режимом. Ведь именно тогда, когда ребенка нужно учить, родители практикуют невмешательство.

Масару Ибука считает, что если родители желают вырастить смышленого, умного ребенка, необходимо заниматься с ним с первых же дней его жизни. Он отрицает возможность перегрузки ребенка, то есть лишения его детства. Мозг крохи в это время необычайно восприимчив, он впитывает информацию словно губка, и его нельзя перенасытить, наоборот, нужно не беречь мозг от лишней нагрузки, а давать ему «пищу» для работы.

Именно поэтому маленькие дети обучаются всему намного быстрее. Никто не рождается гением. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка — до трех лет.

Но в любом случае, считает Масару Ибука, родители должны учить ребенка не для того, чтобы он поступил в престижный садик или стал выдающимся пианистом. Главная задача — раскрыть безграничные потенциальные возможности ребенка, чтобы он был счастлив. Родители должны уделять максимальное количество времени и внимания при развитии ребенка в раннем возрасте, укреплять в нем уверенность в себе, помогать определяться с интересами, способствовать раскрытию его природных талантов и навыков. Масару Ибука считает, что главное — это введение нового опыта вовремя. Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день (а обычно это мама), Может распознать это время. «Матери должны больше полагаться на себя и быть более последовательными в выборе системы воспитания. Уверенность в себе, твердость характера очень важны для воспитания ребенка. Вырабатывайте свой подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов».

Масару Ибука - японский предприниматель, один из основателей корпорации электронной техники «Sony» Ибука стал одним из «первопроходцев» в направлении раннего развития детей. Ибука считал, что умственные способности человека развиваются только в первые три года жизни. Именно в этот период, когда мозг маленьких детей жадно впитывает любую информацию, их можно с легкостью научить говорить на нескольких языках, плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке (по методу Шиничи Сузуки).

Как известно, в более позднем возрасте обучение всему этому отнимает много времени и сил. Углубившись в изучение теоретических и практических исследований на эту тему, Ибука написал ряд книг, посвященных проблеме раскрытия, практически, безграничных возможностей человеческого мозга. Самая известная его книга – «После трех уже поздно» (1971 год). Эта книга перевернула традиционные представления о развитии детей.

В книге «После трех уже поздно» вы не найдете практических советов чем и как заниматься с ребенком. Это фундаментальная книга, рассматривающая основные вопросы воспитания и объясняющая суть и цель раннего развития детей.

«Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым, а не воспитание гениев», – считал Масару Ибука.

«Основная цель этой теории, – пишет Ибука, – предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное – развить в ребенке безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. И главное в этом процессе - вовремя ввести новый опыт».

Новаторские тезисы Масару Ибука

Концепции и идеи Масару Ибука подкреплены экспериментами, исследованиями и примерами из жизни.

Одни тезисы для нас с вами будут хорошо известными прописными истинами, о других, возможно, вы интуитивно догадывались или/и применяли их при обучении и воспитании своего ребенка, но есть и такие, которые покажутся вам весьма спорными и даже противоречивыми.

Но, тем не менее, Масару Ибука был одним из первых, кто заговорил о раннем развитии ребенка в связи с проблемой необратимого угасания возможностей развития способностей человека.

Способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в первые три года его жизни.

Огромное влияние на новорожденного оказывают благоприятные условия, его жизненный опыт и стимулирующее образование в период развития мозговых клеток (т.е. в первые три года жизни). Ведь дети – такие одинаковые при рождении, вырастают с разными способностями и характерами.

Опыт раннего детства крепко отпечатывается в мозгу. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание. Раннее развитие – это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.

У детей нет четких, устоявшихся представлений о том, что «трудно», а что «легко": поэтому учить ребенка английскому или японскому языку, знакомить с музыкой Баха или детскими песенками можно одновременно.

Не надо бояться «перекормить» или перевозбудить нервную систему ребенка: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию.

Ребенок до трех лет очень близок к животному в том плане, что он еще не способен логически мыслить и полагается на свою интуицию и инстинкты.

В раннем возрасте развивается музыкальный слух, физические способности (координация движений и чувство равновесия), основа эстетического восприятия – сенсорная реакция.

Если в первый год баловать ребенка, а потом вдруг стать строгими, это заставит его протестовать. Чтобы ребенок сразу понимал, что такое «хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативней сразу показывать ребенку границы дозволенного и создавать у него приятные эмоции, когда он делает что-то хорошо, и неприятные, когда – плохо.

Похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Наказание может вызвать у ребенка противоположную реакцию – открытого неповиновения. Однако, в возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. И, наоборот, 2-З-летний ребенок, когда у него развивается чувство собственного достоинства, его «Я», остро реагирует, если его отшлепать. Итак, шлепать ребенка можно только пока он еще слишком мал, и не может воспринять это как оскорбление.

Когда ребенок гневается и плачет, нужно выяснить причину его поведения. Если вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это сделает ребенка более эгоистичным и упрямым.

Интерес – это лучший стимулятор в воспитании и развитии ребенка. Но здесь есть одна проблема: интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Если предоставить его самому себе, его внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Конечно, это свойственно детскому возрасту, и попытки насильно удержать внимание ребенка на чем-то одном могут иметь обратный эффект. Любопытство ребенка – важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его интеллектуального развития.

Повторение – лучший способ стимулировать интерес ребенка. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

Чтобы с самого начала ребенок естественно относился к половому вопросу, эту тему следует обсуждать спокойно, в дружелюбном тоне.

Вкусы ребенка, так же как и другие чувства, формируются почти полностью между годом и тремя. Если вы предлагаете своему ребенку одну и ту же пищу изо дня в день, его вкусы не разовьются, и он будет отказываться от всякой новой пищи. Не следует кормить ребенка только тем, что полезно. Очень важно, чтобы он получал удовольствие от еды, и чтобы еда была как можно более разнообразной.

Знакомьте ребенка с подлинным искусством. Если у него в мозгу, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеются картины Матисса и Пикассо и музыка Моцарта и Бетховена, они и будут влиять на его вкусы.Если же в его мозгу отпечатаются подделки и книжки с примитивными картинками, он будет нечувствителен к подлинному искусству.

Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, а не сосредоточиваться на чем-то одном.С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе, и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Многие психологи считают, что, когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это подавляет его и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина.

Каждый ребенок, независимо от степени его одаренности, заслуживает внимательного к себе отношения, поощрения и помощи. Тогда он будет максимально развивать все лучшее в себе.

Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Пусть ребенок трудится столько, сколько может.

Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей. Воспитывать ребенка – это значит, все время воспитывать и самого себя. Родителям надо все время учиться и думать. А если надо – то и самообразовываться в области психологии и педагогики.

Чем более обеспокоены родители вопросами воспитания, тем более они подвержены различным влияниям. Они начинают бросаться от одного новшества к другому. Матери должны более полагаться на себя и выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов. Уверенность в себе и твердость характера – очень важны для воспитания ребенка.

Если принцип доверия к людям впитан ребенком с молоком матери, ребенок вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее общества.Даже если ребенок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет многого добиться в жизни.

Самое лучшее воспитание и развитие для ребенка – это материнская любовь и тактильное общение с ней. Самое главное занятие для родителей – это воспитание детей. Не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности. Самое лучшее – это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома.
Если во всех этих тезисах вы не нашли для себя ничего нового, скорее всего, данная книга для вас – пройденный этап. Хотя возможно стоит её и почитать, если вам интересно узнать, на основании каких экспериментов, исследований и жизненных историй Масару Ибука пришел к таким выводам.