Консультация для замещающих родителей «Адаптация ребенка в приемной семье. Консультация для приемных родителей Индивидуальные консультации для приемных родителей

Одно из самых важных прав каждого ребенка – право на воспитание в семье. Именно поэтому детям, оставшимся без попечения родителей, предпочтительней жить в семье.

На пути создания полноценной семьи часто возникает большое количество трудностей, конфликтов и взаимного непонимания. Для того чтобы все члены приемной семьи быстрей приспособились и привыкли к изменившимся условиям жизни и стали полноценной семьей, они посещают школы приемных родителей, консультации специалистов психолого-педагогической службы. Но иногда в семьях возникают проблемы воспитания, которые не каждый родитель может рассказать психологу на очной консультации, так как родитель чувствует себя ответственным и виноватым за то, что произошло. Таким образом, консультирование приемных родителей на Телефоне Доверия - одна из важных задач психологической службы. Примером конфликта между родителями и приемными детьми может стать «трудное поведение» ребенка. Один из самых распространенных и самых пугающих для родителей типов трудного поведения - детское воровство.

Чаще всего, опасения родителей, что воровство связано именно с тем, что ребенок - приемный, имеют под собой основания, так как моральное развитие непосредственно связано с опытом благополучной привязанности. В основе «данного принципа развития» лежит боязнь утраты любви и уважения близких, а также способность сочувствовать другим людям. Поэтому большинство детей дошкольного возраста уже различают что «хорошо», а что «плохо», что «можно, а что «нельзя». Однако, сначала они просто «не хотят расстраивать маму», «не хотят поссориться с папой». Следовать моральным нормам самостоятельно и осознанно, по «внутреннему закону совести», дети становятся способны значительно позже - примерно к 10-11 годам. Если же у ребенка раннее детство было неблагополучным, отмечаются задержки в «развитии совести»: ему некого беречь, он не умеет сочувствовать, нет отношений, которыми он бы дорожил, ведь всему этому тоже нужно учиться. Поэтому детям с «неблагополучным стартом» дольше требуется внешний контроль.

Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много.

Приемный ребенок из детского дома рос в учреждении при общественном укладе жизни. То есть, он не понимает в данной ситуации, что значит иметь «свое» и не понимает, что такое брать «чужое». Поэтому, основной причиной того, что ребенок берет вещи, это его неосведомленность, что вещи кому-то принадлежат и имеют особую ценность.

Дети из детского дома, взятые в приемную семью, не сразу привыкают к новой обстановке. Большинство ребят испытывают неуверенность, тревогу в своем нынешнем положении, страх перед будущим (особенно дети с низкой самооценкой) . Поэтому им необходимо создать для себя такую ситуацию, которая бы коренным образом отличалась от их прежней и нынешней обстановки жизни. Примером такого выхода эмоций и негативных чувств становится невротическое воровство. Так как при воровстве у ребенка обостряется чувство риска, появляется азарт и проявляется инфантильное удовольствие в присвоении чужого. После такой, хоть и искусственно созданной, ситуации наступает желанное чувство спокойствия, уровень тревоги снижается.

Еще одной из причин воровства может быть проверка границ дозволенного для себя. Хотят ли отказаться от него приемные родители? А может быть ребенок пытается привлечь внимание взрослого. Наказание в данном случае его меньше пугает, чем безразличие. Данное поведение называется «демонстративное воровство» .

Поведение детей, отвергнутых собственными родителями, характеризуется завистью к вещам. Наличие каких-либо вещей эти ребята связывают с чувством собственной значимости, уверенности в себе. Поэтому одна из причин воровства, особенно в подростковом возрасте, - попытка присвоения социального статуса через обладание определенными вещами. Таким образом, ребенок пытается «быть как все» и не выделяться из толпы, быть членом группы сверстников.

В процессе телефонного консультирования необходимо помочь родителю понять, что происходит с ребенком на самом деле и какова причина, решением которой стало детское воровство.

Не стоит забывать, что содержание консультации - психологическое сопровождение родителей в сложные периоды взаимоотношений с ребенком. Значимой составляющей является формирование позитивного отношения родителя к ребенку, принятие его проявлений, поддержка в желании преодолевать трудности взаимоотношений вместе с ребенком, восстановление разрушенных связей и ответственности членов семьи друг перед другом.

Консультант может действовать разными способами.

Понятно, что при столкновении с трудным поведением ребенка родителей захватывает буря эмоций. Задачей консультанта является помощь клиенту в отражении своих чувств, мыслей и понимании, что будет результатом «разрядки» взрослого. То есть, родитель, прежде чем наказать ребенка, должен ясно осознавать цель своего поведения, что он хочет пресечь: то ли причину (что ребенок хочет добиться воровством), то ли проявление (само воровство)

Следующим вариантом консультации является помощь родителю в осознании того, что ребенок, совершивший проступок, это не преступник. В данном случае, консультант делает акцент на том, что сложившаяся ситуация – это шанс для ребенка освоить некоторые правила человеческой жизни. А вот усвоится ли это правило, во многом зависит от реакции взрослого на проступок. Необходимо уточнить, что навешивание «ярлыков», как часто бывает в обществе, это лишение человека возможности выбора в будущем.

При консультации родителей по вопросам детско-родительских отношений очень важно затронуть влияние возраста и особенностей развития ребенка. Если речь идет о детском воровстве, то родителям можно рассказать, что часто взрослые терпимо относятся к тому, что ребенок отстает в росте или в учебе, но не могут перенести задержки в развитии совести. На самом деле это такая же зона развития, как и другие. Просто, возможно, сейчас ребенку, которому десять лет, в моральном отношении еще только шесть. И относиться к его поступкам, объяснять ему, что произошло, надо с учетом этого.

Детское воровство может произойти и вне дома. Тогда взрослому обязательно надо вместе с ребенком попросить прощения (объяснив, зачем!), при этом не позорить и не бросать одного, помочь самому ребенку найти способ возместить нанесенный ущерб: вернуть украденное, сделать своими руками новое, отдать свое взамен растраченного.

Необходимо помнить, что ребенок свое поведение строит по примеру взрослого. Поэтому родителям в ходе беседы с ребенком важно выразить свою уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Своим собственным поведением необходимо выражать уважение к чужой собственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах .

Таким образом, проблема детского воровства – одна из актуальных в консультации приемных родителей по вопросам трудного поведения ребенка

Профилактика и преодоление проблем, возникающих в замещающей семье

Приемными родителями и опекунами люди становятся в силу различных причин: желание помочь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; нереализованные установки «быть мамой и папой», «иметь детей», «иметь дочку (сына)»; скрасить собственное одиночество; чувство долга по отношению к родственникам.

Независимо от причин, по которым взрослые люди приняли на себя роль замещающей семьи, они имеют определенные представления и ожидания вследствие принятого решения.

Самым распространёнными ожиданиями являются ожидание «горячей благодарности» от ребенка за то, что его «спасли» и ожидание, что ребенок будет соответствовать образу, который есть у взрослых.

Такая ситуация изначально закладывает «мину замедленного действия» в отношения между взрослыми и детьми. И чаще всего конфликты между ожидаемым и имеющимся происходит в опекунских семьях. Возможно, это связано с тем, что опекунами чаще становятся родственники опекаемого ребенка. В такой ситуации основной причиной принятия ребенка в семью становится «чувство долга», т.е. взрослые осуществляют «выбор без выбора». Поэтому в опекунских семьях, как показывает практика, установка «долга ребенка» выражена ярче.

В приемных семьях родители, стремясь к тому, чтобы ребенок как можно скорее забыл тяжелый опыт, начинают безоглядно удовлетворять все его желания: покупать игрушки, сладости и др. И в этой ситуации также взрослые, чаще бессознательно, начинают от ребенка ожидать благодарности.

Таким образом, и в приемной, и в опекунской семье часто возникают противоречия между возможностями и поведением ребенка и ожиданиями родителей.

Для профилактики возникновения конфликтных ситуаций в приёмных семьях и в опекунских семьях Жирятинский районный ЦПМСС предлагает вам занятия со специалистами Центра. На занятиях будут рассматриваются вопросы:

    Почему дети лгут;

    Почему дети дерутся;

    Роль поощрений и наказаний в воспитании детей;

    Что значит быть самостоятельным;

    Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному и др.

На занятиях приемные родители не просто весело и с пользой проводят время, но и учатся лучше понимать своего ребенка и эффективно взаимодействовать с ним. Цель занятий - помочь, подсказать родителям, как научить детей играть, помогая им приобретать необходимые навыки, причем, не навязывая свою волю, а предоставляя право выбора того, как самим организовать ее, дав свободу фантазии и творчеству. В содержание занятий включены методы игровой терапии, эффективные как для ребенка, так и для взрослого: игровые упражнения и задания на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, ролевые игры, психогимнастика. Работа строится на проведении тренинговых занятий, психолого-педагогических бесед, целью которых является гармонизация взаимоотношений “родитель-ребенок”. Участвуя в совместных родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям. Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, развитие коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.

Занятия дают возможность:

    посмотреть на свою семью со стороны;

    познакомиться с сильными и слабыми сторонами своей системы воспитания;

    побыть родителю в роли ребенка и научиться лучше его понимать;

    научиться эффективным способам поддержки ребенка в сложных ситуациях;

    познакомиться с методами развития ребенка дошкольного и школьного возраста и научиться применять их на практике.

Причем родители убеждаются в том, что их проблемы не специфичны для них как для замещающей семьи, трудности могут возникать в любой семье. Такое приобщение к кругу доверяющих и сочувствующих друг другу людей - основной фактор, обеспечивающий успешность активной психологической работы и с родителем, и с ребенком.

Темы, обсуждаемые на занятиях часто становятся поводом для обращений за индивидуальными консультациями. Родители понимают, что их тревоги, во-первых, оправданы, во-вторых, что для преодоления озвученной проблемы необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа, в том числе, и с родителем, и с ребенком. Как показывает практика, индивидуальные консультации и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми и родителями, являются действенными формами профилактики и решения вопросов, возникающих в семье.

Алгоритм оказания помощи в разрешении проблемных ситуаций в семье в случае обращения. Условно можно выделить несколько этапов на пути решения проблемы:

    1 этап - обращение семьи за помощью,

    2 этап - диагностический,

    3 этап - коррекционно-развивающий, состоящий из нескольких ступеней – поиск ресурсов в отношениях между родителями и детьми, выработка стратегий поведения по изменению существующей ситуации,

    4 этап - апробация,

    5 этап - корректировка сценариев поведения, обсуждение перспектив детско-родительских отношений.

На диагностическом этапе педагог-психолог знакомится с содержанием проблемы, возникшей в семье. На данной стадии выявляются родительские установки и реакции, семейные ценности, стиль семейного воспитания, сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и их детьми.

Также проводится изучение индивидуальных особенностей детей и родителей. На основе полученной информации составляются рекомендации по изменению отношения к существующим проблемам и по способам и стратегиям поведения в различных ситуациях.

При анализе результатов диагностики с родителями обсуждаются их профессиональные и личные цели, их видение будущности ребенка, какие способности и возможности ребенка они бы хотели развивать и т.д. Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка позволяет вносить изменения в родительские установки и ожидания родителей. Зачастую родители с удивлением узнают, что их представления о развитии и обучении ребенка не совпадает с его возможностями.

Наиболее частыми проблемами и вопросами для обращений родителей являются:

    вопросы учебной успеваемости приемных и опекаемых детей в школе;

    вопросы установления правил и их соблюдения;

    сложности в общении, в том числе: истерики, крики, капризы, негативизм и упрямство, непослушание, неадекватные требования, повышенная обидчивость провокационное поведение ребенка и т.д.;

    ревность одного из родителей к приёмному ребёнку, избирательное отношение к детям в семье

Дети, попав в замещающую семью, могут вести себя совершенно по-разному: одни сразу же называют взрослых «мамой, папой, бабушкой», другие наблюдают за происходящим, третьи начинают «испытывать (проверять)» чувства взрослых. Сомнения ребенка, имеющего негативный опыт нежелательности, безразличного отношения к нему, обоснованы и понятны. Но иногда продолжительность таких «проверок» затягивается, вызывая у родителей самые разные чувства: от недоумения и обиды до страха и злости. Поскольку вышеназванные чувства принято считать негативными, то многие родители пытаются их игнорировать, скрыть даже от самих себя – то есть не принимают их, не пытаются понять причины проблем, тем самым углубляя зарождающийся конфликт. Задача педагога-психолога в данной ситуации помочь родителям понять, что именно приводит к возникновению тех или иных эмоций.

Третьим этапом в разрешении проблемных ситуаций является коррекционно-развивающая деятельность, которая, по сути, начинается уже на ознакомительном и диагностическом этапе работы с принимающей семьей. Стремление к идеалу в выполнении родительских обязанностей приводит к тому, что некоторые родители ставят перед собой и перед детьми очень высокие требования. Так как достичь такого уровня очень сложно или вообще невозможно, то у людей накапливается раздражение, усталость, разочарование в собственных возможностях и действиях. Некоторые родители впоследствии начинают искать виновных, и тогда виноватой стороной может стать ребенок.

На этапе апробации с родителями разрабатывается алгоритм действий для ситуаций, вызывающих напряжение или сопротивление у родителей, у детей. Намного сложнее ситуация представляется в том случае, когда конфликт возникает в семье, где есть подростки и замещающие родители в преклонном возрасте. Подростки в силу возрастных особенностей, «испытывают границы дозволенного» или стремятся к ранней автономизации от взрослых, заявляя о своей самостоятельности. Пожилые люди требуют уважения и послушания, апеллируя к имеющемуся опыту, возрастным заслугам и т.д. При этом каждая из конфликтующих сторон намеренна «твердо стоять» на своих позициях. Остроты проблеме могут добавлять накопившиеся обиды.
Как только удается получить минимальный опыт преодоления конфликтов, у членов принимающих семей появляется желание следовать предложенному плану действий, снижается уровень претензий другу к другу. Это не означает, что все проблемы разрешаются одномоментно и проблемы (конфликты) не возникают. Но даже небольшой опыт разрешения проблем является хорошим стимулом для членов семьи в постепенном изменении отношений внутри семьи (в создании доверительной обстановки внутри семьи).

В целом, необходимо отметить, что проблемы, возникающие в замещающих семьях, не отличаются от проблем, возникающих в семьях с кровными детьми. Но ситуация воспринимается острее, в связи с обстоятельствами, и в первую очередь, это связано с чувством неоправдывающихся ожиданий. Поэтому, именно психологическая поддержка родителей, обучение приемам и способам воспитания и конструктивного взаимодействия, является необходимым условием комплексной психологической работы с принимающей семьей.

Составитель:

Усманова Руфия Фаритовна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 4 «Снегурочка»,

ЯНАО, г. Салехард

«Трудно привести к добру нравоучением, легко- примером».

Сенека.

В настоящее время в России одной из приоритетных задач государственной социальной политики является передача детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,на воспитание в замещающие семьи.

Замещающая семья – форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей. Такая семья приближена к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивает наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.

Принять ребенка в семью – это ответственный шаг в жизни потенциальных родителей. Мотивы, побуждающие взрослых к такому решению разнообразны: желание отдавать свою любовь и заботу, решить таким способом проблемы взаимоотношений со своей второй половинкой и т.д. Воспитать ребёнка - трудная, ответственная миссия. Тем сложнее она, если воспитывать не своего,кровного,а ребёнка из другой семьи. Замещающие родители, зачастую, оказываются, не готовы к тому, что приходится находить общий язык с ребенком, прилагать много усилий для решения сложных ситуаций, возникающих в результате поведенческих особенностей подопечных. И если такой семье во время не прийти на помощь, то, как правило, возникает кризисная ситуация, следствием которой является возврат ребенка в детский дом.

Общение - это умение выслушать мнение ребёнка, понять его эмоциональное состояние. Если вы чем-то заняты и не сможете выслушать ребёнка, не делайте вид, что слушаете его. Многие семьи после принятия ребенка в семью сталкиваются с множеством психологических, эмоциональных, социальных трудностей.В этот период семье особенно важна поддержка. Современные психологи считает, что наиболее эффективной помощью для опекунов (попечителей) и детей является коммуникативные образовательные программы т.н курсы общения с детьми. Другой помощью в воспитании ребёнка является семейные консультации, в котором принимают участие все члены семьи, включая детей. Любовь родителей друг к другу, распределение ролей в семье дают ребенку ясную картину мира, высокую самооценку и уверенность в своих силах. По многочисленным данным в замещающей семье как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях. Чаще всего к специалистам обращаются семьи, проходящие так называемый «адаптационный период», когда ребенок и родители узнают друг друга, осваиваются в новых для них условиях. После довольно благополучного и счастливого «медового месяца» в поведении ребенка наступают перемены, пугающие родителей, заставляющие их задуматься о правильности принятого решения. И если такой семье во время не прийти на помощь, то, как правило, возникает кризисная ситуация, следствием которой является возврат ребенка в детский дом. Не секрет, что большинство отказов от детей происходит именно тогда, когда подопечные вступают в подростковый возраст. В этот сложный период жизни подростки стремятся найти свое место в этом мире, всеми силами стараются демонстрировать независимость, делают все наперекор взрослым. Родителям необходимо научиться уважать своих подросших, еще вчера послушных и покладистых ребят, дать им возможность принимать самостоятельные решения. Но самое главное – родители должны выстроить отношения с детьми таким образом, чтобы они всегда были уверены в том, что мама и папа всегда будут рядом, что бы ни было.

Взяв на себя ответственность о воспитании и заботе ребёнка, оставшегося без попечения родителей, нужно помнить,что в его памяти или восприятиях остаются образы и чувства их к своим родителям. Какими бы ни были родители ребёнка- уважайте их и их судьба такими,какие они есть (прежде всего речь идёт о людях, которые дали ему жизнь, о его маме и папе).Тогда и ребёнку, а затем и подростку и вам будет значительно легче жить рядом, общаться, любить и уважать друг друга. Правильное общение опекунов(попечителей) с детьми помогает повысить уверенность ребёнка, его чувство собственного достоинства. Как достичь этого?

Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания приёмного ребёнка?

Нужно:

Принимать ребёнка, таким,каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

Стремиться понять, о чём думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

Внушать ребёнку, что он всё может, если только поверить в себя и будет работать.

Не пытайтесь «лепить» своего ребёнка,а жить с ним общей жизнью: видеть в нём личность, а не объект воспитания.

Чаще вспоминайте, какими были вы в данном возрасте.

Помните, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя:

Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже он другой.

Относится к ребёнку, как к сбербанку родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают её обратно с процентами.

Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его взяли в семью и заботились о нём,-он вас об этом не просил.

Рассчитывать на то что ребёнок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь.

Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.

Воспитание детей в приёмной семье требует особой ответственности и знаний родителей. Считается, что нет какого-то единственно правильного пути воспитания и безупречных родителей. В каждой семье - свои системы воспитания, главное, чтобы были учтены основные нужды ребенка. Тогда он вырастет счастливым. Что же это за нужды?

Прежде всего:

Это любовь, уход, похвала не только за то, что он сделал, но за то, что он пытается сделать.

Это уважение и внимание, когда вы стремитесь понять, что хочет от вас ребенок; - это поощрение и безопасность, которое выражается в том, что дети знают, что вы рядом в тот момент, когда им трудно.

Семья, которая успешно разрешила свои конфликты, станет крепче. Будьте подготовлены к появлению в вашей семье новой жизни и тогда вы сможете воспитать полноценную и счастливую личность, которая будьте, уверены, не останется вам неблагодарной за это.

Литература:

Акимова М.Н. «Организация работы с приёмными семьями». -Самара: Самвен 1998г.

Иванова Н.П., Заводилкина О.В. «Дети в приёмной семье» .-М: Дом, 1993

«Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004907

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Ольга Шульц
Консультация для потенциальных приемных родителей

Сердце подскажет как найти своего малыша!

Приняв решение об усыновлении ребенка, потенциальные родители начинают задумываться о том, каким должен быть их новый член семьи: будет это мальчик или девочка, какого именно возраста, какой внешности, какие черты характера они хотят видеть в своем наследнике и т. д. Как правило, именно этот этап процедуры усыновления является одним из наиболее судьбоносных и занимает немало времени.

Решившись на этот шаг, тщательно взвесьте свои возможности (физические и материальные). Если вы хотите взять ребенка до года, определите, сможете ли вы уйти с работы и заняться воспитанием ребенка дома хотя бы до трех лет. Усыновляя младенца, вы получаете возможность формировать его личность практически с нуля, воспитывать определенные черты характера, влиять на его интеллектуальное развитие. Чем младше ребенок, тем больше возможностей у его усыновителей прожить все этапы родительства, а у ребенка - начать получать любовь в семье.

Если вы планируете взять ребенка постарше, продумайте, кто будет водить его в детский сад и забирать, кто будет провожать и встречать его из школы, станет ли он посещать кружки и секции. Определяясь с возрастом, понаблюдайте за детьми своих друзей, знакомых и родственников. Возможно, какой-то возраст будет вам особенно близок.

Многим усыновителям хочется, чтобы малыш в чем-то был похож на них. Но не стоит выбирать ребенка по принципу "хочу, чтобы у него был такой же нос". Достаточно отдаленного сходства, говорящего о принадлежности к определенной национальности. Многие усыновители говорят, что по прошествии времени их приемные дети стали похожи на них. Формирование похожести с усыновителями - это не чудо. Лицо находится постоянно в движении, и в общении с усыновителями ребенок приобретает похожие особенности мимики, улыбки.

Для усыновителей со спокойным темпераментом флегматиков воспитание ребенка-"моторчика" может быть утомительным, так же, как и для импульсивных, "быстрых" взрослых может быть испытанием общение с медлительным, обстоятельным малышом. Не стесняйтесь расспрашивать у персонала дома ребенка как можно подробнее об особенностях поведения малыша.

Здоровье ребенка. Конечно, это очень важный вопрос. Реалии домов ребенка таковы, что детей с записью в карте "Практически здоров" почти не встречается. Но и многие диагнозы звучат гораздо страшнее (из-за своей непонятности, чем являются на деле. О типичных заболеваниях таких детей пишут много, и с этой информацией стоит познакомиться заранее, чтобы не пугаться увиденного в карте. Многие проблемы (например, госпитализм - глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная дефицитом общения со взрослым в первый год жизни ребенка) характерны именно для пребывания детей в учреждении, где по определению они не могут получить достаточно ласки и внимания, и проходят, когда малыш получает их в семье.

Одно из интересных открытий, сделанное доктором Уэмбеч, касается усыновления. Она пришла к выводу, что при усыновлении не бывает случайностей: не бывает случайностей для родителей, дающих рождение, нет случайностей для тех, кто усыновляет малыша, как нет случайностей и для самого ребенка. Если это Ваш малыш, то Вы почувствуете это сердцем, Вам подскажет правильный выбор Ваша интуиция. Иногда бывает достаточно только взгляда Вашего, пусть не кровного, но положенного Вам по судьбе ребенка. На примере рассказа одной из женщин, Вы можете увидеть как это бывает:

- «Выдали нам направление на выбор ребенка, и мы понеслись в один из домов ребенка. Знали бы вы, какой это стыд и мука выбирать, рассматривать и умирать от неловкости перед этими малышами от того, что ты их не возьмешь! Мы пробыли там долго, я много возилась с теми, с кем можно было, они славные, маленькие, но ни про одного я не почувствовала, что это мой сынок. Муж тоже был в смятении. На следующий день мы уже стояли перед дверьми другого дома ребенка. Нас приняли и, выслушав, что нам нужен мальчик до восьми месяцев, заявили сразу - есть для вас как раз один! И назвали такую говорящую фамилию, что стало ясно, что этого малыша нужно вытаскивать отсюда, и быстро менять для него все. Пока нас вели по коридору в его группу, мы уже решили, что повторения вчерашних выбираний не будет - мы возьмем этого ребенка, каким бы он ни был. Честно скажу, я очень боялась, что опять ничего не почувствую. Но также твердо знала, что больше отказаться не смогу. Муж еще накануне сказал, что надеется на мою интуицию и выбирать в таких делах вообще не способен! Нас попросили подождать. Тут няня вывела его нам - вот он! Он ревел и сердился, но у нас у обоих просто от сердца отлегло - заплаканный, сердитый, но Наш. Это необъяснимо, но есть такое Чувство! Потом нас уже мало волновали данные, зачитываемые из его карточки (хотя в период новорожденности малыш перенес очень серьезную операцию) - мы думали, как бы его побыстрей забрать домой».

Мы не советуем устанавливать жестких критериев - пола, возраста и здоровья ребенка при усыновлении. Можно привести множество примеров, когда кандидаты в усыновители, посетив детское учреждение и увидев глаза детей, ждущих своих родителей, отказываются от своего первоначального намерения и вместо годовалой девочки принимают решение об усыновлении мальчика пяти лет. Также очень часто встречаются случаи, когда, выбрав для усыновления одного ребенка, и узнав, что у него есть еще и брат (сестра, усыновители принимают решение принять в семью обоих детей.

Усыновить ребенка, дать ему новый дом, любовь, заботу, понимание - это то, к чему стремятся люди, желающие стать усыновителями. Нужно обладать достаточной зрелостью, ответственностью и мудростью, чтобы идти по этому пути с достоинством. У усыновителей есть задача - помочь обустроить одну человеческую судьбу, с которой их соединило не кровное родство, а зов сердца. Они никогда не скажут слово "чужой" по отношению к своему усыновленному ребенку, потому что, как никто, понимают: чужих детей не бывает.

Психолог-консультант Шульц Ольга Эдуардовна.

Публикации по теме:

Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественном воспитании дошкольников Стремление к красоте, желание постичь прекрасное свойственно всякому человеку и так же естественно, как тяга к счастью, здоровью, к радостному.

Консультация для родителей «Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда» Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем,.

Консультация для родителей от инструктора по физической культуре «Совместные занятия спортом детей и родителей» Консультация для родителей «Совместные занятия спортом детей и родителей» Инструктор по Физической культуре Шершнёва Е. В. Родители считают.

Консультация для родителей «Помощь родителей своим детям в адаптации к детскому саду» Чем хе может помочь мама? Каждая мама,которая видит насколько ребенку непросто,желает помочь своему ребенку быстро адаптироваться. И это.

Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Помощь родителей в развитии самостоятельной деятельности детей 3–4 лет» Анастасия Свинухова Консультация для.