Конспект воспитательного мероприятия ктд. Сборник коллективных творческих дел, направленный на формирование психологического микроклимата в третьем классе

Воспитательное мероприятие. (5 класс)

Тема: «Веник – домовушка» (КТД).

Подготовила и провела: воспитатель КОУ ВО «Бутурлиновская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ».

Авраменко Ирина Александровна.

Цель: расширить кругозор учащихся, познакомить со славянским фольклором, народными традициями и обычаями.

Задачи:

Образовательная - овладеть новыми навыками работы с различными материалом, изготовляя веник оберег;

Коррекционно-развивающая – развивать и корректировать фантазию и творческие способности, самостоятельность, инициативу , коммуникативные навыки общения;

Воспитательная – воспитание уважения к народным традициям, воспитание познавательной потребности, интереса и активности, воспитание художественного и эстетического вкуса.

Оборудование:

Веники различной формы, мешочек с украшениями для «веника - домовушки», клей - момент, музыкальное сопровождение, презентация: «Славянские обереги».

Ход занятия.

Организационный момент.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Психологический настрой.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните всю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Вступительная беседа.

Ребята, мне кажется у нас в гостях кто - то побывал, как старательно убрана наша комната. Нам оставлена записка – загадка. Давайте отгадаем.

За него, скажу ребята,

Любят прятаться котята.

Если мусор он найдёт,

Тут же на совок сметёт.

Он углов, кладовок пленник–

Очень нужный, скромный… (веник).

В стародавние времена отношение к венику было двойственным. С одной стороны, наши предки приписывали ему связь с нечистой силой, а с другой – считали неплохим средством защиты от огромного множества напастей. Собственно, это и понятно: веник не только соприкасался с мусором, но также вычищал от него дом.

Скажите, кого из сказочных героев знаете, кто мог управлять веником, метлой? (баба Яга, ведьма).

Зачем нечистой силе веник?

Согласно славянским традициям, нечисть могла обернуться веником, или попросту держать его в руках, используя в злокозненных целях. В былые времена верили, что, если ведьма прикоснется им к вымени коровы, тем самым она «отберет» удой. Оголодав же слишком сильно, ведьма возьмет и собьет веником росу с пастбищ, а тогда уже от всего стада не дождешься молока. Кроме того, веник подкладывался в телегу молодоженов в свадебном поезде, что якобы лишало их будущего семейного счастья. Довольно часто представители темных сил использовали веник в качестве негативного метательного средства. Согласно некоторым поверьям, колдуны подбрасывали его к дому, перекидывали через крышу или укрывали под порогом, дабы таким образом наслать порчу на неугодные семейства. Ежели навредить надо было одному человеку, веник бросали ему вслед.

От чего защищал веник?

Опять-таки, наши предки верили, что веник способен не только навредить, но защитить от многих несчастий и злодейств. Веник спасал от нечистой силы. Наши предки были смекалисты, а потому додумались, что врага можно бить его же оружием. А потому, тем, кто имел дурную славу причастности к колдовству, кидали вслед веник. Чтобы защититься от «тёмных» сил, ставили веник то ручкой вверх, то обычным способом перед дверьми дома, чтобы этот «постовой» не пустил внутрь тех, кого не надо.

Аналогичные функции защиты выполнял и веник, поставленный в изголовье роженицы или прислоненный к колыбели младенца. Ничто так не защищало от болезни, как правильное использование веника. Его целительские способности признавались не только в бане. Для изгнания хвори больного обметали веником, перебрасывали его через тело, привязывали к больному месту, заставляли «пациента» перешагивать через веник или принимать отвар из прутьев, укладывали на веник, покрывая сверху другим – способов так много, что перечислить все довольно сложно.

С веником даже существовал специальный ритуал от расхищения урожая грызунами и птицами. Он заключался в том, чтобы по часовой стрелке обойти поле, держа в руках старый веник, ритмично взмахивая им по направлению от себя. В соответствии с другими вариантами, нужно было подложить в собранный первый сноп три прутика из веника.

Силу огня при пожаре пытались унять, обходя вокруг дома со старым веником. Его же втыкали на полях в грядки между стеблями ржи и льна, чтобы уберечь от града и бури будущий урожай. А веник «ветеранского статуса» вообще берегли как зеницу ока. Его даже не разрешалось жечь в печи из опасений, что это вызовет ураганы в атмосфере, а в доме – напасти и неурядицы вроде нашествия клопов.

Основная часть.

Сказка о венике!

Жил был веник. И трудился он с утра до ночи. Времени на отдых почти не было: то двор подмести, то лестницу почистить, то снег с валенок стряхнуть, то почистить трубу печную от сажи. Заботиться о нём было некому. А по окончании всех работ его грубо бросали в угол, где лежал он, мокрый, грязный и растрепанный. Лишь только котенок забавлялся с ним, подбрасывая лапами вверх и кусая его со всех сторон. Да так увлекся пушистый проказник, что все прутики-то и рассыпались.

Увидела это хозяйка и совсем забросила веник. Долго он лежал на снегу, почти умирая от холода, и было ему обидно, что никому стал не нужен. Он столько трудился, все силы отдавал, помогал людям жить в чистоте и уюте. А теперь совсем, совсем никому не нужен.

Лежал веник на снегу, ледяные слёзы капали, капли, как вдруг котенок подхватил его и потащил к себе домой со всеми его растрепанными прутиками. У Пушка была хозяйка другая - веник сразу это понял. В новом доме его долго купали, высушили у печки, аккуратно связали и подстригли неровности.

Веник понял, что обрел новую жизнь, новую хозяйку и друга - котенка. От счастья на нем распустились почки и появились зелёные листочки. И вот он нужен, снова радость несёт людям. Так прослужил он ещё долгую жизнь в трудах своих.

Хорошей хозяйке даже веник благодарен.

У хорошей хозяйки даже веник зацветет.

А если сыграть ему на балалайке,

То он спляшет вам и даже споёт.

Веник - древнейший оберег, символизирует чистоту в доме. Также считали, что веник – это постель домового, он оберегает дом от зла. Такой веник украшали, считалось, чем он нарядней, тем большей силой обладает.

У меня есть мешочек, а в нём подарки.

Кто желает быстрее достать подарки? (дети достают различные украшения и записку со словом: «веник-домовушка»).

Значение символов в обереге.
Чеснок и перец - выгоняют нечистую силу.
Монетка - успех в делах.
Гречка, рис - символизируют достаток.
Букет сухоцветов - уют и красоту.
Крупы - мир, лад в семье.
Горох и фасоль - мир и дружба.
Подсолнухи - энергия солнца.
Семечки - здоровья детей.
Лавровый лист - слава и успех.
Мешковина или мешочек - символ богатства.
Шишка - трудолюбие и достижение успеха.
Колосья, ягоды - урожай в хозяйстве.
Полотно - счастье в доме.
Домашняя выпечка – хлебосольность хозяев.
Орех - символ умственной силы, мудрости, долголетие.

Чтобы оберег был чудотворным нужно знать правила его изготовления.
Правила:
- Обереги изготавливается только по доброй воле и от чистой души.
- В процессе изготовления необходимо думать о том человеке, для которого делаете.
- Нужно тщательно выбирать материал для изготовления оберегов (брать всего 12 символов).
- Сначала крепят крупные детали.
- Затем дополняют более мелкими деталями.

Поэтапное выполнение и работы.

    Выбрать 12 символов.

    Разложить их на нашем обереге.

    Наклеиваем сначала крупные детали, потом мелкие.

    Завершаем украшение оберега привязыванием ленточки.

Физкультминутка.

Для того, чтобы приступить к работе, нам нужно размять пальчики. Повторяйте движения пальцев вместе со мной.
На горе красивый дом.
Много зелени кругом.
Окружает дом - забор.
За забором - чистый двор.
Мы ворота открываем.
В гости всех вас приглашаем.
Будем весело плясать.
И на дудочке играть.
Практическая часть .

Повторение правила техники безопасности при работе с клеем.
- Подумайте. А какой силой будет обладать ваш оберег «веник-домовушка»?
- Приступайте к изготовлению оберега, не забывая, что его нужно делать с душой, любовью.
- А работать нам будет помогать народная музыка.

Удачной работы.

Дети выполняют коллективную работу «веник-домовушку».
Заключительная часть.
- Наш оберег готов.
- Какой силой обладает ваш оберег?

Для кого делали оберег?
Если веничек повесить вверх метелочкой, значит, в ваш дом «притекут» деньги. Если метёлочкой вниз, то он станет выметать всё плохое, из вашего дома.

Подведение итога.

План-конспект коллективного творческого дела, посвященного

Дню Матери.

«При солнышке тепло, при матери добро»

Цели:

Формировать у детей навык творческой деятельности;

Развивать аккуратность и творческое воображение у детей;

Развивать память;

Формировать умение выступать на сцене, не бояться ее;

Воспитывать уважение и внимательно отношение к родителям.

Учить изготавливать костюмы и необходимые театральные атрибуты своими руками из подручных материалов;

Развивать оформительские (декораторские и дизайнерские) качества (чувство цвета, формы, материала);

Развивать творческие способности;

Формировать эстетическую культуру в творческой деятельности.

Задачи для учащихся:

Придумать и самостоятельно изготовить открытки для мам;

Выучить стихотворения;

Выступить на общешкольном празднике-концерте с собственным номером.

Оборудование: белая и цветная бумага, карандаш, ручка, ножницы, клей.

Время проведения КТД: за две недели до Дня Матери, два раза в неделю.

Ход КТД.

1 день . Объяснить ребятам цели и задачи КТД. Рассказать, что приближается праздник День матери, и школа организует концерт-поздравление для мам. А нашему классу предлагается выступить с собственным номером – прочитать стихотворения. Далее предложить изготовить для своих мам поздравительные открытки, ведь лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками.

На листах бумаги изобразить придуманные каждым эскизы открыток, которые будут изготавливаться позже.

2 день. Практическое занятие по трудовому обучению. Ребята под руководством учителя делают аппликации – изготавливают открытки для мам. В начале урока проводится беседа по технике безопасности.

Домашнее задание: найти и принести в класс стихотворение о маме, для мамы или поздравление с праздником.

3 день. Дети приносят готовые открытки и поздравления, под руководством учителя подписывают открытки.

Учитель раздает учащимся стихотворения, которые они должны будут выучить к выступлению на концерте. Затем ученики рисуют небольшую стенгазету-плакат, посвященный наступающему празднику, плакат будет представлен на общешкольном конкурсе стенгазет.

4 день. Ребята под руководством учителя несколько раз репетируют свой номер. Исправляют ошибки, работают над выразительностью.

5 день. Праздничный концерт, посвященный Дню Матери. Ребята приносят с особой изготовленные открытки, выступают с номером, дарят открытки мамам.

Коллективное подведение итогов.

Проводится общее собрание коллектива, которое посвящается подведению итогов КТД. На собрании может происходить просто обмен мнениями о том, что получилось, а что не совсем. Учитель благодарит ребят за активное участие, коллектив задумывает новое КТД.

В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию младшего и старшего подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам.

Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение их разнообразие, и периодичность позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

В работе “Энциклопедия коллективных творческих дел” по Иванову выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности и дает их описание.

Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс – бой, турнир знатоков, пресс – конференция.

Трудовые дела . Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.

Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души. Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно – художественные конкурсы, кукольный театр.

Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне. Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спортакиада, космонавты и метеоры, спартакиада народных игр. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.

Есть еще Экологические и Досуговые дела.

Область действия и содержания КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества.

Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью – то авторскую идею КТД невозможно, но “схватить” эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте – уже творчество. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен замысел коллективно творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят. Детская импровизация – высшее достижение КТД. И у каждого из нас всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством. В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на “группы действия” помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят можно “развести” по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д. Можно назвать трех – четырёх первых членов группы, те выберут по одному партнёру, выбранные назовут следующих, так быстро скомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие “амулеты”, дети выберут их произвольно, создав группу. Группа – главный “инструмент” КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет жеребьевку. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которая заключается в том что каждый ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.

Большие выставки прикладного и письменного творчества, а так же публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других. КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом, так и на весь большой ученическо – учительский коллектив.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем.

КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.

КТД дают возможность

ученику

  • реализовать и развивать свои способности
  • расширить знания об окружающем мире;
  • приобрести навыки проектирования;
  • проявить организаторские умения;
  • закрепить коммуникативные навыки
  • формировать способности к рефлексии (анализу)

педагогу

  • развивать творческий потенциал;
  • совершенствовать организаторские возможности;
  • изучить классный коллектив;
  • объединить учащихся, педагогов, родителей;
  • управлять процессом развития личности школьника;
  • развивать рефлексивные возможности

Воспитательно-образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально насыщенным. Игра способствует формированию положительной мотивации, расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.

Игра как средство воспитания выбрана не случайно. В процессе игры требования взрослых к детям становятся их требованиями к себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра – это свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается просмотр для проявления своего “Я”, личного творчества, активности, самопознания, самовыражения, саморазвития.

Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, партнёрства, дружбы, товарищества; игра – это сильнейшее средство социализации.

Важнейшими воспитательными и развивающими функциями игры являются:

  • социокультурное назначение игры;
  • функция самореализации ребёнка в игре;
  • коммуникативная;
  • диагностическая;
  • игротерапевтическая;
  • коррекционная;
  • развлекательная.

Предмет игры – наслаждение ее процессом, конечный результат – реализация и развитие способностей, формирующих личность.

Организация КТД начинается с того, что образуется временная инициативная группа, которая на основе решений предыдущих КТД и насущных интересов коллектива школы предлагает тему, предусматривает цель, задачи нового КТД, распределяет обязанности между членами коллектива по его подготовке.

Этапы КТД:

Старт КТД.

Промежуточный этап.

Итоговое КТД.

Итогом любого КТД становятся театрализованные представления, интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры, литературные гостиные, телепередачи на сцене, КВН, конкурсы и т.д.

Здесь же подводятся итоги КТД. Лучшие участники получают дипломы, благодарственные письма за лучший сценарий, лучшую творческую работу, самое яркое выступление, лучший реферат. Вручаются медали выдающимся знатокам, эрудитам, организаторам КТД и т.д.

Анализ КТД.

После итогового КТД в каждом классе проводится анализ. Это один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Для педагога это педагогическая диагностика. Основные вопросы, которые должны быть обсуждены, на первый взгляд, просты: Как было организованно дело? Что мы узнали друг о друге? Что делал лично я, чему научился, что узнал? Какие мысли и чувства вызвало у тебя КТД? и т.д. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого.

Задача педагога – фиксировать и отслеживать роли и позиции, которые занимают дети в различных КТД. Стремиться к тому, чтобы не “эксплуатировались” явные способности (например, умение рисовать – позиция оформителя); при его умелом руководстве ребёнок меняет роли, приобретая тем самым новые способности и умения.

Таким образом, КТД становятся личностно ориентированным. А их периодичность и повторяемость способствует приобретению положительных привычек, формированию характера, приобретению и развитию способностей.

Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают к таким действиям, проводя “нацеливающие” воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию.

Вторая стадия – коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган – Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участие руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия – проведение КТД. Руководитель коллектива и другие педагоги, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, говорят о самом главном, нужном. Действия воспитанников являются исходным, в них проявляется опыт, примерный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела. Однако и в этой ситуации возникает необходимость “взывать к жизни” те действия воспитанников, которые по каким-либо причинам не осуществляются, хотя назрели, нужны для развития положительных и преодоления отрицательных личностных качеств.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос – анкета, содержащая первичные вопросы – задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

Шестая стадия – стадия ближайшего последствия КТД. На этой стадии в исходных направляющих действиях педагогов непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Таковы внутренние связи каждого КТД, которые можно назвать связями развертывания КТД – развертывания нужных развивающих действий.

Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки и придумки, интересно всем и каждому.

Педагогу необходимо найти и свое место в КТД. Это совсем необязательно должна быть командная роль. В творческом деле он может быть лидером, может быть членом совета дела, отвечать за какую-то часть КТД; может быть лишь оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); может руководить КТД через актив ребят; может быть рядовым членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нем участия. Но контроль не исключать. Какую выбрать себе роль в деле, подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы.

Каждая модель КТД вариативна и несёт своё воспитывающее и развивающее назначение. Следует помнить, что форма – уже содержание, что практически любое КТД можно использовать в работе с малышами, младшими и старшими подростками “облегчая” или усложняя её композицию, программу и содержание. КТД – сфера педагогического изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели встречаются элементы других КТД, которые её только обогащают. Есть несколько условий успешного использования КТД

Творческое дело должно опираться на предшествующий личный опыт ребят, знания, умения и навыки.

Любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребёнка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребёнок был нужен, нашёл себя в деле. Вот почему мы называем его коллективным и творческим. КТД – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнения роли “по бумажке”.

Необходимо соблюдать последовательность действий по отбору, подготовке, планированию, проведению и оценке совместного дела.

Любой “этап” КТД есть творчество ребёнка, который необходимо заметить. Если один сшил костюм, другой сделал своими руками атрибутику, а третий использовал и костюм и атрибутику в своей роли, то успех следует поделить на всех. Это их коллективный успех.

Воспитательная работа с детьми – счастливый процесс, если рождает богатство человеческих отношений, если дети и взрослые действуют сообща, если они партнёры и друзья.

План-конспект коллективного творческого дела

«Золотая волшебница осень»

Цели: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

развивать творческие способности учащихся.

Выявление лидеров

достижение внутригруппового сплочения

Подготовительная работа:
- экскурсии в осенний парк, лес;
- разучивание стихотворений, песен, сценки;
- оформление актового зала (осенние листья, шары);
- подготовка предметов для конкурсов (кубики, желуди, овощи, фрукты, таблички с пословицами, колпаки с осенними листьями);

Задачи для учащихся:

Придумать и самостоятельно изготовить атрибуты праздника;

Выучить стихотворения;

Выступить на общешкольном празднике-концерте с собственным номером.

Оборудование: листы бумаги краски

Время проведения КТД: .2 недели

Ход КТД.

1 день . Провести экскурсию в осенний парк.

2 день. Объяснить ребятам цели и задачи КТД. Рассказать ребятам,что в школе будет проводиться праздник осени. Нам необходимо подготовить выступление на этом празднике. Выбрать творческую группу. Нужно рассказать стихи об осенних месяцах, подобрать к конкурсу пословицы и поговорки об осенних приметах и придумать эмблему месяца октябрь, выучить песню об осени. Детям предлагается дома подобрать стихи и пословицы, а также нарисовать эскиз эмблемы.

3 день . Обсуждение принесенных стихотворений и пословиц, выбор лучших. Распределение ролей. Выбор эмблемы месяца. Дети рисуют эмблему.

4 день. Репетиция под руководством учителя.

5 день . Проведение праздника. Ребята рассказывают стихи, участвуют в конкурсе пословиц, представляют эмблему месяца октябрь, поют песню

Коллективное подведение итогов.

На этом этапе проходит анализ проведённого КТД, анализирует мероприятие сама творческая группа. Ведут беседу о том, что у них получилось, что не получилось, над чем в следующем КТД нужно больше работать и чему уделить внимание.

Министерство общего и профессионального образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

КТД «Как встречают Новый год люди разных стран»

Г. Камышлов, 2016 год

Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, кото­рые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направ­лены на комплексное решение задач гармоничного развития лич­ности.

КТД – это дело, которое предполагает непрерывный поиск лучших решений для достижения поставленной цели, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща. В деле принимают участие ученики и их родители, вожатые, классный руководитель.

Требования к КТД

    КТД должно опираться на предшествующий опыт ребят, на знания, полученные ранее.

    Каждый должен найти себе место в деле.

    Необходимо соблюдать последовательность действий. Любой этап – творчество ребёнка, которое нужно заметить.

Форма КТД

    Общественные (беседа за круглым столом, диспут, рассказы и другое).

    Трудовые (город весёлых мастеров, защита профессии и другое).

    Познавательные (вечер весёлых задач, КВН, тусовка мечтателей).

    Спортивные (весёлые старты, день здоровья, другое).

    Художественные (карнавал мод, театр пантомимы).

    Досуговые (аукцион забав, живые картины, рыцарский турнир).

Схема организации КТД:

    Предварительная работа.

    Коллективное планирование.

    Коллективная подготовка к делу.

    Проведение КТД.

    Коллективное подведение итогов.

    Важнейшее последствие.

(В течение 10 дней поиск информации по теме, затем распределение в группы, составление сценария своего выступления, репетиции каждой группы в тайне друг от друга, выступление, подведение итогов, последствия)

КТД (Коллективное творческое дело) "Как встречают Новый год люди разных стран"

Цель: сформировать представление об особенностях празднования Нового года в разных странах.

Задачи:

    раскрытие творческого потенциала участников КТД;

    развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом);

    развитие умения пользоваться различными источниками информации.

    формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Оборудование: мотибана, костюмы героев, конфетти, леденцы, виноград, электронная презентация, телевизор, видеофильм.

План-конспект проведения КТД

1. Организационно-мотивационный этап : (5 мин.)

– Какой праздник вы любите больше всего? (День рождения, Новый год …)

– Почему? (Приносит радость, подарки …)

– До Нового года осталось 2 недели, и я думаю, всем будет интересно узнать об этом празднике как можно больше.

– Я предлагаю вам отправиться в новогоднее путешествие вместе с тетушкой Совой, для того, чтобы узнать историю возникновения этого праздника

2. Сообщение темы и цели (5 мин.)

Просмотр фильма (В гостях у тётушки Совы « Откуда идет традиция праздновать Новый год» ) (3минуты)

– Что вы узнали из рассказа тетушки Совы? (Откуда идет традиция праздновать Новый год.) А сейчас вы расскажите друг другу, каковы же традиции празднования в разных странах.

3. Работа по теме. (Выступление групп) (1,20 ч.)

Классный руководитель:

– Приглашаю первую группу. Они расскажут, как празднуют Новый год в Японии.

Группа (состоит из 5 учеников, 1 родителя и 1 вожатого):

1 ученик:

– Мы хотим рассказать о праздновании Нового года в Японии и подготовили свое выступление в форме репортажа.

(1 родитель и 1 ребенок выступают в роли телеведущих; 1 ребенок – корреспондент;

3 учеников и 1 вожатый – работники музея)

2 телеведущих (В качестве декорации используется “телевизор” сделанный своими руками):

– Здравствуйте, дорогие телезрители!

– Доброе утро всем!

– Сегодняшняя наша передача сразу же начнется с хороших новостей. Скоро Новый год!

– Да, это приятная новость и главное совершенно неожиданная! (Смеется).

– Шутки в сторону, на связи Токио – столица Японии! (Приложение 1 . Слайд 1)

– Владимир? (пауза)

– Алина? (пауза)

– Да, я вас слышу, говорите!

Корреспондент:

– Мы ведем свой репортаж из Токио. Традиции празднования Нового года в Японии весьма необычны, я бы даже сказал экзотичны.

1 ученик . Фукувараи в переводе с японского означает «счастливый смех», и играть в неё могут даже самые маленькие японцы. Суть игры проста: Вам дают большое изображение с чистым овалом лица и отдельно от него глаза, рот, щёки, брови, уши и другие положенные вещи. Задача проста – восстановить справедливость и приклеить недостающие части обратно. Однако, чтобы было интереснее и веселее, вам завязывают глаза и предлагают творить:) Традиционно, собираются несколько участником за большим столом и каждому дают своё «лицо». В конце игры все участники снимают повязки и оценивают результаты друг друга под громкий всеобщий смех. Если играют члены одной семьи, в конце игры часто сравнивают, какое лицо на кого похоже.

Вожатый. (Приложение 1 . Слайд 5):

– Новогоднюю ночь в японских храмах колокола отбивают 108 ударов. Цифра 108 выбрана не случайно. Считается, что у человека 6 пороков: жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность и алчность. Каждый из них имеет 18 различных оттенков – 108 пагубных страстей. Японцы считают, что каждый из этих ударов изгоняет 1 из недостатков.

1 ученик. (Приложение 1 . Слайд 6):

– В лавках можно приобрести различные сувениры: “хамаюми” – похожие на “медвежью лапу” грабли из бамбука, которыми очень удобно “загребать” счастье.

2 ученик. (Приложение 1 . Слайд 7):

– Под Новый год в Японии принято изготавливать и дарить кукол-неваляшек “Дарума” с белыми глазницами. Один глаз раскрашивают, когда загадывают желание, а второй после его исполнения. В награду за “прозрение” “Дарума” выполняет загаданное желание. И когда “чудо” свершится, кукле в благодарность закрашивают второй глаз и оставляют ее на память.

3 ученик. (Приложение 1 . Слайд 8):

– “Мотибана” – новогоднее деревце или ветки украшенные новогодними игрушками. Ставится внутри дома. (Слайд остается на экране)

Корреспондент :

– Заканчиваем свой репортаж, поздравляем всех с Новым годом!

Телеведущие:

– На этом мы заканчиваем свой репортаж. Всех с Новым годом! До свидания! До встреч в новом 2017 году на нашем канале.

Стук в дверь.

Классный руководитель : – Войдите.

Секретарь:

– Я от директора. Вам пришел факс, получите. (Передают игрушки.)

Дети дарят всем нарисованную на картоне “даруму”.

Вожатый:

– На этом наша группа заканчивает свое выступление. От нас еще один подарок для всех – “мотибана”. (Заносит “мотибану”, которую группа сделала предварительно)

– Посмотрите на экран, так “мотибана” выглядит в Японии, а эту мы сделали своими собственными руками.

Классный руководитель:

– Спасибо, ребята! Елочка получилась замечательная. Ваш подарок еще очень нам пригодится.

– Приглашаю 2 группу. Они расскажут о праздновании Нового года в Италии.

(Группа состоит из 7 человек, 5 учеников и 2 родителей, 1 из родителей исполняет роль Бефаны, 2 – роль ведущего)

1 ведущий (ученик):

– В Италии Новый год начинается 6 января. На Новогоднем столе у итальянцев обязательно присутствуют орехи, чечевица и виноград – символы долголетия, здоровья и благополучия.

2 ведущий (родитель):

– В Италии есть такой обычай – в новогоднюю ночь набрать “новую” воду из источника. Итальянцы говорят, что новая вода с оливковой веточкой – лучший подарок друзьям, она приносит счастье.

1 ведущий (ученик):

– Для итальянцев также важно, кого они первым встретят в новом году. Если первым встречным будет монах или священник – это плохо, а встретить дедушку с горбом – к большой удаче.

2 ведущий (родитель):

– Итальянские дети с нетерпением ждут добрую фею Бефану.

Сценка

Бефана с Арлекино, Пульчинелло и Серветтой влетают в класс и кричат:

Бефана:

– Где мы приземлились, друзья?

Пульчинелло (грубый):

– Что вы сами не видите?

Бефана:

– По-моему мы не в Италии, слишком холодно!

Сервета (обращаясь к зрителям):

– Бонджёрно, сеньоры и сеньориты! В какую страну нас занесло?

Зрители:

– Вы в России.

Бефана:

– Разрешите представиться:

– Я, Бефана!

Я добрая итальянская фея. Прилетаю ночью на волшебной метле в каждый итальянский дом, открываю двери маленьким золотым ключиком, и, войдя в комнату, где спят дети, наполняю подарками детские чулочки, подвешенные к камину.

– А это мои друзья и помощники. Знакомьтесь:

– Арлекин! (делают шаг вперед и кланяются)

– Пульчинелло!

– Серветта!

Пульчинелло:

– Арлекин, почему ты с кастрюлей?

Арлекин, разглядывая кастрюлю, надевает ее на голову и тут же снимает.

Арлекин:

– Я должен вам напомнить, что в Италии в Новый год опасно гулять по городу…

Все герои:

– Почему?

Арлекин:

– Потому (пауза), что по нашему обычаю, в новогоднюю ночь нужно выбрасывать из окон старые вещи, в том числе и мебель! А вдруг мне диван на голову упадет?!

Все герои забегали, засуетились.

Бефана:

– Успокойтесь! Напоминаю вам, мы в России.

Все облегченно вздыхают.

Сервета:

– А вы то, что здесь все собрались? Тоже Новый год встречаете?

Зрители:

Бефана:

– И, наверное, ждете подарки?

А знаете ли вы, что в Италии сорванцам и двоечникам подарки не дарят, а посыпают их голову золой.

– Сейчас (достает мешочек с “золой” – конфетти) я (пауза) потом быстро говорит:

Признавайтесь, кто из вас проказники и двоечники?!

Реакция зрителей. Обыгрывание ситуации.

Арлекин:

– Да ты что Бефана не видишь, все дети хорошие, воспитанные, умные. Дари всем леденцы!

Бефана соглашается и раздает всем леденцы.

Пульчинелло:

– Бефана, пора спешить, подул попутный ветер, надо лететь на Родину, ведь нас ждут итальянские дети!

Бефана:

– Мы ведь еще виноград не купили! А его ведь его еще и засушить нужно!

Все герои: – Аривидерчи! Чао! Пока!

Классный руководитель:

– Что-то я не поняла про виноград? Причем здесь он, да еще сушеный?

1 ведущий:

– Да просто в Италии у каждого на тарелке в полночь должны оказаться по 12 сушеных виноградин. С каждым ударом колокола надо съесть по 1 виноградинке, загадывая желание.

2 ведущий:

– Вот и мы представим, к примеру, что мы в Венеции, новогодняя ночь и на блюде виноград. Мы предлагаем съесть по одной виноградинке и загадать желание.

(Участники группы предлагают всем желающим съесть по 1 виноградинке и загадать желание. Раздается бой курантов все загадывают желание.)

Классный руководитель:

– Следующая страна – Испания.

Группа (состоит из 7 человек, из них 1 вожатый):

1 ученик:

– Мы подготовили свое выступление в форме урока истории. Итак. 3 – “в” класс. 4 школа. Урок истории.

Учитель (роль учителя играет ученик): Дети, какое слово лишнее? (На доске слова: стол, стул, Испания, кресло)

1 ученик: Лишнее слово Испания.

– Правильно, какой молодец! А почему?

– Сформулируйте тему урока.

2 ученик: Мебель.

Учитель: Подумайте хорошенько, дети, у нас же урок истории! Вспомните, что мы проходили на прошлом уроке!

3 ученик: Испания.

Учитель: Молодец! Принесешь на перемене дневник – 5!

– Сегодня мы продолжим изучение темы “Новый год в Испании”

– Сначала проверим домашнее задание.

(Все сжимаются, боятся, что их спросят)

– Как испанцы дарят подарки в новогоднюю ночь?

– Так, (пауза) отвечает… Боря!

4 ученик (Боря): Я не готов!

Учитель: Как?! Я же задала эту тему 3 дня назад! Можно было выучить?!

Боря: Да, но я забыл.

Учитель: Садись, радость ты моя (с иронией)! Кто знает ответ?

5 ученик: Я!

Учитель: Слушаю. Боря, ты тоже слушай.

5 ученик: Раздача подарков происходит в форме лотереи 6 января. 6 января – это День подарков. Испанцы очень любят дарить подарки и в Новый год каждому члену семьи достается по 30 подарков. Представляете, 30 подарков!

6 ученик: Можно добавить?

Учитель: Пожалуйста.

6 ученик: А вот непослушные дети страдают в Испании больше, чем в других странах. Родители иногда пачкают им во сне лицо углем.

Боря (громко шепчет): Хорошо, что я не испанец!

(Шум в классе)

Учитель успокаивает класс.

1 ученик: А у меня вопрос:

– А что, в Испании нет Деда Мороза и подарки, дарят только родственники?

Боря: Да ты что, даже я знаю, что в Испании есть Дед Мороз, только я забыл, как его зовут.

Но зато помню, что он не заходит в дома, а подарки испанским детям оставляет на балконе. Ну, как же его зовут?

2 ученик: Я могу подсказать! Можно? Олентцеро или ласково Папа Ноель.

Учитель: Ну, хватит, хватит выкрикивать и подсказывать! Мы столько времени потеряли.

Боже мой, до конца урока 5 минут, а мы еще не познакомились с новым материалом.

Так, все внимательно слушаем.

– Кто готовил сообщение?

3 ученик: Я. Новый год по-испански – довольно оригинальный праздник. В Новогоднюю ночь улицы перегораживаются заборами, всюду разбросаны капканы, а на деревьях развешены острые предметы, чтобы поймать нечисть, но иногда страдают ничего не знающие туристы. Так что, если вы попадете в Новый год в Испанию, будьте осторожны!

Но когда часы пробьют 12, все заграждения убирают, и испанцы начинают поздравлять друг друга, веселиться. И самое интересное, начинают петь и танцевать, взявшись за руки.

– Мы подготовили танец, можно мы его покажем?

Учитель: Да вы что, у нас новая тема, а до конца урока 2 минуты!

(Уговаривают)

– Ну, хорошо. Только, если вы меня научите.

Испанский танец под руководством вожатого .

Учитель хвалит за выступление.

– На этом наш урок закончен. Всем спасибо за хорошую работу. До свидания.

Классный руководитель: И, наконец, я приглашаю группу, которая расскажет нам о праздновании Нового года в России.

(В группе 7 человек, из них 1 –это родитель, играет роль Деда Мороза, 2 – вожатая, играет Снегурочку).

1 ученик: Обычай встречать Новый год в ночь на 1 января введен на Руси в 1700 году. До этого Новый год встречали 1 сентября. И ввел этот праздник Петр Первый (Приложение 1 . Слайд10.) Это его мы должны благодарить за новогоднее веселье, за фейерверки в ночном зимнем небе, за катания на санях с горы. (Приложение 1 . Слайд 11). Он придумал украшать дома и ворота ветками сосны.

2 ученик: А обычай наряжать на праздник елку появился позднее, в 19 веке и пришел из Германии.

3 ученик: Приблизительно вместе с елкой постоянным персонажем новогоднего праздника становится Дед Мороз. Хотя возраст его больше 1000 лет.

1 ученик: Слушай, а может, хватит рассказывать? Это скучно. Может мы, не скажем, а покажем?

2 ученик: Согласен. Начинаем!

3 ученик:

Снова к нам пришел сегодня

Праздник елки и зимы.

Этот праздник новогодний

С нетерпеньем ждали мы.

4 ученик:

Лесом частым, полем вьюжным

Зимний праздник к нам идет.

Так давайте скажем дружно:

“Здравствуй, здравствуй, Новый год!

5 ученик: Но как же мы будем праздновать Новый год без Деда Мороза и Снегурочки?

2 ученик: Так давайте позовем их.

Все: Дед Мороз! Снегурочка!

Дед Мороз:

Здравствуйте, здравствуйте!

С Новым годом! С Новым годом!

Поздравляю всех детей!

Поздравляю всех гостей!

Желаю успехов, здоровья и сил!

очень, ребятки, сюда я спешил.

Чуть по дороге в овраг не свалился.

Но, кажется, вовремя в гости явился.

Снегурочка.

Встречают песней Новый год,

Встречают пляской Новый год,

Встречают с елкой Новый год!

– А где же ваша елочка?

Классный руководитель: А у нас сегодня Японская елочка – “мотибана”. Ведь сегодня мы узнали о том, как празднуют Новый год в других странах.

Дед Мороз: Ах, какие молодцы!И японская елочка нам подойдет!Мы вокруг нее и хоровод поводим и песню споем. В круг скорее все вставайте, хоровод свой начинайте! (Хоровод.)

Дед Мороз: Праздник мог бы продолжаться: в танцах, в песнях есть запас! Но пришла пора прощаться, к сожалению, сейчас.

Снегурочка: А подарки!

Дед Мороз: Ох, совсем я старый стал, забыл! Забыл дома! Ой! Ой! Ой! Что же теперь дети без подарков останутся? Снегурочка, что делать?

Снегурочка: Дедушка Мороз, нужно быстрее отправляться за подарками! У ребят утренник 26 декабря. Как раз к утреннику мы и успеем с подарками!

– Ребята, подождете 10 дней?

Дед Мороз: Мы не прощаемся ребята, а говорим вам: “До встречи!”

– Поторопись Снегурочка! (Уходят.)

4. Закрепление изученного. (10 мин.)

– Не получилось? Было трудно?

Самое главное, что узнали сегодня:

– В какой бы стране мира мы не находились в Новый год везде вас будет ждать, что?

Дети отвечают (радость, веселье и подарки).

6. Подведение итога. (20 мин.) Чаепитие. Всем хорошего Нового года!