Какие виды пэчворка существуют? Пэчворк своими руками – красивые идеи и техника Из лоскутков ткани как называется.

Пэчворк или лоскутное шитьё, лоскутная мозаика - вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

В России шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма.

В конце XIX - начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.

После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.

Правила раскроя

Перед этапом раскроя помните о следующих вещах:

1. Перед раскроем новую ткань нужно обязательно постирать, затем отпарить утюгом. Это делается для того, чтобы предотвратить возможную усадку и изменение цвета ткани после стирки готового изделия.

2. Лоскуты, уже применявшиеся ранее, нужно накрахмалить и отутюжить.

4. Раскрой всегда принято производить по направлению долевой нити, тогда во время сшивания лоскутные детали не перекосятся.

5. При использовании новой ткани ориентируйтесь на её кромку.

6. Для того, чтобы раскроить нужный элемент, приложите к обратной стороне ткани шаблон с отступами, обведите его мелом, затем, приложите сверху шаблон без припусков и вновь обведите по контуру.

7. После того, как раскроили все нужные детали, можете сшить их согласно выбранной схеме лоскутного шитья.

Виды лоскутного шитья

1. Традиционный

Относится к англо-американскому типу рукоделия. Основная его цель –создать цельное полотно из лоскутков. При этом создаются геометрические узоры. Для этого пэчворка нужны схемы, шаблоны и выкройки масштабные, к примеру, одеяла. Именно большие изделия выглядят лучше всего. Зачастую тут используется подкладка на изнаночной стороне.

2. Сумасшедшие лоскутки

В качестве материала используются лоскуты ткани разного размера и геометрической формы. Кривые полосы, аппликации, неправильные фигуры. Швы маскируются при помощи тесьмы или вышивки. Непременным атрибутом является щедрое декорирование изделия.

3. Вязаный

В вязаном стиле, фрагменты пришиваются друг к другу с помощью вязального крючка. Именно эта техника пэчворк воплощается в покрывалах.

4. Японский стиль

Он объединил в себе восточные и западные мотивы. В этом стиле используются стежка, в качестве ткани шелк. Кроме практичных покрывал или одежды, часто такой вид шитья применяется в декоративных панно. В основе создания композиции геометрические формы – ромб, треугольник, уголок, квадрат.

5.Акварель

Популярная техника, в ней также могут использоваться квадраты, которые сшиваются в блоки и с них формируется полотно. Основная особенность заключается в правильном подборе цветовой палитры лоскутков.

6. Полоска к полоске

В данном стиле применяются, полоски ткани разных цветов и даже фактур. Сочетать при этом полоски можно как угодно. Из таких полосок можно создавать уникальную палитру, и даже узоры. К примеру, классические паркетные, елочки, колодцы.

7. Изба из бревен

Стиль подразумевает формирование узора из полос вокруг центрального элемента – квадрата. Они укладываются по спирали. Есть вариации этой техники – смещение квадрата в угол.

8. Магический треугольник

Это самый распространенный узор в пэчворке, в частности такие схемы, выкройки и шаблоны используются при создании подушек, прихваток, покрывал. Кроме магической силы этой фигуры, в которую верят многие народы, треугольник еще и отличается удобством в работе. С его помощью можно создать самые разные формы, в том числе сложные звезды и простейшие квадраты. При использовании этой техники удается достичь интересных комбинаций.

9. Уголки

Основное отличие стиля в том, что уголки составляются не из вырезанных заготовок, а формируются из кусочков ткани разных форм. Образовавшиеся полосы сшиваются в полотна. В результате выходит объемное полотно.

10. Шахматка

Основной элемент – мелкие квадраты или ромбы. Они складываются в шахматном порядке из контрастных расцветок.

11. Русский квадрат

Центральная часть полотна собирается из квадратов, а по периметру обшивается равнобедренными треугольниками. Также бывает поочередное пришивание – квадраты-треугольники - полосы.

12. Соты или бабушкин сад

Основу полотна формируют шестигранные заготовки.

Для чего нужны шаблоны в лоскутном шитье

Если приступаете к технике пэчворк и необходимо создать цветные или фактурные блоки, то для этого понадобится подготовить специальный шаблон, который поможет быстрее выкроить мелкие детали. Именно из мелких элементов с определенными размерами и конфигурациями, складываются блоки.

Шаблон подготавливается для детали с учетом припусков на швы. Если вы не приобрели специальную линейку под лоскутное шитье, тогда придется использовать шаблон, а для припуска на швы обычно устанавливается один размер от 5 до 7 мм. Шаблон в работе с выкройками удобен из картона или пластика.

Лоскутное шитье на Руси появилось значительно позже, чем другие виды рукоделияЭнергетика вещей – немаловажный аспект поддержания домашнего очага. Каждая опытная хозяйка знает, что быт может быть не только камнем преткновения, о который разбивается любовная лодка. Точнее, умная хозяйка знает, как сделать так, чтобы быт никогда этим камнем не стал, а наоборот, был верным помощником в поддержании тепла домашнего очага.

Посмотрите на фото действительно уютных домов – как много на них предметов, вещей, выполненных своими руками. Как много того, что можно назвать семейной реликвией, когда схемы рукоделия передавались от одного поколения к другому. Да и не только схемы – сам вид рукоделия проходил, как сказали бы сейчас, ребрендинг, и находил поклонников уже среди потомков. И пэчворк, или лоскутное шитье, техника, которая и стала таковой.

Появлению каждого оригинального шедевра из кусочков ткани предшествует усердный труд и кропотливая работа со схемами

История лоскутного шитья

Пэчворк – это техника рукоделия, в основе которой лежит соединение лоскутков ткани. Из полос ткани, квадратиков, кружков можно составить новое изделие, интересное, оригинальное, самобытное.

Принято считать, что в 11-ом веке случились первые упоминания о пэчворке. Именно это название еще не произносились, нельзя сказать, что находились какие-то определенные схемы, но искусство соединения тканей упоминалось именно тогда.

Ученые-искусствоведы склоняются к тому, что лоскутное шитье развивалось параллельно в нескольких странах. И хоть, скорее всего, это было именно так, у возникновения пэчворка есть свой «виновник». Англия считается прародительницей этой техники. Хотя довольно скоро пэчворк начал развиваться в других странах Европы, также в Австралии и России.

Занавески, прихватки и даже оригинальные скатерти могут украсить кухню

Кстати, прежде чем перейти к истории возникновения пэчворка в России, стоит упомянуть, что обозначает перевод этого слова.

Пэчворк – перевод с английского:

  • Мешанина;
  • Пестрый;
  • Ералаш;
  • Пестрая смесь;
  • Лоскутный;
  • Мозаика;
  • Сшитый из лоскутков.

Статья по теме: Лестницы на второй этаж: 30 фото вариантов дизайна

Автоматический перевод может выдать и такие понятия, как «одеяло из ярких лоскутков» или «лоскутная работа». Понятно, что такой перевод связан с сегодняшним восприятием понятия.

Сумасшедший квилт только с виду простой и импровизированный: схемы крэйзи пэчворка еще более сложны в освоении

История лоскутного шитья в России

Существенные, содержательные упоминания о лоскутном шитье в России приходятся только на 19 век. А связаны они с тем, что как раз в ту пору в продаже появился дорогой заморский ситец. Это для нас сегодня копеечная ткань, а тогда это было открытие. Но такое новшество привело, как это часто бывает, к прогрессу – бурно развивалось производство ситца машинным способом, и недорогая уже ткань из хлопка начала распространяться повсеместно.

Если в давние времена, можно сказать цинично, это было рукоделие от бедности, то сегодня вещи в стиле пэчворк – это показатель хорошего вкуса и возможность украсить свой дом поистине ценным рукотворным текстилем.

То есть промышленное производство в текстильной сфере и послужило развитию данной техники рукоделия. Лоскутный орнамент стал украшать ситцевые сарафаны и рубахи, схемы становились все изощреннее, а экономные хозяюшки стали пускать в дело даже мельчайшие кусочки ситца. Из них делались одеяла, покрывала, подушки, занавески и коврики.

Пэчворк и лоскутное шитье в России (видео)

Виды лоскутного шитья

Стиль пэчворк – сегодня понятие емкое. Уроки пэчворка даются повсеместно, популярными становятся и интернет-курсы, повторяются и копируются лучшие схемы. В современной России лоскутное шитье пользуется огромной популярностью.

Неудивительно, что техника стала разбиваться на различные виды.

Виды пэчворка:

  1. Традиционный пэчворк . Пестрые покрывальца из ярких лоскутков – главный пример этому виду шитья.
  2. Вязаный пэчворк . Лоскутки друг с дружкой соединяются контрастной нитью с помощью вязального крючка.
  3. Крэйзи пэчворк . Шитье из неправильных фигур лоскутков, криволинейных полос и различных аппликаций. Предшествуют этой работе достаточно сложные схемы на бумаге, но стоит только взглянуть на фото – результат впечатляет.
  4. Японский пэчворк . В этой технологии используется стежка, а ткани берутся преимущественно шелк и его подобие. Лоскутки вырезаются геометрически правильные.
  5. Квилтинг. Перевод этого слова означает «стеганое полотно». Стежка помогает создавать узоры машинной строчкой, а между двумя полотнами ткани проложен слой синтепона. Такое покрывало, конечно, выглядят эффектнее просто лоскутного полотна. И тому причина не только качественная стежка, но и межполотняная прокладка.

Статья по теме: Организация служебных помещений

Квилтинг изделия намного сложнее в работе, но и выглядят они более респектабельно

Ну а лоскутных техник еще больше, чем видов. От «быстрых квадратов» до «бревенчатой избы». Вариативность узоров, которые можно выложить из лоскутков, огромная, поэтому техник в стиле пэчворк становится все больше, растут и схемы, и уроки работы в данной технике, а фото в галерее работ только прибавляется.

Вязанный пэчворк на спицах (видео мастер-класс)

Стиль пэчворк: основные понятия

Если с историей возникновения все более-менее понятно, то с чего начать уроки пэчворка? И лучше читать их на бумаге, то бишь в специальных книгах, или обратиться к интернет-источникам?

Способ получения знаний не так важен. Конечно, интернет-уроки немного выигрывают, ведь такое обстоятельство, как быстрая сменяемость актуальной информации, не учитывать нельзя.

Основные понятия лоскутного шитья:

  • Стежка. Стежка может быть и ручной, и машинной. Стегать на машине можно быстро, но вот ручная стежка однозначно выигрывает в изысканности. И та, и другая стежка подчиняются правилу – стежка идет только от середины к краям. Чем чаще стежка, тем плотнее будет полотно в результате. Стежка часто используется и для подчеркивания контура определенной детали. Чтобы научиться интересно и изысканно стегать, следует изучить уроки стежки.
  • Стиль боро . В переводе с японского «боро» означает тряпки, рванина. Уже стало понятно? Да, это японский стиль рукоделия, который созвучен привычному славянскому уху лоскутному шитью. Стиль боро – это далеко не самым элегантным способом залатанная одежда. Конечно, истоки боро все в той же бедности. И многим данный стиль не нравится именно тем, что сквозит в нем какая-то небрежность. Но та же самая небрежность полюбилась в боро его поклонникам, и увлекаться боро стали во всем мире. На фото можно увидеть, сколь разные вещи в технике боро можно изготовить. Схемы в боро не сложные, да и уроки овладения техникой найти можно без особого труда.
  • Шитье из полос . Для того, чтобы шить из полос, нужно иметь под рукой не только хорошие точные схемы и фото различных образцов, но и достаточно терпения. Приходится иногда делать шаблоны на бумаге, вырезать много полос разной длины, постоянно смотреть на оригинальное фото (если есть наглядный пример). Сегодня популярным становится изготовление ланчматов из полос. Ланчматы – это мягкие подставочки под чай или супницу, которые делаются их полос различной длины и ширины, окантовка полос обязательна. Можно заранее резать ткань, чтобы были уже готовые блоки для шитья из полос.
  • Лоскутное шитье по бумаге . Шитье по бумаге – это пэчворк с большей точностью в стачивании мелких деталей. Чтобы шить блоки по бумаге, бумагу нужно подготовить. Либо готовые схемы распечатать из интернета, либо начертить самим. Шитье по бумаге не самое экономное, что касается расхода ткани.

Статья по теме: Как наносить жидкие обои на гипсокартон: учимся делать подготовку и нанесение

Лоскутное шитье из полос не является простейшей схемой

Подробные уроки, конечно, помогут разобраться во всех нюансах и тонкостях пэчворк мастерства.

Современный интерьер и пэчворк – новое в лоскутном шитье

Пэчворк в интерьере сегодня необычайно моден. Наличие ярких полос то там, то здесь для многих интерьеров считается лучшим способом проявить свою колоритность.

Особенности использования пэчворка в интерьере:

  1. В основном, сочетается со стилем кантри или русским деревенским стилем, у которого поклонников становится все больше;
  2. Классический интерьер дополнит мебель с включением стиля пэчворк, к примеру, коричневый диван с белыми и оранжевыми фрагментами;
  3. Много вещей в технике пэчворк в одном помещении – это безвкусица, только акценты и не более;
  4. На кухне пэчворк уместен в виде чехлов для табуретов, диванных подушек, посудных полотенец, декоративных салфеток и, конечно, занавесок;
  5. Плитку на кухонном фартуке можно выложить в стиле лоскутков;
  6. В спальне смысловым центром может стать лоскутный ковер или покрывало;
  7. В гостиной пэчворк может повлиять на цвет мебели и композиционный декор стен.

В детской пэчворку уж точно найдется место – подушки, коврики, одеяльца, покрывальца, накидки.

Пэчворк и квилтинг в интерьере (видео)

Декор в стиле лоскутного шитья – это не только модно, но и долговечно. Сшитые так искусно и тщательно вещи действительно служат достаточно долго. Да и запоминаются такие вещи на всю жизнь, передаются будущим поколениям, и греют своим теплом не одно десятилетие. А сегодня детские одеяльца из лоскутков для новорожденного стали одним из самых желанных подарков.

Примеры схем шитья лоскутным шитьем (фото)

Техника лоскутного шитья с давних пор известна во многих странах. Заключается она в составлении разнообразных композиций - мозаичных узоров - из выкроенных по шаблону лоскутков ткани, как пестрых, так и однотонных. У нас такое творчество получило название лоскутной (ситцевой) мозаики.

В композициях, выполненных в данной технике, отсутствуют видимые швы на лицевой стороне изделия, в отличие от аппликации (нашивания лоскутков на единый фон). Оба направления могут присутствовать и прекрасно сочетаться друг с другом в одном и том же изделии.

История лоскутного шитья интересует многих. Как и когда возникла эта необычная традиция "собирать" вещи из кусочков ткани? В какой стране она зародилась? Давайте ненадолго перенесемся в прошлое.

История возникновения лоскутного шитья

Родиной данной техники принято считать Англию. Но на самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более давними временами. В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами. В 1920 году английским археологом А. Штейном был обнаружен буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников.

История возникновения лоскутного шитья в странах Европы не менее интересна. Есть предположение, что ремесло сие пришло с Востока вместе с возвращавшимися из крестовых походов рыцарями, которые везли с собой в качестве трофеев ковры, знамена, одежду и ткани. Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества.

Западное название такой техники - пэчворк. Этот практичный и недорогой вид декоративно-прикладного творчества первоначально существовал в Англии, куда с XVI века свозили из Индии отличные ярких узоров и расцветок. Характерным признаком достатка в доме служило роскошно декорированное набивным рисунком или вышивкой индийское одеяло.

Англия как родина пэчворка

Так как подлинные колониальные товары далеко не всем были по карману, достаточно быстро английскими мануфактурами было освоено производство подделок - одеял местного производства, выполненных из привозных тканей. С 1712 года правительством Англии в целях развития собственной мануфактурной промышленности было запрещено ввозить в страну и продавать индийский ситец и изделия из него. С тех пор история лоскутного шитья в стране получила толчок к развитию.

Ситец стал контрабандным и дорогим. Пошив из него одежду, бережливые англичанки остатки ткани пускали на другие изделия - в основном аппликации для шерстяных и льняных полотен. Самые мелкие лоскутки собирались в мозаику, образуя единое полотно.

История лоскутного шитья в России

В нашей стране упоминания о данной технике встречаются с XIX века с поступлением в продажу заморского дорогостоящего ситца. Своего расцвета это искусство достигло в конце XIX в., что связано началом развития производства ситца машинным способом на мануфактурах и повсеместным распространением недорогих тканей из хлопка с набивным рисунком. Таким образом, в нашей стране вся история лоскутного шитья кратко сводится к появлению промышленного производства в текстильной сфере.

Ситцевые рубахи и сарафаны прочно обосновались в обиходе. Украшением их, как правило, служил лоскутный орнамент. Экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, собирать множество полезных изделий - и одеяла, и занавески, и коврики, и подушки, и многое другое.

Сделано в России

История лоскутного шитья в нашей стране традиционно сводится к технике "деревенских" узоров - немудреной мозаики из треугольников, квадратов, полосок и контрастных вставок яркого цвета. Наиболее интересными и примечательными можно назвать объемные технологии, характерные для русского шитья.

Суть такой технологии заключается в следующем. Все лоскутки вырезаются по лекалу в виде квадрата или круга и складываются треугольничками. Те группируют рядами и по кругу пристрачивают к основе, которой служит плотная ткань. Другой вариант - ткань разрезается на полосы, из которых скручиваются длинные жгуты. Затем плетется косичка-шнур. Несколько таких косичек разного цвета выкладываются на ткань по кругу и сшиваются друг с другом.

А в наши дни?

В ХХ веке (а именно в 70-е годы) произошел новый всплеск моды на одежду, украшения и интерьеры в фольклорном стиле, на волне которого возродился интерес к данной технике. Этим видом народного творчества заинтересовались музеи, принявшиеся собирать образцы изделий.

В результате появились целые коллекции шедевров народного (что неудивительно, ведь история лоскутного шитья насчитывает многие десятилетия). А хранятся они во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства Москвы, Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Музее ивановского ситца и множестве городских краеведческих музеев. Лоскутная техника привлекла огромное число современных художников-профессионалов.

Легко ли шить из лоскутков?

Эта техника не так проста, как может показаться на первый взгляд. От художника требуется не только владение навыками шитья, но и тонкое чувство стиля, цвета и, конечно, же, вкус. Хороший результат возможен лишь при высокой точности кроя и сшивания элементов. Разница буквально в несколько миллиметров может привести к перекосу всего изделия. Требуется в совершенстве владеть как ручной, так и машинной стежкой (термин "стегать" означает прошивать насквозь прокладку из ваты, слоя ватина или любого другого материала, помещенную между двумя слоями декоративной ткани). Стежка может иметь различные узоры, которые дополнительно украшают изделие.

Чего только не шьют мастерицы из разноцветных лоскутков! Ими создается множество разнообразнейших вещей - от одеял, скатертей, подушек, занавесок, прихваток, ковриков до панно и картин, а также сумок, жакетов и жилетов. Имея развитый вкус, художница обладает полной свободой в выборе тканей и составлении своего собственного, всегда неповторимого рисунка.

Овладение тонкостями данного самобытного искусства требует терпения и запаса времени. Начинающим рукодельницам можно посоветовать взяться за несложное изделие маленького размера, например, прихватку. При изготовлении любого предмета в лоскутной технике прежде всего нужно освоить соединение пары различных по цвету прямоугольных треугольничков одного размера в квадрат, затем составление из подобных квадратов полосы, после чего уже следует сшивание ряда полос в сплошное полотно.

Что требуется от художника

Необходимая составляющая успеха - наличие аккуратности и художественного вкуса. Чтобы композиция не рябила в глазах, кусочки ткани обязаны гармонировать друг с другом по цвету. Удачное геометрическое решение может придать композиции поистине неповторимый колорит. Сложность возникает при работе с лоскутками, имеющими, помимо основного узора, множество дополнительных цветов и оттенков. Составляя единое полотно, мастеру приходится ежеминутно проверять достигнутый эффект. И главным в его работе выступает не теория цветовых сочетаний, а собственная интуиция.

Поражает и притягивает внимание необычайное разнообразие лоскутных поделок. В убранстве кухни в глаза бросаются скатерти, нарядные салфетки, пестрые прихватки, в спальне - одеяла, всевозможные пледы и наволочки. Попадая в гостиную, мы обращаем внимание на а в гардеробе хранятся аксессуары в виде кошелька, сумки и даже одежды - ею может быть уютный или в народном стиле.

Современные тенденции

В наши дни лоскутное шитье привлекает как художников-профессионалов, так и мастеров-любителей. Кто-то увлечен пошивом одеял, сделав национальное искусство, другой выбрал изготовление одежды, обогащенной декоративным многообразием народного русского костюма.

В любом из случаев прослеживается переплетение современной техники шитья с народными традициями, а посредством того - проникновение в культурное наследие прошлого. Для лоскутных работ русского стиля характерна особенная яркость, «веселье» красок. В узорах всегда присутствует многоцветие, там непостижимым образом гармонично сочетаются разнообразные пестрые мотивы, ткани нескольких фактур.

В ряде российских городов поклонники этого самобытного замечательного творчества организовали свои клубы. Любители лоскутного шитья проводят совместные акции, встречи, выставки и фестивали, вплоть до реализации международных проектов.

История развития лоскутного шитья отнюдь не завершена и в наши дни. Во всем мире такое ремесло возрождается заново, многие страны претендуют на приоритет в данной сфере прикладного творчества. Пожалуй, правильнее всего считать его интернациональным искусством - принадлежащим целому миру. Как и прочие способы художественного самовыражения, оно служит доступным и понятным языком взаимодействия представителей разных конфессий и наций.

Начинать всегда нелегко. Лоскутному шитью тоже надо учиться. Не все сразу получается: руки не слушаются, глазомер подводит. Для этого и существует опыт мастеров. Освоив видео уроки, фото материалы и мастер-класс с их советами и секретами, можно смело воплощать в жизнь любую идею – от изготовления простой прихватки до новой обивки дивана.

Очень популярен сегодня пэчворк – рукоделие, в котором из цветных лоскутов ткани собирают цельное изделие с задуманным узором по принципу мозаики. Результатом такого увлекательного процесса может быть узнаваемое изображение каких-то предметов, геометрические орнаменты или причудливые узоры. Идеи для пэчворка можно брать из фото и видео уроков, а также мастер–классов.

Первоначально лоскутки сшивали из-за экономии материала, и пэчворк имел совершенно конкретные задачи. Теперь техника лоскутного шитья - это желание творить красоту, наслаждаясь этим волшебным действием. Стёганые покрывала, декоративные панно, одеяла и подушки, прихватки для кухни, обновленная мебель, одежда радуют глаз.

Основы лоскутного шитья:

  1. Точность и аккуратность . Техника пэчворк – технология не сложная, но воплотить задумку, как в МК, не всегда просто. Гарантия успеха в пэчворке – точность и аккуратность. Выкройки деталей прихватки или одеяла должны быть точными и очень аккуратно сшитыми. Ткань требует предварительной обработки (декатировки). Ее надо замочить или постирать, высушить и отутюжить, рассортировать по цветам.
  2. Работа с утюгом . Утюг в пэчворке – важный инструмент. В ходе работы швы надо обязательно утюжить, при декатировке тканей их также надо гладить. Готовые прихватки или сумки отпаривают с лицевой стороны и обязательно в одном направлении. Швы также надо заглаживать в одну сторону. Тогда они не осыпаются и будут прочными. Припуски на швы разглаживают с изнанки, чтобы на лицевой стороне не оставалось следов. В сложных блоках, где встречаются швы разного направления, припуски каждого следующего ряда утюжат в другом направлении. На лицевой стороне гладят в точках пересечения швов. Если полосы слишком длинные, их надо располагать на гладильной доске не по горизонтали, а по вертикали – они не будут морщиться и растягиваться. Слишком плотную ткань увлажняют и отпаривают. Ткань гладят по долевой в температурном режиме, соответствующему виду ткани.
  3. Секреты шитья . Неаккуратно сшитые фрагменты будущей прихватки или салфетки, неровные швы, даже незначительное несовпадение размеров уничтожат лоскутное шитье для начинающих. Поэтому лоскуты надо вшивать очень точно. Начинающим мастерицам помогут шаблоны в виде рамки, которые изготовлены на миллиметровой бумаге с нанесенной на ткани линии шва. До начала грандиозного проекта рекомендуется сшить блок-образец. Он поможет проверить точность раскроя, отрегулировать работу швейной машины. На образце легко видеть все погрешности – это сэкономит и время, и силы.

Вообще, к технике пэчворк надо относиться серьезно, обдумывая все цветовые сочетания даже для прихватки – ведь они, как и неаккуратная работа, могут испортить вещь и отбить охоту осваивать такое увлекательное рукоделие.

Мастер класс: блок из квадратов (видео)

С чего начинать лоскутное шитье

Для начала собирают все обрезки тканей, сортируют их по фактуре и цвету, и приступают к созданию схемы. Можно и наоборот: придумать узор или найти на МК, фото и видео, а потом из купленных тканей нарезать заготовки.

Второй шаг – создание эскиза прихватки, подушки или салфетки. Начинающим рукодельницам лучше использовать готовые схемы из журналов или МК из Интернета.

Процесс соединения лоскутков в целое полотно:

  • Сшивание деталей прихватки или покрывала;
  • Соединение блоков в одно целое;
  • Пришивание подкладки

Кроме шитья, есть ещё и вязаный пэчворк, где крючком и контрастной нитью лоскуты соединяют друг с другом.

Кроме ниток, ткани и машины, в технике пэчворк используют:

  • Роликовый резак или ножницы;
  • Булавки, иглы;
  • Швейная машинка;
  • Карандаш или мел;
  • Картон или мягкий пластик;
  • Вязальный крючок.

В магазинах рукоделия можно найти наборы для пэчворка – со схемами узоров, МК.

Лоскутное шитье: схемы, шаблоны

Схемы и шаблоны можно составлять самостоятельно или брать готовые выкройки из интернета, книг или журналов. Шаблоны вырезают по контуру детали, учитывая припуски на швы. Материалом для изготовления может быть картон, плотная бумага, пластик. Для точности на картон можно наклеить миллиметровую бумагу, а потом уже вырезать фигуру задуманного размера. При изготовлении криволинейных заготовок на внешнем контуре шаблона надо сделать продольные разрезы-насечки – по ним удобно намечать швы при соединении лоскутов.

Фото и видео уроки по лоскутноу шитью предлагают схемы, шаблоны и МК

Правила кроя

Самые удобные шаблоны – рамки. Внутренняя часть должна соответствовать размерам фрагмента в готовом виде, внешняя учитывает припуски на швы. Ширина такой рамки и является величиной припусков. Изготавливая выкройку, рамку надо обвести дважды, а вырезать только по внешнему контуру. Внутренний контур будет показывать линию шва. На ткань выкройку переносят мелом или мылом, любая ручка оставляет следы на лицевой стороне. Раскрой делают только по долевой нити, чтобы впоследствии сшитые детали не вытягивались и не перекашивались. Вырезают лоскуты обычными ножницами или специальным резаком. Роликовый нож намного упрощает процесс, отрезая длинные полосы, которые легко кроить на более мелкие детали. Не обойтись без резака когда шаблоны изогнуты.

Выбор узора

В технике пэчворк существует 3 вида изделий :

  • Полотно , сшитое из лоскутков , где детали собирают шов в шов. Форма лоскутов может быть правильная, геометрическая (традиционное шитье) или произвольная (крэйзи-пэчворк). Смотрите видео уроки.
  • Стеганные изделия (квилтинг) шьются из целого полотна, узор на котором создают при помощи стежки.
  • Аппликация – на основу красиво накладывают кусочки других тканей, пришивают и простегивают.

Лоскутная техника для начинающих

Узор можно создавать на основе одной повторяющейся фигуры, для чего для каждой детали вырезают бумажные шаблоны и приметывают к нему лоскут. Припуск для шва заворачивают за край и еще раз приметывают. Это традиционная английская техника.

Техника с блоками – более современная: куски ткани треугольной или квадратной формы сшивают в блоки, составляя геометрический узор. Простой блок можно составить из небольшого числа крупных деталей. На такую работу уходит меньше сил и времени. Ее часто используют видео уроки и МК.

Известна и техника пэчворка из полос. От предыдущего варианта она отличается тем, что фрагменты собирают в полосы, потом их соединяют в полотно. Блочная техника удобны тем, что лоскуты сшивают сразу на машинке.

В крейзи-пэчворке лоскуты нашивают по типу аппликации: отдельные лоскуты произвольной формы красиво накладывают на полотно и пришивают. Прихватки, покрывала, чехлы выходят двухслойные.

Лоскутное шитье: видео уроки для начинающих

Лоскутное шитье: мастер класс для начинающих

Особый уют в интерьере создают предметы ручной работы, в частности, красивые и удобные подушки. Попробуем сшить по МК декоративную наволочку с объемной аппикацией «Роза». Для работы можно взять любые лоскуты, главное – чтобы они удачно сочетались по цвету. Не забудьте подготовить ткань – выстирать, прогладить.

Мастер-класс «Подушка с аппликацией»

Пошаговая инструкция .

  1. Начать удобно с заготовки квадратов. Их количество и размер определяют размеры подушки.
  2. Потом из ткани надо вырезать круг. На серединку положить кусочек ткани и какой-нибудь наполнитель для объема (вату, синтепон). Закрепить по кругу машинным швом. Середина готова.
  3. Квадраты из лоскутов сложить по диагонали, как на фото, пришить вокруг средней заготовки по кругу – штук 3-5.
  4. На следующий круг надо приготовить крупные квадраты соответствующего цвета. Продолжать до конца задуманного размера цветка.
  5. Пришитые лепестки надо подрезать по кругу.
  6. Готовые розы красиво распределяют на наволочке и закрепляют на изделии швом зиг-заг, широкой плотной строчкой. Розочка имеет вид объемной аппликации.
  7. По желанию букет можно дополнить листочками,вырезанными из лоскутов подходящего цвета. Смотрите на фото мастер-класс пошагово. Одеяло в МК сделано в технике «крейзи пэчворк» (можно посмотреть видео уроки), и состоит оно из квадратов 30х30 см. Для односпального одеяла надо 24 заготовки, для двуспального – 36. Допустим, узор будет складываться из 4-х видов ткани.

Мастер-класс «Лоскутное шитье для начинающих – одеяло»

Инструменты и материалы:

  • 1 м ткани каждого цвета (ширина 220 см) – по 6 или 9 квадратов 45х45 см;
  • Для подкладки – 170 см или 220 см (запас снизу уходит после того, как одеяло простегают);
  • Синтепон аналогичных размеров;

Пошаговая инструкция МК:

  1. Нарезать квадраты и уложить в стопку, чередуя цвета.
  2. Разрезать этот слоеный пирог по диагонали или произвольно. Удобно кроить роликовым ножом.
  3. Взять деталь сверху и переложить вниз под стопку таких же элементов. В разрезанной стопке сверху будет 1 деталь 1-го цвета и 1-а – 2-го.
  4. Сшить на машине все квадраты по линии разреза.
  5. На гладильной доске аккуратно разгладить швы на одну сторону или вразутюжку.
  6. Сложить заготовки аккуратной стопкой в том же порядке – сверху квадраты 1-го и 2-го тонов.
  7. С помощью линейки и ножа снова разрезать всю стопку по любой линии (первый шов пересекать можно).
  8. Один из верхних фрагментов переложить вниз под стопку. Сшить и разгладить, не забывая складывать по порядку – теперь лучше совмещать по швам.
  9. Операцию повторяют до последней детали. Оптимальное число швов – 6-10 по горизонтали и вертикали.
  10. После утюжки швов надо подровнять квадраты, чтобы получилась фигура со стороной 32 см.
  11. Собирать одеяло можно по-разному: собрать сначала лицевую часть, потом – простегать с синтепоном и подкладкой. На машинке это сложно. Или простегивать каждый квадрат отдельно, нарезая синтепон и подкладку.
  12. Собрать простеганные квадраты вместе, подровнять и закрыть швы узкой лентой или полосками ткани. Удобно собирать по схеме: ленты по 4-6 квадратов, потом – полосы сшить.
  13. По краю одеяло также надо обшить кантом из однотонной ткани или из кусков лоскутов, как на фото МК.

Поздравляем с обновкой!

Техника квилт (видео)

Узнав элементарные понятия о таком виде рукоделия, как пэчворк и освоив простейшие навыки составления “пазлов” из ткани в единое целое, из разных лоскутов можно создавать креативные предметы быта или декора интерьера.

Лоскутное шитье: красиво и легко для начинающих (фото)

Лоскутное шитьё

Лоскутное шитьё (также пэчворк , от англ. patchwork ) - вид рукоделия , при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

История

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников. В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка . Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой , считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шелковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.

Традиционный американский узор «Зуб пилы».

Сборка пэчворка «Бабушкин сад» («Соты», «Гексагон»).

В 70-х годах XX века в Америке интерес к пэчворку возродился. Стали популярны квилт-клубы, специализированные магазины предлагают покупателю все необходимые материалы для этого вида декоративно-прикладного искусства, широкий ассортимент тематических книг и журналов. В 1971 году Ив Сен-Лоран создал модель, декорированную лоскутным шитьём, предвосхитив новое направление в моде - увлечение фольклорным романтизмом .

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. «Домострой » содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешевых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины . Вещи, создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию. Однако в приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу), «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России - «йо-йо» - квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объемные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов , занимавшихся поиском новых средств выражения. После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров .

Материалы и инструменты

Один из наиболее сложных моментов в технике лоскутного шитья - достижение гармоничного, взвешенного цветового решения произведения. Для преодоления этой трудности некоторые начинающие мастера используют цветовой круг . В настоящее время существуют специализированные компьютерные программы, позволяющие рассчитать гамму будущего изделия.

Инструменты

Ткань разрезается ножницами либо резаком-колёсиком на специальной подкладке, последний вариант удобен и обеспечивает бо́льшую точность кроя.

Ткани. Подготовка и раскрой

Наиболее широко применяемые в лоскутном шитье ткани - хлопчатобумажные. Они дёшевы, легки в крое, не скользят при шитье, держат заложенные вручную складки и являются идеальным материалом для начинающих. Недостатки хлопчатобумажных тканей - линька и усадка при стирке. Лён лёгок в шитье, меньше садится, прочен, это популярный материал для подкладок или фона. Льняные ткани сильно мнутся и трудно гладятся. Шёлк благодаря своей деликатной фактуре, естественному блеску, яркости красок смотрится в изделиях очень выигрышно. Однако он даёт сильную усадку при стирке и воздействии высоких температур, сложен в раскрое и шитье, края срезов осыпаются. Редко в сборке лоскутного полотна используется шерсть, тем не менее обладающая рядом достоинств: гигроскопичная , тёплая ткань подходит для изготовления покрывал, подушек, одежды. Края толстых шерстяных тканей не осыпаются, изделия из шерсти отлично держат форму. Кусочки шерсти можно соединять встык при помощи машинного шва «зигзаг». Искусственные и смесовые ткани выглядят нарядно, они не мнутся и отлично стираются, однако способны накапливать влагу. Вискозные ткани сложны в шитье: из-за подвижной структуры полотно скользит, к тому же сильно мнётся и даёт усадку при стирке, вискозу обязательно надо крахмалить. Интересно смотрятся в изделиях ткани (хлопок, шёлк, лён), расписанные или окрашенные вручную.

Картонные шаблоны

Если изделие предполагается использовать в быту, необходимо произвести декатировку ткани - намочить (выстирать без использования моющих средств), а затем высушить и отгладить. Если же шитьё будет изготовлено только из новой ткани и его предполагается хранить в месте, защищённом от пыли (например, под стеклом), декатировку можно не делать, сохранив фабричную пропитку и первоначальную яркость красок. Перед работой, во избежание перекоса тканей, срезаются все кромки. Не рекомендуется рвать ткань, это приведёт к распусканию краёв уже в готовом изделии, так как внутренние швы при лоскутном шитье не обмётываются.

Залогом успеха в сборке лоскутного полотна является высокая точность кроя. Раскрой ведётся при помощи шаблонов, представляющих собой простейшие геометрические фигуры, из картона с намеченными линиями обреза и шва или прозрачного пластика: они позволяют видеть рисунок. В продаже бывают металлические шаблоны для пэчворка с прорезями для разметки линии стачивания. На швы прибавляется от 5 мм (хлопчатобумажные ткани) до 1 и более см (ткани, легко осыпающиеся). При раскладке шаблонов на ткани учитывается направление долевой нити. У четырёхугольных деталей долевая должна совпадать с одной из сторон, у треугольников, шестиугольников - быть перпендикулярной основанию.

Сборка полотна

Блок с узором «Мельница».

Ручная сборка с натягиванием ткани на картонный шаблон

Изделие, выполненное в технике bargello.

Сборка полотна в пэчворке проходит от мелких деталей к более крупным. При последовательном стачивании деталей создаются блоки узоров, из которых и сшивается изделие. Пэчворк можно шить вручную или на машине . Для ручной сборки на изнаночной стороне ткани с помощью шаблона размечается деталь, две детали, сложенные лицевыми сторонами с совмещением линий разметки, смётываются или скалываются булавками и сшиваются мелким намёточным швом (Б. Штауб-Вахсмут на 4 стежка «вперёд иголкой» предлагает выполнять один «стегальный стежок»). Нить аккуратно закрепляется в начале и конце линии шва. При стачивании шва на швейной машине после того, как прошиты две детали, без обреза нити, переходят к соединению последующих пар деталей (так называемое шитьё «флажком», «цепочкой»). Когда шитьё закончено, нити полученной цепочки разрезаются. Ещё один вид сборки - ручной, с использованием ткани, натянутой на картонный шаблон, применяется для блоков типа «Бабушкин сад». На заготовки из картона (при сборке «Бабушкиного сада» используются шестиугольники) натягиваются и скрепляются несколькими стежками лоскуты, выкроенные с учётом припусков на швы. Заготовки с тканью складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются вручную потайным швом.

Одним из простых и быстрых способов сборки полотна является шитьё полосами. Полосы ткани выкраиваются по долевой нити с помощью шаблона и последовательно пристрачиваются на основе. В качестве основы используется хлопчатобумажная или льняная ткань, бумага (удаляется после шитья), флизелин . Чтобы избежать перекоса полотна полосы сшивают, каждый раз меняя направление (например, первая и вторая - сверху вниз, вторая и третья - снизу вверх и так далее). Припуски швов заглаживаются, если возможно, на сторону более тёмной ткани. Заутюживание швов в одну сторону добавляет прочности изделию. На сборке полотна полосами основана техника bargello : сшитые полосы разрезаются в поперечном направлении, а затем снова собираются в полотно со смещением. Такой приём при использовании гармонично подобранных тканей разных оттенков одного цвета, оттеняемых контрастными, создаёт эффект плавного перехода.

Для облегчения и ускорения процесса сборки выпускается неклеевой флизелин для пэчворка с размеченной сеткой геометрических фигур (квадратов или треугольников).

При сборке блоков с закруглёнными деталями («Обручальное кольцо», «Путь пьяницы», «Время и энергия») на соединяемых частях кромки присобираются, определяются и скалываются средние точки, совмещаются их углы. Деталь с выемкой аккуратно припосаживается и соединяется булавками с деталью с выпуклым срезом. При стачивании на машине деталь с выпуклым срезом располагается сверху.

При сборке «Витраж» фрагменты лоскутного полотна пришиваются встык, швы маскируются тесьмой, лентой, узкими полосами ткани. В классическом варианте этой сборки контуры фигур обрамляются материалом, контрастным по отношению к основному изображению.

Образцы лоскутного шитья

См. также

Примечания

Литература

  • О. В. Зайцева. Лоскутное шитье: Практическое руководство М.; СПб, АСТ; Астрель-СПб, 2007, ISBN 978-5-972-51052-8 .
  • Ю. Иванова. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. - М.: Культура и традиции. 2007. ISBN 5-864-44126-0 .
  • Б. Штауб-Вахсмут. Пэчворк и квилт. Лоскутное шитьё. Профиздат. 2007.