Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрешка. Конспект по рисованию в средней группе «Весёлые матрёшки

Цель: Приобщение детей к народному изобразительному искусству через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства.

Задачи:

1. Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с историей появления любимой игрушки в нашей стране.

2 . Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

3 . Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать нетрадиционной техникой.

4 . Воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу, к сверстникам другой национальности.

Способы: - сюрпризный момент (посылка с японской матрешкой, письмо от японских детей);

Чтение стихотворения В. Моисеева «Матрешка» и загадок о матрешке;

- «путешествие в прошлое»;

Игровой персонаж;

Рассказ педагога;

Дидактическая игра «Веселые матрешки»;

Физкультминутка «Мы – матрешки»;

Музыкальное сопровождение;

Пальчиковая гимнастика «Мы красавицы матрешки»;

Нетрадиционная техника рисования (тычками);

Рефлексия: «Кто был у нас в гостях?», «Что мы сегодня делали?», «Для кого мы рисовали матрешки?», «Что вам понравилось?».
Средства:- русский народный костюм для педагога;

- игрушки матрешки,;

Альбомы с иллюстрациями матрешек;

Плоскостное изображение матрешки (раскраска) на каждого ребенка;

Ватные палочки, тычки;

Краски, баночки для воды;

Салфетки;

Косынки для детей.

Предварительная работа : - просмотр мультфильмов «Про матрешку»;

Чтение стихов С. Иванова «Барышня- матрешка», А. Кулешовой «Кукла славная матрешка»;

Чтение потешек о матрешке;

Рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением русских матрешек;

Игры с матрешками;

Составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешками.

ХОД ООД.

Воспитатель: Здравствуйте ребята!
(Стук в дверь, заходит почтальон)
Почтальон: Здравствуйте! Тут вам посылка, распишитесь!
(Воспитатель получает посылку)
Воспитатель: Интересно от кого эта посылка? Как вы думаете, что там может быть? Давайте заглянем.
(Достает матрешку и письмо).

Ой! Да тут матрешки, да какие интересные! Только почему-то они на наших матрешек не похожи.
(Читает):
Здравствуйте ребята!
Пишут вам дети из далекой страны Японии. У нас в стране, у детей есть любимая игрушка Фукурума. Это великий мудрец. Он много думает и поэтому у него такая большая голова. Мы очень любим своего Фукуруму, но нам хочется больше узнать о других игрушках. Напишите нам, пожалуйста, в какие игрушки играют дети в далекой России. Нам очень интересно. Мы очень хотим с вами подружиться.
С уважением дети из детского сада «Яки-Маки».
Воспитатель: Ну что ж ребята, расскажем японским детям о нашей любимой игрушке?
Дети: Да!
Воспитатель:
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет! …То – русская матрёшка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже полсвета!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.
Достает матрешку.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Матрешки деревянные,
Матрешечки румяные.

Ребята, давайте мы закроем глаза, и отправимся в прошлое для того чтобы узнать историю нашей матрешки. Я досчитаю до 5 , мы откроем глаза и окажемся в нашем прошлом, в 19 веке.
Дети закрывают глаза, воспитатель громко считает до 5, а сам в это время переодевается матрешкой.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №64»

Непосредственная образовательная деятельность по рисованию

«Распиши матрешку»

в средней группе

Выполнила: воспитатель

Борсякова М.В.

город Воронеж

Цель : Знакомство с особенностями росписи русской народной игрушки « Матрешка ».

Задачи :

1. Закрепить знания детей о матрешках.

2. Вырабатывать умение наносить рисунок по всей поверхности;

3. Закрепить навыки закрашивания участков рисунка карандашами разных цветов;

4. Развивать в детях чувство красоты, художественный вкус, творчество;

5. Развивать память, внимание, глазомер, воображение и восприятие.

Оборудование :

1. Ноутбук

2. Проектор

3. Матрешки

4. Шаблоны для раскраски

5. Цветные карандаши

Ход занятия.

На экране появляются слайды с изображением матрешек, звучит песня «Русские матрешки»:

В лавке на прилавке матрёшечки стоят,

Удивляет, завлекает затейливый наряд

Сарафаны расписные, щеки зорькою горят,

Матрешки как живые, шлют улыбки всем подряд.

Люба, Надя, Груша,

Марина, Вера, Ксюша,

Дуняша, Катя, Зина,

Наташа, Таня, Нина

Впереди стоят большие,

Сзади крошечки

Русские матрешечки!

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто же это к нам стучится? (берет в руки матрешку) Ребята! В гости к нам пришла матрешка. Давайте поздороваемся с ней!

Дети: Здравствуй, матрешка!

Воспитатель: Давайте посмотрим, что представляет из себя наша матрешка.

Во-первых, это кукла.

Во-вторых, это кукла открывающаяся (открывает матрешку). Разломила пополам: интересно, что же там? Там ещё одна матрёшка . Хоть и жаль её ломать, буду дальше разбирать (разбирает и выставляет матрешек на стол). Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах.

Куклы бывают разные: пластмассовые, резиновые, фарфоровые, матерчатые… А наша матрешка какая?

Дети: Деревянная!

Воспитатель: Правильно! Матрешек вытачивают на станке из сухой древесины липы или березы, посмотрите внимательно на экран (на экране появляются слайды, на которых показан процесс вытачивания заготовки). Но это еще не всё. Какую матрешку вы видите на экране?

Дети: Светлую! Без рисунков!

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая матрешка у меня в руках.

Во-первых, она… (делает мимические движения)

Дети: Весёлая!

Воспитатель: Правильно! Во-вторых, она… (показывает на одежду)

Дети: Нарядная!

Воспитатель: А в какие же предметы одежды одета наша матрешка? Голова - …

Дети: В платочек!

Воспитатель: туловище-…

Дети: В сарафан! В фартук!

Воспитатель: Совершенно верно! А теперь пойдемте, сядем за столы. (Дети проходят и садятся за столы, на которых разложены шаблоны матрешек и карандаши). Посмотрите, у вас на листках бумаги нарисованы матрешки. Они такие грустные… (Делает мимические движения). Как вы думаете, почему они такие грустные?

Дети: (произвольные ответы). У нее нет красивой одежды!

Воспитатель: А вот у меня матрешка веселая! Потому, что на ней красивый, разукрашенный сарафан и яркий платочек. Давайте раскрасим наших матрешек, чтобы они стали веселыми и красивыми!

Дети: Давайте!

Воспитатель: Но сначала нам нужно подготовить наши пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

А теперь, мастера, за работу вам пора. Начнем с кукольного личика. Посмотрите, какие у моей матрешки глазки?

Дети: Голубые!

Воспитатель: Правильно. А какого еще цвета бывают глазки?

Дети: Зеленые! Серые! Коричневые!

Воспитатель: У матрешек обычно бывают голубые или зеленые глазки. А посмотрите, какие у моей матрешки волосы?

Дети: Жёлтые!

Воспитатель: А щёчки?

Дети: Розовые!

Воспитатель: А губы?

Дети: Красные!

Воспитатель: Давайте раскрасим личико нашим матрешкам.

Самостоятельная работа

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте наших матрешек оденем. Очень любят все Матрешки разноцветные одежки ! Раскрасим яркими цветами сарафаны и платочки.

Самостоятельная работа (Оказать помощь затрудняющимся детям)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какими теперь стали наши матрешки?

Дети: Красивыми!

Воспитатель: А ещё? (делает мимические движения)

Дети: Веселыми!

Воспитатель: Правильно, ребята. Станцуем танец веселых матрешек! Становитесь в круг скорей и порадуйте гостей!

(дети становятся в круг)

Воспитатель: Повторяйте за мной!

Мы веселые матрешки! Ладушки , ладушки! (дети хлопают в ладошки)

На ногах у нас сапожки! Ладушки, ладушки! (дети топают)

Завязали мы платочки! Ладушки, ладушки! (дети наклоняются в разные стороны, держа руки под подбородком)

Раскраснелись наши щечки! Ладушки, ладушки (дети растирают щечки) .

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь наши красавицы-матрешки отправятся на выставку в мини-музей, чтобы наши гости смогли оценить их красоту. Попрощаемся с матрешками и пожелаем им успехов!

Дети: До свидания, матрешки!

Конспект НОД

в средней группе

Тема: «Матрешки любят разные одежки»

Цель : воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Образовательные:

Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;

Познакомить с внешним обликом и особенностями росписи полхов-майданской матрешки;

Учить расписывать заготовку матрешки в стиле полхов- майданской росписи

Развивающие:

Развивать эстетическое восприятие и воображение;

Формировать творческие и креативные способности детей.

Оздоровительные:

Следить за осанкой детей во время работы.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.

Материал и оборудование: Игрушка матрешка, мольберт, заготовки матрешек, гуашь красного, синего, зеленого, желтого цветов, салфетки влажные, кисточки.

Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.

Индивидуальная работа: помочь при росписи затрудняющимся детям.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-музей в группе, чтение художественного слова о промыслах России, изготовление заготовки матрешки.

Ход :

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…

Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое? (загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша…. ( русская матрешка)

Конечно, это Матрешка! Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них.

Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Скажите, из какого материала сделана матрешка? (ответы детей)

Взгляните:

Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок – глаз.

Эта гостья из города Семенова. Семеновские матрешки очень любят цветы. Цветы всегда украшают их одежду – это может быть большой букет или всего один цветок. Посмотрите и скажите какими цветами украшена семеновская матрешка? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Их мужья- семеновские кавалеры- любят дарить им цветы, а еще- любят играть на музыкальных инструментах, хотя они не только отдыхать умеют- могут и топор в руки взять и дом построить. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий. В этой матрешке спряталось много сестричек. Есть про них стихотворение:

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка,

Улыбается, смеётся.

Теперь посмотрите на эту гостью. Это Сергиев о- посадская (загорская ) матрешка. Сдержанная, моложавая. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды яркий. Их отличительный признак- занятые руки. Эти матрешки постоянно заняты делом: то идут в лес по грибы, по ягоды-корзинку несут, то они в поле с серпом, то хлопочут по хозяйству- самовар ставят, хлеб пекут. Их мужья- богатыри-всегда с оружием, они воины.

А эта красавица приехала к нам из города Полхов айдана . Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. По форме она удлиненная, с небольшой головой. Волосы у матрешек вьются колечками. На голове- яркие платочки-полушалки с цветами. Посмотрите, каким узором украшают матрешек художники Полхов- Майдана? (цветы, листочки, ягоды, бусины).

Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Узоры имеют свои названия: шиповник – «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград».

Есть у мастеров Полхов- Майдана секрет- сначала они рисуют контуры цветов, листьев, ягод черной тушью, красиво располагая их по матрешке: в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать яркими красками.

Какие основные цвета в росписи используют художники? (Красный, синий, зеленый, желтый).

Сегодня вы сами станете мастерами-художниками, но сначала давайте отдохнем….

Физминутка .

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Воспитатель: А сейчас давайте тихонько сядем за столы. (Показываю прием рисования полхов- майданских цветов, напоминаю, что сначала нужно нарисовать все детали карандашом, а затем красками сделать матрешек яркими и нарядными).

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Во время росписи обращаю внимание на колорит и композиционное построение узора).

Молодцы, красивыми и яркими получились матрешки, так и кажется, что взмахнут они платочками пустятся в пляс и запоют частушки…

(Под музыку выбегают Матрешки)

Эй, Матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

(Дети поют частушки под русскую народную мелодию)

ВСЕ: Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к Вам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

1. Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вчетвером поем частушки

И танцуем вчетвером.

2 . Очень любим мы матрешки

Разноцветные одежки.

Сами ткем, сами прядем,

Сами в гости к вам придем.

3 . Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяна я:

Щеки, словно розы.

4 .Мы матрешки, мы сестрички.

Мы толстушки невелички.

Как пойдем плясать и петь

Вам за нами не успеть.

Все: Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Конспект занятия по рисованию в средней группе.

Тема: "Веселые матрешки"

Программное содержание : развивать у детей чувство цвета, самостоятельно украшать силуэт сарафана, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы располагать узор по всему силуэту или внизу по краю.

Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Материал: Образцы матрешек Полхов-Майдана; бумажный силуэт матрешки, восковой карандаш черного цвета, акварель, кисти, салфетки - на каждого ребенка.

Предварительная работа : Рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.

Музыкальное сопровождение : Аудиозапись русских народных мелодий.

Ход занятия

1. Игровая мотивация

Воспитатель (выставляя на стол 8 матрешек из одного набора).

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

На столе у нас живут –

Всех матрешками зовут.

Эта игрушка с сюрпризом...

Посмотрите-ка, ребята,

Чем матрешечка богата?

У матрешки-невелички

Есть веселые сестрички.

Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково – матрешками.

Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер.

Матрешки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24 сестричек, и самые простые – всего 3 куколки. Но дело не в том, сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети, любуются сестричками-матрешками.

Словно репка она круглобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

А уж нарядом могут похвалиться! На голове у них яркие платочки с цветами, поверх сарафана - фартучек, да не простой. Посмотрите, каким узором украшают фартучки художники?

– Цветы, листочки, ягоды, бутоны.

– Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод.

Яркие получаются матрешки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс...

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички,

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

2. Физминутка

В: –Давайте и мы попляшем вместе с матрешками.

3. Постановка учебной и игровой задач

Воспитатель: -А почему же эта матрешка грустит?

Дети: –У нее сарафан не расписан

Воспитатель: -Давайте сегодня попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты).

4. Самостоятельная работа детей

Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе. Во время рисования обращаю внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках. По окончании работы оформляется выставка матрешек.

5. Анализ работ.

Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа... (Ответы 2-3 детей).

Молодцы, ребята. Сегодня мы еще раз встретились с нашей любимой матрешкой, и, вы очень хорошо справились с этой работой.