Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Индивидуально-типологические (конституциональные) особенности ребенка Физиологическое обоснование типологических особенностей поведения ребенка

Семинар - практикум для педагогов

«Учёт индивидуально-типологических особенностей детей дошкольного возраста».

Подготовила:

Педагог-психолог

Гришина Е.М.

2017г

Цель: Формирование у педагогов умений, необходимых для создания условий гармоничного психического, физического и интеллектуального развития детей.

Задачи:

Активизировать знания педагогов по данной теме

Стимулирование педагогов к поиску способов учёта индивидуально-типологических особенностей детей в своей работе

Ход семинара-практикума:

«Дерево ожиданий»

Звучит тихая мелодия, педагоги рассаживаются. Каждому выдаётся небольшой лист бумаги и ручка. Музыка смолкает, ведущий здоровается со всеми и озвучивает цель и задачи семинара практикума. Затем педагогам предлагается на листочке сформулировать то, что они ожидают от данного семинара-практикума исходя из услышанного и своих мыслей поэтому поводу. Далее ведущий предлагает подойти к «Дереву ожиданий» и прикрепить свой листочек при помощи магнита. (Контур дерева нарисован на ватмане и прикреплён к планшету с помощью магнитов).

Теоретическая часть.

Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которые проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности.

Для развития ребёнка - необходим индивидуальный подход, зная анатомо-физиологических и психических особенностей ребёнка можно рассчитывать на положительный результат общения.

Особенность поведения ребёнка зависит от его физического состояния и индивидуальности. Зная темперамент ребёнка - педагогу легче подобрать путь к сердцу ребёнка.

При выявление индивидуально-типологических особенностей, было выделено четыре типа темперамента. Первые проявления темперамента заметны с рождения - это врожденные черты. Судя по внешнему поведению, можно определит, к какому типу из четырёх известных принадлежит ребёнок.

Просмотр презентации: «Индивидуально-типологические особенности ребёнка» Краткое содержание презентации:

ХОЛЕРИК - хорошо подвижна мимика лица, громкая речь, частые жестикуляция конечностями, этот тип детей держат голову всегда прямо, как бы втягивая шею, взор всегда направлен в перед. В игре этот ребёнок, активен и назойлив, причем с огромным упорством и уверенностью верит в то, что именно он прав, именно с ним детям интересно, считает себя лидером. Ребёнок холерик трудно засыпает, а проснувшись быстро активизируется.

МЕЛАНХОЛИКИ-дети очень чувствительные и ранимые, дети в раннем возрасте не создают родителям проблем, его как будто не слышно и невидно. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, быстро устаёт от шума, от замечаний, пассивность, утомляемость, медлительность, ребёнок часто выбирает вместо собеседника- одиночество и покой, такие детки часто жалуются на головную боль, среди группы детей их часто можно увидеть сидящими на диване в одиночестве - им не скучно это одна из особенностей меланхолика, но у него есть такое качества как отзывчивость, привязанность.

САНГВИНИК - общительный, жизнерадостный, активный - этим сангвиник похож на холерика активная мимика, часто жестикулирует, говорят громко и быстро. Быстро засыпает и легко просыпается, легко переключается с активного вида работы на более спокойную, легко выполняет порученное ему дело. У ребёнка сангвиника нет устойчивой позиции - поведения и интересов, про такого ребёнка можно сказать-он быстро загорается, и быстро теряет интерес. Такому типу не хватает-настойчивости.

ФЛЕГМАТИК - малоподвижный. Ребёнок спокоен, мало эмоционален, но трудно засыпают и трудно просыпаются, такое впечатление, что он может спать сутками, мимика слабо выражена, нет лишних жестов и движений. Положительная сторона таких деток- усидчивость, добросовестность, а отрицательная медлительность.

Практическая часть

Игра «Угадай темперамент сказочного героя»

Сейчас мы с вами вспомнили 4 типа темперамента. Давайте поиграем. Перед вами на экране будут появляться портреты сказочных героев, ваша задача определить тип темперамента этих героев.

(предъявляются портреты: Карлсон, черепаха Тортила, Пьеро, Буратино, Баба яга, Кот Леопольд, Пятачок, крокодил Гена и тд).

Мозговой штурм «выход из конфликта»

Ведущий предлагает педагогам из «волшебного мешочка» каждому достать камушек (в непрозрачном мешочке камушки марблс 4 цветов (синий, красный, жёлтый и зелёный)). Затем педагоги объединяются в соответствии с цветом камней на 4 группы. Каждой группе выдаётся лист с конфликтной ситуацией. Педагогам необходимо определить темперамент ребёнка, определить его положительные стороны, и высказать предположение конструктивного выхода из конфликта. Ведущий озвучивает время, отведённое на обсуждение. После, представитель от каждой команды зачитывает ситуацию, выражает мнение команды. Идёт обсуждение.

Знания черт темперамента помогает найти индивидуальный подход в воспитания и получение желаемого результата, теперь становиться, понятна важность разных игр в течения дня-дидактические, сюжетно ролевые, подвижные игры.

Ведущий предлагает каждой группе педагогов разработать рекомендации к тому типу темперамента, который у них определился в предыдущей игре.

Сангвиник

Дружелюбен, общителен, жизнерадостен, довольно покладист и рассудителен, легко идет на компромисс, приспосабливается к непривычной обстановке, активен, подвижен, импульсивен, незлопамятен, недостает терпения и упорства, поэтому часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности.

При неправильном воспитании такие дети нередко вырастают ветренными и легкомысленными.

Формировать устойчивые интересы;

учить доводить начатое до конца;

формировать критичное отношение к результатам своего труда;

обращать внимание на качество выполнения задания;

предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности.

Холерик

Неугомонный озорник и задира. Приступы раздражения и гнева для него обычное явление. Легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера довольно редко находит общий язык со сверстниками.

Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет ответной реакции. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск.

Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать свои возможности.

направлять энергию на полезные дела;

укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность;

развивать сдержанность;

предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности.

Флегматик

Очень спокоен, сдержан, серьезен. На первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным. Не слишком любознателен, предпочитает тихие игры и крайне редко занимает позицию лидера среди других детей.

Тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены. Боится рисковать и не любит проявлять инициативу. Медлителен, для усвоения новой информации ему требуется немало времени, но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти.

Флегматик легко засыпает, а вот разбудить его порой бывает непросто: малыш капризничает, ноет, а потом полдня жалуется на вялость и сонливость.

Постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, затем средней, а потом высокой подвижностью;

учитывать низкий темп выполнения задания.

Меланхолик

Застенчив, робок, нерешителен. Во всех его движениях, жестах, речи проявляется неуверенность. Такие дети часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу.

Знания даются меланхолику с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они нередко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки.

Чаще давать положительную оценку, подбадривать;

создавать ситуации успеха;

организовывать совместную деятельность с успешными детьми.

Заключительная часть. Рефлексия.

Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Помните: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

А теперь я попрошу вас подойти к «Дереву ожиданий». Если от семинара-практикума вы получили то, что ожидали, то можете снять свой листочек. Если нет, то оставьте его. Это поможет скорректировать дальнейшую работу, опираясь на ваши пожелания. (звучит тихая музыка)

А теперь, кто хочет высказаться, может это сделать.

Список использованной литературы

Дошкольная психология / Урунтаева Г. А. - М., 1998г.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Ковальчук Я. И. - М., 1981г.

Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю. А. Афонькина, Е. М. Омельченко. - Волгоград: Учитель, 2012.

Практические семинары и тренинги для педагогов. - Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е. В. Шитова. - Волгоград: Учитель, 2009.

Практические семинары для педагогов. Вып.2. Психологическая компетентность воспитателей / авт-сост. С. В. Терпигорьева. - Волгоград: Учитель, 2011.

Описание работы

Цель исследования – изучение соотношения особенностей общения и типов темперамента статуса у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1) дать определение темперамента, его типов и свойств относительно дошкольного возраста;
2) провести экспериментальное исследование на выявление особенностей общения дошкольников разного темперамента;
3) определение социометрического статуса дошкольников в группе.

Введение
Раздел I. Темперамент ребенка
1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента
1.2 Психологическая характеристика типов темперамента
1.3 Ребенок в системе дошкольного воспитания
1.4 Педагогика и «завтрашний день» ребенка
Раздел II. Особенности темперамента ребенка
2.1 Развитие темперамента в дошкольном возрасте
2.2 Характеристика детей с разными типами темперамент
2.3 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
2.4 Экспериментальное исследование особенностей общения дошкольников разного темперамента
Раздел III. Поведение ребенка в дошкольном учебном заведении
3.1 Адаптация в дошкольном учреждении
3.2 Типичные психологические проблемы детей-дошкольников
3.3 Практическая часть
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.

Флегматический темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе, меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением) . Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.

Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом


1.3 РЕБЕНОК В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем, саму программу он, по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления, может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой.

Возможности маленького ребенка велики. Исследования, проводившиеся в последние годы в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. Данные о больших возможностях дошкольников дают основание родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного использования этих возможностей, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня их физического, умственного и эстетического развития, воспитания у них таких нравственных представлений, чувств и привычек, формирование которых ранее осуществлялось на более поздних ступенях развития.

Однако проблема заключается в том, как далеко следует идти по пути интенсификации дошкольного воспитания, каковы пределы разумного использования детских возможностей.

Исходя из данных о больших потенциальных возможностях маленьких детей, приходят к выводу, что «революция» в педагогике якобы будет достигнута в результате сверхраннего, максимально форсированного обучения, обеспечивающего ускорение, искусственную акселерацию детского развития. С этой точки зрения возможности маленького ребенка безграничны. Как выразился однажды известный психолог профессор Оксфордского университета Д. Брукнер, ребенка любого возраста можно обучить каким угодно знаниям, если использовать для этого соответствующие методы. Имеются данные, например, что при специальной интенсивной тренировке младенцы могут научиться плавать, трехлетние малыши усваивают навыки чтения и печатания на машинке, дети 4-5 лет овладевают довольно сложными логико-математическими операциями и т. д.

В процессе совершенствования содержания и методов дошкольного воспитания надо иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с маленьким ребенком, созревание организма которого еще продолжается, формирование морфофизиологических свойств мозга которого еще не закончилось и работоспособность которого еще ограничена. Поэтому надо учитывать не только то, какие знания и умения дошкольники могут усвоить при интенсивной тренировке, но и то, каких физических и душевных сил это от них потребует.

Ибо всякая перегрузка и вызываемое ею переутомление грозят оказать отрицательное влияние на состояние здоровья дошкольника, на его физическое и умственное развитие. Для того чтобы избежать перегрузок, надо рационально организовать режим

дня ребенка, предусмотрев правильное чередование сна и бодрствования, кратковременные (не более 30 минут) учебные занятия и свободные игры - все мероприятия, проводимые в закрытом помещении, и физические упражнения, а также прогулки на свежем воздухе.

Во-вторых, надо учитывать не только то, что может заучить ребенок, но и то, в какой мере он способен осмыслить усвоенное и насколько это полезно для общего развития малыша.

В-третьих, преждевременное, сверхраннее обучение дошкольника грозит нарушить нормальный ход гармонического развития человеческой личности. Дело в том, что на каждой ступени возрастного развития формируются в определенной последовательности ценнейшие человеческие качества и способности. Так, при правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Все эти качества имеют первостепенное значение не только для маленького ребенка, но и для зрелого, взрослого человека. Причем обнаруживается, что, если в дошкольном возрасте такого рода качества не будут надлежащим образом сформированы, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Задача заключается в том, чтобы, учитывая возрастные особенности и возможности малыша, воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять эту действительность в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости. Для воспитания этих важнейших качеств в

дошкольном возрасте имеются особо благоприятные условия, и, будучи сформированы надлежащим образом в первые годы жизни ребенка, они войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности.

1.4 ПЕДАГОГИКА И «ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ» РЕБЁНКА

В период от 3-х до 6-7 лет у ребенка продолжается быстрое развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Основная его деятельность - игра. Постепенно формируются новые мотивы игры: исполнение роли в воображаемой ситуации. Образцом главной роли служит взрослый. Если вчера это чаще всего были мать, отец, воспитатели, то сегодня под влиянием разрушающего детскую психику телевидения кумирами нередко становятся гангстеры, грабители, боевики, насильники, террористы. Прямо в жизнь дети переносят все, что видят на экране. Подтверждается положение о решающей роли условий жизни и воспитания в психическом и социальном развитии ребенка.

Природные свойства, задатки выступают лишь условиями, а не движущими силами развития ребенка. Как формируется ребенок, каким он растет - зависит от окружающих его людей, от того, как они его воспитывают. Дошкольное детство - это возрастной период, когда процессы развития во всех направлениях идут очень интенсивно. Созревание мозга еще не завершилось, функциональные особенности его еще не сложились, работа его еще ограничена.

Дошкольник очень пластичен, легко поддается обучению. Возможности его значительно выше, чем предполагают родители и педагоги. Эти особенности нужно в полной мере использовать в воспитании. Необходимо позаботиться, чтобы оно имело всесторонний и гармонический характер. Только органично связывая нравственное воспитание с физическим, трудовое с эмоциональным, умственное с эстетическим, можно достичь равномерного и согласованного развития всех качеств. Способности дошкольника проявляются в точности, чувствительности восприятия, умении вычленять наиболее характерный свойства предметов, разбираться в сложных ситуациях, уверенном использовании в речи логико-грамматических конструкций, наблюдательности, смекалке. К 6 годам развиваются и специальные способности, например музыкальные.

Мышление ребенка связано с его знаниями - чем больше знает ребенок, тем больше у него запас представлений для возникновения новых мыслей. Но, приобретая все новые и новые знания, ребенок не только уточняет свои прежние представления - он попадает в круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Это создает определенные «барьеры» для нарастающего развития познавательного процесса. Он вынужден «тормозить» перед непонятным. Мышление сдерживается возрастом и остается «детским». Конечно, различными хитроумными способами можно несколько форсировать этот процесс. Но, как показал опыт обучения шестилетних детей, вряд ли нужно к этому стремиться. Ребенок дошкольного возраста очень любознателен, задает много вопросов, требуя немедленного ответа. В этом возрасте он продолжает быть неутомимым исследователем. Многие педагоги полагают, что нужно идти за ребенком, удовлетворяя его любопытство и обучая тому, к чему он сам проявляет интерес, о чем спрашивает.

В этом возрасте происходит наиболее продуктивное развитие речи.

Увеличивается словарный запас (до 4000 слов), происходит развитие смысловой стороны речи. К 5-6 годам большинство детей овладевает правильным звукопроизношением. Постепенно меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми.

Продолжается формирование социальных норм и трудовых навыков. Некоторые из них, например убирать за собой, умываться, чистить зубы и т. п., дети пронесут через всю жизнь. Если же упущен период, когда эти качества интенсивно формируются, то наверстать упущенное будет нелегко. Ребенок этого возраста легко перевозбуждается. Ежедневный просмотр даже коротких телевизионных передач вреден для его здоровья. Нередко уже двухлетний малыш сидит с родителями по часу и более у телевизора. Он еще не в состоянии осмыслить того, что слышит и видит. Для его нервной системы это сверхсильные раздражители, утомляющие слух, зрение. Только с трех-четырехлетнего возраста можно разрешать ребенку смотреть детскую передачу в течение 15-20 минут 1-3 раза в неделю. Если перевозбуждение нервной системы случается часто и длится долго, то уже к школе ребенок страдает нервными заболеваниями. По некоторым оценкам, лишь четверть детей приходят в школу здоровыми. И виной тому все тот же злополучный телевизор, который лишает

Полноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей каждого ребенка.

Особенности поведения ребенка, его самочувствие, в определенной мере, зависят от его физического состояния и своеобразия темперамента. Изучение темперамента позволяет педагогу наиболее точно выбрать верные пути в процессе взаимодействия с детьми. Б.М. Теплов писал, что правильное воспитание предполагает не борьбу с врожденными свойствами, а учет и опору на них.

Целью, предлагаемой ниже программы, является выявление индивидуально-типологических особенностей детей дошкольного возраста для последующего учета в осуществлении образовательного процесса.

Из истории развития учения о темпераментах.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определенной возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности. С древнейших времен ученых, философов и врачей интересовал вопрос: почему люди так отличаются друг от друга, каковы основания этих различий.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ. Существовали самые различные теории темперамента: физиологические, химические, эндокринные. С особенностями темперамента связывали даже внешнюю форму тела. Большое влияние на развитие теорий о темпераменте оказали А. Геллер, Г. Висберг, У. Мак-Дауголлу, Я. Стреляу. Наиболее полно эта проблема была разработана И.П. Павловым, который выделил 4 типа темперамента, и дал их характеристику. В 50-х годах были предприняты широкие лабораторные исследования со взрослыми людьми с целью углубленного изучения проблемы. В результате этих исследований, проводившихся под руководством Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и В.С. Мерлина типология И.П. Павлова была дополнена новыми элементами.

Особенности проявления темперамента в детском возрасте.

Особенности высшей нервной деятельности (далее ВНД) у дошкольников проявляются более ярко, чем у взрослого. Они, как подчеркивал И.П. Павлов, еще не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни. Этим определением он подчеркивал, что черты темперамента, хотя они и врожденные, могут поддаваться педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.

Судить о том, к какому типу ВНД принадлежит ребенок, можно на основе его внешнего поведения.

Ребенок возбудимого типа – холерик - имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Все реакции ребенка холерика носят ярко выраженный характер. Младенцы бурно реагируют на любые неудобства: мокрая пеленка, крошка на простыне - вызывает неудержимый, до посинения плач. Также ярко маленький ребенок проявляет и другие эмоциональные реакции: не просто смеется, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость. У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь; все поведение отличается выраженной направленностью - ребенок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство. Дети - холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими, пытаются руководить и взрослыми. Все, что требует проявления активности, легко удается детям этого типа, и, наоборот, ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывает у них чувство протеста. Ребенок с возбудимой нервной системой обычно с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу же включается в обычный жизненный ритм. Он, за редким исключением, подвижен и деятелен, без конца что-то выдумывает и изобретает, стремится проникнуть в самые запретные места. Кажется, его энергия неистощима: после бурно проведенного дня ребенок отказывается ложиться в постель, требует, чтобы ему рассказали сказку, пытается затеять игру. В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.

Ребенок спокойного типа - сангвиник - с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Внешне они похожи на детей-холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребенка сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребенок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и наоборот. Особенность сангвиников - их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на все, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями. Ребенок за короткое время легко осваивается в яслях, в детском саду, период привыкания к новому режиму длится недолго; утром привели в детсад, а к вечеру он чувствует себя как дома. Общительность, покладистость, жизнерадостность детей располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут скрываться первые проявления не очень-то привлекательных черт характера. Из-за того, что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен быстро переключаться с одного занятия на другое. В некоторых обстоятельствах это качество играет положительную роль: ребенок легко включается в новую деятельность, может отказаться, если нужно, от привлекательных действий. В то же время эта пластичность малыша может оборачиваться отрицательной стороной: ребенок меняет одну за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного близкого друга, за все берется, но ничего не доводит до конца. Основное свойство маленького сангвиника - неустойчивость (поведения, интересов, привязанностей). У ребенка быстро формируются привычки, навыки, но столь же быстро они и разрушаются. Поэтому основная задача в работе с ребенком - сангвиником - формирование у него настойчивости. Ребенок послушен. Но разве послушание не может обернуться бедой? Он во всем слушается родителей и также охотно послушается совета случайного прохожего, подростка. У ребенка разнообразные интересы. Хорошо, но до определенных пределов. Бесконечно расширяясь, эти интересы неизбежно станут поверхностными. Не случайно дети - сангвиники в школе иногда стремятся записаться во все существующие кружки, но ни в одном из них не достигают заметных успехов - не хватает настойчивости. Ребенок охотно берется за любое дело. Прекрасно! Но завершает ли он его? Нет, он стремится быстрее прекратить его, чтобы взяться за другое, более интересное. Сангвиник быстро устает от однообразия. Привлекательной для него деятельностью он может заниматься долго, но как только наступают моменты, требующие однообразия, (а они неизбежны в любой деятельности) он стремится прекратить эту деятельность.

Ребенок - флегматик - имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись, лежит спокойно, редко плачет, редко смеется. Дети - флегматики быстро засыпают, но просыпаются с трудом и после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена, нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая - неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребенку и его ответом следует пауза. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к деятельности, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот внезапно прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда предстоит заниматься новым, незнакомым делом. Поведение ребенка - флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными. Все новое, непривычное ребенок этого типа воспринимает не сразу. Поступление в детсад связано с некоторыми сложностями: малыш долго приспосабливается к новому режиму, с трудом расстается с родителями, не принимает участия в играх детей. Флегматики неуютно чувствуют себя в гостях, неохотно знакомятся с новыми людьми. В привычной обстановке ребенок без принуждения выполняет правила поведения, справляется со знакомой работой, любое дело выполняет тщательно и аккуратно. Как и всякий ребенок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные стороны - это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надежности во всех проявлениях; отрицательные - вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Дети со слабой нервной системой - меланхолики - отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители, быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик - это тип ребенка, о котором говорят, что "его не видно и не слышно". Он не кричит, а попискивает, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно взирает на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений, ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение. Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают - от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим ещё более усиливает усталость. Резкий тон, принуждение подавляют и без того малую активность меланхолика. У детей с трудом формируются навыки, долго не складываются привычки, но всё, что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, надёжностью, устойчивостью и не требует дополнительного контроля. Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность - основные недостатки ребёнка - меланхолика. В то же время они имеют ценные свойства, как чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей, привычек. Дети с большими трудностями входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму дня в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий, бывает, что вообще длительное время не отвечают на вопросы взрослых и детей в учреждении.

Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: "Мы же их воспитываем одинаково". Именно, одинаково, а надо было воспитывать неодинаково, учитывая и природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребёнка.

«В процессе воспитания, - писал Б.М. Теплов, - следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника». Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.

Под
индивидуально-типологическими
особенностями развития ребенка мы подразумеваем
неравномерность
формирования
высших
психических
функций
(ВПФ):
регуляторных,
гностических, право-и левополушарных функций.
Нейропсихологические методы исследования
позволяют выделить у каждого ребенка как его
«сильные», так и «слабые» стороны в развитии
психических функций, а также определить
индивидуально-типологические
особенности
детей. Изучение индивидуально-типологических
особенностей
дошкольников
способствует
организации дифференцированного подхода в
условиях перехода современной педагогики к
личностно-ориентированному
обучению
и
воспитанию.

Межполушарная асиммет рия и межполушарное
взаимодейст вие
относятся
к
важнейшим
фундаментальным закономерностям работы мозга. Они
характеризуют интегративные особенности работы
мозга как единой системы, единого
мозгового
субстрата психических процессов (Брагина Н.Н.,
Доброхотова Т.А., 1988; Симерницкая Э.Г., 1985;
Хомская Е.Д., 2005).
Гност ические функцие, выражены в работе блока
приема, переработки и хранения информации.
Блок программирования, регуляции и контроля
деятельности

Нейро-психологические особенности

Психические
функции
Левополушарные
Праовполушарные
Синт ет ическое (видение подобий и
сходст в); симульт ант ное (одновременное, гешт альт); конкрет ное;
невербальной информации (в т ом
числе музыки); прост ранст венных
от ношений; эмоциональных
ст иму-лов; неприят ного,
ужасного; инфор-мация
непрерывная.
1. Восприятие
Унимодальное (видение
разлабст ракт ноеичий);
аналит ическое;; вербальной
информации; временных
от ношений; символов;
прият ного, смешного;
информация дискрет ная.
2. Способ
обработ ки
информации
Последоват ельный. Работ ает как Параллельный (одновременный).
цифровая сист ема словесная.
Работ ает как аналоговая сист ема.
3. Памят ь
Основана на словесной
информации.
Образная; узнавание лиц,
интонаций.
4. Выполняемые операции
Чт ение, письмо, счет.
Слежение за движущимися
предмет ами.
5. Мышление
Вербальное, формальнологическое, аналит ическое;
дивергент ное.
Наглядно-образное (практ ическое,
дейст венное), инт уит ивное;
конвергент ное.
6. Эмоции
Положит ельные (видение мира
эйфорическое).
От рицат ельные (видение мира
эмоционально мрачное).

Гендерные особенности

Психические
функции
Мальчики
Девочки
1. Восприят ие
Ост рот а слуха в среднем выше, чем у
девочек. Для них важна перспект ива
прост ранст ва. Восприят ие просранст ва.
Воспринимают информацию, ее
содержание, новизну и т ип изложения.
Более чувст вит ельны к шуму.
Опирают ся на ближнее зрение, для них
комфорт но ограниченное прост ранст во.
Восприят ие символов. Восприят ие
эмоциональных от ношений.
2. Способ
обработ ки
информации
В сист еме поиска и исследования.
По шаблону, ст андарт у, ст ереот ипно.
3. Памят ь
Запоминают все, чт о сами «от крыли»
и исследовали.
Опирают ся на механическое
запоминание.
4. Выполняемые
операции
Мысленные манипуляции с
геомет рическими формами.
Счет, манипуляции с цифрами и
формулами.
5. Мышление
Мышление более т ворческое, с
поисковой акт ивност ью. Мышление
направлено на выявление
закономерност ей и нест андарт ные
решения. В 6 лет сформировано
прост ранст венное мышление.
Мышление более прагмат ично и
конкрет но. Мышление ориент ировано на
получение необходимого результ ат а. К
13 годам формирует ся
прост ранст венное мышление.
6. Эмоции
Эмоции сильные, но корот кие,
переживаемые во внут ренней ст рукт уре,
без внешнего проявления –
от реагировали и бросают ся
дейст воват ь.
Эмоции направлены во внешний план,
проговаривают ся, проживают ся неоднократ но с включением близких,
доверенных лиц, в продолжении
длит ельного времени, за кот орое
происходит адапт ация к негат иву.

Архетипы - символы

Мальчики:
Символы свободы и путешествий: солнце, окно, ветер, месяц,
луна,мосты, горизонт, космические полёты, атрибутика
путешествий:колёса, самолёт, велосипед, машина, лодка,
Ракета и т.д.
Символы силы, мощи и воли: трактор, подъёмный кран, кит,
штанга, поезд, …
Символы врага: страшные драконы, змеи, роботы;
Символы стойкости: треугольник, квадрат, высокое дерево,
дом;
Символы борьбы: меч, копьё, лук, стрелы, шлем, щит,
крепость;
Символы победы: флаг, горн, колокол, крики «ура».

Девочки:

Символы хранительницы и воскресения жизни:
яйцо, птенцы, колыбель;
Символы духовного материнства: куклы,
колыбели, невесты, коляски;
Символы женственности (нежности, изящества,
лёгкости): воздушные шарики, порхающие птицы,
цыплята, разукрашенные принцессы - невесты,
наряды;
Символы женской красоты: цветы, шляпы, очки,
броши, яркие губы, глаза;
Символы очага и домашнего уюта: дом, стол,
занавески, сервиз, кровать, печка, ванная;
Символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи,
грибы.

При нормальном развитии ребёнка
стратегия чувственноподсознательного, стратегия их
первичных архетипов, на основе,
которых оформляется
психологическая жизнь (мужской или
женский статус), никогда не
пересекаются.

Литература

Литература
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в
обучении детей. - М., из-во «Ось-89», 2000
Безруких М.М. Проблемные дети. - М. ,из-во УРАО, 2000
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Дефицит внимания с
гиперактивностью у детей. – М., Медпрактика – М. - 2002
Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика Мозга: часть 1-2. / Пер.
С.М. Масгутовой. - М., 1997
Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и
дефицитом внимания. – М., Школа – Пресс, 2000
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., из-во
ЦСПА «Генезис»
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция
в детском возрасте. – М., из-во «Академия», 2002
Сорокина Л.И. Взаимосвязь индивидуально-типологических
особенностей детей суспешностью овладения
общеобразовательной программой детского сада// Вестник
МГГУ им. М.А. Шолохова. -2012.-№1.Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников и
школьников. – М., из-во «Творческий Центр» 2001
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. –
М., из-во «ТЦ Сфера», 2002
Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга. Л., 1978
Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных
мира. – М., из-во «Тускарора», 1998

Индивидуальные особенности ребенка - что это? Какие свойства им присущи? Мы постараемся раскрыть эту актуальную тему

Индивидуальность человека, в том числе и ребенка, может определяться тем, как он выглядит, какую манеру общения имеет. Также сюда входит круг интересов, получаемые знания, имеющиеся или приобретенные способности и привычки и многие другие признаки. К индивидуальным особенностям относятся и такие познавательные процессы, как мышление, восприятие, память, внимание и воображение.

Каждому ребенку присущи свои индивидуальные свойства и качества (в мире нет похожих друг на друга детей). Они во многом определяют развитие отдельной личности. Одним из самых главных факторов для их формирования является социальная среда. Поэтому индивидуальные особенности ребенка во многом зависят от воспитания родителей, от того, каких принципов они придерживаются, какой образ жизни ведут. Это касается детей дошкольного возраста. Их различия проявляются с первых месяцев жизни.

Индивидуальные особенности развития детей неразрывно связаны с их возрастом. Дошкольный период охватывает период от одного до шести-семи лет. Для каждого временного отрезка характерны определенные черты:

  • формируются способности;
  • проявляется темперамент;
  • интересы.
До школьного периода оптимальные условия развития ребенка должны создавать родители.

Темперамент влияет на поведение детей (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста включают определенные его свойства:

  • Активность является той интенсивностью, с которой проявляется двигательная и психическая деятельность. Она бывает низкого, среднего, высокого уровня.
  • Отношение к новому, проявляющееся в реакциях малыша, например, при встрече с ранее незнакомыми ему ситуациями, предметами, явлениями. Ребенок может воспринимать все новое безразлично, отрицательно или положительно.
  • Сниженное, хорошее или повышенное настроение.
  • Эмоциональная чувствительность: низкая, средняя, высокая.
  • Гибкость - свойство, отражающее способность детей быстро приспосабливаться, изменять цель, мнение.
  • Внимательность - свойство, которое отражает способность сосредотачиваться на чем-то.
Темперамент со временем меняется, однако многие свойства, которые проявляются у детей до одного-трех лет, сохраняются на протяжении жизни.

Характер является результатом воспитания. Он приобретается детьми в процессе взаимодействия с окружающей средой. Начиная с раннего возраста, он формируется на протяжении практически всей жизни, во многом зависит от манеры взаимоотношений, которые присутствуют в семье.

Индивидуальное развитие ребенка имеет еще одну важную сторону - область интересов. Считается, что поведенческие реакции детей во многом диктуются их желаниями и целями, формирующимися на основе интересов. Последние, в свою очередь, в некоторой степени зависят от способностей ребенка. Довольно-таки значительное воздействие на них оказывают и родители, которые демонстрируют личные предпочтения в повседневной жизни, поощряя малыша в конкретных занятиях.

В процессе развития индивидуальных особенностей события, процессы, предметы, люди приобретают у ребенка определенную ценность. Группа «неопределенное» включает те аспекты, которые не вызывают никаких эмоций или интереса, группа «отвергаемое» - которые неприятны и нежелаемы. Ценными являются те моменты, которые приятны ребенку и вызывают у него положительные эмоции.