Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства. «Взаимосвязь экологического воспитания дошкольников с нетрадиционной художественной деятельностью

Тема: «Сайгак –одно из прекрасных проявлений природы»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………1

Глава №1. Сайгак (или сайга) –своеобразное животное………………. ……………2-3

Глава №2. Охрана сайгаков в Казахстане…………………………………………… 4-5

Глава №3. Анализ факторов, влияющих на современное состояние популяции сайгаков………………………………………………..…………………………………5-6

Глава №4. Тема сайгака, как уникального творения Природы в произведениях казахстанских и других писателей и поэтов……………………… ……………………………………6-7

Заключение……………………………………………………...………………………7

Литература………………………………………………………….……………………7

Введение.

Мой Казахстан – это самая дорогая, важная, драгоценная, горячо любимая страна. Это Родина моя… Щедрой рукой разбросала Природа-мать на казахстанской земле –это необъятные степи , высокие горы с белоснежными вершинами, полноводные реки. Степь. Что представляет собой степь? Для меня это, наверное, где чистый и свежий ветерок, чистое небо, летом зеленая трава, а зимой белоснежная равнина, как в сказке. В степи можно увидеть много живности- это птицы, грызуны, различные виды животных и конечно же одно из прекрасных проявлений природы -сайгака. Как говорят- степь полна жизни, надо только ее увидеть и услышать ее скромную прелесть. Бескрайние просторы, шелест листвы, свежий запах цветов, вот что значит Казахстанская степь. Солнце в степи чрезвычайно прекрасное, оно такое яркое, большое, отличающее от того пейзажа,который мы видим в городе. Особенно она хороша весной, когда её можно сравнить с юной красавицей из сказочной страны. Какое обилие цветов и трав, великолепным ковром прикрывающих неприглядную растительность, оставшуюся с прошлогодней зимы! А какой воздух, свежий и чистый. С высокого неба льются звонкие трели жаворонка, хотя сама птица кажется маленькой точкой на голубом фоне. Из под ног вылетают роем насекомые, юркие ящерицы стараются скрыться в норках; суслики стоя на задних лапках вытягивают, следят нет ли рядом опасности. Нос особым волнением всегда в Казахстанской степи можно наблюдать за сайгаками, этими уникальными животными. Сайгаки – самые древние кочевники необъятных степей Казахстана. Огромные стада этих удивительных животных паслись бок о бок еще во времена ледникового периода с мамонтами и шерстистыми носорогами. С древних времен это животное было известно под названием «сайга». Это имя ему дал греко-римский географ Страбон, живший более 2000 лет назад.

Актуальность темы.

В результате глобальных изменений климата и ослабления сельскохозяйственной (пастбищной) деятельности человека произошла заметное изменение среды обитания животных, которое сказалось на состоянии их популяций. Численность сайгака, ранее наиболее массового вида копытных на территории Северо-Западного Прикаспия (более 800 тыс. особей в конце 50-х годов прошлого века), значительно сократилась и по экспертным оценкам в последние годы и ч исленность популяции сайгаков в Казахстане составляет 256 тыс. голов, сообщил министр окружающей среды и водных ресурсов РК Нурлан Каппаров. Сайгак- современник мамонта, доживший до наших дней и его численность в руках человека!

Гипотеза.

Привлечение внимания общественности к проблеме сокращения численности сайгаков, через ведение разъяснительной работы с учащимися школ и населением помогут привести к развитию чувства долга человека перед природой, своей Родиной Казахстан, а поэтические произведения, призывают к ответственному, нравственному поведению человека в природе. Мы очень мало знаем о сокращении численности сайгака на территории Казахстана. Люди стали равнодушны к данной проблеме.«Сайгак- современник мамонта?», «Для чего браконьеры охотятся на сайгаков?», «Почему сокращается численность сайгака?» и «Как данную ситуацию изменить». Вот на эти вопросы и необходимо ответить.

Объект исследования.

Растительноядные млекопитающие, сайгак ( Saiga tatarica )

Задачи:

1.Изучить образ жизни сайгаков. 2. Изучить особенности жизни сайгака в условиях уменьшения численности;

3. Обобщить данные об изменении мест обитания сайгака в разные исторические эпохи и выявить ведущие экологические факторы, которые действовали в прошлом и могут в настоящее время оказывать положительное или отрицательное воздействие на его популяцию

4. Изучить произведения, в которых упоминается данный вид

5. Провести исследовательскую работу, анкетирование среди учащихся моей школы по данной теме.

Глава №1

Сайгак –своеобразное животное. Особенности строения и среда обитания.

Сайгаки - единственные дикие копытные млекопитающие, живущие в степях России. Это небольшие антилопы (с массой тела от 20 до 50 кг) оригинальной внешности, покрытые шерстью песочно-глинистого цвет Самое примечательное у сайгака - вздутая горбатая морда с нависающим надо ртом мягким подвижным хоботком. На конце хоботка близко друг к другу расположены круглые, направленные вниз ноздри.. Их горбатая морда вздута и заканчивается нависающим над ртом коротким хоботом, на конце которого расположена пара ноздрей, направленных вниз. Горбоносость зависит от чрезвычайного увеличения носовых полостей, выполняющих роль органов, в которых согревается холодный воздух, вдыхаемый сайгаками во время быстрого бега зимой. Сайгаки обитают на юго-востоке европейской части России, в Нижнем Поволжье, на большей части Казахстана и в ряде других районов. Сайгаки предпочитают совершенно ровные пространства сухих степей и полупустынь с каменистыми или твердыми глинистыми почвами, где чувствуют себя более уверенными и способными избегать нападения врагов (например, волков). Сайгаки бегают иноходью и могут развивать скорость на плотных грунтах до 70-80 км в час. Рога у самцов сайгака полупрозрачные, светлого воскового цвета, поставлены почти вертикально; они слегка лирообразно изгибаются и на большей части несут кольцевые валики. Летом окраска зверей желтовато-рыжая, без светлого «зеркала» в области хвоста. Зимой окраска очень светлая, глинисто-серая. Длина тела 100 -145 см, высота - 55 - 80 см, масса - 20-50 кг. Самки меньше самцов.

В XVII - XVIII столетиях сайгак населял все степи и полупустыни от предгорий Карпат на западе до Монголии и Западного Китая на востоке. На север он доходил в те времена до Киева и Барабинской степи Сибири. Но и этот огромный ареал был остатком некогда еще большего. Во времена мамонта, гиппариона и шерстистого носорога сайгак населял всю Европу до Англии на северо-западе и реки Печоры на северо-востоке. В Азии он жил по долинам таких сибирских рек, как Иртыш, Енисей и Лена, проникая до Новосибирских островов в Ледовитом океане. Остатки его были найдены даже на Аляске. Однако во второй половине XIX столетия человек быстро заселял степи Европейской России, и сайгак почти исчез из Европы. Резко сократился ареал и численность сайгака и в Азии. В итоге в 1919 г., он сохранился в Европе только в самых глухих районах нижнего течения реки Волги, а в Азии - по Устюрту, Бетпак-Дала, в междуречье Или - Каратал, в котловинах западных озер Монголии и немногих других местах. На всем протяжении огромного ареала, который многократно разрывался, оставалось вряд ли более нескольких сотен сайгаков.

Образ жизни сайгака весьма интересен. Живет сайгак в сухих степях и полупустынях с плотными каменистыми или глинистыми почвами, на равнинах. Он избегает не только гор, но даже холмов и местности, пересеченной оврагами и долинами. Не встретишь сайгака и в песках. Только во время снежных буранов в суровые зимы он изредка заходит в бугристые пески, поросшие кустарником, где ищет защиту от леденящих ветров. Привязанность сайгака к равнинам с плотными почвами определяется его глубокими и древними приспособлениями к бегу иноходью. Такой тип бега позволяет сайгаку на ровной поверхности развивать скорость до 80 км/ч, но делает его беспомощным в пересеченной местности.

На бегу сайгак не способен перепрыгнуть даже узкую придорожную канаву. Сайгаки необычайно выносливы. В поисках еды проходят огромные расстояния без отдыха. Стойко переносят жару и могут подолгу обходиться без воды. И в еде не капризны: поедают траву, лишайники, даже полынь и ядовитые растения. Оказывается, в их организме много меди, а она нейтрализует действие растительных ядов. Летом они предпочитают злаки, а зимой - солянки. В сухой период года выбирают те растения, влажность которых не менее 50-65%. Отыскивая сочные корма, огромные стада сайгаков кочуют по степям, и, чем больше сохнет трава, тем подвижнее становятся животные. В июне - августе, когда трава выгорает под лучами солнца и не бывает дождей, сайгаки подходят к озерам и рекам на водопой

С юга, в марте или начале апреля, подобно птицам, они устремляются к северу. В это время самки, которые должны принести потомство, отыскивают самые глухие уголки степи, где поблизости нет воды, а следовательно, и нет волков. В начале мая у самок, собравшихся в таких «родильных домах», появляются новорожденные.

После матери уходят пастись, навещая деток утром и вечером, чтобы покормить молоком. А на десятый день телята начинают сами щипать травку.

Летом они предпочитают злаки, а зимой - солянки. В сухой период года выбирают те растения, влажность которых не менее 50-65%. Отыскивая сочные корма, огромные стада сайгаков кочуют по степям, и, чем больше сохнет трава, тем подвижнее становятся животные. В июне - августе, когда трава выгорает под лучами солнца и не бывает дождей, сайгаки подходят к озерам и рекам на водопой.

Самцы живут около 4-5 лет, а самки дольше - до 8-9 лет.

Глава № 2

Охрана сайгаков в Казахстане.

В нынешнее время сайгак относится к числу животных, находящихся под угрозой. В 1996 году он вошел в Красный список Международного Союза охраны природы (МСОП), а с 2002 года ему присвоен статус высшей степени угрозы, CR - вид, находящийся в критическом состоянии. В конце 20-го века после распада Советского Союза в трудный экономический период вырос спрос на мясо и рога сайгака.

1 апреля 2008 года была создана специальная негосударственная служба охраны животного мира (СОЖМ), которая состояла из 3 групп по 2 человека. Основными задачами СОЖМ были: пресечение браконьерства на территории обитания бетпакдалинской популяции сайгака; мониторинг популяции сайги и ключевых видов степных и полупустынных экосистем.

В Казахстане ведется огромная работа по охране и восстановлению численности сайгаков. Создаются охотничьи хозяйства, на которых обитают сайгаки.

Ведется работа с населением, в 2009 году была создана группа, которая читает лекции и ведет разъяснительную работу с население направленную на пропаганду бережного отношения к сайгакам и другим редким животным обитающим на территории Казахстана.

В Казахстане ведется авиаучет сайгаков, чтоб получить более точные сведения о численности данного вида и местах кочевий сайгаков.

С 2009 года ведется работа по спутниковому мечению сайгаков, что позволяет определять пути миграции и места окота сайгаков

Проведение мониторинга полевыми сотрудниками «казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия» позволяет собрать информацию по плодовитости, половому соотношению новорожденных, смертности сайгачат в первые дни жизни, а также по местам окота. Подготовлены карты мест окота сайгаков, выясняются закономерности их размещения.

Глава №3

Анализ факторов влияющих на современное состояние популяции сайгаков .

В данной главе я рассмотрю факторы влияющие на состояние популяции сайгаков. Факторы могут быть самые разные, как факторы неживой природы, так и факторы живой природы и деятельность человека. Анализируя полученные сведения из различных информационных источников я установила, что к абиотическим факторам можно отнести

климатические: годовая сумма температур, среднегодовая температура, влажность, давление воздуха, механический состав почвы, рельеф, высота над уровнем моря, крутизна и экспозиция склона; химические: газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность

физические: шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения) и биотические - влияние растений; влияние грибов, влияние животных, влияние микроорганизмов и самое огромное созидательное и разрушительное воздействие на популяции сайгаков оказывает деятельность человека..

Абиотические факторы.Климат. Анализ метеоданных показал, что с середины ХХ в. в происходит незначительное повышение температуры и увеличение ежегодного количества осадков. Климатические условия в годы как высокой, так и низкой численности сайгаков остаются неизменными. Следовательно, можно сделать вывод, что климатические условия не оказывают значительного влияния на численность сайгаков в исследуемом регионе.

Изменение растительного покрова. К настоящему времени в местах основного обитания сайгаков произошли существенные изменения растительного покрова, вызванные в основном хозяйственной деятельностью и обширными пожарами, которые представляют собой серьезную опасность для этих животных (уничтожение кормовой базы и прямая гибель). С другой стороны, пожары оказывают положительное влияние на кормовые условия - уничтожение огнем сухой ветоши ковылей способствует их лучшему отрастанию и вегетации молодых растений.

Биотические факторы. В последние годы в зоне обитания сайгаков увеличивается количество волков, которые сильно влияют на численность популяции сайгаков

Антропогенные факторы.

физические: использование атомной энергии, перемещение в поездах и самолётах, влияние шума и вибрации

химические: использование минеральных удобрений и ядохимикатов, загрязнение оболочек Земли отходами промышленности и транспорта

биологические: продукты питания; организмы, для которых человек может быть средой обитания или источником питания

социальные связанные с отношениями людей и жизнью в обществе. Браконьерство.

Проведя данную работу с информационными источниками можно сделать вывод, что большее влияние на численность сайгаков оказывает именно человек. Браконьерство наносит огромный ущерб. В результате бесконтрольной добычи взрослых самцов нарушилась половозрастная структура популяции сайгаков, что привело к значительному увеличению яловости самок.

Глава №4

Тема сайгака как уникального творения Природы в произведениях казахстанских и других писателей и поэтов.

Перед тем как написать данную главу, мной при помощи руководителя проекта было проведено тестирование среди учащихся 5-6 классов в школе. Основными вопросами были:

    Кто такие сайгаки? Из 80 пятиклассников 95% процентов ответили правильно, а из 65 шестиклассников 90%, что позволило сделать вывод, что учащиеся интересуются животным миром Казахстана.

    Где обитают сайгаки? Все учащиеся дали правильные ответы.

    Знаете ли вы произведения в которых затронута тема сайгака, как уникального творения природы? 5% от общей массы учащихся 5-6 классов назвали роман Ч.Айтматова «Плаха».

    Слышали ли вы из средств массовой информации о том что на территории Казахстана происходит сокращение численности сайгаков? Только 21% от общей массы учащихся интересуются проблемами, связанными с развитием и сохранением биоразнообразии в Казахстане.

Исходя из полученных данным можно сделать вывод, что нужно отводить больше времени на проведение разъяснительной работы среди школьников, проводить в библиотеках выставки книг, в которых есть произведения связанные с описанием сайгаков.

При работе над проектом, мы с родителями и руководителем проекта просмотрели много произведений . Конечно, есть немало произведений, в которых воспевается красота и величие этого священного животного. С особенной теплотой и любовью пишет о сайгаках поэт Егор Буджалов в стихотворении «Сайгаки». Для него родная степь немыслима без этих древних животных, без тюльпанов: «Где бы ни был я, Степь вспоминаю И сайгачьи стада на бегу. В сентябре ли, В тюльпановом мае Степь представить без них не могу»… Подчеркивая их легкость, стремительность, поэт сравнивает их бег с летящей стрелой. Для Е. Буджалова очень важно, что уже тысячи лет, кочуя из «древней дали», эти животные продолжают свой бег и в нашем веке. Так неужели мы те, на ком должна оборваться эта нить? В концовке стихотворения слышится беспокойство поэта, его обращение к нам: «Чтоб они из степей не умчали, Помоги им в беде, Человек!» Написав слово «человек» с большой буквы, автор верит в высший разум и благородство человека.

Говоря о гармоничности, цельности природного мира, нельзя не сказать о поэтической сказке Дольгана Шанаева «Сказка о сайгачонке». Степь для сайгачонка как огромная мама, которая согревает, оберегает его. Здесь он спокоен, беззаботен, здесь всюду у него друзья. Это и Зайчишка Длинные Ушки, и Суслик, и цветы, и птицы. Все с ним приветливы, ласковы. Когда сайгачонок Резвые Ножки, заигравшись, не может в темноте найти дорогу домой, когда ему угрожают хищный Орел, Серый Волк, Змей, все вокруг ему помогают. Это Солнце, Венценосный Удод, ЕЖ Меняневозьмешь, Тушканчик. Мир этот полон добра, всем хватает места. Ну а если грозит беда, сильный всегда приходит на помощь слабому.

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» посвящен философским проблемам добра и зла, которые связаны с главным вопросом современности: сохранится ли жизнь на земле ? « …Люди, люди – человекобоги! Люди тоже охотились на сайгаков Моюнкумской саванны. Прежде они появлялись на лошадях, одетые в шкуры, вооружённые стрелами, потом появлялись с бабахающими ружьями,

гикая, скакали туда- сюда, а сайгаки кидались гурьбой в одну, в другую сторону – поди разыщи их в саксаульных урочищах, но пришло время,и

человекобоги стали устраивать облавы на машинах, беря на измор, точь– в- точь как волки, и валили сайгаков, расстреливая их с ходу, а потом человекобоги стали прилетать на вертолётах и, высмотрев вначале с воздуха сайгачьи стада в степи,шли на окружение животных в указанных координатах, а наземные снайперы мчались при этом по равнинам со скоростью до ста и более километров, чтобы сайгаки не успели скрыться,а вертолёты корректировали сверху цель и движение… » Ч.Айтматов в своем произведении показал страшную картину уничтожения сайгаков людьми. Еще очень много встретилось нам различных поэтических произведений по данной теме: Д.Н. Кугультинов в стихотворении «Смерть сайгака, или расстрелянное утро», Г.Кукареки « Сайгаки» и А.Л.Дагаев обращается к нам со словами: «Люди, сайгаков спасайте!»

Человечество должно задуматься о братьях наших меньших и о том, что сохранить наследие предков, животный и растительный мир в Казахстане, это прямая обязанность каждого гражданина Республики Казахстан.

Заключение. Выводы и перспективы .

Изучение данной темы открыло для меня много неизведанного, особенно в области народных традиций и обычаев, раскрыло красоту и богатство родной степи и её обитателей. Удивительно как мудры и дальновидны были наши далекие предки. Мы, нынешнее поколение, считающее себя намного грамотнее их, на мой взгляд, неизмеримо беднее духовно. Чтобы стать истинными патриотами своей земли, нам необходимо постигать эту мудрость, знакомясь с богатым фольклором нашего народа, читая произведения писателей, размышляя над ними, встречаться и беседовать с людьми старшего поколения и с людьми занимающимися охраной окружающей среды . Поэты и писатели в своих произведениях поднимают актуальные вопросы современности. Это:

- бережное, ответственное отношение к природному миру;

- защита и сбережение сайгака как одного из уникальных представителей степной фауны;

- формирование нравственных качеств личности, стремления сохранить этот природный мир для потомков.

Думаю, что перспективой моей дальнейшей деятельности будет продолжение изучения этой темы на примере других поэтических и прозаических произведений, ознакомление с ними своих одноклассников, младших школьников. А так же дальнейшее изучение материалов о сайгаках.

Список использованных источников и литературы

8. Д. Шанаев. Сказка о сайгачонке. Элиста, 1986 г.

9. Чингиз Айтматов, "Плаха", роман. Москва, "Молодая гвардия", 1987

Взаимосвязь изобразительной деятельности

и экологического образования детей дошкольного возраста

на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении.

Изобразительная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изобразительная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и созидание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота - это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающем миром и с удивительном миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом. Красота, в каких бы она формах ни проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро. А добро тем более всегда прекрасно, и встреча с ним, точно так же как встреча с красотой, оборачивается огромной радостью для ребёнка. «Какой могучей силой является детская радость в повседневной жизни личности и коллектива», - пишет В.А.Сухомлинский. Детская радость - это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности. Вот почему введение ребенка в мир искусства и в систему взаимосвязей его с жизнью должно осуществляться в единстве радости, добра и красоты. Понятие добра и красоты у ребёнка уже есть, только его восприятие отличается некоторыми особенностями. Красота для него это то, что ярко, броско, привлекательно, а доброта ассоциируется с образом мамы, бабушки, любимого котёнка или щенка и т. д.

Задачи изобразительной деятельности и экологического образования, - опираясь на эти представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли воспринимать все это в окружающей действительности: предметах, явлениях, поступках людей. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. По-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшейся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом ребенку почувствовать особое очарование красоты природы.

Природа всегда была вдохновителем и источником великих творений. Великие мастера искусства отражали в своих произведениях ее величие и красоту. Общение с природой способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции, воспитывает вкус и чувства. Ф.М.Достоевский писал, что «красота спасет мир», и это утверждение имеет первостепенное экологическое значение.

Красота - это идеал. И мы должны стремиться к прекрасному. Может, только тогда на земле наступит гармония между человечеством и природой...

Красота дарит чувство восхищения, которое вызывает радость, побуждающую человека к созиданию, действию. Поэтому задача экологического образования в детском саду - научить ребят с уважением относиться ко всем проявлениям жизни, воспринимать мир во всем его богатстве форм, красок, звуков. Большую роль в процессе формирования экологической культуры дошкольников играет изобразительное искусство. Взаимосвязь экологического воспитания и изобразительного искусства неоспорима. Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства.

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи - формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли - в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребенку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т.п.) являются составляющими каждого проводимого занятия по изодеятельности.

Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности и взаимодействии с миром природы, разностороннем познании этого мира и бережное отношение к нему.

Подготовила Педагог по изобразительной деятельности Боброва А.Ю.






Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогические особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста. 2. Рассмотреть изобразительную деятельность как одно из средств экологического воспитания дошкольников. 3. Изучить методику использования изобразительной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. 4. Провести анализ опыта работы педагогов по использованию изобразительной деятельности как средства экологического воспитания. 5. Выяснить роль изо деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников с помощью педагогического эксперимента.


Для анализа опыта педагогов использовала опыт отраженный в издании журналов «Дошкольное воспитание» за период с годов.


Всего проанализировано 68 журналов в них выявлено 53 статьи по теме экологического воспитания дошкольников из общего числа журналов, из них с содержанием материала по использованию изобразительной деятельности как средство экологического образования выявлено 21 статья, общего количества журналов.







, воспитатель

первой квалификационной категории,

МБДОУ детский сад №17 «Звёздочка»

Формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий, ребенок много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.

Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, как ребенок может, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий, исследовательскую деятельность , сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных и многие другие виды деятельности .

Я постоянно внедряю в свою работу современные интерактивные методы:

ü ролевое моделирование;

ü мозговой штурм;

ü групповую дискуссию;

ü диагностирование, анкетирование;

ü пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз;

ü элементы релаксации и психогимнастику;

ü тренинги;

ü нетрадиционные приемы по технике рисования.

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников и моим собственным интересом к этому методу. Я считаю, что обучение рисованию, начинается с воспитания умения видеть в обыкновенном - необыкновенное, в обыденном – сокровенное, в частном – общее, видеть то, что иной даже не заметит и не заподозрит. Основа индивидуального художественного видения складывается в детстве. Рисование карандашами или красками требуют от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания приемов работы с красками, так и приемов рисования. Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Если показать ребенку, как нарисовать дерево, дом, листья и т. д., малыш непременно повторит то, что ему показали. Правда это будет ваш домик и ваше дерево. Я считаю, что такой способ тормозит ребенка. А недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Исходя из выше сказанного, я поставила цель собственной педагогической деятельности - формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

Создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;

Помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм, звуков, цвета, запахов в окружающем мире;

Побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

Сопровождать чувственное познание словом;

Развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху.

Решая, поставленные перед собой задачи я предоставляю широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников. Возможности осуществляю через созданные следующие условия:

ü обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

ü организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту;

ü предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла;

ü поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;

В своей работе я опираюсь на рекомендации, которая говорит: «Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило. Этому во многом способствуем мы, взрослые. Если мы испытываем подобные эмоции и чувства, видим красоту, то это, несомненно, передается ребенку».

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

С детства ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся дань, не подозревая, какая картина мира перед ним раскрывается. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Осуществить это можно только в процессе интеграции всех образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы », «Художественное творчество», «Музыка».

С помощью ознакомления с художественной литературой: А. Барто «Уехали, В. Осеева «Плохо», С. Михалков «Зяблик», М. Пришвин «Золотой луг», «Ребята и утята» дети в процессе размышления сами делают выводы. Приобщая ребенка к природе, я способствую формированию человеческих ценностей:

1. Познавательных, когда ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментирует.

2. Преобразовательные, когда у ребенка возникает желание беречь природу, сохранять и умножать ее по мере своих сил.

3. Ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее. Чтобы помочь ребенку сформировать у малыша доброе, ласковое, нежное чувство – чувство любви к живому в своей работе я использую такие приемы:

- даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т. п;

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту;

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, что ты меня ласково погладил!»;

Ввожу в наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека природе, восхищаясь ее красотой;

Отождествляю природный объект с человеком. Например, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т. д.;

Ввожу элементы игры (покажи, как качаются березки, ветер закружил листочек);

Не допускаю в присутствии детей неблаговидного отношения к природе.

Обучение не может быть успешным, если у детей недостаточно высокий уровень сенсорной культуры. Без сенсорного развития дети не могут овладеть полными и точными знаниями. Органы чувств являются теми каналами, через которые в наше сознание входит внешний мир. Необходимо развивать и укреплять внешние чувства: зрение, слух, осязание. Для обогащения чувственного опыта детей предлагаю игры, направленные на то, что нас окружает. Например, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба – коричневая, у ивы – зелено-желтая, у осины – красная или лиловая. Картина осеннего парка воспринимается полнее, если детям предложить голоса птиц, шум ветра, шорох опадающих листьев, научить определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвует в таком познании, тем больше свойств выделяет ребенок в объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему различать, сравнивать. Так осуществляется сенсорное восприятие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. А зимние сугробы бывают причудливой формы, напоминающей притаившихся зверей; ель – стройная, как свечка, с нарядными шишками на верхушке. Настоящая0сказка!
Трех - или четырехлетний ребенок тонко, чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Чтобы каждому ребенку найти свое понимание цвета и научиться, с его помощью, выражать свои эмоции, я провожу занятия на развитие у детей чувства цвета. Поэтому со второй младшей группы я ввожу экспериментирование с красками.

Для развития сенсорной культуры использую дидактические игры:

1. на ознакомление с цветом - «Воздушные шары», «Радуга» (с младшего возраста);

2. на ознакомление с теплыми и холодными цветами спектра - «Окраска воды», «Собери букет»;

3. на формирование зрительного анализа цветовых сочетаний «Цветной лед»;

4. на обобщение предметов по признаку - «Подбери предмет нужного цвета»;

5. на развитие глазомера - «Цветной диск».

В младшем возрасте я начинаю работу по формированию экологического сознания с таких техник: рисование пальчиками, ладошкой, кулачком; оттиск пробкой, различными печатками, обрывание, скатывание бумаги; рисование краской из мелков.

Рисование пальчиками.

https://pandia.ru/text/79/201/images/image006_18.jpg" alt="CIMG1760" align="left" width="216" height="175 src=">Каждый пальчик маленькая кисточка. Малышам нужна гуашь. Открываю перед ними баночки: у детей глаза разбежались – такое все яркое! Как тут не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить свой отпечаток на чем-нибудь. Я проводила занятия «Дождик», «Веселые жучки», «Веселое солнышко». Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с двухлетнего возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь, салфетки и плотная бумага небольшого размера с нанесённым на неё рисунком или аппликацией , т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу недостающими деталями. Это может быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без праздничных шаров и т. д. Ребёнку предлагается опустить пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на бумагу для завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причём краски разного цвета можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску.

Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку.

Оттиск печатками из картофеля.

С удовольствием дети штампуют различными материалами. Самый дешевый материал – лук, картофель, морковь я предлагала детям на занятиях: «Одуванчики», «Красивые цветы».

https://pandia.ru/text/79/201/images/image008_13.jpg" align="left" width="238" height="190 src=">Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

В 4 – 5 лет у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса. Я закрепляю его с помощью упражнений: «Чудесные превращения точки», «Линия нам рассказала о…». В старшей группе я знакомлю детей с техниками: монотипия. С ее помощью появляется изображение, которое невозможно сделать кистью, что приводит детей в восторг.

Монотипия.

Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия . На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Проводила занятие «Осенняя сказка». Детям нравится играть с красками. На занятии «В краю удивительных бабочек» использовала технику рисования нитью. Рисуем восковыми мелками, затем покрываем изображение акварелью . Там, где остался след от воска, краска держаться не будет (занятие «Воздушные шары»). На занятиях «Озорные тучки», «Деревья в инее» использовала технику выдувания. Капаем краску на лист бумаги, и вооружаю детей трубочками. Он приставляет ее к пятну и сильно дует. Пятно растекается, напоминая дерево. Посыпаем рисунок солью – получается иней. В технике «по-сырому» работали на занятии «Радуга над домом».

Восковые мелки и акварель.

Манко" href="/text/category/manko/" rel="bookmark">манкой («Красивые цветы»);

· рисование на ткани («Птенчик»);

· рисование мятой бумагой («На полянке»);

· «эффект после дождя» («Что я вижу из окна?»);

· тычкование («Ежик»);

· рисование нитями («Бабочки») и многие другие.

Кляксография.

Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали.

Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом можно рисовать деревья, водоросли , салют и др.

Набрызг.

Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Граттаж.

https://pandia.ru/text/79/201/images/image012_12.jpg" align="left" width="164" height="160 src=">

Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

Только тесное сотрудничество с семьей позволяет решать проблему, над которой я работаю. При этом я использую различные формы взаимодействия: индивидуальные (беседы и консультации), коллективные (собрания), наглядно – информационные (родительские уголки, стенды, выставки методической литературы). В результате анкетирования выяснилось, что карандаши есть во всех семьях, но не всегда нужного ассортимента. Красками дома дети почти не рисуют, пластилин покупают немногие родители. Беседуя с родителями, я поняла, что они не имеют представления о способах изображения предметов нетрадиционной техникой рисования. Поэтому родителям была предложена оформленная папка с образцами работ и пояснением, консультациями «Как организовать домашние задания по рисованию и лепке» и др. Даю рекомендации родителям, чьи дети испытывают трудности в рисовании. Я стараюсь убедить родителей в том, что можно и необходимо развивать у дошкольников экологическое сознание как можно раньше. Чтобы добиться детской активности, надо с уважением относиться к работам детей, стимулировать, привлекать родителей к участию в совместных с детьми работах, участию в различных конкурсах, помогаю им аккуратно сохранять рисунки. Включаю родителей в процесс оформления группы, территорию детского сада. На участках детского сада родителями вместе с детьми были посажены деревья, а на клумбах цветы. Совместно с родителями изготовили творческого панно. Организованы выставки совместных с детьми работ «130 лет городу Гуково», «Вот такие наши мамы», «Экология, безопасность, жизнь». На развитие творческих способностей влияет окружающая среда, в создании которой посильную помощь оказали родители. В группе создана развивающая среда, способствующая изобразительной, творческой активности детей: в изоуголке имеются различные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, трафареты, нитки, трубочки, бумага различной фактуры, природный материал, палитры, баночки для экспериментов с красками, дидактические игры и др.; есть уголок экспериментирования, оформлена выставка работ местного художника. Регулярно меняются выставки репродукций русских художников. Постоянно функционирует выставка детских работ.

Показателем эффективности проделанной работы являются изменения в поведении детей. Дети испытывают радость от встречи с природой, с удовольствием заботятся о растениях и животных, гордятся правильными поступками, доводят начатую работу до конца. Неуверенные в себе и замкнутые дети стали веселыми и инициативными.

В результате проделанной работы у детей были сформировано экологическое сознание, четкие представления о гармоничных связях природы и человека. Представления о художественном образе природы через нравственно-эстетические категории, накопился эмоционально-творческий опыт чувственно откликаться на гармонию и красоту природы и воссоздавать ассоциированный образ через нетрадиционные техники рисования. Дети могут находить аналогии и отличия, необычность и обыденность звуков, красок, ритмов и т. п. природы, отраженных в рисунках, также находят точные слова для определения состояний природы и человека: трепетное, ожидающее, умиротворенное, застывшее, тревожное и т. д. – в музыке, живописи, литературе.

У моих воспитанников возник устойчивый интерес к изобразительной деятельности и многие продолжили обучение в художественной школе.

Литература

1. « Задачи программы «Детство» и др. 1997 г.

2. «Дошкольникам о живописи» . Москва. «Просвещение», 1992 г.

3. «Приглашение к творчеству» . Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2002 год.

4. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» . Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2003 г.

5. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (Нетрадиционные техники) . Москва. «Сфера», 2007 г.

6. «Художественные техники» С. Погодина. 2009 г. ДВ № 10

7. «Рисование красками» Мэри Энн Ф. Колль. Москва. «АСТ-Астрель» 2005 г.

8. «Развивающие игры» И. Коваль. Белгород «Клуб семейного досуга», 2010 г.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Северо-Казахстанской области

Район имени Габита Мусрепова

КГУ «Калиновская средняя школа»

« Сайгаки в живой природе»

Направление: Охрана окружающей среды и здоровье человека

Исполнитель :

Нильга Юлия ученица 8 класса

КГУ «Калиновской средней школы»

района имени Г.Мусрепова

Северо – Казахстанской области

Научный руководитель –

Шафигури Людмила Владимировна

учитель биологии, зам. директор по УР-

Калиновской средней школы

с. Рузаевка

Абстракт………………………………………………………………………………….. 1

Цель проекта……………………………………………………………………………… 1

I . Теоретическая часть.

1.1 История возникновения сайгаков 1

1.2 Виды сайгак и их особенности ……………………………….………………………..1-2

1.3 Среда обитания сайгаков………………………………………………………………2-3

1.4 Численность и охрана сайгаков……………………..…………………………………3-4

Заключение………………………………………………………………….........................4-5

Абстракт

Проект «Сайгаки в дикой природе» направлен на расширение знаний об особенностях сайгаков, их роли в жизни человека, происхождение, численности особей, их охране.

Участие обучающегося в проекте будет способствовать развитию творчества, любознательности, наблюдательности, формированию ответственности за сохранение данного вида животного на территории Казахстана.

Цель проекта:

На основе исследования данных о сайгаках выявить благоприятные условия для разведения сайгаков с целью увеличения численности животных на территории Казахстана и их значение для формирования экологической культуры учащихся.

I . Теоретическая часть.

Сайгак - животное средних размеров, величиной с некрупную овцу. Внешний его вид весьма своеобразен, зверь этот не похож ни на одно из ныне живущих копытных. У сайгака большая голова своеобразной формы, верхняя часть морды в носовой части имеет сильное вздутие - своеобразный "нос", по форме напоминающий короткий и утолщенный хоботок, который нависает над ртом (особенно у взрослых самцов) и заканчивается большими округлыми ноздрями, разделенными тонкой мягкой перемычкой. При нормальном положении головы ноздри обращены вниз. Голых участков на конце морды нет. Уши небольшие с закругленной вершиной, покрыты шерстью внутри и снаружи. Сайгак имеет удлиненное туловище и тонкие, относительно короткие конечности. Общее телосложение плотное, шея тонкая и длинная. Ноги стройные, на передних ногах копыта массивные и более широкие, чем на задних. Имеются карпальные железы ("коленные щетки"), две маленькие паховые железы и преорбитальные на голове. Копытные железы (межпальцевые) есть на передних и задних ногах. Млечные железы с 4-мя сосками, из которых передняя недоразвита. У сайгака большие глаза с овальным разрезом, радужина темно-коричневая. Самцы имеют среднего размера лирообразные рога, которые слегка отклоняются назад, но концы их обращены вперед. На большой части рогов есть поперечные валики, но концы гладкие. По виду рога полупрозрачные, светло-воскового цвета, концы их бывают темными, почти черными. Самки безроги.

Виды сайгак: Сайгак (Saigatatarica) – мигрирующее копытное животное. Существует пяти главных популяций вида, три из которых находятся в Казахстане, одна в России (Калмыкия) и одна в Монголии. Некоторые сайгаки зимуют в Узбекистане. Монгольские сайгаки относятся к подвиду Saigatataricamongolica, остальные популяции - к подвиду Saigatataricatatarica.

По внешнему облику сайгак напоминает крупную овцу. Глаза большие. Ноги тонкие. Голову в спокойном состоянии держит горизонтально и только при сильном возбуждении поднимает выше холки. Рога лировидной формы есть только у самцов. Хвост и уши короткие.

В летнее время цвет животных желтовато-рыжий, зимой - очень светлый, почти белый. Летом шерсть короткая, всего 1,5-2 см, зимой -до 7 см. Вес крупных самцов достигает 50 кг, средний вес самцов-40-45 кг, вес самок - почти до 40 кг, в среднем около 30 кг, длина тела взрослых животных 110-150 см. Самцы живут около 4-5 лет, а самки дольше - до 8-9 лет. В нынешнее время сайгак относится к числу животных, находящихся под угрозой. В 1996 году он вошел в Красный список Международного Союза охраны природы (МСОП), а с 2002 года ему присвоен статус высшей степени угрозы, CR - вид, находящийся в критическом состоянии. В конце 20-го века после распада Советского Союза в трудный экономический период вырос спрос на мясо и рога сайгака. Из-за интенсивной охоты его численность сильно уменьшилась. Число сайгаков в Казахстане за 10 лет - с 1992 по 2003 г. - сократилось в 50 раз, с почти 1 млн. до чуть более 20 тысяч особей. С 2004 г. благодаря мерам, принимаемым по охране вида, численность постепенно растет, и в 2012 г. составила около 130 тысяч.

Среда обитания:

Для мест обитаний сайгака, как отмечали многие исследователи характерны две основные особенности: равнинность местности в сочетании с низкорослой разреженной растительностью полупустынного облика. В отношении рельефа сайгак действительно стенотопен и на всем протяжении ареала от Прикаспия до Монголии сайгак населяет исключительно равнинные пространства и, как правило, избегает гористой и резкопересеченной местности. На северо-западе ареала основные местообитания привязаны к равнинам Прикаспийской низменности. Здесь типичные местообитания представлены плоскими равнинами с отдельными понижениями-западинками, или плосковолнистыми равнинами с отдельными буграми и грядами с пологими склонами. Таковы типичные формы господствующего рельефа в Сарпинской низменности и на Черных землях на юге Прикаспийской впадины. На западной окраине Прикаспийской низменности вдоль восточных склонов Сало-Ергененской возвышенности тянется меридиональная, довольно широкая ложбина с цепью Сарпинских озер и плоских понижений, весной заливаемых талыми водами, а летом после высыхания воды, превращающимися в плоские, лишенные растительности, глинистые, с твердым покрытием такыры. Сайгаки охотно держатся на таких равнинных участках, устраивая летом лежки на оголенных местах выпасаясь по бордюру такыров, где произрастает полынно-солянковая растительность.

В Казахстане районы сезонных скоплений и основные миграционные пути сайгаков также строго привязаны к равнинам и впадинам с мягкими, оглаженными формами рельефа. Мигрирующие стада всегда выбирают открытые ландшафты, а массивы песков или небольших горных поднятий обходят, что хорошо прослеживается по системе троп, тянущихся на многие десятки километров. Однако это не исключает того факта, что в отдельных частях ареала эти звери могут держаться и среди холмистой местности, например в южной части Казахского мелкосопочника. В таких местностях сайгаки размещаются вынужденно, выселяясь с прилежащих равнинных участков под воздействием фактора беспокойства или в периоды засух в поисках сочных кормов. Таким образом, сайгак на всем протяжении ареала населяет равнинные ландшафты. Прикаспийская низменность, Устюрт, Бетпакдала, Иргиз-Тургайское междуречье, окрестности оз. Тенгиз, где зимуют и летуют сайгаки -это в основном равнинная местность. Во время миграций животные огибают гористые массивы, например Улутауское нагорье в Центральном Казахстане, обходя его с запада и с востока. Сглаженные холмы, сопки, плато сайгаки в период кочевок пересекают ежегодно. Они вынуждены преодолевать также довольно крутые участки Чу-Илийских гор, чинков Устюрта, высокие барханы песков Муюнкум (около р. Сарысу). Зимой 1976 г. сайгаков встречали кормящихся в ущельях хребта Сырдарышский Каратау, а в многоснежную зиму 1975/76 г. - даже высоко в горах (2400 м над ур.м.) Заилийского Алатау. Сайгаки держатся летом в холмистой местности на юге Казахского мелкосопочника, гдесочнее растительность. В целом же места с сильно пересеченным рельефом не характерны для сайгаков, и они держатся здесь вынужденно. Основным фактором, ограничивающим распространение сайгаков в зимний период, является высота и плотность снежного покрова. Животные не могут добывать корм при средней высоте снежного покрова в 35-40 см, а при плотном снеге - уже в 20 см Случаи добывания сайгаками корма из-под снега толщиной 25-30 см можно расценивать скорее как исключение, что бывает иногда при вынужденных обстоятельствах (внезапные снегопады и др.). Обычно же сайгаки откочевывают в таких случаях в южном направлении.

Численность и охрана сайгаков:

Численность популяций и её изменение к середине и в конце XX века

В результате хищнического промысла численность сайгака в начале XX века оказалась на минимальном уровне, и к 20-тым годам настоящего столетия только немногие сотни сайгаков сохранились в самых глухих местах Калмыкии Казахстана. Общая численность в 20-30-х годах некоторыми учеными оценивалась примерно в тысячу голов. Вид был по существу на грани истребления, но этого не случилось - сайгак как малочисленный редкий вид был взят под усиленную охрану. С этого периода начался новый этап в истории сайгака - этап восстановления.

Учёт, проведенный весной 1960 года, показал еще более низкую численность - всего 186 тыс. голов. Такое уменьшение численности было обусловлено взаимодействием многих неблагоприятных факторов. Сильная засуха, продолжавшаяся все лето 1959 года и охватившая все районы Северо-Западного Прикаспия, привела к большой смертности молодняка в период рождения и первый месяц жизни. Кроме того, в результате сильной засухи урожайность кормов была низкой, и это привело к большой подвижности сайгаков, которые все лето продолжали перемещаться по населенным районам западных окраин Прикаспийской низменности, где смертность также была высокой.

В начале 80-х годов популяция вновь начинает интенсивно промышляться без учета реального прироста, и одновременно в эти же годы резко нарастает воздействие негативных антропических факторов - мелиорация и строительство каналов, распашка земель, огораживание пастбищ, и самое главное поголовье скота увеличивается до 3,5-4 млн. голов.

Охрана сайгаков:

Охрана сайгака. 1 апреля 2008 года была создана специальная негосударственная служба охраны животного мира (СОЖМ), которая состояла из 3 групп по 2 человека. Основными задачами СОЖМ были: пресечение браконьерства на территории обитания бетпакдалинской популяции сайгака; мониторинг популяции сайги и ключевых видов степных и полупустынных экосистем. СОЖМ сотрудничала с государственными подразделениями, такими как РГП «ПО Охотзоопром» по Жезказганскому, Аркалыкскому и Баршинскому региону, с представителями природоохранной полиции по Карагандинской области, с Карагандинской, Актюбинской и Костанайской ОТИ КЛОХ, с руководством и инспекторским составом Иргиз-Тургайского государственного природного резервата (ГПР) и с егерями Жезказганское общество охотников и рыболовов (ЖООиР) и охотхозяйства «Арлан».

Охотничье хозяйство. С сентября 2009 года АСБК закрепила за собой в Жангельдинском районе Костанайской области, общей площадью около 350 тысяч га, с целью сделать эти территории заповедными охотничьими хозяйствами и наладить на них охрану редких и исчезающих животных. Эти территории очень важны для обитания сайгаков, и АСБК может внести реальный вклад в защиту этих копытных, численность которых только сейчас понемногу начинает восстанавливаться.

После появления охотхозяйств, задачи по охране сайгака и других видов были возложены на их егерей, а СОЖМ была преобразована в Службу мониторинга и пропаганды.

Авиаучет. С 2007 года АСБК принимает участие в государственных авиаучетах сайгаков. Для получения более точных данных о численности сайгаков, сотрудники АСБК совместно с Институтом зоологии разработали и внедрили улучшенную методику проведения авиаучета.

Спутниковое мечение. С 2009 года ведется работа по спутниковому мечению сайгаков, что позволяет определять пути миграции и места окота сайгаков. По результатам трех лет на двух популяциях (бетпакдалинская и устюртская) было установлено 68 передатчиков, в настоящее время успешно работают 44 (36 – бетпакдалинская; 8 - устюртская). Подобные работы, с разработкой специальной методики отлова, проведены впервые в мире. Еженедельно по данным, полученным с передатчиков, готовятся карты размещения помеченных животных и передаются в Комитет лесного и охотничьего хозяйства, для повышения эффективности работы по охране вида.

Заключение:

Казахстанская популяция сайги в настоящее время составляет около 70% всей мировой популяции. За последние 15 лет в результате антропогенного пресса эта популяция оказалась на грани исчезновения. В целом вид представлен пятью разобщенными группировками, которые сейчас насчитывают от 5 до 15 тыс. особей каждая - монгольской (Монголия), калмыцкой (Россия), уральской (Казахстан), устюртской (Казахстан, Узбекистан, Туркмения) и тургайско-бетпакдалинской (Казахстан). Все они сокращаются ежегодно на 20-40%. При сохранении такого темпа падения численности, учитывая биологические особенности этого вида (количество естественных врагов, влияние климатических факторов, подверженность болезням) и высокий спрос на продукты из рогов этой антилопы, можно всерьез ожидать исчезновения сайгака как вида в ближайшие 5-7 лет.

За 5 лет популяция сайгаков в Казахстане выросла почти в 2,3 раза, сообщает пресс-служба министерства охраны окружающей среды РК. «18 июня 2013 года в г.Астана Комитет лесного и охотничьего...

За 5 лет популяция сайгаков в Казахстане выросла почти в 2,3 раза , сообщает пресс-служба министерства охраны окружающей среды РК.

«18 июня 2013 года в г.Астана Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан и Секретариат Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция) провели техническое совещание по вопросам сохранения сайгака», - говорится в сообщении.

Меморандум о взаимопонимании между Правительством Казахстана и Секретариатом Боннской Конвенции был подписан в сентябре 2006 года в г. Алматы. Тогда же был принят План действий по сохранению, восстановлению и устойчивому использованию антилопы сайги.

Развитие международного сотрудничества способствует созданию благоприятных взаимоотношений между государствами для решения многих трансграничных проблем. Так как Казахстан находится на путях миграции многих видов животных, охрана которых невозможна без тесного сотрудничества с другими государствами, для сохранения мигрирующих популяций сайгаков были подписаны соглашения Правительства Казахстана с Правительствами Туркменистана (2007 год), Узбекистана (2010 г.), а также подписано соглашение между Министерством сельского хозяйства РК и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (2012 г.). Объектами данных соглашений являются устюртская и уральская популяций сайгаков.

В Казахстане обитают три популяции сайгака. Таким образом, Казахстан играет ключевую роль в сохранении этого вида на глобальном уровне. За последние 5 лет в Казахстане на реализацию программы по сохранению сайгака было выделено 2 миллиарда 100 млн. тенге.

Вопреки высокому уровню браконьерства, вызванного постоянным ростом спроса на рога сайгаков со стороны традиционной китайской медицины, а также несмотря на случаи массового падежа животных от болезни в 2010-2012 годах, за истекшие 5 лет популяция сайгаков в Казахстане выросла почти в 2,3 раза, или с 61 тысячи до 137 тысяч особей. Это стало возможным благодаря мерам по выполнению обязательств, принятым Казахстаном в рамках Меморандума о взаимопонимании и Плана действий, подписаных всеми странами, в которых обитает сайгак.

В ходе технической встречи состоялось обсуждение вопросов минимизации негативного воздействия новых инфраструктурных объектов (заграждений на границе, трубопроводов, дорог, железнодорожных путей и др.) в ареале распространения сайгаков на состояние популяции этого вида.

Также обсуждены вопросы развития международного виртуального ресурсного центра, на котором будет аккумулироваться вся актуальная информация, касающаяся сайгаков. Данный центр создан совместно с Альянсом по сохранению сайгака и Казахстанской Ассоциацией сохранения биоразнообразия и служит оперативной и качественной координации действий по различным вопросам сохранения этого вида, включая научные публикации, информацию о проектах, образовательных программах, экспертах, а также об основных угрозах для устойчивого развития мировой популяции сайгака.

Список используемой литературы:

1. Клебелсберг Е. Природоохранная инициатива «Алтын-Дала»: долговременная программа по

сохранению находящихся в опасности степи и сайгака

3. Дуйсекеев Б.З., Скляренко С.Л. Сохранение сайгака в Казахстане.