Дид игры на мелкую моторику рук. Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики

В последние годы многие мамы сталкиваются с проблемой «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития, увы, перестала быть редкостью: современные дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и проч. Как следствие – адаптационные проблемы в детском саду. Важно своевременно начинать упражнения для развития мелкой моторики, чтобы подготовить чадо к социальной жизни.

Впрочем, поводов для таких тренировок гораздо больше, чем кажется…

Польза развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста – для чего это необходимо?

3-4 десятилетия назад детским рукам не были знакомы планшеты и прочие гаджеты, которые сегодня заменяют им не только нянь, но и иногда и мам с папами. Детские руки были заняты перебиранием гречки в банке с фасолью, стиркой носовых платочков, нанизыванием сушек на веревочки, сборкой деревянных пирамидок, вышиванием — и прочими, казалось бы, бесполезными, но крайне эффективными занятиями.

Логичным следствием технологического прогресса стало отставание детей в развитии. Одна из граней этого отставания – мелкая моторика, развитие которой малышам до 3 лет крайне необходимо.

Почему оно столь важно?

  • Мелкая моторика тесно связана с нервной системой , имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, в восприятию. Развивая мелкую моторику, вы развиваете не только его пальцы.
  • Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры , которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, вы влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.
  • По уровню развития мелкой моторики можно говорить (прим. — как об одном из показателей) о психическом развитии ребенка , о его .
  • Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане .

Видео: Мелкая моторика у детей. Развитие мелкой моторики

Как заниматься с ребенком 1-3 развитием мелкой моторики, чтобы занятия были интересными и эффективными?

Каждый ребенок индивидуален, и у каждого – свои ступеньки развития.

Но, в целом, календарь развития изучаемой нами сейчас мелкой моторики выглядит следующим образом:

  • С рождения до 4 месяцев: малыш тянется к предметам, но сжимает игрушки, скорее, на уровне рефлекса. Сознательно ухватить игрушку он пока не может, да и предпочтений – правой или левой рукой – тоже пока нет.
  • С 4 до 12 месяцев: может переложить игрушку из одной руки в другую, перевернуть страницу книги, взять пальцами бусину.
  • 12-24 месяца: уверенно «пользуется» пальцами, особенно указательным. Пытается рисовать – уже может выводить кружки, первые линии, точки. В этом возрасте проявляются правши и левши – ребенок выбирает, какой именно рукой удобнее рисовать, кушать и проч.
  • 2-3 годика: ребенку уже вполне по силам держать ножницы и пытаться резать бумагу. Постепенно меняется стиль рисования, и нарисованные фигуры становятся более-менее осознанными.
  • 3-4 годика. Ребенок рисует уже осознанно, карандаш держит уверенно (хотя и не всегда правильно), способен резать бумаги по начерченной самостоятельно линии. С доминантной рукой малыш к этому времени уже успел определиться, но в играх пользуется ими обеими.

Когда начинать и сколько заниматься?

Старт «тренировок» по мелкой моторике у всех свой, но специалисты считают, что идеальный возраст – 8 месяцев, когда пальчики уже к таким упражнениям готовы.

Впрочем, до этого возраста можно применять:

  1. Пассивную гимнастику. То есть, массаж подушечек пальцев.
  2. Слингобусы. Или, как еще их называют, мамабусы или бусы кормительные. Подобный яркий аксессуар мама надевает на шею во время кормления малыша, как только у него просыпается желание что-нибудь щупать и крутить пальцами во время еды.
  3. Вкладывать в руки игрушки из разнофактурных материалов – выпуклых, шершавых, пушистых, гладких и проч.

Учитывая, что все тренировки (начиная с 8 месяцев) проходят через игру, время занятий ограничивается только занятостью мамы и здравым смыслом.

Среднее время занятия (рекомендуются именно ежедневные занятия) – 30-60 минут, в зависимости от возраста. Для малыша 8-12 месяцев будет достаточно 10-15-минутного занятия, для ребеночка постарше время занятий увеличиваем, соответственно его увлеченности.

Важно:

Чем больше будет использовано методов для тренировки мелкой моторики, тем занятия будут эффективнее.

Основные правила для родителей:

  • Начинайте занятия как можно раньше и придерживайтесь регулярности тренировок.
  • Старайтесь начинать упражнения с массажа кистей рук и пальцев.
  • Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой.
  • В комплексе упражнений важно использовать схему, предполагающую сжатие/напряжение кистей, их расслабление и растяжение.
  • Упражнения должны соответствовать возрасту крохи и уровню его физического развития.
  • Пока малыш не научится совершать те или иные движения самостоятельно, маме придется помогать ему фиксировать необходимое положение пальчиков, выполнять сами движение, правильно их совершать.
  • Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть постепенным.
  • Способствуйте творческому развитию малыша – поощряйте его желание самостоятельно придумать новые упражнения.
  • Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не забывайте хвалить свое чадо за успехи.
  • Позволяйте ребенку делать самостоятельно все, что он может сделать самостоятельно – от самообслуживания до хозяйственных дел. Даже, если придется ждать и потом убирать за ребенком.
  • Постоянно ищите новые игры и упражнения. Если кроха уже освоил простые движения, сразу переходите к другим – более сложным.

Видео: Мелкая моторика — лучшие игрушки на 2 года

5 лучших игрушек для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста – что выбрать в магазине?

В том разнообразии игрушек для мелкой моторики, что сегодня представлено в детских российских магазинов, можно легко потеряться.

Какие игрушки признаны самыми эффективными? Что именно купить?

Вашему вниманию – 5 самых полезных игрушек для тренировки мелкой моторики:

  1. Мозаика. Все прекрасно осведомлены о пользе этой игрушки, как для развития мелкой моторики, так и для развития речи. Выбор мозаики поистине огромен – и напольные, и «советские» на ножках, и на магнитах, и проч. Начиная с годика, карапузу можно выбирать мозаику с крупными деталями и большой основой, а потом переходить к более сложным игрушкам.
  2. Бизиборды . Такие игровые доски, снабженные рычажками, кнопками, рамками, ключиками, шнуровками и прочими интересными деталями, не только займут карапуза на долгое время, но и станут отличным тренажером для пальчиков, мышления, ловкости рук и проч. Идеальный возраст для такой игрушки – с 10-ти месяцев. Естественно, оставлять ребенка одного с игрушкой нельзя. Кроме того, важно проверять надежность креплений. .
  3. Сортеры (прим. – вкладыши, рамки и проч.). Игрушка предполагает вкладывание определенных форм в соответствующие отверстия. В магазинах представлены сортеры-машинки, кубики, пазлы, и проч. Первооткрывателем сортеров считается Мария Монтессори. Задача малыша – сравнить отверстие в рамке/кубике по форме и размеру с деталями, которые и нужно вложить в отверстия или рамку. Естественно, выбирать игрушку нужно по возрасту. Развивать кроху с помощью сортера можно начинать с 1-2 лет.
  4. Шнуровка. Полезная игрушка, которую можно сделать самостоятельно или купить уже готовую. Шнуровка способствует усидчивости, развитию глазомера и мелкой моторики, гибкости кисти, а также развивает речь и гарантирует (при постоянных занятиях) отсутствие проблем уже в школе – с письмом. С 1-1,5 лет можно уже предложить карапузику простую шнуровку. Естественно, ребенку будет скучно плести косички в год от роду, поэтому важно придумать ряд игр со шнуровкой, чтобы заинтересовать чадо.
  5. Пальчиковый театр. В эту игру ребенка не придется «затаскивать силой». Пальчиковый театр любим всеми малышами без исключения. Для самых маленьких можно включать в тренировки игры вроде «Сорока-ворона» и «Коза рогата», а потом, по мере взросления, придумывать вместе с ребенком целые спектакли в 4 руки. При отсутствии средств персонажей, которых нужно надевать на пальцы, можно сделать из бумаги или сшить/связать.

Также в список наиболее эффективных игрушек для мелкой моторики можно включить конструкторы, классические пирамидки и фактурные погремушки, мягкие книжки и кубики, объемные пазлы и матрешки.

Видео: Развитие мелкой моторики — развивающие игры для детей


15 лучших игр и упражнений для развития мелкой моторики детей от 1 до 3 лет – полезные занятия в домашних условиях

Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики игр можно придумать огромное множество – причем, из подручных средств, без вложений и даже не сходя с места.

Среди самых эффективных методов можно отметить следующие:

  • Занимаемся лепкой . Какой материал использовать – не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто – все подойдет. Если карапуз уже подрос, можно научить его работать на небольшом (детском) гончарном круге.
  • Домашняя песочница . Да, уборки прибавится. Но восторг ребенка, а также эффект, который обеспечивается подобной игрой, перевешивает все мелкие неприятности. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-песочницы в комнате (под присмотром, конечно), лепка куличиков, игрушки из воздушных шариков, набитые песком (можно также набивать мукой, но строго следите за целостностью игрушки), а также творческие наборы для рисования цветным песком и рисование песком на стекле (с подсветкой).
  • Изготовление коллажей и поделок . Естественно, с вырезанием деталей, составлением узоров и аппликаций.
  • Создание поделок из природных материалов . Собираем на улице желуди, веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.
  • Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики : расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч. Можно сделать панель на плотной основе с подобными развлечениями и заниматься вместе с ребенком. Не забудьте добавить яркости и любимых героев малыша на основу, чтобы было веселее играть.
  • Играем в Золушку . Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из тарелки (банки).
  • Кот в мешке . Эту игру дети обожают, но возрастная планка начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры. Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в его руке.
  • Конструктор . Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада. Любой будет хорош! От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно учить играть, просто собрать конструктор – мало!).
  • Делаем бусы ! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на веревочку – весьма сложное занятие для карапуза, поэтому начинайте с самых простых вариантов. А потом можно перейти и к плетению браслетов/фенечек (лет с 4-5).
  • Плетение, вышивание, вязание . Этот способ не под силу карапузикам, но он всегда идет на пользу дошкольникам и младшим школьникам – улучшается письмо и речь, развивается творческое начало, начинают увереннее работать пальчики. Можно плести корзинки, вышивать крестиком и бисером, вязать салфеточки крючком или шарфы спицами, и проч.
  • Картины из пластилина и круп . Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок. Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.
  • Подбираем крышки к банкам . Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
  • Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша – пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Например, так, чтобы «рыбка спряталась под водой». Можно использовать и чайную ложку. Второй вариант: наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую емкость, «чтобы кораблик поплыл».
  • Рвем бумажки . Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там используются вредные краски.
  • Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных (безопасных!) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых и папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).

Важно:

Не оставляйте ребенка наедине с игрушками, которые могут нанести ему вред! Помните, что любое занятие по тренировке мелкой моторики следует осуществлять только под наблюдением взрослого!

Картотека пальчиковых игр

Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.

Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

Речевое сопровождение:

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»

Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

«Весёлые клубочки»

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур(леску).

Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.



«Разноцветная мозаика»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.




«Волшебные палочки».

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

«Заплети косичку» - для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)

Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

Речевое сопровождение: «Для моей сестрички

Я плету косички

Из шнурков и из тесьмы,

С нею очень мы дружны.»

«Черепашка»

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением - разровнять.


«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.



«Дидактическая игра с крышками»

Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.



Игра с крышками от бутылок «Лыжник»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.

Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх - это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» - «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.


«Игры с резинками»

Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.

Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,

соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету - "Цветные дорожки".

Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с конструктором.

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 9 минут

А А

Последнее обновление статьи: 30.03.2019

Кто сейчас не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики, о ее способности эффективно стимулировать речь и интеллект малышей. Что же такое мелкая моторика и действительно ли ее стоит развивать? Какие игры на развитие мелкой моторики наиболее эффективны для малыша до года?

Мелкомоторые действия - это совместный акт нервного и костно-мышечного аппарата, направленные на манипуляции с мелкими предметами с помощью пальцев и кистей рук. Движения часто сочетаются с работой зрительного аппарата и требуют точности.

Это и простые действия, направленные на захват и удержание предмета (пинцетный захват), и сложные, связанные с несколькими очень точными манипуляциями одновременно (письмо).

Причины развивать мелкую моторику

Будет ли у малышей развиваться мелкая моторика, если не заниматься с ними целенаправленно? Будет, в рамках развития общих моторных навыков. Ребенок будет учиться хватать игрушки, используя даже свои стопы для тренировки рук.

Однако дети, которые обучались целенаправленно, получают преимущество в начальной школе. Так как их речь, мышление и мелкие мышцы кистей более подготовлены к обучению вообще и письму в частности, чем у детей, которые развивались самостоятельно.

Развитие мелкой моторики способствует совершенствованию когнитивных навыков, стимуляции функционирования коры головного мозга и формированию ассоциативных связей при работе зрительного, слухового, речевого анализаторов.

Способы стимулирования мелкой моторики ребенка

Начинать развитие мелкой моторики стоит с самых первых дней жизни ребенка.

Чем старше становиться малютка, тем более свободно родители могут выбирать дидактические материалы для игр, и разнообразить занятия с крохой, используя нетрадиционные игровые материалы и среды. Основные методы развития точных движений пальцев рук и ног детей:

  • массаж (аурикулярный, ладоней и стоп, пальчиков);
  • игры с некрупными предметами (пуговицы, бусы, крупы, конструктор и т.п.);
  • лепка, рисование, вырезание; вышивание бисером, сборка моделей (для детей от 4-х лет)

Игровые занятия с детьми от 0 до 6 месяцев

С 3-х месячного возраста над кроваткой младенца можно вешать игрушки разной текстуры, со временем он научиться их ощупывать. Вначале младенец будет тянуться к игрушкам, находящимся на уровне его глаз, потом над грудью и далее сбоку. Младенец начинает дотрагиваться до вещей пальчиками, ручками переменно, и, наконец, обеими руками хватать игрушки.

Развивающие игровые занятия, которые можно проводить с ребенком:

  • «сорока белобока» — «массажное» упражнение;
  • «озорные ручки» — можно надеть на одну руку яркий носочек или браслет, резиночку с пластиковыми фруктами, поднять за локоть ручонку карапуза на уровень глаз, чтобы он увидел яркую вещицу, и отпустить. Это упражнение стимулирует желание крохи одной рукой хватать другую. Яркие вещицы надеваются на одну и другую руку попеременно;
  • «изучаем лицо» — взять ручки за локотки и ввести их в поле зрения малыша, похлопать ладошками. Затем взять руки малютки и дотрагиваться до его щек, лба глаз, подбородка, называя части лица. После этого проделать эту процедур со своим лицом.
  • «хватай шарик» — для этой игры требуется выкладывать младенца на живот, перед ним положить шарик так, чтобы он вынужден был тянуться. Когда кроха возьмет шарик — выложить другой и т.д.

Можно добавить игру «знакомимся с ножками» . На ножку младенца надо надеть яркий носочек. Взять его стопы, растереть их, свести вместе на уровне глаз малыша и постучать ими друг о дружку, чтобы привлечь его внимание. Затем отпустить. Карапуз будет тянуться ручонкой к цветному носочку. Если у него сразу не получается, надо показать ему, как это сделать, левую руку и правую ногу привести в соприкосновение и дать малышу захватить носок.

Введение

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

Развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

Восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

Формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу — полетели!
На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

8. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.


4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. «Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. «Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. «Подзорная труба»

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. «Лабиринт»

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. «Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. «Фигурки»

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. «Сюрприз»

Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. «Прищепки на корзинке»

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. «Разноцветные прищепки»

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.

1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.

2. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. «Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет —
Коготки поточит.
Цап-царап!

4. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец — танцевал,
Указательный — скакал,
Средний палец — приседал,
Безымянный — всё кружился,
А мизинчик — веселился.

5.»Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.

6. «Павлин»

Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

У весёлого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждёт друзей павлин,
А пока павлин один.

7. «Бабочка»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») — сначала одной, потом другой рукой.

8. «На зарядку становись! «

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку — 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец — крепко спал.
Четвёртый палец — лишь дремал.
Третий палец — засыпал.
Второй палец — всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. «Пришей пуговицу»

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. «Маленький аптекарь»

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

Вам понадобится пластилин разного цвета.

1. «Снеговик»

Предложите ребёнку украсить снеговика при помощи пластилина. Пусть малыш потрудится и размажет пальчиками пластилин, не заходя за границы контура рисунка.

На чтение 14 мин.

Ученые-исследователи подтвердили тесную связь развития мышц руки ребенка с развитием его речи и мышления. Высокий уровень сформированности мелкой моторики детских пальцев обеспечивает достаточный уровень памяти, внимания и подготавливает руку к письму.

Мелкая моторика рук связана с развитием левых височных и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих психических функций.

В. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

Если ребенок касается некоего предмета, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга и способствуют развитию высших психических функций.

Для развития межполушарной взаимодействия можно выполнять упражнения с участием мышц рук.

Что необходимо для развития моторики и речи

Уровень развития речи зависит от степени сформированности мелких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму, что не менее важно, является мощным средством, стимулирующим работоспособность коры головного мозга, а следовательно развитие мышления ребенка.

Возрастные особенности развития мелкой моторики рук

Есть определенные возрастные особенности развития мелкой моторики рук:

1-2 года. Ребенок держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2-3 года. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

3-4 года. Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

4-5 лет. Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры помогут детям:

  • сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
  • подготовить руку к письму;
  • развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
  • стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
  • научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что устранит возможность появления неврозов.

Период от 2-х до 3-х лет

Период от 2-х до 3-х лет – чрезвычайно ответственный этап в жизни ребенка, в частности, в интеллектуальном и познавательном развитии.

Как известно, органом мышления, органом всей умственной деятельности человека является мозг. В процессе развития ребенка, когда происходит рост мозговых клеток, их оформление, когда быстро растут нервные волокна – проводящие пути, которые связывают мозг с органами чувств и с мышцами, во время сокращения которых происходят различные движения, прирост массы мозга имеет большое значение.

Наиболее интенсивное увеличение мозга в раннем и младшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что именно в это время дети развиваются особенно быстро. И действительно, как много знаний и умений приобретает ребенок в течение первых трех лет своей жизни!

Он учится смотреть и слушать, разговаривать, схватывать предметы и действовать с ними, стоять, ходить, бегать, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице. А еще ребенок овладевает многочисленными навыками – пользоваться ложкой, кисточкой, карандашом и многими другими предметами.

Память ребенка обогащается огромным количеством знаний о цветах и звуках, о явлениях и объектах природы, свойства различных предметов и продуктов труда людей. Малыш познает пространство и время, овладевает речью, учится общаться со взрослыми и сверстниками, усваивает основные правила поведения.

Условия и организация детской деятельности

Для полноценного развития малыша и для развития моторики ребенка существенное значение имеют условия и организация деятельности ребенка. В связи с этим значительную роль играют детские игрушки. Они должны быть разнообразными, яркими, интересными.

Дети совершенствуют двигательную координацию и зрение, учатся концентрировать внимание во многом именно благодаря игрушкам: малыши самостоятельно выбирают себе игрушки для игры, осуществляют с ними различные действия, в том числе по просьбе взрослого.

Это способствует развитию и совершенствованию речи и мышления детей.

В играх – занятиях взрослый знакомит ребенка с предметами, их особенностями и признаками, учит действовать с ними и называть.

Игра – удивительная деятельность, над изучением которой трудились многие ученые. Не смотря на то, что игра действительно кажется вполне свободным времяпровождением, она является исключительно ценным видом деятельности детей.

В жизни малыша игра имеет чрезвычайное значение, которое ни с чем нельзя сравнить. Ребенок, который не играет, не может хорошо и быстро развиваться.

Игры в детском саду и дома

В детском дошкольном учреждении дети, как правило, имеют место и время для игры. О эти необходимые для умственного развития малыша в речи следует позаботиться и родителям ребенка, дома. Полезно, когда папа или мама поощряют игру ребенка, рассказывают и показывают ему, как именно можно играть той или иной игрушкой.

Игра – своеобразная школа жизни и путь к развитию детского творчества, самостоятельности, приобретения коммуникативных навыков и тому подобное.

Слушая стихи и сказки, ребенок узнает много нового и интересного про окружающий мир, деревья и цветы, людей и зверушек, фантастических героев, их удивительные приключения и проч.

Естественно, что 2-3-летние малыши не сразу могут понять то, о чем рассказал им взрослый. Поэтому дети часто требуют многократного повторения одних и тех же сказок, рассказов, потешек, песенок, стихов.

Такое повторение играет важную роль: оно дает возможность ребенку вдуматься в сюжет услышанного. Если малышу предлагать все новые и новые книги, он с детства привыкает к поверхностному ознакомлению с ними.

Главное заключается в том, чтобы ребенок научился понимать прослушанное. Для этого важно задавать вопросы: о чем (или ком) рассказывается в стишке или сказочке?

Иногда после чтения взрослому полезно спросить малыша: про кого мы читали сегодня?», «Что он делал?», «Что с ним случилось?», «Чем закончилась сказка?» такие вопросы заставляют ребенка задуматься над прочитанным.

Аналогичная работа может проводиться и по картинкам, когда дети рассматривают иллюстрации в книгах или отдельные картинки с определенным сюжетом. Ребенка младшего дошкольного возраста целесообразно спросить: «Что это?», «Что здесь нарисовано?».

Важным средством не только познания окружающего мира, но и общение детей между собой является усвоение речи. Поэтому необходимо развивать у ребенка не только понимание им речи взрослого (пассивная речь), но и его собственную, активную разговорную речь.

Для этого у взрослого существует много возможностей. Обязательно нужно следить за чистотой детской речи, правильным употреблением малышом слов и построением предложений.

Средства для развития моторики

Не менее важно беспокоиться о развитии мелкой моторики, которая совершенствуется в разнообразных занятиях – рисовании, раскрашивании, лепке и тому подобное.

Рука для ребенка является органом не только труда, но и познания. Родители часто останавливают малыша, запрещая ему прикасаться ненужных, по их мнению, вещей. И совершенно зря!

Ведь этим они задерживают его умственное развитие, так как многое ребенок еще не может понять лишь на основе собственного суждения. Эта роль физического действия сохраняется на долгие годы и проявляется в работе с новыми и незнакомыми ребенку предметами. Установлено, что только на основе практического действия постепенно формируется действие интеллектуальное.

Умственное развитие ребенка дошкольного возраста происходит и совершенствуется в разнообразных играх и занятиях, творческих и учебных. Малыш с необходимой помощью взрослых учится наблюдать и получает множество ярких впечатлений об окружающем мире, постепенно приобретая умения практически действовать и осмысливать то, что видит и слышит благодаря овладению речью.

Если при этом ребенок еще и усваивает основные правила поведения, коммуникативные навыки, умение обращения с вещами, можно сказать, что она с пользой проходит через этот период своей жизни.

Как моторика связана с речью?

Одним из показателем готовности ребенка к школьному обучению считается уровень развития мелкой моторики, ведь уровень развития речи напрямую зависит от того, насколько хорошо сформированы тонкие движения пальцев рук.

Как выявили отечественные ученые, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие находится в пределах возрастной нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие моторной стороны речи, хотя общая моторика при этом может соответствовать норме.

К сожалению, не все родители знают о такой взаимозависимости, а потому часто теряют возможность вовремя помочь ребенку избежать проблем в речевом развитии.

Проблемы моторики

Многие родители понимают необходимость развития малыша от рождения и с большим интересом занимаются с детьми. Но чтобы занятия были эффективными, а малыш получал от них удовольствие, они всегда должны быть интересными, веселыми и обязательно соответствовать возрасту малыша.

Каждому из нас приходилось встречать детей четырех - пяти лет, которые держат ложку в кулаке, не умеют правильно держать кисточку или карандаш, пользоваться ножницами, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, завязать шарф и тому подобное.

Не секрет, что некоторым родителям проще посадить ребенка перед телевизором или за компьютер, включив полнометражный мультфильм или поставив игру на часик, чтобы ребенок не отвлекал от разговоров по телефону с подругой или других взрослых дел.

Лишь некоторые родители признают тот факт, что им трудно спокойно ждать, пока их ребенок самостоятельно зашнурует ботинки, застегнет все маленькие пуговицы на рубашке, доест кашу и тому подобное.

Поэтому они покупают вместо ботинок со шнурками ботинки на липучках, вместо рубашки - свитер на молнии, сами кормят ребенка, чтобы освободить время для других дел. Мало кто из родителей задумывается над тем, что такая экономия времени лишает их ребенка возможности развивать движения пальцев рук, а следовательно, и улучшать качество вещания.

Влияние мелкой моторики на способность ребенка учиться

Результаты исследований ученых, практический опыт дефектологов, логопедов свидетельствуют, что в последнее время у детей заметно снизился уровень развития тонких движений пальцев рук и, к сожалению, возросло количество детей с задержкой речевого и психического развития.

Специалисты установили, что у большинства детей с общим недоразвитием речи пальчики малоподвижны, движения их неточные, несогласованные, нескоординированные. Таким детям сложно переключиться с выполнения одного движения на другой.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой у ребенка родители узнают лишь в период подготовки ребенка к школе или уже в школьном возрасте, когда ребенок во время учебы начинает отставать от сверстников, не успевает по программе.

При этом нагрузка на ребенка значительно возрастает, ведь, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать ручку в непослушных пальцах. Но такие проблемы можно предупредить, если вовремя выявить отставание в развитии координации движений и мелкой моторики у ребенка. При правильно спланированной коррекционной работе можно исправить ситуацию еще в дошкольном возрасте.

Мелкая моторика как фактор устранения речевых нарушений

Стоит помнить, что речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием увеличения импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.

Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и способствует предотвращению и устранению возможных речевых нарушений.

Кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться - чем «умнее» руки, тем умнее малыш. Все дело в головном мозге. А точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речи.

Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы тем самым стимулируем соответствующие отделы мозга, активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.

По мнению доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента Российской Академии Образования М.Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи.

Значение раннего возраста для развития моторики будущей личности

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение длительного времени. Поэтому начинать работу по развитию движений рук малыша нужно с рождения. Ведь ребенок и в возрасте младенца, и особенно в раннем возрасте, имеет огромный потенциал для формирования будущей личности, в частности ее интеллектуального развития.

Именно в раннем возрасте малыш может много получить, но и много потерять. Следует заметить, что потери этого периода с возрастом компенсируются труднее, а приобретения остаются на всю жизнь.

Не стоит забывать, что именно в первые три года жизни мозг развивается наиболее интенсивно: к семи месяцам мозг ребенка увеличивается вдвое, в полтора года - три, а до трех лет составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека.

Эффективные условия для развития моторики у детей дошкольного возраста

Необходимо задействовать все пальцы на обеих руках. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.

Для развития моторики кистей ребенка важно тренировать обе руки. Важно в играх так же развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Значение игр для развития мелкой моторики рук

Игры и упражнения для развития моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с низшими структурами.

Одновременно у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, формируется усидчивость, игровая и учебно-практическая деятельность.

Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Игры из подручных материалов

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

Игра «Шнуровки»

Можно купить уже готовую «шнуровку», а можно ее изготовить самому. Уверена, что ребенок еще с большим удовольствием будет играть, если основу папа или мама сделают самостоятельно, специально для него. Будет нужен кусок линолеума, фанеры, пластика и т. п. с проделанными отверстиями и шнурок.

Игра «Застежки»

Застегивание пуговиц, кнопок, липучек, змейки. Нужна ткань, пуговицы и нитки.


Выкладывание, перебирание косточек

Нужно: тарелочка, косточки, желательно разные (например, из абрикоса, персиков, вишен). Но если ребенок еще маленький лучше брать крупные косточки.


Создание ожерелья из пуговиц, частиц соломинки, крупных бусинок

Для развития моторики посредством создания ожерелья понадобятся: шнурок, пуговицы с крупными отверстиями, несколько разноцветных соломинок для коктейля (разрезать на кусочки по 1-3 см длиной), бусины, ножницы.



Игры с прищепками

Потребуются прищепки и картон.


Откручивание и закручивание крышек

Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей.


Скручивание лент


Игра «Волшебный мешочек»

Угадывание на ощупь предметов. Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами.


Перекатывание карандаша

Перекатывание карандаша или ручки в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирует организм в целом.


Обводка трафаретов

Для развития моторики в этой игре потребуется пластиковая бутылка с плоской стенкой (подойдет бутылка из-под шампуня), ножницы.


Аппликации из круп

Для развития моторики посредством аппликации понадобятся: картон, пластилин, клей, крупы, семечки, макаронные изделия и тому подобное.


Пересыпание косточек, каштанов, круп, фасоли, ракушек, монет и т. п. с одной емкости в другую.

Нужно: две и более мисочки (можно одну пластиковую, а другую металлическую, тогда еще и развиваем слух), «сыпучие». Для усложнения можно соединить все «сыпучие» и попросить ребенка разложить их в разные емкости.

Рисование на песке или манке

Нужно: плоская тарелка или поднос, манка или песок.


Рисование пальчиками

Нужно: бумага, можно заготовку для раскраски, пальчиковые краски, вода, влажные салфетки.


Лепка из соленого теста

Нужно: соленое тесто (можно разноцветное), скалка, разные формочки для выдавливания.


Каждый из этих приемов для развития моторики также направлен на всестороннее развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

Приятных вам игр и общения!