Самое первое знакомство новорожденного с врачом происходит сразу же после появления на свет, при осмотре неонатолога. Встречи же с другими специалистами в белых халатах, при отсутствии иных показаний, происходят согласно календарю осмотра. И одним из первых в нем значится невролог (невропатолог).
Детский невролог (или врач-невропатолог) - специалист, который тщательно следит за развитием и созреванием нервной системы малыша. Состояние нервной системы человека - один из главных показателей состояния всего организма. И если с раннего возраста не уделять нервной системе и патологическим проявлениям с ее стороны должного внимания, то это может привести к задержке психомоторного развития малыша, нарушениям его поведения и многим другим «болезням от нервов».
Осмотр врача: когда, зачем и почему?
Каждый ребенок, даже абсолютно здоровый, должен наблюдаться неврологом. Врач вместе с родителями будет следить за соответствием психомоторного развития малыша возрастной норме, отмечать его новые успехи и достижения и давать мамам и папам индивидуальные рекомендации по воспитанию и уходу за ребенком. Неврологический статус малыша изменяется в течение первого года жизни (примерно каждые три месяца), поэтому профилактический осмотр (плановая диспансеризация) обычно проводится в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 1 год. На втором году жизни привести ребенка к неврологу необходимо два раза - в 1,5 и 2 года, а далее осмотр необходимо проходить ежегодно. По определенным симптомам специалист во время каждого осмотра определяет, нет ли задержки в развитии ребенка, и при необходимости назначает дополнительные обследования или консультации других специалистов.
Визит к врачу
Осмотр малыша специалистом обычно состоит из нескольких этапов. Прежде всего, каждая мама поделится с врачом жалобами, расскажет об общем самочувствии ребенка и перенесенных им заболеваниях. На основании жалоб невролог составит детальный план обследования и приступит к осмотру малыша.
Исследование функций черепных нервов
Положение глаз в покое, определение размера зрачков, асимметрия лица, наблюдение реакции на звук, громкость голоса, положение языка во рту -все это позволяет специалисту оценить состояние каждой из пар черепных нервов.
Исследование двигательной сферы
Наличие и выраженность рефлексов - важный индикатор психомоторного развития. Исследование двигательной сферы включает в себя оценку:
- мышечного тонуса (дистония - гипертонус или гипотония);
- сухожильных рефлексов;
- выявление патологических и постуральных (значение их состоит в создании статической позы, при этом происходит «обучение» мышц удерживать позу активно), а также безусловных рефлексов.
Исследование чувствительности
У детей грудного возраста эти исследования провести крайне трудно. Здесь врач обращается за помощью к родителям и их наблюдениям за малышом. Например, периодические жалобы родителей на беспокойство ребенка при надевании шапочки неврологи расценивают гиперестезию -повышенную чувствительность кожи на раздражение.
Оценка когнитивных функций
Это неотъемлемая часть неврологического осмотра. У детей до 6 месяцев патологическими проявлениями могут быть нарушения общения, которые определяются способностью фокусировать взор, следить за предметом и выделять взглядом знакомые лица. Различные проявления эмоциональной сферы (разнообразие проявлений мимики, улыбка, смех, лепет) - также вый показатель зрелости и состояния нервной системы ребенка.
Мамам на заметку
Во время визита к специалисту малыш должен находиться в состоянии максимального комфорта. Для этого в кабинете врача созданы все необходимые условия - здесь оптимальные освещение и температура воздуха и удобный пеленальный столик. Однако и мамы должны позаботиться о том, чтобы малышу было комфортно и спокойно. Для этого ребенку необходимо дать отдохнуть за пару часов до визита к неврологу, а за час до посещения врача не забудьте его покормить.
Что умеет наш малыш
Перед тем как отправиться на прием к врачу невропатологу, вы сами можете попробовать оценить психомоторное развитие своего ребенка. В этом вам помогут следующие подсказки:
- В 1 месяц малыш сохраняет во сне утробное положение, но с 3-й недели при пробуждении потягивается. В вертикальном положении голову не удерживает. Кратковременно фиксирует взгляд на ярком предмете и прослеживает за его движением в горизонтальном направлении. С 3,5–5 недель возникает первая улыбка в ответ на обращенный к нему ласковый голос, появляются горловые звуки. Движения нецеленаправленны, хаотичны.
- В 2 месяца ребенок может повернуться со спины на бок, повторяет улыбку матери и реагирует неумелой подражательной мимикой на выражение ее лица. Отмечаются первые проявления комплекса оживления.
- С 3 месяцев, лежа на животе, малыш опирается на предплечья и хорошо поднимает и удерживает голову. Фиксирует взгляд на подносимом к лицу предмете, гулит. У крохи отчетливо выражен комплекс оживления, как на взрослого, так и на любой оптический раздражитель. Малыш играет со своими руками, ощупывает пальчики, тянет их в рот. Впервые появляется смех.
- В возрасте 4 месяцев ребенок уверенно переворачивается со спины на живот, при подтягивании за руки садится, помогая движениями головы и плеч. Удерживает в руке погремушку, размахивает ею. Улыбка переходит в голосистый звонкий смех. Придерживает грудь матери или бутылочку во время кормления обеими руками.
- В 5 месяцев ребенок долго лежит на животе, поднимая голову и плечевой пояс, опираясь на ладони выпрямленных рук, ползает на животе вбок и назад, реже вперед. Улыбается своему изображению в зеркале, узнает маму и по-разному реагирует на чужих.
- В 6 месяцев активно переворачивается с живота на спину, передвигается по-пластунски. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Предпочитает некоторые игрушки другим. Появляется лепет.
- С 7 месяцев малыш встает на четвереньки, пытается ползать. При появлении чужих людей возникают признаки страха, плач. Ищет и находит взором предмет, о котором спрашивает взрослый, протягивает руку своему отражению в зеркале.
- В 8 месяцев кроха садится и ложится сам, уверенно сидит без поддержки. Ползает на четвереньках. Придерживаясь рукой, сам встает, стоит, опускается. По просьбе взрослого выполняет разученные движения («ладушки», «до свидания», «дай ручку»). Знает свое имя.
- В 9 месяцев ходит при поддержке за руки или держась руками за опору. Сидя нагибается и поворачивается. Пьет из чашки. Ищет спрятанную или упавшую на пол игрушку.
- В 10 месяцев делает шаги вперед, держась руками за подвижную опору. Совершает различные действия с предметами. Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. Рвет бумагу, газету, следит за движениями бросаемых предметов.
- В 11 месяцев ребенок может недолго простоять без опоры. Ходит, держась за руку взрослого. При поддержке, приседая и наклоняясь, наги¬бается за игрушкой. Накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамиды на стержень. Может опустить мелкий предмет в кружку. Появляются первые осмысленные упрощенные слова.
- К 12 месяцам малыш самостоятельно встает, стоит и ходит. Произносит до 10 слов. Начинает помогать, когда его одевают. Иногда использует горшок по назначению. Знает значение слова «нельзя». Появляются зачатки манипуляционных игр.
В течение первого года жизни невролог осматривает малыша несколько раз. И даже если во время осмотра врач обнаружит какие-либо «недостатки» в формировании нервной системы, не стоит пугаться: большинство из них при ранней диагностике поддаются коррекции. Вот почему откладывать визит к неврологу нельзя ни в коем случае.
Л.А. Козловская, врач-невролог Клиники «9+»
(Группа компаний «Мать и дитя»)
Первое посещение невролога всегда волнительно для новоиспечённых родителей, бабушек и дедушек. Понять это довольно просто – зачем кому-то дотошно изучать ребёнка и подвергать сомнению здоровье самой любимой в мире крохи? И, тем не менее, это действительно важно – придётся собраться с силами и доверить карапуза неврологу. Квалифицированное и своевременное медицинское обследование зачастую является залогом хорошего здоровья вашего ребёнка.
Если нет срочной рекомендации педиатра, то первое посещение невролога обычно происходит в месячном возрасте. Также в 1 месяц осмотр ребёнка должны провести травматолог-ортопед и окулист. Желательно хорошенько подготовиться к визиту, чтобы предоставить специалисту как можно больше информации о ребёнке. Будьте готовы рассказать о том, как протекала беременность и сами роды, какую оценку получил новорождённый по шкале Апгар . Возьмите с собой амбулаторную карту малыша и всё, что у него есть из медицинских документов – результаты обследований, анализы и т.д.
Внимательно понаблюдайте за ребёнком в течение пары дней, чтобы суметь ответить на несколько важных вопросов:
- Насколько активен ребёнок в периоды бодрствования?
- Легко ли малыш засыпает и насколько беспокойно спит?
- Как выглядит кожа малыша – насколько она чиста и чувствительна?
- Насколько часто потеет ребёнок – какие места наиболее этому подвержены?
- Не наблюдается ли дисбаланса активности правой и левой руки и ноги?
- Умеет ли кроха поворачивать голову в обе стороны или предпочитает как-либо одно направление?
- Есть ли у ребёнка выраженная мимика лица, не дрожит ли подбородок?
- Какую предпочитает ребёнок и как ведёт себя в процессе?
- Сколько съедает ребёнок, выдерживает ли график кормления?
- Как часто и насколько обильно малыш срыгивает после еды?
Обратите внимание, что ваша подготовка заключается исключительно в сборе информации, не делайте никаких выводов самостоятельно – предоставьте это специалисту.
Для многих новоиспечённых родителей первое посещение невролога становится первым же достаточно длительным путешествием – приходится везти кроху в автомобиле, а потому насущной необходимостью становятся детские автокресла, гарантирующие комфортные условия в пути. Обязательно возьмите с собой сменный памперс и влажные салфетки – вполне возможно, вам придётся переодевать ребёнка вне дома.
В первое посещение невролог определит, правильно ли проходят адаптационные процессы, нет ли предпосылок для развития неврологических заболеваний. В случае если у малыша имеется какая-либо патология, ранняя диагностика существенно упростит и ускорит её лечение, купировав развитие заболевания.
Осмотр ребёнка включает проверку наличия у него основных рефлексов.
- Сосательного – при попадании в рот любого предмета малыш должен начать совершать ритмичные сосательные движения.
- Хоботкового – в ответ на отрывистое быстрое прикосновение к своим губам малыш должен выпячивать губки «хоботком».
- Защитного – при выкладывании малыша на животик, он должен «автоматически» повернуть в сторону головку.
- Хватательный – в ответ на прикосновение к раскрытой ладошке малыша он делает попытку схватить предмет.
Также при первом посещении невролога проводится визуальный осмотр ребёнка: врач изучает форму и размер его черепа, положение головки, тела, глаз, выражение лица, движение конечностей и состояние кожи младенца .
Помните о том, что первое посещение невролога – отличная возможность получить консультацию специалиста. Не стесняйтесь спрашивать врача обо всём, что вас волнует – получив больше информации, вы обретёте ясность и покой, который, несомненно, важен для любого малыша и его окружения.
Ну вот малыш и подрос. Ребенку 1 год. Что он умеет?
Движения
- В это время большинство детей умеет самостоятельно ходить. Если Ваш малыш еще не ходит, не расстраивайтесь - все индивидуально, некоторые детишки начинают ходить в 1г. и 3 месяца.
- Малыш, обычно, умеет залезать на диван, кровать, стул и т.д, а вот слезать оттуда умеет не всегда.
Речь Ребенку 1 год
- К 1 году большинство детей начинают говорить простые слова: «мама», «папа», «дай» и т. д. В среднем в возрасте 1 год дети произносят около 10 слов. Но и здесь все строго индивидуально.
- Если Ваш малыш не произносит слов, но при этом все понимает: знает имена, узнает близких по фотографиям, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши до свидания», «принеси мячик» и т. д. — расстраиваться тоже не стоит.
- К 1 году ребенок узнает картинки в книжке, может показать на любимой картинке или кукле: глазки, носик, ротик или на машинке: колеса, руль, кабину. Ваш малыш еще это не умеет, пора учиться.
Навыки Ребенку 1 год
- К 1 году ребенок хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками. Этот навык очень сильно зависит от родителей - научили Вы его пить из чашки или нет. Если еще не научили - пора учить.
- К 1 году малыш умеет разбирать и собирать пирамидку.
- Некоторые дети к 1 году умеют проситься на горшок.
Осмотр в поликлинике Ребенку 1 год
Осмотр ребенка в поликлинике в 1 год включает в себя
- общий анализ крови,
- общий анализ мочи,
- перианальный соскоб,
- анализ кала на яйца глист,
- реакцию Манту,
осмотры врачей
- педиатра,
- невролога,
- окулиста,
- ЛОРа,
- хирурга,
- стоматолога,
- в некоторых поликлиниках еще имеется кабинет здорового ребенка, где прием ведет медсестра, которая оценивает умения и навыки Вашего ребенка и рассказывает как нужно заниматься с ребенком в этом возрасте и на что обратить внимание. Если в Вашей поликлинике такого кабинета нет, этим занимается Ваша участковая мед. сестра.
- Если Вы еще не сделали ребенку ЭКГ (электрокардиограмму), это обследование также проводится в 1год.
Начинать лучше с анализов и осмотров врачей специалистов.
Анализы
- Общий анализ крови - рекомендуется всем детям в 1год. Чаще всего позволяет выявить : снижение гемоглобина. Снижение гемоглобина ниже 100 г/л является показанием к назначению лечения препаратами железа и протвопоказанием к проведению прививок (р. Манту разрешается, уровень гемоглобина на ее результат не влияет).
- Общий анализ мочи позволяет выявить заболевания мочевыводящих путей. Тут очень важно
- Перианальный соскоб проводится для выявления энтеробиоза. Позволяет обнаружить яйца остриц на перианальных складках ребенка. Для достоверности этого анализа, ребенка не нужно подмывать утром в день обследования и вечером накануне. В случае обнаружения яиц гельминта, ребенку назначается лечение, затем контрольное обследование, а прививка проводится после излечения.
- Анализ кала на яйца гельминтов проводится чтобы исключить энтеробиоз и другие гельминтозы.
Врачи
зубки после «серебрения»
Стоматолог
К 1 году у ребенка обычно имеется 8 зубов: 4 верхних и 4 нижних резца. К тому списку, что может выявить — к 1 году добавляются начальные признаки кариеса: пятна на зубах, потемнение эмали, сколы. Эмаль молочных зубов более тонкая и чувствительная, чем эмаль постоянных - поэтому легко повреждается.
А у некоторых детей она особенно слабая. При выявлении начальных признаков кариеса доктор может предложить «серебрение» зубов: нанесение на зубы соединений серебра, в результате чего зубы покрываются тонкой пленкой, которая защищает их от дальнейшего разрушения. Процедура безболезненная. Правда, при этом зубы окрашиваются в некрасивый черный цвет, зато разрушение зубов при этом значительно замедляется и отодвигается необходимость более серьезного лечения.
Педиатр
Далее следует осмотр педиатра со взвешиванием, измерением и т.д. В 1 год средний рост ребенка — 75см. Средний вес — 10 кг. Средняя окружность головы — 46см, груди — 49см. Большой родничок чаще всего закрыт и у ребенка имеется 8 зубов. Но все это всего лишь средние показатели — ориентиры. Если ребенок в чем то им не соответствует - это не делает его хуже или лучше других. Если ребенок здоров - дальше он направляется на реакцию Манту. Это не прививка, а кожная проба, поэтому она может разрешаться когда у ребенка есть мед.отвод от прививок. Но рекомендации в отношении ее тоже есть.().
Повторный осмотр педиатра.Через 72 часа после Манту (на третьи сутки) ребенок повторно приглашается к педиатру, для оценки результатов Манту. Далее, если с р.Манту все в порядке, педиатр осматривает ребенка и направляет его на прививку(точнее на 2): от кори+свинки и краснухи.
Прививки производятся живой, ослабленной вакциной. Реакция на прививку оценивается на 10-14 день, может быть слабость, вялость, температура до 37,2, которые проходят самостоятельно. Выраженных реакций на эту прививку практически не отмечается. Подробнее об этой прививке в одной из следующих статей.
Ребенку 1 год Режим дня
В 1 год ребенок обычно спит днем 1 раз:2-3 часа, ночной сон продолжается 10-12 часов. За сутки ребенок бодрствует примерно 10-12 часов и спит 12- 14 часов. В 1 год рекомендуется кормить ребенка не реже 5 р/д.
Ребенку 1 год Примерное меню
- 7.00 — Завтрак: 150- 180г, Молоко () 70-100г.
- 10.00- Второй завтрак: Сок 80-100г и печенье.
- 13.00 - Обед: Суп (с 50г) 150-180 мл, Кусочек хлеба, Компот или кисель 70-100мл Суп с овощами в виде мягких кусочков (помять вилкой). Можно готовить для всех с учетом потребностей ребенка: не пережаривать овощи, а просто добавлять их в суп в процессе варки, использовать постное мясо, не добавлять острые приправы и соусы, солить слегка.
- 16.00 - Полдник: 50- 70г. или свежие фрукты 50-100г. Кефир (молоко) 70-100г.
- 19.00 - Ужин: 150-180г. Хлеб. Компот 70-100г.
- Если требуется перед сном можно покормить ребенка грудью или дать ему 200г смеси, к которой он привык.
Первый прием у детского невролога позволяет диагностировать на ранней стадии некоторые нарушения нервной системы и головного мозга. Даже если младенца ничего не беспокоит, посещение невролога должно входить в обязательный медицинский осмотр малыша.
Первый приём детского врача-невролога: когда?
Беременность и тяжелые роды могут спровоцировать появление некоторых нарушений нервной системы и головного мозга. Особенно, если имели место быть:
- частая угроза прерывания беременности;
- наличие хронической инфекционной патологии;
- приём лекарственных препаратов;
- нарушение нормального протекания беременности;
- нарушение внутриутробного развития плода.
Ранний срок диагностирования ряда заболеваний и патологий позволяет эффективно провести лечение.
Но даже если беременность протекала хорошо, а роды прошли без патологий и осложнений, убедиться что развитие малыша протекает нормально, необходимо. Родовой процесс - стресс для ребёнка, и в большинстве случаев реакции младенца на него полезны для адаптации к новым условиям жизни.
Первый приём у детского невролога должен состояться, когда ребёнку исполнится месяц. Частоту дальнейших посещений и консультаций врач определяет в индивидуальном порядке. Но для избавления от лишних переживаний на тему того, как развивается малыш и всё ли у него в порядке, специалисты рекомендуют посещать каждые 3 месяца.
Что проверяет детский невролог
Первый приём у детского врача-невролога всегда волнителен для родителей. Что он скажет после осмотра малыша? Может быть, выявит скрытые недостатки в развитии?
Для того, чтобы родители крохи были готовы к медицинскому приёму, расскажем, что проверяет детский невролог.
Первое посещение врача-невролога включает:
- оценку мышечного тонуса малыша;
- диагностику наличия и выраженность рефлексов;
- оценку физического развития ребёнка;
Первый приём у невролога в месячном возрасте очень важен, так как можно выявить имеющиеся патологии и начать своевременное лечение.
Первое посещение детского врача-невролога: этапы
Неврологическое обследование, когда ребёнку месяц, состоит из двух основных этапов:
УЗИ головного мозга новорожденного
Перед консультацией специалиста рекомендовано провести УЗИ головного мозга новорожденного. Когда ребёнку месяц, такую процедуру можно сделать благодаря ещё не заросшему родничку, что позволяет выявить дефекты в развитии и патологии. Данный вид диагностики позволяет обнаружить кисты и гематомы, образовавшиеся во время родов. Проведенное исследование даёт возможность предотвратить возникновение серьёзных заболеваний, поэтому пренебрегать данной процедурой не стоит.
Хороший детский врач-невролог всегда рекомендует сделать УЗИ головного мозга новорожденного даже при отсутствии очевидных аномалий развития.
Осмотр общего состояния ребёнка
Перед заключительной оценкой моторного и психического развития новорожденного, врач должен получить ответы на ряд важных вопросов:
- характер протекания беременности и родов;
- наличие патологий и инфекции;
- хороший ли аппетит у ребёнка;
- характер сна: сколько спит, как часто просыпается - беспокойный ли сон;
- активно ли малыш сосёт грудь;
- как часто плачет, при каких обстоятельствах;
- как ребёнок набирает вес;
- как часто кроха срыгивает.
Во время неврологического обследования врач измеряет окружность головы, оценивает состояние родничков. Детский врач-невролог проводит первичную диагностику нервной возбудимости, эмоций и двигательной активности младенца - рефлекторной системы и мышечного тонуса. Во многих случаях проблемы с нервной системой у ребёнка напрямую связаны с психоэмоциональным состоянием мамы.
Симптомы, на которые стоит обратить внимание перед посещением детского врача-невролога
Для раннего выявление аномалий развития, а также устранения ряда неврологических состояний, маме следует с особым вниманием отнестись к наличию ряда симптомов:
- беспокойное поведение новорожденного. Ребёнок быстро возбуждается и трудно успокаивается;
- . Младенец спит мало, плохо, часто просыпается с плачем;
- нарушение аппетита и недостаточная прибавка в весе;
- большой родничок у ребёнка;
- нарушение рефлекторного поведения: снижение сосательного, глотательного и др. рефлексов;
- отсутствие фиксации возраста до 1 месяца;
- ребёнок часто срыгивает;
- повышенный или пониженный мышечный тонус;
- снижение общей двигательной активности;
- судороги;
- плач без видимых причин (голод, дискомфорт, сон и т.д.).
Лучше всего посещать детского врача-невролога через 1-1,5 часа после кормления. До кормления ребёнок голоден и беспокоен, сразу после еды, скорее всего, малыш будет вялым и сонным. А это может повлиять на адекватность проведения обследования.
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
- положение туловища
- объем движений
- наличие асимметрии в двигательной сфере.
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» - прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.