Что дарят на свадьбу в таджикистане. Таджикские обычаи и традиции

11:16 06.09.2012

Свадьба является одним из важнейших событий в жизни каждой таджикской семьи, если не самым главным. Таджикские свадьбы в разных регионах отличаются множеством традиций и ритуалов. Мы решили рассказать о некоторых из них.

Куляб. И помоют, и подстригут

У таджиков, проживающих на юге страны, свадебный обряд отличается проведением нескольких ритуалов. В день свадьбы со стороны невесты два близких родственника (обычно мужчина и женщина) едут к жениху и отвозят приданое невесты, а заодно приглашают жениха приехать за своей будущей женой. Эта традиция в Кулябе называется шахджахд.

У невесты дома до приезда жениха проводится церемония саршуён - своего рода омовение головы. Во время этой церемонии невеста выходит во двор в национальном наряде (чакане) и садится на корточки. Над ее головой девушки-подружки поддерживают прекрасно расшитое сюзане (вышитое руками национальное панно), на которое гости бросают монеты, конфеты, деньги. Это означает, что все желают невесте жить в достатке, благополучии и счастье. При этом девушки поют специальную песню о том, что девушке пришла пора прощаться с отчим домом. В то же время одна из близких родственниц невесты, обычно пожилая женщина, смачивает вату в чистой воде и понемногу мочит волосы невесты, как бы омывая их. Как правило, невеста во время этой церемонии плачет, ведь ей очень грустно оставлять родительский дом.

В это время в доме жениха проводится обряд сартарошон - стрижка. Жених, облаченный в национальный халат, сидит на стуле, а один из старейших и уважаемых мужчин семьи под особую песню стрижет его, держа в руках расческу и ножницы. На самом деле в наше время, как и в случае с обрядом саршуён, во время сартарошон делается только вид, что жениха стригут. Ему могут отрезать совсем маленький клочок волос, и только, но в прежние времена жениха стригли по-настоящему.

Когда в дом невесты приезжает жених, к его ногам в знак уважения стелют пойандоз (красивую дорогую ткань или ковер) и разбрасывают конфеты, жвачки, которые обычно с шумом и радостью собирает детвора.

В доме жениха молодых тоже встречают с пойандозом и сладостями и просят обоих встать на сари тахт. Тахт - это заранее приготовленное возвышение из новых, только что сшитых национальных ватных матрасов (курпачи), которое накрывают красиво вышитым сюзане и на нее ставят священную книгу Коран так, чтобы она распологалась всегда на самом верху. Молодые стоят у этого постамента, потом под звуки веселых свадебных мелодий их заводят в комнату под заранее прибитый в виде ширмы чодар, который также называют чимилик (большое покрывало, сшитое из красивой, яркой ткани или сюзане). Здесь проводится обряд поджикон, смысл которого заключается в том, что кто первым наступит на ногу другому, тот и будет в семье главным. Как правило, невеста не решается наступать жениху на ногу и часто он оказывается победителем. После этого мать жениха посыпает головы молодых щепоткой муки, чтобы их жизненная дорога была светлой. Молодым подносят новое зеркало, в которое никто еще не смотрелся, чтобы в нем они увидели друг друга. Этот обряд имеет свою философию: молодые должны быть зеркалом друг друга. Также жениха и невесту угощают медом, чтобы совместная жизнь была сладкой.

Вокруг чимилика, чтобы изгнать злых духов, обводят дымом испанда - травой для благовония и дезинфекции.

На второй день в дом жениха приходят близкие родственницы невесты на рубинон - смотрины. Мама невесты приносит в дом дочери несколько больших тазов с угощениями, сладостями и подарками. Обязательно готовится национальная белая халва, хлебные изделия - кульча, чапоти, калама (слоеная лепешка, прожаренная на масле), приносится целое ведро сваренных яиц и много вкусных национальных печеных изделий - орзук, салла, самбуса и других. Кроме этого матери и отцу жениха дарят курпачи и подушки, расшитые национальным орнаментом.

Родственники жениха тоже по-особому готовятся к этой встрече. На дастархан они подают целых семь блюд. Сначала в красивых фарфоровых чайниках гостям приносят теплую подслащенную воду, чтобы жизнь у молодых была сладкой, а отношения с новыми родственниками - теплыми и хорошими. В качестве первого блюда обычно подают ширбириндж (рисовая каша на молоке), политый раскаленным топленым маслом, затем приносят хомшурбо (наваристый мясной бульон с овощами). Далее гостей ждет третье блюдо - гуштбирён (жареное мясо), а потом их угощают манту. В качестве пятого блюда готовят оталаи бурида (лапша, сваренная на бульоне из горных трав), следом за ним подают горячую самбусу. Как только приносят оши палов (плов), гости понимают, что пора уходить.

Но перед тем как подать плов, всем гостям показывают приданое невесты и подарки со стороны жениха. Собственно, с этого начинается сам обряд рубинон. Женщины из семьи жениха подходят к невесте, держа на руках маленького мальчика. Одна из них с помощью двух веточек плодового дерева открывает лицо невесты, а другая сажает в ее подол ребенка, чтобы первым у молодых родился мальчик. Потом остальные женщины с подарками в руках начинают подходить к невесте, целовать в лоб и приветствовать ее в доме мужа.

Исфара. Всё у невесты

Особенностью свадьбы этого региона является то, что она отмечается в доме невесты. С самого раннего утра со стороны жениха приходят мужчины, копают небольшую яму во дворе дома невесты, устанавливают большой казан и начинают готовить свадебные блюда. Во дворе накрываются столы, гостей угощают, сюда приезжает жених, который три дня должен оставаться в доме будущей жены. Только потом приезжают родственники жениха и забирают его и невесту домой.

В доме новобрачной на видном месте обычно развешивают все ее наряды и чимилик - ширму, под которой обычно прячется невеста. Туда в сопровождении танцующих друзей в золотошвейном халате (чапане) входит жених. Привязать чимилик доверяют только той семейной паре, которая прожила долгую и счастливую жизнь в браке. Молодые выходят из дома в сопровождении подруг невесты, которые держат над ее головой расшитое покрывало или сюзане - символ счастливой крыши в браке.

На севере страны многие годы было принято обходить под таким покрывалом три раза вокруг костра, и назывался этот ритуал аловгардон. Этот обряд дошел до нас со времен зороастризма и олицетворял изгнание злых духов, предотвращал порчу и сглаз. Действующими лицами в этой церемонии выступали исключительно женщины. Сейчас муллы запрещают проводить этот обряд, считая его огнепоклонством.

Памир. Верхом на друге

Памирская свадьба состоит из многочисленных традиций, имеющих свою философию, но запомнить их все, а тем более их значение, с первого раза трудно. Даты никоха (помолвки) и самой свадьбы, как правило, согласуются с местным муллой, которого здесь называют халифа. После процедуры мусульманского обряда молодожены должны расписаться в специальном документе вроде брачного договора.

На следующий день после никох проводится свадьба. Так как многие обряды в различных регионах республики схожи, в доме жениха она начинается с процедуры сартарошон, о которой мы рассказывали вначале. Но только на Памире к месту свадьбы жених приезжает верхом на... друге. В этот день он - шох, то есть царь, и потому пользуется всяческим почетом. Говорят, даже настоящий шах в этот день может считаться ниже рангом, и если он появится в доме жениха, тот может не вставать перед ним. Это его день...

Все принадлежности для сартарошон, в том числе и одежда жениха, кладутся в галбеле (сито с крупными отверстиями) и окуриваются дымком страхма - растения, якобы разгоняющего злых духов и освящающего одежду. Но это не хазориспанд, который используется в других регионах страны. Страхм для памирцев - это священное растение, которое является обязательным атрибутом практически в любом обряде, будь то свадьба или поминки. Сам галбел символизирует отсеивание зла.

После церемонии халифа читает дуо (молитву), и жених вместе со свитой поет песню «Эй, шохи мо дар сафаре, подшохи мо дар сафаре» (наш шах в пути, наш падишах в пути), женщины отбивают такт в даф (дойры). Под это музыкальное сопровождение жених отправляется за невестой. Стоит отметить, что на Памире жениха сопровождают два свидетеля. У дома невесты его ждут женщины с дафами и артисты, которые приветствуют уже другой песней: «Эй, шохи мо омаде, подшохи мо омаде» (наш шах пришел, наш падишах пришел).

У невесты делегация находится недолго. После чтения молитвы приносят угощение. Как правило, это ширруган (лепешка, молоко и масло, подающиеся в деревянных блюдах).

Пока гости едят, начинается подготовка невесты - шай. Сначала ей плетут две косички, вплетая в волосы печак (плетение из меланжевой нити и бисера). Затем она надевает платья, как правило, несколько, но обязательно нечетное количество и красного цвета: красный цвет на Памире считается цветом радости и счастья и является основным в гардеробе невесты. Затем ее голову и лицо обматывают белой тканью и тюлью - символом чистоты и целомудрия, следом накидывают несколько больших платков. После этого ее голову завязывают надлобной повязкой и платки, кроме самого нижнего, закидывают назад.

В памирских домах молодожены имеют свое специальное место, как правило, оно находится у одного из пяти столбов. Невесте, которая под грузом своего одеяния еще не видела дом жениха, должны открыть лицо. Как правило, это делает любой представитель сильного пола, часто кто-то из близких друзей жениха с помощью самодельного лука и стрелы. Натянув стрелу, он два раза этой стрелой поднимает и опускает платок невесты. В третий раз он закидывает платок назад и пускает стрелу в рудз - потолочное окно в памирском доме. С этих пор мужчина, который открыл лик невесты в ее новом доме, считается ее пед - названым отцом. Далее невесту отводят в отдельное место, где снимают с нее нелегкое одеяние, и она облачается в одно платье, а на голову накидывает лишь один платок.

Интересно, что памирские женихи свободны в своих действиях: во время церемонии свадьбы «шах» может выйти погулять с друзьями или отлучиться по нужде, а его место возле невесты занимает ее названый отец. Плохого умысла в таком сидении рядом с новобрачной ни у кого нет, так как этот новый родственник теперь должен оберегать ее всю жизнь, а она должна уважать и почитать его, как родного отца.

Гарм. Семь волшебных сундуков

Традиционно гармская свадьба мало чем отличается от подобных семейных торжеств, проводящихся в южной части республики. Однако в ней есть своя изюминка, свои особенности, и одна из них заключается в том, что невеста должна привезти в дом мужа целых семь сундуков! Сейчас, правда, при упорядочении свадеб и традиций, их число сократилось до четырех. Что же в них? Два сундука по традиции невеста приносит для себя: там ее приданое, начиная от одежды, обуви и заканчивая посудой, скатертями и постельным бельем с учетом того, чтобы всего хватило на первые семь лет семейной жизни. Два других сундука она приготовила для своей свекрови. Интересна сама церемония сандуккушои (открытие сундуков), которая проводится на второй день после свадьбы. Сундуки, как правило, закрыты на замки, ключи от которых родственники невесты передают матери жениха. Она по своему усмотрению должна выбрать сандуккушо - женщину из своего окружения. Зачастую это уважаемая и знатная особа, у которой счастливая семейная жизнь. Как только она открывает сундук, все видят, что на самом верху лежит узелок с несколькими отрезами ткани. Это для той, кто открыл сундук. В сундуке обычно лежат отрезы для всей женской половины семьи жениха, а также чапан, джойнамоз (коврик для моления), тюбетейка с рубашкой для свекра, рубашки для других родственников. Там много лишних отрезов и тюбетеек - все, чем может распорядиться сама свекровь по своему усмотрению, то есть кому хочет, тому подарит. Во втором сундуке находятся скатерти, полотенца, белье, покрывала и другие принадлежности, а также домашняя утварь, начиная от посуды и вплоть до скалок, рафиды (плоские подушки разного размера для выпечки лепешек в печи - тандуре) и мугпар (специальная форма для придания узора лепешке). А самое главное, в этом волшебном сундуке находятся от 40 до 70 (и больше) пиал с порцией белой халвы - своеобразный подарок для всех присутствующих на церемонии женщин.

Еще одна примечательная церемония подобной свадьбы: когда невесту заводят за чодар, где в основном находятся родственницы невесты, начинается чойкашон - жених заваривает чай и подает всем гостям, а сторона невесты одаривает его за это подарками. Этот обычай - своеобразные смотрины жениха, так как раньше по традиции он закрывал платком половину лица, и его из гостей прежде никто не видел.

И еще. Гармские тещи - самые ущемленные. Им нельзя приезжать в гости к дочери, пока они не станут бабушками, то есть целый год, а иногда и больше. Кстати, сама дочь может приехать в отчий дом даже после брачной ночи, и такие хождения туда и обратно ей разрешаются в течение года. Так как гармцы считают, что девушка должна привыкнуть к дому мужа, если она скучает по родителям, ей не возбраняется часто их навещать. Соблюдается целый ритуал (джахд), когда сторона невесты с большими подносами, полными сладостей и лепешек, идет забирать ее, а сторона жениха отвечает тем же, когда просит невесту вернуться обратно.

В нашем агентстве работает таджикский тамада Шукурали , ведущий который сможет провести для таджикскую свадьбу на таджикском и русском языке со знанием традиций в Москве и Московской области.

Начало таджикской свадьбы заложено в сватовстве. Эта процедура у таджиков является первой церемонией, связанной с браком. Здесь происходит официальное представление молодых, знакомство их семей, назначается день помолвки и оговаривается размер калыма. Калым непременный атрибут любой свадьбы, Таджикское понятие слова « помолвка» несет в себе три значения: « кабулдоран » (согласие обладать), « ошхуракон » (угощение пловом) и «оклик» (чистота, белизна). Согласно последнему термину, родители невесты приносят на торжество белую материю, гарантируя тем самым непорочность и чистоту своей дочери.
В состоятельных таджикских семьях принято устраивать дополнительный ритуал, называемый - «закрепление помолвки». Это более масштабное и дорогостоящее событие проходит в доме невесты и обставляется с соблюдением многочисленных деталей.
Родственники со стороны жениха приносят в дом невесты красивые подносы - «лайли», обязательно в четном количестве, на которых разложены ритуальные подарки.
На первом лежат сдобные свадебные лепешки : « гуль-нон», «фатир», «кульча», которые имеют сакральное значение оберегов и пожелания молодым счастливой семейной жизни. Второй поднос доверху наполнен ингредиентами для свадебного плова (рис, мясо и т.д.).
Третий поднос самый « вкусный », туда обычно кладут всевозможные сладости, дабы жизнь у молодых была подобно меду. Четвертый же предназначается персонально для невесты, атрибуты для свадьбы, причем в их числе, обязательно должен быть белый платок, материя для платья и белые туфли.
Особенностью таджикской свадьбы является то, что она всегда отмечается в доме невесты. Именно здесь накрываются столы, угощают гостей, сюда же приезжает и счастливый жених. Три дня он обязан провести в доме будущей жены. И только потом приезжают его друзья и забирают пару в дом родителей жениха.

Традиционно, молодожены первый год после свадьбы живут в доме родителей супруга, и лишь впоследствии могут переезжать в собственное жилье.
Утром назначенного дня, жених, в расшитом золотом национальном халате – чапане, с друзьями и родственниками под звуки народных инструментов, приезжает в дом невесты, где их радушно встречают и щедро угощают. Невеста, в национальном свадебном наряде ожидает жениха в окружении подруг.
В доме, на почетном месте развешиваются все ее наряды и « чимилик » (плотная занавеска в углу комнаты, призванная скрыть молодых во время отправления обрядов и таинств). Рядом с ним висит нож, деревянная ложка, и стручок острого красного перца. Нож символизирует сильного и смелого сына; ложка должна « помочь » родить дочку-хозяйку, а перец, по поверьям оберегает молодую семью от сглаза.
По традиции , невеста выходит к собравшимся в окружении подруг, которые держат над ее головой расшитый золотом ковер - символ счастливого нового дома. Девушку провожают в « чимилик », туда же, сопровождаемый друзьями, входит и жених.

Родители невесты читают молодым благословляющую молитву, к которой присоединяются все присутствующие. Затем благословленных молодых 3 раза обводят зажженными свечами, дабы отогнать всех злых духов, а после паре приносят мед. Соблюдая ритуал, жених сначала сам попробует мед, а потом подносит его и невесте, чтобы их дальнейшая жизнь была сладкой и безмятежной.
Близится время самого главного свадебного обряда - «никох», аналогичного русскому венчанию. Его обязательно проводит мулла (священнослужитель), который прочитает молодым особые суры из Корана. Во время чтения, мулла один за другим снимает с головы невесты 7 платков, получая на каждый снятый платок от жениха согласие на брак.
После молитвы мулла подает паре кубок со святой водой, из которого они поочередно отпивают по глотку, что подтверждает согласие молодого мужа защищать и обеспечивать жену, а ее, в свою очередь, слушать и почитать мужа.
Подготовка к обряду « никох » молодоженами соблюдается очень тщательно. Всю неделю до него они проводят за молитвами и соблюдают пост. Невеста в этот период шьет свадебный наряд, а жених обустраивает их будущее жилье, чтобы молодой жене было уютно и спокойно на новом месте.
После совершения обряда венчания, молодые в сопровождении гостей едут в ЗАГС, а далее по плану все собираются на праздничное пиршество, которое сопровождается обильным угощением, веселыми плясками и красивыми лиричными песнями.
Раньше к свадебным церемониям приурочивались различные спортивные состязания и конные скачки, сегодня такое можно увидеть только в сельской местности, у очень зажиточных молодоженов.
Гуляния заканчиваются далеко за полночь, как правило, уже без молодых, которые уезжают в дом жениха, там им предстоит еще несколько свадебных ритуалов.

Свадебные традиции таджиков , живущих на равнинной местности отличаются от живущих в горах. Но, в целом, как и у других азиатских народов, всё начинаются с сватовства и обручения девушки и парня. В старые времена практиковались "обручение с колыбели", называлось это "говорабахш" и "сватовство малолетних", когда родители сами решали судьбу своих детей. В юношеском возрасте, так же родители могли для своей дочери или сына по своему усмотрению выбирать невесту или жениха, а так же пользовались услугами свахи (совчи). За месяц до свадьбы юноше говорили, кто за него просватан. Его мама, вместе с блюдом плова и свежеиспеченными лепешками направлялась в дом невесты. В ответ родители девушки накрывали стол и приглашали на трапезу родных и соседей, где и объявляли о помолвке. Официально помолвленными девушка и парень считались после того, как перед трапезой почтенный старец разламывал лепешку и молился за счастье жениха и невесты. Сговору предшествовали предварительные переговоры между родителями жениха и невесты, если всё устраивало обе стороны, то засылали сватов. Назначался специальный день для передачи калыма (выкупа за невесту) отцу невесты. Бракосочетание обычно назначали на осень, когда заканчивался сбор урожая.

Обязательным подарком к свадьбе считалось сюзане (свадебное покрывало), которое женщины-рукодельницы покрывали витиеватой вышивкой (специальными древнеми магическими узорами), которые в последствие будут охранять счастливую семейную жизнь от злых духов и сглаза. Во время приготовления приданного обязательно читали Коран. Шитье всегда начинала всеми уважаемая многодетная мать.

Современная таджикская свадьба длится целых семь дней. В первый день новобрачные объявляют о своём решении пожениться, после чего три дня занимают званные обеды с одной и другой стороны. На пятый день жених с свадебной процессией из друзей и родных отправляется в дом невесты, где молодожены приносят клятву перед имамом, обряд закрепляется трапезой жениха и невесты, состоящей из чашки воды, немного мяса и хлеба с солью. С этого момента молодожёны могут находится вместе. Начинается праздник, на котором гостей угощают, поют и танцуют. В полночь жених увозит невесту на своей лошади в родительский дом. Завершается свадебный обряд приёмом семьи невесты в доме семьёй жениха, где они проводят всю ночь. В течении медового месяца молодожёны живут вместе с родителями жениха, чтобы те могли помочь на первых порах молодой семье по всем возникающим проблемам.

Всю свою жизнь я живу в Москве, здесь играли свадьбу мои родители, брат и многие друзья. Для нас привычный праздник — это роспись в ЗАГСе, прогулка и ресторан. Гостей обычно немного: все свадьбы, на которых мне довелось побывать, были почти камерными.

Недавно мне посчастливилось увидеть совсем другую историю. Я побывала на настоящей таджикской свадьбе (по-таджикски — "туй") в Москве. Сборы невесты, обряд никах (венчание), важные традиции и десять часов нескончаемого веселья вкупе с таджикским гостеприимством. Спешу рассказать, как это было.

Таджикский праздник для всех

Sputnik / Стас Этвеш

Свадебные торжества начались рано утром на юго-востоке Москвы в квартире невесты. Все по порядку: сначала сборы будущей жены, затем - волнительное ожидание жениха, обряд никах, прогулка в парке неподалеку и в завершение вечера - ужин в ресторане.

Я слегка опаздываю, а мой коллега-фотограф уже на месте. Он прислал фотографию праздничного дастархана и сказал, что первым делом его пригласили к столу. Неудивительно: кто ж не знает про знаменитое таджикское гостеприимство! В Москве его тоже никто не отменял, и оно начинается прямо с порога.

Веселье в подъезде слышно аж с первого этажа: таджикскую свадьбу легко найти по звучанию музыки и веселым голосам.

На пороге меня встречает невеста: широкая улыбка, выразительные глаза, длинные темные волосы - ослепительная таджикская красота, кажется, сбивает меня с ног, но я быстро прихожу в чувство. В московской квартире много народу, и все стремятся познакомиться и поскорее пригласить в дом.

Внутри уже вовсю идут свадебные приготовления: на кухне что-то кипит, доносится сладкий запах, в зале смеются мужчины и накрыт праздничный стол, по коридору туда-сюда бегают дети с воздушными шариками в руках. Меня приглашают в святая святых — комнату, где проходят сборы невесты.

В помещении праздничный беспорядок, я сразу обращаю внимание на большой сверток в углу - это выкуп за невесту. В Таджикистане жених "выкупает" возлюбленную согласно обычаям: приобретает все — от свадебного наряда и украшений до мелкой домашней утвари и мебели.

Хангома и Халим решили от этой традиции не отказываться, но в Москве выкуп таджички получится гораздо скромнее.

Как это часто бывает в Таджикистане, будущих молодоженов познакомили родственники. Все было, как положено: у родителей невесты спросили разрешение на брак, а у самой девушки — согласия.

Пара раздумывала недолго: свадьбу наметили по-таджикски пышную, но с одним нюансом — гулять решили в Москве. По словам невесты, свадьба в российской столице выходит дешевле, а праздновать можно дольше.

"После свадебных торжеств в Москве обязательно поедем в Таджикистан, навестить всех родственников и друзей. А пока празднуем здесь, в Москве тоже есть свои", — рассказывает таджичка.

В ожидании жениха

Sputnik / Стас Этвеш

В этот важный день девушке помогают две подруги. Они суетятся вокруг невесты, делают ей прическу и макияж, всячески подбадривают и заботливо держат за руку. Сначала будущую жену одевают в наряд для никаха.

Для обряда таджичка выбрала красный бархатный костюм, расшитый золотом, яркую тюбетейку и традиционные памирские украшения, которые девушка сделала своими руками.

Я чувствую, что Хангома очень волнуется перед свадьбой, но старается не подавать виду. На первый взгляд она больше переживает за своих свидетельниц и постоянно интересуется, успели ли те привести себя в порядок и не устали ли от навалившихся за последние дни дел. Переживает она и за нас, гостей, постоянно предлагая чай и другие угощения.

Чтобы немного разрядить обстановку, предлагаю невесте окунуться в воспоминания и рассказать, как проходила подготовка к свадьбе в Москве.

"Ой, организовать было совсем нетрудно, — оживленно говорит девушка. — Свои своим везде помогут. Приготовлений было много, вчера до ночи готовили белую халву. Было весело".

Приготовление белой халвы — одна из основных предсвадебных таджикских традиций. Считается, что чем быстрее получается приготовить сладость, тем легче будет жизнь у молодых после свадьбы.

"Знаю один случай, когда халву делали восемь часов. Сейчас уже изобрели всякие "лайфхаки", чтобы было не так долго", — рассказывает подружка невесты.

Там временем на кухне в узорчатом блюдце поджигают пряную траву "буй", что в переводе с рушанского означает "запах". С помощью этого ритуала дом "очищают", выгоняя злых духов.

На столе уже томятся ароматные лепешки, щедро политые растопленным сливочным маслом. Это первое, чем угостят будущего мужа, когда он переступит порог дома невесты.

Напряжение растет. Все ждут появления жениха. Хангома все чаще смотрит в окно.

Через некоторое время к дому подъезжает автомобиль, из него выходит Халим и его свидетели — все в ярко-красных галстуках и тюбетейках. Хангома облегченно вздыхает и берет за руки своих подруг.

"Наш лисенок приехал", — радостно восклицают они.

Никах в Москве

Sputnik / Стас Этвеш

Задача родственников невесты — не пустить жениха в дом. Задача Халима — прорваться к своей любимой. Несколько минут упорной борьбы, и жених с друзьями выигрывают схватку. Они проходят в гостиную, женщины приносят молодым людям лепешки.

Скоро начнется обряд никах…

Я скромно отхожу в сторону, думая, что присутствие посторонних людей на такой важной части праздника будет лишним. Однако нас с фотографом приглашают понаблюдать за обрядом, но просят присесть на колени и не снимать.

Мулла зачитывает молитвы и благословения. Его звонкий и четкий голос отражается от стен и наполняет все помещение. У меня по телу пробегают мурашки, я смотрю на невесту.

Хангома сидит неподвижно, ее голова покрыта красной шалью, руки сложены на коленях и немного дрожат. Мулла замолкает и берет в руки документы, которые молодые должны подписать. Несколько минут на подпись, поздравления, и Хангоме пора переодеваться — впереди еще прогулка и банкет в ресторане.

Подруги отводят таджичку в комнату. Девушка кажется немного растерянной от волнения, но очень счастливой. Переодеваясь в еще один красный наряд, Хангома обращается ко мне, широко улыбаясь:

"Все, мы теперь муж и жена", — говорит она.

Памирский дом и обмен тюбетейками

Sputnik / Стас Этвеш

Все гости уже торопятся в парк. Нас рассаживают по машинам.

"Таджикский свадебный кортеж" слышно за несколько кварталов: мы едем с широко открытыми окнами и громкой музыкой. В люке одной из машин расположился оператор, он снимает репортаж на полном ходу.

В авто звучит традиционная памирская свадебная песня. На экране планшета сменяют друг друга фотографии счастливых молодоженов. Довольно быстро мы приезжаем в парк "Кузьминки" в Москве.

Это место молодожены выбрали неслучайно: именно здесь находится Памирский дом. Сооружение построили в прошлом году для показа на фестивале "Россия-Таджикистан — Памир-Москва". Памирский дом очень понравился руководству музея Москвы и было решено оставить его в "Кузьминках", чтобы молодожены приходили фотографироваться. Так и получилось.

Сделав несколько десятков снимков на фоне Памирского дома, муж и жена отправляются гулять по парку. Хангома и Халим выглядят прекрасно и приковывают взгляды посетителей: роскошный свадебный красный наряд и легкая фата до пола приводят в восторг и взрослых, и детей.

В какой-то момент мы встречаем земляков: в московском парке "Кузьминки" гуляет еще одна таджикская свадьба.

"Ух ты, сейчас женихи могут обменяться тюбетейками. Такая свадебная традиция у нас в Таджикистане", — шепчет мне на ухо подружка невесты.

Все с замиранием сердца ждут, что же решит Халим. В итоге "родная" тюбетейка остается при нем.

Молодые люди смущенно отходят в сторону.

"Хотели сделать по-таджикски, — улыбаясь говорит мне подруга Хангомы. — У нас так часто. По-соседски".

Танцы, косы и конфетка на счастье

После парка мы снова рассаживаемся по машинам и держим путь в ресторан, там нас уже ждут более трехсот гостей.

Как только Хангома и Халим входят в ресторан, помещение буквально взрывается от аплодисментов и свиста. Отовсюду звучит таджикская музыка. Гости в танце провожают молодоженов до их мест во главе стола. Все рассаживаются. Гостей так много, что официанты расставляют еще несколько столов для вновь прибывших.

Блюда не столе сменяются очень часто, таджикская свадьба — настоящий праздник живота. Шурпа, многочисленные закуски, несколько видов мясных блюд и, конечно же, ароматный плов — все для дорогих гостей. Когда места для тарелок на столе не хватает, следующая партия просто ставится сверху.

Но кажется, что больше смены блюд таджиков интересуют танцы. Гости на свадьбе (да и сами молодожены) не упускают любую возможность пуститься в пляс.

Таджикское настроение заполняет помещение ресторана: гости с энтузиазмом выходят на танцпол, дети уже облюбовали сцену, одно поздравление сменяет другое, артисты исполняют национальные мелодии.

Под свадебные торжества ресторан в Москве забронирован с 13 до 19 вечера. А это значит, что можно погулять целых шесть часов, что для сегодняшнего Таджикистана — непозволительная роскошь из-за принятого закона об обрядах.

"Мы еще и поэтому выбрали Москву для празднования свадьбы. Здесь можно немного дольше пошуметь", — признается мне Хангома.

Веселье не смолкает ни на минуту, таджикское гостеприимство обволакивает меня, с первых минут я чувствую себя комфортно, даже при таком количестве гостей.

Ближе к концу свадьбы гости начинают собираться в главном зале ресторана. Скоро произойдет один из самых важных моментов вечера — "шай".

Хангому уводят в специальное помещение. Там женщины заплетают ей традиционные косы и надевают семь разноцветных платков. У каждого из них свое значение, к примеру, белый — чистота, красный — любовь.

Важно, чтобы прическу делала женщина, у которой живы родители, а сама она была счастлива в браке. Это сулит счастливую жизнь и молодым.

Затем голову невесты "посыпают" конфетами, чтобы совместный быт пары был легким. Потом эти сладости раздают присутствующим девушкам, одна из конфет достается и мне - на счастье.

Хангому выводят в главный зал. Сейчас молодожены вместе со свидетелями отправятся домой. Там друг жениха снимет с невесты семь платков. С этого момента он обязуется быть ей названным отцом и должен заботится о Хангоме. Но гости этого уже не увидят, для нас свадебные торжества в Москве подошли к концу.

Мы дружной толпой идем в сторону московского метро, все обсуждают, какой хороший и душевный у таджиков получился праздник. И это так. В голове еще долго будет звучать таджикская музыка.

Выйти замуж и родить минимум двух детей - мечта каждой таджички. Но через что ей нужно пройти, чтобы стать счастливой женой и мамой, знают не все. А ведь свадьба по-таджикски - это не только яркое и незабываемое событие, но и комплекс обрядов, мимо которых пройти просто нельзя.

Никах в Таджикистане

Начнем сразу с никаха (бракосочетание). Без никаха, естественно, никуда. Нет никаха - нет семьи. Обряд венчания обязателен и имеет несколько условий, важнейшее из них - ответ невесты. Вот здесь как раз-таки всегда наступает хаос.

По исламским традициям для совершения никаха достаточно согласия попечителя, но для пущей убедительности в светском Таджикистане спрашивают согласия и у невесты. И в этот очень ответственный момент у таджичек включается упрямство и несговорчивость.

Раз у нее спросят, она молчит, два - молчит, на третий с уговорами подключаются родственники и подруги, которые до боли щиплют руку молчаливой красавице, а она не издает ни звука. Молчание - золото, конечно, но в данном случае это просто знак смущения и еще таджикская традиция: невеста не должна сразу давать согласие и кидаться на шею жениха. Не по-таджикски все это.

И тут начинается самое интересное: чтобы "подсластить" девушку, свидетели со стороны жениха кладут на праздничный дастархан дорогие подарки, а затем и деньги. Иначе не выдавить у красавицы положительного ответа, и затянется процесс уговаривания надолго.

И наконец, в очередной раз, когда мулла уже довольно нервно задает вопрос, согласна ли она стать супругой того самого парня за дастарханом, сидящая с опущенной головой под чадрой красавица под натиском родных вполголоса говорит: "Да".

Со стороны это может показаться наиграно, поскольку "Нет" она вряд ли бы уже сказала: будь она против, дело бы ведь и вовсе не дошло до никаха. Но что бы там ни гласили традиции, истинной таджичке все равно стыдно вот так сразу быстро ответить на такой важный вопрос.

Тукуз и обряд повиновения в Таджикистане

Вот подтвердила она свое желание и должна, по сути, уйти к супругу, но не тут-то было — уйти ей теперь уже не дают соседские детишки, которые перед свадебным кортежем натянули трос и требуют выкуп за красавицу. Да, вот так тяжело забирать к себе таджичку!

В больших городах Таджикистана это уже, конечно, не практикуется, но вот в дальних районах обычай сохранился.

За невесту просят много. Надо ведь, чтобы хватило на всех. Однако особо обнаглевших взрослые все-таки разгоняют. А то сторона жениха может в будущем припомнить ей, как дорого она им обошлась и будут ждать ее не совсем приятные дни…

Но задолго до всей этой "борьбы" с переездом к мужу, будущей жене за пару дней нужно еще и отчитаться перед подругами и соседями. По такому случаю ее родители созывают всех на мини-вечеринку под названием "Тукузбинон".

На этом мероприятии оценивается все, что принесли в подарок невесте родители жениха. В основном все кладется в сундук. Дарят, кстати, много всякого - от нижнего белья и косметики до дорогостоящей посуды и золота. И да, все это показывают гостям.

Делается это, кстати, не ради забавы, а чтобы показать, в какие руки уходит дочь. Если подарки хорошие, значит и бедствовать не будет, заживет в достатке, а если нет, то будет с мужем делить все: и сложные дни, и хорошие.

Далее, когда, наконец, невеста приходит в дом будущего супруга, ее там ждет натянутый в полкомнаты сюзане (вышитый вручную настенный ковер). За ним должно произойти интересное событие. Не то, о чем вы подумали, а просто обряд повиновения.

Девушка из рук старших семьи пробует мед, а потом должна своему суженому позволить наступить ей на ногу. Так она дает понять, что собирается быть послушной невесткой и супругой и что муж - глава семьи. Иногда этот процесс, конечно, превращается в забавную игру, когда невеста убирает ногу. Но так желательно не делать. Это снова будет не по-таджикски.

И только после всего этого она заживает с миром и любовью в новой семье, где любовь к младшим и уважение к старшим основа всех основ.

Свадебный обряд в Таджикистане

Так уж повелось, что традиционная свадьба в Таджикистане — событие, требующее серьезных финансовых затрат. Помимо стандартных трат на свадебное платье, костюм жениха, цветы, аренду автомобиля, банкетного зала и, конечно, организацию богатого праздничного стола, в Таджикистане нужно позаботиться о подарках жениха и невесты.

Так, предполагается, что мужчина обеспечит свою молодую жену жилплощадью — домом или квартирой. А она в свою очередь должна обставить их семейное гнездышко — сделать ремонт, купить мебель. Все это, конечно, требует немалых денег.

Кроме этого, на свадьбу нужно позвать всех друзей и родственников. Число приглашенных может с легкостью перевалить за две сотни человек.

Иногда на свадьбу уходит до 5 тысяч долларов. Для многих в Таджикистане такие траты — непозволительная роскошь. Таджики зачастую не могут позволить себе провести праздник с размахом, но, как говорится, чтобы не ударить в грязь лицом, берут кредиты.

Чтобы остановить негативную практику, президент Таджикистана подписал закон об обрядах. Теперь в введены ограничения на пышные и помпезные свадьбы.

Теперь торжество должно праздноваться в выходные с 8.00 до 22.00 и в будни с 18.00 до 22.00. Продолжительность празднования свадьбы устанавливается до трех часов.