Занятие в средней группе по фольклору. Фольклорное занятие в средней группе «Веселые ложки

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, музыка, физическая культура.

Цель: продолжать работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством: познакомить детей со сказкой «Жихарка».

Задачи.

Образовательная: учить эмоционально воспринимать и понимать содержание сказки. Расширять знания о декоративно-прикладном искусстве – росписи деревянной посуды. Оценивать поступки героев сказки. Объяснить смысл народной мудрости «Мал, да удал», «Мал золотник, да дорог».

Развивающая: развивать чувство эмпатии, образность речи, воображение.

Воспитательная: воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, любоваться красотой расписной деревянной посуды; воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.

Материалы: иллюстрации с изображением лисы, кота, петуха, иллюстрации к сказкам «Жихарка», хохломская ложка, шапочка-«кот», аудиозапись русской народной мелодии.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель собирает детей вокруг себя

Цель: сплотить детей, создать атмосферу группового доверия.

Воспитатель. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, вы любите сказки?

Дети.

Воспитатель. А хотите отправиться в сказочное путешествие?

Дети.

Воспитатель (Играет тихая русская народная музыка. Воспитатель накидывает платок на плечи, дети крутятся вокруг себя три раза).

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

— Ребята, посмотрите внимательно, что интересное и необычное вы видите в нашей группе?

Дети.

Воспитатель. Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек. Как он мог здесь появиться?

Дети.

Воспитатель. Как вы думаете, он пустой или нет?

Дети.

Воспитатель. Как нам это узнать?

Дети.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что внутри.

Дети. Петушок.

Воспитатель. Правильно, ребята, это петушок. Откуда он мог здесь появиться?

Дети.

Воспитатель. Петушок пришел к нам из сказки. Как вы думаете, из какой сказки?

Дети.

Воспитатель. Правильно вы назвали сказки. Ребята, петушок хочет с нами поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Петушок»

Цель: способствовать развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук, развивать речь детей.

Петушок наш вдруг проснулся, Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.

Прямо к солнцу повернулся. Повертеть кистью руки в разные стороны.

Кукарекнул раз, два, три! Разводить и сводить указательный и большой палец.

Ты сегодня не проспи.

Петушок стоит весь яркий, Ладонь вверх указательный палец опирается на большой.

Гребешок он чистит лапкой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Как чудесно мы играли,

И в игре тренировали,

Наши пальчики, ладошки,

Ну, и кулачки немножко.

Ребята, петушок принес нам загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь, потом говорим отгадку.

Цель: уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Дети.

Дети собирают разрезную картинку «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10).

Воспитатель. Ребята посмотрите на лису. Какая она?

Цель: учить сравнивать внешний вид домашней птицы и дикого животного.

Дети.

Воспитатель . Петух – птица, а лиса?

Дети.

Воспитатель. Петух – домашняя птица, а лиса?

Дети.

Воспитатель. У петуха тело покрыто перьями, а у лисы?

Дети.

Воспитатель. У петуха две ноги, а у лисы?

Дети.

Воспитатель. У петуха есть крылья, а у лисы?

Дети.

Воспитатель . Вот следующая загадка от петушка.

Этот зверь живет лишь дома.

С эти зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится…

Угадали? Это —

Дети.

Воспитатель. Чем вам нравится кот? Он какой?

Цель: учить описывать внешний вид домашних животных.

Дети.

Воспитатель. Какие клички бывают у кота?

Дети.

Воспитатель. Для чего коту усы?

Дети.

Воспитатель. Ребята, усы коту помогают ощущать запахи — нюхать.

Для чего коту усы?

Ну конечно, для красы!

Для чего котишке уши?

Шевелить ими и слушать.

Для чего котенку нос?

Нюхать, где же пес Барбос.

Для чего глаза коту?

Видеть днем и в темноту.

Голова коту для чего?

Думать обо всем и про все.

Вот так голова у кота:

Поважнее ног и хвоста!

(Т. Хитрова)

Воспитатель. Хотите поиграть с котом?

Проводится русская народная игра «Кот и мыши» . Дети стоят в кругу. «Кот» — в центре круга. Дети имитируют движения в соответствии с текстом – поднимают и опускают плечи, «моют посуду», качают головой – «не дружат». Вытягивают правую, затем левую руку вперед, ставят руки на пояс, топают ногами, убегают от «кота».

Цель : развивать внимание, умение действовать по сигналу, имитировать движения в соответствии с текстом (координация речи с движением).

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире.

Чай пили, чашки мыли,

Но с котами не дружили.

Раз, два, три!

Раз, два, три!

Нас попробуй, догони!

Воспитатель . Конечно, весело играть.

Пора загадку отгадать!

Сама точеная,

А ручка золоченая.

Дети.

Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая, пластмассовая, деревянная.

Ложки деревянные по количеству детей.

Воспитатель. Посмотрите, какие ложки?

Предложить ребятам рассмотреть, обследовать, полюбоваться неповторимым узором.

Цель: воспитывать желание любоваться красотой расписной деревянной посуды.

Воспитатель. Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

Дети.

Воспитатель. Все ложки одинаковые или нет? Чем отличаются?

Дети.

Воспитатель. Ребята, ложки у нас не простые, а музыкальные. Хотите на них поиграть?

Дети.

Звучит русская народная песня, дети играют на ложках.

Воспитатель. Ребята, не знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки?

Дети.

Воспитатель. Тогда я вам расскажу: это ложка одного маленького мальчика. Зовут его Жихарка. Про него говорят: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал», потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. Вы хотите узнать, кого он перехитрил, как проявил свою смекалку?

Дети.

Воспитатель . Слушайте сказку внимательно, да запоминайте.

Рассказ русской народной сказки «Жихарка» с показам слайд-шоу.

Воспитатель. О чем эта сказка?

Дети.

Воспитатель. Давайте попробуем описать героев сказки «Жихарка», какими они были.

Цель: учить различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему; активизировать в речи детей прилагательные.

Дети.

Психогимнастические упражнения.

Цель : учить детей изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера.

Воспитатель. Сейчас я попрошу вас показать, изобразить эмоции, движения героев сказки, как настоящие артисты.

Воспитатель . Покажите веселое, испуганное выражение лица Жихарки.

Покажите, как свернулась кольцом на лопате лиса.

Вот коварная лиса собирается поджарить Жихарку, а кот да петух в это время плачут. Как про это сказано в сказке?

Дети.

Воспитатель. Какое у них было настроение?

Дети.

Воспитатель. В мире много сказок,

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает Зло!

Ребята, у нас остались картинки к сказке «Жихарка». Их надо разложить по порядку.

Воспитатель (Воспитатель снимает платок, дети закрывают глаза, включается тихая русская народная мелодия).

Ну, а нам пора прощаться,

И со сказкой расставаться.

Сказка новая опять

Будет в гости завтра ждать.

Ребята, наши отгадки превратились в …(шоколадки).

Конспект открытого занятия в

средней группе «К бабушке Варварушке»

Тема: Народное творчество.

Цель: Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России.

Задачи:

    1. Познакомить детей с народным бытом (полотенцем, наперстком, деревянной ложкой, гребешком, русской матрёшкой).
    1. Активизировать словарь детей с помощью стихотворений, потешек, загадок.
    1. Формировать познавательную активность.

Материал: Русская изба, деревянная матрёшка, корзинка, кот(мягкая игрушка),шкатулка, полотенце, наперсток, деревянная ложка, гребешок, русские народные костюмы для детей и воспитателя.

Предварительная работа: Беседа о русской народной игрушке-матрёшке, заучивание стихотворений, потешек.

Ход занятия

Воспитатель приносит в группу письмо.

Воспитатель.

Принесла я вам письмо,

Вот (показывает), от бабушки оно.

В гости к ней вы собирайтесь,

Быстро-быстро наряжайтесь.

Читает письмо-приглашение.

«Ко мне в гости собирайтесь

Да в дорогу отправляйтесь,

Жду вас с нетерпением,

Уж готово угощение!

Бабушка Варварушка».

Дети и воспитатель наряжаются в русские народные костюмы.

Воспитатель. Поехали скорей к бабушке. Раньше, в старину люди ездили на лошадях, а по праздникам запрягали тройки. Чтобы наша тройка помчалась нужно сказать волшебные слова:

Едем, едем на лошадке,

На лошадке в красной шапке

К бабушке Варварушке

В гости на оладушки.

Дети произносят волшебные слова и, держась за удила, отправляются к бабушке в гости.

Воспитатель. Тпру, стой, лошадка! Ребята, посмотрите какой лужок. Давайте остановимся, отдохнём, поиграем.

Пальчиковые игры.

«Ехал Грека через реку…»

«Шла коза рогатая…»

Воспитатель. Поехали дальше, домик бабушки совсем близко.

Дети.

Едем, едем на лошадке

На лошадке в красной шапке

К бабушке Варварушке

В гости на оладушки.

Воспитатель.

А вот и домик небольшой,

Дым колечком над тубой,

Видно, варится обед,

Есть здесь кто-то или нет?

Выходит бабушка в русском сарафане (взрослый), встречает детей.

Бабушка. Детушки - малолетушки мои пришли! Здравствуйте! Будьте гостями! А мои детки, детки - малолетки, уселись, расселись кто на лавочку, кто на табуреточку. А я чай заварю, печенья напеку! Хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого - видимо, не видимо. И лавочки есть, и стол. А что ещё есть?

Дети. (Перечисляют предметы домашней утвари). Самовар, деревянная посуда, половики, икона, матрёшки, икона…

Воспитатель. Ой, ребята, а что это за корзина тут стоит. Давайте посмотрим, что в ней.

Воспитатель загадывает загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружки.

Все они живут в друг дружке,

А всего одна игрушка!

Что это за подружки?

Дети отгадывают загадку, и вдруг появляется матрёшка из корзины.

    • Ребята, а кто мне скажет, матрёшка – это русская народная игрушка? (Выслушиваются ответы детей)
    • А во что одеты матрёшки? (В сарафаны)
    • А какого цвета сарафан у этой матрёшки? (Желтый)
    • А кто мне скажет, что у матрёшек одето на голове? (Платочки, они тоже разного цвета)

Выслушиваются ответы детей, и заслушиваются стихи детей о матрёшке (3-4).

Бабушка. А я не одна в доме живу. Живёт со мной кот Васька, ночью он мышей ловит, а днём на печке греется и мурлычет.

Дети.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Выйдет котя в огород,

Всполошится весь народ:

И петух, и курица,

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

Кот, котенка, коток,

Котя, серенький лобок!

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать!

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Бабушка. Ещё живут у меня курочки, уточки, петушок, и гуси.

Проводится словесная игра: Бабушка говорит первую строчку, дети – вторую и т.д.

Наши курочки в окно

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Наши уточки с утра

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора

Бал-бал-бал! Балды-балда!

А как Петя-петушек,

Раным-рано по-утру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

Бабушка. Вот как я весело живу! А ещё у меня в огороде репка растёт. Есть у моей репки подружка мышка. Они вместе играю, пойдёмте и мы с ними поиграем.

Хоровод «Репка»

Бабушка. Ох, и весело поиграли. Устали, садитесь, отдохнём. Есть у меня шкатулка, давайте её откроем, и загадки отгадаем.

На пальце одном

Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)

Сама не ем,

А людей кормлю. (Лодка)

Для кудрей и хохолков,

Целых 25 зубков.

И под каждым под зубком,

Лягут волосы рядком. (Расческа)

Говорит дорожка –

Два вышитых конца –

Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица.

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. (Полотенце)

Выслушиваются ответы детей, показ предметов, заслушивается короткий рассказ детей о предметах.

Бабушка. Молодцы ребятки, все загадки знаете. Ой, засиделись мы, давайте хоровод поводим.

Хоровод «Золотые ворота»

Бабушка. А где же мой клубочек? Потеряла мой клубочек. И кто же его взял?

Воспитатель. Катал котик клубочек своими острыми коготками и все ниточки разорвал, рассыпались они по всему полу. Пойдём бабушка собирать ниточки, а ребятки тебе помогут.

Дети - ниточки свободно рассаживаются на ковре.

Игра «Клубочек»

Воспитатель.

Шла я улочкой,

Улочкой – переулочком,

Клубочек ниточек нашла.

Клубочек катиться,

Нитка тянется.

Клубок – дали – дали.

Нитка – доли – доли.

Воспитатель подходит по очереди к каждому ребёнку. Дети берут друг друга за руки «цепочкой» и закручивают клубок

Бабушка . Большое спасибо, что помогли мне ниточки собрать. А я напекла для вас вкусные оладушки.

Бабушка угощает детей оладушками.

Результат: Создали у детей интерес к народному творчеству.

Приложение.

Название: Совместная образовательная деятельность в средней группе. «Фольклорное путешествие»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, фольклор, Средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 64»
Месторасположение: г. Великий Новгород

Совместная образовательная деятельность в средней группе.

«Фольклорное путешествие»

Цель: Познакомить детей с жанрами русского фольклора.

Задачи: Познакомить детей с небылицами, шутками-прибаутками из народного фольклора, закрепить знание русских народных сказок, формировать умение разгадывать загадки,воспитывать любовь к русскому словесному творчеству.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появился волшебный сундучок домовёнка Кузи. А где же он сам? Давайте заглянем в сундучок!

(Кузя спит в сундучке).

Дети и воспитатель пытаются его разбудить. Кузя просыпается.

Кузя (потягиваясь) Здравствуйте, ребята! Пришел к вам сегодня в детский сад рано очень, вот и решил немного вздремнуть. Чуть было не проспал все. Спасибо, что разбудили!

Сегодня в моем сундучке не сказки. Сегодня мы отправимся в путешествие. Побываем на станции «Угадай-ка», поиграем на станции «Игровая», попляшем и попоем. Люблю я веселиться! Ну да ладно. Не буду все сразу рассказывать. Сами все увидите. А поезд «Ай-люли» нас уже ждет. Садитесь в вагончики!

Дети держатся друг за друга, изображая поезд с вагончиками. По ходу поезда развешаны названия станций. У каждой вывески с названием станции делается остановка.

« УГАДАЙКА.»

Дети собирают разрезные картинки с героями сказок и называют сказку.

(На картинках герои сказок Емеля, Курочка Ряба, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

Игра «Доскажи словечко». Воспитатель читает: Живет в избушке такая старушка:

В ступе летает, помелом погоняет, нос крючковат, костяная нога, зовут ту старушку? (Баба-Яга)

Что за домик у дорожки,

Разноцветные окошки,

Звери в домике живут.

Как же домик тот зовут? (Теремок)

Иванушку стрела на болото привела.

Поймала стрелу не простая квакушка,

Поймала стрелу ту. (Царевна-лягушка)

2. «НЕБЫВАЛЬЩИНА»

Небылица в лицах, небывальщина.

Небывальщина да неслыхальщина,

По поднебесью сер медведь летает.

Он ушками, лапками помахивает,

Он черным хвостом принаправливает,

На горе корова белку лаяла,

Ноги расширя, глаза выпучив..

На дубу свинья гнездо свила,

Гнездо свила, вывела.

КУЗЯ. Бывал я ребята здесь уже. Здесь все так говорят и друг дружку понимают.

Ну, кто из вас сообразительный.

ДЕТИ: Жили были дед и баба,захотели они испечь колобок, а печка и укатилась от них по дорожке в лес….

Корова летела, летела и на дерево села …

Дети находят картинку с изображением Змея Горыныча. На картинке надпись

«Богатыри всегда побеждают Змея Горыныча, но не убивают его, а прогоняют. Но Змей очень любопытный и постоянно прилетает посмотреть на новых богатырей. Готовьтесь.Скоро и на вас посмотреть прилетит.

Дети отвечают на вопросы: Кто такие богатыри? Каких богатырей они знают?

Кто может стать богатырем? Что нужно богатырю для победы?

Дети выполняют упражнения на силу, выносливость — лежа на полу, поднимают ноги; выполняют упражнения с мешочками (с разным наполнителем).

Прилетает Змей (Три зеленых воздушных шарика,связанных между собой широким лентами). Богатыри сражаются и побеждают Змея. Змей улетает.

Следующая станция «ИГРОВАЯ» .

КУЗЯ: Очень я люблю играть в разные игры. Моя любимая называется «ЧИЖ». Знаете такую игру? Да! А давайте поиграем!

Дети играют с Кузей.

« По дубочку постучишь, прилетает сизый чиж.

У чижа у чижика хохолочек рыженький.

Тук-тук не зевай, себе пару выбирай!»

КУЗЯ: Здесь можно переиграть во все русские народные игры. Как приезжаю сюда так сразу и начинаю играть со всеми. Я ведь разных игр много знаю. Только некоторых играх водящего надо выбирать, а для этого у нас есть считалки — сговорки.

Вот я такую знаю и вас научу:

За стеклянными горами

Стоит Ваня с пирогами.

Ваня, Ванечка, дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок – то стоит три,

А водить – то будешь ты!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Поехали!

Следующая остановка «ПОТЕШНАЯ – ПЛЯСОВАЯ»

«Веселые ложкари»

Ваня – Ваня простота купил лошадь без хвоста,

Сел он задом наперед и поехал в огород.

Как надену я на ножки красные сапожки,

Каблучками застучат, затанцуют ножки.

Дети исполняют на ложках, трещотках и других инструментах.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Следующая станция – остановка «СЮРПРИЗНАЯ»

Дети повторяют прочитанную воспитателем скороговорку «Сашки да Нюшки очень любят сушки».

Сюрприз для детей — чай с сушками.

Ну, вот и все. Можно попить чайку с сушками, да отправляться восвояси

Поезд « Ай – люли» отправляется обратно.

Галина Лиходеева
Занятие в средней группе «Путешествие в страну фольклора»

Путешествие в страну фольклора .

Задача : Образовательная.

Пр. с. Закрепить у детей в жанрах и видах русского народного творчества. Познакомиться с характерными чертами русского фольклора .

Слушать загадки и сказки.

Развивающая : Развивать любознательность.

Воспитательная : Воспитывать интерес к культурному наследию народа.

Материал : Сундучок, платок красный большой, маршрутная карта, письмо, листочки с загадками.

Петрушка; - с русскими народными сказками.

Костюм д. Фольклора , домик, картинки с потешками, украшение в зале.

Пр. роб. Чтение загадок, пословиц, поговорок, считалок, скороговорок, дразнилок, игра на занятиях , беседы, просмотр иллюстраций .

Слов. Роб. Фольклор , сундучок, пословицы, скороговорки.

М. пр. Игровой, Сюрприз. Момент, вопросы, беседа, показ, похвала, репродуктивный.

Организация :

Воспитатель : Дети вместе с воспитателем, идут в зал под музыку, встают в круг.

Дети : Встают в круг.

Репродуктивный :

Воспитатель : Как у нас на Руси уж давно повелось, чтобы весело всем было и счастливо жилось. Что не плакал никто, и некто не скучал. Сам народ для себя песни шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они. Хороводы водили как смеялись, шутили, песни заводили, пели. Своих деток учили петь ещё с колыбели. (Стоит незаметно сундучок, воспитатель обращает внимание на сундучок) .

Сюрпризный момент :

Воспитатель : Ребятки, нам сундучок принесли, кто мог его передать? Давайте откроим его и узнаем, от кого он.

Дети : Давайте откроем.

Воспитатель открывает сундучок.

Дети : Что в сундучке?

Воспитатель : Вот чудеса! Дети : какие чудеса?

Воспитатель : Да здесь, что-то есть! Конечно; спрятано письмо.

Дети : Давайте прочитаем.

Воспитатель : Давайте ребята прочитаем его, что написано в этом письме. Вы согласны.

Дети : Да мы очень хотим узнать, что это за тайна.

Воспитатель : (Читаем письмо) .

Интересное послание. И имя очень странное у дедушки «Фольклор » . Что такое фольклор ? Может вы, знаете?

Дети : Это пословицы, потешки, сказки, народные прибаутки, частушки.

Воспитатель : А кто их сочинил?

Дети : Народ.

Воспитатель : Молодцы ребята. А сейчас мы с вами отправимся в гости к д. Фольклору . Наш путь не лёгкий, и не близкий. В нашем, путешествие мы , что можем использовать?

Дети : Маршрутную карту д. Фольклора .

Воспитатель : А сейчас закрываем все глазки и представим себе, что мы отправляемся в лес по тропинке к д. Фольклору .

Имитация

Дети открывают глаза. (Смена декораций лавочка, пенёчки) .

Ребята мы с вами попали в чудесный лес.

А какое время года?

Дети : Время года осень.

Воспитатель : А что, такое осень? – Кристина?

Дети : На дворе прохладно стало, надо курточку одевать, это осень.

Воспитатель : А определи, что осень? – Саша?

Дети : На улице идёт дождь.

Воспитатель : А что происходит осенью с птицами, например с журавлями? – Серёжа?

Дети : Журавли улетают в тёплые края. Чтобы прокормиться.

Воспитатель : А как ведут себя журавли в лесу?

Дети : Готовятся к зиме, делают запасы на зиму.

Вопросы :

Воспитатели : Васи нравится это время года?

Дети : Да…

Воспитатель : А почему оно вам нравится? – Настя?

Дети : Осенью очень красиво в лесу, деревья все наряжаются в яркие нарядные сарафаны.

Воспитатель : Хорошо, ну а ещё, почему вам нравится это время года? – Настя?

Дети : Поспевает на огороде урожай, мы с мамой запасаем на зиму овощи и фрукты.

Поощрение :

Воспитатель : Молодцы ребята.

Ребята, чтобы нам попасть в гости к д. Фольклору нужно преодолеть трудности. Вы согласны?

Дети : Да!

Воспитатель : Отправляемся в путь.

(Дети подходят к домику д. Фольклора ) .

Сюрпризный момент :

Фольклор : Здравствуйте мои дорогие внучата. Вот мы и встретились я очень рад нашей встрече. Вы, садитесь отдохните. Распотешую, я вас наступил весёлый час, вы ребята не скучайте, мне Фольклору помогайте . Я покажу вам, а вы, отгадывайте что здесь нарисовано. (Вывешиваются картинки по очерёдно, рожица, изба, нос с колбаской на нитке).

Дети : 1 Шла изба по мостику 2 Андрей Воробей 3 Васька, Васька, весельчак…

Воспитатель : Молодцы, молодцы ребята (шумит ветер - летят листочки) .

Имитация :

Воспитатель : Как много листиков нашёл нам ветер, ну-ка я их соберу. Что здесь, ой да здесь сюрприз – пословицы и поговорки, но не полностью написаны. Я ребята буду говорить начало, а вы продолжать.

1 Что посеешь –

Дети : - то и пожнёшь.

Воспитатель : 2 Делу время –

Дети : - потехи час.

Воспитатель : 3 Хлеб всему –

Дети : - голова.

Воспитатель : (Появляется игрушка Петрушка)

Я весёлая игрушка, а зовут меня Петрушка. Здравствуй Петрушка, Здравствуйте. А что это у тебя в кармане. «Вынимает листочки» Ой какой был сильный ветер даже тебе Петрушка попали в карман листочки. (Смотрим) . Что-же здесь ребятки? А здесь загадки! Вы умеете отгадывать загадки?

Дети : Да учитель…

Воспитатель : Ну вот мы и посмотрим. 1 Что выше леса, краше света без огня горит?

Дети : Солнце!

Воспитатель : А почему солнце?

Дети : Выше леса, краше света.

Воспитатель : 2 Грачи улетели одни зеленеют лишь сосны, да ели, дни стали короче, длиннее стали ночи кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети : Это осень!

Воспитатель : А почему?

Дети : Осенью дни становится короче, темнеет рано.

Воспитатель : 3 Кто под елкой ловко скачет и взлетает на дыбы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?

Дети : Это белка!

Воспитатель : Молодцы загадки вы умеете отгадывать!

На заваленке в светёлке, иль на брёвнышках каких собирались посиделки пожилых и молодых.

Д. Фольклор : При лучине ли сидели иль под светлый небосвод, говорили, песни пели, иль водили хоровод.

А сейчас, все дружно встали в хороводе заплясали.

Дети : Дети водят хоровод.

Воспитатель : Игра – хоровод «Маланья» (Ходит Ванечка по кругу) .

Дети : Поют, танцуют, ходят по кругу, играют.

Воспитатель : (После игры дети усаживаются на стульчики) .

Молодцы ребята как хорошо вы поиграли, повеселились, да д. Фольклор , а у меня есть цветные красивые волшебные полоски, это наверное ветер надул, а я не заметила. А в этих полосках спрятались волшебные сказки.

1 Хитрый гость, так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит.

Дети : «Лисичка со скалочкой» .

Воспитатель : 2 Назовите имя сказочной героини, которая путешествовала в ступе .

Дети : Баба Яга.

Воспитатель : Быстро лето пролетело, осень в след ушла работа закипела, за дело принялись друзья.

Дети : Зимовье.

Воспитатель : Заготовили все в прок, нос не ступит серый волк. Живите на здоровье, построено зимовье.

Молодцы справились с заданием.

Анализ : 1 Куда вы, отправились и зачем?

Дети : В лес, к д. Фольклору .

Воспитатель : 2 Кто такой д. Фольклор , вы узнали?

Дети : Да, это сказки, загадки, поговорки.

Воспитатель : Вам понравилось в гостях у д. Фольклора ?

Дети : Да, понравилось.

Фольклор : Что-же ребята молодцы озорные удальцы, вам в садик нам прощаться время, до свиданья приходите, я буду вас ждать.

Воспитатель : А сейчас ребята закроем глазки и оставим волшебный мир, нам пора в наш д. Сад.

Ну вот наше путешествие закончилось . Чем оно вам понравилось?

Хотите ещё попутешествовать ?

Всем было интересно, познакомится с д. Фольклорам ?

Все знаете кто он такой?

Кончилось веселье Пришло время угощенья Не робейте, не стесняйтесь.

(Выходит помощник воспитателя в русском народном костюме угощает детей) .

Цель:

  • учить детей слушать и слышать музыку;
  • сформировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора;
  • развить творческие способности детей.

Задачи:

  • формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
  • развить активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • воспитывать любовь к русской народной сказке. Способствовать развитию творческих произведений.

Музыкальный материал:

  • «Теремок» - слушание, исполнение.
  • «Со вьюном я хожу» - исполнение, пение с движением.
  • «Уж, как шла лиса» - разучивание, исценирование.
  • Плясовые наигрыши.
  • Приложение: «Слайды»

Оформление:

Зал оформляется атрибутами русского народного быта. Ведущая в русском костюме играет роль сказочницы. Сказка читается в былинном стиле немного на распев. Хорошо использовать в качестве музыкального фона «Былинные наигрыши» на гуслях.

Ход занятия

I Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необыкновенное музыкальное занятие. Сегодня мы побываем в гостях у сказки.

«Приложение: Слайд - №2»

На море океане,

На острове Буяне

Стоит дуб зеленый

Под ним стол золоченный.

На столе бык печенный

Садись кушай

Мою сказку слушай.

Это еще не сказка - это присказка. Откуда пришли к нам волшебные сказки? Какую долгую жизнь они прожили до встречи с нами? (Берет книгу) Посмотрите, как скучно им на страницах книжки. Вслушайтесь в слова «сказки» (выделяет интонацией). Сказка - сказывается. Рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.

Любит народ своих героев. В сказке происходят самые невероятные чудеса; разговаривает река, деревья, звери лесные, а если беда случиться - помогут Солнце, Ветер, Месяц.

Вот как это было в одной старинной сказке.

II. Основная часть занятия:

1. Введение в тему:

«Приложение слайд №3, «Теремок».

Кто же помнит, как начинается сказка?

(Дети рассказывают, как начинается сказка)

А теперь послушайте. Как можно спеть основные слова сказки, «Стоит в поле теремок».

2. Слушание и разучивание песни « Теремок ».

Разучивание начинается с запева, проходит по фразам, с соблюдением последовательности разучивание песни. Обращаем внимание на дикцию.

Это основная тема сегодня будет звучать несколько раз, а именно, перед каждым повелением нового персонажа. Итак, начинаем сказывать сказку, сядьте как исполнители.

(Дети поют выученный запев, муз. руководитель, продолжает; «Как по полю – полю муха летит, у дверей остановилась и стучит»)

«Приложение: Слайд- №3»

Муз.руководитель, продолжает; « Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? »

Никто не ответил мухе и стала она жить в теремочке одна.

3. Дети опять начинают петь основные слова: « Стоит в поле теремок, теремок Он не низок, не высок, не высок » муз. руководитель, продолжает,

«Приложение: Слайд -№3»

Дружно жили муха с комаром, веселые песни пели, хороводы водили. Вот сейчас и мы выучим песню про муху и комара, а называется она «.Как у наших у ворот ».

4. Слушание и разучивание песни « Как у наших у ворот ».

Песня разучивается по фразам (метод музыкального эхо)

«Приложение: Слайд - №4»

1- й куплет Как у наших у ворот,

Как у наших у ворот,

Ай люли, у ворот,

Ай люли, у ворот.

2 - й куплет Муха песенки поет,

Муха песенки поет,

Ай люли, вот поет,

Ай люли, вот поет,

3- й куплет Комар муху ведет,

Комар муху ведет.

Ай люли, вот ведет,

Ай люли, вот ведет.

А сейчас попробуем спеть эту песню в движении, в хороводе.

(Дети выходят в центр зала, образуют хоровод, поют)

5. Продолжаем путешествие в сказку «Теремок».

А тем временем к нашему теремку еще кто – то приближается:

(Дети садятся на стульчики, исполняют запев: «Стоит в поле теремок, теремок». Муз. руководитель, поет о том, что к теремку прибежала мышка.

«Приложение: Слайд- №5»

Так же к теремку прискакала лягушка.

«Приложение: Слайд - №5»

Мышка и лягушка – большие затейницы, мастерицы придумывать игры, забавы, загадывать загадки. Вот и сегодня каждая из них приготовила для вас по загадке. Но загадки будут не простые, а музыкальные.

6. Музыкальные загадки:

«Приложение: Слайд - №6»

(Муз. руководитель, поет музыкальную загадку про балалайку. Дети отгадывают. Затем исполняется загадка про гармошку.)

А как звучит гармошка, мы с вами сейчас прослушаем.

В аудиозаписи дети слушают «Плясовые наигрыши» исполняемые на саратовской гармошке.

Анализируют прослушанную музыку.

Какой характер музыки?

Почему вы решили, что музыка танцевальная? (быстрый темп, танцевальный ритм)

Что особенного вы услышали в игре этой музыки, только ли гармошка исполняет эти наигрыши? (Слышно и другой инструмент, похожий на колокольчики.)

Совершенно верно. Это звучала саратовская гармошка, это своеобразный вид гармошки с колокольчиками.

7. Возвращение к сказке «Теремок».

(Дети поют выученный запев «Стоит в поле теремок, теремок».

Муз. руководитель, поет, о том, что к теремку прискакал заяц.)

«Приложение: Слайд - №7»

Вспомните, какую песню про веселого зайца - музыканта мы учили. («Веселый музыкант»)

На каких инструментах играл заяц? (на скрипке, на балалайке, на барабане)

«Приложение: Слайд - №8»

А теперь исполним эту песню, но будем не просто петь, но показывать движением игру зайца - музыканта.

Исполнение песни. Двигательная импровизация детей - имитация игры на скрипке, барабане, балалайке.

8. Возвращение к сказке «Теремок».

(Дети поют выученный запев: «Стоит в поле теремок, теремок».

Муз. руководитель, отвечает пением Последней в теремке появляется лиса.)

«Приложение: Слайд - №9»

Разучивание попевки: «Уж как шла лиса».

С ее появлением дети разучивают попевку: «Уж как шла лиса».

Дети самостоятельно определяют, что вся попевка построена на двух звуках.

(Разучивая попевку, Муз. руководитель, следит за четкой дикцией)

Выученную попевку исполняют с инсценировкой.

III. Творческая работа: «Расскажи окончание сказки».

Какую сказку мы сегодня вместе рассказали с помощью музыки?

Какие песни помогли совершить путешествие в сказку «Теремок»?

С какими новыми музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?

В чем его особенности?

К работе прилагается презентация, которую можно .