Закон о патриотизме. Патриотическое воспитание в законе: как россиян научат родину любить

О том, как трансформируется первоначальный вариант документа законодатели рассказали в пресс-центре «Парламентской газеты»

Внесённый в Государственную Думу в ноябре 2017 года законопроект «О патриотическом воспитании в Российской Федерации« будет изучен правительственной комиссией и после необходимых согласований рассмотрен депутатами в первом чтении в осеннюю сессию.

Патриотизму дадут определение

Напомним, документ, инициированный группой депутатов всех фракций Госдумы, определяет полномочия органов власти в сфере патриотического воспитания, а также разъясняет понятия «патриотизм» и «Отечество».

Согласно тексту законопроекта, патриотизм - это «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества».

В свою очередь, «Отечество» - это «Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей, страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации».

Есть серьёзная угроза, что очень многие люди, как за рубежом, так и в самой России в Интернете пытаются подорвать наши национальные основы, пытаются нивелировать подвиг наших отцов и дедов. Такая проблема существует, и, надеюсь, разработчики это учтут, выработают меры защиты против таких действий.

«Закон очень нужен стране, - убеждён заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, принявший участие в обсуждении документа в пресс-центре »Парламентской гаезеты" 8 мая. - Сейчас вместе с Правительством будет создана рабочая группа, которая доработает все недочёты документа, чтобы они не стали препятствием к его принятию. Речь идёт, в частности, о вопросах финансирования и разграничения полномочий».

Выборный убеждён, что доработанный документ Госдума сможет рассмотреть уже в осеннюю сессию с тем, чтобы закон вступил в силу в январе 2019 года.

Законопроект также выделяет основные направления патриотического воспитания: духовно нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое. Воспитывать патриотов нужно будет за счёт бюджета, а также региональных и местных финансов.

Анатолий Выборный. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

В ряде субъектов уже есть свои законы о патриотическом воспитании. Однако они разнятся как в плане определений, так и в части распределения полномочий между различными органами госвласти в сфере воспитания патриотов.

«Без всякого сомнения, этот закон приоритетный для страны и должен быть принят как можно быстрее, - сказал член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Александр Фокин. - Помимо всего прочего он даст новые возможности для информационных площадок».

Учесть цифровую безопасность

К основным направлениям государственной политики в сфере патриотического воспитания авторы относят поддержку памятников воинской славы, формирование гордости у подрастающего поколения за достижения предыдущих поколений «в области культуры, науки и техники» и активное включение молодёжи в решение социально-экономических задач страны, а также создание центров по развитию гражданско-патриотического воспитания граждан на базе высших учебных заведений.

Мария Воропаева. Фото: ПГ/ Игорь Самохвалов

«Этот закон нужен, чтобы появились соответствующие подпрограммы и стандарты. Мы регулярно проводим тесты по истории Великой Отечественной войны - в последней акции, к примеру, участвовали более 500 тысяч человек, - и судя по результатам испытуемых, видим, что нам ещё есть куда стремиться в плане патриотического воспитания подрастающего поколения», - считает глава Молодёжного парламента при Государственной Думы Мария Воропаева.

По её мнению, при рассмотрении документа во втором чтении необходимо будет учесть современные реалии. В частности, элементы цифровой безопасности.

«Сегодня есть серьёзная угроза, что очень многие люди, как за рубежом, так и в самой России в Интернете пытаются подорвать наши национальные основы, пытаются нивелировать подвиг наших отцов и дедов. Такая проблема существует, и, надеюсь, разработчики это учтут, выработают меры защиты против таких действий», - подчеркнула Воропаева.

Справка

Задачи патриотического воспитания

К задачам патриотического воспитания, согласно документу, относятся: формирование у граждан общероссийского национального самосознания, ценностных ориентаций и установок в отношении к личности, обществу, государству.

Также к этим задачам относится привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - государственного герба РФ, флага и гимна, а также другой символики и исторических святынь Отечества, а также создание условий для усиления патриотической направленности в СМИ информации при освещении событий, явлений и процессов общественной жизни; формирование положительной мотивации граждан к защите Отечества и готовности к военной службе и другие пункты.

После того как президент Владимир Путин заявил, что национальная идея России — это патриотизм, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный («Единая Россия») выступил с инициативой разработки федерального закона «О патриотическом воспитании в России». Как пояснил депутат «Известиям», стране необходима нормативно-правовая база, регулирующая патриотическое воспитание, кроме того, закон обяжет органы исполнительной власти в обязательном порядке проводить работу по патриотическому воспитанию молодежи.

С подобной идеей в 2013 году выступала глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее инициативе Межпарламентская ассамблея СНГ разработала в 2015 году модельный закон «О патриотическом воспитании». Тогда координатором разработки этого закона выступил ДОСААФ, однако, по словам сотрудников организации, в правительстве не увидели необходимости в подобном законе, сославшись на и без того реализующиеся госпрограммы по патриотическому воспитанию. В настоящее время в стране реализуется госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», координатором которой выступает Росмолодежь. В федеральном агентстве по делам молодежи также не уверены в необходимости законодательного закрепления нормы о патриотическом воспитании и предлагают руководствоваться в этом вопросе мнением экспертов.

К разработке проекта федерального закона Анатолий Выборный предлагает привлечь коллег по парламенту, чиновников, а также представителей патриотических НКО.

— Разрыв между советским и российским воспитанием граждан должна устранить специальная межведомственная комиссия, которая разработает основные нормы нового закона, — считает Анатолий Выборный.

Депутат заявил, что на сегодняшний день в российском законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие патриотическое воспитание граждан. По его мнению, их официальное закрепление обяжет чиновников всех уровней проводить мероприятия по патриотическому воспитанию, а затем отчитываться перед своим руководством о мерах, предпринятых в этом направлении. Он подчеркнул, что во многом новый федеральный закон будет соответствовать принятому ранее Межпарламентской ассамблеей СНГ закону от 16 апреля 2015 года.

В законопроекте будут предусмотрены меры по формированию гражданской идентичности и привитию молодежи патриотического отношения к обществу и государству. Основная задача закона — способствовать формированию национального самосознания. По словам Анатолия Выборного, закон будет носить «модельный» характер. По замыслу единоросса , в формировании системы патриотического воспитания должны участвовать госучреждения, патриотические НКО и общественные организации. Помимо этого, документ предусматривает необходимость создания электронных и печатных общедоступных образовательных ресурсов, которые станут основой учебного направления в патриотическом воспитании.

Финансовое обеспечение системы патриотического воспитания будет осуществляться за счет бюджета и других источников. При этом негосударственные организации получат субсидии на возмещение затрат на оказание «образовательных услуг» по патриотическому воспитанию. Модельный закон также вводит понятие «государственная лицензия» на патриотическое воспитание и предусматривает необходимость осуществления контроля за его исполнением.

В ДОСААФ «Известиям» пояснили, что модельный закон задает только общие векторы работы по патриотическому воспитанию, и именно поэтому нужен федеральный закон, закрепляющий права и обязанности как для НКО, так и для государства.

В Росмолодежи скептически отнеслись к инициативе разработки такого регламентирующего документа. В агентстве уверены, что необходимо прежде всего проконсультироваться со специалистами в этой области и уже только потом разрабатывать новые законы.

Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко в 2013 году говорила о том, что сенаторы и депутаты намерены подготовить материалы для разработки этого законопроекта.

После заявления главы Совфеда Межпарламентская ассамблея СНГ начала разработку модельного законопроекта о патриотическом воспитании. По словам начальника отдела аппарата ЦС ДОСААФ России Владимира Лутовинова, модельный закон должен был стать основой для законодательного закрепления мер по патриотическому воспитанию граждан. Он также отметил, что ни в Министерстве образования, ни в Росмолодежи не предприняли мер по разработке законодательной основы, сославшись на то, что одной госпрограммы будет достаточно.

В тексте модельного закона указано, что «положения настоящего закона являются основой для разработки и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере патриотического воспитания в государствах — участниках Содружества Независимых Государств и организации международного сотрудничества между ними». Модельный закон был принят 16 апреля 2015 года.

— Модельный закон должен был стать нормативной базой для принятия общефедерального закона, регулирующего патриотическое воспитание молодого поколения. С апреля 2015 года работа над ним приостановилась по вине Министерства образования. Тогда нам пояснили, что госпрограммы будет достаточно, хотя на самом деле это не так. Речи о создании федерального закона, полностью регламентирующего патриотическое воспитание, до сих пор не ведется, — уточнил Владимир Лутовинов.

В тексте госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» действительно прописываются задачи по развитию и совершенствованию «нормативно-правовой базы патриотического воспитания граждан в системе образования, культуры, молодежной политики с учетом отраслевой специфики». Однако о создании единого комплексного законопроекта в ней речи не идет.

В свою очередь, региональные законодательные собрания уже выступали с инициативой разработки и принятия аналогических законопроектов на уровне своих регионов.

Так, в 2013 году краснодарские законодатели инициировали рассмотрение законопроекта, вводящего финансовое обеспечение мероприятий по организации военно-патриотического воспитания молодежи. В частности, предусматривалось участие казачьих сообществ в воспитательной работе с учащимися средних и высших учебных заведений. Помимо этого, предусматривались меры по обеспечению прямого контакта между учебными заведениями и ветеранскими организациями.

Аналогичные меры были приняты в Калужской и Владимирской областях, где вопрос поддержки военно-патриотического воспитания молодежи из региональных бюджетов обсуждался на общественных слушаниях.

Основная цель законопроекта, по словам Анатолия Выборного, состоит в том, чтобы исключить практику, когда «активные ветераны стремятся предложить учебным заведениям свои услуги воспитателей, но вместо радостного приветствия вынуждены сталкиваться с огромным массивом бюрократических фильтров».

— Наши молодые граждане, не получив верного представления о подвигах своей страны, очень часто соблазняются прелестями меркантильного общества, в котором ценятся исключительно деньги. Поэтому они бросают свою Родину и уезжают туда, где нравственные и духовные ориентиры не в почете. Наше образование, лишенное патриотической составляющей, отчасти способствует этому. Именно поэтому ситуацию нужно менять и закреплять нормы военно-патриотического воспитания на законодательном уровне, — подчеркнул Анатолий Выборный.

На сегодняшний день детали законопроекта еще только обсуждаются. Планируется, что в этой работе в качестве экспертов примут участие члены различных ветеранских организаций.

В Федеральном агентстве по делам молодежи на инициативу депутата Выборного заявили, что, прежде чем принимать подобный законопроект, необходимо выяснить мнение непосредственных экспертов и участников современного патриотического воспитания молодежи, в том числе некоммерческих организаций.

— Во исполнение поручения президента России Росмолодежь совместно с рядом ведомств, общественных организаций и экспертов разработала госпрограмму «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая была принята правительством России 30 декабря 2015 года. Цель этой программы сводится к тому, чтобы реализовать государственную политику в области патриотического воспитания не отдельных категорий граждан, а всего общества в целом. Именно поэтому без мнения экспертов невозможно сказать однозначно, нужен ли стране новый патриотический закон или нет, — заявил глава Росмолодежи Сергей Поспелов, отметив, что одними законами патриотизм в обществе воспитать нельзя.

Он также отметил, что принятая госпрограмма учитывает все вопросы и направления в области развития патриотического воспитания.

— Сугубо мое мнение сводится к тому, что обязательства по патриотическому воспитанию граждан должны распространяться на всё общество целиком и эту миссию должны нести все органы государственной власти, образовательные учреждения и некоммерческие организации, — добавил Сергей Поспелов.

В свою очередь, представители ветеранских организаций выступили в поддержку разработки закона о патриотическом воспитании.

— Понятие гражданственности в первую очередь подразумевает патриотизм. От воспитания молодых граждан зависит будущее страны, — считает директор фонда поддержки героев СССР участников Великой Отечественной войны «Звезда» Мария Сорокина.

Она также подчеркнула, что на сегодняшний день в деле военно-патриотического воспитания молодежи существует ряд проблем, в том числе организационного и кадрового характера, учебные заведения не всегда идут навстречу ветеранам, пожелавшим провести патриотические уроки.

По данным госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в стране действует более 22 тыс. патриотических объединений, клубов и центров. В документе также указано, что в 2016 году будет подготовлено почти 480 тыс. человек в качестве организаторов и специалистов в сфере патриотического воспитания.

В правительстве раскритиковали законопроект о патриотическом воспитании россиян. Он потребует дополнительных расходов из бюджета, кроме того, многие вопросы уже урегулированы в действующем законодательстве, следует из заключения, с которым ознакомились «Известия». Документ был внесен депутатами «Единой России» в октябре 2017 года. Замглавы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный («Единая Россия») заявил «Известиям», что работа над законопроектом продолжится. Он отметил, что к диалогу будут приглашены представители правительства и профильные министерства - в частности, Минобразования и Минобороны. Эксперты, опрошенные «Известиями», полагают, что патриотизм - это чувство, а не знание и навык.

Проект закона «О патриотическом воспитании в РФ» дает определение понятию «патриотизм» и предусматривает введение единообразных подходов. Так, под патриотизмом предлагается понимать «любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества».

По мнению авторов, основные направления такого воспитания - духовно-патриотическое, гражданско-патриотическое и военно-патриотическое. А его цель - «утверждение в сознании и чувствах граждан уважения к историческому и культурному прошлому России, к лучшим традициям, гордости за великие свершения и достижения, почитание государственных и других значимых символов и святынь Отечества», говорится в документе.

В правительственной комиссии законопроект не поддержали, отметив, что в нем «не определены конкретные механизмы регулирования соответствующих правоотношений». Кроме того, многие предложения уже регламентированы, например, в законах «Об образовании в РФ», «О воинской обязанности и военной службе», «О физической культуре и спорте в РФ», отмечено в заключении. При этом работа по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию уже предусмотрена действующими образовательными стандартами основного общего и среднего общего образования. В частности, сейчас реализуется госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы».

Не определен в проекте и круг организаций, которые должны создавать условия для сдачи нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Кроме того, не конкретизированы и четко не разграничены полномочия органов власти и органов местного самоуправления в этой сфере. Указали в правительстве и на необходимость дополнительного финансирования: согласно проекту, мероприятия по патриотическому воспитанию могут проводить органы местного самоуправления, что повлечет дополнительную административную нагрузку и расходы из местного бюджета. Кроме того, организациям, которые займутся патриотическим воспитанием, потребуются субсидии из региональных и муниципальных бюджетов. Это противоречит Бюджетному кодексу РФ, не разрешающему вводить расходы, которые покрываются сразу из двух и более бюджетов.

Замглавы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный («Единая Россия») заявил «Известиям», что работа над законопроектом продолжится. Он отметил, что к диалогу пригласят представителей правительства и профильные министерства - Минобразования, Минобороны, членов Координационного совета по законотворчеству, правовое управление Госдумы и экспертов. Возможно, в работе над документом примут участие представители ФСБ.

Правительство посчитало, что проект несовершенен. Значит, он требует корректировки. Значит, нужно сесть и доработать его. В этом нет ничего страшного, нет обстоятельств непреодолимой силы, - полагает он. - Нет идеальных законов, но первый шаг нужно было сделать. Так как тема настоящего патриотического воспитания крайне важна и запрос общества сформировался. Необходимо прежде всего провести четкую границу между национализмом и патриотизмом - мы все знаем, к чему это приводит, - пояснил он.

Тема патриотического воспитания очень чувствительна, отметил глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

С одной стороны, власть и общество признают, что это очень важно. С другой, патриотизм - это чувство, а не знание и навык. А можно ли воспитывать чувства - большой вопрос. Никому же не приходит в голову воспитывать чувство юмора или даже любовь к противоположному полу, - сказал он.

По словам эксперта, необходимо признать, что патриотизм - это сфера ответственности семьи. Если у семьи есть запрос на помощь со стороны образовательных учреждений (факультативы, кружки), такая помощь возможна. Но, по его мнению, не стоит навязывать образовательную услугу, которую родители не заказывали.

Законопроект о патриотическом воспитании в РФ был внесен группой депутатов «Единой России» в Госдуму в среду, 15 ноября. Документ, в частности, содержит определение терминов «отечество» и «патриотизм». Так, первое, по версии авторов проекта, — это «нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества». «Отечество» же, как говорится в документе, — это «Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации».

Патриотическое воспитание, согласно документу, подразделяется на несколько направлений. Это духовно-нравственное (направленное в итоге на достойное служение России), гражданско-патриотическое (которое, в том числе, направлено на появление и укрепление «гордости за сопричастность к выдающимся деяниям предков и их традициям») и военно-патриотическое, оно включает в себя увековечение памяти воинов и гордость за вооруженные силы РФ.

Кроме того, в законопроекте описываются цели и качества, которыми должен обладать «воспитанный патриот». Гражданин, в частности, должен положительно относиться к труду «как к важнейшей ценности жизни», иметь потребность трудиться на благо общества, государства. Комплекс воспитательных мер также должен

сформировать у граждан потребности в «духовно-нравственном развитии, в ведении здорового образа жизни, способности жить семейной жизнью и воспитывать большее количество детей, проявлять заботу о пожилых и близких людях, поддерживать благоприятный климат в трудовом коллективе».

Помогать в этом будущим патриотам должны не только органы власти различного уровня или некоммерческие организации, но и семьи, а также «традиционные для России религиозные конфессии».

Работа по патриотическому воспитанию, говорится в документе, предусматривает «настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан», а также «их ценностных установок, ориентированных на интересы общества, семьи и государства». В качестве примеров, как может выражаться патриотическое воспитание, в законопроекте указаны:поддержка памятников Воинской славы, формирование национальной гордости у подрастающего поколения за достижения предыдущих поколений, а также повышение интереса граждан к военной истории России и памятным датам.

В документе также подчеркивается, что то, каким именно способом человека научат родину любить, не так важно, главное — результат.

В процессе необходимо учитывать «региональные и местные особенности», а также интересоваться мнением «общественных объединений граждан и религиозных организаций (объединений) традиционных конфессий».

Сами авторы законопроекта, который, в случае его принятия, вступит в силу с 1 января 2018 года, говорят, что главной их целью было создать единый подход к патриотическому воспитанию. Для этого, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, определяются полномочия органов госвласти и вводится единый терминологический аппарат. Документ также предусматривает способы поощрения для разного рода организаций, занимающихся патриотическим воспитанием, от грантов и прямой имущественной либо финансовой помощи до налоговых льгот.

Эксперты отнеслись к законодательной инициативе скептически. «На мой взгляд, законодательно определять понятие «патриотизм» не нужно, это делается в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. Кто-то хочет отличиться, попасть в ту или иную струю, быть замеченным, не более того», — сказал в разговоре с «Газетой.Ru» ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов.

По мнению Бызова, патриотизм — это понятие, в которое разные люди вкладывают разный смысл. «Бессмысленно делать его предметом какого-то юридического языка и делить людей на патриотов и не патриотов, поскольку, если патриотизм оказался в юридических документах, то к тебе отношение разное в зависимости от патриотизма или его отсутствия. Разделять людей по каким-то взглядами и идеологиям неправильно. Не хотел бы, чтобы тенденция раскола общества по взглядам людей была бы продолжена, тем более, что взгляды людей расплывчаты: под одним и тем же понятием могут принимать в разное время разные вещи», — пояснил он «Газете.Ru».

И мы в своей истории это проходили: например, одно время было патриотично быть неверующим, а сейчас неверующим быть, напротив, непатриотично».

Что касается воспитания подрастающего поколения, то, по мнению эксперта, командой «сверху» патриотизм не привьешь. «В советские времена подросткам вдалбливали определенные догмы, говорили, что надо гордиться партией и государством. Прошло немного времени, и не стало ни коммунизма, ни партии. Молодежь очень чувствительна к любой фальши, и чем больше вы им будете вдалбливать, что надо быть патриотами, тем больше им будет хотеться быть непатриотами. Ничего, кроме обратного эффекта, подобное законодательство не даст», — резюмировал Бызов.

С этим надо что-то делать

После воскресных митингов Госдума вспомнила про законопроект «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», который был разработан еще в прошлом году. Зампред Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборнов объявил, что в ближайшее время он будет доработан и принят.

Задача закона - гасить протестные настроения, развивая вместо них патриотические.

Каким образом планируется это делать?

Такой вопрос возникает у каждого гражданина, и у нас он тоже возник. Интересно же, как нас будут воспитывать. Тем более что для воспитания патриотизма все необходимое уже вроде бы делается.

Телевизор воспитывает патриотизм не покладая рук. В школах и университетах введены политинформации. В московской консерватории даже целые «уроки культурной политики» с зачитыванием .

Государственная символика и портреты лидеров используются для украшения одежды и предметов быта. Георгиевские ленточки привязываются на машины. Триколором украшают дачные участки. О роли нашей страны в Великой Отечественной войне снимаются новые героические фильмы. Старые фильмы о войне раскрашиваются, чтоб были цветными, а не черно-белыми, - тогда молодежи приятнее их будет смотреть.

Объективно, воспитание патриотизма ведется самым широким фронтом. Чем может обогатить его новый закон?

В том законопроекте, что был разработан в 2016 году, никакой конкретики нет. Общие фразы. Как воплощать их в жизнь - непонятно.

Один из пунктов основных направлений деятельности, например, звучит так:

«Формирование позитивного отношения детей и молодежи к ценностям, имеющим приоритетное значение для общества».

Отличная идея, безусловно. Но какими путями ее реализовывать? Просто долбить детям: вот это хорошо, а это плохо? Так им всегда что-то долбят. Но результат не очевидный. Дети и молодежь не очень-то проникаются от долбежки. Скорее, наоборот, не проникаются - если им что-то сильно долбят.

Другой пункт: «Проведение мероприятий по повышению престижа самоотверженного и добросовестного труда и общественной значимости достижений в государственной, общественной и хозяйственной деятельности».

Снова отличная идея. Но что подразумевается под «самоотверженным трудом»?

Понятно, в 1942 году в тылу труд был самоотверженным, когда по 14 часов люди стояли у станков. Все для фронта, все для победы. Но у нас-то не война, слава богу. В нашей жизни самоотверженный труд - это только когда он не оплачивается. И что же, в законопроекте намеревается повышать престиж такого труда?

Еще один пункт направлений патриотического воспитания - совершенно уже бредовый: «Организация деятельности по развитию у граждан мышления действовать в соответствии с интересами общества и национальными интересами России, всемерное вовлечение граждан в решение поселковых, муниципальных, региональных и общегосударственных задач».

«Развитие у граждан мышления» уже вызывает вопросы. А надо ли властям, чтобы граждане мыслили?

Что же касается вовлечения граждан в решение муниципальных и государственных задач, так оно властям и вовсе не нужно. У нас если кто-то все-таки вовлечется, они сразу зовут полицию, прокуратуру и суд.

Хотя бы парочка свежих, работающих идей! Но в законопроекте нет ни одной. Сплошные окаменелости советской эпохи. Вялые попытки реанимировать то, что и живым-то никогда не было.

Воскресные митинги - да и не только они - показывают, что идейного консенсуса в обществе нет. Как ни стараются телевизор и политинформаторы, личные интересы граждан не подчиняются общественному государственному интересу. И с этим надо что-то делать.

Но то, что понимают депутаты под «патриотическим воспитанием», не решает этой проблемы. Если закрыть границы, выключить Интернет, спрятаться за железным занавесом, не смотреть западные фильмы и не знать, как живет мир, такое «воспитание», может, и могло бы заставить людей на время отставить частные интересы ради государственного. Но в современных условиях даже «на время» - и то уже невозможно.

Поэтому Закон о патриотическом воспитании не сработает.

Его, конечно, примут. Но это будет мертворожденный закон. Потому что ненужный.

Патриотизм - это любовь к своей стране, а не к режиму, который в данный момент правит страной. Любовь к режиму воспитать невозможно. Такую любовь режим может только заслужить - справедливыми делами.

А любовь к своей стране и воспитывать не надо. Она в крови, люди с этим рождаются.

Наш парламентский корреспондент Марина Озерова попросила рассказать о содержании законопроекта «О патриотическом воспитании» его авторов и экспертов.

Виктор Водолацкий , зампредседателя думского Комитета по делам СНГ («ЕР»), возглавляет рабочую группу по разработке законопроекта:

«У нас сейчас нет ни одного федерального закона, который был бы связан с патриотическим воспитанием детей и молодежи, что неправильно. Кроме того, законопроект должен устранить недочеты в деятельности ряда ведомств, занимающихся этой проблемой. Конечно, никто не предлагает делить людей по принципу, что если, мол, ты не называешь себя патриотом, то значит, ты плохой, - наша инициатива просто позволит выстроить вертикаль в работе. Мы считаем, что должен быть какой-то координирующий центр, который бы позволял увязывать работу разных ведомств в одну систему.

В рабочую группу по подготовке законопроекта входят сенаторы, представители Минобразования и науки, Росмолодежи, ДОСААФа, других общественных организаций. Надеемся, что после обсуждения в вузовской среде, со студенческой молодежью и экспертами документ будет внесен в Госдуму уже в апреле».

Анатолий Выборный , замглавы думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции («ЕР»), член рабочей группы:

«Ключевой термин определяется в законопроекте так: «Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

Предусмотрен порядок создания специальных организаций, занимающихся патриотическим воспитанием, - они будут обязаны размещать всю информацию о своей работе в открытых источниках, на специальных сайтах. Система будет совершенствоваться за счет включения новой, эффективной практики патриотического воспитания, за счет апробации и внедрения современных программ, новых педагогических технологий, за счет научных исследований, к которым будут привлекаться молодые ученые.

Предусмотрена также обязательная научно-педагогическая и правовая экспертиза методик патриотического воспитания - это необходимо для того, чтобы предотвратить несоответствие методик возрастным или психофизическим особенностям обучающихся. Кроме того, предполагается ввести конкретные критерии для оценки эффективности деятельности по патриотическому воспитанию, которые будут, в частности, применяться к высшим должностным лицам».

Виктор Озеров , глава Комитета по обороне Совета Федерации:

«Любой закон должен иметь предмет регулирования. Надо, конечно, посмотреть, что будет написано в этом законопроекте, но вообще-то патриотизм, как я понимаю, это внутренняя составляющая человека, чувство любви к Родине. Если бы мы могли законами воспитывать чувства граждан РФ, то по каждому чувству было бы достаточно принять законодательный акт и заставить прокуратуру контролировать его исполнение. Но все не так просто…»

4 апреля в Госдуме пройдут парламентские слушания на тему «Законодательное регулирование патриотического воспитания в РФ», которые организует Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.

ЦИТАТА ДНЯ

Eлена МИЗУЛИНА, сенатор:

«Уроки патриотизма начали заменяться уроками борьбы с коррупцией. Причем с 1-го по 11-й класс. Детям предлагают рисовать картинки, предлагают информацию, например, такого свойства, где пирамида, где страны расположены в иерархическом порядке по уровню коррупции, - Россия оказывается, естественно, далеко-далеко внизу, там, рядом с Узбекистаном. Такое «формирование патриотизма» происходит. Может быть, имеет смысл дать поручение профильному комитету, посмотреть, откуда идет такого рода предложение. Патриотизм - это одно, а борьба с коррупцией и навязывание ее в разных школах - это очень опасная тенденция».