Все самое важное о развитии трехмесячного ребенка. Режим дня в три месяца

Ребёнок в 3 месяца меняется сильно, личико становится осмысленным, улыбка носит не случайный, а осознанный характер. Движения малыша уже более скоординированы.

Особенности физиологии и психологии ребёнка в 3 месяца

Весовая прибавка у ребёнка в 3 месяца составляет примерно 800 грамм, вырастает он на 3-4 сантиметра. Пищеварительная система, наконец, адаптируется к молоку, и колики гораздо меньше беспокоят ребёнка. Когда проблема колик отпала, карапуз начинает активно общаться с внешним миром. Также в этом возрасте происходит активное формирование головного мозга. Тельце малютки становится полнее, он «округляется» за счёт развития подкожно-жировой ткани.

Ребёнок уже начинает реагировать на запахи, он узнаёт маму не только внешне, но и обонянием. Малыш начинает лепетать, таким образом, он контактирует с внешним миром, находясь в комфортном состоянии. Если что-то ребёнка забеспокоит, то он издаёт плач, свидетельствующий о голоде, об испуге, о болевых симптомах.

Питание 3-х месячного ребёнка

Младенец начинает выпивать молока ещё больше, ведь теперь он активен и тратит много энергии. На грудном вскармливании ребёнок питается по требованию, на смеси – согласно дозировке. Если малыш в весе прибавляет плохо, то педиатры могут порекомендовать докорм смесью, когда ребёнок получает грудное молоко. Что касается первого прикорма, то мнения разнятся, кто-то считает, что можно вводить фруктовые пюрешки с 3-х месяцев, а кто-то рекомендует подождать полугода. Если принимается решение в пользу дополнительного питания, важно проследить отсутствие аллергической реакции на новый продукт.

Уход за малышом

Если раньше ребёнка можно было спокойно оставить лежать в кроватке или переносной люльке, то теперь, за ним нужно постоянно следить, ведь он научился переворачиваться. Опасные предметы должны находиться в недоступном месте, поскольку теперь он тянет ручки и может случайно за что-то зацепиться.

Игрушки необходимо часто мыть, ведь ребёнок в 3 месяца всё тянет в рот. Также важно ежедневно купать малыша, следить за кожей, подбирать удобную одежду, которая не сковывает движений. Кутать и плотно пеленать уже нет никакого смысла. Ежедневно надо совершать прогулки, малютка отлично спит во время них.

Показатели здоровья

3-х месячный возраст является важной вехой в развитии, педиатры назначают анализы, а также осмотр у специалистов. Помимо этого, необходимо спрашивать у доктора о необходимых прививках, которые надлежит делать. Часто назначают малышам массаж, для нормализации гипертонуса или гипотонуса.

Как играть с грудничком в 3 месяца?

В 3 месяца с малышом становится гораздо интереснее, он отвечает на улыбку, готов общаться. Можно проводить игры, направленные на развитие внимания и способности ребёнка сосредотачиваться. Яркие шарики и погремушки можно перемещать перед глазками ребёнка и следить, чтобы он следил за ними. Важно комментировать, ведь для ребёнка это дополнительная слуховая стимуляция.

Ребенку в 3 месяца важно давать в ручки предметы, которые он может ощупывать, материалы должны использоваться разные – пластмасса, резина, мягкая ткань. Важно, чтобы игрушки были безопасными и без мелких деталей, поскольку ребёнок любит всё пробовать на вкус. Необходимо разговаривать с малюткой, ведь он сам начинает лепетать в ответ.

Очень хорошо начинать развлекать ребёнка в 3 месяца песенками и потешками. малыш ещё не понимает смысла, но для сенсорного развития такие развлечения необходимы.

Умения ребёнка в 3 месяца

Чем характеризуются умения малыша в возрасте 3-х месяцев? Движения уже осмыслены, он может управлять ручками, правда во сне ребенок может резко ими пошевелить и испугаться.

Ребёнок уже может хватать игрушки и подносить к лицу. Со спинки малыш ловко переворачивается на бочок, а на животик ещё сложно перевернуться, поэтому родителям надо помогать. Когда младенец лежит на животе, то уже начинает приподниматься на локотках, ребёнок в 3 месяца держит головку уже хорошо.

Периоды бодрствования увеличиваются, во время них малыш активен, весел, требует к себе внимания. Ребёнок в 3 месяца уже способен вести «диалог» с взрослым, ворковать, гулить. Если что-то не понравилось, он может высказать протест плачем или визгом. В этот период малютке важно проявление внимания, он не любит оставаться один, необходимо постоянное общение, иначе плач от скуки остановить будет уже достаточно сложно.

Важными показателями здоровья считают то, что ребенок весел, активен, редко плачет, хорошо кушает, отлично засыпает и улыбается. Если что-то начинает беспокоить - лучше обратиться к педиатру, ведь в таком нежном возрасте малыш нуждается в бережном отношении.

http://imalishka.ru/baby-development/3-month/

Развитие 3 месячного ребенка

На протяжении первого года ребенок развивается так интенсивно, как не будет уже никогда в жизни. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. 3 месяц развития ребенка - как раз такой.

Комплекс оживления

За эти четыре недели малыш обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900 граммов, и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Ему уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы забирали его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их во время бодрствования.

На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из своих улыбок, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и называется - комплекс оживления. Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.

В вертикальном положении у вас на руках он уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподымает плечи, а когда вы, придерживая, ставите его на твердую плоскость, - хорошо упирается стопами. Ребенок умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что отсутствие подобных движений - один из поводов обратиться к врачу. Другие поводы: если он, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.

3 месячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключены познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает.

С трехмесячным ребенком можно уже и побеседовать.

Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: Откуда это? Что это? Музыку, как доказали физиологи, он воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов, резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении. Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать послушать минут 10-15. Больше всех музыкальных инструментов пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь их он тоже часто слышал еще до рождения, они для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит папе взять его на руки, начать что-то рассказывать, он успокаивается и затихает.

Развитие 3 месячного ребенка

К окончанию этого периода малыша он должен уметь:

Лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;

Провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см.

Возможно, также, ваш малыш будет уметь:

Смеяться и визжать от восторга;

Лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;

Твердо держать голову в вертикальном положении;

Лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;

Держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;

Переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;

Произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания.

Режим дня 3 месячного ребенка

Ночное кормление 3х месячного ребенка

Хотя некоторые дети этого возраста уже не нуждаются в ночных кормлениях, большинство трехмесячных малышей, особенно те, кого кормят грудью, все еще требуют кормления 1-2 раза в течение ночи. Хотя ваш ребенок пока имеет полное право на одно кормление среди ночи, он не должен есть за ночь несколько раз. Вам нужно постепенно сокращать количество ночных кормлений и приучать его спать всю ночь. Вот как это можно сделать.

Увеличьте количество пищи, которую даете ему перед сном. Многие сонные дети засыпают до того, как они полностью наелись; помогите ему выпустить воздух, покачайте его или используйте еще какой-либо способ, чтобы разбудить, после чего продолжите кормление и кормите до тех пор, пока не почувствуете, что он съел достаточно.

Убедитесь в том, что ваш ребенок получает достаточно пищи в течение дня. Если это не так, то он может использовать ночные кормления для того, чтобы набрать недостающие калории. В таком случае обдумайте возможность более частых дневных кормлений в течение дня. Однако помните о том, что если некоторых детей кормить в течение дня через каждые пару часов, то у них вырабатывается привычка заявлять о себе круглосуточно.

Если ребенок просыпается и требует еду каждые 2 часа, попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями. Не торопитесь давать ребенку еду по первому требованию, дайте ему шанс заснуть самостоятельно. Если он не заснет и хныканье перейдет в плач и крики, попытайтесь успокоить его не беря на руки, каким-либо способом. Если плач не прекратится в течение 15 минут, то возьмите его на руки, укачайте, приласкайте. Если вы кормите грудью, то успокаивающая тактика будет иметь больше шансов на успех, если вас сменит отец ребенка; совсем не просто отвлечь от еды грудного младенца, который видит и чувствует близость источника молока. Не включайте в комнате свет, избегайте громких разговоров или других источников возбуждения.

Развивающие занятия с 3 месячным ребенком

Не следует забывать о необходимости постоянных развивающих занятий с ребенком. Стремительно растущий головной мозг малыша нуждается в адекватной нагрузке и потому жадно впитывает любую информацию - будь то импульсы от кожных рецепторов, стимулируемых заботливыми и опытными руками массажиста, или сигналы от вестибулярного аппарата, атакующие мозговые центры маленького человека во время выполнения им рефлекторных упражнений. Все пойдет на пользу малышу.

Общение с представителями самой гуманной профессии в это время становится довольно интенсивным даже для тех родителей, чьи дети, в общем-то, здоровы. Ведь приближается время вакцинации - и довольно сложной. В три месяца малыш должен получить прививки против крайне неприятных инфекций - дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Первые три заболевания продолжают оставаться смертельно опасными даже сейчас. Коклюш, конечно, не столь ужасен, но тоже ничего хорошего собой не представляет. С другой стороны, общепринятая ныне технология вакцинации против вышеозначенных инфекций не гарантирует от ряда неприятных, хотя и редких послепрививочных осложнений. И потому родителям не помешает побеседовать с опытным специалистом.

Общение с педиатром может потребоваться не только по поводу вакцинации - у трехмесячных детей, к сожалению, довольно часто встречаются проблемы. Классическая троица - диатезы, рахит и кишечные колики - довольно часто побуждает родителей искать оптимальные пути борьбы с нею.

В любом случае, родителям не стоит паниковать, ведь квалифицированные специалисты всегда готовы оказать помощь, а здоровый, красивый и жизнерадостный малыш доставляет педиатру положительных эмоций не меньше, чем родителям.

Материалы и информация, представленная на сайте Best-Mother.ru в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом. Копирование материалов запрещено.

Подборка полезной информации о беременности, родах и детях: статьи, советы и рекомендации. Психологическая консультация. Вопросы и ответы. Многое другое на best-mother.ru!

7 926 533 - 53 11

Каталог детских садов и занятий для детей Best-mother

Информационный интернет-сайт, Справочник

Адрес: Россия. Москва. ул. Академика Королева, д. 3

http://best-mother.ru/article/deti/deti_ot_0_do_1/Kalendar_razvitija_rebenka/81_razvitie_3_mesyachnogo_rebenka/

3-х месячный малыш: развитие

За прошедших три месяца жизни малыш заметно повзрослел, окреп, проделал огромный скачок вперед в физиологическом и психологическом развитии. Любящие родители с огромным удовольствием наблюдают за своим 3х месячным ребенком, который каждый день радует их своими новыми маленькими победами и достижениями.

3х месячный малыш в среднем весит 5000-5200 грамм при росте 58-59 см, однако данные показатели в силу индивидуальности каждого ребенка, могут отличаться и зависят также от роста и веса при рождении, режима питания и генетических особенностей. Родничок на голове малютки еще открыт, в связи с чем требует особого бережного ухода, который прежде всего, сводится к недопущению образования себорейных корочек и проведению ежедневных гигиенических процедур.

Длительность ночного сна увеличивается в среднем до 10 часов с пробуждениями для кормления, в то время как днем малыш может спать 3-4 раза в день по 1,5 часа. Питается ребенок в трехмесячном возрасте 5-6 раз в сутки, за один прием потребляя до 150 мл грудного молока или адаптированной молочной смеси. Для многих деток, особенно тех, кто находится на искусственном вскармливании, 3 месяца - это время знакомства с первым прикормом, в качестве которого, как правило, выступают, фруктовые соки или фруктовое пюре.

Продолжается укрепление опорно-двигательного аппарата, однако кости малютки, в силу того, что они еще полноценно не сформированы, не окрепли, а потому родителям стоит быть предельно аккуратными при общении с крошкой и ни в коем случае не пеленать его туго или неправильно высаживать.

Физиологически повышенный тонус мышц, диагностируемый у подавляющего большинства младенцев при рождении, к концу третьего месяца жизни пропадает. В этом возрасте кроха уже в состоянии выполнять определенные движения, части тела малютки (ручки, ножки, шея, туловище) стали более подвижными. Малыш с огромным интересом тянется к погремушкам, развешенным над кроваткой, может даже захватить погремушку и попытаться притянуть ее к себе. Лежа на животике, кроха стремится подтянуться на предплечьях и может самостоятельно, без посторонней помощи удерживать головку на протяжении нескольких секунд, а также переворачиваться со спины на бок. В вертикальном положении, когда малыша поднимают на ручки взрослые, он подтягивается, держит головку достаточно уверенно и даже может поворачивать ее по сторонам. Крохе нравится упираться своими стопами в твердую поверхность, сжимать и разжимать ручку в кулачок и разглядывать свои пальчики, близко поднося их к лицу.

Если в процессе игры малыш начинает капризничать и всем своим видом показывать, что он утратил интерес к этому занятию, не стоит пытаться насильно удержать кроху, так как в три месяца детки быстро устают и им свойственно быстро переключаться на другие занятия.

Серьезным достижением в развитии трехмесячного малыша является появление на его лицо широкой осмысленной улыбки, которой он щедро одаривает своих родителей и близких людей. Спустя некоторое время (буквально через пару недель) в доме раздастся первый громкий детский смех, который станет незаменимой составляющей общения и развивающих игр.

Посредством гуления малыш пытается общаться с взрослыми, прислушиваясь к голосам, он начинает активно реагировать на услышанную речь, то повышая, то понижая издаваемые им звуковые сочетания.

Трехмесячный ребенок уже не тянет в рот любую, попавшуюся ему под руку вещь – теперь он сначала тщательно изучает предмет и рассматривает его, держа в своих ручках. В этом возрасте кроха показывает первые проявления памяти и умение концентрировать свое внимание – он просит любимую игрушку и воспроизводит с ней действия, которые проделывал ранее, фокусирует свой взгляд на отдельных элементах и деталях.

Многие трехмесячные крохи стремятся как можно большее количество времени находится на руках у взрослых, так как из такого положения им удобнее и интересней познавать окружающий мир. В 3 месяца ребенок уже хорошо реагирует на звуки и умеет различать услышанные голоса, знает свое имя и при его произношении может даже по-своему «отозваться».

Родителям трехмесячного грудничка важно стимулировать развитие малютки, для чего посвящать ему максимум времени, окружить заботой и любовью. Так, очень полезно в этом возрасте проводить ежедневную утреннюю гимнастику, простые движения которой способствуют укреплению связок, развитию опорно-мышечного аппарата. На пользу пойдут и сеансы массажа, позволяющие не допустить застаивания спинных и шейных мышц, повысить упругость мышц коленных и локтевых суставов. Малышу очень нравится когда с ним играют взрослые: кроха с огромным удовольствием будет слушать стихи, потешки, песенки, которые ему напевает мама, рассматривать новые игрушки, знакомиться с новыми предметами. Рекомендуется как можно чаще беседовать с ребенком, называть окружающие предметы, озвучивать действия, познакомить кроху с книгами, показывая ему яркие картинки различных животных, растений, показать ему его отражение в зеркале.

Мягкий развивающийся коврик – эффективное и популярное средство для стимулирования развития одновременно всех органов чувств трехмесячного малыша. Рекомендуется время от времени заменять висящие перед ребенком предметы, при этом подбирать игрушки таким образом, чтобы они были различны по своей текстуре, форме, звучанию, материалу, цвету.

Не стоит переживать, если трехмесячный грудничок отстает в своем физическом или психологическом развитии от своих сверстников, ведь каждый ребенок – это индивидуальная личность, с присущими только ей уникальными особенностями организма. Главное продолжать развивать навыки малютки и тогда он в скором времени несомненно порадует родителей своими маленькими, но в тоже время такими важными, победами.

http://www.pinetka.com/deti/obuchenie-i-vospitanie/3-h-mesyachnyiy-malyish-razvitie.html

В 3-4 месяца жизни новорожденного знаменуется интенсивным увеличением показателей роста и веса. Ребенок ест и спит большую часть суток, тем временем организм приспосабливается к новой для него среде. Некоторым родителям кажется, что в этот период их чадо не нуждается в общении и развитии. Это не так, однако заметна потребность малютки в психологической, социальной и физической активности становится лишь к концу 3 месяца жизни малыша.

В этот период кроха начинает проявлять активный интерес к своему окружению, ярким или движущимся предметам, речи людей, звонким звукам. Он заметно реагирует на обращение к нему взрослых и их интерес, осознанно улыбается, узнает значимых взрослых, особенно единственную мамочку. В 3 месяца малыш уже становится забавным и игривым, способен узнавать близких ему людей, постоянно требует внимания. Также он готов к восприятию новых объектов с подачи мамы и папы

Значит ли это, что ребенок в 3 месяца сам способен совершенствоваться без грамотной помощи взрослых (см. также: )? Находясь в социальной среде, до определенного уровня ребенок способен развиться самостоятельно. В этот период он учится по принципу «делаю, как ты». Он усваивает стереотипы поведения взрослых их способы эмоционального реагирования, но если не уделять время игровой деятельности, в будущем это будет иметь негативные последствия. Поэтому многие заботливые родители задаются вопросом, как не упустить момент для развития той или иной сферы и соотнести свои ожидания с возможностями малыша.

Развитие двигательной сферы

Развитие координаторных навыков в 3 месяца только начинается:

  • Ребенок научается управлять собственным телом. Двигается малютка уже несколько свободнее и плавнее. Он потягивается, вытягивает ручки и ножки, тянется к игрушкам и хватает их, разжимает кисти.
  • Яркие предметы и игрушки, которые можно погрызть и которыми можно позвенеть, начинают его интересовать.
  • Он может лежать на животике достаточно продолжительное время, поднимать голову и верхнюю часть тела, опираясь на предплечья.

С трех месяцев кроха готовится к ползанию и сидению, делает попытки перевернуться, некоторые малыши уже могут это делать. В этот период ваше чадо интересуется своими ручками и ножками. Может играть с ножками. Предметы, до которых может дотянуться, подвергаются ощупыванию и осмотру.

Если у родителей есть финансовая возможность, они приобретают своим 3-х месячным крохам дорогостоящие сложные игрушки, но в этом нет особой необходимости. Ребенку нужны простые и яркие вещи, с помощью которых мама сможет с ним успешно заниматься.



Игрушки для малыша в 3 месяца должны быть яркими и привлекающими внимание, а также полностью безопасными. Он с удовольствием будет ощупывать их, пробовать на зубок, дергать ручкой и тянуться к ним

Подвижные игры для развития тела младенца

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

В период бодрствования младенцу нужно предлагать игрушки, которые удобно хватать (например, с кольцами):

  • Если это погремушка, ручку малютки с зажатой в них игрушкой можно потрясти, чтобы показать ему, как можно погреметь.
  • Если кроха хорошо берет и удерживает игрушку, можно показать, как игрушку переложить из одной руки в другую. Со временем он поймет, какие именно движения приводят к появлению мелодичных звуков.
  • Над кроваткой также следует развешивать игрушки (колокольчики, шумелки, предметы разной формы и структуры). Детки начинают различать форму предмета и отдельные его детали.

Чему учить малыша в 3 месяца?

  1. Для обучения ползания перед малюткой кладут полюбившуюся ему игрушку, за которой он будет с энтузиазмом тянуться, кроха лежит на животике, в то время как мама дает возможность малышу упереться ножками в свою руку.
  2. Обучению переворотам помогает следующая развивающая игра: кроху кладут на спинку, и рукой, которую мама кладет ему под плечо, малыша покачивают и переворачивают (см. также: ).
  3. Для тренировки мышц, которые понадобятся растущему человечку, чтобы сидеть, его кладут на спинку, берут за ручки и приводят в сидячее положение, затем плавно опускают на спинку, слегка покачивая. Как правильно делать упражнения, можно посмотреть на видео, либо попросить помощи у участковой медсестры или врача.
  4. В 3 месяца ребенку могут назначить массаж, который проведет специалист. Такой массаж поможет устранить гипертонус, укрепить ослабленные мышцы (если такое явление наблюдается) (рекомендуем прочитать: ). Подробнее об этом в видео-школе доктора Комаровского:

Развитие сенсорной сферы

Любые сенсоры способны развиваться, только если они задействованы. Привыкнув к окружающей обстановке, которая уже больше вызывает интерес, нежели пугает, крошка, как и любой человек, перестает воспринимать привычные звуки, как нечто достойное внимания. Они превращаются для него в привычный шум.

Поэтому, чтобы сенсоры и обрабатывающие их информацию мозговые центры работали, нужно время от времени менять звуковые раздражители, то есть менять погремушки, давать игрушки с разными мелодиями. Это поможет не только развлечь и рассмешить ребенка, но и упражняться с малышом, развивая его слух.

Трехмесячный кроха прекрасно вычленяет из общего звукового ряда голос мамы и актуальных взрослых, при обращении к нему он оживляется, двигается более активно. Основой для развития сенсорной сферы младенца являются:

  • разговор с малышом (описание процесса одевания или внешней обстановки);
  • пение детских песенок;
  • похлопывание по поверхности в такт музыке;
  • прослушивание детских песен;
  • использование в занятиях шумящих, свистящих, пищащих предметов.


Разговор мамы с малышом или пение колыбельных для него - значительная составляющая близких взаимоотношений. Даже если кажется, что ребенок пока не способен уловить смысл, стоит знать: он ориентируется на интонацию, на те чувства и энергию, которые вкладываются в слова

Игры для развития сенсорики

В домашних условиях любую деятельность для малыша можно превратить в игровую и развивающую. Для детей этого возраста очень важно обучаться воспринимать окружающий мир:

  • осязать;
  • обонять;
  • видеть;
  • слышать.

В этом возрасте основным способом познания окружающего мира являетсяанализ тактильных ощущений. Именно поэтому очень важно предлагать не только яркие игрушки, но и разные по форме и по материалу:

  • дерево;
  • пластик;
  • ткань самая разнообразная, от меха до бязи;
  • живые листики, настоящие овощи и т.п.

Занимаясь с малюткой, свои действия нужно обязательно комментировать. Например, можно говорить так: «Это кубик, он твердый, желтого цвета, пластиковый», также полезно показывать части тела и лица у себя и у него, называя их и т.д.

Хороши для маленьких детей и занятых мамочек детские мобили на кроватку. Особенно интересны музыкальные варианты. Движение фигурок привлекает внимание малыша и может его занять в период бодрствования, пока мама делает важные дела, а негромкие мелодии способны даже убаюкать кроху.



Каждая игра, в которой ребенок касается, трогает и ощупывает что-либо, отлично подходит для развития его мозговой деятельности и мелкой моторики

Хорошо забытое старое

  • Хороши в этом возрастном периоде игры, имеющие глубокие исторические корни, например, «сорока-белобока» - это и «обучалка» для крохи, и массаж, и способ стимулировать некоторые зоны мозга.
  • «Ладушки» тренируют внимание, координаторные функции и память.
  • «Ку-ку» часто безумно нравится деткам, игра способна не только развлекать вашего ребенка, но и тренирует когнитивные функции мозга. В мире современных технологий эти простые, но полезные игры незаслуженно позабыты.

Одним из самых увлекательных занятий для маленького человека в три месяца является изучение его конечностей. Он способен довольно длительный период посвятить разглядыванию своих рук или игре с ногами. Для того чтобы превратить игровую деятельность в обучающую, маме понадобиться немного фантазии. Цветные носочки с разными зверушками или мордочками станут отличными помощниками. Их можно надеть как на стопы, так и на ручки.

Некоторые детки увлеченно рассматривают цветастые ткани, некоторые активно щупают их, а другие просто снимают, тренируя координацию, развивая точность движений. Однако проводя с трехмесячным малышом полезные и интересные занятия, важно не перестараться. Если ребенок устал, хочет спать или просто не настроен на занятия, перенесите их на другое время.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

I. МЛАДЕНЧЕСТВО от 0 месяцев до 1 года………………………………………3

II. РАННИЙ ВОЗРАСТ от 1 года до 3-х лет………………………………………..7

III. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ от 3-х до 7-ми лет………………………………...12

IV. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ от 7 до 12 лет………………………….17

V. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО) от 12 до 15 лет……………...23

VI. ЮНОСТЬ от 15-18 до 18-23 лет………………………………………………….28

VII. МОЛОДОСТЬ от 20-23 до 30 лет………………………………………………..32

VIII. ЗРЕЛОСТЬ от 30 до 60 лет………………………………………………………34

Х. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...42

I. МЛАДЕНЧЕСТВО от 0 месяцев до 1 года.

Первый год жизни ребенка условно можно разделить на два этапа – период новорожденности, и период младенчества.

Рождение ребенка – тяжелый переломный момент в его жизни. Психоаналитики говорят, что это травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы.

Этап новорожденности – это время адаптации ребенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций – зрительного и слухового сосредоточения, появления первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.

Кризис новорожденности (от 0 до 2-х месяцев).

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Характерные особенности периода новорожденности : малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за легкого дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др.

У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.


В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование:

Возникновение ответной реакции ребенка – улыбки на обращение матери (близкого человека);

Комплекс оживления.

В конце первого – начале второго месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки. Взрослый с первых дней жизни выступает по отношению к ребенку с опережающей инициативой, он приписывает ребенку качества субъекта общения – обращается к нему, о чем-то спрашивает, комментирует собственные действия. Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют (феномен лицевой имитации новорожденных). Постепенно ребенок улавливает коммуникативные послания взрослого, на третьей – четвертой недели у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого – ребенок замирает, губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной контакт . В возрасте 4-5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения . В этот период формируется взаимное эмоциональное отождествление взрослого и ребенка. Такое «сращивание» формирует основу будущих отношений привязанности, закладывает чувство доверия сначала к матери, а позднее и к человеку вообще.

Итак, важнейшим психологическим новообразование кризисного периода новорожденности считается именно возникновение ответной реакции ребенка – улыбки на обращение матери. Это означает начало индивидуальной психической жизни ребенка. В этот период новорожденности жизнь индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма, но при тесном взаимодействии с нею. Кроме того, она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

В последующие недели складывается комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития.

Комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10-12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе. Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления – основной критерий нормальности психического развития ребенка в первом полугодии жизни. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

В первые два месяца происходит образование условных рефлексов во всех анализаторных системах:

Рефлекс на положение при кормлении (реакция на позу кормления);

Ориентировочный рефлекс проявляется:

1) в зрительном сосредоточении (на 3-5-й нед.);

2) в слуховом сосредоточении (на 2-3-й нед.);

Рефлекс на сон и бодрствование.

Постепенно сокращается время сна и увеличивается продолжительность бодрствования. Каждый из этапов изменения характера сна совпадает в онтогенезе с этапами развития мышления. Активная интеллектуальная жизнь является определяющей в развитии функциональной ассиметрии мозга.

Время не стоит на месте, и малыш, еще недавно такой беспомощный и маленький, уже подрос. Правильно организованный режим ребенка в 3 месяца будет способствовать его нормальному развитию и дальше. К трем месяцам действия ребенка становится более осознанными: он узнает маму, папу, гулит, улыбается по причине, а не рефлекторно, как раньше. Выполнения своих требований малыш по-прежнему добивается плачем.

Режим дня 3 месячного ребенка

К трехмесячному возрасту у малыша, как правило, складывается свой режим дня. Частота кормлений, а также длительность сна и бодрствования заметно меняются. Для мамы нужно определиться, как она планирует дальше кормить малыша. Есть систематический подход, а есть подход, когда кормление происходит по требованию, но каждый день непременно должны выполняться следующие режимные моменты:

  • Кормление;
  • Бодрствование (игры, общение);
  • Прогулка;

Иногда они могут накладываться друг на друга. Например, прогулка часто совмещается с дневным сном. А во время бодрствования малыша с ним надо больше общаться, играть, проводить массаж, выполнять гигиенические процедуры.


Режим сна и кормления ребенка в 3 месяца

На третьем месяце жизни ребенок спит около 15-17 часов в сутки. Самый длительный сон – ночной. На его долю приходится до 10 часов. Днем малыш спит 3-4 раза.

Продолжительность дневного сна – до 2х часов. Дневной нормой молока для считается 800-850 мл. При систематическом кормлении эта норма делится на 6 раз, а перерыв между кормлениями составляет 3-3,5 часа. Детям на грудном вскармливании не нужно давать дополнительно водичку, а малышам-искусственникам – можно. Более того, к концу третьего месяца им можно давать пробовать яблочный сок, начиная с нескольких капель, растворенных в кипяченой воде.

Говоря о кормлении по требованию детей на грудном вскармливании, стоит понимать, что этот термин не означает, что нужно давать грудь при каждом плаче ребенка. Ситуация, когда мама дает грудь каждые 20 минут и кормит по 5 минут – не очень корректна.


Прогулки и игры 3х месячного ребенка

В возрасте 3х месяцев малыш бодрствует около 8-9 часов в день. За время его «гуляния» нужно успеть многое. Например, собрать его на прогулку и поиграть с малышом.

Становясь старше, он хочет все больше узнавать об окружающем мире, и мама должна ему в этом помочь. Гулять с ребенком нужно 2-3 раза в день. Количество прогулок и их длительность зависят от погодных условий. Считается, что в дождь, сильный ветер и при температуре ниже -10°С лучше оставаться дома, но в нашей семье мы гуляли со всеми детьми практически в любую погоду, кроме сильных морозов, так как дома сидеть можно сойти с ума. Никаких негативных последствий для детей не наблюдалось, главное хорошо защитить малыша от погодных условий, чтобы его не продуло ветром и не намочило дождем.

Во ребенок чаще всего быстро засыпает, хотя может и все время глазеть по сторонам. Летом на прогулках не забудьте взять с собой накидку для коляски, защищающую ребенка от солнечных лучей и назойливых насекомых.

Находясь дома, в часы бодрствования крохи, продолжайте играть с ним в игры, которые практиковали на втором месяце жизни, и добавляйте новые. Уже можно порадовать ребенка игрой в «ку-ку» – дети её просто обожают!

Давайте малышу трогать игрушки, изготовленные из различных по фактуре материалов, и имеющие неодинаковые размеры. Ребенка уже можно класть в манеж (под присмотром) или на развивающий коврик. Множество ярких, издающих звуки игрушек привлекут его внимание, и он будет стараться дотронуться до них.

Гигиенические процедуры в режиме ребенка в 3 месяца

Гигиенические процедуры следует проводить детям с рождения и до самостоятельного возраста. Приучать ребенка к умыванию нужно с раннего детства. Утром необходимо протереть лицо малыша влажным ватным диском. Для каждого глаза нужно брать новый диск. Носик прочищается по необходимости, а у ушек следует протирать только ушную раковину.

Подмывать ребенка нужно перед каждой сменой подгузника. Если малыш сходил в туалет по-большому, нужно помыть попку с мылом. Перед тем, как надевать новый подгузник, густо смажьте попку малыша детским кремом. Также можно выбрать специальный крем, предназначенный для использования под подгузник.

Купать ребенка нужно каждый вечер. Оптимальная температура воды + 37°С. Можно добавлять в нее отвары различных растений. Наиболее часто используют ромашку и череду. Другие травы может посоветовать невролог при наличии специальных показаний.


Многие мамы волнуются: правильно ли развивается их ребенок физически в 3 месяца? Распорядок дня для детей этого возраста в обязательном порядке включает массаж. Его осуществление поможет мышцам малыша приобрести правильный тонус, провести профилактику кишечных колик. А ласковые прикосновения мамы успокоят и развеселят.

Общеукрепляющий массаж мама может проводить дома самостоятельно. В детской поликлинике в комнате здорового ребенка медсестра показывает элементы массажа, которые должны присутствовать в конкретном возрасте. В настоящее существует множество обучающих курсов по детскому массажу, ознакомиться с которыми можно также в детской поликлинике.

Распорядок дня двухмесячного крохи должен состоять из правильной последовательности сна, кормлений и периодов бодрствования, чередующихся с выполнением обязательных гигиенических процедур.

Примерный (!) распорядок дня малыша, находящегося на грудном вскармливании

  • 6:00 Первое кормление, утренние гигиенические процедуры (смена подгузника, умывание, очистка носовых ходов, стрижка ноготков. );
  • 7:30-9:30 Утренний сон;
  • 9:30-11:00 Пробуждение, выкладывание малыша на животик (). Второе кормление (только что накормленного ребенка обязательно держат «столбиком» для предотвращения срыгивания). Собираемся на прогулку;
  • 11:00-13:00 Дневной сон. Лучше во время прогулки;
  • 13:00-14:30 Третье кормление;
  • 14:30-16:30 Сон;
  • 16:30-17:30 Четвертое кормление. Развивающие занятия: манипуляции с погремушкой, фиксация взгляда на игрушке, сопровождаемые песенками, стишками, потешками;
  • 17:30-19:30 Сон;
  • 19:30-21:00 Пятое кормление. Гигиенические процедуры: купание ребенка (если температура в помещении не ниже 22 градусов, можно не спешить с одеванием только что выкупанного малыша, в течение пяти минут дав ему возможность побыть голеньким);
  • 21:00-23:30 Сон;
  • 23:30-00:00 Шестое кормление;
  • 00:00-6:00 Ночной сон. Именно этот временной интервал считается идеальным для ночного отдыха двухмесячного младенца, но, как правило, малыш просыпается ночью, порой даже не один раз — не стоит отказывать ему в кормлении.

Скачать и распечатать примерный распорядок дня можете с нашего Яндекс.Диска —

Еще варианты режима дня для детей от 1 до 3-х месяцев:

Данный распорядок поддается коррекции, учитывающей индивидуальность грудничка . Ослабленные малыши часто нуждаются в большем количестве сна. Можно пойти навстречу ребенку, проголодавшемуся раньше положенного времени (15-20 минут ничего не решают). Точно такой же корректировке подвергается и время сна: капризничающего и переутомившегося кроху можно уложить пораньше, а крепко спящему – дать еще немного поспать.

Однако все это касается лишь незначительных отступлений от представленного нами распорядка. Некоторые молодые мамы, не умеющие правильно истолковать поведение своего малыша, начинают подстраиваться под каждый его недовольный писк. В результате график кормлений, сна и бодрствования сбивается, уступая место бессистемности и хаотичности.

Даже если в поведении ребенка и есть какие-то отклонения (например, он может перепутать время суток, бодрствуя ночами и отсыпаясь днем), их можно и нужно упорядочить. Если не сделать этого вовремя, чрезмерная материнская сердобольность приведет к тому, что неправильное поведение ребенка станет нормой, сделав организацию семейного уклада неудобной для остальных членов семьи .

О режиме дня малыша-искусственника

Распорядок дня ребенка в 2 месяца, вскармливаемого искусственными смесями, будет несколько иным, чем для крохи, получающего материнское молоко. Объясняется это более длительным (по сравнению с грудным молоком) усваиванием искусственного продукта . В связи с этим перерывы между кормлениями должны составлять не менее четырех часов, поэтому график кормления искусственника будет следующим: 6:00 | 10:00 | 14:00 | 18:00 | 22:00 | 2:00

Что касается периодов бодрствования и сна – они остаются такими же, что и для грудничков, питающихся маминым молоком. В зависимости от индивидуальных особенностей организма каждого ребенка в данный режим могут быть внесены некоторые незначительные коррективы.

О важности сна

Качество сна определяет особенности физического и эмоционального состояния малыша . Если он хорошо выспался – значит, у него будет достаточно сил для активного восприятия мира, игр и общения с близкими, а также отличный аппетит. Не выспавшийся ребенок будет апатичным и капризным.


Двухмесячный кроха должен спать не менее 16-ти часов в сутки, причем ни в каких укачиваниях и поглаживаниях засыпающий малыш не нуждается. Если он здоров, накормлен и вовремя уложен в кроватку – с засыпанием не должно быть никаких проблем, ведь сон необходим ему физиологически .

Если нарушения сна у 2-х месячного младенца все же существуют, необходимо разобраться, в чем причина этого противоестественного явления. Малыш может плохо спать из-за:

  • недостаточной активности в период бодрствования;
  • повышенной возбудимости нервной системы, чутко реагирующей даже на слабые раздражители (например, свет в соседней комнате, попадающий в поле зрения ребенка);
  • последствий родовой травмы (такого рода беспокойства отмечаются примерно до трехмесячного возраста);
  • чувства дискомфорта (неудобной постельки, мокрых пеленок, чувства голода или переедания);
  • слишком яркого света;
  • шумной обстановки;
  • повышенной влажности или сухости воздуха;
  • нарушений температурного режима в детской комнате (оптимальной считается температура от 20 до 24 градусов);
  • болей в животе.

Читаем также о том, сколько времени спит новорожденный ребенок в течении суток

Младенцы, приученные к укачиванию на руках, могут испытывать большие трудности с засыпанием. Выяснив причину нарушения сна, необходимо принять меры по ее устранению (дать малышу подвигаться в период бодрствования, создать спокойную обстановку перед сном: приглушить звук телевизора, не разрешать другим членам семьи громко разговаривать в комнате, где спит малыш). Главным фактором, способствующим нормализации сна, является укладывание малыша в одно и то же время. Привыкнув к режиму, он начнет засыпать самостоятельно .

Организация сна

Для сна у ребенка должна быть удобная кроватка с твердым упругим матрасом () и плоской подушкой. Чтобы малыш полноценно выспался, необходимо создать оптимальные условия:

  • хорошо проветрить детскую комнату;
  • перестелить кроватку, убедившись, что простынка не образует складок, способных стать причиной дискомфорта;
  • если комната находится на солнечной стороне, необходимо затенить окно;
  • перед сном поменять пеленку или подгузник;
  • накормить малыша.

Поскольку двухмесячный младенец еще нуждается в тесном контакте с мамой, ее отсутствие он ощущает даже во сне. Сон малыша, положенного в кроватку, характеризуется непродолжительностью и прерывистостью. Многие мамы отмечают это, когда ненадолго выходят из комнаты, где спит их малыш.

Совсем другая ситуация наблюдается в случае, если мама находится рядом: кроха спит крепко и долго. Именно поэтому педиатры советуют кормящим мамам в дневные часы не отрывать малыша от груди во время кормления, а минут на сорок прилечь рядом с ним. Польза оказывается двусторонней: мама получает возможность расслабиться и отдохнуть от домашних дел, а малыш – набраться сил для очередного бодрствования.

Сделать ночной сон более продолжительным и полноценным может процедура купания, предваряющая кормление малыша.

Многих мам интересует вопрос о целесообразности пеленания двухмесячного младенца перед сном. В прежние годы эта манипуляция считалась обязательной. Современные педиатры придерживаются мнения, что оно совсем не обязательно. Исключение составляют случаи, когда кроха беспокойно спит, взмахивая ручками. Иногда нетугое пеленание помогает решить эту проблему.

Особенности кормления

Идеальным вариантом для правильного развития младенца является грудное вскармливание, поскольку материнское молоко прекрасно усваивается детским организмом, содержит все необходимые питательные вещества и антитела, защищающие ребенка от воздействия патогенных микроорганизмов .

Нюансы грудного вскармливания

Наиболее физиологичным считается свободный режим грудного вскармливания, когда младенец получает доступ к материнскому молоку «по первому требованию». Требовательный плач или беспокойство, проявляемое малышом, являются показателями того, что он проголодался .


Несмотря на кажущуюся стихийность такого подхода, выяснилось, что необходимость подкрепиться возникает у крохи каждые три часа в течение дня и четыре – в ночное время, так что это вполне совпадает с распорядком дня, рекомендуемым современными педиатрами.

Именно такой режим вскармливания практикует большинство опытных мам, аргументируя это тем, что он не только удовлетворяет психологические и физиологические запросы младенца, но и сводит к минимуму риск застоя молока (). Малыши, получающие грудь по первому требованию, практически не плачут, поскольку ощущают не только сытость, но и состояние безмятежности и комфорта, близкое к тому, которое они испытывали в период внутриутробного развития.

Суточная норма грудного молока для двухмесячного ребенка составляет примерно 900 мл (однократная доза – 130 мл). Как проследить – получает ли малыш положенную норму? Ориентиром может служить длительность пребывания его у груди . Средняя продолжительность одного кормления составляет двадцать минут (самые активные и крепкие груднички способны насытиться за четверть часа). Читаем подробно о том, сколько грудного молока или смеси должен съедать ребенок —

Есть дети, которые отворачиваются от груди уже через пять минут. Этого момента явно недостаточно для насыщения ребенка. Обычно так поступают ослабленные груднички, которые питаются исключительно «легким» молоком, поступающим им в ротик без малейшего труда с их стороны. С прекращением такой «подачи» они перестают сосать. Чтобы заставить маленького ленивца питаться как положено, специалисты рекомендуют мамам сцеживать первую порцию молока. Тогда кроха будет высасывать именно столько, сколько ему полагается .

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Однако при таком варианте кормления малыш может испытать недостаток жидкости, поскольку «переднее» молоко содержит больше жидкости, а «заднее» — жиров. Чтобы исключить вероятность такого дисбаланса, маме следует проконсультироваться с педиатром — он поможет ей выбрать необходимую тактику кормления.

Так же нежелательно удерживать малыша у груди слишком долго. У некоторых младенцев процесс кормления занимает около часа. Наевшись в течение первых двадцати минут, они просто держат сосок во рту, изредка его посасывая. Мамам таких малышей следует знать, что это может сказаться на состоянии сосков.

Из-за постоянного механического воздействия на них могут образоваться , способные причинять крайне болезненные ощущения во время каждого кормления. Чтобы не допустить этого, следует осторожно извлекать сосок из ротика уже насытившегося крохи.

Еще одним показателем достаточности грудного вскармливания является количество мокрых пеленок и испачканных малышом подгузников . Двухмесячный кроха, получающий достаточное количество маминого молока, мочится от 12 до 15 раз в день. Режим стула может быть разным. Некоторые груднички какают после каждого кормления, у других стул бывает от двух до четырех раз в день: это тоже считается нормой (искусственники делают это реже — не более одного-двух раз в сутки).

О кормлении искусственников

Малышей, находящихся на искусственном вскармливании, кормят только в определенные часы. Это – вынужденная мера, обусловленная тем, что для переваривания искусственной смеси, хоть и являющейся аналогом материнского молока, но несколько отличающейся от него по составу и полезным свойствам, требуется большее количество времени .

Двухмесячных младенцев кормят адаптированными молочными смесями номер 1. Количество кормлений (5-6 раз) и объем одной порции (120-140 мл) указывается на каждой упаковке. Превышать указанную дозировку и количество кормлений не рекомендуется. Недоношенные детки и младенцы с очень маленьким весом находятся на особом режиме кормления, проходящем под контролем и по предписанию педиатра.

Если при грудном вскармливании питьевую водичку малышу дают только в особенно жаркие дни – для утоления жажды (мамино молоко для него является и питьем, и едой), то для искусственников она совершенно необходима. Питьевую воду искусственникам обязательно дают в паузах между кормлениями .

Несмотря на то, что кормление искусственников осуществляется из бутылочки, мамам следует кормить их не в кроватке, а держа на руках: именно так осуществляется столь необходимый телесный контакт с самым дорогим человеком.

После кормления деток (и грудничков, и искусственников) необходимо в течение трех минут подержать в вертикальном положении, давая возможность порции воздуха, попавшей в желудок, покинуть его. Наличие обильной («фонтаном») отрыжки является поводом для обращения к педиатру, поскольку это может свидетельствовать о некоторых патологиях органов ЖКТ.

Особенности бодрствования

2 месяца – время, когда кроха начинает обращать внимание на мир вокруг него. Если раньше его пробуждения были связаны только с необходимостью подкрепиться, то сейчас он способен бодрствовать на протяжении полутора часов .

По мере психо-эмоционального и психического развития малыша возрастает и его активность. Почувствовав способность управлять мышцами (в связи с ослабеванием тонуса мышц сгибателей), он начинает выполнять множество целенаправленных движений. Зрение и слух, улучшающиеся день ото дня (малыш способен видеть предметы, удаленные от него на семь метров), позволяют ему узнавать близких людей и понемногу ориентироваться в пространстве. Этому во многом способствует укрепление шейных мышц, позволяющих крохе поворачивать голову в нужную для него сторону.

Прогулки

Чрезвычайно полезны для каждого малыша прогулки на свежем воздухе. Их продолжительность в теплое время года может составлять не менее полутора часов. Лучшим временем для этого являются утренние (до 11) и вечерние (после 16) часы. Гулять лучше всего в кружевной тени деревьев, оберегая малыша от попадания ярких солнечных лучей.


Зимой прогулки с ребенком 2-х месяцев возможны только при температуре, превышающей -10 градусов. Лучшей одеждой для малоподвижного крохи является полукомбинезон с подкладкой из натурального меха и нижней частью, выполненной в виде конверта.

Бодрствующего малыша необходимо доставать из коляски, показывая ему окружающий мир. Гулять с крохой следует в месте, удаленном от загазованных автомагистралей: тихом парке или спокойном дворе .

Занятия и развивающие игры

Двухмесячный возраст – отличное время для тренировки органов чувств . Чтобы кроха научился следить за передвигающимися предметами, фокусируя на них взгляд, необходимо приобрести несколько очень легких и ярких погремушек, окрашенных в красный, желтый и оранжевый цвет, поскольку сейчас он воспринимает только эти цвета теплой гаммы. Звук погремушки должен быть не пугающим, а приятным.

  • Взяв погремушку, можно сбоку подойти к малышу и потрясти ею в тридцати сантиметрах от него, заставляя кроху повернуть головку в сторону звука. Переложив игрушку в другую руку, точно так же добиваются поворота его головки в противоположную сторону. Мама может просто звать малыша ласковым голосом, подходя к кроватке с разных сторон, чтобы он, реагируя на звук, поворачивал головку в нужном направлении;
  • Погремушку полезно вкладывать в ручку ребенка. Слабые пальчики способны удерживать ее на протяжении лишь тридцати секунд. Это – отличное упражнение, подготавливающее мышцы руки к акту хватания;
  • Можно повесить гирлянду из ярких погремушек над кроваткой крохи так, чтобы он мог дотянуться до нее ручками или ножками. Звук, издаваемый гирляндой в ответ на прикосновение малыша, приводит его в удивление и восторг, заставляя ещё активнее размахивать ручками и шевелить ножками;
  • Яркую погремушку можно класть перед крохой, выложенным на животик (делать это лучше в кроватке без матраса или в манеже). Здоровый малыш должен поднять голову, опереться на предплечья и, приподняв грудку, посмотреть вперед. Яркий предмет обязательно привлечет его внимание и заставит некоторое время побыть в этом положении, рассматривая лежащие перед ним предметы;
  • Для развития моторики мелких мышц можно поиграть с ребенком в «сороку-белобоку». Перебирая и массируя каждый пальчик, необходимо проговаривать текст стишка.

Продолжительность развивающих занятий с малышом не должна превышать двадцати минут. Разговаривать с ним надо ласково, эмоционально, часто меняя интонацию, читать детские стихи, петь простые песенки. Услышав, как малыш «гулит», призывая маму к общению, необходимо обязательно откликаться на его призыв. В противном случае «гуление» вскоре прекратится, что неизбежно приведет к задержке речевого и нарушению эмоционального развития.

Гимнастика и массаж

Купание

Купая двухмесячного малыша, необходимо соблюдать ряд простых правил:

  • Использование специальных моющих средств разрешено не более одного раза в неделю;
  • Для ежедневного купания крохи используют обычную чистую воду;
  • При наличии у малыша потнички или опрелостей можно добавлять в ванночку настои ромашки и череды;
  • Оптимальная температура воды для купания младенца составляет тридцать семь градусов;
  • Совсем не обязательно купать кроху перед отправлением на ночной покой. Если малыш протестует и капризничает, можно сделать это в дневные или утренние часы, когда он будет бодрствовать.

Уход за двухмесячным крохой – нелегкое и очень ответственное дело. Если заботливая и любящая мама будет неуклонно придерживаться одного и того же распорядка дня, в будущем она сможет оградить семью от проблем, с которыми сталкиваются родители малышей, воспитываемых без всякой системы. Чем раньше малыш привыкнет к порядку – тем легче он адаптируется к условиям окружающего мира.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: и читаем о

Видео: что такое режим для ребенка?

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!