«Вперёд». Инзенская районная газета Ульяновской области

В минувшую субботу в одном из старинных сел Ершовского района – Чкалово – отметили традиционный мордовский праздник "Шумбрат" в третий раз. Свои национальные праздники есть у каждого народа. Большинство этих праздников зародились еще в древние времена – несколько столетий назад, а некоторые даже и тысячу лет. В нашей жизни меняется все: вещи, города, деревни, профессии, одежда, природа, но не меняются лишь народные праздники, которые продолжают жить, пока живут люди. Национальные праздники – праздники души и сердца народа. Проведение праздника "Шумбрат" на земле Миусского МО – не случайно, так как именно здесь компактно проживает мордва.

Что значит "Шумбрат"? Это не просто здравствуйте, а "во здравии будьте". Здравствуйте, мордовские обычаи и обряды! Здравствуйте, мордовские забытые песни наших предков! Здравствуй, древняя мордовская культура!

Ради этого праздника многие приезжают издалека, чтобы вновь окунуться в неповторимую атмосферу мордовского села с его гостеприимством и радушием.

Среди официальных гостей на празднике присутствовали: глава администрации ЕМР Светлана Зубрицкая; ответственный секретарь Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа Олег Дулкин и представитель редакции газеты "Мордовская правда" Василий Лазарев из г. Саранска; представители Саратовской региональной мордовской общественной организации "Ялгат" Александр Александров, Валентина Кривошеева, Александр Твердохлебов, Владимир Кудинов, глава Новорепинского МО Сергей Самойлов, а также руководители структурных подразделений администрации ЕМР. Они поздравили всех собравшихся с праздником и вручили участникам праздника и активистам сел благодарственные письма и подарки.

Из-за дождливой погоды праздник проходил в сельском Доме культуры. Несмотря на это, все элементы праздника были соблюдены. Девушка в национальном мордовском костюме преподнесла гостям праздничный национальный мордовский каравай "Цюкор".

С праздником "Шумбрат" всех присутствующих поздравила глава Миусского МО Таисия Лосева. - Мы должны любить свою родную культуру и язык, - отметила Таисия Юрьевна, - отрадно, что год от года растет самосознание мордовского народа, мы начинаем гордиться тем, что на нашей территории компактно проживает мордва, и в этом велика роль людей, которые на протяжении всей жизни пропагандируют и популяризируют мордовскую культуру.

Она поблагодарила мордовскую общественную организацию "Ялгат" и лично Валентину Кривошееву, Николая Голованова, Марию Карбовскую, Нину Максимову за оказанную поддержку и помощь в организации и проведении мероприятия.

Со словами приветствия обратились к участникам и гостям праздника глава администрации ЕМР Светлана Зубрицкая.

Основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа, развитие самодеятельного художественного творчества. Сегодня как никогда общество нуждается в сохранении и укреплении народных традиций. Этот праздник важен не только для мордовского населения Миусского МО, но и для всех жителей района, - отметила Светлана Анатольевна, а также выразила уверенность, что этот праздник будет способствовать возрождению и сохранению национальной культуры мордовского народа и гармонизации межнациональных отношений в районе.

После официальной части начинается сам праздник. У мордвы сохранилась древняя традиция перед началом всякого важного дела, а также перед началом любого народного праздника проводить обряд священной родовой свечи "Штатол". Именно с зажжения миниатюрной копии такой родовой свечи и начался праздник. В каждой деревне выбрали послов, которые пришли на торжество с землей из своего села и воском. Земля символизирует то, что человек на этом празднике не гость, он на своей земле хозяин. Воск используется для создания родовой свечи. Послы из сел Чугунка –Татьяна Шевцова, Нестерово – Раиса Морозова, Миусс – Любовь Кузнецова, Чкалово – Федор Кривошеев за руки с младшим поколением проходят к столу, на поднос высыпают горстку земли своего села, ставят свечу и низко кланяются. Право зажечь родовую свечу было предоставлено Таисии Лосевой. До конца праздника свет свечи сопровождал праздник и навеивал на присутствующих чувства внутренней гармонии и вдохновения.

Какой же праздник без мордовских песен!

Состоялся праздничный концерт, где творческие коллективы порадовали зрителей своими талантами. Гости могли насладиться мелодичными мордовскими и русскими песнями, традиционным многоголосием.

Здесь выступили народный самодеятельный коллектив "Умарина" из п. Новопушкино Энгельсского района, знаменитая в нашей области чугунская фольклорная группа "Мордовочка", народный коллектив – ансамбль "Русская песня" РДК г.Ершова, нестеровская вокальная группа "Вторая молодость", миусская вокальная группа "Надежда", дуэт "Реванш" Чкаловского СДК и другие не менее известные самодеятельные артисты.

Хочется отметить особое оформление сцены и зала. Сцена – это маленький уголок сельского подворья с бревенчатым колодцем и огромными цветущими подсолнухами. На стенах зала – баннеры "Покорители космоса – сыны Мордовии", "Сыны Мордовии", флаги, разноцветные шары и многометровый ковер с мордовским орнаментом. В зале были оформлены выставки: предметы быта и этнографии мордовского народа, стол национальной кухни, выставка мордовской литературы.

А как сочетались с оформлением сцены краски мордовских костюмов - концентрат женской души! В этом ведь и своеобразный секрет устойчивости самобытной культуры, в пристрастии и верности цветовым и смысловым композициям всей жизни женщины. Так и тянется рука к полотну, дотронуться, замкнуть ход времени.

Мордовский народ очень гостеприимный, и встречая своих гостей, он всегда угощает мордовскими пшенными блинами и мордовским напитком – позой. А на этот раз тем, кто успел насытиться пищей духовной, было чем восстановить силы: шулюм и чай со сладостями и пирожками.

Конечно, нельзя передать все эмоции, которые мы испытали на празднике. Он зарядил своим настроением всех, кто попал на "Шумбрат".

Понять и осмыслить культуру своего народа можно лишь тогда, когда ощутишь ее в самом себе. Когда для тебя вышитые бабушкой полотенца и скатерть становятся бесценными. И когда ты обращаешься к обрядам и традициям не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это – твои корни. Забывая их, мы разрываем связь времен и поколений.

Нина МАКСИМКИНА, председатель

Общественного совета Ершовского района

После проведения фестиваля местные власти заверили, что он будет на последним

В Крыму состоялся мордовский национальный праздник Шумбрат!». Подобные мероприятия проходят во многих городах по всей России. В этом году Крым подхватил это движение и собрал в Алуште коллективы из Мордовии, Москвы и Московской области, Ульяновска, Пензы, Нижнего Новгорода, Татарстана, Тюмени и других городов.
В рамках фестиваля состоялся круглый стол «Влияние наследия финно-угорских народов Крыма на социально-культурное и духовное развитие полуострова».

Кроме того, была организована выставка литературы на национальных языках. Само же мероприятие несло несколько важных целей. Основной было показать, что кроме таких наций, как крымские татары, украинцы, русские, на полуострове присутствуют и представители финно-угорских народов, которые не только живут там, но и работают в общественной сфере. Кроме того, были найдены точки соприкосновения для поддержки культуры различных народов. А так же, что немаловажно, были укреплены связи между регионами, в которых проживают мордовские народы.

Центральным событием фестиваля стал праздничный концерт, в котором, кроме многочисленных национальных коллективов, приняла участие народная артистка России и Мордовии .

«По просьбам зрителей дали еще один отдельный концерт. Наш кочкуровский коллектив «Лайме» приезжал на полуостров со своими инструментами и всей аппаратурой. А одна женщина пять дней ехала из Тюменской области. Она приехала из мокшанского села Калиновка, чтобы выступить на празднике. Кстати, у местных марийцев даже возникли вопросы, почему их народные коллективы и представители нации не приезжают на полуостров в таком количестве, как мордва», - рассказал секретарь межрегиональной общественной организации мордовского «мокшанского и эрзянского) народа Олег Дулкин.

Он также отметил, что до 2014 года на полуострове очень мало внимания уделялось этнокультурному наследию. Сейчас же все пришло в движение, постоянно проводятся различные мероприятия.

«В этом направлении еще работать, работать и работать. Это поле еще не возделано. Предстоящая перепись покажет, сколько мордвы проживает в Крыму. Есть и заинтересованные в этом люди, так что работа будет продолжаться», - подытожил Дулкин.

К слову, сейчас на полуострове ведут свою деятельность две мордовских общественных организации – культурный центр «Ялгат», возглавляемый Николаем Балашовым, и региональная общественная организация «Мордовское общество имени Федора Ушакова», во главе которой стоит Владимир Старчков.

Кстати, власти полуострова уже заверили, что праздник получит продолжение и будет организован в следующем году. Пока, правда, до конца не ясно, в какое время он пройдет, но в планах провести фестиваль примерно в середине сентября.

Мордовский праздник “Шумбрат”

Как пишет “Национальный акцент”, представители мордовских общин из разных уголков России станут участниками третьего областного мордовского праздника “ “, который пройдет в Ульяновске 28 мая. Об этом сообщает пресс-служба правительства Ульяновской области.

На территории парка “Владимирский сад” развернутся сразу несколько развлекательных площадок. Пришедшие на праздник станут гостями мордовских подворий, примут участие в конкурсе “Играй гармонь” и побывают на выставке изделий народных мастеров. Состоятся соревнования по национальным видам спорта, пройдут мастер-классы по народным ремеслам, будет организован конкурс юных чтецов.

В рамках фестиваля состоится праздничный концерт, участниками которого станут лучшие самодеятельные и профессиональные коллективы из Ульяновской области, а также артисты из Мордовии, Татарстана, Чувашии и Самарской области.

По словам председателя региональной мордовской национально-культурной автономии Владимира Софонова, основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа. “Сегодня как никогда общество нуждается в сохранении и укреплении народных традиций. Этот праздник важен не только для мордовского населения Ульяновской области, но и для всех ее жителей”, – подчеркнул Сафонов. Первый мордовский праздник “Шумбрат” состоялся в Ульяновской области в 2014 году.

Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.

Зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование (см. Колядка). На Новый год комплекс рождественских обрядов (в расширенном либо измененном виде) повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодёжью участвовали старики; гадали не только о суженых, но и о приплоде скота, погоде, об урожае.

В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села.

Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы - Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. На Масленицу специальный обряд посвящался «выходу в общество» молодожёнов.

В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и язычеких элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.

В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село.

Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. В некоторых местах на Пасху собирались мужчины и варили пасхальное пиво (м. Очи жинь пуре, э. Ине чинь пуре). Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.

Мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э. атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша, и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви.

Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама, э. тундонь ильтямо; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).

Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс, э. пиземе озкс - «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов - покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). С помощью магических действий, молений, ритуальной еды, молитв, жертвоприношений люди надеялись заручиться поддержкой богов в получении необходимых благ для общины (рода) и каждой семьи.

Матрена Садыкова

Проведение праздника "Шумбрат , Мордовия !",посвященного 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Цель мероприятия : -способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре мордовского народа ;

Вызвать интерес детей к прошлому, истории своего края, познакомить с мордовским национальным костюмом, народными обрядами и традициями мордовского народа ;

Формировать музыкально-слуховые представления,навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев ;

Знакомство с особенностями национального характера мордовского народа .

Музыкальный праздник "Шумбрат , Мордовия !"

Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмами и предметами быта мордовского народа

Ведущий : Шумбратада кельгома инжихть ! Шумбратада шабат ! Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь на праздник , посвященный нашей республике , нашей малой Родине. Дети, скажите, как называется республика, в которой мы живем?

Дети : - Мордовия !

Ведущий : А как называется город, столица Мордовии ?

Дети : - Саранск!

Ведущий : Правильно.

Ведущий. Ребята, а как называется город, в котором ты родился,

живешь, ходишь в школу?

Дети : -Рузаевка!

Ведущий : Правильно. Это и есть наша малая родина.

Ведущий :

Знаю, есть на земле города

Интересней, красивей, крупней,

Но связала судьбу навсегда

Я с Рузаевкой доброй своей.

Здравствуй, Мордовия , здравствуй,

Славься, родная земля!

Щедрой Мордовии , светлой Мордовии

Добрая песня моя!

Республика!

Твой гость - твой сын и брат

Его как друга чествуешь

«Шумбрат » -все вместе.

Шумбрат ! Шумбрат , Мордовия !

Гайняк! Гайняк, Мордовия !

Кельгома краеньке-най панжи маеньке

Мокшеэрзянь шачема-касома край!

Ведущ. Сейчас Мордовия – многонациональная гостеприимная республика. Все народы республики осознают , что основы их хорошей жизни в братской семье народов России .

Земля моя! Мордовия родная !

Здесь родились мы, здесь живем

Твои богатства всюду прославляя

О красоте мордовской мы поем

Здесь в Мордовии поля без края ,

До небес богатые леса,

От весенних лучиков играя –

Зацвела Мордовская земля !

Кругом звенят капели.

Ручьи поют, шумят.

О солнечной Мордовии

Ребята петь хотят.

Песня «Роман Аксясь»

Ведущий : В нашей республике живут люди разных национальностей : мордва , русские, татары, и другие, и все они живут очень дружно, как в одной семье.

7уч : Мордовия ! Земля моя,

Отчизна роз и соловья.

Мордовия ! Страна певцов,

Страна стихов и храбрецов!

Здесь небо всюду ясное

И солнце горячей

Я знаю, нет прекраснее

Мордовии моей !

9уч. А как легко здесь дышится,

Какой простор лесной

Родные песни слышатся

Над Мокшей и Сурой.

Наш край родной - мордовская земля ,

Тебе все наши песни и стихи

И любим мы раздольные поля,

Суры и Мокши чистые пруды!

Земли есть и красивей,

Мне не надо иной.

Ты ведь тоже Россия ,

Край Мордовский мой !

Выступать мы мастера.

Все мы русские и мордва .

Пели песни русские

Теперь поем мордовские .

Песня «Луганяса келунясь» - исполняют средняя группа

Мордовия моя – леса и пашни ,

Цветов и птиц привольная страна.

Ужели стороны родимой краше

На свете есть другая сторона?

Времени счастливая пора

Реки дружбы - Мокша и Сура!

Чтоб звенели песнями слова

Породнились с русскими мордва !

Етась тялось сась тундась

Ванды ули мазы майсь

Сембе нармоттне сайхть меки,

Конат тушендсть лямбе крайс.

Песня «Нармоннятне лиеда»

Ведущий : Родина! Какое слово! Могучее слово! От этого слова веет земляникой, припеченной солнцем, и речкой журчащей по камушкам, и сеном, и хлебом, весною,

которая начинается с треска набухающих почек.

Мордовия ! Зову тебя я милой

И самой дорогою стороной,

Ведь ты меня вспоила и вскормила

И мне земли не надобно иной.

Ни с чем ты несравнимая

Пленяешь красотой,

Земля моя любимая

Горжусь твоей судьбой.

Во Франции, в Италии

В Америке –везде!

Мордовские матрешки

В большой, большой цене.

19уч. Мордовские умельцы

Те чудеса творят,

О деревянных куклах

повсюду говорят.

Песня «Матрешки»

На мордовских посиделках

Наши бабушки давно

Пели песни и плясали,

Ткали тонкое сукно.

Дружно ткали, вышивали,

Поиграть не забывали.

Ребята! Сегодня мы поиграем в мордовскую игру «Ацинят, ацинят» («Ладушки, ладушки» )

Ацинят, ацинят

Сараз вацихть кяднянза

Эшиняса штазень (моем в речке)

Парьхциняса нардазень (вытираем руки)

Проводим пальчиковую гимнастику для рук : Тя сурнесь –бабаце

Тя сурнесь –атяце,тя сурнесь-аляце,

Тя сурнесь –тятяце, тя сурнесь - монць!

В России , средь березовых просторов,

Полянка есть - Мордовия моя !

Она, как песня матери, с которой

За горы уходил и за моря.

На той полянке город есть красивый,

Кормилец мой и вдохновитель мой.

Над Мокшею там наклонились ивы,

Такие же, как рядом над Окой.

Волну к волне соединяют реки :

И вот уже журчит одна струя.

Мордовия ! Любимая навеки!

Моя полянка - сторона моя.

Песня «Шачем крайняй» - исполняет Балясникова Настя

Ребенок :

Цветут сады, горят Рузаевские огни,

И мирный день шагает по планете.

Сегодня праздник , радостный такой :

Танцуйте, пойте, веселитесь дети!

Танец «Сударушка»

Ведущий :

Наша республика богата лесами, где живут звери, растут ягоды и грибы. А какие прекрасные луга, где растет сочная трава, цветут красивые цветы, жужжат пчелы, стрекочут кузнечики, а какие вкусные Красносельцоские, Арх-Голицинские, и Левженские яблоки, ягоды и фрукты.

Ведущий : А сейчас, ребята, отгадайте загадки.

1. Не дерево, а с листочками. Аф шуфта, а лопав,

Не рубашка, а сшита. Аф панар, а стаф,

Не человек, а разговаривает. Аф ломань а корхтай (книгась)

2. Поле белое Паксясь акша

Семена черные. Видьмотне равчт.

Кто умеет сеять, Кие машты видемост,

Тот умеет собирать ся машты кочкамост

(Чтение книги) (книгань лувомась)

А сейчас послушаем пословицы – валмуворкст

Ялгатне содавихть зиянцта - Друзья познаются в беде.

Виде кись инь нюрьхкяняс - Правдивая дорога самая короткая.

Шачема вастфтома ломанць, кода пизофтома - Без родного места,человек как без гнезда.

Шачема вастта питни мезьге аш - Дороже родного места – ничего нет.

Эсь кудсот стенатневок лездыхть - В своем доме и стены помогают.

Ведущий : В старину, да и сейчас, и русские, и мордва очень любили веселиться. На всех праздниках они пели свои национальные песни.

Песня «Лайме порась»

Ведущий : Прощаясь, мне бы очень хотелось пожелать вам :

«Пусть город начинается с тебя,

В его объятья ты на свет родился

В народе говорят совсем не зря :

Где ты родился, там и пригодился!

Средь дочерей и славных сыновей

Учись, взрослей и силы набирайся,

И стань хозяином Рузаевки своей.

И в реку жизни ручейком вливайся!»

Ведущий. И закончить наш праздник , я бы хотела такими словами : «Наш мордовский народ очень гостеприимный , и встречая своих гостей, он всегда угощает мордовскими блинами и мордовским напитком –позой »

Озак, озак, сими шову поза, ярхцак суронь пачат

Сяда мялезд ладят.

САБАНТУЙ

Сабантуй или праздник плуга имеет древние корни. Это народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Похожие торжества проходят и у других национальностей - чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов. Однако у всех свои особенности.

Традиционный Сабантуй тесно связан с трудом. После удачного сева хлеборобы устраивают себе отдых, собираются вместе и отмечают окончание весенних посевных работ. В этом празднике переплетаются радость от удачного труда и надежда на хороший урожай, общение с расцветающей природой и удальство джигитов.

Первоначальная цель этого обряда заключалась в задабривании духов плодородия, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Традиционно перед Сабантуем выделялись сборщики подарков, которые на подводах объезжали дома, в первую очередь те, где были невесты. Оттуда сборщики выносили расшитые полотенца, платки, домотканые ковры-паласы. Разноцветные легкие подарки привязывали к длинным шестам, а большие вещи укладывали на телеги, и окруженная шумной веселой толпой процессия шла по деревне.

Веселые сабантуи проводятся и сейчас. Чаще всего для их проведения выбирается поле или луг. Торжество длится целый день, но главное в Сабантуе - состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою силу и ловкость. Каждая национальная борьба имеет свои особенности. В башкирской, например, противники обвивают друг друга кушаками и, притянув противника к себе, пытаются перебросить его через голову.

Сегодня Сабантуй является международным национальным татарским торжеством, он стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и других.

АКАТУЙ

Акатуй - один из самых важных национальных праздников чувашского народа, посвященный окончанию весенних полевых работ. Так же, как и Сабантуй, этот обряд воспитывает любовь к родной земле и нелегкому крестьянскому труду. Главными персонажами на символической «свадьбе» - соха и земля, «повенчавшиеся» во время весенней страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: борьбу на поясах, бег, скачки. В день Акатуя готовили национальные блюда - пиво, творожную запеканку чакат и национальный суп шурпе. Обильное угощение должно было способствовать такому же урожаю хлеба.

Для завершения ритуальной части праздника каждая семья выходила в поле. С собой брали каравай пшеничного хлеба, круг сыра, яйца, пшеничные или ячменные колобки, пироги. В поле читали молитву, каждый из присутствующих в честь духов земли отливал несколько капель пива и разбрасывал крошки хлеба и сыра. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай. Вечером молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому молодушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца и тканые пояса. Главным событием вечера становились состязания - бег, скачки, прыжки, стрельба из лука. Самым популярным видом соревнования является борьба на поясах, как и у татар.

ШУМБРАТ

Шумбрат - праздник молодой, его отмечают в России около 20 лет. В Мордовии это слово означает приветствие - «здравствуйте». Праздник, по этимологии похожий на татарский Сабантуй и чувашский Акатуй, есть в календаре мордвы - это праздник меда балтай. Однако сейчас повсеместно отмечают Шумбрат.

Главная идея этого узаконенного фестиваля - сохранение национальной культуры, народных традиций, развитие самодеятельного художественного творчества.

Ульяновский Шумбрат уже в третий раз собирает представителей мордовского народа со всей страны. Идея его возникновения появилась в 2012 году на форуме «Все мы — Россия» в Саранске в рамках празднования тысячелетия единения мордвы с народами Российского государства. Праздник проходит ежегодно во всех регионах нашей страны с компактным проживанием мордвы.
Фестиваль Шумбрат направлен на укрепление не только культурных связей с Республикой Мордовией, но и национальных традиций народа, проживающего в нашем регионе.

Из года в год пришедшие на праздник становятся гостями мордовских подворий, участвуют в конкурсе «Играй гармонь» и в выставке изделий народных мастеров. Важными составляющими фестиваля становятся соревнования по национальным видам спорта, мастер-классы по народным ремеслам, а также конкурсы чтецов.

В отличие от традиционных Сабантуя и Акатуя, в этом празднике главное - не спортивные достижения, и он не имеет прямого отношение к крестьянскому календарю. Это искусственно созданный праздник, возникший как повод для гордости мордовского народа.