Воспитательное, образовательное и оздоровительное значение туризма. Педагогические возможности туристской деятельности Социальная адаптация средствами туризма

В условиях серьезных социальных перемен, дифференциации основных социально нравственных ценностей, повлиявших на общество в целом и на отдельные его составляющие, дети и подростки остаются самой незащищенной группой, так как они не обладают достаточной способностью адаптироваться в стремительно меняющихся условиях жизни.

Содержание, формы и методы воспитательной работы во взаимодействии с детским туризмом служат эффективным средством, влияющим на развитие и совершенствование оптимальных социально-психологических условий для освоения детьми и подростками жизненного опыта, для развития своих индивидуальных и социально значимых способностей, а также для отдыха, оздоровления, обучения и воспитания.

Туризм, оказывая активное влияние на процесс обучения и воспитание учащихся, формирование их социальной активности, интенсифицирует личную и коллективную деятельность школьников в овладении знаниями, участие в общественно полезном труде, в идеологической работе, прививает бережное отношение к природе. Этому способствует работа школьных музеев, кружков, клубов, обществ, организующих походы и экспедиции, дальние путешествия и экскурсии, слеты и соревнования. Эта работа осуществляется в форме активного поиска, исследования, влияющих на развитие способностей учащихся.

Туристская деятельность отличается многообразием форм, содержания и методов, отражая единство учебной, внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности педагогических коллективов.

К социально-педагогическим функциям детского туризма, краеведческой и экскурсионной работе следует отнести:

1) Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе, туристских походах, путешествиях, экспедициях, экскурсиях, туристских лагерях, привитие любви к знаниям.

2) Осуществление комплексного подхода к воспитанию, предполагающего единства умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания учащихся, их физическое развитие.

3) Выработку у школьников позиции деятельных участников в преобразовании социальной среды путем добровольного, сознательного и активного выполнения взятых на себя обязательств.

Воспитательная работа в туризме строится на основе следующих принципов:

· целеустремленности;

· соблюдения высокой культуры общения и поведения;

· социальной активности;

· общественно полезной направленности;

· соответствия туристской деятельности возрастным особенностям;

· разносторонности туристкой деятельности.

Осуществление этих принципов в школьном туризме формирует у детей школьного возраста социально мотивированные потребности и интересы, способствует выработке у них высоконравственных качеств.

Детский туризм не только служит для миллионов учащихся средством познания и оздоровления, но и является для них сферой воспитания эстетических чувств, этических норм поведения. Умение видеть прекрасное в жизни, природе обогащает жизненный опыт школьников - туристов, развивает их эстетический вкус и эмоциональную сферу.

В настоящее время назрела необходимость дальнейшего совершенствования содержания и форм туристского воспитания учащихся.

Можно отметить, что при организации и проведении учебно-воспитательного процесса используется личностно-ориентированная педагогическая парадигма. В рамках этой парадигмы осуществляются следующие принципы и подходы к учебно-воспитательной работе в туристском учреждении с отдыхающими детьми:

· личностно-деятельностный;

· диалогический или полисубъектный;

· индивидуально-творческий;

· культуросообразности;

· целесообразности;

· природосообразности;

· краеведческий;

· целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния.

Исходя из этих теоретических позиций, можно определить те принципиальные педагогические взгляды, на которых следует базироваться в практике организации и проведения туристских детских мероприятий.

Основная задача педагога в оздоровительном центре заключается в создании некой гипотетической модели по формированию развивающей и обучающей среды для детей.

Именно педагогом-воспитателем, инструктором туризма должны задаваться условия, формы и методы исследовательской деятельности в походах, благодаря которым у ребенка будет формироваться внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним первой информации с творческих позиций.

Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач является решение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть превращения внешней необходимости исследования нового и неизвестного, встречающегося ребенку, во внутреннюю потребность.

Туризм, и особенно самодеятельный с его богатым содержанием различных действий (самообслуживание, преодоление различных препятствий и жизненных трудностей, проверка знаний, умений, способностей и т.д.), является прекрасным средством самовоспитания, которое основано на необходимости «включения» человеком волевых усилий. Последние связаны с мышечным напряжением, напряжением внимания, преодолением утомления, чувства страха, неуверенности, соблюдения определенного режима путешествии.

Одна из функций туризма состоит в том, чтобы снять утомление, дать человеку физическую и психологическую разрядку, что способствует восстановлению и дальнейшему развитию его физических и духовных сил. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа на время туристских мероприятий. Здесь важно то, что туристская работа достаточно разносторонняя и сочетает в себе удовлетворение потребностей людей в отдыхе и здоровом развлечении с просветительными и воспитательными задачами.

Туристско-краеведческая форма учебно-воспитательной работы является очень содержательной и эмоционально яркой стороной жизни детей. Такая форма работы способствует укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Совместная практическая деятельность ребят в походе должна основываться, в первую очередь, на интересе, увлечении конкретным делом, осмыслении работы, и уже во вторую - на занятиях теоретического и практического характера по изучению основ туризма и оздоровления. В настоящее время для жителей урбанизированных пространств укрепление здоровья учащихся через дозированные физические нагрузки, знакомство воочию с красивейшими ландшафтами страны, непосредственный контакт с природой являются особенно актуальными.

Педагогические факторы туризма весьма разнообразны. Это обусловлено наличием большого количества форм и видов туризма.

Если говорить о педагогической направленности в организации жизнедеятельности временного детского объединения, то, решая задачи социализации в сочетании с индивидуальным развитием всех участников таких объединений, развитие способностей, включая способность к самоопределению и саморазвитию, а также к самореабилитации, можно выделить следующие функции:

· функцию поддержки и социальной защиты ребенка, направленную на индивидуализацию и решение проблем ребенка;

· функцию воспитания, направленную на социализацию личности;

· функцию оздоровления и реабилитации, обеспечивающую, прежде всего, здоровье физическое, психическое, здоровый образ жизни;

· функцию дополнительного образования, позволяющую осуществлять процесс осмысленного учения, идущий от самостоятельной инициативы ребенка, направленный на усвоение осмысленных элементов личностного опыта.

Туристское общение имеет целью совместное освоение участниками ценностей туризма, обмен ими. В туристской деятельности это проявляется в избирательных и добровольных контактах, а именно в регулярных занятиях клубных комиссий и школ и в нерегламентированных групповых занятиях. Важнейшим аспектом туристской работы является социальное творчество, присущее в той или иной мере почти всем туристским занятиям и особенно активно развивающееся в туристских группах. Их повседневная жизнь сама вырабатывает и развивает бескорыстие, коллективизм, стремление и умение сотрудничать, помогать товарищам.

Педагогический процесс в лагерной смене следует понимать как последовательность некоторых логических этапов, взаимосвязанных между собой и являющихся ступенями достижения поставленной цели, и, соответственно, результата. С точки зрения организации процесса обычно выделяют три этапа (периода), которые соответствуют логике развития детского объединения: организационный, основной, итоговый. Внутри основного периода можно выделить учебный, учебно-демонстрационный и демонстрационно-развивающий (иногда выделяют еще и закрепляющий, чаще пограничный с итоговым периодом).

Программируя содержание деятельности, можно поставить различные цели, ориентиры. Процессы, которые условно можно назвать организационными, общими для каждой смены, направлены на достижение общей для любой смены цели, которую можно сформулировать как «обеспечение физического, психоэмоционального, интеллектуального, социального, морально-нравственного благополучия ребенка». Именно эти процессы являются базовыми при выстраивании любой содержательной программы, поэтому на них следует ориентироваться, говоря об особенностях организации педагогического процесса лагерной смены.

Свою специфику имеет педагогический процесс в условиях санаторного лечения детей.

Поскольку именно педагогические мероприятия в первую очередь создают желаемое повышение психического и эмоционального тонуса, хорошее настроение, то на педагогическую работу в санатории нельзя смотреть иначе, как на важный лечебный фактор. Педагогические мероприятия отвлекают ребенка от мысли о своей болезни, заставляют его забывать о своих недомоганиях. Опытный педагогический коллектив даже на фоне самого строгого санаторного режима может создавать детям содержательную и интересную жизнь, обогатить их новыми знаниями, научить их петь, играть, вышивать, лепить, конструировать, внести в их жизнь разнообразие проведением праздников самодеятельности и т.п. Следует подчеркнуть огромную роль педагогической работы с детьми, длительно находящимися на постельном и полупостельном режиме.

Все педагогические мероприятия строятся в полном соответствии с установленным в данном санатории, режимом дня, обеспечивая чередование активной деятельности детей с отдыхом.

Большое значение как лечебный фактор имеют и проводимые в санатории школьные занятия. Их роль не только в том, чтобы не дать ребенку отстать от школы, но и в том, что они способствуют уничтожению у больного ребенка чувства своей физической неполноценности.

С детьми дошкольного возраста педагогическую работу проводят на основе инструкций для детского сада, видоизменяя их применительно к медицинскому профилю санатория и состоянию здоровья каждой группы детей.

Особенностью педагогической работы в условиях санатория является ее теснейшая связь с медицинской работой. Задача медицинской и педагогической работы в санатории едина - это создание больным детям наиболее благоприятных условий для возможно более полного и более быстрого восстановления их здоровья и работоспособности. Поэтому работа медицинского и педагогического персонала не может быть разграничена. Все педагогические мероприятия в отношении их содержания и нагрузки - физической, умственной и эмоциональной - согласовываются с лечащим врачом, консультируются и контролируются им. Лебедев В.Н. Лечение, обучение и воспитание в детском санатории. // Педагогика, 2002, №6

Так, сочетая в себе лечение, учебно-воспитательную работу и отдых, санаторий является тем туристским учреждением, которое максимально благоприятно воздействует на физическое и духовное состояние ребенка.

Подводя итог всему выше сказанному, можно с уверенностью сказать, что туризм во всех его формах может принести детям: здоровье, умение безопасно жить в природной среде и обслуживать себя самостоятельно, знать, а следовательно и любить свой город и свою Родину, навыки по руководству коллективом, сотрудничеству с другими людьми и многому другому. Трудно найти другой вид занятий для детей, где можно было бы получить такой комплекс знаний и умений, как при занятиях туризмом.

Школьный туризм - это увлекательное занятие, способ активного отдыха, а для учителя - средство познания воспитанников и активного влияния на их развитие. Своих целей учитель достигает быстрее и легче через удовлетворение потребностей детей, интереса к путешествиям. Туризм позволяет получить результат: пережить радостные эмоции, яркие впечатления, непосредственно получить интересную полезную информацию, укрепить здоровье. Школьные уроки физкультуры дают лишь 11% двигательной деятельности, необходимой растущему организму.

Занятия туризмом восполняет этот пробел, т.к. закаляют организм, улучшают здоровье, укрепляют сердечно-сосудистую систему, воспитывают волю и любознательность, обогащают встречами с новыми людьми, развивают наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность.

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.

Краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса в том числе, школы полного дня. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, учителя пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Снижается количество образовательных учреждений, ведущих краеведческую работу. Даже в тех образовательных учреждениях, где действуют краеведческие объединения учащихся, как правило, наблюдается отсутствие системы работы, связей с другими краеведческими объединениями, материалы работы практически не используются в образовательном процессе школы.

Все это свидетельствует о наличии противоречия между потребностями образовательных учреждений, имеющимися образовательными и воспитательными ресурсами краеведческой деятельности и недостаточным уровнем его использования, решение которого возможно при определении содержания и организации краеведческой деятельности как системообразующего компонента педагогической системы образовательных учреждений.

Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

  • * приоритет воспитательных задач;
  • * возможности реализации принципов адаптивной педагогики;
  • * интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение обще-учебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
  • * самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
  • * реализация личностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;
  • * внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;
  • * практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Все это требует особого подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методике организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования каждого региона.

Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся -- идет интенсивное умственное развитие.

Не смотря на огромное воспитательное и образовательное значение, туристско-краеведческая деятельность все реже используется в школе. Несмотря на то, что отдельные ее компоненты в той или иной мере рассматриваются в содержании учебных курсов, этого явно не достаточно для формирования единой картины миры, включающей природный компонент. Возникает потребность в разработке целостной концепции туристско-краеведческой подготовки школьников, наполненной современным содержанием, отражающим новые научные подходы и требования жизни.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет ребенку, совершать прогулки, экскурсии, экспедиции и походы, познакомиться со своим краем, изучить страну, познать традиции своего народа; обучает науке общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром; создает возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах. Подобная деятельность успешна при опоре на особенности детей младшего школьного возраста, использовании потенциала этого периода жизни ребенка; связи со школьными базовыми программами; естественной среды жизнедеятельности; разнообразии форм деятельности (тематическая прогулка, экспедиция, слет, поход, мини-поиск); четкой дозировке физических нагрузок; обязательном подведении итогов.

Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания родного края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая, и в любом походе проводятся те или иные наблюдения. Но в сочетании туризма (перемещения в пространстве) в доминантной его форме (поход) с познанием края (созерцанием

объектов в пути) приоритетным является прохождение намеченного маршрута. Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен всем, он необходим каждому, по мнению Гете, «без странствий не создается ни одна индивидуальность».

Туризм решает следующие педагогические задачи:

  • · комплексное воздействие на ребенка: обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация и воспитание;
  • · коррекция недостатков, сложившихся в системе образования, совершенствование взаимоотношений педагога и учащихся.

Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта.

Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить одежду.

В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и остаются обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению. Но туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков.

Туризм - средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.

Контакты, которые устанавливаются в походе, способствуют пониманию и установлению сотрудничества между участниками похода. Данная концепция определяет основные цели, задачи, идеи развития детско-юношеского туризма. В ней рассматриваются вопросы организации группы, выбор маршрута и другие вопросы, связанные с организацией походов.

Форма, цели и задачи туризма в школе.

Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции.

Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.

Туристские экспедиции организуются с целью освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться медика биологические, физиологические, геологические и другие исследования.

В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:

  • *оздоровительные,
  • *учебные,
  • *спортивные,
  • *познавательные и другие цели.

Чётко сформулировать одну цель похода трудно, но непременно она должна быть сформулирована и доведена до сведения каждого участника похода. Кроме прикладных целей туристского похода можно выделить и другие группы целей.

Физическая активность - туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.

Поддержка хорошего состояния здоровья - одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.

Социальная активность - создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.

Характер приключения - ожидание результата туристского похода, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.

Понятие «детско-юношеский туризм» включает в себя детско-юношеский туризм как форму самоопределения учащихся и туристско-краеведческую деятельность, применяемую в процессе обучения, что позволяет говорить об образовательной системе туристско-краеведческой направленности. Неслучайно детско-юношеский туризм занял достойное место в системе дополнительного образования.

Образовательный процесс представляет собой систему педагогической деятельности, а его результаты определяются изменениями в знаниях, способностях, отношениях, ценностных ориентациях, физическом состоянии воспитанников.

Традиционно дополнительное образование ориентировано на удовлетворение познавательно-образовательных потребностей личности. Туристская деятельность довольно успешно (по сравнению с другими видами деятельности) связывает подростка с учебной деятельностью. Что позволяет учителю использовать её как средство расширения кругозора и накопления знания, формирования интереса к учёбе в целом. Отмечают, что туризм усиливает восприятие учащимися окружающего мира. Активизация восприятия учащимися достигается за счёт зримости, «жизненности» объекта, происходит конкретизация знаний, усвоенных в школе, параллельно идёт обогащение новыми знаниями и закрепление их в практической деятельности. Новый материал прочно оседает в сознании ещё и потому, что турист несколько раз его перерабатывает во время подготовки похода, самого похода и в период подготовки отчёта о походе.

Туризм предоставляет учащимся воочию увидеть места исторических событий, природу и сохранившееся памятники определённой эпохи, у учащихся начинает работать воображение, что значительно усиливает восприятие слов учителя и материала учебника.

Большое преимущество туризма перед другими видами деятельности, которые доступны учащимся, - это возможность широкого, активного, эмоционального познания окружающей действительности. Познавательный процесс меняет существенным образом отношение личности:

  • - к изучаемым в школе предметам;
  • - способствует развитию связи школы с жизнью;
  • - учит самостоятельности и активности учащихся;
  • - развивает внутри коллективные связи;
  • - реализует меж предметные связи.

Краеведческая работа способствует глубокому пониманию изучаемых в школе материалов, приучает учащихся не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать.

Если общественная деятельность в школе формирует, в основном, нравственные понятия, представления, то туристская деятельность учащихся служит основой для закрепления этих понятий в их поступках и поведении. Особенно необходимы эти качества сейчас, когда молодёжь постоянно испытывает негативное влияние через средства массовой информации, практически не встречающее противодействие.

Стихийный процесс развития социальной активности в современных противоречивых условиях зачастую приводят к агрессивности, жестокости, насилию. Школьники, не реализовавшие себя в социальных рамках образовательного учреждения, в семье, объединяются на основе собственных интересов в неформальные сообщества, которые могут возникнуть на базе школы, класса, кружка, общественной организации, во дворе и иметь различную целевую направленность.

Взаимодействие педагогов с учениками объединений, вхождение их в структуру этих объединений призвано способствовать развитию у детей, подростков общественно-положительных мотивов деятельности, предупреждению антисоциальных проявлений.

Одна из форм самореализации современного школьника - это общение и деятельность в среде сверстников, в кругу детского, подросткового, молодёжного сообщества. Стремление детей к объединению - это своеобразная форма самозащиты, возможность само реализовать себя, утвердиться в социуме, приобрести для себя значимые социальные черты и опыт.

Роль туризма в воспитании подрастающего поколения

Туризм обладает притягательной силой. Люди, бывавшие в походах убеждены в пользе туризма. Представьте себе… “Ночь в лесу. Костер жадно перебирает прутики. Пламя с жадностью набрасывается на сушняк и вырывает из темноты усталые лица людей. Это туристы. Сегодня они переночуют здесь, в этом лесу, а завтра пойдут дальше. Булькая и негодуя, закипает в котелке чай. Он пахнет дымом. Он приятно обжигает губы, он несравним с домашним чаем!

А костер все горит. Гитара звенит тихо-тихо. Песню начал один голос, её подхватил второй, третий. И вот уже поют все.

Затих костер. Он тоже слушает песню”. Эти слова принадлежат поэту Роберту Рождественскому, показывают только кусочек туристских будней. Если же представить себе, насколько огромнее, богаче, насыщеннее и глубже картина туристской жизни, тогда никому не покажется странной та властность, с которой она притягивает к себе человека.

Туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника.

Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.

Нами создано методическое пособие по организации детско-юношеского туризма в школе, которое адресовано тем, кто желает организовать туристско-краеведческую работу в школе.

Не секрет, что иногда педагоги не имеют даже начальных туристских навыков. У таких руководителей походы превращаются в мероприятия, выматывающие ребят, сеющие раздражение и взаимное недовольство, приводят к ссорам. Детский и юношеский туризм оказывается в стороне от туристского движения, в нем мало используется накопленный взрослыми туристами опыт.

В методическом пособии конкретно и доступной форме изложен тот минимум знаний, который, безусловно, необходим всякому, кто отправляется в поход или организует его.

Методическое пособие написано с учетом массового самодеятельного туризма. Вместе с тем в пособии не прямого перенесения в детский туризм всего, что накоплено взрослыми. Все заимствования из практики взрослого туризма проверены нами в процессе преподавания основ туризма в школе.

В пособии излагаются элементарные основы тактики и техники разных видов туризма: пешего, водного, лыжного туризма; организации и подготовки спортивно-туристских походов; основы топографии и ориентирования на местности; основы физической подготовки и здоровье туриста, основы безопасности туристского похода. Рассматриваются вопросы организации группы, выбор маршрута, приводится характеристика индивидуального и группового снаряжения, даются рекомендации по приготовлению пищи в походных условиях, разведению костра, подведению итогов похода.

Предлагаемая концепция определяет основные цели, задачи, идеи развития детско-юношеского туризма. В ней рассматриваются вопросы организации группы, выбор маршрута и другие вопросы, связанные с организацией похода.

Концепция детско-юношеского туризма

I. Введение

С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к туризму и туристическим походам.

Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта.

Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить одежду.

В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и остаются обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению. Но туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков.

Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.

Контакты, которые устанавливаются в походе, способствуют пониманию и установлению сотрудничества между участниками похода. Данная концепция определяет основные цели, задачи, идеи развития детско-юношеского туризма. В ней рассматриваются вопросы организации группы, выбор маршрута и другие вопросы, связанные с организацией походов.

II. Форма, цели и задачи туризма в школе.

Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции.

Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.

Туристские экспедиции организуются с целью освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться медика биологические, физиологические, геологические и другие исследования.

В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:

  • оздоровительные
  • учебные
  • спортивные
  • познавательные и другие цели.

Чётко сформулировать одну цель похода трудно, но непременно она должна быть сформулирована и доведена до сведения каждого участника похода.

Кроме прикладных целей туристского похода можно выделить и другие группы целей.

  • Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможностьсамим понять преимущества регулярных занятий.
  • Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.
  • Социальная активность – создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.
  • Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.

III. Спортивное содержание школьного туризма

Спортивное содержание туризма состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей и лишение походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.

Спортивные задачи будут выполнены, если удастся в течении всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в среде походного обитания.

К спортивному содержанию похода относятся:

  • естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),
  • ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,
  • автономное жизнеобеспечение,
  • туристско-краеведческая работа.

При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.

IV. Педагогический потенциал туризма.

Педагогический потенциал туризма весьма велик коэффициент полезного педагогического действия зависит от подхода и организации туристского похода учителей, от их понимания, умения и опыта в этой области. Школа использует далеко не весь воспитательный потенциал туризма. Исходя из приоритета обучения, предпочтение в туризме отдается краеведению, экскурсиям, не походам, в которых идёт воспитание здоровой, социализированной личности.

Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые дают детям большой объём полезной информации, но не несут оздоровительного фактора, который влияет на физическое и нравственное воспитание школьников.

Эффективность туризма снижает и его, изменяя спортивность (марш-броски, сложные подъёмы и др.) и чрезмерная опека и комфортность.

Для повышения педагогического потенциала туристского похода важен демократический стиль руководства, уважительное отношение участников похода к друг другу.

Туризм создает благоприятную среду для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Педагог учит этому своим личным примером. Во время похода перед педагогом открываются такие стороны характера воспитанников, которые, невозможно познать в условиях обычной школьной жизни. Туристская группа-это не класс. Походная жизнь сближает туристов, они лучше узнают друг друга. Часто туристский коллектив, эффективно воздействует на нарушителей дисциплины.

V. Организация похода.

1. Комплектование группы

Комплектование группы связано с целями похода и может осуществляться двумя способами.

Первый способ – сначала намечают цель, а потом подбирают подходящих участников похода.

Второй способ – выявляют желающих, а потом намечают посильные им цели. Состав группы зависит от физической подготовленности, дальности и сложности похода, туристского опыта участников похода. Но в любом случае группа не должна превышать 15-20 человек.

Подбирая группу нужно поинтересоваться состоянием здоровья участников похода и учесть, что туризм благотворно влияет на некоторые заболевания, укрепляет и закаляет ослабленных ребят.

2. Организация похода

Организация похода начинается с собрания всех желающих в нем участвовать. На собрании руководитель похода сообщает цель, маршрут и длительность похода, распределяет поручения, договаривается о следующей встрече.

Организованность необходимое туристу качество и воспитывать его надо с самого начала.

На собрании зачитывается примерный список личного снаряжения и объясняется, что чем можно заменить, если не найдется дома.

При подготовке и проведении собрания руководитель составляет список общественного снаряжения и опросить ребят, кто что сможет захватить из дома.

Перед длительным походом проводится родительское собрание, где сообщается цель, дальность, продолжительность похода.

Важным в организации группы является распределение обязанностей: командир группы, помощник командира, завхоз, санитар, секретарь или корреспондент, фотограф, видеооператор, топограф.

3. Выбор и разработка маршрута.

Выбор и разработка маршрута начинается с выбора предполагаемого района путешествия. После этого начинается разработка маршрута, на карте он разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, определяются ориентировочные места ночлегов, дневок, если надо, проведения исследовательских работ и экскурсий, места, где будет пополняться запас продуктов, разрабатывают запасные варианты на случай необходимости сократить или увеличить маршрут. После того как все это проделано, составляется график движения. Разрешение на выход группы дает после согласования с отделом по спорту директор школы и начальник управления образования.

4. Составление сметы. В смету расходов нужно включить затраты на транспорт, покупку продуктов, прокат и покупка снаряжения, резерв на непредвиденный случай.

После составления сметы нужно определить источники финансирования.

VI. Питание в походе

Обеспечение нормального питания – одно из важных условий успешного проведения похода.

1. Составление рациона.

Продовольственный рацион составляется с учетом продолжительности и сложное похода, сезона, вкусов и привычек участников похода, возможности пополнять продукты в пути на основе требований и рациональному питанию.

2. Закупка, упаковка и хранение продуктов.

После того как составлен пищевой рацион похода, начинается закупка продуктов, которая поручается всем участникам похода и контролируется руководителем и завхозом группы.

К упаковке продуктов предъявляются свои требования: все продукты должны быть упакованы в матерчатые мешочки, контейнеры с плотно прилегающими крышкам фляги.

После тщательной упаковки, продукты укладываются в рюкзаки.

VII. Снаряжение в походе

Снаряжение делят на личное, групповое и специальное.

Личное снаряжение – это носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности и предметы индивидуального пользования. Групповое снаряжение – палатки, топоры, посуда, карты, компасы, лодки. Специальное снаряжение – спасательные жилеты, веревки, накомарники, медицинские аптечки.

Особое требования предъявляются к обуви туристки – это хорошо разношенные кроссовки, ботинки ни низком каблуке, желательно с рифленой подошвой. В них вложить войлочную стельку, пропитать смазкой, которая предохранит их от намокания. В поход лучше надевать мягкие шерстяные носки. Они впитывают пот, в них мял идти, на них не образуются складки. Наиболее удобной одеждой для туриста является одежда спортивного типа, лучше из хлопчатобумажных тканей, штормовки.

VIII. Поведение итогов похода

Поведение итогов похода проводится в форме: фотостендов, видеофильмов, организация и проведение туристского вечера, педагогический отчет похода, финансовый отчет, составление паспорта похода.

Туризм и краеведение занимают прочные позиции в учебно-воспитательном процессе, являются важным средством воспитывающего воздействия на детей и подростков (самое универсальное и эффективное средство воспитания) и конечно важным средством профилактической работы с подростками. В туризме интегрируются основные аспекты воспитания - нравственный, трудовой, эстетический, физический, патриотический, интернациональный, интеллектуальный. Посредством занятий туризмом у детей формируются такие качества, как наблюдательность, любознательность, умение оперировать знаниями, пытливость, мужество, смелость, выносливость.

Детский туризм особенно эффектен при реализации комплексного подхода к воспитанию, основанного на неразрывности образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов, в духовном и физическом развитии учащихся, их подготовке к жизни и труду. Детский туризм все шире используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укрепления здоровья, повышения культурного уровня человека, разумного использования свободного времени.

Учащиеся, занимающиеся туризмом, быстрее обретают социальную зрелость, получают духовную и физическую закалку, активно готовятся к трудовой деятельности. Через туристские объединения, клубы, общества, кружки, секции школьники овладевают многими видами деятельности. В детском туризме познавательная, трудовая, общественно-политическая деятельность учащихся формируется в органическом единстве, оказывая большое влияние на развитие личности школьника и на ее связи с окружающей средой.

Особенность детского туризма - это развитие самоуправления в коллективе, насыщение свободного времени школьников социально значимой деятельностью. Это обуславливает непрерывность воспитательного воздействия учителей на туристский коллектив, каждого ученика.

Результаты воспитательной работы с учащимися в туризме проявляются в коллективной общественно полезной деятельности и отражают отношение школьников к учебе, труду, выполняемой общественно полезной работе, влияют на укрепление демократических принципов совместной деятельности педагогического и ученического коллективов, на развитие отношений общественной зависимости, на формирование общественного мнения, выработку необходимых форм общения. Туризм развивает у школьников высокие нравственные качества: коллективизм, честность, трудолюбие и т. д. Кроме того, самостоятельная подготовка маршрута, снаряжения и обработка походных материалов формирует чувство ответственности перед коллективом за результаты своей работы.

Осуществление этих принципов в детском туризме формирует у учащихся социально мотивированные потребности и интересы, способствует выработке у них высоконравственных качеств.

Детский туризм является также сферой воспитания эстетических чувств, этических норм поведения. Умение видеть прекрасное в жизни, природе обогащает жизненный опыт школьников - туристов, развивает их эстетический вкус и эмоциональную сферу.

Занятия туризмом могут принести детям: здоровье, умение безопасно жить в природной среде и обслуживать себя самостоятельно, знать, а следовательно и любить свой город и свою Родину, навыки по руководству коллективом, сотрудничеству с другими людьми и многому другому. Трудно найти другой вид занятий для школьников, где можно было бы получить такой комплекс знаний и умений, как при занятиях туризмом.

Но для того чтобы использовать огромный педагогический потенциал туризма необходимо создать необходимые условия для педагогов (занятия туризмом далеко не дешёвое удовольствие) и заинтересовать подростков.

В настоящее время в Самаре не достаточно туристских кадров для работы с учащимися, некоторые секции и кружки переходят на самоокупаемость. Они делаются недоступными для многих детей и подростков с низкими физическими и материальными возможностями. Возникшая вследствие этого проблема туристского обучения и досуга учащихся, профилактики правонарушений в подростковой среде может быть разрешена через занятия в группах переменного состава. Именно такая форма организации массовой физкультурно-спортивной работы практикуется в подростковом клубе по месту жительства «Ирбис».

В начале учебного года с близлежащими школами района заключаются договора о совместной деятельности по организации туристско-краеведческой работы на базе подросткового клуба, формируются группы переменного состава (классы), для которых разработана краткосрочная программа туристско-краеведческого содержания.

На занятиях у детей появляется возможность познакомиться с основами таких видов туризма, как пешеходный, водный, горный, лыжный, спелеотуризм, альпинизм и скалолазание, спортивное ориентирование. За курс теоретических и практических занятий в группе переменного состава воспитанники получают азы туризма (установка палатки, укладка рюкзака, разведение костра в различных погодных условиях, элементы ориентирования на местности), получают знания, необходимые для оказания доврачебной медицинской помощи, знакомятся с техникой движения группы на маршруте, знакомятся с интереснейшими туристско-краеведческими объектами родного края, совершают походы и экскурсии. В программу обучения также включены занятия по основам безопасности и выживания.

Занятия удовлетворяют оздоровительные, спортивные, эстетические, социально - коммуникативные, познавательные и эмоционально - психологические потребности детей. Педагогическая целесообразность занятий заключается в формировании у учащихся устойчивых навыков адаптации в обществе, умение правильно себя вести, развивать и совершенствовать свою физическую, психическую и морально-этическую подготовку.

Туризм и краеведение в современном их понимании – это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. В туристско-краеведческой деятельности осуществляется преемственность в передаче традиций от старшего поколения к младшему.

В практике многих педагогов туристские походы и экскурсии с детьми занимали значительное место. Интересен опыт А.С. Макаренко, который организовывал коллективные походы в целях воспитания, как подарок коллективу за успехи учебного и трудового года.

«Настоящее моральное воспитание невозможно без воспитания эмоционального», - писал В. А. Сухомлинский. Организованные им прогулки с детьми носили познавательный характер, были уроками гуманизма.

Идея всестороннего развития школьников в туристско-краеведческой деятельности глубоко проникала в среду творчески работавших учителей и воспитателей.

Туризм – это школа жизни. «Никуда не будет годна школа, которая будет оторвана от жизни, которая не будет ребятам помогать изучать окружающую жизнь», – писала Н.К. Крупская. Туристско-краеведческая деятельность вводит подрастающее поколение в социальную среду, что значительно ускоряет процесс его воспитания.

В походе особенно ярко раскрывается основной нравственный аспект нового человека - сочетание личного и коллективного. Здесь проходят проверку и закалку такие важные морально-волевые качества, как честность, скромность, организованность, дисциплина, смелость, решительность, отзывчивость, доброта, принципиальность, товарищество, аккуратность, трудолюбие. В походе ребята находятся в условиях, которые обязывают их оказывать помощь друг другу. Выполняя общественные поручения, каждый участник похода несет ответственность перед своими товарищами. В походе добровольная внутренняя потребность подростка действовать сливается с выполнением общественного поручения в условиях простора для инициативы и творчества.

В формировании любви к Родине исключительное значение имеют впечатления детства и юности. Чем они полнее и ярче, тем глубже чувство любви и уважение к Родине, землякам. Во время туристских походов, дальних и ближних экскурсий завязываются дружественные связи: учащиеся приезжают друг к другу в гости, переписываются,

Туризм знакомит подростков с различными профессиями. В результате у подростка формируется правильное отношение к труду, влияет на выбор профессии. Этому способствуют ролевые позиции, устанавливающиеся при получении ребятами походных должностей в туристском отряде. Не случайно многие участники похода, выполняя должности штурмана, механика, фотографа и т.д., связывают свою жизнь с соответствующими профессиями.

В совместной трудовой деятельности закаляется характер, формируется психологическая готовность ребят к труду, накапливается опыт взаимоотношений друг с другом, со взрослыми. Для подростка, связавшего свой досуг с туризмом, общественно полезный труд становится потребностью, так как в труде он испытывает удовлетворение, труд превращается для него в источник радости. Осознание значимости собственной деятельности усиливает мотивы, которые ее побуждают и направляют.

Туризм учит видеть, наблюдать и описывать её. На природе рождаются глубокие мысли, философские обобщения. Общение с природой оттачивает, утончает эстетическое чувство, воспитывает любовь к ней, её понимание. Это обусловливается возможностью наблюдать природу, делать сравнения с произведениями искусства – в живописи, поэзии, музыке. Воспитывать ребёнка эстетически, вводить в мир прекрасного – значит учить его видеть и понимать красоту всюду: в природе, искусстве, в трудовой деятельности людей и их взаимоотношениях. В туристской деятельности ребята учатся находить в окружающей жизни прекрасное, стремиться к нему и передавать своё понимание о прекрасном.

Однако мало воспитывать только созерцательное отношение к природе. Важно формировать в подрастающем поколении созидательное отношение к ней. Экологическое воспитание подростков – одна из важнейших задач. Большую работу проводят школьные туристские отряды во время природоохранных походов и экспедиций.

Педагогическая ценность туристской деятельности – в её использовании в качестве эффективного средства познания детьми друг друга. Учитель, впервые совершающий поход с классом, нередко с удивлением замечает, что его воспитанники в новой для них обстановке становятся иными, чем виделись ему в школе.

Лучший метод воспитания - личный пример, что как нигде актуально в детском туризме. Педагог должен служить образцом для участников во всем - от чистого воротника до мировоззрения.

воздействие туристско-краеведческой деятельности на педагогически запущенных ребят. Изучение поведения подростка в походе позволяет выбрать оптимальные средства педагогического воздействия на ребенка, сделать процесс воспитания управляемым, включить в него весь коллектив. Предоставляя подростку более лёгкий для него, чем учёба, вид деятельности, школа даёт ему возможность показать себя в этой работе. Через туристскую деятельность подросток может восстановить потерянные позиции. Отношение к нему одноклассников и педагогов меняется в походе и позже переносится на школьную обстановку. Туризм успешно связывает подростка с учебной деятельностью. Учителю это даёт возможность использовать туризм как средство расширения кругозора подростка, накопления им знаний, формирования интереса к учёбе. Трудновоспитуемый подросток возвращается к нормальной школьной жизни: прекращает прогуливать, становится дисциплинированным, активно участвует в общественно полезной деятельности, проявляет интерес к отдельным предметам и как конечный результат меняет отношение к учёбе. В новой для него обстановке, в движении, при правильном режиме, в совместной деятельности трудный подросток проявляет свои лучшие черты.

Туристский коллектив, временный или постоянный, является составной частью общества, отражает его идейную направленность, объединяется на его принципах. Цель туристского коллектива – формирование гармонично развитой личности.

Т уризм является неисчерпаемым источником для реализации воспитательных и образовательных задач, а так же благоприятной средой для развития личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

ГБОУ СПОВО «Владимирский Политехнический колледж»

По дисциплине: физическая культура

На тему: «Туризм и его оздоровительные воспитательные отношения»

Подготовила Лебедева Елизавета

Проверил преподаватель Авраменко Г.А.

Введение

Особенности самодеятельного туризма

Туристско-краеведческая деятельность

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В ХХI веке особую актуальность и значимость приобретает образование, воспитание нового здорового поколения, способного жить и работать в новом веке, веке образования, культуры, духовности, новых технологий для того, чтобы жить и работать достойно, добиться в жизни определенных высот, человек должен быть здоровым. Здоровье -- самая главная ценность человека. Эту истину знали уже древние греки. Отец медицины, Гиппократ одним из первых в истории провозгласил прямую связь физической культуры, образования и здоровья. Он подчеркивал, что тот, кто не закаливает свой организм, обречен на «изнеженность мышц и тупость ума». Сегодня как никогда остро стоит вопрос о «здоровье народа». В корне изменилось и само это понятие. Раньше, когда говорили о здоровье, оно ассоциировалось лишь с медицинской помощью, с охраной здоровья человека. В настоящее время понятия «здоровый человек», «здоровая нация» расширили свое значение, охватывают и духовное, и физическое развитие человека. Проблема воспитание здорового поколения объявлена у нас делом государственной важности. Президент нашей Республики Михаил Николаев провозгласил идею:

«Через здоровье общества и каждого из нас -- к благополучию и процветанию республики» и подчеркнул, что «здоровье является бесценным национальным богатством и достоянием общества. Укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни становятся важнейшей задачей, решая которую, общество движется вперед к новым рубежам развития». В выполнении этой доктрины неоценима роль физической культуры. Сильнее, здоровее, умнее и совершеннее тот, кто охотно отдает себя во власть движения.

Одним из самых массовых и доступных форм занятия физической культурой является туризм. По моему глубокому убеждению, туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, один из самых важных средств воспитания. Он характеризуется многими положительными свойствами.

Во-первых, туристские маршруты выводят нас на свежий воздух. Ученые давно установили, что свежий воздух очень богат отрицательными нонами, которые обладают способностью быстро и эффективно снимать усталость. Туристический поход -- это движение, физическая нагрузка, самым благотворным образом воздействующая на организм человека. Тренированный человек не так скоро утомляется, работоспособность у него всегда повышенная.

Во-вторых, тишина леса, простор полей, аромат и краски леса -- все многообразие красот родной природы, заставляют забыть о будничных делах и заботах, раскрепощают нервную систему.

Наконец, туризм является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.

Особенности самодеятельного ту ризма

Туризм -- самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения.

По характеру организации туризм делится на плановый и самодеятельный. Плановые совершаются по заранее разработанному и подготовленному какой-то организацией маршруту, с предоставлением всевозможных услуг и размещением на специальных базах и гостиницах. Этим видом туризма занимаются специальные туристические организации. В своей практике я использую самодеятельный туризм, поэтому больше остановлюсь на этом виде туризма.

Организация самодеятельного туризма строится в основном на принципах самообеспечения и самообслуживания, т.е. в самодеятельных путешествиях туристы находятся на полном самообслуживании, сами решают все вопросы, связанные с выбором маршрута, обеспечением снаряжением разработкой графика движений.

Это не значит. что самодеятельный турист полностью бесконтролен. Он вполне организован, действует по разработанному маршруту и графику движения, включает в себя различные соревнования, краеведческую работу. Самодеятельный туризм способствует оздоровлению организма, имеет большую познавательную ценность, активно воздействует на всестороннее развитие личности и ее нравственных качеств, воспитывает чувство самоутверждения условиях борьбы с трудностями, со стихийными силами природы.

Туристско-краеведческая деятельность

самодеятельный туризм оздоровление краеведческий

Есть три основных блока: воспитательный, образовательный и оздоровительный. Рассмотрим каждый блок отдельно.

Образовательный блок имеет познавательный характер.

Туристское краеведение помогает изучать историю, экономику, трудовую деятельность, быт и культуру населения, организовать поисковую работу, исследовать природу и концентрирует внимание на изучение тех особенностей, которые обусловлены местонахождением объектов или явлений в границах определенного, как правило, небольшого района вдоль туристского маршрута. Оно расширяет кругозор учащихся средствами наглядного предметного познания окружающего мира как бы по спирали: от родного «гнезда», родного края к Отечеству и далее к другим странам. Такой принцип познания окружающего мира связан с физическими, физиологическими и психическими возможностями детей. Важнейшим принципом в подходе к этой деятельности служит принцип комплексности, целостного воздействия на личность ребенка. Это особенно важно в начальный период знакомства и развития интереса детей к туристско-краеведческой деятельности. Туристско-краеведческая работа -- это средство, вырабатывающее особый жизненный стиль, в основе которого лежит здоровый образ жизни. Очень важно привить ребенку интерес к туристско-краеведческой деятельности как можно раньше и гораздо легче добиться этого через познание окружающего мира, через красоту природы, через наглядное познание мира природы.

Воспитательный блок туристско-краеведческой деятельности является самым важным и имеет несколько направлений.

Воспитательный блок туристско-краеведческой деятельности является самым важным и имеет несколько направлений.

В области общественно-политического воспитания это развитие активной жизненной позиции, выработка навыков и привычек общественного поведения.

В области трудового воспитания -- это выработка навыков самообслуживания, уважения к физическому труду, воспитания непримиримости к лепи, умение выполнять порученное дело с наименьшими затратами.

В области нравственного воспитания - это воспитание сознательной дисциплины, бережного отношения к общественной собственности, чувства дружбы, товарищества, единства слова и дела, коллективизма, культуры взаимоотношений между людьми, между коллективом и личностью, умение подчинять личные интересы общественным.

В области физического воспитания -- это укрепление здоровья участников походов путем преодоления трудностей, формирования здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.

Как видим, задачи, которые решает в области воспитания туризм, весьма широки и разнообразны. И, пожалуй, самое главное -- комплексность этих форм воспитания, их органическое единство и оптимальное сочетание в условиях путешествия, благодаря чему и достигается наивысший воспитательный и оздоровительный эффект.

Вопросы дисциплины и культуры поведения легко решаются у костра в туристском походе, а позже эти навыки развиваются и закрепляются в постоянном общении и вне туристских мероприятий. Но первый толчок по установлению особого стиля отношений легче принимать в условиях автономного существования коллектива, когда группа чувствует наибольшую сплоченность, взаимозависимость, когда каждый идет на взаимодействие, взаимопомощь более заинтересованно, легко без внешнего принуждения.

Оздоровительный блок туристской деятельности.

Оздоровительный блок включает в себя различные соревнования, спортивные игры, развивающие ловкость, быстроту, сноровку. В зависимости от способов передвижения содержание игр и соревнований меняется. Например, при лыжных походах во время игр и соревнований отрабатываем поведение в лавиноопасной зоне, подъемы, спуски, торможения, повороты, трапление лыжни, а при водных путешествиях учу технике работы веслами, плавания на байдарке, так как при путешествии на байдарке гребец должен соблюдать определенные правила.

Воспитательное образовательное и оздоровительное значение туризма.

Воспитание -- это планомерное целенаправленное воздействие на людей в процессе организации их разнообразной деятельности с целью развития умственных и физических способностей, вооружение знаниями, умениями и навыками, формирование коммунистического мировоззрения и черт личности.

Туризм, являясь прежде всего средством физического воспитания и оздоровления, потенциально содержит возможности решения целого комплекса воспитательных задач. Это одно из средств гармонического развития личности.

Туризм непосредственно содействует умственному развитию, так как обогащает новыми знаниями в области географии, биологии, истории, геологии, экономики и т. д. Постоянное и многообразное соприкосновение туристов с героическим прошлым, знакомство с богатствами Нашей страны, с грандиозным созидательным трудом, общественной жизнью советских людей не только расширяет кругозор, но и служит воспитанию чувства советского патриотизма, уважения и любви к советским людям, братской дружбы между народами нашей страны. В решении задач нравственного воспитания, воспитания моральных и волевых качеств туризму принадлежит особая роль.

В походах по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа ярко проявляется единство идейно-политического и нравственного воспитания. Здесь полностью раскрывается основной нравственный принцип советского человека -- интересы коллектива на первом месте. Именно здесь проходят проверку и закалку такие важные морально-волевые качества, как честность, организованность, смелость, решительность, ответственность, взаимопомощь и товарищество. Если общественная деятельность в школе, учебном заведении в основном формирует нравственные представления, понятия, убеждения, то туристская деятельность создает условия для их конкретного проявления.

В процессе туристской деятельности формируются трудовые навыки. Туристам приходится в течение всего похода нести груз, в пути преодолевать препятствия, наводить переправы, расчищать завалы, оборудовать места ночевок и стоянок, заготавливать топливо для костра, готовить пищу, убирать лагерь, приводить в порядок одежду и обувь. В планах походов может быть участие в сельскохозяйственном труде, беседы и лекции, концерты художественной самодеятельности для населения. Все это способствует трудовому воспитанию.

Большинство туристских маршрутов проходит в горах, в лесистой местности с прекрасным ландшафтом, богатой разнообразной растительностью. Меняющиеся пейзажи создают повышенное эмоциональное состояние. Знакомство с народным творчеством, произведениями искусства развивает воображение и способность воспринимать и ценить прекрасное.

Велико значение туризма как формы активного отдыха для укрепления здоровья, закаливания организма. Современные достижения науки и техники все больше избавляют человека от физических напряжений на производстве и в быту, в результате резко сокращается двигательная активность людей.

С сокращением объема двигательной деятельности (гиподинамия) появляются отрицательные изменения в работе сердца и аппарата кровообращения. Результаты исследований распространенности сердечно-сосудистых заболеваний -- артериосклероза, гипертонической болезни, инфаркта миокарда -- показывают, что у служащих эти болезни встречаются в два-три раза чаще, чем у людей физического труда. На основании исследований ученые приходят к выводу: физическая активность имеет защитное значение, предотвращая основные заболевания сердечно-сосудистой системы. Для профилактики и борьбы с ними следует прежде всего правильно организовать свой двигательный режим.

Двигательную недостаточность приходится компенсировать искусственно, за счет физических упражнений. Наиболее доступные для всех возрастов физические упражнения -- гигиеническая гимнастика, прогулки, экскурсии, походы. Вот почему все большее число трудящихся предпочитают провести свой отпуск в активных путешествиях по различным маршрутам. Жизнь в городах среди бетонных сооружений требует хотя бы периодического общения с природой.

Но не все туристы осознают необходимость бережного отношения к природе, в результате чего на туристских тропах, в зонах отдыха часто можно видеть обломанные и засохшие деревья и кустарники, захламленные и вытоптанные поляны, исписанные стволы деревьев, скалы, сотни и тысячи кострищ. Вот почему перед туристскими организаторами, инструкторами, учителями школ стоит задача улучшения просветительной работы по охране природы.

Заключение

Лучшим и наиболее эффективным способом восстановления физических и духовных сил является активный отдых, который должен рассматриваться как одна из основных потребностей человека. Наиболее доступным и полезным видом активного отдыха является туризм.

Туризм и здоровье неотделим. Туристские путешествия не только способствуют физическому закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше становятся настоятельной потребностью человека как активный, насыщенный физическими нагрузками отдых. Еще раз отмечу: туризм -- мощное средство профилактики различных заболеваний, в особенности сердечно-сосудистых, болезней нервной системы, органов дыхания, пищеварения. В настоящее время надо шире использовать походы выходного дня для подготовки учащихся к более сложным путешествиям, отработки техники, проверки снаряжения. Таким образом, в походах -- высок не только оздоровительный и спортивный, но и воспитательный и образовательный эффект.

Список литературы

http://www.skitalets.ru

http://knowledge.allbest.ru

http://www.tournavigator.ru

Приложение

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История путешествий с лечебными целями. Лечебно-оздоровительный туризм как вид туризма, характеристика его географии. Методы лечения и оздоровления, применяемые на современных европейских курортах. Лечебно-оздоровительный туризм в России и его развитие.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Туризм как самый массовый феномен XX столетия, важнейший фактор экономики. Сущность и классификация маршрутов, используемых для активного туризма, выделение определенных форм отдыха. Развитие активного туризма на современном этапе: проблемы, перспективы.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2009

    Туристские соревнования - одна из форм туристско-краеведческой деятельности, их виды и значение. Необходимость и большое воспитательное значение туристско-краеведческой деятельности учащихся, формы ее организации. Туризм как внеклассная форма занятий.

    реферат , добавлен 13.08.2012

    Рассмотрение особенностей лечебно-оздоровительного туризма. Описание основных топов учреждений лечебно-оздоровительного отдыха. Общая характеристика географии данного туризма в Российской Федерации. Создание оздоровительного тура для иностранных граждан.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2014

    Рекреация и курортно-оздоровительный отдых и туризм. Концептуальные подходы к решению социально-экономических и правовых проблем рекреационной деятельности в регионах Украины. Исследование проблем комплексного планирования туризма, отдыха и оздоровления.

    реферат , добавлен 11.01.2008

    Определение лечебно-оздоровительного туризма. Современные методики лечения и оздоровления. Основные курортные факторы. Основные методы лечения и оздоровления, применяемые на современных курортах. Лечебно-оздоровительный туризм в Китае и Таиланде.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2012

    Специфика организации курортно-оздоровительного туризма как одного из основных видов туризма и его влияние на экономику страны. Курортно-оздоровительный туризм в России и за рубежом. Перспективы развития видов международной туристской деятельности.

    реферат , добавлен 26.04.2008

    Сущность безопасного отдыха. История применения видов туризма в школьной практике. Анализ нормативно-правовых документов и школьных программ по организации туризма обучающихся. Рекомендации учителям и родителям по организации активного отдыха школьников.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2017

    Характеристика особенностей детско-юношеского туризма. Развитие познавательного туризма с целью нравственно-патриотического, культурного воспитания подрастающего поколения. Разработка однодневной экскурсии для школьников по исторической части Москвы.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Лечебно-оздоровительный туризм как вид экологического туризма и санаторно-курортного лечения. Оздоровление с точки зрения технологии путешествия. Специфика лечебно-оздоровительного туризма. Примеры оздоровительных программ, предлагаемых на курортах.