Влияние современных технологий на подрастающее поколение. PRO подростков: уникальные практики, технологии и инструменты для работы с детьми старшего возраста Новые технологии в жизни подростка

Интерактивные технологии в работе с трудными подростками имеющими аддиктивное поведение.

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций.

Прибегая к формам аддиктивного поведения, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Аддиктивные стратегии поведения как правило, вызваны трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленным разочарованиям, крушением идеалов, конфликтам в семье и на производстве, утрате близких, резкой смене привычных стереотипов.
Хроническая неудовлетворенность реальностью приводит к бегству в мир фантазий, обретению пристанища в сектах, руководимых властными, демагогичными религиозными или политическими лидерами, или же в группировках, приверженных поклонению какому-либо кумиру: рок-группе, спортивной команде или другим «звездам», замене реальных жизненных ценностей и ориентиров искусственными, виртуальными.
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях, азартных играх, бродяжничестве и т.п.).
Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способы аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются и цель.

Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Под интерактивными методами обучения и воспитания понимаются методы, основанные на взаимодействии несовершеннолетнего с другими несовершеннолетними, педагогами, родителями и другими субъектами социально-педагогического процесса.
Данные методы позволяют несовершеннолетним самостоятельно решать трудные проблемы, создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта различных видов деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, творческой и др.) из моделируемой ситуации в реальную; позволяют получать выигрыш во времени, являются психологически привлекательными и комфортными для несовершеннолетних.
Использование интерактивных методов исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим, что очень значимо для подросткового и юношеского возраста, когда давление расценивается как унижение достоинства.
Следует также подчеркнуть, что активность педагога, уступает место активности несовершеннолетних, его задача – создать условия для их инициативы. Интерактивные методы социального воспитания несовершеннолетних – это модель открытого обсуждения, способствующая развитию у подростков умения решать конфликты мирным путем. В рамках классификации, имеющей в основании виды цели, можно выделить следующие группы интерактивных методов:
– передача социального опыта в виде знаний, информации (лекции, беседы);
– изменение отношения к окружающему миру (дискуссии, ролевые игры, дебаты, шоу-технологии);
- технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность);
– обучение социальным навыкам (тренинги, ролевое моделирование).
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.
В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.


По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность.
Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии.
В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности

Nowadays, almost all mothers and fathers worry that their children spend a lot of time on the Internet. However, parents don`t understand that it`s their lifestyle and try to make their offspring live without computers.

In my opinion, parents shouldn`t limit the time for their children to use computers. First of all, teenagers can communicate with their friends who live far away using e-mail. Secondly, they have a good possibility to develop computer skills. They learn to work with documents, photos and video. In addition, teenagers have a chance to relax after school listening to their favourite music or watching films on the Internet. Besides, they can find a lot of useful information in order to do their homework better.

There are parents who oppose my point of view. They argue that sitting on the Internet is not good for health, especially eyes. They think that teenagers live an unreal life. However, teenagers develop their thinking and spend time with pleasure.

In conclusion, parents should be more understanding to their children. They should help them surfing on the Internet, show interesting sites and never limit the time to use computers. It will make parents closer to their children.


Перевод:

В настоящее время почти все мамы и папы переживают из-за того, что их дети проводят очень много времени в интернете. Однако, родители не понимают, что это образ жизни их детей и пытаются лишить их компьютеров.

По моему мнению, родителям не следует ограничивать время работы на компьютерах. Во первых, подростки могутобщаться со своими друзьями живущими далеко при помощи электронной почты. Во вторых, у них есть отличная возможность для развития навыков работы на компьютере. Они учатся работать с документами, фото и видео материалом. Также, у подростков есть возможность отдыхать после школы, слушая любимую музыку и наслаждаясь фильмами в интернете. Кроме того, подростки могут найти много полезной информации в сети чтобы лучше выполнить домашнюю работу.

Есть родители, которые не разделяют мою точку зрения, полагая что проведение времени за компьютером плохо влияет на здоровье, особенно на зрение. Они думают, что подростки живут в выдуманном мире. Однако, подростки развивают свое мышление и проводят интересно время.

В заключение, родителям следует относится к подросткам с пониманием. Им стоит помогать детям лазить в интернете, показать им интересные сайты и не ограничивать их время работы за компьютером. Это поможет родителям стать ближе к своим детям.

Васильева Екатерина

Влияние современных технологий на подрастающее поколение

Грунин Никита Андреевич

Башкирский ГАУ г.Уфа

студент 3 курса

Марченко Анастасия Сергеевна, доцент социологических наук, профессор, преподаватель социологии, Башкирский ГАУ

Аннотация:

В данной статье мы достаточно точно определили какое влияние оказывают современные технологии на подрастающее поколение, а также выяснили как бороться с этой проблемой родителям, на детей которых идет это влияние и какие устанавливать меры по профилактике зависимости от современных технологий.

In this article, we accurately identified impact of modern technology on the younger generation, as well as discovered how to deal with this problem for parents, children who are and what is the impact to establish measures for the prevention, depending on modern technology.

Ключевые слова:

современные технологии; подрастающее поколение; меры по профилактике

modern technologies; the younger generation; prevention measures

УДК 004

Последнее десятилетие значительно ознаменовалось стремительным развитием современных технологий. Современные технологии начинают включать в себя новые образовательные технологии, которые с помощью компьютера эффективно и качественно меняют материал культурного содержания. Интернет, электронная почта, цифровое телевидение твердо заняли место в нашей жизни, что часто перемещает на второй план устоявшиеся средства массовой информации, особенно у подрастающего поколения. Общение перестает быть односторонним, в нем проявляется элемент интерактивности. Вопрос о влиянии современных технологий на подрастающее поколение предстает в новом свете. Объем информации, доступен каждому подростку в наше время, он возрастает во много раз, распространение новостей многообразно и очень стремительно. Сгрупированный во всемирную паутину текст, покрывается гипертекстовыми полями, в нем появляются новые созданные «кем-то» беспрепятственные связи, он совсем теряет слова автора и смысловую законченность выстроенную автором.

Исследуя влияние современных технологий на подрастающее поколение, дозволительно рассматривать Интернет в качестве характерной среды формирующей общественные отношения. Разумеется, современные технологии играют значительную роль в жизни подростков - это и средство общения, и источник информации. Исследование социокультурной ситуации в постсоветской России показывают что, усиленное развитие медиакультуры, а особенно аудиовизуальной (кино, видео, компьютерные игры, спутниковое телевидение), очень активно влияет на подрастающее поколение на их общественное сознание как мощное средство информации, как фактор развития у подростка творческих способностей. На сегодняшний день очевидно, что интернет, компьютер, смартфон предоставляют подростку право индивидуального общения в интерактивном режиме как для познания интересующей информации, так и для реализации своих творческих идей.

Каждый понимает, что развитие технологий - это неотъемлемая часть современной жизни. Сейчас уже никто не представляет свою жизнь без интернета, компьютера, сотового телефона и так далее. Но, к сожалению многочисленные исследования показывают, что идет значительное влияние современных технологий на подрастающее поколение. В условиях сложных социально-экономических процессов, которые происходят в обществе, значительно сократились воспитательные функции в образовательных учреждениях и семьях. Общение детей с родителями уходит на второй план. Отсюда - высокое влияние современных технологий на процесс формирования мировоззрения у подрастающего поколения.

Нельзя не заметить, что многие подростки становятся, зависимы от компьютерных игр, телевидения, социальных сетей. Компьютерные игры с точки зрения медицины ухудшают зрение, а также ожесточают и порождают агрессию, спутниковое телевидение с многоканальной системой зачастую транслирует передачи с разрушающим содержанием для психики, а на возрастное ограничение только малая часть обращает внимание, а социальные сети заменяют живое общение на виртуальное.

В связи с этой зависимостью у подростков, становится затруднительно их заинтересовать занятиями в учреждениях дополнительного образования (спортивные секции, творческие кружки). Ведь средства современных технологий - это легко, быстро, красиво, а занятие в футбольной секции - это труд. Если в современной технологии, результата можно достичь простым нажатием кнопки, то здесь для достижения результата потребуется усилие и время.

Конечно, не удастся совсем ликвидировать из жизни подростков современные технологии, но оградить их от информации разрушающей их психику нужно обязательно. И в первую очередь это должно быть приоритетным для родителей, педагогов и других специалистов, которые занимаются с подрастающим поколением, воспитывая в них духовно нравственные ценности и развивая их способности. Главная ответственность за то, как развивается ребенок, накладывается на родителей. Именно они обязаны увидеть задатки и стремления своего ребенка, чтобы как можно раньше определится с опытным преподавателем не только за профессиональное развитие способностей, но и за воспитание духовно - нравственных ценностей. Но, к сожалению зачастую родители пассивно относятся к учреждениям дополнительного образования, которые не хотят брать на себя ответственность, мотивируя тем, что достаточно и общеобразовательной школы. Здесь возникает необходимость донести до общества в целом, важность учреждений дополнительного образования в современном мире. Объяснить, что ребенок не может быть предоставлен самому себе, когда для него становятся свободны всевозможные современные технологии. Подрастающее поколение, у которых ещё не сформированы духовно - нравственные ценности, не всегда смогут различить истину от обмана, материальные блага от настоящих ценностей. С этим связанно то, что они начнут воспринимать из интернета, телевидения, компьютерных игр разрушающую духовно - нравственные ценности информацию.

К мерам по профилактике зависимости от современных технологий, можно отнести следующие:

  1. Устанавливать четкие требования к использованию интернета и требовать обязательного их выполнения.
  2. Эффективным методом борьбы с интернет - зависимостью является использование различных контролирующих программ. Существует программа «Контроль игр», например, умеет отличать учебный процесс от игровой деятельности. При учебном процессе никаких действий не происходит, а при входе в игру будет гаснуть монитор.
  3. С первого дня появления компьютера обязательно показать несовершеннолетнему все возможности «нового друга»: получать необходимую и полезную информацию, с помощью него развиваться интеллектуально. Таким образом, выработается культура общения с компьютером у подростка.
  4. Располагать новую технику там, где удобнее всего контролировать её использование несовершеннолетним, которая может оказать негативное влияние на него.
  5. В современных условиях невозможно изолировать подростка от современных технологий. Однако могут быть продуманы различные пути нейтрализации негативного информационного влияния технологий.

В итоге рассмотрения данной проблемы, можно сказать, что работа по противодействию влияния современных технологий на подрастающее поколение должна проводиться масштабно, регулярно и систематически, в плотном сотрудничестве, в первую очередь с родителями, затем педагогами и другими специалистами, которые занимаются развитием способностей у ребенка.

Библиографический список:


1. Гридчин М.М. «Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь» / М.М. Гридчин // Власть. – 2007. – №9.
2. Панов С.С. «Интернет – зависимость: причины и последствия / С.С. Панов // Учитель. – 2007. – №5.
3. Петров В.П. Интернет в мировом информационном пространстве // ОБЖ. – 2008 – №8.
4. Толковый словарь [Электронный ресурс] – http://tolkslovar.ru

Рецензии:

15.09.2014, 18:07 Бондаревский Аркадий Самуилович
Рецензия : Работа посвящена актуальному вопросу влияния IT-технологий на подрастающее поколение. Новизна её, - в выделении основных каналов воздействия IT-технологий на людей и способов купирования тех из воздействий, которые являются нежелательными. Работа написана доходчивым языком. Замечаний по содержанию не имею. Работа может быть рекомендована к публикованию. А.С. Бондаревский. Вопрос к авторам (безотносительно рецензии, - в порядке любознательности): Наука - это структурированные сведения, имеющие собственную (применяемую только и только для этих сведений) теорию: формализованные (чтобы быть нетрактуемыми) теоремы, уравнения, законы и правила. Пожалуйста, назовите мне ([email protected]) таковые для науки социологии. С уважением. Бондаревский.

22.09.2014, 23:51 Назарова Ольга Петровна
Рецензия : Статья актуальна, т.к. зависимость современного поколения от IT-технологий очевидна. Рекомендуется к печати.

17.02.2015, 23:44 Гужвенко Елена Ивановна
Рецензия : Тематика, затронутая в статье, несомненно, очень важна. Однако, выделенные автором меры по профилактике зависимости от современных технологий списаны со статьи Панова С.С. даже без авторских исправлений и указания ссылки (http://www.elib.grsu.by/katalog/167185-367676.pdf). Считаю, что необходимо лио сослаться на оригинал, взяв текст в кавычки, либо перефразировать. После доработки статью можно рекомендовать к печати. И ещё... написать рекомендации можно, но как их реально осуществить??? Может в статье произвести классификацию контролирующих программ, ведь не только от игр нужно ограждать подростков, но и от пустой траты времени в соцсетях, на сайтах, которые не нужны для познавательной деятельности... Успехов в освоении непростой тематики.

Культура молодежного сообщества пропитана цифровыми технологиями, и подростка уже невозможно представить вне компьютерных игр, социальных сетей, интернет-серфинга и различных чатов и форумов.

Сегодня наиболее продвинутыми с технологической точки зрения становятся семьи, где есть подростки, так как именно они умеют использовать любую технику адекватно ее возможностям и руководят остальными членами семьи, совершенствуя их знания в области электронных ресурсов и информационных технологий.

Подростки задают тон в технологическом прогрессе как основные потребители новинок. Большую часть «компьютерного времени» они проводят в играх, обладающих противоречивым воздействием. Родителей, педагогов и психологов беспокоит влияние видеоигр, интернет-общения и информационного пространства на интеллектуальное, эмоциональное и коммуникативное развитие подростков.

Влияние цифровых технологий на познавательное развитие подростков. Данные относительно влияния цифровых технологий на психику подростков демонстрируют разнонаправленное воздействие: как позитивное, так и негативное (рис. 3.6). Основные изменения касаются восприятия и мышления, формирования преимущественной ориентации на визуальные каналы информации и вырабатывание так называемого клипового мышления, которое обладает рядом преимуществ и ограничений.

Клиновое мышление - преимущественная ориентация на визуальную образную информацию с высокой скоростью обработки зрительных образов и формированием обрывочных, узкоконкретных блоков информации, не связанных причинно-следственными связями.

Рис. 3.6.

Среди положительных последствий цифровых технологий для мышления и познавательного развития в целом выделяют способность к многозадачности, высокую скорость когнитивных реакций, а также способность защищаться от информационных перегрузок. Во многом базовый источник стресса (информационные перегрузки) современными подростками преодолен. К позитивным достижениям относят также рост невербального интеллекта, специфическую концентрацию внимания и повышение его устойчивости. Подростки, посвящающие компьютеру лишь некоторую часть свободного времени, демонстрируют академическую успеваемость того же уровня, что и не играющие подростки, а иногда и выше. Конечно, если подросток проводит за компьютером по 10 ч в день, то ухудшится не только его школьная успеваемость, но и соматическое здоровье. При умеренном увлечении компьютерами интеллектуальное развитие подростков не страдает. Видеоигры требуют готовности к исследованиям, к пробующему поведению, они ориентированы на индуктивное мышление, которого так не достает школьному дедуктивному обучению.

Компьютерные игры, по мнению зарубежных психологов, также способствуют развитию интуитивного мышления, способности нащупывать решения методом проб и ошибок, способности взаимодействовать с информацией в ситуации неопределенности. На фоне непрерывных изменений современного общества, остается все меньше возможностей выделить универсальные стратегии поведения; прежние ориентиры исчезают. Подростки учатся жить в мире, где часто приходится действовать наугад, как в компьютерной игре, где вначале неизвестно какая из стратегий принесет удачу, но активный метод проб и ошибок оказывается перспективным.

Альтернативная психология

Французские психологи, анализируя развитие мышления подростков под влиянием взаимодействия с компьютером, считают, что такие подростки обладают явным преимуществом. Пластичность развивающегося мозга позволяет молодым людям сформировать не только традиционные, но и оригинальные ментальные схемы. Главным же достижением становится принципиальная готовность усваивать новые когнитивные модели. Подростки, активно пользующиеся поисковыми системами, способны быстрее, чем их сверстники, не использующие компьютеры, просеивать информацию, анализировать ее и принимать решения. Навыки поиска необходимой информации в гипертексте формируют готовность рассматривать несовпадающие точки зрения и противоречивую информацию, что, в свою очередь, способствует личностному росту, формированию многомерной картины мира и устойчивости к тоталитарным влияниям. Освоение компьютера способствует регуляции подростками собственной деятельности по аналогии с эффективностью и точностью компьютерных программ, увеличению самостоятельности и независимости .

Интернет предоставляет подросткам доступ к самой разнообразной, часто недоступной в обычных формах информации. Например, для подростка чрезвычайно важна информация, связанная с половым созреванием, а доступность честных, беспристрастных данных ограничена. Большинство родителей не готовы обсуждать со своими детьми проблемы пола, а сверстники чаще всего искажают информацию, пересказывая друг другу сведения «про это» как в «испорченном телефоне». Телевидение, в том числе реклама, представляет отношения полов очень предвзято, и любого мальчика-подростка постигнет глубочайшее разочарование в физической и физиологической организации своего тела, если он будет сравнивать себя с образцами, предлагаемыми с телеэкрана. Интернет - это возможность конфиденциально, безбоязненно получить точную открытую информацию по тем вопросам, которые волнуют тысячи подростков, вступивших в пубертат. И это лишь одна из сторон информационного пространства Интернета.

Интернет становится для подростков источником объективной (на их взгляд) информации, и запрос среди подростков предъявляется не только по поводу традиционно подростковых вопросов (секс, наркотики, рок-н- ролл), но и в отношении принципиально иных (познавательная и профессиональная деятельность, политическая активность и пр.) 1101.

Вместе с тем есть и очевидные минусы клипового мышления и воздействия цифровых технологий в целом. Для интеллекта, функционирующего преимущественно в цифровом пространстве, характерно снижение способности к анализу, построению системной логики причинно-следственных связей. Знания оказываются обрывочными и узко-конкретными. Теряется значимая характеристика взрослого мышления - его протяженность, а также способность к восприятию длительных, линейных последовательностей и однородной, одностилыюй информации, например книжного текста. Соответственно возникают трудности с обработкой знаковой максимально абстрактной, оторванной от образа информации. Анализируя технократическое мышление, В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов указывают, что существенным для него является «примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями» .

Меняющееся мышление - объективная реальность, возникающая в ответ на ускорение общего темпа жизни, рост количества и разнообразия информации в окружающем пространстве, возможность, благодаря современным технологиям, одновременного выполнения различных задач. Информационное общество предъявляет требования и к психическим процессам, а подростки эффективно откликаются на этот вызов.

Появление интеллектуальных технологий принципиально изменило отношение к информации: от дефицита общество шагнуло к изобилию информации на грани избыточности. Такая ситуация неизбежно влечет за собой трансформацию всего процесса развития и обучения. Так, претерпевает существенные изменения позиция учителя. Подростки больше не видят в учителе знающую авторитетную фигуру, владеющую информацией. Любая информация доступна им в Интернете, и акцент в обучении переносится на формирование навыков сортировки информации и выбора возможностей ее использования. Традиционная школьная иерархия по критерию владения информацией сильно расшатывается.

А вот авторитет родителей в связи с растущей технической компетентностью их детей падает не всегда. Родители обладают не только знаниями, но и ценностями, которые и определяют авторитетную позицию. В ситуации, когда подростки сами осуществляют выбор необходимых знаний и источники их получения, а социальный опыт постоянно трансформируется, задача родителей передать детям ценности и нравственные устои.

Одним из принципиально важных с психологической точки зрения свойств Интернета является его персонификация как способность адаптировать содержание иод потребности пользователя. Это свойство проявляется, например, в виртуальном шопинге, когда предложения ориентируются исключительно на потребности покупателя. Здесь-то и кроется угроза развитию. Если ты готов покупать только рок-музыку, ты никогда не столкнешься с классикой, ведь компьютер позволяет заведомо ограничить выбор в соответствии с твоими предпочтениями. Этот парадокс в определенной степени распространяется на всю информацию, которую подросток может потенциально получить в Интернете.

Контрольные вопросы

  • 1. Что собой представляет абстрактное мышление?
  • 2. Каково содержание когнитивного развития на стадии формальных операций?
  • 3. В чем принципиальное отличие формальных операций от стадии конкретных операций?
  • 4. Как понимается в психологии термин «псевдоглупость»?
  • 5. Какие характеристики формального мышления можно выделить?
  • 6. Зависит ли уровень развития интеллекта от пола, этнической и культурной принадлежности подростка?
  • 7. Какие когнитивные стили выделены в психологии?
  • 8. Какие факторы влияют на формирование когнитивного стиля?
  • 9. Каковы основные закономерности информационной социализации в отрочестве?
  • 10. Как меняются традиционные формы деятельности под влиянием информационных технологий?

Организация досуга детей и молодежи все чаще осознается учеными и практиками как острая необходимость сегодняшнего дня.

Современная социокультурная ситуация, кризис общества породили сложнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения и в становлении отдельно взятой личности.

Многолетнее игнорирование объективных явлений, проис­ходящих в сфере организации свободного времени подростков и молодежи, низкий уровень предлагаемых форм досугового общения, неразвитость материально-технической базы учреждений культуры привели к тому, что с каждым днем растет криминогенность среди подростков; увеличивается количество детей-бродяг, несовершеннолетних проституток, наркоманов. Число подростков, употребляющих наркотические вещества, за послед­ние десять лет увеличилось в 10 раз, причем возраст приобще­ния к наркотикам 14 лет, но встречаются даже 6-8-летние дети.

Отсутствие комплексных педагогических исследований, но­вых технологий в организации свободного времени детей и мо­лодежи приводит к тому, что в этой деятельности часто наблю­даются безразличие руководящих работников, профессиональ­ная некомпетентность и даже профнепригодность организаторов досуга.

При такой ситуации необходима разработка нормативно-методических документов, целостных программ организации и коррекции системы проведения досуга детей и молодежи.

Сегодня в досуге подрастающего поколения мы наблюдаем сложные противоречивые явления. С одной стороны, подростки часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, ко­торые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоян­ное стремление молодежи к самостоятельности и оригинально­сти в выборе форм проведения свободного времени.

Подростки не обладают устойчивостью интересов в плане проведения своего свободного времени и часто охотно перени­мают от взрослых их модели заполнения досуга, которые не все­гда положительные.

Что могут сделать учреждения социально-культурной сферы для улучшения той ситуации, в которой находится наше молодое поколение?

Во-первых, это исследование направленности и структуры.проведения свободного времени детей и молодежи; во-вторых, необходима целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России. Это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи; освоение и внедрение в практику дея­тельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности, так как клубные учре­ждения должны притягивать подростков не меньше, чем уличная компания; информирование, а также обучение молодежи совре­менным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки. В-третьих, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подростков.


В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедрения необходима оптимизация культурной жизни региона, кото­рая должна базироваться на преемственности, сохранении и соз­дании опыта предшествующих поколений. Анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы Центрально-Черноземного региона показал, что в последнее время совершен­ствуются методики по организации художественно-эстетического воспитания и образования в школах города Тамбова, Ли­пецка, происходит освоение культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографические проблемы бытования художественных традиций в современной городской и сельской среде, а также создаются региональные программы по профилактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания.

В городе Тамбове и городах области успешно реализуются многие социально-культурные программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педагогические, эко­номические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации федеральной программы «Молодежь России» на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Ко­митета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова разработа­ны программы: «Возрождение», «Я для Россию), «Экология и дети», «Рост».

Одной из интересных инновационных методик по организа­ции досуга подростков является авторская валеологическая программа курса «Тропинкой здоровья» О. Андреевой для подростков 12-13 лет. Курс рассчитан на 20 занятий продолжительно­стью 1-2 учебных часа, который может осуществляться как во внешкольных детских учреждениях, так и в качестве факульта­тива в школе.

Это интегрированный курс, направленный на формирование основ валеологической культуры у подростков, включающий в себя половое, нравственное, физическое и эстетическое воспитание.

Основными целями курса являются:

1) формирование у подростков потребности в сохранении и укреплении своего физического, психического и нравственного здоровья, обеспечение их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками;

2) овладение подростками элементами нравственной куль­туры в сфере взаимоотношений с родными, друзьями, противо­положным полом, воспитание стремления руководствоваться в этих отношениях нормами общественной морали.

Курс «Тропинка здоровья» разбит на несколько больших блоков, которые условно называются: «Свет мой, зеркальце, скажи», «Делу - время», «Отдых и досуг», «Мама, папа, я», «Маша + Витя».

Каждый блок включает в себя теоретическую и практиче­скую части. Теоретическая часть представляет собой необходи­мый минимум знаний из области медицины, психологии, физио­логии, знания норм и правил поведения общественной морали. Подача теоретического материала ведется в форме эвристиче­ской беседы с использованием элементов проблемного метода обучения. При этом функция воспитателя заключается в пра­вильной постановке наводящих вопросов и создании проблем­ных ситуаций на основе противоречия между знаниями ребят и их реальным поведением. В ходе такой беседы, во-первых, ис­следуется глубина знаний воспитанников, во-вторых, воспита­тель не сообщает известные факты, а лишь корректирует и до­полняет ответы.

Практическая часть представляет собой систему методов по закреплению теоретических знаний. Она включает в себя физические упражнения, ролевые игры и игры-тренинги, различные творческие упражнения и задания, психологические тесты.

Физические упражнения применяются для профилактики за­болеваний костно-мышечной системы, утомляемости органов зрения, слуха, психической утомляемости. Ролевые игры помогают понять мотивы поведения других людей, например, родителей, учителей. Психологические тесты оказывают огромную помощь как воспитателю в познании мира подростков, их направленности, жизненной позиции, отношения с окружающими, так и воспитуемым в познании себя, своих действий. На занятиях применяются краткосрочные и долгосрочные творческие домашние задания.

Основным этапом занятий любого блока является формиро­вание мотивации подростков в получении знаний, умений и навыков. Несмотря на то, что курс охватывает не абстрактные, а реальные, жизненно необходимые вопросы, формирование мо­тивации не может рассматриваться как нечто само собой разу­меющееся. Без потребности в знаниях и умениях, личной заинтере­сованности каждого воспитанника не удастся достигнуть нужного воспитательного эффекта.

В подростковом возрасте дети остро переживают недостатки своей внешности. Занятия, объединенные в блок «Свет мой, зер­кальце, скажи», призваны помочь подросткам преодолеть этот комплекс. В этом блоке рассматриваются вопросы гигиены тела и одежды, рационального питания, правильной походки и осанки. Задуматься о составляющих внешней красоты, поверить, что все в собственных руках. - первая ступенька к здоровому образу жизни.

Многие проблемы подростков связаны с желанием повысить свою успеваемость. К сожалению, очень часто отношение к ре­бенку со стороны учителей и родителей складываются на основе получаемых ребенком отметок. Поэтому желание учиться лучше продиктовано подчас не только стремлением обеспечить себя в будущем хорошей профессией, но, главным образом, заставить изменить о себе мнение взрослых, добиться их расположения. На занятиях раздела «Делу - время» ребята знакомятся с различны­ми приемами быстрого запоминания, исследуют виды памяти, мышления, знакомятся с упражнениями, способными помочь увеличить скорость мыслительных процессов. Большое внима­ние уделяется профилактике школьной утомляемости, режиму труда и отдыха. На занятиях этого блока подростки учатся разрешать конфликты с учителями, отстаивать свое мнение. Боль­шую помощь при подготовке к контрольным работам, экзаменам могут оказать различные психологические приемы, позволяю­щие спокойнее перенести эти стрессовые ситуации.

Непростые взаимоотношения подростков с родителями приве­ли к необходимости выделения блока занятий под названием «Мама, папа, я». На этих занятиях определяются и уточняются ролевые функции в семье, обязанности каждого члена семьи по отношению друг к другу. Ребята учатся выходить из конфликтных ситуаций в семье. Блок включает также вопросы распределения семейного бюджета, исходя из потребностей каждого члена семьи.

Одним из самых интересных разделов, пользующихся наи­большей популярностью у подростков, является блок «Маша + Витя». В ходе этих занятий ребята знакомятся с различиями в физиологическом и психическом развитии мужчин и женщин, культурой взаимоотношений между полами. Особенно много вопросов вызывает тема зарождения и развития ребенка. При рассмотрении вопросов о профилактике ранней беременности, методах контрацепции, венерических заболеваниях, абортах тре­буется особая деликатность учителя. При рассмотрении любого вопроса этой темы основной упор делается на нравственность, культуру отношений.

Раздел «Отдых и досуг» включает работу педагога по иссле­дованию свободного времени и досуга подростка. Исследуется, сколько времени ребенок проводит на улице, перед телевизором, компьютером, какие передачи, фильмы смотрит, какие книги читает. Педагог знакомит ребят с правилами гигиены при работе с компьютером, просмотре телевизора, а также с интересными передачами, фильмами, книгами для подростков. Цель этой ра­боты - увести подростков из сферы только «развлекательного» в сферу «познавательного, духовного и развивающего». Предла­гаются передачи, книги, фильмы, рассчитанные не на простое «заглатывание», а предоставляющие возможность для нравст­венных и интеллектуальных исканий.

Педагог также проводит опрос о том, какие кружки, секции, студии и т.д. посещают подростки или хотели бы посещать. На основе полученных данных составляется список действующих в школе (районе, городе) учреждений досуговой сферы, способных удовлетворить стремления подростков.

Воспитатель в ходе занятий рассматривает возможные вари­анты поведения подростков в той или иной ситуации, дает уча­щимся необходимые знания для более правильного выбора, ко­торый предоставляется самим подросткам.

В блок «Досуг» входят также вопросы профилактики табакокурения, алкогольной зависимости и наркомании, подробно объясняется действие этих веществ на внешний вид, внутренние ор­ганы, психику. Немаловажен опор на нравственный аспект этих вопросов. В практической части этих занятий ребятам предлага­ется решить различные жизненные ситуации, например: «Если мне предложили закурить..», «Мой знакомый - алкоголик» и т.п.

С целью повышения культуры общения подростков им предлагаются различные игры самых разнообразных направле­ний (от психологических тестов до детских игр), темы для обсу­ждений с друзьями, самостоятельные мини-исследования. Кроме этого, преподаватель может периодически осведомлять ребят о культурной жизни города, (открытие выставок, экспозиций), ко­торые могут их заинтересовать.

Апробация курса «Тропинка здоровья» осуществляется нами в 7-8-х классах лингвистической гимназии г. Тамбова.

Таким образом, учитывая реальные и потенциальные воз­можности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распространению новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их ус­пешной реализации.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы влияют на развитие современных подростков.

2. Как современная общественная обстановка в нашей стране влияет на мировоззрение подростков, формирование их ценностей.

3. Какие требования предъявляются к профессиональным и личностным качествам современного педагога

4. Охарактеризуйте основные проблемные области современных подро­стков.

5. Считаете ли Вы необходимым введение валеологич"еского курса в школах, учреждениях досуговой сферы.