Успешный человек мыслит нестандартно. Игры и упражнения по методу профессора береславского Главное - заинтересовать малыша

Главная задача любого педагога заключается в том, чтобы сделать процесс обучения как можно интереснее и увлекательнее. Обучение не должно быть ребёнку в тягость, оно должно приносить положительные эмоции и радость. Ведь каждый ребёнок по-своему талантлив.

Главное - заинтересовать малыша

В своей школе раннего развития профессор Береславский всегда находит подход даже к самому застенчивому и боязливому ребёнку. К примеру, полуторагодовалого ученика он заинтересовывает специальным электронным тренажёром. Он протягивает эту деревянную коробочку малышу и предлагает поиграть. Ну какой же ребёнок откажется от такого предложения?! На поверхности тренажёра изображены рисунки различных предметов или животных, которые уже наверняка знакомы малышу. Затем профессор предлагает показать, где какая картинка и попасть при этом пальчиком в кружок под рисунками. Ребёнок отвлекается на игру, восторженно покрикивает, когда возле картинки загорается яркая лампочка и забывает о маме. И в это время у маленького всезнайки происходит непринужденный процесс обучения: развивается мелкая моторика рук, память и внимание.

На третьем уроке такого обучения малыш уже запоминает последовательность нажатий, пытается уже логически мыслить, а мама в это время сидит за дверями и внимательно слушает, ведь на дом обязательно зададут домашнее задание и его нужно будет правильно преподнести её чаду.

Логика по Береславскому

Во время уроков по развитию логики малыша, Береславский использует, как это не странно, обыкновенные шахматы. Королевство шахматных фигур- это отличный способ привлечь ребёнка к изучению такой науки, как логика. В задачах, которые задаёт профессор детям шахматные фигуры, как в сказках, «ходят к друг другу на чай». А малышам нужно запоминать, как передвигаются по шахматной доске те или иные фигуры. Все эти действия сопровождаются стихотворениями и песнями. К примеру, слон идёт под строки из стихотворения: «Головой кивает слон, он слонихе шлёт поклон», а конь передвигается под громкие звуки: «Иго-го или цок-цок».

Можно также поиграть с ребёнком в игру «Правильно расставь» . Сначала малыш запоминает правильность расстановки шахматных фигур, затем все фигуры «отправляются по своим делам, потом внезапно возвращаются и нужно каждую вернуть в её домик».

На развитие зрительной памяти у профессора Береславского есть много различных игр и заданий. К примеру, нужно нарисовать поле из девяти клеточек, в каждой клеточке нужно начертить различные фигуры с такой последовательностью:

1) верхний ряд – только кружочки,
2) средний ряд – треугольники,
3) нижний ряд – косые палочки.

Затем ребёнок должен в течение трёх секунд запомнить последовательность всех знаков, а потом он должен будет воспроизвести их по памяти на отдельном белом листе.

Для тренировки воображения профессор Береславский придумал отличную игру, под названием «Нелепица» . Задача учеников во время игры, назвать одним словом два абсолютно на первый взгляд разных предмета. К примеру, ложку и кружку – «локружка».Благодаря таким занятиям у ребят развивается аналитическое нестандартное мышление.

Во время всего обучения по методу Береславского, перед ребёнком ставятся определённые задачи, которые он может встретить в повседневной жизни. К примеру, малышу даётся лист бумаги, на котором изображены несколько дорог. На самой короткой из них есть препятствие – подъёмный кран. На средней – пастух пасёт корову. А на самой длинной никого нет. Ребёнок должен выбрать, по какой дороге он пойдёт, но перед этим, он должен хорошо подумать, спрогнозировать ситуацию и задать наводящие вопросы. На пример, как часто корова переходит дорогу или надёжно ли закреплён подъёмный кран? Секрет в том, что любой из вариантов, который выберет ребенок, будет правильным. Главное, что малыш сделает сам свой выбор.

Кто из родителей не мечтает вырастить своего ребенка счастливым и здоровым? Физик Леонид Яковлевич Береславский не был исключением, и своего первого сына Игоря они с женой воспитывали, ориентируясь именно на эти цели. Но когда на свет появился второй, Миша, Береславские решили пойти дальше и, помимо всего прочего, сделать ставку на воспитание успешности – и в будущей профессии, и в жизни. И, судя по всему, им это удалось.

Миссия выполнима?

Леонид Яковлевич убежден: мы меняемся вместе со своими детьми. Он считает, что к моменту рождения своего второго ребенка сильно изменился и именно тогда по-настоящему созрел для отцовства. К воспитанию Миши он подошел уже куда более ответственно и последовательно: как отец, очень сильно желавший этого ребенка, как личность, которая уже многого добилась к тому моменту, и как шахматист, который достиг в этом виде спорта определенных результатов.

«Я много наблюдал за Мишей с самого его рождения и уже тогда обратил внимание, что у сына удивительно спокойная и уравновешенная нервная система. Он всегда был спокоен, а к игрушкам прикасался так мягко и нежно, словно ласкал их. Его целеустремленность уже в четыре с половиной месяца бросалась в глаза. У нас была такая игра: когда Миша, лежа в кроватке, дотягивался до висевшей над ним игрушки, я поднимал ее выше. Обычно в этом случае дети начинают хныкать, требовать то, что им хочется. А тут обиды не было никакой. Я оставлял игрушку на определенном уровне, до которого Миша еще не мог дотянуться. Он мог в течение нескольких минут без крика пытаться достать ее. Смотрел на меня вопросительно: когда же ты ее, наконец, опустишь? Я вовсе не считал сына гениальным. Для меня важно было не нарушить ход его естественного развития. Когда ему было полтора года, я стал с ним много разговаривать. Он еще мало, что говорил, но очень внимательно слушал. И я понял: пора начинать развитие. Но как?».

В поисках собственной методики

Это были 80-е годы прошлого века. Тогда все вокруг обсуждали опыт знаменитой семьи Никитиных. Но у них, как считает Береславский, все-таки не было стройной системы воспитания. Да и сами Борис Павлович и Лена Алексеевна не раз рассказывали в своих многочисленных книгах, что они шли в воспитании на ощупь, интуитивно и эмпирическим путем узнавая, что лучше для детей.

Береславский решил действовать наверняка. И стал по всему миру искать людей, которые воспитали по-настоящему успешных детей. У нас тогда еще мало знали о венгерской семье Полгар, которая воспитала трех дочерей, которые получили звание гроссмейстеров по шахматам. Весь мир признал девочек гениальными. И Леонид Береславский поехал в Венгрию.

Глава венгерского семейства и его жена не были шахматистами, но посвятили свою жизнь воспитанию детей: домашнее обучение, развивающие полезные игрушки, приглашенные из разных стран сильнейшие тренеры – для занятий с девочками шахматами. Береславский делает вывод: если из одной семьи вышли сразу три гениальных ребенка, значит, все зависит от воспитания!

Затем он едет в Америку и разыскивает математика Джонсона, у которого пятеро детей и все – сильнейшие математики. Но и в этой семье, оказывается, детей готовили целенаправленно. Для них был создан особый мир из цифр и логических задач. В комнатах – ковры с лабиринтами, трехмерные конструкторы, собрать которые можно, применив одно единственное правильное решение. У нас в стране таких игрушек тогда еще и в помине не было.

Леонид Яковлевич, автор 150 изобретений по физике полупроводников, стал сам придумывать развивающие игрушки. Например, электронный тренажер. По виду он напоминает ноутбук. Это панель размером с книгу, на которой расположены кнопки. Как и в компьютер, в тренажер можно загрузить разные задачки. В основном это упражнения на логическое мышление, которые строятся на сюжетах сказок.

Например, перед ребенком стоит задача – освободить из заточения Иванушку (сказка «Гуси-лебеди»). Малыш идет, как по лабиринту, нажимая одну клавишу за другой, пытаясь найти верную дорожку, а тренажер откликается на правильные ходы светом загорающихся лампочек и красивой мелодией. Если задачка решена верно, тренажер благодарит ребенка.
Задания и полученные ответы можно занести в память устройства – отличная возможность для тренировки внимания.

Неожиданный поворот

Но главным коньком Береславского были и остаются шахматы. Когда Мише было полтора года, отец положил перед ним шахматную доску, расставил фигурки и стал наблюдать. Что делают дети в таких случаях? Обычно начинают передвигать шахматы, скидывать их с доски. А Миша посмотрел внимательно, сложил ручки за спину и стал думать.

Отец понял: в ребенке есть потенциал, который надо развивать. Но никогда не ставил перед сыном цель – стать чемпионом. Свой первый шахматный турнир в 4 года Миша проиграл. Он, конечно, расстроился и спросил у отца, заниматься ли ему шахматами дальше? Тот ответил, что если уж и быть шахматистом, то только хорошим. В 6 лет мальчик коряво вывел своей рукой в дневнике: «Я хочу быть чемпионом мира».

Всем известно, что шахматы – это ежедневный труд. Участие в турнирах требует времени, собранности и сосредоточенности. Отец постоянно подкидывал сыну новые задачки, с каждым разом все выше поднимая планку, а мама сопровождала Мишу на занятия и турниры.

В 13 лет Миша был уже матером спорта по шахматам, чемпионом Москвы, участвовал в чемпионате России. О нем писали в газетах, брали интервью для телевидения. Но неожиданно Миша принял решение оставить шахматы. Произошло это после того, как Леонид Яковлевич показал сына опытным тренерам, которые готовили чемпионов мира. Они сказали, что мальчик, конечно, будет входить в десятку или двадцатку лучших, но вряд ли когда-нибудь станет самым первым. Такой прогноз не устроил целеустремленного подростка, после этого случая он полностью переключился на физику и математику.

Однако учеба никогда не была для Миши самоцелью. Физико-математическая школа, в которой он учился, гарантировала прочные знания. Оставив занятия шахматами, мальчик продолжал заниматься спортом. Леонид Яковлевич считает так: сколько ребенок занимается умственным трудом, столько же времени он должен посвящать спорту – бегать, прыгать, играть в футбол и другие игры, восстанавливая таким образом эмоциональное равновесие.

Миша блестяще закончил школу, поступил в престижный вуз за рубежом. Он отлично учится и уже начал заниматься интеллектуальным бизнесом. А отец, который всерьез втянулся в воспитательный процесс, основал в Москве школу для детей «Открытие». Те наблюдения и выводы, которые Леонид Яковлевич делал в узком семейном кругу, легли в основу стройной образовательной системы. Кроме того, у Береславского вышло немало книг с задачками, по которым можно успешно заниматься и дома.

Что дает напряжение ума?

Западная система школьного образования импонирует Леониду Береславскому важными, на его взгляд, установками: ребенок должен быть психически здоров, уверен в себе и доброжелателен. Можно ли сочетать наш российский высокий стандарт образования с западной установкой на здоровую психику ребенка? По мнению Леонида Яковлевича, вполне, если подойти к процессу воспитания и образования разумно. Необходимо постоянно создавать ситуации умственного напряжения, которое и активизирует мозг, развивая его. В последнее время вышло довольно много статей по психологии детей раннего возраста. Доктор медицинских наук, профессор А. Шеповальников говорит об участках мозга малышей, так называемых зонах ожидания, которые готовы к восприятию информации. Включить их в работу можно не только с помощью шахмат. Эффективным будет любое обучение: художественное, математическое, астрономическое. Но если не сделать этого вовремя, начнется атрофия этих зон.

Береславский согласен с педагогом-новатором Борисом Никитиным в том, что со временем детская способность усваивать информацию снижается. Что в 3 года познается легко и непринужденно, в 12 лет вызывает большие трудности и, как следствие, нежелание учиться, преодолевать себя. Способности, получившие поддержку на ранних этапах жизни, развиваются не в арифметической, а в геометрической прогрессии.

Талантами рождаются, в этом Леонид Яковлевич не сомневается. Потенциал и задатки – это от природы. Но чтобы стать успешным, одного только таланта не достаточно. Успешный человек, считает Береславский, прежде всего самостоятелен и независим. Он не скован стереотипами и способен принимать нестандартные решения. Этому Леонид Яковлевич сначала учил своих детей, а теперь пытается передать и своим ученикам. Однако быть успешным – это не значит непременно стоять на пьедестале. Совсем необязательно что-то завоевывать. Важно чувствовать в себе гармонию с окружающим миром и творчески подходить к любой ситуации. В этом убежден педагог и отец Леонид Береславский. Подробнее познакомиться с его методикой можно на сайте http://www.bereslavsky.ru .

Маргарита Шиц / Mosparents.ru

Сколько весит кирпич, если он весит 1 кг плюс полкирпича? В голову сразу приходит ответ: 1,5 кирпича, но это неправильный ответ. А если включить логику? Мы сразу найдем правильный ответ: 2 кг.

Из всех методик раннего развития, лично мне больше нравится уникальная методика Береславского, потому, что она не учит детей ни читать, ни писать, ни считать в 1,5 года, а направлена в первую очередь на развитие детской логики. Ребенок учится самостоятельно думать, рационально мыслить, принимать верные решения, перебрав разные варианты и делать выводы. Ведь в жизни самое главное — умение решать жизненные задачи, умение мыслить и ориентироваться в разных ситуациях.

Иногда методику Береславского считают программой обучения малышей игре в шахматы. На самом деле шахматы здесь используют просто, как способ развития детской логики, фантазии и . Здесь можно встретить короля с королевой, и даже рыцарей, которые защищают их от врагов.

Знакомство детей с шахматами начинается уже в 3,5 года.

Игра «Лабиринт».

Малышам раздаются карточки, в центре которых расположена ладья, по краям стоят пешки. Лабиринт состоят из прямых линий, закругленных и идущих наискосок. Детям объясняют, что ладья ходит только по прямым линиям и поворачивает под прямым углом, показывают. А затем дают задание: пальчиком довести ладью по лабиринту к с своим подружкам «пешкам» . Для этого они должны найти прямую дорожку с прямыми углами.

Детей постарше можно учить по памяти расставлять шахматные фигуры на доске. Когда они смогут это делать без подсказки взрослых, то можно устроить соревнование: кто быстрее расставит на шахматной доске черное и белое «королевство». Покажите ребенку, как ходить лошадь, слон и т.д. И когда он без подсказки сможет самостоятельно передвигать фигуры, можно перейти к более сложным играм.

Поставьте на шахматной доске 4 пешки. Ребенок должен поставить слона так, чтобы он мог прийти в гости к любой из пешек.

После таких лет, в 5 лет дети уже могут придумывать собственные комбинации и переходят на высший уровень мастерства игры в шахматы.

Кроме шахмат методика Береславского включает в себя много других игр.

Взрослый выкладывает несколько рядов из палочек разного количества. Сколько палочек надо добавить в каждый ряд, чтобы они стали одинаковыми?

1. Расположите цифры от 1 до 4 друг под другом таким образом: 1 2 3 4

Задание: соединить линиями одинаковые цифры так, чтобы соединительные линии не пересекались друг с другом.

2. Собираем капельки в ведерка (от 2,5 до 4 лет). На листе бумаги в ряд нарисуйте несколько ведер, а сверху дождевые капельки нарисуйте так, чтобы некоторые из них были изображены четко над ведерками, а некоторые между ними. Котята хотят собрать дождевые капельки, давай им поможем. Маленький ребенок может нарисовать карандашом прямую линию от каждой капельки вниз и узнать какие попали в ведерки, а какие нет. Ребенок постарше пусть проведет мысленно прямые линии вниз.

3. Цветная мозаика (от3 до 5 лет). Если у Вас есть фантазия, то нарисуйте на листе бумаги сложную фигуру, состоящую из квадратов, трапеций и треугольников. Затем попросите раскрасить одинаковые фигурки одним цветом. Ребенок очень обрадуется, если в итоге у него получится какая-нибудь красивая фигура.

Профессор Леонид Яковлевич Береславский является создателем и директором школы «Открытие». Главная задача школы - научить ребенка мыслить творчески, а также принимать нестандартные решения. тренируют память, группируют предметы по признакам, формируют пространственное представление через восприятие графических образов, развивают логику, учатся думать. На развитие этих навыков направлено 250 различных игр и 3000 всевозможных заданий. Во время обучения детям комфортно и весело.

Суть методики Береславского

Цель методики Береславского - опережающее обучение. Он считает, что в раннем детстве у ребенка развиваются определенные функции мозга, определенные окошки. И если эти окошки не развивать, то со временем они закроются. Профессор Шеповальников назвал эти участки мозга зонами ожидания, которые атрофируются, если не включаются в работу.

Уже доказано, что способности, которые ребенок получил в раннем возрасте, развиваются в геометрической прогрессии. То, что легко усваивается в 3 года, в 12 лет познается с трудом. Отсюда - нежелание детей учится. Школа Береславского поддерживает и развивает заложенные у каждого ребенка способности. В частности - самостоятельно мыслить и творчески относиться к любимому делу.

Опережающий подход к обучению

Методика профессора Береславского строится на опережающем подходе к обучению. Береславский открыл и систематизировал 8 логических операций. Простые операции развиваются в возрасте с 3-х до 4-х лет, сложные - в 5-6 лет. Таким образом, в три года ребенок решает задачки на внимание, в три с половиной года он уже может решить задачки на классификацию, а четыре года он в состоянии решить задачки на упорядоченность действий. Задачки доступны и понятны детям, и поэтому, решая их, они получают истинное наслаждение. В детском саду при подготовке детей к школе изучают 15 тем, а по методике Береславского - гораздо больше.

Уже в раннем возрасте, утверждает Береславский, закладываются образы, которые потом помогут ребенку на уроках биологии, экономики, физики и т. д. Например, ребенку дают кубик, сделанный из металлической проволоки с шариками в узлах. Для ребенка пока это просто игрушка, а не ионы, но в дальнейшем, на уроках химии, он вспомнит этот образ.

Занятия для детей разных возрастов

На первом занятии полуторагодовалый ученик получает электронный тренажер. На вид это маленькая коробочка с рисунками животных или человека. Рядом с рисунком находится кнопка. Ребенка просят найти нужный рисунок, например паровозик. Ребенок нажимает на кнопку, и загорается красная лампочка. Эта игра развивает мелкую моторику рук , память и внимание.

Старшие дети последовательно нажимают несколько кнопок. И если они ошибаются, тренажер их поправляет. А мамы сидят за дверью и подслушивают, ведь дома нужно будет делать домашнее задание.

Иногда родители подавляют познавательную , постоянно поправляют его. От этого у ребенка развивается неуверенность. Он все время ждет реакции мамы и это мешает ему учиться. Таких родителей «перевоспитывают», говоря им, что их ребенок - настоящий талант. И это правда. Нужно только это доказать.

Шахматы в методике Береславского

Логику профессор Береславский развивает с помощью шахмат. Шахматы - это целый мир, который будит фантазию и воображение, где фигуры ходят друг к другу в гости. расставляет фигуры на доске и про каждую рассказывает стихотворение или поет песню. Береславский тренирует воображение детей с помощью нелепиц. Он просит, например, одним словом назвать два предмета - кружку и ложку. Получается локружка. Так дети учатся принимать оригинальные, нестандартные решения.

Профессор Береславский учит принимать решения быстро, интуитивно. Такое решение может быть принято только на основе прошлого опыта, приобретенного в детстве с помощью игр. Все желающие могут обучать своих детей по методике Береславского дистанционно, через Интернет.

Методик раннего развития, чего уж скрывать, сегодня много. У каждой есть свои плюсы и минусы, приверженцы и противники, приемы и изюминки. Мы хотим познакомить вас с методикой Леонида Яковлевича Береславского, руководителя школы «Открытие».

Леонид Яковлевич Береславский – профессор, доктор философии, действительный член Академии изобретательства, член Международной ассоциации педагогов при ООН, автор более 120 изобретений в области физики и технологии полупроводников, кандидат в мастера спорта по шахматам. Автор 28 книг по дошкольному образованию.

С 1992 года является директором школы раннего интеллектуального развития «Открытие». Данный метод интеллектуального воспитания апробирован на международных конгрессах и конференциях в Испании, России, США, имеются заключения авторитетных психологов, педагогов.

Солнечным утром я шла на встречу с автором одной из популярных сегодня методик раннего развития, который обещал не только рассказать о своем детище, но и показать все наглядно. Это «наглядно» очень привлекало и манило, ведь, начитавшись отзывов о методике, я точно знала: узнаю что-то очень интересное. Так и было.

Начало положено!

О том, чтобы разработать собственную систему раннего развития, Леонид Яковлевич задумался, когда стал папой во второй раз. Лет ему было уже немало, и Береславский спросил себя: «А успею ли я вырастить своих детей, дать им хорошее воспитание, вложить в них все то, что хотел бы?» Наверное, каждый родитель в какой-то момент спрашивает себя об этом, но Береславский оказался не из тех, кто просто спрашивает. Он начал действовать. Он узнает, что на Западе (а дело было в начале 1980-х годов) появились преподаватели-новаторы, которые занимаются с малышами, еще толком ни ходить, ни говорить не умеющими, и эти занятия заметно улучшают и физическое, и психическое развитие детей. Он знакомится с удивительными семьями, которые личными усилиями воспитали гениальных детей: венгерская пара Полгар вырастила из трех дочерей чемпионок по шахматам, а американец Джонсон стал счастливым отцом пятерых (!) сильных математиков. Как тут не задуматься!

Вывод напрашивался сам: необходимо начинать заниматься с детьми как можно раньше, до пяти лет.

Постепенно родилась «методика Береславского», которая была удачно опробована автором на собственном сыне. Сыну, кстати, сейчас 23 года, он здоров и успешен.

Основные принципы

Л.Я. Береславский считает, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется любой поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе.

Развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней над старыми.

Наглядный пример методики: ребенку в три года дали несколько упражнений-игр, связанных с треугольниками. В памяти малыша они незаметно отложились, в мозге образовался определенный «узор». Уже будучи школьником, ребенок на уроке геометрии видит задачу на подобные треугольники, и хотя она для него – новая, но мозг воспринимает ее как нечто знакомое. Без труда решая задачку, он усложняет «узор», тем самым дает зеленый свет дальнейшему развитию.

Если же изначально ребенку не дать определенных навыков и знаний, то у него просто не будет возможности от чего-то оттолкнуться, ему будет трудно учиться в школе, появятся психологические проблемы. Раннее обучение можно назвать фундаментом здания, которое ребенок будет строить всю жизнь.

Недостроенный нижний этаж – плохая опора для следующего. Это должны знать не только архитектор со строителем, но и родитель с педагогом. Невостребованные зоны мозга, не получившие своевременного развития, могут атрофироваться.

Основные принципы обучения по методике Л.Я. Береславского:

l Любое обучение ребенка должно проходить в игровой форме. У ребенка нельзя отбирать его детство.

l Обучение четко систематизировано, основано на повторениях и возвращениях к пройденному.

l Каждый педагог должен быть еще и актером и ребенком одновременно, чтобы детям было интересно заниматься.

l Обучение должно проходить с чередованием умственной деятельности и физической активности.

l Обучение должно быть направлено не только на развитие умственных

способностей, но и на развитие самостоятельности.

Своевременно – это когда?

Л.Я. Береславский считает, что начинать заниматься с ребенком следует с 1,5 лет. Средний возраст детишек, посещающих школу «Открытие» – 3 года. Все занятия четко структурированы, каждый урок прописан. Перед тем как ребенок поступает в школу, учителя проверяют его навыки и уровень развития, чтобы найти индивидуальный путь к нему, начать занятия с определенного урока.

Если тихонечко зайти на любой урок, то можно увидеть такую картину: 3–4 ребенка сидят на крошечных стульчиках за настоящей партой и… играют. Но играют по четко составленному плану. Для каждого возраста и для каждой ситуации придуманы свои игры-задачки. Преподаватель не только контролирует ситуацию, но и играет вместе с детками, в то же время внимательно следя: а не устал ли кроха, не утратил ли интерес, все ли у него хорошо с настроением. Поэтому на занятиях детки и разыгрывают сценки, и поют, и даже пляшут!

Очень важный момент, которому уделяют огромное внимание последователи методики Береславского – ребенок должен расти и развиваться в атмосфере успешности. Именно поэтому в группы набирают не больше 4 детей: каждый должен чувствовать себя неповторимым, удачливым и умным.

Занятия по методике Береславского продолжаются вплоть до поступления в школу, то есть до 6–7 лет. К этому времени ребенок уже уверен в своих умственных способностях и творческих силах.

Дети от природы талантливы, стремятся к совершенству. Любое воспитание эффективнее, если оно начинается в раннем детстве. Ведь наибольшие трудности испытывают не те, у кого мало знаний, а те, кто умственно пассивен, у кого отсутствуют интересы, привычка думать, самостоятельно решать проблемы.


Умники и умницы

В архиве Береславского более 5000 разных игр и упражнений. Это дает обширнейшее поле для деятельности. Занимаются детки не только в школе, но и получают домашние задания. «Домашние задания? В 2-то года?!» – воскликните вы. Да, дети занимаются еще и дома с родителями, делая упражнения, которые им порекомендуют преподаватели. Возможно, кто-то и будет от этого факта в негодовании заламывать руки и говорить, что «у ребенка отбирают его детство», но не спешите следовать их примеру. Проведенное вместе время очень ценно и для малышей, и для их мам с папами. К тому же Береславский предлагает не скучные «домашки», а интересные игры для дома. Если у родителя не получается заинтересовать кроху дома, то он всегда может обратиться за помощью и советом к педагогу.

Растим гениев?

Как говорит Леонид Яковлевич, у него нет цели «вырастить из детей новых Ньютонов или Менделеевых». Дети, которые занимаются по его методике – в первую очередь всего лишь дети. Его цель – развить ребенка по максимуму, чтобы ему было проще в дальнейшей жизни.

В основном, задания рассчитаны на формирование логических и математических способностей, ведь дети, увлекаясь решением «каверзных» задачек, учатся мыслить самостоятельно, принимать собственные решения, учатся рационально использовать информацию.

В полтора года, когда ребенок только начинает заниматься, приоритетным является развитие мелкой моторики (игры с предметами разной величины, формы и фактуры), внимания (найди два одинаковых мячика, фрукты и т.п.), зрительной памяти, изучение основных цветов, видов животных и др.

К трем годам уже идут задачки на развитие логики, изучение геометрических фигур и их сравнение, пространственные представления (разнообразные лабиринты, откуда нужно выйти).

Во что они играют?

Береславский уверен, что очень важно включить в «рацион» игр ребенка геометрические фигруры. «Неумение «геометрически мыслить» изначально снижает потенциальные возможности человека, создает трудности при обучении в школе», – убежден автор.

Математические понятия усваиваются не сразу, тем более – карапузами, поэтому в играх постоянно присутствуют круги, квадраты, треугольники.

Для развития логики очень хороши лабиринты, в которых нужно найти правильный путь и вывести «героя». К тому же при такой игре отлично развивается координация движений (ведь ребенку нужно не только определить верный путь, но провести по нему заблудившегося зверька, игрушку или другого воображаемого персонажа).

Детям очень нравятся тайны, загадки и секреты, поэтому в играх Береславского много задачек с шифрами и кодами.

Малыши на «заочке»

Учиться по методике Береславского можно не только в школе и дома, но еще и на расстоянии. Сразу стоит предупредить, что такое заочное обучение требует от родителей большого терпения и творческих усилий. Родители заполняют анкету. Им высылаются сначала тестовые задания, по результатам которых педагоги составляют блоки упражнений и методические указания. Каждое задание – это еще и игровой сценарий, в котором участвуют сказочный герой и ребенок. Если что-то не получается, то преподаватели вступают в переписку и каждый конкретный случай рассматривается индивидуально.

Родители о методике Береславского:

И. Каламеец, мама Оли:

К Леониду Яковлевичу мы пришли в полтора года. Занятия были очень интересными и необычными. Помню, дети должны были выполнить задание: вложить в красный стакан – красную ложку, в желтый – желтую, в зеленый – зеленую. Оля почему-то всегда вкладывала в зеленый стакан желтую ложечку. Я ее спросила: «Почему ты так делаешь, ведь они разного цвета?» «Ну, так же красиво!» – ответила дочь. Больше всего мне понравилось, что вот это стремление к оригинальности в ней поддерживали. Никто не пытался ее переубедить, или заставить выполнить задание правильно. Очень многое, на мой взгляд, значит личность преподавателя. Ведь загубить на корню можно любую, самую прекрасную идею.

Перед школой мы два года ходили заниматься шахматами, и Оля до сих пор играет, хотя 5 лет прошло. Тестирование перед поступлением в школу мы прошли легко, и дочь не потерялась на фоне тех детей, которые занимались и готовились к обучению в школе специально. Учится она сейчас в 6-м классе, всего две четверки в четверти.

Бричкалевич Лена:

Каждое утро, едва открыв глаза, моя трехлетняя дочь спрашивает: «Мама, сегодня идем на занятия?», и очень огорчается, когда узнает, что сегодня нет занятий. Для нее они стали настоящим праздником, своеобразным «лакомством для ума». За полгода занятий ребенок стал наблюдательнее, пытается всему происходящему дать объяснение.

Дома дочка часто вспоминает, что было на занятиях, обучает этому свои игрушки. Хорошо бы многим нашим учителям поучиться у Береславского, как увлечь ребенка, не погубить его талант и индивидуальность, а развить их.

Богданова Ксения (2 г. 6 мес.):

Ходит в Школу 6 месяцев. Выработалось умение доводить начатое дело до конца, не отбрасывать сходу. То, что не получается, просит объяснить, либо пытается сама разбирать. Стремление к умственной деятельности, несомненно, появилось.