Судьбы самых ярких моделей ссср. Советские дома моделей Дом моды на кузнецком мосту история


Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком Мосту (ОДМО) – знаменитый советский дом моделей.

В 1930-е годы в СССР появилось понятие советский Дом мод, изначально, по сути, это были просто модные ателье, или распространенные в тот период опытно-технические лаборатории, например - Дом Моделей Мосторга, располагавшийся на Большой Дмитровке, открывшийся в 1933 году; отдел модельных платьев при Центральном универмаге Наркомвнутторга СССР; небольшой Дом моделей треста «Мосбелье»; отдел модельных платьев опытно-технической фабрики треста «Мосшвея», и пр.

В 1934 году на базе опытно-технической лаборатории треста «Мосбелье», во многом благодаря управляющей трестом «Мосбелье» Инне Ефимовне Бамдас, был создан первый в СССР Дом моделей, расположившейся на Сретенке в доме № 22. Руководителем Дома моделей стала племянница Надежды Ламановой , модельер Надежда Макарова. Сама Ламанова долгие годы являлась художественным консультантом Дома моделей.

В системе треста «Московшвей» (не путать с Москвошвеем - московским государственным трестом швейной промышленности, с 1922 года объединявшим швейные фабрики Москвы) находились предприятия, изготовляющие верхнюю одежду, а в системе треста «Мосбелье» - платья и белье. В 1938 году Дом моделей при тресте «Мосбелье» объединили с опытно-технической швейной фабрикой треста ««Московшвей», так появился Московский Дом моделей (МДМ). С 1938 года Московский Дом моделей через издательство Гизлегпром начал выпускать собственный журнал мод.

С 1936 года стали появляться первые советские журналы мод не с рисунками, а с фотографиями.

Среди создательниц советской моды тех лет было немало талантливых мастеров, одна из них, безусловно, Надежда Макарова, кроме неё в Доме моделей трудились такие замечательные профессионалы как - Фекла Гореленкова, ученица самой Надежды Ламановой, Елена Федотова, Александра Лямина, Елена Райзман. Самобытные туалеты создавала актриса немого кино Анель Судакевич, работавшая в те годы в Московском Доме моделей.

К концу 1930-х годов в стране встал вопрос об организации единой системы конструирования модной одежды в масштабах страны и необходимости специального моделирования одежды для швейных предприятий. Но создать централизованную систему моделирования одежды удалось только в 1940-е годы.

На исходе войны, в 1944 году, советское правительство решило открыть в Москве новый Дом моделей на знаменитой еще с ХVIII века «улице моды» - Кузнецком Мосту, в доме № 14.

Новый советский Дом моделей разместился в здании, построенном в начале ХХ века, по проекту Адольфа Эрихсона, выдающегося русского архитектора, мастера стиля модерн. В период 1901-1903 годов Эрихсон по заказу купца Алексея Михайлова, большого знатока мехового дела создал проект здания по адресу Кузнецкий Мост, 14, где расположился «Магазин сибирских и американских меховых товаров» А. М. Михайлова.

Алексей Михайлов практически создал меховой Дома Моды европейского размаха в России того времени, сочетавший в себе единство принципов работы коммерческого предприятия - роскошного мехового магазина, помещения которого были специально спланированы для демонстрации моделей, для примерок, а также для пошивочных мастерских. Все было продумано настолько основательно, что не утратило своей функциональности долгие годы.

Начался новый важный этап в истории советской модной индустрии. Разрабатывать перспективные модели одежды для советских людей должны были лучшие художники-модельеры страны, а швейные фабрики собирались обязать производить продукцию не по собственному усмотрению, а только по лекалам самых успешных модельных образцов.

Кроме Москвы, в 1940-е годы Дома моделей были открыты в Киеве, Ленинграде, Минске, Риге. В конце войны у государства, ратовавшего за возрождение моделирования одежды, не было средств на моду. Поэтому Московский Дом моделей был обязан работать на принципах самоокупаемости. Планировалось, что швейники будут заказывать и оплачивать в Московском Доме мод конструирование моделей модной одежды, для внедрения их на фабриках.

Московский Дом моделей был обязан в инициативном порядке разрабатывать и предлагать швейникам новые модели одежды, работая себе в убыток. Поскольку моделирование оказалось убыточным, главным источником существования стали заказы структуры под названием Главособторг. Московский Дом моделей не только разрабатывал новые модели модной одежды, но и шил их малыми партиями, которые затем успешно реализовывались через коммерческие магазины столицы и образцовые спецунивермаги, появившиеся в стране ещё в 1930-е годы.

В 1945 году для пропаганды советской моды Московский Дом моделей начал проводить открытые показы мод для населения с привлечением манекенщиц, сопровождавшиеся комментариями искусствоведов, рассказывающих о модных тенденциях. Кроме этого, в специальном выставочно-демонстрационном зале периодически проводились экспозиции новых моделей одежды, где любой посетитель мог рассмотреть надетые на манекенах модные образцы и получить у дежурного художника-модельера консультацию по поводу модных направлений.

с 1945 года Дом моделей на Кузнецком мосту начал самостоятельную издательскую деятельность. «Журнал мод» с 1945 года становится регулярным изданием Минлегпрома СССС, и выходит четыре раза в год. Долгие годы редакция этого журнала располагалась в самом Доме моделей, а его главным редактором была художник-модельер Антонина Донская. Работу Дома моделей освещал еще один старейший журнал мод «Модели сезона», появившийся в СССР в 1920-е годы. С 1959 года начался выпуск журнала «Мода стран социализма», с той же редколлегией, что и у «Журнала мод», под руководством все той же Антонины Донской, располагалась редакция журнала «Мода стран социализма», там же на Кузнецком мосту.

До 1947 года изготовление одежды постоянно расширялось. Создание пошивочных цехов при Домах моды могло бы стать удачным дополнением для массового фабричного производства. Однако после ликвидации системы коммерческой торговли и переводе Московского Дома моделей с 1948 года на государственное финансирование, последовало прекращение мелкосерийного и экспериментального производства новых моделей модной одежды.

В военные годы на многих швейных фабриках были полностью ликвидированы или сокращены творческие отделы, занимавшиеся, так называемой, «доводкой» моделей, изготовлением лекал и прочей работой, требующей навыков моделирования. Кроме того, в стране были большие проблемы с тканями. По этим причинам фабрики отказывались от изысканных разработок Дома Моделей и предпочитали выпускать более простую в изготовлении одежду.

В 1947 году чиновники в сфере легкой промышленности во главе с А.Н. Косыгиным, занимавшим в это время пост Председателя Бюро по торговле и легкой промышленности при Совете Министров СССР, решили бороться с засильем на полках немодных, низкокачественных вещей. Ведущим сотрудникам Московского Дома моделей было поручено провести обследование и дать оценку продукции, выпускаемой швейными фабриками. Длилась эта проверка до 1948 года. В результате многие изделия были сняты с производства. Ряду фабрик было запрещено самостоятельное моделирование. С 1947 года столичному Дому моделей было поручено контролировать деятельность периферийных швейных предприятий, а также системы ателье индивидуального пошива одежды.

К концу 1940-х годов Московский Дом моделей фактически превратился в своеобразный советский институт модыс множеством служб и подразделений. В 1948 году Московский Дом моделей был реорганизован в Общесоюзный Дом моделей одежды (ОДМО). К началу 1949 года было организовано уже 12 республиканских и областных Домов моделей и произошло их объединение в единую систему во главе сОбщесоюзным Домом моделей одежды. Созданная в конце 1940-х годов единая система модельных домов во главе с ОДМО сохранилась вплоть до 1990-х годов.

В послевоенное десятилетие коллектив Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком Мосту пополнился целой плеядой отличных профессионалов, пришедших создавать советскую моду. Многие из них были выпускниками первого в стране Московского текстильного института.

В 1930 году в связи с потребностью в стране подготовки специалистов-художников для производства текстильной и легкой промышленности, из ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские – московское учебное заведение, созданное в 1920 году) в Москве были выделены эти специальности и переданы в Текстильный институт. Как самостоятельная, кафедра художественного проектирования костюма была организована в 1965 году. До этого времени она входила в состав кафедры спецкомпозиции, возглавляемой профессором П.П Пашковым, где с 1938 года осуществлялась подготовка как художников-технологов по ткачеству, печатному рисунку и трикотажу, так и художников по костюму.

Война прервала подготовку художников, и только в 1947 году возобновился прием абитуриентов на специальность художник-модельер.

На факультете и кафедре работали многие знаменитые художники, в том числе и художники Общесоюзного Дома моделей - А.И. Черемных, В.Д Горовец, И.Л. Леонидова, А.Ф. Куличев, Л.Ф. Турчановская, А.В Космачева и др. Эти педагоги заложили блестящий фундамент школы искусств, связанный с подготовкой художников-технологов в области легкой промышленности.

Среди пионеров были - Анна Бланк, которая с 1944 по 1948 год являлась главным художественным руководителем Московского Дома моделей, а с 1948 по 1958 года - Общесоюзного Дома моделей одежды, Вера Аралова , Валерия Горовиц, Тамара Файдель, Антонина Донская, Людмила Турчановская, Татьяна Ксенофонтова, Тамара Кузнецова, Алла Левашова, Валерия Николаевская, и др.

В дальнейшем коллектив Дома моделей на кузнецком Мосту пополнился целой плеядой талантливых художников – модельеров, таких как: легендарный Вячеслав Зайцев, Александр Игманд (1991 - 2002 - главный художественный руководитель Дома моделей), Светлана Качарава, Тамара Мокеева, Юлия Денисова, Татьяна Осьмеркина, Наталия Орская, Галина Гагарина, Елена Стерлигова, Елена Иванова, Лина Телегина, Татьяна Большакова, Галина Крохмалева, Галина Чернопятова, Магда Андреева, Валерия Чекунина, Татьяна Франк, Наталья Штофф, Ирина Крутикова, искусствоведы Алла Щипакина, Ирэн Андреева и др. Директором Общесоюзного Дома моделей на Кузнецком Мосту долгие годы был В. Ягловский.

С 1953 года принимает участие во всех отечественных выставках, на многих международных выставках и конгрессах мод. После международных конгрессов мод редакцией «Журнала мод», работающей при ОДМО, подготавливаются к печати специализированные издания - альбомы с фотографиями моделей одежды из разных стран, принимавших участие в конгрессе. В 1958 году Общесоюзный Дом моделейпровел первое заседание по вопросам культуры одежды совместно с СЭВ (Советом экономической помощи социалистических стран), такие мероприятия, целью которых являлся обмен опытом и обсуждение перспектив моды стали ежегодными.

В 1957 году Международный конгресс мод впервые проводился в Москве. Одним из устроителей конгресса являлся ОДМО. Дом моделей на Кузнецком Мосту регулярно принимал участие в организации показов зарубежной моды. В 1967 году при помощи ОДМО был проведён Международный фестиваль мод, который проходил на территории Лужников. Главным событием этого фестиваля стал приезд в Москву Дома Шанель. Гран-при фестиваля получила модельер Татьяна Осьмёркина за платье «Россия».

С 1960-х до конца 1980-х годов ОДМО - Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком Мосту являлся главным моделирующим центром советской легкой промышленности.

В советское время все коллекции Дома моделей выходили под маркой: «Авторский коллектив Дома моделей «Кузнецкий мост». Имен мастеров не знали. В 1974 году Славу Зайцева включили в галерею лучших модельеров мира последнего столетия, но выехать за пределы СССР он смог только в 1988 году.

Дом моделей создавал две основных коллекции в год. Каждую в двух вариантах. Первый вариант служил образцом для промышленности, поскольку Дом моделей изначально создавался специально для помощи швейникам и был методическим центром всех Домов моды в СССР. Вещи из коллекций должны были соответствовать возможностям швейных фабрик. Но проблема тотального дефицита не позволяла швейным фабрикам в точности выполнять задумки модельеров. От них постоянно можно было услышать: «Таких пуговиц у нас нет, поменяйте, такую деталь не сошьем, упростите, с такой подкладкой получится дорого, измените», и так по каждой модели. После чего покупатели смотрели на готовые изделия, которые доходили до магазинов с полным недоумением, задавая один вопрос: «Что же это за специалисты трудятся в Доме моделей?».

Второй вариант коллекции предназначался для показов за рубежом. Его выполняли для достойной демонстрации советской моды. Было и одно неизменное требование - часть вещей в каждой коллекции для внешних показов обязательного должна была продемонстрировать национальный колорит какой-нибудь из республик СССР.

Одежда с подиума Общесоюзного Дома моделей никогда не поступала в продажу, её раскупали жены и дети кремлевской верхушки и крупных номенклатурных работников, командированные за границу члены делегаций, творческая элита страны. Уникальные вещи из дорогих материалов делались исключительно для престижа СССР, для демонстраций на международных промышленных выставках.

В 1990-е годы существование Дома моделей на Кузнецком Мосту было критическим, из шестидесяти художников-модельеров осталось всего шесть. Практически не осталось искусствоведов, проработавших в Общесоюзном Доме моделей одежды долгие годы.

В 2002 году владельцем Дома моделей стала группа МДМ. Большинство из 150 сотрудников Дома моделей было уволено, а спустя год здание было продано компании «Подиум» - российскому ритейлеру модной одежды. В настоящее время в доме располагается магазин одежды премиум-класса «Podium concept store». Здание является объектом культурного наследия.


Рядом с Пассажем Поповых-Джамгаровых вверх по Кузнецкому мосту теперь стоит большое красивое здание, больше полувека связанное с Российской модой. А раньше там были маленькие строения. Это хорошо видно на старой фотографии 1883 г.

В XVII веке на этом месте располагалсь дворы стольника И. М. Ведеревского, как и на месте пассажа.
В 1763 году - регистратора Ключарева, в 1778 - иностранца Ивана Тардье.
В начале XIX века - купца Франца Гутта, а потом его жены.
В марте 1813 года в “Московских ведомостях” было опубликовано следующее сообщение: “Елисавета Гутт, по возвращении своем в Москву, живущая на Кузнецком мосту, в собственном доме, в западном флигеле войдя на двор, продолжает делать разные дамские уборы. Претерпев также разорение при нашествии неприятеля, она покорнейше просит господ должников об уплате ей долгов в непродолжительном времени”.

До 1812 года в доме был магазин купца Г. Теодора, продававшего мебель красного дерева немецкой работы. В доме был магазин братьев Дюлу с большим выбором мужской одежды, головных уборов.

Братья имели свою мастерскую и приглашали отдать в учение мальчиков для изготовления шляп и картузов, а девочек для шитья белья. Владелец Юлий Дюлу часто ездил в Германию, Бельгию, Англию для пополнения своего магазина иностранным товаром.

В 1840 годах дом принадлежал Елизавете Лакомм и был известен магазином купца Гальнбека под вывеской “Депо спичек”. Спички без серы здесь продавались за 15 коп. 1000 штук.

В 1848 году в дворовом флигеле находился так называемый “Литографический институт” при второй школе рисования, учрежденной графом С. Г. Строгановым.
Здесь выполнялись заказы на исполнение разных художественных работ - выполнение портретов и рисунков пером, кистью, иглой, изготовление визитных карточек и пригласительных билетов, иллюстраций к книгам. Директор этого заведения приглашал молодых способных рисовальщиков, желающих посвятить себя литографированию на камне, на работу с жалованьем.

В 1850 году дом покупает поручик, а потом гвардии полковник Север Алексеевич Ермолов(1824-1894), сын знаменитого полководца А. П. Ермолова, позднее дом переходит к его жене.
В конце 1850-х годов здесь снимает квартиру главный машинист императорских театров Федор Карлович Вальц, талантливый изобретатель-самоучка, обладавший незаурядными познаниями в области пиротехники, светотехники, механики. Его сын, продолжавший деятельность отца в Большом театре, оставил свои воспоминания, которые вышли в свет в 1928 году.
В 1883 году дом Ермоловой арендует, а потом приобретает 1-й гильдии купец-меховщик Алексей Михайлович Михайлов.

Он строит во дворе четырехэтажное здание (архитектор В. Барков) для фабрики меховых изделий.

В 1902-1903 годах на месте двухэтажного, выходящего на улицу дома архитектор А. Эрихсон построил современный дом.

Основа фасадной композиции - ритмика крупных оконных проемов, занимающих почти все пространство между устоями вертикальной структуры и тягами междуэтажных перекрытий. Несмотря на кажущуюся лапидарность, зодчий проявил большую изобретательность в декорировании фасада.

Интересно его цветовое решение. Нижний этаж, облицованный полированным темно-красным гранитом, дополненным тосканскими колоннами из черного лабрадорита и накладными, некогда тускло желтевшими бронзовыми декоративными деталями, создает прочное основание композиции. Два следующих этажа умеренно оформлены лепниной в стиле декоративного модерна, расположенной в филенках, покрытых мозаикой из золотой смальты.

Четвертый этаж под глубоким карнизом раскрепован полуколоннами характерного для Эрихсона ордера (схожего по общему абрису с коринфским), стволы которых выкрашены в терракотовый цвет. Если учесть, что мастерски нарисованные решетки балконных ограждений (одни из лучших в этой стилистике в городе) были, по-видимому, также покрыты «под золото», то можно себе представить впечатление, производимое этой постройкой, сверкающей позолотой и полированными поверхностями.

В 1906-1907 году А. Э. Эрихсоном была осуществлена надстройка пятого этажа. Нижний этаж здания оформлен колоннами тосканского ордера и облицован полированным тёмно-красным гранитом. Два следующих этажа оформлены лепниной и мозаикой из золотой смальты в стиле декоративного модерна. Балконные ограждения на фасаде здания, по мнению некоторых исследователей архитектуры, относятся к одним из лучших, выполненных в Москве в этой стилистике. Интерьер торгового зала был оформлен художником-графиком В. А. Фаворским.

Владелец этой известной московской фирмы, основатель Сибирского торгового дома по продаже меховых товаров первоначально служил “мальчиком” при магазине, стал приказчиком, а потом рискнул открыть собственную торговлю.
На Всероссийской выставке 1882 года получил высшую награду.
Умирая в 1916 году, Михайлов-отец по духовному завещанию оставил около 400 тысяч рублей на создание школы скорняжно-сырейного и красильного дела, на стипендии в Московском Мещанском училище, а Обществу купеческих приказчиков - 25 тысяч рублей. На благотворительные расходы Михайлов завещал 200 тысяч рублей.
Меховая фабрика на Кузнецком мосту продолжала работать и в советское время.

В середине 1940-х годов в здании разместился Общесоюзный дом моделей одежды, позднее получивший название Дом моделей «Кузнецкий мост». Верхний зал дома моделей был украшен 50 деревянными фигурами, представляющими историю костюма

Дом моделей создавал коллекции одежды для 300 швейных фабрик СССР, проводил обучение, методическую работу, здесь продавались готовые выкройки и проводились показы моделей, одной из манекенщиц здесь работала жена Н. С. Михалкова Татьяна. Дом моделей исполнял и индивидуальные заказы по пошиву одежды для многих известных актёров и политиков: так, у известного модельера А. Игманда шил костюмы Л. И. Брежнев, у Т. Макеевой - Р. М. Горбачёва.

В 2002 году владельцем Дома моделей стала группа МДМ. Большинство из 150 сотрудников Дома моделей было уволено, а спустя год здание было выставлено на продажу. В настоящее время в доме располагается самый большой магазин российской сети одежды премиум-класса «Подиум».

Источники: Сорокин, Нащокина.

Понять, что в Москву вот-вот ворвется лето можно по внешнему виду городских модниц: босоножки на тонких каблучках, короткие юбочки, разноцветные платья. С наступлением весенне-летнего сезона концентрация красоты и стиля в мегаполисе увеличивается многократно. Москва была "законодателем" моды страны еще со времен СССР, однако возможностей приодеться у советских женщин было крайне мало, особенно в первые десятилетия после Великой Отечественной войны, когда страна буквально поднималась из руин. Да и само понятие "мода" в СССР часто сводилось к процессу мучительного "доставания" просто новой одежды.


ОДМО всемогущий

Главным центром моды в послевоенной Москве стал открытый на Кузнецком Мосту Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО). Именно здесь трудились самые талантливые и искусные разработчики одежды, закройщики и портные, разрабатывающие коллекции для 300 швейных фабрик СССР. Разумеется, именно здесь наряжалась вся советская правительственная элита.

Общесоюзный дом моделей одежды занимал здание, построенное здесь в 1889 году для размещения фабрики и магазина купца-меховщика Алексея Михайлова. А вот парадный фасад с большими окнами, предназначавшихся для демонстрации меховых моделей, был перестроен и украшен в 1903 году архитектором Адольфом Эрихсоном в духе декоративного модерна.

Бывшее здание Общесоюзного дома моделей одежды на Кузнецком Мосту (крайнее справа).

Один из американских журналистов, посетивших ОДМО в 1957 году, сравнил его с модными домами Баленсиага и Кристиана Диора.

Сейчас в бывшем доме ОДМО на Кузнецком Мосту расположен магазин модной одежды.

Ателье класса "люкс"

Сейчас сложно представить, что купить новый модный наряд в советских магазинах было не так просто. Даже если на прилавки магазинов и "выбрасывались" какие-то партии товаров, то купить их удавалось далеко не всем желающим, либо из-за нехватки денег, либо из-за того, что просто желающих было больше, чем товаров. Выручить столичных модниц могли городские ателье, где можно было пошить наряд на заказ. Впрочем, ателье тоже не были дешевым удовольствием, а многие из них вообще позиционировались как "элитные".

Одно из таких ателье "Люкс" располагалось на Кузнецком мосту в бывшем торговом здании братьев-банкиров Джамгаровых. Изначально построенное в 1893 году архитектором Борисом Фрейденбергом, здание было позднее перестроено архитектором Адольфом Эрихсоном.

Ну и, конечно, ателье работали при каждом крупном столичном универмаге. Так, ателье класса люкс работало в ЦУМе. Иногда какие-то "излишки" таких ателье поступали на прилавки магазинов и становились более-менее доступными для "простых смертных".


Салон мод в ГУМе

В 1953 году после длительных реставраций и ремонтов на Красной площади открывается Главный универсальный магазин (ГУМ) страны, который мгновенно превращается в настоящее "святилище" моды и стиля. Все самые дефицитные, редкие и уникальные товары модной индустрии привозились сюда. При магазине также работало собственное ателье.

В 1959 году в Москве произошло событие, которое буквально перевернуло взгляд советских людей на моду: легендарный модельер Ив Сен-Лоран привез в столицу СССР коллекцию одежды Дома Диора, состоящую из 120 восхитительных, невиданных доселе советскими людьми нарядов. 12 красивейших манекенщиц "прогуливались" в роскошных платьях по торговым аллеям ГУМа, а также по московским улицам.

После этого знаменательного события, в демонстрационном зале ГУМа на третьем этаже стали регулярно проходить показы мод, причем в зрители могли попасть рядовые покупатели.

В начале 80-х годов ХХ века на Проспекте Мира открывается Московский дом моды, директором которого становится один из модельеров ОДМО, легендарный Вячеслав Зайцев. Именно ему удалось превратить Дом Моды в оазис высокой моды, где создавались именные коллекции Pret-a-Porter и Haute Couture, снискавшие славу на лучших заграничных подиумах.

Дом моды Зайцева работает до сих пор, здесь также действует школа-студия "Театра моды", созданная самим маэстро.

Первые дома моделей в СССР появились в конце 20-х — начале 30-х годов.

Но поначалу это были крупные ателье, снискавшие популярность качеством пошива. Один из них - Дом Моделей Мосторга в Москве на улице Большая Дмитровка, там работали самые модные портнихи, к которым, чтобы записаться, была очередь на полгода вперед. Дом моделей Мосторга заработал в 1933 году.

Затем неподалеку, на улице Сретенка, в 1934 году открылся знаменитый в СССР Дом моделей, в разработке дизайне коллекций которого принимали участие такие известные личности, как художник Фаворский и художницы-оформительницы Художественного театра Надежда Ламакина и Александра Лямина.

В это же время знаменитый трест по пошиву одежды «Мосшвея» частично переориентировался на выпуск модельной одежды, они же организовали показ модных платьев в одном из центральных универмагов столицы.

Мода шагала по стране, люди хотели одеваться красиво, на этой волне, повсеместно в СССР открываются дома моделей одежды, организуются показы в местных домах культуры, театрах, универмагах. Демонстраторы одежды — тогда официально появилась эта профессия в СССР при советских домах моделей одежды. В СССР демонстраторы одежды являлись обыкновенными «рабочими 5-го разряда».

К середине 1930-х годов в СССР назрела необходимость объединенной системы конструирования и моделирования модной одежды для всей страны.
В Текстильном институте в Москве открывается факультет дизайна модной одежды.

Ориентируясь на Московские Дома моделей в Ленинграде и других крупных городах страны открываются региональные Дома моделей одежды. К 40-м годам в СССР уже вполне сложилась система от конструирования и демонстрации модной одежды в домах Моделей, до ее пошива на фабриках и в трестах-ателье.

В послевоенное время, к 1946 году, мода в СССР вдохновляла все большее количество людей. На Кузнецком мосту в Москве заработал ОДМО — Общесоюзный дом моделей одежды. Проводились открытые показы модной одежды, коллекции одежды моделировались для более чем 500 швейных объединений по всему СССР.

В Общесоюзном доме моделей одежды продавались выкройки для простых смертных и строчили машинки, создавая настоящие шедевры моды для советской элиты.

К началу 50-х показы в залах Дома моделей на Кузнецком мосту и в ГУМе проходили по нескольку раз в день. Было на что посмотреть. К тому времени оформился настоящий профессиональный цех советских модельеров, куда входили такие громкие имена как Галина Гагарина, Тамара Макеева, Александр Игманд, Вера Аралова, и, чуть позже Слава Зайцев. Но лишь избранные модельеры Домов моделей в СССР могли похвастаться «именной» репутацией.

Общесоюзный Дом моделей во времена СССР выпускал все коллекции одежды под маркой «Авторский коллектив Дома моделей «Кузнецкий мост». Однако коллекции наших модельеров от советских домов моделей одежды выезжали за рубеж, имели там успех, что впоследствии позволило многим из них создать себе блистательную репутацию в мире моды, и когда железный занавес, наконец, рухнул открыть свои собственные Дома моделей одежды.

В застойные годы Вячеславу Зайцеву одному из первых, признанному за рубежом, предложили работу в США.

Но великолепные разработки от советских домов моделей одежды чаще всего не доходили до пошивочных цехов страны. Точнее, по ГОСТу упрощались все модные нюансы, ткань, фурнитура, даже крой. Поэтому покупатели той эпохи часто сокрушались, приобретая одежду, выпущенную советскими фабриками: «Посмотреть бы на этих модельеров!»

Виктория Мальцева

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Так как здание предполагалось для магазина меховых изделий, его фасад состоял из огромных витринных окон для демонстрации товара. Поначалу на горизонтальных междуэтажных тягах размещали рекламные надписи на разных языках. При этом верхние этажи украшала лепнина и мозаика из смальты.

В 1940-х здесь открылся дом моделей. Для зала на верхнем этаже В. Фаворский сделал 50 фигур из различных пород дерева. Они иллюстрируют историю костюма от древнейших времен до современности.

Одной из невероятных достопримечательностей города является Дом моделей, модный дом на Кузнецком мосту. Это советский эквивалент Баленсиаги или Кристиана Диора. Вход стоит пять рублей. Там вы можете увидеть три или четыре раза в день демонстрации мод!

В доме моды одевалась советская элита. И сейчас здесь магазин элитной одежды.

Говорят, что... ...работавший в ОДМО Александр Игманд шил одежду для Леонида Брежнева. На примерках Генсек читал стихи Есенина. А последний костюм Брежнева, сшитый в ноябре 1982 года, так и остался в примерочной Дома моделей.