Старый друг лучше новых двух. Пословица «Старый друг лучше новых двух»: смысл, значение Сказка старый друг лучше новых двух

Беседа о дружбе и о друге.

Задачи:

Обобщение представлений обучающихся об этических ценностях;
- поддержание добрых взаимоотношений между обучающимися;
- совершенствование умения работать в коллективе;
- воспитание уважительного терпимого отношения к окружающим людям;
- расширение кругозора.

Оборудование: словарь Ожегова, нарисованная конфета, цветная бумага для ладошек, заготовка ладошки – ствола с надписью «Дерево дружбы», заготовки лучиков солнца, заготовка солнца с надписью «Солнце дружбы», сборник «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», карточки с пословицами (начало- на белом листе, конец- на оранжевом), воздушные шарики (16 шт.), карточки с шифром пословицы (20 шт.), карта – помощница.

Музыка :
Ход урока

    Звучит песня Шаинского «О дружбе»

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? (О дружбе, о друге.)

2. Введение в тему.

Сегодня мы поговорим о дружбе, о том, как нужно дружить, чтоб не терять друзей.

Послушайте притчу.

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

    Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? - спросил пастух.

    Мы - дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь - выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

Какая проблема стояла перед пастухом?

Какое решение он принял?

Выполнение развивающего задания

Расшифруйте пословицу, выражающую главную мысль этой притчи.

Дети получают распечатки задания.

Работа в парах .

Ответ. Дружба дороже богатства.

- Объясните смысл этой пословицы.

3. Работа в группах (разделить детей на группы) - Что такое дружба?
(Дети рассказывают о своих друзьях, о тех с кем они играют, проводят свободное время).
- Где мы можем точнее узнать о том, что такое дружба? (Спросить у взрослых, почитать в словаре, найти в интернете.)

- Я предлагаю вам воспользоваться этими источниками:

1) 1группа ищете это слово в толковом словаре Ожегова; 2группа - спросите у взрослых, т.е. у учителей.

2) - А теперь слово каждой группе, расскажите: какие ответы вы нашли.

-Цель нашей группы : узнать что такое «дружба»

1гр.- в толковом словаре; («Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». С. И. Ожегов «Толковый словарь»).

2 гр.- спросить у взрослых.


(Дети зачитывают ответы у доски по группам.)

4. Итак, ребята, мы выяснили с вами, что такое дружба. Но без кого дружба состояться не сможет?

- Конечно, дружбы не бывает без друзей.
Вот в чем вопрос?

Ребята, а что такое пословица? (Краткое речевое выражение, буквально в несколько слов, которое сочинил народ)

Люди говорят: «Пословица недаром молвится», потому что каждая пословица – это важное жизненное правило, в том числе в них отражаются правила общения, правила дружбы.

Сейчас 1 группа попробует ответить на 1-ый вопрос: Каким должен быть настоящий друг? - У вас на партах есть макеты детских ладошек (раздаточный материал). Ваша задача выбрать качества настоящего друга и вписать их на ладошках.

Чтобы вам в этом помочь я приготовила карту-помощницу. На ней вы видите различные качества, присущие человеку. Попробуйте выбрать те, которыми должен обладать настоящий друг. (Дети в группе совместными усилиями выбирают качества человека и записывают их на ладошках).

Карта-помощница «Качества настоящего друга»

А 2 группа попробует вывести правила дружбы с помощью рассыпанных пословиц, которые вам предстоит сначала собрать, а затем записать на лучиках. На карточках синего цвета – начала фраз, на карточках зелёного – их концы. И найти несколько пословиц в сборнике «Русские народные загадки, пословицы, поговорки.

3 группа нарисует совместно портрет настоящего друга (один рисует голову, другой глаза и т. д. по кругу).

Представление результатов работы групп на листе ватмана «Мир дружбы»

Ну что ж, посмотрим, какими качествами должен обладать настоящий друг, чтобы дружба росла и крепла как это дерево. (1 группа представляет свои макеты ладошек, аргументируя выбор качеств. Здесь же можно спросить, почему не были выбраны те или иные качества. Ладошки вывешиваются на ватман, сооружая дерево под названием « Качества друга» ).

А теперь узнаем, какие правила дружбы необходимо помнить, чтобы дружба была крепкой. (2 группа представляет свои макеты лучиков с пословицами о дружбе, собирая их в единое солнышко на том же ватмане, оформляя как « Правила дружбы»). (Ребята получают конверты и выполняют задание.)

Друг познается (в беде).

Старый друг, лучше (новых двух) .

Другу все отдал – (богаче стал).

Крепкую дружбу и (топором не разрубишь).

Нет друга - ищи, а (нашел – береги).

Хороший друг всегда (приходит вовремя).

Недруг поддакивает, а (друг спорит).

Не имей сто рублей, а имей (сто друзей).

Человек без друзей …… (что дерево без корней).

Дружба – как стекло …… (разобьешь – не сложишь).


( 3 группа помещает на ватман портрет настоящего друга)

5. А сейчас посмотрим, насколько дружны вы. Я предлагаю вам игры.

Игра «Волшебная конфетина»

Дети встают в круг. Ребенок получает нарисованную маленькую «волшебную конфетину», передавая её по кругу каждый должен сказать о своем соседе что-то светлое.

Игра «Верные друзья»

Разделить зал на 2 части мелом. 1 часть – «суша», другая – «море». Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу. Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые дает им ведущая. Как только ребенок выполняет задание, один из его друзей переходит из «моря» на «сушу» и тоже помогает спасать остальных.

Примеры заданий:

    Сказать пословицу о дружбе.

    Назвать нескольких героев из книг у которых было много друзей («Волшебник изумрудного города», «Чук и Гек», «Теремок», «Приключения Буратино», «Карлсон и Малыш», «Капризка»).

    Назвать 5 верных друзей человека из мира животных (кошка, собака, лошадь, хомячок, корова).

    Рассказать о своем друге (если он есть) или сказать что такое дружба.

5. Ответить на 3 вопроса:

а) Легче жить с другом или без него:

б) Друзей должно быть много или мало?

в) Каждому ли нужен друг на всю жизнь?

    Какие качества вы больше всего цените в друге?

    Я буду называть героя, а ты должен будешь назвать его друга:

а) Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка)

б) Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

в) Смешной мишка Вини Пух и … (Пятачок)

г) Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда)

    Назовите слова, которыми можно выразить:
    -благодарность (Спасибо, благодарю, я Вам признательна., я благодарна..),
    -поприветствовать (Здравствуй, привет, как я рад тебя видеть, добрый день (вечер, утро)),
    -попросить прощения (Прости, пожалуйста, извини.),
    -слова, с помощью которых можно обратиться с просьбой (Пожалуйста, будьте добры.)

Игра “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Учащиеся выбирают себе пару по цвету глаз, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь.

Игра «Волшебные заросли»

Каждый ребенок (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными зарослями» - остальными детьми.

«Заросли» понимают человеческую речь и чувствительны к прикосновениям . Они могут пропустить ребёнка в центр круга, а могут и не пропустить, если их плохо просят.

(По окончании упражнения проводится обсуждение: «В каком случае «заросли» распустились и почему? В каком случае не пропустили ребёнка в круг?»)

Игра «Гусеница»

Возьмите воздушные шарики, постройтесь цепочкой. Шарик зажмите между своим животом и спиной впереди стоящего друга. Руки положите на плечи впереди стоящему. Так, мы превратились в одну большую гусеницу, которая должна пройти по определенному маршруту.

(Под песню «Если с другом вышел в путь » «гусеница» продвигается по группе)

Отлично, у нас получилось! Молодцы!

6. Итог
- Ребята, напомните - что построили герои в мультфильме «Крокодил Гена»?
(Дом дружбы)

- В заключении, я тоже предлагаю вам построить Дом дружбы. Встаньте в круг, протяните руку соседу справа и слева.
Давайте споем песню о дружбе и друзьях. (предварительная работа: заучивание песни « Дружба крепкая…»)

Упражнение «Мостик дружбы»

Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».

Карта-помощница
Преданность, скромность, зависть, эгоизм, верность, доброжелательность, настойчивость, равнодушие, хвастовство, готовность помочь, честность, внимание, доверие, терпимость, смелость, решительность, злоба, лесть, отзывчивость, общительность.

Друг познается (в беде).

Старый друг, лучше (новых двух).

Другу все отдал – (богаче стал).

Крепкую дружбу и (топором не разрубишь).

Нет друга - ищи, а (нашел – береги).

Хороший друг всегда (приходит вовремя).

Недруг поддакивает, а (друг спорит).


Дружба – как стекло … (разобьешь – не сложишь).









преданность

скромность

зависть,

эгоизм

верность

доброжела-тельность

настойчи-

вость

равнодушие

хвастовство

готовность помочь

честность

внимание

доверие

терпимость

смелость

решительность

злоба

лесть

отзывчивость

общительность

упрямство

Светлана Храмцова
Конспект НОД по развитию речи «Мои друзья» (старшая группа)

Тема : «Мои друзья

Цель : формировать понимание того, что дружеские отношения зависят от поведения каждого ребенка.

Задачи :

Совершенствовать диалогическую речь, учить вести координированный диалог; - Учить быть доброжелательными собеседниками; - Развивать связанную речь , способности к суждению и умозаключению, т. е. раскрывать смысл пословиц; - Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи; - Помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость .

Словарная работа : обогатить речь детей прилагательными : добрый, верный, честный, смелый, самоотверженный, дружелюбный, мужественный, правдивый, отзывчивый, внимательный, надежный.

Интеграция : «Коммуникация» , «Социализация» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка»

Виды деятельности : коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы : словесный, игровой, сюрпризный момент

Формы : беседа, инсценировки, игра, рассказ.

Оборудование : колокольчик, магнитофон, аудиозаписи : песни В. Шаинского «Верные друзья » , «Малыш у реки» из серии «Голоса природы» , «Цветик-семицветик» ; цветы из цветной бумаги с фотографиями детей в середине, аппликация с вазой, иллюстрация двух девочек в одном платье, костюмы медведей (2 шт, бочонки, цветик-семицветик.

Предварительная работа : чтение рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища» , беседа по рассказу; чтение рассказа К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» , беседа по нему; объяснение пословиц и поговорок о дружбе; заучивание стихов о дружбе; проведение игр, способствующих развитию коммуникативных качеств детей; «Скажи соседу комплимент» , «Угадай, кто это?» ; подготовка инсценировок с детьми.

Ход НОД:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о … Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас обо всем догадаетесь. Послушайте песню (звучит песня «Верные друзья » В. Шаинского)

Вы догадались, о чем мы будем говорить?

(Мы будем говорить о дружбе и о настоящих друзьях )

Что такое дружба? (Дружба – это когда дети играют вместе, делятся игрушками, не ссорятся) .

У каждого человека есть (должен быть) друг, не правда ли? Уверена, что у вас есть друзья ? У кого есть друг? Почему считаешь … своим другом? (Ответы 2 – 3 детей) .

Подумайте и скажите, кого можно назвать своим другом. (Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам).

Бывает ли так, что друзья иногда ссорятся ? (Да, бывает) .

А как вы сами должны относиться к другу?

Бывает ли так, что друзья иногда ссорятся ? (Да, бывает) .

Что же надо делать, чтобы не ссорится? (Чтобы не ссорится, надо делиться игрушками, уступать друг другу в споре, соблюдать правила в игре, уметь прощать).

Я думаю, если мы будем соблюдать эти правила, то в нашей группе никогда не будет ссор.

Ребята, вы ничего не слышите?

Инсценировка. (Входит медвежонок Лакомка с бочонком меда) .

Лакомка : Какой у меня большой бочонок меда, а мед ароматный, липовый, сейчас я его съем. (Лакомка ест мед) .

Воспитатель : Это медвежонок Лакомка. Он такой сладкоежка и дня не может прожить без сладкого.

Лакомка : Какой вкусный мед. (Все съедает и появляется второй медвежонок. Топтыжка с бочонком меда)

Воспитатель : А вот и друг нашего Лакомки – медвежонок Топтыжка.

Топтыжка : Лакомка, ты где? Как хорошо, что я тебя нашел?

Лакомка : Ну чего тебе?

Топтыжка : Мне мама меда дала, я тебя хочу угостить. Угощайся, пожалуйста. (Лакомке становится стыдно, он опускает голову) .

Лакомка : Не надо, ешь сам, я не хочу.

Лакомка : Спасибо тебе, Топтыжка, за угощение и за урок.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему Лакомка так сказал : «Спасибо за угощение и за урок» (Лакомка так сказал потому, что ему стало стыдно : он все один съел и не поделился с другом).

Как вы считаете, чему Топтыжка научил Лакомка? (Топтыжка научил Лакомку делиться, не забывать про своих друзей ).

Мне кажется, что Лакомка еще только учится дружить. Лакомка оставайся у нас в гостях, а ребята подскажут каким должен быть настоящий друг? (Настоящий друг должен быть : добрый, верный, честный, смелый, самоотверженный, дружелюбный, преданный, щедрый, мужественный, отзывчивый, внимательный, надежный).

Правильно, таким и должен быть настоящий друг. А сейчас Даша и Карина нам хотят что-то показать и рассказать.

(Инсценировка : «Подружки» )

Даша : Я сейчас все ребятам расскажу и покажу.

Карина : Почему это ты? Я тоже хочу рассказать.

Даша : Я расскажу.

Карина : Нет, я расскажу.

(Девочки обижаются друг на друга и расходятся в разные стороны) .

Даша : Ну вот, опять поссорились. Карина, может вместе расскажем.

Карина : Рассказывай ты, а я картинку подержу.

Даша : Хорошо, слушайте. Гуляли мы с Кариной по парку, увидели художника, попросили его нарисовать нас. Посмотрел он на нас и нарисовал вот эту странную картинку и что-то написал.

Воспитатель : Действительно, странная картина. Художник нарисовал двух подружек одетыми в одно платье и подписал картину : «Вместе тесно, а врозь – скучно» . Почему?

(Художник так нарисовал подружек потому, что они всегда рядом, любят играть вместе, но иногда ссорятся. А когда расстаются, скучают друг по другу).

Воспитатель : Да, Карина и Даша подруги, они всегда рядом и, несмотря на ссоры, скучают друг без друга. Поэтому художник нарисовал такую картину и подписал ее так. Девочки, вы все поняли?

Девочки : Да, спасибо вам ребята, мы все поняли, больше не будем ссорится.

Воспитатель : Молодцы, ребята, помогли подружкам. Садитесь девочки. Ребята, а вы любите играть с друзьями ? (Да) .

Предлагаю вам игру «Подари улыбку» и ты Лакомка с нами в круг вставай.

Дети встают в круг. У ведущего (ребенок) в руках колокольчик. Он идет внутри круга со словами (Дети в кругу идут навстречу ребенку) :

По дорожке я иду И улыбку всем дарю. Улыбнись и ты скорей Вместе будет веселей.

Ведущий останавливается и стоящему напротив него ребенку с улыбкой отдает колокольчик. Игра повторяется. Молодцы. Садитесь.

А сейчас послушайте стихотворение о дружбе. (Ребенок читает стих-ние)

Друг нам в жизни очень нужен, С другом жить нам веселей. Рядом с ним в любую стужу Нам становится теплей. Дружбой искренней и честной Нужно всем нам дорожить, Потому что, как известно, Без друзей нам не прожить .

Воспитатель : Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и о друзьях много пословиц и поговорок. Вспомните их, пожалуйста, и постарайтесь их объяснить .

Без друга в жизни туго. - Без друга на сердце вьюга. - Верному другу цены нет. - Дерево живет корнями, а человек друзьями . - Друга ищи, а найдешь, береги. - Не имей сто рублей, а имей сто друзей . - Старый друг , лучше новых двух. - Человек без друзей , как птица без крыльев.

Молодцы. Ребята, я предлагаю вам составить необычный букет друзей . (Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат цветы из бумаги с фотографиями детей в середине, а на доске аппликация вазы).

Посмотрите, на столе лежат цветы с фотографиями ваших друзей , возьмите цветок с фотографией вашего друга и расскажите о нем. (После рассказа цветок прикрепляют на доску, так получается букет в вазе). Нашему гостю Лакомке тоже будет интересно послушать. (Рассказы 3-4 детей) .

Ребята, посмотрите, пока мы слушали рассказы о друзьях , в нашей группе расцвел еще один цветок. Это цветик-семицветик. Вы знаете, что он может исполнять желания, сегодня он исполнит ваши пожелания друзьям , но сначала давайте вспомним волшебные слова (Под музыку «Малыш у реки» ).

Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы … (Дети произносят свои пожелания, пожелания должны быть короткими) .

Ребята, я думаю, что ваши пожелания исполнятся. Ваша дружба будет крепкой, а вы будете ценить и беречь своих друзей . Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать ваши близкие : родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Они любят вас, вы им дороги. Относитесь к ним с любовью, добротой, и приобретете настоящих друзей .

Ну, что Лакомка, ты все запомнил?

Лакомка : Спасибо, ребята, за ваши рассказы. Теперь я знаю, как надо дружить. Вы такие молодцы!

Ребята, давайте споем для Лакомки песню о дружбе.

Поется песня о дружбе.

Итог : - О чем мы сегодня говорили? О ком вы рассказывали? - Что такое дружба? - Молодцы!

Жили-были в одной далекой сибирской деревушке, в небольшом, но уютном доме, три телефона: мобильный, радиотелефон и старенький дисковый телефон. Когда хозяева ложились спать, любили они собираться на кухне за чашечкой чая и обсуждать последние новости, кто что услышал. Однажды мобильный телефон сказал дисковому:

Не понимаю, как тебя терпят хозяева, давно бы уже выбросили! Толку от тебя никакого, лежишь себе в кладовке на верхней полке, место только занимаешь, да пылишься! Поговорить с тобой не о чем, только нас слушаешь, а самому-то и сказать нечего. Я вот, к примеру, так нужен хозяевам, что меня всегда с собой берут.

Радиотелефон подхватил:
- Да ты хоть можешь вспомнить, когда тебя включали последний раз? Дети даже пользоваться тобой не умеют, да и не надо им это. Совсем бы от жизни отстал, если бы мы не рассказывали тебе о том, что в мире творится! Конечно, хозяевам жалко тебя, отслужил на славу! Но сам бы совесть поимел, шел бы ты из дома…

И мобильный перебил:
- Подобру-поздорову, пока не выбросили тебя вместе со старым хламом на свалку и не сломали бы тебе трубку или диск!

Долго еще два новых телефона ругали старенький дисковый телефон, и не заметили, как он, повесив голову, тихо перебирая своим пластмассовым туловищем, весь в слезах ушел, куда глаза глядят.

В доме никто не заметил исчезновения дискового телефона. Жизнь шла своим чередом. Теперь уже два телефона общались на кухне. И, хотя им не хватало в компании благодарного, восторженного слушателя, в этом они друг другу не признавались.

Прошло несколько недель. Наступили ненастные осенние деньки. Каждый день шли дожди, дули ветра. Однажды утром поднялся такой сильный ветер, что к обеду он перерос в сильнейший ураган. Гремел гром, сверкала молния, дождь лил без остановки. Были повалены деревья и оборваны электрические провода. Такие природные явления привели к тому, что деревушка наша осталась полностью без электричества. Требовался срочный ремонт линий электропередач!
Как сообщить в город, что нам нужна помощь? Из-за непогоды сотовая связь отказывалась работать, да и без дополнительной электрической зарядки мобильные телефоны вскоре отключились. Радиотелефоны тоже не работали без электропитания. Ливни размыли дорогу - на легковой машине из деревни не выбраться.

И тут Синицыны вспомнили, что где-то в кладовке у них есть старенький дисковый телефон - сейчас они включат его в специальную розетку для телефонной вилки, позвонят в город и сообщат о том, что нужна помощь. Приедут из города специалисты на большой машине, все отремонтируют, и будет в деревне и свет, и связь! Да не тут-то было. Стали хозяева искать телефон. Весь дом перерыли, нет телефона. Стали они громко говорить, как нужен им дисковый телефон, какой он был хороший! Хоть двадцать лет проработал, а выглядел, как новенький. А цвет какой радостный у него был - оранжевый. И сокрушались, неужели его выбросили? Кто мог так поступить? Разве какой-нибудь глупец!

А тем временем, наш телефончик, когда его обидели, далеко уходить не стал. Спрятался он под низкий столик на крылечке и все это время там просидел. Но когда услышал, как он всем нужен - не загордился, а показал свой яркий бочок. Хозяйка тут же его увидела и воскликнула:
- Ну, наконец-то, ты нашелся, мой дорогой! И кто же догадался тебя сюда поставить?

Позвонили в город. Вскоре в домах загорелся свет, заработала техника. Все жители деревни были благодарны телефону и говорили, какие молодцы Синицыны, что его сохранили!
После этого случая дисковый телефон не отключали, он работал наравне с радиотелефоном. Друзья-телефоны извинились за свое невежество и наш герой их, конечно же, простил. А кухонные посиделки возобновились!

Коля и Миша дружили с первого класса. Первого сентября, когда они вошли в свой класс, Коля сел за одну из свободных парт, и тут же к нему подсел Миша. Они не договаривались заранее, просто их потянуло друг к другу. И на протяжении трёх лет их невозможно было представить поодиночке не только в школе, но и после занятий. Выполнив домашнее задание, они снова собирались, то у Коли, то у Миши, и вместе проводили остаток дня: читали книги, играли в шашки, делали что-то по хозяйству, когда об этом просили их родители. Часто выходили играть с дворовыми мальчиками в футбол, в прятки. В общем, время проводили весело и интересно, особенно зимой, когда можно было и на каток сходить, и с гор на лыжах покататься. Они никогда не ссорились. Им было хорошо вдвоём.

И вот они перешли в четвёртый класс. Первого сентября, как обычно, пришли в школу вместе, сели за свою парту и тут же заметили, что в классе появился новенький. На перемене узнали, что его зовут Владиком. Владик оказался активным, общительным мальчиком. В первый же день со всеми познакомился и вёл себя так, как будто и не был новичком, а всегда учился в этом классе. Владик прочитал много книг, интересно рассказывал разные истории, ребята с удовольствием слушали его. Он хорошо играл в шашки – почти всегда выигрывал. Владик ребятам понравился. А Коля был просто без ума от него. И когда Владик пригласил Колю к себе в гости, тот, не задумываясь, согласился. Потом пришёл на другой день, на третий, и, в конце концов, стал каждый день приходить в гости к Владику. Дома Коля всем рассказывал, какой у него появился хороший умный товарищ. На что мама ему однажды сказала: «Не торопись делать выводы, Коля, в народе говорят: «Чтобы узнать друга, надо съесть пуд соли вместе», то есть много времени надо быть вместе. А ещё есть поговорка: «Старый друг лучше новых двух»».

Коля недовольно морщился, когда мама, как он считал, читает ему нотации.

Миша, как и раньше, после обеда приходил к Коле, но, не застав его, шёл к Владику. Коля и Владик обычно играли в шашки. Увлечённые игрой, они подчас просто не замечали прихода Миши. Окончив одну партию, тут же начинали другую. А Миша был «третий лишний». «Что я такого сделал Коле? Почему он не хочет дружить со мной?» – думал Миша и не мог понять.

Как-то во время зимних каникул Миша два дня не появлялся в доме Владика. Когда он не пришёл и на третий день, Коля забеспокоился.

– Что-то Миши не видно», – сказал он Владику.

– Ребята говорят, что он болеет, – спокойно ответил Владик.

– Как болеет? – встрепенулся Коля, – так нужно навестить его!

– Ну, уж нет, – сказал Владик, – а вдруг у него заразная болезнь, можно и заразиться.

Коля подумал, что Владик шутит. Но Владик не шутил. «Миша никогда бы так не поступил», – пронеслось в Колином сознании. Он вспомнил случай, который произошёл два года назад. Съезжая с горы на лыжах, Коля упал и сломал правую руку, на которую потом наложили гипс. Коля долго не мог ничего делать самостоятельно. Его правой рукой был Миша. Товарищ не отходил от него целыми днями, пока не сняли у Коли гипс. Были и другие случаи, когда Миша проявлял преданность в дружбе. «Ведь я мог потерять настоящего друга, – подумал Коля, – и, может быть, уже потерял». Коля сломя голову помчался к Мише.

У Миши дома были мальчики из их класса. Но как он обрадовался, когда увидел Колю!

– Миша, прости меня, – сказал Коля, когда вошёл.

Но Миша ничего не хотел слушать, он был безумно рад видеть своего друга.

С тех пор дружба их стала ещё крепче. А для Коли этот случай был хорошим уроком.

Пословица: Старый друг лучше новых двух.

Похожие по смыслу пословицы, аналоги:

  • Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
  • Не изведан — друг, а изведан — два.
  • Дружба проверяется временем.
  • Своих друзей наживай, а отцовых не теряй.
  • Птицы сильны крыльями, а люди -дружбой.

Интерпретация смысла пословицы, значение

Говорят, что дружба проверяется временем и расстоянием. Об этом твердит и пословица. Настоящими друзьями становятся люди, которые пережили вместе много горя и радости, но несмотря ни на что остались верны друг другу. Давние друзья прекрасно знают друг друга, их взаимоотношения четко определены и понятны. Только настоящий, верный друг способен прийти на помощь в любую минуту. Он не будет наносить удары в спину и говорить о человеке за глаза. Хорошие друзья остаются верны друг другу на протяжении долгих лет. Их отношения проверены временем, поэтому легче общаться с человеком, которого давно знаешь.

А вот мало знакомые друг другу люди вряд ли станут близкими друзьями. Об их верности и преданности ничего не известно. На зная людей, их чувств, интересов и эмоций, невозможно сказать, что они из себя представляют.
Не понятно, как поведет себя малознакомый человек в той или иной ситуации, неизвестно, чего от него ждать.

К старым друзьям человек может обратиться в самых непредвиденных случаях, зная, что ему не откажут в помощи и поддержке. Как известно, друг познается в беде, поэтому дружба с проверенным человеком более предпочтительна. К новым людям в компании необходимо присматриваться, и лишь через некоторое время можно будет понять, насколько они станут близкими и станут ли. При этом друзьями нельзя разбрасываться, ни новыми, ни старыми, ведь неизвестно что ждет человека в жизни. Здесь будет справедливо упомянуть еще одну известную русскую пословицу: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Пословицу «Старый друг лучше новых двух» употребляют в речи, когда хотят подчеркнуть ценность давней дружбы. Приятелей у человека может быть много, но настоящих друзей не так уж много.