Сказка как елочные игрушки поссорились читать текст онлайн, скачать бесплатно. История, рассказанная новогодней игрушкой Сочинить рассказ про новогоднюю игрушку

Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина»

Конспект

коррекционно-развивающего занятия по развитию речи

«Зима. Новогодний праздник»

Подготовил:

логопед

отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Незямзинова Н.А.

г. Когалым

Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Зима. Новогодний праздник».

Коррекционно – развивающие задачи:

Развивать диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание;

Развивать общие речевые навыки; артикуляционную, тонкую, общую моторику и конструктивный праксис.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- формировать навыки сотрудничества, положительную установку на участие в занятии, инициативность и самостоятельность;

Воспитывать эстетические чувства в общении с природой.

Социальные задачи:

Стимулировать и развивать разные виды контакта и средств общения.

Материалы к занятию:

демонстрационный – плоскостные изображения: елка с наклеенными на нее «липучками», елочные игрушки (барабан, дудочка, колокольчик, часы), «вьюга»; персонаж – снеговик, мультимедийная презентация «Веселая артикуляционная гимнастика», логопедический экран;

Раздаточный - комочки ваты, сборные снеговики, готовые ватные снежки.

Предварительная работа .

Наблюдения за изменениями в природе во время прогулок с родителями и воспитателями;

Разучивание упражнения самомассажа «Снеговик»;

Чтение «Сказки про ёлочные игрушки» Нищевой Н.В.;

Беседа по сюжетной картинке «Мальчик у новогодней ёлки»;

Разучивание пальчиковой игры «Снежок»;

Разучивание игры на развитие силы голоса «Вьюга»;

Индивидуальные занятия с использованием мультимедийной презентации «Веселая гимнастика»;

Дидактические игры «Подбери пару», «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки», «Чего не стало?».

Организационный момент.

1. Дидактическая игра «Песенка колокольчика»

Цель: организация детей на занятие, активизация внимания.

Песенка колокольчика: «Колокольчик поет - на занятие зовет!»

Ребята, поздоровайтесь с гостями. Скажите "здравствуйте" мне и друг другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, тому, кто стоит рядом. Вы почувствовали, какие теплые наши ладошки, и что вместе с улыбкой мы передали друг другу хорошее настроение. Ну что, вы готовы к занятию? А о чем мы будем говорить на занятии, вы сейчас сами догадаетесь.

I. Вводная часть.

1. Наблюдение из окна

Цель : активизация детей на занятие, развитие зрительного восприятия и памяти, закрепление умения договаривать предложение, развитие умений пользоваться своим жизненным опытом.

Подойдите к окну, что вы видите? (Снег.)

Правильно. На дорожках снег, на деревьях снег,

И на крыше….. (Снег.)

На крылечке … .. (Снег.)

Какое это время года? (Зима.)

Да, ребята, это зимушка-зима много снега намела.

Как вы думаете, на улице сейчас тепло? (Холодно.)

Что люди носят зимой, чтобы не замерзнуть? (Шубу, теплую шапку, валенки, варежки….)

Какой веселый праздник бывает зимой? (Новый год, ёлка.)

Во что можно играть на улице зимой? (В снежки, делать снеговика, кататься с горки.)

Ребята, а я забыла, как нужно делать снеговика? (Комочки лепить разные.)

Сегодня на занятии мы и ёлочку увидим, и снеговика слепим, и в снежки поиграем. Но для этого нужно подготовиться.

2 . Пальчиковая игра «Снежок»

Цель: развитие мелкой моторики рук; координация речи с движением.

Сначала мы разогреем ручки.

Раз, два, три, четыре

сжимать и разжимать кисти рук

Мы с тобой снежок лепили

имитировать лепку снежка

Круглый,

соединить пальцы обеих рук в шар

Крепкий,

соединить пальцы в замок

Очень гладкий,

гладить одной рукой кулак другой

Но совсем-совсем не сладкий.

грозить пальцем

Раз - подбросим,

имитировать бросок – руки вверху

Два - поймаем

«поймать» на уровне груди

Три - уроним

разжать руки

И сломаем.

хлопнуть в ладоши и растереть

3. Дыхательное упражнение «Сдуй снежок»

Цель: развитие физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи.

Что-то снега маловато. Давайте поможем зимушке снег намести.

(Дети сдувают с ладошки ватный комочек)

Мало снега получилось, придется вьюгу на помощь звать (показать картинку).

Вьюга начинается (Дети стоят, спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть : у-у-у..., рука внизу).

Сильная вьюга (Дети увеличивают силу голоса, рука медленно поднимается).

Вьюга затихает (Дети уменьшают силу голоса и затихают, рука опускается вниз).

5. Мультимедийная презентации «Веселая гимнастика»

Цель: развитие подвижности артикуляционного аппарата.

А теперь давайте разомнем язычки и губы, чтобы мы могли красиво разговаривать.

II. Основная часть.

1. Беседа «Наша елка»

Цель: развитие диалогической речи, координации звукоподражаний и движений, закрепление умения изменять силу голоса; развитие мышления, фантазии, творческого воображения, создание у детей атмосферы праздничного настроения.

Какой скоро будет праздник? (Ёлка, Новый год. )

И у нас есть красивая, нарядная ёлочка, вся в игрушках (открыть ёлочку на мольберте, несколько игрушек лежат на столике).

Ой, ребята, а несколько игрушек упало. Почему? Что же могло случиться? (Кот уронил, мальчик играл….)

Хорошо, что игрушки не разбились. Давайте посмотрим на них.

Что это? (Барабан.)

Как громко стучит барабан? (Бом-бом.)

Что это? (Дудочка.)

Как громко играет дудочка? (Ду-ду. )

Что это? (Часы.)

- Как тихо тикают часы? (Тик-так.)

Что это? (Колокольчик.)

Как тихо звенит колокольчик? (Динь-динь.)

2. Упражнение «Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания при восприятии и воспроизведении тихих и громких звуков.

(На мольберте изображение елки с наклеенными на нее «липучками», под елочкой на столике изображение елочных игрушек: барабан, дудочка, колокольчик, часы)

А сейчас, ребята, давайте поиграем (логопед закрывает рот экраном). Я буду петь разные песенки, а вы угадайте и покажите руками, какая игрушка так звучит?

Бом-бом-бом. Хоровой ответ: «Барабан» (имитируют барабанные палочки).

Ду-ду-ду. Хоровой ответ: «Дудочка» (имитируют игру на дудочке) и т.д.

3. Упражнение «Украсим елку»

Цель: формирование правильного интонационно-ритмического рисунка в словах разной слоговой структуры: часы, барабан, колокольчик и др.; образование и использование в речи глагола 1-го лица единственного числа вешаю; уточнение понимания предлогов на, под .

(На мольберте изображение ёлки с наклеенными на нее «липучками», под ёлочкой на столике изображение ёлочных игрушек: барабан, дудочка, колокольчик, часы)

- Ребята, давайте повесим наши игрушки обратно на елочку.

Даша, что ты вешаешь? (Я вешаю часы.)

Саша, а ты что вешаешь? (Барабан.) и т. д.

Посмотрите на нашу елочку! Какая она красивая! Как много на ней игрушек! Давайте назовем все игрушки, а наши ладошки нам помогут (прохлопывание ритмического рисунка слов: шары, бусы, часы, рыба, дудочка, лодочка, лисичка, лягушка, петушок, колобок, барабан, ракета, колокольчик ). Молодцы, ребята! Как весело и правильно мы называли слова.

Ребята, а где теперь наши игрушки – под елочкой (логопед показывает рукой) или на елочке? (На ёлочке.)

Маша, посмотри, а под елочкой больше ничего нет? (Маша находит сломанного снеговика)

Давайте вспомним, как нужно лепить снеговика. (Дети выходят на ковер)

4. Массаж тела «Снеговик»

Цель: закрепление умения выполнять элементарные приемы самомассажа.

Раз – рука, два – рука

Вытянуть вперед руки.

Лепим мы снеговика

Имитировать лепку снежков.

Мы скатаем снежный ком

Круговые движения ладонями по бедрам.

Вот такой,

Развести руки широко в стороны.

А потом поменьше ком -

Растирать ладонями грудь.

Вот такой,

Показать руками комок поменьше.

А наверх поставим мы

Погладить ладонями щеки.

Маленький комок.

Соединить пальцы в маленький комок.

Вот и вышел снеговик - Снеговичок

Поставить руки на пояс и делать повороты вправо-влево.

Вспомнили? А теперь подойдите к столу и соберите снеговиков из деталей.

5. Упражнение «Собери снеговика»

Цели: совершенствование зрительно – моторной координации; закрепление умения в составлении целого предмета из его частей.

(У каждого ребенка набор из трех кругов разного размера и ведерко)

Не забудьте, внизу самый большой ком, потом поменьше, а сверху самый маленький.

Украсьте снеговика ведерком.

Даша, помоги Саше собрать снеговика. Подскажи с чего начать? (Сначала большой комок, потом поменьше, маленький наверху и ведро.)

6. Сюрпризный момент

Цель : поддержание у детей позитивного настроения.

Ребята, а вы хотите настоящего снеговика увидеть? (Хотим.)

Тогда закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова.

Снеговик – снеговичок!

Стань живым, наш толстячок!

(Появляется персонаж Снеговик с корзинкой)

Вот и наш Снеговик, только что-то он грустный.

Снеговик. Мне у вас жарко, мне хочется чего-нибудь холодненького.

Что же нам делать? Как помочь Снеговику? (Надо снег.) Правильно, ребята, надо охладить Снеговика, снежки в него покидать.

7. Подвижная игра «Снежки»

Цель: удовлетворение двигательной активности детей, снятие физического и эмоционального напряжение.

Каждому ребенку раздаются готовые мягкие снежки .

Снеговик. Вот спасибо, стало прохладней. Но я лучше пойду на улицу, боюсь растаю. А вам гостинец от меня (отдает корзинку).

III. Заключение.

1. Дидактическая игра «Расскажи по порядку»

Цель: обобщение пройденного материала; поощрение детей.

Давайте вспомним, что мы сегодня на занятии делали, как зиме помогали? (С нежки сдували, пальчиками играли - лепили снежки, снеговика собирали, елку наряжали, зарядку для язычка делали, со Снеговиком играли).

Вот сколько дел переделали и, конечно, заслужили подарки от Снеговика (логопед предлагает детям выбрать себе подарок – игрушку снеговика).

Дома вы будете смотреть на снеговичков и вспоминать, как мы зимушке-зиме помогали.

2. Домашнее задание

Цель: закрепить полученные на занятие конструктивные умения и навыки при тесном взаимодействии с родителями.

Вечером, по дороге домой расскажете родителям о своем подарке, а около дома вместе с папой или мамой слепите из снега настоящего веселого снеговика.


Скоро Новый год.

Пора, пора доставать из кладовки коробку с елочными украшениями.

Тем более, что сегодня обещали принести елку.

Ах, какая пыль!

В крошечной кладовке пахнет подгнившей картошкой, старыми полотняными мешками, плесенью и почему-то временем.

Да, да, время пахнет. И очень сильно.

Вы же бывали в квартирах у стариков?

Нет, они еще не болеют, а запах времени уже накрепко поселился в их жилье.

Такой же запах и в старой кладовке. Потому что сюда складывают то, что уже не нужно, отслужило свой срок, а выбросить жалко.

Вот и она – коробка с елочными игрушками. Пыльная и унылая.

Пока унылая, потому что еще не понимает, что пришло ее время.

Прижав коробку к животу, как маленького ребенка, хозяйка спешит в свою квартиру.

Сколько уже лет она делает одно и то же?

То есть достает игрушки и украшает елку?

Да, да, – это она разговаривает сама с собой. Конечно, праздник, конечно, нужно украшать, конечно, чтобы как у всех.

Только почему – то не екает сердце, не наполняется волнением душа от предвкушения волшебства самого красивого и сказочного праздника.

Все уже было. Что может быть нового?

Просто традиция. Просто нужно. По крайней мере, для внучки. Потому надо вытирать пыль с коробки и доставать новогодние сокровища.

Когда – то это, действительно, были для нее сокровища. Она с трепетом вынимала стеклянные игрушки, многие из которых помнила с самого раннего детства.

Когда закончилось это волшебство?

Уже не важно. То время не вернешь.

Женщина, немножко шаркая тапочками, пошла на кухню. Взяла тряпку, газету, чтобы на нее выкладывать игрушки после того, как она их оботрет, и поспешила в зал, чтобы начать работу.

Открыла старую коробку.

Сверху лежат современные игрушки. Красивые, но уже не стеклянные и какие – то ненастоящие. Хозяйка их не любила, потому что даже, уронив их на пол, они не рассыпались на слепящие осколки, как в детстве, они были попросту мертвыми.

И не нужно вскрикивать: «Ах!» – и бояться, что произойдет что-то непоправимое.

Но с каждым годом фальшивого чуда становилось все больше. Эти игрушки были очень дешевыми, их привозили выгонами из Китая, и постепенно они вытесняли своих более старших собратьев, сделанных и раскрашенных вручную на советских фабриках.

С новыми игрушками хозяйка справилась быстро. А что их обтирать? Очень легко. Из рук даже если и выскользнут, ничего не произойдет. Ну, укатятся в дальний угол. Проблем – то! Фальшивая красота и никакого волшебства.

И вот, наконец, нижний ряд в коробке. Здесь спрятались старожилы. Каждую игрушку ежегодно она заворачивает лично в бумагу. Перекладывает гирляндами и дождем. А еще лентами и бантами, которыми она тоже украшает елку, следуя новомодным традициям.

Вот зайка, его она помнит с самого детства. Носик уже облупился, да и цвет у морковки тоже исчез. А вот поросеночек. Или медвежонок? Тоже представляет жалкое зрелище. Но выбросить рука не поднимается. Сколько раз под елкой она выбирала его цвета, чтобы загадать, кого она имеет ввиду.

Помните же эту игру? Кто это? Белый, желтый, розовый и черный? И друзья ищут на елке игрушку, которая соответствует этим цветам.

Задумалась хозяйка.

Вспомнился старый деревянный дом с вечно холодными стенами. Большой круглый стол посередине зала. И елка в простенке между комодом и трюмо. Весь дом в гирляндах из гофрированной цветной бумаги, которые она аккуратно сворачивала в рулончики, чтобы снова использовать в следующем году. Также скручивала и серпантин, потому что он был редкостью, и купить его было негде и не на что.

Тем не менее, то самое убранство комнаты ей и сейчас кажется самым красивым. Просто волшебным и сказочным. Тогда она еще верила в сказки.

– Ну что, мои зайки-шарики-медвежата? Не знаю, что с вами и делать. Уж больно вы бледно выглядите на фоне современных фальшивых красавцев. А вас и опасно даже повесить – вы же настоящие, стеклянные. Не дай Бог внучка уронит и поранится.

Нет, наверное, не буду я вас в этом году вынимать. Оставлю здесь, в коробке.

Простите уж меня!

Раздался звонок в дверь.

Хозяйка поспешила на призывный звук.

– Бабуся, я плисла! Це ты делаесь?

Не успев даже раздеться, малышка поспешила к елочному богатству.

Нет, она даже не обратила внимание на расписные и яркие шары, что лежали отдельной горкой на диване. Она сразу протянула ручки к старым, уже уставшим и видавшим виды игрушкам.

– Ой, какие они класивые! Какие у них глазки милые. Какие они сказочные.

Крошечная девочка бережно брала в руки каждую игрушку и приговаривала: «Вот миська, беленький, холосенький. Вот еще миська. Тоже хоросенький. Матлеска. Ой, сова! А это какая – то птица павлин.

Бабушка пыталась остановить внучку, предупредить, что осторожно, что игрушки стеклянные и могут разбиться, но, увидев, как малышка бережно берет в руки елочные украшения, успокоилась.

Вечером вместе наряжали елку. На нижние ветки внучка лично повесила самые старые и неказистые, на сегодняшний взгляд, игрушки.

– Почему сюда? – спросила бабушка

– Как ты не понимаешь, они же настоясие.

Настоясие. Живые. Им ночью надо будет погулять, так будет удобно спуститься и встретить Деда Мороза. Ницё ты, бабуся, не понимаешь.

А стеклянную матрешку малышка Дусенька уложила в кровать и накрыла одеяльцем.

Чтобы она первой услышала, как придет Дед Мороз, и пошла его встречать.

Очень долго в эту ночь не могла заснуть бабушка.

Смотрела на сияющее в лунном свете лицо внучки и думала, что ребенку совсем не нужно объяснять, где красота настоящая, а где фальшивая, где есть душа, а где ее полное отсутствие, где есть любовь, а где лишь пустые слова.

Рядом на тумбочке в кроватке лежала матрешка ее детства. Из времени, когда она еще верила в сказки.

Хотя почему верила?

Снова верит. Потому что Дуся ей все правильно объяснила.

————————————————————————————————

Эта история войдет в мою новую книгу. Те же, которые вышли, вы можете купить в электронных магазинах, просто набрав в поисковом запросе “Книги Натальи Берязевой, или, написав мне: [email protected]

Cейчас у меня в наличии четыре книги:

“Сказки цветов”

“Лепестки души”

“Уставший ангел”

“Сказки музыки, или Что нашептал ветер”

И до новых сказок!

Вводное слово. Зачем нам нужно читать или придумывать сказки для детей? С самого детства нам читают сказки. Сказки есть в нашей жизни, они притягивают наше внимание, волнуют и чаруют … А мы, заинтригованные и околдованные ими – читаем их и слушаем. Сказка – особый символический язык, мир образов. Авторские, «самодельные» или придуманные спонтанно они погружают нас в мир мечтаний и переживаний, прожитых историй. Сказочные образы сильны в своем воздействии, а примеривание на себя роли сказочного персонажа дает хорошую возможность для освоения новых способов поведения.

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Задачи:
- формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления о новогоднем празднике;
- приобщать к словесному искусству, в том числе, к жанру сказок;
- вызвать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающую при восприятии сказочных персонажей;
- развивать литературную речь, внимание, мышление, устанавливать простейшие логические связи в произведении;
- воспитывать желание делать подарки на Новый Год близким людям, бережно относиться к новогодним игрушкам.

Итак, начинаем...

Новогодние игрушки.

Было раннее зимнее утро. За окном падал снег. Снежинки, словно танцуя, плавно парили в воздухе. Затем они падали на землю, образуя красивые незатейливые узоры. Постепенно дорожка к небольшому деревянному домику стала покрыта белым одеялом.
Тихо скрипнула дверь. Это проснулись родители девочки Маши. Папа собирался на работу, а мама была занята хлопотами по дому. А в комнате девочки Маши было необычайно тихо. Машенька, которой недавно исполнилось 5 лет, безмятежно спала. Во сне ей снились новогодние подарки, о которых она писала накануне в письме Деду Морозу.
А тем временем в комнате раздался тихий шорох.
- Ай-ай, подвиньтесь, пожалуйста, сударыня, вы здесь не одни, - раздался вдруг негромкий голос.
- Не могу подвинуться, меня так сильно прижали со всех сторон, что слегка помяли мой красивый блестящий наряд. Как же я буду выглядеть? Что обо мне скажут гости? - этот возмущенный голос раздавался из большой коробки, в которой лежали новогодние игрушки.
- Хорошо-хорошо, сударыня, не беспокойтесь… Скоро все мы будем на праздничной елке, и нами будут любоваться также, как в прошлом году, - это сказал большой Синий Шар, украшенный стразами и снежинками.
- Спасибо, - поблагодарила Барышня в белоснежном наряде и даже улыбнулась в ответ.
В это время мама девочки Маши зашла в комнату. Она даже не догадывалась, что происходило в комнате в ее отсутствие. Тем более ей не приходило в голову, что шорох, который она услышала, был из новогодней коробки. Разве игрушки могут разговаривать? «Конечно же, нет…»,- скажете вы. Но что только не происходит в предновогоднюю ночь!
- Машенька, вставай, - мама начала будить девочку. – У нас много дел сегодня. Посмотри, что лежит в этой коробке.
Маше совсем не хотелось вставать с кровати. Но она вдруг вспомнила, что накануне папа принес из леса небольшую елочку и поставил ее в углу комнаты. Теперь зеленая гостья смотрела на нее, грустно помахивая еловыми ветками, не понимая, зачем ее принесли из родного леса и поставили посреди этого дома.
Машенька потянулась последний разочек и вдруг быстро соскочила с кровати. Сна как будто не бывало. Как же можно так долго спать, когда тебя ждет столько интересного и необычного! Маша подбежала к елочке, потрогала ее за пушистые длинные ветви, погладила мягкие иголки и громко сказала вслух:
- Здравствуй, Елочка, сейчас я тебя буду украшать. И ты будешь самая нарядная и красивая!
Девочка посмотрела вокруг себя и сразу увидела на столе большую картонную коробку, из которой выглядывали елочные игрушки. Свет падал на коробку с одной стороны, и игрушки, прикрытые блестящей мишурой, переливались яркими таинственными цветами. Маша даже остановилась в недоумении: с какой же игрушки ей начать? Она взяла в руки большой Синий Шар и стала разглядывать его. Он переливался в руках, как темное звездное небо, украшенное снежинками. Машенька осторожно вытянула петельку вверх и повесила Шар на самую верхнюю веточку ели.
- Как здорово! - подумал в это время Шар.- Я буду выше всех! Мне все видно сверху! Не зря я ждал этого долгожданного момента.
А Машенька взяла в руки хрупкую стеклянную игрушку – Барышню. Она лежала и смотрела на Машу взглядом, словно нетерпеливо говоря: «А я? Где Я буду блистать своим ярким воздушным нарядом?»
Маша ненадолго задумалась и повесила эту хрупкую игрушку из стекла на еловую веточку, чуть пониже той, где висел Синий Шар. Теперь обе игрушки сверкали при тусклом освещении. Машенька побежала за мамой, чтобы спросить, правильно ли она развешивает игрушки. Как только она удалилась, снова раздался голос:
- Сударыня, вы сегодня очаровательны, - сказал Синий Шар и даже повернулся, пытаясь сделать легкий поклон.
- Благодарю Вас, вы также вежливы, как и раньше. Время не меняет Вас, и это радует, - Барышня слегка качнулась на ветке в ответном реверансе.- Тем не менее ваше положение боле выгодно, вы находитесь выше меня, и, наверно ваш наряд смотрится выигрышно и более ярко, чем мое праздничное платье.
- Что Вы, сударыня,- успокоил Шар. – Не забывайте, что я - джентльмен, и должен охранять и оберегать Вас. Машенька правильно сделала, что разместила меня на крайней ветке. Я буду заботиться о вашей сохранности. Теперь мое положение обязывает меня!
- Спасибо, - поблагодарила Барышня. Она так была очень горда тем, что снова демонстрирует свой новогодний наряд, счастлива от торжественной обстановки и очарована галантностью своего давнего кавалера – Синего Шара. Поэтому она сразу забыла о недавних волнениях. И вскоре, окончательно успокоившись, Барышня слегка покачивалась на ветке в такт часам, отбивавшим минуту за минутой и приближавшим долгожданный новогодний праздник. Она даже закрыла глаза от счастья, вспомнив, как хорошо и радостно ей было в прошлом году. Барышня вспоминала звонкие радостные детские голоса, громкий голос Деда Мороза, шелест мишуры из тонкой фольги, шуршание фантиков от конфет, счастливые возгласы девочек и мальчиков, разодетых в карнавальные костюмы. Какая была замечательная новогодняя атмосфера!
- Как я люблю Новый год! Я приношу радость и счастье в этот дом. Со мной мои замечательные и верные друзья – новогодние игрушки. От радости, переполнившей ее, Барышня снова зажмурила глаза и стала ждать продолжения праздника.
- Мамочка, посмотри, эта Куколка просто прелесть! Я хочу такое же белое платье, как у нее, - Маша показывала рукой на Барышню. А Мама только улыбалась в ответ. Она уже знала, что в шкафу висит платье, сшитое из тонкого белого шелка, украшенное вышивкой и яркими крупными бусинами. Платье было приготовлено в подарок Машеньке.
- Тик-так! Тик-так! - отбивали часы минуту за минутой, приближая новогодний праздник. Мама с Машей улыбнулись друг другу и пошли заниматься своими делами.
А новогодние игрушки наблюдали за ними и таинственно поблескивали. Как хорошо, что есть замечательный
праздник – Новый Год!

В детстве я любил подолгу стоять у новогодней елки и рассматривать елочные игрушки. Каждая игрушка - это же отдельная сказка. И я терпеливо «слушал их рассказы».

Вот Мишка с гармошкой. Откуда он? Из какого леса к нам пришел? Этот тот самый Мишка, который отнес Машу в коробе с пирожками к бабушке и дедушке, а потом, узнав про свою оплошность, купил себе с горя гармошку и сидит теперь на том самом «заповедном» пне и целыми днями напролет песни под гармошку наяривает?! Вот бы послушать, что он поет в простоте своей души! Тоже ведь - трагедия…

Вот Воробей с дыркой вместо клюва. Доклевался… в зоопарке у зверей…

Вот Мальчик с коньками на плече. «Орленок-Орленок» и «Мальчиш-Кибальчиш» в одном лице! Как же мне всегда хотелось быть таким, как он: гордым отличником, несгибаемым спортсменом, другом всех советских пограничников и лесничих, абсолютным мировым чемпионом по поимке диверсантов, погашению лесных пожаров и сбору макулатуры с металлоломом. Мне так хотелось с ним подружиться! Но, увы, за всю свою жизнь я так и не встретил такого мальчика живьем. Вот только этот один стеклянный на Елке и остался.

Вот обшелушившиеся мандарины, огурчики, грибочки. Я пытался их облизывать - так себе. Не очень. Не советую.

Вот шары, в которые так смешно смотреться и корчить рожицы, как в старом семейном самоваре! Интересно, а шары умеют отдавать изображения обратно?

Вот Домик, который я особенно любил рассматривать, заглядывая в его окошко. Там же непременно кто-то живет, в этом домике! Непременно! Просто сейчас не очень хорошо видно. Нужно просто подкрасться ночью на цыпочках, когда смешные человечки, живущие в домике, заснут. И я даже один раз подглядел и увидел их! И только утром понял, что они мне просто приснились… И все равно это был один из лучших моих снов!

А рядом с домиком висели круглые стеклянные часы, которые показывали вечное время счастья - пять минут до полуночи. Так уж повелось у людей: до чего рукой подать и никак не достать - то и счастье. Но ради этих пяти минут рубят в лесу елку, которую ставят в доме и на две недели украшают гирляндами, всякой мишурой и достают из чулана или с чердака коробку с елочными игрушками.

Именно на эти две недели извлекают игрушки из коробки, в которой они целый год хранятся, заботливо обложенные ватой, пребывающие в своем вечном праздничном сне, переливающимся, как огнем гирлянд, отблесками счастья. А игрушки - что игрушки?

Они приманивает к себе доверчивую детвору с растопыренными глазами. А потом, отразившись в игрушке, детская беззаботная улыбка навсегда упаковывается в заветную коробочку «до востребования». Иногда игрушки хранят улыбки пап и мам, а иногда даже бабушек и дедушек.

Елочные игрушки, как люди. Сначала любую игрушку очень берегут, вешают на самое почетное, видное и высокое место на елке с непременным рассказом о том, какая она ценная, эта игрушка, а потом, когда со временем она потускнеет, подурнеет, отдав свой свет и забрав наши отражения, в некоторых местах лишится краски, в некоторых станет зиять дырочками от неминуемых со временем падений на пол и совершенно потеряет всякий свой смысл! И вот, все еще сохраняя статус семейной реликвии, тем не менее, постепенно переходит она на скромное место подальше от глаз и поближе к полу, чтобы однажды честно чокнуться с ним «на брудершафт», как и подобает любому стеклу по соседству с камнем.

Он был елочной игрушкой, этот стеклянный Мальчик в веселом желтом костюме клоуна с пририсованной к улыбающимся губам черной полосочкой - флейтой.

Вероятней всего, это был персонаж старого цирка - шапито. И где-то рядом с ним должна была быть молодая дрессированная рыжая собачка, которая под тихие звуки его флейты вставала на задние лапки, кружилась, забавно подвывала и тявкала. Но дрессированной собачки в коробке с елочными игрушками, конечно же, не было. Да и сам Мальчик-Флейтист подурнел со временем. Даже не подурнел. Он просто потерял свое лицо. Совсем отшелушилась у елочной игрушки от лица краска, и остался только прозрачный стеклянный овал. У игрушки сохранилась только улыбка и флейта - едва заметная полосочка вниз от улыбающегося рта.

В коробке были разные игрушки: совсем новые, недавно купленные, очень красивые, но пока бездушные, не отразившиеся еще ни в чьих детских глазах. А были и такие же очень старые, как этот Мальчик-Флейтист, пришедшие из того далекого новогоднего, еще папиного, таинственного мерцания.

Каждая из этих старых игрушек имела свою историю, свой мир, который однажды она покинула, как покинул свое шапито Мальчик-Флейтист…

«Осторожней, - говорит внучке бабушка, когда они вместе наряжают елку, - эту птичку дедушка привез еще из Германии. Видишь, какая она… Я ее сама повешу. Ее надо повыше. А ты повесь вот эти Часы, они волшебные!

Девочка старательно берет изрядно облупившуюся от краски, совсем прозрачную игрушку, но ее пухленькие пальчики еще не такие ловкие. Часы с жалобным звоном падает на пол и рассыпается осколками. Бабушка всплескивает руками…

Разбитые Часы, с которыми Мальчик-Флейтист висел рядом с незапамятных времен, ничего хорошего, конечно, не предвещали. «Вот и мое время пришло!» - грустно подумал Мальчик. И точно. Сначала на елке его повесили на самой нижней, задней ветке. А затем пушистый персидский кот, проходя под нижней веткой, задел Флейтиста, и он упал на пол. К счастью, стеклянная игрушка не разбилась, но кот, заинтересовавшийся «добычей», решил с ней поиграть, и, пасуя бедного Флейтиста от лапы к лапе, загнал его под диван. После чего потерял к игрушке всякий интерес.

И остался бедный Мальчик один под диваном, выпав из своей сказки, которой посвятил всю свою жизнь.

«Сколько их было, этих елок? - Грустно думал Флейтист, - наверное, не меньше полусотни. (Пятьдесят лет, а все Мальчик!) Приличный лес, если бы его не срубили, конечно»… И на каждой елке рядом с Мальчиком-Флейтистом висело остекленевшее «время счастья» - пять минут до двенадцати, пока не разбилось…

Прошли две Новогодние и Рождественские недели. Мишуру, игрушки и гирлянду сняли с елки, уложили в коробку и отнесли на чердак. Уже без Флейтиста. Елку сняли с крестовины и выставили на улицу.

Все в жизни шло своим чередом, и только Мальчик-Флейтист лежал в пыли под диваном, недоумевая, что с ним происходит.

А с ним, собственно, ничего и не происходило. Просто он лежал не в коробке среди нежащихся в своем вечном Новогоднем и Рождественском счастье елочных игрушек, а в пыли под диваном, среди каких-то крошек и пластмассовых шариков-пулек от пистолета.

Просто кот ловким ударом лапы выбил Флейтиста из его бесконечного и вечного цикла служения «пятиминутному счастью» и оставил наедине с самим собой. Что переживать не очень-то легко, особенно если ты при этом потерял свое лицо.

Из всех событий, происшедших до следующего Нового года и Рождества, можно назвать только приход мышей, которые, погрызли крошки, платонически обнюхали пластмассовые пульки, стеклянную игрушку, и ушли. Но это событие ничего не изменило в судьбе Флейтиста.

Прошли праздничной вереницей, как светящиеся вагончики скорого поезда мимо одинокого домика у железной дороги, Новый год, Рождество, «Старый Новый год», «Крещение»…

Привезли и установили посреди комнаты рядом с диваном новую елку, нарядили ее, встретили Новый год, Рождество, встретили «Старый Новый год» и Крещение; мишуру, игрушки и гирлянду сняли с елки; елку сняли с крестовины и убрали…

Какие-то игрушки разбились на этой елке. Он слышал это. Вероятно, были куплены какие-то новые игрушки, которые должны символизировать собой новое счастье и какое-то утешение и восполнение по тому, что возврату уже не подлежит.

А Мальчик-Флейтист, забытый всеми, так и остался лежать под диваном в пыли. И этот прошедший мимо него Новый год подарил ему страшную истину. Он вдруг понял, что никому не нужен.

«А стою ли я того, чтобы быть нужным кому-то? - думал Мальчик-Флейтист, - что во мне есть?…»

Пыль, осевшая со временем на потерянной игрушке, совсем приглушила яркость его желтого клоунского наряда. Но она же, покрыв лицо, закрыла стеклянную пустоту…

И только черная полоска флейты упрямо не хотела теряться под неминуемым пыльным погребением…

Мальчик-Флейтист мучительно думал, что ему делать, чтобы окончательно не пропасть, не слиться с пыльным полом под диваном?!

Если ты Мальчик с коньками на плече, то ты должен быть таким, чтобы от тебя веяло бодрым январским холодком, слышалась музыка и в перекрестье прожекторов виднелись на городском катке красиво катающиеся вокруг нарядной елки люди с веселым румянцем на щеках. Если ты Флейтист, то ты должен играть на флейте, хоть бы она была и простой пририсованной к условному рту черной полоской.

Мальчик понял, что он должен играть на флейте, как раньше, когда он был в старом цирке-шапито, переполненном веселым народом в тусклом и загадочном свете керосиновых ламп, где перед ним на задних лапках крутилась с веселой лисьей улыбкой его озорно рыжая собачка, помесь такса с дворняжкой, по прозвищу, кажется, Каштанка…

Нужно было просто играть на флейте…

Но это совсем было не просто. Ведь все это время он только изображал, что играет на ней. Так делали все елочные игрушки. Так принято у них. Елочные игрушки просто беззаботно отражают годами человеческое счастье. Другого ничего они не умеют делать.

Просто, попав на Елку, как на работу, елочные игрушки начинают служить ей. А Елка, приняв это жертвенное служение, сама приносится ежегодно в жертву «пятиминутного счастья». Но Флейтиста не было на Елке среди прочих игрушек. И человеческого счастья он тоже уже года два как не видел. И только тонко-тонко где-то скрипела от грустного ветра калитка, как будто заманивая невидимого человека войти в сад. А ветки ветлы у калитки все натирали до блеска, как самую яркую и самую дорогую игрушку, прокапнувшее в тумане солнышко. И Мальчик-Флейтист начал играть на флейте. А что ему еще оставалось делать? Больше ему играть было не перед кем. Первые попытки были очень робкие, едва слышные. Затем он осмелел. Старая рыжая крыса не поленилась и пришла из глубокого подполья и долго смотрела в его стеклянное лицо, думая о чем-то своем.

И постепенно он стал играть так хорошо, что однажды, это было уже летом, был услышан.

В этом доме жила одна маленькая и очень любопытная девочка, которая каждый день совершала массу судьбоносных открытий. Только что открытку, на которой был изображен смешной пузатый ежик с надписью «ты мое солнышко» она, как в почтовый ящик, опустила в щель верхней ступеньки веранды - и, осознав необратимость происшедшего, тут же чуть не расплакалась, но за секунду до слез ее позвали есть крыжовник - и, сверкнув улыбкой, безмятежность сгладила печаль. По дороге девочка увидела улитку и отломанной палочкой осторожно потрогала ее усики. Улитка посмотрела на девочку своим склизким глазом и сокрушенно покачала головой. Потом девочка смеялась. Что-то такое смешное защекотало в горле. Затем ей стало вселенски грустно, и она лежала на диване, свесив к полу руку, ковыряя пальцем присохший к полу пластилин. Затем маленькая девочка зачем-то заглянула под диван и победоносно заулыбалась, разглядев там затерявшуюся елочную игрушку. Она извлекла маленькими цепкими пальчиками Мальчика-Флейтиста из-под дивана, внимательно рассмотрела его, загадочно улыбаясь, и тихонечко отнесла на улицу.

Там, под яблонькой, она вырыла небольшую ямку, выстелила ее дно конфетными фантиками и положила на фантики Мальчика-Флейтиста. Рядом девочка аккуратно поместила обломок другой елочной игрушки (тоже обретенной под диваном), на которой сохранилась только цифра «12» и фрагмент двух стрелок, часовой и минутной.

Все это девочка придавила сверху гнутым толстым цветным стеклом, осколком от папиной бутылки. И все это аккуратно присыпала землей. Затем, таинственно улыбаясь, она сделала в стекле окошко, очищая его пальчиком от земли.

Из окошка «секретика» улыбался девочке Мальчик-Флейтист, в стеклянной пустоте которого, уменьшившись до маленькой куколки-матрешки, отражалась озорно улыбающаяся девочка, отражалось небо, отражалась смешная рыжая, смешно увеличившаяся, почти лесичья, мордочка собачки, помесь такса с дворняжкой, которая, конечно же, не могла не пронюхать «секретика». А у калитки в вишневый сад терпеливо ждал собачку мужчина с очень усталым взглядом в запотевшем пенсне, в старомодной шляпе, с саквояжем, с которым до революции ходили сельские доктора и священники. Постукивая тросточкой по забору, он шел себе, насвистывая, по деревне, а за ним семенила смешная верная Каштанка, которую он называл почему-то «терлибумбией»…

И что еще вам рассказать? Открытка, отправленная девочкой в щель верхней ступеньки веранды, благополучно пошла в далекое будущее, когда постаревший и поседевший папа, заменяя подгнившие доски веранды, «получит» ее и вручит торжественно «своему солнышку», любопытной девочке, так незаметно ставшей уже старшеклассницей, но ни на секунду не забывшей своего «секретика» в саду…

^ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «БАБОЧКА» (повторение, см. с. 105).


  • ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БАБОЧКА И ЦВЕТОК».

    Цели. Формирование грамматического строя речи, обучение пониманию про­странственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: на, в, под, из, около, за, от и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева.

    Оборудование. Предметные картинки с изображениями цветка и бабочки, фланелеграф или магнитная доска.

    Описание. Логопед помещает на фланелеграф цветок и предлагает детям вы­полнять следующие действия с бабочкой: «Посади бабочку на цветок. Помести ба­бочку высоко над цветком. Спрячь бабочку под цветком. Помести бабочку слева от цветка» и т. п.

    Пятница

    1. ^ РАБОТА С ИГРУШКОЙ-ЗАСТЕЖКОЙ «БАБОЧКА».

    Цели. Развитие оптико-пространственной функции, конструктивного праксиса, мелкой моторики.

    Оборудование. Бабочки-застежки для каждого ребенка.

    Описание. Логопед предлагает детям рассмотреть бабочек, показать тулови­ще, голову, крылья, усики, расстегнуть пуговички, разобрать бабочку, а потом снова собрать ее.


    1. ^ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «БАБОЧКА» (повторение, см. с. 105).

    2. УПРАЖНЕНИЕ «ПОХЛОПАЕМ».
    Цели. Формирование навыка слогового анализа слов, упражнение в отхлопывании ударных слогов в словах - названиях насекомых.

    Оборудование. Предметные картинки с изображениями насекомых, набор­ное полотно.

    Описание. Логопед помещает на наборное полотно предметные картинки, предлагает вспомнить названия насекомых, отхлопать ударные слоги в названиях.

    Лето. Игры с водой

    Понедельник*

    1. ^ СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ.

    Цели. Обучение пониманию вопросов к сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам. Развитие диалогиче­ской речи. Развитие зрительного внимания.

    Оборудование. Сюжетные картинки «Летние игры» (рис. 47), наборное по­лотно.

    Описание. Логопед демонстрирует детям сюжетные картинки и предлагает показать, кто делает куличик, кто купает куклу, кто пускает кораблик, кто нагру­жает машину. После этого отрабатываются диалоги:


    • Кто это? (Оля.)

    • Что делает? (Куличик.)

    • Кто это? (Аня.)

    • Что делает? (Купает куклу.) И т. п.
    Затем логопед предлагает ребятам выбрать по одной картинке и сказать, кто на ней нарисован и чем он занимается: «Оля делает куличик. Аня купает куклу».

    ^ 2. УПРАЖНЕНИЕ «КОРАБЛИКИ».

    Цели. Воспитание правильного диафрагмального дыхания, выработка длитель­ной воздушной струи.

    Оборудование. Большой таз или надувной бассейн с водой, кораблики.

    Описание. Логопед помещает таз на возвышение, чтобы вода была на одном уровне с губами детей, показывает, как следует набрать воздух, сделав глубокий вдох, не поднимая плеч, как нужно дуть на кораблик, не раздувая щек. Упражне­ние выполняется не более трех раз, чтобы избежать у детей головокружения. Дети дуют на кораблики, логопед осуществляет контроль.

    3. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПОЛИВАЛЬНАЯ МАШИНА» (повторение, см. с. 99).

    Вторник

    1. ^ УПРАЖНЕНИЕ «СОБЕРЕМ КОРАБЛИКИ».

    Цели. Развитие оптико-пространственной функции, развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики, обучение составлению изображения предмета по об­разцу из разновеликих палочек.

    4-я неделя мая.

    Оборудование. Наборы разновеликих па­лочек по количеству детей.




    Описание. Логопед напоминает детям, как плавали кораблики, и предлагает собрать кораб­лики из палочек. Логопед показывает образец и предлагает детям сделать точно такие же кораб­лики.

    1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОДУВАНЧИК» (по­вторение, см. с. 102).

    2. ^ СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СЮ­ЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ.
    Цели. Обучение пониманию вопросов к сюжетным картинкам. Формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам. Развитие диалогической речи.

    Оборудование. Сюжетная картинка «Летом на речке» (рис. 48).

    Описание. Логопед демонстрирует детям картинку и предлагает показать, кто строит дом, кто купается, кто играет в мяч. После этого отрабатываются диалоги:


    • Кто это? (Вова.)

    • Что делает? (Строит дом.)

    • Кто это? (Катя/)

    • Что делает? (Купается.) И т. п.
    Затем логопед предлагает детям сказать, кто что делает: «Вова строит дом. Катя купается. Дети играют в мяч.»

    Четверг

    1. ^ УПРАЖНЕНИЕ «ОБЛАКА».

    Цели. Развитие зрительного внимания, наблюдательности, творческого вооб­ражения. Воспитание правильного диафрагмального дыхания, выработка длитель­ной плавной воздушной струи.

    Оборудование. Комочки ваты.

    Описание. Логопед предлагает детям понаблюдать за облаками, обратить вни­мание на то, какие они белые, пушистые, на кого они похожи. Потом показывает, какие маленькие ватные «облачка» есть у него, и предлагает ребятам подуть на «облачка», чтобы они полетели. Логопед показывает, как нужно правильно дуть. Обращает внимание детей на то, что стоять надо прямо, руку с «облачком» держать на уровне губ, при вдохе не поднимать плечи, а при выдохе не раздувать щеки. Дети дуют «на облачка», логопед осуществляет контроль. Упражнение выполня­ется не более трех раз, чтобы избежать у детей головокружения.


    1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОНЬ» (повторение, см. с. 82).

    2. ^ ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЛЕТО».
    Цели. Заучивание небольшого стихотворения с опорой на сюжетную картинку.

    Оборудование. Сюжетная картинка «Летом на речке» (см. рис. 48). Описание. Логопед помещает на наборное полотно сюжетную картинку и чи­тает детям стихотворение:

    Лето! Лето! Скоро лето. Что такое лето? Это Солнце, отдых и всегда В речке теплая вода.

    Логопед объясняет ребятам, что дети купаются, потому что наступило лето и стало тепло. Стихотворение заучивается по одной строчке, которую сначала про­износит логопед, потом все хором, потом - по одному. Так же повторяется и все стихотворение.

    ^ 1. УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ».

    Цели. Развитие творческого воображения, выразительности и координации движений.

    Описание. Логопед предлагает детям «превратиться» в полевые цветы, пред­ставить, что туловище - это стебель, голова - цветок, руки - листья. Выясняет, кто в какой цветок «превратился», а потом предлагает детям показать, как цветы растут, тянутся к солнышку, наклоняются от ветра, шевелят листиками, когда на них капает дождик, и т. п.


    1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙКА» (повторение, см. с. 90).

    2. ^ РАБОТА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ.
    Цели. Формирование грамматического строя речи. Образование формы роди­тельного падежа существительных со значением отсутствия.

    Оборудование. Сюжетная картинка «Летом на речке» (см. рис. 48), наборное полотно.

    Описание. Логопед помещает на наборное полотно уже знакомую детям кар­тинку и обращает их внимание на то, какие игрушки у ребят на картинке (мяч, круг). Далее логопед задает вопросы, а дети отвечают на них:


    • Чего нет у Вовы? (Показывает на мальчика, который строит дом). (Нет мяча, нет круга.)

    • Чего нет у Кати? (Показывает на девочку, которая купается). (Нет мяча.)

    • Чего нет у детей? (Показывает на детей, которые играют в мяч). (Нет круга.)
    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ^ АДАПТИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ

    ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ

    СКАЗКА про игрушки

    У Илюши было много игрушек: желтый паровоз, мохнатый мишка, белая ло­шадка, пушистый цыпленок, пожарная машина, блестящая дудочка, большой ба­рабан. Илюша целый день играл с ними, а вечером ему очень не хотелось убирать игрушки в шкаф.

    Я устал, спать хочу, - ныл Илюша.

    Мама вздыхала и убирала игрушки сама. Однажды она сказала:

    Смотри, игрушки могут обидеться на тебя.
    И игрушки действительно обиделись.

    ~~ У-у-у! Я уеду в детский сад, - загудел паровоз.


    • О-о-о! А я уйду в зоопарк, - зарычал мишка.

    • И-и-и! А я поскачу в деревню, - заржала лошадка.

    • Пи-пи-пи! И я тоже, - запищал цыпленок.

    • Би-би-би! А я уеду к другому мальчику, - загудела машина.

    • Ду-ду-ду! Я ему тоже пригожусь, - запела дудочка.

    • Бум-бум-бум! И я, - загремел барабан.
    - Нет! Нет! Не уходите! - закричал Илюша и начал быстро расставлять иг­рушки на полках в шкафу.

    С тех пор он всегда убирал игрушки сам. А вы сами убираете свои игрушки?

    СКАЗКА про красное платье в белый горошек

    Мама купила Кате нарядное красное платье в белый горошек. На платье был белый воротничок и большие белые кармашки. Катя пришла в детский сад как раз к завтраку. За столом она вертелась, болтала с Аришей и поэтому сначала уронила на платье ложку каши, потом булку с маслом. Платье сразу стало не таким наряд­ным. А когда во время обеда Катя пролила на него ложку борща и уронила котлету, платье стало просто не узнать. Оно стало жирным и разноцветным от пятен.

    Перед тихим часом Катя повесила платье на стульчик. Заснув, она увидела сон...


    • Фу! Какое ты грязное! - сказало Аришкино платье, которое было не очень нарядное, но зато чистое и аккуратное.

    • Бр! Какое ты жирное! - сказала Кирюшина клетчатая рубашка.

    • Что же мне теперь делать? - спросило Катино платье.

    • А ты стань черным, и тогда на тебе не видно будет грязи, - сказали Илюши­ны штаны.
    - И пусть эта неряха всегда ходит в черном, - сказало Аришкино платье.
    Когда Катя проснулась, она подбежала к стульчику и облегченно вздохнула,

    увидев свое грязное красное платьице. С этого дня Катя стала аккуратной девочкой и больше никогда не пачкала свою одежду.

    ^ Сказка про тапки с помпонами

    На день рождения Кирюше подарили желтые тапки с белыми помпонами. Тапки были мягкими и пушистыми. Они очень понравились мальчику. Папа сказал:

    Надевай тапки правильно, не мни задники, не то они убегут от тебя.

    Но у Кирюши было так много дел, что он быстро забыл папино предупреждение, спешил, надевал тапки неправильно и мял задники. И однажды, когда Кирюша ушел в детский сад, произошло вот что.


    • Посмотри, на кого мы стали похожи, - сказала левая тапка.

    • Да, а какими были нарядными, - вздохнула правая тапка.

    • А давай убежим от Кирюши к другому мальчику, который будет носить нас правильно.
    И тапки дружно затопали к двери:

    Топ-топ-топ!

    Потом вышли на лестницу и застучали по ступенькам:

    Тук-тук-тук!

    Когда Кирюша вернулся из детского сада, тапок не было ни в коридоре, ни под кроватью, ни под стулом. Кирюша подбежал к окну. На снегу были видны следы. Грустный Кирюша пошел в другую комнату. В комнате за столом сидел папа, а перед ним стояли желтые тапки с помпонами.


    • Я поймал твои тапки на улице и починил их. Теперь ты будешь надевать их правильно?

    • Буду! Спасибо! - сказал Кирюша, правильно надел тапки и побежал в свою комнату.
    сказка про кроватку

    Каждый вечер, когда нужно было ложиться спать, Кирюша начинал капризни­чать:

    Не хочу спать! Не буду спать! А-а-а!

    Кирюшу уговаривала мама, уговаривал папа, уговаривал брат Илюша. Мама пела Кирюше колыбельную, папа рассказывал сказку, Илюша отдавал свою любимую машину. Ничего не помогало. Кирилл еще громче кричал:

    Не хочу спать!

    И вот однажды вечером, когда Кирюша опять кричал, случилось невероятное: ис­чезла Кирюшина кроватка, только на ковре остались четыре вмятины от ее ножек.


    • Кроватка обиделась на тебя и исчезла, - сказала мама. Кирюша испугался:

    • А где же мне спать?

    • Негде, - сказал папа, - разве что с Бесси.
    Но коккер-спаниель Бесси сердито посмотрела на Кирюшу и разлеглась, заняв весь свой коврик.

    • Может быть, Илюша потеснится? - спросила мама.

    • Ну уж нет. Мне и так кровать мала, - сказал Илюша.
    Грустный Кирюша побрел в ванную чистить зубы, а когда вернулся в комнату, кроватка стояла на месте. Кирюша быстро залез под одеяло и закрыл глаза. Когда папа, мама и Илюша заглянули в комнату, Кирюша крепко спал. И с тех пор он никогда не кричал вечером: «Не хочу спать!»

    сказка про елочные игрушки

    Утром Илюша проснулся и почувствовал, что в доме пахнет елкой.

    Он побежал в большую комнату. У окна стояла елка. Зеленая, высокая, пушис­тая. На ветках покачивались блестящие игрушки: разноцветные шары, серебря­ный колокольчик, большой барабан, часы и золотая дудочка. Илюша обошел во­круг елки, дотронулся до колокольчика, колокольчик тихо ответил тоненьким го­лоском: «Дин-дон, дин-дон!»

    Илюша прикоснулся к барабану, и барабан громко забарабанил: «Бум-бум-бум!»

    Илюша приложил ухо к часам и услышал, что они тихонько тикают: «Тик-так! Тик-так!»

    А когда Илюша раскачал на ветке золотую дудочку, она громко и звонко запела: «Ду-ду-ду-ду-ду!»

    Удивился Илюша, что все игрушки на елке имеют свои голоса. Он отошел в сторон­ку и прислушался - игрушки тихонько звенели. Илюша подумал: « Новый год - вол­шебный праздник. У меня волшебная елка, а на елке волшебные игрушки ».

    сказка про большую синюю чашку

    Бабушка подарила Илюше большую синюю чашку и сказала, что если Илюша будет пить молоко из этой чашки, то вырастет большим и сильным. Но Илюша не любил молоко и каждый день капризничал, когда мама наливала ему молоко в большую синюю чашку.

    И вот что произошло однажды: ночью, когда все уснули, большой чайник на плите сказал посуде:


    • Давайте организуем оркестр! - И запыхтел: - Пых! Пых! Пых!

    • Давайте! - согласилась кастрюля и застучала крышкой: - Бум! Бум! Бум! Ах, как это чудесно!

    • Динь! Динь! Динь! - зазвенела в стакане ложка.

    • А что же буду делать я? - спросила большая синяя чашка.

    • А ты подпрыгивай и стучи: тук, тук, тук! - предложил чайник.

    • Но я же могу упасть и разбиться, - возразила чашка.

    • А ты аккуратненько, - сказала кастрюля. И такая тут началась музыка:

    • Пых! Пых! Бум! Бум! Динь! Динь! Тук! Тук!
    Чашка так развеселилась, что забыла про осторожность, упала со стола и разби­лась на мелкие осколки.

    Как жаль, - сказал чайник, - теперь Илюше не из чего пить молоко, и о к
    навсегда останется маленьким.

    И тут Илюша проснулся, понял, что ему все это приснилось, побежал на кухню и попросил маму налить ему молока в большую синюю чашку.

    Цыпленок и утенок

    Встретились цыпленок и утенок.


    • Я иду гулять, - сказал цыпленок.

    • Я тоже, - сказал утенок.

    • Я рою ямку, - сказал утенок.

    • Я тоже, - сказал цыпленок.

    • Я нашел червяка, - сказал утенок.

    • Я тоже, - сказал цыпленок.

    • Я поймал бабочку, - сказал утенок.

    • Я тоже, - сказал цыпленок.

    • Я иду купаться, - сказал утенок.

    • Я тоже, - сказал цыпленок.

    • Я плыву, - сказал утенок.

    • Я тоже, - сказал цыпленок и прыгнул в воду.

    • Ой! Спасите! Тону! Вытащил утенок цыпленка.

    • Я еще иду купаться, - сказал утенок.

    • А я - нет, - сказал цыпленок. (По В.Сутееву)
    Петушок с семьей

    Ходит по двору петушок: на голове - красный гребешок, под носом - красная бородка. Нос у Пети долотом, хвост у Пети колесом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

    Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие! Чер­ненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зер­нышко припас!

    Курочки с цыплятками собирались, раскудахтались; зернышком не поделились - передрались.

    Петя-петушок беспорядков не любит - сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал:

    Ку-ка-ре-ку!
    (По К. Ушинскому)

    Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть, тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Дедка - за репку, бабка - за дедку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали внучку. Дедка - за репку, бабка - за дедку, внучка - за бабку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку. Дедка - за репку, бабка - за дедку, внучка - за бабку, Жучка - за внуч­ку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали кошку. Дедка - за репку, бабка - за дедку, внучка - за бабку, Жучка - за внучку, кошка - за Жучку, тянут-по­тянут, вытянуть не могут. Позвали мышку. Дедка - за репку, бабка - за дедку, внучка - за бабку, Жучка - за внучку, кошка - за Жучку, мышка - за кошку, тянут-потянут. Вытянули репку.

    (Русская народная сказка)

    Стояла поздняя осень. С деревьев облетели листья, и только на верхушке дикой яблони висело одно-единственное яблоко.

    Бежал по лесу заяц и увидел яблоко. Но как же его достать? Смотрит заяц - на елке сидит ворона и смеется.


    • Кар! Кар!

    • Эй! Ворона! Сорви-ка мне яблоко!
    Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала. Яблоко упало вниз.

    Спасибо тебе, ворона! - сказал заяц и хотел яблоко поднять, а яблоко, как
    живое, зашипело и побежало.

    Испугался заяц, а потом понял, что яблоко упало на ежа, который спал под яблоней. Еж спросонья бросился бежать.


    • Стой! Куда мое яблоко потащил? - закричал заяц.

    • Это мое яблоко. Оно упало, я его поймал, - говорит еж.

    • Напрасно спорите, - вмешалась ворона, - это мое яблоко, я его сорвала. Все стали кричать:

    • Мое яблоко!
    Крик и шум стоит на весь лес. И уже драка начинается. Но тут появился медведь и как рявкнул:

    • Что за шум? Все к нему:

    • Рассуди нас, Михаил Иванович. Кому яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали медведю все как было. Медведь подумал, подумал, почесал за ухом
    и спросил:

    • Кто яблоко нашел?

    • Я! - сказал заяц.

    • А кто яблоко сорвал?

    • Как раз я! - крикнула ворона.

    • А кто его поймал?

    • Я поймал! - пискнул еж.

    • Вы все правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...

    • Но тут только одно яблоко! - сказали заяц, ворона и еж.

    • Разделите яблоко на равные части, и пускай каждый возьмет себе по кусочку. И все хором воскликнули:

    • Как же мы раньше не догадались?
    Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек он отдал зайцу:

    • Это тебе, заяц. Ты первый увидел яблоко. Второй кусочек вороне отдал:

    • Это тебе, ворона. Ты яблоко сорвала. Третий кусочек еж себе в рот положил:

    • Это мне, потому что я яблоко поймал. Четвертый кусочек ежик медведю в лапу положил:

    • А это тебе, Михаил Иванович...

    • Мне-то за что?

    • А за то, что ты нас всех уму-разуму научил!
    И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что медведь рассудил справедливо, никого не обидел. (По В. Сутееву)

    Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

    Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку" помети, не наскребешь ли
    муки на колобок.

    Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, испекла и на окошко студить положила.

    Большой деревянный ящик для хранения муки или зерна.

    Колобок полежал, полежал, взял да и покатился - с окна на лавку прыг, с лавки на пол, по полу к двери, прыг за порог - да и на крыльцо, с крыльца во двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

    Катится колобок, а навстречу ему заяц:



    • Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
    Я колобок, колобок,

    Я по коробу скребен,

    По сусеку метен,

    На сметане мешон,

    В печке печен,

    На окошке стужен.

    Я от дедушки ушел,

    Я от бабушки ушел,

    От тебя, зайца, подавно уйду!

    И покатился по дороге. Только заяц его и видел! Катится колобок, а навстречу ему волк:


    • Колобок, колобок, я тебя съем!

    • Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою:
    Я колобок, колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, В печке печен, На окошке стужен. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, От тебя, волк, подавно уйду! И покатился по дороге - только волк его и видел! Катится колобок, навстречу ему медведь:

    • Колобок, колобок, я тебя съем!

    • Где тебе, косолапому, съесть меня!
    Я колобок, колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, В печке печен, На окошке стужен. Я от дедушки ушел,

    Я от бабушки ушел,

    Я от зайца ушел,

    Я от волка ушел,

    От тебя, медведь, подавно уйду!

    И опять покатился - только медведь его и видел! Катится колобок, навстречу ему лиса:

    Колобок, колобок, спой мне песенку!
    Колобок и запел:

    Я колобок, колобок,

    Я по коробу скребен,

    По сусеку метен,

    На сметане мешон,

    В печке печен,

    На окошке стужен.

    Я от дедушки ушел,

    Я от бабушки ушел,

    Я от зайца ушел,

    Я от волка ушел,

    Я от медведя ушел,

    От тебя, лисы, нехитро уйти!

    А лиса и говорит:

    Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Сядь ко мне на нос да спой еще разок
    погромче.

    Колобок вскочил лисе на нос и запел погромче. А лиса опять:

    Колобок, колобок. Сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.
    Колобок прыг лисе на язык, а лиса его - ам! - и съела.

    (Русская народная сказка)

    Кораблик

    Пошли гулять на речку лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок.


    • Давайте купаться! - сказал лягушонок и прыгнул в воду.

    • Мы не умеем плавать, - сказали цыпленок, мышонок, муравей и жучок.

    • Ква-ха-ха! - засмеялся лягушонок. - Куда же вы годитесь!
    Обиделись цыпленок, мышонок, муравей и жучок и решили построить кораб­лик. Цыпленок принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей при­тащил соломинку. А жучок - веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листочек веревочкой привязали - и построили кораблик. Столкнули кораблик в воду, сели на него и поплыли. Лягушонок высунул голову из воды, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь.

    (По В. Сутееву)

    Список литературы

    1. АксаринаГ. М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1974.


    1. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). - М., 1991.

    2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.

    3. Волкова Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб., 2003.
    б.ГербоваВ.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. - М., 1981.

    6. Детский аутизм (хрестоматия) / Сост. Л. М. Шипицына. - СПб., 1997.

    n i . Детстве/. 1 Л"ЕЛя, 5/аж1«й1 рйэтгятйТ! "й тшетгятннии детей ъ детском саду. - ТЛ1Ь., 1996.


    1. Детство: План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. - СПб., 1997.

    2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Но­воселова. - М., 1985.

    1. Жукова Н. С.,МастюковаЕ. М., Фи л ичеваТ. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

    2. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. - Л., 1985.

    3. Кузьмина Н. Н., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М., 1982.

    4. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. - М., 1989.

    5. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. - СПб., 1997.

    6. Лялина Г. М. Воспитание и развитие речи детей раннего возраста. -М., 1981.

    7. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических заняти­ях. - М., 1991.

    1. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа: До­школьная тетрадь. - СПб., 2003.

    2. Нищева Н.В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада. - СПб., 2003.

    3. Полякова М. Н. Особенности организации развивающей среды в возрас­тных группах детского сада. // «Дошкольная педагогика», 2001, № 1.

    4. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста. - СПб., 2003

    5. СадовниковаЛ. Г. Ваш ребенок начинает говорить. - СПб., 1996.

    6. Сутеев В. Г. Сказки и картинки. - М., 1977.

    7. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного воз­раста. - М., 1986.

    8. ТихееваЕ. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1981.

    9. Хватцев М. Е. Логопедия. - М., 1951.

    Рис. 1. «Семья»


    Рис. 2. «Илюшины игрушки»








  • Рис. 5. Сюжетные к

    артинки к упражнению «Что делает"."»