Сценарий фольклорного развлечения в средней и младшей группе детского сада. Развлечение «Веселая слобода» (с детьми подготовительной к школе группы) Я народное творенье для детишек

Фольклорное развлечение для детей 4-5 лет в детском саду «Народные игры с Матрешкой»

Сценарий развлечения на материале русского фольклора для детей средней группы.

Цель: создать условия для праздничного настроения.
Задачи: приобщить детей к русской культуре; развивать эстетическое восприятие, музыкальность детей; вызвать эмоциональный отклик на происходящее; воспитывать интерес к народным играм.
Материалы и оборудование. Диск русской народной музыкой, потешками. Большой платок, маленькие платочки.
Роль матрешки, петушка, деда Тимофея играют дети этой же группы.

Ход развлечения.

Звучит русская народная музыка.
Ведущая.
У нас сегодня будет веселье.
К нам придет сегодня в гости,
А кто, сейчас узнаете,
Коль загадку отгадаете!
«Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская ……(матрёшка)
Ведущая.
Мы похлопаем в ладошки,
Выходи сюда, Матрешка!
Под русскую народную мелодию выходит Матрешка. Матрешка пляшет, выполняя знакомые плясовые движения, дети хлопают в ладоши.
Матрешка.
Кто здесь смелый,
Кто здесь ловкий,
Выходи смелее в круг!
Приготовила для деток
Интересную игру!
Игра «Дед Тимофей»
Здравствуй дед Тимофей!
Не смотри ты на детей, не качай головой,
Не тряси бородой.
Ты не топай ножкой, постой на дорожке.
Да послушай что мы скажем
Посмотри что мы покажем!
Дед. Где вы детки были?
Дети. Во сыром борочке!
Дед. Что вы там делали?
Посидели на кочке, постояли на пенечке,
Голову чесали, да от тебя убегали! Дед ловит детишек.
Матрёшка.
Мы, веселые матрешки,
Все сидели у окошка.
Надоело нам скучать,
К вам пришли потанцевать.
Танец «Мы матрешки раз, два, три»
Девочки вместе с Матрёшкой выполняют движения по тексту песни.

1.Мы матрешки раз, два, три
Как похожи посмотри, посмотри.
Ай люли, ай люли,
Сарафаны до земли.
2.Мы матрешки раз, два, три
Как пригожи посмотри, посмотри.
Ай люли, ай люли
Ленты в косы заплели.
3.Мы матрешки раз, два, три
Как дружны мы посмотри, посмотри
Ай люли, ай люли
Хоровод мы повели.
Матрёшка.
Давайте поиграем с моим дружком, золотистым петушком.
Выходит петушок.
Петушок. Я петушок – золотистый петушок!
Очень рано встаю, очень громко пою1
Кто здесь смелый, кто здесь ловкий?
Выходи скорее в круг!
Приготовил я для деток
Интересную игру!
Игра «Ходит по двору пет ух»
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:
Тух – тух
Ту – ру – рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Во дворе стоит, громче всех кричит!
Петух: Ку – ка – ре – ку!
Все разбегаются, петух ловит детей. Пойманный, становится петухом.
Ведущая: Что ж, дразнились мы, играли,
Но все вместе не плясали.
А какое же гуляние без русской, озорной пляски.
А, ну, ребята, выходите!
Себя в пляске покажите.
Общая пляска.
Матрёшка. Ох, устали мы играть, теперь будем отдыхать.
А я вам в корзиночке принесла красивые платочки. Раздает всем платочки. Все садятся на коврик. Под спокойную музыку платочками машут, затем прячутся.
Мы возьмём за уголочки,
Наш яркий платочки
И поднимем высоко,
Поиграем с ним легко.
Раз, два, три, кто там спрятался внутри! Дети прячутся платочками, в это время
воспитатель закрывает большим платком несколько детишек.

Платочек опускаем, кого же тут не стало?
Раз, два, три, кто там спрятался внутри?
Игра повторяется.
Воспитатель. Как весело мы провели время с матрешкой,
Матрёшка. Хорошие дети, умелые дети,
Вы – самые лучшие дети на свете!
Я кое-что для вас припасла…
Угощения вам принесла!
Матрёшка достает из корзиночки угощения раздает детям и прощается.

От редактора

Сборник «Жаворонушки» составлен молодым увлеченным собирателем фольклора Г Науменко, который предлагает читателю свои записи-наблюдения в особой области русского народного творчества, связанной с детьми. Г Науменко уже несколько лет выезжает в летнее время в разные области и районы РСФСР (Смоленскую, Калужскую , Калининскую, Ивановскую, Московскую). Часть записей сделана им в районах севера (Муезерском и Медвежьегорском районах Карельской АССР). Записи производились им с 1962 г. по 1974 г. с помощью магнитофона и лишь небольшая их часть слуховые.

Страница за страницей раскрывается в первой части книги светлый мир, окружающий ребенка с самой колыбели, любовь и внимание взрослых к малышам. А затем, во второй части, в произведениях самих детей раскрыто чисто детское восприятие окружающей жизни и непосредственный отклик ребятишек на те или иные явления природы.
Непритязательные напевы, нередко простые повторяющиеся попевки или речитативные возгласы сочетаются с самобытным поэтическим языком многочисленных и жанрово-разнообразных произведений.
Неизбежные при показе одного жанра или вида народного творчества интонационные повторы и близость ритмических формул компенсируются многообразием поэтических образов и возможностью проследить вариантные различия.

При знакомстве с материалом следует учитывать особый характер исполнения — большую агогическую свободу (ускорения, ферма-то, переход с пения на говорок и т. п.).
В сборнике нашли свое отражение устные произведения народного творчества, составляющие его наследие. Это наследие органично вплетается в жизнь современной советской деревни. В процессе своей работы автор сборника обращался к детям разного возраста. Ребятишки охотно спели собирателю современные школьные песни советских композиторов, неприхотливые по мелодии школьные частушки. Доверчиво раскрыли они и свои тайнички: поведали собирателю ю своих детских забавах и песенках по тому или иному случаю, которые не всегда удается увидеть и услышать взрослым, так как дети нередко застенчиво прячут от взрослых свои игры и забавы.
Не претендуя на полное и систематическое освещение темы — «детское народное творчество», Г Науменко дает все же большой материал, который широко знакомит читателя с мало обследованной областью русского народного творчества и показывает некоторые из его разновидностей с напевами впервые (детские трудовые припевки, приговорки, скороговорки, считалки и др.).
В сборнике делается также попытка объединить и в известной степени систематизировать по жанрам и видам собранный материал.

Наряду с широко известными и детям и взрослым играми, сказками и детскими песенками в сборнике можно найти много нового и интересного: зааукивание грибов, ягод, цветов, подражание голосам птиц, скороговорки и т. п.
Сборник адресован самому широкому кругу всех интересующихся русским народным творчеством. Он имеет определенную познавательную ценность и дает возможность его практического использования. Мы обращаем внимание на богатую поэтическую речь, яркий реализм и национальную самобытность скромных по напевам произведений, которые при добром внимании могут привлечь к себе и исследователя фольклора и работника детского сада, композитора и поэта, и руководителя детского коллектива самодеятельности.

Развлечение по Народному творчеству для детей 1 смешанной, 2 смешанной групп.

На переднем плане русский терем, перед ним скамейки. Мальчики на скамейке, девочки в тереме. Выбегает мальчик.

1. Ото всех дверей

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись народ.

2. Открываются ворота

Выходи кому охота

3. А кому неохота

Тоже выходи.

(Из ворот выходят остальные мальчики, садятся на скамейку). Фома стоит перед теремом.

Стоит Фома посреди двора

Супротив терема высокого

Супротив крыльца широкого

Не тёсан терем, не тёсан,

Только хорошо раскрашен (имитирует игру на балалайке)

Заиграй – ка балалайка

Заиграй – ка позвончей

Дома ль Марья

Дома ль Дарья

Дома ли Катюшенька (из терема слышны голоса девочек)

«Мы туточки!» (выглядывают в окно )

Егор: Красны девицы гулять просятся

Выходите – ка красны девицы,

Выходите – ка красавицы

Себя показать

На народе поплясать

(Девочки под музыку выходят из терема, садятся на скамейку)

Русский народный хоровод «Мы на луг ходили» (средняя группа)

Ведущий: Красны девицы, послушайте загадки и отгадайте их.

1. Бел да не сахар (снег)

2. Висит груша нельзя скушать (лампочка )

3. Сто одёжек и все без застёжек (капуста )

Ведущий: А теперь вы – добры молодцы.

1. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает

Тот слёзы проливает (лук )

2. Без рук, без ног, а рисовать умеет ()

3. Сидит девица в темнице,

А коса на улице (морковь )

Ведущий: А теперь загадки для гостей:

1. Не огонь, а жжётся (крапива )

2. Не лает, не кусает и в дом не пускает (замок )

Ведущий: Так уж повелось на Руси, работали да песни пели. С песней и дело спорилось.

Песня « Во кузнице» (старшая группа)

Ведущий: Эй, девчонки – хохотушки,

Затевайте – ка частушки

Затевайте поскорей

Чтоб порадовать гостей.

Распляшемся, разгуляемся

И частушечки пораспеваемся.

Частушки поют девочки

1. Эх топни нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

2. Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

3. Едет трактор синенький

Тракторист красивенький

Я хотела ручку дать

Да за дымом не видать.

Ведущий: Услыхали ложки

Вытянули ножки

Да давай подпевать

Да давай танцевать.

Частушки поют мальчики

1. Балалаечка – гудок

Своё дело знает

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

2. Я плясал в 3 ноги

Потерял сапоги

Оглянулся назад

Сапоги мои лежат.

3. А у нас во дворе

Квакали лягушки

Таня с печки босиком

Думала подружки.

4. Сидит ёжик на берёзе

Белая рубашка

На головке сапожок

А на ноге фуражка.

Ведущий: Я сейчас буду начинать пословицу, а вы заканчивайте.

Я начну, а вы кончайте

Хором дружно отвечайте.

1. В гостях хорошо, а ……(дома лучше).

2. Маслом кашу ….. (не испортишь).

3. Делу время ….. (а потехе час).

4. Терпение и труд ….. (все перетрут).

5. Поспешишь ….. (людей насмешишь).

Ведущий: А теперь для гостей.

1. Сделал дело … (гуляй смело).

2. Что посеешь, … (то и пожнешь).

3. Без труда …(не вытащишь и рыбку из пруда).

Как у наших у ворот

Собирается народ

Все со скрипочками

Да с балалаечками.

Уж как сядем мы играть

Слушает вся улица

Петух и курица

Кот и кошка

Мой друг Ермошка

И я немножко.

«Оркестр» (подготовительная группа )

Ведущий: Красна песня ладом,

А сказка складом

Нашему празднику,

Как сказке приходит конец, а кто слушал молодец.

И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.

Да пока вы пели, слушали

Огурцы на огороде зайцы скушали

Вот вам и не досталось.

Игра: «Гори-гори ясно»

1,2,3,4,5 собрались мы поиграть

А сорока прилетела

А кому водить велела?

Обойди хоть всю планету

Лучше русской пляски нету

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Раздайся, народ!

Меня пляска берет

Пойду попляшу

На людей погляжу.

Ой вы гости дорогие

Нам похлопайте в ладоши

Чтобы лучше нам плясалось

Чтобы скуки не осталось.

Пляска «1,2,3,4 круг поуже, круг пошире».