Ребенок часто обижается и плачет. Что делать, если ребенок обижает других детей? Решение от психолога

В возрасте трех-пяти лет дети искренне считают, что мир вращается вокруг них. Естественной реакцией ребенка на несоответствие реальности его ожиданиям становится обида. Мама не купила новую игрушку в магазине, папа не выслушал рассказ о новых друзьях по детской площадке, бабушка запретила есть мороженое на улице – любой отказ или запрет взрослых в этот период может стать для малыша поводом почувствовать себя оскорбленным. О причинах детских обид и о том, как правильно вести себя с обидчивым ребенком, родителям расскажет портал «Я родитель».

Детям свойственно обижаться на родительские отказы и запреты. На отсутствие внимания, похвалы и одобрения своих действий со стороны близких людей. Большинству взрослых их обиды кажутся незначительными и надуманными, но на самом деле это не так – малыши глубоко переживают конфликты с родителями, а отсутствие должной поддержки мам и пап в таких ситуациях может привести к внутреннему дискомфорту и развитию психологических проблем у ребенка.

Повышенная обидчивость у детей трех лет может быть связана с возрастным кризисом, пик которого приходится на два с половиной-три года, когда у ребенка формируется чувство собственного достоинства. В этот период поведение малышей отличают повышенная эмоциональность и склонность к конфликтам. Ребенок реагируют обидой, плачем и криками даже на малейший, самый незначительный повод.

Начиная с пяти лет, детские обиды уже больше похожи на те переживания, которые испытывают взрослые люди. В этом возрасте для ребенка важно признание его в детском коллективе, а также положительное отношение к нему сверстников. Поэтому все обиды, недовольства и недоразумения родителям стоит разбирать со своим чадом.

Как вести себя с обидчивыми детьми?

Обидчивые дети очень ранимы и часто находят повод для расстройств там, где его нет. Эксперты портала «Я-родитель» дают , как помочь ребенку справиться с обидой.

1. Контролируйте собственные эмоции

Чтобы научить малыша справляться с эмоциями, родителям стоит научиться контролировать собственные чувства и эмоции. Если в порыве гнева или обиды вы повышаете голос, бросаете обвинения и упреки в адрес обидчика, то вполне ожидаемо, что и ребенок в похожих ситуациях будет вести себя аналогично. рекомендуют избавиться от этой привычки. Для этого научитесь разговаривать с окружающими спокойным голосом. Обсуждая проступки ребенка, возьмите за правило заменять обвинительные фразы на нейтральные. Например, вместо фразы «Ты совершенно не умеешь себя вести» можно сказать: «Я очень расстроилась, когда ты сделал то-то…». Помните, маленькие дети часто копируют поведение и поступки родителей, в особенности их агрессивное поведение, поэтому старайтесь сохранить авторитет в глазах своего ребенка и привить ему уважение к старшим.

2. Проявляйте внимание к ребенку

Если ребенок часто обижается, будьте более внимательны к нему. Всегда спрашивайте, что произошло, если видите, что он вот-вот расплачется, хвалите его за каждый добрый поступок, выслушивайте ребенка, если он хочет о чем-то рассказать. Действуя таким образом, вы показываете малышу, что вам небезразличны чувства, которые он испытывает.

3. Сопереживайте своему чаду

Если вы отказались купить ребенку новую игрушку, а он в ответ устроил истерику, не стоит говорить «Не плачь», «Обойдешься» или «Ничего страшного не произошло, у тебя и так их много!». Эти фразы не утешат малыша. В этой ситуации разумнее дать ему возможность выговориться или поплакать, не прерывая его. Помните, обиженному ребенку крайне важна родительская поддержка, ведь ему хочется, чтобы его поняли, услышали и разделили его горе. Поэтому проявите сочувствие и понимание к своему чаду. Скажите, что вы его полностью понимаете, и что на его месте вы бы тоже испытывали негативные чувства.

4. Научите ребенка управлять негативными эмоциями

Когда первоначальный всплеск эмоций утихнет, объясните ребенку, что обида – это негативная эмоция и расскажите, как правильно с ней бороться. Например, пусть он представит, как может выглядеть обида, и нарисует ее на бумаге. Помогайте ему наводящими вопросами: какого она цвета, формы, на что похожа? Когда малыш закончит «портрет обиды», вместе с ним разорвите и выбросьте рисунок. Объясните ему, что те же самые действия он может выполнять каждый раз, когда испытывает негативные эмоции. Научите его и мысленной визуализации обиды, чтобы ребенок мог избавляться от этого чувства даже тогда, когда под рукой нет бумаги и фломастеров.

О том, как снизить уровень тревожности у ребенка трех-шести лет и научить его управлять своими эмоциями, вы узнаете из видеоурока с участием эксперта портала «Я-родитель» психолога Анастасии Ситниковой.

Виктория Грицук

Пройдите психологический тест, разработанный экспертами портала «Я-родитель», который поможет определить, достаточно ли времени вы уделяете своему ребенку.

Доброго времени суток уважаемые читатели блога!

Сегодня мы поговорим о детских обидах, а именно о том, что делать родителям, когда их ребенка обижают. Ведь согласитесь, что обиженный ребенок не понимает, как он должен реагировать на то или другое поведение окружающих.

Более того, обидеть ребенка может каждый, поэтому важно также научить его давать отпор и не принимать все близко к сердцу. Итак, приступим!

Подозреваю, что ребенка обижают: как узнать наверняка

Именно с таким запросом приходит большая часть родителей к детскому психологу. И тут следует понимать, что в 99% случаев малыш не расскажет вам о своих проблемах. Особенно, если перед нами подросток.

Ведь фактически своим рассказом он признает собственную слабость, неспособность справиться с ситуацией и зависимость от поддержки взрослых. А для подросткового возраста — это сильный удар по самолюбию.

Младшие дети не делятся с родителями своими проблемами в том случае, если не чувствуют достаточной эмоциональной поддержки, то есть контакт ослаблен.

А если мама или папа все время говорят о том, что они жутко заняты (чем, кстати и объясняют свое отсутствие в жизни малыша), то проблемы не будут рассказаны просто чтобы не беспокоить.

Признаки того, что ребенка обижают:

  1. Возвращается домой в плохом настроении. Могут быть испорчены вещи (одежда, сумка);
  2. Синяки, царапины, ссадины. Обращать внимание стоит на те повреждения, которые не имеют объяснения. Кстати, если ребенок говорит, что упал и так пять раз за неделю, то это тоже повод насторожиться;
  3. Не хочет идти в школу, на дополнительные занятия, в секцию. Особенно, если ранее ребенок шел на занятия с удовольствием;
  4. Плохое самочувствие, плохо ест, мучают головные боли, боли в животе. Особенно, если все эти симптомы проявляются утром или непосредственно перед выходом из дома;
  5. Дорога до пункта назначения выбирается самая длинная;
  6. Просит дополнительные деньги. Это возможно в том случае, если другие дети забрали ранее полученные;
  7. Настроение резко меняется. Хорошее настроение резко сменяется агрессивностью, раздраженностью;
  8. Бессонница, сложности с засыпанием.


Внимание! Бить тревогу нужно, если совпадает как минимум два — три пункта. Если опасения все же есть, то стоит поговорить с ребенком в доверительной атмосфере.

Что делать, если ребенка действительно обижают?

Если вы на 100% уверены, что малыша действительно обижают, то следует придерживаться такой стратегии поведения:

  • Забудьте про гиперопеку

Если ситуация не критическая, то дайте ребенку дозреть до того, чтобы рассказать вам о своих обидах. Так будет проще вместе найти выход из ситуации;

  • Уделяйте больше внимания

Норма — это час времени в сутки, когда вы разговариваете, что-то обсуждаете и даете ребенку выговориться. Да и когда ребенок должен вам рассказывать о своих проблемах, если общение сведено к формальному;

  • Похвала

Поддерживайте в любых начинаниях, хвалите за любые, даже самые маленькие успехи.

Внимание! Похвала должна быть по делу, иначе у ребенка разовьется неадекватная самооценка

  • В процессе разговора донесите до малыша мысль, что ни дома, ни в школе, ни где-либо еще никто не имеет права его оскорблять, причинять эмоциональный или физический дискомфорт;


  • Если проблемы возникли в школе, то обязательной является встреча с администрацией (директор, его заместители, классный руководитель). Но помните: не стоит выплескивать на них свои эмоции, так конструктивное решение проблемы вы не найдете! Главное, чтобы после встречи вы разошлись с реальной стратегией поведения, способной решить проблему;
  • Нет ничего плохого в том, чтобы обратиться к психологу. Если вам не подходит школьный психолог, найдите специалиста не связанного со школой.
  • Если есть серьезные физические повреждения, то стоит немедленно сходить к врачу и взять справку, подтверждающую побои. Имея её на руках, вы можете обратиться в правоохранительные органы. И не стоит бояться этого делать, не ждите, пока вашего ребенка покалечат.

Как вести себя ребенку, которого обижают?

Обижать ребенка могут где угодно: в школе, в летнем лагере, в спортивной секции и т. д. Более того, иногда даже старший ребенок в семье может обижать младшего. И делать, в этом случае, нужно что-то быстро. Поскольку, если обида появляется дома, то безопасного места для малыша нет. А значит и не будет доверия.

Как вести себя ребенку, которого обижают:

  • Отрепетировать уверенное поведение

Например, нельзя сжиматься и убегать, когда кто-то пытается обидеть. Спина должна быть ровной, выражение лица спокойным. Весь вид должен выражать уверенность в себе.

  • Не реагировать на словесные гадости

Лучше всего работает полное игнорирование обидчиков. Тогда они не получают ожидаемой реакции и быстро переключают внимание на что-то другое.

Внимание! Игнорирование подходит только в случае вербального общения. Если обидчики действуют физическими методами, то спускать это на тормозах не стоит;


  • Задавать вопросы

Преподаватели программ по предупреждению насилия предлагают отвечать на оскорбления требовательными вопросами. Спрашивать можно причину подобного поведения.

Внимание! Основной момент здесь именно в требовательной интонации. Её стоит потренировать дома.

  • Смех

Подходит для тех детей, которые не могут молчать и обязательно должны хоть как-то отреагировать. В этом случае на любое оскорбление достаточно просто улыбнуться. Если же до обидчика не сразу доходит, что его речь не задевает, то при нарастании вербальной агрессии со стороны обидчика можно рассмеяться.

Внимание! Хочу повторить, что перечисленные методы подходят в том случае, если имеет место только вербальная агрессия.

Если же обидчики сопровождают обидные слова ударами, тумаками, подзатыльниками, то стоит немедленно обратиться к родителям, администрации школы, секции и т. д. И чем раньше вы это сделаете, тем меньше шансов, что ваш ребенок пострадает.

Как помочь ребенку справиться с обидой

Казалось бы, что страшного — обиженный ребенок. Пройдет совсем немного времени и все недоразумения забудутся и все будет отлично. Но как бы не так!

Дело в том, что большинство взрослых эмоциональных проблем, страхов (в том числе и неуверенность в себе) является производным от детских обид и других негативных переживаний. Поэтому, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок «тащил» на себе свои обиды до конца жизни, то стоит научить его с ними справляться.

Методы работы с обидами:

  • Написание сказки

Сядьте вместе с ребенком и напишите сказку о произошедших событиях. Все диалоги, чувства участников должны быть максимально приближены к реальности. Затем на другом листочке нужно переписать сказку так, как хотелось бы, желательно со счастливым концом.

  • Подарок для обидчика

Для начала разберите с ребенком, что хорошего он получил из этой ситуации. Например, опыт поведения, нашел настоящих друзей и т. д. Главное, найти в произошедшем хоть какой-нибудь плюс.

После этого стоит сказать, что человека, ставшего причиной появления этого плюса можно было бы отблагодарить. пофантазируйте с ребенком, какой подарок можно было бы подарить обидчику. А затем стоит расслабиться и прикрыв глаза, представить сам процесс дарения.

Внимание! В реальности ничего дарить не стоит. Это может возобновить угаснувший конфликт.

  • Сжечь обиду

Предложите малышу описать на листочке весь негатив, который он испытывает при воспоминании об этих событиях. После того, как все описано подробнейшим образом нужно торжественно сжечь листочек и отпраздновать это событие в семейном кругу (например, попить чаю с вкусностями).

Итак, теперь вы знаете, что делать, если вашего ребенка обижают во дворе, школе, секции. Во-первых, нужно продемонстрировать полную поддержку. Во-вторых, помочь справиться с ситуацией как в реальности, так и в эмоциональном плане.

А у меня на сегодня все! Надеюсь, что материал был для вас полезен.

Впереди у нас много интересного, поэтому не забывайте подписываться на обновления блога и делится ссылкой с друзьями.

Если возникли вопросы — пишите. Будем на них отвечать!

Мой маленький обиженный ребенок. Мой зайчик, который надувает свои губки, если у мамы появляются дела. Не поиграла с ним – обиделся. Не купила любимую конфету – опять надулся, как пузырь. Папа не разрешил поиграть на компьютере – сел в углу, скрестив руки на груди и хмуря брови. Смешной.

Смешной сейчас. Ведь это еще ненастоящая, детская обида, которая частенько случается у детей в возрасте до 4-5 лет. Малыши могут жаловаться друг на друга, «ябедничать», требовать внимания от родителей, расстраиваться, если что-то идет не так, как им хотелось бы.

Если ребенок не зациклится на своей обиде, это ерунда. Опасно, если обида будет его самым сильным чувством, мешающим развитию и счастливой жизни. Не вынесенная наружу, обида станет накапливаться и усиливаться, отравляя жизнь и в детские, и во взрослые годы. Она сделает из вашего ребенка угрюмого нытика (а то и кого похлеще) – вместо довольного жизнью и реализованного человека.

Что такое детская обида

Обида – чувство деструктивное. В общем его можно описать как весьма болезненное переживание, которое связано с тем, что человека проигнорировали, отвергли, сказали о нем нечто нелицеприятное, поступили несправедливо. Чего-то недодали.

У маленьких детей обиду могут вызвать какие-то действия мамы или сверстников. Это чувство появляется, если мама забыла похвалить своего ребенка, когда он очень старался. Если его одного (как ему кажется) сверстники не пригласили поиграть. Если ему не дают угощение или игрушку, которых, по его мнению, он заслуживает.

По-настоящему обиженный малыш, вопреки расхожему мнению, не станет идти на конфликт, проявлять гнев, кричать и топать ногами. Он просто обидится. Тяжело, с чувством личного ущемления . Окружающие, конечно, заметят и скажут, что он привлекает к себе внимание: всем поведением показывает обидчику, что тот виноват, что ему стоит извиниться и так далее.

Но почему взрослые упорно твердят, что дети, отворачиваясь от обидевшего их человека, таким образом хотят привлечь к себе внимание? А может быть, они действительно ощущают острую обиду и не в состоянии даже заговорить с обидчиком – так тяжело им это дается? В этом зачастую нет никакой демонстрации переживаний, нет нарочного подчеркивания вины обидевшего человека, если, конечно, речь не идет о маленьком манипуляторе-актере.

Была ли детская обида на самом деле? Не путаете ли вы ее с ревностью малыша? Или проявлением злости, раздражения?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана проливает свет на все, что касается детских обид. Кто на самом деле обижается, а кто просто манипулирует другими, надувая губы и становясь в картинную позу. Кто ревнует и злится, а кто действительно ощущает серьезную несправедливость, проявленную по отношению к себе. И самое главное – почему. Почему некоторые дети так сильно обижаются и переносят это состояние во взрослую жизнь. А также чем чревата тяжелая обида и как от нее избавиться.

Психологические особенности обидчивых детей

Действительно, обижаться способны далеко не все дети. Какие-то просто махнут рукой и через минуту забудут о чужих попытках себя обидеть, какие-то попытаются из ситуации сделать показательное «шоу» (но тоже быстро остынут), а вот некоторые дети действительно будут дуться, помнить об обиде и всячески пытаться восстановить справедливость.

По-настоящему обиженный ребенок может быть только малышом с анальным вектором. Очень послушные, тихие, спокойные, дети с анальным вектором – любимцы матерей, воспитателей и учителей. Им в радость выполнить поручения взрослых, они никогда просто так не нарушат дисциплину, не возьмут без спроса чужую вещь. Это по-настоящему золотые дети, если их правильно воспитывать.

Впрочем, не только воспитывать, но и чувствовать. Ведь они ранимые и обидчивые. Их детские обиды не легкие и быстро проходящие, а тяжелые и вязкие, отравляющие жизнь и самому ребенку, и всем окружающим.

Вы знаете, что такое тяжелая обида? Это затягивающее состояние, из которого ребенок не может выбраться сам. Это состояние, которое рождается из-за того, что малышу, по его мнению, чего-то не додали. Например – внимания, еды, тепла.

Связь с мамой важна для любого ребенка, но для нашего обиженного мальчика – особенно. Малыши, еще не умеющие жить в этом мире, цепляются за маму как за свой путеводитель, ориентир, гарант безопасности. И если остальные дети, с возрастом научившись выживать в современном обществе, легко выпускают подол маминой юбки из рук, то малышей с анальным вектором еще долго от нее не «отцепишь».

Почему? Особенности психики детей с анальным вектором таковы, что они склонны жить прошлым – это и чувства, и состояния, и воспоминания. Такая склонность связана с выполнением их видовой роли – накоплением информации из прошлого. Она позволяет качественно выполнять эту самую роль, ведь для того чтобы суметь проанализировать и передать информацию, необходимо захотеть в нее углубиться, суметь ее запомнить и «обработать».

В общем, всем развитым представителям анального вектора это умение идет только на пользу. А вот при недостаточном развитии из-за него появляются проблемы – зацикленность на своем негативном опыте, на тяжелых воспоминаниях, обидах и так далее.

Малышам же из-за такой ретроградности мышления по малости лет особенно боязно смотреть вперед, в будущее. У них нет ощущения, что в этом будущем им будет безопасно. Разве что рядом с мамой… С ней так тепло, хорошо, уютно. Особенно если она подскажет, направит, покажет, что к чему в этой жизни.

Детская обида (как, впрочем, и взрослая) в анальном векторе – это своеобразное торможение, отсутствие развития. Остро ощущая несправедливость, маленький «анальник» будет ждать, когда же эта самая справедливость восстановится. Когда же, наконец, мама/воспитатель/учитель сбалансирует его внутреннее ощущение справедливости и собственной правоты (а у него оно особенно чутко работает). И само собой для него ничего не пройдет: тот, кто обидел маленького человека с анальным вектором, должен будет исправить ситуацию.

Как помочь обиженному ребенку

Увы, в жизни так почти никогда не происходит. Нередко мама, увидев свою обиженную девочку, делает вид, что ничего не случилось: «А, само пройдет! У нее нет причин дуться. А буду заострять на этом внимание – станет манипулятором».

Затем на анальную обидку никто не обращает внимания – ни в садике, ни в школе, ни в университете… Обиды растут, крепнут, множатся. Ребенок становится слишком требовательным к окружающим, но как только они перестают оправдывать его ожиданий – появляются обиды. И маленький человек, который может использовать свое умение заглядывать в прошлое для собственного блага, останавливается в развитии.

Вынесенная во взрослую жизнь, детская обида отравляет жизнь. Управляет жизненным сценарием малыша, программируя его на неудачу. Неуверенность в себе, страх будущего, чувство какой-то личной ущербности, взгляд на мир сквозь призму негатива – все это порождения нашей маленькой детской обидки.

Знаете, кто такой на самом деле инфантильный «мальчик» 30 лет, который не умеет построить свою жизнь без помощи родителей? Кто такой на самом деле вечно сомневающийся взрослый мужчина, который постоянно перекладывает ответственность на чужие плечи? А кто такой домашний садист, который для окружающих прикидывается примерным семьянином, а дома изводит всех по очереди своей жестокостью и безмерным упрямством?

Это все он – наш пока еще маленький, милый обиженный мальчик, который уже начал обижаться, а мы не обращаем внимания.

Не хотите такого будущего для своего ребенка? И я тоже.

Так что же делать? Воспитывать соответственно его потребностям и векторным особенностям.

Всегда помнить о том, что ваш маленький «анальник» – немного медлительный, делает все с чувством, с толком, с расстановкой. Ни в коем случае не стоит его подгонять – быстрее от этого он делать ничего не станет, а вот обидеться, или, что еще хуже, впасть в ступор, может.

Давать малышу столько любви и внимания, сколько ему требуется. Вам не придется это делать вечно. Почувствовав, что на маму можно положиться, что мама всегда рядом, он станет более уверенным в себе и в будущем. А значит, уже не будет постоянно нуждаться в вашей опеке.

Не сердиться и не раздражаться на малыша за то, что он не умеет придумать себе занятия. Это не признак скудости ума – таковы маленькие «анальники». Терпеливо придумывать для ребенка какие-то дела – он с удовольствием их будет выполнять. , если малыш успешно справился с задачей (но только если она ему в новинку). Все это также развивает природные свойства ребенка с анальным вектором.

Никогда не проходить мимо обиженного ребенка. Избавляться от его обиды вместе с ним: узнавать, кто обидел, за что и почему, а затем восстанавливать справедливость. Ребенку с анальным вектором нельзя фиксироваться на этом состоянии – лучше выплеснуть эмоции наружу, потопать ногами, покричать или поплакать, наконец. Нет долгой фиксации – нет накопления деструктивной обиды.

Наконец, учить малыша обращаться в прошлое для его развития, а не «торможения»: тренировать память, изучать интересующие ребенка науки (историю, например), развивать аналитическое мышление.

Замечательно помогают понять своего обиженного ребенка тренинги по анальному вектору. Кстати, этот тренинг можно пройти бесплатно. Записывайтесь на ближайшие бесплатные лекции – и учитесь предупреждать и искоренять детские обиды.

Не зря в народе говорят, что «на обиженных воду возят». Такие люди часто становились в обществе изгоями, их чурались. Вот и среди детей тех, кто обижается, не любят, нарочно вызывают их на конфликт, задорят. И хотя обиженный ребенок часто вызывает жалость у взрослых, нельзя ограничиваться порицанием тех, кто его обидел, нужно помогать малышу вырабатывать характер и закалять его личность, чтобы он не был столь уязвимым.

Обида – что это?

В самых общих чертах обида – это ощущение собственной отверженности. Больше всего человека, особенно маленького, задевает невнимание, игнорирование со стороны других детей и взрослых.

Вот откуда болезненное переживание отказа принять в игру. Или когда другим детям дают учить стихи на утренник, а тебе – нет. Или когда младшей сестренке достается все внимание родителей и бабушек, а ты сидишь в уголке и грустишь, потому что все как будто забыли, что у тебя, вообще-то, тоже праздник…

Впервые чувство обиды люди переживают в трех-четырехлетнем возрасте. А «расцвет» этого явления случается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Вот когда среди детей начинаются первые «интриги» и «разборки». Все дело в потребности удовлетворения чувства собственной значимости, причем не только в семье, но и среди ровесников в детском коллективе.

Причины обид

Обиженным ребенок может себя почувствовать в нескольких случаях:

  • когда его откровенно игнорируют или не оказывают ему должного внимания (не принимают в игру, не дают ответить на уроке)
  • отказывают ему в чем-то, чего он хочет (не разрешают взять игрушку, не дарят желанного подарка)
  • неуважительно ведут себя по отношению к нему (дразнят, унижают)
  • когда он видит явное преимущество тех, которым достается слава и успех

В этих ситуациях дети ведут себя по-разному. Некоторые обижаются, другие стремятся погасить конфликт, а третьи, напротив, агрессивны.

Задача того, кто чувствует обиду, воздействовать на совесть обидчика. Своим поведением обиженный ребенок старается вызвать у другого чувство вины и заставить его раскаяться, извиниться.

В отличие от тех, кто кулаками доказывает свою правоту, такой ребенок, с одной стороны, будет привлекать к себе внимание скорбным видом, слезами «втихомолку», уходом в сторону, с другой – он как будто намекает обидчику на необходимость признать свою вину и попросить прощения.

Психологи говорят, что «порог обидчивости» у всех детей различен. Зависит он от самооценки. Всем им важно отношение к ним окружающих. Наибольшую зависимость от чужого мнения испытывают дети с низкой самооценкой. Если они не получают желаемого подтверждения своей исключительности от окружающих, то расценивают это как отрицание себя самих. Отсюда глубокие внутренние переживания и обида на весь мир.

Взрослым важно понимать мотивы поведения обиженного ребенка. Узнав суть его внутренних противоречий и проблем, можно влиять на его эмоциональное состояние.

Как помочь обиженному ребенку?

Некоторые взрослые ошибочно полагают, что для того чтобы удовлетворить потребность ребенка в признании и уважении, нужно как можно больше . Но практика свидетельствует об обратном. При таком отношении дети начинают расценивать своих сверстников как конкурентов и их признание взрослыми воспринимать, как угрозу собственному «светлому образу». Так что вывод первый – уходить от любых оценок, как положительных, так и отрицательных.

Обиженному ребенку лучше не принимать участия в конкурсах и соревнованиях, широко практикуемых в наших школах. Для него это неоправданные ожидания и лишние переживания. По крайней мере, до того момента, пока он с помощью взрослых не поймет, что другие люди существуют вовсе не для того, чтобы быть лучше или хуже его. Что их главная задача не состоит в том, чтобы соревноваться с ним, что их оценка – вообще не главное в жизни.

Полезные для «переформатирования» мировосприятия обидчивого ребенка игры – командные, в которых ребята переживают опыт сопричастности, дружеского общения, где ценен вклад каждого в общее дело. Организуя такие игры, взрослые помогают детям смещать фокус восприятия с себя на других. Это помогает преодолеть обиды.