Развитие мелкой моторики с использованием кинетического песка. Кинетический песок — новая игра для развития мелкой моторики у детей

Всем привет!

Сегодня хочется поговорить о таком развлечении, как Радужный песок.

Наверняка многие родители уже занимались играми в него со своими чадами. Я купила своему ребенку его сама, осознанно, хотелось попробовать и узнать, что же это за чудо песок такой, как с ним играть и какая от него польза.

У меня это Радужный песок от фирмы LORI из серии Домашняя песочница .


Коробка картонная, внутри 4 круглые упаковки по 140 гр. песка четырех цветов: зеленый, синий, красный, желтый. Внутри так же были 2 формочки и инструкция. Цена 340 рублей в обычном магазине детской одежды и игрушек.


Инструкция подробная, есть часть для взрослых, правила работы с радужным песком, а так же предостережения о том, что при попадании в глаза, их необходимо немедленно промыть, родители должны следить за тем, чтобы ребенок не брал песок в рот.


На коробке указан возраст 3+, но хочу предостеречь родителей, бабушек и дедушек, кто покупает, дарит или просто играет в радужный песок с детками до трех или даже до 4-5 лет (тут зависит от ребенка конечно), нужно быть абсолютно уверенным в ребенке, что он не будет лизать песок, облизывать пальцы (этот песок не липнет к руками, но мелкие частицы остаются на коже).



Изготовлен радужный песок в городе Ярославль, на упаковке указаны ГОСТ и ТУ, но почему - то нет значка Ростеста. Нет информации о токсичности песка.

Еще один момент - запах радужного песка. Запах очень резкий, неприятный, химический. Возможно такой запах вызывают добавленные в кварцевый песок полимеры, как раз для того, чтобы песок приобретал такую консистенцию - вроде бы на вид обычный песок, но частички песка как -будто примагничиваются к друг другу, за счет этого радужный песок не сыпется, а льется, сухой, а принимает и держит любые формы.




Для развлечения ребенка радужный песок очень подходит, ребенку нравится его трогать, держать в руках, мять его как пластилин, делать разные фигурки, да просто "переливать" его из руки в руку. Впервые мой ребенок попробовав играть этим песком, был в полном восторге и удивлении, как такое может песок! Но, конечно же, я объяснила своей дочери 5 лет, что это особый, "волшебный" песочек.



Мы играли вместе, вместе использовали формочки и лепили просто руками.

Еще плюс цветного радужного песка в том, что можно смешивать имеющиеся цвета и получать новые!




Для того чтобы играть с радужным песком необходимо придумать песочницу, в нашем случае была не нужная картонная коробка с высокими стенками, это важно! Песок настолько мелкий, а ребенок не всегда аккуратен, что приходится собирать влажной тряпкой песок со стола и с пола, у нас он так же был на одежде.

У Радужного песка от фирмы LORI из серии Домашняя песочница есть несколько недостатков, как я уже сказала, это сильный неприятный запах, прилипание мелких частичек к коже и одежде, и отсутствии информации о токсичности.

Несмотря выявленные недостатки хочу порекомендовать родителям, бабушкам и дедушкам почаще заниматься с детьми такими занятиями с таким песком! Они хорошо развивают мелкую моторику, дают простор для фантазии и творчества ребенка (да и взрослого), а также я считаю, что успокаивают психику ребенка, когда он работает с такими материалами, как радужный песок! Но прошу вас, будьте бдительны, и следите за тем, как играет в радужный песок ваш ребенок, не отходя от него, даже если ему уже 5 и более лет!

Спасибо за внимание и увлекательных вам игр!

«Кинетический песок как средство развития мелкой моторики рук и познавательной сферы у детей дошкольного возраста»

Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества.

Кинетический песок (или как его еще называют- Умный песок ) - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд, он напоминает влажный морской песок, но как только берешь его в руки - проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в то же время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство. С его помощью ребенок будет поглощен увлекательной игрой. По сути, кинетический песок не отличается от обычного кварцевого песка, но имеет некоторые выгодные особенности благодаря присутствию в своем составе полимерного связующего вещества. Обладая достаточной сыпучестью, он вместе с тем легко принимает и сохраняет длительное время заданную форму. Эти ценные качества делают кинетический песок очень удобным материалом даже для самых маленьких «скульпторов».

Занятие лепкой из кинетического песка очень полезно для ребенка. Это прекрасная возможность не только развлечь малыша, но и активизировать процесс его индивидуального развития. Кинетический песок доступен в любое время года, независимо от погоды за окном. Его легко убирать, песчинки липнут сами к себе и собрать их можно при помощи песчаного комочка.

Чем же полезен кинетический песок для детей:

Манипуляции с песком оказывают благотворительное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься и приучают к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.

Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствует развитию элементарных навыков общения.

Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук. Многие, наверное, уже пытались заняться чем-то подобным при помощи крупы, бус или рисования. Но ребенка сложно по- настоящему увлечь нанизыванием бисера на нитку, вырисовывать каждую линию им просто не хватает терпения, а разбрасывать горох или просо по кухне- куда интереснее, чем перебирать их по зернышку. Кинетический песок - оптимальное решение. При лепки песком каждый пальчик ребенка активно задействован в процессе, что позволяет создавать новые крепкие нейронные связи в мозге. Это, в свою очередь, позволяет развивать речь, активировать творческие наклонности малыша.

Занятия с песком способствуют развитию творческого воображения. В жизни каждого ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с чем он пока незнаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.

Поначалу малыш, скорее всего, будет делать из кинетического песка насыпи, горки, пасочки, потом понемногу перейдет к более сложным фигурам. Ребенок научится использовать различные подсобные предметы для получения новых форм. Будет очень хорошо, если взрослые ненавязчиво подскажут ему несколько решений по обращению с песком: как можно делать фигуры с четкими формами, как- рассыпчатые, как вовлечь в процесс другие игрушки: например, кинетический песок может стать материалом для постройки фермы, или деревни, или горного массива с игрушками- жителями.

Виды игр с кинетическим песком:

1. Игра «Пекари»: месить песком как тесто, лепить лепешки, пирожки…;

2. Игра «Осьминожки»: дети оставляют отпечатки кистей рук и потом дополняют их бусинками, чтобы получались мордочки осьминожек, рыбок;

3. Построение фигурок с использованием формочек (объемных или плоских). Можно подбирать формочки в соответствии с изучаемой лексической темой (транспорт, геометрические фигуры, овощи, фрукты, животные…);

4. Игра «Прятки»: в песок прячутся маленькие игрушки, дети пересыпая песок находят их;

5. Игра «Угадай-ка»: в песке прячутся буквы, после того как ребенок их находит, ему надо составить из них слово;

6. Игра «Бусы»: выкладывать бусы можно из пуговиц, фасоли, ракушек, макарон…;

7. Печатание слов: при помощи букв магнитной азбуки (можно раскатать песок скалочкой и печатать, в ходе этой игры можно развивать звукобуквенный анализ и синтез);

8. Писать, рисовать пальцами, острой палочкой на песке (буквы, слова, рисунки);

9. Из песка можно лепить буквы и цифры (ведь при собственноручном изготовлении их легче запомнить).


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Красноярского края

КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж»

Курсовая работа

ТЕМА: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством стола-планшета для рисования песком»

Выполнил(а): студент(ка) гр. 4Д2

Специальности

Дошкольное образование

Федорцова Анастасия Ивановна

Руководитель: Панкова О.А.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Физиологические особенности развития моторики у детей младшего дошкольного возраста

Возможности и значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

ГЛАВА 2.СТОЛ-ПЛАНШЕТ ДЛЯ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА

Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Актуальность - полноценной проблемой становиться развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Объект исследования - процесс развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - стол - планшет для рисования песком как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

· проанализировать теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;

· подобрать диагностику для выявления развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;

Гипотеза: мы предполагаем, что использование стола - планшета для рисования песком будет способствовать более эффективному развитию мелкой моторики рук.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физиологические особенности развития моторики у детей младшего дошкольного возраста

Мелкая моторика - это способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Великий советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский писал о том, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…»

По данным исследований, проведённых Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтверждённых научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. В связи с этим считается, что тонкие движения пальцев существенно влияют на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует и влияет на развитие внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия (координации), воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти.

Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий.

В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

· органов движения;

· органов познания;

· аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).

Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Как же рука изучает предметы?

Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре. Влажности и т. д.

Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.

Взятие в руки помогает обнаружить многие свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.

Надавливание даёт возможность определить мягкость или твёрдость, упругость, из какого материала сделан.

Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребёнка ощущать прикосновение ладони или пальцев. Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами.

Вообще, различные пальцы выполняют неодинаковые функции. Большой палец выполняет функцию опоры и перемещающегося начала отсчёта. Основная доля ощупывающих движений приходится на указательный и средний пальцы. Благодаря их движениям осуществляется последовательная развёртка контура предмета и его элементов.

Безымянный палец и мизинец участвуют в процессе ощупывания эпизодически, лишь время от времени касаясь предмета. Основная их функция заключается в уравновешивании всей движущейся системы.

Ладонь в процессе ощупывания плоских предметов, как правило, не участвует. Но при ощупывании объёмных предметов она выполняет довольно активную роль в отражении кривизны их поверхности и объёма.

Таким образом, рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Возможности и значение развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться.

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку-белобоку», показывать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

Мелкую моторику рук развивают:

· различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

· игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

· игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,

· насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

· рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

· застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому, а не просто разучивать и исполнять созданные кем-то стихотворения, песни или танцы. Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - кляксография, монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д. Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование песком. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. «искусство песка». Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Мало кто знает о пользе рисования на песке. Искусство Sand Art возникло еще в древние времена. Как медицинскую программу рисование песком стали использовать только в XX веке. Ученые доказали что именно песок наиболее благотворно влияет на нервные окончания, а искусство рисования на песке развивает моторику человека. Рисование песком как ничто иное помогает развивать воображение и талант, а в целом песочное рисование лучше всего помогает снять стресс, усталость, расслабить мозг, глаза и тело. Рисование на песке имеет огромное значение для развития детей.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТОЛОМ-ПЛАНШЕТОМ ДЛЯ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Для выявления развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, мы проанализировали различные методики и остановились на методиках Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера.

Цель: выявить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностику мы провели в п. Красная сопка, на базе дошкольного образовательного учреждения «Алёнка» во второй половине дня. Диагностика представляет собой индивидуальные задания (Приложение 1).

Диагностика состояла из следующих заданий:

. «Уложи монеты в коробку»

. «Нарисуй пальцами кружочки»

. «Давай поздороваемся»

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки. Оценка-вывод. Высокий уровень - ребенок справился с заданием. Средний уровень - отмечается слабость рукопожатия. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.д.

. «Колечко»

. «Наши пальчики»

В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста в составе 15 человек (Приложение 2).

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий

средний: ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями;

Высокий: четкое выполнение задания.

Таким образом, анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу (Приложение 3), что:

на низком уровне в группе находится 6 детей, что составило 40 %. Дети испытывали значительные трудности при выполнении задания.

средний уровень развития мелкой моторики выявлен у 5 детей, что составило 33,3 %. Дети справлялись с заданием с небольшими затруднениями.

Высокий уровень выявлен у 4 детей, что составило 26,7 %. Дети выполняли четкое выполнение заданий.

Итак, анализ табличных и графических данных показал, что уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста находиться на низком уровне (6 детей - 40 %) и мы рекомендуем провести с детьми углубленную работу на развитие мелкой моторики со столом - планшетом для рисования песком.

Рука ребенка в младшем дошкольном возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики, и все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Но где ребенку найти, то пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? И здесь мы рекомендуем прибегнуть к песку.

Целью рисования песком является развитие мелкой моторики рук, способность к сосредоточению, эмоциональная гармонизация, развитие творческого воображение.

Полезны некоторые упражнения, имеющие целью общую активизацию и развитие сенсорно-моторной сферы: например, для умения свободно держать кисть, делать рукой свободные движения сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцы, правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок.

Перед тем, как начать занятия на столе-планшете, необходимо приучить ребенка к работе с песком. Для этого рекомендуется несколько игровых занятий (Приложение4).

Важно вызвать у ребенка активность и желание овладеть действием. Известно, что умения приобретаются путем неоднократного повторения действий, иногда в течение довольно длительного срока, поэтому варьируйте их. Продумывая упражнения, следует помнить, что повторение одних и тех же заданий детям скучно. Всякий раз задачу нужно усложнять, представляя в другом варианте.

Для наилучшего освоения техники рисования песком нами были разработаны рекомендации, которые будут сопровождать данный вид творчества как средство развития мелкой моторики, творческого характера детской продуктивной деятельности.

Целями данной разработки являются:

· стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;

· гармонизация психо - эмоционального состояния дошкольников;

· развитие зрительно-моторной координации;

· свободное владение кистями обеих рук.

В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи:

· развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;

· обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;

· развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;

· упражнение пальцев и кистей рук;

· развитие художественно-эстетического вкуса.

Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и имеет характерные особенности.

Во-вторых, создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.

И, в-третьих, образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Процесс обучения поделен на четыре этапа.

Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 30 с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например «Золотая осень» - песок желтого цвета, «Летний лес» - песок зеленого цвета, «Морские обитатели» - голубой и/или синий и т. д. Но «раскрашивать» таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:

· развитие плавности, изящества и точности движений;

· умения работать кистью и пальцами обеих рук;

· координации руки и глаза;

· овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.). Обязательным является проведение физкультминутки.

Заключительная часть - рефлексия. Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.

Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Стол-планшет для рисования песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Данный вид рисования является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира и развития мелкой моторики рук.

В нашей работе мы провели диагностику по методикам Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера на выявления развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, которая показала преобладание низкого уровня развития мелкой моторики рук у детей.

С учетом выявленных особенностей мы подобрали рекомендации по обучению работе младших дошкольников со столом-планшетом для рисования песком с целью развития мелкой моторики рук.

Отметим также несколько важных правил рисования песком:

1) Ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе;

) Структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка;

) Создавайте пространство для его самовыражения, а не устанавливайте жесткие рамки и правила;

) Цените его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами;

) Стимулируйте развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовыми ответами;

) Поддерживайте ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные вами задачи;

) Цените природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учите его «быть таким как все».

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии // Вопросы психологии. - 2011. - № 5. - С. 39 - 43.

Бабаева Т.И., Михайлова З.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3-е, переработанное. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Белая А.Я., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Пособие для родителей и педагогов. - М.: Сигма, 2009.

Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2012. - № 5. - С. 14 - 18.

Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2014.

Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 43 - 45.

Кольцова М. Ребёнок учится говорить. - М.: Феникс, 2011.

Леонтьев А.Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: Просвещение, 2013.

Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - М.: Корона-Принт, 2014.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования. - М.: Корона-Век, 2010.

Петрова Е.С. Развиваем моторику руки. - М.: Шанс, 2010.

Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. - С.-Пб.: Школа, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЯ

моторика дошкольник рисование песок

Приложение 1

Задания по методикам Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера

. «Пальчик с носиком здороваются»

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б)мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

. «Уложи монеты в коробку»

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см.

По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты (нужно брать их по одной) в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

. «Нарисуй пальцами кружочки»

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

. «Давай поздороваемся»

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки. Оценка-вывод. Высокий уровень - ребенок справился с заданием. Средний уровень - отмечается слабость рукопожатия. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.д.

. «Колечко»

Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой.

Оценка-вывод. Отметить объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координацию движений (нормальная, некоординированные движения), способность к переключению движений.

. «Наши пальчики»

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке.

Оценка-вывод. Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения (не под счет педагога); невыполнение задания; леворукость.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

низкий: ребенок при выполнении задания испытывает значительные трудности;

Высокий: четкое выполнение задания.

Приложение 2

Диагностика развития мелкой моторики рук у детей 3-4 года

№ ребенка

Номер упражнения




Милана Р.

Ксения Б.

Степан В.

Виолетта Б.


Низкий уровень 6 детей

Средний уровень 5 детей

Высокий уровень 4 детей

Приложение 3

Диаграмма развития мелкой моторики рук у детей 3-4 года

Приложение 4

Игровые занятия на столе-планшете для рисования песком

«Трудная дорога»: нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

«Опасный поворот»: нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).

«Молния»: надо пальцем по песку нарисовать кривую линию.

«Чудовище на острове»: сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его - может проснуться.

«Радуга»: четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг - радугу. А потом добавить солнце.

«Мой веселый звонкий мяч»: нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.

«Дорожка из песка»: покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы (дорожку к дому зайчика).

«Песочное рисование»:

· рисуем одновременно двумя руками симметричные предметы;

· рисуем на мокром песке;

· отпечатываем плоскими фигурками, формочками изображения на песке;

· рисуем пальчиком;

· печатаем на песке ладошками рук;

· рисуем детскими грабельками на песке.

Гущина Елена
Песочная терапия. Кинетический песок как средство развития мелкой моторики рук

Развивать мелкую моторику можно по - разному, это могут быть: пальчиковые игры и гимнастика; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками, игры с пуговицами.

Но мы с остановимся на более новом и более интересном для детей методе как «песочная терапия».

Игра с песком – это доступный, подсказанный самой природой путь к развитию творческого начала каждого ребенка. Эксперимент и самостоятельное мышление, развитие мелкой моторики, следовательно, речи и всех познавательных функций, - все это дает игра с песком.

Кинетический песок - материал для лепки, который позволяет создавать ребёнку удивительные поделки: замки, крепости, кулинарные шедевры и другие. Основной компонент материала - натуральный песок, дополнительные элементы - безопасные полимеры, которые придают песку пластичность.

На первый взгляд, он напоминает влажный морской песок, но как только берешь его в руки - проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в то же время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках.

Задачи:[ /i]

Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук;

Развитие тактильных ощущений при работе двумя руками, что благотворно отражается на речи ребенка.

Формирование нестандартного творческого мышления;

Закрепление умения сосредотачиваться и концентрировать внимание;

Основные характеристики материала:

Силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он постоянно остаётся «влажным на ощупь».

Не липнет к сухим рукам, при этом песчинки крепко склеиваются между собой;

Обладает высокой пластичностью: легко приобретает нужную форму

Не имеет запаха;

Бывает бесцветным и цветным.

Не токсичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей.

Не боится воды и, в случае смачивания, после просушки сохраняет свои свойств.

Не требует специальных условий хранения.

Чем полезен кинетический песок для детей:

Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук. Кинетический песок - оптимальное решение. При лепке песком каждый пальчик ребенка активно задействован в процессе. Это позволяет развивать речь, активировать творческие способности малыша.

В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;

Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься и приучают к концентрации внимания.

Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании способствует развитию элементарных навыков общения.

Занятия с песком способствуют развитию творческого воображения. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.

Используемые игруш ки:

Фигурки людей, животных, птиц, насекомых, пауков и т. д.

Мелкие игрушки из киндер - сюрпризов;

Камешки, дощечки, шишки, ракушки, желуди, любой природный материал;

Разнообразные формочки;

Игрушечная посуда;

Инструменты: ножи, стеки, деревянные палочки, пластмассовые трубочки.

Игры с кинетическим песк ом:

«Знакомство с материалом». В самом начале, как правило, дети мнут песок, оставляют отпечатки ладошек, пропускают сквозь пальцы. Тут нужно поговорить с детьми о свойствах кинетического песка: какой он и чем отличается от обычного.

«Сенсорная коробка». Для развития воображения и мелкой моторики. Из кинетического песка можно построить дом с двором и домашними животными, посадить огород, создать целый город - вот где простор для полёта детской фантазии!

«Поиск сокровищ». Игра на внимательность и воображение. Попросить малыша отвернуться, в это время закопать в песок «сокровища»: цветные бусины, яркие пуговицы, мелкие игрушки. Пусть ребёнок их ищет. Сделать игру более образовательной помогут маленькие пластиковые буквы и цифры: ребёнок будет не только их находить, но и называть.

«Лабиринты из песка». Пластичность кинетического песка позволяет быстро создавать самые разные лабиринты. Причём ребёнку будет интересно не только ходить по ним, но и создавать самостоятельно, а заодно развивать логическое мышление.

«Песочные города». Помимо зданий, дорог и ограждений такой город можно заселить людьми, животными и таким образом получить прекрасную сюжетную игру.

«Фигуры». Лепим различные фигуры и называем их. Можно так: педагог лепит круг, а вслед за ним малыш, лепит круг и называет его. То же повторяем и с другими геометрическими фигурами. У нас старшая группа, для своей игры мы сделали карточки с заданиями. Где нужно выкладывать геометрическую фигуру в определенном порядке (например, по цвету, или форме).

В песке можно разыгрывать сюжетные игры. Ставить домики, заселить их разнообразными фигурками животных и людей.

Развитие мелкой моторики способствует речевому развитию и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни.

Не зря же В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка – находится на кончиках его пальцев». Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику!

Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи и умственных способностей малышей. Начинать развивать кисти, пальчики и ладошки нужно с грудного возраста и до самой школы, с каждым годом повышая уровень сложности.

1. Развивающий коврик

Сначала можно купить ортопедический рельефный коврик. Он лечит и предотвращает плоскостопие, укрепляет мышцы и связки, снимает усталость с ног. Коврики имеют разную поверхность, существуют такие, как: «трава», «шипы», «жесткие камни», «мягкие камни», «шишки» и другие. Массаж стоп приятно удивит не только малышей, но и взрослых.

Для детишек постарше можно найти коврики, которые собираются как пазлы. На таких мозаиках зачастую есть буквы или цифры - ребенок может составлять числа или слова.

2. Фигурки на магнитах

Обязательно купите магниты на холодильник. Совсем маленькие детишки начнут развивать хватательный рефлекс и навык передвижения магнитов. Ребяткам постарше будет интересно изучать буквы и цифры с помощью магнитов, а потом появится любовь к выстраиванию слогов и слов, интерес к счету. С интересным комплектом магнитов в форме животных ребенок быстрее выучит названия всех домашних питомцев и диких зверей.

3. Тесто для лепки или полимерная глина

Тесто для лепки и полимерная глина массируют кончики пальцев, улучшают тактильную чувствительность, развивают фантазию и аналитические способности. Ребенок именно во время лепки может начать изучение геометрических фигур, научится сочетать их. Самым маленьким скульпторам подойдет соленое тесто, детишки могут пробовать его на вкус - это совершенно безвредно. Ребята постарше могут лепить фигурки из глины - поделки затвердеют и их можно будет сохранить на память.

4. Кинетический песок

Если вы хотите удивить своего ребенка чем-то совсем необычным, то можете приобрести кинетический песок, состоящий из кварцевого песка и синтетической добавки Е900. Он абсолютно безопасный, более пластичный, чем обычный песок, не пересыхает и не прилипает к рукам. Из него можно строить фигуры, замки и многое другое. Песок бывает разных цветов.

5. Мольберты и доски для рисования

Какой ребенок не любит рисовать? Поэтому от этой покупки любой малыш останется в восторге. Рисовать не только увлекательно, но и полезно, так как это хорошее развитие творческих способностей, чувства стиля и композиции и, конечно, самовыражения ребенка. Многие мамы выбирают мольберты 2 в 1 с доской для мелков и магнитной доской, на которой можно рисовать фломастерами.

6. Пальчиковые раскраски

Такие раскраски подойдут и для малышей, не умеющих держать в руке кисть, и для тех, кто постарше. Игрушка поможет ребенку научиться контролировать размах кисти (руки) и не выходить за рамки, почувствовать силу нажима, также ребенок попробует смешивать палитру. Обычно раскрашивание успокаивает нервную систему малыша, развивает координацию движений, способствует творческому процессу и воображению.

7. Гриб-винт и винтовые конструкции

Гриб-винт - замечательная простая игрушка, которая показывает механизм вкручивания. Гриб имеет шляпку с винтом и ножку с отверстием, через которое может наблюдать, как вкручивается винт в ножку. Процесс развивает ловкость рук и укрепляет мышцы кисти и запястья.

Для более взрослых деток есть конструкторы, где с помощью болтов и гаек можно собирать машинки, дома, самолеты и многое другое. Кто знает, может ваш ребенок - будущий инженер?

8. Шнуровки

Если среди игрушек вашего ребенка до сих пор нет шнуровок, то это следует срочно исправлять. Игры-шнуровки помогают развить усидчивость, логику, улучшают глазомер и гибкость кисти.

Для начала можно научиться надевать разноцветные макароны на нитку или деревянные игрушки, потом пришить пуговицу (с деревянной иглой), изучить возможные способы шнуровки (стежки, крестик), затем перейти на сюжетные шнуровки, где нужно пришить недостающие детали. На высшем уровне можно вообще «сошнуровать» целые композиции.

9. Конструктор Lego

Эта игрушка должна быть у каждого ребенка, потому что она тренирует навык моделирования и конструирования, тренирует креативность, память, наблюдательность и внимательность, ну и просто очень нравится детям.

Прелесть этой игрушки в том, что подойдет она для любого возраста (для детей до 3 лет конструкторы крупнее, для старших - мельче). Стоит отметить, что в коллекции Lego входят самые разнообразные модели - от пожарных и скорых машин, катеров до целых островов или даже городов.

10. Пальчиковый театр

Если вы чувствуете, что ребенок чаще работает одной рукой (или одними и теми же пальцами), обратите внимание на пальчиковый театр. Эта игрушка поможет развить все пальчики на обеих руках, укрепит кисть (что подготавливает к письму), улучшит воображение, мышление, память, стимулирует речевой аппарат, а еще поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве.

Приобретая театр, помните, что нужно серьезно отнестись к подготовке сцены, поиску зрителей (игрушки или родные), раздаче ролей и самому процессу игры. И кто знает, может в вашей семье растет маленький режиссер?