Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина. Проект "с чего начинается родина" Проект чего начинается родина доу

Татьяна Малеева
Проект для детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина»

Проект

«С чего начинается Родина »

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 32 «Пчелка» села Стародубского Буденновского района»

Малеева Татьяна Леонидовна

Воспитатель МДОУ д/с № 32 «Пчелка» с. Стародубского

Проект «С чего начинается Родина »

(Патриотическое воспитание ).

Паспорт проекта :

1. Вид проекта : творческо-информационный

2. Продолжительность - 1 год

3. Участники проекта : дети старшей логопедической группы «Речецветик»

- родители

Воспитатель

4. Общая характеристика проекта .

Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов :

1. «Мой дом моя семья»

2. «Мой детский сад»

3. «Моя улица, район»

4. «Мое село Стародубское »

5. «Моя страна Россия»

6. Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина » .

Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования :

Познавательно - речевое развитие

Художественно - эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально - коммуникативное развитие

Планирование носит тематический характер, тема недели включает содержание одного образовательного блока.

Актуальность и обоснованность проекта «С чего начинается Родина » :

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачев

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине , патриотизм, во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста , страдают дефицитом знаний о родном городе, селе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста . Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста . «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине . Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Цель проекта :

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице, на которой ребенок живет, родном селе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье .

Задачи :

1. Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе, селе, в котором они живут, о стране.

2. Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности

3. Воспитание нравственно - эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру

4. Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями.

5. Развитие личности дошкольника , его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

Предполагаемый результат :

1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта : «Мой дом, моя семья» , «Мой детский сад» , «Моя улица, район» , «Мое село Стародубское » , «Моя страна Россия» .

2. Дети будут обладать ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно -нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта .

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами .

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей .

Этапы реализации проекта :

Изучение опыта других дошкольных образовательных учреждений

Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности.

Сентябрь 2017 г.

Реализация проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями .

Октябрь 2017 г. - май 2018 г.

Анализ деятельности по реализации проекта .

Формы взаимодействия с детьми и родителями .

Формы взаимодействия с детьми :

Непосредственная образовательная деятельность;

Совместная деятельность детей и педагогов , родителей ;

Экскурсии;

Чтение художественной литературы;

Беседы, ситуативные разговоры;

Слушание музыки;

Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные) ;

Презентации.

Формы взаимодействия с родителями :

Консультации по проблемам патриотического воспитания детей ;

Сотворчество детей и родителей .

Последовательность работы :

1. «Мой дом моя семья – это Родина моя »

2. «Мой детский сад – это Родина моя »

3. «Моя улица, район – это Родина моя »

4. «Мое село »

5. «Моя страна Россия – это Родина моя »

Итоговое мероприятие

Формы и методы реализации проекта :

1. «Мой дом моя семья – это Родина моя »

Форма работы :

Познавательно-речевое развитие :

Познавательное занятие «Моя семья» .

Беседа «Мой дом» .

Составление рассказов на тему : «Моя семья» .

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» .

Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня» .

Художественно-эстетическое развитие :

- Рисование : «Нет на свете краше мамочек наших» ,

(портреты) выставка детского рисунка.

- Прослушивание аудиозаписей :

«Разноцветная семья» , «Вся моя семья»

Физическое развитие :

Подвижная игра «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья» .

Пальчиковая гимнастика «Семья» .

Социально - коммуникативное развитие :

Сюжетно-ролевая игра «Мамины помощницы» .

Решение проблемной ситуации «Что такое хорошо, и что такое плохо» .

Психогимнастика «Эмоции моей семьи» .

Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?

Просмотр сказки «Три поросёнка» .

Взаимодействие с родителями :

Сотворчество детей с родителями : «Родословное древо нашей семьи» .

2. «Мой детский сад – это Родина моя »

Форма работы :

Познавательно-речевое развитие :

- Рассказывание на тему : «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо?»

Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»

Экскурсия по детскому саду.

Художественно-эстетическое развитие :

- Рисование : «Детский сад будущего» .

- Прослушивание аудиозаписей : «Динь-динь детский сад» ,

«Наш детский сад» , «Чудеса в саду» .

Физическое развитие :

Хороводная игра «Каравай»

Подвижная игра «Пирог»

Социально – коммуникативное развитие :

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Проблемная ситуация «Мишка порвал коробку от настольной игры…»

- Коллективная работа : ремонт порванных книг, коробок.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» .

Взаимодействие с родителями :

Сотворчество детей с родителями :

книжка- малышка «Мой любимый детский сад»

3. «Моя улица, мой район – это Родина моя »

Форма работы :

Познавательно-речевое развитие :

Составление рассказов на тему : «Что я видел на нашей улице» .

Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада.

Виртуальная экскурсия «Район, в котором мы живем» .

Чтение русской народной сказки «Как коза избушку построила» .

Художественно-эстетическое развитие :

Конструирование «Дома на нашей улице» .

Коллаж «Наше село - Стародубское » .

Физическое развитие :

Малоподвижная игра «Колечко» .

Подвижная игра «Автобусы» .

Социально - коммуникативное развитие :

Сюжетно-ролевая игра «Почта» .

Дидактическая игра «Улица, на которой я живу» .

Дидактическая игра «Перекрёсток» .

Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»

Взаимодействие с родителями :

Создание фотоальбома «Достопримечательности села»

4. «Мое село Стародубское – это Родина моя »

Форма работы :

Познавательно-речевое развитие :

Заучивание стихотворения «Мое село» .

Рассматривание фотографий о селе.

Презентация «Моя малая Родина – Ставропольский край»

Познавательное занятие «Мы помним - мы гордимся»

Чем богат наш край.

Художественно-эстетическое развитие :

- Рисование : «Салют над селом»

Прослушивание музыкальных записей на патриотическую тему.

Физическое развитие :

Хороводная игра «Карусель» .

Подвижная игра «Перетяжки» .

Социально - коммуникативное развитие :

Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край» .

Дидактическая игра «Веселые мастера» .

Сюжетно – ролевая игра «К нам гости пришли» .

Взаимодействие с родителями :

Консультация для родителей «Как рассказать детям про войну» .

Папка - ширма «Памятники защитникам Отечества в нашем селе» .

5. «Моя страна Россия – это Родина моя » .

Форма работы :

Познавательно-речевое развитие

Рассказ воспитателя «Символы России» .

Чтение стихотворений о Москве.

Чтение русской народной сказки «По щучьему веленью» .

Рассматривание кукол в народных костюмах.

Рассматривание русского народного костюма.

Познавательное занятие «Россия – Родина моя » .

Итоговое занятие «С чего начинается Родина » .

Художественно-эстетическое развитие :

- Лепка : «Флаг России» .

- Рисование : «Люблю березу русскую» .

- Прослушивание : гимна РФ, народных песен.

Выставка рисунков «С чего начинается Родина » .

Физическое развитие :

- Русские народные игры : «Гуси лебеди» , «Репка» , «Колпачок» ,

«У медведя во бору» , «Гори, гори ясно» , «Пустое место» .

Социально - коммуникативное развитие :

Дидактическая игра «Народные промыслы» .

Сюжетно - ролевая игра «Наша армия» .

Просмотр мультфильма «Мы живём в России» .

Взаимодействие с родителями :

Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота» .

Литература :

1. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»

2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»

3. Виноградова Н. Ф. «Страна Россия»

4. Виноградова Н. Ф. «О родной стране»

5. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет »

6. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»

7. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе»

8. Михеева Л. М., Короткова М. В. «Русские народные праздники» .

9. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы» .

10. Антонов Ю. Е. «Великой Победе посвящается» .

11. Соболева Л. Г. «Ставрополье в военные годы» .

12. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина

13. Смирнова Т. В., Филиппова Т. Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране» .

14. Степанов В. А. «Моя Родина – Россия » .

Интернет-ресурс :

Светлана Чучук
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»

Проект по нравственно-патриотичекому воспитанию чего начинается Родина "

для детей старшей группы доу

1. Паспорт проекта… .…. …. 3

2. Актуальность проекта «С чего начинается Родина » .. ….3

3. Цели и задачи…. ….…4

4. Предполагаемый результат. ….…4

5. Этапы реализации проекта … .…5

6. Формы взаимодействия с детьми и родителями… .….5

7. Распределение содержания по разделам

«Моя семья – это Родина моя » …. …5

«Природа родного края» . …. …. 6

9. Приложение….…. 7

Проект

Краткосрочный

Групповой

Информационно – практико – ориентированный

Творческий

Сроки реализации : 12.03.2018-24.03.2018

Участники проекта :

Воспитатели

Дети старшей группы

Родители воспитанников

Актуальность проекта «С чего начинается Родина »

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья -

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок!

Речка, небо голубое -

Это все моё, родное!

Это Родина моя !

Всех люблю на свете я!

Владимир Орлов

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине , патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье .

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине .

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Цель проекта :

Воспитание нравственно -патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через освоение знаний о природе родного края, Новосибирской области. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье .

Задачи :

Сформировать у детей представления о семье, городе в котором они живут.

Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности

воспитание нравственно-эстетических чувств , эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру

Формирование нравственно -патриотических чувств посредством ознакомления детей с музыкальными, литературными произведениями о Родном крае

Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

Предполагаемый результат :

1. Дети пополнят знания о природе Родного края.

2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами , являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной , духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта .

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами .

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей .

Формы взаимодействия с детьми и родителями

Формы взаимодействия с детьми :

Непосредственная образовательная деятельность;

Совместная деятельность детей и педагогов;

Чтение художественной литературы;

Беседы, ситуативные разговоры;

Слушание музыки;

Игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)

Презентации

Формы взаимодействия с родителями :

Консультации по проблемам патриотического воспитания детей ;

Сотворчество детей и родителей .

Формы и методы реализации проекта

1 этап : «Моя семья – это Родина моя »

Познавательное занятие «Мой край»

Беседа «Мой дом»

Составление рассказов на тему : «Моя семья»

Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»

Заучивание стихотворения Алексей Кабардина «Карта Новосибирской области»

Рисование : «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка

Прослушивание аудиозаписей о Новосибирске

Физическое развитие

Подвижная игра «У оленя дом большой"

Пальчиковая гимнастика «Кукушка»

Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощники"

Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Психогимнастика «Эмоции моей семьи»

Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?

Прослушивание сказки «Баба-Яга»

Взаимодействие с родителями

Сотворчество детей с родителями : «Родословное древо нашей семьи»

2 этап : «Природа родного края»

Познавательно-речевое развитие

Рассказ воспитателя

Презентация «Природа Новосибирской области»

Чтение о Новосибирске

Презентация «Красная книга Новосибирской области»

Познавательное занятие «Россия – Родина моя »

Итоговое занятие «С чего начинается Родина »

Художественно-эстетическое развитие

Лепка : «Еж ушастый»

Рисование : «Люблю березу русскую»

Прослушивание : песен о Новосибирске

Выставка рисунка «С чего начинается Родина »

Физическое развитие

Русские народные игры : «Гуси лебеди» , «Карусель» , «Колпачок» , «У медведя во бору» , «Гори, гори ясно»

Социально - личностное развитие

Д/И «Любимый город»

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в заповедник»

Просмотр мультфильма «Мы живём в России»

Чтение русских народных сказок : «Ночь на Ивана Купалу» , «По щучьему веленью»

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота »

Публикации по теме:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана «Детский сад комбинированного вида №66» Конспект занятия по.

Презентация по патриотическому воспитанию в младшей группе «С чего начинается Родина» Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств у детей.

Проект по нравственно патриотическому воспитанию детей средней группы «Россия - Родина моя» Паспорт проекта по нравственно патриотическому воспитанию детей «Россия – Родина моя» Подготовил проект воспитатель МБДОУ «Д/с №36 «Ягодка».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина» ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Место реализации: «Структурное подразделение.

Проект для детей старшей группы

«С чего начинается Родина?»

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца»

К. Паустовский

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек, в едь как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Данный проект прививает любовь к родным местам, гордость за свой народ, позволяет ощутить свою неразрывность с окружающим миром и вызывает желание сохранять и приумножать богатство нашей страны, уважать труд людей.

Цель:

сформировать первоначальные представления об истории

родного края, о его красоте и богатстве;

воспитывать патриотические чувства, развивать творческие

способности.

Задачи:

Формировать у детей:

Чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;

Чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

Представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

Умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать.

Развивать у детей:

Познавательные процессы и мыслительные операции посредством специальных игр и упражнений;

Представления о национальной культуре края, об образе жизни людей, населяющих наш край.

Воспитывать у детей:

Чувство патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы.

Стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно–исследовательскую деятельность;

Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Ожидаемые результаты проекта - формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, пополнение знаний об истории своей малой родины и России, воспитание ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.

Продукт проектной деятельности: фотовыставка «Моя малая Родина»

Презентация: Праздник «Моя Родина – Россия»

Карта проекта

Тематические блоки

мероприятия

Период реализации

Ожидаемые результаты

«Семья»

Фотовыставка «В кругу семьи»

Мини-проект «Герб моей семьи»

Досуг «Мама, папа, я – дружная семья»

Игра «Федорино горе»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Родительское собрание «Я – семья – род - народ»

«Детский сад – мой второй дом»

НОД «Детский сад у нас хорош, лучше сада не найдёшь!»

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Продуктивная деятельность «Портрет друга»

«Родной свой край люби и знай!»

НОД «Родной край люби и знай»

Оформление уголка краеведения

Встречи с народными умельцами

Выставка «Умелые руки не знают скуки»

Развлечение «Весела была беседа»

Развлечение «Русские богатыри»

«Россия – Родина моя»

Фольклорный праздник «Смех да веселье»

ОД «Родная страна»

Беседа «Государственные символы России: флаг, герб, гимн»

Интегрированное занятие:

«Крепости и богатыри».

Дидактические игры: «Кто где живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн)

Подвижные игры народов России.

Акции «День цветов»

«Чистая планета»

Презентация: Праздник «Наша Родина – Россия»»

январь-февраль

март-апрель

Укрепление семейных отношений.

Знакомство детей со старинной посудой.

Расширение словарного запаса, умение развивать игру, брать инициативу в свои руки

Привлечение внимания родителей к вопросу нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Систематизация имеющихся у детей знания о детском саде, о тех, кто работает в нем, какую работу выполняет; желание посещать детский сад; внимательное и предупредительное отношение друг к другу.

Формирование осознанного интереса к истории малой Родины, к людям, живущим в родном селе.

Знакомство с традицией русского народа – посиделками.

Умение участвовать в совместной игре с другими детьми.

Применение полученных навыков общения в игровых ситуациях.

Знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Приобщение к традиционной культуре на основе активного использования фольклорного материала (песни, загадки, пословицы, поговорки, потешки).

Развитие творческих способностей в разных видах деятельности.

Формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.

Стремление принимать посильное участие в жизни села.

Методическое обеспечение:

Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

Материалы Интернета.

Проект по теме С чего начинается Родина? (Модуль «Основы светской этики») Выполнила: Яковлева Калиса Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Кадетская школа №14» города Чебоксары Чебоксары 2015 Пояснительная записка Для современного человека стало актуальным восстановление культурно­ исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – изучение истории родных мест, культурного и духовного наследия предков, личности самого ребенка, жизни его семьи, родной природы. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Изучая историю родного края, дети глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества. Очень важно с малых лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно­историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. В своей практике мы часто сталкиваемся со следующими проблемами у школьников:  отсутствие доступной информации по истории своего края;  отсутствие навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;  неверные представления о значимости родного края в истории страны и каждого человека в отдельности;  слабое умение представить окружающим полученные знания. Введение Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д. С. Лихачев Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми младшего школьного возраста. Патриотизм ­ сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей школьного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине. Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным селом (городом, с окружающей природой. Позже огромной приходит осознание причастности к краю и к России, многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребёнка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребёнка к мировоззрению, новому мироощущению, общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Так как наша школа переименована в кадетскую школу, акцент должен быть на то, чтобы наши воспитанники стремились быть защитником своего Отечества, основанному на признании служить Родине, стать настоящим гражданином, с гордостью смотреть в глаза потомкам. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Мы должны создать условия для максимально полного развития и практического воплощения талантов сегодняшних девчонок и мальчишек. В программе развития моего класса ведущим направлением воспитательной работы является блок патриотического воспитания: это уроки Мужества, классные часы, беседы, коллективные творческие дела, встречи с ветеранами войны и труда, поездки и походы, встречи с библиотекарями и экскурсоводами, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями чувашского и русского народов, встречи с интересными людьми, героями, организация выставок, экскурсии в Национальный музей, музей Воинской славы, проведение родительских собраний, например, «Воспитание гражданина». Что же такое патриотизм и патриотическое воспитание? Существует множество понятий патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность к Отечеству, своему народу, человек готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, которого будут считать таковым другие. Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирования всех нравственных качеств личности. Патриотическое воспитание включает в себя комплекс задач: Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; Формирования бережного отношения к родной природе и всему живому; Воспитания уважения к труду людей; Расширение представлений о России, столице; Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном; Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины; Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям. Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Проблема: недостаточный уровень патриотизма и гражданственности у младших школьников. выявить педагогические условия формирования патриотизма и Цель: гражданственности в курсе ОРКСЭ (через изучение истории родного края и России в целом). Задачи: 1. Обобщить цель и задачи курса ОРКСЭ по формированию патриотизма и гражданственности. 2. Проанализировать содержание раздела «Россия – наша Родина». 3. Разработать план – конспект урока по теме « С чего начинается Родина?» Ожидаемый результат: Готовность учителя к проведению урока по «Основам светской этики» на тему «С чего начинается Родина» Конечный продукт: Развёрнутый план урока. Планируемые результаты образования: Предметные: узнают государственные символы России (флаг, герб, гимн), знают название столицы; понимают чувства других людей и сопереживают им; называют адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников; характеризуют Россию как самое большое и многонациональное государство, обязанности каждого члена своей семьи. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи. Познавательные: проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: передают друзьям необходимую информацию как ориентир для построения действия. Виды и формы деятельности: фронтальная и эвристическая беседы, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, презентация самостоятельных творческих работ, подготовка творческой беседы с членами семьи. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Образовательные ресурсы: стихи о малой и большой родине, сообщения о презентация (фотографии, фильм, знаменитых людях и символах России, музыкальная запись гимна и т. д.), фотографии города Чебоксары, символы Российской Федерации и Чувашской Республики. Основная часть Урок по теме «С чего начинается Родина?» (Модуль «Основы светской этики») 1. Организационный момент. Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Знаем мы: и ты, и я – Вместе – дружная семья! Учитель: Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать работать прямо сейчас? Ученики: Да! Учитель: Садитесь, пожалуйста. Прочитайте запись на доске: «Самый распространенный вид гордости – национальная гордость». Артур Шопенгауэр 2. Фронтальная беседа Учитель: Разгадайте ребус Учитель: Какое слово здесь зашифровано? Ученик: Родина. Учитель: Мы поговорим о том, что такое Родина, за что надо любить и беречь свою Родину. Ответьте на вопрос: с чего начинается Родина? Ученик 1: С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, С той самой берёзки, что во поле, Под ветром склоняясь, растёт. (В.Баснер) Ученик 2:А может она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги просёлочной, Которой не видно конца. (В.Баснер) Прослушивание песни на слова В.Баснера, муз.М.Матусовского. 3.Беседа Учитель: ­ Что такое Родина? Учитель: Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого­ либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду. Учитель: Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому? (ответы детей) 4.Работа по теме урока. Эвристическая беседа. Презентация творческих самостоятельных работ учащихся. Учитель: Послушайте внимательно стихотворение, которое называется: Мой добрый дом Уютно в доме и тепло, Весь день к соседям в гости ходим, В нём много радости и шума, Давно мы с ними дружбу водим, Он не умеет быть угрюмым – Улыбки, шутки дарим им – Мне с нашим домом повезло. Гордимся домом мы своим! По воскресеньям на площадках Но понедельник наступает, Туда­сюда жильцы снуют, И шумный дом наш замирает. Одни – выходят на зарядку, У всех забот полным­полно, Другие – песенки поют. Но не грустит дом всё равно. Играют папы вместе с нами, В нём наши бабушки и деды А мамы пироги пекут Для внуков стряпают обеды, И угощают нас тортами – Квартиры моют, чистят что­то, Все в доме воскресенья ждут. В нём каждый день кипит работа. (А.Лопатина, М.Скребцова) Учитель: ­ Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой? Общаетесь ли вы с соседями? ­ Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом? Презентации подготовленных учеников «Моя семья», рисунки на тему «Семья» Учитель: Итак, с чего начинается Родина? Учитель: Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. Для кого­то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя! Моя, потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа… Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. потому что здесь живут родные моему сердцу люди. Родина, Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. Родина – это земля, Конкурс на 5. государство, где человек рождается. знание однокоренных слов «Родня». Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род». (Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) Словарная работа: Родители– отец и мать, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её Народ – нация, жители страны. Учитель: А мы с вами, что можем назвать малой Родиной? Ученик: Наш город ­ Чебоксары, наш регион – Чувашская Республика. 6. Творческие выступления групп. Работа с символикой города и республики. 1 группа: День государственных символов Чувашской Республики отмечается 29 апреля. Каждый народ создает и почитает собственную национально­ государственную символику. Символика государства это, как и любой памятник, национальное достояние, достояние отечественной культуры. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. 2 группа: Автором Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики является Элли Михайлович Юрьев. Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой ­ "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики ­ Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром,эмблема "Три солнца". 3 группа: Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами ­ "Древо Жизни" и "Три Солнца". Цвета государственного флага ­ желтый (золото) и пурпуровый (сандалово­ красный) ­ традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании ­ богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет ­ один из самых распространенных у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании ­ достоинство, могущество, мужество, сила. Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю. 4 группа: Государственный гимн Чувашской Республики был написан Германом Степановичем Лебедевым на слова Ильи Семёновича Семёнова (Тукташа) (прослушивание) Учитель: Ребята, встаньте, пожалуйста. Государственный гимн Чувашской Республики Когда весны высокий свод Лучи живые щедро льёт, ­ На добрый лад судьбу верша, О крае родном поёт душа. Припев: Поклон тебе, о Родина, Красавица на все времена. Поклон тебе, о Родина, Да славится Родная страна! Отцам на смену выйдя в путь, Ты, юность, им опорой будь. На добрый лад судьбу верша, О жизни большой поёт душа. Припев. Народ народу – друг и брат, Отныне и чуваш крылат, На добрый лад судьбу верша, О силе людской поёт душа. (сл.И.Тукташа, муз.Г.Лебедева) 5 группа: В нашем городе жили и живут многие знаменитые люди. Ещё их называют почётными жителями республики. Выступления учащихся: гражданин Чувашской Республики и города Чебоксары (1962) А.Г.Николаев ­ лётчик – космонавт. Почётный Елена Николаева ­ легкоатлетка, специалист по спортивной ходьбе. Звание присвоено 27 мая 1997 года. Варнава - Митрополит Чебоксарский и Чувашский. Звание присвоено 29 декабря 2005 года. Морис Николаевич Яклашкин - руководитель и главный дирижер Чувашской государственной академической симфонической капеллы. Звание присвоено 14 августа 2008 года. Учитель: ­ Вы любите свою малую Родину? ­ Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту? 7. Релаксация. Упражнение «Моя Родина». Инструкция: «Закрой глаза, расслабься и войди в своё внутреннее пространство. Задай себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама, вспомни тепло и ласку её рук. Может, это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий старые фотографии твоих родственников. А может быть, это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что­то ещё… Открой глаза и ответь на вопрос: что такое для меня Родина». Беседа по вопросам: 1. Что ты видел? 2. Какие ощущения испытал? 3. Что такое Родина в твоём понимании? ­ Почему вы любите свою малую Родину, за что вы ей можете быть благодарны? 8. Работа в группах. Учитель: Придумайте ласковое имя для своей малой Родины. Запишите на листочках, затем зачитаете. Игра «Мои ассоциации». Цель: развитие ассоциативного мышления. А теперь давайте немного поиграем, я буду называть слово, и каждый из вас скажет, с чем ассоциируется это слово. Пример: Родина, Чебоксары, Волга, Кремль, матрёшки, Москва, берёза, масленица и т.д. Учитель: Кроме малой Родины у каждого человека есть и большая Родина. ­ Как называется наша большая Родина? Ученик: Россия Учитель: Задумывались ли вы, откуда появилось такое название – «Россия»? Об этом нам поведают рассказ ребята. Ученик 3: В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» ­ углубление, по которому течёт река. Ученик 4: Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, ­ Россией. Ученик 5: За ясные зори, умытые росами, За русое поле с колосьями рослыми, За реки разливные в пламени синем Тебя по­славянски назвали Россия. (Анатолий Лёвушкин) Учитель: Скажите, что, по­вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех живущих людей в нашей стране? Дети: Все мы – россияне! Учитель: Произнесите слово Родина вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость… 9.Работа с репродукциями картин. Учитель: Попробуйте подобрать прилагательные к слову “Родина”. Какая она для Вас? Какой вы её видите? (карта России) Россия протянулась от западных границ до тихоокеанского побережья более чем на 10 тысяч километров. Россия – самая большая страна в мире. Проживают представители более 100 национальностей. Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная. Многие верующие исповедуют ислам, буддизм, католицизм, иудаизм, протестантизм. Учитель: Начинается Родина с памяти, С почитанья истоков своих, С герба, гимна, Российского знамени, С уваженья заветов святых. (В.Орлов) 10.Работа с символикой страны. Учитель: Все вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. – Какие это символы? Ученик: Флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства. Работа в парах. Учитель: Раскрасьте флаг Российской Федерации. (Работы ребят крепятся на доске) Учитель: Проверьте, правильно ли вы раскрасили флаг России. Что обозначают цвета флага? Ученик: Белый – означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Бело­синему флагу России уже более 300 лет. Ученик: Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад, на восток. Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый Он России дух свободный. (В.Степанов) Он появился более 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван Васильевич – князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы. Учитель: ­ Что такое гимн? Ученик: Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Слова гимна отражают историю страны. Сочинил музыку к гимну А. Александров, написал слова С. Михалков. (Звучит фрагмент гимна РФ, дети слушают стоя) Учитель: ­ Как вы думаете, какое растение, по­ вашему мнению, является неофициальным символом нашей Родины? Ученик: Русская берёзка – неофициальный символ нашей Родины. Берёзу милую, родную русские люди издавна считают символом России. Берёза воспета в поэзии и прозе, музыке и живописи. Учитель: Может, кто­нибудь из вас знает стихотворения, посвящённые русской берёзке? 11. Чтение стихотворений. 12.Закрепление материала. Учитель: Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней. Мы уважительно называем нашу страну отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Наши предки именовали своё Отечество Святой Русью. Это не значит, что всё в ней было свято, ­ это значит, что она стремилась к святости. Это идеал русского народа. Мир – бесконечен и многообразен. Мир, который оставили нам наши предки – называется миром культуры. Россия – страна с богатой культурой. Некоторые архитектурные и историко­культурные памятники на её территории внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком на протяжении всей его истории. Культура – всё, что создал человек. Культура – это не то, что было в прошлом. Что создавал кто­то до тебя: это то, к чему причастен каждый. Как формируется культура? Каждый человек в своей жизни совершает поступки, создаёт какие­то вещи, пишет сочинения, письма, книги… Всё это остаётся в человеческой памяти. Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что­то в культуру своей страны. Культура родилась из культа. Слово культ означает благоговение перед Богом, богопочитание, поклонение и служение Богу, создавшему мир и человека. Истоки русской культуры – в православной религии. Православие – это русский перевод греческого слова (прямой, правильный). Культура даёт человеку знание о духовных ценностях. В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Культура – это не только область художества и эстетики. Культура помогает нам хранить всё прекрасное, разумное, доброе и вечное. Культуре нужна наша помощь! Тебе Бог дал своё призванье, Тебе он светлый дал удел, Хранить для мира достояние Высоких жертв и чистых дел! Мы должны уважительно и бережно относится к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. 13. Игровые моменты. 1)Упражнение «Подумаем о Родине». Учитель: ­ Как нужно заботиться о родине? ­ Послушайте высказывания о том, в каком случае человек заботится о своей родине, а в каком – нет? Если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если нет – покачиваете головой в стороны. ­ человек вернулся из леса с букетом ландышей; ­ сажает возле дома деревья; ­ моет машину в реке; ­ отвёз старую, сломанную машину на специальную свалку; ­ выбросил мусор в канаву возле дома; ­ после отдыха в лесу вывез весь мусор на свалку; ­ возле дома посадил цветы; ­ подошёл к дереву и сломал ветку. 2) Мнение «Для любимой Родины». Учитель: ­ О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. ­ Прочитайте одну из них. «Родина краше солнца, дороже золота». Учитель: ­ Как вы понимаете её? ­ С чем ещё можно сравнить Родину? (Краше звезды, радуги, дороже денег и т.д.) “Одна у человека мать, одна у него и Родина”. “Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”. Как понимаете смысл данных пословиц? 3) Игра. Соедините начало и конец. Родной край – (сердцу рай) Нет в мире краше (Родины нашей) Родина – мать, (чужбина – мачеха) Одна у человека мать, (одна у него и родина) Родная земля (и в горсти мила) Народы нашей страны (дружбой сильны) Если дружба велика, (будет Родина крепка) Всякому мила (своя сторона) 14. Итог урока ­ Мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и следовать в своей жизни всегда: 1. Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору. 2.Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт. 3.Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины. Ученики: Берегите Россию! Нет России другой. Берегите её тишину и покой. Это небо и солнце, Этот хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе. Берегите Россию! Без неё нам не жить Берегите её, Чтобы вечно в ней жить Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой, Берегите Россию! Нет России другой. (Слова Е.Синициной, Музыка М.Андриахина) 15.Рефлексия ­ Ну а теперь выскажите своё мнение или впечатление о сегодняшнем занятии. 16. Домашнее задание. 1. Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. 2. Расскажите, какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи. 3. Нарисовать рисунок на тему “Родина, – какая ты!” Заключение Выдающийся русский религиозный философ Ильин сказал: «Никто не может указать человеку его Родину... Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно... Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной симуляции. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке» Решая проблему патриотического воспитания, учитель, на мой взгляд, должен ставить перед собой вполне конкретные цели: – воспитывать интерес к прошлому через изучение быта, культуры людей разных эпох; – дать детям возможность увидеть саму Россию: достопримечательности; ее природу, ­ организовывать участие ребят в решении общественных проблем (на возможном для школьников уровне) – формировать гражданскую позицию­понимание связи с людьми, живущими в обществе; – формировать умение противостоять нетерпимости. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села. Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Учащиеся должны знать о том, что значит Малая родина, с чего начинается биография человека, историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины. Работа направлена на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей малой Родине, формирует уважение к историческому прошлому, знакомит учащихся с событиями этого периода. Способствует расширению кругозора учащихся, повышению интереса к отечественной истории, развивает творческое художественно­образное мышление. Проведение данного мероприятия имеет методическую, теоретическую и практическую значимость, и могут использоваться не только в учебном процессе, но и для представления широкой аудитории. 1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, Список литературы 2006. 2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. ­ №6. 3. Конышева Н.М. Художественно­конструкторская деятельность (Основы дизайнообразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003. 4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005. 5. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000., №4. 6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004. 7. Ступницкая М.А. Что такое проект? Москва: Первое сентября, 2012. 8. Кондратьева Е.П. Проекты – 4:ФГОС НОО: первые шаги реализации. Учебно – методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей.­ Чебоксары, 2014.­ 60с.

Презентация проекта «С чего начинается Родина?»

Пояснительная записка
Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В. А. Сухомлинского) заключается в том, «… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет». Взаимопонимание семьи и школы – этого единого пространства, объективной реальности – состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.
Свою работу с родителями я строю на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие, говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь мы, учителя, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только учитель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи.
В своей работе с родителями использую такие формы, как родительский лекторий, тематические выставки, устные журналы, семейные спортивные встречи, почту доверия, телефон доверия, семейные проекты, где родители работают совместно с детьми под руководством учителя, конкурс семейных талантов, совместные праздники и мн. др. инновационные формы работы с родителями.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми школьного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья, семья, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным селом, городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
В работе над проектом «С чего начинается Родина?» принимали участие все дети и родители, бабушки и дедушки, многие родственники. Создавали генеалогическое древо, добывали информацию об участниках войны семьи, коллективно оформляли работы, писали сочинения, ездили на родину родителей. Работа получилась очень интересная.
Цель : воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи :
Сформировать у детей представления о семье, роде, доме, малой родине, стране России, в которой они живут.
Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Воспитывать любовь и уважение к своей Родине-России, к своей нации, толерантное отношения к представителям других национальностей.
Воспитывать уважительное отношение к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам
Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле.
Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С. Лихачёв.

Паспорт проекта
1. Характеристика проекта
Тип проекта: творческо-поисковый (осуществляется максимально свободный т нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов).
Проект по профилю знаний: межпредметный (предметы: литературное чтение, окружающий мир, история, изобразительное искусство, технология, русский язык, музыка, ритмика).
Проект по количеству участников: групповой.
По характеру координации: с открытой координацией (учитель-координатор участвует в проекте с собственной функцией, направляет в случае необходимости отдельные этапы проекта).
По уровню контактов: внутришкольный.
По характеру контактов: внутриклассный.
По продолжительности: средней продолжительности (3 месяца).
По характеру результата: сборник собственных творческих работ (сочинения, рисунки, журналы, доклады), постеры, презентации.
2.Основополагающий вопрос проекта :
«С чего начинается Родина?»
Проблемные вопросы:
- что я знаю о России?
- почему надо изучать историю своей семьи?
- что такое малая родина для меня?
- как людям сохранить то, что создано раньше?
3. Цели проекта :
- развитие социально-значимой личности, любящей свою семью, свой край, свою страну Россию;
- воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
- воспитывать уважение к участникам войны, к человеку-труженику, результатам его труда;
- воспитывать уважение к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей;
- продолжать развивать навыки работы с разными источниками информации;
- развивать коммуникативные умения;
- содействовать развитию творческих способностей;
- развивать интерес к проектно-исследовательской деятельности.
4. Задачи проекта :
- изучить и раскрыть понятия «Родина – Россия» и «малая родина»;
- изучить и раскрыть понятия «Родина», «народ», «род», рассмотреть исторический аспект данных понятий;
- показать значимость чувства любви к своей Родине, к своему роду и окружающим тебя людям, к традициям своего народа, к памяти предков, познанию своих корней.
5. Основное содержание проекта :
I «Мои летние путешествия»
II « Россия – Родина моя»
III «Родословная моей семьи»
IV « Моя малая родина»

Сценарий мероприятия
(Дети входят в зал под музыку песни «Родина моя»)
(Зал украшен синими, красными, белыми шарами, оформлена выставка детских журналов «Мои летние путешествия», на доске географическая карта с флажками, указывающими маршруты путешествий, на стенах постеры «Моя родословная», сочинения детей и родителей «С чего для меня начинается Родина?»)
ВЕДУЩИЙ
СЛАЙД №1 (заставка)
Мне однажды в жизни повезло:
Я однажды родилась в России –
В том краю, где от берёз светло,
На земле, которой нет красивей.
Моя любовь – моя земля,
Моя красивая Россия.
Её озёра и поля,
Берёзы, вербы да осины.
Всё это навсегда со мной
И в счастье, и в беду лихую.
На свете нет другой такой,
Да и зачем её, другую?
(Елена Головных)
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня наш разговор о великой и прекрасной стране, в которой мы живём. А называется наша страна (хором) Россия! Российская Федерация! Наша Родина!
3 месяца мы работали над проектом «С чего начинается Родина?», который состоял из 3-х этапов:
1- «Россия-Родина моя»
2- «Моя малая родина»
3- «Родословная моей семьи».
- Что же такое Родина для человека?
С чего она для него начинается? Со страны, где он живёт, с дома, где он родился или с места, где жили его предки?
Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.
У нас у всех одна Родина – Россия.
СЛАЙД №2
Россия – большая, добрая и сильная страна. И очень красивая… Но страна – это не просто лес и поле, города и сёла, где живут люди. Страна – это государство. А чем отличается одно государство от другого?
Об этом расскажет группа учеников, которая искала ответ на этот вопрос.
УЧЕНИК 1
Государства отличаются языком, на котором разговаривает народ, живущий в них, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.
Каждое государство обязательно имеет свой флаг, герб и главную песню страны – гимн.
УЧЕНИК 2
СЛАЙД №3
Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, синей и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года – это государственный флаг Российской Федерации.
УЧЕНИК 3
Трёх цветов Российский флаг,
Каждый цвет – для всех нас знак.
Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.
Стойкость, жертвенность, отвага –
Смысл такого цвета флага.
Синий цвет на флаге – верность,
Твёрдость духа, неизменность,
Доброта, простосердечье,
Что людьми ценились вечно.
Белый – это чистота,
Благородство, высота.
Светлых ангелов привет
Означает белый цвет.
Трёх цветов Российский флаг.
Многоцветен этот стяг!
Он – в столице над Кремлём
Греет всех своим теплом.
УЧЕНИК 4
СЛАЙД №4
У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на красном фоне. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Внутри Российского герба – герб Москвы. На нём изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад при царе Иване III. Герб – это эмблема государства.
УЧЕНИК 5
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
УЧЕНИК 6
Гимном Российской Федерации стала музыка Александрова на стихи Михалкова. Исполняют Гимн стоя.
Конституция – Основной Закон Российской Федерации.
Величественны и просты слова
Единого Закона всей Отчизны,
Дарующего главные права:
Работать, радоваться жизни.
Мы помним всех, кто, знамя передав,
Нам завещал, что каждый кровно связан
И со строкой добытых в битвах прав,
И со строкою: «Гражданин обязан…»
(А. Бобров)
ВЕДУЩИЙ
СЛАЙД № 5
Россия – самая большая страна на свете. Она окружена и сушей, и морями. Природа её зачаровывает, каких только кладов не скрыто в её подземных, подводных и лесных запасниках.
Наши ребята со своим родителями любят путешествовать по России. Где только они не побывали! Мы составили карту путешествий нашего класса. Начинаются они за Полярным кругом, а заканчиваются в жарких песках тёплого Чёрного моря. В каких только уголках России не побывали ребята со своими родителями! О своих путешествиях они рассказали в альбомах «Мои летние путешествия», которые представлены на нашей выставке.
ВЕДУЩИЙ
И красива, и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой её границы.
Всё вокруг своё, родное:
Горы, степи и леса,
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
СЛАЙД №6
УЧЕНИК
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна!
ВЕДУЩИЙ
Что такое Россия?
УЧЕНИКИ (в презентации использованы фотографии из семейных альбомов)
СЛАЙД № 7
1.Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.
СЛАЙД № 8
2.Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли!
СЛАЙД № 9
3.Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.
СЛАЙД № 10
4.Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда птицы поют снова в нашем краю,
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую,
Очень нежно люблю!
УЧЕНИК
СЛАЙД № 11
Я горжусь, что родился в России,
От рождения русским зовусь.
Люблю реки её голубые,
Люблю сердцем я матушку-Русь.
Перелески, холмы и пригорки,
Русской песни протяжный мотив,
И люблю я её поговорки,
И над речкою серый обрыв.
Здесь все запахи смешаны свято,
Лучше роз во дворе лопухи.
Мне цветов полевых ароматы
Не заменят любые духи.
И ромашка на тоненькой ножке,
Голубой как глаза василёк,
И бегущие вечно дорожки –
Разве вас разлюбить я бы смог!

УЧЕНИК
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе…
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию,
Нет России другой!
УЧЕНИК
О России петь –
Что стремиться в Храм.
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать.
О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить,
Что бессмертным быть.
(ДЕТИ ИСПЛНЯЮТ ПЕСНЮ «МОЯ РОССИЯ»)
ВЕДУЩИЙ
СЛАЙД № 12
-Ребята, а где всего прекрасней на Земле?
(ВЫХОДЯТ УЧЕНИК И СОЛНЫШКО)
УЧЕНИК
Где зелёной тучей тополя
Застят неба голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я,
С ясным солнцем начал разговор.
-Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на Земле?
И какой понравился народ?
СОРЛНЫШКО
-Всякий, - шепчет солнышко, - хорош!
Не могу обидеть никого!
А где ты родился и растёшь,
Там, дружок, прекраснее всего!
Горы, море или ширь полей…
Родина! Она всего милей!
УЧЕНИК
СЛАЙД № 13
Если скажут «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
ВЕДУЩИЙ
-О какой разной Родине читали ребята?
УЧЕНИК
У каждого человека есть ещё своя маленькая родина, место, где он родился и вырос.
ВЕДУЩИЙ
-Ребята, а с чего начинается Родина для вас?
(ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ, ПОКАЗ СЕМЕЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ)


ВЕДУЩИЙ


А сейчас я прочту наше коллективное сочинение «С чего начинается Родина?»
(Учитель зачитывает сочинение 4 «А» класса «С чего начинается Родина?»)
(ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «ПЕСНЯ О РОДНОЙ СТОРОНКЕ»)
ВЕДУЩИЙ
-Ребята, а откуда произошло слово «родина»? Послушаем детей, который нашли ответ на этот вопрос.
УЧЕНИК
Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. Само слово «род» обозначает древнейшего Бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня).
УЧЕНИК
Родина – это Отечество, страна и место рождения человека.
От слова «род» произошло слово «народ». Народ – это нация, народность, жители страны.
Есть ещё много слов с корнем –род- : родить, родители, родной, родословная.


ВЕДУЩИЙ
Ребята провели интересную поисковую работу, поинтересовались у родителей, дедушек, бабушек, своей родословной и вот, что они узнали. Теперь они могут рассказать о своём роде, о своих предках.
(УЧЕНИКИ РАССКАЗЫВАЮТ О СВОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ, ПОКАЗЫВАЮТ ПОСТЕРЫ, ПРЕЗЕНТАЦИИ)

После рассказа об участниках войны стихотворение читает ученик:
Война была суровым испытаньем…
Познали мы и горе и печаль.
Сказать мы можем с полным основаньем:
Для Родины и жизни нам не жаль!
Отчизна нам и мир дороже жизни.
Свободу отстояв в своей стране,
Избавили Европу от фашизма
И мир провозгласили на Земле!

(МИНУТА МОЛЧАНИЯ)
ВЕДУЩИЙ
-Ребята, а что всех нас с вами объединяет?
УЧЕНИКИ
Всех нас объединяет наша малая родина – Подолье.
СЛАЙД № 18
УЧЕНИКИ
1.Все места в Подмосковье красивы,
Где Отчизны весь путь озарён.
Ты – частица великой России,
Славный, милый Подольский район!
2.На полях твоих рожь колосится
И в зелёном наряде леса.
И подольской землёю гордится
Наш народ, что творит чудеса.
3.Мы гордимся, мы славим Подолье,
Сердцу милые с детства места.
Нам близки красота и приволье,
Вера наша светла и чиста!
4.Мне дороже и ближе на свете
Край, в который душою влюблён.
Процветай! Славься, милый и светлый,
Наш прекрасный Подольский район!
ВЕДУЩИЙ
Сейчас я представляю победителей конкурса рисунков «Моя Родина»
(Выходят дети с рисунками, читают стихи)

1.На моём рисунке поле с колосками,
Церковка на горке рядом с облаками.
На моём рисунке мама и друзья,
На моём рисунке Родина моя!
2.На моём рисунке лучики рассвета,
Рощица и речка, солнышко и лето.
На моём рисунке песенка ручья,
На моём рисунке Родина моя!
3.На моём рисунке выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет всадник на коняшке,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя!
(П. Синявский)
УЧЕНИК
Родную песню полюбили с детства,
Из дальней дали долетела к нам,
Её, как драгоценное наследство,
С годами я потомкам передам.
Поём и мы задумчиво, неброско…
Про то, как с незапамятных времён
Стоит во поле русская берёзка,
Замёрз в сугробе тот замёрзший клён…
Весь пляшет мир под русскую «Калинку»,
А на гулянье кто взметает пыль?
- Кто с нами? Выходи на серединку!
Затеем вместе русскую кадриль!
СЛАЙД № 19
(ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ «КАДРИЛЬ»)
СЛАЙД № 20
ВЕДУЩИЙ
-Когда вы вырастете, ребята, вы сможете сделать много доброго, полезного и красивого, чтобы наша Родина стала ещё сильнее и краше.
Но это – потом. А сейчас самая главная ваша работа – хорошо учиться. И ещё. Нужно с детства любить свою Родину. Ведь это всё равно, что любить свой дом, своих родителей, своих друзей. Кто этому научится – будет счастливым человеком. На всю жизнь.
УЧЕНИК
-Учитель, а с чего начинается Родина для Вас?
УЧИТЕЛЬ
Для меня?
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С Герба, Гимна, Российского Знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается с русской истории,
Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами,
Шапки той, что носил Мономах.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви…
Школьной парты, цветистых букетов,
Что учителю вы принесли.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут,
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы, друзья.
Россией зовётся общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России!
ВЕДУЩИЙ
Сегодня, я думаю, мы ответили на вопрос «С чего начинается Родина?»
Давайте ответим на этот вопрос ещё раз все вместе словами песни «С чего начинается Родина?»
СЛАЙД № 21
(ДЕТИ И ГОСТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»)
СЛАЙД № 22
ВЕДУЩИЙ
Спасибо за внимание!