Причины нарушения адаптации ребенка к детскому саду. Через болезни к саду: медицинский аспект адаптации

Старший сын Влад пошел в сад в далеком 1997 году. Было ему тогда 2 года, а мне, ну очень молодой мамочке, был всего 21 год. Я уже имела педагогическое образование в виде училища и знала, что есть такое понятие, как адаптация – некое время, которое нужно ребенку, чтобы он привык к новой обстановке.

Как это происходило?

Привыкал Владик ужасно. Сына забрали, а меня с другими мамочками отправили гулять 2 часа. Мы и попрощаться-то не успели как следует.

Я доверилась опыту воспитателей, которые уверили, что так для ребенка будет лучше всего. Как и большинство других мамочек, которые «поставили своих детей на новую ступеньку жизни», мы ходили под окнами и прислушивались к плачу детей.

Какой методикой руководствовались воспитатели, я не представляю. Но через 2 часа мы забирали домой испуганных, заплаканных детей.

На второй день Владик согласился пойти еще раз «к деткам». Картина повторилась. Плакал все 2 часа.

Изо дня в день мы тащили орущего ребенка в сад, мужественно проживая адаптацию. Так продолжалось почти месяц!

И когда я уже решила, что сын – несадиковский ребенок и никогда не привыкнет к детскому саду, он плакать перестал и начал оставаться в группе на целый день. Смирился. Сломали.

Адаптация №2 – нормальная

Второй раз я прошла адаптацию ребенка к детскому саду со своей средней дочкой Машей – «девочкой с моторчиком» 2 лет. Воспитатели те же. Сад тот же. Группа та же. Мама – повзрослевшая и поумневшая.

Помня страдания сына, я сразу сказала воспитателям, что хочу остаться в группе с ребенком. Если я увижу, что с ней все нормально, уйду. Воспитатели согласились. Мы зашли в группу, Машка сразу принялась играть, усадив меня на стульчик.

Через полчаса я позвала ее и сказала, что маме нужно быстро сходить в магазин, пойдет она со мной или подождет, пока я вернусь? Она меня отпустила. Я пришла быстро. Забрала Машу, и мы пошли домой.

На второй день все было так же. Маша меня отпускала, я возвращалась и забирала ее домой. Гордая за себя, за свою дочь, я уже было обрадовалась, что период адаптации ребенка к детскому саду прошел идеально, но вторая неделя принесла свои сюрпризы. Маша не захотела после выходных идти в садик, потому что:

  • Новые игрушки уже не новые.
  • Новое место уже не интересно.
  • С детками прекрасно играть можно и на детской площадке.

Вопрос: зачем ей ходить в садик?

Начала объяснять дочери, что родителям нужно на работу, зарабатывать денежки, чтобы ей что-то купить. С утра начал водить в детский сад папа, чтобы ритуал прощания не затягивался. Девочка вскоре адаптировалась и с радостью посещала детский сад до школы.

Адаптация № 3 – идеальная

Многое в том, как ребенок адаптируется к детскому саду, зависит от самого ребенка. В этом я убедилась с младшей дочкой. Саша всегда была спокойной и рассудительной девочкой. Я была уверена, что к саду она привыкнет хорошо.

Спасибо нашей крестной, которая нам подарила книжечку «Я иду в детский сад». Мы ее начали читать за 1,5 – 2 месяца до нашего первого посещения сада. Из книги мы узнали, что такое детский сад, чем там занимаются детки, кто такие воспитатели.

Самое главное, Саша четко уяснила, что вечером всех деток забирают домой.

  • Книжечку мы читали часто – готовились.
  • Иногда ходили в садик на площадку, немного играли там.
  • Однажды нас пустили в группу. Саша все там рассмотрела, и ей очень захотелось пойти к деткам. Время как раз подошло. Тогда ей было почти 3 годика.

Первый день похода в садик мы сделали праздником! Купили воздушные шары, цветы и отправились покорять первую ступеньку образовательной системы. В первый день я пришла за Сашей в обед. Она расстроилась, так как знала о режиме садика из книги и была уверена, что ее оставят спать.

На второй день мы решились остаться на целый день. О чудо! Саша спокойно осталась на дневной сон, и мы стали оставаться в садике на целый день. Ребенок не плакал ни разу и до сих пор с удовольствием посещает детский сад.

Опираясь на собственный опыт и на мнения психологов, осмелюсь дать несколько ответов читателям сайт на вопросы, которые касаются адаптации ребенка к детскому саду.

Сколько нужно времени, чтобы ребенок привык?

По наблюдениям психологов, маленькие дети до 2-х лет привыкают к саду лучше, чем детки 3–4-летнего возраста.

  • В среднем малыши ясельного возраста адаптируются за 2 недели, а дети от 3 лет привыкают к новой обстановке дольше – около месяца.

Психологическая адаптация ребенка к детскому саду зависит не только от возраста ребенка, но и от типа его темперамента. Замечено, что лучше всего к саду адаптируются флегматики (как моя младшая дочь), а вот холерикам (моя Маша) и сангвиникам (мой сын) привыкнуть к новым условиям сложнее. Их вначале привлекает все новое, но очень быстро оно надоедает.

Тем более, в саду есть свои рамки, к которым сложно приспосабливаться холерикам и сангвиникам. У меланхоликов, с их сентиментальностью и восприимчивостью, тоже сложно проходит психологическая адаптация ребенка к детскому саду.

В общем, психологи выделяют 3 степени адаптации ребенка к детскому саду: легкая, средняя и тяжелая.

  • При легкой степени адаптации малыш привыкает к новым для него условиям в течение двух недель. При этом у ребенка аппетит не нарушается, сон хороший, эмоциональное состояние привычное. Ребенок в этот период не болеет. Как правило, легкая адаптация характерна для здоровых деток, которые живут «по Комаровскому»: сквозняков не боятся, ходят босиком по полу, сопли для них чуть ли не показатель здоровья.
  • Средняя адаптация характерна для большинства детей. Привыкание проходит не так гладко, как хотелось бы родителям. В основном ребенок устраивает истерики по утрам, когда нужно собираться в сад. У него может нарушиться сон и аппетит, он может стать более капризным, начать разговаривать во сне. Период адаптации ребенка к детскому саду в этом случае длится около месяца. За этот период ребенок привыкает к новой обстановке, эмоциональное состояние стабилизируется.
  • О том, что привыкание ребенка к детскому учреждению проходит тяжело, говорят в том случае, если адаптация длится более 2 месяцев или ребенок так и не привык к детскому саду. таких деток нарушено, ребенок болеет чаще, становится капризным и неуправляемым, может замкнуться в себе. Случается так, что ребенок может не привыкнуть к детскому саду вообще.

Можно ли помочь ребенку лучше адаптироваться?

Задача родителей – настроить и подготовить малыша к этому периоду в его жизни.

  • Приучайте ребенка к режиму садика заблаговременно (научите его заранее сообщать, что он хочет в туалет, пить и т.д.).
  • Играйте с ребенком в садик. Разыгрывайте сценки, которые могут быть в детском саду. Обязательно заканчивайте игру тем, что взрослые всегда забирают деток из садика домой.
  • Приобретите прекрасные книги из серии «Я иду в детский сад» (про Аню или Ваню), «Как Зайка пошел в детский сад», «Как вести себя в детском саду» и пр.
  • Не переусердствуйте с рассказами о садике, чтоб ребенок не нарисовал себе очень радужную картину и потом не разочаровался. Все в меру.
  • Приводите ребенка сначала на прогулку в сад. Когда детки будут уходить в группу, скажите, что скоро ты подрастешь, пойдешь в сад и тебя тоже поведут в группу к деткам.
  • Как правило, воспитатели не против того, чтобы ребенок в первые дни брал из дому любимую игрушку. Некоторые мамочки брызгают на игрушечку свои духи – оставляют «запах мамы».
  • Делайте с ребеночком маленькие сюрпризы, которые вы подарите деткам в саду или воспитателям.
  • Не уходите утром из садика «по-английски», но и ритуал прощания не затягивайте. Договаривайтесь с ребенком, что мама целует его в щечку, и он идет в группу, а мама – на работу.

Когда лучше приводить ребенка в сад в период адаптации?

Чтобы ребенку было комфортнее в саду, некоторые психологи советуют приводить ребенка рано, чуть ли не первым. Чем они это объясняют?

Представьте себе, что вам нужно выступать перед большой аудиторией. Вам будет комфортнее, когда вы придете раньше всех и будете встречать слушателей или же зайдете в зал, где уже полно людей?

Но с другой стороны, не каждый ребенок выдержит плач других детей, которые тоже только начинают посещать детский сад.

Что делать родителям, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду?

  • Возможно, ребенок не может привыкнуть к детскому саду, так как он еще совсем маленький. Так было с моими знакомыми. Пришлось переждать год, чтобы дочка начала заново ходить в детский сад, подзабыв неудачную адаптацию к детскому саду.
  • Не могут долго привыкнуть к детскому саду дети, которые очень привязаны к маме. Находите возможность оставлять на некоторое время малыша с каким-то другим человеком.
  • До садика водите ребенка в , кружки, где у него будет возможность социализироваться в обществе сверстников.
  • Не подходят воспитатели – тоже одно из объяснений, почему ребенок не может долго привыкнуть к детскому саду. Не у всех найдется возможность подыскать другой садик, но попытаться перевести малыша в другую группу можно.

Никогда не обсуждайте при ребенке, как ему трудно было в садике и как тяжело он привыкал. Такие разговоры дети улавливают моментально. Наоборот, говорите при ребенке, что он уже стал взрослый и даже начал (начинает) ходить в детский сад.

Почему ребенок в период адаптации в саду часто болеет?

Попадая в сад, организм ребенка переживает стресс. Это сказывается на работе . Находясь дома, ребенок окружен микроорганизмами, к которым организм привыкает. В саду ребенка начинают окружать другие дети со своими микроорганизмами.

Пока микроорганизмы разных детей «не перезнакомятся» и «не привыкнут» друг к другу, малыши будут болеть. Поэтому в первые недели или даже месяцы пребывания в саду .

Как показывает практика, у большинства детей адаптация носит средний характер тяжести. Утренние капризы и нежелание идти в сад наблюдается у многих деток. В саду же малыши ведут себя хорошо и не плачут. Это типичная картина. Было бы странно, если бы дети бежали с первых дней в детский сад. Выходит, что в саду им лучше, чем дома с родными?

Так что важно успокоиться и настроиться воспринимать адаптацию как естественный период в жизни ребенка, который нужно пережить и по мере возможности облегчить, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду длительное время.

Считается, что болезни – это неотъемлемая часть процесса адаптации к детскому саду. Кажется, что детским ОРВИ и ОРЗ нет конца и края. Можно ли выйти из замкнутого круга, мы спросили педиатра клиники «Борис» Константина Елиневского.

Детей, которые, начиная посещать детский сад, без конца болеют, большинство, практически 80%. Причин этому две:

Новый образ жизни. До садика малыш ел и спал, когда хотел, как такового графика прогулок у него не существовало. В садике же существуют определенные правила. Поэтому малыш, ощущая на себе давление нового для себя распорядка жизни, находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, которое сказывается и на его физическом состоянии. Особенно это касается иммунной системы, потому что в этом случае часть ее защитных сил уходит на адаптацию к новым условиям существования. Соответственно, защитных сил против инфекций становится меньше, иммунитет снижается, а восприимчивость к новым вирусам и бактериям увеличивается.

Новые виды микроорганизмов . Ребенок попадает в коллектив (как правило, это больше десятка человек), и его организм сталкивается с новыми, незнакомыми вирусами и бактериями, с которыми приходят в группу другие дети. Поэтому при новом контакте происходит заражение. Хорошая новость состоит в том, что если в группу в течение, скажем, полугода не приводят новых детей, все дети, «поменявшись» вирусами и переболев, как правило, болеть перестают. А бывает так, что в группу приводят нового ребенка, который может быть вполне здоров, но на следующий день несколько детей заболевает. Это потому, что ребенок принес в группу вирусы, с которыми дети в садике еще не встречались.

Считается, что пока ребенок не переболеет нужное количество времени и нужным количеством болезней и не наработает свой иммунитет, череду заболеваний остановить очень сложно. При этом совсем не водить малыша в садик далеко не всегда может быть выходом. Такой ребенок, придя в школу, весь процесс адаптации будет проходить в первом классе. Может быть, в 6-7 лет этот процесс будет не таким длительным, как в 3 года, в связи с большей зрелостью иммунной системы, но без него обойтись не удастся. Если полная адаптация к коллективу для дошкольников составляет в среднем 2-3 года, то для школьников хватает одного года, чтобы вернуться к обычной частоте заболеваний – 1-2 раза в год.

Безусловно, есть дети, болеющие реже или вообще мало, есть те, которые вообще, кажется, никогда не выйдут из замкнутого круга, - каждый организм индивидуален. Многое зависит от наследственности, есть ли у родителей какие-то хронические заболевания и т.д.

Каждый последующий тяжелее предыдущего

Часто бывает так, что с каждым последующим заболеванием малыш болеет дольше и тяжелее. И если сначала это был обычный насморк, то через несколько эпизодов тот же обычный насморк может превратиться в бронхит или пневмонию. С чем это связано? Представьте, что иммунитет ребенка – это депо, в котором находятся все компоненты, необходимые для борьбы с инфекцией. Когда в организм попадает чужеродный вирус, то из депо выбрасывается определенное количество антител. Таким образом, с каждым новым заболеванием иммунное депо истощается, потому каждое последующее заболевание у ребенка проходит тяжелее. Для того чтобы иммунное депо восстановилось, после болезни должно пройти достаточное количество времени: в зависимости от особенностей организма и тяжести заболевания это может быть как 3 дня, так и 2-3 недели. К сожалению, у родителей, спешащих вернуться на работу, часто нет возможности побыть с ребенком для полного восстановления иммунной системы после болезни. Вот и получается, что если в начале адаптационного периода для того, чтобы малыш выздоровел, достаточно было дать ему травяной чай и промыть нос, через некоторое время для его лечения врач вынужден уже назначать антибиотики.

Getty Images/Fotobank

Есть ли выход?

Бывает, что ребенок, придя в сад после болезни, буквально через пару дней заболевает. И так продолжается снова и снова. В этом случае некоторые родители принимают решение забрать ребенка из сада на несколько месяцев, как правило, до весны. И в этом есть смысл. По крайней мере, есть все шансы, что, получив такой отдых, иммунная система к весне будет уже лучше справляться с заболеваниями.

Еще один способ прервать череду болезней – посетить иммунолога. Однозначным поводом для обращения к специалисту должен быть тот факт, что из раза в раз ребенок, заболев, самостоятельно не восстанавливается. То есть врач при каждом новом осмотре наблюдает ухудшение ситуации, а потом констатирует присоединение бактериальной инфекции, и практически каждое заболевание заканчивается антибиотиками. В этом случае делается комплексная иммунограмма, врач уточняет характер протекания заболеваний ребенка и определяет, какое звено иммунитета страдает. Скажем, при вирусных заболеваниях страдает одно звено, при бактериальных – другое, когда и те, и другие – оба. В зависимости от результатов обследования иммунолог назначает специфическую иммуностимуляцию, при этом препараты назначаются именно такие, которые стимулируют то звено иммунитета, которое страдает у данного ребенка.

Чем опасны иммуностимуляторы

Часто вместо того чтобы обратиться к иммунологу, мамы по совету знакомых покупают в аптеке иммуностимуляторы и пытаются с помощью них справиться с проблемой. В лучшем случае это может быть неэффективно. Потому что если у данного ребенка страдает одно звено иммунитета, а выбранный препарат работает с другим звеном, то эффекта не будет, малыш все равно будет болеть. Но иммуностимуляторы могут и навредить, если стимулировать иммунитет и так очень ослабленный болезнями. Например, если начинать применять иммуностимулятор сразу после болезни. Вспомните о том, что мы говорили об иммунном депо: во время заболевания оно уже было опустошено наполовину. Применяя иммуностимулятор, мы заставляем иммунитет выбрасывать антитела, таким образом, на фоне полного здоровья ребенка впустую выбрасывается вторая половина иммунного депо. Антитела выбрасываются в кровь, циркулируют там определенное время, потом отмирают и выводятся из организма. Этот процесс быстрее, нежели процесс появления новых антител и наполнения ими иммунного депо. Если в этот период ребенок встретится с какой-то инфекцией, защищаться ему будет нечем, и новая болезнь может протекать очень тяжело.

Существуют неспецифические иммуностимуляторы – адаптогены, которые можно применять не ранее, чем через неделю-две после болезни и только по назначению врача.

Многие также практикуют закаливание, витаминизирование пищи и т.д. К сожалению, ничто из этого не гарантирует того, что ребенок не заболеет. Не исключить, но снизить частоту заболеваний может здоровый образ жизни: чистота дома, правильное питание, правильный ритм жизни и, безусловно, хорошие взаимоотношения между родителями.

Татьяна Корякина

Поступление в детский сад требует от ребенка перестройки сложившегося стереотипа поведения, что является трудной задачей и часто приводит к стрессу. Л.Н. Галигузова выделяет симптомы трудной адаптации детей:

Нарушение в эмоциональном состоянии.

Нарушение в сфере общения.

Амбивалентное поведение.

Слабаясформированность действий с предметами.

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерна эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремиться к эмоциональному контакту с взрослым или, наоборот, отказывается от него, сторониться сверстников. Малыш отказывается от еды, в часы отдыха плачет. Разлука и встреча с родными протекает очень бурно: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Снижается активность ребенка и по отношению к предметному миру. Падает уровень речевой активности. Все негативные проявления у детей, особенно раннего возраста, выражены очень ярко. Период восстановления растягивается иногда на два-три месяца. Труднее всего восстанавливается игровая деятельность и взаимоотношения со сверстниками. Нарушения в сфере общения тесным образом связаны с опытом общения ребенка, и имеющимися у него средствами налаживать деловые контакты. Если ребенок привык общаться только с матерью, у него могут возникнуть трудности в контактах с другими людьми. Только переход к новой форме общения может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкую социальную среду благополучного самочувствия в ней.

Л.Н. Галигузова считает, что существует тесная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием в саду. У детей, которые умеют длительно и разнообразно играть, адаптация протекает сравнительно легко. Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами необходимыми для этого.

По мнению Л.Н. Галигузовой, трудно адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиться на игре, мало инициативны, нелюбознательны. Высокий уровень предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослыми создают у ребенка положительные эмоциональные переживания во время пребывания в саду и обеспечивают быструю адаптацию к нему.

Что же лежит в основе разных вариантов адаптации ребенка к ДОУ? Л.Н. Галигузовой установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно ребенок раннего возраста справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Во-первых, это - состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями.

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. Исходя из возрастных особенностей психики, можно предполагать более легкое привыкание к условиям детских яслей в возрасте до девяти-десяти месяцев и после полутора лет, так как в этом интервале отрыв от матери переносится особенно болезненно.

Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в ходе которого формируются особые связи с окружающими людьми. Чем отличается эмоциональный контакт от делового, практического? Прежде всего, тем, что эмоциональные отношения - это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми. Если младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому, ему достаточно самых простых знаков внимания со стороны последнего для того, чтобы отозваться на них радостной улыбкой, гудением, протягиванием ручек, то уже со второго полугодия жизни малыши начинают четко различать своих и чужих. Примерно в восемь месяцев у всех детей возникает страх или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое до этого возраста могло происходить безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон. Взрослые должны серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Если ребенок зациклится на одном только личностном общении с матерью, это создаст трудности в установлении контактов с другими людьми.

Основным фактором, облегчающим или затрудняющим период привыкания, Г.М. Лямина также считает сложившийся тип общения ребенка, выраженность потребности в общении с близкими взрослыми и сверстниками. В связи с этим особое беспокойство воспитателя должны вызывать дети пассивные, стремящиеся к уединению, которые, по мнению Г.М. Ляминой труднее и дольше привыкают к новым условиям .

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.

Снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении),

Резким нарушением сна,

Ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться,

Отмечается проявление агрессии,

Подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения),

Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии,

При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Соперничество между детьми.

Золотое правило для родителей – не сравнивайте детей между собой. И дайте каждому свое ласковое прозвище.


От рождения до трех-четырех лет ребенок живет в уютной домашней обстановке, общается с близкими родственниками, совершает привычные действия. Детский сад – совершенно новое пространство, новые условия, новые взаимоотношения. Для ребенка, организм которого находится в процессе физического и психического формирования, такие перемены являются большим испытанием. Пройдет некоторое время, прежде чем ребенок сможет адаптироваться к детскому саду.

Этапы адаптации дошкольника к детскому саду

Как проходит период адаптации ребенка в дошкольном учреждении? Специалистами разработаны рекомендации для педагогов и родителей, благодаря которым адаптация детей раннего возраста проходит легко и безболезненно.

  1. Вначале родители приводят ребенка только на дневную и вечернюю прогулку, чтобы познакомиться с воспитателем и детьми в непринужденной обстановке. Желательно, чтобы ребенок видел, как после вечерней прогулки родители приходят забирать детей из детского сада;
  2. Первое время родители приводят ребенка после завтрака. Во-первых, он не видит слез других детей при расставании с родителями, во-вторых, избегает приема пищи в непривычной обстановке, в-третьих, сразу включается в игру или развивающее занятие. После утренней прогулки родители забирают ребенка;
  3. В течение последующих нескольких недель ребенок может приходить к завтраку и оставаться на обед. Родители забирают ребенка до дневного сна;
  4. После этого можно оставлять ребенка в детском саду на дневной сон. Первые несколько дней родителям рекомендуется забирать ребенка сразу после пробуждения, чтобы он не успел испугаться непривычной обстановки.
  5. После завершения адаптационного периода ребенок остается в детском саду на протяжении целого дня.

Сколько длится адаптация детей дошкольного возраста? Некоторые дети привыкают к новым условиям быстро и легко – в течение 1-3 недель. У других детей адаптационный период затягивается на несколько месяцев. Если по прошествии 3 месяцев у ребенка сохранились симптомы стресса, адаптация к детскому саду считается тяжелой и требует участия специалиста - детского психолога.

Виды адаптации

Даже если адаптация к детскому саду проходит легко, это вовсе не значит, что в организме ребенка не происходит никаких изменений! Проявления адаптации могут быть видны невооруженным взглядом (капризность, потеря аппетита, нарушение сна) или оставаться скрытыми.

Эмоции

Как правило, в первые дни пребывания в детском саду у ребенка преобладают отрицательные эмоции – страх, огорчение, обида, гнев. Они могут проявляться в виде хныканья, плача, попыток убежать или спрятаться, ударить или укусить. Иногда ребенок не проявляет никаких эмоций – выглядит «заторможенным». Важно понимать, что отрицательные эмоции – нормальная реакция ребенка на непривычные условия. Со временем им на смену придут положительные эмоции, что будет свидетельствовать о завершении адаптации в детском саду.

Общение с детьми и взрослыми

Даже общительные дети в первые дни посещения детского сада становятся застенчивыми, напряженными, замкнутыми. Ведь раньше ребенку не приходилось общаться одновременно с двадцатью-тридцатью детьми. Кроме того, потребность в общении и совместных играх возникает у детей не раньше 3 лет. До этого ребенок нуждается в покровительстве взрослого человека. Поэтому показателем благополучной адаптации будет не дружба со сверстниками, а налаживание контакта с воспитателем или няней.

Навыки

Некоторые родители ждут, что в детском саду ребенок наконец научится самостоятельно кушать ложкой, пользоваться горшком, надевать колготки и завязывать шнурки. Однако в процессе адаптации бывает наоборот – ребенок становится совершенно беспомощным. Не стоит беспокоиться – вскоре он не только «вспомнит» забытые навыки, но и приобретет новые.

Речь

В начале адаптационного периода возможно ухудшение речи ребенка, что очень беспокоит родителей. В дальнейшем речь ребенка не только восстановится, но и улучшится – будет расширен словарный запас, устранены дефекты произношения.

Сон

Проблемы со сном возникают у детей, чей домашний режим существенно отличался от режима детского сада. Дневной сон может стать причиной нарушения ночного сна (трудности с засыпанием, беспокойство во сне). После завершения адаптационного периода режим сна и бодрствования нормализуется.

Аппетит

Новая еда с непривычным видом, запахом и вкусом вполне может не понравиться ребенку. К тому же причинами отсутствия аппетита может быть беспокойство, страх, обида. Если ребенок хотя бы пробует еду - это уже хорошо. Если он съедает порцию и даже просит добавки - адаптация к детскому саду проходит успешно.

Здоровье

Больше всего беспокойства родителям доставляют болезни, которые начинают буквально атаковать ребенка в период адаптации. К сожалению, периодические инфекционные заболевания на протяжении первых недель или месяцев посещения детского сада неизбежны. Это объясняется снижением иммунной защиты и восприимчивостью к инфекциям.

Распространенные ошибки родителей

Чего ни в коем случае нельзя делать родителям, чтобы не затруднять адаптацию в детском саду?

  • Ругать и наказывать ребенка за отрицательные эмоции, связанные с детским садом. Фраза «Ты обещал не плакать» не работает;
  • Пугать и угрожать детским садом. «Будешь непослушным – не буду забирать из детского сада»;
  • Обманывать, например, пообещать забрать ребенка пораньше и не выполнить обещание;
  • Плохо отзываться о детском саде, воспитателях, детях;
  • Проявлять непоследовательность. Например, водить в детский сад «по настроению».

Скоро малыш пойдет в детский сад, и это вызывает оправданную тревогу у взрослых. Изменения в образе жизни приводит к определенному стрессу как у родителей, так и у малыша.

В среднем адаптация в детском саду трехлетнего ребенка составляет 2 – 3 недели. Однако у всех детей она протекает по-разному. Степень выраженности эмоциональных и физических проявлений выявляется такими показателями, как сроки нормализации поведения, характер заболеваний, проявления психоэмоциональных реакций.

Психологи и медики отмечают 3 степени привыкания, или адаптации к детскому саду.

3 степени привыкания, или адаптации к детскому саду

Легкая адаптация в детском саду

При легкой степени адаптации поведение ребенка приходит в норму по всем основным показателям в течение месяца, пребывание в детском саду для него не является трагедией, он спокойно и радостно ежедневно ходит в детский сад.

Снижение аппетита при легкой степени адаптации умеренное, и через неделю повышается до нормального уровня. Также и сон налаживается в течение одной–двух недель.

Снижение иммунитета выражено незначительно, через две–три недели защитные силы организма восстанавливаются.

Средняя адаптация

Адаптация средней тяжести проходит дольше и с большими отклонениями. Аппетит и сон восстанавливаются только к середине второго месяца пребывания в детском саду. Снижается активность малыша, он становится эмоционально подавленным. Может нарушиться стул, появиться потливость, темные круги под глазами. Острые респираторные заболевания возникают чаще и протекают тяжелее. Все эти симптомы проходят обычно к концу второго месяца.

Тяжелая адаптация

Особую тревогу вызывает эта адаптация. Длительное и тяжелое течение болезней, сильное снижение аппетита, физической и эмоциональной активности – это симптомы, обусловленные тем, что защитные силы организма ребенка не справляются и не предохраняют его от многочисленных инфекционных факторов новой окружающей среды. Серьезный стресс и подорванность имунной системы негативно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка, на его эмоциональном состоянии. , от игр и общения.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

  • Одевайте на ребенка максимально удобную одежду, с которой он сможет справиться сам. Не одевайте слишком дорогую одежду, которую жалко испачкать. За целостностью и чистотой одежды вашего ребенка воспитателю следить некогда, а ребенок еще не в состоянии об этом заботиться. И тем более, не ругайте малыша за то, что он все-таки ее испачкал.
  • Месяца за 2 до того, как начать посещать садик, узнайте его . Постепенно нужно приучать ребенка к этому режиму , чтобы потом у него не было дополнительного стресса из-за ранних подъемов или несвоевременного желания покушать.
  • Ко времени поступления в детский сад желательно, чтобы ребенок овладел минимальными навыками самообслуживания: сам умывался, одевался, чистил зубы, расчесывался, кушал и ходил в туалет.
  • Постарайтесь в период привыкания ничего не менять в семейном укладе. Различные нововведения только прибавят стресса ребенку.
  • Готовьте психологически ребенка к тому, что он будет ходить в детский сад. Рассказывайте ему как там весело, какие хорошие воспитатели, можно придумать истории про детский сад, когда будете рядом прогуливаться, покажите его ребенку. И ни в коем случае не пугайте ребенка детским садом.
  • Возьмите себе за правило каждый день после того, как привели ребенка из садика, не хвататься за домашние дела, а посидеть с малышом. Можно поговорить, как прошел его день, или поиграть в какую-нибудь игру. Главное, побыть с ребенком. Ведь за время нахождения в детском саду малыш так соскучился по мамочке!