Первый лифчик история. История бюстгалтера

Бюстгальтер (от немецкого — «поддерживающий грудь») — предмет женского нижнего белья, прикрывающий, поддерживающий и приподнимающий грудь.

До сих пор никто не может однозначно ответить на вопрос, когда появился первый бюстгальтер.

Известно, что в Древнем Египте женщины стягивали грудь широкими лентами из плотной льняной ткани. В Древней Греции носили специальные повязки, которые поддерживали грудь снизу или помогали скрыть чрезмерные формы. В Древнем Риме под хитонами и туниками женщины носили кожаные пояски, подчеркивающие грудь и талию, кроме того, уже тогда существовали раздельные костюмы, то есть трусы и бюстгальтеры.

В Средние века на смену бюстгальтеру пришли корсеты, с металлическими вставками для поднятия груди, которые женщины носили на протяжении многих столетий.

Самый древний сохранившийся бюстгальтер, который практически ничем не отличается от современных моделей, был найден в 2008 году в австрийском замке Ленгберг. Создан он был примерно в середине XV века.

К концу XIX века стала набирать идея освобождения женщин от корсета. Корсеты сдавливали женское тело, что определенно не приносило пользы здоровью, а также обрекал женщин на несамостоятельность и неподвижность.

Впервые бюстгальтеры были запатентованы во Франции (Эрмини Кадоль в 1889 году), в Германии (Хуго Шиндлер в 1891 и Кристина Хардт 5 сентября 1895) и в США (Мэри Фелпс Джекобс 3 сентября 1914). Именно Мэри Фелпс Джейкоб представила первый бюстгальтер, полностью освобожденный от корсета.


Модель, запатентованная Эрмини Кадоль.
Мэри Фелпс Джекобс с разработанной ею моделью.

Стандартизированные размеры бюстгальтеров были разработаны эмигранткой из России Идой Розенталь Каганович в 1922 году. Также Ида разработала специальные лифчики для кормящих матерей. В 1935 году компанией, созданной Идой и ее мужем, начали выпускаться модели с вкладками в чашечках, придающие женской груди дополнительный объем.


А в 1942 году был выдан патент на регулируемую по длине застежку бюстгальтеров.

В 1992-94 годах был изобретен приподнимающий грудь «чудо-лифчик» — wonderbra.

В наши дни можно найти бюстгальтеры на любой вкус, однако все же выделяют несколько основных видов бюстгальтеров.

Основные виды бюстгальтеров:

классический;

Бюстгальтер с поролоновыми или силиконовыми чашечками, закрывающими грудь. Верхние и нижние половинки чашки одинаковы по высоте. Классический бюстгальтер может быть как на косточках, так и без них. Он призван поддерживать грудь, быть максимально удобным и незаметным.

Эта модель подходит для груди любой формы, полноты и размера. Незаменим для женщин с отвисшей или очень большой грудью.

Не подходит для платьев с глубоким вырезом или декольте.

корбей;

Бюстгальтер с открытой чашкой, верхняя половина которого намного меньше нижней. Эта модель прикрывает только нижнюю и среднюю часть груди по диагонали. Такая модель лифчика едва придерживает грудь.

Обычно корбей носят под платьем с глубоким V-образным декольте.

балконет;

Бюстгальтер с очень низкими чашечками. Его бретели располагаются очень близко к плечам, чашечки имеют прямой верхний край, так что своим видом он напоминает форму балкона. Обычно чашки формованные и на косточках.

Эти бюстгальтеры носят под платьем с большим вырезом или открытым верхом. Эффектно такая модель смотрится под майкой с глубоким прямым вырезом.

Лучше всего балконет подходит для груди среднего размера. С осторожностью следует носить его обладательницам грушевидной формы груди.

брасьер;

Бюстгальтер с очень открытыми чашечками, едва прикрывающими соски, при этом конструкция хорошо поддерживает и приподнимает грудь, чуть сдавливая ее снизу. Форма бюстгальтера приближена к прямоугольной. Чашечки часто выполнены не по отдельности, а единым целым и не имеют поролоновых вставок.

Подходит для одежды с очень глубоким декольте. Отличный вариант для тех случаев, когда необходимо создать эффект обнаженной груди.

пуш-ап;

Бюстгальтер, приподнимающий грудь с боков и снизу. Специальный крой, а также поролоновые или силиконовые вставки в чашках придают груди дополнительный объем.

Существует 3 вида бюстгальтеров пуш-ап:

  1. Незначительно приподнимает грудь за счет кроя.
  2. Увеличивает объём груди на размер с помощью добавления мягкого материала в чашки.
  3. Значительно изменяет бюст, чашечки полностью наполнены мягким материалом.

Модель рассчитана на грудь маленького и среднего размера, на женщинах с большой грудью пуш-ап выглядит не эстетично. Пуш-ап помогает сгладить разницу в размере между правой и левой грудью, для этого нужно всего лишь вынуть тканевую подушечку из чашки большей груди.

минимайзер;

Бюстгальтер, оптически уменьшающий размер груди на 1-2 размера. Имеет широкие, удобные бретели и чашечки, полностью закрывающие грудь. Эта модель прекрасно поддерживает грудь и снимает нагрузку со спины.

Минимайзер подходит для груди больших и средних размеров.

бюстгальтер с мягкими чашками;

Бюстгальтер, чашки которого состоят только из ткани, в ней отсутствуют формопридающие элементы, грудь формируется благодаря особой конструкции чашек. Могут быть как на косточках, так и без них.

Бюстгальтеры с мягкими чашками — отличное решение для тех, кто испытывает дискомфорт при ношении бюстгальтера или не хочет снимать его во время сна.

В зависимости от модели, лифчики с мягкими чашками походят как для маленькой груди (например, с чашками треугольной формы), так и для груди большого размера (разгрузочный).

бесшовный (формованный, контурный, ти шорт «t-shirt bra»);

Бесшовный бюстгальтер изготовляется из тонкого эластичного материала, на его чашечках отсутствуют швы. Эта модель обеспечивает хорошую поддержку груди и создает красивую форму.

Иногда формованный и контурный лифчики выделяют как разновидности бесшовного.

Формованный — бюстгальтер, который всегда сохраняет форму. Может быть заполнен мягким материалом, который нельзя вытянуть из чашки.

Контурный — отличается от формованного более твердой чашкой. Он придает груди круглую, симметричную форму. Контурный лифчик всегда содержит косточку, у формованного ее может не быть.

Бесшовный бюстгальтер незаметен под тонкой и обтягивающей одеждой, благодаря чему она идеально сидит на фигуре.

Эта модель является отличным вариантом для женщин с асимметрией груди.

Синонимы бесшовного бюстгальтера — ти шорт (t-short bra), формованный, контурный.

бюстгальтер на косточках;

Бюстгальтер, в нижнюю часть чашечки которого вшивается упругая и жесткая дужка, благодаря чему грудь чётко фиксируется. Бюстгальтер на косточках формирует естественную округлую форму груди и поддерживает ее.

Эта модель не подходит для одежды с большим декольте.

Бюстгальтеры на косточках, в зависимости от материала и кроя, подходят для всех размеров груди;

бюстгальтер с разными вариантами бретелей: съемными бретельками/без бретелей/с бретелью через шею;

Бюстгальтеры с разными вариантами бретелей подходят для того, чтобы носить их с топами либо платьями, у которых открыты плечи и спина. Различные варианты положения бретелей создают всевозможные варианты для любых типов одежды: бретели скрещиваются на спине, бретель проходит через шею или используется только одна бретель для ассиметричной одежды.

Бюстгальтер со съёмными бретельками, как правило, достаточно жёсткий, для того, чтобы поддерживать грудь без лямочек. Он должен плотнее прилегать к спине, чем обычный бюстгальтер. Часто края деталей на спине отделаны полоской силикона, чтобы лифчик не скользил.

Подходящую модель лифчика без бретелей могут подобрать для себя женщины с любым размером груди, но все же больше он подойдет женщинам с небольшой грудью, а обладательницам пышных форм лучше носить бюстгальтер с прозрачными бретельками.

Бюстгальтер с бретелью через шею подойдет для женщин с любым размером груди, однако стоит учитывать, что чем больше ваша грудь, тем плотнее нужно застегивать лифчик на спине, чтобы снизить давление на шею;


Без бретелей.
С разными вариантами бретелей.

силиконовый бюстгальтер;

Бюстгальтер из силикона многоразового использования, который клеится на грудь. Силикон плотно прилегает к телу, не имеет застежек и бретелей, что позволяет одевать его под максимально открытую одежду;

спортивный;

Бюстгальтер, предназначенный для занятий спортом. Изготавливается из плотной ткани, по виду напоминает топ с широкими бретелями. Бретели на спортивных бюстгальтерах не должны соскальзывать с плеч, в связи с этим во многих моделях они расположены Т-образно. Охватывает большую часть груди, максимально поддерживает ее во время занятий спортом, при этом не давит, не стягивает и не пережимает сосуды. Спортивный бюстгальтер характеризуется конструкцией и уровнем поддержки, который обычно обозначается номером от 1 до 4.

По конструктивному признаку различают компрессионные и инкапсулирующие спортивные бюстгальтеры.

Компрессионный — прижимает грудь к грудной клетке. Предназначен, в основном, для женщин с небольшой грудью.

Инкапсулюрующий — поддерживает каждую грудь отдельно. Чашечки такого бюстгальтера сделаны из нерастяжимой ткани. Этот вид спортивного бюстгальтера поддерживает грудь, не оказывая на нее давления, поэтому его можно носить более длительное время. Подойдет для женщин с грудью любого размера, но, в первую очередь, он предназначен для женщин с большой грудью.

Уровень поддержки следует выбирать в зависимости от размера чашки и вида спорта, которым вы занимаетесь: чем больше грудь и интенсивнее нагрузка, тем выше должен быть уровень. Так, например, для бега трусцой или верховой езды нужен лифчик с усиленной поддержкой, для йоги будет достаточной легкой поддержки.

Очень важно правильно подобрать спортивное нижнее белье, чтобы избежать излишнего давления, приводящего к растягиванию и травмированию кожи. Во время занятий спортом обязательно нужно носить спортивный бюстгальтер для защиты груди, независимо от ее размера, однако для повседневного ношения спортивные бюстгальтеры не подходят, поэтому их нужно надевать только на тренировку;

Компрессионный. Инкапсулюрующий.

бюстгальтер для кормления;

Бюстгальтер, созданный для кормящих женщин. Во время лактации грудь женщины увеличивается как минимум на один размер, а после периода лактации возвращает свой размер. Лифчики для кормления максимально удобны, в них нет косточек, но при этом они прекрасно поддерживают грудь женщины, помогая сохранить ее упругой и эластичной. Кроме того, этот вид бюстгальтеров обладает отстегивающимся слоем;

бандо;

Бюстгальтер в виде полоски ткани. Может быть как с жесткими деталями, косточками, выраженными чашечками, так и без них. Бандо не поддерживает грудь, а лишь прикрывает ее, поэтому подходит только для обладательниц не очень большой груди;

бюстье (разновидность корсажа);

Бюстгальтер на косточках, совмещённый с коротким корсетом из плотной ткани, прошитой косточками. Бюстье придает форму всей верхней части тела женщины: подчеркивает и корректирует грудь, слегка стягивает талию. Бюстье шьётся с минимальным количеством швов.

Бюстье удобно носить под вечерним платьем, вязаной или сшитой из синтетических тканей одеждой;

бюстгальтер-комбинация и бюстгальтер-пеньюар.

Бюстгальтер-комбинация — соединение бюстгальтера и комбинации. Надевается под одежду с целью лучшей посадки платья и подчеркивания фигуры, также может служить защитой для кожи от колючей ткани.

является разновидностью бюстгальтера-комбинации. Представляет собой легкую накидку, которая подчеркивает грудь и спадает по длине живота до бедер. Служит только в качестве домашней одежды.

В этой статье речь пойдёт о важной для каждой женщины детали гардероба - бюстгальтере. Он появился в глубокой древности, и в процессе эволюции своей формы обрёл тот вид, с которым мы знакомы сейчас. История его трансформации насчитывает больше двух тысячелетий. Об этом читайте далее.

Женщины античной цивилизации носили полоски ткани или кожи, которые слегка поддерживали грудь снизу и утягивали её. Это делали, потому что женская фигура должна была выглядеть стройной, округлые формы были не в моде . В то время существовал культ женщины с маленькой грудью. Вспомните античные статуи – Венера Милосская, Ника Самофракийская - эталоном красоты была умеренность во всём.

Сейчас девушки с 1–2 размером лифчика атакуют клиники пластической хирургии, увеличивая бюст до неимоверных размеров, а гречанки и египтянки в давние времена утягивали его потуже, дабы выглядеть по-мальчишечьи стройно.

Повязки, которыми обматывали бюст, выполняли разные функции. В зависимости от этого применялись различные варианты:

  • фасция служила ограничителем формирования груди молоденькой девушки;
  • мамилляр утягивал отяжелевший бюст зрелой женщины;
  • строфия служила для поддерживания его снизу;
  • капития и тения делали фигуру стройнее.

Важно! Интересный факт – в древних цивилизациях большой бюст считался признаком низкого происхождения девушки. Такую грудь «прощали» только простолюдинкам. Все остальные женщины стремились уменьшить свои формы.

Кто его изобрёл?

Доподлинно неизвестно, кто изобрёл все эти «приспособления» для сокрытия груди. Очевидно, что они различались размером, материалом или ещё какими-то деталями, иначе не назывались бы по-разному.

В разрушенных Помпеях на фресках археологи обнаружили изображения женщин с подобными повязками для бюста. На одной из вилл Сицилии есть фреска с изображением девушек, занимающихся гимнастическими упражнениями в костюмах, которые сейчас бы назвали нижним бельём – трусах и нагрудных повязках.

На древнеримской амфоре V века до н. э. сохранилась мозаика с сюжетом одевания богини Афродиты. Мифические летающие существа помогают ей надеть строфию.

Наступившее мрачное Средневековье диктовало свои законы. Женщины уже не были свободны, как римлянки или египтянки. Бюстгальтер, даже в его примитивном античном виде, уже не носили. Вместо него стали надевать тяжёлый корсет, имевший металлическую горизонталь для поднятия бюста.

Диктовавшие моду испанцы вообще предпочитали видеть женскую фигуру практически плоской. Девочек с раннего возраста заставляли носить корсет из свинца, в результате этого грудь не развивалась.

Что собой представляли старинные лифчики?

В XXI веке в одном из замков Австрии археологами была обнаружена любопытная вещица – самый древний из всех сохранившихся бюстгальтеров. Специалисты его изготовление относят к середине XV века. Но, несмотря на такой солидный возраст, в истлевшем экземпляре угадывается достаточно современный крой, мало отличимый от моделей, которые носили в XX веке.

Когда появилась первая в мире модель?

1889 год по праву может считаться революционным в истории бюстгальтера. В Париже на Всемирной выставке - а в те времена это было грандиозное событие – была представлена первая модель, отдалённо напоминающая современный лифчик . Переворотом можно было считать призыв отказаться от неудобных корсетов в пользу «le Bien-Etre» (переводится как «благополучие»), придуманном француженкой Эрмине Кадоль.

Событие не прошло незамеченным. Через два года предприимчивый немец Хуго Шиндлер представляет свою модель, а в 1899-м немецкая швея Кристина Хардт получает патент на пошив этих изделий.

Представленный француженкой Кадоль бюстгальтер состоял из двух текстильных чашечек с бретелями. Конусы соединялись посередине лентой и крепились сзади к корсету. А вот через 10 лет это уже запатентованная «женская фуфайка», где укреплённые чашечки для груди держатся на лямках. Теперь французы считают лифчик своим изобретением, а немцы уверены в своём авторстве.

Так или иначе, но такое длинное обозначение не могло употребляться в качестве названия. А как правильно называется этот предмет гардероба в русском языке?

Бюстик, лифчик, бюстгальтер? Называем правильно

Из немецкого языка пришёл термин «бюстенхальтер» - бюст (грудь) + хальтер (держать). Бюстгальтер – обрусевшая, ассимилировавшая форма иностранного словосочетания, передающего суть предмета . Русский народ, как большой любитель сокращать слова и прицеплять к ним уменьшительно-ласкательные суффиксы, переделал длинное немецкое слово в понятное, короткое и нежное - бюстик.

Лифчик обозначает ту же вещь, но это в корне неправильно. Лиф – это верхняя часть платья от плеча до талии. Лифчик – предмет гардероба в виде жилетки с задней застёжкой, к которому у детей крепились чулочки, пока не придумали колготы.

Важно! Самый правильный термин – бюстгальтер, остальные два лишь разговорные варианты. Возможно, слово «лифчик», изменившее своё значение, когда-то будет признаваться литературной нормой, но пока – нет.

Как менялась его форма со временем?

Прежде чем бюстгальтер приобрёл форму, знакомую нам, он прошёл путь длиной в целый век:

Для большинства представительниц женского пола лифчик является неотъемлемым атрибутом одежды. Сегодня существует огромное множество фасонов: это и классический, и балконет, и пуш-ап, и бюстье, и «Анжелика» (Demi Bra). Но мало кто из девушек задумывается, кто изобрел лифчик, в какой стране модницы впервые могли похвастаться новинкой гардероба, и главное, как он выглядел изначально.

Откуда произошло слово «лифчик»?

Слово «бюстгальтер» в переводе с немецкого «Büstenhalter» означает дословно «поддерживающий грудь». В современном русском языке часто используется разговорный вариант – «лифчик». Почему по-русски данная деталь гардероба называется так, а не иначе?

Само слово «лифчик» представляет собой уменьшительную форму слова «лиф». Под «лифом», согласно Толковому словарю Ожегова, понимается «верхняя часть женского платья», охватывающая грудь и спину женщины (стан). Слово «лиф» имеет нидерландское происхождение «lijf» и переводится как «корпус», «тело».

История происхождения

Период изобретения бюстгальтера охватывает сразу несколько вех человеческой истории. Знаменитая фраза «изобретать велосипед» лучше всего описывает процесс эволюции данной детали женской одежды. В наши дни точно ответить на вопрос, когда изобрели лифчик, не представляется возможным.

До н.э.

В одном из древних любовных посланий, написанном на папирусе и датирующимся VI веком до нашей эры, дословно написано: «Я мечтал бы стать лентой, стягивающей твою грудь». Дело в том, что в Египте были в моде упругие груди небольшого размера: такая форма свидетельствовала о «благородном происхождении» ее «носительницы». То есть уже в те далекие времена женщины носили полоски из кожи или ткани.

В Античные времена женщины тоже использовали некое подобие «лифчика» — специальные повязки, делавшие грудь плоской и упругой настолько, насколько это только было возможно. Женщины стремились достичь эффекта «умеренности», характерной для статуй Венеры Милосской или Ники Самофракийской. Внешний вид древнегреческого атрибута не дошел до наших дней. Однако на древнегреческой мозаике и одной из амфор, датируемой V веком до н.э., можно увидеть изображение строфиона – пояса из нежной кожи, подвязанного на груди. По сути, строфион – это и есть примитивный предшественник бюстгальтера: женщины надевали его как под одеждой, так и поверх специальной нижней туники («исподней»).

Древние римлянки под своими хитонами и туниками также носили строфионы, подчеркивающие «женские прелести». На фресках печально известного древнеримского города Помпеи археологи обнаружили изображения женщин с «предвестником» современного бюстгальтера. А в древнеримском жилище Армерина до нашего времени сохранилась великолепная мозаика, на которой изображена женщина с «нагрудной» повязкой (III в до н.э.)

В тот период времени в Риме существовало сразу несколько вариантов данной детали одежды:

  • fascia – повязка, препятствующая росту груди у юных римлянок;
  • mamillare – предназначена для стягивания бюста женщин зрелого возраста;
  • strophium – повязка для небольшого бюста, надеваемая для поддержки грудной клетки;
  • capitium и toenia – предназначенные для придания фигуре стройности и изящества.

XII-XVII вв.

А вот во времена Средневековья бюстгальтер на долгое время исчез из обихода. С XII в. и вплоть до первой половины XV в. женщины надевали под платья странные приспособления с металлическими или деревянными вставками-брусками для поднятия бюста. Но уже в 1550 году Екатерина Медичи, супруга Генриха II, изобрела всем известные корсеты. Французская королева принудила своих придворных дам облачиться в данное одеяние. Первые корсеты изготавливались из китового уса или кожи со вставками металла.

Если бы у современной женщины была возможность переместиться в Испанию XVI-XVII вв., то они бы пришли в глубокий шок от такого «обязательного атрибута». Металлические пластины буквально «пронизывали» тела испанок, вызывая постоянное головокружение и обмороки.

XIII в.

Только к середине XVIII века отношение модниц к корсету стало постепенно меняться, и уже к концу XVIII – началу XIX вв. ему на смену пришли легкие и свободные туники. В то время в моде были платья-рубашки (так называемые «платья-шемиз»), исполненные в стиле ампир. Женщины вновь смогли почувствовать свободу, а в обиход вернулись поддерживающие «нагрудные» пояса времен Афродиты.

Женское счастье продлилось недолго: уже через 30-40 лет, к 20-м годам XIX века, «осиная талия» снова стала «последним писком моды», однако корсеты приобрели несколько измененный вид. Прямая цилиндрическая форма конструкции трансформировалась в силуэт песочных часов: наступила эпоха барокко.

В конце 1840-х пышные рукава, характерные для «волны романтизма» 1820-1830-х, уступили место открытым плечам. Именно в это время появились те самые тугие утягивающие корсеты, ломающие ребра модницам. Если раньше функцией корсета была, в первую очередь, поддержка тела, а уж потом – формирование стройной талии, то в Викторианскую эпоху основной ролью этого элемента одежды стало создание узкого силуэта и поддержка массивной юбки с металлическими обручами. Корсет превратился в утягивающую конструкцию. Несмотря на весь индивидуализм эпохи, уже к 1850-м годам стал формироваться корсетный рынок: «неотъемлемые атрибуты» одежды пустили в массовое производство.

К 1870 году корсет приобрел такую бешенную популярность, что женщины использовали его не только на баллах, т.е. находясь в светском обществе, но и повсеместно (даже дома). И небогатые представительницы той эпохи сделали его частью своего повседневного костюма. Именно в то время медики забили тревогу за состояние женского организма: на саму идею насильственного стягивания силуэта обрушилась волна критики. Новые веяния привели к тому, что во второй половине XIX века появилась идея о создании «здорового корсета», которая достигла своего апогея в середине 1890-х годов.

Сторонницы суфражистского движения (за предоставление женщинам избирательного права и права собственности) выступали с лозунгами об искоренении практики ношения корсета. Эта идея – чуть ли не центральный тезис приверженок феминизма. Избавление от корсета стало главным символом равноправия и независимости на рубеже веков.

Кто изобрел бюстгальтер?

Феминистические настроения привели к созданию в 1889 году модели «le Bien-Etre», что дословно переводится с французского языка как «Благополучие». Это и есть первый бюстгальтер авторства Эрмине Кадоль, владелицы корсетной мастерской во Франции. Женщина представила на всеобщее обозрение интересную новинку – чашечки на сатиновых лентах, которые можно было крепить к корсету. Произошло данное событие 27.06.1889 г. на Всемирной выставке в Париже. «Полукорсет» позиционировался как поддерживающий «механизм», не изменяющий естественных очертаний и форм бюста женщины.

По одной из дошедших до наших времен легенд, постоянная клиентка пожаловалась Кадоль на то, что ношение корсета мешает играть в теннис, на что последняя решила «поэкспериментировать» и отрезала нижнюю часть конструкции. Однако историки считают подобную теорию происхождения лифчика не более чем красивой легендой.

Первый патент на производство бюстгальтеров был получен немецкой швеей Кристиной Хардт 05.09.1899 г. Жительница Дрездена дала забавное название своему экспериментальному образцу: «женская фуфайка на лямках с чашечками для груди». Поэтому до сих пор ведутся споры по поводу того, уроженка какой страны была «истинной изобретательницей» бюстгальтера: Германии или Франции.

Уже в 1914 г. Мэри Фелпс Джекобс в США получила патент под номером 1115674 на «бесспинный лифчик» (по-английски – «backless brassiere»). Фото моделей «brassiere» появились задолго до этого, в 1907 г., в журнале Vogue. Первые лифчики были выпущены под маркой Caresse Crosby. Несмотря на все попытки популяризировать «backless brassiere», идеалом женской красоты начала XX века оставалось длинное тело с узкой талией, что достигалось только при помощи утягивающего корсета из китового уса, а грудь поддерживалась подкладками или специальными муляжами.

Из-за малого успеха нового предмета дамского туалета Мэри решила продать патент компании Warner Brothers Corset за 1,5 тыс. долларов. Если бы она только знала, что производство лифчиков принесет братьям Уорнерам более чем 15 млн. долларов за первые 30 лет реализации, она бы точно не решилась на столь опрометчивый поступок. Успех братьев был достигнут благодаря стараниям кутюрье Поля Пуаре, который открыл новую эру в истории женского белья: одежда стала иметь более свободный силуэт, и корсет стал попросту не нужен.

Уже к 1916 году в журнале «The Lady magazine» была напечатана разгромная статья: ее автор призывал британок отказаться от «душных» корсетов в пользу удобных, современных и прогрессивных бюстгальтеров», которые в то время уже во всю носили любительницы высокой моды из Франции. В 1917 году на волне всеобщего ажиотажа Правительство США обратилось к американкам с просьбой постепенно отказаться от использования металлических деталей в нижнем белье.

В годы Первой мировой войны Правительство призывало женщин направить весь металл на нужды вооружения: отказ от корсетов принес американской армии около 28 тыс. т дополнительного металла. В свою очередь популярность лифчиков значительно возросла.

Стандартизация бюстгальтеров по размерам от A до D и создание особой модели для кормящих мам являются заслугой Иды Розенталь и ее мужа. Розенталь – уроженка Российской империи, эмигрировала в США, вышла замуж, и в 1922 г. основала вместе со своим избранником компанию Maidenform. В 1935 году был создан первый прототип push-up, или «бра». Maidenform придумали вставлять в чашечки бюстгальтеров специальные тканевые подкладки для придания формы и объема бюсту, а в 1942 году Розенталь смогла запатентовать регулируемую по длине застежку для выпускаемых моделей лифчиков.

В 1938 году стали все чаще использовать синтетические ткани, по большей части благодаря изобретению нейлона. Искусственные материалы позволили существенно снизить себестоимость производства бюстгальтеров.

Сложно назвать точную дату его изобретения, но сначала был корсет, а уже позже бюстгальтер освободил женщин от корсета, наносившего непоправимый вред здоровью. За историю человечества бюстгальтер изобретался несколько раз. Уже в эпоху Античности женщины носили нечто схожее с бюстгальтером. Во время раскопок, которые проводились в окрестностях Сузы, в захоронениях были найдены “покрывала” для груди, но это не означает, что женщины носили его регулярно. Возможно, это лишь деталь погребального наряда.
Крит
Примерно в 2100 году до н.э. женщины носили открытый до пояса лиф, который оставлял грудь обнаженной. Костюм дополнялся кусочками кожи, которые визуально стройнили силуэт и делали грудь более объемной.

Египет

Во втором тысячелетии египтянки носили нечто вроде рабочей блузы, которая оставляла открытой грудь, подчеркивая ее красоту.

Греция

Гречанки надевали корсет, который был зашнурован под грудью и оставлял ее неприкрытой. Так как ношение корсета и кринолина было запрещено, женщины одевали apodesme – небольшую ленточку, которую завязывали вокруг торса и которая поддерживала грудь во время передвижения. Со временем женщины начинают носить mastodeton – более узкий вариант apodesme. В зависимости от участка тела, на котором она крепилась, ее называли zona, strophium или cingulum.
Рим
Женщины Рима переняли у гречанок apodesme, изменив только название на mamillare, fascia, capitium и toenia. Fascia носили девушки, чтобы сдерживать рост груди. При помощи Mamillare утягивалась слишком пышная грудь. Storphium служила только для поддержки груди.
Франция
На Триумфальной Арке (l`Arc de Triumphe d`Orange) есть фреска с изображением галльских женщин с голым торсом, одетых только в длинную юбку. Только после завоевания Галлии Цезарем женщины стали носить бандо.
В 12 веке появилась basqine (юбка национального костюма басконок) – разновидность корсета из жесткой ткани, сдавливающей талию.
Век спустя на корсет надевали лиф (gourgandine).
В 14 веке пояс становится очень широкий и служит уже для поддержания груди. Этот аксессуар носили немногие женщины, так как в некоторых регионах Франции он запрещен.
Страсбургское постановление 1370 года требовало, чтобы все женщины поддерживали грудь рубашкой или зашнурованным платьем. Во время правления Карла VII на грудь надевали треугольный отрез и легчайший газовый платок – gorgerette. Корсет же считался очень тесным, и его ношение было опасно деформацией грудной клетки. Амбруаз Паре впервые заметил, что ребра деформируются настолько, что задевают и атрофируют легкие.
После революции 1789 года корсет резко вышел из моды, что обосновано философскими и эстетическими доводами – подражание античности и тезисом Руссо о возвращении к природе. Грудь поддерживается косынкой, перехваченной под грудной клеткой. Во время правления Наполеона под платье надевали корсет `A la Ninon`. Корсетник Леруа изобретает первый корсет на косточках.
В современном понимании бюстгальтер появился в 1889 году, когда Эрмини Кадоль выставила в своей корсетной мастерской изделие, получившее название “le Bien-Etre”, что в переводе означает “благополучие”. Чашечки созданного бюстгальтера поддерживали две сатиновые ленты, а сзади вся эта конструкция прикреплялась к корсету.

В 1903 году в Парижской медицинской академии был опробован первый в мире бюстгальтер, автором которого была женщина-врач Гош Саро. Она изготовила его, разрезав пополам корсет: верхняя половина стала бюстгальтером, нижняя – поясом. Незадолго до этого Гош Саро разработала гигиенический дамский корсет, освободивший грудь и живот женщины и опиравшийся лишь на бедра.
ХХ век, а особенно период после 1-ой мировой войны – время свободы нравов. Женщины чувствуют себя очень комфортно в той одежде, которую носят. Корсет становится мягче и, в конце концов, повсеместно заменяется на бандо в форме бюстгальтера, которое женщины носили в Античности. В 1932 году форму бюстгальтера изменяют, акцентируя внимание на глубине чашек. В будущем великие кутюрье, такие как, например, Поль Пуаре, введут в моду бюстгальтер, как аксессуар женского белья, рекомендуя клиенткам носить его на голом теле.
Испания
Первая большая эпоха женского белья началась в Испании в середине XVI века и захватила всю Европу. Испанская мода была самой суровой. Она полностью сглаживала женскую грудь, делая ее мальчишеской.
Белье было на каркасах из деревянных, металлических или костяных палочек. Это был настоящий панцирь, который совершенно деформировал женскую грудь. А чтобы грудь не развивалась, девочкам на ночь накладывали свинцовые плиты. Выход в свет заканчивался примочками из лечебных трав и тайным посещением лекарей.
США
В 1913 году одна из светских дам Америки, прямой потомок изобретателя парохода Фултона, Мэри Фелпс Джекобс, заставила свою горничную изготовить бюстгальтер из двух носовых платков и двух розовых ленточек. Бюстгальтер состоял из эластичных полос шириной 3-10 см., число которых можно было менять в зависимости от объема груди. Она запатентовала свое изделие в 1915 году, дав ему название “бесспинный лифчик” (backless brassiere). Вначале бюстгальтер не пользовался успехом, но третий муж изобретательницы служил в корсетной фирме. Он предложил новинку своим хозяевам, которые благополучно приобрели изобретение Мэри Фелпс за пятнадцать тысяч долларов (огромные деньги по тем временам). А много лет спустя прародитель бюстгальтеров был оценен уже в 15 миллионов долларов.
В 1935 году изготовители бюстгальтеров придумали подушечки, вставляющиеся в бюстгальтер и придающие женской груди пышность. В этот же период была введена нумерация чашечек от А до D.
В 1942 году у бюстгальтера появляются регулируемые бретели. А в 1986 в США открывается музей белья.

В 1992-1994 годах был изобретен приподнимающий грудь “чудо-лифчик” -Wonderbra – так назвало его британское издание журнала “Vogue”.

Источники: www.rin.ru, www.lor.inventech.ru

Первый официальный патент на бюстгальтер был получен ровно сто лет назад. Автором этого замечательного изобретения стала женщина — прогрессивная американка Мэри Фелпс Джейкобс. Это произошло в 1914 году. Собираясь на очередной раут, она пошла на хитрость и соорудила из двух эластичных лент альтернативу привычному корсету, которой суждено было стать первым бюстгальтером в истории.

Но история этого замечательного предмета женской одежды отнюдь не начинается с этого события. Одежда для женской груди существует с глубокой древности и всегда исполняла не только эстетические функции, но и практические. Поддержка груди всегда была проблемой для женщин во все времена. Наш материал посвящен культурным следам бюстгальтеров в истории мира.

    Египетские свободы

    Сколько бы не говорили о том, что первые бюстгальтеры были изобретены в Древнем Египте, исследования говорят о том, что на берегах Нила не знали такого предмета одежды. Женщины из народа предпочитали ходить топлесс, а знатные дамы скрывали прелести под просторными туниками и хитонами.

    Минойские богини

    Во время бронзового века, минойская культура на острове Крит имела множество символов, связанных с женской грудью как с символом плодородия. Статуэтки богини-матери обычно имели открытую грудь, а земные женщины во всем ей подражали. Историки говорят, что критские женщины подвязывали грудь снизу, но не покрывали ее полностью.

    Античные груди

    Принято считать культуру Древней Греции эталонной во многих смыслах, но чего там точно не было, так это пуш-ап бюстгальтеров. Знатные женщины носили просторные туники, никак не стесняя достоинств. Только немногочисленные женщины-воины перевязывали грудь тугими лентами. Легенда о женщинах-амазонках рассказывает о такой неприятной процедуре, как выжигание правой груди, для того, чтобы было сподручнее стрелять из лука.

    Нижнее белье Римской империи

    Доподлинно известно, что спортсменки в Древнем Риме перевязывали грудь тугими лентами для того, чтобы она не мешала при выполнении упражнений или скачке на лошади.

    Китайские дуду

    Китайская мода носила весьма консервативный характер, к тому же имела явное пристрастие к подавлению всего женственного. Китайские женщины тщательно скрывали грудь под широкими полотняными лентами, которые назывались «дуду». Они стали прообразами корсетов, так как стягивали не только грудь, но и живот.

    Средневековые бюсты

    В средние века не было четко оформившегося отношения к женской груди, но субтильные дамы из высшего общества имели явную тенденцию к ее отсутствию, что в конечном итоге вылилось в моду на субтильные мальчишеские формы. Большая грудь и широкие берда стали признаком простолюдинок, а остальным приходилось затягивать излишки в тугие корсеты, которые к тому времени стали повседневном предметом женской одежды.

    Корсеты в Западной Европе

    Мода на мальчишеские силуэты требовала новых и новых корсетов. Любопытно, что женские корсеты стали хорошим бизнесом для китобоев, так как лучшие корсеты получались на каркасе из китового уса. Женщина-песочные часы стала символом красоты на долгие века и отголоски этой моды слышны по сей день.

    Великое освобождение груди

    Великая французская революция, в числе прочих свобод, принесла и раскрепощение для женщин. Революционеры хотели в том числе и новую моду, свободную от предрассудков прошлого. Женщины перестали прятать грудь под корсеты и начали носить глубокие декольте. В то же время, женщины из низов начали перевязывать грудь лентами для удобства, в том числе и для того, чтобы носить мужское платье, на которое в то время появилась мода.

    Викторианское давление

    Пуританские традиции 19-го века не очень жаловали свободы женщин. Особо нервных особ лечили в психиатрических лечебницах, а о свободе груди не могло быть и речи. Кодекс поведения предписывал женщинам носить утягивающее белье и днем и ночью, а о декольте не могло быть и речи.

    Феминизм и молочные железы

    Во времена правления короля Эдварда началось движение женщин за свои права, в числе которых не последнее место занимало право носить удобную одежду. В качестве аргумента приводились весомые аргументы о вредности корсетов и деформации внутренних органов, которую они вызывали. Так, в конце 19-го века произошел настоящий взрыв изобретений новых видов женского белья, которые не несли вреда и были гораздо удобнее всего, что придумывал человеческий разум до этого.

    Бюстгальтер Джейкобс

    Эпохальное изобретение Мэри Фэлпс Джейкобс произошло в 1914 году и стало воплощением тысячелетних чаяний и надежд женщин по всему миру. Свое изобретение она называла «бесспинным корсетом», а сделала его из двух носовых платков и эластичных лент. Идея пришла девушке в тот момент, когда она примеряла платье с открытой спиной, собираясь на очередной светский раут.

    Война и бюст

    К началу Второй мировой войны легкая промышленность уже освоила множество моделей бюстгальтеров, но предмет одежды оставался очень нишевым продуктом. Переворотом стало официальное принятие бюстгальтеров в качестве униформы для женщин-военнослужащих, что очень помогало поднятию боевого духа в среде военных.

    Послевоенный успех

    После войны произошел настоящий взрыв интереса к интимному предмету одежды. Разработкой новых моделей занялись сотни дизайнеров, а фирмы предлагали множество самых разнообразных фасонов — от бюстгальтеров для беременных до первых моделей на косточках или страшных лифчиков на проволочном каркасе.

    Будущее

    Несмотря на то, что историки моды не раз предсказывали смерть этого предмета одежды, интерес к бюстгальтерам ничуть не собирается утихать. Посмотрите хотя бы лукбуки последних коллекций Victoria"s Secret, чтобы понять, что бюстгальтер живее всех живых.