Период младенчества (грудного возраста). Теоретическое занятие

Грудной период продолжается от 29-30-го дня до конца 1-го года жизни. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни завершены, начинается бурное физическое, моторное и психическое развитие. При этом интенсив­ность обменных процессов очень высока при сохраняющейся незрелости анатомических структур, функциональной ограниченности дыхательного аппарата и ЖКТ. Пассивный иммунитет ко многим детским инфекционным заболеваниям (кори, краснухе, дифтерии и др.), приобретённый внутриутроб­но через плаценту и поддерживаемый внеутробно молоком матери, сохраня­ется в течение 3- 4 мес.

Физическое развитие наиболее интенсивно в первой половине года. Ребенок к 5 месяцам удваивает массу тела при рождении, в 12 месяцев – утраивает. В 1 год масса доношенного ребенка составляет примерно 10 кг.

Длина тела увеличивается к 5 месяцам на 15-16 см, к 1 году на 25 см, составляя примерно 75 см. Окружность головки увеличивается на 1 см в месяц достигая 46-48см в1 год, окружность груди увеличивается более интенсивно, превышает окружность головки на 2 см.

Зубы появляются с 6-8 месяцев, к 1 году должно быть 8 зубов. Процесс прорезывания зубов иногда сопровождается повышением температуры тела, беспокойством, ухудшением аппетита, диспепсическими расстройствами. Подробнее в данных процессах Вам поможет разобраться стоматология в Приморском районе .

Нервно-психическое развитие

К 2 месяцам жизни заканчивается миелинизация зрительного и слухового нервов, ребенок фиксирует взгляд, следит за предметом, прислушивается к звукам, тянет ручки к ярким предметам. Появляются положительные эмоции- улыбка в ответ на улыбку, комплекс оживления при обращении к нему, смех. Ребенок начинает «гулить» произносить отдельные протяжные звуки». Рефлексы «атавизма» исчезают

К 3 месяцам созревает стриарное тело, становится возможным удерживать головку, приподнимать ее из положения лежа на животе. В 5-6 месяцев созревает мозжечок, ребенок пытается приподняться, а затем начинает сидеть, удерживая равновесие. Каждое новое умение связано с созреванием регулирующих центров, до созревания обучить невозможно. Утрата навыка свидетельствует о болезни.

В 6 месяцев появляется объемное видение, это стимулирует ползанье, вначале по «пластунски», к 7 месяцам ребенок ощущает животом трение об пол, начинает приподнимать туловище и ползать опираясь на локти и колени. В 7 –8 месяцев ребенок встает на ножки и передвигается с поддержкой, с 10-12 месяцев -ходит самостоятельно.

Преобладают эмоции положительные. Совершенствуется речь. В 3 месяца- лепет, артикуляция носит национальный характер (подражает родителям), в 6 месяцев- произносит слоги, к 12 месяцам формируется осознанная реакция на слово, произносит отдельные слова (6-10) – дай, му-му, мама и др.

Ребенок радуется приходу детей, повторяет приказ, одевает кольцо на пирамидку, водит куклу, пьет из чашки, держит ложку, проявляет интерес к книгам с картинками.

С 10 месяцев начинается психологический кризис «кризис базального доверия». Младенец выбирает «эмоционально значимое лицо», человека которому доверяет, в тоже время настороженно относится к незнакомым людям, испытывает чувство страха. Проявляется индивидуальный стиль поведения, темперамент.

Темперамент генетически детерминирован, но подвержен влиянию социума, особенностям микроокружения семьи. Выявляется легкий и трудный темперамент. Для его оценки используют 9 признаков : активность, регулярность сна- бодрости, адаптивность, приятие, интенсивность эмоций, настроение, настойчивость, отвлекаемость, порог минимальной силы воздействия. Трудный темперамент- аритмичность, низкое приятие и адаптивность, негативизм .

Грудной период детства характеризуется большими изменениями в организме: происходит перемоделирование скелета, формируется собственный иммунитет, снижается пассивный иммунитет уменьшается уровень «материнских антител», гемоглобин и эритроциты «физиологическая анемия», совершенствуется терморегуляция. На основе физиологических преобразований возникает риск заболеваний – рахит, анемия, инфекционные болезни органов дыхания и пищеварения, повышается риск травматизма, что требует проведения профилактики.

Ребенок нуждается в правильном питании, соблюдении режима, воспитании опрятности, пользовании горшком.

Игрушки стимулируют развитие ребенка — в 2 месяца — погремушка, с 6 месяцев мяч, зверюшки, пирамидка, 11-12 месяцев книги с крупными картинками.

Интенсивный рост, дифференцировка органов и большая напряжённость об­менных процессов становятся фоном, на котором легко развиваются (особен­но при недостаточном, одностороннем, избыточном питании и погрешнос­тях ухода) такие заболевания, как гипотрофия, паратрофия, анемия, рахит, острые расстройства пищеварения, атопический дерматит, рецидивирующий обструктивный синдром. Развитие острых респираторных вирусных инфек­ций (ОРВИ) может осложниться пневмонией. Пассивный иммунитет, обус­ловленный полученными от матери AT, постепенно ослабевает, и во второй половине первого года жизни дети могут болеть корью, ветряной оспой и дру­гими детскими инфекционными заболеваниями.

Сколько длится период грудного возраста?

С 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни – длится этот период, характеризующийся интенсивным нарастанием массы тела и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этот период, когда закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка – врожденная потребность в активном познании окружающего мира.

Особенности роста и развития грудного ребенка

Интенсивное нарастание массы тела. К 4,5 мес. происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10 – 11 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75 – 77 см. Окружность головы к году составляет 46 – 47 см, окружность груди – 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка.

Наблюдается три «пика» двигательной активности:

пик – в возрасте 3 – 4 мес. – связан с существенными морфофункциональными изменениями зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми.

пик – в возрасте 7 – 8 мес. – активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством.

пик – 11 – 12 мес. – начало ходьбы.

Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют – процессы роста и развития скелетной мускулатуры ребенка и его двигательной активности.

Развитие ребенка в первый год жизни

Первый год жизни ребенка характеризуется быстрым ростом и развитием и очень важен для становления его физического и психического здоровья. Данный возрастной период имеет характерные анатомо-физиологические особенности, учитывая которые следует проводить лечебно-профилактические мероприятия. Неблагополучная экология, заболевания матери во время беременности, патология в родах, не всегда рациональное питание. Вот неполный перечень тех причин, которые могут спровоцировать различные заболевания у малыша.

Заболевания детей первого года жизни

Максимально щадящий подход к лечению заболеваний в раннем возрасте является одним из основных критериев лечения и профилактики. Поэтому к фармпрепаратам, которые используются для лечения новорожденных и грудных детей, предъявляются самые высокие требования по безопасности (отсутствие токсического воздействия, аллергических реакций и других побочных эффектов на детский организм). Также важны удобная форма выпуска, приятные органолептические свойства.

Среди наиболее распространенных состояний и заболеваний, с которыми сталкиваются педиатры у детей в период грудного возраста, особенно в амбулаторных условиях, выделяют: ОРВИ, острые желудочно-кишечные заболевания, состояния возбуждения и беспокойства различной этиологии, нарушения сна, функциональную диспепсию, тяжелое прорезывание зубов, кишечные колики, метеоризм, опрелости, диатез, дисбиоз, гипербилирубинемию новорожденных, поствакцинальные реакции. Все чаще встречается низкая реактивность организма, формирование аллергических болезней, в том числе и бронхиальной астмы.

Прорезывание зубов у грудных детей

Даже если ребенок растет здоровым, родителям приходится переживать трудности, связанные с прорезыванием зубов, периодическим срыгиванием, функциональной диспепсией, диатезом и т.д. При прорезывании зубов, сопровождающемся местным воспалением и болезненностью десен, используют местные анестетики. Однако при тяжелом прорезывании (с температурой, беспокойством, расстройством стула) требуются дополнительные препараты. Что касается диспепсии и срыгивания, то здесь наблюдается дефицит безопасных и эффективных средств.

Прививки у грудных детей

Добавьте к этому в период грудного возраста проблему прививок. Шутка ли, с первых дней жизни и до года получить 10 вакцинаций, особенно если учесть, что АКДС является самой аллергенной вакциной с высоким риском развития тяжелых осложнений и реакций. А ведь эта искусственная антигенная нагрузка наслаивается на «знакомство» с обыденными вездесущими микробами окружающего мира. Подготовить организм к этой нагрузке химиотерапией практически невозможно, так как сами химиотерапевтические препараты нагружают организм.

Запоры и поносы у детей

У младенцев часто наблюдается склонность к запорам или поносу. Если при запоре есть возможность использовать мягкие растительные препараты, то при поносах или расстройстве стула используется более жесткая терапия химическими препаратами.

Диатез у детей

От 3 до 5 месяцев чаще всего дебютирует аллергический диатез, реализуясь в худшем случае в экзему. Применение антигистаминных и гормональных средств (наружно и внутрь) при диатезе только загоняет проблему вглубь, а потом трансформируется или проявляется экземой.

ОРВИ у детей

Естественная эпидемиологическая ситуация, то есть несколько неосложненных ОРВИ в сочетании с неумением дышать ртом и нежелательным применением сосудосуживающих препаратов, тоже доставляет немало хлопот. Нерациональное применение жаропонижающих средств при ОРВИ чревато ослаблением иммунного ответа и развитием осложнений. Если же ОРВИ осложняется отитом, пневмонией, менингитом и т.д., то неизбежна антибиотикотерапия, которая быстро приводит к диарее за счет лактазной недостаточности и кишечного дисбиоза.

Как ухаживать за новорожденным в первый год жизни?

В период грудного возраста сон и бодрствование у младенца не зависят от времени суток, режимы, соответствующие дню и ночи, начинают проявляться у ребенка к 2 – 3 мес. жизни.

Новорожденному необходимо создать спокойную обстановку, обеспечить доступ свежего воздуха, выполнять гигиенические процедуры, свободное пеленание, поскольку поза с согнутыми ногами является защитной, уменьшает поверхность теплоотдачи и обеспечивает должный уровень теплопродукции.

Для нормального нервно-психического развития важна эмоциональная связь матери и ребенка во время кормления грудью. Надо побуждать интерес новорожденного к визуальным сценам; не позволяйте ему долго плакать, чтобы малыш не накричал пупочную грыжу. Кроме того, быстрая реакция на плач ребенка, ласковые интонации способствуют установлению крепкой привязанности между матерью и малышом.

Следует обращать внимание на глубину сна новорожденного, его реакцию на звук, активность сосания, особенности крика. Длительный «хныкающий» плач, особенно по ночам, без видимой причины, свидетельствует о высокой нервной возбудимости ребенка, монотонный плач без эмоциональной окраски – о нарушении ЦНС.

Уход за грудным ребенком

Ежедневный уход за здоровым младенцем, в особенности за новорожденным, предполагает: промывание, закапывание глаз при их «закисании», необходимость очищения носовых ходов 1 – 2 раза в сутки. Учитывая особенно тонкую, ранимую и густо васкуляризированную слизистую данных органов, наиболее безопасными в плане травматизации, сенсибилизации и пересушивания являются препараты:

  • «Окулохеель» – для глаз,
  • «Эуфорбиум композитум С» – для носа.

Эти препараты по составу максимально приближены к физиологическим жидкостям организма и способствуют нежному очищению слизистых. Оказывают умеренный противоотечный, противовоспалительный и противоаллергический эффекты.

При опрелостях используется мазь «Траумель С», которая наносится тонким слоем на пораженную область 2 – 3 раза в день. Длительность применения зависит от динамики улучшения состояния кожи.

Ребенок в возрасте до одного года. Выделяют период новорожденноти (условно до 4 нед. после рождения) и период грудного возраста, или младший ясельный (от 4 нед. до 1 года). В это время происходит наиболее интенсивный рост и развитие организма ребенка, от чего во многом зависит дальнейшее умственное и физическое развитие ребенка. В этом возрасте организм ребенка еще недостаточно развит, органы его несовершенны, он очень восприимчив к различным заболеваниям и поэтому нуждается в особенно тщательном правильном уходе.

^ ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК ПЕРИОДА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Период грудной возраст длится от 29-го дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери с ребенком. Мать кормит своего ребенка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень, интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка. В этот период вместе с тем возникает и целый ряд проблем по обеспечению оптимального развития и предупреждению заболеваний ребенка.

Это, прежде всего, проблема рационального вскармливания , так как кормление ребенка старше 5 месяцев только женским молоком не удовлетворяет потребности ребенка. Поэтому ему необходимо своевременно вводить корригирующие продукты или компоненты.

Грудной ребенок после 2 - 3 месяцев теряет пассивный иммунитет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а формирование собственных систем иммунитета происходит сравнительно медленно, и в результате этого заболеваемость детей грудного возраста оказывается довольно высокой.

На фоне анатомо-физиологических особенностей органов дыхания (узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и др.) у грудных детей часто наблюдаются поражения органов дыхательной системы, течение которых отличается особой тяжестью.

Для предупреждения заболеваемости разностороннее использование средств и методов закаливания . Сюда относятся массаж, гимнастика и водные процедуры, проводимые по специально разработанным схемам.

На период грудного возраста приходится интенсивная профилактическая вакцинация , направленная на формирование невосприимчивости к различным заболеваниям.

Скорость роста, увеличение массы тела, созревание различных органов и систем на каждом возрастном этапе, в основном запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут по определенному плану, в котором под воздействием неблагоприятных факторов (факторы внешней среды, т. е. условия питания, воспитания, заболевания, социальные и др.) возможны не только нарушения последовательности развития ребенка, но и подчас необратимые изменения. И потому знание особенностей роста и развития ребенка грудного возраста имеет важное значение для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и т.д.

^ Физическое развитие детей грудного возраста

Наиболее наглядно и просто можно оценивать развитие ребенка по различным антропометрическим показателям.

Физическое развитие - это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства, а у детей первого года жизни - формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность или запас физических сил.

ДЛИНА ТЕЛА (РОСТ). После рождения интенсивность происходит постепенное замедление роста, лишь временами сменяющееся кратковременным ускорением, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопа растет быстрее голени, а голёнь быстрее бедра и т.д., что сказывается на пропорциях тела. В постнатальном периоде нарастает половая специфичность темпа роста, когда мальчики растут быстрее девочек. Вместе с тем скорость созревания девочек выше.

Длина тела имеет особо важное значение, так как отражает сложные процессы, происходящие в организме, в какой-то мере уровень зрелости организма. И чем моложе ребенок, тем интенсивнее его рост.

МАССА ТЕЛА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ. В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием различных причин - как эндо-, так и экзогенного характера.

Скорость ее нарастания массы на первом году тем выше (кроме первого месяца жизни), чем меньше возраст. Для ориентировочного расчета массы тела на первом году жизни можно использовать ряд формул.

^ 1. Формула Мазурина и Воронцова.

Для первого полугодия масса тела может быть определена как сумма: масса тела прирождений + 800 х n , где n - число месяцев в течение первого полугодия, а 800 г - средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение первого полугодия.

Для второго полугодия жизни масса тела равна: масса тела при рождении + прибавки массы тела за первое полугодие (800 х 6) + 400 х (n-6), где п - возраст в месяцах, а 400 г - средняя ежемесячная прибавка массы тела за второе полугодие.

2. Масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 г, на каждый последующий прибавляется по 400 г.

Более точная оценка нарастания массы тела у детей первого года жизни производится в центильном выражении.

ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГОЛОВЫ. Наблюдение за изменением окружности головы является неотъемлемым компонентом контроля за физическим развитием. Это связано с тем, что окружность головы отражает и общие закономерности биологического развития ребенка, а именно первый (церебральный) тип роста; кроме того, нарушения роста костей черепа могут быть отражением или даже причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии). При рождении окружность головы в среднем равна 34 - 36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро в первые месяцы и годы жизни и замедляет свой рост после 5 лет.

Ориентировочно окружность головы для детей до 1 года можно оценить по следующим формулам: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см, на каждый последующий - прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДИ. Окружность груди является одним из основных антропометрических параметров для анализа изменений поперечных размеров тела. Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно изменяясь при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32 - 34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 мес эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.

Для ориентировочной оценки скорости развития грудной для детей до 1 года клетки можно использовать расчет по следующей формуле: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц до 6 нужно из 45 см вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 прибавить 0,5 см.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА. Изменения длины тела с возрастом характеризуются разной степенью удлинения различных сегментов тела.

Ориентировочные представления о гармоничности телосложения и состоянии питания ребенка можно получить, используя также индексы Эрисмана и Чулицкой.

^ Индекс Эрисмана - разность между окружностью груди и половиной длины тела (роста). Чаще используется в контроле физического развития школьников.

Индекс упитанности (Чулицкой ) представляет собой следующее соотношение: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени - длина тела. У хорошо упитанных детей первого года жизни величина этого индекса составляет 20 - 25. Снижение индекса подтверждает недостаточность питания ребенка.

^ Нервно-психическое развитие детей грудного возраста

Нервная система с одной стороны, осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, органах и системах, а с другой - при ее посредстве устанавливается связь организма в целом с окружающей средой. Интенсивность развитие нервной системы в период младенчества способствует тому, что ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии. Темп развития нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни

^ Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам (утраивается к 3 годам) и к году составляет 1/11-1/12 от массы тела, масса спинного мозга удваивается- к 10 месяцам (утраивается к 3-5 годам).

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов (стойкие пожизненные автоматизмы, транзиторные рудиментарные рефлексы, автоматизмы, только появляющиеся). Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3 месяцам (лишь несколько из них - к 4-6 месяцам).

В связи с развитием мозжечка развиваются моторные функций, а значит, совершенствуется координация движений.

^ Условные рефлексы формируются с трудом, в первое время основным таким рефлексом является пищевая доминанта (плачущий ребенок в положении при кормлении грудью успокаивается). Дифференцировка условных рефлексов обычно начинается с конца 2-го - начала 3-го месяца жизни. По мере роста и развития появляется множество условных рефлексов, что проявляется в различных эмоциях детей при общении с ними. Следует отметить, что характерным свойством условных связей, образующихся у детей, является их прочность и скорость образования. К 6 месяцам уже возможно образование условных рефлексов со всех воспринимающих органов (глаза, уши, нос, кожа).

Эмоции новорожденного исключительно отрицательны по своему характеру, однообразны (крик) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом любого неблагополучия как во внутренней, так и во внешней для ребенка среде. Примерно с 6 недель формируется начало улыбки, с 9 до 12 недель к улыбке присоединяется смех и общее двигательное оживление со вскидыванием ручек, перебиранием ножек, радостным повизгиванием. Приближение незнакомого человека к ребенку

4-5 мес вызывает сначала прекращение движений и гуления, широкое открытие глаз, часто открывание рта (ориентировочная реакция)

В возрасте около 5 мес ребенок узнает мать среди других людей. После 6-7 мес формируется активная познавательная деятельность ребенка, он непрерывно манипулирует с предметами и игрушками. В это время существенно обогащается лепет и возникает сенсорная речь, т.е. понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми.

После 9 мес эмоциональная жизнь ребенка существенно обогащается, усиливается и проявление эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на разных людей очень дифференцированы. Возникает робость и стеснительность.

^ Сенсорная речь после 9 месяцев обогащается настолько, что может использоваться для организации действий ребенка. Он может понимать запрет и другие простые инструкции. Формируется и настоящая, т.е. моторная речь .
^ Основные критерии (линии) развития.

Аз - анализатор зрительный.

Ас - анализатор слуховой.

Э - эмоции.

До - движения общие.

Др - движения руки.

Ра - речь активная.

Н - навыки.

Рп - речевые понимания,

Ср - сенсорика.

И - игра и действия с предметом.

Д - движения.

НПР - нервно-психическое развитие.
^ Формулы НПР детей 1-го года жизни.

мес. - Аз Ас До Э Ра.

мес. - Ас Аз До Э Ра.

мес. - Аз До Э Др.

мес. - Аз Ас Э До Др Ра Н.

мес. - Аз Ас Др Ра Н Э До.

мес. - Ас Др До Ра Н.

мес. - Др До Рп Ра Н.

мес. - Э Др До Р Рп Ра Н.

мес. - Э Ас Др До Рп Ра Н.

мес.- Э Др До Рп Ра Н.

11мес - Э Др До Рп Ра Н.

12 мес - Э Аз Др До Рп Ра Н.


^ Особенности вскармливания детей грудного возраста

Учитывая главную особенность детского организма - постоянный рост и развитие, - питание для него приобретает первостепенное значение.

«Правильное питание является существенным моментом в жизни ребенка и вместе с тем одним из важнейших и наиболее эффективных факторов в системе общественных и индивидуальных профилактических мероприятий, сохраняющих здоровье и жизнь детей» (А.Ф. Тур).
Если учесть недостаточную секреторную способность пищеварительных желез, незавершенность их развития, станет ясным, что самой целесообразной и естественной пищей детей первого года жизни является молоко, причем наиболее физиологическим продуктом является женское молоко, так как с рождения имеется соответствие ферментативных систем ребенка и пищевых ингредиентов молока матери.
^ Массаж и гимнастика

С возрастом малыш становится все более сильным и умелым. В 10-11 месяцев ребенок пытается ходить при поддержке за одну руку, затем делает первые шаги самостоятельно. Чтобы ребенок нормально развивался, ему нужно предоставить свободу передвижений, всячески поощрять желание ребенка ползать, преодолевать препятствия, познавать мир. Даже если он иногда будет падать, то это будет способствовать его развитию. В этом возрасте потребность организма в движениях гораздо больше, чем у взрослого человека. Желательно приобрести для ребенка специальный детский спортивный комплекс, а если нет такой вВоздушные ванны . При их приеме надо учитывать следующее: температура воздуха в детской должна быть для детей от 3-12 месяцев должна быть 20°С. Зимой 4-5 раз в день по 10-15 минут, а летом практически постоянно держите форточки открытыми. Проветривать можно и в присутствии детей: температура воздуха снижается на 1-2°С и это является закаливающим фактором. Только ни в коем случае не устраивайте при ребенке сквозняк!

Обливание. Чтобы ребенок полюбил обливания, сделайте их максимально комфортными для крохи. В возрасте от 9 месяцев уже делают общее обливание. Малыш может сидеть или стоять, шланг душа нужно держать близко от его тела (на расстоянии 25-30 см), а струя воды должна быть не очень сильной, чтобы не пугать кроху. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания растирают до легкого покраснения. Вначале температура воды должна быть 35-37°С, затем каждые 5 дней ее снижают на ГС, доведя до 28°С.

Обтирание. Очень полезно влажное обтирание махровой рукавичкой. Смочите ее водой (t=33-36°С) и обтирайте ручки любимого чада от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1-2 минут. Все эти манипуляции сопровождайте улыбками и стишками-прибаутками. Создайте ощущение игры и комфорта, тогда малыш быстро привыкнет, и будет рад ежедневным обтираниям и водным процедурам. Один раз в 5 дней понижайте температуру воды на один градус, доведя, в итоге до 28°С. В конце процедуры каждую часть тела крохи необходимо вытереть насухо так, чтобы кожица слегка покраснела. Влажные обтирания проводятся в жаркую погоду, когда малыши легко потеют Их полезно делать и утром, и днем после прогулки. Обтирания могут быть полными (все тело) и частичными, но в любом случае проследите, чтобы в комнате не было сквозняков.

Во время всех закаливающих процедур следите за реакцией ребенка. Никакого насилия! Во благо идет лишь то, что малышке приятно.

Игрушки. К подбору игрушек нужно отнестись с большим вниманием. Они должны быть различны по форме, по цвету и фактуре, звучащие из разного материала - куклы, птички, зайчики, рыбки и др. Ребенок должен в полной мере познавать окружающий мир.

Для этого рекомендуется предлагать ему предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Малыш с большим интересом относится ко всему, что его окружает, он находится в постоянном движении, трогает и ощупывает разные предметы, бывает, что он иногда ломает и портит их. Все, что малыш делает руками, - собирает или разбрасывает игрушки, рвет бумагу и т.п. - способствует развитию его интеллекта и творческих способностей.

Для развития действия с предметами следует давать детям мячи и игрушки для катания, всевозможные легкооткрывающиеся коробочки, игрушечные кастрюльки для закрывания и открывания, пятистенные полые кубики, складные матрешки, яички для вкладывания и выкладывания (не более чем из 2 - 3 предметов), небольшие пирамидки (из 2 - 3 толстых колец). Полезно использовать для той же цели пластмассовые и металлические мисочки, корзиночки, небольшие бидончики и т.д. Ребенок сможет вкладывать в них шарики и небольшие игрушки.

Лекция №5

«Вскармливание, его виды. Методы расчета питания. Основы рационального питания»

План лекции

9.
Потребность грудных детей в основных пищевых ингредиентах. Определение вида вскармливания.

10.
Питание кормящей матери

11.
Естественное вскармливание. Состав и биологические функции грудного молока.

12.
Правила и режим кормления грудью.

13.
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны матери

14.
Противопоказания к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка.

15.
Режим свободного вскармливания

16.
Признаки лактазной недостаточности

17.
Гипогалактия и её профилактика

18.
Смешанное вскармливание

19.
Искусственное вскармливание

20.
Методы расчета

21.
Организация прикорма и основные правила введения прикорма. Сроки веления прикорма.

22.
Схема введения прикорма.

Грудной возраст продолжается с 29 дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери и ребёнка, мать кормит грудью своего ребёнка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень интенсивное физическое и нервно-психическое развитие, устанавливается моторика, начинает формироваться интеллект.

Особенностями периода грудного возраста можно считать :

1. Выраженная анаболическая направленность обмена веществ, так как идёт очень интенсивный рост – длина тела увеличивается на 50% (с 50-52 см до 75-77 см), масса тела утраивается (с 3-3,5 кг до 10-10,5 кг). Энергетическая потребность ребёнка превышает потребность взрослого в 3 раза (в расчёте на 1 кг веса). Если бы у взрослого сохранялась энергетическая потребность как у ребёнка, то взрослому человеку необходимо было бы получить 10-12 литров пищи в сутки. Высокая интенсивность обмена объясняет нередкие его нарушения в грудном возрасте:

Диатезы (экссудативно-катаральные, лимфатико-гипопластические);

Гиповитаминозы;

Гипотрофии и паратрофии

2. Относительно большой объём пищи (в расчёте на кг массы тела), получаемый ребёнком, предъявляет повышенное требование к работе желудочно-кишечного тракта ребёнка. Вместе с тем в этом возрасте нервная регуляция и ферментная система желудочно-кишечного тракта ещё недостаточно зрелы. Сочетание этих факторов довольно часто приводит к желудочно-кишечным расстройствам.

3. Кишечник ребёнка обильно кровоснабжается, слизистая его обладает повышенной проницательностью, поэтому в организме могут быть легче попадать вредные агенты и вызывать общую реакцию организма (бактерии-возбудители заболеваний, токсины, аллергены и т.п.).

4. Неустойчивый иммунный статус. Новорождённый обладает пассивным иммунитетом (получил антитела от матери внутриутробно). В 4-6 месяцев снижается пассивный иммунитет, активных ещё нет, поэтому в грудном возрасте дети склонны к инфекционным заболеваниям (ОРВИ, стрептодермии и др.)



5. В грудном возрасте ребёнок много лежит, поэтому плохо вентилируются отделы лёгких. Дыхательные пути ребёнка узкие, защитные свойства слизистой снижены. Эти факторы объясняют частую патологию органов дыхания у грудных детей.

6. Кожа и слизистые грудного ребёнка богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, легко ранимы, обладают повышенной проницательностью для вредных агентов (вирусы, микробы, токсины, аллергены).

7. В грудном возрасте активно проводится профилактическая вакцинация.

Знание особенностей грудного периода позволит среднему медицинскому работнику грамотно организовать уход за ребёнком этого возраста и защитить его от возможных осложнений, связанных с этими особенностями.

Основные направления ухода – это :

Контроль за физическим и нервно-психическим развитием;

Рациональное вскармливание;

Гигиенический уход;

Физическое воспитание и закаливание;

Эстетическое воспитание.

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

Физическое развитие – комплекс генетически детерминированных признаков, реализация которых зависит от условий внешней среды.

Например: если родители ребёнка высокого роста, то генотип ребёнка предполагает его высокий рост, но если ребёнок часто болеет, плохо питается, живёт в плохих условиях, то он будет иметь гораздо более низкий рост, чем определено генотипом.

Роль наследственных факторов и условий внешней среды в физическом развитии наглядно прослеживается в явлении, которое называется акселерацией (более ранее половое созревание, физическое и психическое развитие).

Акселерация обусловлена изменением генотипа следствие большой миграции населения. Средний рост детей в городах всероссийских строек выше, чем в городах со стабильным населением. Нельзя исключить и роль социальных условий – темпы акселерации в развитых странах выше, чем в слаборазвитых. Термин «Физическое развитие» в клинической педиатрии понимают, как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела) и биологическое созревание.

Наиболее наглядно и просто оценивать физическое развитие ребёнка по его антропометрическим показателям.

Антропометрические измерения были введены в медицинскую практику в 30-х годах XIX столетия. Основными антропометрическими показателями являются:

Масса тела;

Длина тела;

Окружность головы;

Окружность грудной клетки.

Для оценки физического развития необходимо :

1. Определить возраст

2. Провести антропометрию

3. Определить соматотип (гипосомия-низкий рост, нормосомия-нормальный рост, гиперсомия-высокий рост) по таблицам рядов роста в различном возрасте

4. Определить гармоничность развития (соответствие массы и роста) по таблицам величины массы при различной длине

5. Определить вариант физического развития по таблицам вариантов

6. Сделать итоговую запись антропометрического исследования.

Масса тела

Минимальная масса тела доношенного новорожденного ребёнка 2500г; средняя – 3500+ 200 г.

Грудной возраст (с 4 х недель до 1 года) характеризуется: интенсивным обменов веществ, более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и нервно психического развития. В первые 3 4 месяца жизни у ребенка сохраняется пассивный иммунитет, полученный от матери, поэтому его организм устойчив к таким инфекционным заболеваниям, как корь, скарлатина, ветряная оспа, краснуха.

Вместе с тем дети 1 го года жизни предрасположены к развитию анемии, рахита, гипотрофии, нарушениями пищеварения в связи с: легко возникающими нарушениями обмена веществ, относительной незрелостью функций желудочно кишечного тракта, высокой чувствительностью к патогенным микроорганизмам. Для правильного развития ребенка в этот возрастной период особое значение имеют рациональное вскармливание и четкая организация режима дня.

Нервная система интенсивно развивается, характер но активное образование новых условных рефлексов (на базе имеющихся безусловных) и их закрепление. Однако под влиянием любых патологических воздействий (бо лезнь, стресс и т. д.) навыки могут легко утрачиваться. За период младенчества ребенок делает огромный ска чок в нервно психическом развитии.

Нервно психическое развитие детей 1 го года жизни 1. Основные критерии (линии) развития. Аз - анализатор зрительный. Ас - анализатор слуховой. Э - эмоции. До - движения общие. Др - движения руки. Ра - речь активная. Н - навыки. Рп - речевые понимания. Ср - сенсорика. И - игра и действия с предметом. Д - движения. НПР - нервно психическое развитие.

2. Формулы НПР детей 1 -го года жизни. 1 мес. Аз Ас До Э Ра. 2 мес. Ас Аз До Э Ра. 3 мес. Аз До Э Др. 4 мес. Аз Ас Э До Др Ра Н. 5 мес. Аз Ас Др Ра Н Э До. 6 мес. Ас Др До Ра Н. 7 мес. Др До Рп Ра Н. 8 мес. Э Др До Р Рп Ра Н. 9 мес. Э Ас Др До Рп Ра Н. 10 мес. Э Др До Рп Ра Н. . 11 мес. Э Др До Рп Ра Н. 12 мес. В Аз Др До Рп Ра Н.

Физическое развитие. Показатели, характеризующие физическое развитие детей, претерпевают значительную динамику в процессе жизни ребенка. Средняя длина тела доношенного новорожденного составляет 50 см. В дальнейшем нарастание длины тела подвержено индивидуальным колебаниям и не равномерно в различные периоды жизни. Длина тела до 2 х лет измеряется горизонтальным ростомером.

Прибавка длины тела на первом году жизни: 1 3 мес - по 3, 0 см (9, 0 см); 4 6 мес. по 2, 5 см (7, 5 см); 7 9 мес. по 2, 0 см (6, 0 см); 10 12 мес. по 1, 0 см (3, 0 см). За первый год ребёнок вырастает на 25 см и рост его в год 75 см. Для оценки показателей роста после года исполь зуют центильные таблицы.

Масса тела при рождении колеблется в значитель ных пределах. Средние показатели 3200 3400 г. На первом году жизни прибавка массы происходит сле дующем образом: 1 мес. 600 г; 2 мес. 800 г; 3 мес. 800 г; 4 мес. 750 г и далее в каждый последующий месяц на 50 г меньше, чем в предыдущий. Средняя ежемесячная прибавка массы в 1 м полугодия 700 г, во II м полугодии 500 г. Считают, что к 4 5 мес. жизни масса тела удваивается, а к году утраивается. Ориентировочная масса ребёнка в 1 год 10 килограммов. Оценку показателей массы тела после года проводят с помощью центильных таблиц.

Окружность грудной клетки Окружность грудной клетки у доношенного ребен ка при рождении составляет 32 34 см. На первом году жизни окружность грудной клетки увеличивается еже месячно в среднем на 1, 2 см. Окружность грудной клетки в год в среднем 48 см. Окружность головы у доношенного новорожденного 34 36 см, увеличение окружности на первом году 1 см ежемесячно.

Окружность головы Окружность грудной клетки у доношенного ребен ка при рождении составляет 32 34 см. В возрасте 2 3 мес. происходит выравнивание этих размеров, в возрасте 1 года окружность голова на 2 см меньше окружности груди. Окружность головы в год в среднем 46 см. Увеличение объема головы можно наблюдать при гидроцефалии. Уменьшение объема головы может быть связано с ранним закрытием родничка, как про явление рахита или врожденного порока развития

Факторы, оказывающие влияние на рост и развитие ребенка младенческого возраста и состояние его здоровья Наследственность - наследственные заболевания или склонность к какому либо заболеванию, унаследо ванная от родителей или близких родственников (в том числе особенности иммунной системы). Организация ухода - наличие определенного режима дня, достаточное пребывание на воздухе, проведе ние гигиенических мероприятий, организация бодрство вания. Вскармливание. Безопасность окружающей среды. Организация физического воспитания и закаливания.

Физическое воспитание и организация закаливания на 1 -м году жизни Это один из важнейших факторов, влияющих на раз витие ребенка и его здоровье, и в то же время это способ удовлетворения потребностей: «двигаться» ; «быть здоровым; «общаться» .

Физическое воспитание Физическое воспитание- это комплекс мер, направ ленных на укрепление здоровья ребенка, профилактику заболеваний и гармоничное физическое и умственное его развитие. Физическое воспитание ре шает 2 взаимосвязанные и взаимозависимые задачи: охрана и укрепление здоровья; полноценное развитие личности. Решение этих задач осуществляется с помощью следу ющих мер: соблюдение режима дня; соблюдение гигиенических норм и правил; проведение общих и специальных закаливающих процедур; выполнение массажа и адекватных возрасту комп лексов гимнастики.

Режим дня Основой любого режима дня являются: деятельность; сон; питание; пребывание на свежем воздухе. Правильно организованный режим дня предоставляет организму необходимые паузы, которые обеспечивают периоды меньшей активности, т. е. отдых в физическом и психоэмоциональном смыслах. Это позволяет обеспечивать бодрое настроение в течение дня и гармоничное развитие личности.

Режим дня строится с учетом: состояния здоровья; возраста; индивидуальных особенностей ребенка. При построении режима дня исходят из следующих положений: Обеспечить ребенку глубокий, достаточный по про должительности сон. Обеспечить регулярность приема пищи. Своевременно чередовать активную деятельность с достаточным отдыхом и максимальным пребыванием на свежем воздухе.

Сон является необходимым для отдыха и восстановле ния сил ребенка. Длительность сна: . а) у детей до 1 года составляет 22 - 1/2 m , где m - число месяцев; б) у детей старше года составляет 16 - 1/2 п, где п - число лет (по И. Н. Усову, 1969, 1992). Кратность дневного сна: от1 месяца до 5 м 4, от 5 м до 9 м 3, от 9 м до 1, 5 лет 2, от 1, 5 лет 1 раз; от 1 года до 3 лет - 1 раз; с 3 лет - по желанию ребенка; с 10 лет - по медицинским показаниям.

Прием пищи должен соответствовать возрасту и индивидуальным потребностям ребенка: до 1 года: от 1 месяца до 3 х 7 раз в сутки (ночной перерыв к 6 часов) от 3 до 5 мес. - 6 раз в сутки; с 5 до 12 мес. - 5 раз в сутки (ночной перерыв 8 часов); от 1 года до 3 лет - 4 раза в день; с 3 лет и старше - 3- 4 раза в день.

Деятельность необходимо организовывать с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Длительность бодрствования составляет: до 1 мес. - 1 час; от 1 до 3 х мес. - 1, 5 часа; от 4 до 12 мес. - 3 часа; старше года - 5, 5- 6 часов. Необходимо соблюдать последовательность компонен тов режима: до 1 года: пробуждение, кормление, бодрствование, сон; старше 1 года: пробуждение, бодрствование, корм ление, сон.

Соблюдение гигиенических норм и правил. Температура в комнате- необходима и для закали вания кожных рецепторов, правильного дыхания и креп кого сна: в 1 м полугодии - 20- 22°С; во 2 м полугодии - 19- 20°С. Снижение температуры в помещении осуществляют: проветриванием (сквозным); кондиционированием. Цели проветривания: снизить температуру воздуха; увеличить концентрацию кислорода; снизить концентрацию микробов.

Кратность и длительность, проветривания: зимой: 4- 5 раз в сутки по 10- 15 мин. ; летом: круглосуточно (несквозным, а если сквоз ным - то каждый час). Личная гигиена: ежедневная гигиеническая ванна, под мывание, а на 2 м году жизни пользование мылом, зубной щеткой, полотенцем. Своевременная смена нательного и постельного белья.

Прогулки: летом 2- 3 раза в день по 2- 2, 5 часа; зимой 2 раза в день по 1- 1, 5 часа (если безветрие до - 10°С, если ветрено - до 5°С). Одежда: должна быть удобной, не стеснять движений, соответствовать сезону и должна быть из натуральных тканей. Обувь: должна быть кожаной, с твердой пяткой, с фиксацией голеностопного сустава и с каблучком до 1 см.

Организация безопасной окружающей среды Организация безопасной окружающей среды имеет огромное значение для здоровья ребенка. По мере развития моторных навыков малыш пользуется все большей свободой. Но ребенок не имеет предшествующе го опыта и, значит, не знает, что опасно, а что нет. Это сочетание факторов создает условия для повышенного травматизма детей, особенно от 6 до 12 мес. Предотвра тить еду может только постоянный б контроль за малы шом (с него нельзя «спускать глаз») и выполнение ряда правил безопасности.

Убрать из комнаты ребенка ковры, из за которых он может упасть. Убрать салфетки с секретеров, шкафов, тумбочек и стоящие на них тяжелые предметы (вазы, статуэтки и т. д.). Все розетки закрыть специальными пластмассовы ми заглушками, а электроприборы убрать за пределы досягаемости ребенка. Исключить из игр ребенка и постоянного обихода мелкие предметы (шарики, гвоздики, болты и т. д.).

Спрятать под ключ все острые, режущие и колю щие предметы (иглы, ножницы, спицы, ножи и т. д.). Поместить в одно место под замок все лекарствен ные препараты (например, в шкатулку). Спрятать предметы бытовой химии под замок (мо ющие средства, дезодоранты, инсектициды и т. д.). Огородить выходы на лестницы (если в доме более одного этажа).

Окна в комнате ребенка должны быть закрыты, а если их открывают при проветривании, ребенка на это время выносят в другое помещение. Сделать невозможным доступ ребенка на кухню в санитарные комнаты. Поместить в закрывающийся на ключ бар все ал когольные напитки, упаковки с сигаретами и спичками. Помните! 90% травм детей до 3 лет происходит из-за халатности и беспечности взрослых! Перечисленные правила помогут удовлетворить потреб ность ребенка «избегать опасности» .

Закаливание. I Закаливание - это тренировка организма, с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздей ствиям внешней среды. Оно необходимо для профилакти ки заболеваний у ребенка. С целью закаливания исполь зуют естественные природные факторы: I - вода; II - солнце; III - воздух.

Правила закаливания по Г. Н. Сперанскому. 1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка. 2. Необходимо постепенное наращивание интенсивности закаливающих процедур. 3. Закаливание должно осуществляться систематически. 4. Закаливание необходимо проводить с учетом инди видуальных особенностей и возраста ребенка. 5. Начинать процедуры закаливания можно в любое время года, но лучше - в теплое. 6. Закаливание должно осуществляться только при положительных эмоциональных реакциях ребенка. 7. Если закаливание прерывается по причине болезни, то начинать его снова надо с первоначальных уровней интенсивности, но скорость наращивания закалива ющих процедур должна быть большей, чем до перерыва.

Перед началом закаливания необходимо уточнить группу здоровья ребенка. Для I группы - режим включает все виды закаливания и физического воспитания. Для II группы - применяются только щадящие в проце дуры: температура воды и воздуха на 2 С выше, чем для 1 группы; снижение ее должно быть более медленным: t- при местных воздействиях - на 1°С каждые 3- 4 дня; t - при общих воздействиях - на 1°С каждые 5- 6 дней. Физическая нагрузка ограничена.

Для III группы - назначаются специальные процедуры (местные водные и воздушные воздействия умеренного уровня). Конечная температура воздуха и воды на 4 -С выше, чем для детей I группы; время действия зака ливающего фактора уменьшается, и температура его сни жается очень медленно.

I. Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка во время пеленания и прогулок. II. Закаливание водой также начинают проводить с раннего возраста. Различают: 1)местные водные процедуры: - умывание; - местное обтирание; обливание ног; 2) общие водные процедуры: полное обтирание; полное обливание; ванна; Душ; купание в открытом водоеме.

Различают 3 фазы действия холодной воды на орга низм: I фаза - резкий спазм кожных сосудов (озноб, общее напряжение, кожа бледная и холодная); II фаза - расширение кожных сосудов или стадия адаптации (снижение напряжения, частоты дыхания и пульса, покраснение кожи, ощущение тепла); III фаза - парез сосудов с застоем крови (бледность кожи с цианозом, озноб): NB! При правильном; проведении закаливания III фаза отсутствует.

Постепенное увеличение силы воздействия воды дос тигается за счет: а) равномерного снижения ее температуры; б) увеличения площади смачиваемых кожных покро вов замена местных процедур на общие в (порядке возра стания интенсивности); в)увеличения длительности воздействия. Любая водная процедура заканчивается выти ранием насухо с егким массажем или л растиранием до покраснения. Закаливание водой проводится после сна и до еды.

Умывание - проводится ежедневно, со снижением температуры на 1°С каждые 2- 3 дня до 15- 16°С. Умы вают е только лицо, но и шею, верхнюю часть груди, и н подмышечные впадины. 2. Обтирания (местные и общее) начинаются с 6 месяцев с t = 32- 33 С. К концу года их снижают до t = 28°С, к 3 годам - 25°С; дошкольникам - 22°С; школь никам 18- 20°С). - Техника: смоченной и слегка отжатой рукавичкой об тирают руки (от пальчиков до плеча, через 3 дня - грудь, затем спину, живот, ноги и все тело). Длитель ность 6- 8 мин.

3) Обливание местное (ног - ступней и голеней) про водят после 1 года. Начальная t = 28°С, со снижением до 20- 22°С (на 1°С каждые 2- 3 дня). Длительность со ставляет - 20- 30 с. С 1, 5 лет - контрастные обливания с t°C: в I группе 38°С снижение до 18 С; во II группе 38°С до 18°С – 38 С. Длительность: холодная вода - 3- 4 мин. ; теплая - 6- 8 мин.

Обливание общее и душ - с 1, 5- 2 лет; температу ра оды На 1°С выше, чем при обтирании. в Длительность составляет 20- 40 с (не поливать голову ребенка!). Купание в ванне - рекомендуется с 14- 15 дней жизни с t = 37°C с постепенным небольшим снижением. Купание в открытых водоемах - начинают с 3- 4 лет, t воды должна быть 20°С и выше, a t воздуха +24- 26°С. Длительность купания 1- 2 мин. с увеличе нием до 5 мин. В воде ребенок должен двигаться и пла вать.

III. Закаливание солнечными лучами - рекоменду ется после 1 го года жизни, очень осторожно, после пред шествующей воздушной ванны в течение 10- 20 мин. Вре мя солнечных ванн 9 11 ч утра через 1- 1, 5 часа после легкого завтрака. Длительность: начиная с 1 мин. и уве личивая до 10 мин. на каждой стороне (спина, живот). После солнечной ванны рекомендуется обливание или душ с t = 36°G, со снижением до 28°С. Все процедуры по закаливанию проводятся под конт ролем врача!

Массаж - назначается детям с 1- 1, 5 месяцев до 1- 1, 5 лет параллельно с гимнастикой. В дальнейшем ис пользуют игры, а затем - утреннюю гимнастику и спорт (с 7- 8 лет). Результат массажа: расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается элас тичность и подвижность связочного аппарата. Массаж оказывает тонизирующее влияние на нервную систему.

Массаж проводят при температуре воздуха в помеще ний 0- 21°С, не ранее, чем через 40- 45 минут 2 после кор мления; при положительных эмоциональных реакциях ребенка; чистыми, сухими, теплыми руками. Основные приемы массажа: поглаживание; " растирание; разминание; вибрация; поколачивание.

Последовательность массажа: I. Передняя поверхность: ноги; руки; живот; грудь. II. Задняя поверхность: спина; ягодицы; руки; ноги.

Результат гимнастики: усиление кровотока, улуч шение бмена веществ, о усиление иммунологической ак тивности крови и тканей, повышение эмоционального тонуса ребенка. Гимнастические комплексы усложняются примерно с каждым кварталом.

Для равновесия необходимо периодически уменьшать степень двигательной активности, когда ребенок сам от нее устает. Для этого можно пользоваться следующими приемами: выкладывание на живот; придание ребенку вертикального положения; дача ребенку соски пустышки; нетугое пеленание на ночь (а при необходимости - и перед дневным сном).

Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно -профилактических мероприятий.

Комплексная оценка состояния здоровья. Для комплексной оценки состояния здоровья ребенка используются 6 критериев: 1 группа (критерии, определяющие здоровье) особенности онтогенеза, определяющиеся по данным генеалогического, биологического, социального анамнеза. 2 я группа (критерии, характеризующие здоровье) уровень физического развития и его гармоничность уровень нервно психического развития уровень резистентности организма уровень функционального состояния организма наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития

Первая группа здоровья Первая группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций: дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Вторая группа здоровья(группа риска) Вторая группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям: дети, не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью). Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей.

Третья группа здоровья Третья группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма Четвертая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями Пятая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма

Четвёртая группа здоровья лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа здоровья дети, больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Комплексная оценка состояния здоровья ребенка груд ного возраста Комплексная оценка состояния здоровья ребенка груд ного возраста включает следующие этапы: Проведение антропометрии. Оценка физического развития по формулам. Оценка физического развития по центильным таб лицам. Сбор информации визуально и со слов матери о нервно психическом развитии (НПР) ребенка. Составление формулы НПР. Оценка НПР, определение группы и степени разви тия. Оценка состояния здоровья ребенка за прошедший период. Определение группы здоровья. Составление плана мероприятий в соответствии с группой здоровья.

Контрольные вопросы. Перечислите анатомо физиологические особенности органов и систем грудного ребенка. Назовите закономерности физического развития де тей 1 го года ИЗНИ, способы его оценки. Ж Дайте характеристику нервно психического разви тия ребенка младенческого возраста по месяцам и прави ла его оценки. Укажите основные потребности детей грудного воз раста и способы их удовлетворения в зависимости от воз раста. Дайте характеристику методам физического воспи тания и закаливания на 1 м году жизни.