Пастелью поэтапно. Масляная пастель: инструкция для начинающих

Масляные пастели во многом отличаются от сухих пастелей, которые описываются в других статьях, и не могут использоваться в комбинации с ними. Как подразумевается названием, в масляной пастели пигмент связывается маслом, создавая плотную и маслянистую текстуру. В сравнении с мягкими пастелями выбор цветов немного ограничен и меньше градаций цвета. Однако данное средство становится все более популярным, и изготовители постепенно начинают отвечать на запрос, увеличивая цветовые диапазоны материала.

Одно из больших преимуществ масляных пастелей заключается в том, что они не требуют фиксации, что облегчает хранение; так как законченные рисунки труднее смазать. Поскольку данные пастели, можно сказать, совсем не пачкаются в отличие от мягких, то прекрасно подходят для работы вне помещений. Однако они имеют свойство плавиться при повышенной температуре, что весьма неудобно, словно рисуешь сливочным маслом; поэтому ими лучше работать в тени.

Как и в работе мягкими пастелями, штрихи могут наноситься или концом, или стороной палочки. Вы можете рисовать масляной пастелью на любой из стандартных пастельных бумаг или поверхностей, предназначенных для живописи масляными красками, таких как холст и бумага, загрунтованная для работы маслом или акриловыми красками. Масляная пастель иногда используется как дополнительное средство при работе масляными красками.

Совет. Для работы вне помещения включите в ваш комплект для рисования эскизов бутылку уайт-спирта и тряпки или бумажные полотенца. Если пастели размякнут, возникнет необходимость отмыть руки .

Масляная пастель на пастельной бумаге :

Масляная пастель на бумаге, загрунтованной для работы масляными красками :

Цвета на следующем рисунке главным образом смешаны оптически путем создания сети линейных штрихов. Для появления яркого эффекта в листве белому цвету бумаги позволили просвечивать вокруг и между штрихами.

Рой Спэйркс. Листва :

Наложение цветов

Слои цвета могут создаваться масляной пастелью таким же образом, как мягкими пастелями или цветными карандашами, но из-за их маслянистой текстуры они имеют тенденцию забивать зерно бумаги быстрее; так что с самого начала старайтесь работать масляными палочками легко, без сильного нажима. Лучший путь к цветовым уровням – это использование кончика палочки, который быстро становится тупым, что и приводит к широким, а не тонким линиям. Держите палочку ближе к концу и тогда вы не сможете слишком сильно давить. Также следует стремиться создать такую сетку линий, которую можно постепенно заполнить для создания областей более плотного цвета. Масляные пастели не могут быть стерты обычным способом, но их отмывают. Если вы сделали ошибку или желаете изменить часть рисунка, опустите тряпку в скипидар или уайт-спирт и мягко вытирайте цвет, а затем дайте бумаге высохнуть перед нанесением дальнейших пастельных штрихов. Вообще, скипидар или спирт могут играть важную роль в работе масляной пастелью.

Совет. Вы не можете смешивать масляные пастельные цвета растиранием пальцем, но эффект смешивания может быть достигнут при наложении одного цвета на другой с достаточно сильным давлением .

Смешивание цветов на бумаге

Устойчивый контур выполнен желтой масляной пастелью. Художник выбрал “холодную” сине-серую бумагу, чтобы обеспечивать контраст между ярким оранжевым и желтым цветами.

После нанесения диагональных линий оранжевым на оба фрукта был положен желтый цвет. Штрихи сохранены открытыми, чтобы добавить цвета без забивания бумаги. Когда основные цвета установлены может быть введено больше контраста, и для теней на апельсине используется дополнительный цвет – синий.

Давно мечтала попробовать технику пастели. Своё первое знакомство решила начать с МАСЛЯНОЙ пастели (не путать с СУХОЙ - сухую пастель можно растирать на бумаге, это дает возможность делать красивые, плавные цветовые переходы, масляная пастель не растирается, соответственно, такого эффекта не даёт). Однако, масляная пастель даёт глубокий, насыщенный цвет и красивую фактуру. Она хороша для создания ДЕКОРАТИВНЫХ картин.

Масляная пастель заметно отличается от других видов пастели, так как в ее состав в качестве связующего вещества входит не гуммиарабик, а масло, что дает насыщенность тона и определенную степень прозрачности.

Сначала масляная пастель плохо ложится на бумагу, застревая в ее волокнах. Однако, разогревшись, краска ложится более ровно. Пастель может размякнуть даже от тепла рук, поэтому при работе рекомендуется держать мелок в обертках. Масляными мелками можно писать по бумаге или мелкозернистому холсту. Также ими пишут по фактурной бумаге для масляных красок или картону. Как и масляные краски, масляную пастель можно разводить скипидаром. http://way-art.ru/art/pastel/pastel.html


При работе с масляной пастелью можно применять удивительно разнообразные приемы. Мелки масляной пастели можно разводить, получая яркие цветные мазки, их можно смешивать на бумаге, нанося достаточно плотным слоем, и получать корпусные мазки. Они также идеально подходят для приема «сграффито», когда плотный слой краски соскребается или процарапывается до предыдущего слоя. Так как с масляной пастелью часто применяют скипидар, то лучше всего использовать для написания работ не акварельную бумагу, а более грубую или картон для масляной живописи.
В своей работе я использовала листы от старого фотоальбома из плотного картона.


Опыта у меня в этой области маловато (а точнее, никакого)))), поэтому для начала я просмотрела несколько мастер-классов по работе с масляной пастелью, и сюжеты брала тоже из интернета. Кстати, МК по масляной пастели немного. В основном даются уроки по сухой пастели. Но ничего, было бы желание!


"Подсолнухи" - это одна из последних работ. Считаю её более удачной.


Вот так они будут смотреться с рамочкой. Пока рисунок без таковой, поскольку оформлять подобного рода работы нужно обязательно под стекло и паспарту (чтобы стекло не соприкасалось с пастелью). Пастель необходимо оберегать от прикосновений и сотрясений: ее краски легко осыпаются, а их закрепление возможно только за счет частичной утраты основных достоинств.


Решила рискнуть без паспарту...


Осенний пейзаж. Основа - картон зелёного цвета. Вообще, существует цветная пастельная бумага (различных форматов) и цвет бумаги подбирается в соответствии с тем, что мы хотим нарисовать (а так же с учетом целей и задач которые перед собой ставим)

Масляные пастели во многом отличаются от сухих пастелей, и не могут использоваться в комбинации с ними. Как подразумевается названием, в масляной пастели пигмент связывается маслом, создавая плотную и маслянистую текстуру. В сравнении с мягкими пастелями выбор цветов немного ограничен и меньше градаций цвета. Однако данное средство становится все более популярным, и изготовители постепенно начинают отвечать на запрос, увеличивая цветовые диапазоны материала.

Одно из больших преимуществ масляных пастелей заключается в том, что они не требуют фиксации, что облегчает хранение; так как законченные рисунки труднее смазать. Поскольку данные пастели, можно сказать, совсем не пачкаются в отличие от мягких, то прекрасно подходят для работы вне помещений. Однако они имеют свойство плавиться при повышенной температуре, что весьма неудобно, словно рисуешь сливочным маслом; поэтому ими лучше работать в тени.
Как и в работе мягкими пастелями, штрихи могут наноситься или концом, или стороной палочки. Вы можете рисовать масляной пастелью на любой из стандартных пастельных бумаг или поверхностей, предназначенных для живописи масляными красками, таких как холст и бумага, загрунтованная для работы маслом или акриловыми красками. Масляная пастель иногда используется как дополнительное средство при работе масляными красками.

СОВЕТ. Для работы вне помещения включите в ваш комплект для рисования эскизов бутылку уайт-спирта и тряпки или бумажные полотенца. Если пастели размякнут, возникнет необходимость отмыть руки.

Масляная пастель:

Масляная пастель на пастельной бумаге:


Масляная пастель на бумаге, загрунтованной для работы масляными красками:




Цвета на следующем рисунке главным образом смешаны оптически путем создания сети линейных штрихов. Для появления яркого эффекта в листве белому цвету бумаги позволили просвечивать вокруг и между штрихами.
Рой Спэйркс. Листва:


НАЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ
Слои цвета могут создаваться масляной пастелью таким же образом, как мягкими пастелями или цветными карандашами, но из-за их маслянистой текстуры они имеют тенденцию забивать зерно бумаги быстрее; так что с самого начала старайтесь работать масляными палочками легко, без сильного нажима. Лучший путь к цветовым уровням - это использование кончика палочки, который быстро становится тупым, что и приводит к широким, а не тонким линиям. Держите палочку ближе к концу и тогда вы не сможете слишком сильно давить. Также следует стремиться создать такую сетку линий, которую можно постепенно заполнить для создания областей более плотного цвета. Масляные пастели не могут быть стерты обычным способом, но их отмывают. Если вы сделали ошибку или желаете изменить часть рисунка, опустите тряпку в скипидар или уайт-спирт и мягко вытирайте цвет, а затем дайте бумаге высохнуть перед нанесением дальнейших пастельных штрихов. Вообще, скипидар или спирт могут играть важную роль в работе масляной пастелью.
СОВЕТ. Вы не можете смешивать масляные пастельные цвета растиранием пальцем, но эффект смешивания может быть достигнут при наложении одного цвета на другой с достаточно сильным давлением.

СМЕШИВАНИЕ ЦВЕТОВ НА БУМАГЕ
Устойчивый контур выполнен желтой масляной пастелью. Художник выбрал “холодную” сине-серую бумагу, чтобы обеспечивать контраст между ярким оранжевым и желтым цветами.


После нанесения диагональных линий оранжевым на оба фрукта был положен желтый цвет. Штрихи сохранены открытыми, чтобы добавить цвета без забивания бумаги. Когда основные цвета установлены может быть введено больше контраста, и для теней на апельсине используется дополнительный цвет - синий.

На обоих фруктах к теням подмешивается главный цвет, чтобы нейтрализовать их.

Чтобы усилить дополнительный контраст, вокруг фруктов добавлен серый немного более темного тона, чем бумага; и теперь художник создает форму, добавляя блики и подчеркивая тени.

Цвета были мастерски смешаны, что придает основательность и фактуру фруктам. Легкие касания основного оранжевого цвета добавлены ниже и за фруктами. Это сделано для того, чтобы связать их с фоном.

МАСЛЯНЫЕ ПАСТЕЛИ: СМЕШИВАНИЕ С РАСТВОРИТЕЛЕМ
(примечание: многие советуют для смешивания использовать специальное масло, или растительное)
Эта методика очень схожа с увлажнением сухой пастели, но здесь пастель «растворяется» скипидаром или уайт-спиртом до состояния, когда она фактически превращается в краску. Таким образом, вы можете заполнить бумагу цветом весьма быстро. Можно смешать цвета для создания нежных, едва уловимых полутонов.
Метод можно использовать в течение всего процесса создания изображения, но при этом приносится в жертву линейный аспект, который собственно и отличает технику рисунка от методики работы с красками. Таким образом, обычно более эффективно объединять увлажнение с различными точечными штрихами.
Хотя пастелью обычно работают на цветной бумаге, в некоторых случаях лучшим выбором может стать белая основа, поскольку она будет просвечивать через уровни цвета, создавая эффект свечения, к которому так стремятся художники-акварелисты. Вы можете работать на белом грунтованном картоне, но если требуется фактура, лучшими поверхностями являются или холст для живописи, или бумага для рисования эскизов. Все эти виды бумаги позволяют делать исправления, вытирая цвет тряпкой со спиртом.
Консистенция, которую вы хотите получить, производя смешивание, естественно, зависит от ваших целей и предмета, который должен быть изображен. Можно использовать метод частично для смягчения линий в некоторых местах или легкого их слияния (если они раз- личного цвета), все еще оставляя видимые следы. Данные приемы помогут создать эффект работы акварельным карандашом. В этом случае кисть для акварели - лучшее средство; однако для получения более живописного эффекта, где работа кистью играет главную роль, идеальна щетинная кисть для масляной живописи.

СОВЕТ. Для этой техники можно использовать обычную пастельную бумагу, но если вы пользуетесь уайт-спиртом, то существует небольшой риск ухудшения ее состояния стечением времени, поэтому скипидар - более безопасный выбор.

Смешивание двух цветов с помощью кисти и уайт-спирта на бумаге для акварели:


Синий и желтый цвета смешаны для получения зеленого:


Линия штриховки смягчена и размыта с помощью кисти и спирта:


ПЕЙЗАЖ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ
Работая на сине-серой бумаге Ingres, художница наметила основные формы, используя штрихи боковой поверхностью и свободное затенение.

Затем она опускает кусок ваты в скипидар и размывает цвет в области неба. Далее, используя боковую поверхность пастельной палочки, она добавляет к небу белый цвет.

Затем она работает со средним планом, добавляя зеленый среднего гона и почти черный. Маленькие деревья рисует непосредственно кончиком кисти поверх слоя масляной пастели, распределяя цвета по плоскости.



Художница считает этот метод идеальным для схватывания мимолетных погодных состояний, подобных этому, поскольку бумага может быть заполнена очень быстро, и, если потребуется, легко внести изменения.
(примечание: масляная пастель считается более удобной для этюдов, и быстрых набросков с натуры, т.к. она не осыпается и менее маркая, в отличии от сухой.)

МАСЛЯНЫЕ ПАСТЕЛИ: СГРАФФИТО
Этот метод включает в себя процарапывание одного цвета, чтобы показать лежащий под ним (от итальянского слова sgraffito, царапать). Он немного напоминает процарапывание сквозь слой чернил, но там можно проводить только белые линии на черном, тогда как масляная пастель позволяет получать разнообразные цветовые эффекты.

(Граттаж, мы такое делали с дочкой )
Данная методика - одна из многих заимствованных из живописи масляными красками. Рембрандт часто процарапывал влажный слой масляных красок основанием кисти, чтобы передать фактуру волосков на лице или деталей кружева на воротнике.
Хотя техника может использоваться и для других изобразительных средств, особенно цветных карандашей. Так же она практически идеально подходит для масляной пастели. Ее можно положить толстым слоем, который при этом остается достаточно сырым и легко удаляется острым орудием.

Рисунки в технике сграффито должны быть продуманы заранее. Этот метод не подходит для импровизации, и необходимо постоянно держать конечный образ рисунка в памяти, тщательно планируя каждый шаг и последовательность наложения слоев.
Первый этап заключается в том, чтобы покрыть бумагу плотным слоем цвета, хорошо вдавливая его в поверхность (если хотите, можете использовать для первого слоя акварель, чернила или акриловые краски).
Второй слой должен быть положен несколько более свободно так, чтобы вы могли легко удалить его каким-либо острым инструментом, например ремесленным ножом. Для более толстых линий пробуйте ручку кисти.

Смотрим на рисунке, слева-направо:
- следы лезвия скальпеля;
- следы тупого конца кисти;
- следы боковой стороны ремесленного ножа;
- следы мастихина;




Использование мастихина при процарапывании:


СОВЕТ. Процарапывание получается более удачным, если работать темным по светлому, поскольку масляная пастель имеет ограниченную покрывающую способность, и бледный цвет, находящийся сверху, «утонет» в темном цвете основы. Для разнообразия можно использовать более одного цвета для любого из слоев.

ПРОЦАРАПАННЫЕ БЛИКИ И ФАКТУРА


Работая на бумаге для акварели, являющейся достаточно плотной, чтобы выдержать метод процарапывания, художница кладет первый слой цвета.

Добавив еще несколько цветов и хорошо вдавив их в бумагу, она процарапывает тонкие линии острием скальпеля.

Она продолжает процесс, поочередно накладывая и процарапывая цвета, чтобы создать фактуру цветочной головки.




Процарапывание превосходный метод для подобного вида изображений, поскольку невозможно достичь линий такой тонкости, просто работая масляными пастелями.
В этом рисунке масляная пастель была смешана со спиртом, причем волны и движение воздуха переданы удалением небольших линий и форм концом древка кисти. Разнообразие штрихов подчеркивает движение лодки. Фактура бумаги также вносит свой вклад в общий эффект.

Мэтью Эванс. Под парусом:

Одним из старейших материалов, который используется для творчества, является пастель. Ею писали свои великолепные произведения Ренуар, Леонардо да Винчи, Дега и другие художники. Пастель может использоваться и как самостоятельное средство изображения, и в качестве вспомогательного материала в других техниках, в число которых входит лепка из полимерной глины, а также декупаж. Пастель выделяется яркими, живыми красками и бархатистой структурой.

Производится пастель из красящего пигмента и связующего вещества, в роли которого может выступать воск, гуммиарабик или минеральные масла. В магазинах можно приобрети пастель в виде карандашей без оправы или цветных мелков. Существует три вида пастели: акварельная, масляная и сухая. Более подробно рассмотрим масляную пастель и способы ее использования в рисовании.

Масляная пастель очень похожа на восковые мелки, обладающие достаточной мягкостью. Кроме того, цвета очень насыщенные. производятся в виде небольших брусочков с квадратным или круглым сечением. Они отличаются от восковых наличием большего количества пигментов, высокой упругостью и эластичностью. Следует обратить внимание на то, что масляная пастель практически не пачкается, а после нанесения ее на поверхность листа не требуется дополнительной фиксации в виде лака.

Для рисования масляной пастелью подходят любые поверхности. К преимуществам данного средства относится возможность его размывать. Для этого художнику необходимо иметь специальный и растушевку - палочку из спрессованной бумаги. Ее обмакивают в растворитель и размывают для получения необходимого оттенка. Рисование с использованием растворителя следует осуществлять в помещении, которое хорошо проветривается.


Текстура масляной пастели позволяет создавать эффекты, которые невозможно выполнить в других техниках рисования. Для декоративных картин очень часто используется масляная пастель, техника нанесения которой позволяет передать насыщенные и глубокие тона изображаемого объекта. Художественные рисунки, выполненные данным способом, желательно хранить в рамках и под стеклом, причем обязательно должен быть зазор между стеклом и рисунком. Это необходимо для сохранения изображения, так как рисунки, выполненные пастелью, очень сильно подвержены мелким повреждениям, осыпанию, а также легко стираются.

Масляная пастель требует шероховатой основы, потому что плохо удерживается на поверхности. Для такой техники нужна специальная бумага, например, наждачная, рыхлый ворсистый картон, замша, холст, пергамент или бумага «торшон». К преимуществам рассматриваемого материала можно отнести возможность снимать и перекрывать сразу несколько слоев.

Масляная пастель представлена огромным количеством оттенков, которых насчитывается более полутора тысяч. Такое разнообразие позволяет претворить в жизнь любые творческие идеи в различных жанрах. Техника пастели проделала достаточно долгий путь от простого трехцветного рисунка до полноценной живописи, которая стала особенно популярной во времена барокко, а сейчас ее предпочитают использовать импрессионисты.