От Пасхи до Фомина воскресенья. Обычаи проведения пасхальной недели

Качели времени

Уже в будущем году Москва сможет переплюнуть всех и по аттракционам. У нас собираются поставить самое высокое в Европе колесо обозрения - 140 метров высотой, рассчитанное на 30 кабинок. Пока столица готовится к победе над знаменитым London Eye (нынешним великаном - 135 метров), корреспонденты «МК» вспомнили, как менялась культура аттракционов в нашем городе в течение столетия.

Катальная гора - прототип американских горок. Фото: Литография. Петербург. Катание с гор на масленой

Сложно найти человека, который ни разу не катался на карусели в детстве или ни разу не видел американские горки. Что примечательно - такого человека сложно было найти и несколько десятилетий назад, хотя, конечно, у прошлых поколений москвичей развлечения были немного другие. В середине двадцатого века адреналин «ловили» совсем иначе - тогда о сноубордах никто не знал, бейсджампинг был науке неизвестен, а скейтборды появились только к концу 1970-х годов. Так что единственным выходом были аттракционы в парках.

Хоть они и ассоциируются у нас сегодня с советскими временами, на самом же деле появились первые аттракционы задолго до революции, причем они не ограничивались ни романтическими лошадками на карусельках из фильма про Мэри Поппинс, ни хрестоматийными скоморохами и перетягиванием каната.

«Маленькая война» на ярмарке

Изначально карусель не имела ничего общего с детскими развлечениями. Не было игрушечных лошадок, веселой музыки и, главное, механизма, приводящего все это в движение. На Востоке еще в XII веке по кругу скакали наездники на боевых лошадях и соревновались в ловкости. Итальянцы, увидевшие такое развлечение пару веков спустя, назвали его «маленькая война» (carosella - ит.) и приняли в обиход, удачно заменив им опасные рыцарские турниры - привычный вариант средневекового досуга.

Позднее французы, вдохновившиеся идеей, построили своего рода тренажер - круглую площадку с установленными на ней деревянными лошадками, с помощью которых юные наездники могли тренироваться в ловкости. К концу XIX века их автоматизировали, и с тех пор кружащиеся карусельные лошадки - обязательный элемент любой ярмарки. Правда, появлялись они только на праздниках. Возможность покататься на механической лошадке в любое время возникла гораздо позже, а в начале двадцатого века самые крупные карусели, если верить архивным фотографиям Москвы, появлялись на гуляниях на Девичьем поле, у стен Кремля, на Пресне, близ Новодевичьего монастыря и на других центральных улицах. Об этом, опираясь на материалы довоенной прессы, пишут в книге «Повседневная жизнь Москвы» Владимир Руга и Андрей Кокорев, позволяя читателю представить московскую Масленицу:

«В 1910 году, по свидетельству одного из репортеров, среди развалин закрытых, но не снесенных балаганов к услугам публики были лишь парочка каруселей, «французские» горы и три действовавших балагана. В одном располагался «электротеатр» (кинематограф). В другом «почтеннейшей публике» предлагался «дивертисмент» с участием потрепанных «этуалей» и «хором песенников из портерных со зловещими лицами». Зрители галерки платили за возможность насладиться балаганным «искусством» по гривеннику, первые ряды шли по полтиннику», - описано историками.

Уже через год, по их словам, картина изменилась: «Переполненные вагоны трамваев подвозят все новые и новые «партии» масленично настроенной публики. Шум, гам, свист. Специфическое «галдение» подгулявшей толпы. На первом плане, конечно, карусели. Гармонисты залихватски ожаривают марши. А деревянные кони с испуганно-выпученными глазами неутомимо скачут, растопырив сразу все свои четыре деревянные ноги. Очень много «амазонок», предпочитающих «кавалерийское» седло более или менее удобному месту в коляске. Пожинает лавры успеха «народный театр».

Карусели не отставали от прогресса - когда на улицах крупных городов появились автомобили, даже механическим лошадкам пришлось потесниться: машинки оказались и на крутящихся платформах.

В советской культуре на смену передвижным ярмарочным балаганам с временными аттракционами пришли постоянно действующие парки культуры и отдыха. Их основными аттракционами были самые разные карусели - удачное сочетание легкой остроты ощущений с комфортом. Поскольку парков культуры и отдыха по стране (и в Москве) было достаточно много, карусели также стали постоянным атрибутом «выходного» советского быта. Помимо романтических парочек и вообще молодежи хозяевами каруселей быстро стали дети. Для них карусели, катание на которых стоило небольших, но денег, стали символом праздника - деньги на катание выдавались далеко не всегда. Именно поэтому карусель как символ аттракциона и праздника вообще в 1960-х годах установили в «Детском мире» на Лубянке, - рассказал «МК» фольклорист Антон Размахнин.

Все дети Союза мечтали прокатиться на этом двухэтажном чуде с лошадками, доктором Айболитом и прочими сказочными существами. Притом дети могли использовать этих лошадок и как обычные качалки.

Практически одновременно с главной каруселью советской Москвы появились другие - те, которые сегодня можно увидеть практически в любом парке, сохранившем немного старой инфраструктуры. Фаворит нескольких поколений подростков - «цепочки», на которых вращаются подвесные сиденья. Прототип такой карусели был разработан в 1959 году в Ейске на заводе «Аттракцион». Назвали ее «воздушная, или подвесная карусель». Именно на базе этого аттракциона появились другие - более сложные, однако сами по себе «цепочки» тоже берут начало из царской России.


Столб, канат, качели

На ярмарках дореволюционной поры можно было увидеть развлечение в виде столба, на который крепилось колесо, к которому присоединялись канаты. Приводилось это все в движение с помощью самих участников развлечения - они просто отталкивались ногами от земли и крутились. Развлечение лихое, но простонародное, как, впрочем, и привычные нам всем качели. Простейший аттракцион, стоящий сегодня в каждом дворе, когда-то был уделом крестьянским - однако пользоваться им также надо было с умом. Из-за того что не все следовали правилам, в 1648 году выборный от детей боярских Гаврила Малышев вступил с предложением запретить качели: мол, на них люди убиваются.

В петровскую эпоху качели добрались до аристократии, превратившись в элемент светского этикета и сподручное средство для флирта. Были даже особые правила. Даму в пышном наряде катать на качелях мог только кавалер. Обычно качели устанавливались в парках, где прогуливались дамы с собачками, конструкция их была неизменна. Ну а в советские годы этот аттракцион стал массовым, возник в каждом дворе, и никому в голову не пришло бы платить деньги за подобное развлечение.

Иначе судьба распорядилась американскими горками - впрочем, такое название в ходу только в нашей стране. Как во всем мире салат зовется «русским», а у нас - оливье, так и захватывающие дух горки повсюду, кроме России, - это русские горки, появившиеся задолго до провозглашения независимости США. Высота их достигала 12 метров, правда, до вагончиков на колесиках в XVIII веке никто, конечно, не додумался: горки были ледяными и являли собой сезонное развлечение.

Как рассказал «МК» Антон Размахнин, ярмарочные развлечения - как зимние, так и летние - в Москве были примерно такими же, как в любом русском городе или селе. Зимой - катание с ледяных горок и на тройках, на Масленицу - перетягивание каната и снежные крепости, на льду Москвы-реки - кулачные бои. После Пасхи - лазание на «майские шесты», качели и карусели на Троицу. Опять же бои - кулачные и петушиные - долго не надоедали москвичам. Об этом пишет в своих мемуарах и историк Петр Богатырев: «Простонародье веселилось на Пасхе «под Новинским», а в другие летние праздники - у монастырей, в день их храмовых праздников. Народ пользовался своими собственными играми, существовавшими с незапамятных времен: бабками, орлянками и хороводами».

Бабки - игра, известная с глубокой древности. Ее смысл - в бросании игральных костей на меткость и ловкость. Если лет 200 назад для этой игры еще использовали натуральные коровьи кости, то уже в начале ХХ века в бабки играли кубическими игральными костями современного вида. В орлянку играли по похожим правилам, но монетами. Это своего рода русский петанк, только более азартный и с более сложными правилами. А роль пастиса, сопровождающего петанк в Париже, играла обычная водка-дистиллят, палатка с которой стояла на каждой праздничной ярмарке.

Вторая группа развлечений на ярмарках имеет городское происхождение - это «профессиональные» увеселения: речь идет о балаганах с акробатами дешевого разбора, фокусниках, Петрушке, райках, каруселях и чайных палатках.

Хороводы - наследство традиционной деревни - на московских дореволюционных окраинах могли насчитывать сотни участников и тысячи зрителей.

«Пестрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину», - пишет Богатырев, вспоминающий хоровод недалеко от Калитниковского кладбища, в котором участвовало около 200 человек.


«Мы идем гулять в парк!»

В первой четверти двадцатого века руководству СССР было о чем подумать и помимо развлечения для народа... Однако уже в конце 1920-х годов, пока на периферии начиналось колхозное движение и раскулачивание, Москва вспомнила о том, как налаживать мирную жизнь, просвещать и развлекать граждан. Это время стало настоящим парковым бумом. Открывались места централизованного размещения аттракционов, сохранившиеся по сей день, правда, несколько в другом обличье.

Известный с середины восемнадцатого века Нескучный сад в 1928 году стал основой для создания спроектированного архитектором-авангардистом Константином Мельниковым Центрального парка культуры и отдыха - имя классика советской литературы Максима Горького он получил лишь четыре года спустя, в 1932 году. Это была первая попытка организовать досуг советских граждан в определенной точке, разместив там выставочные павильоны, декоративный бассейн и детский городок. Там же появились и аттракционы - небольшие колеса обозрения, разнообразные качели, карусели, полоса препятствий. Были и макеты современных водных горок. Такой аттракцион назывался «Ватершот» и находился около Пионерского пруда. Для особо смелых была парашютная вышка - аттракцион, который моделировал прыжок с парашютом. Человек встегивался в купол, который, в свою очередь, был прикреплен тросом к стреле. Постепенно трос разматывался, и человек приземлялся. А те, кто в итоге не решился почувствовать себя десантником, могли спуститься по спиралевидной горке на некоем подобии матраса.

В 1970-х годах в парке Горького появились «виражные самолеты». Развлечение это тоже было совсем не для детей - лица младше 14 лет на него не допускались. Сам аттракцион представлял собой кабину на двух человек. «Самолет» был закреплен на стреле, которая в процессе вращения меняла высоту. Однако «самолеты» использовались не только в этом аттракционе. Была еще знаменитая «Мертвая петля»: на одном конце ее крепился противовес, а на другом - двухместный «самолет». Именно такой аттракцион все помнят по знаменитому фильму «Я шагаю по Москве».

В 1930 году в Москве открылся еще один парк с централизованными аттракционами - Измайловский, который еще спустя два года переименовали в Парк культуры и отдыха имени Сталина. Тут также появились парашютная вышка, несколько каруселей и качелей. В проекте была и детская железная дорога, однако она так и не появилась - зато именно тут в 1957 году, специально к Фестивалю молодежи и студентов, появилось колесо обозрения высотой в 50 метров. Сейчас это самое старое действующее колесо, а когда-то было еще и самым большим в СССР: полный круг можно было совершить за 7,5 минуты.

СПРАВКА "МК"

Самое первое колесо обозрения появилось еще в XIX веке в Чикаго. Появилось оно к Всемирной колумбовой выставке и стало ответом на строительство Эйфелевой башни. Получился аттракцион ниже французской достопримечательности, однако в Америке стал на тот момент самым высоким сооружением. Говорят, что сроки его установки были сильно сжаты, рабочие еле успевали установить многотонное сооружение и прозвали его «чертовым».

Вот и закончился Великий пост. Отметив такие значимые дни, как Чистый четверг, Страстная пятница и Великая суббота, мы встречаем Пасху - Воскресение Христово. И не забывайте, что впереди - пасхальная неделя!

Пасхальное празднество только начинается

С вечера Пасхи по традиции начинаются массовые народные гуляния и длятся целую пасхальную неделю. В основе традиции празднования пасхальной недели лежит религиозное поверье православных людей о том, что в день Воскресения Христа взошедшее на небо солнце опускается за горизонт только спустя неделю. В пасхальную неделю празднование меняет свой колорит.

Вспомните, что начинается пасхальное действо в церкви за ночным богослужением с пасхальным огнем и утренним колокольным звоном. Потом празднование переходит в этап разговения после Великого поста за праздничными хлебосольными столами с непременными символами Пасхи: освященными куличами, творожными пасхами, крашеными яйцами. А вечером воскресения празднование переходит в стадию гуляний и приобретает уличный массовый характер. Обычно люди выходят на площади городов и сел, нарядно одетые. Массовые гуляния сопровождаются музыкой, танцами, хороводами, обрядами, играми.

Пасхальная Неделя имеет ряд дополнительных названий: Светлая, Великая, Велико-Денская, Красная Неделя, Светлая Седмица. Сами названия уже каким-то образом говорят о характере пасхальной недели и ее значении в череде религиозных праздников.

Пасхальные обычаи верующих

Каждый день в течение всей пасхальной недели в православных храмах проводятся пасхальные литургии. Врата алтаря и дьяконские двери все это время должны оставаться открытыми. Этим символизируется то, что воскресший Христос открыл для верующих двери Царства Небесного.

Еще один обычай пасхальной недели - обходы всех селений прихода церковным причтом, во главе которого шли богоносцы с иконами и хоругвями, а за ними священники, дьяконы, псаломщики. Если приход был большой, то священники обходили деревни несколько дней. Шествие было исполнено торжественности и начиналось в центральном селе, где была церковь. По ходу ее шествия к процессии присоединялись селяне, и все шли к часовне, где священник служил молебен. Затем причт следовал от дома к дому, где их встречали с пасхальными яйцами и куличом. В каждом доме священник служил молебен, кадил, кропил все вокруг святой водой. После обхода селения иконы и хоругви передавались крестьянам-богоносцам, пришедшим за ними из соседней деревни. А на следующий день на рассвете процессии собиралась и шла в соседнюю деревню, совершать церковный причт в ней.

По вечерам перед сном на пасхальной неделе следует не просто помолиться перед иконой, а и прочесть хвалебные молитвы и песнопения в честь Иисуса Христа и Богородицы. К образам подносят канунчик - небольшой кувшинчик с медом и 2 восковые свечки, которые должны гореть всю ночь на помин усопших. Пасхальные молебны должны были защитить людей от бед и несчастий, принести благополучие в семьи и достаток в хозяйство. Считалось, что на Пасхальной неделе Господь на радостях дает людям благодать.

Пасхальные поминальные дни

На Пасхальной неделе принято поминать усопших. Для этого существует 2 дня - Пасхальный понедельник и Пасхальный четверг. Но это совершенно не противоречит радостному духу праздника по случаю Воскресения Христа. Считается, что души усопших в эти дни временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми тоже порадоваться празднику, и тем самым они как бы получают надежду на собственное воскресение. Поминание не проводится в церквях, поминать усопших полагается на кладбище. По приметам в эти дни нельзя шить, чтобы не зашить умершим глаза, нельзя стирать, чтобы не замутить воду перед умершими.

Пасхальные обряды

Пасхальная неделя является символом возрождения, обновления жизни. И поэтому на этот период припадает много обрядов, которые связаны с заключением браков. Конечно, главные инициаторы и участники таких действий - молодежь. С Пасхальной недели начинаются "брачные" гулянья парней и девушек, а также проводятся смотрины, традиции проведения которых отличны в зависимости от области проживания.

Например, смотрины могли проходить так. Девушки, надев самый красивый наряд, выходили на сельскую улицу и… играли в бачу: брали длинную, украшенную росписью палку и сбивали ею установленную на земле деревянную фигурку. За их ловкостью, точностью и меткостью наблюдали парни и все желающие, что давало основание понять, какая из девушек самая-самая. Существовал и такой вариант смотрин. Девушки, одевшись во все новое, собирались на площадь перед церковью и стояли там некоторое время всем напоказ. Затем девушки садились на коней и катались на них по селу.

В Пасхальную неделю принято совершать и всякие магические действия, которые должны приблизить замужество: писать записки с именами предполагаемых женихов или устраивать разные гадания.

Пасхальные игры и забавы

Всю Пасхальную неделю нужно ездить друг к другу в гости, угощаться праздничной трапезой, танцевать, петь хоровые песни, веселиться и радоваться жизни. В традициях празднества - несколько популярных пасхальных игр и забав.

1. Хоровод. Старинная народная забава, когда люди берутся за руки и, образуя замкнутый круг, водят под музыку хоровод, меняя после каждого куплета направление кружения. Постепенно музыка убыстряется, и хороводное кружение убыстряется в ритме с ней, и соответственно все чаще хоровод меняет направление кружения.

2. Выбери невесту. Эта игра чем-то похожа на детскую игру ручеек. Девушки становятся в два ряда, образуя собой коридор, вдоль по которому ходят "молодцы". Их задача проста - выбрать понравившуюся девушку и увести ее из "коридора". А потом проводится процедура "сватовства", когда парень, держа девушку за руку, расспрашивает подруг о ее достоинствах. Если, выслушав отзывы, парень целует девушку, то с этого момента они считаются женихом и невестой на весь период весенне-летних гуляний.

3. Катание яиц. Это игра с крашеными яйцами. Первый раз она проводится в Пасху. Но и в течение всей Пасхальной недели в нее продолжают играть. По правилам игры выбирается невысокий пригорок на земле или устанавливается наклонно какой-то деревянный лоток. Внизу полукругом раскладываются яйца всех участников игры. Каждый участник скатывает свое яйцо вниз с горки с задачей - сбить с места чье-нибудь яйцо. Сбитое яйцо присваивается себе, как "трофей", а игру продолжает другой участник. Если скатившееся яйцо не сбило ни одного яйца, владелец теряет его, и оно остается на кону. Становится понятно, насколько важна для этой игры оригинальная роспись яиц, чтобы их легко можно было отличить. Кроме азартности и веселья эта игра имела и магический смысл: считалось, что катание яиц по озими, способствует пробуждению и оплодотворению земли и дает надежду на хороший урожай.

4. Качели. Катание на качелях было всегда самым популярным и любимым развлечением на Пасхальной неделе. Главные участники, конечно, молодежь, а остальные - увлеченные зрители. Девушки садятся на качели первыми. Если качели парные, то парень, желающий покататься с девушкой, садится на качели следом за ней. Если качели не парные, то парень катает девушку с земли. Существовала традиция, по которой девушки в благодарность за катание давали парням крашеные яйца. Катание на качелях сопровождалось припевкой:
На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься -
Потом повенчаешься.

Фомино воскресенье

Заканчивается Пасхальная неделя на восьмой день, в Фомино воскресенье. Свое название этот день получил в память о явлении Иисуса Христа апостолу Фоме, который сначала не поверил в чудо Воскресения Христова - Фома Неверующий.

Этот день еще называют: Антипасха или Красная Горка. По церковной традиции Антипасха - значит день, подобный Пасхе, и празднуется так же радостно. В этот день последний раз служится пасхальная литургия, и закрываются царские врата. А название Красная горка он получил потому, что игры и гулянья в этот день проводились на пригорках, где раньше других растаял снег — красных (красивых) горках. Красная горка символизирует полный приход весны.

В Фомино воскресенье пасхальное празднование достигает своего пика. В этот день планируется самое большое веселье со всеми пасхальными играми и забавами, повсеместно проводятся многолюдные балаганы. По народному обычаю к Красной горке принято назначать свадьбы. Старинная русская пословица гласит: "Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется". Поэтому участие в гуляньях незамужних парней и девушек считалось обязательным, а отказ от участия считался дурной приметой.

А после Фомина воскресенья начинается Фомина неделя. Но это уже совсем другая история…

Предстоящие четыре пасхальных выходных дня - отличная возможность хорошо отдохнуть и повеселиться, но в праздники вы не должны забывать об осторожности. Особенно это касается школьников и людей среднего возраста. Обобщенные страховым акционерным обществом BTA Baltic Insurance Company (в дальнейшем БТА) данные, указывают, что именно в эти выходные возрастает количество полученных травм.

Для того, чтобы праздник не превратился в нервозность и беспокойное ожидание у врачебного кабинета, директор Департамента подписания балтийских рисков БТА Иво Данче призывает не забывать об осторожности. Исходя из часто встречающихся травм, он предлагает обратить особое внимание на следующие ситуации.

Неосторожное катание на качелях

Пасхальные качели притягивают детей как магнит, да и взрослые используют эту возможность раз в год от души покататься на качелях. К сожалению, следование этой веселой традиции - как следует покататься на качелях, чтобы летом не кусали комары, заканчивается в кабинете у травматолога.

«Зачастую, увидев качели, как дети, так и взрослые сразу садятся и начинают раскачиваться. Однако, прежде всего следует оценить их состояние, особенно если вы находитесь в незнакомом месте и ничего не можете знать о качелях. Очень часто после зимы качели впервые используются на Пасху, а за зиму веревки и деревянные элементы качелей могут прийти в негодность, потерять прочность, а во время катания оборваться. Это приводит к падению и травмам», - рассказывает о часто встречающемся сценарии получения заявлений на возмещение И. Данче. Осторожным следует быть и с металлическими качелями, особенно, если на улице холодно, и вы катаетесь в тканевых перчатках. Перчатки скользят по сухой металлической поверхности, и когда качели взлетают вверх, существует риск не удержаться.

Отчаянные игры

Даже если погода на Пасху не совсем теплая, этот праздник воспринимается как посланник весны. День, который хочется провести на природе, поиграть с детьми или заняться физической активностью. Статистика несчастных случаев показывает, что многие взрослые переоценивают свою спортивную форму и без специальной подготовки пытаются сделать трюки, которые они делали несколько лет назад. Это приводит к серьезным травмам, таким как переломы рук и ног. Особенно это актуально для тех, кто зимой не занимался спортом.

«Поэтому перед тем, как залезать на дерево, прыгать через препятствия, кувыркаться или прыгать на батуте, каждый должен задать себе вопрос: «Действительно ли я нахожусь в хорошей физической форме и смогу ли это сделать?» Вряд ли, что нужно рисковать ради этого», - побуждает к обдуманным действиям И. Данче.

Особенно внимательно, не так, как обычно, надо следить за детьми, если праздник намечается в большой группе гостей и детей. Сорванцы быстро подвигнут остальных детей на «подвиги», заставляя удивляться родителей последних, почему их настолько рассудительный отпрыск пытался проверить толщину льда на пруду.

Беспечная подготовка к празднику

Насколько кажется невероятным, но получение многих серьезных травм связанно именно с подготовкой к празднику. Например, заявление на возмещение было подано в связи с травмой глаза, полученной при обрезании гелевых ногтей с помощью ножниц, или, когда уселись на горячую плойку. Ожоги, полученные при приготовлении праздничных блюд, на этом фоне выглядят обычной мелочью.

«Такие несчастные случаи происходят потому, что на праздники мы хотим расслабиться, не напрягаться по поводу повседневных вещей и теряем бдительность. От этого нет универсального рецепта. Просто будьте внимательны, и, делая что-то, думайте на несколько шагов вперед», - говорит И. Данче, напоминая, что никто не защищен от несчастных случаев. Однако, непредвиденных расходов на лечение можно избежать с приобретением полиса страхования от несчастных случаев. Полис страхования БТА от несчастных случаев покрывает такие риски, как дорожно-транспортные происшествия, полученные при физическом нападении или в быту травмы, укусы собак и кошек, травмы, полученные в связи с сельскохозяйственными работами или, занимаясь зимними видами спорта, и даже если сломался зуб во время еды.

Страховое акционерное общество «BTA Baltic Insurance Company» является одним из ведущих страховых обществ в Балтии, которое предлагает широчайший спектр страховых услуг, не связанных со страхованием жизни, в Латвии, Литве и Эстонии. В Балтийских странах, в ВТА работает более 1 000 сотрудников. «Vienna Insurance Group AG», опыт работы в страховой отрасли на протяжении 200 лет, является крупнейшим акционером ВТА. Более 50 предприятий в 25 странах входят в группу VIG, а в ней работают 25 000 сотрудников. «Vienna Insurance Group AG» является явным лидером на своих основных рынках в Европе, имеет высокую оценку финансовой стабильности - «Standard & Poor’s» А+ (stable outlook), а его акции котируются на Венской и Пражской биржах.

Дополнительная информация:
Элина Расмане
Директор Департамента маркетинга и общественных отношений
САО «BTA Baltic Insurance Company»
Эл. почта: elina.

Пасха – это совершенно особенный праздник. Вы обращали внимание, что в пасхальную ночь в храмы устремляются даже те, кто почти никогда туда не ходит? Можно, конечно, посетовать на то, что храм стал для этих людей пустой формальностью. Порою священники с упреком называют их «пасхальными христианами».
Но давайте задумаемся, так ли это плохо. Лучше прийти в храм хотя бы на Пасху, чем не прийти ни разу! Иногда люди и сами не очень отдают себе отчет в том, что именно влечет их на пасхальную службу. Что-то таинственное и неведомое, к чему хочется прикоснуться душой...

Что такое Пасха?

Изначально Пасха была не христианским, а иудейским праздником. За 1500 лет до Рождества Христова древние иудеи начали праздновать Пасху в память о счастливом исходе из Египта под предводительством пророка Моисея. Дело в том, что египетский фараон очень долго не соглашался отпустить израильтян в Землю Обетованную. За это Бог посылал на Египет все новые и новые ужасные бедствия – «казни». И лишь последняя «казнь» заставила фараона отпустить иудеев. Бог возвестил, что Он «пройдет посреди Египта; и умрет всякий первенец в земле Египетской». Для того, чтобы спасти своих первенцев, иудеи должны были пометить косяки своих дверей кровью жертвенных агнцев (ягнят). Так все и произошло. Бог «прошел мимо» иудейских домов, и сохранил жизни первенцев из иудейских семей. Само слово «Пасха» (точнее, Песах) по-древнееврейски означает «прохождение мимо», ибо смерть прошла в ту ночь мимо израильтян. Ветхозаветная Пасха была символом избавления от египетского рабства.

Новозаветная, христианская пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и воскресения Иисуса Христа – как праздник победы над смертью. К V веку церковь разработала правила и сроки празднования Пасхи, упорядочила обряды и каноны и окончательно утвердила их на Вселенских соборах на все времена. Было установлено, что христианская Пасха – это праздник Воскресения Христова и празднуется отдельно от иудейской, в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха – праздник переходящий, его дата определяется каждый год заново. Однако из-за разницы в церковных календарях православные и католики празднуют Пасху в разное время.

Великая неделя

На Руси праздник Святой Пасхи всегда был самым радостным и торжественным. Не случайно и назывался он «Велик день». Вся неделя, предшествующая этому дню, называется Великой, или Страстной неделей. И каждый ее день – особый. Вспомним о событиях тех далеких времен. В четверг, после Тайной Вечери, Христос с учениками отправился в Гефсиманский сад и там, оставив их, стал один молиться Отцу. Здесь Иисуса схватили стражники и предали суду. В пятницу Он принял крестную смерть. Об этих событиях и говорят последние дни Страстной недели: Великий Четверг – духовное очищение, принятие таинства Причащения; Страстная Пятница – страдания Иисуса Христа, погребение Его тела; Великая Суббота – день печали и ожидания Воскресения Христова; и, наконец, – Светлое Воскресение Христово.

У наших предков существовало множество обычаев, приуроченных к дням Великой Недели.
В Великий Четверг, который в народных традициях называют «чистым», каждый православный человек стремится духовно очиститься, принять таинство Причащения. В народе этот день отмечался и водным очищением – купанием в проруби, реке, озере. Не случайно в этот же день полагалось убирать в доме, наводить чистоту и блеск перед Великим праздником. В четверг же красили яйца к пасхальному столу. Вечером обычно совершалась утреня с чтением Страстей Господних. Выслушав это чтение в храме, верующие после службы несли из храма домой страстную четверговую свечу. К ней относились с особым почтением и старались, чтобы по дороге домой она не погасла.
Весь вечер Великого Четверга и в Страстную Пятницу в домах православных христиан пекли куличи и делали сырные пасхи, а в Страстную Субботу освящали их. В Страстную неделю принято было совершать добрые дела. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогают снять с души грех. Так, в России было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы. Малоимущие люди выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить беззащитное существо на волю. Именно об этом обычае писал Пушкин:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
(«Птичка», 1823)

Символы Святой Пасхи

Даже те, кто и христианами себя не считает, стараются, чтобы на Пасху в доме непременно были куличи, сырные пасхи и крашеные яйца. Что это за атрибуты Великого Светлого праздника? Безусловно, в них есть и языческие элементы, однако Церковь не отрицает их, а наполняет новым смыслом.

Конечно, не случайно Воскресение произошло именно весной, когда воскресает сама природа – оживают деревья, и земля пробуждается ото сна. И пасхальные традиции имеют самое прямое отношение к этому обстоятельству.

Вот, к примеру, в чем смысл праздничного кулича? Человек собирал остатки прошлогоднего урожая и в память и благодарность о трудах, которые успешно завершены, пек хлеб – иногда в форме птиц (отголоском этой традиции стали знаменитые «жаворонки», которые до сих пор пекут на Благовещенье), иногда в форме столбика (такая форма принята и сейчас).
Сырная пасха – это спрессованный сладкий творог с эмблемами воскресшего Христа: ХВ – Христос Воскрес. Пасху делают в форме усеченной пирамиды (одни источники называют ее символом Гроба Господнего, другие – символом Голгофы, на которую взошел Христос).
А крашеные яйца! Яйцо было одним из древнейших языческих символов воскресения из мертвых, ведь оно по виду похоже на мертвый камень, гладкое, неподвижное, но в нем бьется новая жизнь.

Обычай дарить на Пасху яйцо, притом, желательно, красное, связывают с именем св. Марии Магдалины. Подобно апостолам, она прошла через многие страны, проповедуя Евангелие (потому ее и называют равноапостольной). В Риме Мария предстала перед императором Тиберием и, поднеся ему яйцо, сказала «Христос воскрес!» С этих слов и началась ее проповедь. В древности иудеи, как и многие другие народы, дарили друг другу яйца в знак уважения в новый год, в день рождения и в других важных случаях. С этими подарками следовало идти на поклон к вельможам и богачам. И потому не удивительно, что бедная Мария, «не носившая, – как пишут о ней святые отцы, – ни сребра, ни злата», пришла в гордый Рим проповедовать Благую Весть и предстала перед императором с… обычным даром бедняков.
Говорят, Тиберий усомнился в ее словах и сказал, что никто не может воскреснуть из мертвых, в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо из белого стало превращаться в красное.
Вслед за Марией Магдалиной и древние, и нынешние христиане дарят друг другу на Пасху красное яйцо. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир рождается заново через Воскресенье Христово. Красный цвет знаменует радость воскресения, возрождения рода человеческого. Но это еще и цвет пролитой на кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

Светлое Воскресенье

На Пасху принято христосоваться – приветствовать друг друга с поцелуями и восклицанием «Христос воскресе!» Считается, что так приветствовали друг друга сами апостолы и другие ученики Христа в первые дни по Воскресении Спасителя.
«Да памятуем и те святые целования, которые, при благоговейных объятиях, даем друг другу», – напоминал своей пастве св. Иоанн Златоуст.

Поскольку день этот был особенным, с ним связывалось множество примет и обычаев. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновенье. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!

В Тамбовской губернии считали, что мороз или гром на первый день Пасхи предвещают хороший урожай льна. А в Пинежье крестьяне говорили: «Как дождь или непогоды в первый день Пасхи, дак весна дождлива будет».
Особые пасхальные приметы были у стариков. На Пасху старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, а старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.
Во время пасхальной службы девушки тихонько шептали: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в портчонках!» или «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!» Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девушка ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый, если в щи упадет таракан или муха – к свиданию, губа чешется – к поцелуям, бровь станет чесаться – к свиданию с милым. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой.

Светлая седмица

Вся Светлая Пасхальная неделя была одним большим праздником. Она была заполнена праздничными службами в церкви, различными играми, развлечениями, хождением в гости.
Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц. Для этого заранее готовились специальные желобки (деревянные лоточки с невысокими бортиками). Желобки наклонно устанавливали на земле или другом ровном месте. Игроки поочередно пускали крашеные яйца по лотку, и тот, чье яйцо прокатывалось дальше, выигрывал. Если яйцо, пущенное кем-то из игроков, задевало уже находящиеся внизу яйца, то их отдавали этому игроку.

Игра в «кучки» считалась девичьей. Насыпалось несколько кучек песка – не меньше двух на каждую девушку. Затем под одну из кучек прятали яйцо. Девушки должны были угадать, где спрятаны яйца. Иногда кучки заменялись шапками.

С Пасхой связано и катание на качелях. Едва ли не в каждом дворе устанавливали для ребятни качели, а в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т.п.) заранее возводились большие общественные качели.
Вот что пишут об этом очевидцы:
«… на качелях катаются решительно все, возле качелей образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи: одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями».

На Святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето отгуляно,
Зимой повенчаюся.
Скоро Пасха придет,
Кто нас покачает?
Как у ноненших ребят
Веревок не бывает!

В русских западных губерниях на Пасху совершался еще обход дворов, напоминающий святочное колядование (нередко он еще назвался «зелеными святками»). Его исполняла группа мужчин-волочебников:

Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдемте в тое село,
Поздравим их с праздником,
Их с праздником,
с Христовым днем,
С Христовым днем, красным яйцом!

В песнях доброму хозяину сообщали радостные новости о начале посевных работ, о приплоде скота, о грядущем достатке в доме. Волочебникам принято было выносить яйца, сало, деньги, пироги, молоко и пр. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:

Кто не даст нам яйца – околеет овца,
Не даст сала кусок – околеет телок,
Нам не дали сала – коровушка пала.

На Пасху нередко посещали кладбища – ходили «христосоваться» с покойниками. На могилах оставляли крашеные яйца, немного хлеба и пива.

Как празднуют Пасху в других странах

Пасху празднует весь христианский мир – католики, православные, протестанты… И народные традиции, поверья в каждой стране по-своему украшают этот светлый праздник.
Так, по всей Италии принято дарить друг другу «голубку» – булочку в форме птички, усыпанную зернышками сахара. А в Англии пасхальные булочки hot cross buns обязательно перед выпечкой крестообразно надрезают сверху. В Португалии в воскресный день священник весь день ходит по сверкающим чистотой домам прихожан, разнося пасхальные благословения, и его угощают голубыми и розовыми драже, шоколадными яйцами, печеньем и стаканчиком настоящего портвейна. А в Польше существует «oblewany ponedzialek» – в понедельник после Пасхи парни и девушки обливают друг друга водой. Кстати, на Украине тоже есть подобный обычай. Правда, водой там принято окатывать не всех подряд, а лишь того, кто проспит Пасхальную заутреню.

Кипр
На Кипре накануне Пасхи хозяйки выпекают сырный пирог «флаунес» и красят яйца. Вечером в субботу дети ходят от дома к дому, распевая песни, и получают по традиции куски пирога и пасхальные яйца. Ближе к полуночи около церкви сжигается чучело Иуды, и начинается торжественное богослужение.

В Греции, как и в России, сильны православные традиции, и Пасхе там предшествует очень строгий пост. Для того, чтобы легче было выдержать пост, греческие хозяйки выпекают из пресного теста «госпожу Саракости» (слово «саракости» в переводе и означает «пост»). У нее нет рта (ведь она постится), ее глаза закрыты и руки скрещены в молитве, а на голове крест – как у церкви. А еще у «госпожи Саракости» семь ножек, по одной на каждую неделю Великого поста, включая и Страстную неделю. Каждую субботу у нее отрезают по ножке, а последнюю ножку прячут в сушеный инжир. Считается, что тот, кто найдет эту ножку, будет счастливым. В небольших греческих городах и по сей день жива традиция – в каждом доме весь год должна гореть лампада, зажженная от пасхального огня.

Швеция
Жители Швеции украшают к Пасхе свои дома особыми цветниками – желтого, зеленого и белого цвета. Еще одно традиционное украшение – желтые цыплята в обрамлении цветных нарядных перьев. Никаких специальных пасхальных блюд шведы не готовят, но зато налегают на конфеты и другие сладости. Пасхальные яйца часто делают из картона, а внутрь каждого яйца кладут по большой красивой конфете.

Германия

Задолго до Страстной недели все витрины и окна домов немецких горожан почти одновременно желтеют. Повсюду появляются первые бутоны весенних цветов. Немцы называют их остерглоккен – пасхальные колокольчики, расцветающие на Пасху независимо от погодных капризов. Это хорошо известный нашим садоводам желтый нарцисс с махровой сердцевиной. Его цвет и форма, напоминающие солнце, стали лейтмотивом весеннего праздника. И, конечно, утки, гуси, барашки, божьи коровки, а самое главное – пасхальные зайцы – заполоняют собою на это время все пространство. Почему зайцы? Видимо, зайцы, как и кролики, столь плодовиты, что тоже стали символом плодородия и жизни.

В восточных землях в один из дней накануне Пасхи обвязывают соломой огромные тележные колеса, вечером их поджигают и пускают с горы. Считается, что, если колесо докатится до долины и не погаснет, быть хорошему урожаю. В одних деревнях устраиваются пасхальные костры и праздники, связанные с целебной силой воды, освободившейся ото льда. В других – проходят красочные конные шествия – всадники и кони в средневековых нарядах под звон колоколов разъезжают по округе. Но в Страстную пятницу все замирает. Во многих городах закрываются не только магазины, но и рестораны, и пивные. В некоторых германских землях в этот день не работают даже театры и увеселительные заведения.
Так же, как и в России, в Германии на Пасху принято красить яйца. Правда, в церкви яйца не освящают. Раскрашивают их всей семьей накануне Пасхального воскресенья. Посреди гостиной ставят огромный букет из свежих веток и его украшают цветными яйцами, как рождественскую елку. А оставшиеся прячут в саду, у кого он есть, или просто в укромных уголках дома.

Утром в Пасхальное воскресенье семья собирается за традиционным праздничным завтраком. Накануне родители прячут корзины со сладостями, пасхальными яйцами и небольшими подарками. После завтрака они говорят детям: «Пасхальный зайчик спрятал для вас подарок, вы должны его найти». Поиск подарка, как известно, особое удовольствие! Во второй половине праздничного воскресенья принято ходить к друзьям и родственникам и обмениваться подарками.

Америка
В Пасхальное воскресенье американцы стараются побывать на службе в церкви. Служба обычно сопровождается коллективным пением. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофеля, фруктового салата и овощей. Дети получают корзинки от «пасхального зайчика», который еще ранним утром наполнил их разноцветными яйцами, шоколадом и конфетами.
В Америке на Пасху очень популярна игра – катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются – кто дальше и без остановки сможет прокатить свое яйцо. Самое большое соревнование происходит на газоне близ Белого Дома в Вашингтоне. Сотни детей приходят со своими пасхальными корзинками, наполненными ярко раскрашенными яйцами, и катают их вниз по лужайке около президентского дворца.

Кто приносит пасхальные подарки?

В Бельгии детворе приносит подарки пасхальная шоколадная курица. Обычно она обитает в саду, и малыши сразу после праздничного завтрака устремляются на ее поиски. В Германии, Голландии и Франции пальму первенства удерживают пасхальные зайцы-кролики (тоже, кстати, шоколадные). Во Франции существует еще поверье, что на Святую неделю церковные колокола улетают в Рим, а возвращаясь, они оставляют в садах на радость ребятишкам сахарные и шоколадные яйца, курочек, цыплят и кроликов из шоколада. В Люксембурге тоже верят в воздушные путешествия «пасхальных колоколов», поэтому в Страстную пятницу дети ходят по улицам с трещотками, «заменяя» отсутствующие колокола.

Традиционное угощенье

В России, конечно, это кулич, сырная пасха и крашеные яйца. Обычно на Пасху, ко времени возвращения семьи из церкви от заутрени уже был накрыт богатый стол. Отныне снимался запрет на скоромную пищу, и стол уставляли всевозможными яствами для разговения – поросенком, бужениной, холодцом, ветчиной, разнообразными сырами, молочными продуктами и пр.
В большинстве стран на праздничном столе обязательно должно присутствовать блюдо из ягненка. И это не случайно. Ведь ягненок – древнейшая составляющая пасхального торжества, которая присутствовала еще в еврейской, дохристианской Пасхе. Теперь, правда, эта составляющая наполняется новым смыслом – она символизирует жертву, принесенную за человечество. В Германии ягненка запекают в тесте или жарят баранью ногу. Во Франции, Нидерландах, Великобритании и Ирландии к праздничному столу молодого барашка подают с ранними овощами. В Италии традиционны блюда из молочного ягненка, который иногда заменяется молочным козленком. Иногда готовят и сладкие пироги или кексы в форме ягненка. Сверху их покрывают белым кремом – словно белой пушистой шубкой.

Как видите, народные традиции празднования Святой Пасхи богаты и разнообразны. Может быть, какие-то понравившиеся вам обычаи приживутся и в вашей семье? Почему бы нет?

В авожский район расположен на юго-западе Удмуртской Республики в бассейне реки Вятки. Это традиционно удмуртская территория, на которой русские поселения появились не ранее XVIII века. Русские переселенцы из Вятского, Сарапульского и Елабужского уездов Вятской губернии обосновывались вблизи удмуртских деревень, а иногда и в самих деревнях, но обязательно через символическую границу (за логом, за речкой и т. д.), а также осваивали территории, дотоле пустовавшие. Значительное количество среди них составляли старообрядцы.

На территории Вавожского района сохранилось несколько песенных реликтов, в том числе уникальные образцы качельных песен. В других районах Удмуртии с качанием на качелях обычно связано исполнение лирических и шуточных песен, припевок и частушек, но только в Вавожском районе бытовали специальные песни, сопровождающие этот процесс. Термин «качельные песни» является условным, поскольку традиционного названия для данных песен зафиксировать не удалось. Однако стоит упомянуть, что из уст исполнителей по отношению к ним всё же прозвучало слово присказульки . Как удалось выяснить, на территории Вавожского района все жанры музыкального фольклора делятся на собственно песни и присказульки . Последними исполнители называют образцы фольклора несерьезного содержания, исполняющиеся особым образом, близким к мелодекламации.

Качание на качелях - обряд весеннего цикла, истоки которого лежат в мифологических представлениях дохристианской эпохи о весне как о переходном времени пробуждения, обновления жизни. Качание на качелях в этот период должно было стимулировать плодородные силы природы, благотворно влиять на урожай, на появление потомства у людей и животных. Сами качели, сооружение и разборка которых регламентировались определенными сроками, являлись материальным символом конкретного - весеннего - календарного периода. Качели (качель ) ставили каждый год заново мужчины и парни непосредственно в день Пасхи на открытом пространстве посреди деревни или за околицей, на опушке ближайшего леса. Как правило, качели стояли с Пасхи до Вознесения, однако в деревнях со старообрядческим населением их разбирали сразу после пасхальной недели.

Способы изготовления качелей были разными. Обычно в землю врывали два огромных столба, укрепленных деревянными распорками. Сверху между столбами прикручивалась или прибивалась большими железными штырями перекладина, к которой привязывали длинные, достаточно толстые веревки. Между ними укладывали широкую доску. Чтобы веревки не скользили, на доске вырезали зазубрины. В большинстве описанных вариантов доску располагали перпендикулярно перекладине. В качестве опоры могли использоваться и близко расположенные друг к другу стволы деревьев, тогда перекладину клали в естественные пазы между стволом и крепкой веткой. В некоторых случаях веревки привязывали непосредственно к толстым веткам, растущим горизонтально. Позднее, по воспоминаниям информантов, «качели-то некому стало делать вот, в войну-то, так по лабазам ужо делали. Там переводы большие, новые веревки кладовшик-от даст, привязывают-от и качались».

Время начала качания на качелях строго регламентировано: «С утра, значит, с красными яйцами христосовались, а потом в середине дня начиналось уже качание на качелях». В последующие дни пасхальной недели качаться можно было уже в любое время суток, но, как правило, ближе к вечеру.

У качелей обычно собиралась местная молодежь и подростки, привлеченные желанием поиграть, побалагурить, покрасоваться друг перед другом. Девушки надевали лучшие платья, причем на Пасху было принято надевать всё новое. Парни стремились продемонстрировать свою ловкость и силу, раскачивая девушек все выше и выше, «чуть ли не до солнышка». Ситуация солнышка , весьма опасная, возникала в том случае, когда качели проворачивались вокруг своей оси.

На доске качелей усаживалось несколько девушек, обыкновенно двое, спинками друг к другу, а двое парней раскачивали их, встав по обеим сторонам доски и держась за веревки. Главная интрига этого действия заключалась в возможности узнать у девушек имя их симпатии. Раскачивали девушек до тех пор, пока они не откроют свой секрет, не скажут имя жениха. Получив ответ, парни останавливали качели.

Все действие сопровождалось смехом, возгласами, и, конечно, песнями. Важно отметить, что в Вавожском районе именно с Пасхи начинали водить хороводы, а открывали хороводный цикл качельные песни: «Начинали с «Красного яичушка». Начинали с качелей и все уже хороводные пели». Если сведения о качании на качелях зафиксированы повсеместно, то песни, сопровождавшие это действие, удалось записать далеко не везде, поскольку помнят их лишь немногие.

Первым опубликованным образцом качельных песен, записанным на территории Удмуртии, считается текстовая запись Г.Е. Верещагина, датируемая началом XX века. Указание на место записи отсутствует, однако вопрошающий зачин, который присутствует во всех зафиксированных на территории Вавожского района образцах, позволяет отнести эту запись к вавожской традиции.

Красное яичко!
Скажи жениха.
Не скажешь ты его -
Закачаем тебя.
До верхнего до бревна,
До высокого коня.

По мнению исследователя, «красным яичком» «называется боязливая девушка, которая просит качать легче или остановиться. «Красным яичком» считается более приличным называть девушку во всю светлую Седмицу (на неделе Святой Пасхи)» [см. Библиографию, № 1, с. 208].

Яйцо - древнейший символ плодородия, весеннего солнца, несущего жизнь. С яйцами совершают обрядовые действия на Пасху - кладут их на божницу, катают с гор, обмениваются ими и т. д. Этот символ дополнен мотивом качания, которое, как и всякое действие, изображающее подъем, наделяется продуцирующими свойствами.

В вышеприведенном тексте обращают на себя внимание этнографические подробности качания - до верхнего бревна, высокого коня , то есть до конька крыши.

В другом образце мотив качания связан с брачной тематикой, заигрыванием парня с девушкой:

Закачаем, залучаем,
За себя взамуж возму.

Употребленное здесь слово залучать выступает в значении завлекать, заманивать .

Практически во всех текстах качельных песен устойчиво присутствует брачная тема. Появляется образ голубка - влюбленного молодца, уронившего сапог и просящего девушку его поднять. Используется в тексте и свадебный термин дары , девушка должна успеть их вышить ко времени проведения базара, на котором традиционно проходила «ярмарка невест». Качество вышитой одежды играло не последнюю роль в ситуации выбора невесты.

Летел голубок,
Уронил сапожок.
- Подай, девица, сапог,
Подай, красная, сапог,
- Недосуг подавать,
Надо дары вышивать,
Надо дары вышивать,
На базар поспевать.
[Женихов выбирать].

Обращает на себя внимание цветовая палитра песен. Красный, желтый и зеленый цвета даются в разных сочетаниях.

Красненько яичушко,
Желтенько желтышушко...

Красненькё яичушко,
Зелёненькё желтышушко...

Подобное сосредоточение в небольшом по масштабу тексте названий цветов может выражать особые, ярко эмоциональные переживания участников качельного действа:

В красненькой рубашке,
В зелененьких штанишках,
На березовом сучке -
Тут и твой женишок.

Березовый сучок, упоминаемый в данном тексте, указывает на то, что деревом, на котором устанавливались качели, могла быть береза. Кроме того, этот образ может быть истолкован и с точки зрения эротической символики.

Мотив вопрошания, присутствующий во всех качельных песнях, сближает их с другими календарно приуроченными песнями, весенне-летними игровыми хороводами, а также с песнями святочных гаданий «Имею».

Таким образом, тексты качельных песен, в которых с этнографическими подробностями описывается качание на качелях, восходящее к обрядовым практикам, и наличествует брачная тематика, соответствуют основным характеристикам календарного жанра, а диалогический характер изложения, наряду с использованием некоторых малоупотребительных, устаревших слов свидетельствуют об их достаточно раннем происхождении.

Записанные тексты качельных песен поются на один напев, основанный на вариантном повторении интонационно-ритмического звена. В его основе лежит тетрахорд в кварте. Равномерная ритмика, продиктованная производимым действием - качанием, организует поэтический текст, образуя построения восьмивременной протяженности. В зависимости от объема поэтического текста песни содержат от 6 до 17 построений.

Стоит отметить, что в песенной традиции Вавожского района на напев качельных песен исполняются тексты еще одного календарного жанра - святочных гаданий «Илею».

Между гаданиями «Илею» и качельными песнями обнаруживаются аналогии не только в звуковом плане, но и в кинетическом. Исполнение и тех и других сопровождается длительным равномерным движением. В качельных песнях это раскачивание, а в святочных гаданиях - трясение собранных в специальную емкость колец.

Пели качельные песни молодые девушки, как сидевшие на качелях, так и наблюдавшие за процессом. С точки зрения интонирования этих песен единства не существует, однако в большинстве случаев оно приближено к тонированно-речевому. Следующий за основным текстом вопрос «Скажи, кого любишь?» или «Скажи, кто твой жених?» произносится говорком.

Интересно отметить, что на территории Кизнерского района, граничащего с Вавожским, исследовательницей Р.А. Чураковой зафиксировано существование аналогичного жанра в удмуртской песенной традиции. Качели в удмуртских деревнях также ставили молодые парни на Пасху, выбирая для них возвышенное место. Вечерами вплоть до Троицы молодежь качалась на них с пением песен. Специальные качельные песни (зезиран гур ) были обнаружены только в д. Вичурка. В текстах записанных песен содержатся образы, имеющие эротический смысл. Явно просматриваемое сходство в бытовании и оформлении качельных песен у русских и удмуртов может свидетельствовать о том, что рассматриваемая территория была общим для обоих народов пространством, в котором складывался жанр качельных песен.

Традиция качания на качелях с пением песен на сегодняшний день ушла из живого бытования, оставшись только в воспоминаниях старожилов, но сами качели пока не забыты, на них еще с удовольствием качаются и дети, и молодежь. Иногда еще можно встретить ситуацию, когда парни у девушек в процессе качания допытываются: «Ну-ка, скажи, кого любишь?»