Образ красный верх черный низ. Светлое расширяет, темное сужает

В гардеробе каждого сотрудника почти наверняка встретится комплект «белый верх, черный низ». Многие искренне считают, что надеть такой комплект - лучший способ соблюсти деловой дресс-код.

Спору нет, эта строгая и формальная одежда подходит для офиса. Точнее, для тех его обитателей, которые… не планируют карьерного продвижения. Формула «белый верх, черный низ» получила в наши дни гораздо большее признание, чем она того заслуживает. А вот ее ничего не подозревающие жертвы, - те, кто так одевается на работу, - своего признания могут и не получить.

Прикид официанта

Одежда типа «белый верх, черный низ» появилась в начале XX века как униформа секретарей, бухгалтеров и клерков (как мужчин, так и женщин). Еще ее носили официанты приличных ресторанов и крупье в казино. От всех вышеперечисленных требовался опрятный внешний вид и собранность. А что может лучше соответствовать этим требованиям, чем строгий контраст монохромного белого с черным?

Время шло. Смягчались нравы, нарушались незыблемые правила: белый цвет стал заменяться на светлый или бежевый, а черный превратился просто в темный. Но своей сути эта одежда не изменила: она все так же является униформой младшего и обслуживающего персонала.

В чем опасность

Даже в своем смягченном варианте («светлый верх, темный низ»), сочетание простой блузки с юбкой или сорочки с брюками Карьеристу категорически противопоказано. Оно не только не помогает строить имидж авторитетного профессионала, но и прямо разрушает этот имидж. Потому что сотрудник, одетый в таком стиле, бессознательно вызывает у руководителя ассоциацию с официантом, администратором или кассиром, то есть работником с низким корпоративным (если честно, то и социальным) статусом. А человека с низким статусом по карьерной лестнице не продвигают, ведь с высоты ее следующей ступеньки он выглядит, как чужой.

Хотите получить продвижение по службе - забудьте о формуле «белый верх, черный низ»: не надевайте светлую блузку с темными брюками и юбкой. Не загоняйте сами себя в подобие униформы, она подходит лишь для сотрудников на исполнительских должностях.

Но вы-то ведь хотите подняться! Для этого почаще носите на работу жакеты, которые выглядят гораздо солиднее. Их цвет может быть любым, в том числе и белым - в данном случае это не принципиально. Для мужчин же лучшим вариантом как был, так и остается классический костюм - тройка.

Если вы все-таки сильно неравнодушны к блузам, выбирайте их более сложные варианты, например, с косым несимметричным воротником, запáхом. Убедитесь, что блуза не слишком светлая, еще лучше - двухцветная, в тонкую полоску, в клетку и т. д. В то же время блузы ярких, кричащих расцветок лучше вообще не выносить из магазина. Помните, что любую блузку обязательно нужно «уравновесить» качественной и заметной бижутерией, в тон или контрастной ее цвету. Не стоит использовать простые шейные платки: они уже давно стали привычным элементом униформы фронт-офисов. Повяжите платок, только если он с комбинированным рисунком и сделан из качественного материала, например, тонкого шелка.

Как победить униформу

В случае, когда носить униформу вам предписывают корпоративные правила, все равно постарайтесь нейтрализовать ее отрицательные имиджевые эффекты, прежде всего, впечатление низкого статуса.

Во-первых, узнайте у руководства, возможно ли заменить блузку корпоративного цвета таким же жакетом (пиджаком). Если это не возбраняется, обязательно замените: будете выглядеть более презентабельно.

Если руководство возражает, не стоит идти ему наперекор. Тогда добавьте к своей униформе «статусные» вещи. Наденьте с блузой дорогую бижутерию (именно дорогую, а не дешевую!), например, серьги, бусы из натуральных камней, выдержанные в любимом цвете вашей компании. В «казенной» одежде забудьте об украшениях из дерева, пластика или металла. У тех, кому положено носить шейный платок, бусы должны быть тонкими и заканчиваться чуть ниже платка.

В издательстве « НЛО » выходит книга известного российского писателя и исследователя детского чтения Марины Аромштам . « Белый верх - темный низ » - это книга-исповедь об этнографии и философии советского детства. Детства отнюдь не такого радостного и веселого, каким оно предстает в фильмах и книгах того времени .

«Мир начался с меня» - вот главное ощущение детства с момента с момента, когда ты себя уже помнишь.

Мама, папа, бабушки, дедушки (присутствующие, отсутствующие) - это все обстоятельства твоей жизни, возникшие вместе с тобой. Можно сто раз повторить: «Они были и до тебя» и что «они тоже были когда-то маленькими». Непонятно, что именно это значит. Ты совершенно не чувствителен к знанию, чтоих жизни «перетекли»в настоящее и вплетены в твою жизнь, и что их прошлое - часть вашего общего настоящего. Что их прошлая жизнь что-то делает и с тобой…

На вопрос «когда ты родился?» тебе в голову не придет ответить: через пятнадцать лет после Второй мировой войны.

Через семь лет после смерти Сталина.

Через год после того, как собачки Белка и Стрелка слетали в космос. (И вернулись обратно! - в отличие от других собачек, отправленных в космос до них. Это значило, что вот-вот наступит очередь человека.И очередь новых ракет, и новых боеголовок…)

Тебе показалось бы странным заниматься такой арифметикой-пусть ты уже и умеешь неплохо считать. Семь лет - это целая жизнь! Тебе самому недавно исполнилось восемь(десять или двенадцать), и все,случившееся «до тебя»,было в «другое время».

На вопрос «когда ты родился?» ты называешь число и месяц- «мое деньрождение». Этот день и есть точка отсчета времени, и окружающие будто бы соглашаются с этим, соглашаются ненадолго признать твою исключительность. И дарят тебе подарки. «Деньрождение» - день исполнения твоих заветных желаний…

Правда, годам к шести ты уже понимаешь, что с желаниями все обстоит не так просто. Что желания могут быть правильными и неправильными.

Тебе говорят: представь, что у тебя есть волшебная палочка. Загадай три желания. И если ты, например, пожелаешь сто порций мороженого, или съесть банку варенья… У Николая Носова были такие рассказы. И в детских радиопередачах какой-нибудь персонаж то и дело желал съесть сто порций мороженого или целую банку варенья. За это его подвергали безжалостному осмеянию. А если он ради этой цели «совершал дурные поступки», то авторы передач наказывали его ангиной, постельным режимом и невозможностью погонять во дворе в футбол - то есть разными литературными способами изолировали от веселого и дружного коллектива и обрекали на мучительное одиночество.

Я, правда, не припомню, чтобы в реальной жизни хоть один нормальный ребенок захотел сто порций мороженого. А губительную страсть к варенью я и вовсе не понимала: мы были «городские», без родственников в деревне, и варенье у нас не варили.

Но разве дело в этом? Истории в детских книжках были «правдоподобными» и с понятным посылом: нельзя желать «просто так», слишком много и для себя.

Я никогда не попадалась в ловушку. Я сразу понимала, что меня хотят испытать. Это была заслуга мамы. Она подготовила меня к подобным испытаниям.

Вот мы с ней идем куда-нибудь в магазин (мне лет семь или восемь), и она говорит:

‒ Я читала такую книжку… Ее написал Чуковский (Макаренко). Он считал, что детям надо все объяснять. С детьми надо разговаривать. Тогда у них развивается речь. Ребенку с развитой речью будет легко учиться.

То есть мама в буквальном смысле «обнажала прием».

А я слушала, слушала про Чуковского и Макаренко! Чуковский собрал смешные детские выражения, и получилась книга «От двух до пяти». (Мама приводила из нее какие-нибудь примеры.) Одно время мама, как и Чуковский, записывала за мной разные выражения. Но у нее было мало времени. А выражений моих могло бы хватить на книгу…

Педагог Макаренко работал с бывшими беспризорниками. Они грабили и воровали, пока к нему не попали, но он всех перевоспитал. И мама рассказывала, как беспризорников приучалик самообслуживанию,и как она ели за столами, покрытыми белыми скатертями…

Мне нравилось думать, что вот:мы с мамой идем, разговариваем, и от этого у меня развивается речь. А это так полезно…

И когда мама говорила: «Давай представим, что у тебя оказалась волшебная палочка…», я всегда радостно соглашалась.

С волшебной палочкой мы «упражнялись» чаще всего. (Иногда мама заменяла волшебную палочку цветиком-семицветиком из сказки про девочку Женю.) И я очень быстро усвоила, что означает «правильно желать вслух». Если ты правильно желаешь вслух, то тебя считают хорошим. А это очень приятно.

Поэтому первое, что я всегда говорила, - «Пусть будет мир во всем мире!»

Мама согласна кивала. То, что это было абсолютно правильное желание, доказывала и вывеска, сияющая над крышейкрасного дома с аркой, на углу Ленинского и Ломоносовского проспектов. Арка вела вглубь квартала «красных домов». В этих домах, объясняла мама, жили ученые и университетские преподаватели. А надпись над крышей сообщала, чем именно они заняты: создают «Атом для мира». Было ясно, что «атом для мира» - это «против войны».

Потом мы с мамой разрабатывали «варианты» и дополняли список: чтобы люди не болели, чтобы никто не умирал. После того как ты пожелал всеобщего благоденствия, можно было «попросить» что-нибудь более частное: чтобы бабушка не болела, чтобы мама и папа никогда не умирали… Такие желания тоже не считались эгоистичными. И я чувствовала, как они нравятся моей маме.

Когда же моя фантазия истощалась, мы просто запевали:

Против беды, против войны

Встанем за наших мальчишек…

Пусть всегда будет солнце!..»

(муз. А. Островского, слова Л. Ошанина) .

Мы с мамой шли и пели…

Пели так часто не только мы с мамой. Все кругом все время пели.

По радио то и дело исполняли какие-то песни. В школе был предмет «пение». В пионерском лагере обязательно проводился конкурс строя и песни. А в школе - чаще без «строя», просто конкурс военной песни. В заводских домах культуры, в районных домах пионеров и тем более в городском Дворце пионеров и школьников были детские хоры. И хоры взрослых тоже были. Например, бабушка Аня, мамина мама, пела в хоре пенсионеров.

Мама не пела в хоре (ее свободное время до моего рождения было потрачено на спектакли самодеятельного студенческоготеатра). Но пела она при первой удобной возможности: песни из кинофильмов, песни времен войны, пионерские песни 30-х годов, песни, которые пели дети на праздниках в детском саду (где она проработала большую часть своей жизни), песни детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения (почему телевидение называлось «Центральным» ‒ ведь никакого другого не было?), песни Краснознаменного ансамбля Советской Армии имени Александрова.

Мама считала, что существуют песни на все случаи жизни. О чем бы тебя ни спросили, что бы тебе ни сказали, ответить всегда можно песней. Мы с ней иногда так играли ‒ получалось весело. И я усвоила, что можно петь не только «правильно» (то есть не фальшивить), а еще и «с чувством»: поешь и представляешь себе что-то, связанное с сильными переживаниями. Тогда пение делается «выразительным».

Обычно мне было понятно, какое чувство мама «старается передать»:

весело - грустно,

хорошо - плохо.

А здесь вот звучит «юмористическая нотка»...

Но иногда, без особых причин, мама вдруг говорила:

А знаешь, как пели в наше время?

«Нас вы-ы-растил Ста-а-лин на благо наро-о-ду…»

Кроме этой «старой» версии гимна, она еще пела про русского и китайца:

Русский с китайцем братья навек.

Крепнет единство народов и рас!

Плечи расправил простой человек…

Сталин и Мао слушают нас…

Такая бодрая песня в ритме марша. А припев «Сталин и Мао слушают нас» повторялся через каждые три строчки.

Мама всегда начинала вдохновенно и звонко, будто она - солистка детского хора Всесоюзного радио, но до конца не допевала и торопилась с итогом:

Вот как мы тогда пели…

В том, как мама пела про Сталина, было что-то загадочное, какая-то захватывающая тайна.

Хотя в целом принципы мироустройства не вызвали у меня вопросов. Все укладывалось в простую формулу: хорошо - плохо.

Откроем тетрадь в клеточку. Возьмем простой карандаш и линейку. Отсчитаем сверху страницы две клеточки и проведем через нее горизонтальную линию. Это шапка таблицы. Впишем в нее название:

«Надо делать хорошо и не надо плохо!»

(Сл. Вл. Маяковского )

Измерим ширину страницы - 22 см. Разделим 22 см на 2. Отметим точкой отрезок длиной 11 см и проведем через точку вертикальную линию.

В левой колонке пишем хорошее, в правой колонке -плохое.

Много - один. Коллективизм - индивидуализм. Большинство всегда право. Индивидуалист никогда не бывает прав. Он - неправильный человек.

Весело - грустно. Бодрость духа - упаднические настроения. (Мама мне иногда говорила: «Что это за упаднические настроения?») Упаднические настроения никуда не годятся. Они превращают личность в «лишнего человека». О жизни «лишних людей» нам известно из литературных произведений. Быть «лишним» очень плохо. Это значит, что человеку просто нет места в жизни!

Коммунисты - фашисты. Если не коммунист, значит, - не «наш», «фашист».

Белое - черное.

…Белый верх - темный низ…

Когда я вступила в пионеры, у меня появилась пионерская форма - рубашка с погончиками и металлическими пуговицами и синяя юбка, к которой полагался пионерский ремень (на «золотой» пряжке - рельефное изображение костра). Я не очень нравилась себе в форме. Но она и нужна была для другого. Она нужна была для того, чтобы ты стал частью единого целого. Чтобы в нужный момент все слились в одно «тело» - «все как один» - белый верх, темный низ.

В школе говорили: завтра - торжественная линейка, всем приходить в парадной форме: белый верх, темный низ. Пионерская форма фабричного пошива была не у всех: в отличие от школьной формы,она не была «строго обязательной ». Так что некоторые родители позволяли себе на ней экономить. Пионерскую форму заменял «белый верх, темный низ».

Белое - то, что выше пояса. Под белым - пламенное сердце в груди, которое «бьется в такт времени». На белом «алеет» пионерский галстук - символ крови, пролитой «за дело коммунистической партии». И, видимо, той, которой еще суждено пролиться.

Красному очень красиво на белом. Особенно, когда красное - кровь.

А темное - лучше не говорить, что там, за темным, скрывается.

Но скрываться - не значит отсутствовать…

И если ты умеешь «правильно желать вслух»,это не значит, что у тебя нет невысказанных желаний.

Мы с братом ходили за хлебом. (Мне было четыре с хвостиком, ему - чуть больше двух.) Нам выдавали мелочь и сумку-авоську. И мы отправлялись к рынку, где стоял хлебный фургон. Нас всегда пропускали без очереди. И еще смотрели так ласково: маленькие - и одни! И знают, что надо купить! Ай да хозяева, ай, молодцы! Мы забирались по приставным ступенькам в фургон, я отдавала продавщице деньги и говорила: «Дайте, пожалуйста, большую буханку белого и полбуханки черного».

А потом я чуть подросла, и походы за хлебом перестали быть приключением. Теперь я ходила обычно одна и меня уже не пускали без очереди.

Однажды почему-то не привезли белых буханок. Я купила полбуханки черного, и у меня осталось 20 копеек, которые мне дали на белый хлеб.

Дорожка сворачивала к дому за газетным ларьком.

Я всегда проходила мимо этого ларька - и когда шла туда, и когда шла обратно. Но сейчас я не просто возвращалась, выполнив поручение. Я как бы и выполнила его - но выполнила не совсем, хотя вины моей в этом не было. Теперь у меня в кармане лежало 20 копеек. И это все изменило. Вдруг изменилась моя способность видеть. Вот иду я мимо ларька, бросаю короткий взгляд - и вижу какие-то дополнительные подробности, вижу за стеклом какие-то вещи, которые раньше не видела. Я вдруг вижу - четко и ясно, - что кроме газет и журналов, конвертов и марок в ларьке продаются цветные карандаши. В такой красивой коробке.

Не просто красивой - красивейшей. На коробке - лисичка. Рыженькая. В сарафане. Сказочная лисичка с высунутым язычком и милыми хитрыми глазками.

И эта коробка лежит близко-близко к стеклу…

Лисичка меня совершенно заворожила. Я встала перед ларьком, просто застыла на месте, и стала смотреть, почти не мигая. Коробка была приоткрыта. Специально. Чтобы все видели, как красиво уложены карандаши - в два ряда, ослепляя невозможным многообразием цветов. Особенно фантастическими были белый и розовый. Розовый ‒ представляете? Для чего нужен белый и при каких обстоятельствах можно им рисовать, так и осталось неразрешимой загадкой. Но в тот конкретный момент это было не важно.

Белый, розовый… И остальные. Цвета настоящего счастья. Я представила, как я рисую…

Вообще-то, я рисовала плохо. Редко и очень «обычно»: домики с треугольными крышами (в середине окошко, труба справа, колечками - дым). Рядом - дерево (веточки должны «куститься»). Иногда - принцесс в пышных юбках до пят, на голове - пружинки кудрей и корона с «фатой». (Так рисовали все девочки.)

Но, может, я рисовала плохо именно потому, что у меня никогда не было таких замечательных карандашей?

А если бы у меня оказалась коробка с лисичкой… Она стоит 17 копеек…

Тут у меня перед внутренним взором пронеслась вся прошедшая жизнь... Рука дернулась - будто чужая - и протянула в окошко две монетки по десять копеек…

И вот у меня в авоське лежит полбуханки черного, а другой рукой я прижимаю к груди коробку с карандашами.

Мое движение страшно замедлилось. Коробка с лисичкой не принесла мне счастья. Она как будто бы не признавала во мне свою хозяйку. А у меня в голове со скрипом прокручивалась какая-то заезженная пластинка, и незнакомый голос с разными интонациями произносил:

«Мамочка, хлеба не было. Но зато, посмотри, какие прекрасные карандаши. Я решила, что ты не будешь ругаться».

«Мамочка, хлеба не было. Я не успела спросить разрешения. Но это такие хорошие карандаши».

«Мамочка, ты не будешь ругаться? Хлеба не было, были карандаши. И мне так захотелось…»

Последнее, ощущала я всеми фибрами своей души, вообще никуда не годилось: «мне захотелось»!

Мама открыла дверь. Я не помню, что я сказала.Может - и ничего. Мама только взглянула - и, не дав мне раздеться, приказала холодно и отчужденно: «Сейчас же неси назад».

Это было ужасно.

Не то было ужасно, что мне не придется порисовать розовым карандашом. С этой мыслью я смирилась мгновенно. Но ведь надо идти к той же самой тетеньке, продавщице в ларьке! Надо будет что-то ей говорить. Объяснять (объяснять!), что я совершила нечто запретное. Она думала, я действительно покупаю. А я просто взяла и украла 17 копеек… А вдруг она не возьмет? А вдруг она?..

…Я не помню, как добрела до ларька. Прелесть лисички совершенно померкла. Я уже не могла понять, что в ней было такого… Я протянула коробку в окошко и выдавила из себя: «Извините,возьмите, пожалуйста, мне мама не разрешила…» До сих пор удивляюсь, как эти «извините-возьмите» не застряли у меня в горле. И как это я, протянув в окошко коробку с карандашами, от стыда не упала замертво?

И тогда меня, бездыханную, куда‑нибудь понесли бы… И тогда мне бы все простилось…

Продавщица поморщилась - и с некоторой брезгливостью взяла у меня коробку.

И вернула семнадцать копеек…

Через день я снова пошла за хлебом. Теперь мой путь осложнился: нужно было как можно скорее проскочить мимо газетного ларька. Я боялась, что продавщица меня заметит. И узнает ‒ и мне придется выносить ее взгляд…

Но каждый раз краем глаза я все-таки замечала: «Лисичка» еще продается…

Хорошо, что хлебный фургон перестал приезжать. Скоро недалеко, в недавно построенном большом доме открылась новая булочная.

А я ведь знала, что с этими карандашами все так и будет!

Мама не только заботилась о развитии моей речи. Она еще мне объясняла, почему «так не надо делать». Запрещает что-нибудь - и всегда объясняет, почему запрещает. Ребенок, по мнению мамы, «должен все понимать», а не «слушаться из-под палки».

Вот не хочу я, трехлетняя, уходить с прогулки домой и устраиваю рев. Так и кричу на весь двор: «Не хочу-у-у домой!»

(Еще бы я хотела домой! Мы тогда жили в трехкомнатной коммунальной квартире. В одной комнате - мы (четверо взрослых и двое детей). В соседских комнатах - по семье, четыре и два человека. Из комнаты мне выходить не разрешали - а то можно и с Требуковым столкнуться. Фамилию «Требуков» произносили по-разному. Мама - со страхом, папа - с плохо скрываемым гневом.

Требукова я видела пару раз. Один раз - издалека. А второй раз вблизи. Он был огромным, до самого потолка. Во второй раз, хотя мы и оказались рядом, я его толком разглядеть не успела. Я вдруг лишилась точки опоры, и шею сдавило так, что в глазах потемнело: это Требуков поднял меня за шиворот. Когда ноги мои снова коснулись пола, я обнаружила, что стою, уткнувшись носом в закрытую дверь. А Требуков глухо цедит сквозь зыбы: ваш жжжиии… (тут было неразборчиво ) мешается под ногами. Уберите ее отсюда». Мне тогда было три года.)

В общем, я любила гулять, и когда меня уводили со двора обратно домой, устраивала рев.

Но на маму мой рев никакого впечатления не производит. Она говорит даже тише обычного:

Мариночка, плачь - не плачь, слезами делу не поможешь. Домой все равно идти придется.

Принцип «все надо объяснять», утверждала мама с нескрываемым торжеством, в моем случае действовал просто великолепно. Чуть ли не с первого раза. На второй день я уже просто всхлипывала. А на третий сама говорила:

Плачь - не плачь, слезами не поможешь… - утирала слезы и брела к подъезду.

Так что мама мне все объясняла. По крайней мере, ей казалось, что она все объясняет.

На кнопку дверного звонка нашей новой квартиры мы по привычке нажимали два раза. Так звонили еще в коммунальной квартире: к тете Шуре - один звонок, к Требуковым - три, а к нам - два. Теперь мы жили в «отдельной квартире» (отдельной от соседей), и было понятно: кто бы ни позвонил, это именно к нам. Но два звонка - коротких и с небольшим интервалом между нажатиями кнопки - означали, что звонит кто-то свой. А если звонят по-другому, значит, за дверью - чужой.

В этот раз звонил кто-то чужой - уверенно и настойчиво. Мама спросила:

Что-то ей там ответили. Она сначала застыла, потом открыла дверь «на цепочку», выглянула в щелку, снова прикрыла дверь и стала бороться с цепочкой. Дверная цепочка была несложным приспособлением. И обычно проблем с ней не возникало. А здесь она вдруг перестала слушаться. И мама в борьбе с ней покрылась потом. Тому, кто стоял снаружи, пришлось еще раз позвонить. Наконец мама справилась с дверью. Вошел какой-то уверенный в себе человек и попросил разрешения воспользоваться телефоном.

Мама молча кивнула.

Человек набрал номер, что-то быстро сказал (я услышала слово «наряд»), положил трубку и повернулся к маме:

Спасибо вам за содействие. Мы проводим на рынке облаву. Вы очень нам помогли.

Мама, двигаясь, как деревянная, заперла за ним дверь, повернулась, сделала шаг в сторону комнаты - и застыла на месте.

Это она мне сказала? Я принесла ей стул. Мама неловко села - как будто не понимала, что происходит вокруг. Еще хорошо,что я принесла ей именно стул, со спинкой. А если бы табуретку? У нас были трехногие табуретки…

И водички, Мариночка...

Я принесла ей воды - в темно-зеленой эмалированной кружке. (Дома мы пили их таких кружек. У каждого - своя кружка. Эта была моей.)

Мама даже не поднесла кружку ко рту - просто сидела и держала ее в руках.

Странно так было. Будто мы с ней оказались в каком-то театре. Она - «главная героиня», а я вижу себя «в двух планах» - и «на сцене», и «в зале». Одна стоит рядом с маминым стулом, а другая смотрит на все и ждет, что будет дальше.

У него была красная книжечка… Они всегда показывали такую красную книжечку…

В «ее время» был «культличности» Сталина, рассказала мне потом мама.

Тогда людей арестовывали неизвестно за что, за какие-то мелочи. Достаточно было сказать: у Сталина тоже могли быть ошибки, - и тебя арестуют. И когда приходили кого-нибудь арестовывать, то показывали «такую красную книжечку»…

Тут мама делала паузу -будто она сбилась с мысли. Но эту мысль - неприятную - тут же вытесняла другая. Новая мысль выглядела спасительной, и у мамы светлело лицо:

А знаешь, что было написано на танках во время войны? «За Родину! За Сталина!» С именем Сталина люди бросались в бой!А в песне, знаешь, как пели?

И мама, взбодрившись, тут же запевала, как будто была солисткой хора Центрального радио и телевидения:

Артиллеристы, Сталин дал приказ!

Артиллеристы, зовет Отчизна нас!

И сотни тысяч батарей

За слезы наших матерей…

Когда Сталин умер, люди на улицах плакали. И на работе, и дома. (Мой папа тоже плакал, он сам рассказал об этом маме.) А мама, хотя и не плакала, но ходила на похороны Сталина. Она пошла вместе с подругой, потихоньку от бабушки. Возникла ужасная давка, и их чуть не раздавили. Бабушка, мамина мама, страшно потом ругалась: зачем мама туда пошла? Некоторых-то действительно на смерть задавили…

Потом к власти пришел Хрущев, который сажал кукурузу. Состоялся ХХ съезд партии(понятно, что коммунистической: в «наше с мамой» время не было других партий) На нем «развенчали культличности»…

На лице мамы опять отражались невнятные чувства…

С тех пор в тексте гимна (муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова) больше не было его имени.

Про артиллеристов (муз. Т. Хренникова, сл. В. Гусева) теперь пели так: «Артиллеристы, точный дан приказ».

А песню, где «Сталин и Мао слушали нас»(муз. В. Мурадели, сл. М. Вершинина) , вообще не вспоминали.

В программе «Время» сообщали об «осложнениях на советско-китайской границе». И показывали, как вдоль границы, повернувшись спиной к Китаю (к «Китаю», а не к ««Китайской народной республике»), цепью стоят советские пограничники и держатся за руки, как в хороводе. А за их спинами колышется густая человеческая масса. Из этой массы все время высовывались руки и толкали пограничников в спину. Казалось, китайцы вот-вот прорвут «хороводную» цепь…

… Так что я знала прекрасно, что будет с этими карандашами! Мама же мне объясняла: надожить экономно, рассчитывать все до копейки. Карандаши не были «предметом первой необходимости».

Как экономить, маму учила бабушка Вера, папина мама. Она умерла, когда мне исполнилось два. Наука бабушки Веры далась маме не без труда. Считалась, что мама пришла из семьи, где цену деньгам не знали. Только мама могла с первой своей учительской зарплаты взять и купить килограмм апельсинов и два спортивных костюма - себе и папе. И бабушка Вера целый вечер проплакала…И это было не раз. Мама тоже плакала…

Но после бабушкиной смерти мама стала верной хранительницей бабушкиных заветов.

Большая буханка белого хлеба стоила 20 копеек, но правильно было бы называть его серым. Были еще белые батоны по 13 копеек. 20 больше 13. Но батон дороже буханки - он меньше, белее и мягче. Значит, вкуснее, и значит, его быстрее съедят. Это неэкономно.

Правда, похоже на задачку повышенной сложности? Тут недостаточно знать правила арифметики.

Неэкономно срезать горбушки с обеих сторон буханки: незащищенный коркой, хлеб гораздо быстрее сохнет. Так что горбушку срезаем только с одной стороны.

Неэкономно есть жареную курицу. Курицу надо варить. Тогда получаем и первое, и второе. Но и куриный бульон не едим. (Куриный бульон полагается только больным.) На бульоне (чаще - мясном, мясо дешевле курицы) обязательно варим суп. Для супа не нужен концентрированный бульон. Наливаешь больше воды - получаешь больше еды. А чтобы возникло ощущение сытости, суп едим обязательно с хлебом.

…Всё едим с хлебом - макароны, картошку, кашу: без хлеба еды не бывает.

Двоюродная сестра папы пережила блокаду. Папа произносил: «Тетя Флора - блокадница» - как если бы он говорил: «Тетя Флора - святая».И время от времени кто-то из взрослых обязательно говорил: ленинградцам во время блокады в день выдавали 125 граммов хлеба. Это кусочек размером с ладошку маленького ребенка. За этими граммами часами стояли в очереди…

Я очень сочувствовала ленинградцам. Но я не любила «есть с хлебом».

Пока ты несешь хлеб домой, тебе так и хочется вонзить зубы в теплую мякоть (это, естественно, категорически запрещалось. И вообще, нельзя есть на улице. Ты ешь - а все смотрят…) А дома хлеб терял всякую привлекательность.

Мама могла иногда сказать: ну ладно, это - мучное, и это - мучное.

Но с бабушкой, маминой мамой, это не проходило. Бабушка - мамина мама жила отдельно от нас. А когда приезжала, то всегда садилась смотреть, как мы с братом едим. Не есть с нами садилась, а именно смотреть: как двигаются ложки, сколько мы набираем супа. И главное- что там с хлебом:

Ты почему ешь без хлеба? Что значит «не хочешь хлеб»? А ну сейчас же кусай! Кусай по-настоящему!

Тут я теряла способность сочувствовать ленинградцам. Я даже думала: 125 граммов - это, вообще-то, такой нормальный кусок. Вот сейчас он как раз и встанет у меня поперек горла. А бабушка, видимо, не разделяла маминых представлений о том, что детям следует объяснять требования и запреты. Требование есть с хлебом казалось ей безусловным, и она даже не старалась сдерживать возмущение:

Нет, вы взгляните ‒ она (он) и не думает кусать хлеб!.. Ты что, хочешь с голоду умереть?

А если к бабушкиному приезду в доме заканчивался черный хлеб (мамины отговорки вроде «Я как раз собиралась послать Маринку за хлебом» положения не спасали), бабушка чувствовала, что оказалась на месте преступления.

У нее нет черного хлеба! - взывала бабушка к неведомому свидетелю, находившемуся где-то под потолком. - Она морит своих детей голодом!..

Мать‑убийца! - кричала она на маму так, что мы с братом могли подавиться. Крик почти срывался на визг…

Потом бабушка неожиданно замолкала, уходила в комнату и, некрасиво обмякнув, усаживалась на диван. И сидела, бессильная, уставившись в одну точку.

Бледная мама, не глядя на нас, приказывала:

Ешьте! Всё, что дают… Всё до последней ложки…

И, отвернувшись, шептала:

Нервнобольная…

Ты не думай, Мариночка: бабушка вовсе не злая. У нее просто расшатанные нервы. В следующий раз мы все сделаем, чтобы она не расстраивалась. Нужно просто с ней во всем соглашаться...

Нужно, чтобы к приезду бабушки у насбыл хлеб - белый и черный. И чтобы капуста была. (Мама варила щи.) А как только откроется дверь и бабушка войдет, нужно сразу бежать в прихожую и бабушку обнять. Руки должны быть чистыми, одежда должна быть чистой. Не забыть про чистый носовой платочек. Мы постараемся сделать так, чтобы у бабушки было хорошее настроение…

Ничего не помогало.

А ну-ка не улыбайся, - говорила мне бабушка. - У тебя от этого глаза как щелки становятся. И на щеках вот так… (Она показывала руками.) …некрасивые складки.

Бабушка словно затем и приезжала, чтобы дать волю «нервам». Чтобы сильно расстроиться, чтобы ее накрыло отрицательными эмоциями и сотрясло до основания. А потом она вернется домой - усталая, опустошенная и три недели, а то и месяц будет жить совершенно одна. Ну разве что пару раз сходит на партсобрание…

«Береги свои нервы! - советовала мне мама (когда бабушки не было рядом). - Все болезни - на нервной почве».

У бабушки были гипертония и диабет. Но больше всего она почему-то боялась глаукомы. Одно слово «глаукома» вызывало в ней содрогание, и она сразу торопилась закапать себе в глаза.

В этот момент я испытывала чувство сдержанного превосходства: надо же - так бояться какой-то там «глаукомы»!

Собственно, я и не знала, что это такое…

От редакции. Марина Аромштам - писатель, журналист, педагог, главный редактор сайта о проблемах детского чтения «Папмамбук». Лауреат премии «Заветная мечта», финалист премии «Ясная поляна».

В мой мир

Миф: Белый верх - черный низ идет всем.

На самом деле : как мы уже говорили, чтобы носить такого рода контрасты необходимо самому обладать контрастной внешностью . При контрастной внешности такое сочетание выглядит хорошо, при остальных - не очень и требует различных хитростей в "приручении".

Почему же появился такой миф? Белый верх-черный низ в официальном стиле относится к категории так называемых корпоративных цветов, либо униформы. Про такого рода цвета стоит поговорить отдельно - эта информация скорее на уровне психологии и восприятия.

В определенных компаниях принят цветовой дресс-код.

То есть сотрудники обязаны носить либо форму, либо просто одежду определенных цветов. Часто эти цвета "неудобоваримые" - черный и белый, кислотный синий, ярко-красный итд. Задача такого рода одежды - обезличить человека. То есть, пока он на работе - он сотрудник фирмы, а другие его качества не очень важны. Иногда это обосновано статусом: Например, врач - прежде всего врач - у него ответственная и стрессовая профессия - там не до креативности и подчеркивания индивидуальности.

Иногда ношение одежды определенного цвета обосновано спецификой работы - чтобы не перепутать работника с клиентом (продавцы-консультанты, например). Хотя хватило бы и аксессуара -платок или галстук,или фартук, например.

источник картинкиhttp://www.bellasugar.com/Tour-Lush-Cosmetics-SF-22792773

Иногда цветовой дресс-код не обоснован спецификой профессии и служит якобы "для осознания работником того, что он на работе", что иногда приводит к противоположным результатам.
Психологами доказано, что в определенной одежде человек себя чувствует по-другому. Только ими же доказано, что если одежда ему сильно не нравится, он начинает нервничать и плохо концентрируется. Поэтому, кстати, теперь к разработке формы подходят более обдуманно, взвешивают все за и против, учат теорию цвета и психологию, иногда даже приглашают стилистов. Что же касается людей творческих профессий, которые должны фонтанировать идеями по роду своей деятельности - то для них форма тоже не лучший выбор. Как было сказано раньше, форма стирает личность в некотором роде. Нет личности - нет созидательности и новых идей, есть лишь механическое исполнение.

В истории белый верх-черный низ появился в начале 20 века как форма обслуживающего персонала - секретарей, клерков, официантов - то есть как раз-таки, людей, исполняющих поручения.

Что касается конкретно выбора черно-белого комплекта в офисном стиле, то при наличии выбора (например, в фирме офисный стиль, но цвета могут быть любые, кроме кричащих), на мой взгляд, лучше обратить свое внимание на более интересные сочетания - образ будет интереснее и креативнее. Хотя бы использовать вместо белого любой другой оттенок или использовать серый, синий или бежевый как базовые цвета.

Собственно, идей интересных сочетаний цветов в офисном стиле можно найти кучу.

Если уж обязательно носить белый верх-черный низ, а внешность не контрастная - не забываем про аксессуары. И про то что у белого и черного есть оттенки тоже. Например, тут вы видите не белый и черный в чистом виде, а off-white (неяркий белый) и charcoal (иссера-черный, если можно так выразиться)

А я лучше расскажу о том, что в бизнес среде тоже действует психология цвета. Не во всех профессиях все цвета приемлимы - тут зависит от специфики работы. Например, преподавателям рекомендуют выбирать одежду успокаивающих цветов, черным тоже не стоит увлекаться, особенно если работаешь с детьми. Другое дело, что этим рекомендациям мало кто следует =(.

Однако интереснее, что бывают "статусные цвета". Например, посмотрим на костюмы президентов - они носят черное, темно-синие и темно-серое вне зависимости от своего типа внешности.

Вот например, Бараку Обаме больше идет коричневый, поскольку он "осень"... (

Однотонные светлые кухни нравятся далеко не всем: они могут казаться скучными. Сочетания цветов расширяют дизайнерские возможности. Правильно подобрав цвета, можно создать динамичный, энергичный дизайн и зонировать пространство. Агрессивные контрасты зачастую эффектно выглядят, но могут раздражать, поэтому лучше использовать мягкие сочетания и цветовые переходы для оптического изменения пропорций помещения. Предлагаем фото кухонь со светлым низом и темным верхом.

Пастельные тона лучше всего подходят для тесных помещений. Это хороший выбор для комнат несимметричной формы. Также имеет смысл выполнить дизайн кухни в пастельных тонах, если окна выходят на северную сторону и не хватает естественного света. Неяркое однотонное оформление универсально, скрадывает недочеты планировки. Главное – подобрать все элементы интерьера в единой стилистике.

Фото кухни с белым низом, темным верхом

Светлые и темные тона в интерьере – это далеко не всегда только контрастная бело-черная гамма. Вариантов множество, и все зависит только от личных предпочтений владельцев помещений. Однако есть некоторые правила колористики, которых следует придерживаться, чтобы дизайн был не только эстетичным, но и психологически комфортным:

Светлый тон в дизайне кухни

  • Если в дизайне кухни превалирует светлый тон, нужно акцентировать внимание на ярких деталях. Вариант – добавить элементы, отличающиеся по цвету. Это придаст выразительности интерьеру, поможет выделить нужные зоны. Предлагаем фото:

Светлое оформление с контрастными элементами

  • Если в качестве основного цвета выбран темный, то следует тщательно продумать освещение комнаты. Темный подойдет для большой кухни, окна которой выходят на юг. Так, оформление «под дерево» темных оттенков создает атмосферу стабильности, покоя и даже некоторой консервативности. И все же, чтобы оно не казалось мрачноватым, желательно добавить 1-2 светлых поверхности.

Коричневый верх и белый низ – варианты сочетаний

  • Важна не только цветовая гамма, но и пропорции, оттенки. Избыток пастельных тонов «размывает» контуры, границы, а темных – визуально сужает пространство, из-за чего помещение кажется более тесным.

Фото минималистского интерьера: графитовый верх, молочный низ

  • В подборе цветов практически нет ограничений. Любая цветовая гамма может отлично смотреться, если удачно подобрать сочетания. Традиционно делают верх светлым, а низ темным, однако всегда есть место разнообразию: обратное сочетание имеет свои преимущества и выглядит не менее впечатляюще.

Эффектные сочетания – яркий верх и нейтральный низ

  • Белый и черный в интерьере прекрасно уживаются друг с другом. Можно использовать только эти два цвета, а можно добавить и третий. Все варианты хороши, если тщательно продуманы акценты.

Фото маленькой черно-белой кухни

Приемы выполнения кухни в светлых тонах

О влиянии цвета на настроение человека известно давно. Психологи даже рекомендуют использовать хромотерапию для регуляции внутреннего состояния – успокоения, активизации мышления или ощущения прилива жизненной энергии. При оформлении помещения можно выбрать классические оттенки и разбавить их элементами подходящих тонов.

Белый, бежевый, оттенки кофе с молоком, слоновой кости отлично сочетаются с любыми цветами. Акцентировать внимание на отдельных зонах и добиться эффекта хромотерапии можно с помощью других тонов.

Так, бордовый будет элегантно выглядеть и повысит тонус, улучшит аппетит, ускорит обмен веществ. Оранжевый настроит на оптимистичный лад, поможет в творческой деятельности. Желтый успокаивает, активизирует интеллектуальный потенциал. Синий и зеленый способствуют контролю над эмоциями, а фиолетовый помогает настроиться на обучение, размышления.

Фото красно-белого гарнитура на светлом фоне

Чтобы добиться желаемого эффекта, следует придерживаться нескольких правил оформления светлой кухни:

  • Отделка стен. Стены в пастельных тонах – отличный вариант для тех, кто хочет скрыть недостатки помещения. Чтобы избежать однообразия, можно добавить темные или яркие детали – фартук, предметы мебели, аксессуары.
  • Мебель. В светлой кухне будут роскошно смотреться гарнитуры с верхним рядом шкафов, выполненных в бордовом, желтом, оранжевом, синем, зеленом, сером и даже черном тонах.
  • Бытовая техника. Если бытовые приборы будут стоять на виду, то лучше выбрать технику серого, черного цвета, с металлическим блеском. Уместны яркие акценты.

Светлая отделка стен плюс коричневые и яркие детали

Черно-белый контраст в интерьере

Черно-белый дизайн – это беспроигрышный вариант для ценителей классики. Белый символизирует чистоту, открытость, свежесть, новизну. Он положительно влияет на настроение и самочувствие, способствует раскрытию творческого потенциала. Черный – цвет сдержанности, размышлений, отдыха, но его избыток может вызвать хандру, состояние угнетенности и даже депрессию. Важно правильно распределить цвета.

Определите доминантный цвет. Если это будет белый, то он расширит пространство, добавит воздуха и света. В таком случае черные детали помогут разграничить помещение, разделить его на функциональные зоны или просто расставить акценты.

Решите, какие цвета используете для отделки потолка, стен, фартука, столешницы и гарнитура. Часто для верхнего и нижнего ряда шкафов выбирают разные фасады. Обычно навесные шкафчики делают белыми, а напольные тумбы – черными, но никто не запрещает перевернуть представления об эстетике, поменяв их местами.

Черные навесные шкафы и белые тумбы – контрастный низ и верх

При разработке дизайн-проекта вам помогут наши фото и простые правила:

  • Основной цвет для маленькой кухни – белый. Его лучше использовать для оформления потолка, стен, оконных проемов. Очень рискованно делать белый пол. Это может создать необычные эффекты, но с учетом маркости покрытий лучше все-таки выбрать отделку либо черную, либо светлую, но другого оттенка.

  • Роскошно смотрится черный гарнитур с глянцевыми поверхностями на фоне светлого пола. Дизайн можно дополнить стеклянным столом, белыми стульями, узорчатыми текстильными элементами. Будет уместен декор – вазы, картины, цветы, как на фото ниже.

  • Белый гарнитур и черный фартук – то, что нужно для людей, стремящихся к индивидуализации интерьера в рамках классической традиции. Дополнить образ можно с помощью черной бытовой техники, стульев. Чтобы гарнитур визуально не сливался с отделкой пола, стоит выбрать темное, но не черное напольное покрытие. Хороший вариант – под дерево.

  • Обратный вариант – черный гарнитур и белый фартук в светлой кухне – тоже неплохо смотрится. Дополнить дизайн можно элементами «под дерево». Пример – на фото.

  • «Шахматная доска» на полу – распространенный дизайнерский прием, но его популярность не делает его менее актуальным. Это отличный вариант, если гарнитур будет полностью выполнен в белом цвете. Допустимы черные элементы в меблировке, но их не должно быть слишком много. На фото ниже предложен рискованный вариант, который подойдет далеко не для каждого помещения.

  • Доминирующий черный цвет будет уместен в просторном помещении с хорошим освещением. Однако полностью красить стены в черный опасно: можно создать эффект замкнутого, слишком тесного и мрачного пространства. Зато темно-серый – хорошее решение. Взгляните, как это выглядит на фото.

Серые стены, черная и белая мебель

  • Белый верх и черный низ – изысканно, элегантно и… банально. Почему бы не поэкспериментировать с сочетаниями? Это поможет сделать интерьер менее консервативным, но по-прежнему утонченным.

Яркие акценты для светлого фона

В светлой кухне уместны темные и яркие детали. Они помогают расставить акценты и избежать эффекта больничной палаты. Потолок и стены можно выполнить в белом, молочном, бежевом цвете. Это оптически увеличит кухню, сделает ее более комфортной.

Фото кухни с темными и полупрозрачными деталями

Эффектно смотрится яркая отделка стен в сочетании с белоснежным гарнитуром, светлым низом и черной бытовой техникой. Красный, белый, черный идеально гармонируют друг с другом, а интерьер в целом выглядит красиво и изысканно. Для пола лучше выбрать покрытие «под дерево». Предлагаем фото удачного дизайна.

Красный верх и светлый низ

Если для стен и потолка выбраны пастельные оттенки, стоит тщательно продумать освещение и разбавить интерьер другими цветами. Это может быть бытовая техника, мебельная фурнитура «под металл», декоративные элементы. Такой дизайн кухни с большими окнами создаст ощущение безграничного простора, покоя, душевного комфорта. Главное – избегать перенасыщения интерьера контрастными деталями.

Яркие акценты для светлой кухни

Белоснежная кухня с контрастными деталями может стать источником вдохновения для поклонников необычных сочетаний. Добиться эффекта «технологичности» интерьера можно с помощью подсветки рабочих поверхностей, аксессуаров, цветовых акцентов. Низ стоит сделать «теплее». Древесные тона отделки пола немного «приземляют», успокаивают. Столешница под мрамор добавит ощущение стабильности. Как это выглядит, можно увидеть на фото.

Фото оформления светлой кухни

Если стены, пол, фартук, напольные тумбы выполнены в пастельных тонах, имеет смысл верх гарнитура сделать темным и добавить один, но выразительный контрастный акцент. Шикарно смотрится отделка части стены обоями с черными полосами, а фасады настенных шкафов можно украсить светлым рисунком. Интерьер будет казаться строгим, но гармоничным.

Яркая деталь на черно-белом фоне

Отлично смотрится светлая кухня, верх которой выполнен в ярких тонах. Такой эффект достигается применением разных цветов для отделки стен. Стену над гарнитуром и кухонный фартук делают яркими, а остальные детали – белыми. В подобном дизайне уместны темные элементы. Пример – на фото.

Контрастная стена – более темный верх

Темный верх и светлый низ актуальны для интерьеров, выполненных в «русском стиле». Белые фасады гарнитура оптически раздвинут стены тесной кухни, а темные поверхности уравновесят пространство, добавят динамичности. Верх можно дополнить ярким узором под гжель, а низ оставить светлым, как на фото.

Маленькая кухня в «русском стиле»

Классические кухни в светлых тонах

Классика в дизайне интерьера – довольно размытое понятие, но при желании всегда можно выполнить оформление линейной или угловой кухни в классическом стиле, в котором глянец пластика и стекла будет органично сочетаться с утонченным рисунком натурального дерева. Ограничений не так уж и много.

Темный верх и светлый низ: декор потолка

К классическим интерьерам тяготеют люди, приверженные семейным ценностям. Это отличный вариант для уравновешенных людей, стремящихся к стабильности, покою. В зависимости от личных предпочтений всегда можно добавить элементы других стилей. Главное – избегать резких контрастов и кричащих оттенков.

Классика со средиземноморскими элементами: солидный темно-синий низ и невесомый белоснежный верх

Основные принципы создания дизайн-проекта помещения в классическом стиле:

  • Материалы. Классика автоматически ассоциируется с деревом, камнем, тяжелым текстилем. Все это роскошно смотрится, но обходится слишком дорого. Чтобы удешевить оформление кухни, можно выбрать композитные и синтетические материалы, имитирующие натуральные. Главное – презентабельный внешний вид.

  • Основная цветовая гамма. К классическим тонам относят белый, черный, беж, бордо, темно-зеленый. Но это вовсе не означает, что владелец помещения ограничен в выборе. Можно использовать любые сдержанные оттенки. Важно соблюдать меру, чтобы верх и низ кухни казались уравновешенными.

  • Цвета-компаньоны. Однотонные интерьеры необходимо разбавлять цветными деталями. Для белой классической кухни хорошо подойдут элементы золотистого, бронзового, серебристого цветов. Позолота выглядит чересчур вычурно, поэтому ее лучше использовать умеренно. А вот для бронзы ограничений нет. Ее применяют для декора сантехники, мебели, светильников.

Цвета-компаньоны: серебристый верх

  • Декор. Резьба по дереву, лепнина и художественная ковка всегда в моде. Но с каждым годом цены на вычурный декор ручной работы только растут, поэтому и здесь имитация спасет положение. Дополнить дизайн можно портьерами и текстилем со стилизованной вышивкой и декоративными кистями, бахромой.

Классическая кухня: белый низ и более темный верх

Кухонная мебель оттенков белого

Белый цвет чаще всего ассоциируется со свежевыпавшим снегом. Однако слепящая стерильная белизна – далеко не единственный вариант. Существует масса оттенков:

  • фарфоровый – чуть сероватый с глянцевым блеском;
  • морозный – цвет льда с голубоватым отблеском;
  • снежный – близкий к морозному, но светлее;
  • опаловый – матовый белый цвет;
  • слоновой кости – светлый с легкой желтизной;
  • «лунный» — немного светлее оттенка слоновой кости;
  • молочный – с чуть заметным бежевым оттенком;
  • белый шоколад – более темный оттенок молочного;
  • кокосовый – матовый оттенок, напоминающий внутреннюю поверхность плода кокоса;
  • алебастровый – сероватый;
  • мучной – с легким сероватым оттенком.

Кремовый гарнитур с темным верхом и светлым низом

Для оформления кухни можно выбрать любой мягкий оттенок, лишь бы он гармонично смотрелся на фоне отделки пола, потолка и стен. Белизну мебели хорошо подчеркивает более темный верх – люстра, лепнина, вытяжка или отделка части стены. Также можно выделить низ, постелив контрастное напольное покрытие или уложив плитку.

Светлый верх и темный низ

Помимо эстетических предпочтений, есть еще несколько причин выбрать оттенок белого для кухонной мебели:

  • Расширение пространства. Это лучший выбор для вытянутых узких кухонь, помещений с низкими потолками.
  • Стилистическая универсальность. Нет такого стиля, в который не впишется белый цвет.
  • Практичность. Светлые поверхности быстро пачкаются – факт, однако мебельные фасады и так приходится часто мыть. Белый верх даже удобнее глянцевого темного, т.к. на нем не остаются следы от пальцев и меньше видны разводы.
  • Дешевизна. Мебель и отделка белого цвета обычно обходятся дешевле цветных.
  • Безупречный основной тон. В такой дизайн впишутся любые яркие детали.

Я обычный частнопрактикующий юрист. Большую часть рабочего времени я ношу классический мужской деловой костюм: пиджак и брюки. Я люблю очень чёрные костюмы и очень белые рубашки. Галстук надеваю редко, по настроению. Меня изрядно задолбали продавцы деловых костюмов.

Купить костюм чёрного цвета из однотонной ткани - это целый квест. Таких костюмов в продаже нет. Есть какие угодно: серые, зелёные, коричневые, красные с чёрным отливом, синие с зелёным, серые с голубым, фисташковые с манговым, сливочные с шоколадным, персиковые с ананасным. Фактура ткани поражает воображение не меньше, чем цвета. Ткань бывает в крапинку, в полосочку, в клеточку, в ромбик, в кружочек, в треугольничек, в завитушечки и во что угодно.

Больше всего радует реакция продавцов. Когда просишь в магазине костюм чёрного цвета из однотонной ткани, глаза «менеджеров торгового зала» распахиваются до размеров зеркала в примерочной. В зависимости от воспитанности продавцов мне либо мягко намекают, либо в лоб режут правду-матку: чёрные костюмы из однотонной ткани сейчас не носят даже распоследние отсталые колхозники-ретрограды. Это, видите ли, не модно. А все носят вот это разноцветное нечто, которое тут висит и продаётся. Взгляд продавщиц при этом выражает целую гамму чувств: недоумение, жалость, сочувствие, презрение, превосходство.

Вопрос о «модно - не модно» мы благоразумно опустим. Откровенно признаюсь: не имею никакого понятия о том, что и где модно. Даже не буду спрашивать, откуда и какое понятие о моде может имеет среднестатистическая дама, работающая продавцом в магазине одежды в довольно провинциальном городе, одетая в китайский ширпотреб, с напрочь убитыми волосами и накрашенным под матрёшку лицом. Мне на всё это наплевать. Я просто хочу чёрный костюм.

Должен отметить, я не какой-то там костюмный ортодокс. Хорошо, когда есть выбор. Хорошо, когда много фасонов и расцветок. Кому нравятся все эти странные цветные вещи, по какому-то недоразумению пошитые в виде костюмов, - пусть носят на здоровье. Но я хочу чёрный. Если у вас ультрамодный магазин, просто скажите, что чёрных нет. Не нужно мне читать лекции о моде, а потом упорно пытаться впарить нечто серо-коричнево-блестящее, именуемое на ценнике костюмом по какому-то явному недоразумению.

Ура, квест пройден! В пятом-шестом по счёту магазине обнаруживается нечто, что можно с высокой степенью достоверности считать чёрным костюмом из почти однотонной ткани. Размер мой, рост мой, фасон мой. Берём!

Через два месяца ткань начинает вытираться, швы ползут, пуговицы отваливаются, подкладка и карманы рвутся.

Я не сплю в костюме и не играю в нём в баскетбол. Ношу, чередуя с другим. Пиджаки протираются на левом плече и на груди с левой стороны из-за ремня безопасности, воротник и лацканы пиджаков портит пальто. Брюки протираются именно там, где вы и подумали, а также в районе карманов - есть у меня привычка руки в карманах держать. Два месяца - и иди за новым костюмом.

Я неплохо зарабатываю и не рассчитываю на то, что один костюм будет служить мне пять лет подряд. Но платить по 300–400 евро за то, что стыдно одевать через два месяца, я считаю перебором.